К атегория:

Токарное дело

Основные части и узлы токарного станка

Токарный станок, оснащенный специальным устройством для нарезания резьбы, называется токарно-винторезным.

На рис. 1 изображен общий вид токарно-винторезного станка 1К62.

Станина - массивное чугунное основание, на котором смонтированы основные механизмы станка. Верхняя часть станины имеет две плоские и две призматические направляющие, по которым перемещаются суппорт и задняя бабка. Станина установлена на двух тумбах. Передняя бабка - чугунная коробка, внутри которой расположены главный рабочий орган станка - шпиндель и коробка скоростей. Шпиндель представляет собой полый вал. На правом конце шпинделя крепятся приспособления, зажимающие заготовку. Шпиндель получает вращение от расположенного в левой тумбе электродвигателя через клиноременную передачу и систему зубчатых колес и муфт, размещенных внутри передней бабки. Этот механизм называется коробкой скоростей и позволяет изменять частоту вращения (число оборотов в минуту) шпинделя.

Суппорт - устройство для закрепления резца и обеспечения движения подачи, т. е. перемещения резца в различных направлениях. Движение подачи может осуществляться вручную или механически. Механическое движение подачи суппорт получает от ходового вала или ходового винта (при нарезании резьбы).

Суппорт состоит из каретки, которая перемещается по направляющим станины, фартука, в котором расположен механизм преобразования вращательного движения ходового вала и ходового винта в прямолинейное движение суппорта, механизма поперечных салазок, механизма резцовых (верхних) салазок, механизма резцедержателя.

Коробк а подач представляет собой механизм, передающий вращение от шпинделя к ходовому валу или ходовому винту. Она позволяет изменять скорость движения подачи суппорта (величину подачи). Вращательное движение в коробке подач передается от шпинделя через реверсивный механизм и гитару со сменными зубчатыми колесами. Гитара предназначена для настройки станка на требуемую величину подачи или шаг нарезаемой резьбы путем установки соответствующих сменных зубчатых колес. Задняя бабка предназначается для поддержания конца длинных заготовок в процессе обработки, а также для закрепления и подачи стержневых инструментов (сверл, зенкеров, разверток).


1. ОБЩИЙ ВИД ТОКАРНО -ВИНТОРЕЗНОГО СТАНКА 1К62: 1 - передняя бабка с коробкой скоростей, 2 - гитара сменных колес, 3 - коробка подач, 4 - станина, 5 - фартук, 6 - суппорт, 7 - задняя бабка, 8 - шкаф с электрооборудованием

Электрооборудование станка размещено в шкафу. Включение и выключение электродвигателя, пуск и остановка станка, управление коробкой скоростей и коробкой подач, управление механизмом фартука и т. д. производится соответствующими органами управления (рукоятками, кнопками, маховичками). Для закрепления заготовок на токарном станке применяют: патроны, планшайбы, цанги, центры, хомутики, люнеты, оправки. Для контроля точности обработки деталей токарь использует штангенциркули, микрометры, калибры, шаблоны, угломеры и другие измерительные инструменты.

Все части токарного станка установлены на прочной основе - станине. Та часть станка, которая держит и вращает деталь, называется передней бабкой. В ее корпусе имеется шпиндель со ступенчатым шкивом на одном конце и патроном - на другом.

1 - станина; 2 - передняя бабка; 3 - задняя бабка; 4 - суппорт.

У мощных скоростных станков, которыми оснащены наши заводы, шкив заменен коробкой скоростей. На другом конце станины находится задняя бабка, которая удерживает правый конец детали при обработке в центрах. В верхней части корпуса задней бабки находится пиноль, двигающаяся влево и вправо с помощью маховичка с винтом и гайки.

В коническое отверстие в передней части пиноли вставляется центр. В случае надобности сюда же можно устанавливать сверла, развертки и другой инструмент.

Заднюю бабку можно передвигать по направляющим станины, устанавливая ее на нужное расстояние, в зависимости от размеров обрабатываемой детали.



Между передней и задней бабками помещается суппорт с резцодержателем. Нижняя часть суппорта, называемая кареткой или продольными салазками, скользит по направляющим станины, перемещая резец вдоль обрабатываемой детали.

Резцодержатели: а - резцодержатель для мелких работ, б - резцодержатель для средних.

Поперечное движение резца осуществляется с помощью поперечных салазок, в верхней части которых помещается поворотная часть суппорта. Она, как и станина, имеет направляющие, по которым двигаются верхние салазки суппорта с резцодержателем.

Резцодержатель может быть устроен по-разному, и это зависит от величины нагрузки, действующей на резец. На следующем рисунке изображены резцедержатели, употребляемые для легких и средних работ.



Обычно же на станках средних размеров ставятся резцовые головки, позволяющие закреплять одновременно четыре резца. Для поворота головки нужно отвернуть рукоятку или гайку в верхней ее части.

В качестве двигателя для станка используют электромотор, соединенный со ступенчатым шкивом приводным ремнем из кожи или прорезиненной материи.

Ременная передача работает хорошо, когда ремень достаточно натянут и охватывает большую часть шкива. Для хорошего натяжения ремня у легкого настольного станка можно сделать приспособление, изображенное на следующем рисунке:

Приспособление для натяжения ремня у настольных станков

В конструкции металлообрабатывающих станков различных типов есть много общего, ведь в основу их работы положен принцип резания. Знание устройства облегчит эксплуатацию оборудования, поэтому остановимся подробнее на основных деталях и компонентах.

Общая информация о металлорежущих станках

основные типы металлорежущих станков: 1 — токарно-винторезный; 2 — зубо-долбежный; 3 — горизонтально-расточный; 4 — вертикально-фрезерный; 5 — точильно-шлифовальный; 6 — продольно-строгальный двухстоечный; 7 — вертикально-сверлильный; 8 — круглошлифовальный

Металлорежущие станки предназначены для обработки болванок в размер методом послойного снятия стружки. Обработка осуществляется инструментами абразивного или лезвийного типа.

Чтобы с помощью резака придать необходимую форму заготовке, требуется создать их взаимное движение по заданным правилам. Сочетание узлов и механизмов должно обеспечивать два основных типа движения: подачи и резания. Работает оборудование от электрической тяги. Узлы передачи преобразуют движение и подают от мотора на исполнительный инструмент.

Рабочими или исполнительными органами называются инструменты, непосредственно производящие процесс резки, к ним крепятся резцы. Запуск электродвигателя, остановка и изменение скоростей движения производится органами управления. Большинство узлов и механизмов металлорежущего оборудования осуществляют идентичные функции, хотя устройство их может быть различным.

Основные узлы и компоненты


токарно-винторезный станок: 1 — станина; 2 — передняя бабка с шпинделем; 3 — задняя бабка; 4 — коробка подач; 5 — фартук; 6 — суппорт; 7 — ходовой винт; 8 — ходовой вал; 9 — патрон; 10 — резцедержатель

Главный привод — подает болванке или резцу движение соответствующих параметров для выполнения резания. Как правило, движение вращения поступает через главный привод на шпиндель, где зафиксирована болванка или резец. Чтобы контролировать скорость движения главного привода используют:

  • коробки передач;
  • коробки скоростей;
  • вариаторы;
  • бесступенчатые системы регулировки.

Привод подачи — он используется для передвижения резца вдоль или вокруг болванки, придавая ей необходимую форму.

Привод позиционирования — его задача передвижение механизма из одной точки в другую. Он задействуется, например, при выработке ряда параллельных выемок, отверстий или поверхностей, находящихся на одной детали. В токарных и фрезерных станках с ЧПУ главный привод сочетает в себе эту функцию.

Несущая система — это набор определенных, скрепленных между собой деталей. Стыки между ними могут быть фиксированными и подвижными. Этот узел отвечает за взаиморасположение обрабатываемой детали и инструмента во время работы.

Манипуляторы — автоматизируют вспомогательные процессы: зажим, подачу, поворот болванки, замену резца, отведение пыли. Современные станки с программным управлением оснащаются несколькими манипуляторами или одним универсальным, который управляется ЧПУ.

Узел измерительных и контрольных приспособлений — создан для контроля над выполнением основных задач. Эти устройства следят за состоянием основных механизмов, размерами болванки и готовой детали. В наиболее автоматизированных станках данные контроля передаются в узел управления, который подает сигналы для корректировки.

Детализация основных узлов

Станина предназначена для правильного и устойчивого расположения основных узлов (бабок) во время любых нагрузок при эксплуатации. В металлорежущих станках станина может иметь вертикальное или горизонтальное положение. Основные требования к станине любой конструкции:

  • устойчивость к вибрации;
  • жесткость;
  • термостойкость.

В большинстве случаев станины и бабки изготавливают из серого чугуна, который может обеспечить все необходимые характеристики. Также используют углеродистую сталь и бетон (устойчив к скачкам температуры).

Многие типы станков оснащаются траверсой или поперечной балкой, передвигающейся по вертикальным рельсам. На траверсе есть горизонтальные рельсы, по которым передвигаются мобильные узлы. Таким механизмом оснащаются продольно-фрезерные, токарно-карусельные, строгальные, радиально-сверлильные станки. Двухстоечные токарно-карусельные станки дополнительно оборудованы порталом — перекладиной между верхними точками стоек. Портал придает конструкции дополнительную жесткость.

Направляющие — имеют большое значение для точности выполнения деталей, по ним передвигаются мобильные узлы.

Существует несколько разновидностей направляющих:

  • качения;
  • скольжения;
  • комбинированные.

Направляющие быстро изнашиваются, поэтому к подбору материала и изготовлению этих узлов повышенное внимание. Используются серый чугун, сталь, бронза, пластики, композиты.

Шпиндельный узел


Этот механизм является одним из самых важных в токарном станке, он обеспечивает основное движение — резание. Шпиндельный узел располагается в передней бабке и может иметь различную конструкцию.

Главные параметры шпиндельного узла передней бабки:

  • точность — определяется степенью биения, которая должна быть в определенных пределах. Величины биения устанавливаются с учетом класса точности;
  • виброустойчивость — это основной динамический узел, вызывающий колебания бабки и всего станка. Виброустойчивость определяется частотой колебаний конца шпинделя и должна быть у особо точных моделей более 600 Герц, у обычных — более 250 Герц;
  • жесткость — будучи компонентом несущей системы, шпиндель влияет на суммарную жесткость;
  • сопротивление нагреву — опоры шпинделя, расположенные в передней бабке — это основной источник выделения тепла в станке. От опор тепло постепенно расходится по стенкам бабки, провоцируя ее перекос относительно основания;
  • долговечность — она зависит в основном от вида опор и определяет срок использования шпинделя без потери точности.

Видеоролик о точных размерах узлов и деталей токарного станка:

Несмотря на разнообразие типов, конструкций и размерив станков токарной группы, они имеют общие узлы, и детали которые рассмотрим на примере современного токарно-винторезного станка, изображенного на рис.

Основными узлами токарно-винторезного станка являются станина, передняя

бабка, задняя бабка, коробка подач, фартук и суппорт.

Станина служит для монтажа на нее основных узлов станка, причем суппорт и задняя бабка могут перемещаться вдоль станины по направлению.

Передняя бабка служит для закрепления обрабатываемой де­тали и передачи ей

вращения. В передней бабке смонтирована коробка скоростей и шпиндель.

Задняя бабка служит для поддержания другого конца обра­батываемой детали; используется также для установки сверла, зенкера, развертки и других инструментов.

Коробка подач станка предназначена для передачи вращения ходовому винту или ходовому валу, а также для изменения чис­ла их оборотов.

Фартук служит для преобразования вращательного движения ходового вала и ходового винта в прямолинейное движение суп­порта.

Суппорт предназначен для перемещения резца, закрепленно­го в резцедержателе, в продольном, поперечном и наклонном на­правлениях.

Изображенный на рис. станок имеет ходовой вал и ходовой винт и называется токарно-винторезным. Свое название он полу­чил потому, что на нем, помимо всех обычных токарных работ, можно нарезать резьбу резцом.

Станок без ходового винта называется просто токарным. На токарном станке можно производить различные токарные работы, кроме нарезания резьбы резцом.

Станина изготовляется из чугуна и состоит из двух продольных стенок соединенных для большей жесткости по­перечными ребрами. На одном конце станины закрепляют перед­нюю бабку, а на другом устанавли­вают заднюю бабку. Заднюю бабку можно перемещать по направляю­щим вдоль станины и закреплять в требуемом положении. По направ­ляющим станины перемещается так­же нижняя плита суппорте, назы­ваемая кареткой. Крайние направ­ляющие станины, по которым пе­ремещается каретка, обычно имеют призматическую форму. Одна из внутренних направляющих, по которой передвигают заднюю бабку имеет плоскую поверхность. На­правляющие станины должны быть точно обработаны и строго прямолинейны и параллельны, так как от этого зависит точность обработки деталей.

ПЕРЕДНЯЯ БАБКА

Назначение передней бабки - закреплять обрабатываемую деталь и передавать ей вращательное движение.

Наиболее ответственной частью передней бабки является шпиндель. Шпинделем называется основной вал коробки скоро­стей. Шпиндель передает вращение обрабатываемой детали при помощи кулачкового или поводкового патрона, навертываемого на правый нарезанный конец шпинделя. Для приведения шпинделя во вращение, а также для измене­ния числа его оборотов в минуту в корпусе передней бабки имеется особый механизм.

В современных токарных станках таким механизмом являет­ся коробка скоростей. Она расположена внутри чугунного кор­пуса передней бабки и состоит из ряда

зубчатых колес, валов и других деталей.

От электродвигателя при помощи ремня вращение пере­дается на приводной шкив. Шкив свободно сидит на валу коробки скоростей. Внутри шкива находится муфта включения. Если посредством пусковой рукоятки включить муфту, то шкив соединится с валом коробки скоро­стей и приведет его во вращение.

На валу сидит блок зубчатых колес, который мо­жет перемещаться по шпонке вдоль вала при помощи рукоят­ки. В правом положении блока колесо сцепляется с коле­сом; в среднем положении - колесо с колесом и в левом положении - колесо с колесом. Колеса, сидящие на валу, жестко скреплены с этим валом. Заметим, что числа зубьев сцепляемых зубчатых колес во всех трех случаях различ­ны. Поэтому, несмотря на то, что вал имеет постоянное число оборотов, валу можно сообщить три различных числа оборотов в минуту в зависимости от того, какая пара зубчатых колес на­ходится в сцеплении.

Колеса оцеплены соответственно с колесами, свободно сидящими на шпинделе. Чтобы шпиндель получил вращение, нужно сцепить находящуюся на нем двустороннюю зубчатую муфту с одним из зубчатых колес, для чего торцы их снабжены зубьями (кулачками). Муфта, пере­мещаемая рукояткой по шпонке шпинделя всегда соеди­нена со шпинделем. Следовательно, соединение муфты с любым из двух колес вызывает соединение этого колеса со шпинделем.

Допустим, что муфта включена вправо. Это значит, что, вращение шпинделю передается через зубчатые колеса. При этом в соответствии с тремя положениями рукоятки шпиндель получает три различных числа оборотов. Если муфта включена влево, то передача происходит через другие колеса. В соответствии с теми же тремя положениями рукоятки шпиндель получает три других числа оборотов. Таким образом, шпин­дель получает всего шесть различных чисел оборотов путем пе­реключения рукояток, расположенных на наружной стен­ке передней бабки.

Как надо повернуть рукоятки для получения требуе­мого числа оборотов шпинделя, указано на металлической табличке, прикрепленной, к стенке передней бабки.

ЗАДНЯЯ БАБКА

Корпус задней бабки расположен на плите, пе­редвигаемой по направляющим станины. В отверстии корпуса может продольно перемещаться пиноль с закрепленной в ней гайкой. С переднего конца пиноль снабжена коническим от­верстием, в которое вставляется центр, а иногда хвостовая часть сверла или развертки. Перемещение пиноли производит­ся посредством маховичка, вращающего винт; винт при вращении перемещает гайку, а вместе с ней и пиноль.

Чтобы при вращении маховичка пиноль не проворачивалась, она имеет (внизу) шпоночную канавку, в которую входит шпон­ка, заложенная в корпус задней бабки. Рукоятка служит для закрепления пиноли в корпусе бабки. Оси шпинделя станка и пиноли задней бабки должны совпа­дать; для установки пиноли по оси шпинделя служит винт. (По­средством винта можно смещать корпус относительно пли­ты в поперечном направлении, к чему прибегают иногда при точении пологих конусов.

Для обтачивания в центрах деталей разной длины переме­щают плиту вместе с корпусом задней бабки вдоль станины и закрепляют в нужном положении зажимными болтами или с по­мощью эксцентрикового зажима и скобы. Рукояткой повора­чивают эксцентриковый валик и отпускают или затягивают ско­бу, Отпустив скобу, передвигают заднюю бабку и, установив её в нужном положении, снова затягивают скобу.

Чтобы удалить задний центр из конического отверстия пино­ли, вращают

маховичок таким образом, чтобы втягивать пиноль в корпус задней бабки до

отказа. В крайнем положении ко­нец винта выталкивает центр.

МЕХАНИЗМ ПОДАЧИ

Движение подачи сообщается режущему инструменту с целью распространить

постепенно процесс резания на всю обрабаты­ваемую поверхность детали.

Продольная подача направлена вдоль оси шпинделя станка; поперечная -перпендикулярно этой оси. Величиной подачи называется длина перемещения резца за один оборот шпинделя; измеряется она в миллиметрах.

Механическое движение подачи суппорт получает от ходового винта или ходового вала. Они, в свою очередь, приводятся в дви­жение от шпинделя станка через ряд зубчатых колес.

На конце шпинделя закреплено зубчатое колесо, с которым посредством рычага можно сцеплять либо зубчатое колесо, либо зубчатое колесо. Зубчатое колесо находится постоянно в зацеплении с колесом и с колесом. Если, повернув рычаг вниз, сцепить с зубчатым колесом колесо, то вращение ко­лесу будет передаваться через два промежуточных колеса. Повернув рычаг вверх, сцепляют колес непосредственно с колесом. В этом случае колесо 4 полу­чит вращение только через одно промежуточное зубчатое колесо, следовательно, оно будет вращаться в ином направлении, чем в первом случае.

Рассмотренный механизм носит название трензеля. Он широ­ко распространен в токарных станках старых типов и предназ­начен для изменения направления подачи. Если рычаг закре­пить в среднем положении, то зубчатые колеса не сцепляются с колесом, и механизм подачи бу­дет выключен.

Трензель обычно помещается внутри корпуса передней баб­ки. Конец вала, на котором сидит зубчатое колесо, выступает наружу. На него можно насадить колесо другое колесо, от которого враще­ние передается колесам иным колесам. От колеса получает вращение ходовой, винт или ходовой вал. Эти четыре зубчатых колеса являются сменными, т. е. их можно снимать со станка и заменять другими с иными числами зубьев.

Подбивая соответственным образом числа зубьев этих колес, можно получить требуемую скорость вращения ходового вала или ходового винта. Чтобы установленные зубчатые колеса мог­ли сцепляться между собой, сначала передвигают ось колес вдоль прямого паза приклона гитары, пока колесо не войдет в зацепление с колесом. Затем закрепляют эту ось в пазу болтом и, поворачивая приклон, сцепляют колеса. На­конец, закрепляют гитару болтом. При установке сменных колес нужно оставлять возможно малый, но ясно ощущаемый при покачивании зазор между их зубьями. Плотное соединение может привести к поломке зубьев.

В станках, не имеющих коробки подач, зубчатое колесо обычно расположено на ходовом винте, сообщающем подачу суппорту. В более совершенных станках это колесо устанавли­вают на первом валике коробки подач.

Коробка подач служит для изменения скорости вращения хо­дового винта и ходового вала, т. е. для изменения величины по­дачи. Если станок не имеет коробки подач, то изменение величи­ны подачи производят только сменой зубчатых колес на гитаре. Это весьма неудобно, так как отнимает много времени, но приме­няется этот способ и в современных токарных станках при наре­зании точных резьб, помимо коробки подач.

Первый валик коробки подач получает вращение от смен­ных зубчатых колес гитары. Этот валик имеет длинную шпоноч­ную канавку, в которой скользит шпонка зубчатого колеса, расположенного в рычаге. Рычаг несет ось, на которой сво­бодно вращается зубчатое колесо, постоянно сцепленное с ко­лесом (Посредством рычага колесо вместе с колесом мож­но перемещать вдоль валика; поворачивая рычаг, можно сцепить колесо с любым из десяти зубчатых колес, закреп­ленных на валике. Рычаг может занимать десять различных положений по числу зубчатых колес. В каждом из этих положений рычаг удер­живается штифтом, входящим в одно из отверстий передней стенки

коробки подач.

При каждом положении рычага 4, благодаря сцеплению ко­леса 6 с каким-либо колесом из комплекта, получает другую скорость вращения валик. На правом конце этого валика, на шпонке, расположено передвижное зубчатое колесо имеющее на правом торце ряд выступов. В левом положении колесо сцеплено с колесом, закрепленным на ходовом валу. Если колесо сместить вправо вдоль валика, то оно выйдет из за­цепления с колесом и торцовыми выступами сцепится с кулач­ковой муфтой, жестко сидящей на ходовом винте. При этом валик будет непосредственно соединен с ходовым винтом. При включении ходового винта ходовой вал остается непо­движным; наоборот, при включении ходового вала остается не­подвижным ходовой винт.

На стенке коробки подач обычно имеется табличка, указы­вающая, какая подача или какой шаг резьбы получается при каждом из десяти положений рычага при определенном подбо­ре зубчатых сменных колес гитары

Нижняя плита суппорта, называемая кареткой, или продольными салазками, может перемещаться по направляю­щим станины механически или вручную и дает резцу движение в продольном направлении. На верхней поверхности каретки имеются направляющие в форме ласточкина хвоста, распо­ложенные перпендикулярно к направляющим станины. По на­правляющим каретки могут перемещаться механически или вручную поперечные салазки, посредством которых резец по­лучает движение, перпендикулярное к оси шпинделя.

На верхней поверхности поперечных салазок расположена поворотная часть суппорта. Отвинтив гайки, можно повер­нуть эту часть суппорта под нужным углом относительно на­правляющих станины и затем снова затянуть гайки. На верхней поверхности поворотной части имеются направляющие в фор­ме ласточкина хвоста, по которым при вращении рукоятки мо­гут перемещаться верхние салазки суппорта.

Резцедержатели. На верхних салазках суппорта установлен резцедержатель или резцовая головка, в которой винтами можно закрепить резец.

Резцедержатели бывают различных конструкций. На легких станках применяется одноместный резцедержатель. Он представляет собой цилиндрический корпус, в прорезь ко­торого вставляется резец и закрепляется болтом. Резец опи­рается на подкладку, нижняя сферическая поверхность которой соприкасается с такой же поверхностью кольца. Такое устройство позволяет наклонять подкладку с резцом и устанав­ливать его режущую кромку по высоте центров. Нижняя часть резцедержателя, имеющая Т-образную форму, вставляется в паз верхней части суппорта. Закрепление резца в резцедержателе данного типа производится быстро, однако недостаточно проч­но; поэтому его применяют главным образом для мелких работ. Более прочно закрепляют резец в резцедержателе. Резцедержатель, снабженный Т-образным сухарем, закрепляют на верхней части суппорта гайкой. Для регулирования положения режущей кромки резца по высоте в резцедержателе имеется подкладка, нижняя сферическая по­верхность которой опирается на такую же поверхность колодки резцедержателя. Закрепляют резец двумя болтами. Резцедер­жатель этого типа применяется как на малых, так и на крупных станках.

На средних токарных станках применяют преимущественно четырехгранную поворотную резцовую головку, позволяющую закрепить сразу четыре резца, которыми можно ра­ботать поочередно. Для этого нужно повернуть резцовую голов­ку и поставить требуемый резец в рабочее положение. Перед по­воротом резцовой головки необходимо ее открепить, повернув рукоятку, связанную с гайкой, сидящей на винте. После каждого поворота резцовую головку снова нужно зажать с по­мощью той же рукоятки.

На крупных токарных станках применяют одноместные резце­держатели. В этом случае резец устанавливают на плоскость верхней части суппорта и закрепляют планкой, затягивая гайку. Для предохранения винта от изгиба план­ка поддерживается винтом, опирающимся на башмак. При отвертывании гайки пружина приподнимает планку.

К нижней поверхности каретки прикреплен фартук, в котором находятся механизмы для преобразования вра­щательного движения ходового вала и ходового винта в прямо­линейное движение суппорта.

Поперечная подача резца производится перемещением попе­речных салазок суппор-

та. Для этого рукояткой вращают винт, гайка ко­торого скреплена с попе­речными салазками. Ма­ховичок служит для сообщения суппорту про­дольной подачи (вручную) по направляющим станины. Для более точ­ного механического продольного перемещения суппорта пользуются хо­довым винтом, с которым связана маточная гайка, уста­новленная в фартуке суп­порта. При нарезании резьбы обе половины гайки сближают при помощи рукоятки они захватывают нарезку винта, при вращении которого фартук, а вместе с ним и суппорт полу­чают продольное перемещение.

Механизм для сдвигания и раздвигания половин разъемной гайки устроен следующим образом. На валике рукоятки закреплен диск с двумя спиральными прорезями, в которые входят пальцы нижней и верхней половин гайки. При повороте диска прорези заставляют пальцы, а следова­тельно, и половины гайки сближаться или раздвигаться, Обе половины гайки скользят по направляющим фартука, имеющим форму ласточкина хвоста. Ходовой винт и маточную гайку используют только при нарезании резьбы

При всех токарных работах, кроме нарезания резьбы резцом, продольная подача осуществляется при помощи жестко скреп­ленной со станиной зубчатой рейки и катящегося по ней зуб­чатого колеса, установленного в фартуке. Реечное колесо может получать вращение либо вручную, либо от ходово­го вала. В длинную шпоночную канавку вала входит шпонка сидящего на нем червяка. Вращаясь, червяк приводит в движе­ние червячное колесо. Для включения механической продоль­ной подачи нужно рукояткой соединить (с помощью муфты) червячное колесо с колесом. Последнее сообщит вращение сцепленному с ним колесу, а вместе с ним будет вращаться сидящее на том же валике реечное колесо. Это колесо катится по неподвижной рейке, приводя в движение фартук и супорт вдоль станины.

Рядом с червяком на ходовом валу, сидит коническое зубчатое колесо, шпонка которого также скользит в длин­ной шпоночной канавке ходового вала. Вращаясь вместе с валом, колесо приводит во вращение другое коническое коле­со и цилиндрические колеса. Посредством кноп­ки можно колесо сцепить с колесом. Вместе с колесам приходам во вращение винта, осуществляя поперечную подачу резца. Для выключения поперечной подачи колесо вы­водят из зацепления с колесом, пользуясь той же кнопкой.

Ручная поперечная подача производится рукояткой, а руч­ная продольная - рукояткой через колеса и рейку.

Если включить механизм продольной подачи от ходового вала одновременно с замыканием маточной гайки на ходовом винте, то произойдет поломка механизма фартука или коробки подач. Чтобы предотвратить возможность такого неправильного включения, в станке имеется специальный механизм, называе­мый механизмом блокировки. Он исключает возможность пово­рота рукоятки и замыкания гайки, когда включена подача от хо­дового вала, или поворота рукоятки включения механической продольной подачи от

вала, если замкнута маточная гайка на ходовом винте.


Close