Разведение свиней — дело весьма прибыльное. Эти животные плодовиты: в год свиноматка может приносить до тридцати поросят, каждого из которых реально откормить до 120 кг и выше. Загвоздка в том, что хорошие результаты возможны лишь при грамотном уходе, в процессе которого нужно соблюдать массу нюансов. Неправильное питание не только не позволит поросятам набрать максимальный вес, но и испортит качество и вкус мяса.

В то же время с экономической точки зрения свиноводство выгоднее разведения крупного рогатого скота, поскольку на 1 кг прироста свиньям требуется в три раза меньше корма. Чтобы достигнуть максимально продуктивного результата, лучше давать животным специальные комбикорма — однако это может быть затратно. Альтернативой является обычная пища, разбавленная витаминными комплексами.

Откармливать свиней лучше начинать весной или летом: в теплое время года питомцы начнут самостоятельно питаться всем, что растет вокруг. Употребляемая пища непременно должна быть свежей: не следует кормить животных объедками с прошлого «обеда». Зерно, овощи и другие растительные продукты перед кормлением необходимо измельчать: организм свиньи с трудом усваивает крупную пищу. Также любые горячие продукты нужно предварительно остужать.

Измельченный корм — силос кукурузный

Овощи, содержащие в себе большой процент жидкости (картофель, свекла и т.д.), не могут составлять основу рациона, так как низкое содержание протеинов не способствует набору веса. То же самое касается ценных аминокислот. Чтобы компенсировать недостаток этих веществ, необходимо добавлять в меню сою, рыбную муку, ячмень, мел и другие продукты, содержащие кальций. Для того, чтобы желудок лучше усваивал корма, лучше добавлять в пищу до 40 г поваренной соли. Можно приобретать специальные добавки, содержащие кальций, медь, натрий, витамины A, D, E.

Важно! Образ жизни свиней для успешного откорма имеет такое же значение, как и рацион. Невозможность двигаться, неподходящий микроклимат и другие неблагоприятные условия вызывают у животных ухудшение аппетита. В свинарнике необходимо наладить хорошую вентиляцию, оставить достаточно простора для активности его обитателей. Температура помещения не должна быть ниже 15°C. Кроме того, необходимо разделять слабых и сильных животных во избежание драк и нанесения существенного вреда первым.

Не рекомендуется давать свиньям отходы с кухни в больших количествах. Если вы все же хотите найти им применение, обязательно кипятите остатки пищи в течение часа. В противном случае свиньи могут получить большое количество болезнетворных микроорганизмов и заболеть.

Кормить поросят нужно дважды в день, не забывая следить за тем, чтобы в поилках была свежая вода в большом количестве.

Три технологии откорма

Рацион свиней напрямую зависит от того, с какой целью вы занимаетесь свиньями и какой продукт хотите получить на выходе. Свиноводством занимаются не только в гастрономических целях, но и для использования кожи и щетины — однако здесь нет специальных требований. Что касается употребления свиней в пищу — существует три основных направления в разведении:

  • на мясо;
  • на бекон;
  • на сало.

Мясной откорм

Данная технология считается самой простой и не требует много мороки. Используется она в случае, если целью является получение нежирного мяса. Начинать откармливать поросят необходимо не позже трехмесячного возраста и вплоть до достижения массы в 100-110 кг. В итоге на момент убоя жир составляет не более 30% от массы туши.

Откорм подразделяется на два этапа. Первый осуществляется до достижения поросенком шестимесячного возраста, второй длится месяц-полтора вплоть до убоя. На первом этапе поросенку необходимо набирать 500-600 г в сутки. Как правило, этот этап попадает на летний период, и треть рациона свиней должна составлять зелень, овощи, травы. В зимний период эта часть сменяется измельченным сеном, корнеплодами, животными кормами. Остальные 2/3 составляют концентраты (смешанные кукуруза, ячмень, рыбная мука, отруби и т.д.).

Второй этап более интенсивен и предполагает суточный прирост до 800 г. На нем 1/2 рациона свиней должна состоять из:

  • картофеля;
  • свеклы;
  • бобовых культур;
  • пищевых отходов;
  • молочных продуктов.

Вторая половина приходится на концентрированные корма питательностью до 90%. Как и на первом этапе, необходимо вводить в пищу добавки, содержащие кальций и фосфор (измельченный мел, известняк, скорлупу, костную муку).То же самое касается витаминов и микроэлементов.

Тип питания, который вы выберете для поросенка, будет непосредственно влиять на вкус на выходе. Например, присутствие в рационе измельченной рыбы добавит мясу соответствующий привкус, поэтому на заключительном этапе лучше исключить морепродукты из рациона. Также в последний месяц необходимо ограничить для животных возможность передвижения и уменьшить освещение в свинарнике.

Примерный расчет рациона свиней при мясном откорме

Вес животного/кг Суточный привес/г Число кормовых единиц/сутки Протеин/г
20-40 300-400 1,3 - 1,7 165-215
40-60 300-500 2,0 - 2,4 220-270
60-70 500-600 2,6 - 3,0 260-330
70-90 600-700 3,2 - 3,8 340-410
90-110 700-800 4,0 - 4,5 360-420

Суть данной технологии состоит в том, чтобы на выходе получить чередование мяса с прослойками жира. При этом мясо должно иметь особый вкус и повышенную сочность, сало — быть нежным и ароматным. Добиться такого результата непросто: это требует строгого контроля за диетой животных. Полученный продукт используется для приготовления бекона, шпика и других копченостей.

Беконный откорм

Свиньи, используемые для данной технологии, должны обладать широкой грудиной и спиной, поскольку именно из центральной части туловища получают бекон. При этом вес животного не должен превышать 100 кг. В связи с этим для беконного откорма приобретаются специальные породы, отвечающие всем требованиям.

Важно! Обязательное условие откорма на бекон — кастрация хряков, которую необходимо провести не позже, чем в два месяца.

Беконный откорм производится в два этапа. Первый длится до 4, 5 месяцев и должен обеспечивать ежедневный прирост не менее 460 г. Второй этап длится до семимесячного возраста, прирост составляет 700 г в сутки. Важно, чтобы набор веса происходил равномерно. Если поросенку только 5 месяцев, а он уже имеет норму веса, необходимую для убоя, это плохо повлияет на вкус мяса. То же самое касается набора веса «с опозданием» — мясо на выходе получится слишком жестким.

Комбикорм уже включает в себя все необходимые компоненты, но если вы предпочитаете кормовые смеси, должно соблюдаться следующее соотношение:

  • зимой: концентраты — 62-67%, зелень и овощи — 20-25%, пища животного происхождения — 10%, измельченное сено — 3%;
  • летом: концентраты — 77-80%, корнеплоды и бобовые — 12-15%, пища животного происхождения — 8%.

Пример суточного рациона свинок, откармливаемых на бекон:

  • 3 кг растительного корма;
  • 1, 5 кг молочных продуктов (рекомендуются в больших количествах для улучшения вкуса мяса, но не более 3,5 литров в сутки);
  • 2 кг картофеля, сахарной свеклы или тыквы;
  • 20 г соли;
  • минеральные и витаминные добавки.

Важно! Обязательной частью беконного рациона является ячмень. Он улучшает качество мяса и сала и нейтрализует воздействие других продуктов, плохо влияющих на вкус конечного продукта.

Откорм на сало

Результатом данной технологии должна стать толстая жировая прослойка, идущая в основном на шпик. В конечном счете туша должна весить до 200 кг, содержать примерно 50% жира и 40% мяса. Ширина подкожного слоя сала — не менее 7 см. В основном такой откорм применяется к старым хрякам, маткам, утратившим репродуктивные функции или изначально их не имевшим.

Откорм продолжается на протяжении 3 месяцев. Если свиньи изначально были истощены и имели недостаток веса, потребуется также предварительное кормление пищей с высоким содержанием протеинов. На протяжении первой половины срока свиньям скармливают в больших объемах корнеплоды, сено и другие растительные корма, добавляя концентраты. Во второй декаде на замену сочному корму приходит более калорийный — кукуруза, бобовые. Также добавляют горох и ячмень, улучшающие качество сала.

Как выбирать поросят для откорма?

Откорм свиней — фото

Существуют породы свиней, специальные ориентированные на ту или иную технологию откорма:


При этом считается, что наиболее подходящие для откорма свиньи рождаются от скрещивания нескольких пород. К примеру, отличная беконная свинья ландрас в чистом виде чересчур прихотлива и капризна: содержать ее трудно. Однако от скрещивания этой породы с другими получаются животные с меньшей требовательностью, но теми же мясными характеристиками.

Приобретать поросят следует в возрасте 1-1,5 месяцев: совсем малыши требуют слишком кропотливого ухода, который вам ни к чему.

При покупке поросенка обязательно обращайте внимание на следующие моменты:

  • нормальный вид головы должен быть таким: средний размер, широко посаженые глаза, плоский пятачок;
  • уши поросенка должны быть нежными, иметь легкий наклон вперед (но не закрывать глаза). Избыточная толщина кожи на ушах имеет важное значение, так как она указывает на грубость кожи остального тела;
  • для мясного откорма подойдут поросята с узкой грудью, однако «беконным» животным лучше иметь широкую;
  • копыта животного не должны иметь трещин и неровностей;
  • кожа хорошего поросенка гладкая и ровная. Ни в коем случае не приобретайте животное с морщинистой, будто бы «старой» кожей — это признак плохого здоровья;
  • если щетина в плохом состоянии, редкая, топорщится — такое животное тоже брать не следует.

После покупки поросенка не бросайтесь перекармливать его сразу. Норму питания лучше увеличивать постепенно. Меню малыша состоит в основном из обрата с добавлением комбикорма и концентратов. Температура в помещении, где содержится молодняк, должна быть не ниже 18°C. На одного поросенка должно приходиться не менее 5 м территории, а также хотя бы раз в день животным требуется прогулка на свежем воздухе. После достижения поросятами трехмесячного возраста можно начинать непосредственно откорм, и условия содержания становятся теми же, что и для взрослых животных.

Видео — Как откармливают свиней

Сухие корма можно покупать промышленного производства. Они, как правило, уже имеют в составе все необходимые минералы и витамины. Если такой корм готовить самостоятельно, то необходимо дополнительно в рацион вводить премиксы. Также желательно в зерносмесь добавлять различные добавки, например, костную муку, дрожжи, гороховую муку и прочее. Обязательно учитывайте возраст животного и его состояние – супоросность, кормление молоком, откорм и прочее.

Важно! Из зерновых видов корма лучше всего свинья ест ячмень, кукурузу, овес, фуражную пшеницу, рожь, горох.

Биокорма

В эту группу входит очень большое разнообразие различных биокормов. Во-первых, это зелень, в которой нуждаются все свиньи. При этом неважно, будет животное само пастись на выпасе или вы будете давать готовую травяную гранулу. Также в качестве сочной зелени подойдет огородная ботва (морковь, свекла, кабачки и прочее) и всевозможные сорняки с огорода.

Во-вторых, хрюшки должны получать витамины и не только в составе премиксов и добавок. Это могут быть обычные овощи и фрукты, а также биокорм на их основе. Например, хрюшки успешно едят свеклу, капусту, морковь, яблоки, груши, тыкву, кабачки, вареный картофель и прочее. Главное, чтобы корма были чистыми и порезанными на небольшие кусочки. Помните, что все это пища, богатая клетчаткой, поэтому важно не переборщить.

Если у вас большая ферма и возможности запасать биокорма нет, можете воспользоваться покупными производственными. Например, много фирм сегодня реализуют биокорм на основе свекловичного жома, морковной стружки, травяной муки.

Кормовые добавки

Для свиней являются неотъемлемой частью их рациона. Особенно это важно для правильного развития поросят и откорма взрослых особей. Сюда можно включить разнообразные белковые добавки. Например, молочные отходы (обрат, сыворотка), отходы рыбного промысла (рыбная мука, части рыб), мясные отходы и биокорма. Очень важно помнить, что мясные и рыбные продукты нужно тщательно проваривать.

Также добавки – это всевозможные минеральные вещества и подкормки. Например, это мел, соль, яичная скорлупа, каменный или древесный уголь, трикальцийфосфат и известковый туф. Такие вещества насыщают организм животного необходимым железом, фосфором, кальцием, натрием, хлором и пр. Все эти добавки животные едят как в смеси с основным кормом, так и в чистом виде в отдельной кормушке. Самой эффективной является смесь из: 40% костной муки, 30% мела и 30% поваренной соли.

Таблица потребляемости смеси зерновых в граммах

Кормовые дрожжи

Это один из самых важных элементов для успешного выращивания и и правильного питания свиней. Этот продукт используется как балансирующая и белково-витаминная добавка. Дрожжи помогают усваиваться белкам и протеинам из зерносмеси, а такое понятие, как дрожжевание, является основой при откорме животных. Примерно 25-30% всех концентратов в рационе должны быть подвержены дрожжеванию. Например, из 1,5-2 килограмм комбикорма примерно 300-600 грамм должны даваться вместе с дрожжами.

Как показывает практика, дрожжеванию лучше всего поддаются такие культуры, как кукуруза, ячмень, овес, отруби. Для этого можно использовать как обычные пекарские, так и пивные или гидролизные дрожжи. Но лучше всего покупать специальные кормовые. Все они являются источником витаминов и незаменимых аминокислот. Также они содержат гормоны, ферменты, микроэлементы, ускоряющие рост и развитие свиней.

Дрожжевание можно проводить опарным или безопарным способом. Что это значит? При безопарном способе дрожжи разводятся в воде — 50-100 грамм на 15 литров теплой воды. Затем в эту смесь засыпаются молотые зерна и оставляют настаиваться на 6-8 часов. Жидкие дрожжи можно давать от 1 до 3 килограмм в сутки.

При опарном способе надо заранее готовить закваску. Для этого 50-100 грамм дрожжей разводят в 5 литрах теплой воды, засыпают 2 килограмма концентратов и тщательно перемешивают. Опара готовится 6 часов после чего в нее опять добавляют 15 литров теплой воды и 8 килограмм корма. Дрожжевание происходит в течение 3 часов. Только после этого смесь дают свиньям.

Правильный рацион

Мы рассмотрели, что ест хрюшка и из чего может состоять ее рацион. Однако важно также знать, как правильно кормить свиней и сколько давать еды в разное время года и в разный период жизни. Взрослая свинья и поросенок нуждаются в различном питании. Также отличаются нормы кормления учитывая пол и состояние организма. Не секрет, что должны получать более качественные и питательные корма.

Рацион у поросят

Для того чтобы вырастить хорошую здоровую хрюшку, нужно немало сил потратить на кормление поросенка. Конечно же, этот принцип знаком каждому животноводу. Несмотря на то, что первые дни и недели жизни поросенок ест материнское молоко, его уже на 5-6 сутки становится мало для растущего организма. Вот здесь как раз и пригодятся вам знания о правильном подкорме.

Сосуны

Процесс питания поросят-сосунов только на первый взгляд кажется простым. Уже начиная с 5 дня жизни, их надо приучать к кормовым добавкам. В эти дни у поросенка интенсивно происходит формирование пищеварительной системы, прорезаются зубы. Поэтому чем раньше вы разнообразите его рацион, тем лучше. Уже на пятый день они едят немного поджаренных зерен ячменя, кукурузы, гороха.

Чтобы в первое время не было расстройства и других кишечных проблем, нужно в рацион поросенка ввести ацидофильную простоквашу. Также уже с первой недели жизни можно давать понемногу древесный уголь, мел, биокорма (костную муку). В это время организм маленьких поросят особенно нуждается в минеральных веществах. Обязательно отдельно у сосунов должны быть минеральные подкормки – смесь кальция, калия, натрия, железа.

Месячные

Двух-четырехмесячные

Рацион взрослых особей

Сколько и что ест свинья зависит от пола и состояния животного. Так, например, хряков кормят, исходя из норм их массы, а также интенсивности использования. Основу их выращивания должны составлять легкоперевариваемые корма, которые не вызывают формирования сала. Лучше всего подойдут специально разработанные производственные комбикорма. Их количество должно оставлять не менее 70% в день.

Остальную часть можно разнообразить ячменной и кукурузной дертью, отрубями, сочными кормами (свекла, морковь), 5% биокормов или травяной муки. Если самец постоянно используется, как производитель, то в его рацион обязательно добавляют 25% проса, обезжиренное молоко и корма животного происхождения. Кормить хряка лучше два раза в день.

Что касается супоросных маток, то нормы их питания высчитывают в зависимости от возраста, упитанности и периода супоросности. В этот период самки едят сочные корма, концентраты в небольшом количестве, зелень, бобовое сено, картофель и минеральные подкормки. Также рацион отличается в разные времени года.

Летний

Летом свиней желательно выпасать на лугах. Если такой возможности нет, зеленым кормом надо обеспечить самостоятельно. Свинья ест как свежую траву, так и подвяленную или ботву с огорода. В качестве наилучшего корма подойдет люцерна, горох, клевер, бобовые, люпин. Также к основному сухому корму добавляют сочные фрукты или овощи. Животное ест даже падалицу плодовых деревьев.

Зимний

Зимой при отсутствии свежей зелени кормление основывается на сухих видах корма. Животные едят сено, жмых или свекловичную стружку. Для обеспечения полноценного развития основу рациона составляют концентрированные корма из расчета 1,5 килограмма на одно животное в день. Также можно успешно использовать силос, сухие биокорма, дрожжи. Его при отсутствии зелени свинья ест с большим удовольствием.

Таблица норм питания

Таблица суточной дачи корма на одну голову (кг)

Калькулируем расходы корма

Расход пищевых продуктов для ваших животных будет зависеть от многих причин. Во-первых, цели выращивания, во-вторых, от породы, типа и условий содержания животных. Каждая хрюшка съедает разное количество корма, поэтому всегда очень трудно просчитать точный расход. Чтобы узнать, сколько примерно нужно корма на одну особь, предлагаем посмотреть наш расчет.

Цель: Закрепить счёт в пределах 9; развивать логическое мышление; совершенствовать умение составлять целое из частей; измерять длину с помощью условной мерки; упражнять в составлении пересказа кратко, в соответствии с текстом произведения (сказка «Три поросёнка», упражнять в умении согласовывать числительные с существительными; поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимыми героями сказок, где побеждает добро, дружба, смелость.

Материалы к занятию: разрезная иллюстрация с изображением сказки «Три поросёнка», сюжетные картинки по сказке, листочки с точками и цифрами на каждого ребёнка, плакат и к нему домики разных видов, изображение дома, состоящего из геометрических фигур, карточки на каждого ребёнка с нарисованной дорожкой к домику, набор из полосок разной длины и цвета на каждого ребёнка.

Ход занятия: Ребята, сегодня нам предстоит интересное путешествие в сказку. Хотите узнать в какую? Тогда постарайтесь правильно составить картинку из её частей. (Картинка разрезана на 6 частей). Дети собирают картинку на ковре, объясняя куда ставят части картинки. Когда картинка собрана, дети узнают героев сказки. Затем предлагаю детям расставить иллюстрации в нужном порядке, вспоминая сюжет сказки. Построили поросята себе домики и снова веселятся, прыгают, резвятся на лесной поляне, а волк прячется за деревом. Хотите узнать за каким? Вы сможете отгадать, если правильно последовательно соедините все точки от 1 до 9. (Раздаю листочки с точками и цифрами). Дети берут карандаши и выполняют задание. Что это за дерево? Это ёлка! Правильно, молодцы! Выскочил волк, погнался за поросятами. Разбежались поросята по своим домикам. Ниф-Ниф первым добежал до своего домика. Догадайтесь, какой домик был у Ниф-Нифа? Воспитатель показывает таблицу с логической задачей на поиск недостающего домика, обращает внимание детей на разные по форме домики и окошки в них. (Дети рассуждают сообща). Молодцы, ребята, нашли домик Ниф-Нифа, только он оказался непрочным и волк разрушил его. Что было дальше? Назовите все геометрические фигуры, из которых состоит домик Нуф-Нуфа. Показываю изображение домика (домик состоит из 2 квадратов, 1 овала, 1 круга, 1 треугольника и 3 прямоугольников). Правильно. А теперь немного отдохнём.

Проводится физкультминутка «Теремок».

Кисти рук подняты на уровень шеи, концы пальцев соединены, изображают крышу.

Стоит в поле теремок,

На двери висит замок. (Пальцы переплетены в замок.)

Открывает его волк (Движения сомкнутыми кистями влево-вправо.)

Дёрг-дёрг, дёрг-дёрг (Движения сомкнутыми кистями к себе, от себя.)

Пришёл Петя-Петушок (Пальцы размыкаются, руки занимают исходное

И ключом открыл замок положение.)

Что было дальше? Пора поросятам бежать к домику Наф-Нафа. Раздаю детям листочки с дорожкой к домику. Посмотрите внимательно на дорожку, которая ведёт к домику Наф-Нафа и найдите полоску такой же длины. Приложите свою полоску к дорожке, проверьте. Чтобы побыстрей открылся замок, отгадайте загадки-задачки.

Шесть весёлых поросят у корытца в ряд стоят!

Тут один улёгся спать – поросят осталось… (Пять)

Я нашёл в дупле у белки пять лесных орешков мелких.

Вот ещё один лежит, мхом заботливо укрыт.

Ну и белка! Вот хозяйка! Все орешки посчитай-ка! (Шесть)

Повезло опять Егорке, у реки сидит не зря.

Два карасика в ведёрке и четыре пескаря.

Но смотрите – у ведёрка появился хитрый кот…

Сколько рыб домой Егорка на уху вам принесёт? (Ни одной)

Молодцы, все загадки отгадали, спасли поросят от злого волка. Тут и сказочке конец. Кто работал – молодец!

Демонстрационный материал. Фланелеграф, картинки с изображением трех поросят, 3 желудя, 3 домика, 3 двери, сюжетные картинки с изображением поросят в разное время суток.

Раздаточный материал. Дорожки из бумаги разной длины (по 2 шт. для каждого ребенка), елочки разной высоты (по 2 шт. для каждого ребенка).

Методические указания

Игровая ситуация «Три поросенка».

I часть. Воспитатель поет песенку поросят:

Нам не страшен серый волк,
Серый волк, серый волк!
Где ты ходишь, глупый волк,
Старый волк, страшный волк?

Уточняет, кто пел эту песенку, из какой она сказки.

На фланелеграф воспитатель прикрепляет картинки с изображениями трех поросят и вместе с детьми вспоминает их имена.

Воспитатель выясняет у ребят, что нужно сделать, чтобы узнать, сколько поросят. Напоминает детям, как посчитать поросят, как сделать обобщающий жест и сказать «всего три поросенка».

Воспитатель по очереди вызывает детей и просит посчитать поросят. Потом предлагает угостить поросят желудями. Каждому поросенку дети дают по одному желудю. Воспитатель вместе с детьми считает желуди. На основе счета ребята убеждаются в равенстве поросят и желудей.

II часть. Воспитатель показывает детям домики поросят и предлагает сделать двери нужной ширины, чтобы закрыть вход в домики.

Ребята решают, какой ширины должны быть двери, сравнивают их по ширине и подбирают дверь к каждому домику.

III часть. На столах у детей – дорожки из бумаги.

Воспитатель дает задания: «Что можно сказать о длине дорожек? Сравните их по длине. По какой дорожке поросенок добежит до домика быстрее? (По короткой.) Покажите короткую дорожку».

Аналогичным образом дети из двух елочек выбирают высокую елочку, чтобы спрятать за ней домик поросенка.

Физкультминутка

Дети встают в круг и показывают сначала высокую елочку (поднимаются на носочки и тянут руки вверх), потом – низкую елочку (приседают на корточки).

Упражнение повторяется 2–3 раза.

IV часть. Вместе с детьми воспитатель рассматривает сюжетные картинки с изображением поросят в разное время суток. Уточняет, какое время суток изображено на картинке, просит детей обосновать свой вывод и располагает карточки по порядку (утро, день, вечер, ночь).

Занятие 4

Программное содержание

Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера.

Развивать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа .

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Фланелеграф, 3 зайчика, 3 морковки, круг, квадрат, треугольник, поднос, колокольчик.

Раздаточный материал. Двухполосная карточка, 3 белочки, 3 орешка; круг, квадрат, треугольник (по одной фигуре для ребенка).

Методические указания

I часть. Игровая ситуация «Угостим зайчиков морковкой».

На фланелеграфе – 3 зайчика.

Воспитатель выясняет у детей, как узнать, сколько зайчиков. (Посчитать.) Потом предлагает нескольким детям посчитать зайчиков, напомнив правила счета. Воспитатель побуждает детей называть итоговое число вместе с предметом.(Один, два, три зайчика.) В случае необходимости помогает. Затем уточняет: «Сколько зайчиков?»

Воспитатель предлагает угостить зайчиков морковкой. Ребенок раскладывает морковку: под каждым зайчиком кладет одну морковку (одной морковки не хватает).

Воспитатель интересуется: «Сколько морковок? Сколько зайчиков? Три зайчика и две морковки – сравните, что больше. (Три зайчика больше, чем две морковки.) Две морковки и три зайчика – сравните, что меньше. (Две морковки меньше, чем три зайчика.) Какое число больше: три или два? Какое число меньше: два или три?»

Дети устанавливают равенство между зайчиками и морковками любым выбранным способом и объясняют полученный результат, опираясь на вопросы воспитателя: «По сколько теперь зайчиков и морковок? Как получилось три морковки? (Как получилось два зайчика?)»

Воспитатель помогает детям сделать выводы: «К двум морковкам добавили еще одну морковку и морковок стало три». Или «От трех зайчиков убрали одного зайчика и зайчиков стало два».

II часть. Игровая ситуация «Угостим белочек орешками».

Упражнение проводится с использованием раздаточного материала (дети сравнивают количество белочек и орешков). Задания и вопросы аналогичны заданиям и вопросам I части.

III часть. Подвижная игра «Найди свой домик».

На полу лежат круг, квадрат, треугольник.

Дети берут с подноса по одной геометрической фигуре и называют ее форму и цвет. По сигналу воспитателя ребята начинают двигаться по групповой комнате, по второму сигналу находят свои домики: те, у кого в руках круг, бегут к кругу, те, у кого квадрат, – к квадрату, у кого треугольник, – к треугольнику. Когда дети разбегутся по местам, воспитатель просит их обосновать свой выбор.

Игра повторяется 2–3 раза. Каждый раз воспитатель меняет фигуры местами, а дети обмениваются фигурами.

IV часть. Дидактическая игра «Где звенит колокольчик».

Дети встают в круг и закрывают глаза. Ведущий (воспитатель или ребенок) подходит к кому-нибудь из детей и звенит колокольчиком (впереди, сзади, слева, справа, вверху или внизу). Ребенок называет направление, где звенел колокольчик, и в случае правильного ответа становится ведущим.

Игра повторяется 3–4 раза.

Ноябрь

Занятие 1

Программное содержание

Упражнять в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте предметы, обозначать соответствующие признаки словами: длинный, длиннее, короткий, короче, широкий, узкий, шире, уже, высокий, низкий, выше, ниже.

Познакомить с прямоугольником на основе сравнения его с квадратом.


Похожая информация.


Игровая ситуация «Три поросенка».

I часть. Воспитатель поет песенку поросят:

Нам не страшен серый волк,
Серый волк, серый волк!
Где ты ходишь, глупый волк,
Старый волк, страшный волк?

Уточняет, кто пел эту песенку, из какой она сказки.

На фланелеграф воспитатель прикрепляет картинки с изображениями трех поросят и вместе с детьми вспоминает их имена.

Воспитатель выясняет у ребят, что нужно сделать, чтобы узнать, сколько поросят. Напоминает детям, как посчитать поросят, как сделать обобщающий жест и сказать «всего три поросенка».

Воспитатель по очереди вызывает детей и просит посчитать поросят. Потом предлагает угостить поросят желудями. Каждому поросенку дети дают по одному желудю. Воспитатель вместе с детьми считает желуди. На основе счета ребята убеждаются в равенстве поросят и желудей.

II часть. Воспитатель показывает детям домики поросят и предлагает сделать двери нужной ширины, чтобы закрыть вход в домики.

Ребята решают, какой ширины должны быть двери, сравнивают их по ширине и подбирают дверь к каждому домику.

III часть. На столах у детей – дорожки из бумаги.

Воспитатель дает задания: «Что можно сказать о длине дорожек? Сравните их по длине. По какой дорожке поросенок добежит до домика быстрее? (По короткой.) Покажите короткую дорожку».

Аналогичным образом дети из двух елочек выбирают высокую елочку, чтобы спрятать за ней домик поросенка.

Физкультминутка

Дети встают в круг и показывают сначала высокую елочку (поднимаются на носочки и тянут руки вверх), потом – низкую елочку (приседают на корточки).

Упражнение повторяется 2–3 раза.

IV часть. Вместе с детьми воспитатель рассматривает сюжетные картинки с изображением поросят в разное время суток. Уточняет, какое время суток изображено на картинке, просит детей обосновать свой вывод и располагает карточки по порядку (утро, день, вечер, ночь).

Занятие 4

Программное содержание

Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера.

Развивать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа .

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Фланелеграф, 3 зайчика, 3 морковки, круг, квадрат, треугольник, поднос, колокольчик.

Раздаточный материал. Двухполосная карточка, 3 белочки, 3 орешка; круг, квадрат, треугольник (по одной фигуре для ребенка).


Close