С тех пор как я начал вести праведный образ жизни, моя жизнь постепенно но уверенно поменялась в положительную сторону, а все задачи и вопросы сильно упростились.

Что же такое – праведный образ жизни? Всё очень просто, ты живёшь в первую очередь по законам совести. Кроме того ты соблюдаешь все 10 заповедей. И в третьих, ты живёшь в первую очередь для других а не для себя.

Я уже давно перестал лгать, и отпала необходимость запоминать что и где соврал. Мне не нужно оправдываться за свои поступки, так как я не совершаю ничего дурного. Главным мерилом моих действий является совесть, которая без труда подсказывает, что хорошо а что плохо. Если возникают вопросы, я просто нахожу на них ответы.

Я благодарен Богу за то что он находит для меня возможность помогать безвозмездно друзьям, близким и незнакомцам. Помогая, я не прошу ничего взамен, так как любое добро автоматически рано или поздно возвращается на круги своя. Я не пью и не курю, не употребляю никаких веществ, уделяю равное внимание своей семье и родителям. Веду здоровый образ жизни и употребляю только здоровую пищу.

Я никому не навязываю свою точку зрения, однако если кто-то спрашивает у меня совета, то я не могу отказать. Если человек не понимает моих слов, то либо я не умею объяснять, либо он не хочет понять. С тех пор как я начал общаться с Богом, я понял как нужно жить, и такая жизнь приносит свои результаты. Я заметил это по общению с совершенно незнакомыми людьми, так как наше общение происходит в таком ритме, будто бы мы уже были старыми друзьями. Я уважаю каждого, до тех пор пока тот не убедит меня в обратном. Но и в этом случае, не могу осуждать человека, а просто продолжаю общение с другим. Мы все равны перед богом и друг-другом, и если кто-то считает что это не так, рано или поздно убедится в обратном. Жизнь нам всё время подсказывает ответы на любые вопросы, главное правильно их услышать, понять и по возможности принять во внимание.

Поддержка тела в хорошей физической форме, позволяет мне чувствовать себя живым, активным и здоровым. Это не сложно, главное в этом деле регулярность и сила воли. Ничто не даётся просто так с воздуха, и если ты не прилагаешь усилий ради собственного блага, ты не сможешь получить то что хочешь.
Любое общение строится на взаимном уважении друг-друга и терпимости к чужим недостаткам. Прежде чем искать соринку в чужом глазу, вытащи бревно из своего. А вытащив, попробуй помочь другому так, чтобы тот не испытывал дискомфорта. Вместо критики, попробуйте найти даже в самом отвратительном человеке хоть одно достоинство и развивайте его. Помните что никакие убеждения в праведном образе жизни не заставят других изменить её, только собственный пример.

Любите других как самого себя, и тогда ваша жизнь резко улучшится. Перестаньте думать о своих потребностях, умерьте свои соблазны и жажду к удовольствиям и жизнь отблагодарит вас. Любое самоограничение воспитывает силу воли и стойкость духа к любым неприятностям. Дух первичен – материя вторична. Не позволяйте отравлять свою жизнь чрезмерной жаждой к удовлетворению своего эго, учитесь радоватся тому что есть и благодарить Бога за всё. Он уже подарил вам жизнь, а стало быть есть повод для благодарности.

Любите и уважайте своих родителей, даже в тех случаях когда они не понимают вас, и вы не чувствуете поддержки с их стороны. Возможно в этот момент они нуждаются в вашем участии. Вы моложе, вы сильнее, так и оставайтесь такими. Бог вам в помощь.

Будьте стойкими к любым проявлениям грубости, хамства и невежества. На любое хамство отвечайте добром и искренностью. Любой вызов и лесть принимайте с одинаковым спокойствием. Любое зло имеет накопительный эффект и отвечая злом на зло, вы тем самым только увеличиваете негатив. А любой негатив рано или поздно находит выход, как неконтролируемая ядерная реакция. Поэтому пыл любой ссоры возможно погасить холодным спокойствием и собранностью. Хам вряд ли захочет оскорбить в лицо того кто его сильнее, поэтому будьте сильными и тем самым вы заранее обезопасите себя от неприятностей.

Не стоит ждать помощи от других всегда надейтесь только на себя. Тот кто хочет помочь и может это сделать, сделает. Не бойтесь просить, но прося что-то у других не питайте надежд на то что вам ответят положительно. Чаще всего мы разочаровываемся не от отказов, а от своих ложных надежд. Всё что не делается, делается к лучшему.

Содержите ваш дом и мысли и слова в чистоте. Бранные слова словно мусор во дворе дома. И любому приятнее ходить там где чище, поэтому своими словами вы демонстрируете чистоту помыслов.

Праведный образ жизни это трудный путь, но любой путь труден только в начале с непривычки. Если не сворачивать с него, ты увидишь как это легко, и как просто меняется твоя жизнь в положительную сторону.
Праведный путь это путь развития и постоянной работы над собой. Любое дело по плечу если в душе отсутствует страх и сомнение. Тот кто говорит я не могу обманывает в первую очередь самого себя, ведь рядом всегда найдётся пример того кто может, и делает это легко. Отсутствие желания учится и силы воли делает нас слабыми, а равнодушие и страх парализуют.

Бог дал нам возможность самим делать выбор своего пути, а это самая лучшая тактика с позиции всесильного. Так что выбор у вас есть, и никогда не поздно повернуть в другую сторону.

Да хранит вас Бог
Ваш друг, мистер Вихлюн

На вопрос Что есть "праведная" жизнь /в развитии темы/? заданный автором Лора лучший ответ это На исповеди: - Святой отец, мне кажется, я веду праведный образ жизни: не пью, не гуляю, не смотрю на женщин, каждый вечер ложусь спать в десять часов и каждое воскресенье хожу на мессу. - Боюсь, сын мой, что все это изменится, как только ты выйдешь из тюрьмы.. .
Праведная жизнь, кому она доступна,
Когда кругом невежество и мрак.
И человеческая мысль даже преступна
На улицах грабёж и хороводы драк.
Праведная жизнь, куда ушло то время,
Когда мы ближнего любили, помогали в трудный час.
Но жизнь жестокая искоренила это семя
И не найти его нигде сейчас.
Праведная жизнь – теперь удел пенсионеров,
Закалены они огнём репрессий и войной.
Им безразлична жизнь расчётливых функционеров
И я за них всегда стою горой.

Ответ от Ўлия Вовненко [новичек]
Жизнь по Божьим заповедям.


Ответ от Влад [гуру]
Совесть - ориентир правидности. Правидно все то, что наиболее духовно возвышенно. Праведная жизнь - это жизнь по высоким нравственным (духовным) идеалам.


Ответ от Iryna [новичек]
Согласна, совесть - главный индикатор праведности. А то что хорошо человеку, то и для Бога - благо.


Ответ от Лариса Татаренко [новичек]
"праведная жизнь"-это жизнь по закону Божьему и по его заповедям... а еще-это жить в согласии с самим собой, с окружающими тебя людьми и природой...


Ответ от Наталья [гуру]
Не вредя себе ты ужу не вредишь другим. "Мне столько соронние люди делали больно, что я сторонюсь чужих, а больно для меня больно"


Ответ от Александрина Данилкина [гуру]
А кто живёт по праведным законам? Только один из них, "не прелюбодействуй", кто соблюдает? Священники? Они знают, что это такое? Прелюбодеяние - это обыденный секс! Необыденный секс - это психоэнергетическая йога.


Ответ от Инна Залевская [активный]
Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы;
(Екклесиаст 7:20)
И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?
(1-е Петра 4:18)
А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
(К Галатам 3:11)
потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего.
(К Римлянам 10:4)
От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением,
(1-е Коринфянам 1:30)
Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.
(2-е Коринфянам 5:21)
и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере;
(К Филиппийцам 3:9)
в нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет.
(К Римлянам 1:17)
Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.
(К Римлянам 4:3)
Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:
(К Римлянам 4:6)
Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.
(К Римлянам 5:19)
Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
(К Римлянам 6:18)
Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,
(К Колоссянам 3:12)
Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
(К Римлянам 6:19)
Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
(К Римлянам 6:20)
А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.
(К Римлянам 8:10)
и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности.
(К Римлянам 6:13)
и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
(К Ефесянам 4:24)
Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
(От Матфея 5:20)
тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!
(От Матфея 13:43)
И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
(От Матфея 25:46)
....
....
БИБЛИЯ О ПРАВЕДНОСТИ
ссылка


Православная церковь называет праведными или праведниками одну из категорий святых. К ней относят, например, Иоакима и Анну, а из русских святых – Иоанна Кронштадтского. Эти люди не страдали и не погибали за веру, не проповедовали христианское вероучение среди языческих народов, не удалялись от мира ради монашеского служения. Они жили в миру, как живут миллионы людей, многие из них даже имели семьи. Тем не менее, их считают святыми, поскольку в миру, среди обычных людей и житейских дел они вели такую жизнь, какой требует от человека Бог. Пример таких святых наглядно показывает, что это возможно.

Конечно, святость – идеал, которого лишь немногие люди могут достичь. Но стремиться к такому идеалу можно и нужно.

Человек глазами Бога

В психологии существует понятие – референтное лицо. Так человек, являющийся значимым для данной личности. На него личность ориентируется в своих поступках. Бывает так, что все достижения, которыми так гордится человек, разом меркнут в его глазах, если их не одобряет, например, отец. И не обязательно такое неодобрение должно быть высказано вслух, достаточно бывает подумать: «Отец бы этого не одобрил». Можно сказать, что по референтным лицам человек «проверяет себя».

Для главным референтным лицом должен стать Бог. Именно с этого начинался путь к праведной жизни даже у тех, кого сегодня чтят как святых. Например, св. Ефрем Сирин был человеком вспыльчивым часто затевал ссоры, совершал легкомысленные поступки, в конечном итоге он попал по ложному обвинению в краже. И тогдаон во сне услышал : «Возвратись в место свое и покайся в неправде, убедившись, что есть Око, над всем надзирающее». Увидев свою прежнюю жизнь глазами Бога, этот человек уже не смог жить по-старому.

Духовные основы праведной жизни

Рассматривая свою жизнь с точки зрения Бога, человеку необходимо помнить о главных заповедях, данных Им. Таких заповедей всего две, а все остальные лишь уточняют и конкретизируют их содержание. Обе заповеди приведены в Евангелии от Матфея: «Возлюби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим» и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

При всей своей внешней простоте оба требования весьма многозначны. Любить Бога – и любить и беречь мир, который Он создал, и видеть Его творение и образ в каждом человеке, даже в самом порочном. Любить ближнего – это не только заботиться о ком-то, делать добрые дела, это значит еще и снисходительно относиться к чужим недостаткам и ошибкам, как люди обычно относятся к своим.

Еще одно качество, отличающее истинного праведника – это самокритичность. Стоит обратить внимание, как говорили о себе в молитвах: «Я грешный», «Я окаянный» и т.п. Эти люди видели свои пороки, а значит, прилагали усилия к избавлению от них.

Можно сказать, что жить праведно – это значит жить так, чтобы те, кто рядом, чувствовали себя, как в раю. Это нелегко, но, как показывает святых, возможно.

Может ли меняться обряд? Казалось бы, вопрос этот звучит несколько странно. Всякий, кто хотя бы поверхностно знаком с жизнью Церкви, знает, что на протяжении ее 2000-летней истории внешняя сторона ее жизни, а именно это мы понимаем под обрядом в широком смысле слова, менялась постоянно. В этом нет ничего удивительного. Ведь мы говорим о жизни Церкви. А одно из главных свойств жизни, то, что отличает живое от мертвого, – способность меняться.

Даже если мы посмотрим на один из самых консервативных институтов человеческого общества, на армию, жизнь которой предельно регламентирована, где всё строго по уставу, шаг вправо, шаг влево – гауптвахта, – даже здесь мы увидим, как на протяжении столетий меняется и устав, и форма, и обычаи. Но есть нечто, что не должно быть подвержено изменениям, иначе армия перестанет быть армией, а превратится в банду разбойников. Предельно кратко это выражено в известных словах из неписаного «Кодекса чести» русского офицера: «Душа Богу, жизнь отечеству, честь никому».

Так вот и в Церкви есть то, что может меняться, развиваться, отмирать, или может появляться что-то новое (богослужебный устав, те или иные чинопоследования, стили иконописи или церковных песнопений, канонические постановления, богословские концепции и так далее), – и то, что неизменно (Священное Писание, Символ веры, нравственное и догматическое учение).

Историк Церкви или специалист по литургическому богословию подробно и аргументированно может проиллюстрировать эту мысль. Я думаю, что совсем не сложно найти такого рода литературу, меня же больше интересует, почему и сегодня сам этот вопрос не просто возможен, а достаточно актуален? Почему и сегодня есть те, кто буквально обожествляет обряд?

Магизм не исчез в глубине веков

Первое, что необходимо в связи с этим сделать, это назвать вещи своими именами – обрядоверие есть грех. Вот как об этом сказано в одной из брошюрок с характерным названием: «Перечень основных грехов с объяснением их духовного смысла» издания Сретенского монастыря:

«ОБРЯДОВЕРИЕ. Приверженность букве Писания и Предания, придание значения только внешней стороне церковной жизни при забвении ее смысла и цели – эти пороки объединяются под именем обрядоверия.

Вера в спасительное значение лишь точного исполнения обрядовых действий самих по себе, без учета их внутреннего духовного смысла, свидетельствует об ущербности веры и снижении благоговения перед Богом, забвении того, что христианин должен служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве (Рим. 7:6).

Обрядоверие возникает из-за недостаточного вникания в Благую Весть Христову, а Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит (2 Кор. 3:6)».

Сказано очень точно и правильно, и всё же попробуем понять, что стоит за этим грехом?

Вспоминается известная строчка из раннего Бродского: «Неверье – слепота, а чаще – свинство». Обрядоверие, конечно же, не неверие, и всё же иногда за такого рода установкой стоит то, что можно было бы назвать не совсем красивым словом – свинство.

Кто такие свиньи? Свинья интересуется только тем, что может наполнить ее чрево. Условно говоря, дуб ей любезен только постольку, поскольку с него падают желуди, и вопрос, который по-настоящему ее заботит – как сделать так, чтобы желуди не кончались. Если немного отойти от этого образа и обратиться к истории религии, а обрядоверие, несомненно, очень древняя практика, мы увидим, что в основе такого рода установки лежит магизм.

Протоиерей Александр Мень, который написал замечательную книгу о зарождении магического мироощущения и противостоянии веры и магизма – «Магизм и единобожие», прекрасно понимал, что магизм, хотя и появился тысячелетия назад, не исчез в глубине веков. На одной из своих публичных лекций он говорил:

«В основе современного, а на самом деле старого как мир магизма лежит стремление достичь земных благ, сделать окружающий мир предсказуемым, управляемым, подвластным воле человека. Порою, не вникая в подлинный смысл ритуальных действий, их совершают совершенно автоматически. Особенно печально, когда «возвращение к вере», о котором сегодня так пылко говорят, на самом деле оказывается возвращением к обрядоверию.

Разве для наших нуворишей освящение офисов и фирм – не магический обряд, призванный оградить от взрывных устройств и прочих неприятностей? Разве венчание невоцерковленных молодых людей или крещение младенцев неверующими родителями – не суеверная «подстраховка»? А бесчисленные свечи у икон, которые щедро ставят люди, забежавшие в церковь мимоходом, чтобы «помочь» кому-то из родных избавиться от болезни? Такие действия людей, пренебрегающих молитвой, исповедью и Евхаристией, – не что иное, как магизм, слепая вера в могущество ритуала».

Агрессивная несменяемость

И всё же, как мне кажется, было бы крайне поверхностно сводить феномен обрядоверия исключительно к магическому мироощущению, за которым стоит свинство или, что чаще, слепота. Несомненно, таких людей среди нас, в наших храмах не мало, и понятно, что именно они так нуждаются в проповеди Благой Вести Христовой, в том, чтобы мы познакомили их не только с буквой, но и с духом Нового Завета, а не устраивали из наших храмов комбинаты по оказанию религиозных услуг.

Но ведь есть и другая категория людей, которых язык не повернется назвать обрядоверами, людей глубоко верующих и воцерковленных, но которые крайне болезненно реагируют на любые, даже совсем незначительные, изменения форм внешнего благочестия. Они, несомненно, знакомы не только с буквой, но и с духом Писания. Конечно же, они хорошо знают беседу Спасителя с самарянкой, где Он говорит такие важные для нашего разговора слова: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:21-24). И всё же они, иногда крайне агрессивно, отстаивают неизменность тех внешних форм жизни Церкви, которые сложились на данный момент.

Мне думается, для того, чтобы понять таких людей, нам стоит обратиться к самому драматическому периоду истории нашей Церкви. Я имею в виду раскол XVII века. И не только потому, что в сознании многих этот раскол связан именно с обрядом, а именно потому, что главное в нем было другое. Как писал в своем фундаментальном труде «Пути русского богословия» протоиерей Георгий Флоровский: «И совсем не “обряд”, но “Антихрист” есть тема и тайна русского Раскола. Раскол можно назвать социально-апокалиптической утопией…

Весь смысл и весь пафос первого раскольничьего сопротивления не в “слепой” привязанности к отдельным обрядовым или бытовым “мелочам”. Но именно в этой основной апокалиптической догадке. “Время близ есть…”»

Эта эсхатологическая перспектива, несомненно, позволяет совсем по-другому, не так поверхностно взглянуть на во многом судьбоносные события XVII века как для нашей Церкви, так и для нашего государства. Но в контексте нашего вопроса я бы обратил внимание на другие слова протоиерея Г. Флоровского из его книги: «Розанов однажды сказал: “Типикон спасения, – вот тайна раскола, нерв его жизни, его мучительная жажда…”

Не следует ли сказать скорее: спасение, как типикон…

И не в том смысле только, что книга “Типикон” необходима и нужна для спасения. Но именно так: спасение и есть типикон, т. е. священный ритм и уклад, чин или обряд, ритуал жизни, видимое благообразие и благостояние быта…» И здесь во многом отец Георгий следует в русле размышлений о старообрядчестве своего старшего современника, последнего обер-прокурора Синода и замечательного историка Церкви, А.В. Карташева, который в своей небольшой статье 1924 г. «Смысл старообрядчества» подверг критике довольно устоявшийся в русской исторической науке несколько снисходительный взгляд на старообрядчество.

Старообрядчество – это не просто невежество, достойное сожаления, связанное, как считал историк Е. Голубинский, со «смешением обряда с догматом», и не секта, по мысли В. Ключевского, «выросшая из потемнения религиозного сознания и замирания религиозного чувства», это явление несколько другого порядка, и причем, как считал Карташев, исключительно русский феномен.

«Факт тот, что русский народ увидел в христианстве откровение о пришествии на землю и «создании силою церковного благочестия вместо этого грешного, нечистого мира другого, сплошь святого, ритуально-святого, то есть материально-святого, Иерусалима-Китежа, где вся жизнь была бы по благочинию, благообразию, благолепию, благосветлости, благоуханию, как бы сплошным богослужением в обширном граде-храме. Русская civitas Dei, райское бытие, со всей полнотой жизненного разнообразия, но кроме греха!

В поисках такого святого града русский народ потянулся к монастырям и благолепным, сплошь украшенным небесными ликами и цветами храмам и до сих пор не перестает выделять из своей среды разведчиков-странников, объезжающих моря и земли в надежде найти наконец осязательно воплощенной свою благочестивую мечту. Как прообраз и предвосхищение этой праведной жизни русский народ любит ритуально-церковный быт и быт домашний и общественный в их церковном виде.

Он любовно хранит всё, что в горниле благодатного церковного культа как бы перерабатывается из земного и тленного в чистое и святое. Он ухватывается за освященные предметы как за залог и начало чаемой нетленной жизни, в плоти преображенной, как бы за кристаллы нового космоса, Иерусалима, сходящего свыше. Вот почему все святыни церковные и чины, и обряды богослужения русский человек ощущает как уже раз избранные и освященные сосуды благодати Божией, в их священности неприкосновенные, от благодати через канал, проливаемой в душу, ставшие «нерукотворными», безразлично, из ценного или простого они материала, золоченые они или лыковые, ученые они или неученые, грамотные или неграмотные».

Я не случайно привел достаточно пространную цитату из статьи А.В. Карташева, так как из этих слов видно, что тема эта (отношение к обряду, внешним формам благочестия, их неизменности или изменяемости) более сложная, чем кажется на первый взгляд. И я вижу особую мудрость Церкви в том, что эти вопросы не решаются впопыхах, в угоду геополитическим представлениям (как это и было во многом у патриарха Никона и царя Алексея Михайловича), сиюминутным настроениям времени или интересам тех или иных групп.

Многообразие форм

И всё же вопросы эти надо решать. Не спеша, вдумчиво, молитвенно, согласованно. Как это было на Поместном соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 гг., на котором были поставлены вопросы и о богослужебном и приходском уставах, и о языке богослужения, и о выборности духовенства, и многое другое, что должно было обновить жизнь Церкви. К сожалению, работа Собора была насильственно остановлена, многие начинания затем были скомпрометированы, и надолго, иудами-обновленцами. И долгое время православные в России не могли и мечтать, чтобы вернуться к трудам этого Собора. Но сейчас, слава Богу, время другое, и кто нам мешает?

Собственно, многое и делается. На глазах меняется отношение к исповеди и причастию. Я хорошо помню, как меня не допускал на исповеди к причастию маститый московский протоиерей, только на том основании, что я последний раз причащался неделю назад. Или как на Пасху священник выносил Чашу и разворачивался, нес ее обратно в алтарь, так как на Пасху причащать было не принято.

Сейчас, очевидно, таких вещей становится меньше. Во многих храмах стоят микрофоны, которые делают богослужение более понятным и доступным для прихожан, позволяя им слышать не только возгласы священника и пение хора, но и те молитвы, так называемые тайные, которые священник произносит в алтаре.

Кстати, очень хорошо помню, как в начале 90-х митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий говорил мне в частной беседе: «Многие думают, что эти молитвы называются тайными, потому что они не для всех, на самом деле это название восходит к слову таинство ».

Я думаю, что и проблема с богослужебным языком, которая достаточно бурно обсуждалась лет двадцать назад, требует продолжения осмысления.

Церковь – это собрание верующих во Христа. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8), а мы, верующие в Него, разные. И этого не изменить, если мы не хотим превратить Церковь в секту. И у нас разные взгляды на многие вопросы, на многие стороны жизни Церкви, в частности и на ту тему, о которой у нас идет речь. В самом начале нашего разговора я упомянул армию как пример консервативности. В армии всё подчинено единообразию, и в этом есть свой практический смысл. Должно ли так быть в Церкви? Могут ли у нас на приходах быть разные богослужебные практики?

Мне приходилось, бывая за границей, заходить в разные православные храмы. И ночная литургия в старинном греческом монастыре на Афоне несколько отличается от службы на современном французском в Париже или английском в Лондоне, а служба в Свято-Юрьевском монастыре Великого Новгорода несколько отличается от литургии в Троице-Сергиевской лавре. И если говорить про меня, то мне нравится это многообразие.

Ведь в главном мы едины, но это главное мы неизбежно будем воплощать в своей жизни по-разному. И на этом пути нам необходимо научиться понимать и принимать друг друга.

Как сказал на одной встрече со своими прихожанами протоиерей Александр Мень: «Многоразличны пути Божии… спорить бесполезно… каждый должен трудиться… рассудит всех Бог».

Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу [email protected].

Жизнь на Земле, как она есть, оказывает огромное влияние на формирование тела и ума. Поэтому, следует стремиться к тому, чтобы упростить свою жизнь и научиться жить по Истине. Именно от праведной жизни зависит и все остальное, в том числе поиски истинного “Я” и Бога. Важность праведной жизни невозможно переоценить. Правильно говорят:

Истина превыше всего. Но еще выше - жить по Истине.

Простая жизнь и высокие помыслы всегда были идеалом, к которому постоянно стремились наши предки. Мы же, в наш современный век, редко задумываемся об этом, хотя говорим и изображаем обратное. Хотя нам и кажется, что жить по таким высоким принципам невозможно, следует все же обратить внима­ние на важность такой жизни и поискать пути и методы дости­жения этой цели. Что бы мы ни делали, мы всегда ставим перед собой некоторую цель, определяем основные принципы своих дей­ствий, изучаем пути достижения желанной цели и периодически проверяем, насколько мы продвинулись вперед. Для этого совер­шенно необходимо направить в этом направлении все свое внима­ние и честно работать изо дня в день. Лишь в этом случае появятся заметные изменения в поведении и образе жизни, изменится отношение к себе и к окружающим.

Из чего же состоит человеческая жизнь? - может спросить любой. Пожилые люди с большим жизненным опытом, уставшие от того, что они видели и испытали, естественно, обращаются к самоанализу. Действительно ли жизнь состоит лишь из еды, питья, сна, рождения детей; из страха, терзаний и борьбы; из попыток выхватить лакомый кусок, накопительства и ненависти? В том ли она, чтобы посылать в тюрьмы или подчинять себе тех, кто слабее нас физически или умственно, а может быть в том, чтобы убивать одних и грабить других? Стоит ли проводить дни в наслаждении неправедно нажитыми мирскими богатствами лишь затем, чтобы наконец умереть жалкой смертью, жалея себя и своих близких, беспомощно стоящих вокруг и оплакивающих тебя? А наша привязанность к таким мирским вещам, как земель­ные владения, дома, деньги? А наши любимые домашние живот­ные и много прочего, что мы считаем своим, но будем вынуждены оставить здесь против своего желания? Принимая во внимание все вышеизложенное, имеет ли смысл считать достижение мир­ских богатств своей единственной целью или стоит стремиться к чему-то более благородному и высокому, к тому, что существует вечно и останется с нами навсегда? Ответ прост: главной целью, к которой следует стремиться, должна быть Всемогущая Сила, Первоисточник всей жизни, счастья и вечного мира, дающая нам средство освобождения от ужасающего рабства рождений, смер­тей и Карм.

Высшей цели, о которой мы говорим, невозможно достичь просьбами и пожеланиями. Для этого необходимо искать и найти того, кто действительно может нам в этом помочь, кто сам познал Царствие Божие и может помочь и нам сделать то же самое. Как свет идет от света, так и жизнь приходит от жизни. Учитель будет постоянно напоминать нам о давно забытом Доме, о Райском Саде, потерянном для нас сейчас, Он укажет на наши недостатки и ошибки в повседневной жизни и поможет, наконец, перейти к действительно активной жизни, полной истинной чистоты, рас­ставшись с тем поверхностным и бессмысленным существованием, которое мы ведем сейчас. Мир, это дом, полный копоти и дыма, в нем невозможно не насажать себе пятен, даже будучи настороже и прилагая все усилия, чтобы этого избежать. Множество жир­ных, глубоко проникших пятен, сосчитать которые невозможно, вполне характерны для всего нашего образа жизни, их невозмож­но смыть без посторонней помощи. Характер каждого человека побуждает его играть свою роль на сцене жизни и участвовать в бессмысленных действиях, которые ни к чему не ведут. Так будет продолжаться до тех пор, пока не появится направляющая рука Сей Души, способной провести наше судно через рифы и мели. Этим Божественным помощником и является Истинный Святой. Можно назвать его Гуру (несущим факел), Учителем Сатгуру (то есть Святым, Божественной личностью, пребывающей в единении с Истиной) Муршид-е-Камил (совершенным Учителем), Хади (ве­дущим), братом, другом, старейшиной или любым другим именем, которое Вам нравится.

Дальнейший анализ приводит нас к выводу о том, что чело­веческая жизнь зависит, в основном, от двух вещей: от Ахара, то есть питания и от Вихара, то есть от его отношений с другими людьми и прочими живыми существами. Сюда входит вся жизнь человека. И в том, и в другом случае человек действует либо по традиции, либо на основе ограниченной информации, которую он почерпнул из книг или разговоров с другими людьми. Все выше­перечисленное и формирует основу, опираясь на которую человек создает собственные принципы культуры и цивилизации, прочно укореняющиеся в нем и овладевающие его умом и интеллектом.

Вряд ли существует какой-либо практический курс, которым может систематически руководствоваться человек в своей физи­ческой, интеллектуальной и духовной жизни. Чтобы избежать бессмысленных действий надо глубоко изучить и проанализиро­вать его составные части. Необходим глубокий анализ изучаемого предмета, чтобы правильно построить свою жизнь на физическом, умственном и духовном уровнях.


Close