Учебная литература по юридической психологии

Асямов С.В., Пулатов Ю.С.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ СОТРУДНИКОВ
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ.

Ташкент, 2002.


Глава II. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

3. Тренинг внимания и наблюдательности

Наблюдение играет важную роль в осуществлении профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Оно позволяет выявлять преступную деятельность лиц, представляющих для органов внутренних дел оперативный интерес, их связи, личностные качества, места хранения и сбыта похищенного, выявлять факты, относящиеся к расследуемым событиям и т.п. Умелая организация процесса наблюдения, конечно в совокупности с другими способами организации профессиональной деятельности, во многом способствует своевременному предупреждению, быстрому раскрытию, полному расследованию преступлений, розыску скрывшихся преступников.

Под наблюдением в психологической науке понимается преднамеренное, планомерное, целенаправленное восприятие, предпринимаемое с целью изучения предмета, явления. Целенаправленность и организованность при наблюдении не только позволяют воспринимать наблюдаемый объект как нечто целое, но и дает возможность распознавать в нем единичное и общее, различать детали предмета и устанавливать некоторые виды его связей с другими объектами. Иными словами, наблюдение - не простая сумма отдельных элементов, изолированных друг от друга, а сочетание чувственного и рационального познания.

Профессиональное наблюдение - это целенаправленное и специально организованное восприятие сотрудником органов внутренних дел значимых для решения оперативно-служебных задач явлений и процессов. К числу последних относятся прежде всего проявления личности (правонарушителей, лиц, состоящих на профилактическом учете, осужденных, потерпевших, свидетелей и др.), ее состояния, действия, различные объекты, изучение которых имеет значение для раскрытия и расследования преступлений, деятельность самого сотрудника и пр.

Психологическая природа профессионального наблюдения весьма многогранна. Наблюдение - наиболее развитая форма преднамеренного восприятия. Сотрудник при этом воспринимает не все из того, что бросается ему в глаза, а вычисляет наиболее важное, необходимое, интересное. Это обусловлено целями, задачами, планом, которые обычно лежат в основе наблюдения. Наблюдение всегда опирается на активную работу органов чувств. Для сотрудника органов внутренних дел это, в первую очередь, зрение и слух. Особенно важную роль в наблюдении играет внимание, выступающее его регулятором. Через внимание, как направленность и сосредоточенность сознания на определенных предметах, реализуются цели и план наблюдения. Наблюдение всегда связано с переработкой информации и невозможно без активной работы мышления. Наконец, наблюдение определяется и особенностями личности самого сотрудника.

Наблюдение в деятельности сотрудников органов внутренних дел характеризуется эмоциональной и интеллектуальной насыщенностью. Его условия определяются психологическими особенностями деятельности сотрудников. В связи с этим наблюдение, как способ деятельности сотрудников органов внутренних дел, должно удовлетворять следующим психологическим требованиям.

Во-первых, сотруднику необходимо предварительное знание особенностей личности тех лиц, в отношении которых он проводит наблюдение (например, характера и направленности их преступной деятельности, преступного опыта, их склонностей, интересов и т.п.).

Во-вторых, он должен полно и точно фиксировать путем запоминания или иным путем (в необходимых случаях и с использованием технических средств) конкретные действия и поведение объекта наблюдения.

В-третьих, он должен сопоставлять фиксируемые факты с ранее полученными данными о наблюдаемом и оперативно анализировать результаты этого сопоставления с целью предвидения действий объекта наблюдения.

Успех наблюдения в конечном счете предопределяет интеллект, который организует этот процесс по определенному плану, устанавливает нужную очередность этапов наблюдения и использует его результаты. По мнению проф. Ратинова А.Р., для организации эффективного наблюдения сотруднику органов внутренних дел необходимо помнить ряд общих правил:

    до наблюдения получить наиболее полное представление об изучаемом человеке, предмете или явлении;

    определить цель, сформулировать задачу, составить (хотя бы мысленно) план или схему наблюдения;

    искать в наблюдаемом не только то, что предполагалось найти, но и обратное тому;

    расчленить предмет наблюдения и в каждый момент наблюдать одну из частей, не забывая о наблюдении целого;

    следить за каждой деталью, стараясь подметить наибольшее их число, установить максимальное количество свойств предмета или особенностей наблюдаемого;

    не доверять однократному наблюдению, исследовать предмет или явление с разных точек зрения, в разные моменты и в разных ситуациях, изменяя условия наблюдения;

    подвергать сомнению наблюдаемые признаки, которые могут быть ложной демонстрацией, симуляцией или инсценировкой;

    ставить вопросы "почему" и "что это значит" относительно каждого элемента наблюдения, продумывая, предполагая, подвергая критике и проверке дальнейшим наблюдением свои мысли и выводы;

    сравнивать объекты наблюдения, противопоставлять их, искать сходство, различие и связи;

    сопоставлять результаты наблюдения с тем, что было ранее известно об этом предмете, с данными науки и практики;

    ясно формулировать результаты наблюдения и фиксировать их в соответствующей форме - это помогает их пониманию и запоминанию;

    привлекать к наблюдению различных специалистов, сравнивать и обсуждать результаты наблюдения со своими коллегами;

    помнить, что наблюдатель тоже может быть объектом наблюдения 1 .

Наблюдение как психический процесс и определенная форма профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел вырабатывает у него такую важную черту личности, как профессиональная наблюдательность - комплексное свойство личности, выражающееся в возможности подмечать профессионально-значимые, характерные, но малозаметные и на первый взгляд малосущественные особенности оперативной обстановки, людей, предметов, явлений и их изменений (которые могут иметь впоследствии значение для дела). Основа профессиональной наблюдательности сотрудника - устойчивый интерес к людям, их внутреннему миру, психологии, видение их под углом зрения профессиональных задач, своеобразная психологическая "повернутость" к ним.

Что необходимо для обеспечения высокого уровня наблюдательности сотрудника?

Во-первых, установка на восприятие информации, имеющей значение для решения профессиональных задач сотрудника. Эта установка помогает преодолеть усталость, апатию, брезгливость (например, при осмотре разлагающегося трупа).

Во-вторых, специфическое концентрирование внимания именно на тех объектах и их свойствах, которые могут дать необходимую информацию, имеющую значение для решения тех задач, которые стоят перед сотрудником.

В-третьих, длительное сохранение устойчивого внимания, обеспечивающего готовность сотрудника к восприятию в нужный момент необходимой исходной информации (особенно при длительных обысках, осмотрах мест происшествия и допросах).

Важнейшее направление развития профессиональной наблюдательности - овладение сотрудником техникой профессионального наблюдения, которая включает в себя приемы и способы его осуществления, основанные на соответствующих психологических закономерностях.

Тренировки на развитие внимания полезно разделить на три формы.

Общая внимательность. Не давая себе никакого предварительного задания, выясняете, что осталось замеченным от впечатлений, с которыми столкнулись.

Направленная внимательность. Дается задание на внимательное рассматривание названного объекта. После чего спрашивается о чем-либо, относящемся к этому объекту, о том, что можно было уловить при рассмотрении, хотя заранее предмет вопроса не был известен.

Целевая наблюдательность. Дается задание наблюдать определенные детали некоторого явления, и лишь затем показывается это явление.

Одним из распространенных приемов развития профессиональной наблюдательности является следующий: всмотревшись в кого-нибудь из окружающих, следует отвести от него взгляд и представить его затем в памяти, стараясь описать мысленно его приметы, после чего проверить себя, посмотрев вновь на этого человека. Или следующее упражнение: посмотрите в течение некоторого времени на стоящий поблизости дом и отвернувшись попробуйте мысленно описать, сколько окон, балконов, где окна открыты, где висит белье, где в квартирах находятся люди и т.п. При этом необходимо учитывать, что знать, сколько окон или балконов в доме, - еще не значит проявить наблюдательность: число их неизменно. Но заметить, когда отдельные окна открыты или где включен свет, - уже результат наблюдательности, пристального внимания, способности улавливать связи и подмечать зависимости. Другое упражнение - наблюдение за каким-либо событием. В данном случае не имеется ввиду какое-либо уличное происшествие, привлекающее всеобщее внимание. Это может быть и обычная совокупность действий одного или нескольких человек, которые преследуют определенную цель. "Почему этот человек здесь находится?", "Чего он ожидает?", "Как он сейчас поступит?" - ответы на эти вопросы позволяют развить в себе способности психологического наблюдения за людьми, умение прогнозировать поведение человека, что очень важно в деятельности сотрудника органов внутренних дел.

Внимание и наблюдательность в процессе упражнений развиваются весьма успешно. Высшей степенью развития наблюдательности надо считать такой ее уровень, когда она становится не только чертой личности сотрудника, но и чертой его характера, когда она проявляется во всех видах его деятельности. Наблюдательный сотрудник именно тем и характеризуется, что он ничего не упустит, все своевременно подметит и сделает соответствующие выводы.

В решении профессиональных задач, стоящих перед сотрудником органов внутренних дел большое значение имеет активизация его профессионального мышления. Значение и роль профессионального мышления определяется рядом моментов. Во-первых, интеллектуальные качества, развитое мышление неотъемлемо связаны со спецификой деятельности и необходимы при решении практически любой оперативно-служебной задачи. Без них невозможно выявить тщательно замаскированное преступление, выиграть интеллектуальную схватку с умным, расчетливым преступником, разобраться в противоречиях человеческой натуры и установить истину.

Во-вторых, важные перемены в обществе заметно обостряют проблему интеллектуальных ресурсов. Важные задачи, стоящие перед нашим обществом, формируют потребность в новых подходах, в новом мышлении при решении задач в сфере правопорядка. Именно от профессионализма мышления во многом зависит эффективность деятельности сотрудника органов внутренних дел в современных условиях.

В-третьих, профессиональное мышление - это не только интеллектуальный ресурс, потенциал, который надо привести в движение, но прежде всего рычаг, инструмент активизации человеческого фактора в органах внутренних дел.

Под мышлением в психологии обычно понимают умственную деятельность, с помощью которой человек раскрывает сущность явлений, их связи и отношения. Профессионально развитое мышление - важное качество сотрудника, проявляющееся в способности познавать существенные свойства предметов, людей и их поступков, имеющих отношение к решаемым профессиональным задачам, находить закономерные связи между ними 2 .

Уметь мыслить - это значит применять имеющиеся знания, опыт, уметь думать, размышлять, рассуждать при решении стоящих перед сотрудником задач. Мышление сотрудника - это способность решения новых и сложных оперативно-служебных задач, способность находить новые подходы к решению практических проблем.

Большой интерес для сотрудников может иметь овладение ими приемами активизации профессионального мышления. Под этими приемами следует понимать способы сознательной, произвольной самоорганизации мыслительного процесса, основанных на соответствующих психологических закономерностях. При использовании таких приемов полезна привычка осознавать ход своей мысли, вырабатывать для себя определенные правила, учитывать свои индивидуальные особенности. При обучении этим приемам сотрудник может сталкиваться с рядом психологических барьеров, мешающих формированию техники профессионально мышления. Среди них можно выделить следующие:

1. Мотивационные:

    отсутствие стремления профессионально мыслить, нежелание подходить к делу творчески, инициативно, самостоятельно;

    отсутствие заинтересованности, стимулов к мышлению, стремление "не высовываться" и т.п.

2. Социально-психологические:

    наличие неформальных норм, мнений и настроений, тормозящих самостоятельное, творческое мышление;

    отсутствие взаимопонимания между сотрудниками, обостренные взаимоотношения, психологическая несовместимость.

3. Индивидуально-психологические:

    умственная леность;

    ригидность, отсутствие гибкости мысли;

    негативизм, конформизм;

    возрастные изменения.

4. Культурно-языковые:

    недостатки общей интеллектуальной культуры;

    профессиональная узость, ограниченность эрудиции;

    привычка к определенным терминам и понятиям в профессиональной речи, неприятие новых терминов и понятий.

5. Перцептивные:

    упрощенное, стереотипное восприятие важных явлений;

    беспроблемное видение явлений в круге профессионально-должностных интересов;

    субъективность, пристрастность при восприятии и оценке с профессионально-должностных позиций.

6. Интеллектуальные:

    привычка к безальтернативному, одновариантному мышлению;

    привычка к единомыслию, нетерпимость к другим точкам зрения, к профессиональному плюрализму;

    отсутствие навыков концептуального мышления, исполнительский склад ума;

    поверхностно-формальный подход, абсолютизация административно-запретительной тенденции в мышлении и др.

Важно, чтобы сотрудник смог научиться преодолевать данные барьеры, которые возникают в его интеллектуальной деятельности и отрицательно влияют на ее эффективность.

К основным приемам активизации профессионального мышления относятся:

1. Прием уяснения профессиональной задачи. С этого нужно начинать любое дело. Исходную общую задачу необходимо разложить на несколько простых, элементарных подзадач. Важно проявлять внимание к деталям, мелочам, ничего не упускать из вида. При этом необходимо стараться иметь несколько вариантов решения задачи.

2. Прием оптимизации поиска решения. Выделяется отправной пункт, исходная точка поиска, при этом устанавливаются и регулируются также границы и зоны поиска. Происходит выбор, сочетание и пересмотр стратегий поиска.

3. Прием построения мысленной картины исследуемого события. Сотруднику требуется осуществить наглядно-образную проработку исходных элементов и картины в целом и на основе этого осуществить построение схемы исследуемого события (это может быть реализовано в форме оперативных или следственных версий). Необходимо проследить и проработать связи между элементами события, рационально увязать их в целостную картину, найти решающее звено.

4. Прием психологизации мышления. Заключается в психологической ориентировке в исследуемой ситуации (например, разобраться в мотивах поведения подозреваемого), проведении психологического анализа и осуществлении на его основе прогнозирования развития ситуации в дальнейшем. Используется рефлексия - размышления за противную сторону.

5. Прием активизации самоконтроля мышления. Важна установка на самокритику. Необходимо проверять себя с использованием словесных формул самоконтроля ("Как у меня это получилось?", "Почему я пришел к такому выводу?" и т.п.). Нужно стремиться к исключению субъективизма в своих выводах и оценках, отстранению от личных симпатий и антипатий.

6. Прием преодоления умственного тупика. Необходимо выявлять и преодолевать зацикливания в ходе мыслительной деятельности, возвращаться к исходной ситуации. Полезно в таких случаях привлекать на помощь других сотрудников - "со свежим взглядом".

Как уже отмечалось, проведение оперативно-служебных мероприятий часто происходит в условиях противоборства. Стремление сторон к достижению прямо противоположных целей создает ситуацию, когда каждый из противников, планируя свои действия, учитывает действия другого, создает ему помехи и трудности, чтобы обеспечить себе выигрыш. При этом на первый план выдвигается вопрос о том, как рассуждают и принимают решения "соперничающие" стороны. В психологии такая мыслительная работа обозначается термином "рефлексия", т.е. размышление, связанное с имитацией мыслей и действий противника и с анализом собственных рассуждений и выводов. При наличии противодействия побеждает та сторона, которая имеет превосходство в рефлексии. Отсюда ясно, как важно для сотрудника уметь предвидеть возможные действия лица, совершившего преступление, как важно не только предугадывать эти действия, но и своевременно обеспечивать их изменение, локализацию. Это можно осуществить только в том случае, если с подобной целью постоянно собирают, изучают информацию и моделируют процесс ее использования.

Рефлексивное управление поведением противодействующего лица основано на:

    анализе его общих адаптационных способностей;

    его ригидности, шаблонности;

    неосведомленности о тактических планах сотрудника, о мере его информированности;

    использовании внезапности, дефицита времени и информации для продуманных контрдействий.

Преимущество в рефлексивных рассуждениях позволяет сотруднику не только предвидеть поведение своего соперника, регулируя тем самым и собственное поведение, но и активно влиять на его рассуждения, формировать у него основания для принятия желательного сотруднику решения.

Психологическая наблюдательность в ряду общих требований к профессии психолога стоит на первом месте и является профессионально важным качеством.

Психологическая наблюдательность - это чувствительность в восприятии психологических явлений и других людей через внешнее выражение индивидуальных особенностей, характеристик и состояний. Психологическая наблюдательность понимается как совокупность личностных качеств и способностей человека, проявляющихся в умении распознавать особенности внешнего облика и поведения других людей. Психологическая наблюдательность человека влияет на процессуальную сторону общения, на его эффективность и объективность. Ее функция заключается в создании адекватного образа партнера по общению (Родионова А.А., 2003).

Психологическая наблюдательность предполагает наличие у наблюдателя хорошо развитых перцептивных, эмпатийных, когнитивных и прогностических компонентов психики. Иными словами профессиональная наблюдательность психолога включает в себя умение воспринимать, чувствовать, понимать и предвидеть поведение другого человека. Психолог аккумулирует наблюдения и использует все увеличивающийся объем информации о человеке для формирования более точного эмпатийного и когнитивного его понимания и повышения надежности предсказаний его чувств, мыслей и поступков (Регуш Л.А., 1996).

Психологическая наблюдательность - это способность к осуществлению наблюдения за поведением окружающих людей, проявляющаяся в умении подмечать существенные, характерные, в том числе малозаметные психические особенности и их внешние проявления. Хороший наблюдатель обладает высокой сенситивностью, воспринимает другого человека и запоминает, как он выглядел, что говорил и что делал. При этом важно не забывать, что видеть, «держать глаза открытыми», слышать - еще не значит наблюдать, вести наблюдение в строгом значении этого слова. Наблюдать – это, значит, смотреть, присматриваться, приглядываться; слушать, прислушиваться. Говоря повседневным языком - "обращать внимание".



Видеть же действительность таковою, какова она есть, весьма и весьма непросто. Задумаемся над известными словами А.Н.Радищева: "Я взглянул окрест меня - и душа моя страданиями человеческими уязвлена стала". Но ведь и до этого озарения в понимании и оценке воспринимаемого, он глядел "окрест себя", но чего-то все-таки не видел. Большинство же образованных коллег А.Н.Радищева, этого уровня восприятия окружающей действительности, этого эмпатийного понимания видимого так и не достигли. Наблюдательность включает умение чувствовать другого человека и сопереживать ему.

А. М. Эткинд (1983) обращал внимание на то, что в обыденной жизни, в реальных процессах деятельности и во вплетенных в нее механизмах межличностного восприятия и самовоспитания "горячие" акты оценок и переживаний имеют порой большее значение, чем "холодные" попытки объяснения. Спецификой психологической наблюдательности является способность отделить "сенсорно воспринимаемое" от "чувственно переживаемого", умение отделить то, что ты видишь и слышишь, от того, что ты думаешь и чувствуешь по поводу данного человека (Сидоренко Е. В., 1995, с.100). От наблюдателя требуется формирование установки на объективность в оценках, непредвзятость в суждениях. Поэтический оборот А. С. Пушкина "ума холодных наблюдений" довольно точно отражает эту особенность психологического наблюдения.

Значение когнитивно-понятийных компонентов психики в деятельности наблюдения подчеркивал А. П. Болтунов. Он считал, что опытного наблюдателя можно уподобить "художнику, отбрасывающему при изображении явлений из доступных восприятию признаков все несущественное и фиксирующему с особенной отчетливостью все, имеющее первостепенное значение для понимания смысла этих явлений. Только при этом условии гарантировано правильное понимание описываемого наблюдателем факта поведения" (Болтунов А.П., 1926, с. 142).

В связи с этим важно учитывать следующие правила :

1. Проводить многократные систематические наблюдения данного поведения в повторяющихся и меняющихся ситуациях, что позволяет отделить случайные совпадения от устойчивых закономерных связей.

2. Не делать скоропалительных выводов, обязательно выдвигать и проверять альтернативные предположения относительно того, какая психическая реальность стоит за наблюдаемым поведением.

3. Сопоставлять частные условия появления наблюдаемого поведения с общей ситуацией. Рассмотрение в общем контексте больших общностей (общей ситуации, личности в целом, применительно к ребенку – стадии психического развития и т.п.) часто изменяет психологический смысл наблюдаемого (Михалевская М.Б., 1985, с.7-8).

Говоря о прогностических компонентах психологической наблюдательности важно не забывать, что "в попытках прогнозировать индивидуальное поведение профессиональные психологи систематически отстают от непрофессионалов, наделенных опытом и разбирающихся в "человеческой природе" (Леонтьев В. В., 1990, с.111). Прогноз проявления какого-либо качества, совершения какого-либо поступка носит в психологии вероятностный характер. Сделать прогноз для одного конкретного случая еще сложнее. Людям вообще свойственно переоценивать, насколько хорошо один человек может предсказать поведение другого. "Имеются надежные доказательства того, что большинство наблюдателей замечают и помнят только 1% случаев правильного прогноза и игнорируют или отделываются поверхностными объяснениями, когда речь идет о 99% ошибочных предсказаний" (Купер К., 2000, с.26).

Многим сотрудникам правоохранительных органов по роду своей деятельности приходится осуществлять профессиональное наблюдение за местностью, объектами и тем, что там происходит. Наблюдение ведется при несении службы на постах, при личном сыске, в засадах, при слежении за объектами оперативного интереса, осмотре места происшествия и др.
Профессиональное наблюдение юриста - это преднамеренные, избирательные и планомерно осуществляемые с помощью своих органов чувств выявление и сбор информации, необходимой для решения стоящей профессиональной задачи. Например, осмотр места происшествия - важное следственное действие, которое по смыслу ст. 178 УПК осуществляется следователем «в целях обнаружения следов преступления и других вещественных доказательств, выяснения обстановки происшествия, а равно иных обстоятельств, имеющих значение для дела».
Успех профессионального наблюдения во многом засит от психологических факторов - объектных, обстановочных и субъектных. Решающее значение принадлежит объектным, т. е. качествам, способностям, психическим состояниям, знаниям, навыкам и умениям профессионала, осуществляющего наблюдение. Профессиональная наблюдательность - комплексное качество личности, выражающееся в умении подмечать характерные, но малозаметные и, на первый взгляд, малосущественные особенности обстановки, людей, предметов и их изменений, имеющие или могущие иметь значение для решения профессиональной задачи. В структуру этого качества входят чувственные и личностные компоненты.
Чувственную основу наблюдательности составляет работа органов чувств (анализаторов) человека; зрения, слуха, осязания, обоняния и др. В их ощущениях отражаются отдельные свойства объектов и явлений, за которыми ведется наблюдение (ощущение тяжести, твердости, запаха, цвета, температуры, вкуса и др.). На основе ощущений возникают восприятия - образы объектов и явлений в комплексе их свойств и качеств.
Ощущения и восприятия тесно связаны с вниманием - процессом организации психической деятельности и ее сосредоточения на познании отдельных объектов, явлений и их особенностей, которые при этом воспринимаются с особой отчетливостью и ясностью. Внимание подобно лучу прожектора, выхватывающего что-то ид темноты и делающего его заметным, подвергающимся детальному изучению и оценке.
Важную роль играют и личностные компоненты наблюдательности, к которым относятся:
. мышление юриста и его профессиональные знания об объекте наблюдения. Не случайно говорят в народе: «глаза без ума, что отверстия в стене», «человек смотрит глазами, а видит умом»;
. мотивация, желание, стремление, потребность пристально наблюдать и своевременно обнаруживать все значимое;
. другие индивидуальные особенности: волевые качества, память, работоспособность, психологическая устойчивость, уровень знаний и др.
«Орел видит значительно дальше, чем человек, - писал Ф. Энгельс, - но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла. Собака обладает более тонким обонянием, чем человек, но она не различает и сотой доли тех запахов, которые для человека являются определенными признаками различных вещей».
Профессиональная наблюдательность сотрудника правоохранительных органов - это не простая натренированность его глаз или слуха. Это личностное явление - заинтересованное, ответственное, добросовестное наблюдение со знанием дела. Поэтому и психотехника профессионального наблюдения носит комплексный характер.
Прием обеспечения интенсивности наблюдения. Наблюдение эффективно, если «луч» внимания ярок и силен. Надо не просто смотреть, а наблюдать. Достигается это активизацией личностных компонентов наблюдения.
Правило самостимулирования внимания. Внимание усиливается, когда работник правоохранительного органа ответственно относится к службе, к обязанностям по наблюдению, осознает, что успешное наблюдение играет важнейшую роль в предупреждении, пресечении и расследовании преступлений и обеспечении личной безопасности. Об этом говорят и напоминают при инструктаже, при выходе на выполнение задания, при проверках службы и бдительности. Но и себе надо мысленно напоминать: если упущено при наблюдении, то потребуется огромный труд десятков людей, чтобы компенсировать промах, а иногда его исправить невозможно.
Правило бдительности. Подлинный профессионал знает, что обстановка всегда чревата внезапным осложнением. Спокойствие ее бывает обманчивым и не должно расслаблять. Можно, например, проверить 1000 документов у автомобилистов в абсолютно спокойной и безопасной обстановке, но 1001 проверка окажется смертельно опасной и может привести к тяжелым последствиям. Этого не случится, если изо дня в день, постоянно инспектор дорожно-патрульной службы не допускает снижения бдительности, сохраняет внутреннюю собранность, разумную настороженность и готовность к немедленному реагированию. Надо помнить о том, что преступники всегда действуют скрытно, внезапно, стремятся обмануть стража порядка и не позволять им этого добиться. Чувство профессиональной гордости и самолюбия обязывает быть сильнее, умнее преступника и вовремя обнаружить и разгадать его преступные замыслы и ухищрения.
Правило волевого напряжения. Каждый, ведущий профессиональное наблюдение, должен осуществлять его с волевым напряжением, с усилием, постоянно помнить о том, что профессиональное наблюдение - это своевременное выявление малозаметных признаков обстановки, имеющих профессиональное значение, заставлять себя тщательно изучать все детали, не спешить, разглядывать, менять при необходимости место наблюдения, приближаться к объекту. Мобилизовать волю и интенсифицировать наблюдение можно, например, мыслью в ходе осмотра места происшествия о том, что не бывает преступлений и преступников, которые не оставляли бы никаких следов. Если следы не находятся, надо не отчаиваться, не отступать, а терпеливо искать, использовать спецтехнику. Волевым усилием надо осуществлять самоконтроль и самоуправление вниманием. Это можно делать, задавая себе мысленно вопросы типа «Внимателен ли я? За всем ли слежу как надо?» и отдавая самоприказы - «Проверь себя!», «Внимательно смотри!», «Еще раз просмотреть, не упустил ли чего?».
Правило уяснения цели и задач наблюдения. Наблюдение всегда более успешно, если наблюдатель знает, за чем наблюдать, что обнаруживать, за какими признаками следить. Общая установка типа «наблюдайте лучше, постарайтесь не пропустить, глядите в оба» в силу психологических механизмов хуже сказывается на интенсивности наблюдения, чем конкретная.
Прием организации наблюдения. Объекты, процессы и параметры, за которыми ведется наблюдение, обычно многочисленны, сложны и многозначны. Так, осуществляя осмотр места происшествия, юрист должен: а) выявлять, фиксировать, изымать и оценивать следы преступления и иные вещественные доказательства; б) одновременно изучать обстановку происшествия для выявления характера и обстоятельств расследуемого события; в) получать исходную информацию для выдвижения версий о механизме события, его участниках, личности преступника; г) выявлять данные для организации розыска и задержания преступника по горячим следам; д) вести наблюдение за поведением потерпевшего и свидетелей; е) следить за действиями других участников осмотра; ж) контролировать свои действия, высказывания, поступки и др. Короче говоря, надо ничего не упустить из поля зрения, постоянно распределять и переключать внимание и все это делать безошибочно. В этом одна из самых больших трудностей наблюдения, а недостатки - источник самых серьезных промахов.
Правило планомерного изучения поля наблюдения. Организовать наблюдение - значит, прежде всего, сориентироваться в обстановке, изучить поле наблюдения, выделить его критические ориентиры, уточнить задачи, определить порядок действий при наблюдении. До начала наблюдения полезно использовать все возможности, чтобы получить наиболее полное представление об объекте (-ах) и условиях наблюдения. Необходимо учесть такие условия, как день, ночь, дождь, туман, солнце в глаза, освещенность объекта и территории и др. На этой основе выбирается место наблюдения, порядок его изменения, центральная точка наблюдения, определяется, за чем следить и что искать.
Правило постановки себя на место правонарушителя. Эта рефлексия нужна, так как наблюдение чаще всего нацелено на своевременное выявление признаков готовящегося правонарушения или преступления, субъект которого изощряется, чтобы остаться незамеченным и безнаказанным. Поставив себя мысленно на его место, можно лучше понять, что и как он будет использовать для этого. В этом случае бывает легче определить наиболее опасные точки, зоны, объекты, возможные ситуации, которые требуют особого внимания и бдительности при наблюдении.
Правило обоснованного распределения и переключения внимания. Просмотр поля наблюдения принесет результаты, если подчиняется обоснованной логике, осуществляется по рассчитанной схеме, маршруту, диктуемым задачей и оценкой обстановки. Криминалистика, например, рекомендует эксцентрическую схему детального осмотра места происшествия - по раскручивающейся спирали от выраженного центра осмотра, например, лежащего трупа, или, напротив, концентрическую, а в квартирах - по часовой стрелке или против нее и др.
Есть и психологические соображения при разработке обоснованной схемы наблюдения:
. широта внимания человека (возможность одновременно воспринимать определенное число параметров и объектов) измеряется «миллеровским магическим числом» 7 ± 5, а предельный угол ясного видения не превышает 30 градусов. Фактическое же поле наблюдения и его особенности могут значительно превышать эти величины. Решить задачу охвата наблюдением всего необходимого только быстрым переключением внимания с одной группы или отдельных объектов, параметров на другие, причем по определенной схеме, повторяя ее циклично. При расчете схемы важно правильно определить центр - самые важные объекты и параметры (где вероятность ожидаемых изменений обстановки наиболее велика и значима). Затем поле наблюдения наглядно-мысленно разбивается на горизонтальные сектора (при необходимости и по вертикали), величиной не более 25 градусов каждый, и зоны дальности - дальнюю, среднюю, ближнюю. Оценивается размещение на них наиболее важных точек, требующих особого наблюдения, и на основе всего этого намечается схема переключения внимания;
. переключая внимание по намеченной схеме, следует помнить, что не все люди могут делать это быстро. У плохо тренированных и обладающих слабой подвижностью психических процессов сотрудников каждое переключение внимания, чтобы что-то не упустить, должно занимать 7-8 секунд. Нужно помнить, что в момент перевода глаза с одной точки на другую, занимающего примерно 0,1-0,2 секунды, глаз не видит;
. существует зависимость полноты и точности восприятия от времени, в течение которого оно осуществляется. Поэтому при просмотре наиболее важных точек, секторов, зон, каждый вызывающий подозрение объект, предмет следует рассматривать пристально примерно 2-3 минуты, иначе можно не заметить существенное. Делается это прицельно, с ожиданием, что рассматриваемые точка, объект, сектор, зона несут в себе информацию, важную для решаемой задачи. Скольжение по полю наблюдения чревато серьезными упущениями;
. поскольку прохождение всего маршрута в поле наблюдения может занимать довольно много времени, стоит предусмотреть до его завершения частый возврат к наиболее важным, опасным точкам, чтобы обеспечить лучшее наблюдение за ними;
. опасно сужать внимание, приковывать его к какому-то одному объекту, параметру, сектору как бы важен он ни был, так как опасность всегда может прийти со стороны.
Правило обеспечения комплексности восприятия при наблюдении. Основную информацию человек получает с помощью зрения, но из этого не следует, что можно пренебрегать другими ощущениями и восприятиями. Какое-нибудь из них может порой сыграть решающее значение. Так бывает, например, с ощущением запаха при входе в комнату, где произошло происшествие, либо определении пальцами, ладонью температуры тела убитого. Наблюдая, надо и смотреть, и нюхать, и слушать, если надо - пробовать на вкус, трогать, брать в руки (не нарушая, конечно, следов). После статического осмотра места происшествия полезно осуществлять экспериментирование, перемещая предметы на месте происшествия и стараясь воспроизвести исходную обстановку, последовательность развития события, исследуя отдельные предметы и следы.
Прием обеспечения высокой чувствительности органов чувств. Чувствительность - это особое свойство органов чувств человека и их состояние. Чем выше чувствительность, чем ниже, как говорят, ее порог, тем более мелкие и тонкие детали, признаки, оттенки, изменения предметов и явлений человек обнаруживает и тем быстрее ему это удается, и наоборот. Чувствительность как состояние очень динамична, и у одного и того же человека в разные моменты она может кардинально отличаться: быть очень высокой или очень низкой. Естественно, что в интересах обеспечения эффективного наблюдения необходимо соблюдать следующие правила:
Правило учета адаптационных зависимостей чувствительности. Существует абсолютный порог ощущений, который характеризуется той силой действия раздражителя (света, звука, запаха и пр.), при которой впервые у человека возникает ощущение соответствующей модальности и, стало быть, он начинает чувствовать, т. е. подмечать. Чем ниже этот порог, тем выше чувствительность. Однако он не постоянен, а изменяется под влиянием особого, адаптационного механизма, приспосабливающего чувствительность к силе действующего в данный момент раздражителя. Наилучший для наблюдения минимальный порог абсолютной чувствительности устанавливается у зрения - в темноте, у слуха - в тишине. Время адаптации не постоянно. Адаптация зрения при переходе человека со света в темноту происходит медленно (наиболее выражение - на 80% - в первые 15-20 минут), а из темноты на свет - быстро, максимум за 20-40 секунд и связана с огрублением чувствительности. Поэтому, когда наблюдение ведется в темноте и прибор ночного видения не используется, правильно поступит тот сотрудник, который заблаговременно, минимум за 15-20 минут до начала наблюдения, перейдет в темноту или оденет очень темные очки, чтобы обрести ночное зрение. Иначе в самом начале наблюдения он может многое не заметить.
В последующем, в ходе наблюдения в темноте, важно беречь установившуюся высокую чувствительность зрения, ибо кратковременная, даже в течение 1-2 секунд, вспышка света (например сделанная фонариком, зажигалкой) снижает чувствительность так, что для ее восстановления нужно 8-10 минут. Если пользоваться светом крайне необходимо, то он должен быть красным, который меньше влияет на снижение чувствительности.
Сложные условия наблюдения создаются ночью на улицах и дорогах, где ярко освещенные места дорог и тротуаров чередуются с темными, т. е. есть сильные контрасты освещенности. В такой обстановке лучшую чувствительность можно приобрести, если ходить по темной стороне, обходить ярко освещенные места, избегать поднимать глаза на лампы или смотреть на фары автомобилей.
Адаптация обоняния в виде притупления чувствительности наступает очень быстро: к запаху йода - за 50-60 секунд, камфаре - за 90 секунд, гари и табачному дыму - за 3-5 минут. Поэтому, если следователь в первые минуты на месте происшествия не обратил внимания на слабые запахи, то скорее всего потом он их не обнаружит. Это упущение можно будет исправить и восстановить чувствительность к запахам, выйдя на чистый воздух минут на 10, а затем возвратившись на осматриваемое место с установкой на обнаружение запаха. Чувствительность к запахам снижается, если сам юрист курит или если курят на месте происшествия другие.
Полезно использовать и такие рекомендации для повышения чувствительности и улучшения условий обнаружения малозаметных признаков, следов, предметов:
- произвольно заставлять себя тщательно, с пристальным вниманием рассматривать каждую деталь, стараться подметить максимальное число мелких ее признаков, свойств и особенностей, - такая самомобилизация повышает остроту зрения;
- когда осмотр места происшествия или обыск проводились в темное время суток, хотя и при хорошем искусственном освещении, не пренебрегать повторением их днем. Лучи осветителей, фар ночью создают контрасты, изменяют вид предметов и что-то может быть в такой обстановке не замечено;
- при проведении обыска в помещениях желательно устанавливать дополнительное яркое освещение. Оно создает более благоприятные условия для восприятия малозаметных признаков, чем при свете, которым обычно пользуется лицо, в квартире которого производится обыск. Это позволяет обнаружить признаки и следы, которые обыскиваемый оставил при более слабом освещении, заблаговременно что-то пряча;
Правило учета взаимодействия ощущений при наблюдении. Ощущения возникают у человека при работе разных органов чувств и всегда представлены в комплексе (человек одновременно что-то слышит, что-то видит, чувствует запахи, температуру и др.), разные элементы которого взаимодействуют психологически и физиологически (на уровне коры больших полушарий мозга, имеющей разные области, каждая из которых включена в работу своего анализатора) между собой. При этом может как повышаться, так и понижаться чувствительность самого важного в данный момент органа чувств. Повышают чувствительность (остроту) зрения:
- обтирание лица, шеи холодной водой, полотенцем;
- прием кофе и тонизирующих препаратов (элеутерококка, китайского лимонника, женьшеня, золотого корня, крепкого чая и др.);
- жевание чего-то кислого (лимон, кислые и незрелые фрукты и др.);
- болевые ощущения небольшой интенсивности (например, пощипывание себя, похлопывание по лицу).
Повышение чувствительности такими способами кратковременно (не более 20-30 минут), хотя и оно может помочь в сложной для наблюдения и утомительной обстановке, при сильной усталости.
Отрицательно сказываются на чувствительности зрения жара или холод (повышение температуры с + 21 градуса до + 28 градусов снижает, например, остроту зрения в 2 раза); активные ощущения в желудке после обильной еды; ощущения при сильном сдерживании естественных надобностей (при переполнении мочевого пузыря чувствительность зрения может снижаться на 80 %); чувство боли, мышечной и общей усталости; сильные неприятные запахи. Если воздействие таких ощущений нельзя прекратить, надо усиливать волевую самомобилизацию для сохранения высокого качества наблюдения.
Прием повышения осмысленности наблюдаемого. Наблюдает лучше тот, кто лучше понимает - такова общая закономерность. Два сотрудника правоохранительных органов - один молодой, другой многоопытный - могут стоять рядом, смотреть на одно и то же, но замечать разное. Это объясняется различием в понимании происходящего: не понимающий - почти слеп.
В правоохранительной деятельности наблюдать часто приходится сквозь завесу скрытности, маскировок, инсценировок, отвлечений и других видов противодействия преступного элемента. Осмотр места происшествия нередко происходит в обстановке неочевидности. Правильно построить наблюдение в этих условиях помогает упорное стремление и умение понять, разобраться в происшедшем и происходящем. Следы - «немые свидетели» происшедшего - должны «заговорить».
Правила опоры на знания. Наблюдателю следует постоянно стремиться использовать свои и чужие знания, опыт, случаи из прошлого, наставления инструктировавшего и думать, осмысливать увиденное и услышанное. Полезно воспользоваться знанием приемов и правил наблюдения, изложенных в пособии.
Правило вербализации обнаруженного. Пожелание думать может остаться благим, если не побуждать себя к мысленному произнесению слов и предложений, отражающих понимание обнаруженного и его оценку. Это не только выражает первую стадию понимания, но сразу же ассоциативно подключает возможность использования всех знаний, связанных с этими словами и хранящихся в памяти. Если не пользоваться правилом «человек смотрит глазами, а видит умом», то возникают случаи, когда неудачливый наблюдатель оправдывается: «Я заметил, но не оценил».
Правило сложения мысленной картины. До конца понять наблюдаемое и внести коррективы в схему наблюдения можно, лишь понимая происходящее в целом, включая отдельные подмеченные признаки в общую картину происходящего, соотнося их с возможным криминальным событием и оценивая их значимость для него. Так, при осмотре места происшествия нужно сразу осмысливать все обнаруживаемое в свете умышленного или неумышленного характера происшедшего, целей и мотивов участвующих в нем лиц, способах и орудиях, последовательности действий преступника и его жертвы и пр. Это позволяет своевременно устранять упущения в наблюдении, выдвигать предложения и проверять их. Например, орудие убийства нередко не находится на месте преступления, преступник освобождается от него где-то поблизости, выкидывая в водоем, мусоропровод, ливнесток и т. п. Построение картины бытия по результатам наблюдения на месте происшествия позволяет юристу расширить место осмотра, выйти за пределы первоначально намеченного поля и искать орудие убийства за его пределами в наиболее вероятных местах.
Активизации мышления с целью построения общей картины происходящего или происшедшего способствуют активизация представлений, мысленных образов, развернутое внутреннее проговарива- ние рассуждений, активное припоминание полезных в данном случае знаний. Если картина преступления при осмотре места происшествия не складывается или недостаточно ясна, необходимо сделать осмотр максимально тщательным, подвергать сомнению сделанное, проводить осмотр повторно, настойчиво искать новые следы и другие вещественные доказательства.
В полевых условиях непонимание происходящего чревато очень серьезными последствиями, вызывает неуверенность, растерянность, запаздывание с ответными мерами, неадекватность их при агрессивном поведении преступного элемента.
Правило критичности наблюдения. Связь наблюдения с мышлением и другими личностными качествами наблюдателя может иметь не только положительное, но и отрицательное значение. Прикованность его мышления к одной версии, поспешность выводов, предубеждение, малообоснованные предположения, чрезмерная самоуверенность, несамокритичность, субъективные предпочтения и др. нередко становились причиной грубейших ошибок в наблюдении и последующих решениях. Юридическая психология рекомендует:
. осуществляя наблюдение, осмотр, не позволять себе поддаваться субъективным, малообоснованным оценкам, поверхностным объяснениям, самоуверенным выводам;
. постоянно обращать внимание на противоречащие складывающейся картине и версии негативные обстоятельства, когда что-то не находит места в них, не совпадает, не связывается по времени в логику причин и следствий. Так, противоречащими обстоятельствами могут выступать: отсутствие следов ног на почве под окном дома при общей картине проникновения преступника в помещение через окно; отсутствие предмета, на который мог бы стать человек для наложения на себя петли при общей картине самоубийства; отсутствие или малое количество крови на месте обнаружения трупа и наличие на нем множества открытых ран, свидетельствующих об обильном кровотечении и др.;
. постоянно иметь в виду возможность инсценировки, симуляции или ложной демонстрации, т. е. искусственного создания определенной обстановки преступником в целях сокрытия истинного события. Например, убийству может быть придана картина самоубийства, поджогу - случайного самовозгорания. Постоянно ставить перед собой вопросы «почему?» и «что это значит?”, продумывая, предполагая, подвергая критике и проверке дальнейшим наблюдением свои мысли и выводы. Обычно инсценировку выдает излишне демонстративная картина события, его очевидность, нацеливаемая преступником на подталкивание следователя к определенному выводу. Например, при инсценировке кражи - разбросанные с чрезмерным усердием вещи, множество сломанных и разбитых предметов. Показательно для инсценировок и отсутствие следов, которые должны быть (негативное обстоятельство), и, наоборот, - наличие таких, которые противоречат общей картине события.
Прием повышения устойчивости наблюдения. Эффективное наблюдение - наблюдение, которое ведется правильно от начала и до конца и дает положительные результаты. Добиться этого психологически не так просто. Ведь юрист устает со временем, на него могут оказывать влияние какие-то трудные условия, большое напряжение. Осмотр места происшествия, обыск, несение службы на посту - это многочасовой труд, изнуряющее нервное напряжение, постоянная готовность к внезапности, конфликтность и пр. Напряжение может возрастать, например, по мере того как при обыске или осмотре места происшествия необследованных мест остается все меньше, а искомое еще не найдено, когда приходится подавлять естественную брезгливость и искать вещи в таких местах, по сравнению с которыми бак с грязным бельем кажется стерильно чистым. Нужно принимать меры, чтобы сохранять силы и поддерживать на высоком уровне наблюдательность до конца действия.
Правило сохранения психологической уравновешенности. Начиная наблюдение, следует быть в рабочем, приподнятом, нормальном состоянии. Непосредственные начальники должны не допускать действий, отрицательно сказывающихся на психическом состоянии осуществляющего наблюдение подчиненного, подавлять раздражительность, гнев, если они у них возникают. Самому наблюдателю нужно стараться не реагировать эмоционально на помехи: посторонние разговоры, шум, настроение толпы, окружающей место происшествия, вид крови, наличие трупа (особенно обезображенного или детского), стоны и крики потерпевших и др. Возможно и возникновение трево- ги, сильного волнения, страхов, влияние которых на наблюдение хорошо выражено в народных поговорках: «у страха глаза велики», «пуганая ворона куста боится». Методами самоуправления их надо преодолевать, держать себя в руках, сохранять холодную голову.
Правило использования микроперерывов. Психологии известно, что предельно интенсивное непрерывное внимание может сохраняться в течение 40 минут. При средней интенсивности нагрузок этот срок увеличивается до 2,5-3 часов. Наблюдать же приходится обычно значительно дольше. Единственным способом поддержания устойчиво высокой наблюдательности является принятие специальных мер, среди которых смена рода работы (пересменка наблюдателя) и кратковременные перерывы (при необходимости - с подменой). Хорошо восстанавливают силы даже пяти-семиминутные перерывы через час-два (в зависимости от интенсивности наблюдения и трудности условий). В перерывах возможны и пассивный, расслабленный отдых, и выполнение активных движений руками, туловищем, ногами, шеей, плечевым поясом. Полезно использовать тонизирующие средства, повышающие чувствительность (о них говорилось выше). Хорошо, если наблюдение ведется в состоянии неподвижности (сидя, лежа, стоя), а обстановка позволяет периодически (например каждый час), не сходя с места наблюдения и не прекращая его, выполнять движениями (по 5-7) руками, ногами, плечевым поясом. Это оживляет кровопоток в застывших мышцах, суставах и общий, что благоприятно отражается на восприятиях и мышлении. Возможно использование и изотонических упражнений, отличающихся только поочередным напряжением и расслаблением (по 5 секунд) мышц (кистей, плеч, шеи, ног) без совершения движений.
Правило учета суточной и недельной динамики наблюдательности. В организме и психике существуют биологические и психологические циклы всех процессов, обусловленные генетически и сложившиеся прижизненно. Наиболее ощутимы для интенсивности и результативности наблюдения суточные и недельные циклы. Учитывая их влияния, нужно проявлять повышенное внимание к качеству наблюдения, принимать описанные выше меры, усиленно применять все психологические приемы в дни и часы, когда ожидается его спад. В течение суток это: в первые 30 минут работы, в часы привычного обеденного перерыва, после еды, в конце рабочего дня, вечером, ночью, особенно с 0 до 5 часов утра. В течение недели: понедельник, суббота и воскресенье, предпраздничные и праздничные дни (спады в них аналогичны субботним и воскресным, если они бывают даже во вторник-четверг).
Правило исключения иллюзий. При наблюдении могут возникнуть и иллюзии, т. е. ложные восприятия. Возникновению их способствуют особенности наблюдаемых объектов, условий (темнота, туман, мираж, особое солнечное освещение, скорость передвижения и др.), подготовленность, опыт (например, как говорят, «обжегшийся на молоке дует на воду») и состояние самого наблюдателя (тревожность, страх, усталость, возбужденность и др.). Наблюдателю надо иметь в виду возможность их возникновения, поддерживать себя в нормальном состоянии, перепроверять возникшие сомнения, но если они сохраняются, не стесняться докладывать по инстанции, а руководителям не подвергать насмешке неуверенный доклад. Принцип таков: лучше доложить, чем не доложить, лучше проверить, чем отбросить сомнения.

Профессио- нально-психологическая наблюдательность - сложное умение по различным, часто малозаметным проявлениям психологии человека (см. Человек как объект профессионально ориентированного наблюдения и изучения) или 1руппы определять особенности их психологии, проявляющиеся в приемах, повышающих наблюдательность и ее результативность. Прием выявления при наблюдении признаков индивидуально-психологических особенностей (см. Человек как объект профессионально ориентированного наблюдения и изучения). Прием выявления в наблюдении криминального опыта личности (см. Визуальная диагностика криминального опыта собеседника). Прием выявления в наблюдении признаков лица, занимающегося противоправной деятельностью. Принадлежащие к криминалу люди сейчас нередко изощренно маскируют свою противоправную деятельность. Особенно сложно выявлять тех, кто по месту работы и жительства характеризуется положительно и не привлекает к себе оперативного внимания. Однако двойная жизнь - гласная и негласная - вызывают раздвоение в психологии и это обнаруживается внешне. К признакам психологической противоречивости личности относятся (Г.И. Иванин): а) несоответствие уровня развития отдельных психологических особенностей личности тому уровню, который человек пытается придать своему имиджу и представляться другим людям; б) демонстративность безупречной порядочности и право послушности, повышенная забота о своей безукоризненности; в) повышенная готовность к самозащите, в) неадекватность реакций, обнаруживающаяся в повышенной нервозности, силе словесного отпора, возмущения и пр. на безобидные замечания других в свой адрес. Прием выявления при наблюдении лиц, собирающихся или недавно совершивших преступление. Привлекать к себе внимание сотрудников, несущих службу на улицах и постах, крупных магазинах, должны люди, проявляющие: а) настороженность, повышенную напряженность, нервозность, неестественную веселость или развязность, особенно при встрече и общении с сотрудником ПОО; б) быструю или излишне напряженную походку, выдающую желание не привлекать к себе внимание; в) тревожное, порывистое, частое оглядывание назад и по сторонам; г) применение приемов отрыва от наблюдения (см. Способы, используемые объектом наблюдения - пешеходом для отрыва от наблюдения), д) перенос крупных предметов (мешков, узлов, чемоданов, коробок) в ночное время, в пустынных местах, е) несоответствие возраста, одежды и того, что несет человек, ж) обнаружение привычки человека не допускать, чтобы кто-то шел за ним сзади. Отслеживание карманных воров осуществляется по специфическим внешним данным (длинные рукава, большие полы одежды и др.) и поведению (разминание и разогревание рук, перемещения в толпе с опущенной головой и др.). Прием обнаружения находящихся в розыске людей и вещей по приметам. Прием выявления психического состояния собеседника. Прием психологического зондирования (выявления реакций изучаемого человека при психологическом зондировании при разговоре, осмотре, обыске, следственном эксперименте), в ходе которого человек может выдать себя своей реакцией (появление растерянности, задержка с ответом, уход от прямого ответа, перевод разговора на другую тему, изменение окраски лица, проявление волнения и др.).
А.М. Столяренко

Еще по теме ПРИЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ.:

  1. А теперь возьмем простой прием из арсенала тренировки наблюдательности.
  2. ОБЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА.
  3. Информационный лист «Психологическая наблюдательность. Барьеры восприятия людьми друг друга как помехи коммуникации»

Юридическая профессия обязывает сотрудников вести постоянные наблюдения за поведением людей, их внешностью, походкой, мимикой, жестами и т. д.

Юрист-практик должен стремиться подметить в наблюдаемом объекте (потерпевшем, подозреваемом, обвиняемом и т.

Д.), явлении все существенные признаки, то есть познать его сущность. В основе познания лежат ощущения как процесс отражения действительности. Ощущения бывают зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и т. д. В развитии наблюдательности наиболее важную роль играют зрительные и слуховые ощущения.

Формирование навыков наблюдательности зависит и от воспитания внимания. Без внимания невозможно преднамеренное восприятие, запоминание и воспроизведение информации.

Наблюдательность как качество личности развивается в условиях практической деятельности. Чтобы стать наблюдательным, надо прежде всего приобрести умение наблюдать, но это только одна из ступеней развития этого свойства. Для превращения умения в стойкое качество нужна целенаправленная, планомерная и систематическая тренировка. Она осуществляется в повседневной жизни работника юридического труда, а также с помощью специальных упражнений.

Юрист должен стремиться проникнуть в сущность наблюдаемого явления, подметить все существенные, относящиеся к материалам дела признаки. Важно организовать наблюдение, поставив перед собой определенную, конкретную цель. Только разумно поставленная цель наблюдения концентрирует наши психологические возможности и формирует необходимые качества.

Параллельно с целенаправленной наблюдательностью надо развивать и универсальную наблюдательность. Такая наблюдательность обеспечивает более глубокой и разностороннее изучение объекта наблюдения Она формируется в процессе практической работы над объектом с различных точек зрения, то есть путем постановки разных целей.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 23. Наблюдательность как профессионально значимое качество юриста.:

  1. 20. Профессионально-значимые и личностные качества руководителя. Методы диагностики.
  2. 45. Пути достижения рациональности и качества исполнения профессиональных обязанностей юриста.
  3. 1). Юридическая техника как основа профессионального мастерства юриста.
  4. Риторика как понятие, как наука, как предмет изучения. Роль риторики в профессиональной деятельности юриста.
  5. 64.Личность логопеда, профессионально значимые личностные качества. Сферы деятельности и компетенции логопеда, функциональные обязанности.
  6. Профессиональная ориентация, профессиональная адаптация и профессиональная пригодность как проблемы профессиональной педагогики.

Close