Нынче уже не так просто купить кондиционер, который может работать только в режиме охлаждения. Подавляющее большинство аппаратов способно не только создавать комфортный климат в помещениях летом, но и обеспечивать их теплом в зимнее время. Поскольку работа кондиционера на обогрев несколько отличается от охлаждения, для успешной эксплуатации сплит – системы во время холодов надо соблюдать некоторые правила. Как обращаться с агрегатом в этих условиях, будет рассказано в данном материале.

Прежде чем ответить на этот вопрос, разберем некоторые моменты работы сплит – системы в режиме обогрева. Циркулирующий между двумя теплообменниками фреон способен испаряться при низкой температуре, это его свойство используется для переноса тепловой энергии из одной среды в другую. Летом фреон закипает и испаряется во внутреннем теплообменнике, отнимая тепло у воздушной среды помещения.

Перейдя в газообразное состояние, хладагент перекачивается компрессором в наружный теплообменник, где под давлением конденсируется и отдает теплоту окружающей среде. Когда наступает зима, в современных агрегатах есть возможность направить фреон в обратную сторону, тем самым поменяв местами теплообменники и их назначение. Теперь хладагент испаряется в наружном блоке, а конденсируется во внутреннем. Тепло извлекается из воздуха улицы и перемещается в дом.

При этом единственный механический агрегат системы – компрессор, оказывается на холоде, в наружном блоке. Насколько он окажется работоспособен, когда температура воздуха снижается и становится отрицательной, зависит от типа кондиционера, а они бывают:

  • обычными реверсивными;
  • инверторными.

В реверсивных сплит - системах компрессор работает в режиме пуск / стоп. Он останавливается после того, как заданная температура в помещении достигнута и автоматически включается, когда она снова снизится на несколько градусов. В инверторных кондиционерах нагнетатель не останавливается никогда, он по команде контроллера меняет производительность, переходя то в рабочий, то в минимальный «тихий» режим.

Обычный реверсивный кондиционер нельзя включать на обогрев при температуре минус 5 °С и ниже. Причина – перерывы в работе компрессора, во время которых масло в его картере остывает и сильно густеет. Агрегат станет работать в экстремальном режиме и быстро выйдет из строя.

Инверторные сплит – системы лишены этого недостатка, так как нагнетатель в них функционирует постоянно. Но тепла, выделяемого агрегатом и не дающим маслу загустеть, хватит только до температуры окружающей среды минус 15 °С. При дальнейшем снижении произойдет то же, что и с обычным кондиционером. Соответственно, нижний температурный предел для инверторов составляет минус 15 °С.

Если говорить о практике, то производительность большинства аппаратов по теплу резко снижается уже при 0 °С на улице. Объясняется это просто: воздух при отрицательной температуре содержит значительно меньше тепловой энергии, чем при положительной. Чтобы эффективно извлекать ее, надо хотя бы нарастить площадь поверхности теплообмена, чего сделать невозможно. Кроме того, образующийся конденсат на морозе начинает замерзать, что опять же приведет к неработоспособности кондиционера.

Итак, ответ на вопрос, можно ли включать кондиционер на обогрев зимой, неоднозначен. В целом – да, можно, но эффективный обогрев вы получите только до нуля градусов на дворе. В диапазоне от 0 до -5 °С на улице внутренний блок будет выдавать теплый, но никак не горячий воздух. Поэтому лучше его использовать как дополнительный источник тепла.

При более низких температурах можно эксплуатировать только инверторные сплит – системы, но и они вряд ли смогут обеспечить вас теплом в полной мере. Например, если при -15 °С на дворе вы зададите температуру в помещении +25 °С, то кондиционер столько нагнать не сможет, все время работая в максимальном режиме.

Как включить режим обогрева

В том, чтобы переключить кондиционер на обогрев, нет никакой проблемы. Это делается с помощью пульта дистанционного управления, а в некоторых случаях – пользуясь встроенной во внутренний блок панелью управления. В этом процессе участвуют клавиши с такими надписями:

  • «Heat»(тепло);
  • «Auto».

Примечание. Указанные клавиши в том или ином виде имеют место на дистанционных пультах всех производителей. Остальные кнопки предназначаются для режимов охлаждения, вентиляции, осушения и корректировки угла поворота жалюзи.


Вначале необходимо включить агрегат в сеть соответствующей клавишей, после чего перевести его на обогрев кнопкой «Heat» и настроить кондиционер по температуре, выставив ее на дисплее при помощи клавиш «+» и «-». При необходимости в конце можно нажать кнопку «Auto», тогда агрегат будет автоматически поддерживать заданную температуру в комнате.

Почему кондиционер не включается на обогрев

Иногда при эксплуатации сплит – систем возникают проблемы с запуском отопительного режима. Чем холоднее погода на улице, тем чаще приходится сталкиваться с различными трудностями. Очень распространена ситуация, когда после нажатия соответствующей клавиши индикатор на панели загорается, а кондиционер не включается. Неслышно ни работы вентилятора, ни компрессора снаружи.

Перед тем как искать неисправности, рекомендуется выждать некоторое время, иногда – до 15 минут. Столько времени требуется агрегату, чтобы настроиться на режим и прогреть внутренний блок. После этого кондиционер успешно включится и постепенно выйдет на рабочую температуру. Другая знакомая ситуация – индикаторы светятся зеленым, компрессор и вентилятор наружного блока работают, а температура воздуха на выходе из кондиционера почти не отличается от комнатной. Этому может быть ряд причин:

  • на улице чересчур холодно и аппарат просто не в состоянии нагреть воздух более чем на 3 °С, ему не хватает производительности;
  • успел обмерзнуть наружный модуль, а система оттаивания отсутствует или не работает;
  • вышел из строя четырехходовой клапан, чьей задачей является переключать поток хладагента в обратную сторону;
  • банальная утечка фреона из системы.

Совет. Неисправности, перечисленные в пунктах 2-4, вряд ли удастся устранить своими руками. В этом случае лучше вызвать специалиста, он точно поставит диагноз и отремонтирует ваш аппарат.

Заключение

Поскольку при морозе кондиционер не работает на обогрев хоть сколько-нибудь эффективно, постоянно отапливать дом с его помощью вряд ли удастся. Эта затея привлекает многих, ведь подавая внутрь 3 кВт тепла, агрегат расходует лишь 1 кВт электричества. Но сплит – систему можно использовать в определенное время года, когда снаружи от 0 до +10 °С.

Как выбрать сплит систему Рекомендации по выбору кондиционера без внешнего блока Зимний комплект для сплит-системы Как сделать правильный выбор кондиционера для квартиры

Все знают, что главной задачей кондиционера является охлаждение воздуха, однако современные модели кондиционеров способны не только охлаждать, но и качественно обогревать помещения. Причем обогрев кондиционером зачастую является гораздо более эффективным, чем использование электрического обогревателя.

Если у вас уже есть кондиционер или вы задумались о его покупке, вы наверняка сейчас задумались о том, можно ли включать его зимой?

В этой статье мы расскажем вам, насколько реальна работа кондиционера зимой, и при какой температуре на улице его можно включать на обогрев.

Принцип работы кондиционера на обогрев

Большинство кондиционеров, будь то простенький бытовой "оконник", или дорогая коммерческая VRF-система, обслуживающая огромные здания в мегаполисах, имеют одинаковый принцип работы.

Они не производят тепло (либо холод), а перекачивают его из одной среды в другую.

В нашем случае одной и другой средой служит воздух - соответственно, уличный и комнатный.

С работой кондиционера на охлаждение многие из вас знакомы: прохлада внутри помещения образуется путем обдува холодного конденсатора (теплообменника внутреннего блока), а избыточное тепло выбрасывается наружу посредством испарителя (теплообменника внешнего блока).

Но что происходит, когда кондиционер включается на "тепло"? В этом случае теплообменники как бы меняются ролями, то есть внутренний блок становится конденсатором (в нем конденсируется хладагент), а наружный - испарителем (в нем хладагент испаряется), таким образом, тепло с улицы "переносится" в помещение.

Тут у каждого из вас может возникнуть справедливый вопрос: "как же можно "отобрать" тепло у воздуха, который уже имеет отрицательную температуру?" Ответ довольно прост: взять, к примеру, воздух с температурой -5 C 0 и остудить его до -20 C 0 . Даже у морозного воздуха есть тепловой потенциал.

Однако стоит учитывать, что далеко не все кондиционеры рекомендуется использовать для отопления при отрицательной температуре наружного воздуха.

Можно ли включать кондиционер зимой

Несмотря на то, что производители кондиционеров часто указывают в их технических характеристиках, что устройства могут эксплуатироваться при температуре до -5 C 0 или -7 C 0 , обычные кондиционеры в морозы стоит поберечь.

Лучше использовать их в качестве дополнительного источника тепла или в период межсезонья, когда еще не включено централизованное отопление.

Что может произойти, если включить обычный кондиционер на "тепло" в сильный мороз? Ну, во-первых, его производительность в подобных условиях резко снизится.

Кроме этого, при низких температурах масло в холодильном контуре теряет свои положительные свойства, что приводит к преждевременному износу деталей компрессора. Так же может обледенеть дренажный поддон и теплообменник наружного блока, что чревато выходом из строя всей системы.

К счастью, техническая индустрия не стоит на месте и сегодня вопрос отопления зимой, как бытовых, так и коммерческих помещений успешно решается при помощи инверторных кондиционеров.

Принципиальным отличием инверторных систем является способ управления работой компрессора.

При достижении целевой температуры он не прекращает свою работу, а лишь снижает до необходимой степени свою производительность за счет изменения частоты вращения электродвигателя.

Даже недорогие модели инверторов способны эффективно обогревать помещения при уличной температуре до -15 C 0 . Наиболее же эффективные инверторные системы, разработанные специально для регионов с суровыми климатическими условиями, справляются с этой задачей даже при морозах от -25 C 0 и более. Стоит отметить, что коэффициент энергоэффективности COP у таких кондиционеров может достигать 5, а это значит, что на 1 кВт затраченной электроэнергии, пользователь получает 5 кВт тепла.

"Обратной стороной медали" инверторных систем кондиционирования является:

  • более высокая цена в сравнении с обычными кондиционерами;
  • повышенная чувствительность электроники инвертора к скачкам напряжения;
  • больший вес наружного блока;
  • более сложный ремонт вследствие наличия большого количества электроники.

Итоги

Если вы выбираете кондиционер для обогрева дома или квартиры, и за окном зимой нередко бывают минусовые температуры, лучше выбрать инверторный кондиционер.

Прежде чем окончательно определиться с производителем и моделью, необходимо четко понять, как часто вы будете включать кондиционер на отопление и тщательно взвесить все "за" и "против".

Основная функция кондиционера заключается в создании оптимального температурного режима в летний период путем охлаждения воздуха в помещении. Но помимо этого многие модели имеют функцию нагрева. Можно ли включать кондиционер зимой на обогрев вашей квартиры и какие последствия будут при несоблюдении норм эксплуатации?

Современные кондиционеры состоят из двух блоков – наружного и внутреннего. Первый выполняет функции теплового насоса. С помощью компрессора происходит повышение давления хладагента, в результате чего он передает большую часть тепла, полученного из комнаты, конденсатору. При понижении давления температура фреона уменьшается, в результате чего он охлаждает помещение.

Этот же принцип можно использовать для нагрева комнаты. Для этого достаточно изменить направление движения хладагента. Но на практике, если кондиционер не адаптирован для работы в условиях низких температур на улице, появятся такие проблемы:

  • Формирование наледи на поверхности теплообменника. Это происходит из-за появления конденсата, который переходит в твердое состояние при низких температурах.
  • В состав фреона входит небольшой объем масла для смазывания движущихся частей системы. Зимой оно загустевает, что может привести к поломкам.
  • Образование льда на крыльчатке.

Стандартные модели кондиционеров рассчитаны для работы при минимальной температуре воздуха -5°С. В противном случае в системе возникнут вышеописанные проблемы. Альтернатива – сделать модернизацию.

Как адаптировать систему для обогрева при отрицательных температурах

Оптимальный вариант – приобрести кондиционер, рассчитанный для работы зимой. Но стоимость подобных моделей высока, тем более – если система уже установлена. Для решения этой проблемы были разработаны специальные наборы, монтаж которых снижает риск поломки и нормализует работу наружного блока в зимний период.

В состав зимнего комплекта входят такие элементы:

  • Снижение числа оборотов вентилятора. Это предотвращает формирование наледи на его лопастях.
  • Блок нагрева картера. С его помощью происходит повышение температуры масла во фреоне. При этом время отклика на запуск кондиционера увеличивается, но минимизируется вероятность его поломки.
  • Нагрев дренажной системы. Конденсат не переходит в твердое состояние, что не сказывается на его движении по дренажной трубке.

Средняя стоимость комплекта для включения кондиционера зимой составляет 6 500 рублей. Но кроме этого нужно будет правильно установить элементы, за что придется доплатить примерно такую же сумму. В летний период демонтаж делать не потребуется – система просто не будет включаться. Она имеет отдельный блок управления, который может синхронизироваться с основным.

Обзор кондиционеров с функцией зимнего обогрева

Однако монтаж подобного комплекта не всегда гарантирует нормальную работу системы. Она зависит от корректного выбора набора исходя из параметров кондиционера и корректности установки. Поэтому предпочтительно приобрести модель, функции которой позволяют работать при отрицательных температурах.

Cooper&Hunter CH-S09FTXLA Arctic Inverter

Оптимальный вариант для обогрева комнаты, площадь которой не превышает 25 м². Номинальная мощность при работе в режиме нагрева помещения – 2,8 кВт. Минимально допустимое значение температуры на улице – до -25°С. В конструкцию добавлена интеллектуальная система, проверяющая параметры кондиционера перед стартом.

Средняя стоимость подобной модели составляет 33 800 рублей.

GREE GWH12 KF– K3 DNA5 G

Работа этой модели на обогрев помещения возможна при минимальной температуре на улице до -18°С. Максимальная площадь комнаты – до 35 м². В комплектацию входит электростатический фильтр, имеется функция плавного старта. Специальная защита от обмерзания наружного блока состоит из элемента нагрева картера и дренажной системы.

Завод-производитель расположен в Китае. Но это не сказалось на качестве сборки и комплектующих. Цена на кондиционер, который можно включать зимой на обогрев в квартире, стартует от 32 000 рублей.

Подготовка кондиционера к зиме

Если же нет возможности купить модель, адаптированную для работы зимой или установить зимний комплект – необходимо подготовить систему. Даже непродолжительный случайный запуск может стать причиной появления поломки.

Для этого потребуется выполнить следующее:

  • перекачать весь хладагент в наружный блок;
  • установить защиту (козырек) от снега и сосулек;
  • обесточить кондиционер во избежание случайного включения.

Кондиционер зимой на охлаждение работать может, чему пример тысячи , но действуют ограничения по температуре. Для On/Off моделей обязательна установка зимнего комплекта кондиционера, без него потеря холодопроизводительности составит до 50%, не говоря о рисках поломки компрессора.

Можно ли включать кондиционер зимой на вентиляцию?

Да, но нужно понимать, что обычный кондиционер работает только с комнатным воздухом. Включать кондиционер зимой на вентиляцию, возможно, имеет смысл лишь для очистки воздуха, когда во внутреннем блоке есть отдельные фильтры тонкой очистки (антиаллергенные, энзимные, плазменные…).

Можно зимой включать кондиционер на тепло?

Кондиционеры работающие зимой

Первый тип - обычный кондиционер с установленным зимним комплектом. Преимуществом является цена, поскольку можно взять самый дешёвый On/Off кондиционер. Но и ресурс его работы - два-три года. Сюда же относятся и кондиционеры, доработанные дистрибуторами в России, например, General LLCA с пакетом WinterSet.

Второй тип - специальные кондиционеры работающие зимой. Обычно это инверторные серии, разработанные непосредственно японскими производителями для условий Скандинавии и Канады. Характерный пример - . Его отличительные особенности: увеличенный теплообменник, заводские подогревы компрессора и поддона наружного блока, доработанная электронная плата, специальная прошивка процессора для зимних режимов работы. При его использовании можно обогреваться кондиционером зимой до -25С.

Цена кондиционера зимой

Пословица «готовь сани летом» справедлива для многих ситуаций. Купить кондиционеры зимой выгоднее по нескольким причинам:

А) ввиду низкого сезона, многие бытовые кондиционеры зимой дешевле. Особенно это относится к бюджетным моделям, у японских сплитов цена менее колеблется в течение года.

Б) монтажники зимой менее загружены работой, и могут подстроиться под график заказчика.

В) в разгар сезона многих популярных моделей на складах не хватает. Зимой же выбор из наличия почти не ограничен.


Можно устанавливать кондиционер зимой, если трасса стандартная, а температура на улице не ниже разрешённой в документации. Если трасса между внутренним и наружным блоками свыше 15м, то может понадобиться пайка трассы (что на морозе может вызвать сложности), а также заправка фреоном сверх заводской.

Отдельный подогрев кондиционера зимой не нужен, если вы не собираетесь его эксплуатировать до лета. Если планируется включать кондиционер зимой на охлаждение или обогрев, то потребуется установка зимнего комплекта на кондиционер, цена которого составит порядка 5-6 т.р.

Заправлять кондиционер зимой можно, но температура баллона с фреоном должна быть выше уличной. Если сплит-система находится рядом с окном, то обычно баллон ставят на подоконник, и заправка происходит быстро. Если наружный блок висит далеко от тёплого помещения, то баллон подогревают подручными способами, в зависимости от фантазии сервисника - от ёмкости с горячей водой до газовой горелки у экстремалов. Можно заправлять кондиционер зимой по показаниям манометров, но лучше - по весам. Потому что зимой система поглотит фреона больше, чем ей требуется для работы в летнюю жару.

Проверка кондиционера зимой такая же, как и летом: включить на холод, затем на тепло. В обоих режимах сплит-система должна отработать не менее трёх минут, при этом разница между комнатной температурой и температурой выдуваемого воздуха на выходе из внутреннего блока должна быть не менее 10 градусов.

Закрыть кондиционер зимой

Чтобы пользоваться кондиционером зимой, его не требуется закрывать или утеплять. Подогрев кондиционера зимой устраивают ленточным электрокабелем, в составе зимнего комплекта. Решив утеплить кондиционер на зиму, закрыв корпус наружного блока - вы лишите его источника тепла/холода (в зависимости от режима), и он просто не сможет работать.

В автомобиле данная система заключает в себе несколько основных элементов, которые перечислены ниже:

  • компрессор;
  • салонный радиатор или испаритель;
  • дренажные отверстия;
  • ресивер-осушитель;
  • наружный радиатор (конденсатор);
  • расширительный клапан;
  • соединительные трубки и уплотнительные элементы.

Принцип работы такого кондиционера в автомобиле мало отличается от аналога, который устанавливается в холодильники. Работа обоих механизмов основана на переходе фреона из жидкого в газообразное состояние. Фреоны - это насыщенные углеводороды, содержащие фтор и повсеместно применяемые в качестве хладагентов в холодильных системах. Эти углеводороды постоянно циркулируют по системе кондиционирования, поглощая большое количество тепла. Система может работать и в обратном направлении, то есть отдавать тепло.

В этом случае тёплый воздух будет поступать из кондиционера в салон автомобиля. Углеводороды по пути к компрессору должны находиться строго в газообразном состоянии. Самые малые объёмы жидкого фреона чаще всего приводят к поломке конструкции. Различные датчики, внедрённые в систему, контролируют нагрев и предотвращают появление жидкого фреона. Система в случае угрозы принудительно отключает компрессор.

Уровень фреона в системе также является немаловажным показателем. За зимний период его объём может сократиться на целых 10 %. Чтобы возобновить потери, автомобиль подключается к специализированному стенду, где система тщательно проверяется на наличие утечек, а затем закачивается возобновляемый хладагент. Стоимость услуги на СТО довольно невысокая - 1 000 рублей за замену и диагностику.

Климатическая установка со временем изнашивается. Особенно сильно износ ускоряется из-за простоя. Чем дольше кондиционер не работает, нагнетая тёплый или холодный воздух, тем выше риск того, что система выйдет из строя. Многие автомобилисты предпочитают использовать кондиционер без обогрева. Таким образом система кондиционирования воздуха оказывается неактивна в период с конца сентября до конца апреля. Это оказывает на неё негативное воздействие. Все узлы климатической установки покрываются масляной плёнкой.

Масло при простое скапливается в нижней точке системы. Элементы кондиционера после долгого простоя работают всухую. Срок простоя напрямую влияет на количество утраченной смазки в системе. На месте исчезнувшей смазки появляется пыль и выработка. Она быстро распространяется по всем элементам, ускоряя их износ. Она настолько прочно оседает, что порой остаётся даже после промывки. Альтернативной системой кондиционирования воздуха является сплит-система. Она состоит из компрессорно-конденсаторного агрегата и испарителя.

Важными элементами системы являются различные трубки и уплотнители. Простой также негативно влияет на их срок эксплуатации. При простое трубки пересыхают и трескаются. Возникает конденсат. Запах из кондиционера после простоя может быть крайне неприятный. Для предотвращения его появления придётся обрабатывать испаритель антисептиками. Добираться до узла крайне непросто, так как необходимо разбирать переднюю панель автомобиля.

Использование системы кондиционирования воздуха зимой

Максимальная длительность простоя системы кондиционирования воздуха составляет 2 недели. Далее начинаются описанные выше неблагоприятные процессы. Однако не стоит включать кондиционер и оставлять его на несколько часов. Достаточно раз в неделю включить его на 10 минут, и тогда исключится появление неприятного запаха, масляного голодания и растрескивания трубок. Уровень масла во время работы системы возобновляется, а накопившийся конденсат устраняется.

Рассматривая вопросы «Можно ли включать кондиционер зимой на обогрев?» и «Можно ли включать кондиционер зимой на охлаждение?», стоит помнить, что система может функционировать корректно лишь при температуре не ниже -5 градусов по Цельсию. При этом не рекомендуется включать кондиционер с непрогретыми печкой и двигателем. При низких температурах на испарителе начинает оседать влага, которая замерзает. В результате в системе возникают кристаллы льда. Льдинки проникают в систему и приводят к немедленной поломке.

Режим циркуляции также необходимо использовать наряду с кондиционером. Но этот режим использовать нельзя, если в салоне присутствуют пассажиры, иначе возникнет парниковый эффект. Режимом циркуляции нельзя пренебрегать, поскольку в этом случае воздух в кондиционер будет поступать не с улицы, а из салона автомобиля. Поскольку в салоне воздух теплее, система будет быстрее прогреваться.

Как быть, если большую часть осени, зимы и половину весны температура ниже 5 градусов по Цельсию? Окружающая среда не позволяет пользоваться системой круглый год. Профилактику необходимо производить в любом случае. Для этого стоит загнать автомобиль в отапливаемое помещение. Это может быть гараж или подземная парковка.

Включение кондиционера в сухом тёплом месте позволит предотвратить появление поломок. Срок эксплуатации системы значительно возрастёт.

Расход топлива

Системой кондиционирования воздуха в автомобиле многие пренебрегают, поскольку принято считать, что данная система очень топливоёмкая. Часть энергии, вырабатываемой двигателем, действительно потребляется данной системой. Однако показатель потребления редко превышает 0,5 — 1,5 литра в час. Если вместо включения кондиционера открывать окна, то аэродинамика автомобиля снижается, и расход топлива может увеличиться до 2 литров в час. Не рекомендуется пренебрегать данной системой в летнее время.


Close