Основными материалами, на которых написаны древнерус­ские рукописи, были пергамен, береста (березовая кора), позже бумага.

Пергамен - особым образом выделанная кожа, обычно теля­чья, баранья или козлиная, наилучшие его сорта получались из шкуры новорожденных телят и ягнят - более тонкой и пластичной, и не испорченной укусами оводов и слепней. Пергамен (пергамент) получил свое название от города Пергама (Бергама) в Малой Азии, где во второй половине II в до н.э. изобрели технологию его изготовления: снятую шкуру животного обрабатывали – счищали шерсть и мясо, затем натягивали на раму, тщательно выскабливали, золили, готовую кожу обрезали для получения листов. Выделанный пергамен был белого или желтоватого цвета. Пергамен был дорогим материалом, и в дело шли даже забракованные листы, например, поврежденные ножом при первичной подготовке ("дырявый пергамен"), или куски с плохо вычищенным жиром, не впитывающие чернила ("пергамен с зализами"). Встречаются рукописи по смытому или соскобленному более раннему письму. Они назы­ваются палимпсестами (от греч. palin – "опять", psao – "скоблю"). Износившиеся или ставшие ненужными рукописи смывались или соскабливались (обычно пемзой). Сейчас существует множество методик прочтения палимпсестов. Но среди русских рукописей палимпсесты редки, большинство из них сохранились в библиотеках Западной Европы.

На Русь пергамен попал из Византии, и назывался "харатья" (от греч. хартион, хартия), а рукописи на нем именовались "харатейными ". Кроме того, для пергамена использовались названия "кожи " или "телятины ". Слово "пер­гамент " в Московском государстве появилось только в XVII веке. Пергамен использовался в качестве материала письма в XI-XIV вв., т. е. до появления бумаги, и был основным материалом уставного письма. Особенностью пергаментных рукописей было отсутствие како­го-либо стандарта, ибо формат зависел от размера кожи.

Каждой найденной бере­стяной грамоте присваивается номер, сейчас их количество превышает тысячу. Рукописи на бересте встречены в Северо-западной Руси: Новгороде, Пскове, Старой Руссе, Смоленске, Витебске, что связано не столько с местом наибольшего распространения этого вида материала, сколько с хорошей сохранностью органических артефактов в болотистых почвах этих мест.

Чтобы использовать бересту как писчий материал, ее специально готовили: с внутренней поверхности удаляли ломкие прослойки луба, а с наружной – шелушащийся поверхностный слой. Дополнительную эластичность бересте придавали с помощью кипячения в воде со щелочью. Но известны и тексты, написанные на необработанной бересте или на вторично использованных предметах (напр., на оторванных днищах туесков). Текст наносился с помощью костяного или железного писала (стилоса) путем выдавливания штрихов. Обычно его размещали на внутренней стороне бересты, реже встречаются рукописи на наружной стороне или с обеих сторон берестяного листа. Известны редкие случаи письма на бересте чернилами. Поскольку на бересте текст не писали, а выдавливали, графика берестяных грамот отличается заостренностью, угловатостью, наклоном к строке, выходом сверху и снизу за пределы строки. Да и бытовое назначение записей на бересте не способствовало тщательному выведению букв, свойственной уставному письму. Поэтому графика берестяных грамот XI-XII вв. скорее напоминает прототип полуустава и иногда даже ранней скорописи.

На воздухе береста быстро скручивается из-за неравномерного натяжения ее прослоек при высыхании, становится ломкой и расслаивается. Т.е., этот материал не был рассчитан на длительное хранение. На нем писали письма, записки, записи для себя. Выбор бересты для подобных целей определялся кратковременным назначением написанного, ознакомившись с письмом, человек обычно сразу выбрасывал его.

Одновременно использовались навощенные дощечки – церы . Они, например, хорошо известны по раскопкам в Новгороде. Была даже найдена цера, сохранившая не только заливку воском, но и остатки текста на ней. Писали на церах теми же писалами, которые употреблялись и для письма по бересте. Причем, как считают специалисты, специальная лопаточка на оборотной стороне большинства известных писал была предназначена именно для того, чтобы "заглаживать", удалять написанное на цере после истечения необходимости в нем. Церы, как и береста, использовались для бытовой переписки, обучения грамоте, написания текстов по хозяйственной отчетности и подсчетам и т.п.

Но иногда на бересте и церах писали и деловые документы (в частности, акты), но все же для записей длительного назначения предпочитали пергамен.

Бумага в качестве материла письма на Руси применялась со вт. полов. XIV века. В XIV – н. XVIII вв. использовалась бумага иностранного производства: итальянская (XIV-XVI вв.), французская (XIV-XVI вв.), немецкая (XV-XVI вв.), поль­ская (XVI в.) и голландская (XVII в.). Переход к бумаге способствовал распространению письмен­ных источников и развитию книгопечатания. Попытки наладить собственное производство бумаги в России относятся к XVI-XVII вв., когда появились первые бумажные мельницы, где изготовля­лась бумага низкого качества. В первой четверти XVIII в. были по­строены десятки казенных и частных бумажных фабрик, способных конкурировать с бумагой иностранного производства и удовлетворять спрос на бумагу в стране. В 1721 г. Петр I принял указ о запрещении употребления иностранной бума­ги в официальном делопроизводстве (в коллегиях, канцеляриях и других учреждениях, как центральных, так и местных).

Если материл письма за последние века изменился сравни­тельно мало, то орудия письма проделали за этот период значи­тельную эволюцию.

Основными орудиями письма до 30-х годов XIX в. были гусиные перья (реже использовались перья лебедей, воронов и даже павлинов). Способ подготовки гусиных перьев для письма почти без изменений сохранялся до XIX века. Чтобы размягчить перо и очистить от жира, его втыкали в горячий песок или золу, затем с помощью перочинного ножа очинивали: делали надрез с двух сторон, оставляя небольшой полукруглый желобок, по которому стекали чернила. Для удобства нажима желобок расщепляли. После этого перо затачивали. От того, как обрезано и заточено перо, во многом зависело качество написанного. С 1830-х гг. в России появились металлические перья - сначала иностранного, затем, с 80-х г. XIX в., отечественного производства. Появление стальных перьев способствовало ускорению письма. Но переход к металлическим перьям был очень медленным. В образовательных учреждениях их допустили к употреблению только в 80-х гг. XIX в., а в нотариальных конторах, канцеляриях, военном ведомстве вплоть до русско-японской войны пользовались гусиными перьями.

Заглавные буквы и заголовки писали кисточкой . Текст берестяных грамот выдавливали острыми костяными или металлическими предметамиписалами . Карандаш (от тюрк. "кара" - черный, "таш" - камень) употреблялся в России со второй половины XVI века. Привычный нам простой карандаш изобрел в к. XVIII в. чех Йозеф Гармут, случайно обнаруживший замечательные свойства смеси графита и глины, и в результате дальнейших поисков разработавший стержни для письма, которые назвал "кохинор" (не имеющий равных). Почти одновременно французский живописец Конте тоже предложил делать пишущие стержни из смеси глины с графитом, но ему пришла в голову еще одна блестящая идея – помещать их в деревянную оболочку. Так родился карандаш в привычном для нас виде. В России карандаши отечественного производства никогда не отличались хорошим качеством. До революции их привозили, в основном, из Германии.

Древнерусские рукописи написаны густыми плотными чернилами коричневого и бурого цветов. Иногда встречаются и черные чернила, для получения которых в обычные чернила добавляли сажу. Методика изготовления стойких, отчетливо видимых чернил была освоена не сразу. В Древней Руси известно много рецептов изготовления чернил: из сажи, уксуса, жженого сена, чер­нильных орешков, ржавых гвоздей, древесной коры. Например, сохранился такой рецепт: "Взять немного дубовой коры, да ольховой, да ясеневой, сварить их в воде… а потом кинуть кусок железа, подлить поварешку щей покислей да кружку кваса медового". В целом в основе приготовления чернил лежала реакция между солями, железистыми и дубильными веществами. В XVII в. для ускорения приготовления чернил вместо ржавого железа стали использовать медный купорос. Чернила глубоко проникали в пергамен и с трудом размывались, даже если смочить письмо. Чтобы чернила не стекали с пера и были вязкими, в них добавляли камедь – клейкое вещество растительного происхождения. Для разного времени и для разных рукописных центров был свойственен особый химический состав чернил, поэтому анализ химического состава и цвета чернил может использоваться для датировки рукописей. В 1880-х гг. появились алазариновые чернила фиолетового оттенка.

Для промокания рукописей использовался мелкий су­хой кварцевый песок, позже -промокательную бумагу. Введение глицерина, а затем спирта обусловило быстрое высыхание написанного, что ограничило употребление промока­тельной бумаги.

Кроме чернил использовались краски , которыми писались заголовки, заглавные буквы, орнамент и другие украшения. Из них наиболее широко применялась киноварь – краска оранжево-красного цвета. Ее часто использовали для написания заглавных букв, а иногда и всей первой строки (отсюда выражения "красной строка " и "рубрика " - от латинского слова рубер – красный). Использовались также охра, лазурь, свинцовые белила, черная краска. В богатых рукописях использовали и золотую краску, которую делали из растертого в порошок золота, замешанного на камеди (т.н. "творное золото "). Серебро в рукописных памятниках встречается крайне редко.

Как уже отмечалось, понятие документа основано на двуединстве информации и материального носителя. Материальные носители оказывают большое влияние на процессы создания, трансляции, хранения и использования документированной информации. В частности, для передачи информации во времени нужны долговечные носители, тогда как для ее передачи в пространстве подобного рода характеристики не имеют существенного значения.

Необходимо иметь виду, что носитель информации и носитель документированной информации – разные понятия. Это нашло отражение и в стандартизованных определениях. Так, а соответствии с ГОСТ Р 50922-96 «Защита информации. Основные термины и определения», «носитель информации – физическое лицо или материальный объект, в том числе физическое поле, в которых информация находит свое отображение в виде символа, образов, сигналов, технических решений и процессов». А согласно ГОСТ Р 51141-98. «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» носитель документированной информации – это «материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде».

Материальный носитель информации, как правило, состоит из двух компонентов – материалы основы записи и вещества записи. Исключения составляют материальные носители, используемые для механической записи (высекание, выжигание, выдавливание, резьба, перфорирование, механическая звукозапись и некоторые другие), где отсутствует вещество записи, а знаки наносятся непосредственно на материальную основу, изменяя ее физическую, физико-химическую структуру.

Носители информации самым тесным образом связаны не только со способами и средствами документирования, но и с развитием технической мысли. Отсюда – непрерывная эволюция типов и видов материальных носителей.

Появление письменности стимулировало поиски и изобретение специальных материалов для письма. Однако на первых порах человек использовал для этой цели наиболее доступные материалы, которые можно было без особых усилий найти в окружающей природной среде: пальмовые листья, раковины, древесную кору, черепаховые щитки, кости, камень, бамбук и т.д. К примеру, философские наставления Конфуция (середина I тыс. до Р.Х.) первоначально были записаны на бамбуковых дощечках. В Древней Греции и Риме, наряду с деревянными дощечками, покрытыми слоем воска, использовались также металлические (бронзовые либо свинцовые) таблицы, в Индии – медные пластины, в Древнем Китае – бронзовые вазы, шелк.

На территории Древней Руси писали на коре березы – бересте (рис.2). К настоящему времени найдено свыше 1 тыс. берестяных грамот того времени, древнейшая из которых относиться к первой половине XI века. Археологи обнаружили даже миниатюрную берестяную книжечку их 12 страниц размером 5 x 5 см, в которой двойные листы сшиты по сгибу. Подготовка бересты к процессу записи была не сложной. Предварительно ее кипятили, затем соскабливали внутренний слой коры и обрезали по краям. В результате получался материал основы документа в виде ленты или прямоугольника. Грамоты сворачивались в свиток. При этом текст оказывался с наружной стороны.

На бересте писали не только в Древней Руси, но и в Центральной и Северной Европе. Обнаружены берестяные грамоты на латыни. Известен случай, когда в 1594 году 30 пудов бересты для письма было продано нашей страной в Персию.

Основным материалом для письма у народов Передней Азии первоначально являлась глина, из которой изготавливались слегка выпуклые плитки. После нанесения нужной информации (в виде клинообразных знаков) сырые глиняные плитки высушивались или обжигались, а затем помещались в специальные деревянные или глиняные ящики либо в своеобразные глиняные конверты. В настоящее время в музеях мира, частных коллекциях храниться не менее 500 тыс. таких глиняных табличек, обнаруженных археологами при раскопках древних городов Ассирии, Вавилона, Шумера. Последнее из числа найденных глиняных табличек относятся к 75 году.

Исторически первым материалом, который специально изготовлялся для целей письма, был папирус. Его изобретение примерно в середине третьего тысячелетия до Р.Х стало одним из важнейших достижений Египетской культуры. Главными преимуществами папируса были компактность и легкость. Папирус производился из рыхлой сердцевины стеблей нильского тростника в виде тонких желтоватых листов, которые затем склеивали в полосы длиной в среднем до 10 м (но порой их размеры достигали 40 и более м.) и шириной до 30 см. В зависимости от качества различалось до 9 сортов папируса. Вследствие большой гигроскопичности и ломкости, запись на нем обычно велась с одной стороны, и хранили его в виде свитка.

В качестве материального носителя информации папирус использовался не только в Древнем Египте, но и в других странах Средиземноморья, причем в Западной Европе – вплоть до XI века. А последним историческим документом, написанным на папирусе, стало послание папы римского в начале XX века.

Рис.3. Пергамент
Другим материалом растительного происхождения, использовавшимся, главным образом, в экваториальной зоне (в Центральной Америке с VIII века, на Гавайский островах) была тапа. Она изготавливалась из лыка, луба, в частности, бумажного шелковичного дерева. Лыко промывалось, очищалось от неровностей, затем отбивалось молотком, разглаживалось и просушивалось. Самым известным материалом животного происхождения, специально изготавливавшимся для целей письма и получившим широкое распространение в эпоху древности и средневековья, был пергамент (рис.3). В отличие от папируса, производившегося лишь в Египте, пергамент можно было получить практически в любой стране, так как изготавливался он из шкур животных (бараньих, козлиных, свиных, телячьих) путем их очистки промывки, просушки, растяжки с последующей обработкой мелом и пемзой. Древним умельцам удавалось выделывать порой такой тонкий пергамент, что целый свиток мог поместиться в скорлупе ореха. В нашей стране пергамент стали изготавливать только в XV столетии, а до этого его привозили из-за границы.

На пергаменте можно было писать с обеих сторон. Он был гораздо прочнее и долговечнее папируса. Однако пергамент являлся весьма дорогим материалом. Этот существенный недостаток пергамента удалось преодолеть лишь в результате появления бумаги.

Вопрос о материале для письма принадлежит к числу важ­ных вопросов палеографии, так как он тесно связан с вопросом об

эволюции почерков. Последние изменялись в зависимости от

того, наносился ли текст на твёрдых предметах (камень, распространение означало и распространение письменности среди более широких общественных слоев в связи с процессом феодализации. Купить пеноплекс гео пеноплэкс оранжевый кирпич купить.

Материалом для русских письменных памятников до ХIV в. служил пергамен. Памятники письма на пергамене первоначально назывались на Руси «харатейными», «харатья», «кожами», «мехом», «телятинами».

Кроме пергамена в качестве материала для письма в Древ­ней Руси употреблялась береста. Буквы наносились острым костяным орудием или металлическим, или вообще каким-либо заострённым предметом на внутреннюю гладкую сторону берё­зовой коры, которая свертывалась в виде свитка. По-видимому, береста, предназначенная для письма, предварительно обра­батывалась. Куски бересты с сохранившимися текстами обре­заны сверху, снизу или с боков. Наличие на бересте природных трещин, изгибов, чёрточек, точек, а также свободных мест, получавшихся при выпадении кусочков коры в результате вдавливания или выцарапывания письмен, затрудняет чтение.

Берестяные грамоты лучше пергаменных сохраняются в земле.

На вид чернила русских рукописей имеют коричневатый, бурый оттенок. Они глубоко проникали в пергамен, засыхали на его поверхности довольно густым слоем и отличались боль­шой прочностью; письмо ими до сих пор выглядит очень чёт­ким, если, конечно, рукопись не портилась от сырости и т. п. По своему химическому составу чернила русских рукописей были железистого происхождения. Они содержали соли, же­лезо и дубильные вещества. В качестве последних применя­лись обычно так называемые чернильные орешки - особые наросты на местах поражения листьев дуба насекомыми-вре­дителями.

Употреблялись и чернила из сажи («копчёные») и из отвара ольховой пли дубовой коры.

Для просушки чернил на бумаге употреблялся

кварцевый песок. Им посыпали лист из песочницы,

имевшей крышку с дырками для равномерной посыпки. Чернильницы бывали разнообразными по форме и делались

из дерева, глины, рога, металла.

Кроме чернил, для письма употреблялись краски,

особенно красная, издавна служившая для заголовков и инициалов (начальных букв). От наличия в рукописях красных заго­ловков и заглавных букв ведут своё происхождение такие термины, как «рубрика» (от латинского ruber - красный) или «красная строка». Последнее название даётся строке, от­крывающей раздел и отмечаемой в печати так называемым «аб­зацем» - небольшим пропуском в начале текста, передвигае­мого слегка вправо. Краски употреблялись и для орнамен­тации рукописей (писания заставок, концовок) и для миниатюр.

При создании роскошных рукописей для письма заглавий и отдельных букв употреблялось золото. Известны два сорта золота: 1) листовое, накладываемое на предварительно выписанные клейким веществом знаки, и 2) творёное (в виде краски: истёртое в порошок и смешанное с клейкими веществами). Серебро в русской письменности встречалось редко.

Обычно процесс письма чёрными чернилами и красками не был одновременным. Вначале исполнялось чёрное письмо, а для красных букв или строк оставлялись пустые места, за­полнявшиеся красками уже потом. Такая манера приводила, между прочим, к тому, что по невнимательности писца пред­назначаемые для последующей раскраски места так и не рас­крашивались. Впоследствии такие пробелы становились источ­ником частых ошибок для позднейших переписчиков, не всегда уже понимавших, какая именно буква оказывалась пропущен­ной в копируемом ими оригинале.

Иконопись
В XIV–XV веках окончательно сложились иконописные школы отдельных земель. В Новгород приехал из Византии Феофан Грек, оказавший большое влияние на русских иконописцев. Созданные Феофаном образы проникнуты огромной духовной силой. Учеником Феофана был Андрей Рублев. Для Андрея характерна особая округлость, плавность линий, светлая гамм...

Государственные должности и замещения
Патриции были полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию. Курии образовывали общее народное собрание римской общины (куриатные комиции). Оно принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в каче...

Внешняя политика Сталина накануне Великой Отечественной Войны
…надо ясно знать своего врага. В. И. Ленин Сталин был трудным соперником и партнером по переговорам. Об этом говорят многие видные политические деятели, дипломаты той эпохи, прежде всего Черчилль. Сталин в большинстве случаев достигал того, чего он хотел достичь на переговорах. Многие объясняют его успехи актерскими способностями, пос...

Вопрос о материале для письма принадлежит к числу важ-ных вопросов палеографии, так как он тесно связан с вопросом об эволюции почерков. Последние изменялись в зависимости от того, наносился ли текст на твёрдых предметах (камень, распространение означало и распространение письменности среди более широких общественных слоев в связи с процессом феодализации.

Материалом для русских письменных памятников до ХIV в. служил пергамен. Памятники письма на пергамене первоначально назывались на Руси «харатейными», «харатья», «кожами», «мехом», «телятинами».

Кроме пергамена в качестве материала для письма в Древ-ней Руси употреблялась береста. Буквы наносились острым костяным орудием или металлическим, или вообще каким-либо заострённым предметом на внутреннюю гладкую сторону берё-зовой коры, которая свертывалась в виде свитка. По-видимому, береста, предназначенная для письма, предварительно обра-батывалась. Куски бересты с сохранившимися текстами обре-заны сверху, снизу или с боков. Наличие на бересте природных трещин, изгибов, чёрточек, точек, а также свободных мест, получавшихся при выпадении кусочков коры в результате вдавливания или выцарапывания письмен, затрудняет чтение.

Берестяные грамоты лучше пергаменных сохраняются в земле.

На вид чернила русских рукописей имеют коричневатый, бурый оттенок. Они глубоко проникали в пергамен, засыхали на его поверхности довольно густым слоем и отличались боль-шой прочностью; письмо ими до сих пор выглядит очень чёт-ким, если, конечно, рукопись не портилась от сырости и т. п. По своему химическому составу чернила русских рукописей были железистого происхождения. Они содержали соли, же-лезо и дубильные вещества. В качестве последних применя-лись обычно так называемые чернильные орешки -- особые наросты на местах поражения листьев дуба насекомыми-вре-дителями.

Употреблялись и чернила из сажи («копчёные») и из отвара ольховой пли дубовой коры.

Для просушки чернил на бумаге употреблялся мелкий кварцевый песок. Им посыпали лист из песочницы, имевшей крышку с дырками для равномерной посыпки. Чернильницы бывали разнообразными по форме и делались из дерева, глины, рога, металла.

Кроме чернил, для письма употреблялись краски, особенно красная, издавна служившая для заголовков и инициалов (начальных букв). От наличия в рукописях красных заго-ловков и заглавных букв ведут своё происхождение такие термины, как «рубрика» (от латинского ruber -- красный) или «красная строка». Последнее название даётся строке, от-крывающей раздел и отмечаемой в печати так называемым «аб-зацем» -- небольшим пропуском в начале текста, передвигае-мого слегка вправо. Краски употреблялись и для орнамен-тации рукописей (писания заставок, концовок) и для миниатюр. В. Н. Щепкин. Учебник русской палеографии. - М, 1967

При создании роскошных рукописей для письма заглавий и отдельных букв употреблялось золото. Известны два сорта золота: 1) листовое, накладываемое на предварительно выписанные клейким веществом знаки, и 2) творёное (в виде краски: истёртое в порошок и смешанное с клейкими веществами). Серебро в русской письменности встречалось редко.

Обычно процесс письма чёрными чернилами и красками не был одновременным. Вначале исполнялось чёрное письмо, а для красных букв или строк оставлялись пустые места, за-полнявшиеся красками уже потом. Такая манера приводила, между прочим, к тому, что по невнимательности писца пред-назначаемые для последующей раскраски места так и не рас-крашивались. Впоследствии такие пробелы становились источ-ником частых ошибок для позднейших переписчиков, не всегда уже понимавших, какая именно буква оказывалась пропущен-ной в копируемом ими оригинале.

При письме золотом, так же как и при писании красками, среди чёрного текста оставалось свободное место, заполняв-шееся впоследствии золотыми буквами или же заглавием в целую строку. Писал золотом, так же как и красками, обычно специалист-художник, на долю которого приходилась также работа над миниатюрами и заставками, украшавшими рукопись заглавными разрисованными буквами и т. д.

Все русские рукописи написаны пером. Письмо палочкой тростью (каламом), изображаемое на некоторых миниатюра евангелий, фактически не имело применения в Древней Руси. Очевидно, подобные лицевые изображения были продуктом не которой стилизации.

1) Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия? Чем? 2)Почему в Египте без строительства каналов и земляных насыпей нельзя

было получить хороший урожай? 3)В чем можно видеть сходство в положении простых египтян и знатных вельмож по отношению к фараону? 4) В чем как верили египтяне клялся на суде Осириса умерший? Кого в Древнем египте считали хорошим человеком? 5)Какие сооружения и статуи Древнего Египта вы можете назвать? 6)Какими особенностями обладало созданное в Египте письмо?На чем писали древние египтяне? 7)Какими знаниями обладали египетские жрецы? ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙТА, ЗАРАНИЕ СПАСИБО!

1. фамилия изобретателя книгопечатания. 2. запись из года в год. 3. другое название букваря. 4. слово написанное на глиняном черепке найденном в одном из

курганов под Смоленском. 5. краска жёлтого цвета. 6. буква типографского набора. 7. знак древнеегипетского письма.8. так на Руси называли столицу Византии. 9. совокупность букв расположенных по порядку.

1)В каких древних странах протекали эти реки?

Евфрат и Тигр_______________.
Нил____________.
Иордан____________.
Инд и Ганг___________.
Хуанхэ____________.
2)В каких древних странах правили эти владыки?
Хеопс_____________.
Хаммурапи__________.
Тутмос__________.
Давид и Соломон___________.
Ашшурбанапал___________.
Кир__________.
Ашока___________.
Цинь Шихуан__________.
3)В каких древних странах было сделано каждое из перечисленных ниже изобретений?
Письмо___________.
Алфавит__________.
Арабские цифры_____________.
Монета___________.
Бумага_____________.
Шахматы_____________.
Компас__________________.
4)Ответьте на вопросы.
На многих языках слова,обозначающие бумагу,звучат сходно.Например,по-английски бумага - "пэйпер",по-французски - "папье",по-немецки - "папир".Повидимому,такое сходство не случайно:все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же слова.Что это за слово?Какая страна является родиной первого материала для письма?Как его изготавливали?
5)Подсчитайте:
Сколько приблизительно лет назад построили пирамиду Хеопса?
Сколько приблизительно лет назад начали возводить Великую Китайскую Стену?
6)Ответьте на вопросы.
Учёные считают изобретение стекла важнейшим в истории человечества.Правы ли учёные?Представим себе,что все стеклянные предметы вдруг изчезнут.Как это повлияет на нашу жизнь?
7)Ответьте на вопрос.
Все знают,что книги горят и гибнут в огне.Пожары нанесли огромный и непоправимый ущерб многим библиотекам мира.Всё это так,но вот один ученик читал вперемежку фантастические рассказы и книги по истории.Где-то он вычитал,что какая-то дворцовая библиотека была охвачена пламенем грандиозного пожара.Рухнули перекрытия между этажами,всё вокруг выгорело дотла,а книги,будто заколдованные,уцелели.Ученик никак не мог вспомнить,фантастика ли то,о чём он читал,или же исторический факт.Каково ваше мнение:существовала ли на самом деле такая библиотека,или она придумана писателями-фантастами?
8)Какие великие изобретения китайцев повлияли на жизнь человечества?Свой ответ аргументируйте.
9)Выясните,существуют ли касты в современной Индии.Подумайте,деление людей на касты мешало или помагало развитию прогресса в Индии.Свои мысли запишите в виде плана.


Close