Религия есть вера в мертвого бессильного Бога


Миссия Христа заключалась в том, чтобы привнести персонально внутрь человека Бога живого и спасти человека от рабства Сатаны, дать новую жизнь с Богом и Его Новый Завет как практическое учение.


Ранние Христиане были теми, кто следовал за Иисусом, когда Он был в этом мире. Первые Х ристиане были апостолами и их учениками. Они были как братство, куда допускались не всякие, не с верой ради веры, а как избранные свыше от Духа. Учение было во главе и оно не было религией, а имело своей целью достижение гармонии материи и духа, духовного совершенства - состояния в котором пребывал Иисус Христос. На основе знаний о полном господстве духовного начала над материей, без отрицания сфер жизни, исповедовался идеализм и уделялось внимание материальному миру.

( Суть христианства )

В первые века существования новозаветных церквей Христиане собирались на вечерю любви с реально накрытым столом и пищей, которой они служили друг другу. В церкви - вызванном собрании никто не вставал между собравшимися и Богом! Равенство и священство всех верующих было не теорией, а практикой (1-е Петра 2:9). Они исполняли заповеди Нового Завета об отношении друг ко другу и они служили друг другу. Идеалы ранних Христиан были основаны на высоких стандартах учения заключающемся в всестороннем и постоянном духовном совершенствовании необходимое как средство побеждающее зло коренящееся в падшем человеке от которых оно переходит на материю («Проклята земля в делах твоих», - говорит Бог Адаму. Быт. 3,17). Это требовало больших усилий, труда и жертвенности. Христиане со своей верою и учением заметно отличались от иудей и других верующих, а также людей без веры. Практическое учение с верой в Триединого Бога - Отца, Сына и Святого Духа, также, знания и постоянное духовное совершенствование делали Христиан сильными в их земной жизни.

( Что такое церковь? )


Первые Христиане следовали истинному Евангелию вплоть до 313 г. н.э. Однако, после Миланского эдикта Константина Великого, христиане и язычники стали смешиваться друг с другом. Результатом этого пришли тёмные века и продолжающиеся уже более 1700 лет, исказившие сущность церкви - то чем она должна являтся для человека по Новому Завету, превратив церковь - живой организм Тела Христа и творение Триединого Бога в организацию с иерархией и религиозной атрибутикой. Практическое учение трансформировалось в религиозный культ. Сформировалось религиозное христианство, и в нём духовенство - верховенствующий слой между Богом и членами религиозной организации, в котором придаётся особое значение роли духовенства. Духовенство предложило выхолощенную интерпретацию буквы Писания с верой в прощение, спасение и райскую загробную жизнь тем, кого и близко бы не подпустили к братству ранних христиан. Духовенство предложило для спасения довериться религиозной организации ими руководимой под названием церковь, - подменяя собой живого Бога, также, предложило халявный сыр, где достаточно просто верить в Бога. Оно обещает приобщение к миру высших ценностей, не требуя никаких усилий, при этом, создавая у адептов иллюзию собственной избранности и превосходства. Не удивительно, что такая удобная религия с халявой быстро получило широкое народное признание и набрала популярность. Учение первых Христиан дававшее им реальную силу было подменено на иллюзию силы, а вера в суеверие, и получило распространение как религия слабых. Где её адепты тешат свою гордыню, а духовенство - земные первосвященники возвышаются среди слабых, решают свои мирские дела. Если в ранней церкви не было Христиан , не понимающих учения и сущности Бога, то в последующем таких верующих становится большинство.

С IV века нашей эры начинается история новой религии, - христианство. Язычество было запрещено. Началась история массового и насильного обращения язычников в новую христианскую религию (Аналогичное происходило на Руси, см.
История христианства ). Некогда могущественная Римская империя к IV веку распалась на западную и восточную. Восточная часть сохранилась под властью элиты Рима, а завоеванная варварами западная часть была поделена на ряд языческих государств. Император Константин Великий основал новую столицу Византию с императорским престолом. Новая языческая империя стояла на приоритете императора, - той же платформе, что и Рим. В руках императора была сосредоточена вся полнота власти. Но она столкнулась с той же проблемой, что и политическая элита Рима гнавшая христиан не признававшие кроме Бога иной приоритет. В борьбе с Христианами Римская империя проиграла. И если не найти способа заставить христиан признать приоритет императора - его языческую власть властью от Бога, система власти как и в Риме обречена. Императору не было смысла лукавить относительно своей божественной сущности, так как он считал себя божеством. Его главное желание сводилось лишь к сохранению его власти и империи. Необходимо было найти выход, позволяющий встать над церковью и заставить христиан признать приоритет императора, - его "заместительную" функцию Бога на земле. Христиане являлись самым прочным цементирующим материалом для укрепления империи: они честны, не воруют, не боятся смерти и прочее. Император и приближённая к власти элита была согласна на любую комбинацию с христианами. И христианство объявляется государственной религией. Плюсом религиозного христианства была её четкая иерархия и дисциплина, позволяющая государству держать религиозный институт под контролем и его использовать. Государственную поддержку христианство получило не за то, что император и политическая элита нашли в нем созвучие своим "духовным" исканиям, а оно подходило как нельзя лучше для управления массами и решения социально-политических и экономических проблем. Император получает духовный приоритет, а власть высокий статус. Очень скоро без визы императора никакое действие религиозного содержания не будет считаться легитимной.

Языческая власть, империя, укрепляется. Византия начинает христианизацию населения, которая рождает толпы новообращенных. Охристианизация язычников привело к трансформированию церкви и учения Христа. Религиозные атрибуты, мирские и языческие ценности, традиции, обрядовость, стали составляющими в церкви. Введение церкви в систему государства порождило соблазны позволяющие получить блага царства земного, а не Царства Небесного. Крещение стало открывать доступ к материальным благам и карьере, появилась мотивация. Показателем твердости веры служит время правления Юлиана, когда он лишил христианство статуса государственной религии и вернул язычество. Часть новообращенных "христиан" и духовенство, чтобы сохранить свое материальное положение, тут же стали язычниками.

B первой половине 16 века, церковный служитель Мартин Лютер взбунтовался от гнёта коррумпции Римско-Католической Церкви и провозгласил Реформацию, говоря, что «праведный будет жив только верой». Позже, другие реформаторы, такие, как Джон Кальвин и Джон Нокс увели церковное реформаторское движение в сторону от Римско-Католической Церкви. Это было всё, чего достигла Реформация. Это движение было названо Протестантизмом, что означало «Протестующих». Реформация началась всего 500 лет назад, но она лишь породила различные христианские деноминации, такие как Пресвитерианцы, Методисты, Баптисты, Лютеране, и много других. Реформация была просто попыткой основать новые церкви - религиозные организации, отдельные от Католицизма. Реформаторы не попытались фундаментально отрицать власть коррумпированного религиозного духовенства. Их целью было не утверждение веры в рождённых свыше от Духа, а освобождение себя самих от гнёта коррумпции Римско-Католической Церкви.

Миссия Христа не предусматривала создание новой религии вообще, и христианской в частности. И уж тем более в противовес иудеям - или иным верованиям, равно и без верию. Напротив, мы видим в Новом Завете отрицательное отношение к деяниям иудеев - представителями мощной религии. Иудеи лишь ходили около Бога. Мы видим в Библии тщетность иудеев исполнить Закон, грех и мерзость множились.

Религия и сопричастность к религиозной корпорации не спасает от греха. Все организации, в том числе использующие Библию, рукотворны по определению. Религия и религиозные организации, это не Бог. Нет в Священном Писании Нового Завета даже и намёка на создание новой христинской религии. Мало кто знает, но слово " Христиан и н " встречается в Библии всего лишь 3 раза. И ни разу слово "христианство". В Библии Христиане не назывались Х ристианами, а свидетелями. При жизни Христа это слово не употреблялось. Лишь после смерти Христа в первый раз так назвали учеников церкви в Антиохии: "Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами." (Деян.11:26). Второй раз это слово произнес язычник Агриппа: "Агриппа сказал Павлу: ты немного не убеждаешь меня сделаться Христианином" (Деян.26:28). В третий раз оно в 1-е Петра 4:14-16: "Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь"..

Религии и в ней религиозные организации создаются не спонтанно, а со вполне конкретными практическими целями. Любая власть заинтересована, чтобы ее подданные одинаково смотрели на мир. Эта тенденция, когда подданные исповедуют удобную для государственной власти религию - один взгляд на мир, имеет рациональное объяснение, ими проще управлять и от этого прямо зависит благополучие государственной политической, военной, банковской, религиозной и бизнеса элиты. Религиозные корпорации втянуты в политический расклад государств, независимо от того, отделены ли они формально от государства или являются государственной религией. Византия культивировало религиозное христианство, США - демократию, СССР - коммунизм, Третий Рейх - фашизм, Израиль - иудаизм, Иран - ислам, и т.д..

Совокупление коррумпированного духовенства религиозных корпораций с институтом государства продолжается.

( Почему я не могу )


Проблема не в церкви, а в самом верующем человеке. Верующие ищут Бога и идут в созданные для них и на разный "вкус" религиозные организации - как социальный институт, с её конституцией - идеологией, наличием иерархии с наёмными работниками, где Библия служит инструментом необходимый для деятельности организации. Институт говорит о Боге, занимается теологией и религиозным просвещением, где использует произведения околобиблейских писателей, поэтов, музыкантов, архитекторов и художников, в произведениях которых персонажи заменяют Бога или отвлекают от Него. Верующие часто не видят разницы между верой и знанием которые им преподносят, чужие слова и в них смысл принимают за непреложную истину, ими увлекаются и утрачивают волю думать самостоятельно, утрачивают способность получать свой собственный опыт и как следствие теряют почву под ногами, оказываются адептами религии и от неё зависимыми. Когда верующие разочаровываются в организации, часть их разочаровывается и в Боге. Но Бог не в церковных организациях живёт .

В большинстве религиозных организаций основную массу верующих составляют инфальтильные люди мечтательно влюблённые в религизный "небосвод и звёзды" и нуждающиеся в социуме для реализации своего Я, ищущие в религии ответы на вопросы, которые следовало бы задать прежде себе. Они любят бесплатный "сыр", религиозные игрушки, говорить о своей праведности, поучать как должно быть правильно и судить ближнего, более созерцать и потреблять приготовленную для них пищу, а не созидать, готовые лишь приобщиться к духовности, более заботящие о собственной праведности и понимающие букву буквально. Они более озабочены о бесплатном сыре и о нём проповедуют, славят его вкус и обещают его всем тем, кто пополнит ряды верующих именно их религиозной организации. И именно поэтому отвращают от себя.

Теология, религиозные корпорации и иерархия, их материальное составляющее - сооружения на песке из камня, стекла и бетона, экстерьер и интерьер, и прочие религиозные обекты и предметы, это не Бог. Материальная составляющая религиозных корпораций и теология могут лишь иллюстрировать или говорить о Боге, но не имеют с Ним непосредственной связи. Церковь есть Тело Христа, а не театр, в котором зрители отделены от сцены на которой профессиональные "артисты" - земные первосвященники лицедействуют по сценарию, играют роль посредника между верующим и Богом, или выполняют Его заместительную функцию.

Бог есть Дух (Иоанна 4:24). Это значит, что Бог физически не материален. Как Дух, Бог существует и действует в Церкви (1Кор 12:11). "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?" (1Кор.3:16). У Бога нет иерархии, наёмных работников, национальности, возраста, половых различий, и проблем. В Новом Завете Павел говорит, "Нет (уже) Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе." (Галатам 3:28). С новозаветного времени церковь - это Тело Христа (Еф.1:22-23, Кол.1:24, Римл.12:5, 1Кор.12:12-27). Во времена Ветхого Завета это было тайной (Еф.3:9). Церковь - не земная организация, а организм, созданный Богом (Мф.16:18). Церковь это собрание Божьих людей, призванных из мира (Римл. 12:1-2), чтобы жить с Богом, участвовать в христианском общении (Евр. 10:24-25; Деян. 2:42-45). Членов церкви называют ученикамиХриста (Мтф. 28:19), братьями и сестрами в семье Божьей (Римл. 8:29; 1Ин. 4:20-21), и нет между ними и Богом никого. Новый Завет не разделяет семью Божию на прихожан и духовенство.

Человек, со времени грехопадения первого человека, испорчен настолько, что не понимает сущности Бога, миссии Христа, реальную жизнь с Богом и предназначение церкви. Человек продолжает вкушать от дерева познания добра и зла, и соотносить "букву" Писания для её эксплуатации на потребности похоти плоти и души с желанием быть как бог. С новозаветного времени дерево жизни это Бог во Христе - как Дух жизни. Только Христиане от Святого Духа в своём духе получают силу для возможности жить божественной жизнью. Знание Библии и Закона не спасают человека от мерзости греха. Тщетны усилия к спасению и разного рода исследователей Библии. Теология это не Бог. Не рождённые свыше от Духа, не принявшие Божественность Христа и Триединства Бога, отчуждены от Бога, силы Его не имеют, продолжают жить Сатанинской жизнью.

Совесть - окно принятия Бога, и путь к Богу проходит через веру с рождением от Духа, а не через двери культового сооружения, теологию и религиоведение. Церковь не культовое сооружение с религиозными предметами, а субстанция духовная для непосредственной связи и единения верующих с Богом, возрастания в Боге и прославления Его. Церковь имеет природу Бога. Рыбы по жизни всеобъемлюще, истинно и непосредственно связаны с водой, - и это их естественная и неотъемлемая для жизни среда обитания. Аналогично для верующих неотемлемая среда обитания в церкви, - совокупность Христа и Духа в верующих.

( Церковь имеет природу Бога )


Религия есть вера в мертвого бессильного Бога, она сродни суеверию. Веру связывают обычно с понятием религии. Но вера – понятие гораздо более широкое. Она определяется в Священном Писании,в Послании к Евреям, как уверенность в невидимом (Евр. 11:1). Но каким образом человек может быть вне религии? Очень просто. Лишь жизнь с реальным - живым Богом и опираясь на Его учение - мудрость данная в Его Слове. А сама жизнь человека вне зависимости от разных религиозных и околобиблейских предписаний. «Жаждет душа моя к Богу, крепкому, живому…» (Пс. 41:3). Или для сравнения. Младенец радуется видя мать и её заботу. И огорчается, когда её заботы и любви нет. Любовь исходит от матери и она наполняет им младенца. Младенец видя любовь и заботу матери, просто живёт и радуется. Младенец не знает учений и предписаний о любви. Младенца интересует лишь материнская близость и любовь, а не кем-то организованное и религулируемое сообщество с правилами, обрядами и традициями. Когда с ним рядом его братики и сёстры, видя любовь и заботу матери, он со всеми сорадуется - с ними играя. Христианин, - равно как и младенец, с Духом Божим внутри своего человеческого духа, живёт и радуется видя любовь и заботу Бога. А там где двое или трое христиан собираются во славу Господа и созидается церковь - Тело Христа. Духовный рост - возрастание в Боге требовали во все времена больших усилий, мужества, жертвенности, и делали христиан сильными, а церковь действенной. "Бог есть любовь, ..." (1Ин.4:16). Кто знает это чувство и состояние, тот хорошо знает, когда всё в любви что от Бога, остальное; - как истинно любить и по каким правилам, предписания смотрящих за любовью, разногласия, и т.п., просто лишнее.

Миссия Христа. Учение Иисуса в нагорной проповеди

Как мы уже отметили, сегодня в некоторых христианских церквях принято считать, что с пришествием Иисуса, то есть установлением Нового Завета, Ветхий был полностью упразднен. То есть сегодня для ряда конфессий ветхозаветное Писание в большей степени стало историческим, иногда даже аллегорическим материалом, а не изложением воли Божьей для современных людей. Сразу отметим, что в православии и католицизме нет такого догмата. Однако, цель этой книги не только анализ учения исторически распространенных конфессий, но главное – раскрытие сути учения Библии. Поэтому далее мы проанализируем разные теологические теории.

Христос (в переводе с еврейского Мессия, Спаситель) был обещан людям Богом через библейских пророков (см.Быт. 49:10 ,Дан. 9:24-27 ,Ис. 7:14 ,Ис. 9:6,7 ,Ис. 53 (весь) ,Мих. 5:2 ). Бесспорным догматом христианства является истина, что Иисус из Назарета и был тем Христом. Более того, Он был Богом - Единородным Сыном Бога Отца (см.Ин. 1:14,18 ,1 Ин. 4:9 ). Иисус заявлял о себе:«Вы называете Меня … Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то» (Ин.13:13 ),«Я и Отец – одно» (Ин.10:30 , см. такжеИн. 8:58 ).

Совершая служение, Иисус утверждал, что выполняет волю Бога Отца:

«Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца » (Ин. 6:38 , см. такжеИн. 7:16 ,Ин. 8:29 ).

Перечислим основные задачи, которые вошли в миссию Иисуса Христа на земле:

+Спасти мир :«Я пришел не судить мир, но спасти мир » (Ин. 12:47 , см. такжеМф. 18:11 ,Лук. 2:11 ,1 Ин. 3:8 ,1 Ин. 4:14 ).

+Примирить человечество с Богом :«Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою» (2 Кор. 5:18 , см. такжеКол. 1:20 ,Рим. 5:1,10,11 ,Еф. 2:15,16 ).

+Дать возможность стать чадами Божьми не только иудеям, но и всем язычникам: «Дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилосьна язычников » (Гал. 3:14 , см. такжеДеян. 28:28 ,1 Пет. 2:9,10 ,Еф. 2:15,16 ,Ин. 1:11-13 ).

+Дать возможность отныне всем людям приобрети жизнь вечную: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него , не погиб, но имел жизнь вечную » (Ин. 3:16 , см. такжеИн. 6:39,40 ,Рим. 5:21 ).

+Освободить людей от греха: «И наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их » (Мф. 1:21 , см. такжеМф. 26:28 ,Ин. 8:34-36 ,1 Ин. 1:7,9 ,1 Ин. 3:8 ,Рим. 6:6,7,14 ,Евр. 9:14 ,1 Пет. 2:24 ,Тит. 2:14 ).

Дать возможность посредством крови (жертвенной крестной смерти) Христа через покаяние получить прощение всех ранее совершенных грехов , даже тех, за которые до этого была предусмотрена смертная казнь:«Так, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов ; и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий » (Деян. 13:38,39 , см. также1 Пет. 2:24 ,1 Ин. 1:7,9 ,Евр. 2:9 ,Еф. 1:5,7 ,Откр. 1:5 ).

+Дать людям возможность получить в помощь Духа Святого в борьбе с грехом «А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего » (Гал. 4:6 , см. такжеДеян. 2:38 ,Деян. 5:32 ,Рим. 5:5 ,Рим. 8:15 ,Еф. 1:13 ,1 Фес. 4:8 ,Тит. 3:3-6 ),в познании воли Божьей и проповеди Евангелия «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины , Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне » (Ин. 15:26 , см. такжеИн. 14:26 ,Ин. 16:13 ,Мар. 13:11 ,Лук. 12:11,12 ,Деян. 8:29 ,Деян. 10:19 ,Деян. 13:2 ,Деян. 16:7 ,Гал. 3:14 ,1 Кор. 2:10,12 ,2 Кор. 1:22 ,Еф. 1:17 ,2 Фес. 2:13 ,1 Пет. 4:14 ,Евр. 6:4 ).

+Просветить человечество : «Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме , но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12 , см. такжеДеян. 17:30 ,Деян. 26:18 ,Ин. 18:37 ,1 Ин. 2:8 ,1 Ин. 5:20 ).

+Открыть людям истинный характер Бога : «Видевший Меня видел Отца » (Ин. 14:9 , см. также2 Кор. 4:4,6 ,Кол. 2:9 ,Гал. 4:9 ,Ин. 17:6,26 ).

Теперь, давайте, акцентируем внимание на аксиомеИисус Христос является Господом Единородным Сыном Божьим«Я и Отец – одно» (Ин. 10:30 ). Мы не зря вспомнили задачи, возложенные Отцом на Иисуса. Посмотрите, среди них -просвещение человечества. Также не напрасно мы говорили и о том, кем является Иисус. Теперь, отчетливо помня об этом, давайте посмотрим и тщательно проанализируем, чтоСам Христос говорил о Ветхом Завете .

Иисус подтвердил, что люди верно сохранили прежнее Слово Божие – ветхозаветное Писание, и от Него вновь принимают Слово Бога:

«Они сохранили слово Твое…Я передал им слово Твое » (Ин. 17:6,14 ).

Христос часто ссылался на Писание. И каждый раз, упоминая о Нем, Иисус указывал на Его важность и истинность:

«Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» (Мф. 22:29 ).

«Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? » (Лук. 10:26 ).

А в нагорной проповеди Иисус четко объяснил людямвзаимосвязь между Собой и ветхозаветным Писанием:

«Не думайте , что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнит ь. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:17-19 ).

То есть Иисус здесь объяснил, что в Нем пророчества исполнились - явился Мессия. Но Он пришел не изменить ветхозаветныйзакон , аисполнить те заповеди, которые Его символизировали. Среди остальныхмалейших (простейших)заповедей закона ни одна не исчезнет ,пока не исполнится в свое время (см.Ис. 55:11 ). Этизаповеди являются не тяжелыми для человека, поэтому их нарушителей небожители назовут:«Малейшими» , и такие люди потеряют надежду наЦарствие Небесное . Далее (с 21 по 47 стихи 5 главы Евангелия от Матфея) Иисус перечисляет некоторые заповеди Писания, раскрывая их истинный глубокий смысл, поясняя как нужно их правильно исполнять:«не убивай» (Исх. 20:13 ) – значит, даже не гневайся, потому, что гнев уже является формой антипатии к человеку; (Мф. 5:21,27 , см. такжеМф. 5:31,33,38,43 ). То есть Иисус в нагорной проповеди указывал нараспространенное в народе неверное понимание Писания, объясняя как правильно нужно понимать Слова Господа. Дело в том, что еврейские старцы создали своеобразный комментарий к письменной Торе -устную Тору, так называемую Мишну (древнейшая часть Талмуда), принимаемую к исполнению большинством иудеев. Христос здесь пояснил, что мудрецы неверно истолковали Писание и неправильно учат народ. Поэтому Иисус в нагорной проповеди упоминал даже те заповеди, которых нет в Писании, но которые были популярны в израильском народе. Например, Бог никогда не учил в Своем законе:«Ненавидь врага твоего» (Мф. 5:43 ), но в традиции иудеев, видимо, такая заповедь была.

Христос, неся Евангелие, не раз возвещал онезыблемости ветхозаветного Писания:

«Не может нарушиться Писание» (Ин.10:35 ).

«Доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:18 ).

«Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет » (Лук. 16:17 ).

Иота и черта – это самые маленькие буквы и знаки в тексте. Не правда ли, слова Господа звучатоднозначно ?!

Ниже ко дню памяти (30 апреля /13 мая)святителя Игнатия (Брянчанинова) (1807-1867) мы публикуем одно из его писем.

Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для (по изд.: Игнатий (Брянчанинов), епископ. Сочинения. - 2-е изд., испр. и доп. - Т. 4. Аскетическая проповедь и письма к мирянам. - СПб.: Изд. И.Л. Тузова, 1886.- С.479-486. (Репринт)) подготовил профессор А. Д. Каплин. Название - составителя (в издании 1886 г. письмо помещено под номером 28).

Достойное горького рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чем состоит христианство! А это зрелище почти безпрестанно встречают ныне взоры; редко они бывают утешены противоположным, точно утешительным зрелищем! редко они могут в многочисленной толпе именующих себя христианами остановиться на христианине, и именем, и самим делом.

Вопрос, предложенный вами, теперь предлагается сряду. «Отчего не спастись, - пишете вы, - язычникам, магометанам и, так называемым, еретикам? между ними есть предобрые люди. Погубить этих добрейших людей было бы противно милосердию Божию!.. Да! это противно даже здравому разуму человеческому! - А еретики - те же христиане. Считать себя спасенными, а членов прочих верований погибшими, это - безумно, и крайне гордо!»

Постараюсь отвечать вам в немногих по возможности словах, чтоб многословие нисколько не повредило ясности изложения. - Христиане! Вы разсуждаете о спасении, а не знаете, - что такое спасение, почему человеки в нем нуждаются, наконец - не зная Христа - единственное средство нашего спасения! - Вот истинное учение об этом предмете, учение Святой, Вселенской Церкви: Спасение заключается в возвращении общения с Богом. Это общение потерял весь род человеческий грехопадением праотцев. Весь род человеческий - разряд существ погибших. Погибель - удел всех людей, и добродетельных и злодеев. Зачинаемся в беззаконии, родимся во грехе. «Сниду к сыну моему сетуя во ад» , - говорит св. патриарх Иаков о себе и святом сыне своем Иосифе целомудренном и прекрасном! Нисходили во ад по окончании земного странствования не только грешники, но и праведники Ветхого Завета. Такова сила добрых дел человеческих. Такова цена добродетелей естества нашего падшего! Чтоб восстановить общение человека с Богом, иначе, для спасения, необходимо было искупление. Искупление рода человеческого было совершено не Ангелом, не Архангелом, не каким-нибудь еще из высших, но ограниченных и сотворенных существ, - совершено было Самим безпредельным Богом. Казни - жребий рода человеческого, заменены Его казнию; недостаток заслуг человеческих заменен Его безконечным достоинством. Все добрые дела человеческие немощные, нисходившие во ад, заменены одним могущественным добрым делом: верою в Господа нашего Иисуса Христа. Спросили Господа иудеи: «Что сотворим, да делаем дела Божия?» Господь отвечал им: «Се есть дело Божие, да веруете в Того, Его же посла Он» (Иоан. 6, 29). Одно доброе дело нужно нам для спасения: вера; - но вера - дело. Верою, одною верою мы можем войти в общение с Богом при посредстве дарованных Им таинств. Напрасно-ж, ошибочно вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, т.е. вступят в общение с Богом! напрасно вы смотрите на противную тому мысль как бы на новизну, как бы на вкравшееся заблуждение! Нет! таково постоянное учение истинной Церкви, и Ветхозаветной и Новозаветной. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения: Искупитель! она признавала, что величайшие добродетели падшего естества нисходят во ад. Если праведники истинной Церкви, светильники, из которых светил Дух Святый, пророки и чудотворцы, веровавшие в грядущего Искупителя, но кончиною предварившие пришествие Искупителя, нисходили во ад, то как вы хотите, чтоб язычники и магометане, за то, что они кажутся вам добренькими, непознавшие и неуверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним, одним, повторяю вам, средством, - верою в Искупителя? - Христиане! познайте Христа! - Поймите, что вы Его не знаете, что вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него за какие-то добрые дела! Признающий возможность спасения без веры во Христа, отрицается Христа, и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства.

«Мыслим убо , - говорит св. апостол Павел: верою оправдатися человеку, без дел закона (Рим. 3, 28 и 22). Правда же Божия верою Иисус-Христовою во всех и на всех верующих: несть бо разнствия. Вси бо согрешиша и лишени суть славы Божией: оправдаемы туне благодатию Его, избавлением, еже о Христе Иисусе» . Вы возразите: «св. апостол Иаков требует непременно добрых дел, он научает, что вера без дел - мертва». Разсмотрите - чего требует св. апостол Иаков. - Вы увидите, что он требует, как и все Боговдохновенные писатели Священного Писания, дел веры, а не добрых дел падшего естества нашего! он требует живой веры, утверждаемой делами нового человека, а не добрых дел падшего естества, противных вере. Он приводит поступок патриарха Авраама, дело, из которого явилась вера праведника: это дело состояло в принесении в жертву Богу своего единородного сына. Заклать сына своего в жертву - совсем не доброе дело по естеству человеческому: оно - доброе дело, как исполнение повеления Божия, как дело веры. Всмотритесь в Новый Завет и вообще во все Священное Писание: вы найдете, что оно требует исполнения заповедей Божиих, что это исполнение называется делами, что от этого исполнения заповедей Божиих вера в Бога делается живою, как действующая; без него она мертвая, как лишенная всякого движения. И напротив того, вы найдете, что добрые дела падшего естества, от чувств, от крови, от порывов и нежных ощущений сердца - воспрещены, отвергнуты! А эти-то именно добренькие дела вам и нравятся в язычниках и магометанах! За них, хотя бы то было с отвержением Христа, вы хотите им дать спасение.

Странно ваше суждение о здравом разуме! С чего, по какому праву, вы находите, признаете его в себе? Если вы христианин, то должны иметь об этом предмете понятие христианское, а не другое какое, самовольное или схваченное невесть где! Евангелие научает нас, что падением мы стяжали лжеименный разум, что разум падшего естества нашего, какого бы он ни был достоинства природного, как бы ни был изощрен ученостию мира, сохраняет достоинство, доставленное ему падением, пребывает лжеименным разумом. Нужно отвергнуть его, предаться водительству веры: при этом водительстве в свое время, по значительных подвигах в благочестии, Бог дарует верному рабу Своему разум Истины, или разум Духовный. Этот разум можно и должно признать здравым разумом: он - извещенная вера, так превосходно описанная св. Апостолом Павлом в 11-й главе его послания к Евреям. Основание духовного разсуждения: Бог. На этом твердом камени оно зиждется, и потому не колеблется, не падает. Называемый же вами здравый разум мы, христиане, признаем разумом столько болезненным, столько омрачившимся и заблудшим, что уврачевание его иначе и не может совершиться, как отсечением всех знаний, его составляющих, мечем веры и отвержением их. Если же признать его здравым, признать на каком-то основании неизвестном, шатком, неопределенном, непрестанно изменяющемся, то он, как здравый, непременно отвергнет и Христа. Это доказано опытами. - Что-ж вам говорит ваш здравый разум? Что признать погибель добрых людей, неверующих во Христа, противно вашему здравому разуму! - мало того! такая погибель добродетельных противна милосердию такого всеблагого Существа, как Бог. - Конечно было вам откровение свыше об этом предмете, о том, что противно и что не противно милосердию Божию? - Нет! но здравый разум показывает это. - А! ваш здравый разум!.. Однакож, при вашем здравом разуме, откуда вы взяли, что вам возможно собственным ограниченным человеческим умом постигать - что противно и что не противно милосердию Божию? - Позвольте сказать нашу мысль, - Евангелие, иначе Христово Учение, иначе Священное Писание, - еще иначе святая Вселенская Церковь открыли нам все, что человек может знать о милосердии Божием, превышающем всякое умствование, всякое постижение человеческое недоступное для них. Суетно шатание ума человеческого, когда он ищет определить безпредельного Бога!.. когда он ищет объяснить необъяснимое, подчинить своим соображениям... кого?.. Бога! Такое начинание - начинание сатанинское!.. Именующийся христианином, и не знающий учения Христова! Если ты из этого благодатного, небесного учения не научился непостижимости Бога, - поди в школу, прислушайся - чему учатся дети! Им объясняют преподаватели математики в теории безконечного, что оно, как величина неопределенная, не подчиняется тем законам, которым подчинены величины определенные - числа, что результаты его могут быть совершенно противоположны результатам чисел. А ты хочешь определить законы действию милосердия Божия, говоришь: это согласно с ним, - это ему противно! - Оно согласно или несогласно с твоим здравым разумом, с твоими понятиями и ощущениями! - Следует ли из того, что Бог обязан понимать и чувствовать, как ты понимаешь и чувствуешь? А этого-то и требуешь ты от Бога! Вот безразсуднейшее и вполне гордостное начинание! - не обвиняй же суждения Церкви в недостатке здравого смысла и смирения: это твой недостаток! Она, святая Церковь, только следует неуклонно учению Божию о действиях Божиих, открытому Самим Богом! Послушно за нею идут истинные ее чада, просвещаясь верою, попирая кичащийся разум, возстающий на Бога! Веруем, что можем знать о Боге только то, что Бог благоволил открыть нам! Еслиб был другой путь к Богопознанию, путь, который могли бы проложить уму своему собственными усилиями: - не было бы даровано нам откровение. Оно дано, потому что оно нам необходимо. - Суетны же и лживы собственные самосмышления и скитание ума человеческого!

Вы говорите: «еретики те же христиане». Откуда вы это взяли? Разве кто-нибудь, именующий себя христианином и ничего не знающий о Христе, по крайнему невежеству своему решится признать себя таким же христианином, как и еретики, а святую веру христианскую не отличит от чада клятвы - богохульные ереси! Иначе разсуждают об этом истинные христиане! Многочисленные сонмы святых прияли венец мученический, предпочли лютейшие и продолжительнейшие муки, темницу, изгнание, нежели согласиться на участие с еретиками в их богохульном учении. Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душею, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелию. Ересь - грех ума. Ересь - более грех диавольский, нежели человеческий; она - дщерь диавола, его изобретение, - нечестие, близкое к идолопоклонству. Отцы обыкновенно называют идолопоклонство нечестием, а ересь - злочестием. В идолопоклонстве диавол принимает себе божескую честь от ослепленных человеков, а ересию он делает слепотствующих человеков участниками своего главного греха - богохульства. Кто прочитает со сниманием «Деяния Соборов», тот легко убедится, что характер еретиков - вполне сатанинский. Он увидит их ужасное лицемерие, непомерную гордость, - увидит поведение, составленное из непрерывной лжи, увидит, что они преданы различным низким страстям, увидит, что они, когда имеют возможность, решаются на все ужаснейшие преступлении и злодеяния. В особенности замечательна их непримиримая ненависть к чадам истинной Церкви, и жажда к крови их! Ересь сопряжена с ожесточением сердца, с страшным помрачением и повреждением ума, - упорно держится в зараженной ею душе - и трудно для человека исцеление от этого недуга! Всякая ересь содержит в себе хулу на Духа Святаго: она или хулит догмат Святаго Духа, или действие Святаго Духа, но хулит непременно Святаго Духа. Сущность всякой ереси - богохульство. Святый Флавиан, патриарх Константинопольский, запечатлевший кровию исповедание истинной веры, произнес определение поместного Константинопольскаго собора на ересиарха Евтихия в следующих словах: «Евтихий, доселе иерей, архимандрит, вполне уличен и прошедшими его действиями и настоящими его объяснениями в заблуждениях Валентина и Аполлинария, в упорном последовании их богохульству, тем более, что он даже не внял нашим советам и наставлениям к принятию здравого учения. А потому, плача и воздыхая о его конечной погибели, мы объявляем от лица Господа нашего Иисуса Христа, что он впал в богохульство, что он лишен всякого священнического сана, нашего общения и управления его монастырем, давая знать всем, кто отныне будет беседовать с ним или посещать его, что они сами подвергнутся отлучению». Это определение - образчик общего мнения Вселенской Церкви о еретиках; это определение признано всею Церковию, подтверждено Вселенским Халкидонским собором. Ересь Евтихия состояла в том, что он не исповедывал во Христе по воплощении двух естеств, как исповедует Церковь, - он допускал одно естество Божеское, - Вы скажете: только!.. Забавен по своему недостатку истинного знания и горько жалостен по своему свойству и последствиям ответ некоторого лица, облаченного властию сего мира, св. Александру патриарху Александрийскому о арианской ереси. Это лицо советует патриарху сохранять мир, не заводить ссоры, столько противной духу христианства, из-за некоторых слов; пишет он, что он не находит ничего предосудительного в учении Ария, - некоторую разницу в оборотах слов - только! Эти обороты слов, - замечает историк Флери, - в которых «нет ничего предосудительного», отвергают Божество Господа нашего Иисуса Христа - только! ниспровергают, значит, всю веру христианскую - только! Замечательно: все древние ереси, под различными изменяющимися личинами, стремились к одной цели: они отвергали Божество Слова и искажали догмат воплощения. Новейшие наиболее стремятся отвергнуть действия Святаго Духа: с ужасными хулами они отвергли Божественную Литургию, все таинства, все, все, где Вселенская Церковь всегда признавала действие Святаго Духа. Они назвали это установлениями человеческими, - дерзче: суеверием, заблуждением! Конечно, в ереси вы не видите ни разбоя, ни воровства! Может быть единственно потому не считаете ее грехом? Тут отвергнут Сын Божий, тут отвергнут и похулен Дух Святый - только! Принявший и содержащий учение богохульное, произносящий богохульство не разбойничает, не крадет, даже делает добрые дела естества падшего - он прекрасный человек! Как может Бог отказать ему в спасении!.. Вся причина последнего вашего недоумения, так как и всех прочих, - глубокое незнание христианства!

Не думайте, что такое незнание - маловажный недостаток! Нет! его следствия могут быть гибельны, особливо ныне, когда ходят в обществе безчисленные книжонки с христианским заглавием, с учением сатанинским. При незнании истинного христианского учения, как раз можете принять мысль ложную, богохульную за истинную, усвоить ее себе, а вместе с нею усвоить и вечную погибель. Богохульник не спасется! И те недоумения, которые вы изобразили в письме вашем, - уже страшные наветники вашего спасения. Их сущность - отречение от Христа! - Не играйте вашим спасением, не играйте! иначе будете вечно плакать. - Займитесь чтением Нового Завета и св. Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая Церковь выдает за святых!); изучите в святых Отцах Православной Церкви, как правильно понимать Писание, какое жительство, какие мысли и чувствования приличествуют христианину. Из Писания и живой веры изучите Христа и христианство. Прежде нежели придет грозный час, в который вы должны будете предстать на суд пред Богом, стяжите оправдание, подаемое Богом туне всем человекам при посредстве христианства.

Христианство – это крупнейшая среди мировых религий . По числу верующих она превышает число мусульман, буддистов или иудеев. Основано христианство на вере в единого Бога и сына его, величайшего пророка Иисуса Христа, что умер на кресте, чтобы искупить перед своим Отцом все грехи людей.

Христианин почитает как священную книгу Библию , что состоит из 66 книг и трактатов. Она делится на Ветхий и Новый Заветы, более важное значение для христианина имеет не Ветхий (где много противоречий и разночтений), а Новый Завет. Также христианин, чтобы считаться праведным, должен соблюдать 10 заповедей, что, согласно Библии, принесены людям пророком Моисеем от самого Господа. В их числе – не укради, не убей, почитай отца своего и мать свою и так далее.

Суть христианства – гуманность и вера. Человек спасается верой в любовь и прощение к нему Бога, к тому же его задача – вести праведную жизнь, не обижать других людей и творить добрые дела. Как пример в жизни христианин должен брать Иисуса, который излечивал больных, чудесной силой воскрешал мертвых, жил очень скромно, не соблазнился деньгами и властью, которые ему предлагал дьявол и так далее. Доброта и гуманность, самопожертвование – это самое важное для личности человека, говорит христианство.

Возникновение христианской религии

Считается, что христианство возникло вместе с рождением Иисуса Христа, год рождения которого является первым годом нашей эры. Летосчисление человечества делит историю планеты на два периода: до Рождества Христова и после Рождества Христова. Хотя еще в 20-м веке многие христиане вели летосчисление «от сотворения мира», примерная дата которого дана в Библии, в Ветхом Завете.

Возникло христианство на родине Иисуса – в Палестине (казнен Иисус был в Иерусалиме, на территории современного Израиля), оттуда стало распространяться по всей Римской империи. Сначала христиане претерпевали ужасные гонения: часть учеников Иисуса, его апостолов, была казнена. Римские императоры бросали христиан на корм зверям на потеху толпы. Но в 4 веке нашей эры отношение к христианам изменилось – сначала Армения, а затем Византийская империя приняла христианство как государственную религию.

Христианство делится на три основных ответвления: католиков, протестантов и православных. В свою очередь, разделение происходит и в русле этих религиозных течений. Католики более-менее едины, протестанты разделены на лютеран и собственно протестантов – те же делятся по множество церквей: баптистов, «пятидесятников», «харизматов» и тд.

Православные делятся на церкви по национальным признакам: Русскую православную церковь, Украинскую православную церковь и прочие. Связующим «мостиком» между католиками и православными являются христиане-униаты: так называемые греко-католики. Помимо этого, в христианстве множество узких сект и верований (примером могут служить Свидетели Иеговы).

Принятие христианства на Руси

Христианство на Русь проникло примерно в 8-9 веках нашей эры вместе с купцами, христианскими миссионерами и путешественниками с юга. В те времена русичи были язычниками, верили в множество различных богов – каждый бог «отвечал» за разные сферы жизни. Например, Перун управлял молниями и громом, а Мокошь была богиней любви, семьи и природных сил.

К 10 веку на Руси проживало уже немало христиан. Например, христианкой была княгиня Ольга , вдова князя киевского Игоря, мать великого воина Святослава. По одной версии, Ольга приняла христианство лишь для того, чтобы «отвертеться» от насильственного брака с византийским императором Константином и сохранить таким образом независимость Руси от Византии. Став крестным отцом Ольги, Константин уже не мог на ней жениться.

По другой версии, Ольга действительно прониклась христианством и советовала принять его сыну, но Святослав отказался наотрез.

Крещение Руси произошло в 988 году – князь Владимир Святославич, внук Ольги, решил объединить Русь с помощью одной государственной религии и отправил киевлян массово креститься в Днепре. Далее процесс Крещения был произведен по всем княжествам Руси: дольше всех сопротивлялся ему Новгород.

Есть исторические сведения, правда, спорные, что славяне разных племен верили в разных богов, называли их по-разному, из-за этого у них возникали междоусобицы. Принятие единой религии с единым Богом, по мнению князя, объединило бы людей (по властью одного князя), положило бы конец спорам и возне кругом многочисленных божков. Практически так и произошло.

Ислам и иудаизм в качестве единой религии Владимиром были отвергнуты на государственном совете. Иудаизм был основной религией Хазарского каганата, с которым воевали русичи: военная дружина, бойцы князя не приняли бы религию врага. Ислам запрещал пить вино, любимое дружиной князя.

Владимира критикуют за «крещение огнем и мечом», так как большое количество славян принимало христианство не добровольно, а по приказу князя, в том числе насильно. Язычников на Руси стали жестоко преследовать, забыв о заповедях христианского милосердия.

Огромное и позитивное значение принятия христианства на Руси – это то, что страна вошла в культурное пространство других христианских стран, стала налаживать с ними связи, впервые получила через христианских миссионеров письменность, первые библиотеки и учебные заведения . В лице этих стран она получила соратников и союзников в политике, в том числе такого мощного и развитого соседа, как Византийскую империю. У византийцев русичи почерпнули очень много в плане культуры, быта, искусства.

После блестящего успеха книги Дарвина в головах ученых зародилась мысль, а нельзя ли так же воссоздать строительство всего мира - «камень на камень, кирпич на кирпич…». Первое научное продвижение возникло, когда ученые начали раздумывать над уравнениями общей теории относительности, приложенными ко всей Вселенной. Оказалось, что эти уравнения сами по себе не имеют стационарного решения, то есть решения, при котором все стояло бы на своих местах и не двигалось.

Сам Эйнштейн, чтобы избавиться от этой неприятной ситуации, ввел в уравнение некую небольшую добавку, чтобы стационарное решение появилось. Эту добавку он назвал «космологическим» членом, а ее происхождение относилось к каким-то космологическим силам, которые может быть когда-нибудь откроют. Русский математик Александр Фридман решил не прикрываться таким постыдным «фиговым листочком», а взглянуть правде в глаза. Он установил, что без космологического члена решения могут быть трех видов: расширяющиеся, когда Вселенная как бы равномерно «раздувается» из некоей точки, сжимающиеся, когда она сжимается в какую-либо точку, и пульсирующие, когда она сжимается до точки, а потом опять начинает расширяться.

Мэтр сначала слегка обиделся, что его поправляет какой-то Фридман, а потом публично признал его правоту, Фридмана, конечно, заинтересовала расширяющаяся Вселенная, но как построить из этого астрономическую теорию, он не знал. Вот последние слова одной из его статей: «Пока этот метод (анализ уравнений Эйнштейна. - Авт.) немного может дать нам, ибо математический анализ складывает свое оружие перед трудностями вопроса, и астрономические исследования не дают еще достаточно надежной базы для изучения нашей Вселенной, но в этих обстоятельствах нельзя не видеть лишь затруднений временных. Наши потомки, без сомнения, узнают характер Вселенной, в которой мы обречены жить… И все же думается, что:

Измерить океан глубокий, сочесть пески, лучи планет, хотя и мог бы ум высокий - Тебе числа и меры нет!»

Несколькими годами позже модель расширяющейся Вселенной стали развивать голландский астроном Деситтер и бельгийский священник-астроном Жорж Леметр. Будучи богословом, Леметр мыслил, что первосгусток, из которого расширяется Вселенная,- как первоатом, или, взяв более точное биологическое сравнение, как первое яйцо, в котором уже заложена судьба его развития и судьба всех, кто из него «вылупится».

Экспериментальное подтверждение расширяющейся Вселенной пришло с работами талантливейшего американского астронома Хаббла. Сам он происходил из глубоко верующей семьи, но в отличие от Эддингтона унаследовал не пацифизм, а крайне агрессивное отношение ко злу. Поэтому он, начав с личных юношеских боев с правонарушителями, отвлекался от астрономии на войны с немцами. В качестве морского пехотинца в Первую и в качестве военного инженера во Вторую. В перерывах между войнами он изучал лучевые скорости смещения от нас различных космических тел. Определение это делалось по эффекту Доплера в какой-либо из известных спектральных полос звезды точно так же, как инспектор ГАИ, наведя на нас лазерный луч, по эффекту Доплера измеряет нашу скорость. Чем с большей скоростью удаляется предмет, тем более в красную сторону будет смещаться его излучение, чем с большей скоростью он приближается к нам, тем в более синюю сторону будет смещаться излучение.

Чтобы это хорошо запомнилось, приведем расхожий анекдот. Гаишник спрашивает нарушителя: «Почему вы как угорелый пронеслись на красный свет?» Нарушитель отвечает: «Я так быстро приближался, что свет, в согласии с эффектом Доплера, показался мне зеленым!»

Далее Хаббл стал измерять расстояния между нами и удаляющимся от нас объектом. В результате на графике «расстояние до нас - скорость смещения» появилась группа точек, которые хорошо укладываются в прямую с коэффициентом пропорциональности Н, который назван постоянной Хаббла. По измерениям Хаббла он равен 500 км/(с*Мпс) (мпс - мил-липарсек).

Вырвавшись из этого малопонятного текста, подытожим, что, в полном согласии с теорией расширяющейся Вселенной, объекты Вселенной разбегаются друг от друга, причем скорость их разбегания пропорциональна их расстоянию друг от друга.

В этот момент начинает раздаваться ворчание креационистов (которые после окончания дискуссии по Дарвину не разошлись, а остались послушать, не будет ли еще чего-нибудь интересненького): «А вы спросите того-то Хаббла, как он расстояние между звездами меряет?» Вопрос, надо признать, не в бровь, а в глаз. Расстояние до самых ближних звезд еще можно померить по величине годового параллакса, но это - ничтожное по космическим масштабам расстояние с ничтожной скоростью смещения. Как же мерить другие звезды? Вот один способ, судите сами, насколько он хорош. Существуют переменные звезды - цефеиды, блеск которых меняется с определенным периодом. Делается предположение, что цефеиды, мерцающие с одинаковым периодом, есть совершенно одинаковые звезды. Тогда определить расстояние до цефеиды не представляет никакого труда: цефеида с данным периодом, где бы она ни находилась, выделяет, согласно нашему предположению, совершенно одинаковое количество энергии в мировое пространство. Таким образом, когда мы видим цефеиды с равным периодом мерцания, мы видим как бы одинаковой мощности фонарь на разном расстоянии от нас: нам те, что дальше, кажутся тусклее, а те, что ближе, ярче. По этой разности и рассчитывается расстояние до «фонаря».

Вы видите, весь метод держится на ни на чем не основанном предположении, что цефеиды с равным периодом мерцания есть тождественные звезды. Есть и другие способы определения расстояний, но все они такого же скверного качества. Снова слышится ехидный голос одного из креационистов: «А вы загляните в учебник-то, какая там, на сегодняшний день, Н (постоянная Хаббла. - Авт.)» Заглядываем. Действительно, неудобно получается. Сегодняшнее значение Н=75 км/(с.-Мпс). И никаких комментариев: то ли Хаббл ошибся, то ли методы у него были не совсем правильные, то ли зависимость наша скорости от расстояния не прямая, а какая-то сложная… Пойди разберись!

Однако астрономы, поплевывая на ворчание креационистов, едут дальше - не останавливаться же, право слово, на таком интересном месте из-за того, что эти проклятые звезды так далеко, что и расстояние между ними нельзя померить.

Новый шаг последовал, когда бежавший из России одесский физик Гамов рассмотрел первые секунды и минуты существования Вселенной с точки зрения квантовой механики. Он сообразил, что Вселенная должна была бы при таком ходе событий быть горячей и постепенно остывать. Начиная от работ Гамова, теория эта получила название Большого взрыва, или теории горячей Вселенной. Примерно через 1 миллион лет после взрыва Вселенная приходит в такое состояние, когда начинается объединение электронов с протонами и нейтронами, то есть образование атомов водорода и гелия. После того как все свободные элементарные частицы вошли в состав атомов, свет стал мало взаимодействовать с веществом, а то количество света, которое тогда было во Вселенной, должно, как в музее, сохраниться вплоть до наших дней. Это предсказание теории Гамова блестяще подтвердилось. Американские радиоастрономы Пензиас и Уилсон открыли излучение, не имеющее источника, то есть практически равномерно излучающееся из всех точек Вселенной. Максимум излучения приходится на длины волн порядка 1 мм. Температура этого излучения, названного реликтовым, оказалась 2,73° кельвина, хотя Гамов просил немножко больше - 6° Кельвина. В этой связи вспомним о великом остроумце Вольтере, который прямо таки потешался над идиотизмом библейского рассказа, где Солнце возникает на четвертый день сотворения, а свет в первый.

Дальше пошли теории конденсации вещества: равномерно рассеянная пыль должна была за счет случайных колебаний создавать чуть более и чуть менее густые участки. В обычных ситуациях такого рода - флуктуациях - все приходит на свои места: например, случайное уплотнение или разжижение воздуха в комнате не приводит ни к ветрам, ни к каким другим изменениям в метеорологии комнаты. Однако в данном случае дело обстоит не так. Более плотные области за счет большей массы начинают перетягивать к себе частицы из менее плотных областей, неравномерности усиливаются, где-то начинают образовывать очень плотные конгломераты. Такой механизм появления новых звезд предсказывал еще Ньютон, а известный музыкант и еще более известный директор Королевской английской обсерватории в Гринвиче Уильям Гершель спал и видел образование звезды из облака.

Когда конденсация становится очень большой, силы тяжести начинают разогревать образующуюся звезду, и в ней начинают идти ядерные реакции с большим выделением энергии. Ядра водорода превращаются в гелий, что практически является «медленным взрывом» водородной бомбы. Гелий и другие элементы продолжают объединяться в более крупные ядра вплоть до элементов группы железа. Гигантская температура, возникающая в это время в звездах, создает силы, противовесные гравитационному сжатию: это, во-первых, давление света, а во-вторых, давление вещества, которое, несмотря на высокую плотность (в 100 раз выше плотности воды), можно рассматривать как идеальный газ из-за того, что вещество находится в состоянии плазмы - все электроны оторваны от ядер - и ядра могут сближаться, не взаимодействуя друг с другом, на очень близкие расстояния. В конце концов ядерное горючее в звезде выгорает: все ядра объединяются до размеров ядер железа, и дальнейшее увеличение ядер уже требует энергетических затрат. Звезда гаснет, хотя еще долго сохраняет набранное гравитационное тепло. Вещество такой звезды-карлика сжимается до невиданных плотностей: 1000 т/м3, при этом размером карлик может быть не более планеты Земля. Если масса карлика чуть меньше массы Солнца, то он имеет шанс застыть и замереть. Если же она превышает критическую массу - 1,4 массы Солнца, - звезда продолжает сжиматься. В результате получается нейтронная звезда: поскольку из вещества этой звезды «выдавлены» протоны, то оставшиеся нейтроны могут сближаться, не отталкиваясь, на очень близкие расстояния, так что плотность такой звезды может достигать 10″ т/м3.

В таком виде при малых массах звезда может успокоиться на этой стадии, но если масса превышает предел Оппенгеймера-Волкова (порядка трех масс Солнца), такая звезда сжимается дальше и образует черную дыру. Такое название произошло оттого, что черная дыра настолько тяжелая, что сама к себе притягивает весь свет, который сама излучает. Таким образом, эту звезду не видно, но ее можно найти по другим звездам, искажающим свое движение в страшном поле ее тяготения.

Кроме звезд гаснущих, есть в небе и звезды взрывающиеся - новые и сверхновые. Это явление возникает, когда в системе тесно сблизившихся двойных звезд материал с одной звезды начинает перетекать на другую: со звезды типа Солнца на белый карлик или нейтронную звезду - взрыв новой звезды, с одного белого карлика на другой - взрыв сверхновой первого типа. В случае сверхновых второго типа составы пар еще до конца не определены, однако одним из компонентов пары является ядерно-выгоревшая звезда с большим количеством элементов типа железа (Fe, N1, Mb). Взрывы сверхновых играют очень большую роль в теории самообразования Вселенной, ведь элементы легче железа образуются сами при слиянии более мелких ядер с выделением энергии. Для образования более тяжелых ядер нужно уже добавление энергии. Каким же образом появился пригодный для нашей жизни мир, требующий меди, йода, цинка и других микроэлементов, тяжелее железа? За счет выброса этих элементов из взрывающихся сверхновых, в которых они образуются, используя гигантскую энергию взрыва.

Дальше наступают тяжелые для теоретиков минуты, когда надо объяснять образование планет. Мы хорошо знаем свойства нашей Солнечной системы и видим в них несколько Божиих меток, которые сложно объяснить слепым действием сил природы. Известно, что все планеты вращаются примерно в одной плоскости и в одном направлении, что хорошо согласуется с происхождением их из единого вращающегося диска. Однако момент количества движения планет (сохраняющаяся без посторонних вмешательств величина, характеризующая вращение системы) оказывается слишком велик, и напрямую такая гипотеза не проходит. Вращение планет вокруг своей оси происходит в том же направлении, что и вращение вокруг Солнца. Но здесь уже есть исключения: Венера и Уран почему-то вращаются в обратном направлении. Оси вращения планет вокруг себя, как правило, направлены более-менее параллельно к оси вращения вокруг Солнца. Исключение составляет Уран - его ось лежит почти в плоскости вращения. Расстояние планет от Солнца возрастает примерно в геометрической прогрессии по формуле Тициуса-Боде, однако Меркурий, Нептун и Плутон не вписываются в данную последовательность. Современные теорийки об образовании планет вместе с солнечным диском даже не имеют дерзновения отвечать на все эти сложные особенности устроения Солнечной системы.

Вернемся теперь к «великому», невинно загубленному ученому провидцу Джордано Бруно. Он провидел, что каждая звезда - это новый мир типа Солнечной системы, что ей сопутствует своя семья планет и что эти планеты обитаемы. Что касается первого утверждения, оно действительно относится к разряду пророчеств, поскольку никаких научных свидетельств в пользу него Джордано не приводил, да, по своему невежеству, и не мог привести. Второе утверждение относится к разряду провидений, и истинность его очень трудно проверить. Последние данные, полученные для 120 обследованных близлежащих звезд, обнаружили три звезды, каждая из которых имеет по одной планете в диапазоне от 0,6 до 8,1 масс Юпитера. Естественно, что никакой жизни на такой планете не ожидается. Общий статистический анализ выявляет очень низкую вероятность существования звезды типа Солнца с планетой типа Земля с возможным для жизни расстоянием от звезды.

Зато есть Кому заниматься нами.

Рассмотрим, например, нашу планету Земля. Когда астрономам открылся значительный кусок Вселенной, все увидели, какой редкостью является пригодная для обитания планета. Это и расстояние от Солнца, и период обращения вокруг своей оси, чтобы день не превращал планету в Сахару, а ночь - в Антарктиду, это и наклон оси собственного вращения к оси орбиты - чтобы на Земле была нужная мягкая смена климатов, это и набор элементов, которые включаются в эту планету, ведь даже на наших ближайших соседях - Марсе и Венере нет ничего похожего. Условия там таковы, что можно говорить о возможности жизни каких-нибудь специализированных бактерий, но и тех там не могут найти.

Астрофизик Росс выбрал 33 параметра, необходимых для существования жизни, которые должны отступать не более чем на 10%, от своего среднего значения. Осторожный подсчет дает вероятность случайного попадания совокупности этих параметров в область, разрешающую жизнь, примерно 1030.

Вселенная состоит не из равномерно разбросанных планет. Как флуктуации плотности пыли вызывали образования звезд, так же и флуктуации звезд создают скопления звезд - галактики, а скопления галактик - метагалактики. Рассмотрев положение Солнца среди этих крупноячеистых структур, мы видим, что и здесь выбран оптимальный для жизни вариант.

Рассмотрим теперь законы, управляющие физическим миром. Когда в математике появились идеи о многомерных пространствах, кто-то задал вопрос: «А почему наше пространство трехмерно?» Ответ быстро нашли физики Пауль и Татьяна Эренфест. Они показали, что только в трехмерном пространстве гравитационные силы убывают как квадрат расстояния между телами. А если это не так, не существует гравитационно устойчивых структур.

Наконец, ученые обратили внимание на этот каскад совпадений, и двое, атеисты по мировоззрению, Б. Кар и М. Рис в 1979 году опубликовали сенсационную статью в Нэйчур (Nature), где ввели антропный принцип устройства Вселенной. Этот принцип целевой, а не действенный, и поэтому звучал ужасным диссонансом в ушах ученых XX века: «Вселенная должна образовываться и формироваться таким образом, чтоб в результате в ней смог жить человек».

Неверующие только предложили свою «неверующую» интерпретацию «множественности миров»: во Вселенной реализованы все возможные миры со всеми возможными условиями бытия, но только тот мир знает о себе, в котором образуется человек или какое-то другое разумное существо. Эта гипотеза, вероятно, интересна для любителей научной фантастики, а мы с вами тронемся дальше.

В астрономической жизни Вселенной есть несколько тонких моментов. Один из них -это возможность равновесия между гравитационной силой, сжимающей звезду, и силой давления плазменного газа и излучения внутри звезды в условиях термоядерного синтеза. Поддержание такого равновесия требует строгого соответствия между константами электрического и гравитационного взаимоотношений в макромире и константами слабых и сильных взаимодействий в микромире.

Пойдем дальше. Если мы примем вместе с теорией Большого взрыва, что мир начался с аннигиляции больших масс вещества и антивещества, в результате которой образовалось множество фотонов и небольшой остаток вещества, то размер этого остатка, из которого будет сформирована потом вся Вселенная, определяется жесткими соотношениями между константами слабого и гравитационного взаимодействий и массами протона и электрона.

Вторая важная вещь - это малость разницы масс протона и нейтрона (она лишь немногим превосходит массу электрона). Это соотношение определяет остановку реакции объединения протонов и нейтронов в водород и взаимопревращения протонов и нейтронов, сохраняя для дальнейшего синтеза элементов 10% нейтронов от всех тяжелых элементарных частиц. Сильное и электрическое взаимодействия приводят к образованию из нейтронов, протонов и электронов атомов гелия, а из них уже - остальных химических элементов. Если константу сильного взаимодействия слегка изменить (всего лишь на 5%), то эта термоядерная реакция прекратилась бы, и звезды бы не горели.

Осуществление дальнейшей химии, то есть синтез других химических элементов в том виде, в котором они есть, также требует тончайших соотношений между массами элементарных частиц и константами взаимодействий.

Для того чтобы могли существовать звезды размером и светимостью типа Солнца, должно выполняться определенное соотношение между константами гравитационного и электромагнитного взаимодействий и массами электрона и протона, причем это соотношение должно выполняться с точностью 10^10.

Эти примеры можно еще умножать и умножать.

Но рассмотрим теперь сам момент взрыва. Дальнейший сценарий определяется только плотностью взорвавшегося вещества. Существует критическая плотность, соответствующая примерно 20 атомам водорода в 1 м:! пространства. Если эта плотность превышена, то вещество вновь стянется гравитационными силами в исходную точку. Если же плотность вещества ниже критической, то расширение вещества будет бесконечным. Если мы оценим время, за которое могло произойти все то, что произошло с момента Большого взрыва: аннигиляция, образование атомов водорода, собирание конгломератов вещества в точках флуктуации, образование звезд и галактик, выгорание некоторых звезд до белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр, взрыв сверхновых, то окажется, что за это время Вселенная должна была бы уже сжаться в исходную точку или разлететься до очень низкой плотности.

Единственный выход состоит в том, что плотность вещества в начале взрыва была очень близка к критической. Это равенство должно выполняться с колоссальной точностью.

Чтобы прояснить этот вопрос, астрономы судорожно пытаются сейчас «подбить бабки» и посчитать имеющуюся массу во Вселенной, но пока им раз в десять не хватает.

«Подобьем бабки» и мы и посмотрим, к чему пришли теории самообразования Вселенной и как относятся к ним наши высокоуважаемые креационисты, теистические эволюционисты и скептики-агностики. Отметим сначала, что хотя авторы антропного принципа устройства Вселенной жестко связывают его с теорией Большого взрыва, но связи тут нет. Как ни сотвори Господь горящую звезду, она должна гореть и поддерживать равновесие между гравитационным сжатием и давлением раскаленных света и вещества. Как ни образуйся атомы водорода, гелия и другие, время их существования, стабильность и свойства также зависят от взаимоотношений между константами, о которых мы писали выше. То же самое относится и к параметрам Земли, и к ее положению вместе с Солнцем в галактике и метагалактике.

Продолжим. Креационисты, конечно, скажут нам, что никакого Большого взрыва не было, так как Земле 7 тысяч лет от роду. А ученые на всю историю после Большого взрыва просят 15 миллиардов лет, а и доказательств у них никаких нет. Расстояния между звездами надежно мерить не умеют, постоянная Хаббла у них скачет (более чем в 10 раз), да и вообще, все их данные о звездах исключительно косвенные, в которые запросто могла вползти ошибка.

Дальше скажут они: «А как же второе начало термодинамики? Бог дал этот закон, чтоб все знали: без Бога ни до порога, - в замкнутой системе упорядоченность всегда падает. В открытой же системе, в которую можно вносить чистые продукты и выбрасывать из нее кучу мусора, человек может поддерживать порядок настолько, насколько у него хватит сил». Что же у нас получается с Дарвином? Знаменитый бельгийский физик Илья Пригожий выделяет три вида систем: система, где термодинамические параметры в равновесии (сюда входят замкнутые, но и не только замкнутые системы), системы с постоянным, но слабым отклонением от равновесия (там, где ситуация еще описывается линейными законами) и системы с сильным отклонением от равновесия. В системах первого и второго вида эволюция типа Дарвина, увеличивая сложность и упорядоченность, действовать не может. В системах третьего вида такое, в принципе, возможно. Действительно, в этих системах встречаются странные вещи. Советский физик Белоусов изучал окисление ионов брома малоновой кислотой. В результате получил реакцию, в которой реакционная смесь периодически меняла цвет, переходя из одного состояния реакции в другое и обратно. Редактор журнала, куда Белоусов послал статью, посоветовал ему еще раз прочитать второе начало термодинамики. Гордый Белоусов поставил свою пробирку на полку и перестал бороться с журналами. Один из гостей, увидев мерцающее чудо, уговорил его написать статью еще раз, но результат был тем же. В конце концов удалось привлечь в помощь Белоусову теоретическую группу, которая теоретически разобрала механизм реакции и установила, что никакого противоречия со вторым законом термодинамики нет.

Нас - скептиков-агностиков - этот пример и подобные ему, однако, не убеждают. Здесь мы видим случайное появление небольших островков порядка среди хаоса, а в настоящей теории Дарвина было бы систематическое упорядочение органической материи. Скорее кажется, что в сильно неравновесных термодинамических системах длительное и стабильное поддержание порядка возможно с помощью разума - или человеческого, или вносимого Божией инструкцией, как в живой материи.

«А что же Большой взрыв, - скажут креационисты, - там система замкнутая, энтропия должна однозначно возрастать, а у вас из хаоса образуется конфетка. Некоторые почему-то напирают на то, что хаос был горячий, но разве из горячего хаоса легче сделать конфетку?»

Тут в разговор вступят теистические эволюционисты во главе с аббатом Леметром: «Если рассматривать взрывающийся первосгусток материи действительно как «яйцо» зарождающегося мира, то нетрудно представить, что весь порядок будущего мира уже заключен в этом «яйце». С такими примерами мы сталкивались на самых разных уровнях организации живой материи. И действительно, когда из примитивного на вид яйца развивается прекрасный лебедь или рибосома, разобранная на отдельные белки, сама собирается вновь в функционирующую машинку, когда белки сворачиваются сами в определенную трехмерную структуру, создавая станочек, производящий с высокой скоростью химические операции (если такой белок развернуть, он в большинстве случаев, предоставленный сам себе, вновь свернется в работающую структуру), .мы видим, что премудрость целого спрятана в его частях. Где же спрятана премудрость целого в первосгустке взрывающейся материи? Определенно ответить мы не можем, но скорее всего, по крайней мере отчасти, в этих удивительных соотношениях, которые Господь накладывает на физические законы, то есть в антропном принципе устройства Вселенной».

Что же заключают агностики-скептики? «Хотя Церковь и не запрещает прямо такой трактовки,- говорят они,- нам кажется невозможным заменить 7 дней библейского рассказа на 15 миллиардов лет научного. А как происходило на самом деле, мы не знаем. Заглянуть назад нельзя, «поговорить» вплотную со звездами, что-то непосредственно померив на них без предварительных предположений, тоже нельзя - больно далеко, а пустое любопытство нас не очень волнует. Видим, что Господь сотворил, веруем, что за 7 дней, и исповедуем, что “вся, елика сотвори… добро зело”. Разберется в этом наука - хорошо, не разберется - ну и ладно…»

Самую мощную, влиятельную и многочисленную из всех существующих ныне основных опережая буддизм и ислам, представляет собой христианство. Суть религии, распадающейся на так называемые церкви (католическую, православную, протестантскую и другие), а также множество сект, заключается в почитании и поклонении одному божественному существу, иначе говоря Богочеловеку, имя которого - Иисус Христос. Христиане верят в то, что он есть истиный сын Божий, есть Мессия, что ниспослан он был на Землю ради спасения мира и всего человечества.

Зародилась религия христианство в далекой Палестине в первом веке н. э. Уже в первые годы своего существования она имела много приверженцев. Главной причиной возникновения христианства, по мнению служителей культа, явилась проповедническая деятельность некоего Иисуса Христа, который, являясь по сути своей полубогом-получеловеком, пришёл к нам в человеческом образе, дабы принести людям истину, причем его существование на самом деле не отрицают даже ученые. О первом пришествии Христа (второе христианский мир только ожидает) написано четыре священные книги, которые называются Евангелиями.В написанных его апостолами (Матфеем, Иоанном, а также Марком и Лукой, учениками двух других и Петра) священных писаниях рассказывается о чудесном рождении мальчика Иисуса в славном городе Вифлееме, о том, как он вырос, как стал проповедовать.

Основными идеями его нового религиозного учения были следующие: вера в то, что он, Иисус, действительно является Мессией, что он сын Божий, что будет его второе пришествие, будет конец света и воскрешение из мертвых. Своими проповедями он призывал любить ближних и помогать бедствующим. Доказывали его Божественное происхождение и те чудеса, которыми он сопровождал свои поучения. Множество больных были исцелены его словом или прикосновением, трижды он воскрешал мертвых, ходил по воде, превращал её в вино и накормил около пяти тысяч человек всего лишь двумя рыбами и пятью лепешками.

Он изгнал из Иерусалимского храма всех торговцев, показывая тем самым, что непорядочным людям нет места в святых и благородных делах. Затем была предательство Иуды Искариота, обвинение в умышленном богохульстве и наглом посягательстве на царский престол и смертный приговор. Умер он, будучи распятым на кресте, приняв на себя муки за все грехи человеческие. Через три дня Иисус Христос воскрес, а затем вознесся на небо.О религия христианство говорит следующее: существует два места, два особых пространства, недоступных людям при земной жизни. и рай. Ад - это место страшных мучений, находящееся где-то в недрах земли, а рай - место вселенского блаженства, и только сам Бог будет решать, кого куда направить.

Религия христианство основана на нескольких догмах. Первое - это то, что Второе - он троичен (Отец, Сын и Святой дух). Рождение Иисуса произошло по наитию Святого духа, Бог воплотился в Деве Марии. Иисус был распят, а затем умер, искупив людские грехи, после чего воскрес. В конце времен Христос придет судить мир, и мертвые воскреснут. Божественная и человеческая природа неразрывно соединена в образе Иисуса Христа.

Определенные каноны и заповеди имеют все религии мира, христианство же проповедует возлюбить Бога всем сердцем, а также полюбить ближнего своего как самого себя. Не полюбив ближнего, вы не сможете любить Бога.

Религия христианство имеет своих приверженцев почти в каждой стране, половина всех христиан сосредоточена в Европе, включая Россию, одна четверть - в Северной Америке, одна шестая - в Южной, и значительно меньше верующих в Африке, Австралии и


Close