Ходит по России странная молва, будто в советское уже время жил хирург-священник.
Положит он больного на операционный стол, прочитает над ним молитву, да йодом и поставит крест «в том месте, где надо резать. А уж после того берется за скальпель.
И операции у того хирурга отменные: слепые прозревали, обреченные поднимались на ноги. То ли наука ему помогала, то ли Бог... «Сомнительно»,- говорят одни. «Так оно и было»,- утверждают другие.
Одни говорят: «Партком служителя культа ни за что бы в операционной не потерпел». А другие им в ответ: «Бессилен партком, поскольку хирург тот не просто хирург, а профессор, и не тая себе священник-батюшка, а полный епископ».
«Профессор-епископ? Так не бывает»,- говорят опытные люди. «Бывает,- отвечают им люди не менее опытные.- Этот профессор-епископ еще и генеральские погоны носил, а в минувшей войне всеми госпиталями Сибири управлял».
(из книги Марка Поповского "Жизнь и житие Святителя Луки Войно-Ясенецкого,архиепископа и хирурга")

Архиепископ Лука, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий , родился в Керчи 27 апреля 1877 года в семье аптекаря. Отец его был католиком, мать - православной. По законам Российской Империи дети в подобных семьях должны были воспитываться в православной вере. Он был третьим из пятерых детей.
В Киеве, куда семья переехала впоследствии, Валентин окончил гимназию и рисовальную школу. Собирался поступать в Петербургскую Академию Художеств, но по размышлении о выборе жизненного пути решил, что обязан заниматься только тем, что "полезно для страдающих людей", и избрал вместо живописи медицину. Однако на медицинском факультете Киевского Университета св. Владимира все вакансии были заняты, и Валентин поступает на юридический факультет. На какое-то время влечение к живописи снова берет верх, он едет в Мюнхен и поступает в частную школу профессора Книрра, но через три недели, затосковав по дому, возвращается в Киев, где продолжает занятия рисованием и живописью. Наконец Валентин осуществляет свое горячее желание "быть полезным для крестьян, так плохо обеспеченных медицинской помощью", и поступает на медицинский факультет Киевского университета св. Владимира. Он учится блестяще. "На третьем курсе, - пишет он в "Мемуарах", - произошла интересная эволюция моих способностей: умение весьма тонко рисовать и любовь к форме перешли в любовь к анатомии..."

В 1903 году Валентин Феликсович закончил университет. Невзирая на уговоры друзей заняться наукой, он объявил о своем желании всю жизнь быть "мужицким", земским врачом, помогать бедным людям .
Началась русско-японская война. Валентину Феликсовичу предложили службу в отряде Красного Креста на Дальнем Востоке. Там он заведовал отделением хирургии в госпитале Киевского Красного Креста Читы, где он познакомился с сестрой милосердия Анной Ланской и обвенчался с ней. В Чите молодые супруги прожили недолго.
С 1905 года по 1917-й В.Ф. Войно-Ясенецкий работает в городских и сельских больницах Симбирской, Курской и Саратовской губерний, а также на Украине и в Переславле-Залесском. В 1908 году он приезжает в Москву и становится экстерном хирургической клиники профессора П.И. Дьяконова.
В 1916 году В.Ф. Войно-Ясенецкий защитил докторскую диссертацию "Регионарная анестезия ", о которой его оппонент, известный хирург Мартынов сказал: "Мы привыкли к тому, что докторские диссертации обычно пишутся на заданную тему, с целью получения высших назначений по службе, и научная ценность их невелика. Но когда я читал Вашу книгу, то получил впечатление пения птицы, которая не может не петь, и высоко оценил ее". Варшавский университет наградил Валентина Феликсовича премией имени Хойнацкого за лучшее сочинение, пролагающее новые пути в медицине.
С 1917 года по 1923-й он работает хирургом в Ново-Городской больнице Ташкента, преподает в медицинской школе, преобразованной затем в медицинский факультет.
В 1919 году от туберкулеза умирает жена Валентина Феликсовича, оставив четверых детей: Михаила, Елену, Алексея и Валентина.
Осенью 1920 года В.Ф. Войно-Ясенецкого приглашают возглавить кафедру оперативной хирургии и топографической анатомии открывшегося в Ташкенте Государственного Туркестанского университета.
В это время он активно участвует и в церковной жизни, посещает заседания ташкентского церковного братства. В 1920 году на одном из церковных съездов ему было поручено сделать доклад о современном положении в Ташкентской епархии. Доклад получил высокую оценку епископа Ташкентского Иннокентия. "Доктор, вам надо быть священником", - сказал он Войно-Ясенецкому. "У меня не было и мыслей о священстве, - вспоминал Владыка Лука, - но слова Преосвященного Иннокентия я принял как Божий призыв архиерейскими устами, и минуты не размышляя: "Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!"
В 1921 году Валентин Феликсович был рукоположен в диаконы, а через неделю, в день Сретения Господня, Преосвященный Иннокентий совершил его рукоположение во иереи. Отец Валентин был определен в ташкентский собор, с возложением на него обязанности проповедовать. В священном сане Войно-Ясенецкий не перестает оперировать и читать легации. В октябре 1922 года он активно участвует в первом научном съезде врачей Туркестана.
Волна обновленчества 1923 года доходит и до Ташкента. Епископ Иннокентий покинул город, не передав никому кафедру. Тогда отец Валентин вместе с протоиереем Михаилом Андреевым приняли управление епархией, объединили всех оставшихся верными священников и церковных старост и устроили с разрешения ГПУ съезд.
В 1923 году отец Валентин принимает монашеский постриг . Преосвященный Андрей, епископ Ухтомский, намеревался дать отцу Валентину при постриге имя целителя Пантелеймона, но, побывав на литургии, совершенной постригаемым, и послушав его проповедь, остановился на имени апостола , евангелиста, врача и художника св. Луки .
30 мая того же года иеромонах Лука был тайно хиротонисан во епископа в церкви св. Николая Мир Ликийских города Пенджикента епископом Волховским Даниилом и епископом Суздальским Василием. На хиротонии присутствовал ссыльный священник Валентин Свендидкий. Преосвященный Лука был назначен епископом Туркестанским.

10 июня 1923 года епископ Лука был арестован как сторонник Патриарха Тихона. Ему предъявили нелепое обвинение: сношения с оренбургскими контрреволкщионными казаками и связь с англичанами. В тюрьме ташкентского ГПУ Владыка Лука закончил свой, впоследствии ставший знаменитым, труд "Очерки гнойной хирургии". В августе его отправили в московское ГПУ.

В Москве Владыка получил разрешение жить на частной квартире. Служил с Патриархом Тихоном литургию в церкви Воскресения Христова в Кадашах. Святейший подтвердил право епископа Туркестанского Луки продолжать заниматься хирургией. В Москве Владыку снова арестовали и поместили в Бутырскую, а затем в Таганскую тюрьму, где Владыка перенес тяжелый грипп. К декабрю был сформирован восточно-сибирский этап, и епископ Лука вместе с протоиереем Михаилом Андреевым были отправлены в ссылку на Енисей . Путь лежал через Тюмень, Омск, Новониколаевск (нынешний Новосибирск), Красноярск. Арестантов везли в столыпинских вагонах, а последнюю часть пути до Енисеиска - 400 километров - в лютую январскую стужу им пришлось преодолеть на санях. В Енисеиске все оставшиеся открытыми церкви принадлежали "живоцерковникам", и епископ служил на квартире. Ему разрешили оперировать.

В начале 1924 года, по свидетельству жительницы Енисейска, Владыка Лука пересадил почки теленка умирающему мужчине, после чего больному стало легче. Но официально первой подобной операцией считается проведённая доктором И.И. Вороным в 1934 году пересадка почки свиньи женщине, больной уремией.
В марте 1924 года епископа Луку арестовали и отправили под конвоем в Енисейскую область, в деревню Хая на реке Чуне. В июне он снова возвращается в Енисейск, но вскоре следует высылка в Туруханск, где Владыка служит, проповедует и оперирует. В январе 1925 года его высылают в Плахино - глухое место на Енисее за Полярным Кругом, в апреле переводят снова в Туруханск.
По окончании ссылки Владыка возвращается в Ташкент, поселяется в домике на Учительской улице и служит в церкви Преподобного Сергия Радонежского.
6 мая 1930 году Владыку арестовывают по делу о смерти профессора медицинского факультета по кафедре физиологии Ивана Петровича Михайловского, застрелившегося в невменяемом состоянии. 15 мая 1931 года, после года тюремного заключения, был вынесен приговор (без суда): ссылка на три года в Архангельск.
В 1931-1933 годах Владыка Лука живет в Архангельске, ведет амбулаторный прием больных. Вера Михайловна Вальнева, у которой он жил, лечила больных самодельными мазями из почвы - катаплазмами. Владыку заинтересовал новый метод лечения, и он применил его в условиях больницы, куда устроил на работу Веру Михайловну. И в последующие годы проводил многочисленные исследования в этой области.
В ноябре 1933 года митрополит Сергий предложил Преосвященному Луке занять свободную епископскую кафедру. Однако предложение Владыка не принял.
Пробыв недолго в Крыму, Владыка возвратился в Архангельск, где принимал больных, но не оперировал.
Весной 1934 года Владыка Лука посещает Ташкент, затем переезжает в Андижан, оперирует, читает лекции. Здесь он заболевает лихорадкой папатачи, которая грозит потерей зрения, после неудачной операции он слепнет на один глаз. В этом же году, наконец, удается издать "Очерки гнойной хирургии". Он совершает церковные службы и руководит отделением ташкентского Института неотложной помощи.
13 декабря 1937 года - новый арест. В тюрьме Владыку допрашивают конвейером (13 суток без сна), с требованием подписать протоколы. Он объявляет голодовку (18 суток), протоколов не подписывает. Следует новая высылка в Сибирь. С 1937 года по 1941-й Владыка жил в селе Большая Мурта Красноярской области.

Началась Великая Отечественная война. В сентябре 1941 года Владыка был доставлен в Красноярск для работы в местном эвакопункте - здравоохранительном учреждении из десятков госпиталей, предназначенных для лечения раненых.
В 1943-м Преосвященный Лука становится архиепископом Красноярским. Через год его переводят в Тамбов архиепископом Тамбовским и Мичуринским. Там он продолжает медицинскую работу: на его попечении 150 госпиталей.
В 1945 году была отмечена пастырская и врачебная деятельность Владыки: он удостаивается права ношения бриллиантового креста на клобуке и награждается медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." .

В феврале 1946 года архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука стал лауреатом Сталинской премии 1 степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений , изложенных в научных трудах "Очерки гнойной хирургии" и "Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов".
В 1945-1947 годах им закончена работа над эссе "Дух, душа и тело", начатая в начале 20-х годов.
26 мая 1946 года Преосвященный Лука, несмотря на протесты тамбовской паствы, переведен в Симферополь и назначен архиепископом Крымским и Симферопольским.
1946-1961 годы были всецело посвящены архипастырскому служению. Болезнь глаз прогрессировала, и в 1958 году наступила полная слепота.
Однако, как вспоминает протоиереи Евгений Воршевский, даже такой недуг не мешал Владыке совершать Божественные службы.

Архиепископ Лука входил без посторонней помощи в храм, прикладывался к иконам, читал наизусть богослужебные молитвы и Евангелие, помазывал елеем, произносил проникновенные проповеди. Ослепший архипастырь также продолжал управлять Симферопольской епархией в течение трех лет и иногда принимать больных, поражая местных врачей безошибочными диагнозами.


Скончался Преосвященный Лука 11 июня 1961 года в День Всех Святых, в земле Российской просиявших. Похоронен Владыка на городском кладбище Симферополя.
В 1996 году Святейшим Синодом Украинской Православной Церкви Московского Патриархата было принято решение о причислении Высокопреосвященного архиепископа Луки к лику местночтимых святых, как Святителя и исповедника веры. 18 марта 1996 года состоялось обретение святых останков архиепископа Луки, которые 20 марта были перенесены в Свято-Троицкий кафедральный собор Симферополя. Здесь 25 мая состоялся торжественный акт причисления Высокопреосвященного Луки к лику местночтимых святых. Отныне каждое утро, в 7 часов, в кафедральном Свято-Троицком соборе Симферополя совершается акафист Святителю у его раки.

В трудные времена, в волнении и тревоге православные всегда обращались с молитвами к Богу и святым угодникам Божьим. Если в дом пришла беда, болезнь, истинно верующим рекомендуется обращаться к нашим небесным заступникам, среди которых - старец практически наш современник Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский. Если со всей душой обратиться с молитвой к Луке Крымскому об исцелении, он никогда не откажет в просьбе.

История жизни и воцерковления

Святой Лука, в миру Валентин Войно-Ясенецкий, родился в Керчи в 1877 году в семье дворянина из Польши. Семья придерживалась христианских канонов и уделяла много внимания для всестороннего развития детей, из которых Валентин был третьим . С раннего возраста он увлекался изобразительным искусством и собирался поступить в столичную художественную академию. Но после более тесного знакомства со Святым писанием молодой человек пришёл к мысли о служении людям. Он утвердился в стремлении облегчать людские недуги и немощи, поступив в Киевский медицинский институт.

Успешно завершив обучение, молодой доктор много ездил по стране, его знали жители Курской, Ярославской, Саратовской, Симбирской и других земель. Он не только оперировал, но и постоянно искал новые подходы к лечению тяжёлых заболеваний, разрабатывал методику замены общего наркоза на местный. К 40 годам он был главврачом ташкентской больницы.

Помимо врачебной деятельности, он постоянно участвовал в антирелигиозных дискуссиях, грамотно и бескомпромиссно опровергая атеистическую концепцию строения мира. Грамотный проповедник не остался без внимания, и после очередного диспута доктору Валентину предложили стать православным батюшкой. Он с готовностью согласился и через несколько дней стал дьяконом, а чуть позже его рукоположили в иерея. Отныне все будние дни он лечил , оперировал и читал лекции, а по воскресениям он служил в храме и проповедовал.

В мае 1923 года Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий стал епископом и принял постриг под именем Лука, а в июне этого года был арестован. Лишь в 1927 он вернулся в Ташкент без права занимать епископскую и университетскую кафедры. Однако это отлучение не препятствовало частной практике и участию в богослужениях. В 1930 году преосвященного Луку вновь арестовали и сослали в Архангельск, где, он работал в больнице. После возвращения в Ташкент он заведовал гнойным отделением в больнице, работал в Институте неотложной помощи, и читал лекции в Институте усовершенствования врачей.

В 1937 году, после обвинения в шпионаже, пожилой учёный подвергся чудовищным допросам и пыткам. После бесплодных попыток добиться признательных показаний его выслали в Красноярский край, где он оперировал и занимался наукой. После начала Великой Отечественной войны владыку Луку назначили главврачом военного госпиталя. А в 1943 году, когда были разрешены богослужения во вновь открывшемся храме, епископа Луку возвели в сан архиепископа, вверили ему Красноярскую епархию и ввели в состав Священного синода.

В 1944 году Луку Войно-Ясенецкого перевели вместе с госпиталем в Тамбовскую епархию. А после победы, в 1946 году, высокопреосвященный Лука возглавил крымскую кафедру, став архиепископом Симферопольским. Годы не простой жизни вызвали болезнь сердца, из-за которой почтенный доктор уже не мог оперировать, но его консультациями и советами продолжали пользоваться по будням городские и сельские врачи. В Воскресные дни собор Святой Троицы города Симферополя наполнялся людьми желавших присутствовать на службе и проповеди, которые вёл их владыка.

В 1956 году на крымского предстоятеля обрушилась полная слепота, но она не смогла отлучить святителя от руководства епархией, ведения служб и произнесения проповедей . Почил в Боге архиепископ Лука 11 июня1961 года, в День всех святых, в земле Российской просиявших. Похороны его, вопреки воле властей, народ превратил в настоящую демонстрацию. Несколько часов люди пешком провожали своего пастыря к месту упокоения, а могила была постоянно укрыта живыми цветами.

Прославление святого подвижника

Место упокоения святителя стало местом паломничества многих страждущих, чаявших получить ответы на свои вопросы и жаждущих исцеления по молитвам этого удивительного старца. В 1995 году Синод Украинской Православной Церкви причислил архиепископа Луку к лику местночтимых Святых, а в следующем году его прах перенесли в главный собор Симферополя. Его мощи размещены в серебряной раке, материал на которую пожертвовали получившие по молитвам владыки исцеление греки.

Собор 2000 года прославил крымского старца в лике российских святых исповедников. Тексты акафиста и чудодейственных молитв, обращённые к подвижнику, пополнили православные молитвословы. Многие читают молитву Луке Крымскому о здравии, если в дом нагрянула болезнь.

Чудеса обращения к Луке Крымскому

Имя святителя Луки по сей день помнят в Крыму. Жители полуострова закрепили память своего архиерея. Крымчане поставили памятник своему предстоятелю, его именем назван парк. В архиерейском доме сделали часовню, где произносятся прошения и молитвы Луке Крымскому о выздоровлении. В кафедральном соборе Симферополя каждое утро читается акафист святому Луке, часто прихожане просят молебны о даровании здоровья, постоянным спросом пользуются ладанки с частичками его мощей. Здесь все знают, кто такой Святой Лука Крымский, в чём помогает обращение к нему.

По свидетельству многих паломников , святитель являлся им как живой. Есть много рассказов о чудесах, которые творит молитва Луке:

Со временем слава святого целителя окрепла и дошла до умов и сердец всех православных. Во многих молитвословах вы найдёте молитвы святому Луке об исцелении от болезни или молитвы после операции и о выздоровлении:

«О святой Лука, дарящий людям блаженство! Приклоняем колени и умиляемся перед твоим образом. Ты в сердцах наших, к лику припадаем твоему, чтим мощи твои многоцелебные. Молим о здравии и об исцелении от недугов. Как дети просят, услышь наши мольбы, донеси молитвы наши к Богу милосердному. Пусть коснётся нас его милость, человеколюбие и одарит благодеянием. Верим в твою молитвенную силу, исцелять, отгонять беды и скорби. Просим у образа твоего лучезарного, испроси об избавлении нас от искушений и мучений. Вымоли для чад своих сил духовных и крепости телесной.

Ждём исцеления и попечения, вверяем в руки твои судьбы свои . Немощные и слабые, обращаемся к тебе, и просим об укреплении нашей веры, оздоровлении тел наших. Наставь нас на добрый путь, отгони лукавых бесов, избавь от злых искушений. Молим спасения, дарования земле нашей плодородия, городам нашим твёрдости, изобилия столам нашим, утешение скорбящим, больным исцеления, заблудившимся озарения, родителям мудрость, смирения детям, помощь убогим и твоё заступничество во всех делах.

Надеемся отче, на твоё помилование и благословение. Будь нашим просителем перед всевышним, испроси у него защиты нас от лукавого, смуты и ереси. Мы, грешные, молимся тобой ведомые, склоняемся перед волей твоей. Славим непрестанно Святую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

К владыке обращаются и с женскими вопросами - какое зачатие наиболее благословенно , как забеременеть, что может облегчить протекание беременности, как обеспечить благополучие детей. Онкобольными возносится молитва Луке Крымскому об исцелении от рака. Владыка не отказывает и просящим помочь в получении образования.

У маленького Ванечки образовалась пупочная грыжа, и мне вспомнилось, что где-то в нашем доме есть пузырёк с маслом, освящённый на мощах крымского святого. Помолившись батюшке, я смазала маслицем выступающую грыжу.

Буквально назавтра, увидела, что грыжа исчезла! Как врач, я осознаю, что так не бывает. Но факт есть факт, теперь понятно утверждение: что невозможно человеку - возможно Богу.

Екатерина Филатова

Несколько лет назад мне был поставлен жуткий диагноз. При и так больных ногах (ДЦП) мне рекомендовали операцию, направили сделать томографию, и затем ожидать дату общения с хирургом. Я испугалась, тревога усиливалась осознанием, что это не первая обнаруженная у меня опухоль.

Свою тревогу я понесла в храм, приложилась к образу святителя Луки с частичкой его мощей. Спустя неделю, я сподобилась причаститься и последовала на процедуру томографии. Врач удивлённо вертел полученные данные, и вдруг объявил: «Как хотите, а у вас нет гигромы. Я наблюдаю только фиброму!» Я в волнении сообщаю, что мне лечили, но это было четверть века назад! А врач продолжает утверждать, что не видит гигромы на полученной томограмме. Он видит фиброму.

Таким образом, святитель Лука помогает страждущим!

Елена Каплун

Мы с моей старшей дочерью не раз читали о жизни святого Луки. Даже сподобились совершить паломническую поездку к мощам старца, преодолев две тысячи километров.

Дочка мечтала работать врачом. С 8 класса она усиленно занималась и молилась святителю Луке. Страх перед строгой приёмной комиссией и последующие экзамены, вызывал у неё отчаянье. После окончания 11 класса (в России вузы перешли на приём по результатам ЕГЭ). Для нашего региона, эта форма была привычна и дочке удалось набрать неплохой балл. А в целом по России, результаты ЕГЭ оказались весьма плачевными. И моя дочь стала студенткой медицинского вуза.

Так, с Божьей помощью, по посредническим молитвам святого Луки, сбылась мечта моего чада. Сейчас она уже на пятом курсе, и продолжает почитать и молиться святителю Луке!

Наталья Кобыльских

Жизнь Луки Симферопольского и Крымского наполнена постоянным желанием помочь людям физически. духовно. Врачеватель тела и души человеческой Святой Лука, хирург Войно - Ясенецкий, высказывался о себе как о «скальпеле в руках Божих». Тысячи людей получили исцеление через руки и молитвы Крымского исповедника.

Он оставил после себя целую плеяду верующих профессионалов - лекарей, проводящих операции с Господней молитвой.

Жизнеописание Святого Луки Крымского

Житие святого Луки Крымского является ярким примером верного служения Богу и людям как при жизни, так и после смерти.

1877 год, Керчь, Крым. Здесь в семье польского дворянина Феликса Войно-Ясенецкого родился третий ребенок, сын Валентин.

Ясенецкие жили по христианским канонам, делали все для всестороннего развития детей и воспитания их в вере.

Маленький Валентин проявлял талант, как художник, повзрослев, решил стать студентом художественной академии Санкт - Петербурга.

Всего один стих из Библии, Евангелия Мат.9:37, где сказано, что «жатва созрела, а деятелей не хватает», перевернул жизнь Валентина.

Никакие запреты не действовали на решение доктора помогать людям. Его переводят по этапу на самый север, потом снова Туруханск.

1926 год, известный врач - священник возвращается в Ташкент.

По милостивому благословению митрополита Сергия святитель Лука служит викарным епископом в Рыльске, затем Ельце.

Отклонив предложение возглавить кафедру в Ижевске, святой отец решил уйти на покой, попросив на это благословение. Это решение будет всю жизнь мучить Валентина Феликсовича, ибо он служение людям поставил выше служения Бога.

До 1930 года Валентин Войно спокойно работал, как хирург и преподаватель медицинского факультета, пока не случился совершенно непредсказуемый случай.

У его коллеги, профессора Михайловского, умер сын, которого отец решил оживить, перелив кровь живого человека. Опыт не удался, профессор покончил с собой.

Отче Лука, который проповедовал в церкви Святого Сергия, дал разрешение похоронить коллегу, страдавшего психическими расстройствами, по церковным погребальным обрядам.

Советские власти обвинили профессора Войно в противодействии материализму, якобы он помешал воскрешению из-за религиозного фанатизма.

Снова тюрьма. Постоянные допросы, нечеловеческие условия, душный карцер окончательно подорвали здоровье владыки. Протестуя, отец Валентин объявил голодовку, прекратить которую его уговорили обманным путем. После чего доктор Войно был отправлен в ссылку на 3 года.

До 1933 года он работает в архангельской больнице на севере, где у Валентина Феликсовича обнаружили опухоль, отправили оперироваться в Ленинград. Здесь во время проповеди Бог напомнил святому отцу его юношеские обеты.

Новые допросы ждали святителя после Ленинграда в Москве. Власти всячески старались уговорить чудесного доктора отказаться от сана, на что получили твердый отказ.

Святой отче продолжил свои научные исследования, работая после ссылки в Ташкенте.

Важно! 1934 год подарил миру труд многих лет, «Очерках гнойной медицины», ставший классикой медицины.

«… мои „Очерки гнойной хирургии“ были угодны Богу, ибо в огромной степени увеличивали силу и значение моего исповедания в разгар антирелигиозной пропаганды», «Священный Синод… приравнял мое лечение раненых к доблестному архиерейскому служению, и возвел меня в сан архиепископа». В.Войно - Ясенецкий.

Невзирая на болезнь, Отец Валентин продолжает работать до 1937 года.

Сталинские репрессии и Великая Отечественная война

Верные служители церкви вместе с миллионами людьми подвергались репрессиям, учиненным по приказу Сталина. Не минула эта участь епископа Луку. Создание контрреволюционной церковной организации - таково обвинение было предъявлено святителю.

Жестокая пытка под названием «конвейер», когда 13 суток под ослепляющими глаза прожекторами велся круглосуточный допрос, последующая голодовка подорвали душевное состояние доктора, он оговорил себя, подписав обвинение.

1940 год епископ Войно-Ясенецкий встречает в Красноярском крае, где ему было разрешено оперировать, заниматься наукой.

Война 1941 года заставила руководство края назначить известного доктора главврачом военного госпиталя. Под его контролем находились все военные лечебные заведения Красноярского края.

Даже в военное время отец Валентин, будучи ссыльным, оставался верным Господу Богу, неся служение епископа. Митрополит Сергий, избранный на Соборе 1943 года патриархом, рукополагает святителя Луку в сан архиепископа.

При малейшем послаблении преследований за религию новый архиепископ, член постоянного Синода, начинает активно проповедовать Слово Божье.

1944 год, по приказу военного времени вместе с госпиталем главный врач переезжает в Тамбов, продолжая медицинскую деятельность, работая над публикациями трудов по медицине, богословию.

Лука Крымский

Последние года жизни святителя

Архипастырская деятельность архиепископа отмечена наградой - бриллиантовым крестом, который носится на клобуке.

За патриотизм, проявленный во время войны, Валентин Войно-Ясенецкий награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 г.».

Его труды «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов», «Очерки по гнойной хирургии» отмечены сталинской премией.

По окончании войны владыка Лука возглавил крымскую епархию, став архиепископом Симферопольским.

Главной задачей в своем служении святитель-доктор видел в любви к людям, он учил священников на собственном примере быть слугами Божьими, излучающими свет.

Болезнь сердца не позволила доктору стоять за операционным столом, но он продолжал консультации, не отказывал городским и сельским врачам, бесплатно консультируя по будним дням. Выходные дни архиепископ Симферопольский служил. Во время его проповедей Свято-Троицкий собор всегда был полон людьми.

Неоценимое наследие святителя - врача, труды святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

Святой Лука оставил после себя потомкам настоящий дар, свое литературное наследие.

  1. «Очерки гнойной хирургии» остаются классикой для всех поколений врачей.
  2. Книга «Я полюбил страдание» описывает нелегкий путь от призвания врача к сану архиепископа, она является автобиографической.
  3. Тома проповедей раскрывают суть Евангелия, показывая секреты Святой книги для простого православного человека. Проповедью «О постоянстве в молитве»
  4. Книга «Дух, душа и тело» является произведением, доказывающим связь между духовным состоянием человека, его состоянием тела. Профессор Валентин Войно-Ясенецкий доказывает на научном уровне, как с помощью молитвы достичь успокоения души, обрести физическое здоровье.
  5. В книге «О семье и воспитании детей» святой отец дает характеристику основы здоровой семьи , правильных отношений между мужем и женой, на основе Святого Писания. Он подводит читателя к богобоязненному воспитанию детей.
Важно! Святой Лука подчеркивает, что никакая самая усердная молитва не будет услышана Богом, без соблюдения заповедей Божьих, наполнения своего сердца любовью к людям.

Каждая книга, написанная архиепископом Лукой, является ключом, открывающим двери к великой силе Божьего исцеления через послушание, пост, молитву.

Чудеса и исцеления, дарованные Святителем - врачом

Людям, совершающим регулярные молитвы, святитель неоднократно являлся видением архиепископа или врача. Порой образ бывает настолько явным, что видевшие его люди, утверждают, что видели живого владыку.

  • Порой во сне больные испытывали состояние во время операции, а наутро на их теле были видны следы скальпеля. Об этом свидетельствовал грек, которому во сне была удалена межпозвоночная грыжа, наутро он обнаружил, что полностью здоров.
  • Оперирующие врачи, постоянно молящиеся перед операциями молитвой Святому Луке, утверждают, что во время особо сложных ситуаций, их руками руководит сверхъестественная сила.
  • По свидетельству жительницы Ливадии, ее сыну после аварии постоянно являлся человек по имени Лука, уговаривая вернуться к маме. Эта семья никогда не слышала о святом целителе и никогда ему не молилась. Врач, услышавший эту истории, показал мальчику икону Святого отца, которая всегда была при нем. Мальчик сразу узнал своего гостя. Благодаря чудесному вмешательству владыки, мальчику не только не ампутировали ноги, он после множества операций смог даже освоить велосипед.

Таких свидетельств много, они записаны в книгах, находящихся при церквях, в которых молятся Святой иконе Луки.

Служба святителю Луке, архиепископу Симферопольскому и Крымскому

11 июня православный мир отмечает память о Святом Луке. Люди ежедневно приходят к святому праху с просьбой

  • помочь обрести веру;
  • благословить на операцию;
  • даровать исцеление;

К гробу Святого несут детей, идут немощные, приходят молодые и старые, все обретают душевный покой, веру, исцеление после молитвы, поклонения.

Совет! Молитва Святителю Луке, исповеднику веры, заботливому наставнику и талантливому хирургу и поныне помогает нуждающимся найти выход из трудных ситуаций.

Во многих медицинских учреждениях врачи начинают свой день с этой молитвы. Работники социальных служб и хосписов считают святителя Войно-Ясенецкого своим небесным покровителем.

Посмотрите видео с молитвой Луке Крымскому

Святитель ЛУКА ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ, архиепископ Крымский (†1961)

Архиепископ Лука (в миру Валентин Фе́ликсович Во́йно-Ясене́цкий) — профессор медицины и духовный писатель, епископ Русской православной церкви; с 1946 года — архиепископ Симферопольский и Крымский. Был одним из самых крупных теоретиков и практиков гнойной хирургии, за учебник по которой был в 1946 году удостоен Сталинской премии (была передана Владыкой детям-сиротам). Теоретические и практические открытия Войно-Ясенецкого спасли в годы Отечественной войны жизнь буквально сотен и сотен тысяч русских солдат и офицеров.

Архиепископ Лука стал жертвой политических репрессий и провёл в ссылке в общей сложности 11 лет. Реабилитирован в апреле 2000 года. В августе того же года канонизирован Русской православной церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских.

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился 27 апреля 1877 года в Керчи в семье провизора Феликса Станиславовича и его супруги Марии Дмитриевны и принадлежал к древнему и знатному, но обедневшему польскому дворянскому роду. Дед жил в курной избе, ходил в лаптях, правда, имел мельницу. Отец его был ревностным католиком, мать - православной. По законам Российской империи дети в подобных семьях должны были воспитываться в православной вере. Мать занималась благотворительностью, творила добрые дела. Однажды она принесла в храм блюдо с кутьей и после панихиды случайно оказалась свидетельницей дележа ее приношения, после этого она больше никогда не переступала порога церкви.

По воспоминаниям святителя, свою религиозность он унаследовал от очень благочестивого отца. На формирование его православных взглядов оказала огромное влияние Киево-Печерская Лавра. Одно время он увлекся идеями толстовства, спал на полу на ковре и ездил за город косить рожь вместе с крестьянами, но прочитав внимательно книжку Л. Толстого "В чем моя вера?", он сумел разобраться в том, что толстовство - издевательство над православием, а сам Толстой - еретик.

В 1889 году семья переехала в Киев, где Валентин окончил гимназию и художественную школу. После окончания гимназии стал перед выбором жизненного пути между медициной и рисованием. Подал документы в Академию Художеств, но, поколебавшись, решил выбрать медицину как более полезную обществу. В 1898 году стал студентом медицинского факультета Киевского университета и «из неудавшегося художника стал художником в анатомии и хирургии». После блестяще сданных выпускных экзаменов удивил всех, заявив, что станет земским «мужицким» доктором.

В 1904 году в составе Киевского медицинского госпиталя Красного Креста отправился на Русско-Японскую войну, где получил большую практику, делая крупные операции на костях, суставах и черепе. Многие раны на третий-пятый день покрывались гноем, а на медицинском факультете отсутствовали даже понятия гнойной хирургии, обезболивания и анестезиологии.

В 1904 году он женится на сестре милосердия Анне Васильевне Ланской, которую называли «святой сестрой» за доброту, кротость и глубокую веру в Бога. Она дала обет безбрачия, но Валентин сумел добиться её расположения и она нарушила этот обет. В ночь перед венчанием во время молитвы ей показалось, что Христос на иконе отвернулся от нее. За нарушение обета Господь тяжело наказал ее невыносимой, патологической ревностью.

С 1905 по 1917 гг. работал земским врачом в больницах Симбирской, Курской, Саратовской и Владимирской губернии и проходил практику в Московских клиниках. За это время он сделал множество операций на мозге, органах зрения, сердце, желудке, кишечнике, желчных путях, почках, позвоночнике, суставах и т.д. и внес много нового в технику операций. В 1908 году он приезжает в Москву и становится экстерном хирургической клиники профессора П. И. Дьяконова.

В 1915 году в Петрограде вышла книга Войно-Ясенецкого "Региональная анестезия", в которой Войно-Ясенецкий обобщил результаты исследований и свой богатейший хирургический опыт. Он предложил новый совершенный метод местной анестезии - прервать проводимость нервов, по которым передается болевая чувствительность. Годом позже он защитил свою монографию «Региональная анестезия» как диссертацию и получил степень доктора медицины. Его оппонент известный хирург Мартынов сказал: "когда я читал Вашу книгу, то получил впечатление пения птицы, которая не может не петь, и высоко оценил ее" . За эту работу Варшавский университет присудил ему премию имени Хойнацкого.

Чтобы содержать семью, он вернулся к практической хирургии. В Переславле-Залесском одним из первых в России он делал сложнейшие операции не только на желчных путях, почках, желудке, кишечнике, но даже на сердце и мозге. Прекрасно владея техникой глазных операций, он многим слепым возвращал зрение.

1917 год был переломным не только для страны, но и лично для Валентина Феликсовича. Заболела туберкулезом его жена Анна и семья переехала в Ташкент, где ему предложили должность главного врача городской больницы. В 1919 г. жена скончалась от туберкулеза, оставив четверых детей: Михаила, Елену, Алексея и Валентина. Когда Валентин читал Псалтирь над гробом жены, его поразили слова 112 псалма: «И неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях». Он расценил это как указание Божие на операционную сестру Софию Сергеевну Белецкую, о которой он знал только то, что она недавно похоронила мужа и была неплодной, то есть бездетной, и на которую он может возложить заботы о своих детях и их воспитании. Едва дождавшись утра, он пошел к Софье Сергеевне «с Божьим повелением ввести ее в свой дом матерью, радующеюся о детях». Она с радостью согласилась и стала матерью четырем детям Валентина Феликсовича, избравшего после кончины жены путь служения Церкви.

Валентин Войно-Ясенецкий был одним из инициаторов организации Ташкентского университета и с 1920 г. избран профессором топографической анатомии и оперативной хирургии этого университета. Хирургическое искусство, а с ним и известность проф. Войно-Ясенецкого все возрастали.

Сам он все больше находил утешение в вере. Посещал местное православное религиозное общество, изучал богословие. Как-то «неожиданно для всех, прежде чем начать операцию, Войно-Ясенецкий перекрестился, перекрестил ассистента, операционную сестру и больного. Однажды после крестного знамения больной — по национальности татарин — сказал хирургу: „Я ведь мусульманин. Зачем же Вы меня крестите?“ Последовал ответ: „Хоть религии разные, а Бог один. Под Богом все едины“».

Однажды он выступил на епархиальном съезде "по одному очень важному вопросу с большой горячей речью". После съезда Ташкентский епископ Иннокентий (Пустынский) сказал ему: "Доктор, вам нужно быть священником". "У меня не было и мыслей о священстве, - вспоминал Владыка Лука, - но слова Преосвященного Иннокентия я принял как Божий призыв архиерейскими устами, и минуты не размышляя: "Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!"

Вопрос о рукоположении был решен так быстро, что ему даже не успели сшить подрясник.

7 февраля 1921 г. был рукоположен во диакона, 15 февраля - во иерея и назначен младшим священником Ташкентского кафедрального собора, оставаясь и профессором университета. В священном сане он не перестает оперировать и читать лекции.

Волна обновленчества 1923 года доходит и до Ташкента. И в то время, когда обновленцы ждали прибытия в Ташкент «своего» епископа, в городе вдруг объявился местный епископ, верный сторонник Патриарха Тихона.

Им стал в 1923 году святитель Лука Войно-Ясенецкий. В мае 1923 г. он принял монашество в собственной спальне с именем в честь св. апостола и евангелиста Луки, который, как известно, был не только апостол, но и врач, и художник. А вскоре был хиротонисан тайно во епископа Ташкентского и Туркестанского.

Через 10 дней после хиротонии он был арестован как сторонник Патриарха Тихона. Ему предъявили нелепое обвинение: сношения с оренбургскими контрреволюционными казаками и связь с англичанами.


Войно-Ясенецкий в ссылке

В тюрьме ташкентского ГПУ он закончил свой, впоследствии ставший знаменитым, труд "Очерки гнойной хирургии". На заглавном листе владыка написал: «Епископ Лука. Профессор Войно-Ясенецкий. Очерки гнойной хирургии».

Так исполнилось таинственное Божие предсказание об этой книге, которое он получил еще в Переславле-Залесском несколько лет назад. Он услышал тогда: «Когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа».

"Пожалуй, нет другой такой книги, - писал кандидат медицинских наук В.А. Поляков, - которая была бы написана с таким литературным мастерством, с таким знанием хирургического дела, с такой любовью к страдавшему человеку".

Несмотря на создание великого, фундаментального труда последовало заключение владыки в Таганскую тюрьму в Москве. Из Москвы св. Луку отправили в Сибирь. Тогда-то впервые у епископа Луки сильно прихватило сердце.

Сосланный на Енисей, 47-летний епископ опять едет в поезде по дороге, по которой в 1904 году ехал в Забайкалье совсем молодым хирургом…

Тюмень, Омск, Новосибирск, Красноярск… Затем, в лютую январскую стужу заключенных повезли на санях за 400 километров от Красноярска — в Енисейск, а потом еще далее — в глухую деревню Хая в восемь домов, в Туруханск… Иначе как преднамеренным убийством это назвать было нельзя, и свое спасение в пути за полторы тысячи верст в открытых санях на жестоком морозе он позднее объяснял так: «В пути по замерзшему Енисею в сильные морозы я почти реально ощущал, что со мной — Сам Иисус Христос, поддерживающий и укрепляющий меня»…

В Енисейске прибытие врача-епископа произвело сенсацию. Восхищение им достигло апогея, когда он сделал экстракцию врожденной катаракты трем слепым маленьким мальчикам-братьям и сделал их зрячими.

Дети епископа Луки в полной мере заплатили за «поповство» отца. Сразу после первого ареста их выгнали из квартиры. Потом от них будут требовать отречься от отца, будут исключать из института, «травить» на работе и на службе, клеймо политической неблагонадежности будет преследовать их много лет… Его сыновья пошли по стопам отца, избрав медицину, но никто из четверых не разделил его страстной веры в Христа.

В 1930 году последовал второй арест и вторая, трехлетняя ссылка, после возвращения из которой он ослеп на один глаз, а за ней и третья — в 1937-м, когда начался наиболее страшный для Святой Церкви период, унесший жизни многих-многих верных священнослужителей. Впервые владыка узнал, что такое пытки, допрос конвейером, когда сутками следователи сменяли друг друга, били ногами, кричали озверело.

Начались галлюцинации: желтые цыплята бежали по полу, внизу, в огромной впадине виделся город, ярко залитый светом фонарей, по спине ползли змеи. Но пережитые епископом Лукой скорби нисколько не подавили его, но, напротив, утвердили и закалили его душу. Владыка дважды в день вставал на колени, обратившись к востоку, и молился, не замечая ничего вокруг себя. В камере, до отказа наполненной измученными, озлобленными людьми, неожиданно становилось тихо. Его опять сослали в Сибирь, на сто десятый километр от Красноярска.

Начало Второй мировой войны застало 64-летнего епископа Луку Войно-Ясенецкого в третьей ссылке. Он отправляет телеграмму Калинину, в которой пишет: «являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где мне будет доверено… По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука».

Его назначают консультантом всех госпиталей Красноярского края — на тысячи километров не было специалиста более необходимого и более квалифицированного. Подвижнический труд архиепископа Луки был отмечен медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», Сталинской премией Первой степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений.

Слава архиепископа Луки становилась всемирной. Его фотографии в архиерейском облачении передавались по каналам ТАСС за рубеж. Владыку все это радовало лишь с одной точки зрения. Свою научную деятельность, публикации книг и статей он рассматривал как средство поднятия авторитета Церкви.

В мае 1946 года владыка был переведен на должность архиепископа Симферопольского и Крымского. Студенческая молодежь отправилась встречать его на вокзал с цветами.

Перед этим он какое-то время послужил в Тамбове. Там с ним произошла такая история. Одна женщина-вдова стояла возле церкви, когда владыка шел на службу. «Почему ты, сестра, стоишь такая грустная?» - спросил владыка. А она ему: «У меня пятеро детей маленьких, а домик совсем развалился». После службы повел он вдову к себе домой и дал денег на постройку дома.

Примерно в то же время ему окончательно запретили выступать на медицинских съездах в архиерейском облачении. И его выступления прекратились. Он все отчетливее понимал, что совмещать архиерейское и врачебное служение становится все труднее. Его медицинская практика стала сокращаться.

В Крыму владыку ждала суровая борьба с властями, которые в 50-е годы одну за другой закрывали церкви. Одновременно развивалась его слепота. Кто не знал об этом, не мог бы и подумать, что совершающий Божественную литургию архипастырь слеп на оба глаза. Он осторожно благословлял Святые Дары при их пресуществлении, не задевая их ни рукой, ни облачением. Все тайные молитвы владыка читал на память.

Жил он, как всегда, в бедности. Всякий раз, как племянница Вера предлагала сшить новую рясу, она слышала в ответ: «Латай, латай, Вера, бедных много».

В то же время секретарь епархии вел длинные списки нуждающихся. В конце каждого месяца по этим спискам рассылались тридцать-сорок почтовых переводов. Обед на архиерейской кухне готовился на пятнадцать-двадцать человек. Приходило много голодных детей, одиноких старых женщин, бедняков, лишенных средств к существованию.

Крымчане очень любили своего владыку. Как-то в начале 1951 года архиепископ Лука вернулся самолетом из Москвы в Симферополь. В результате какого-то недоразумения на аэродроме никто его не встретил. Полуслепой владыка растерянно стоял перед зданием аэропорта, не зная, как добраться до дома. Горожане узнали его, помогли сесть в автобус. Но когда архиепископ Лука собрался выходить на своей остановке, по просьбе пассажиров шофер свернул с маршрута и, проехав три лишних квартала, остановил автобус у самого крыльца дома на Госпитальной. Владыка вышел из автобуса под аплодисменты тех, кто едва ли часто ходил в храм.

Ослепший архипастырь также продолжал управлять Симферопольской епархией в течение трех лет и иногда принимать больных, поражая местных врачей безошибочными диагнозами. Практическую врачебную деятельность он оставил еще в 1946 году, но продолжал помогать больным советами. Епархией же управлял до самого конца с помощью доверенных лиц. В последние годы своей жизни он только слушал, что ему читают и диктовал свои работы и письма.

Скончался Владыка 11 июня 1961 года в День Всех Святых, в земле Российской просиявших, и был похоронен на церковном кладбище при Всехсвятском храме Симферополя. Несмотря на запрет властей, его провожал весь город. Улицы были забиты, прекратилось абсолютно все движение. До самого кладбища путь был усыпан розами.


Могила Архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) в Симферополе

В 1996 г. были обретены нетленными его честные мощи, которые покоятся ныне в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя. В 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви он был причислен к лику святых как святитель и исповедник.


Рака с мощами св.Луки Войно-Ясенецкого в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя

Тропарь, глас 1
Возвестителю пути спасительного, исповедниче и архипастырю Крымския земли, истинный хранителю отеческих преданий, столпе непоколебимый, Православия наставниче, врачу богомудрый, святителю Луко, Христа Спаса непрестанно моли веру непоколебиму православным даровати и спасение, и велию милость.

Кондак, глас 1
Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, был еси святителю, душу же равноангельну сотворил, сего ради святительства саном почется, во изгнании же от безбожных много пострадал и непоколебим верою пребыв, врачебною мудростию многия исцелил еси. Темже ныне честное тело твое от земленных недр обретенное дивно Господь прослави, да вси вернии вопием ти: радуйся, отче святителю Луко, земли Крымстей похвало и утверждение.

Молитва святителю Луке, исповеднику, архиепископу Крымскому
О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов. Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца молим тя всеусердно: услыши нас грешных и принеси молитву нашу к Милостивому и Человеколюбивому Богу. Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию, еюже вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли. Испроси у Христа Бога нашего, да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия: пастырям да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабыя и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати. Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная. Градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление. Скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадам в страхе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление. Подаждь нам всем твое архипастырское благословение, да таковое молитвенное ходатайство имущи, избавимся от козней лукавого и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов. Настави нас на путь, ведущий в селения праведных, и моли о нас всесильнаго Бога, да в вечней жизни сподобимся c тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Молитву составил протоиерей Георгий СЕВЕРИН,
настоятель храма Трех Святителей г. Симферополя

(1877–1961)

Святитель Лука, в миру Валентин Феликсович (Войно-Ясенецкий) родился в Керчи, 27 апреля 1877 года. Он был третьим ребёнком в семье, а всего детей было пять.

Отец Валентина, Феликс Станиславович, принадлежал к Католической Церкви. По профессии он был аптекарем. Мать, Мария Дмитриевна, исповедовала истинную, Православную веру.

Согласно сложившимся к тому времени в России устоям, касавшимся воспитания детей, рождённых в смешанных браках, личность Валентина формировалась в русле Православных традиций. Отец его, в общем не возражал против такого подхода и не навязывал сыну собственного мировоззрения. Религиозные основы ему преподавала мать.

В 1899 году семья Войно-Ясенецких переехала в Киев. Здесь Валентин, помощью Божьей, окончил два образовательных заведения: гимназию и рисовальную (художественную) школу.

Размышляя о выборе дальнейшего жизненного пути, он рассматривал два приоритетных варианта: стать художником или врачом. Уже на стадии готовности поступать в Академию Художеств в Петербурге, он передумал и решил посвятить свои силы медицине. Важнейшим критерием выбора послужило желание облегчать людям страдания. Кроме того он считал, что на месте врача принесёт обществу больше пользы.

В 1898 году Валентин поступил в Киевский университет, на медицинский факультет. Учился он хорошо, как и подобало способному человеку, сделавшему в отношении будущей профессии обдуманный выбор. Из университета он выпустился в 1903 году. Перед ним могла открыться хорошая карьера, о которой многие, менее талантливые сверстники, могли только мечтать. Но он, к удивлению окружения, объявил, что желает стать земским, «мужицким» доктором.

Врачебная деятельность

С началом русско-японской войны Валентин Феликсович, приняв предложение руководства, отправился, на Дальний Восток, для участия в деятельности отряда Красного Креста. Там он возглавил отделение хирургии при госпитале Киевского Красного Креста, развернутом в Чите. На этой должности В. Войно-Ясенецкий приобрёл колоссальный врачебный опыт.

В этот же период он познакомился и связался узами любви с сестрой милосердия, доброй и кроткой христианкой Анной Ланской. К тому времени она отказала двум искавшим её женского внимания врачам, и как рассказывают, готова была прожить свою жизнь в священном безбрачии. Но Валентин Феликсович сумел достичь её сердца. В 1904 году молодые сочетались венчанием в местной читинской церкви. Со временем Анна сделалась верной помощницей мужу не только в семейных делах, но и в докторской практике.

После войны В. Войно-Ясенецкий осуществил свое давнее желание стать земским врачом. В период с 1905 по 1917 год он трудился в городских и сельских лечебницах, в разных регионах страны: в Симбирской губернии, затем в Курской, Саратовской, на территории Украины, наконец, в Переяславле-Залесском.

В 1908 году Валентин Феликсович прибыл в Москву, устроился в хирургическую клинику П. Дьяконова экстерном.

В 1916 году закончил писать и с успехом защитил докторскую диссертацию. Тема той докторской работы оказалась настолько важной и актуальной, а её содержание настолько глубоким и проработанным, что один из учёных в восхищении сравнил её с пением птицы. Варшавский университет почтил тогда В. Войно-Ясенецкого особой премией.

Послереволюционные годы

Первые годы после Октябрьской революции были в буквальном смысле кровавыми. В это трудное время государство испытывало особую потребность в медицинских работниках. Так что несмотря на приверженность вере, какое-то время Валентин Феликсович не был гонимым.

С 1917 по 1923 года он жил в Ташкенте, трудился в Ново-Городской больнице хирургом. Своим опытом он охотно делился с учениками, преподавал в медицинской школе (впоследствии реорганизованной в медицинский факультет).

В этот период серьёзным испытанием для В. Войно-Ясенецкого обернулась смерть горячо любимой супруги, умершей от туберкулеза в 1919 году, и оставившей без материнской заботы четырех детей.

В 1920 году Валентин Феликсович принял предложение возглавить кафедру в Государственном Туркестанском университете, недавно открытом в Ташкенте.

Священническое служение

Помимо исполнения служебных и семейных обязанностей в этот период он принимал активное участие в церковной жизни, посещал собрания Ташкентского братства. Однажды, после удачного доклада В. Войно-Ясенецкого на церковном съезде Ташкентский епископ Иннокентий высказал ему пожелание, чтобы он стал священником. Не помышлявший о таком варианте своего жизненного пути В. Войно-Ясенецкий вдруг ответил архиерею без промедления, что согласен, если это угодно Богу.

В 1921 году он был посвящен в сан диакона, а через несколько дней — в иерея. Став священником, отец Валентин получил назначение в местный, ташкентский храм, где и служил, угождая Богу. При этом он не прерывал ни врачебную, ни преподавательскую практику.

В 1923 году развернувшееся при Церкви движение обновленцев добралось до Ташкента. Епископ Иннокентий в силу ряда связанных с этим причин покинул город, не передав никому руководство над кафедрой. В этот трудный для духовенства и паствы период отец Валентин, совместно со священником Михаилом Андреевым, приложил максимум усилий для объединения местного духовенства и даже принял участие в организации съезда (санкционированного ГПУ).

Монашеское и епископское служение

В том же 1923 году отец Валентин, движимый ревностью и благочестием, принял монашеский постриг. Сообщают, что изначально Епископ Уфимский Андрей (Ухтомский) предполагал дать ему монашеское имя Пантелеймон, в честь прославленного Богом христианского целителя, но затем, выслушав его проповеди, поменял решение и остановил выбор на имени Евангелиста, врача и апостола Луки. Так отец Валентин стал иеромонахом Лукой.

В конце мая того же года иеромонах Лука был тайно поставлен во епископа Пенджикента, а через несколько дней его арестовали из-за поддержки им линии Патриарха Тихона. Выдвинутое против него обвинение на сегодняшний день кажется не только надуманным, но и абсурдным: власти обвинили его в контрреволюционной связи с какими-то оренбургскими казаками и в сотрудничестве с англичанами.

Некоторое время арестованный святитель томился в темнице Ташкентского ГПУ, а затем его доставили в Москву. Вскоре ему позволили проживать на частной квартире, но потом вновь взяли под стражу: сперва в Бутырскую тюрьму, а после — в Таганскую. Затем страдальца отправили в ссылку на Енисей.

В Енисейске он служил на дому. Кроме того, ему разрешили оперировать, и он спас здоровье не одному жителю. Несколько раз святителя переводили из одного места в другое. Но и там он использовал все возможности для служения Богу, лечения людей.

После окончания ссылки, епископ Лука возвратился в Ташкент, служил в местном храме. Но советские власти не собирались оставлять архиерея в покое. В мае 1931 года он подвергся очередному аресту и проведя несколько месяцев в тюрьме, услышал приговор: ссылка в Архангельск сроком на три года. В Архангельске он тоже занимался лечением больных.

Вернувшись из мест заключения, в 1934 году он посетил город Ташкент, а затем поселился Андижане. Здесь он исполнял долг архиерея и врача. Несчастьем обернулось для него подхваченная лихорадка: болезнь грозила потерей зрения и святитель пошёл на операцию (в качестве пациента), в результате которой ослеп на один глаз.

В декабре 1937 года последовал новый арест. Святителя допрашивали несколько суток подряд, требовали подписать заранее подготовленные следствием протоколы. В ответ он объявил голодовку, наотрез отказавшись подписывать то, с чем не могла согласиться его христианская совесть. Последовал новый приговор, новая ссылка, на сей раз — в Сибирь.

С 1937 по 1941 год осужденный епископ жил в местечке Большая Мурта, на территории Красноярского края. С началом Великой Отечественной войны его переселили в Красноярск и привлекли к лечению раненных.

В 1943 году святитель взошёл на Красноярскую архиепископскую кафедру, а через год его назначили архиепископом Тамбовским и Мичуринским. В этот период отношение власти к святителю, как будто, изменилось. В феврале 1946 года, за научные разработки в области медицины, он удостоился государственной награды — Сталинской премии.

В мае 1946 года святитель Лука стал архиепископом Крымским и Симферопольским. В это время начала прогрессировать болезнь его глаз, а в 1958 году он полностью ослеп. Однако, как вспоминают очевидцы, в этом состоянии святой не только не утратил бодрости духа, но и не потерял способности самостоятельно приходить в храм, прикладываться к святыням, участвовать в богослужении.

11июня 1961 года Господь призвал его в Своё Небесное Царство. Похоронили святителя на Симферопольском кладбище.

После себя он оставил ряд научных и богословских работ. Среди последних уместно отметить: , Господня, .

Тропарь святителю Луке (Войно-Ясенецкому), архиепископу Крымскому, глас 1

Возвестителю пути спасительного, / исповедниче и архипастырю Крымския земли, / истинный хранителю отеческих преданий, / столпе непоколебимый, Православия наставниче, / врачу богомудрый, святителю Луко, / Христа Спаса непрестанно моли / веру непоколебиму православным даровати // и спасение, и велию милость.

Кондак святителю Луке (Войно-Ясенецкому), архиепископу Крымскому, глас 1

Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, / был еси святителю, / душу же равноангельну сотворил еси, / сего ради святительства саном почтен был еси, / и во изгнании же от безбожных много пострадал еси / и непоколебим верою пребыв, / врачебною мудростию многия исцелил еси. / Темже ныне честное тело твое, от земных недр обретенное дивно, / Господь прослави, / да вси вернии вопием ти: / радуйся, отче святителю Луко, / земли Крымския похвало и утверждение.

Молитва

О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов. Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца молим тя всеусердно: услыши нас грешных и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбивому Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию еюже вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли. Испроси у Христа Бога нашего да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия: пастырям да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабые и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати. Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная. Градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление. Скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление. Подаждь нам всем твое архипастырское благословение, да таковое молитвенное ходатайство имущи, избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов. Настави нас на путь ведущий в селения праведных и моли о нас всесильнаго Бога, в вечней жизни сподобимся с тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.


Close