Анализ стихотворения суриков детство. Возможно вам будет интересно
Ф.И.О аттестуемого педагога: Романчикова Ольга Михайловна.
Место работы: МОУ СОШ №9 города Сердобска Пензенской области.
Должность: учитель начальных классов.
Предмет: литературное чтение
Класс: 4 «Б»
УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой «Литературное чтение», 4класс, 1 часть
Тема урока. И.З.Суриков «Детство». Сравнение поэтического и прозаического текстов.
Цели: познакомить обучающихся со стихотворением И. Сурикова «Детство»; понимать настроение поэта; развивать умение анализировать текст, выделять главное; обучать выразительному чтению стихов; развитие мышления, субъектности и самостоятельности; формировать умение сравнивать поэтический и прозаический тексты по теме, воспитывать любовь к малой родине; уважение к старшим членам семьи.Планируемые результаты:
предметные : использование различных видов чтения (изучающее, выборочное, поисковое), умения различать стихотворный и прозаический тексты, осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
метапредметные : регулятивные - формирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке; познавательные – анализ текста, выделение в нём главной мысли ; коммуникативные – обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения ; личностные – проявлять интерес к изучению темы; воспитание чувства гордости за свою Родину. её историю, народ.Оборудование: лапти сувенирные, толковый словарь Ожегова С.И., мультимедийный проектор, экран.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Применяемые технологии: ИКТ технология (интернет), здоровьесберегающая технология, технология продуктивного чтения.
Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство.
Этапы урока
- Прочитайте стихотворение про себя (стр. 108-111) -Как вы думаете, а кто главный персонаж стихотворения? - Что представляли при чтении? Изменились ли зимние детей? - Попробуйте самостоятельно объяснить лексическое значение слов, сравним с определением в толковом словаре Ожегова С.И. Чтение определений в словаре. -Прочитайте первое четверостишие. Почему автор использовал повтор слова ВОТ? -Прочитайте, почему мальчик упал. - Как отнеслись к падению друзья - мальчишки? Прочитайте. Что при этом он чувствовал? - А с вами происходили такие неприятности? И вы больше не катались с горы и долго держали обиду на друзей? -Прочитайте, когда он отправился домой. Что значит ПЕРЕЗЯБНЕШЬ? - А вы можете про себя сказать, что перезябли, когда катались долго? - А что нужно сделать, чтобы не заболеть?(ОБЖ) - Как поступил мальчик, прочитайте. -Как называется место на печке, где спали бабушка с внуком? - Кого ещё мы видим в комнате? Прочитайте. Чем они занимаются? Вот рассмотрите сувенирные лапти, как плели их, удобно ли было в них ходить.Как называлось место в доме, где плёл лапти дед? Где пряла матушка? (Сведения из окружающего мира за 3класс.) - Почему маму поэт называет МАТУШКОЙ? - Прочитайте, светло ли в доме?
О чём мальчик просил свою бабушку? - Почему – рассказать, а не прочитать?
Какую же сказку рассказывала бабушка? -Что значит сердце мрёт? - Какое олицетворение и эпитет применил автор при описании ветра и зачем? - Что бы показать душевное состояние мальчика, автор усиливает его описанием состояния природы. -Прочитайте, следующее четверостишие. Какие взаимоотношения меду внуком и бабушкой? - Как поэт пишет о речи старушки? Почему?
Прочитайте весь сон мальчика. Кем видел себя он во сне? Почему? -Вы знаете эту сказку, а теперь предположите, почему даже Иван - царевичу нужна была жар-птица? -Многие изобретения появились из народных сказок: летучий корабль - …; волшебный клубочек-... - Чем закончился сон? Прочитайте. - Что он увидел в избе? Предположите, почему только бабушка была в доме?
Прочитайте последнее четверостишие. Какие мысли хотел донести до вас И.З.Суриков?
Кто делает детство счастливым? -Почему же это стихотворение включено в раздел «Жить по совести, любя друг друга»?
Это сам автор описал своё детство. -Представляли, как сами катались и падали. Объясняют лексическое значение слов: деревня, кубарем, перезябнешь, ветхую, лапти, прялка, светец.
Показал, как быстро катились санки, ведь гора крутая. - Санки резко наклонились. - Ему было обидно, неприятно, что руки и лицо в снегу. -Конечно, падали, было обидно, что другие смеялись, но со стороны это смешно, поэтому не стоит обижаться. Потом друзья помогали нам встать. - Он сильно замерз, варежки промокли, но домой идти не хочется. -Да, приходили домой все мокрые. Мама ругалась, что заболеем. - Надеть сухую одежду, согреть руки тёплой водой, выпить горячего чая. - Он согрелся на печке около бабушки. - На спальном выступе, лежанке. - Дедушка плетёт лапти, чтобы летом было, что обуть. Матушка прядёт лён, чтобы потом ткать холст и шить одежду. - -Мужской, хозяйский угол. -Женский, хозяйкин угол.
С любовью и лаской. - Свет от светца слабый, а на улице очень темно от вьюги. Зимой дни короткие, а ночи длинные. - Рассказать сказку. - Раньше книги были дорогими и редкими, а сказки передавались из поколения в поколение устно - это устное народное творчество. - Русскую народную сказку «Иван – царевич и Серый Волк». - Замирает от волнения. - Эпитет - злой, олицетворение - поёт, чтобы показать, как мальчику было страшно.
Они любят друг друга… - Сравнивается с журчанием ручейка, нежная, ласковая, успокаивающая речь. -Мальчику хотелось быть царевичем, ведь он жил в очень бедной семье… - В те времена светец освещал дом по вечерам, он давал мало света, а от этой птицы кругом было светло. Сейчас у нас есть электричество. -Самолёт, навигатор… - Проснулся от страха. - Остальные работают по хозяйству: убирают скотину, чистят снег, колют дрова… - Детство - счастливая пора в жизни человека, неважно - богат человек или беден. -Его семья, которая заботится о нём, родина, где он родился и жил. - Нужно любить свою родину, семью и друзей…
-Какое открытие сегодня вы сделали на уроке? -Что удивило? -О чем бы вы могли рассказать своим родителям дома после нашего урока, а может быть о чём-либо спросить? - На парте у вас лежат бумажные «снежки», напишите на них важные для вас слова, которые запомнились вам на уроке. Давайте соберём из них снеговика. - Я буду зачитывать слова, а вы объясняйте, почему записали их. -Замечательный получился снеговик. А вам спасибо за активную и интересную работу на уроке. Выставление оценок за урок с комментированием.Технологическая карта к уроку литературного чтения. Тема «Образ детства в стихотворении И. Сурикова «Детство»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА К УРОКУ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
ТЕМА «Образ детства в стихотворении И. Сурикова «Детство»
Текст для исследования: И. З. Суриков «Детство»
Тема 1) Составление характеристики героя стихотворения - автора. 2) Установление фактов биографии И. З. Сурикова с помощью стихотворения и сравнение с биографическим текстом. 3) Выразительное чтение отрывка стихотворения как вариант интерпретации авторского видения темы. 4) Выяснения общего в замысле И. З. Сурикова и Ж.-Ж. Руссо. 5) Сравнение с замыслом изученных ранее произведение раздела «Снежок порхает, кружится…», именно К. Д. Ушинского «Мороз не страшен». 5) Объяснения значения выражения «Детство – пора золотая». Задание 6 (З) Учебник, с. 108, И. Суриков «Детство». Объясните значение слов «кубарем», «перезябнешь», «светец».Назовите главную мысль стихотворения И. Сурикова «Детство».Назовите эпитеты, олицетворения, сравнения, которые использует автор в стихотворении «Детство».Назовите слова и выражения, помогающие ярко представить сказку, которую рассказывает бабушка.Дальнейшая беседа ведётся по алгоритму работы с лирическим текстом. См. ТК № 1 для 2-го класса. Задание 7 (П) Верно ли, что в тексте стихотворения И. Сурикова описывается настоящая дружба? Обоснуйте своё мнение, используя текст произведения.Можно ли утверждать, что друзья главного героя в стихотворении И. Сурикова сочувствовали ему? Обоснуйте своё мнение.Можно ли утверждать, что любовь и понимание близких людей может сделать человека счастливым? Обоснуйте своё мнение.Верно ли, что герой стихотворения И. Сурикова не был счастлив в семье? Обоснуйте своё мнение.Задание 8 (У) с взаимооценкой.Выберите отрывок из стихотворения И. Сурикова «Детство», в котором автор, на ваш взгляд, счастлив, и прочитайте его выразительно, используя соответствующие интонации.
Конспект урока литературного чтения в 3 классе
Стихи русских поэтов
Ответы к стр. 8 — 9
Иван Суриков
Детство
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;
Вот свернули санки
И я на бок - хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
Но меж тем уж село
Солнышко давно;
Поднялася вьюга,
На небе темно.
Весь ты перезябнешь, -
Руки не согнешь, -
И домой тихонько,
Нехотя бредёшь.
Ветхую шубёнку
Скинешь с плеч долой;
Заберёшься на печь
К бабушке седой,
И сидишь, ни слова…
Тихо всё кругом;
Только слышишь: воет
Вьюга за окном.
В уголке согнувшись,
Лапти дед плетёт;
Матушка за прялкой
Молча лён прядёт.
Избу освещает
Огонёк светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца.
И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнёт мне бабка
Сказку говорить:
Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал.
Слушаю я сказку -
Сердце так и мрёт;
А в трубе сердито
Ветер злой поёт.
Я прижмусь к старушке…
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит.
И во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич -
Это будто я.
Вот передо мною
Чудный сад цветёт;
В том саду большое
Дерево растёт.
Золотая клетка
На сучке висит;
В этой клетке птица
Точно жар горит;
Прыгает в той клетке,
Весело поёт,
Ярким, чудным светом
Сад весь обдаёт.
Вот я к ней подкрался
И за клетку - хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.
Но не тут-то было!
Поднялся шум, звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.
Руки мне скрутили
И ведут меня…
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я.
Уж в избу, в окошко,
Солнышко глядит;
Пред иконой бабка
Молится, стоит.
Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.
1. Точное слово
Какое это стихотворение: грустное или весёлое? Допишите предложение.
Это стихотворение весёлое , потому что детские годы не омрачали ни горе, ни беда .
2. Схема
Как поэт говорит о Родине, о детстве? Заполните схему словами из стихотворения.
3. Точное слово
Какие слова использует поэт, чтобы передать описание тихого вечера в семье? Подчеркните.
Ветхую шубёнку В уголке
согнувшись,
Скинешь с плеч долой; Лапти дед плетёт
;
Заберёшься на печь
Матушка за прялкой
К бабушке седой
, Молча лён прядёт
.
И сидишь, ни слова
… Избу освещает
Тихо всё кругом
; Огонёк светца;
Только слышишь: воет Зимний вечер длится
,
Вьюга за окном. Длится без конца
.
4. Проба пера
Перечитайте описание сна мальчика. Сделайте иллюстрацию.
Проверка домашнего задания
Викторина по сказке
В. Одоевского
«Мороз Иванович»
Иван Захарович
Суриков
1841 -1880
Иван Захарович Суриков родился 25 марта 1841 года в небольшой деревушке Новоселово, расположенной в Ярославской губернии.
Отец имел небольшую лавку в Москве.
Семья жила бедно, еле сводила концы с концами.
Ярославская губерния
"Детства прошлого картины!
Только вы светлы:
Выступаете вы ярко
Из сердечной мглы".
Иван Захарович Суриков
«Детство»
Работа по учебнику
Страница 143
- Какая из картин, нарисованных поэтом, вам особенно запомнилась? - Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши? - Прочитайте строчки, в которых представлена семья зимним вечером.
Кубарем качуся крестьянская обувь, сплетенная из лыка
Лапти быстро, стремительно
Приспособление для ручного прядения
Подставка для лучины, освещавшей жилище
Кубарем качуся – быстро, стремительно (кубарь- деревянная детская игрушка, похожая на волчка.)
Правила выразительного чтения:
- после каждой строчки надо обязательно делать короткую паузу,
- чётко и ясно проговаривать слова,
- С каким стихотворением ознакомились на уроке?
- Чем отличается ваше детство от описанного в
стихотворении?
- Чему учились сегодня на уроке?
и Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Вязовская средняя общеобразовательная школа »
Еланского муниципального района Волгоградской области
Подготовила: учитель начальных классов
Аравина Людмила Евгеньевна
Конспект урока литературного чтения в 3а классе по теме: «Стихотворение И. Сурикова « Детство».
Предмет: литературное чтение
УМК: «Начальная школа XXI века»
Класс: 3а
Тема: Стихи Русских поэтов. И.Суриков. “ Детство”.
Цель урока : создать условия для полноценного восприятия учащимися литературного произведения, понимания текста и специфики его литературной формы.
. Учебные задачи:
учить слушать стихотворения о детях русских поэтов;
воспитывать чувство восхищения картинами родной природы и стихами поэта;
учить выражать своё отношение к прослушанному произведению.
Учебные умения:
высказывать своё отношение к прослушанному произведению;
называть стихотворение, определять тему;
Планируемые результаты:
Личностные:
Формирование чувства гордости за свою Родину;
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные результаты:
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Овладение навыками смыслового чтения; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачей;
Готовность слушать собеседника, изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения.
Предметные результаты:
Формирование представления о малой Родине, понятие о нравственности; формирование потребности в систематическом чтении;
Понимание роли чтения, использование разных видов чтения(ознакомительное,.изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
Оборудование : мультимедийная установка для демонстрации презентации; книги по разделу “Стихи русских поэтов”, модель обложка, рисунки по теме урока, карточки с изображением снеговиков, презентация, учебник Л.А. Ефросининой «Литературное чтение», рабочая тетрадь по литературному чтению.
Ход урока
1. Организация совместной деятельности. Рефлексия.
а) Активизация внимания.;
долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
б) Оптимистический настрой на урок.
Вдохните и выдохните. Выдохните всю тревогу и огорчение вчерашнего дня, а вдохните свежесть и красоту морозного дня. Давайте улыбнемся друг другу: вы – мне, а я – вам и скажем такие слова:
Мы спокойны и добры;
Приветливы и ласковы.
Посмотрите в окно. Кругом снег, снег, снег. Как он чист и прекрасен. Как удивительна и прекрасна сама жизнь и ваше детство.
Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости.Давайте поприветствуем их! Пусть эта доброжелательная атмосфера царит у нас на всём уроке.
2.Прверка домашнего задания.
.– Назовите тему раздела, с которым мы познакомились на прошлом уроке.
«Стихи русских поэтов» Слайд№1.
– С какими произведением из этого раздела мы уже познакомились, назовите?
(И.Никитин «Русь», «Утро».)
Давайте мы сейчас их вспомним.
2) Проверка домашнего задания (дифференцированная работа):
– чтение стихотворения Никитина «Утро»
– чтение наизусть;(2-3 уч. Дети оценивают выразительность и правильность чтения)
. 3. Актуализация, мотивация.
– У вас было задание нарисовать зимние забавы детей. Вы очень хорошо справились с этим заданием. Сейчас посмотрите на ваши рисунки «Зимние забавы»(рисунки на обратной стороне доски.) Какие они красочные и весёлые.
А с какими произведениями о зиме мы с вами ранее познакомились? Слайд№2
А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зимний вечер», А.Фет» Мама, глянь-ка из окошка…», Н.Некрасов «Мороз-воевода»,Ф.Тютчев « Чародейкою зимою»
4.Постановка учебной задачи.
Слайд№3 - Как вы думаете, почему я решила вам об этом напомнить при работе в этом разделе?(Будем читать о зиме)
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведением из радела « Стихи русских поэтов» и познакомимся с творчеством Ивана Захаровича Сур икова.
Слайд №4.
– Алина расскажет нам интересные факты из его биографии, которые для нас подготовила дома. Слайд№5,№6.
( Иван Захарович Суриков – поэт – самоучка. Родился в 1841 году в селе Новоселово. Он жил в деревне с матерью. Отец имел небольшую лавку в Москве. Семья жила бедно, еле сводила концы с концами. Когда Сурикову исполнилось 10 лет, он переехал в Москву. Здесь он помогал отцу в лавке. Суриков рано полюбил чтение. Он много читал и постепенно проявился талант сочинительства. В 16 лет вышел его первый сборник стихов. Он писал для взрослых и для детей. В своих стихах показывал трудную деревенскую жизнь, природу. Его стихи отличались певучестью, звучностью, мелодичностью. Иван Захарович Суриков прожил трудную, короткую жизнь. Умер поэт в 1880 году от тяжелой болезни, в нищете)
Слайд№7.
– Прочитайте и назовите тему нашего урока.
Тема: Стихи Русских поэтов. И.Суриков. “ Детство”.
3) – Чтобы вы хотели узнать и чему научиться на уроке?
Слайд№8, №9.
– Для чего это вам нужно?
– Для того чтобы красиво и правильно говорить самим и чтобы приятно слушать другим.
Физминутка. Слайд №10
5.Открытие новых знаний и способов действий.
Итак, познакомимся со стихотворением И. Сурикова «Детство».
Слушание произведения .
– Сядьте правильно и приготовьтесь, слушайте новое произведение.
6.Первичное закрепление . Слайд№11
– Как вы думаете, это – стихотворение или сказка? Докажите.
– Стихотворение, т. к. есть рифма и ритмическая пауза.
– О чём оно?
– Что вы представляли, когда слушали это стихотворение? Какие картины представили?
- Давайте разделим текст на части .(Дети читают вслух и помечают карандашом части по плану)
Слайд№12
Слайд№13
– Посмотрите на картину, подходит ли она к началу стихотворения.
– На этой картине изображена зимняя природа, деревня.
-Давайте прочитаем ту часть стихотворения, в которой описываются забавы детей.
Слайд№14
– Какую картину вы себе представили при чтении этой части, знакомы ли вам были ранее эти строки?(Изучали во втором классе)
– А как вы объясните смысл строчки: “И я на бок - хлоп!”?
– А как себя чувствовал мальчик?
“Все лицо и руки
Залепил мне снег...”
“Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!..”
Жизнь очень сложная, она состоит из маленьких и больших событий. Всё случается даже в детской жизни. А порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой, ребята очень тяжело их переживают, но потом всё проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания. Детские годы- это действительно весёлые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.
– А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?
– И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?
– Значит, мы можем сделать вывод из этой части?(что мальчик был счастлив)
Прочитайте строки, в которых описано изменение погод(Поднялася вьюга,на небе темно…)
Подберите синонимы к слову «вьюга»(метель, пурга, буран, буря, снежная мгла)
Физминутка дыхательная и для зрения
Слайды №15, 16,17 ,18.-
3) Работа в группах.
1 группа. Режиссёры и кинематографисты.
- Представьте, что вы снимаете фильм «детство». Звучат строки этого стихотворения.Какие изображения будут появляться на экране во время чтения? Сколько героев в стихотворении? Охарактеризуйте их.
2 группа. Историки.
Какие слова говорят о том, что это было в старину? Найдите в толковом словаре им объяснение.
Словарная работа:
Печь-
Лапти-
Прялка-
Светец-
3 группа. Музыканты и живописцы.
Какие звуки вы услышали при чтении стихотворения. Какие краски понадобятся нам, чтобы нарисовать картины. Какая музыка понадобится, чтобы озвучивать это стихотворение? (грустная, весёлая, медленная, громкая, тихая.)
Слайд№19.(заставка)
4)Проверка результатов работы групп.
7. Закрепление знаний и способов действий.
1) Моделирование обложки и сравнение её с готовой моделью.(работа в парах)
– А сейчас вы будете работать в паре, кто с кем сидит. Каждая пара должна самостоятельно смоделировать обложку к этому стихотворению. Не забудьте указать фамилию автора, жанр произведения, тему и заголовок. Приступайте.
– А теперь давайте проверим. К доске пойдёт 1 группа и защитит свою работу. Слайд№20
8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока.
Слайд№21
Как вы думаете, удалось ли нам достичь результата? Почему? Кто из вас считает, что сегодня на уроке он работал лучше, чем на предыдущих? Как вы оцениваете в целом общ ую работу класса на уроке? Покажите свои оценки с помощью цветных фишек .
Слайд№22
Стихи Сурикова очень мелодичны и просты. Многие его произведения расходятся по стране в виде новых народных песен. Одна из них « Что стоишь качаясь, тонкая рябина..»
– А пока вы слушаете песню на слова Сурикова № Слайд 23 я предлагаю вам раскрасить гроздья рябины, которые лежат у вас на столе
Дорогие ребята, сегодня вы показали свое умение понимать и чувствовать художественное произведение. Мы с вами познакомились со стихотворением « Детство» И. Сурикова. А детство- это счастливая пора жизни, в которой игры в снежки, катание на санках, школьная пора, дружба детей- остаются в памяти навсегда. Где бы вы ни были, но всегда будете возвращаться в ваше детство, на свою малую родину, в наше село Вязовка.
Слайд№24.
9. Домашнее задание:
2) выучить стихотворение наизусть;
3) выполнить задания в рабочей тетради;
4) сделать рисунки к стихотворению и подписать словами из текста.
Закончить урок я хочу пожеланием:
Будет все у вас: ошибки, неудачи,
Не уступайте им,
Начав с нуля, иначе
Не изменяйте детской вы мечте. Стремитесь к счастью, к доброте.
2013г.