Что такое задняя бабка токарного станка. Основные части и узлы токарного станка
К атегория:
Токарное дело
Основные части и узлы токарного станка
Токарный станок, оснащенный специальным устройством для нарезания резьбы, называется токарно-винторезным.
На рис. 1 изображен общий вид токарно-винторезного станка 1К62.
Станина - массивное чугунное основание, на котором смонтированы основные механизмы станка. Верхняя часть станины имеет две плоские и две призматические направляющие, по которым перемещаются суппорт и задняя бабка. Станина установлена на двух тумбах. Передняя бабка - чугунная коробка, внутри которой расположены главный рабочий орган станка - шпиндель и коробка скоростей. Шпиндель представляет собой полый вал. На правом конце шпинделя крепятся приспособления, зажимающие заготовку. Шпиндель получает вращение от расположенного в левой тумбе электродвигателя через клиноременную передачу и систему зубчатых колес и муфт, размещенных внутри передней бабки. Этот механизм называется коробкой скоростей и позволяет изменять частоту вращения (число оборотов в минуту) шпинделя.
Суппорт - устройство для закрепления резца и обеспечения движения подачи, т. е. перемещения резца в различных направлениях. Движение подачи может осуществляться вручную или механически. Механическое движение подачи суппорт получает от ходового вала или ходового винта (при нарезании резьбы).
Суппорт состоит из каретки, которая перемещается по направляющим станины, фартука, в котором расположен механизм преобразования вращательного движения ходового вала и ходового винта в прямолинейное движение суппорта, механизма поперечных салазок, механизма резцовых (верхних) салазок, механизма резцедержателя.
Коробк а подач представляет собой механизм, передающий вращение от шпинделя к ходовому валу или ходовому винту. Она позволяет изменять скорость движения подачи суппорта (величину подачи). Вращательное движение в коробке подач передается от шпинделя через реверсивный механизм и гитару со сменными зубчатыми колесами. Гитара предназначена для настройки станка на требуемую величину подачи или шаг нарезаемой резьбы путем установки соответствующих сменных зубчатых колес. Задняя бабка предназначается для поддержания конца длинных заготовок в процессе обработки, а также для закрепления и подачи стержневых инструментов (сверл, зенкеров, разверток).
1. ОБЩИЙ ВИД ТОКАРНО -ВИНТОРЕЗНОГО СТАНКА 1К62: 1 - передняя бабка с коробкой скоростей, 2 - гитара сменных колес, 3 - коробка подач, 4 - станина, 5 - фартук, 6 - суппорт, 7 - задняя бабка, 8 - шкаф с электрооборудованием
Электрооборудование станка размещено в шкафу. Включение и выключение электродвигателя, пуск и остановка станка, управление коробкой скоростей и коробкой подач, управление механизмом фартука и т. д. производится соответствующими органами управления (рукоятками, кнопками, маховичками). Для закрепления заготовок на токарном станке применяют: патроны, планшайбы, цанги, центры, хомутики, люнеты, оправки. Для контроля точности обработки деталей токарь использует штангенциркули, микрометры, калибры, шаблоны, угломеры и другие измерительные инструменты.
Все части токарного станка установлены на прочной основе - станине. Та часть станка, которая держит и вращает деталь, называется передней бабкой. В ее корпусе имеется шпиндель со ступенчатым шкивом на одном конце и патроном - на другом.
1 - станина; 2 - передняя бабка; 3 - задняя бабка; 4 - суппорт.
У мощных скоростных станков, которыми оснащены наши заводы, шкив заменен коробкой скоростей. На другом конце станины находится задняя бабка, которая удерживает правый конец детали при обработке в центрах. В верхней части корпуса задней бабки находится пиноль, двигающаяся влево и вправо с помощью маховичка с винтом и гайки.
В коническое отверстие в передней части пиноли вставляется центр. В случае надобности сюда же можно устанавливать сверла, развертки и другой инструмент.
Заднюю бабку можно передвигать по направляющим станины, устанавливая ее на нужное расстояние, в зависимости от размеров обрабатываемой детали.
Между передней и задней бабками помещается суппорт с резцодержателем. Нижняя часть суппорта, называемая кареткой или продольными салазками, скользит по направляющим станины, перемещая резец вдоль обрабатываемой детали.
Резцодержатели: а - резцодержатель для мелких работ, б - резцодержатель для средних.
Поперечное движение резца осуществляется с помощью поперечных салазок, в верхней части которых помещается поворотная часть суппорта. Она, как и станина, имеет направляющие, по которым двигаются верхние салазки суппорта с резцодержателем.
Резцодержатель может быть устроен по-разному, и это зависит от величины нагрузки, действующей на резец. На следующем рисунке изображены резцедержатели, употребляемые для легких и средних работ.
Обычно же на станках средних размеров ставятся резцовые головки, позволяющие закреплять одновременно четыре резца. Для поворота головки нужно отвернуть рукоятку или гайку в верхней ее части.
В качестве двигателя для станка используют электромотор, соединенный со ступенчатым шкивом приводным ремнем из кожи или прорезиненной материи.
Ременная передача работает хорошо, когда ремень достаточно натянут и охватывает большую часть шкива. Для хорошего натяжения ремня у легкого настольного станка можно сделать приспособление, изображенное на следующем рисунке:
Приспособление для натяжения ремня у настольных станков
В конструкции металлообрабатывающих станков различных типов есть много общего, ведь в основу их работы положен принцип резания. Знание устройства облегчит эксплуатацию оборудования, поэтому остановимся подробнее на основных деталях и компонентах.
Общая информация о металлорежущих станках
основные типы металлорежущих станков: 1 — токарно-винторезный; 2 — зубо-долбежный; 3 — горизонтально-расточный; 4 — вертикально-фрезерный; 5 — точильно-шлифовальный; 6 — продольно-строгальный двухстоечный; 7 — вертикально-сверлильный; 8 — круглошлифовальный
Металлорежущие станки предназначены для обработки болванок в размер методом послойного снятия стружки. Обработка осуществляется инструментами абразивного или лезвийного типа.
Чтобы с помощью резака придать необходимую форму заготовке, требуется создать их взаимное движение по заданным правилам. Сочетание узлов и механизмов должно обеспечивать два основных типа движения: подачи и резания. Работает оборудование от электрической тяги. Узлы передачи преобразуют движение и подают от мотора на исполнительный инструмент.
Рабочими или исполнительными органами называются инструменты, непосредственно производящие процесс резки, к ним крепятся резцы. Запуск электродвигателя, остановка и изменение скоростей движения производится органами управления. Большинство узлов и механизмов металлорежущего оборудования осуществляют идентичные функции, хотя устройство их может быть различным.
Основные узлы и компоненты
токарно-винторезный станок: 1 — станина; 2 — передняя бабка с шпинделем; 3 — задняя бабка; 4 — коробка подач; 5 — фартук; 6 — суппорт; 7 — ходовой винт; 8 — ходовой вал; 9 — патрон; 10 — резцедержатель
Главный привод — подает болванке или резцу движение соответствующих параметров для выполнения резания. Как правило, движение вращения поступает через главный привод на шпиндель, где зафиксирована болванка или резец. Чтобы контролировать скорость движения главного привода используют:
- коробки передач;
- коробки скоростей;
- вариаторы;
- бесступенчатые системы регулировки.
Привод подачи — он используется для передвижения резца вдоль или вокруг болванки, придавая ей необходимую форму.
Привод позиционирования — его задача передвижение механизма из одной точки в другую. Он задействуется, например, при выработке ряда параллельных выемок, отверстий или поверхностей, находящихся на одной детали. В токарных и фрезерных станках с ЧПУ главный привод сочетает в себе эту функцию.
Несущая система — это набор определенных, скрепленных между собой деталей. Стыки между ними могут быть фиксированными и подвижными. Этот узел отвечает за взаиморасположение обрабатываемой детали и инструмента во время работы.
Манипуляторы — автоматизируют вспомогательные процессы: зажим, подачу, поворот болванки, замену резца, отведение пыли. Современные станки с программным управлением оснащаются несколькими манипуляторами или одним универсальным, который управляется ЧПУ.
Узел измерительных и контрольных приспособлений — создан для контроля над выполнением основных задач. Эти устройства следят за состоянием основных механизмов, размерами болванки и готовой детали. В наиболее автоматизированных станках данные контроля передаются в узел управления, который подает сигналы для корректировки.
Детализация основных узлов
Станина предназначена для правильного и устойчивого расположения основных узлов (бабок) во время любых нагрузок при эксплуатации. В металлорежущих станках станина может иметь вертикальное или горизонтальное положение. Основные требования к станине любой конструкции:
- устойчивость к вибрации;
- жесткость;
- термостойкость.
В большинстве случаев станины и бабки изготавливают из серого чугуна, который может обеспечить все необходимые характеристики. Также используют углеродистую сталь и бетон (устойчив к скачкам температуры).
Многие типы станков оснащаются траверсой или поперечной балкой, передвигающейся по вертикальным рельсам. На траверсе есть горизонтальные рельсы, по которым передвигаются мобильные узлы. Таким механизмом оснащаются продольно-фрезерные, токарно-карусельные, строгальные, радиально-сверлильные станки. Двухстоечные токарно-карусельные станки дополнительно оборудованы порталом — перекладиной между верхними точками стоек. Портал придает конструкции дополнительную жесткость.
Направляющие — имеют большое значение для точности выполнения деталей, по ним передвигаются мобильные узлы.
Существует несколько разновидностей направляющих:
- качения;
- скольжения;
- комбинированные.
Направляющие быстро изнашиваются, поэтому к подбору материала и изготовлению этих узлов повышенное внимание. Используются серый чугун, сталь, бронза, пластики, композиты.
Шпиндельный узел
Этот механизм является одним из самых важных в токарном станке, он обеспечивает основное движение — резание. Шпиндельный узел располагается в передней бабке и может иметь различную конструкцию.
Главные параметры шпиндельного узла передней бабки:
- точность — определяется степенью биения, которая должна быть в определенных пределах. Величины биения устанавливаются с учетом класса точности;
- виброустойчивость — это основной динамический узел, вызывающий колебания бабки и всего станка. Виброустойчивость определяется частотой колебаний конца шпинделя и должна быть у особо точных моделей более 600 Герц, у обычных — более 250 Герц;
- жесткость — будучи компонентом несущей системы, шпиндель влияет на суммарную жесткость;
- сопротивление нагреву — опоры шпинделя, расположенные в передней бабке — это основной источник выделения тепла в станке. От опор тепло постепенно расходится по стенкам бабки, провоцируя ее перекос относительно основания;
- долговечность — она зависит в основном от вида опор и определяет срок использования шпинделя без потери точности.
Видеоролик о точных размерах узлов и деталей токарного станка:
Несмотря на разнообразие типов, конструкций и размерив станков токарной группы, они имеют общие узлы, и детали которые рассмотрим на примере современного токарно-винторезного станка, изображенного на рис.
Основными узлами токарно-винторезного станка являются станина, передняя
бабка, задняя бабка, коробка подач, фартук и суппорт.
Станина служит для монтажа на нее основных узлов станка, причем суппорт и задняя бабка могут перемещаться вдоль станины по направлению.
Передняя бабка служит для закрепления обрабатываемой детали и передачи ей
вращения. В передней бабке смонтирована коробка скоростей и шпиндель.
Задняя бабка служит для поддержания другого конца обрабатываемой детали; используется также для установки сверла, зенкера, развертки и других инструментов.
Коробка подач станка предназначена для передачи вращения ходовому винту или ходовому валу, а также для изменения числа их оборотов.
Фартук служит для преобразования вращательного движения ходового вала и ходового винта в прямолинейное движение суппорта.
Суппорт предназначен для перемещения резца, закрепленного в резцедержателе, в продольном, поперечном и наклонном направлениях.
Изображенный на рис. станок имеет ходовой вал и ходовой винт и называется токарно-винторезным. Свое название он получил потому, что на нем, помимо всех обычных токарных работ, можно нарезать резьбу резцом.
Станок без ходового винта называется просто токарным. На токарном станке можно производить различные токарные работы, кроме нарезания резьбы резцом.
Станина изготовляется из чугуна и состоит из двух продольных стенок соединенных для большей жесткости поперечными ребрами. На одном конце станины закрепляют переднюю бабку, а на другом устанавливают заднюю бабку. Заднюю бабку можно перемещать по направляющим вдоль станины и закреплять в требуемом положении. По направляющим станины перемещается также нижняя плита суппорте, называемая кареткой. Крайние направляющие станины, по которым перемещается каретка, обычно имеют призматическую форму. Одна из внутренних направляющих, по которой передвигают заднюю бабку имеет плоскую поверхность. Направляющие станины должны быть точно обработаны и строго прямолинейны и параллельны, так как от этого зависит точность обработки деталей.
ПЕРЕДНЯЯ БАБКА
Назначение передней бабки - закреплять обрабатываемую деталь и передавать ей вращательное движение.
Наиболее ответственной частью передней бабки является шпиндель. Шпинделем называется основной вал коробки скоростей. Шпиндель передает вращение обрабатываемой детали при помощи кулачкового или поводкового патрона, навертываемого на правый нарезанный конец шпинделя. Для приведения шпинделя во вращение, а также для изменения числа его оборотов в минуту в корпусе передней бабки имеется особый механизм.
В современных токарных станках таким механизмом является коробка скоростей. Она расположена внутри чугунного корпуса передней бабки и состоит из ряда
зубчатых колес, валов и других деталей.
От электродвигателя при помощи ремня вращение передается на приводной шкив. Шкив свободно сидит на валу коробки скоростей. Внутри шкива находится муфта включения. Если посредством пусковой рукоятки включить муфту, то шкив соединится с валом коробки скоростей и приведет его во вращение.
На валу сидит блок зубчатых колес, который может перемещаться по шпонке вдоль вала при помощи рукоятки. В правом положении блока колесо сцепляется с колесом; в среднем положении - колесо с колесом и в левом положении - колесо с колесом. Колеса, сидящие на валу, жестко скреплены с этим валом. Заметим, что числа зубьев сцепляемых зубчатых колес во всех трех случаях различны. Поэтому, несмотря на то, что вал имеет постоянное число оборотов, валу можно сообщить три различных числа оборотов в минуту в зависимости от того, какая пара зубчатых колес находится в сцеплении.
Колеса оцеплены соответственно с колесами, свободно сидящими на шпинделе. Чтобы шпиндель получил вращение, нужно сцепить находящуюся на нем двустороннюю зубчатую муфту с одним из зубчатых колес, для чего торцы их снабжены зубьями (кулачками). Муфта, перемещаемая рукояткой по шпонке шпинделя всегда соединена со шпинделем. Следовательно, соединение муфты с любым из двух колес вызывает соединение этого колеса со шпинделем.
Допустим, что муфта включена вправо. Это значит, что, вращение шпинделю передается через зубчатые колеса. При этом в соответствии с тремя положениями рукоятки шпиндель получает три различных числа оборотов. Если муфта включена влево, то передача происходит через другие колеса. В соответствии с теми же тремя положениями рукоятки шпиндель получает три других числа оборотов. Таким образом, шпиндель получает всего шесть различных чисел оборотов путем переключения рукояток, расположенных на наружной стенке передней бабки.
Как надо повернуть рукоятки для получения требуемого числа оборотов шпинделя, указано на металлической табличке, прикрепленной, к стенке передней бабки.
ЗАДНЯЯ БАБКА
Корпус задней бабки расположен на плите, передвигаемой по направляющим станины. В отверстии корпуса может продольно перемещаться пиноль с закрепленной в ней гайкой. С переднего конца пиноль снабжена коническим отверстием, в которое вставляется центр, а иногда хвостовая часть сверла или развертки. Перемещение пиноли производится посредством маховичка, вращающего винт; винт при вращении перемещает гайку, а вместе с ней и пиноль.
Чтобы при вращении маховичка пиноль не проворачивалась, она имеет (внизу) шпоночную канавку, в которую входит шпонка, заложенная в корпус задней бабки. Рукоятка служит для закрепления пиноли в корпусе бабки. Оси шпинделя станка и пиноли задней бабки должны совпадать; для установки пиноли по оси шпинделя служит винт. (Посредством винта можно смещать корпус относительно плиты в поперечном направлении, к чему прибегают иногда при точении пологих конусов.
Для обтачивания в центрах деталей разной длины перемещают плиту вместе с корпусом задней бабки вдоль станины и закрепляют в нужном положении зажимными болтами или с помощью эксцентрикового зажима и скобы. Рукояткой поворачивают эксцентриковый валик и отпускают или затягивают скобу, Отпустив скобу, передвигают заднюю бабку и, установив её в нужном положении, снова затягивают скобу.
Чтобы удалить задний центр из конического отверстия пиноли, вращают
маховичок таким образом, чтобы втягивать пиноль в корпус задней бабки до
отказа. В крайнем положении конец винта выталкивает центр.
МЕХАНИЗМ ПОДАЧИ
Движение подачи сообщается режущему инструменту с целью распространить
постепенно процесс резания на всю обрабатываемую поверхность детали.
Продольная подача направлена вдоль оси шпинделя станка; поперечная -перпендикулярно этой оси. Величиной подачи называется длина перемещения резца за один оборот шпинделя; измеряется она в миллиметрах.
Механическое движение подачи суппорт получает от ходового винта или ходового вала. Они, в свою очередь, приводятся в движение от шпинделя станка через ряд зубчатых колес.
На конце шпинделя закреплено зубчатое колесо, с которым посредством рычага можно сцеплять либо зубчатое колесо, либо зубчатое колесо. Зубчатое колесо находится постоянно в зацеплении с колесом и с колесом. Если, повернув рычаг вниз, сцепить с зубчатым колесом колесо, то вращение колесу будет передаваться через два промежуточных колеса. Повернув рычаг вверх, сцепляют колес непосредственно с колесом. В этом случае колесо 4 получит вращение только через одно промежуточное зубчатое колесо, следовательно, оно будет вращаться в ином направлении, чем в первом случае.
Рассмотренный механизм носит название трензеля. Он широко распространен в токарных станках старых типов и предназначен для изменения направления подачи. Если рычаг закрепить в среднем положении, то зубчатые колеса не сцепляются с колесом, и механизм подачи будет выключен.
Трензель обычно помещается внутри корпуса передней бабки. Конец вала, на котором сидит зубчатое колесо, выступает наружу. На него можно насадить колесо другое колесо, от которого вращение передается колесам иным колесам. От колеса получает вращение ходовой, винт или ходовой вал. Эти четыре зубчатых колеса являются сменными, т. е. их можно снимать со станка и заменять другими с иными числами зубьев.
Подбивая соответственным образом числа зубьев этих колес, можно получить требуемую скорость вращения ходового вала или ходового винта. Чтобы установленные зубчатые колеса могли сцепляться между собой, сначала передвигают ось колес вдоль прямого паза приклона гитары, пока колесо не войдет в зацепление с колесом. Затем закрепляют эту ось в пазу болтом и, поворачивая приклон, сцепляют колеса. Наконец, закрепляют гитару болтом. При установке сменных колес нужно оставлять возможно малый, но ясно ощущаемый при покачивании зазор между их зубьями. Плотное соединение может привести к поломке зубьев.
В станках, не имеющих коробки подач, зубчатое колесо обычно расположено на ходовом винте, сообщающем подачу суппорту. В более совершенных станках это колесо устанавливают на первом валике коробки подач.
Коробка подач служит для изменения скорости вращения ходового винта и ходового вала, т. е. для изменения величины подачи. Если станок не имеет коробки подач, то изменение величины подачи производят только сменой зубчатых колес на гитаре. Это весьма неудобно, так как отнимает много времени, но применяется этот способ и в современных токарных станках при нарезании точных резьб, помимо коробки подач.
Первый валик коробки подач получает вращение от сменных зубчатых колес гитары. Этот валик имеет длинную шпоночную канавку, в которой скользит шпонка зубчатого колеса, расположенного в рычаге. Рычаг несет ось, на которой свободно вращается зубчатое колесо, постоянно сцепленное с колесом (Посредством рычага колесо вместе с колесом можно перемещать вдоль валика; поворачивая рычаг, можно сцепить колесо с любым из десяти зубчатых колес, закрепленных на валике. Рычаг может занимать десять различных положений по числу зубчатых колес. В каждом из этих положений рычаг удерживается штифтом, входящим в одно из отверстий передней стенки
коробки подач.
При каждом положении рычага 4, благодаря сцеплению колеса 6 с каким-либо колесом из комплекта, получает другую скорость вращения валик. На правом конце этого валика, на шпонке, расположено передвижное зубчатое колесо имеющее на правом торце ряд выступов. В левом положении колесо сцеплено с колесом, закрепленным на ходовом валу. Если колесо сместить вправо вдоль валика, то оно выйдет из зацепления с колесом и торцовыми выступами сцепится с кулачковой муфтой, жестко сидящей на ходовом винте. При этом валик будет непосредственно соединен с ходовым винтом. При включении ходового винта ходовой вал остается неподвижным; наоборот, при включении ходового вала остается неподвижным ходовой винт.
На стенке коробки подач обычно имеется табличка, указывающая, какая подача или какой шаг резьбы получается при каждом из десяти положений рычага при определенном подборе зубчатых сменных колес гитары
Нижняя плита суппорта, называемая кареткой, или продольными салазками, может перемещаться по направляющим станины механически или вручную и дает резцу движение в продольном направлении. На верхней поверхности каретки имеются направляющие в форме ласточкина хвоста, расположенные перпендикулярно к направляющим станины. По направляющим каретки могут перемещаться механически или вручную поперечные салазки, посредством которых резец получает движение, перпендикулярное к оси шпинделя.
На верхней поверхности поперечных салазок расположена поворотная часть суппорта. Отвинтив гайки, можно повернуть эту часть суппорта под нужным углом относительно направляющих станины и затем снова затянуть гайки. На верхней поверхности поворотной части имеются направляющие в форме ласточкина хвоста, по которым при вращении рукоятки могут перемещаться верхние салазки суппорта.
Резцедержатели. На верхних салазках суппорта установлен резцедержатель или резцовая головка, в которой винтами можно закрепить резец.
Резцедержатели бывают различных конструкций. На легких станках применяется одноместный резцедержатель. Он представляет собой цилиндрический корпус, в прорезь которого вставляется резец и закрепляется болтом. Резец опирается на подкладку, нижняя сферическая поверхность которой соприкасается с такой же поверхностью кольца. Такое устройство позволяет наклонять подкладку с резцом и устанавливать его режущую кромку по высоте центров. Нижняя часть резцедержателя, имеющая Т-образную форму, вставляется в паз верхней части суппорта. Закрепление резца в резцедержателе данного типа производится быстро, однако недостаточно прочно; поэтому его применяют главным образом для мелких работ. Более прочно закрепляют резец в резцедержателе. Резцедержатель, снабженный Т-образным сухарем, закрепляют на верхней части суппорта гайкой. Для регулирования положения режущей кромки резца по высоте в резцедержателе имеется подкладка, нижняя сферическая поверхность которой опирается на такую же поверхность колодки резцедержателя. Закрепляют резец двумя болтами. Резцедержатель этого типа применяется как на малых, так и на крупных станках.
На средних токарных станках применяют преимущественно четырехгранную поворотную резцовую головку, позволяющую закрепить сразу четыре резца, которыми можно работать поочередно. Для этого нужно повернуть резцовую головку и поставить требуемый резец в рабочее положение. Перед поворотом резцовой головки необходимо ее открепить, повернув рукоятку, связанную с гайкой, сидящей на винте. После каждого поворота резцовую головку снова нужно зажать с помощью той же рукоятки.
На крупных токарных станках применяют одноместные резцедержатели. В этом случае резец устанавливают на плоскость верхней части суппорта и закрепляют планкой, затягивая гайку. Для предохранения винта от изгиба планка поддерживается винтом, опирающимся на башмак. При отвертывании гайки пружина приподнимает планку.
К нижней поверхности каретки прикреплен фартук, в котором находятся механизмы для преобразования вращательного движения ходового вала и ходового винта в прямолинейное движение суппорта.
Поперечная подача резца производится перемещением поперечных салазок суппор-
та. Для этого рукояткой вращают винт, гайка которого скреплена с поперечными салазками. Маховичок служит для сообщения суппорту продольной подачи (вручную) по направляющим станины. Для более точного механического продольного перемещения суппорта пользуются ходовым винтом, с которым связана маточная гайка, установленная в фартуке суппорта. При нарезании резьбы обе половины гайки сближают при помощи рукоятки они захватывают нарезку винта, при вращении которого фартук, а вместе с ним и суппорт получают продольное перемещение.
Механизм для сдвигания и раздвигания половин разъемной гайки устроен следующим образом. На валике рукоятки закреплен диск с двумя спиральными прорезями, в которые входят пальцы нижней и верхней половин гайки. При повороте диска прорези заставляют пальцы, а следовательно, и половины гайки сближаться или раздвигаться, Обе половины гайки скользят по направляющим фартука, имеющим форму ласточкина хвоста. Ходовой винт и маточную гайку используют только при нарезании резьбы
При всех токарных работах, кроме нарезания резьбы резцом, продольная подача осуществляется при помощи жестко скрепленной со станиной зубчатой рейки и катящегося по ней зубчатого колеса, установленного в фартуке. Реечное колесо может получать вращение либо вручную, либо от ходового вала. В длинную шпоночную канавку вала входит шпонка сидящего на нем червяка. Вращаясь, червяк приводит в движение червячное колесо. Для включения механической продольной подачи нужно рукояткой соединить (с помощью муфты) червячное колесо с колесом. Последнее сообщит вращение сцепленному с ним колесу, а вместе с ним будет вращаться сидящее на том же валике реечное колесо. Это колесо катится по неподвижной рейке, приводя в движение фартук и супорт вдоль станины.
Рядом с червяком на ходовом валу, сидит коническое зубчатое колесо, шпонка которого также скользит в длинной шпоночной канавке ходового вала. Вращаясь вместе с валом, колесо приводит во вращение другое коническое колесо и цилиндрические колеса. Посредством кнопки можно колесо сцепить с колесом. Вместе с колесам приходам во вращение винта, осуществляя поперечную подачу резца. Для выключения поперечной подачи колесо выводят из зацепления с колесом, пользуясь той же кнопкой.
Ручная поперечная подача производится рукояткой, а ручная продольная - рукояткой через колеса и рейку.
Если включить механизм продольной подачи от ходового вала одновременно с замыканием маточной гайки на ходовом винте, то произойдет поломка механизма фартука или коробки подач. Чтобы предотвратить возможность такого неправильного включения, в станке имеется специальный механизм, называемый механизмом блокировки. Он исключает возможность поворота рукоятки и замыкания гайки, когда включена подача от ходового вала, или поворота рукоятки включения механической продольной подачи от
вала, если замкнута маточная гайка на ходовом винте.