Мы продолжаем изучать предложение. Как можно сделать его насыщенным, содержательным, информативным? Предложение мы можем распространить с помощью второстепенных членов. Как это сделать, вы узнаете на этом уроке.

Тема: Синтаксис. Пунктуация

Урок: Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения

Вы уже познакомились с главными членами предложения – подлежащим и сказуемым. Но предложение может включать и второстепенные члены . Они поясняют главные или другие второстепенные члены предложения. К второстепенным членам предложения относятся дополнение, определение, обстоятельство .

Прочитайте предложения.

Он рисует. Он хорошо рисует. Он рисует картины. Он рисует красивые картины.

Во всех четырех предложениях одна и та же грамматическая основа: он (это подлежащее) рисует (это сказуемое). Но во втором, третьем и четвертом предложениях есть второстепенные члены: во втором предложении обстоятельство, в третьем – дополнение, в четвертом – определение и дополнение.

Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространенными. Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный, называются распространенными.

Рис. 1. Нераспространенные и распространенные предложения. ()

Домашнее задание.

Задание №1

Перед вами текст, состоящий только из нераспространенных предложений. Распространите их второстепенными членами, чтобы текст получился более ярким, интересным, красочным, и закончите его.

Была ночь. Шел дождь. Дети не спали. Они разговаривали. Раздался шум. Дверь открылась. Кто-то вошел. Дети испугались. Они увидели ….

Задание №2

В следующем отрывке определите, какие предложения являются распространенными, а какие – нераспространенными. Выделите подлежащее и сказуемое.

Я нарисовал намордник для барашка. Я отдал рисунок Маленькому принцу, и сердце у меня сжалось.

– Ты что-то задумал и не говоришь мне...

Но он не ответил.

– Завтра исполнится год, как я попал к вам на Землю...

И он умолк. Потом прибавил:

– Я упал совсем близко отсюда...

И покраснел.

Литература:

1. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.

2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.

3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.

Во время выполнения синтаксического разбора мы даем предложению характеристику, указывая, является ли предложение восклицательным или невосклицательным, простым или сложным, распространенным или нераспространенным и так далее. В этой статье мы поговорим о характеристике предложения с точки зрения наличия или отсутствия второстепенных членов.

Что такое распространенное предложение

Во многих предложениях, помимо главных, имеются и второстепенные члены. Они делают предложение более красочным и понятным, позволяет нам лучше представить себе то, о чем повествует нам автор. Если в предложении, кроме главного, имеется хотя бы один второстепенный член, то перед нами распространенное предложение. Если же второстепенных членов нет, предложение нераспространенное.

Если в предложении, помимо грамматической основы, имеется обращение или вводная конструкция, то это предложение все-таки не становится распространенным, ведь ни обращение, ни вводные слова членами предложения не являются. Приведем пример: Кажется, рассвело.

Второстепенные члены

В предложении можно встретить разные второстепенные члены. Они различаются по грамматическому значению и по дополнительному смыслу, который они придают главным членам.

Определение относится к подлежащему или дополнению, реже к обстоятельству или другому определению, если они выражены существительным. Оно отвечает на вопросы Какой? Чей? Который по счету? Чаще всего бывает выражено прилагательным или причастием в полной форме (пестрые опавшие листья) , местоимением (мой портфель) , порядковым числительным (второй этаж) . Реже определение может выражаться существительным (платье какое? в клетку) или инфинитивом глагола (мечта какая? выиграть миллион) . Нередко определение выражается причастным оборотом.

Приложение - это особое определение, выраженное существительным, обычно согласованным (девушка-красавица).

Если приложение - название в кавычках (книги, журналы, поезда, космические корабли и т.п.), оно не склоняется вместе с определяемым словом: в журнале «Огонек», о корабле «Восток»).

И обычное определение, и приложение подчеркиваются при разборе предложения волнистой линией.

К сказуемому обычно относятся обстоятельства и дополнения.

Обстоятельство отвечает на вопросы Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? В какой степени? Выражено оно бывает чаще всего наречием, деепричастием, существительным с предлогом; бывает выражено также деепричастным оборотом. Нередки случаи, когда обстоятельство цели - инфинитив (пошел зачем? купить хлеба) . При выполнении синтаксического разбора обстоятельство надо подчеркивать линией «точка-тире».

Дополнения выражаются чаще всего существительными или местоимениями; они отвечают на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного). Иногда можно встретить дополнения, выраженные инфинитивом. Подчеркивать этот член предложения надо пунктиром.

Схема распространенного предложения обычно представляет собой цепочку графических знаков - подчеркиваний - соответствующих расположению членов предложения. Приведем пример.

«Желтый лист плавно опустился на дорожку» .

В этом предложении сначала стоит определение желтый, затем подлежащее лист, обстоятельство «плавно», дополнение «(на) дорожку». Поэтому схема будет выглядеть так: волнистая линия, прямая линия, линия «точка-тире», двойная линия, пунктирная линия.

39. Прочитайте текст. Придумайте к нему заголовок.

Наступает утро. Промчался резвый ветерок. Слабо зашумели деревья. Блеснуло солнце. Запели птицы.

  • Определите, в какие две группы можно распределить предложения.
  • Спишите предложения, которые состоят только из главных членов.

40. Прочитайте слова.

Под, играют, шаловливые, в прятки, лисятки, кустом.

  • Составьте из данных слов сначала нераспространённое предложение, а затем распространённое. Объясните, как вы это будете делать.
  • Запишите распространённое предложение.

41. Прочитайте

  • Сравните каждую пару предложений: в чём их сходство и различие?
  • Дополните любое предложение второстепенными членами, чтобы оно стало распространённым.
  • Запишите составленное предложение.

Обратите внимание! В нераспространённом предложении подлежащее может стоять как перед сказуемым, так и после него.

42. Рассмотрите рисунки.

  • Какое слово пропущено в каждом предложении? Каким членом предложения оно будет: подлежащим или сказуемым? Объясните свой ответ.
  • Запишите предложения, вставляя пропущенные слова. Устно дополните предложения второстепенными членами, чтобы они стали распространёнными.

Встречаются гораздо чаще, чем нераспространенных. Это связано тем, что первые предлагают пишущему гораздо больший простор для детализации: разные способы распространить предложение открывают новые грани художественного богатства, позволяют вплетать в текст метафоры и интересные подробности. В этой статье будут рассмотрены примеры распространенных предложений, отличающихся по способу распространения, составу, осложненности и другим критериям.

Предложения, распространенные определениями

Определения - это инструменты исключительно описательные. С их помощью нельзя наполнить предложение какой бы то ни было определенностью или конкретикой, но можно сделать их более красочными. Вот несколько примеров распространенных предложений, в которых используются определения:

Нетрудно заметить, что предложения из второй колонки более яркие, красочные, интересные.

Предложения, распространенные обстоятельствами

Обстоятельства - это своего рода инструменты художника, способные охарактеризовать и украсить действия, добавить им конкретики и полностью изменить тон предложения. Сравните:

Как показывают примеры распространенных предложений, обстоятельства могут значительно изменить, исказить смысл и наполнить его яркими красками.

Предложения, распространенные дополнениями

Этот способ распространения эффективно работает лишь в сочетании с остальными, но в итоге можно получить весьма убедительный результат. Например:

Примеры распространенных предложений и нераспространенных отрывков, из которых они были образованны, доказывают, что дополнения, обстоятельства и определения являются ключевым средством художественной выразительности.

Осложненные предложения

Отдельная группа распространенных предложений - осложненные. Осложнить предложение можно однородными членами, обращениями, причастными и деепричастными оборотами. Вот пример такого предложения:

  • Коллега, я видел заинтересовавшее Вас дело. (Обращение - "коллега", причастный оборот - "заинтересовавшее Вас").

Односоставные предложения

Односоставные предложения тоже могут быть распространенными. Например:

  • Сегодня утром светало медленно, размеренно, постепенно.
  • Шумный, веселый вечер в хорошей компании.

В первом случае в предложении нет подлежащего, во втором - сказуемого, но это все еще полноценные распространенные предложения.

Сложные предложения

Сами по себе сложные предложения не могут заведомо считаться распространенными, но их можно распространить так же, как и простые. Например:

  • Дождь лил с самого утра, прохожие не выпускали из рук зонты, а автомобилисты злились, потому что из-за луж на дорогах невозможно было понять, где именно ямы.

На вопрос что значит распространенное или нераспространенное предложение? заданный автором Двутавровый лучший ответ это в распросьтранённом предложении кроме главных членов предложения есть ещё и второстепенные....

Ответ от Никита Ремнёв [активный]
кроме подлежащего и сказуемого есть еще и другие слова то распространенное
если нет то нераспространенное


Ответ от NATALI [гуру]
в нераспространенном предложении (подлежащее+сказуемое) могут быть и второстепенные, в распростр. несколько пар (подл+сказ)


Ответ от Посошок [гуру]
в распространённом могут быть все члены предложения- дополнение, обстоятельство, определение и т. д, а в нераспространёном -только главные.
Например: Пришла осень-нераспространённое
Пришла осень в своём сказочном наряде-распространённое


Ответ от Простреливать [гуру]
определяется по наличию второстепенных членов предложения. в распростаненном есть, в нераспространенном-нет


Ответ от The-Kolanchik- Super [новичек]
в распространённом могут быть все члены предложения- дополнение, обстоятельство, определение и т. д, а в нераспространённом -только главные.
Например: Мальчик встал-нераспространённое
Мальчик встал рано утром и пошёл гулять-распространённое.


Ответ от Ира джабраилова [новичек]


Ответ от Владимир Столицын [активный]
нераспрост. предложение состоит из подлежащего и сказуемого: Осень наступила.
распрост. предложение состоит из подлежащего, сказуемого и второстепенных членов: Осень наступила, пожелтели листья на деревьях, погода сырая, и кажется пойдет дождь.


Ответ от чугаева татьяна [новичек]
Предложения, состоящие только из грамматической основы, т. е. только из главных членов, называются нераспространенными.
Предложения, в составе которых, помимо главных членов, имеются второстепенные, называются распространенными.


Ответ от Наталья Пономорёва [новичек]
Распростроненное предложение это когда помимо главных членов предложения есть ещё и второстепенные члены предложения, а не распростроненными являются те предложения в которой есть только одна грамматическая основа!


Ответ от Анзор Кодзоков [новичек]
Когда в предложении только подлежащее и сказуемое то это нераспространенное предложение. А когда в предложении есть и главные и второстепенные члены предложения, это распространённое предложения.


Ответ от Давид Гамзаев [новичек]
спосибо


Ответ от соня ярушина [активный]
Нераспространенные предложения состоят только из главных членов. Предложения, в которых, кроме главных членов предложения, есть второстепенные, называются распространенными


Ответ от Ирина Горячева [новичек]
Распространённое предложение - это предложение где есть второстепенные и главные члены предложения. А нераспространённое предложение - это предложение, где присутствуют, только главные члены.


Close