В ДОУ - это комплексная система мер, взаимосвязанных между собой, в основе которой - научные достижения и педагогический опыт (в т. ч. и прогрессивные идеи). Она направлена на профессиональных умений, навыков воспитателя и всего педагогического коллектива.

Направления работы

В дошкольных учреждениях уже сформировались способы повышения уровня мастерства педагогов. Но часто между различными видами методической работы в ДОУ нет четкой взаимосвязи. Поэтому задачей заведующей детского сада и методиста является формирование единой системы и поиск эффективных, доступных методов мастерства.

  • воспитательное - повышение квалификации воспитателей в теоретическом плане и овладение современными методиками взаимодействия с детьми;
  • дидактическое - получение знаний по повышению эффективности работы детского сада;
  • психологическое - проведение занятий по психологии (общей, возрастной, педагогической);
  • физиологическое - проведение занятий по физиологии и гигиене;
  • техническое - воспитатель должен уметь применять ИКТ в своей работе;
  • самообразовательное - чтение специальной литературы, посещение семинаров на актуальные темы.

Такое большое разнообразие направлений методической работы в ДОУ нуждается в подборе наиболее эффективных форм взаимодействия с педагогическими кадрами.

Формы проведения

Они подразделяются на две группы: индивидуальные и групповые.

  1. - высший орган руководства всего воспитательно-образовательного процесса. Решает конкретные задачи.
  2. Консультирование - воспитатель может получить консультацию на интересующий его вопрос.
  3. Семинары - на них идет обсуждение определенной тематики, могут приглашаться специалисты из других учреждений. А на семинарах-практикумах проводится совершенствование умений педагогов.
  4. Открытое занятие.
  5. Деловые игры - имитация принятие каких-либо важных решений в разных ситуациях.
  6. "Круглый стол".
  7. Педагогическая газета - объединение коллектива при помощи творчества.
  8. Творческие микрогруппы - они организуются для поиска эффективных методов работы.
  9. Работа над общей для всех методической темой.
  10. Самообразование воспитателей.

Желательно использовать все формы организации методической работы в ДОУ (которых больше вышеперечисленных), чтобы достичь наиболее эффективных результатов.

Вывод

Методическая работа - это один из важных аспектов, которому нужно уделять внимание. При правильной организации, не без участия заведующей и методиста, она способна мотивировать педагогов к профессиональному росту. Поэтому ведется поиск новых, нестандартных форм для повышения квалификации. Это не значит, что традиционные будут не нужны. Только в сочетании с устоявшимися и современными методиками можно создать профессиональный и сплоченный педагогический коллектив.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

1. ТИПЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОУ

3. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ДОУ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Методическую деятельность обычно определяют как деятельность по обобщению и распространению педагогического опыта.

В педагогической практике сложилась целая система методических служб разных уровней. Например: городская, окружная (районная) методические службы и методическая служба учреждения образования (школа, детский сад). В дошкольном образовательном учреждении методическую работу осуществляет старший воспитатель или заместитель заведующего по воспитательной работе.

Задача методической деятельности заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива.

Опыт показывает, что большинству педагогов, особенно начинающих, всегда необходима помощь -- со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей ДОУ, со стороны профессионального методического сообщества. В настоящее время эта потребность многократно усилилась в связи с переходом на вариативную систему образования. Педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы грамотно и осознанно строить целостный учебно-воспитательный процесс, учитывая в практике обучения и воспитания многообразие интересов и возможностей детей.

Методическая работа в дошкольном учреждении -- комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми.

1 . ТИПЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОУ

методическая работа воспитатель дошкольный

Для эффективности педагогического процесса необходим постоянный поиск новых, более результативных методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания образования. Именно методической деятельности отводится главенствующая роль в создании и внедрении в практику наиболее эффективных методов воспитания и обучения детей.

Методическая деятельность представляет собой специфический тип образовательной деятельности, содержанием которой является системное единство создания метода, его апробации, внедрения метода (получение методик), применение методик.

Методическая деятельность, включает в себя три «пространства деятельности»: пространство создания методов, пространство распространения и внедрения методов (получение методики), пространство применения методик.

В процессе методической деятельности эти пространства связаны между собой в 3 типа методической деятельности, являющиеся единой цепочкой определенных элементов, в которой каждый этап имеет конечный продукт: метод, методика, гарантированный результат. Это наглядно представлено в представленной схеме.

ТИПЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ориентируясь на данную схему, можно выделить основные действия методиста (старшего воспитателя) в каждом из этих пространств.

При создании, поисках методов работы с детьми используются: изучение используемых методов в практике, наблюдение, описание, сравнение, выявление закономерностей, экспертное заключение о значимости и т.д.

При внедрении метода в работу педагогов старший воспитатель информирует, обучает, распространяет, организует опытно-экспериментальную работу и воспроизведение данного метода и т.д.

При применении методики, метода основной упор делается на контроль за реализацией основных положений и коррекцию данной методики Тавберидзе В. А., Калугина В. А. Диагностика и критерии оценки деятельности воспитателя в ДОУ: организация управления методической работой. - М.: Школьная пресса, 2008, с. 5-6..

Деятельность старшего воспитателя направлена на решение приоритетных и неотложных задач. Поэтому проектировать, определять ее содержание необходимо по всему составу функций управления: информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-диагностической и регулятивно-коррекционной.

Попытаемся наполнить эти функции содержанием деятельности старшего воспитателя. Оно должно дополняться с учетом специфики, особенностей работы каждого конкретного детского сада (см. таблицу) Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. - М.: ТЦ Сфера, 2007, с. 15..

В каждом детском саду ежегодно планируется методическая работа с кадрами. Важно напомнить, что в настоящее время нужно говорить о системе методической работы, модернизации ее задач, содержании. И здесь есть как общее, так и специфическое.

К общему относится выстраивание системы методической работы в трех плоскостях.

1. По отношению к конкретному педагогу, где главной задачей является формирование индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности воспитателя. Поэтому методическая работа в детском саду должна быть нацелена на обогащение знаний педагога, развитие у него мотивов творческой деятельности, развитие педагогической техники исполнительского искусства.

2. По отношению к педагогическому коллективу детского сада, методическая работа решает задачи формирования коллектива единомышленников. Она направлена на выработку педагогического кредо, традиций коллектива, на организацию диагностики и самодиагностики, контроль и анализ учебно-воспитательного процесса, на выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта. В настоящее время важно приобщение коллектива к научно-экспериментальной работе.

3. Методическая работа в детском саду строится по отношению к общей системе непрерывного образования, что предполагает творческое осмысление нормативно-правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики. В каждом детском саду дифференцированно строится система повышения квалификации педагогов через самообразование и все формы методической работы.

Выстроить систему методической работы можно на основе анализа достигнутых результатов ДОУ: результатов учебно-воспитательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов, зрелости и сплоченности педагогического коллектива, конкретных интересов, потребностей и запросов воспитателей. Для руководителя всегда актуален поиск и выбор оптимального варианта методической работы. При этом необходимо учитывать разносторонний характер ее содержания и разнообразие форм и методов работы с кадрами.

Чтобы оценить систему методической работы в дошкольном учреждении, необходимо выделить критерии оценки. Их количество может быть разное и зависеть от конкретного детского сада, но наиболее общие нужно учитывать всегда.

Первый критерий результативности методической работы можно считать достигнутым, если результаты развития детей растут, достигая оптимального уровня для каждого ребенка или приближаясь к нему за отведенное время без перегрузки детей.

Второй критерий рациональных затрат времени. Экономичность методической работы достигается там, где рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование, во всяком случае, без перегрузки педагогов этими видами деятельности.

Третий критерий стимулирующей роли методической работы заключается в том, что в коллективе наблюдается улучшение психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов в их удовлетворенности результатами своего труда.

Важно помнить, что истинная оценка эффективности методической работы дается по конечному результату, а не по числу разнообразно проведенных мероприятий Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М.: Творческий центр «Сфера», 2003, с. 64-65..

3 . ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ДОУ

Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп:

- групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.);

- индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.). Рассмотрим основные формы методической работы.

Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему, руководитель должен учитывать их оптимальное сочетание между собой. Хочется напомнить, что структура системы для каждого дошкольного учреждения будет разной, неповторимой. Эта неповторимость объясняется конкретными для данного учреждения как организационно-педагогическими, так и морально-психологическими условиями в коллективе Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада. М.: Просвещение, 1990, с. 36 с..

Педагогический совет является одной из форм методической работы в ДОУ. Педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом ставит и решает конкретные проблемы дошкольного учреждения.

Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам воспитателей и т.д.

Любая консультация требует от старшего воспитателя подготовки и профессиональной компетентности.

Основные консультации планируются в годовом плане работы учреждения, однако отдельные проводятся по мере необходимости.

Используя разные методы при проведении консультаций, старший воспитатель не только ставит задачи передачи знаний педагогам, но и стремится сформировать у них творческое отношение к деятельности.

Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в детском саду.

В годовом плане дошкольного учреждения определяется тема семинара и в начале учебного года руководитель составляет подробный план его работы.

Развернутость плана с четким указанием времени работы, продуманностью заданий привлечет внимание большего количества желающих принять участие в его работе. На первом же занятии можно предложить дополнить этот план конкретными вопросами, на которые воспитатели хотели бы получить ответ.

Руководителем семинара может быть заведующая или старший воспитатель, приглашенные специалисты. К проведению отдельных занятий можно привлекать воспитателей, специалистов, медицинских работников. Главной задачей семинаров-практикумов является совершенствование умений педагогов, поэтому обычно их ведут воспитатели, имеющие опыт работы по данной проблеме.

Все чаще поднимается вопрос о необходимости обучения родителей, особенно молодых мам, методам личностно-ориентированного общения с ребенком-дошкольником. Поэтому организация семинара-практикума для родителей -- важная форма работы. К проведению такого семинара могут привлекаться разные специалисты, которые расскажут, какую игрушку предпочтительнее купить своему малышу; они же научат, как организовать игру. Можно устроить вечер игр детей и взрослых, в котором руководитель семинара будет внимательным советчиком и наблюдателем. О своих наблюдениях, заметках он расскажет родителям на следующем занятии и даст конкретные рекомендации относительно методов индивидуального общения с ребенком.

Семинар не ограничен определенными рамками времени и не связан с постоянным местом проведения. Семинар можно считать эффективным, если он помогает быстро и своевременно вносить изменения в учебно-воспитательный процесс.

Большую роль в результативности семинара играет правильно организованная подготовка к нему и предварительная информация. Тематика семинара должна быть актуальна для конкретного дошкольного учреждения и учитывать новую научную информацию.

Если семинар длительный, то хорошо подготовить памятку участникам семинара, в которой указать тему, место и порядок проведения, перечень вопросов, над которыми необходимо подумать, обязательный перечень литературы, с которой полезно предварительно познакомиться. Важно продумать методы и формы включения всех участников семинара в активное обсуждение темы. Для этого используются и ситуативные задачи, работа с перфокартами, обсуждение двух противоположных точек зрения, работа с нормативными документами, методы игрового моделирования и др. Руководитель семинара должен четко продумать задания по каждой теме занятия и оценку их выполнения. По окончании работы семинара можно оформить выставку работ педагогов.

У каждого воспитателя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство. Выделяют работу воспитателя, добивающегося наилучших результатов, его опыт называют передовым, его изучают, на него «равняются» Голицина Н. С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. - М.: «Скрипторий 2003», 2008, с. 74-75..

Передовой педагогический опыт -- это средство целенаправленного совершенствования учебно-воспитательного процесса, удовлетворяющее актуальные потребности практики обучения и воспитания.

Передовой педагогический опыт помогает воспитателю изучить новые подходы к работе с детьми, выделить их из массовой практики. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессионального мастерства. Передовой опыт зарождается в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом.

Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых достигнут этот результат. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении опыта в свою работу.

Передовой опыт -- самая быстрая, оперативная форма, разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, на изменяющуюся ситуацию воспитания. Рожденный в гуще жизни передовой опыт очень инструментален и при соблюдении ряда условий успешно приживается в новых условиях, он наиболее убедителен, привлекателен для практики, ибо представлен в живой, конкретной форме.

В силу такой особой роли передового опыта ежегодно в рамках методической работы в детских садах проводятся открытые показы, на которых и представляется лучший опыт работы по одному из направлений дошкольной педагогики.

Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогического творчества. Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей:

Пропаганда опыта;

Обучение педагогов методам и приемам работы с детьми и т.д.

Планируя методическую работу, необходимо использовать все виды обобщения педагогического опыта. Кроме того, имеются разнообразные формы распространения опыта: открытый показ, работа в паре, авторские семинары и практикумы, конференции, педагогические чтения, недели педагогического мастерства, день открытых дверей, мастер-классы и т.д.

Практика показывает, что изучение, обобщение и внедрение педагогического опыта является важнейшей функцией методической работы, пронизывающей содержание и все ее формы и методы. Значение педагогического опыта трудно переоценить, он обучает, воспитывает, развивает педагогов. Будучи по существу теснейшим образом связан с прогрессивными идеями педагогики и психологии, основанный на достижениях и закономерностях науки, этот опыт служит наиболее надежным проводником передовых идей и технологий в практику ДОУ Тавберидзе В. А., Калугина В. А. Диагностика и критерии оценки деятельности воспитателя в ДОУ: организация управления методической работой. - М.: Школьная пресса, 2008, с. 92-93..

В настоящее время деловые игры нашли широкое применение в методической работе, в курсовой системе повышения квалификации, в тех формах работы с кадрами, где цель не может быть достигнута более простыми, привычными способами. Положительно то, что деловая игра является сильным инструментом формирования личности профессионала, она помогает наиболее активизировать участников для достижения цели.

Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.

В целом игры, с их многосторонним анализом конкретных ситуаций, позволяют связывать теорию с практическим опытом.

Подготовить и провести деловую игру -- процесс творческий. Поэтому конструирование деловой игры носит на себе отпечаток личности автора. Зачастую, взяв модель уже разработанной деловой игры, можно изменить отдельные ее элементы или полностью подменить содержание без изменения модели.

Если деловая игра используется с целью обучения, то необходимо помнить, что она не может предварять семинары и спецкурсы, практические занятия. Она должна проводиться в конце обучения.

Непосредственная разработка материалов деловой игры включает в себя следующие этапы:

Создание проекта деловой игры;

Описание последовательности действий;

Описание организации проведения игры;

Составление задания для участников;

Подготовка оборудования.

«Круглый стол» - одна из форм общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения дошкольников круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость. Роль организатора «круглого стола» состоит в продумывании и подготовке вопросов к обсуждению, нацеленных на достижение конкретной цели.

В некоторых ДОУ используется интересная форма работы, объединяющая сотрудников - литературная или педагогическая газета . Цель: показать развитие творческих возможностей взрослых, а также детей и родителей. Воспитатели пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, оцениваются личностные качества, профессиональные качества, необходимые в работе с детьми, -- сочинительство, владение речевыми навыками -- образность высказываний и т.д.

Творческие микрогруппы возникли в результате поисков новых эффективных форм методической работы.

Такие группы создаются на исключительно добровольной основе, когда необходимо освоить какой-то новый передовой опыт, новую методику или разработать идею. В группу объединяются несколько педагогов на основе взаимной симпатии, личной дружбы или психологической совместимости. В группе могут быть один-два лидера, которые как бы ведут за собой, берут на себя организационные вопросы.

Каждый член группы сначала самостоятельно изучает опыт, разработку, затем все обмениваются мнениями, спорят, предлагают свои варианты. Важно, чтобы все это реализовалось в практике работы каждого. Члены группы посещают друг у друга занятия, обсуждают их, выделяют лучшие методы и приемы. Если обнаруживается какой-то пробел в понимании знаний или умениях педагога, то идет совместное изучение дополнительной литературы. Совместное творческое освоение нового идет в 3--4 раза быстрее. Как только поставленная цель достигнута -- группа распадается. В творческой микрогруппе неформальное общение, главное внимание здесь уделяется поисковой, исследовательской деятельности, с результатами которой в последующем знакомится весь коллектив учреждения.

Следующая форма - работа над единой методической темой. При правильном выборе единой методической темы для всего дошкольного учреждения эта форма делает целостными все другие формы работы по повышению мастерства воспитателей. Если единая тема действительно способна увлечь, захватить всех педагогов, то она выступает и как фактор сплочения коллектива единомышленников. Существует ряд требований, которые необходимо учитывать, выбирая единую тему. Эта тема должна быть актуальной и действительно важной для дошкольного учреждения, с учетом достигнутого им уровня деятельности, интересов и запросов педагогов. Должна быть тесная связь единой темы с конкретными научно-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом, накопленным практикой работы других учреждений. Эти требования исключают изобретение уже созданного и позволяют внедрять и развивать все передовое в своем коллективе. Сказанное не исключает и такого подхода, когда коллектив сам проводит опытно-экспериментальную работу и создает необходимые методические разработки. Практика показывает целесообразность определения темы на перспективу, с разбивкой крупной темы по годам.

Единая методическая тема должна проходить красной нитью через все формы методической работы и сочетаться с темами самообразования воспитателей Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. - М.: ТЦ Сфера, 2007, с. 45-47..

Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада. Систематическое совершенствование психолого-педагогических умений воспитателя и старшего воспитателя осуществляется на курсах повышения квалификации через каждые пять лет. В межкурсовой период активной педагогической деятельности идет постоянный процесс переструктурирования знаний, т.е. происходит поступательное развитие самого субъекта. Вот почему самообразование в период между курсами необходимо. Оно выполняет следующие функции: расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке; способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения.

В детском саду старший воспитатель должен создать условия для самообразования педагогов.

Самообразование -- это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.

Как процесс овладения знаниями оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью.

В процессе самовоспитания у человека развивается умение самостоятельно организовать свою деятельность по приобретению новых знаний.

Руководитель дошкольного образовательного учреждения так организует работу, чтобы самообразование каждого педагога стало его потребностью. Самообразование -- это первая ступенька к совершенствованию профессионального мастерства. В методическом кабинете для этого создаются необходимые условия: постоянно обновляется и пополняется библиотечный фонд справочной и методической литературой, опытами работы педагогов.

Методические журналы не просто изучаются и систематизируются по годам, а используются для составления тематических каталогов, помогают педагогу, выбравшему тему самообразования, познакомиться с разными взглядами ученых и практиков на проблему. Библиотечный каталог -- это перечень книг, имеющихся в библиотеке и расположенных в определенной системе.

На каждую книгу заводится специальная карточка, в которую записываются фамилия автора, его инициалы, название книги, год и место издания. На обратной стороне можно составлять краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге. В тематические картотеки включаются книги, журнальные статьи, отдельные главы книг. Старший воспитатель составляет каталоги, рекомендации в помощь занимающемуся самообразованием, изучает влияние самообразования на изменения в учебно-воспитательном процессе.

Однако очень важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению дополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты).

Это добровольное желание педагога. В методическом кабинете фиксируются лишь тема, над которой работает педагог, и форма и срок отчета. При этом форма отчета может быть следующей: выступление на педагогическом совете или проведение методической работы с коллегами (консультация, семинарское занятие и т.д.). Это может быть показ работы с детьми, в котором воспитатель использует полученные знания в ходе самообразования Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 83-85 с..

Подводя итог сказанному, подчеркнем, что формы самообразования многообразны:

Работа в библиотеках с периодическими изданиями, монографиями, каталогами;

Участие в работе научно-практических семинаров, конференций, тренингов;

Получение консультаций специалистов, практических центров, кафедр психологии и педагогики высших учебных заведений;

Работа с банком диагностических и коррекционно-развивающих программ в районных методических центрах и др.

Результатом этих и других видов работ педагога является процесс рефлексии полученного опыта и на его основе -- построение нового опыта Голицина Н. С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. - М.: «Скрипторий 2003», 2008, с. 95..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для руководителя дошкольного учреждения актуален поиск и выбор оптимального варианта работы детского сада. Коллектив каждого педагогического учреждения должен иметь свое лицо, должна быть индивидуальность в системе работы дошкольного учреждения.

Для этого необходимо использовать новые формы и методы работы с педагогами для повышения их заинтересованности в работе и творческой самоотдачи; искать пути нестандартного решения многих вопросов, возникающих в практике планирования работы дошкольного учреждения. Чтобы конечный результат был всегда высок и эффективен.

В современных условиях можно выстроить эффективную систему методической помощи воспитателю только со знанием конкретных особенностей каждого педагога. Ведь от работы руководителя с педагогами, зависит работа воспитателей с детьми. Главное - научить педагогический коллектив думать сообща над улучшением путей и средств воспитания. Воспитатель должен иметь педагогическую свободу, самостоятельность выбора наиболее эффективного в сложившейся ситуации варианта действия, обладать нравственными качествами доброты и отзывчивости, широтой и искренностью, порядочностью, с уважением относиться к окружающим.

И главная задача руководителя в этом плане - способствовать творчеству педагогов.

В работе с педагогами необходимо обеспечивать обратную связь, откровенный обмен мнениями, анализировать конкретные ситуации, принимать необходимые решения. Необходимо также учить культуре дискуссии, сплачивать коллектив, повышать уровень отношений между сотрудниками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 96 с.

2. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада. М.: Просвещение, 1990. - 215 с.

3. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М.: Творческий центр «Сфера», 2003.

4. Голицина Н. С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. - М.: «Скрипторий 2003», 2008. - 104 с.

5. Скоролупова О. А. Планирование как один из этапов работы в ДОУ. - М.: «Скрипторий 2003», 2009. - 101 с.

6. Тавберидзе В. А., Калугина В. А. Диагностика и критерии оценки деятельности воспитателя в ДОУ: организация управления методической работой. - М.: Школьная пресса, 2008. - 154 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости

Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, которые в наибольшей степени отражают особенности Вашей жизни в качестве молодого специалиста:

1. Поступление на работу в детский сад:

А. Не ищи зайца в бору - на опушке сидит.

Б. Ехал к вам, да заехал к нам.

В. Попался, как ворона в суп.

2. Посвящение в должность воспитателя:

А. Посла не секут, не рубят, а только жалуют.

Б. Летать летаю, а сесть не дают.

В. Напишешь пером, что не вывезешь волом.

3. Первый самостоятельный опыт:

А. Прежде веку не помрешь.

Б. Его пошли, да сам за ним иди.

В. Как ступил, так и по уши в воду.

4. Отношение к наставничеству:

А. Наука учит только умного.

Б. Болящий ожидает здравия даже до смерти.

В. Кабы знать, где упасть, так и соломки подостлал.

5. Проведение занятий с детьми:

А. Не бьет стрела татарина.

Б. Учи других - и сам поймешь.

В. Ехала кума неведомо куда.

6. Проведение режимных моментов:

А. День в день, топор в день.

Б. Жив, жив Курилка.

В. Что ни хвать, то ерш, да еж.

7. Родительские собрания:

А. Не трудно сделать, да трудно задумать.

Б. Первый блин комом.

В. Жаловался всем, да никто не слушает.

8. Участие в педагогических советах в ДОУ:

А. Живет и эта песня для почину.

Б. Стрелял в воробья, да попал в журавля.

В. Фасон дороже приклада.

9. Конец учебного года:

А. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что

доброго мастерства.

Б. За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают.

В. Вечер плач, а заутре радость.

Ключ к тесту

Если у Вас преобладают ответы:

"А" - у Вас сформированы устойчивые представления о себе как "идеальном педагоге" (каким бы Вы хотели стать), "потенциальном педагоге" (каким бы Вы могли стать) и "реальном педагоге" (как Вы себя оцениваете). Это позволяет Вам уже учиться у более опытных педагогов и успешно работать по выбранной специальности.

"Б" - у Вас недостаточно дифференцированы представления о себе как о реальном и потенциальном педагоге. Вы привыкли учиться и работать, не задумываясь над тем, что меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте посмотреть на себя со стороны - и увидите, что у Вас уже вырабатывается свой собственный, присущий только Вам, стиль педагогической деятельности.

"В" - У Вас занижена самооценка как самообразовательной, так и профессиональной деятельности. Это приводит к неуверенности в своих силах и пассивности. Попробуйте придумать себе идеальный образ себя - педагога и Вы убедитесь, что разница между Вашими возможностями и желаниями намного меньше, чем Вам кажется!

Стрессоустойчивость:

для ответов типа "А" - нормальная.

для ответов типа " Б" - неустойчивая.

для ответов типа "В" - свидетельствует о необходимости оказания психологической помощи в процессе адаптации к требованиям педагогической профессии.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Состояние методической службы в дошкольном образовательном учреждении. Руководство методической работой в условиях личностно-ориентированного подхода. Роль темперамента в профессиональной деятельности. Диагностика организации методической работы в ДОУ.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2010

    Психолого-педагогические основы организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Основные формы организации методической работы с педагогическим коллективом. Методика организации деловых игр в методической работе ДОУ.

    дипломная работа , добавлен 14.11.2013

    Задачи методической службы в дошкольном образовательном учреждении. Утверждение комплексной программы, соответствующей требованиям к содержанию, методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Осуществление методической работы с педагогами.

    реферат , добавлен 12.05.2011

    Особенности управления дошкольным образовательным учреждением, наблюдение за деятельностью заведующего и старшего воспитателя. Изучение вопросов организации различных форм методической работы с педагогическим коллективом образовательного учреждения.

    отчет по практике , добавлен 31.01.2011

    Понятие и сущность инноваций в образовании. Особенности методической работы в дошкольном образовательном учреждении. Модель организации методической работы в МДОУ детский сад № 4 г. Карталы. Обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

    дипломная работа , добавлен 08.11.2013

    Проблема дефицита квалифицированных методических кадров. Основные функции методической службы. Методическая работа в учреждении дополнительного образования детей, ее структура, цели и особенности организации. Основные элементы методической работы.

    реферат , добавлен 28.11.2010

    Организационно-теоретические основы работы методиста в дошкольном учреждении, его роли и значение для эффективности воспитательного процесса. Направления работы методического кабинета. Основные методы активизации деятельности воспитателей в детском саду.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2011

    Создание предметно-развивающей среды для организации работы по развитию конструктивной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Методические рекомендации и инструкции по осуществлению конструктивной деятельности в дошкольном возрасте.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2013

    Характеристика сущности, методов и форм методической работы. Инновационные аспекты в методической работе. Опыт преподавателя экономических дисциплин в применении инноваций в учебно-воспитательном процессе. Пути совершенствования методической работы.

    дипломная работа , добавлен 10.09.2010

    Педагогические условия организации работы по физической культуре детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. Развитие способностей ребенка в процессе воспитания и обучения. Оздоровительная физкультура в детском возрасте.

Для формирования и развития профессиональных знаний и умений педагогов, а также оценки достижений педагогов старшему воспитателю необходимо знать технологию методической работы, сущность которой заключается в выборе форм и методов своей деятельности.

Основные формы методической работы:

1. Ролевая игра. Это игровой процесс, в котором участвует группа педагогов, где каждый из них имитирует или деятельность педагога на заня­тии, или воспитанников, или заведующего и старшего воспитателя. Результатом этого процесса должны стать новые методические навыки и приемы, полученные всеми участниками. Например, начинающий педагог имитирует деятельность педагога стажиста-профессионала в процессе образовательной деятельности (на занятии) со всеми свойственными тому приемами. Ролевая игра предоставляет педагогам большие возможности по овладению приемами, требующими практиче­ской тренировки, приемами имитации и развивает умение действовать в новой ситуации.

2. Деловая обучающая игра. Примером такой игры может служить подготовка и ими­тация проведения образовательной деятельности (занятия) педагогами по одной и той же теме, но с разными возрастными группами детей. По оконча­нии игры необходим анализ проведенной деятельности.

3. Мастер-класс. Это одна из самых эффективных форм методической деятельности, где педагог-мастер передает на практике собственную педагогическую систему. Профессионализм такого педагога предполагает общую культуру, компетентность, широкую образованность, психологическую грамотность и методическую подготовленность.

4. Смотр-конкурс. Это способ проверки профессиональных знаний, умений, педагогической эрудиции, демонстрация и оценка творческих достижений педагогов. К тому же предоставляется возможность оценивать путём сравнения свои результаты с результатами других.

5. Дискуссия. Подразумевается обсуждение какого либо актуального вопроса. Активизирует творческую деятельность и инновационный потенциал педагогов. Самой дискуссии должна предшествовать подготовка. Прежде всего, определяется тема дискуссии, устанавливается, какие знания и умения в ходе ее должны получить педагоги. На основании этого старший воспитатель разрабатывает вопросы для дискуссии, составляет список литературы для самостоятельной подготовки к дискуссии, продумывают план ведения дискуссии и заключительное слово, в котором должно быть проанализировано всё сказанное и предложено решение поставленной задачи.

6. Дебаты. Данную форму предлагают Л.Н. Вахрушева и С.В. Савинова. Авторы рекомендуют применять данную форму при проведении педагогических советов и семинаров. Дебаты – технология, предложенная известным американским социологом Карлом Поппером. В рамках дебатов осуществляется обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога. Особенностью дебатов является возможность рассматривать одно и то же явление или факт с противоположных позиций, на основе чего самостоятельно, осознанно вырабатывать собственное мнение. Сложность дебатов заключается не столько в их проведении, сколько в огромной предварительной работе.

7. Организация творческих (проблемных) микрогрупп (по К.Ю. Белой). Они создаются не только при содействии старшего воспитателя, но и добровольно, когда необходимо освоить передовой опыт, новую методику или разработать перспективную идею. В группе могут быть один — два лидера, которые берут на себя решение организационных вопросов. Каждый член группы самостоятельно изучает закреплённый за ним вопрос, готовит краткую информацию. Затем все обмениваются мнениями, предлагают варианты, внедряют в практику своей работы. Организуются взаимные посещения педагогического процесса, обсуждение лучших приёмов и способов. Как только поставленная цель достигнута, группа распадается. С результатами работы знакомят весь коллектив детского сада.

8. Брифинг. Это встреча, на которой кратко излагается позиция по одному из злободневных вопросов. Она может проводиться руководителем или специалистом, который заранее готовится к ответу на вопросы по определённой теме и позволяет максимально активизировать воспитателей. Создаются две команды: одна задаёт вопросы, другая отвечает. Или организатор задаёт вопросы, педагоги отвечают.

9. Эстафета педагогического мастерства . Проводится в форме соревнования между несколькими группами педагогов, где один педагог начинает освещение проблемы, а следующие продолжают, вместе раскрывают её. Последний участник подводит итоги, делает выводы.

10. Творческая гостиная . Такая форма применяется для организации взаимодействия педагогов в соответствии с их интересами и предпочтениями. Создаётся обстановка свободного, непринуждённого общения.

11. Круглый стол. При обсуждении любых вопросов психолого-педагогического сопровождения дошкольников круговое размещение участников позволяет сделать их самоуправляемыми, поставить их в равное положение, обеспечить взаимодействие. Организатор «круглого стола» продумывает вопросы к обсуждению.

12. Мозговая атака. Это кратковременное разовое объединение группы педа­гогов, возникающее с целью овладеть конкретной методической идеей или приемом, либо чтобы найти новое решение создав­шейся учебно-методической проблемы.

Все эти формы организации методической деятельности объединяет стремление старшего воспитателя более полно реализовать, развить потенциальные возможности и способности каждого педагога, максимально активизировать про­цесс усвоения методических идей и приемов.

Уважаемые коллеги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в

Формы и методической работы в образовательном учреждении Существует множество форм методической работы в ОУ, они дополняют, в какой - то степени повторяют друг друга. Традиционно используемые: Педагогические совещания; Педагогические и методические советы; Консультации; Семинары и семинары - практикумы;


Профессиональные объединения в современном ДОУ. Цели: повышение профессиональной компетенции; разработка программ развития ", повышение эффективности проектно - исследовательской деятельности; подготовка программ экспериментов и др. управленческих задач.




ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА Основания объединения в группу единство интереса к проблеме; компенсаторные возможности; психологическая совместимость, взаимная симпатия. Цели творческой группы проектное решение конкретной большой по значимости и объему задачи; подготовка исследовательского проекта и его реализация; обеспечение исследования какого - либо вопроса, педагогических разработок с последующим представлением мотивированного заключения; создание условий для личного и профессионального развития педагогов, привлечение внимания к их поискам и находкам.


ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА Аналитическая группа. - временный коллектив, занимающийся « аналитико - прогнозирующей деятельностью. Состав: заведующий, ст. воспитатель. педагоги. Задача: анализ планов и концепций развития, прогноз результатов деятельности с целью создания эффективной системы образовательно - воспитательного процесса. « Исследовательская группа »- добровольное объединение педагогов. Задача: инновационная и проектная деятельность. Основа деятельности группы: потребность в исследовательской работе и способность к исследованию; наличие определенной темы для исследования; стремление к исследованию ранее не изученного; совпадение исследовательских интересов и способность к совместному действию: нестандартность мышления; свободный выбор темы исследования.


ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА Группа « Я »- позиции - группа педагогов, работающих над исследуемыми проблемами индивидуально (в силу особенностей характера, интересов и желаний). Задача: реализация « Я »- позиций педагогов, что позволяет продемонстрировать индивидуальные достижения в педагогике, методике, психологии, собственное новаторство, свои подходы к организации занятий и их содержанию. Основа деятельности группы: Проведение мастер - классов. Педагогические мастерские. Обобщение передового педагогического опыта.


ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА Творческая группа - добровольное объединение педагогов с общей целью - созданием " нового, никогда не существовавшего педагогического продукта, участвующая в творческой деятельности. Задача: разработка комплексно - целевых программ в ДОУ. Основа деятельности группы: потребность в творческой деятельности и способность к творчеству; осознание необходимости и важности дела, которое творчески внедряется в практику; демократичность, профессиональная и творческая совместимость; совпадение творческих целей и мотивов совместной деятельности; стремление к внедрению своих проектов; личная заинтересованность в активном использовании результатов творчества.


ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА Схема работы творческой группы 1. Изучение документов по проблеме. 2. Разработка анкет и диагностического пакета. 3. Работа с педагогами по теоретическим вопросам проблемы. 4. Перспективно - тематическое планирование. 5. Разработка и проведение консультаций, диспутов, круглых столов, семинаров - практикумов. 6. Проведение тематического дня, недели, месяца и подведение итогов. 7. Анализ деятельности за год по проблеме и составление плана на следующий год.


Психолого - педагогический консилиум: Совещаниеиливзаимная консультация специалистов (экспертов) в той или иной области, которые по заранее определенному набору параметров обсуждают и оценивают реальные возможности каждого ребенка в зоне ближайшего развития. Рекомендуется использовать в дошкольных образовательных учреждениях, где ведется инновационная работа по управлению качеством образования или по оптимизации педагогического процесса. (Педагоги - новаторы, педагог – психолог узкие специалисты) собираются 1-2 раза в год


Годичные команды педагогов. Управляемые объединения педагогов, сформированные на основе психологической совместимости. Решает те же вопросы, что и психолого - педагогический консилиум. (Педагоги - новаторы, педагоги - мастера, опытные, активные педагоги, узкие специалисты) Ежемесячно.


Школа профессионального мастерства. Профессиональное объединение педагогов, формирующееся на основедифференцированного подхода к уровню развития их мастерства. Имеется четыре ступени школы. Перваяступень: группа повышенного, внимания администрации. Включает в свой состав как малоопытных педагогов, так и тех, кто по каким - либо причинам не желает заниматься самообразованием, профессионально расти, а также тех, кто отказывается от участия в инновационной работе. Цель группы - стимулирование педагогов, работающих ниже своих возможностей.




Третьяступень: школа совершенствования профессионального мастерства. Объединяет педагогов, имеющих квалификационные категории. Цель работы - доведение их знаний и практических умений до уровня педагога - мастера. Четвертая ступень: школа высшегопедагогического мастерства. Объединяет педагогов - новаторов. Цель работы - повышение их знаний и практических умений в области научно - исследовательской деятельности, обучение методам ведения экспериментальной работы, помощь в освоении новых педагогических технологий.


Школа передового опыта. Имеет своей целью распространение опытаработы педагогов дошкольногообразовательного учреждения средимолодых специалистов, малоопытных педагогов, педагогов, не имеющих квалификационной категории. Ведущие формы работы: лекции, семинары, просмотры открытых занятий руководителя школы. Девиз школы - « Делай, как я!». индивидуальное наставничество и педагогическая студия (Варианты школы передового опыта). Руководителем студии назначается наиболее яркий педагог дошкольного учреждения, способный забыть о своих заслугах, регалиях и разговаривать с молодыми педагогами на равных. Ведущие формы работы: совместное обсуждение проблемы, наблюдение и анализ деятельности лучших педагогов, совместная разработка конспектов занятий и мероприятий. (Педагоги - новаторы, педагоги - мастера, опытные активные педагоги, опытные малоактивные педагоги, молодые специалисты) 1 раз в месяц


Педагогическое ателье или педагогическая мастерская. Педагогическое ателье - вызов традиционной педагогике. Его цель - познакомить воспитателей дошкольного учреждения с новыми технологиями, нетрадиционными формами работы. Как правило, педагог - мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно - образовательной системы и практическими способами ее реализации. Ведущие формы работы: совместное обсуждение концептуальной идеи педагога - мастера, выполнение индивидуально - практических заданий с прицелом на дальнейшее их использование в работе с детьми. (Педагоги - новаторы, педагоги - мастера, опытные активные педагоги, опытные малоактивные педагоги, молодые специалисты) По потребностям педагогов, не чаще 1 раза в месяц.


Мастер - класс. Разовая и одновременно выездная форма работы педагогов с целью распространения своего опыта среди других дошкольных, учреждений района, города. Основной метод - прямой и комментированный показ своей работы. (Педагоги - новаторы, педагоги - мастера, опытные активные педагоги, опытные малоактивные педагоги, молодые специалисты). По мере необходимости.


Творческие микрогруппы. Стихийные объединения двух - трех опытных педагогов с целью профессионального общения и обогащения опыта друг друга. Основное условие работы творческое микрогруппы - равенство возможностей педагогов. Цель создания - нахождение способа решения проблемы, разработки методики, модернизации плана работы, модификации учебного пособия, дидактического материала и пр.(Педагоги - новаторы, педагоги - м астера, опытные активные педагоги.) По мере необходимости до полного решения проблемы.


Кружки качества. Организуются по инициативе администрации для решения той или иной проблемы. Ведущий метод - « мозговая атака » или « мозговой штурм ». Обязательным условием при организации работы кружка является наличие хотя бы одного педагога, способного обучать коллег без участия администрации. О результатах работы кружка качества администрация ставится в известность руководителем кружка.(Педагоги - новаторы, педагоги - мастера.) По мере необходимости до полного решения проблемы.


Временные творческие коллективы. Создаются по инициативе администрации или опытного педагога для срочного решения какой - либо проблемы. Основной метод -« мозговой штурм ». Конечный продукт - сценарий праздника, конспекты занятий и др. (Педагоги - новаторы, педагоги - мастера, опытные активные педагоги.) По мере необходимости, невозможность перерыва деятельности до полного решения проблемы. Длительность работы от нескольких часов до 2-3 суток


Школа исследователя. Организуется для опытных педагогов с целью развития у них навыков исследовательской работы с детьми. Обязательно есть научный руководитель Педагоги - новаторы, педагоги - мастера, опытные активные педагоги. По мере необходимости. Длительность работы от 1 года до нескольких лет. Частота встреч - 1 раз в 1-2 месяца.


Временные научно - исследовательские коллективы. Создаются по инициативе администрации для разработки какого - либо фундаментального документа, требующего предварительного изучения и анализа ситуации, сбора данных через анкетирование или интервью, анализа и обобщения этих данных, изучения специальной литературы. Работа во временном научно - исследовательском коллективе требует хорошей научной подготовки. Его члены должны владеть методами классификации, систематизации, сравнения, обобщения, абстрагирования, индукции и дедукции. Временный научно - исследовательский коллектив имеет научного руководителя или консультанта и группу разработчиков. (Педагоги - новаторы, педагоги - мастера, опытные активные педагоги). По мере необходимости до полного решения проблемы.


Творческие лаборатории. Творческие лаборатории. Создаются с целью теоретической разработки и практического внедрения инновационного содержания дошкольного образования. Задачи: теоретическая разработка документа, апробация его на практике, отслеживание и анализ полученного результата, распространение опыта работы среди педагогов. (Педагоги - новаторы, педагоги - мастера, опытные активные педагоги, опытные малоактивные педагоги). По мере необходимости. Частота встреч - 1 раз в месяц


Кафедра. Создается с целью подготовки к публикации результатов работы дошкольного образовательного учреждения в виде методических рекомендаций, учебно - методических пособий, дидактических материалов и т. д. Имеет право теоретической разработки документов, внедрения их в практику работы учреждения, отслеживания результатов, проведения курсов повышения квалификации. У кафедры обязательно должен быть научный руководитель или консультант. (Педагоги - новаторы, педагоги - мастера, опытные активные педагоги). По мере необходимости, до полного решения проблемы. Длительность работы - от 1 года до нескольких лет. Частота встреч 1 раз в месяц.



Методическая работа - основной путь повышения мастерства педагога и его компетентности.

В работе отражены принципы, цели и задачи организации методической работы.

Даны характеристики распространенным формам методической работы - педагогический совет, деловая игра, конференция, круглый стол, консультация, семинар, семинар - практикум.

В этой работе можно познакомиться и с такими новыми формами методической работы, как эстафета педагогического мастерства, творческая гостиная, КВН, смотр - конкурс, наставничество, взаимопосещение и многими другими.

В конце доклада вы можете познакомиться с советами Л. Зайверта, немецкого ученого, ведущего эксперта по рационализации труда менеджеров по удачному проведению заседаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 65 комбинированного вида

ДОКЛАД

ТРАДИЦИОННЫЕ И НОВЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОУ

Старший воспитатель

Кабанкова Ольга Анатольевна

Одинцово

ПЛАН

1.Введение.

2.Определение понятия «методическая работа».

3.Принципы, цели и задачи организации методической работы.

4.Педагогический совет – как постоянно действующий орган самоуправления ДОУ.

5.Традиционные и новые формы методической работы в ДОУ.

6. Заключение.

7 Литература.

По мнению Лизинского В. М., методическая работа – деятельность, направленная на успешную организацию учебного процесса. Это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная па повышение их научно-теоретического, общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства.

Дурова В.П. считает, что методическая работа в дошкольном учреждении в большей степени направляется на изучение опыта, стиля и методики работы воспитателя, на оказание ему методической помощи силами воспитателей дошкольного учреждения или опытных методистов. Основная цель – обеспечить непрерывное образование воспитателя, его творческий рост. Как считает Фалюшина Л. И., методическая работа – это функция управления качеством воспитательно-образовательной работы в педагогических системах, которая заключается в двухстороннем процессе обучения и учения её объекта, направленного на углубление, расширение знаний, умений и навыков педагогов, необходимых для качественного осуществления педагогической деятельности по всестороннему воспитанию детей.

Все исследователи едины в том, что методическая работа – основной путь повышения мастерства педагога и его компетентности. Так, К.Ю. Белая, Ю.А. Конаржевский, А.А. Орлов и другие в своих исследованиях специально рассматривают соотношение понятий «методическая работа» и «обучение педагогов» через выделение субъекта (управляющей подсистемы) и объекта (управляемой подсистемы) методической работы в процессе организации обучения педагогов, направленного на углубление и расширение знаний, формирование профессиональных умений и навыков, необходимых для качественного осуществления и обучения детей, Таким образом, методическую работу в ДОУ можно назвать неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системой повышения их профессиональной квалификации.

Принципы, цели и задачи организации методической работы.

В качестве принципов организации методической работы, способствующих достижению данной цели – совершенствование профессиональной деятельности – выступают следующие (по Л.И. Ильенко)

  • Принципы актуальности, единства теории и практики – практической реализации закона РФ «Об образовании», учёта современного заказа общества на образование, ориентации на социальную значимость ребёнка в современных сложных условиях жизни, учёта проблем, близких конкретному педагогическому коллективу.
  • Принцип научности, который нацеливает на соответствие всей системы повышения квалификации педагогов современным научным достижениям в самых различных областях.
  • Принципы системности и комплексности, которые требуют реализации подхода к методической работе как к целостной системе, оптимальность которой зависит от единства цели, задач, содержания, форм и методов работы с педагогами, единства и взаимосвязи всех сторон и направлений повышения квалификации педагогов.
  • Принципы направленности, последовательности, преемственности, непрерывности и массовости, коллективности предусматривают превращение методической работы в часть системы непрерывного образования, полный охват педагогов различными формами методической работы в течение всего учебного года.
  • Принцип создания благоприятных условий работы – моральных, психологических, гигиенических, наличие свободного времени для творческой деятельности педагога.
  • Принципы оперативности, гибкости, мобильности и индивидуального подхода требуют от методистов проявлять способность к быстрому приёму образовательной информации и его передаче, учитывая

Индивидуальные особенности педагогов образовательного учреждения.

Принцип постоянного самообразования педагогов, оказание квалифицированной помощи, как в вопросах теории, так и в практической деятельности; повышение результативности его педагогического труда.

Принцип креативности предполагает творческий характер методической работы, создание в образовательном учреждении своей системы методической работы.

И.В. Клемешева, А.И. Тебякина тоже считают, что глобальная цель методической работы – обеспечение качества образования и развития системы непрерывного образования педагогических кадров образовательного учреждения – определяется принципами методической работы, среди многообразия которых можно выделить как ведущие принципы демократизации и гуманитаризации образования.

В.П.Симонов считает основными задачами методической работы следующие:

Повышение профессионального и культурного уровня педагога.

Совершенствование методов и стилей взаимодействия с детьми на принципах демократизации, гуманизации и гласности.

Совершенствование педагога по организации творческой, исследовательской, самостоятельной работы детей, как на занятиях, так и вне занятий.

Формирование умений, навыков анализа педагогом образовательного процесса в целом и самоанализа своего труда.

Приобщение педагогов к исследовательской деятельности на основе доступных и понятных ему методик.

Ежегодно планируя методическую работу с педагогами своего учреждения, старший воспитатель использует известные, широко вошедшие в практику формы. Групповые (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, методические выставки, взаимопосещения, творческие микрогруппы, школы передового опыта, деловые игры, и т. д.) и индивидуальные (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировки, наставничество, и т. д.).

В практике работы ДОУ сложилось большое разнообразие форм и методов проведения заседаний педагогических советов. Условно их можно разделить на три группы: традиционные (классические); модернизированные (представляющие то или иное улучшение традиционных) и нетрадиционные (основанные на высокой активности всех участников).

Правильно выбранные формы методического сопровождения позволяют педагогам раскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские возможности.

Педагогический совет – это консилиум педагогов-профессионалов по вопросам учебно-воспитательного процесса, принимающий совместное решение координации специфических вопросов и педагогических задач, которые встают в повседневной жизни ДОУ. На заседаниях педагоги приходят к единому решению по совершенствованию воспитательно-образовательного процесса, активизации воспитателей, организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы. На педагогическом совете определяются перспективы развития учреждения. Его решения обязательны для исполнения всеми членами коллектива.

Педагогический совет в форме коллективного творческого дела предполагает активное сотрудничество всех педагогов в процессе поиска решения актуальных теоретических практических проблем, позволяет объединить всех педагогов и направить их усилия на достижение общих целей, повысить мотивацию к преодолению возникающих трудностей, распределить обязанности и делегировать полномочия, осуществить индивидуальный и коллективный контроль достижения результатов общего дела.

Остановимся на наиболее распространённых формах методической работы, чтобы выделить особенности, подчеркнуть необходимость каждой в целостной системе методической поддержки педагогов ДОУ.

Деловая игра.

Педагогический совет в форме деловой игры может быть проведён для подведения итогов работы коллектива по какой-либо проблеме или за определённый период. Основное место в таком педсовете занимает групповая работа. Организаторам важно до мелочей продумать сценарий, определить роли, задания, рассчитать регламент. Участники групп выполняют задания, вырабатывают цели и задачи, разрабатывают программы, которые и лягут в основу решения педсовета.

Чаще всего деловые игры применяются для обучающих целей – учебные игры. Среди них выделяются:

Имитационные деловые игры – вид игр, связанных с такими абстрактными понятиями и темами, которые нельзя обыграть другими способами, например, от педагогов требуется обыграть с помощью микроэтюдов понятия «развитие». «игра», «воспитание» и «обучение».

Позиционные деловые игры – вид игр, в которых взаимодействие между участниками игры строится как выяснение позиций по известным, традиционным и нетрадиционным методикам, технологиям, программам посредством столкновения взглядов и педагогических установок, борьбы мнений.

Ролевые деловые игры – вид игр, в которых определяются характеристики ролей и позиций участников взаимодействия относительно того или иного вопроса, проблемы.

Ситуационные деловые игры – вид игр, в которых определяются роли и позиции участников взаимодействия, но ведущим компонентом является ситуация, т, е. напряжённое действие в относительно непродолжительное время. Ситуационные игры связаны с обыгрыванием ситуаций – иллюстраций, ситуаций-упражнений, ситуаций-оценок и проблемных педагогических ситуаций.

Сюжетные деловые игры – вид игр, в которых определяются роли и позиции участников взаимодействия в определённом сюжете.

Организационно-деятельностные деловые игры – самый сложный вид деловых игр, связанный с выработкой теоретических концепций практических рекомендаций в рамках проблемы, коллективное написание рекомендаций, методических разработок.

Функциональные деловые игры – вид деловых игр, который связан с работой инициативных творческих групп в ДОУ, действующих на протяжении продолжительного времени.

Конференция .

Педагогический совет – конференция может состоять из нескольких составных частей, например: основное теоретическое сообщение и диалог, который организует старший воспитатель с группой специалистов (музыкальный руководитель, психолог, инструктор по физическому воспитанию, логопед). Ответы этих специалистов на заданные вопросы будут побуждать всех остальных задавать вопросы в развитие темы, высказывать своё мнение. В заключение принимаются рекомендации по обсуждаемому вопросу.

Круглый стол .

Педагогический совет в форме «Круглого стола». Для подготовки такого педсовета руководителям необходимо отобрать важные, интересные для обсуждения вопросы, продумать организацию. Например, какие-то темы заранее дать группе воспитателей и предложить им соответствующую литературу. Тогда у них будет возможность ознакомиться с разными теориями, подходами, мнениями, обдумать и выработать свою точку зрения по этому вопросу (теме). Главное правило при организации круглого стола – подготовленность и заинтересованность каждого участника. Важно выбрать ведущего, умеющего ориентироваться в вопросах и направлять разговор в нужное русло.

Дискуссия.

Педагогический совет в форме дискуссии требует, чтобы заранее педагоги разделились на подгруппы и подготовили свои концепции обсуждаемой проблемы. В ходе дискуссии совместно вырабатывается план решения проблемы.

Педсовет – диспут.

Это разновидность педсовета – дискуссии. Такой педсовет представляет собой коллективное размышление на заданную тему, проблему. Предметом диспута должна быть проблема, которая вызывает противоречивые суждения, решается по-разному. Диспут не исключает, а предполагает глубину и всесторонность раскрытия проблемы. Там, где нет предмета спора, а есть только выступления, дополняющие или уточняющие доводы, нет и диспута, это в лучшем случае беседа. Формулировка темы должна быть острой, проблемной, будить мысль педагогов, заключать в себе вопрос, который на практике и в литературе решается по-разному, вызывает различные мнения, например:

Нужны ли детскому саду стандарты?

Чему сегодня нужно учить дошкольников?

Новаторские технологии: за и против.

Какова роль семейного воспитания сегодня?

Вариантом педагогического совета-диспута является решение педагогических ситуаций. Старший воспитатель подбирает банк сложных ситуаций по проблеме и предлагает его коллективу. Форма предъявления может быть разнообразной: адресной, с помощью жеребьёвки, с разделением на группы. Администрация ДОУ может играть роль жюри, ведущего, консультанта, оппонента и др.

Ситуативный педагогический совет заключается в рассмотрении одной или нескольких педагогических ситуаций, которые могут проигрываться здесь же заранее подготовленными участниками педсовета.

Консультации .

Не менее распространённой формой методической работы в образовательных учреждениях детей дошкольного возраста являются консультации. Тема групповой, подгрупповой и индивидуальной консультации может быть подсказана вопросами педагогов или определена старшим воспитателем. При этом современная практика работы с педагогами часто требует выбора нестандартных форм проведения консультаций. Можно выделить такую форму методической работы, как консультация-диалог. Такая консультация проводится двумя педагогами, имеющими разные точки зрения на обсуждаемый вопрос. Рассматривая темы, они могут изложить свои аргументы по каждому тезису, а слушатели – выбрать ту точку зрения, которая соответствует их педагогическим воззрениям.

Консультация – парадокс, или консультация с запланированными ошибками, имеет своей целью обратить внимание педагогов на наиболее сложные аспекты излагаемой проблемы, повысить их активность. Старший воспитатель называет количество ошибок (не менее десяти), которые он сделает в процессе консультации. Слушателям предлагается распределить материал на листе бумаги по двум колонкам: слева – достоверный, справа – ошибочный, который затем анализируется.

Семинары и семинары – практикумы.

Семинары как отдельная форма методической работы играют важную роль в повышении научно-теоретического уровня воспитателей в совершенствовании их профессиональной компетенции. Готовить и проводить семинары можно по-разному в зависимости от содержания темы и цели занятия.

Предварительно перед занятиями семинара педагогам предлагаются специальные задания, выполнения которых позволит каждому активно участвовать в работе семинара. В связи с этим часто получается так, что подготовка к семинару сопряжена с чтением дополнительной литературы, изучением первоисточников, конспектированием. Педагоги учатся критически оценивать прочитанное, выбирать нужные для себя сведения. Они должны понять сущность изучаемого материала, чтобы усвоить и использовать его в своей практической деятельности. Поэтому в ходе семинаров используются такие формы организации, как открытые занятия или мероприятия, использование видеоматериалов и мультимедийных презентаций, анализ результатов детской деятельности и продуктов детского творчества и др.

На семинарах-практикумах, состоящих из теоретической (семинар) и практической (практикум) частях, воспитатели обобщают и систематизируют передовой опыт, показывают в действии нужные приёмы и методы работы, которые затем анализируются и обсуждаются. Эта форма предполагает также и отработку тех или иных методов работы без участия детей. Выбор темы семинара не случаен и объясняется возросшими требованиями к качеству дошкольного образования, технологичности воспитательно-образовательного процесса, острой потребностью в обязательном предвидении результатов и перспектив развития. Реализация современных целей педагогического процесса определяет использование в деятельности воспитателя инновационных технологий, гарантированно ведущих к достижению ожидаемого результата.

Семинар – брифинг отличается тем, что позволяет максимально активизировать участников как в процессе подготовки к семинару, так и на самом занятии: группа разделяется на подгруппы в соответствии с количеством предлагаемых обсуждение вопросов. При этом количество участников в подгруппах может быть произвольным. Так как на вопрос отвечает вся подгруппа, а повторения не допускаются, то, естественно, участник оказывается в такой ситуации, что необходимо отвечать основательно и по существу. После того, как каждый член подгруппы выступил, начинается обсуждение; при этом возможны дополнения, уточнения, вопросы друг к другу.

Тренинги.

Тренинг предполагает предварительную и итоговую диагностику, хотя бы с помощью метода анкетирования и экспертных оценок, профессиональных умений и навыков педагогов в определённой сфере их педагогической деятельности, подбор практических заданий и игровых упражнений, направленных на формирование недостающих или недостаточно сформированных навыков профессиональной деятельности, которые выполняются в ситуациях программируемой успешности, а затем переносятся в ситуации реальной практической деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения. Поэтому тренинг может быть краткосрочным, если речь идёт о формировании узкоспециальных навыков, например использования физкультурных минуток в процессе проведения занятий с детьми, или долгосрочным, если речь идёт о формировании целого комплекса профессиональных операций и действий, связанных с организацией целостного воспитательно-образовательного процесса, а не отдельных его элементов.

Педсовет – практическая конференция.

Педсовет в такой форме можно подготовить и провести, объединив усилия нескольких ДОУ на базе учреждения, имеющего статус экспериментальной площадки. При его подготовке заранее должны быть организованы дни открытых дверей для педагогов. Важно так составить повестку дня, чтобы каждое учреждение на равных участвовало в демонстрации своего опыта, обсуждении проблем и предложений к выработке решений. Решения на таком педсовете могут приниматься как общие для всех, так и для каждого коллектива отдельно, с учётом его специфики.

Творческие группы – следующая важная форма методической работы с педагогами ДОУ. Она предполагает реализацию такого подхода к осуществлению методической работы в образовательном учреждении, который позволяет вовлечь педагогов в экспериментальную и исследовательскую деятельность. Работа творческой группы строится по такому алгоритму:

  • выявление проблем и обоснование актуальности их решения для выявления практики работы образовательного учреждения, диагностико- аналитический этап;

Разработка развёрнутой программы опытно-экспериментальной работы или научно-исследовательской деятельности, прогностический этап;

Организационный этап, создание условий для реализации программы;

Реализация программы, практический этап, корректировка использованных методик и технологий, контрольные «срезы»;

Оформление и описание результатов опытно-экспериментальной или научно-исследовательской работы, обобщающий этап;

Распространение педагогического опыта, внедрение инноваций в деятельность образовательного учреждения.

Логическим завершением и результатом работы творческой группы являются творческие отчёты педагогов, которые рассказывают о результатах программы экспериментальной, исследовательской и научно-методической работы, делятся своим опытом, говорят о проблемах, возникающих в практике образовательного учреждения, предлагают внедрить инновации.

Коллективный просмотр воспитательно-образовательного процесса.

Задача коллективного просмотра – показать наиболее эффективные условия, формы или методы и приёмы работы с детьми и их родителями. Особое значение придаётся реализации методических принципов, определяющих оптимальное воздействие факторов воспитания и обучения (формирования у детей мотивации, смены видов деятельности, динамичности восприятия, развития высших психических функций, продуктивной обработки информации, повторяемости учебного материала, обеспечения переноса способов деятельности, игровой формы проведения и др.). При этом коллективный показ касается не только проведения занятий с детьми, но и организации свободных видов детской деятельности и режимных моментов.

Организуются коллективные показы 1 раз в 3 месяца, в первую и во вторую половину дня, чтобы на них могли присутствовать все педагоги. При этом каждый из них получает лист-опросник для наблюдения с набором фраз-утверждений и фраз-вопросов в конструктивной форме.(Эти фразы не дают возможности использовать ситуацию обсуждения для обострения конфликта и выяснения отношений. Например, старший воспитатель может рекомендовать педагогам пользоваться следующими формулировками: «Мне понравилось то, что…», «Хорошо, что вы «, «Хорошо бы было, если бы вы…», «Наверное, было бы эффективнее, если бы…», «Где ещё вы используете..?») В процессе проведения коллективного просмотра педагоги делают пометки в этих опросниках.

После проведения просмотра организуется его обсуждение: сначала педагог рассказывает о целях и задачах, которые использовал в ходе демонстрации воспитательно-образовательного процесса, затем зрителям задаются вопросы, а он отвечает на них. При этом поощряется, чтобы он объяснил причины выбора того или иного поведения в ходе организации коллективного просмотра, давал рефлексию собственной деятельности и деятельности детей. Старший воспитатель продолжает эту линию, благодарит педагога за проделанную работу, анализирует её достоинства (а не недостатки), выделяет те формы и методы, которые, на его взгляд, могли бы быть использованы в работе всего педагогического коллектива.

Мозговая атака (мозговой штурм).

Это рациональный способ коллективного продуцирования новых идей для решения практических проблем, не поддающихся решению традиционными способами. По сути, мозговая атака представляет собой коллективный мыслительный процесс: решение проблемы путём логического анализа, выдвижения гипотезы, ее обоснования и доказательства. Педагоги разбиваются на две группы. Первая группа - «генераторы идей», вторая - «аналитики». Первые должны в течение незначительного времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы. При этом предложения не обсуждаются и обязательно все фиксируются в протоколе. «Аналитики» внимательно рассматривает каждую идею, выбирая наиболее разумные. Строго воспрещается любая критика идей. Выбранные предложения группируются и объявляются коллективу. Затем участники меняются своими ролями.

Банк идей.

Разновидностью мозговой атаки является «Банк идей». Воспитателей знакомят с постановкой проблемы и предлагают дать своё решение в письменном виде. Устанавливается срок вскрытия «банка» (па следующем педсовете, итоговом заседании). «Банк» вскрывают в присутствии коллектива, идеи зачитываются и обсуждаются, наиболее рациональные принимаются как решения педсовета.

Консилиум.

Не следует забывать, что в компетенцию педагогического совета входит обсуждение проблем развития отдельных детей. На заседании часто говорят о группе в целом, забывая об индивидуальных особенностях тех или иных детей. В практике работы складываются ситуации, когда необходимо привлечь внимание администрации, психолога, логопеда, родителей к проблемам воспитания и развития конкретного ребёнка (например, одарённый ребёнок, ребёнок, отстающий в своём развитии, и т.д.). С этой целью можно провести малый педагогический совет в форме консилиума. Эта форма работы будет способствовать выработке стратегии и тактики работы с конкретным ребёнком на основе глубокого изучения и коллективного анализа его развития. Помня о том, что педагогический совет - трибуна передового опыта, периодически возможно его проведение в форме аукциона, презентации . На таком заседании уместно представлять новые образовательные программы, технологии, методические и дидактические пособия, игровые материалы и т.д.

Работа над единой методической темой.

При правильном выборе единая методическая тема действительно способна увлечь педагогов. Существует ряд требований, которые необходимо учитывать, выбирая единую тему: актуальность для дошкольного учреждения, учёт достигнутого уровня деятельности, интересов и запросов педагогов, тесная связь с конкретными научно-педагогическими исследованиями и рекомендациями, педагогическим опытом других учреждений. Не исключён и такой подход, когда коллектив сам проводит опытно-экспериментальную работу и создаёт необходимые методические разработки. Практика показывает целесообразность определения темы на перспективу с разбивкой по годам. Единая методическая тема должна проходить красной нитью через все формы методической работы и сочетаться с темами самообразования воспитателей.

Литературная газета.

Интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель – показать творческие возможности педагогов, детей и родителей. Все участники пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, делают рисунки.

Эстафета педагогического мастерства.

Соревнование между несколькими группами педагогов, где один педагог начинает освещение проблемы, а следующие продолжают и вместе раскрывают её. Последний участник подводит итоги, делает выводы.

Художественная копилка.

В копилку, в зависимости от педагогических задач, могут быть включены репродукции произведений изобразительного искусства, фотографии, рисунки предметов, животных, явлений природы, схемы, знаки (любая необходимая информация). Хороший способ привлечения внимания детей. Материалы копилки могут лечь в основу выставки.

Творческая гостиная

Форма организации взаимодействия педагогов в соответствии с их интересами и предпочтениями. Создаётся обстановка свободного, непринуждённого общения.

КВН.

Прекрасная возможность показать в соревновании свои творческие способности, теоретические и практические знания, быстро разрешить педагогическую ситуацию, суметь объективно оценить знания своих коллег. Стимулирует активность участников в приобретении знаний, умений, навыков.

Смотр – конкурс.

Способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции. Демонстрация и оценка творческих достижений педагогов. Предполагает возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими.

Музыкальный салон .

Одна из форм эстетического общения педагогов, детей и родителей, сохранения лучших народных традиций, обычаев. Приём формирования благоприятного микроклимата в коллективе.

Тематические выставки.

Представление наглядных материалов: рисунков, изделий, литературы. Способствуют обогащению знаний, являются содержательной формой обмена опытом педагогов.

Индивидуальные формы работы с педагогами.

Цель индивидуальных форм методической работы – оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые только у него вызывают затруднение или которые являются предметом его интересов.

Традиционно выделяются такие формы работы, как индивидуальные консультации, беседы, наставничество, взаимопосещение, самообразование.

Наблюдению воспитательно-образовательного процесса с детьми отводится самое большое место в рабочем плане старшего воспитателя. Его присутствие в группе должно быть не событием, а нормальной рабочей атмосферой дошкольного учреждения. Показатель системности этой стороны деятельности руководителя – приглашение воспитателей посетить то или иное занятие, тот или иной режимный момент. Каждое наблюдение должно завершаться беседой с педагогом, которая проводится по окончании рабочего дня воспитателя.

Беседа – одна из наиболее часто используемых в работе с педагогами индивидуальных форм методической работы. Целью беседы является уточнение позиций, взглядов педагога на процесс воспитания и образования детей, выявление уровня владения воспитателем самооценкой, развития педагогической рефлексии, высказывание пожеланий, рекомендаций, направленных совершенствование наблюдаемых аспектов педагогической деятельности.

В какой бы форме ни проводился педсовет, решения принимаются обязательно. Они фиксируются в протоколах. Формулировки решений должны быть конкретными, с указанием ответственных и срока исполнения. Ведь каждый новый педсовет начинается с краткого подведения итогов выполнения решений предыдущего.

Независимо от формы проведения, педсовет нуждается в тщательной подготовке. Здесь выделяют организационную и методическую сторону. Организационная подготовка предполагает подробное информирование участников совещания о цели, теме, времени и месте проведения заседания, подготовку помещения (подбор и расстановка мебели, пособий, оборудования, ТСО). Есть специальные исследования на тему «Подходят ли для умственной деятельности большие помещения?» или «Как лучше расположить участников совещания и расставить мебель для сидения?». Не стоит отмахиваться от таких «мелочей». Ведь от того, насколько удобно педагогу на совещании, во многом зависит продуктивность его участия. Беда дошкольных учреждений - вынужденность проводить совещания за детской мебелью. Неудобство позы ведёт к нарушению кровообращения, а результат - низкая работоспособность как наименьшее из зол.

Методическая подготовка педагогического совета предусматривает консультирование выступающих, изучение педагогического процесса по теме педсовета (комплексные и тематические проверки, сравнительный контроль, диагностика и т.д.), коллективные просмотры, разработка методических материалов, оформление выставок и др.

Говоря о ходе заседания, небезынтересно познакомиться с советами Л. Зайверта, немецкого учёного, ведущего эксперта по рационализации труда менеджеров: «Начинайте совещание точно вовремя. Выражайте уверенность в успешном ходе заседания. Держите под контролем перерывы, распознавайте критические пункты. Никаких телефонных разговоров и отлучек. Через каждые 45 минут - небольшая пауза для глотка воздуха, смены позы и обычно очень полезных кулуарных уточнений. Повторяйте принятые решения, уточняйте их, заручитесь согласием исполнителя, чтобы исключить разночтения. Завершайте совещание в точно назначенное время. Завершайте совещание на позитивной ноте».

На сегодняшний день одной из задач дошкольных учреждений является совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми. Для решения этой задачи, прежде всего, необходимо создание условий для повышения активности и инициативы воспитателей, поощрения их творческих поисков. При этом особое значение имеет правильно выстроенная стратегия работы старшего воспитателя.

Главное в деятельности старшего воспитателя – это повышение качества образовательного процесса. Старший воспитатель – это стратег и тактик воспитательного процесса. Залог успеха воспитательно-образовательного процесса в своевременной, продуманной стратегии и тактике работы старшего воспитателя. Очень важно определять стратегию вместе с коллективом.

Проблема повышения качества подготовки и проведения педагогического совета волнует большинство заведующих и старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Она актуальна как для новичков, так и для опытных управленцев.

Педсовет как высший орган руководства всем воспитательным процессом решает конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения, это центральное звено в организации всей методической работы. Как провести педсовет, который поразил бы коллег оригинальностью темы, методическим оснащением? Как превратить его в событие

Список литературы

1.Справочник старшего воспитателя, №9, 2008г.

2.Справочник старшего воспитателя, №3, 2008г.

3.Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: метод. Пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 192с. (с – 4-8, 21, 24-26, 29, 30 ,34-36, 47-51).

4.Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении / Н.Ф.Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 288с. (с – 17, 18).

5.Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, фрмы и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96с. (58-60).

6.Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: подготовка и проведение / К.Ю. Белая. – Москва, 2002 (с 7-9).

7.Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 96с. (с46. 47).



Close