Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации для детей среднего и старшего дошкольного возраста "Дома диких животных. Дупло для белки"

Назначение НОД: Данная работа адресована педагогам дошкольного образования, родителям для самостоятельного выполнения с ребенком дома.
Цель : Закрепление пройденного материала по тематической неделе "Дикие животные".
Задачи : Развивающие: развивать художественные способности детей; развивать память, мышление; способствовать развитию индивидуальных творческих способностей. Обучающие: продолжать учить пользоваться клеем и ножницами; учить вырезать округлую форму (дупло) с плоскости (картон) при помощи ножниц; продолжать учить вырезать детали из цветной бумаги, применяя знакомые техники вырезания. Воспитывающие: воспитывать любовь к творчеству; воспитывать доброжелательное отношение к сверстнику; воспитывать желание к оказанию помощи сверстнику.
Материал: Цветная бумага (коричневая, синяя, голубая), 1 лист белого картона, ножницы, клей ПВА, готовая аппликация белки (любого другого дикого животного).
Предшествующая работа: Беседы о диких животных, рассмотрение иллюстраций "кто где живет?".
К концу тематической недели, за правило, я взяла закреплять пройденный материал разнообразной творческой деятельностью. Это очень интересно для детей, а для педагога - это очередной раз проследить усвоение материала. Не усвоенный материал вынести на индвидуальную работу.
Организационный момент:
С детьми вспомнили "Кто где живет?":лиса - нора, медведь - берлога, птица - гнездо, заяц - куст, белка - дупло и так далее." Но наша белка осталась без дома, а скоро зима. Надо успеть нашей белочке приготовиться к зимовке. Давайте поможем белке, сделаем ей домик.
-Как называется дом у белки? (Дупло)
Поэтапное выполнение аппликации:
1. Берем картон и сворачиваем его пополам (получилась открытка);
2. На лицевой стороне нашей открытки продумываем местонахождение ствола дерева. Убираем открытку в сторону и приступаем к вырезанию ствола дерева (старшие дошкольники выполняют самостоятельно, а средние - учим складывать бумагу и вырезать). Приклеиваем ствол на середину открытки.
3.Вырезаем "кучи" снега (одна "куча" большая и синяя, другая - поменьше и голубая), приклеиваем внахлест друг на друга.
4. Отмечаем карандашом, на стволе, местонахождение дупла. Вырезаем дупло ножницами.
5. убираем открытку в сторону. Берем лист с напечатанной белкой



Вырезаем детали.
6. Дети самостоятельно собирают детали белки, после приклеивают во внутрь открытки.
Выполненная работа:



Аналогично изготовить домики и для медведя, лисы, зайца, птиц.
Спасибо за внимание!

Ирина Поломошнова
Конспект НОД по аппликации для детей подготовительной группы «Царство диких зверей»

Тема занятия : «Царство диких животных »

Цель : Продолжать знакомить детей с приемами аппликации – выклеивание силуэта мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шерстки» .

Образовательные задачи :

Расширять знания детей о диких животных ;

Продолжать закреплять умение детей работать с шаблонами, обводить по контуру;

Совершенствовать умение работать ножницами;

Учить наносить клей на основу равномерно, тонким слоем.

Развивающие задачи :

Продолжать развивать образное мышление, внимание;

Развивать мелкую моторику рук, усидчивость.

Воспитательные задачи :

Воспитывать самостоятельность, умение планировать свою деятельность, аккуратность в выполнении работы;

Прививать доброжелательное отношение к окружающему.

Интеграция образовательных областей :

«Познание» - закрепление знаний о диких животных , расширение кругозора.

«Чтение художественной литературы» - загадки о диких животных ;

М. Пришвин «Беляк» ; Н. Сладков «Загадочный зверь » , «Лесные сказки» .

«Здоровье» - проверка рассаживания за столами, воспитание культурно-гигиенических навыков.

«Физическая культура» - разминка; динамическая пауза : «Ходит по лесу медведь…»

«Коммуникация» - свободное общение взрослого и детей .

«Безопасность» - закреплять правила безопасного обращения с ножницами.

«Труд» - приводить в порядок рабочее место.

«Музыка» - прослушивание аудиозаписи : «Звуки природы» .

Виды детской деятельности :

Коммуникативная

Продуктивная

Восприятие художественной литературы

Двигательная

Предварительная работа :

Рассматривание альбома «Дикие животные » , беседы, чтение художественной литературы : М. Пришвин «Беляк» ; Н. Сладков «Загадочный зверь » , «Лесные сказки» .

Ход занятия

В начале занятия воспитатель проводи подвижную игру «Зайка серенький скакал…»

Зайка серенький скакал,

(прыжки на двух ногах с продвижением вперед по кругу)

Зайка корм себе искал,

(выглядываем из под ладони в разные стороны)

Вдруг у зайца на макушке поднялись как стрелки ушки,

(поднимаем ладони за головой)

Зайка путает следы,

(прыжки на двух ногах влево и вправо)

Убегает от беды!

(бег на месте)

Воспитатель обращается к детям : «Ребята, скажите, кого же боится заяц!»

Дети отвечают : «Волка, лису, медведя» .

Воспитатель говорит детям о том, что мы попали в царство диких зверей , и предлагает отгадать загадки о диких животных :

Посмотри она какая –

Вся горит, как золотая!

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой!

(Лиса)

На овчарку он похож,

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

(Волк)

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета.

(Заяц)

Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос.

(Медведь)

Воспитатель : «Молодцы, ребята, все загадки вы отгадали правильно!»

А сейчас мы с вами рассмотрим иллюстрации с изображение диких животных . Дети рассматривают изображения, воспитатель предлагает детям назвать любимое животное, рассказать о его образе жизни, повадках. После рассказа детей , предложить им выбрать понравившееся животное и подобрать к нему соответствующий цвет ниток.

Физкультминутка

Ходит по лесу медведь,

(ходьба медведя)

Хочет сесть и посидеть.

Где ж такое место есть,

(разводит руками перед собой)

Чтобы мог медведь присесть?

То высок пенек,

(правая рука перед грудью)

То торчит сучок,

(левая рука на поясе, правая сжатая в кулак,

Указательный палец – торчит)

То мокрый мох,

(развести руки перед собой)

То мох пересох,

(потереть ладоши)

То низкий пень,

(присесть)

То густая тень,

(руки поднять)

То узкий ров,

(потянуться вперед обеими руками)

То гнездо муравьев,

(показать полукруг перед собой)

То кричит сорока,

(взмах руками, прыжки)

То колючки сбоку,

(отпрыгнуть в сторону)

То кустарники,

(полукруг перед собой)

То речка,

(влево, вправо руками)

Нет хорошего местечка.

(взяться за голову)

Это сказка о медведе,

О медведе – привереде!

Дети рассаживаются за столы (воспитатель следит за осанкой детей ) .

(фоном на практической части звучит аудиозапись «Звуки природы» )

Воспитатель объясняет детям последовательность работы : обвести шаблон животного на картон и вырезать силуэт животного. Нитки мелко нарезать. Для того чтобы ускорить процесс, накрутить нитки на намотку, снять и мелко нарезать. Чем мельче будут нарезаны нитки, тем аккуратней будет выглядеть работа. На основу из картона равномерно нанести клей и приклеить нитки. Глазки выполнить и бусинок. Зверушки готовы .

После завершения работы, готовые зверушки крепятся на подготовленный ватман с изображением леса. Дети наводят порядок на своих рабочих местах.

Итог занятия. Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем они сегодня занимались на занятии. Затем воспитатель оценивает работу каждого ребенка.

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

Детский сад компенсирующего вида № 2607

Северо–Западного окружного управления образования

Департамента образования города Москвы

Конспект занятия

Аппликация

Тема: Домашние животные (кошка и собака).

Воспитатель

Дуванина Ю.В.

Москва, 2012

Цель: Формирование представления о домашних животных и их детенышах.

Задачи:

Образовательные:

Расширять и закреплять знания детей о домашних животных и их детенышей, об их внешнем виде, пище, месте обитания, пользе человеку;

Продолжать учить переносить предметное изображение в плоскостное;

Закреплять представления о форме, цвете, величине;

Продолжать учить детей работать ножницами, вырезая отдельные детали заготовки;

- Формировать навык аккуратного приклеивания;

Продолжать учить детей в процессе наклеивания аппликации; ориентироваться в пространстве листа бумаги: вверху, внизу, посередине, слева, справа.

Воспитательные:

– Воспитывать у детей эмоционально положительное отношение к собственным работам и работам сверстников;

Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду человека.

Коррекционно-развивающие:

Развивать общую и мелкую моторику, развивать восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Материалы: Магнитная доска, иллюстрации домашних животных, картинки с изображением пищи для животных, клей, цветные карандаши, заготовки из бумаги, ножницы.

Ход занятия

Организационный момент.

Приветствие воспитателя, посадка детей.

Подготовка к занятию. Активация внимания и установка на занятие.

Рассматривание предметов на столе. По набору предметов определение названия занятия (аппликация).

Сообщение темы, беседа воспитателя по теме.

Рассматривание картинок с изображением домашних животных.

Загадки:

Мягкие лапки,

А в лапках царапки (кошка ).

С хозяином дружит

Дом сторожит,

Живет под крылечком

А хвост колечком (собака ).

Голодна – мычит

Сыта – жует

Малым ребяткам

Молока дает (корова ).

Хвост крючком

Нос пятачком (свинья ).

Идет, идет, бородой трясет

Травку просит «Ме-ме-ме»

Дай-ка вкусной мнеее» (коза ).

Пашет землю трактор без колес

Для нее горючее – овес (лошадь ).

Беседа.

Как их всех можно назвать одним словом? (Животные)

Почему? (тело покрыто шерстью; у них четыре лапы (ноги); есть туловище, морда, хвост; выкармливают детенышей молоком и т.д.)

Где живут эти животные? (Рядом с человеком). Как называются? (Домашние животные)

Почему? (Люди ухаживают за ними, они приносят человеку пользу)

Какую пользу приносят домашние животные? (Кошка ловит мышей. Собака охраняет человека и его дом. Корова дает молоко и мясо. Лошадь перевозит грузы и катает людей. Коза дает мясо, шерсть, молоко. Овца дает мясо, шерсть. Свинья дает мясо, сало, кожу)

Дидактическая игра «Кто чем питается?»

На доску картинки: кость, рыба, молоко, сено, трава, пищевые отходы (ведро).

На доске дети ставят картинки к соответствующему животному, сопровождая свои действия речью: «Собака грызет кость. Кошка лакает молоко, любит рыбу. Корова, лошадь, коза, овца едят траву (сено). Свинья отходы».

Игра «Отгадай детеныша».

Воспитатель называет взрослого домашнего животного, а дети называют их детеныша:

Кошка – котенок

Собака – щенок

Свинья - поросенок

Корова – теленок

Лошадь – жеребенок

Овца – ягненок

Коза – козленок

Физкультминутка

Воспитатель: «А сейчас мы с вами превратимся в кошечек. Вокруг себя повернись и в кошечку превратись!»

Дети: (выполняют движения в соответствии с текстом).

Села кошка под кусточек,
Сыра скушала кусочек,
Встала кошка, потянулась,
Ее шерстка развернулась.

У каждого ребенка на столе лежит заготовка (два листа бумаги: один с нарисованным домом, а другой с нарисованными кошкой и собакой), карандаши, ножницы, клей.

Воспитатель: « Ребята! Посмотрите на наш лист бумаги, что нарисовано на нем?»

Дети : «На одном листе дом, а на другом кошка и собака»

Воспитатель : «Вспомните, где живет у нас кошка?»

Дети: «В доме человека».

Воспитатель : «А где живет собака?»

Дети : «В конуре».

Воспитатель : «У нас на нашем листе есть конура?».

Дети : «Нет».

Воспитатель : «Значит, что нужно сделать для собаки, что нужно нарисовать?».

Дети : «Конуру».

Дети берут карандаши и рисуют на листах бумаги с домом конуру для собаки.

Воспитатель : «Молодцы ребята! Мы с вами вспомнили, где живут наши питомцы, но теперь нужно вернуть их в домики. Что мы для этого сделаем?».

Дети : «Вырежем кошку и собаку, а потом приклеим».

Воспитатель : «С ножницами и клеем работаем аккуратно».

Дети вырезают кошку и собаку. Наклеивают каждого к своему домику (кошку рядом с домом человека, а собаку рядом с конурой). Воспитатель помогает детишкам по необходимости, а остальные выполняют самостоятельно.

Воспитатель : «Молодцы ребята! Посмотрите, но художник забыл раскрасить наших питомцев, давайте поможем ему».

Дети берут карандаши и раскрашивают домашних животных.

Анализ готовых работ.

Дети показывают друг другу свои работы. Оценивают их.

Итог занятия.

Воспитатель вместе с детьми вспоминает название занятия, тему, содержание.

Затем готовые работы выставляются на стенд.


Основная задача современного образования на всех этапах - научить детей опытным путём получать знания, то есть от практики двигаться к усложнённой теории. И начало этой активной практической деятельности закладывается уже в детском саду именно с занятий аппликацией. В старшей группе такие поделки на всех этапах проведения - от подготовки до анализа - выполняются с минимальной помощью воспитателя, который становится менеджером, а не руководителем процесса. Рассмотрим особенности подготовки занятия по аппликации на темы, связанные с изображением домашних и диких животных.

Подготовка к занятию по аппликации в старшей группе

Это интересно. Среди американских менеджеров бытует такой профессиональный афоризм: «Хороший руководитель не мешает своим людям ошибаться».

Так можно определить и роль воспитателя в детском саду: ему нужно чётко ставить цель для карапузов и внимательно наблюдать за тем, по какой траектории они её реализуют. А в случае затруднений уметь вовремя прийти на помощь.

Какие умения нужны

Если мы говорим об аппликации, то в этом случае нужно, прежде всего, учесть диапазон тех умений, которыми малыши уже овладели. И ещё: чем более самостоятельными будут дети, тем легче и быстрее они будут усваивать новые объёмы информации, развивать умения и навыки.

  • Работать ножницами. К возрасту 4–5 лет ребята уже довольно уверенно обращаются с ножницами, так что пришло время учиться вырезать детали не только по ровному контуру, но и с отдельными выступающими элементами (например, при вырезании фигуры лося потребуется аккуратно вырезать рога). В старшей группе продолжается работа по развитию навыка симметрично вырезать детали для поделки. Но элементы, как уже говорилось, усложняются по форме.
  • Нарывать кусочки бумаги для оформления фона или заполнения контуру аппликации (например, для мозаичной техники).
  • Лепить из пластилина. К давно освоенному навыку катать «шарики», «колбаски», делать «блинчики», малыши добавляют навык смешивания разных цветов для получения искомого и создания фигурки из целой заготовки (например, из одного «шарика» сделать мишку или лягушку).
  • Клеить. В последние несколько лет дети знакомятся с клеем в удобной форме стика. Для совсем карапузов это отличный выход, если не хочется, чтобы заклеенными были пальцы, одежда, волосы. Но без навыка обращения с жидким ПВА ребята не научатся приклеивать очень мелкие детали, следить за тем, чтобы не оставалось потёков и вытирать излишки. Так что пришло время отказываться от стика в пользу жидкого ПВА.
  • Работать с природным материалом. И не просто приклеивать сухие листья на основу, а вырезать из них нужные формы.

Как определиться с размером аппликации

Размер аппликации зависит от размера подложки, а также от формы выполнения поделки (для групповой поделки фон должен быть вместительным), но, чаще всего, это стандартный лист А4

Ещё один важный вопрос: какой размер аппликации допустим. Здесь каких-то чётких правил нет - таким, с которым ребёнок сможет справиться. То есть идеально взять А4, однако можно и А3 и А1, если работа будет коллективная. Соответственно и размер заготовок может быть как большим, так и небольшим, если поделки будут индивидуальны. В любом случае воспитатель должен обращать внимание на работу каждого: того, кто начал резать, того, кто уже клеит или вносит дополнительные элементы на аппликацию.

Материалы

Как уже упоминалось, карапузы достаточно хорошо знакомы с таким видом работы, как аппликация. Причём выполнять её они могут в нескольких техниках, а значит, и материалы могут быть разные.

  • Бумага, картон, клей с кисточкой. Если провести рейтинг самых важных принадлежностей для аппликации, то без бумажной продукции не обойтись. Толстый картон можно использовать для основы, а тонкий для подложки,если предполагается, например, силуэтная аппликация (когда контур вырезается и с этим вырезанным силуэтом лист прикладывается не на подложку, а сразу на основу).
  • Природные материалы (каштаны для выкладывания объёмного туловища животного или птицы, листья на обозначения фигуры зверя и т.д).
  • Дополнительные материалы. К этой категории относятся ткань, атласные ленты, конфетти, вата, фантики от конфет.

Форма работы

В данном случае аппликация может быть индивидуальной, групповой или в паре. Но какую бы форму вы ни выбрали, лучше всего, если выполнение одной поделки будет ограничено временем одного занятия. Как же быть, если аппликация сложная, состоящая из большого количества деталей? В этом случае взрослый просто должен помочь - к тому же так карапузы учатся чувствовать время. Но на 2–3 занятия растягивать «удовольствие» не стоит, иначе дети потеряют интерес и задор для выполнения поделки.

Мотивация

Если малыша направить нужным курсом, то он сам «поплывёт» туда, куда нужно. Так что воспитатель просто должен выбрать правильные направляющие.

Загадки

Если представить пьедестал разных видов заданий, которые должны пробуждать ребят к дальнейшей работе, то первое место для занятия по аппликации на тему «Животные» будет за загадками. Они позволяют не только воссоздать в сознании образ, но и дают возможность поработать сразу с несколькими представителями фауны. Последнее имеет большое значение, если речь идёт о занятии по составлению коллективной аппликации «Ферма» или «Зоопарк».

  • Шубу дважды в год снимает. Кто под шубою гуляет? (Овца )
  • Мягкие лапки, А в лапках царапки. (Кошка )
  • С хозяином дружит Дом сторожит, Живёт под крылечко, А хвост колечком. (Собака )
  • Голодна - мычит, Сыта - жуёт, Малым ребяткам Молока даёт. (Корова )
  • Пашет землю трактор без колёс Для неё горючее - овёс. (Лошадь )

Наглядные материалы

Дети лучше всего запоминают то, что видят. Так что на любых занятиях в детском саду наглядность должна быть представлена в достаточном объёме. А во время выполнения аппликации это становится самым главным условием успешной реализации поставленных целей и задач, так как малыши лучше справятся с заданием, имея перед глазами образ того животного, которое они выполняют. В качестве образцов наглядных материалов можно предложить

  • фотографии (отдельных зверей и целого зоопарка, фермы);
  • плакаты;
  • рисунки (но только максимально близкие к реальной внешности животного).

Беседа

Без этого вида работы не обойтись, так как только в беседе полностью реализуется основная направляющая образовательного процесса в детском саду - развитие речи ребёнка. Обычно, воспитатель старается провести эту форму работы в виде диалога, когда дети хором или индивидуально отвечают на вопросы.

  • Как всех, изображённых на картинке, можно назвать одним словом? (Животные)
  • Почему? (тело покрыто шерстью; у них четыре лапы (ноги); есть туловище, морда, хвост; выкармливают детёнышей молоком и т.д.)
  • Где живут эти животные (показывает на плакат с домашними)? (Рядом с человеком). Как они называются? (Домашние животные)
  • Почему? (Люди ухаживают за ними, они приносят человеку пользу)
  • Какую пользу приносят? (Кошка ловит мышей. Собака охраняет человека и его дом. Корова даёт молоко и мясо. Лошадь перевозит грузы и катает людей. Коза даёт мясо, шерсть, молоко. Овца даёт мясо, шерсть. Свинья даёт мясо, сало, кожу)
  • А как называются эти? (показывает на плакат с дикими)
  • Почему?

Сказки

Дети с удовольствием слушают сказки, а для воспитателя это отличная возможность познакомить карапузов с богатым наследием народного творчества, а также произведениями или пересказами выдающихся русских писателей.

В. Даль «Медведь-Половинщик»

Жил-был мужичок в крайней избе на селе, что стояла подле самого леса. А в лесу жил медведь и, что ни осень, заготовлял себе жильё, берлогу, и залегал в неё с осени на всю зиму; лежал да лапу сосал. Мужичок же весну, лето и осень работал, а зимой щи и кашу ел да квасом запивал. Вот и позавидовал ему медведь: пришёл к нему и говорит:
– Соседушка, давай задружимся!
– Как с вашим братом дружиться: ты, Мишка, как раз искалечишь! -отвечал мужичок.
– Нет,- сказал медведь,- не искалечу. Слово моё крепко - ведь я не волк, не лиса: что сказал, то я сдержу! Давай-ка станем вместе работать!
– Ну ладно, давай! – сказал мужик.
Ударили по рукам.
Вот пришла весна, стал мужик соху да борону ладить, а медведь ему из лесу вязки выламывает да таскает. Справив дело, уставив соху, мужик и говорит:
– Ну, Мишенька, впрягайся, надо пашню подымать.
Медведь впрягся в соху, выехали в поле. Мужик, взявшись за рукоять,пошёл за сохой, а Мишка идёт впереди, соху на себе тащит. Прошёл борозду,прошёл другую, прошёл третью, а на четвёртой говорит:
– Не полно ли пахать?
– Куда тебе,- отвечает мужик,- ещё надо дать концов десятка с два!
Измучился Мишка на работе. Как покончил, так тут же на пашне и растянулся. Мужик стал обедать, накормил товарища да и говорит:
– Теперь, Мишенька, соснём, а отдохнувши, надо в другой раз перепахать.
И в другой раз перепахали.
– Ладно,- говорит мужик,- завтра приходи, станем боронить и сеять репу. Только уговор лучше денег.
Давай наперёд положим, коли пашня уродит, что кому брать: всё ли поровну, всё ли пополам, или кому вершки, а кому корешки?
– Мне вершки,- сказал медведь.
– Ну ладно,- говорит мужик,- твои вершки, а мои корешки.
Как сказано, так и сделано: пашню на другой день заборонили, посеяли репу и сызнова заборонили.
Пришла осень, настала пора репу собирать. Снарядились наши товарищи, пришли на поле, повытаскали, повыбрали репу: видимо-невидимо её.
Стал мужик Мишкину долю - ботву срезать, вороха навалил с гору, а свою репу на возу домой свёз. И медведь пошёл ботву в лес таскать, всю перетаскал к своей берлоге. Присел, попробовал, да, видно, не по вкусу пришлось!..
Пошёл к мужику, поглядел в окно; а мужик напарил сладкой репы полный горшок, ест да причмокивает. «Ладно,- подумал медведь,- вперёд умнее буду!»
Медведь пошёл в лес, залёг в берлогу, пососал, пососал лапу да с голодухи заснул и проспал всю зиму.
Пришла весна, поднялся медведь, худой, тощий, голодный, и пошёл опять набиваться к соседу в работники - пшеницу сеять.
Справили соху с бороной. Впрягся медведь и пошёл таскать соху по пашне! Умаялся, упарился и стал в тень.
Мужичок сам поел, медведя накормил, и легли оба соснуть.Выспавшись, мужик стал Мишку будить:
– Пора-де в другой раз перепахивать.
Нечего делать, принялся Мишка за дело! Как кончили пашню, медведь и говорит:
– Ну, мужичок, уговор лучше денег. Давай условимся теперь: на этот раз вершки твои, а корешки мои.
Ладно, что ли?
– Ладно,- сказал мужик.- Твои корешки, мои вершки!
Ударили по рукам.
На другой день пашню заборонили, посеяли пшеницу, прошли по ниве бороной и ещё раз тут же помянули, что теперь-де медведю корешки, а мужичку вершки.
Настала пора пшеницу убирать: мужик жнёт не покладаючи рук; сжал,обмолотил и на мельницу свёз. Принялся и медведь за свой пай: надёргал соломы с корнями целые вороха и пошёл таскать в лес к своей берлоге. Всю солому переволок, сел на пенёк отдохнуть да своего труда отведать. Пожевал соломки -нехорошо! Пожевал корешков - не лучше того!
Пошёл Мишка к мужику, заглянул в окно, а мужичок сидит за столом,пшеничные лепёшки ест, бражкой запивает да бороду утирает.
«Видно, уж моя такая доля,- подумал медведь,- что из моей работы проку нет: возьму вершки - вершки не годятся; возьму корешки - корешки не едятся!»
Тут Мишка с горя залёг в берлогу и проспал всю зиму, да уж с той поры не ходил к мужику в работу. Коли голодать, так лучше на боку лежать.

Народная сказка «Овца, лиса и волк»

У крестьянина из гурта бежала овца. Навстречу ей попалась лиса и спрашивает:

– Куда тебя, кумушка, бог несёт?

– О-их, кума! Была я у мужика в гурте, да житья мне не стало; где баран сдурит, а все я, овца, виновата! Вот и вздумала уйти куды глаза глядят.

– И я тоже! – отвечала лиса. – Где муж мой курочку словит, а все я, лиса, виновата. Побежим-ка вместе.

Чрез несколько времени повстречался им бирюк.

– Здорово, кума!

– Здравствуй, – говорит лиса.

– Далече ли бредёшь? Она в ответ:

– Куда глаза глядят! – да как рассказала про своё горе, бирюк молвил:

– И я также! Где волчица зарежет ягнёнка, а всея, бирюк, виноват. Пойдёмте-ка вместе.

Пошли. Дорогою бирюк и говорит овце:

– А что, овца, ведь на тебе тулуп-то мой? Лиса услышала и подхватила:

– Взаправду, кум, твой?

– Верно, мой!

– Побожишься?

– Побожусь!

– К присяге пойдёшь?

– Ну, иди, целуй присягу.

Тут лиса сметила, что мужики на тропинке поставили капкан; она привела бирюка к самому капкану и говорит:

– Ну, вот здесь целуй!

Только что сунулся бирюк сдуру - а капкан щёлкнул и ухватил его за морду. Лиса с овцой тотчас убежали от него подобру-поздорову.

Обучающие видеоролики, адаптированные под малышей, также являются удачным вариантом настроить карапузов на продуктивную работу.

Видео: мир диких животных

Схема подготовки конспекта занятия

Для успешного проведения занятия воспитателю необходимо учесть ряд методических рекомендаций, которые касаются не только собственно выполнения аппликации, но и составления плана работы над ней. И начать нужно с формулировки целей и задач занятия. Итак, в качестве целей работ над аппликацией в старшей группе можно выделить

  • формирование общих представлений о диких и домашних животных, их детёнышей;
  • продолжение работы над развитием умения переносить предметное изображение в плоскость;
  • закрепление представлений о цвете, величине, форме объекта;
  • воспитание терпения, а также способности доводить начатое дело до логического конца.

Задачи занятия по аппликации, посвящённой диким и домашним животным:

  • продолжать обучение малышей работать с ножницами, вырезая отдельные элементы заготовки;
  • закреплять навык аккуратного приклеивания;
  • воспитывать эмоционально положительного отношения к результатам собственного творческого процесса, а также к работам других детей;
  • формировать уважительное отношение к окружающему миру;
  • развивать моторику, в том числе мелкую, перцепцию, внимание, память, речь и мышление.

Чтобы занятие прошло на «пять», воспитатель должен чётко соблюдать хронометраж каждого этапа работы над аппликацией.

  • Вводная часть (6 минут). Это время для мотивации детей.
  • Основная часть занятия (18 минут). В это время включена не только работа над поделкой, но и перерыв на пальчиковую гимнастику, физкультминутку.
  • Подведение итогов. За последние 6 минут воспитатель подводит итоги (хвалит и благодарит карапузов за работу), а дети проводят небольшой самоанализ собственных результатов труда.

Пример конспекта занятия

Детский сад компенсирующего вида № 260 (г. Москва) «Домашние животные: кошка и собака» (фрагмент)

<… Дидактическая игра «Кто чем питается?»
На доску картинки: кость, рыба, молоко, сено, трава, пищевые отходы (ведро).
На доске дети ставят картинки к соответствующему животному, сопровождая свои действия речью: «Собака грызёт кость. Кошка лакает молоко, любит рыбу. Корова, лошадь, коза, овца едят траву (сено). Свинья отходы».
Игра «Отгадай детёныша».
Воспитатель называет взрослого домашнего животного, а дети называют их детёныша:
Кошка - котёнок
Собака - щенок
Свинья - поросёнок
Корова - телёнок
Лошадь - жеребёнок
Овца - ягнёнок
Коза - козлёнок
Физкультминутка
Воспитатель: «А сейчас мы с вами превратимся в кошечек. Вокруг себя повернись и в кошечку превратись!»
Дети: (выполняют движения в соответствии с текстом).
Села кошка под кусточек,Сыра скушала кусочек,Встала кошка, потянулась,Её шерстка развернулась.
У каждого ребёнка на столе лежит заготовка (два листа бумаги: один с нарисованным домом, а другой с нарисованными кошкой и собакой), карандаши, ножницы, клей.
Воспитатель: «Ребята! Посмотрите на наш лист бумаги, что нарисовано на нём?»
Дети: «На одном листе дом, а на другом кошка и собака»
Воспитатель: «Вспомните, где живёт у нас кошка?»
Дети: «В доме человека».
Воспитатель: «А где живёт собака?»
Дети: «В конуре».
Воспитатель: «У нас на нашем листе есть конура?».
Дети: «Нет».
Воспитатель: «Значит, что нужно сделать для собаки, что нужно нарисовать?».
Дети: «Конуру».
Дети берут карандаши и рисуют на листах бумаги с домом конуру для собаки.
Воспитатель: «Молодцы ребята! Мы с вами вспомнили, где живут наши питомцы, но теперь нужно вернуть их в домики. Что мы для этого сделаем?».
Дети: «Вырежем кошку и собаку, а потом приклеим».
Воспитатель: «С ножницами и клеем работаем аккуратно».
Дети вырезают кошку и собаку. Наклеивают каждого к своему домику (кошку рядом с домом человека, а собаку рядом с конурой). Воспитатель помогает детишкам по необходимости, а остальные выполняют самостоятельно.
Воспитатель: «Молодцы ребята! Посмотрите, но художник забыл раскрасить наших питомцев, давайте поможем ему».
Дети берут карандаши и раскрашивают домашних животных.
Анализ готовых работ.
Дети показывают друг другу свои работы. Оценивают их.
Итог занятия.
Воспитатель вместе с детьми вспоминает название занятия, тему, содержание.
Затем готовые работы выставляются на стенд>

Схемы и описания работы над аппликацией домашних и диких животных

Фотогалерея: готовые работы детей

Для выполнения этой поделки детям придётся потрудиться, скатывая ватные шарики В этой аппликации дети наклеивают детали на основу, а воспитатель «крепит» фигурку степлером, чтобы получились полосочки на шкурке Оригинальное применение обведёнными ручкам и ножкам можно найти в аппликации Из листьев разных пород деревьев можно составить целые картины
Такая аппликация может быть и преклеена на основу, и существовать в виде объёмной картины

Фотогалерея: шаблоны зверьков

Такую собачку довольно легко вырезать, так как у неё нет слишком мелких элементов Этот шаблон удобен для мозаичной аппликации Дети с удовольствием повторяют геометрические фигуры, работая с ними в рамках аппликации Такую черепашку нужно распечатывать цветной, а дети могут сами нарисовать на панцире пятна и заполнить их, например, гречневой крупой Для выполнения слона потребуется вырезать довольно мелкие детали Пятна на корове можно выполнить из бархатной бумаги

Домашние животные

Рассмотрим примеры выполнения аппликации самых «популярных» домашних животных.

«Собака»

Это пример мозаичной аппликации, в которой дети засыпают контур рисунка крупой: пшеном, гречкой, рисом, а также используют горох.

Инструкция:

  1. Дети получают шаблон с изображением собаки, клей ПВА и отдельные мисочки с крупой и горохом.
  2. Малыши намазывают клеем сначала небольшие для заполнения участки.
  3. Начинают с засыпания гороха на заднюю лапу.
  4. После этого приступают к рису, которым заполняются глаз и пятнышко на груди.
  5. Гречкой засыпаем нос, ухо и пятно на боку.
  6. В завершение пшеном заполняем оставшееся пространство.

«Кошка»

Фигура домашнего животного выполнена в смешанной технике: к элементам из цветной бумаги добавляем объёмные детали из ваты.

Инструкция:

  1. Ребята получают шаблоны (фигурку кошки и облаков белого цвета).
  2. Затем на полоске бумаги зелёного цвета делают бахрому - траву.
  3. Малыши приклеивают травку на основу.
  4. После чего располагают на листе шаблоны кошки и облаков.
  5. Намазывают фигурки клеем и кусочками ваты заполняют их.
  6. Дорисовывают цветы (дополнительное задание).
  7. Из кусочков цветной бумаги вырезают усики, рот и глазки для кошки.

По такой же технологии можно выполнить поделку «Овечка».

Дикие животные

Для выполнения аппликаций диких животных лучше брать крупных представителей фауны или хорошо знакомых, чтобы детям было проще запомнить и учесть все детали их внешнего вида.

«Ёжик»

Эта аппликация в классическом исполнении создаётся из природного материала - листьев. Для усложнения детям предлагается дорисовать мордочку ежа.

Инструкция:

  1. Малыши получают заготовку - фигурку ежа.
  2. Дети приклеивают её на основу.
  3. Фломастером чёрного цвета дорисовывают нос, глаз и рот.
  4. Наносят клей на «спинку».
  5. Выкладывают листья в несколько слоёв, направляя их вверх.

«Белка»

Обрывная аппликация знакома детям ещё с младшей группы. Но в старшей она усложняется тем, что некоторые элементы изображения малышам приходится дорисовывать.

Инструкция:

  1. Ребята готовят материал - нарывают на мелкие кусочки разрезанную на полоски бумагу оранжевого цвета.
  2. Затем получают лист-основу с контурами белочки.
  3. Прорисовывают усы, нос и глаз (эти детали могут быть уже прорисованы на шаблоне).
  4. Намазывают фигурку клеем и аккуратно располагают обрывки в пределах контура.
  5. При необходимости дорисовывают деревья (ёлки), фон, а также дополняют картину желудями (нарисованными или сделанными в виде накладной аппликации).

«Зайчик»

Для выполнения этой аппликации потребуются ватные диски, цветная бумага, вата и крупинки пенопласта.

Инструкция:

  1. На лист-основу дети приклеивают ватный диск.
  2. Из ещё одного диска вырезают овал - мордочку зайца.
  3. Овалы чуть меньшего размера - ножки.
  4. Из кусочков ваты делаем снег под лапками и небольшой хвостик.
  5. Сложенные пополам диски - ушки.
  6. Разрезанные пополам диски - сугробы под ёлками.
  7. Ёлки могут быть сложенными в технике оригами объёмными фигурами или же вырезанные картинки.
  8. Из диска делаем кружок меньшего диаметра, красим его в жёлтый цвет - это солнце.
  9. Наносим несколько капель клея на фон и «рассыпаем» пенопласт-снег.

«Лиса»

Сложность этой поделки в том, что детям нужно аккуратно вырезать несколько симметричных деталей разного размера, в том числе и очень маленькие для ушек

Пример накладной аппликации, иллюстрирующей сказку «Колобок». Выполнена из деталей-геометрических фигур.

Инструкция:

  1. Из листа оранжевого цвета дети вырезают два равнобедренных треугольника. Для этого можно предложить им сложить лист пополам и отрезать по диагонали фигуру, начиная с нижнего края.
  2. Разгибаем фигуру, повторяем операцию ещё раз, но нам этот раз линия отреза должна быть чуть меньше.
  3. Следующая деталь - хвост. Треугольник должен быть узким, но длинным.
  4. И в завершении подготовки деталей - ушки - два маленьких симметричных треугольника.
  5. Приклеиваем детали на основу.
  6. Вырезаем круг-колобок, приклеиваем к носу лисы.
  7. Дорисовываем точку носика, глазки и мордочку Колобка.

«Медведь»

Так, нелюбимая многими карапузами овсянка может стать очень удобным материалом для аппликации «Белый медведь».

Инструкция:

  1. Дети получают листы бумаги с изображением медведя, вырезают по контуру.
  2. Наклеивают картинку на основу.
  3. Намазывают фигурку клеем и засыпают овсяными хлопьями.
  4. Из пластилина чёрного цвета делают нос и глаз.

Кстати, этого жителя севера можно превратить в бурого медведя. Для этого овсянку нужно после наклеивания промазать коричневой краской (акварелью).

Варианты аппликаций

Для каждого из зверей можно сделать дом.

«Собачья конура»

Эта аппликация представляет собой комбинацию геометрических фигур.

Инструкция:

  1. Дети вырезают по контурам квадрат, треугольник и небольшой круг.
  2. Наклеивают на основу квадрат.
  3. Сверху - треугольник.
  4. На квадрат - круг.

    Для выполнения аппликации «Животные на ферме» лучше использовать коллаж, которая также очень хорошо развивает навык аккуратного вырезания и наклеивания деталей, но при этом экономит время занятия

    Это может быть коллективная аппликация в технике коллаж с элементами рисунка.

    Инструкция:

    1. Каждый ребёнок получает задание вырезать фигурку животного.
    2. Воспитатель объясняет, какую зверушку куда приклеивать.
    3. Затем малыши дорисовывают красками травку, облака и солнце.

    Если аппликация коллективная, то дорисовывать основу может взрослый или ребёнок, если время занятия позволяет.

    «Животные для зоопарка: Бегемот»

    Из разных животных можно составить целый зоопарк. Эта аппликация может быть групповой. При этом основа будет общая, например, белый лист с контурами заборов, а животные станут продуктом индивидуального творчества.

    Инструкция:

    1. Из бумаги синего цвета вырезаем 4 круга.
    2. Из бумаги серого цвета - 2 круга.
    3. 2 синих приклеиваем в линию.
    4. 2 других располагаем чуть ниже и накладываем друг на друга слегка.
    5. Накладываем на них серый.
    6. Чуть выше располагаем ещё один серый.
    7. Из бумаги синего цвета вырезаем овал.
    8. Приклеиваем его на пересечении серых.
    9. Из бумаги серого цвета вырезаем маленькие ушки, а из белой бумаги - глазки.
    10. Приклеиваем эти элементы.
    11. Дорисовываем мордочку и зрачки.

    «Животные для зоопарка: Верблюд»

    Для выполнения этой аппликации потребуется несколько ниток пряжи серого цвета.

    Инструкция:

    1. Дети по контуру вырезают фигуру верблюда.
    2. Приклеивают её на основу.
    3. Наклеивают кусочки пряжи на голову, шею, задние ноги и хвост верблюда.
    4. Для воссоздания обстановки обитания животного можно вырезать из бумаги зелёного цвета несколько овалов-кактусов.
    5. Иголки делаем из бумаги более насыщенного оттенка, вырезая их в виде коротких полосок.

    «Животные для зоопарка: Жираф»

    Для этой аппликации нам потребуется использование накладной и обрывной техник выполнения поделки. Причём последняя при кажущейся простоте - ведь её осваивают уже в младшей группе - усложняется тем, что кусочки бумаги нужно расположить на узком контуре (на шее жирафа).

    Инструкция:

    1. Дети получают листы жёлтой бумаги с контурами жирафа.
    2. Вырезают животное.
    3. Наклеивают на основу.
    4. Из бумаги коричневого цвета нарывают кусочки, которыми имитируют окрас жирафа.
    5. Также вырезают хвост, глаза, «рожки».
    6. Коричневым фломастером дорисовывают нос и рот.
    7. Из зелёной бумаги вырезают листья пальмы, а из коричневой - треугольные элементы ствола.
    8. «Собирают» пальму.
    9. Дополняют картинку солнцем или облаками.
    10. В старшей группе аппликации, посвящённые изучению домашних и диких животных, позволяют не только комбинировать все изученные техники выполнения поделки, но и создавать интересные групповые выставки, коллажи или стенгазеты из работ малышей. Причём назначение этих работ не только эстетическое, но и познавательное. Таким способом ребята закрепляют знания об обитателях фермы, зоопарка, а также запоминают внешний облик зверей.

Всем детям нравится такой тип рукоделия, как аппликация. Животные пользуются большим спросом в любой технике. Бумажные объемные модели применяют в играх, плоское изображение повышает у ребенка уверенность в собственных силах, а тканевые макеты не только украшают одежду, но и используются как дидактический материал.

Классический тип аппликации

Сначала дети знакомятся с бумажной аппликацией. Она бывает плоской, а также объемной. Маленькие дети к картону наклеивают детали животного. Например, шаблон для раскрасок распечатываете, разрезаете детали, переводите на цветную бумагу. Животных можно конструировать при помощи геометрических фигур, что развивает у детей воображение.

Необычно смотрится Животные из бумажных шариков, полосок, вызывают бурный интерес у детей. Например, чтобы сделать слона, на картоне намечаете овальное туловище. Приклеиваете полоски-ноги. Берете бумагу больше туловища на два сантиметра, отрезаете с широким хвостом.

Мнете, хвостик скручиваете, туловище расправляете, приклеиваете. Так же мнете, приклеиваете круглые уши, голову с хоботом. Поверх декорируете травкой (надрезанный тонкими полосками отрезок зеленой бумаги). Если делаете образ с шариками или полосками, то просто заклеиваете шаблон разноцветными элементами.

Аппликация из листьев: животные

Листья являются благодатным материалом для поделок. Собираете по лету, осени разнообразный природный материал (семена, листья, колосья, желуди, семечки, цветы), сушите (как гербарий или в песке), замачиваете в глицерине. Листья первым способом получаются очень ломкими, а глицерин придает мягкость, гибкость, но изменяет цвет.

Любая (животные, пейзаж, люди, рыбы, птицы) развивает воображение, мышление, логику. Ребенок узнает больше о растительном мире, свойствах природного материала, способах взаимодействия с ним.

Вот несколько вариантов изготовления грызунов. Для мышки понадобятся листья березы, клевера, карагача, семена укропа или льна, травинки. Приклеиваете березовый лист хвостиком вниз (это будет туловище). Маленький лист карагача без хвостика располагаете на туловище. Приклеиваете клеверные ушки, а потом голову из карагача. Семена используете при формировании глаз, носа, а трава пригодится для усов. Получается мышь в анфас.

Если лист головы расположить перпендикулярно туловищу, то мышка будет в профиль. Соответственно приклеиваете лапки, хвост, ушки, глаз, нос. При необходимости форму листа корректируете ножницами.

Тканевая аппликация: животные

Тканевые аппликации чаще используются как декор одежды, покрывал, сумок, резинок. Принцип работы как с бумажной поделкой:

  • распечатываете шаблон раскраски (например, пса);
  • разрезаете детали;
  • все детали переводите на ткань;
  • обметайте края туловища;
  • мылом наметьте расположение головы, кости;
  • пришейте обметочным швом кость к туловищу;
  • далее пришейте глаза, брови, нос;
  • затем обметайте края головы, кости;
  • соедините все детали.

Получилась объемная аппликация. Домашние животные, собранные на покрывале, пледе, ковре, не только украшают детскую комнату, но и позволяют расширять знания о животном мире. При этом процесс можно упростить.

Выбираете самые элементарные шаблоны, переводите на одну ткань целиком. Затем к лоскуту пришиваете животное, а потом тем же обметочным швом выделяете линии, части морды, меняя цвета ниток. Далее эти квадраты с аппликацией сшиваете с основной тканью. Обратите внимание, что цвет материи может не совпадать с окраской реального животного.

Нестандартная аппликация

Пробуйте с ребенком делать разные техники. Например, слона из фетра в геометрическом стиле (круглая голова, овальные глаза, прямоугольный хвост и хобот, квадратные двуцветные уши, ромбовидные ноги, трапециевидное двуцветное туловище).

Или образ утенка нарисуйте на картоне. Глаз, клюв, лапы приклейте из семян, а голову с туловищем покройте пшеном. Также можно сделать белых медведей из теста, зайцев из манной крупы, ежиков из гречки или семечек подсолнуха. Даже малышей привлекает «крупяная» аппликация "Животные".

Как из лоскутков?

Разложите все лоскутки, по цветовой гамме определитесь с образом животного. Сделайте лекало из бумаги и ткани, соедините детали на картоне, приклейте нижние слои, потом верхние детали. Оформите фон, рамку.

Для этой техники можно использовать специальную импортную ткань, которая не крошится и приклеивается к материалу горячим утюгом. Стоит она дорого, поэтому тренироваться можно на простом хлопке.

Вязаная аппликация

Для рукодельниц привлекательна вязаная аппликация. Животные получаются яркими, необычными, разноцветными. Образ можно связать крючком и спицами. Самый быстрый вариант - это цельный шаблон перевести на вязаное полотно, обшить его обметочным швом, срезать лишнее.

Качественный вариант - найти схему животного и связать. Но крючком можно связать по лекалу. К примеру, вывязываете туловище, ошейник, ухо, хвост, пятно, нос собаки. Сшиваете детали, вышиваете глаз, рот, обвязываете края.

Или вот вариант поэтапного вязания мышонка. Свяжите круг для туловища. Места соединения головы и хвоста заколите булавками. Последний край обвяжите столбиком без накида, параллельно связав хвост, дойдя до головы. Теперь на отмеченных петлях вяжете круг, сокращая количество петель к мордочке. Вывязываете круглое ухо из двух цветов, пришиваете к голове. Вышиваете глаз, нос. Таким образом, довязывая круг в тех или иных местах, можно получить сову, цыпленка, воробышка, улитку, черепаху, мордашки животных и т. д.

Выводы

Любая аппликация на тему "Животные" украсит интерьер дома, одежду, подушки, покрывала, развивающие книжки и пособия. Просто учитывайте возраст, интерес и способности ребенка, а также заранее заготовьте нужный материал.


Close