МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«ПЕРЕВОЗСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Методическая разработка учебного занятия

тема «Построение эпюр продольных сил, нормальных напряжений и перемещений»

Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Перевозский строительный колледж»

Разработчик: М.Н. Кокина

Методическая разработка учебного занятия на тему «Построение эпюр продольных сил, нормальных напряжений и перемещений» по дисциплине «Техническая механика»/ Перевозский строит. колледж; Разр.: М.Н. Кокина. – Перевоз, 2014. –18 с.

В данной работе указаны цель учебного занятия, задачи. Подробно рассмотрен ход занятия, в приложении представлен демонстрационный и раздаточный материал. Методическая разработка написана с целью систематизации учебного материала.

Методическая разработка предназначена для преподавателей и студентов, обучающихся по специальности 270802, 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».

Работа может быть использована при проведении, занятий, открытого занятия, олимпиады. Студентам может быть полезна при подготовке к зачету, экзамену.

Введение

Методическая разработка учебного занятия на тему «Построение эпюр продольных сил, нормальных напряжений и перемещений» по дисциплине «Техническая механика» предназначена для студентов 2 курса, специальности 270802, 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».

Выбор указанной темы обусловлен тем, что данные понятия и методы являются опорной базой для целого ряда технических дисциплин.

В ходе учебного занятия использовались:

    компьютерные и мультимедийные технологии;

    интерактивная доска;

  • объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый методы обучения;

    раздаточные материалы.

В ходе изучения темы «Построение эпюр продольных сил, нормальных напряжений и перемещений» у обучающихся формируются следующие компетенции:

    ПК 1.3.Выполнять несложные расчеты и конструирование строительных конструкций.

    ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

    ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

    ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

    ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

    ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

    ОК 6 Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

    ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

План-конспект открытого учебного занятия по дисциплине «Техническая механика»

Преподаватель: Кокина Марина Николаевна

Группа: 2-131, специальность 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».

Тема занятия: Построение эпюр продольных сил, напряжений и перемещений

Вид занятия: практическое.

Тип занятия: комбинированный урок с использованием компьютерных и мультимедийных технологий с элементами игры.

Форма проведения: работа в группах, самостоятельная работа.

Межпредметная связь: «Математика»,«Материаловедение», «Физика».

Основная цель учебного занятия: Научиться строить эпюры продольных сил, напряжений и определять перемещение для бруса при растяжении или сжатии.

Задачи учебного занятия:

Учебная:

– рассмотреть алгоритм нахождения продольной силы методом сечений и построения ее эпюры;

Научиться вычислять нормальное напряжение для растяжения или сжатия в поперечном сечении для ступенчатого бруса и строить эпюру для данного напряжения;

Научиться определять перемещение свободного конца бруса.

Развивающая:

Развитие интеллектуальных качеств обучающихся, познавательного интереса и способностей;

Развитие умения использовать полученные знания.

Воспитательная:

– формирование сознательного отношения к изучаемому материалу;

– воспитание культуры труда, формирование навыков самостоятельной работы.

Методы обучения:

    Объяснительно-иллюстративный.

    Репродуктивный.

    Частично-поисковый.

Средства обучения:

– интерактивная доска;

– ноутбук.

Раздаточный материал:

Карточки-задания;

Учебная литература:

    Олофинская, В.П. Техническая механика. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2011

    Олофинская, В.П. Техническая механика. Сборник тестовых заданий. – М.: ФОРУМ, 2011

Подготовка к занятию

1.Разбить группу на две равносильные команды.

2.Выдать задания командам:

a) Выбрать капитана;

b) Придумать название команды и ее девиз;

c) Составить кроссворд по теме «Растяжение и сжатие» (10 слов);

План учебного занятия

    Организационный момент (3 минуты);

    Актуализация ранее полученных знаний. (12 минут);

    Актуализация материала на примере решения задач (15 минут);

    Закрепление материала (55 минут);

    Подведение итогов и результатов занятий (5 минут);

Ход занятия

    Организационный момент. (3 минуты)

      1. Проверка присутствующих. Объявление темы и целей занятия. (Слайд 1)

        Представление жюри. В состав жюри входят приглашенные преподаватели. (По ходу занятия члены жюри вносят баллы в итоговую ведомость – приложение 1).

        Знакомство с командами. Визитная карточка. (5 баллов)

    Актуализация ранее полученных знаний. (12 минут)

Мы изучили тему «Растяжение и сжатие прямого бруса» в разделе «Сопротивление материалов». Познакомились с основными понятиями и определениями. Изучили методику нахождения величины внутренних усилий. Рассмотрели принципы построения эпюр. Сегодня мы в течение занятия повторим эту тему, обобщим и систематизируем полученные знания, отработаем навыки вычисления внутренних усилий и напряжений и построения их эпюр. Работать будем в командах. Но, прежде, чем приступить к решению, давайте повторим теоретический материал.

Разминка (фронтальный опрос).

Сейчас мы с вами проведем небольшой блиц-опрос по теме «Растяжение и сжатие прямого бруса». Каждой команде по очереди предстоит ответить на вопросы. Право первого ответа мы разыграем с помощью интерактивного игрального кубика. Если выпадает четное число, то первой отвечает вторая команда, если нечетное – первая.

Правильный ответ – 10 баллов.

    Дайте определение понятия Сопротивление материалов (Слайд 2)

    Установите соответствие между понятиями и определениями (Слайд 3).

    Покажите на схеме положение внутренних усилий. (Слайд 4)

    Какой внутренний силовой фактор возникает при растяжении или сжатии? (Слайд 5)

    Какой метод используется для определения продольной силы? (Слайд 6).

    Установите порядок выполнения действий метода сечений? (Слайд 7).

    Как называется диаграмма, график, показывающий изменение какой-либо величины по длине бруса. (Слайд 8).

    Кто вывел данную экспериментальную формулу? (Слайд 9).

    Что понимается под напряжением? (Слайд 10)

    Составить формулу для определения нормального напряжения при растяжении или сжатии. (Слайд 11)

3. Актуализация материала на примере решения задач (15 минут)

Ознакомиться с примером построения эпюр продольных сил, напряжений и перемещений. (Слайд 12)

Задача 1. Двухступенчатый стальной брус нагружен силами F 1 =30 кН F 2 =40 кН.

l свободного конца бруса, приняв Е=2∙10 5 МПа. Площади поперечных сечений А 1 =1,5см 2 ;А 2 =2см 2 .

Разбить брус на участки, начиная от свободного конца. Границами участков являются сечения, в которых приложены внешние силы, а для напряжений также и место изменения размеров поперечного сечения.

Определить по методу сечений продольную силу для каждого участка (ординаты эпюры N ) и построить эпюры продольных сил N . Проведя – параллельно оси бруса базовую (нулевую) линию эпюры, отложить перпендикулярно ей в произвольном масштабе получаемые значения ординат. Через концы ординат провести линии, проставить знаки и заштриховать эпюру линиями, параллельными ординатам.

Для построения эпюры нормальных напряжений определяем напряжения в поперечных сечениях каждого из участков. В пределах каждого участка напряжения постоянные, т.е. эпюра на данном участке изображается прямой, параллельной оси бруса.

Перемещение свободного конца бруса определяем как сумму удлинений (укорочений) участков бруса, вычисленных по формуле Гука.

Разбиваем брус на участки.

Определяем ординаты эпюры N на участках бруса:

N 1 = - F 1 = -30кН

N 2 = - F 2 = -30кН

N 3 = -F 1 +F 2 = -30+40=10 кН

Строим эпюру продольных сил

Вычисляем ординаты эпюры нормальных напряжений

σ 1 ==
= –200МПа

σ 2 ==
= –150МПа

σ 3 ==
= 50МПа

Строим эпюры нормальных напряжений.

4. Проверяем прочность бруса, если допускаемое напряжение [σ ] = 160 МПа.

Выбираем максимальное по модулю расчетное напряжение. Iσ max I = 200 МПа

Подставляем в условие прочности Iσ max I ≤ [σ ]

200 МПа ≤ 160 МПа. Делаем вывод, что прочность не обеспечена.

5. Определяем перемещение свободного конца бруса Е = 2∙10 5 МПа.

l =∆l 1 +∆l 2 +∆l 3

l 1 =
=
= – 0,5мм

l 2 =
=
= – 0,225мм

l 3 =
=
= 0,05мм

l = - 0,5 – 0,225 + 0,05 = – 0,675мм

Брус укоротился на 0,675мм

    Закрепление материала. (55 минут) (Слайд 13, Слайд 14)

    Задание – эстафета (25 минут)

Двухступенчатый стальной брус нагружен силами F 1 , F 2 .

Построить эпюры продольных сил и нормальных напряжений по длине бруса. Проверить прочность бруса, если допускаемое напряжение [σ ] = 160 МПа. Определить перемещение ∆l свободного конца бруса, приняв Е=2∙10 5 МПа. Площади поперечных сечений А 1 =5 см 2 ;А 2 =10 см 2 . Длина l = 0,5 м. Первая команда F 1 = 50 кН, F 2 = 30 кН. Вторая команда F 1 = 30 кН, F 2 = 50 кН.

F 1

l l l


l l l

Задание каждого этапа эстафеты – 5 баллов

1 этап эстафеты (по 1 человеку от команды)

Разбить брус на участки. Пронумеровать эти участки.

2 этап эстафеты (по 1 человеку от команды)

Найти величину продольной силы на первом участке.

3 этап эстафеты (по 1 человеку от команды)

Найти величину продольной силы на втором участке.

4 этап эстафеты (по 1 человеку от команды)

Найти величину продольной силы на третьем участке.

5 этап эстафеты (по 1 человеку от команды)

Построить эпюру для продольной силы.

6 этап эстафеты (по 1 человеку от команды)

Найти величину нормального напряжения на первом участке.

7 этап эстафеты (по 1 человеку от команды)

Найти величину нормального напряжения на втором участке.

8 этап эстафеты (по 1 человеку от команды)

Найти величину нормального напряжения на третьем участке.

9 этап эстафеты (по 1 человеку от команды)

Построить эпюру для нормального напряжения.

10 этап эстафеты (по 1 человеку от команды)

Проверить прочность бруса. Допускаемое напряжение [σ ] = 160 МПа.

11 этап эстафеты (конкурс капитанов) – 10 баллов

Определить перемещение свободного конца бруса.

    1. Работа в группах (Карточки с заданиями) (10 минут) (Слайд 15)

Каждой команде необходимо выполнить задание. Задания мы разыграем с помощью интерактивного игрального кубика. Если выпадает нечетное число, то первое задание достается первой команде, если четное – то второй. Второе задание автоматически переходит к другой команде. Время выполнения – 10 минут задано на интерактивном таймере. (Карточки – задания приложение 2)

    1. Разгадывание кроссвордов. (10 минут) (Слайд 16)

Команды отгадывают кроссворд, составленный соперниками. Время разгадывания – 10 минут задано на интерактивном таймере.

Каждый правильный ответ 5 баллов.

    1. Творческое задание. (10 минут) (Слайд 17)

Сочинить стихотворение со словами:

Растяжение

Сжатие

Эпюра

Сила

Прочность

Выполнение данного задания - 10 баллов.

    Подведение итогов (5 минут) (Слайд 18)

Заполнить таблицу:

Я знал

Я узнал

Я хочу узнать

Пока обучающиеся заполняют таблицу, жюри подсчитывает количество баллов, набранное каждой командой.

Объявление победителей. Выставление оценок.

Спасибо за работу на занятии! (Слайд 19)

Приложения

Приложение 1.

Итоговая ведомость

Вид задания

1 команда

Название

Капитан

2 команда

Название

Капитан

Визитная карточка команды

Максимальное количество баллов - 5

Фронтальный опрос

За каждый правильный ответ

Эстафета

1 этап эстафеты

Максимальное количество баллов – 5

2 этап эстафеты

Максимальное количество баллов – 5

3 этап эстафеты

Максимальное количество баллов – 5

4 этап эстафеты

Максимальное количество баллов – 5

5 этап эстафеты

Максимальное количество баллов – 5

6 этап эстафеты

Максимальное количество баллов – 5

7 этап эстафеты

Максимальное количество баллов – 5

8 этап эстафеты

Максимальное количество баллов – 5

9 этап эстафеты

Максимальное количество баллов – 5

10 этап эстафеты

Максимальное количество баллов – 5

11 этап эстафеты (конкурс капитанов)

Работа в группах (карточки с заданиями)

Максимальное количество баллов – 10

Разгадывание кроссвордов

Q у │z 1 =а = 0 ;

R A – q . а = 0 ,

20 – 20а = 0 , откуда а = 1 м.

М х │z 1 =1 = 10 + 20 . 1 – 10 . 12 = 20 кНм.

2-й участок.

(1 м ≤ z 2 ≤ 2 м)

Q у = - R В – q . (z2 – 1) = -20 + 20 . (z 2 – 1) = +20z 2 – 40

(прямая с тем же наклоном) ;

при z 2 = 2 м

Q у = 20 . 2 – 40 = 0 ,

при z 2 = 1 м

Q у = 20 . 1 – 40 = - 40 кН,

(z2 – 1)

Мх = - М2 + RВ . (z2 – 1 ) - q . (z2 – 1 ) . ----------

2 = -30 + 20(z 2 – 1) – 10(z 2 – 1)2 = -10 z 2 2 + 40z 2 – 60

(квадратная парабола, у которой выпуклость – вниз, а касательная горизонтальна при z 2 = 2, где Q у = 0);

при z 2 = 2 м М х = -10 . 22 + 40 . 2 – 60 = -20 кНм, при z 2 = 1 м М х = -10 . 12 + 40 . 1 – 60 = -30 кНм.

3-й участок . (0 ≤ z 3 ≤ 1 м)

Q у = 0

М х = - М z = - 30 кНм (горизонтальная прямая) ; Эпюры построены.

3.4. Построение эпюры продольных сил

Центральным растяжением-сжатием (ЦРС) называется вид сопротивления, при котором в поперечных сечениях стержня из шести возможных компонент усилий присутствует только одна – продольная сила N .

Построение эпюры продольной силы N выполняется гораздо проще, чем эпюры поперечных сил и изгибающих моментов для балок.

Покажем это на примере.

Задача . Построить эпюру продольных сил для стержня, изображенного на рисунке при следующих значениях нагрузок:

F 1 = 40 кН, F 2 = 10 кН, F 3 = 20 кН, q 1 = 30 кН/м, q 2 = 5 кН/м.

1. Определим неизвестную опорную реакцию R , составив уравнение

равновесия для всего стержня и учитывая С 2.5, С 2.4, К 2.5, К 2.4 (рис. 3.20).

∑Z = 0 ,

R – F1 + F2 + F3

Q 1 . 2 – q 2 . 3 = 0 ,

R = -40 + 10 + 20 + 30

2 – 5 . 3 ,

R = +35 кН.

F =10 кН F3 =20 кН

2. Пронумеруем участки стержня (по направлению к заделке). В произвольном месте на каждом участке отметим поперечное сечение. Рассматривая либо левую, либо правую части стержня, запишем выражение для продольной силы N на каждом участке.

На участке 1, 2, 5 (рис. 3.21) усилие N постоянно и не зависит от того, в каком месте находится рассматриваемое сечение. На участке 2, 3, где приложена распределенная нагрузка, от расположения сечения зависит, какая часть распределенной нагрузки придется на отсеченную часть стержня.

Другими словами, усилие N будет зависеть от расположения сечения (в данном случае линейно). Чтобы это учесть, расположение сечения будем отмечать переменным расстоянием, которое можно отсчитывать от края рассматриваемой части стержня (z 3 – для 3-го участка и z 4 – для 4-го участка).

В данном случае несколько проще отсчитывать их от границы участка

При рассмотрении участков 1, 2, 3, 4 будем отбрасывать левую часть стержня.

1 участок . N 1 = F 1 = +20 кН (растяжение).

Строим график функции N 3 = -10 – 5z 3 (наклонная прямая).

График наклонной прямой обычно строят сосчитав значения функции при двух значениях аргумента, то есть проводя ее через две точки. В данном случае удобно определять ее значения на границах участка.

при z 3

м (правый край участка)

10 - 5 . 0 = -10 кН;

при z 3

м (левый край участка)

10 - 5 . 3 = -25 кН.

4 участок.

м ≤ z 4 ≤ 2 м (область определения N4 )

N 4 = F 3 + F 2 – F 1 – q 2

3 + q 1 . z 4 = 20 + 10 – 40 – 5 . 3 + 30 . z 4 = -25

30z 4

при z4 = 0 м

при z4 = 2 м

5 участок . N 5 = +R = +35 кН

3. Откладываем вычисленные значения продольной силы от горизонтальной оси («+» – вверх, «-» – вниз).

На участках с распределенной нагрузкой подсчитанные значения соединяем наклонными линиями, на остальных – усилие N не зависит от z и изображается горизонтальными линиями. Расставляем знаки, делаем штриховку. Эпюра построена.

Когда стержень имеет опору только с одной стороны, усилия на участках можно определять, отбрасывая всегда ту часть стержня, к которой приложена неизвестная реакция. В этом случае неизвестная реакция никогда не потребуется для определения усилий и эпюра может быть построена без определения реакций.

3.5. Построение эпюры крутящих моментов

Кручением называют простой вид сопротивления, при котором в сечении присутствуют (из шести возможных) одно единственное усилие – крутящий момент М z , который в технической литературе часто обозначают про-

сто М кр .

Построение эпюры крутящего момента выполняется аналогично тому, как строится эпюра продольных сил в случае центрального растяжения – сжатия.

Рассмотрим это на примере.

Задача . Построить эпюру крутящего момента для стержня, изображенного на рис. 3.22.

М1 =2М

М2 =5М

М3 =7М

М4 =3М

Иногда возникает необходимость при известных размерах и форме поперечного сечения определить из расчета на прочность нагрузку, которую сможет выдержать данный стержень. В этом случае изначально значения нагрузок неизвестны и они могут быть представлены лишь в буквенном выражении. При этом, естественно, и эпюры внутренних сил приходится строить, указывая не численные, а символические значения.

1. Нумеруем участки. На каждом из них показываем сечение (рис. 3.23).

М z М кр

2. Выбрав сечение на каждом участке, станем рассматривать правую часть стержня, отбрасывая левую, поскольку к ней приложен неизвестный реактивный момент, возникающий в жесткой заделке и препятствующий свободному вращению стержня относительно оси z .

Чтобы определить значение крутящего момента в сечении необходимо сосчитать все расположенные до него моменты, глядя на сечение вдоль оси z

и принимая их положительными, если они направлены против часовой стрелки, и отрицательным, если по часовой.

1 участок. М z = -2М

2 участок. М z = -2М + 5М = 3М

3 участок. М z = -2М + 5М – 7М = - 4М

4 участок. М z = -2М + 5М – 7М + 3М = - М

3. Поскольку в пределах одного участка значение крутящего момента оказалось не зависящим от расположения сечения, на эпюре соответствующие графики будут являться горизонтальными прямыми. Подписываем найденные значения и расставляем знаки. Эпюра построена.

Задание на выполнение расчетно-графической работы №2 по сопротивлению материалов

Для заданных двух схем балок (рис. 3.24) требуется написать выражения Q и М для каждого участка в общем виде, построить эпюры Q и М , найти М max и подобрать: а) для схемы «а» деревянную балку круглого поперечного сечения при [α ] = 8 МПа; б) для схемы «б» – стальную балку двутаврового поперечного сечения при [α ] = 8 МПа. Данные взять из табл. 2.

Т а б л и ц а 3.2

ℓ1

ℓ2

Расстояние в долях

точенная

а1 /а

а2 /а

а3 /а

Студент обязан взять из таблицы данные в соответствии со своим личным номером (шифром) и первыми шестью буквами русского алфавита, которые следует расположить под шифром, например:

шифр – 2 8 7 0 5 2

буквы – а б в г д е Если личный номер состоит из семи цифр, вторая цифра шифра не учи-

тывается.

Из каждого вертикального столбца таблицы, обозначенного внизу определенной буквой, надо взять только одно число, стоящее в той горизонтальной строке, номер которой совпадает с номером буквы. Например, вертикальные столбцы табл. Обозначены буквами «е», «г», и «д». В этом случае при указанном выше личном номере 287052 студент должен взять из столбца «е» вторую строку, из столбца «г» – нулевую строку, и из столбца «д» – пятую строку.

Работы, выполненные с нарушением этих указаний, не зачитываются.

a) q M

l1 =10a

Время выполнения работы – 2 часа

Цель: Двухступенчатый стальной брус, длина ступеней которого указана на схеме, нагружены силами F 1 и F 2. Построить эпюры продольных сил и нормальных напряжений по длине бруса. Определить удлинение (укорочение) бруса, приняв МПа.

Задача: Числовые значения сил F 1 и F 2, а так же площадей поперечных сечений ступеней А 1 и А 2 взять из таблицы.

Вариант № схемы F 1, кН F 2, кН А 1 , см 2 А 2 , см 2 Вариант № схемы F 1, кН F 2, кН А 1 , см 2 А 2 , см 2
IX 22,0 30,6 2,7 2,1 VI 3,0 6,0 0,5 0,9
VII 16,0 8,0 1,4 0,4 IV 8,0 18,0 2,0 3,0
V 3,5 12,0 2,5 1,8 II 4,0 9,2 0,5 0,6
III 15,0 30,0 2,1 1,6 IX 12,0 34,0 2,2 1,8
I 10,0 20,0 1,2 0,8 VII 19,0 9,8 0,9 0,6
X 12,0 30,0 2,1 2,5 V 18,0 38,0 3,0 1,8
VIII 14,0 16,0 2,4 2,8 III 20,0 32,0 2,5 2,2
VI 6,0 3,0 0,4 0,8 I 12,0 20,0 0,7 0,9
IV 10,8 29,0 1,8 2,0 X 14,2 30,0 1,5 2,4
II 3,3 8,0 0,4 0,5 VIII 10,0 16,0 2,2 3,0
IX 10,8 30,0 2,8 2,4 VI 6,0 3,0 0,4 0,8
VII 8,3 30,5 1,5 0,8 IV 7,6 20,5 2,8 3,2
V 27,0 27,0 2,8 2,0 II 4,8 10,0 0,4 0,8
III 14,0 18,0 2,3 2,1 IX 11,0 24,0 2,0 1,6
I 12,0 10,0 1,2 0,8 VII 8,0 8,4 2,0 1,4
X 14,0 40,0 2,0 2,0 V 1,4 20,0 2,6 1,5
VIII 16,0 12,0 1,1 3,0 III 30,0 36,0 2,4 1,6

Практическая работа №8

Тема: Решение задач по теме «Растяжение, сжатие»

Время выполнения работы – 1 час

Растяжением или сжатием называется такой вид деформации, при котором в поперечном сечении стержня возникает один внутренний силовой фактор – продольная сила N.
Величина последней равна алгебраической сумме проекций на продольную ось внешних сил, действующих на отсеченную часть стержня
N=∑ F KZ (1)
Так как величина продольных сил в разных сечениях стержня неодинакова, то строится эпюра продольных сил, т.е. график, показывающий изменения величины продольных сил в сечении стержня по его длине.
Под действием продольных сил в поперечном сечении стержня возникает нормальное напряжение, которое определяется по формуле:
σ =N/А
где А- площадь поперечного сечения стержня.
При решении первой задачи от студента требуется умение строить эпюры продольных сил, нормальных напряжений и определять удлинение или укорочение стержня.
Последовательность построения эпюр продольных сил:
Разбиваем стержень на участки, ограниченные точками приложения сил (нумерацию участков ведём от незакрепленного конца).
Используя метод сечений, определяем величину продольных сил в сечении каждого участка.
Выбираем масштаб и строим эпюру продольных сил, т.е. под изображением стержня проводим прямую, параллельную его оси, и от этой прямой проводим перпендикулярные отрезки, соответственно в выбранном масштабе продольным силам (положительное значение откладываем вверх (или в право) отрицательное - вниз (или влево).
Последовательность построения эпюр нормальных напряжений.
Разбиваем стержень на участки, ограниченные точками приложения сил и там, где меняется площадь сечения
Строим эпюру нормальных сил
по формуле 1 определяем нормальные напряжения на каждом участке
По полученным значениям в масштабе строим эпюру нормальных напряжений.
Удлинение (укорочение) стержня определяется по формуле Гука.

Nl σ l
AE E

где Е – модуль Юнга (для стали Е=2·10 5 МПа).
Удлинение (укорочение) определяется на каждом участке стержня, а затем находят алгебраическую сумму полученных значений. Это будет ∆l стержня. Если ∆l положительна, то брус удлиняется, если ∆l отрицательна, то укорачивается.
При решении ряда задач необходимо ясно представлять смысл условия прочности при растяжении – сжатии, знать, что исходя из условия прочности, можно производить три вида расчётов:
а) проверочный, при котором проверяется выполнено ли условие прочности σ≤ [σ] (или n≥ [n]);
б) определение допускаемой нагрузки;
в) проектный, при котором определяются необходимые размеры поперечных сечений бруса, обеспечивающие заданную прочность.
Студенты должны также уметь пользоваться в ходе решения всеми необходимыми формулами, расчётными зависимостями и правильно выполнять вычисления.
II. Вопросы для самопроверки
2.1. Как нужно нагрузить прямой брус, чтобы он работал на растяжение - сжатие?
2.2 Как определяется напряжение в любой точке поперечного сечения при растяжении (сжатии)?
2.3. Каков физический смысл модуля продольной упругости Е?
2.4. Что такое допускаемое напряжение и как оно выбирается в зависимости от механических свойств материала?
2.5. Сколько различных видов расчёта, и какие расчеты можно проводить, используя условие прочности?
адача. Проверить прочность стального стержня при заданых допускаемых напряжениях 160МПа. (решение задач по технической механике)

А лгоритм решения

  1. Находим неизвестные внешние усилия (силы, моменты, реакции опор)
  2. Разбиваем на расчетные участки (границы расчетных участков определяются изменением нагрузки, площади сечения, материала).
  3. Пользуясь методом сечений определяем продольные силы. (Метод сечений: Р азрезаем стержень, О тбрасываем одну из частей, З аменяем действие отброшенной части внутренними силами, составляем У равнения равновесия рассматриваемой части)
  4. Строим эпюру продольных сил
  5. определяем нормальные напряжения на участках
  6. Строим эпюру перемещений
  7. Проверяем прочность стержня (в случае, если материал стержня по разному работает на растяжениеи сжатие, проверяем прочность отдельно на растяжения и сжатие)
  8. Определяем перемещения на каждом участке (перемещение в конце участка равняется сумме перемещений в начале участка и перемещению на данном участке)

9. Строим эпюру перемещений

При решении задачи пренебрегаем собственным весом стержя.

При жестко закрепленном стержне вначале можно не определять реакции в опоре, а строить эпюры, идя со свободного конца стержня. При этом реакцию в опоре можно определить по эпюре продольных сил

Порядок решения типовых задач
Задача №1
Двухступенчатый стальной брус нагружен силами F 1 =30 кН F 2 =40 кН.
Построить эпюры продольных сил и нормальных напряжений по длине бруса. Определить перемещение ∆l свободного конца бруса, приняв Е=2∙10 5 МПа. Площади поперечных сечений А 1 =1,5см 2 ?;А 2 =2см 2 ?


Первая задача требует от студента умения строить эпюры продольных сил, нормальных напряжений и определять удлинения и укорочения бруса.
Последовательность решения задачи
Разбить брус на участки, начиная от свободного конца. Границами участков являются сечения, в которых приложены внешние силы, а для напряжений также и место изменения размеров поперечного сечения.
Определить по методу сечений продольную силу для каждого участка (ординаты эпюры N) и построить эпюры продольных сил N. Проведя – параллельно оси бруса базовую (нулевую) линию эпюры, отложить перпендикулярно ей в произвольном масштабе получаемые значения ординат. Через концы ординат провести линии, проставить знаки и заштриховать эпюру линиями, параллельными ординатам.
Для построения эпюры нормальных напряжений определяем напряжения в поперечных сечениях каждого из участков. В пределах каждого участка напряжения постоянные, т.е. эпюра на данном участке изображается прямой, параллельной оси бруса.
Перемещение свободного конча бруса определяем как сумму удлинений (укорочений) участков бруса, вычисленных по формуле Гука.
Решение:
Разбиваем брус на участки.
Определяем ординаты эпюры N на участках бруса:
N 1 = - F 1 = -30кН
N 2 = - F 2 = -30кН
N 3 = -F 1 +F 2 = -30+40=10 кН
Строим эпюру продольных сил
Вычисляем ординаты эпюры нормальных напряжений
σ 1 = = = –200МПа
σ 2 = = = –150МПа
σ 3 = = = 50МПа
Строим эпюры нормальных напряжений.
4. Определяем перемещение свободного конца бруса
l =∆l 1 +∆l 2 +∆l 3
l 1 = = = – 0,5мм
l 2 = = = – 0,225мм
l 3 = = = 0,05мм
l = - 0,5 – 0,225 + 0,05 = – 0,675мм
Брус укоротился на 0,675мм
Задача № 2
Из условия прочности определить размеры поперечного сечения стержня, удерживающего в равновесии балку, если предел текучести материала σ т =320МПа, заданный коэффициент запаса прочности [n] = 2,5. Расчет провести для двух случаев:
1. поперечное сечение стержня – круг;
2. поперечное сечение стержня – квадрат.

Вторая задача может быть решена студентами, если они будут ясно представлять смысл условия прочности при растяжении (сжатии).
Последовательность решения задачи:
Балку, равновесие которой рассматривается, освободить от связей и заменить действия связей их реакциями;
Составить уравнение равновесия, причем принять за точку, относительно которой определяются моменты, точку в которой установлена опора, и определяем продольную силу N;
Определить из условия прочности площадь поперечного сечения стержня;
Определить для двух случаев размеры поперечного сечения стержня.
Для круга – диаметр d;
Для квадрата – сторону a.
Решение
Составляем уравнение равновесия и определяем продольную силу N
Σ m A =0
N∙sin30 ° ∙3 – 3q∙1,5 + F∙1 = 0
N= = = 53,3 кН
2. Определяем допускаемое нормальное напряжение

Центральным растяжением (сжатием) называется такой вид деформации, при котором в попереч­ных сечениях бруса (стержня) возникает только продольная (нормальная) сила. Считается, что внутрен­няя продольная сила действует вдоль оси стержня, перпендикулярно к его поперечным сечениям. Чис­ленные значения продольных сил N определяют по участкам, используя метод сечений, составляя урав­нения равновесия суммы проекций на ось бруса (z) всех сил, действующих на отсечённую часть.

Рассмотрим (рис. 1.2, а) прямой брус постоянной толщины, закреплённый одним концом и нагру­женный на другом конце силой Р , направленной вдоль его оси. Под действием закрепления и внешней силы Р брус растягивается (деформируется). При этом в закреплении возникает некоторое усилие, бла­годаря которому верхний край брусаостаётсянеподвижным. Это усилие называют реакцией закрепле­ния на внешнюю нагрузку. Заменим влияние закрепления на стержень эквивалентно действующей си­лой. Эта сила равна реакции закрепления R (рис. 1.2, б).

Р и неизвестной пока реакции R-

При построении уравнений общего равновесия механики принято следующее правило знаков: про­екция усилия на ось положительна, если её направление совпадает с выбранным направлением этой оси, проекция отрицательна, если направлена в противоположную сторону.

п-п (рис. 1.2, б). n-п нор­мальной силы N (рис. 1.2, в). Уравнение равновесия нижней отсечённой части бруса:

График изменения продольной силы вдоль оси бруса показан на рис. 1.2, г. График, показывающий изменение продольных сил по длине оси бруса, называется эпюрой продольных сил (эпюрой N ).

Пример. Построить эпюру внутренних нормальных сил, возникающих под действием трёх внеш­них сил (см. рис. 1.3): Р 1 =5 кН, P 2 = 8 кН, Р 3 , = 7 кН (см. рис. 1.3, а).

Используя метод сечений, определим значения внутренней силы в характерных поперечных сече­ниях бруса.

Уравнение равновесия нижней отсчетной части бруса:

сечение II-II

cечение I-I

сечение III-III

ƩZ= 0; -N+ Р 1 - Р 2 + Р 3 =0 или N=Р 1 -Р 2 + Р 3 =4 кН.

Строим эпюру нормальных сил (см. рис. 1.3,б)

Продольная сила N, возникающая в поперечном сечении бруса, представляет собой равнодейст­вующую внутренних нормальных сил, распределённых по площади поперечного сечения, и связана с возникающими в этом сечении нормальными напряжениями зависимостью



Под действием двух внешних воздействий: известной силы Р и неизвестной пока реакции R- брус находится в равновесии. Уравнение равновесия бруса

При построении уравнений общего равновесия механики принято следующее правило знаков: проекция усилия на ось положительна, если её направление совпадает с выбранным направлением этой оси, проекция отрицательна, если направлена в противоположную сторону.

Мысленно разрежем стержень на две части по интересующему нас сечению п-п (рис. 1.2, б). Влияние на нижнюю часть верхней части представим действием на нижнюю часть в её верхнем торце п-п нормальной силы N (рис. 1.2, в). Уравнение равновесия нижней отсечённой части бруса

Продольная сила N, возникающая в поперечном сечении бруса, представляет собой равнодействующую внутренних нормальных сил, распределённых по площади поперечного сечения, и связана с возникающими в этом сечении нормальными напряжениями зависимостью

здесь σ - нормальное напряжение в произвольной точке поперечного сечения, принадлежащей элемен­тарной площадке dF; F- площадь поперечного сечения бруса.

Произведение σdF=dN представляет собой элементарную внутреннюю силу, приходящуюся на площадку dF.

Значение продольной силы N в каждом частном случае легко можно определить при помощи мето­да сечений. Для нахождения напряжений в каждой точке поперечного сечения бруса надо знать закон их распределения по этому сечению.

Проведём на боковой поверхности бруса до его нагружения линии, перпендикулярные к оси бруса (рис. 1.4, а).

Каждую такую линию можно рассматривать как след плоскости поперечного сечения бруса. При нагружении бруса осевой силой Р эти линии, как показывает опыт, остаются прямыми и параллельными между собой (их положения после нагружения бруса показаны на рис. 1.4, б).


Это позволяет считать, что поперечные сечения бруса, плоские до его

на­гружения, остаются плоскими и при действии нагрузки. Такой опыт

Рис. 1.4. Деформирование бруса

подтвер­ждает гипотезу плоских сечений (гипотезу Бернулли).

Согласно гипотезе плоских сечений, все продольные волокна бруса растяги­ваются одинаково, значит их растягивают одинаковые по величине силы о dF = dN, следовательно, во всех точках поперечного сечения нормальное на­пряжение о имеет постоянное значение.

В поперечных сечениях бруса при центральном растяжении или сжатии возникают равномерно распределённые нормальные напряжения, равные от­ношению продольной силы к площади поперечного сечения .

Для наглядного изображения изменения нормальных напряжений в поперечных сечениях стержня (по его длине) строится эпюра нормальных напряжений . Осью этой эпюры является отрезок прямой, равный длине стержня и параллельный его оси. При стержне постоянного сечения эпюра нормальных напряжений имеет такой же вид, как и эпюра продольных сил (она отличается от неё лишь принятым масштабом). При стержне же переменного сечения вид этих двух эпюр различен; в частности, для стержня со ступенчатым законом изменения поперечных сечений эпюра нормальных напряжений имеет скачки не только в сечениях, в которых приложены сосредоточенные осевые нагрузки (где имеет скачки эпюра продольных сил), но и в местах изменения размеров поперечных сечений.

Построение эпюр продольных усилий при растяжении (сжатии)

Растяжение (сжатие) - деформация, вызванная силами или системами сил, равнодействующая которых или сами силы приложены в центре тяжести сечения и перпендикулярны сечению.

При растяжении (сжатии) в каждом сечении стержня действует только один внутренний силовой фактор - продольная сила N .

Продольная сила представляет собой равнодействующую внутренних нормальных напряжений, возникающих в поперечном сечении стержня, численно равную алгебраической сумме проекций на продольную ось всех внешних сил, приложенных по одну сторону от рассматриваемого сечения, т.е.

При растяжении продольную силу принято считать положительной , а при сжатии - отрицательной (рис. 1.3).

Рисунок 1.3

Внешние нагрузки, действующие на стержень могут быть сосредоточенными и распределенными. Сосредоточенные нагрузки передают свое действие через относительно небольшие участки стержня. Распределенные нагрузки действуют на все сечения стержня (силы веса, инерции - объемные нагрузки), либо на достаточно большие участки стержня (силы трения - поверхностные нагрузки).

Интенсивность распределенной нагрузки - нагрузка, приходящаяся на единицу длины стержня (выражается в Н/м):

При учете собственного веса стержня определяется интенсивность распределенной нагрузки от собственного веса (вес единицы длины стержня) (Н/м):

q = G/l = Fl/l = F,

где G - вес стержня; F - площадь поперечного сечения стержня; l - длина стержня; - удельный вес материала стержня.

Задача 1.1. Для стержня, рисунок 1.4, построить эпюру продольных сил.

1. В данной задаче не обязательно определять реакцию в заделке, так как, рассматривая нагрузки от свободного конца стержня, можно определить во всех сечениях продольную силу. Продольная сила, полученная для крайнего левого сечения стержня (т.е. для заделки), и будет представлять собой реакцию в заделке.

Однако для контроля правильности расчета продольных сил полезно в начале определить реакцию R из условия равновесия т. е. сумма проекций всех сил на продольную ось стержня должка быть равна нулю:

=R-3P+2P-P=0 R=2P.

Рисунок 1.4

Полученный знак плюс для реакции свидетельствует о правильности выбранного направления вектора R . Если бы реакция получалась отрицательной, то следовало бы изменить направление вектора R на противоположное.

2. Разбиваем стержень на три участка. Проводим произвольные сечения, задаем координату сечения на каждом участке (рис.1.4, а). В данной задаче на каждом участке начало координат взято в крайнем правом сечении участка.

Задание координаты сечения на участке однозначно определяет, с какой стороны от сечения суммировать внешние силы при определении внутреннего силового фактора. Если начало координат находится справа, то рассматриваются все внешние нагрузки, лежащие справа от сечения, и наоборот.

Составляем уравнения для продольной силы по участкам.

I участок : пределы изменения координаты сечения 0х 1 a . Мысленно отбрасываем часть стержня слева от сечения. Согласно определению, продольная сила равна сумме всех внешних нагрузок, лежащих по одну сторону (справа) от сечения. Справа от сечения имеется только одна сила, которая действует на данное сечение, вызывая сжатие левой от сечения части стержня, поэтому (рис.1.4, б)

II участок : 2 a . Продольная сила в сечении равна сумме всех внешних сил, действующих справа от сечения. Справа от сечения действуют сила P , вызывая сжатие, и сила 2P , вызывая растяжение оставшейся левой части стержня, поэтому (рис. 1.4, в)

N = -P + 2P = P.

III участок : 3 a . Рассуждая аналогично, получим (рис. 1.4, г)

N=-P+ 2P- 3P=- 2P.

Продольная сила N в заделке совпала по величине и направлению с реакцией Д (знак минус для N на III участке говорит о том, что на этом участке действует сжимающая сила), причем рассмотрение внешних сил справа от сечения позволяет определить продольную силу в каждом сечении, не определяя реакцию в заделке.

4. По полученным уравнениям строим эпюру продольных сил. Так как на каждом участке продольная сила - величина постоянная, то графики продольных сил - прямые, параллельные координатной оси х. Откладываем в произвольном масштабе значения N на каждом участке и строим эпюру (рис.1.4, д).

Как видно из эпюры, в каждом сечении, в котором к стержню приложена сосредоточенная сила, продольная сила меняется скачком. Таким образом, на эпюре N в сечении, где приложена сосредоточенная сила, должен быть скачок на значение этой силы. В данной задач на эпюре имеем четыре скачка N , каждый скачок соответствует сосредоточенной силе.

Эпюры принято штриховать прямыми линиями, перпендикулярными продольной оси х . Каждая ордината эпюры в принятом масштабе дает значение продольной силы в поперечном сечении бруса с данной координатой. На эпюре иногда указываются знаки продольных сил (плюс - для положительных, минус- для отрицательных сил).

Эпюра показывает, что брус под действием внешних сил на I и Ш участках испытывает сжатие, на II - растяжение с усилиями, известными из расчета.

Задача 1.2. Построить эпюру N для стержня, нагруженного сосредоточенной и распределенной нагрузками (рис.1.5), если известны величины a, b, c, P 1 = P, P 2 = 3P , q = P/b

Рисунок 1.5

  • 1. Разбиваем стержень на три участка, проводим произвольные сечения на каждом участке, задаем координаты этих сечений.
  • 2. Определяем уравнения для N по участкам, рассматривая внешние нагрузки вниз от сечения:

I участок: 0х 1 a; N =P 1 =P;

II участок: 0х 2 b; N = P 1 + qX 2 = P + P/b X 2 ;

III участок: 0х 3 c ; N = P 1 + qb- P 2 = P + P/b b - 3P = -P.

3. Строим эпюру N по полученным уравнениям.

На II участке функция N от х представляет собой линейную зависимость, график которой есть наклонная прямая. Строим график по двум крайним значениям в начале и в конце участка:

при х 2 =0 N = P;

при х 2 =b N = P + P/b * b = 2P.

Соединяя эти точки примой, получим график искомой линейной зависимости.

Как видно из эпюры, при действии на стержень распределенной осевой нагрузки продольная сила на участке, на котором такая нагрузка приложена, меняется непрерывно. Если интенсивность нагрузки на участке постоянная (q = const ), то на эпюре будет наклонная прямая. На участках, где нет распределенной нагрузки, на эпюре - прямые, параллельные оси х . Эпюра показывает, что участки I н II испытывают растяжение, участок III - сжатие, наиболее нагруженным является сечение с координатой x 2 =b .

В этом сечении действует растягивающее усилие, равное 2P . На эпюре три скачка, один соответствует реакции в заделке, второй - силе P 2 , третий - силе P 1 .

Задача 1.3. Построить эпюру N для стержня (рис. 1.6) с учетом собственного веса, если заданы a, F, P = 10 Fa .

Рисунок 1.6

  • 1. Разбиваем стержень на три участка.
  • 2. Определяем N по участкам.

I участок : 1 a.

На I участке равно сумме всех сил, лежащих вниз от сечения. Но вниз от сечения действует только вес вышележащей части стержня, который равен произведению удельного веса на объем нижележащей части: 2Fх 1 . Определяем значение N в начале и в конце участка: при х 1 =0 N= 0, при х 1 =a N=2Fa.

II участок : 2 a.

Продольное усилие в произвольном сечении II участка равно весу I участка плюс вес вышележащей части стержня II участка:

N = 2Fa + FX 2 .

Определяем значения N в начале и в конце участка:

при х 2 =0 N = 2Fa;

при х 2 =a N = 3Fa.

III участок: 0 х 3 а. Продольное усилие в произвольном сечении III участка равно сумме весов I и II участков, внешней силе и весу нижележащей части III участка:

N = 2Fa + Fa - P+ Fх 3 = - 7Fа + Fх 3 .

Определяем значения N в начале и в конце участка:

при х 3 =0 N = - 7Fa ;

при х 3 =a N = - 6Fa.

3. Строим эпюру N. На всех участках это наклонные прямые, причем наклон прямых (коэффициент при х) определяется площадью сечения и удельным весом материала стержня. Наиболее нагруженным является сечение х3=0, оно испытывает сжатие с усилием 7Fa.