https://pandia.ru/text/80/134/images/image002_116.jpg" width="796" height="1134">

Тропа здоровья

«Наши ножки побежали по дорожке…»

Цели организации "Тропы здоровья":

    Охрана и укрепление здоровья детей. приобщение детей к здоровому образу жизни; профилактика плоскостопия; улучшение координации движения; улучшение функций сердечно-­сосудистой и дыхательной систем; повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям; улучшение эмоционально­-психического состояния детей;

Приоритетными направлениями в деятельности МБДОУ детский – сад № 000 являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, имеющих отклонения в развитии, приобщение их к ценностям здорового образа жизни.

В МБДОУ создана необходимая материально­-техническая база для укрепления и сохранения здоровья детей. В помещениях детского сада и на его территории в соответствии с санитарными нормами и правилами оборудованы спортивный зал, уголки здоровья в группах, бассейн.

Особое внимание уделяется здоровьесбережению воспитанников, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов в 2011–2013 гг. в МБДОУ была организована "Тропа здоровья".


"Тропа здоровья" позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме.

На “Тропе здоровья” размещено оборудование, которое предоставляет возможность тренировать все группы мышц, все функциональные системы организма.

Маршрут "Тропы здоровья " проложен по периметру территории дошкольного учреждения и включает в себя 6 станций

Тропа здоровья" на территории дошкольного учреждения длиной 50 м и шириной от 1,5 до 2,5 м делится на участки от 2 до 5 м, которые имеют разное покрытие:

    травяной покров; песчаную поверхность; емкость с керамзитом; емкость с сухим бассейном; емкость с песком; поверхность с деревянными спилами.

"Тропа здоровья" расположена на территории МБДОУ, непосредственно за спортивной площадкой. Это наиболее подходящий для подобного объекта маршрут на участке ДОУ, так как он пролегает в тенистой местности и одновременно хорошо освещается солнцем. В тени деревьев дети могут играть в одних плавках, получая свето­воздушные ванны, которые являются мягкой закаливающей процедурой. Как известно, солнечный свет стимулирует деятельность иммунной системы и повышает защитные силы детского организма, но под прямыми солнечными лучами малыши должны находиться под наблюдением медицинского персонала.

На "Тропе здоровья" используется различное оборудование: спортивное (бревно, скамейка, наклонная, ребристая доска, веревочная лестница, тоннель для лазания. Это способствует развитию и укреплению мышц плечевого пояса и спины, а также улучшению осанки детей. Для игр и упражнений применяются нетрадиционные атрибуты, изготовленные руками родителей и педагогов, – дорожка со следами, массажный коврик. Кроме того, на тропе установлены персонажи сказок (Красная шапочка, "волшебная печь", Хозяйка медной горы).


Учитывая, что в летний период воспитанники детского сада большую часть времени проводят на свежем воздухе, "Тропа здоровья" задействуется максимально в течение дня.

Чтобы подготовить организм ребёнка к хождению по различным видам почвы, работа по закаливанию начинается ранней весной:

https://pandia.ru/text/80/134/images/image002_116.jpg" width="808" height="1146 src=">

https://pandia.ru/text/80/134/images/image002_116.jpg" width="833" height="1134 src=">DIV_ADBLOCK148">


Цели : развитие основных функций стоп; обучение правильной постановке стоп при ходьбе; повышение тонуса, уменьшение длины передней большеберцовой, длинного разгибателя пальцев, длинного разгибателя 1 пальца, коротких мышц стоп; увеличение длины, устранение гипертонусов трехглавой мышцы голени; укрепление сумочно-связочного аппарата и увеличение подвижности в суставах стоп; улучшение кровообращения стоп; улучшение координации движений.

https://pandia.ru/text/80/134/images/image005_70.jpg" width="592" height="380">

Упражнения на профилактику плоскостопия и осанки

(выполняется на травяном покрове с использованием ковриков)

Массаж. Оказывает хорошее вспомогательное воздействие, улучшает кровоснабжение и тонизирует мышцы, подтягивающие свод. Массируются голень – по задней внутренней стороне от костей до стопы – и сама стопа – от пятки до косточек пальцев. Приемы – поглаживание, растирание, разминание. Самомассаж нужно выполнять, поглаживая основанием ладони возвышение первого пальца, свод стопы, заднюю и внутреннюю поверхность голени.

Массаж рефлекторных зон ног.

1. C ожмите кончик большого пальца, затем подушечку

большого пальца. Если заметите болезненную точку, разотрите ее до исчезновения боли.

2. Плотно захватите большим и указательным пальцами руки ахиллово сухожилие, сдавите его, отпустите;

повторите 3р. на каждой ноге.

3. Быстро потрите верх ступни рукой или, что более

удобно, пяткой другой ноги.

4. Если по телу разлилась приятная теплота – цель достигнута.

Всего за 60 сек. Вы включили основные системы организма на полные обороты.

Самомассаж стоп.

Выполняется из исходного положения сидя, удобно положив одну ногу на колено другой. Обе ноги массируют одинаковое время.

Способствует расслаблению мышц стопы, улучшает функциональное состояние организма и уравновешивает нервные процессы.

1 этап.

1.

2. разминание стопы всеми пальцами.

3.

4. похлопывание подошвы.

5. активное поднимание стопы вверх и опускание вниз.

2 этап.

1. граблеобразное поглаживание подошвы по направлению к пальцам.

2. поглаживание всей стопы от пальцев до щиколотки.

3. катание подошвами вперед-назад гимнастической палки.

4. надавливание подушечкой большого пальца всех точек подошвы.

3 этап.

1. с силой надавливание на болевые точки.

2. поглаживание всей стопы от пальцев до щиколотки.

3. похлопывание подошвы.

4. катание подошвами мяча, выполняя круговые движения.

плоскостопии.

1. Сидя на стуле разводить и сводить пятки, не отрывая носков от пола

2. Из того же положения захватывание стопами мяча среднего размера и поднимание его

3. Из того же положения, подложив под сгиб стопы валик. Максимальное сгибание и разгибание стоп.

4. Сидя на стуле, сгибание пальцами ног коврика или куска ткани, лежащего на полу.

5. Из того же положения, между стопами находиться небольшой резиновый мяч. Сдавливание стопами этого мяча.


6. Захватывание и поднимание пальцами ног различных предметов (палочек, мяча, куска ткани).

7. То же исходное положение, стопы лежат на круглой палке небольшого диаметра. Катание палки подошвами ног.

8. Из положения стоя, руки на поясе. Перекаты с пятки на носок.

9. Из того же положения. Ходьба по гимнастической палке.

10. Для этого упражнения необходим брусок с треугольным профилем. Ходьба по этому бруску.

11. Ходьба на носках по наклонной плоскости.

https://pandia.ru/text/80/134/images/image006_60.jpg" width="538" height="336">

3) Дыхательные упражнения

Цели : профилактика заболеваний верхних дыхательных путей и легких

дыхательные упражнения, которые способствуют:

Повышению общего жизненного тонуса ребенка и сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы;

Развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению лимфо - и кровообращения в легких, - улучшению деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения

https://pandia.ru/text/80/134/images/image007_51.jpg" width="628" height="415 src=">

4) Релаксация (проходит под звучание спокойной музыки)

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

https://pandia.ru/text/80/134/images/image008_42.jpg" width="580" height="273 src=">

2. Станция «Спортивная» прилегает к станции «Солнышко»

Цели: развитие двигательных умений и навыков детей через организацию игровой деятельности с дошкольниками;

Формирование оптимальной статики осанки и постановки стопы (развитие устойчивости, равновесия, ориентации на поверхности);

Формирование потребности в двигательной активности и представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.

1) Проведение физкультурных занятий с использованием здоровьесберегающих технологий


Занятия проводятся в соответствии с основной общеобразовательной программой «От рождения до школы»

https://pandia.ru/text/80/134/images/image002_116.jpg" width="808" height="1146 src=">

2) Оздоровительный бег и ходьба

3) Дыхательная гимнастика

https://pandia.ru/text/80/134/images/image002_116.jpg" width="808" height="1146 src=">

2) Точечный массаж по профилактике простудных заболеваний,

3) Массаж рук. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

4) Массаж волшебных точек ушек

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

https://pandia.ru/text/80/134/images/image012_33.jpg" width="603" height="260">

4. Поляна «Мудрости» (прилегает к «Поляне сказок»)

Цели : способствуют формированию осознанного представления о необходимости заботиться о своем здоровье, через механизм лечебного воздействия, формирование психоэмоциональных и ритмических движений; гармонично развивает и укрепляет детский организм; влияние эмоционального состояния на физическое развитие детей; создание условий для гармоничного физического и психического развития детей; формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни.

1)Восточная гимнастика

2)Биоэнергетическая гимнастика


Близорукость" href="/text/category/blizorukostmz/" rel="bookmark">близорукость и быстро снять усталость. Упражнения для глаз заключаются в основном в фиксации зре­ния на различных точках, движении взгляда Эти упражнения способствуют восстановлению нормального зрения независимо от характера имеющихся нару­шений (близорукости или дальнозоркости). Упражнения рекомен­дуется выполнять 2 раза в день до тех пор, пока они выполняются легко. После них нельзя в течение 20 мин писать, рисовать или смотреть телевизор

Комплекс 1.

Цель: Способствует снятию статического напряжения мышц глаза, улучшению кровообращения (и. п. - сидя).


1. Плотно закрыть, а затем широко открыть глаза с интервалом 30 сек. (5-6 раз).

2. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо не поворачивая головы (3-4 раза).

3. Вращать глазами по кругу по 2-3 сек. (3-4 раза).

4. Быстро моргать (1 мин.).

5. Смотреть вдаль, сидя перед окном (3-4 мин.).

Комплекс 2.

Цель: Способствует снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению мышц глаз (и. п. - стоя).

1. Смотреть прямо перед собой (2-3 сек.), поставить указательный палец на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек., опустить руку (четыре-пять раз).

2. Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (3-4 раза).

3. Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле; отыскать в небе птиц или самолет и проследить за ними взглядом; назвать транспорт, проезжающий мимо или стоящий на обочине дороги

DIV_ADBLOCK152">

Комплекс 4.

Цель : Способствует улучшению координации движений глаз и головы, развитию сложных движений, улучшению функций вестибулярного аппарата (и. п. - стоя).

1. Поднять глаза вверх, опустить вниз; посмотреть вправо, влево, не поворачивая головы (три-четыре раза).

2. Поднять голову вверх; совершать круговые движения глазами по часовой стрелке, против часовой стрелки (два-три раза).

Посмотреть на левый носок ноги; поднять голову, посмотреть на люстру; опустить голову, посмотреть на правый носок; поднять голову, посмотреть на люстру (два-три раза).

Комплекс 5.

Цель : Тренирует мышцы глаза, улучшает упругость век, восстанавливает циркуляцию внутриглазной жидкости.

1. И. п. - сидя на полу. Ноги согнуть в коленях, руки в упоре сзади; повернуть голову назад и увидеть предметы, расположенные сзади (два раза).

2. И. п. - стоя, руки на палке, расположенной вертикально. Отвести руки от палки в стороны и успеть удержать падающую палку; попеременно перехватывать палку двумя руками (повторить три-четыре раза).

3. И. п. - стоя. «Спрячь глазки» (зажмуриться). «У кого глазки большие» (широко открыть глаза).

DIV_ADBLOCK154">

3. И. п. - стоя, руки с мячом внизу. Совершать медленные круговые вращения руками снизу вверх, вправо и влево, следить взглядом за мячом (четыре-пять раз).

4. И. п. - стоя, мяч в вытянутых руках. Согнуть руки, поднести мяч к носу; вернуться в и. п., следить за мячом (четыре-пять раз).

5. Станция «Лекарственный огород» (прилегает к станции «Мудрость»)

1) Валеологиечские занятия беседы с детьми на тему: «Неболей-ка», «Изучаем свое тело», «Полезные и вредные привычки», «Что такое здоровье», «Чистота – залог здоровья»

2) Пальчиковая гимнастика предназначена для развития мелкой моторики рук, расширения и обогащения словаря, развития памяти и внимания.

3) Психогимнастика И

Представляет собой систему этюдов («выразительных движений»), сориентированных, в первую очередь, на формирование определенных сторон личности: способности к сопереживанию, чувству сострадания, понимания, а также на формирование нравственно-экологических взглядов.


Психогимнастика создает также богатейший потенциал для развития сферы эмоций. Так, робкий, со слабо развитой речью ребенок через приобретение мышечной, эмоциональной раскрепощенности и возросшей уверенности к себе приобретает и улучшения в области связной речи, оказывается способен уверенно общаться со взрослым, а позже - отвечать на уроке в первом классе…Психогимнастика призвана в такой же степени решать вопросы создания условий для психического благополучия каждого ребенка, поощряя способность к самовыражению.

Цели: развитие нравственных представлений; развитие познавательных процессов - в частности, формирование сенсорных эталонов; достижение сформированности символической функции и воображения; развитие креативности, способности к творчеству; развитие эмоциональных реакций и способов их выражения; развитие эмпатии; эмоциональная децентрация мышления; развитие произвольности эмоциональной регуляции; развитие коммуникативной сферы.

margin-top:0cm" type="disc">эколого-гигиенические и закаливающие факторы психологические факторы средства физического и музыкального воспитания лечебно-профилактический фактор

Взаимодействие всех факторов позволило добиться положительных результатов:

    снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период; положительной динамики росто-весовых показателей;

Оздоровительная деятельность на “Тропе здоровья” продолжается и в холодный период года: проведение физкультурных занятий на свежем воздухе, использование здоровьесберегающих технологий, которая проводиться инструктором по физической культуре совместно с воспитателями.


https://pandia.ru/text/80/134/images/image015_26.jpg" width="289" height="193 src=">

Ежедневные занятия детей на "Тропе здоровья" позволили добиться следующих результатов:

Подводя итог работы «Тропа здоровья», можно сослаться на высказывание известного философа Джозефа Аддисона:

« При помощи физических упражнений и воздержанности

большая часть людей может обойтись без медицины. »

Приложение 1

Схема "Тропы здоровья"

https://pandia.ru/text/80/134/images/image017_33.gif" width="207" height="219"> СТАНЦИЯ

«МУДРОСТЬ»

ДЕТСКИЙ САД № 000

СТАНЦИЯ

«ПОЛЯНА

СКАЗОК»

СТАНЦИЯ

«СПОРТИВНАЯ»

СТАНЦИЯ

«СОЛНЫШКО»

DIV_ADBLOCK156">

Тропе здоровья" позволили добиться следующих результатов:

· Снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период; простудные заболевания снизились на 12%, по посещаемость в группах стала лучше.

· положительной динамики росто-весовых показателей, дети прибавили в весе (почти на 1кг), окружность грудной клетки увеличилась на 2-3 см.

· формирования правильной осанки, улучшения ее у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;

· желания ребят заниматься на свежем воздухе, босиком;

· улучшения эмоционально-психического состояния дошкольников.

И если занятия проходят в дружеской, доброжелательной атмосфере, то эффективность развивающей работы повышается.

Нормативные документы

    Федерального закона от 01.01.2001 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» Приказ Минобразования России /227/166/19 "О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ" Приказ Минпроса РСФСР "Организация и руководство летней оздоровительной работой с детьми" "Методические рекомендации об организации летней оздоровительной работы с детьми в дошкольных учреждениях" -22/6-20 «Методические рекомендации "Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе с детьми 5–7 лет в дошкольных учреждениях"» -14/26-6 "Методические рекомендации по закаливанию детей в дошкольных учреждениях" -49/6-29 "Методические рекомендации по закаливанию детей" -м

Список литературы.

Бабенкова, сделать осанку красивой, а походку легкой – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Бабенкова, которые лечат. Для детей от 3 до 5 лет / Никонорова, . Система оздоровления дошкольников

Картушина, занятия с детьми 6-7 лет – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Кузнецова детей в детском саду. Система мероприятий. М., 2008.

Александрова, работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья»

Полтавцева, культура в дошкольном детстве

– М.: Просвещение, 2007.

Степаненкова, воспитание в детском саду

2) МОУ Центра-десткого сада № 000 Красноармейского района г. Волгограда.

Тропа здоровья на участке детского сада.

В течение 2013-2014 года в нашем детском саду был реализован прект «Детский сад –территория здоровья». Приоритетными направлениями в деятельности МК ДОУ Воронцовского детского сада являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни, развивающее обучение и воспитание.

В детском саду создана необходимая материально — техническая база для укрепления и сохранения здоровья детей. В помещениях и на его территории в соответствии с санитарными нормами и правилами, оборудованы спортивный зал, спортивная площадка.

Особое внимание уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода.

Для укрепления здоровья детей в летний период в детском саду была создана «Тропа здоровья».

Это один из новых, но очень удобных здоровье-сберегающих методов, применяемых сегодня в детском воспитательном процессе.

Длина дорожки 23 метра, состоит она из естественных, природных материалов и насыщена ярким цветовым эффектом, который привлекает вниманиеребенка. Ее оформление приглашает к движению, занятиям спортом и вызывает положительные эмоции. Тропа здоровья оборудована таким образом, чтобы детские босые ножки могли пройтись по разным на ощупь поверхностям, которые будут массировать ступни. Как известно, на ступнях человека расположено порядка шестидесяти активных зон, связанных с различными органами. Оказывая на них воздействие разной степени интенсивности, можно повысить иммунитет ребенка, энергетику, снять стресс и улучшить его общее психоэмоциональное состояние.

«Тропа здоровья»- это место, где ребенок активно укрепляет свое здоровье. Проходя по тропе задается динамический темп. При этом вовлекаясь в игру ребенок не остается равнодушным исполнителем физических упражнений. Он начинает лучше понимать возможности своего тела, а значит, относится к нему бережнее.

Правильно оформленная и оборудованная тропа здоровья в нашем детском саду помогает увлечь детей игрой в здоровье. А там и до самого здоровья рукой подать.

Основными целями организации тропы здоровья являются:

— профилактика плоскостопия;

— улучшение координации движения;

— улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

— повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям»

— улучшение эмоционально-психического состояния детей;

— приобщение детей к здоровому образу жизни.

Создавалась «Тропа здоровья» поэтапно.

На первом этапе была организована работа творческой группы, в состав которой вошли: заведующий ДОУ, старший воспитатель, руководитель по физическому воспитанию, педагог-психолог, музыкальный руководитель.

На обсуждение были вынесены следующие вопросы:

— методика оздоровления детей с помощью «Тропы здоровья»;

— охрана жизни и здоровья воспитанников во время пребывания на объекте;

ландшафтный дизайн;

— режим функционирования «Тропы здоровья».

На втором этапе администрацией ДОУ были разработаны следующие документы: инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей на «Тропе здоровья», график работы специалистов в летний период, ежедневный план закаливающих мероприятий. Наряду с этим было решено ознакомить воспитанников с назначением тропы здоровья. Включить объект в план воспитательно — образовательной работы. По мере привыкания детей постепенно усложнять упражнения с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Использовать тропу здоровья в ходе спортивных мероприятий и соревнований,организуемых в ДОУ летом.

Третий этап предусматривал поиск и приобретение материалов для «Тропы здоровья» и непосредственно ее строительство, в котором принимали участие творческая группа.

Созданная тропа здоровья длиной 23 метра и шириной 30см делится на участки по 140 см, которые имеют разное покрытие:

— ребристая доска;

Песчаную поверхность;

Окрашенные кирпичики;

Крупный гравий;

Массажный коврик;

Срезы пластиковых бутылок;

Солевая дорожка;

Пластмассовые пробки;

Мелкий гравий;

Сосновые шишки;

Дубовые желуди;

— поверхность с керамзитом;

Спилы деревьев;

Плескательный бассейн.

«Тропа здоровья» расположена в солнечной части спортивной площадки. Солнечный свет стимулирует деятельность иммунной системы и повышает защитные свойства организма. Прогулка детей по разным участкам поверхности тропы здоровья обеспечивает последовательное воздействие на биологически- активные зоны подошвенной части стопы.

Для поддержания закаливающего эффекта используется небольшой по объему плескательный бассейн. В нем разрешается плескаться детям всех возрастных групп. При этом строго соблюдается температурный режим воздуха и воды.

Закаливание детей на тропе здоровья проводится в теплое время года как руководителем физического воспитания, так и воспитателями.

Достаточно длинная тропа здоровья позволяет выходить на нее целой группой. Дополнительно дети проходят по буму, лабиринт, деревянным спилам разной высоты.

Учитывая, что в летний период воспитанники детского сада большую часть времени проводят на свежем воздухе, тропа здоровья задействуется максимально в течение дня. Во время прогулки босяком дети выполняют различные дыхательные и двигательные игры и упражнения.

Тропа здоровья используется и в вечернее время, когда родители приходят за детьми..

Итогом совместной работы творческой группы и родителей воспитанников в ДОУ стала эффективная система физкультурно-оздоровительных мероприятий на тропе здоровья, которые реализуются по следующим направлениям:

Эколого-гигиеническое и закаливающее;

Эмоционально-психологическое;

Физкультурное;

Лечебно-профилактическое.

Таким образом, ежедневные занятия на тропе здоровья способствуют: снижению количества простудных заболеваний среди воспитанников, формированию правильной осанки, улучшению эмоционально-психического состояния дошкольников, положительного отношения к здоровому образу жизни, желанию ребят заниматься на свежем воздухе босиком.

Приложение 1

Режим функционирования «Тропы здоровья»

Время

Мероприятие

Группа

Ответственный

7.00–7.50

Игры малой подвижности

Физические упражнения

Все группы

Воспитатели групп

7.50–8.30

Утренняя гимнастика

Дыхательная гимнастика

Корригирующая гимнастика

Точечный массаж

Все группы

9.00–12.00

Физическое воспитание (физкультурные занятия, игры разной подвижности)

Закаливающие процедуры

(хождение босиком,солнечные ванны)

Психологическое сопровождение (психогимнастика, игры и упражнения, этюды, психотренинги, игротерапия)

Все группы

Руководитель физического воспитания

15.15–15.30

Гимнастика после сна

Дыхательная гимнастика

Все группы

Воспитатели

16.00–19.00

Самостоятельная деятельность

Индивидуальная работа с детьми

Развлечения, досуг

Праздники (по плану)

Встречи с родителями (на тропе).

Все группы

Воспитатели

Приложение 2

График работы

специалистов в летний период

Специалист

Дни недели

Часы работы

Музыкальный руководитель

Понедельник – пятница

8.00–13.00

Педагог- психолог

Вторник, пятница

9.00–13.00

Инструктор по физической культуре

Понедельник – пятница

8.00–13.00

Воспитатели

Понедельник –пятница

15.30-19.00

Приложение 3

Ежедневный план

закаливающих мероприятий в период летней оздоровительной кампании

Мероприятия

группа

Гигиенические и закаливающие утренние процедуры

Утренний прием на воздухе

Утренняя гимнастика на воздухе

Солнечные ванны

Ходьба босиком

Гигиенические и закаливающие процедуры после дневной прогулки

Обширное умывание прохладной водой

Мытье ног

Игры в плескательном бассейне

Сон без маек

Дыхательная гимнастика

Точечный массаж

Сухое растирание

Влажное растирание

Полоскание рта и горла

Наталия Ненашева
Тропа здоровья в детском саду

Тропа здоровья в детском саду

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №35 муниципального образования Усть - Лабинский район

Тропа здоровья

Составила

Ненашева Наталия Васильевна инструктор по физкультуре

МБДОУ №35

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей . Анализ многочисленных литературных источников свидетельствует о недостаточной эффективности процесса физического воспитания в дошкольных учреждениях, что подтверждается рядом фактов.

По данным научно-исследовательского института гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось : снизилось количество абсолютно здоровых (с 23,2 до15,1%) и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и хронические заболевания (с 15,9 до 17,3%) .

На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым , нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья , это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Приоритетными направлениями в деятельности МБОУ №35 являются охрана жизни и укрепление здоровья детей , приобщение их к ценностям здорового образа жизни , развивающее обучение и воспитание.

В ОУ создана необходимая материально - техническая база для укрепления и сохранения здоровья детей . В помещениях и на его территории в соответствии с санитарными нормами и правилами оборудованы спортивный зал, спортивные уголки в группах, спортивная площадка, групповые площадки.

Деятельность ОУ по созданию условий для охраны здоровья строится на основе нормативно - правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней и в соответствии с локальными актами : Уставом, программой развития, годовым планом, целевыми программами и приказами. Особое внимание уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании , в которую вовлечены все участники образовательного процесса : педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы : солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов в 2016–2017г. в МДОУ№35 была организована "Тропа здоровья ".

"Тропа здоровья " позволяет проводить профилактику здоровья детей в игровой форме.

Целью организации «Тропы здоровья » является : организация физкультурно-оздоровительной работы в летний период.

Основными задачами организации "Тропы здоровья " являются :

Профилактика плоскостопия;

Улучшить координацию движений;

Улучшить функцию сердечнососудистой и дыхательной систем;

Повысить сопротивляемость к инфекционным заболеваниям;

Улучшить эмоционально-психическое состояния детей;

Приобщить детей к здоровому образу жизни .

Администрацией МБДОУ были разработаны следующие документы : приказ об организации функционирования "Тропы здоровья " в летний период (приложение 1, инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей на "Тропе здоровья " (приложение 2) .

Организация "Тропы здоровья ".

Теплое время года прекрасная пора для укрепления здоровья и развития движений . Ребенок-дошкольник должен как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Для того чтобы это время провести с пользой для здоровья , мною была создана на участке детского сада «Тропа здоровья » . Создание "Тропы здоровья " позволило проводить с детьми оздоровительную работу , а также через игровую деятельность дать возможность детям, укрепить свое здоровье .

«Тропа здоровья » начинает функционировать во второй половине июня, когда дневная температура воздуха устанавливается от +18°C и нет ветра, температура земли - не ниже 20С-22 С, и заканчивает свою работу во второй половине сентября. Начиная с трёхлетнего возраста на протяжении всего летнего периода, ребята выполняют различные по продолжительности прогулки на тропе .

"Тропа здоровья " длиной 28м и шириной от 1,5м делится на участки от 1м до 1,5м, которые имеют разное покрытие : большая часть поверхности «Тропы здоровья » представляет собой : травяной покров; песчаную поверхность; короба с галькой, бутовым камнем, еловыми шишками; вкопанными деревянными пеньками

"Тропа здоровья " расположена в юго-западной части территории МДОУ, по периметру ограждения. Это наиболее подходящий для подобного объекта маршрут на участке ДОУ, одновременно хорошо освещается солнцем. На территории «Тропы здоровья » дети могут играть в одних плавках, получая световоздушные ванны, которые являются мягкой закаливающей процедурой. Как известно, солнечный свет стимулирует деятельность иммунной системы и повышает защитные силы детского организма , лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но под прямыми солнечными лучами малыши должны находиться под наблюдением медицинского персонала.

В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми нами была разработана система профилактической работы, приемы закаливания.

Комплекс закаливающих процедур имеет следующие составные :

Ходьба по разным рельефным поверхностям с дыхательной гимнастикой;

Хождение босиком по траве;

Принятие солнечных и воздушных ванн с одновременным выполнением общеразвивающих упражнений;

Принятие ножных ванн с выполнением упражнений «топтание» в воде;

Выполнение упражнений на осанку;

СХЕМА «ТРОПЫ ЗДОРОВЬЯ »

Приложение 3

На прогулочных участках всех возрастных групп имеются модули для профилактики плоскостопия и коррекции осанки, используемые воспитателями в оздоровлении детей , как в рамках утренней гимнастики, так и в остальные режимные моменты пребывания детей на прогулочном участке.

На "Тропе здоровья " используется различное оборудование : балансир для равновесия, скамейки, дуги для подлезания, рукоход, турники для разного возраста, лестница для лазанья, мишени для метания, подвесная лестница - это способствует развитию и укреплению мышц плечевого пояса и спины, а также улучшению осанки детей; игровое (пеньки, мостик, брёвна) – всё это способствует профилактике плоскостопия и закаливанию стопы. Кроме того, на тропе установлены сказочные герои (заяц, медведь, ёжик, конь) и атрибуты (грибы, цветы) . Всё это позволяет проводить занятия с детьми в интересной и игровой форме.

Учитывая, что в летний период воспитанники детского сада большую часть времени проводят на свежем воздухе, "Тропа здоровья " задействуется максимально в течение дня. На ней дети выполняют следующие упражнения :

упражнения без предметов : ходьба и бег по траве и песку; перекаты с пятки на носок; ходьба на внутреннем своде стопы; "Утиная ходьба" (ходьба в полуприсяде) ; "Журавль на болоте" (ходьба с высоким подниманием бедра) ; "Конькобежец" (ходьба со скользящим движением ног) ;

Упражнения с оборудованием, предметами, различными приспособлениями : ходьба по гимнастической скамейке, мостику; ходьба с мячом на голове, ходьба и бег по гальке, шишкам, ходьба с препятствиями (бревна, пеньки) ; захват предметов стопами ног.

Планируется "Тропу здоровья " использовать и в вечернее время, когда родители приходят за детьми. На информационном стенде, расположенном в "Зоне отдыха", размещаются полезные материалы для взрослых : "Если у ребенка плоскостопие", "Какие упражнения нужны Вашему ребенку", "Мама и папа, поиграйте со мной". Родители и педагоги могут с удовольствием проводить вечерние часы на "Тропе здоровья ", выполняя рекомендации по восстановлению сил после тяжелого рабочего дня :

Посидеть на скамейке 2–3 мин с закрытыми глазами;

Вытянуть ноги, распрямить спину, отвести руки назад;

Сделать несколько дыхательных упражнений;

Походить босиком по песку, траве;

Покатать шишки ступнями ног;

Полюбоваться красотой цветущих растений;

Просмотреть памятки и листовки.

Убеждаю воспитанников в том, что природные факторы помогают сохранять и укреплять здоровье на всю жизнь . Не просто учу детей правильно дышать, выполнять оздоровительные упражнения , а воспитываю у каждого из них потребность в движении, приобщая к здоровому образу жизни .

Обеспечение медицинского сопровождения функционирования

Тропы здоровья”

Организация здоровьесберегающего режима на “ Тропе здоровья ” дошкольного учреждения, создание комфортных условий для физического развития каждого ребенка не могут быть полноценными и эффективными без активного участия медицинского персонала детского сада . Старшая медицинская сестра систематически осуществляет контроль проведения физического воспитания и закаливания детей на "Тропе здоровья " в летне-оздоровительный период , ежедневно проверяет санитарное состояние “Тропы здоровья” , делая соответствующую запись в “Журнале санитарного состояния “Тропы здоровья” . Своевременные консультации, медицинское сопровождение педагогического процесса позволяет воспитателям и специалистам дошкольного учреждения проводить оздоровительную деятельность на “ Тропе здоровья ” в соответствии с концепцией её построения и функционирования.

Система оздоровительной работы и её результативность

На наш взгляд в нашем ОУ сложилась эффективная система физкультурно-оздоровительных мероприятий на “ Тропе здоровья” в летний период , включающая в себя следующие факторы :

Эколого-гигиенические и закаливающие факторы

Психологические факторы

Средства физического и музыкального воспитания

Лечебно-профилактический фактор

Взаимодействие всех факторов позволило добиться положительных результатов :

Снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период;

Положительной динамики росто-весовых показателей;

Формирования правильной осанки, улучшения ее у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;

Желания ребят заниматься на свежем воздухе, босиком;

Улучшения эмоционально-психического состояния дошкольников.

Оздоровительная деятельность на “ Тропе здоровья ” продолжается и в холодный период года : ежедневная гимнастика на свежем воздухе и закаливающие процедуры.

В этой статье мы расскажем, как дорожка в вашем саду может превратиться в «тропу здоровья» .

Дорожка в саду - очень важный элемент окружающего ваш дом ландшафта. И даже совсем на небольших участках этот элемент должен быть продуман. Ну что тут, казалось бы, можно изобрести?

Задача дорожки в саду очень проста - связать объекты в саду так, чтобы было удобно. Но важно, чтобы она стала и настоящим украшением Вашего сада.

Для того, чтобы дорожка украсила Ваш сад и привела туда, куда вы захотите необходимо учесть:

  • В каких направлениях Вы будете гулять по саду (это лучше сделать на бумаге);
  • какое назначение дорожек, от этого будет зависеть и ширина дорожки, и ее конфигурация (например, к бассейну, к детской или спортивной площадке, к барбекю или к хозяйственной зоне нужно предусмотреть ширину от 1 м до 1,3 м, т то время как, дорожки к уединенным участкам сада могут быть 50 см-70 см);
  • в зависимости от функции выбирается и материал мощения: камень, гравий, галька, деревянные настилы, измельченная кора, кирпич, брусчатка, даже мозаика.

Еще несколько советов: если запроетировать дорожки с изгибами, чередование пространств открытых и закрытых, то можно зрительно увеличить размер сада. Но тут главное не перегнуть палку: слишком извилистые дорожки могут "искусить" гуляющего сократить путь по газону)))

Нужно учесть, что множественные изгибы дорожек маленький участок сделают еще меньше.

Теперь о том...

Как превратить дорожку в саду в "тропу здоровья"?

С каждым годом ландшафтные дизайнеры все больше и больше обращает взоры на экологическую составляющую своего творчества, сегодня ландшафт - не только украшение города, но и его спасение. Умиротворяющее, расслабляющее воздействие ландшафтных парков ощутил на себе каждый, кто прогуливался по ним, например в Крыму, или в Софиевке, или в Краснокутском ботаническом саду и т.д.

Пейзажетерапия (лечение пейзажами), маринотерапия (лечебное "созерцанием" моря), специотерапия (лечение пространством), фитотерапия и др. - терапевтический эффект этих направлений в доказательствах не нуждается и используется повсеместно на лечебных курортах.

А теперь попробуем создать «маленький курорт» в своем собственном саду с помощью еще одного элемента ландшафтотерапии - это «тропа здоровья». В основу этого метода терапии положена древняя наука рефлексотерапия, которая использует для лечения наиболее активные зоны человеческого тела - кисти рук, ушные раковины и стопы. Не трудно догадаться, что использует рефлекторную возможность стопы.

Древняя медицина с помощью массажа определенных точек на ступнях ног проводила серьезное лечение. Ведь на кожных покровах ног есть проекции всех внутренних органов. Воздействуя на стопы можно регулировать работу внутренних органов, снимать боль, восстанавливать кровообращение. Поэтому очень полезно ходить босиком.

Справка: механизм действия системы оздоровления через стопы заключается в том, что при воздействии на зону проекцию больного органа, в ней генерируется электромагнитная волна, которая несет лечебный эффект к больному органу. Стопа человека стоит на втором месте после кисти по сходству со строением тела человека. Большой палец - соответствует голове, а продолжение ниже по стопе - туловищу, 2 и 5 пальцы - это руки, 3 и4 - это ноги, а продолжение между ними - органы малого таза. Левая стопа - это левая сторона тела, а правая стопа, соответственно - правая сторона тела.

Перечень рефлексогенных зон можно увидеть на рисунке.

Проектирование тропы здоровья сводится к тому, что на участке, где предусмотрены дорожки, нужно чередовать различные типы покрытия определенной длины. Дорожку лучше спроектировать кольцевого очертания или в виде восьмерки. Каждый вид мощения производит выборочное рефлекторное воздействие:

  • песок, мелкая галька, мощение из досок разных пород дерева - оказывают успокаивающее действие на организм
  • крупная галька, деревянные срезы - оказывают тонизирующее действие
  • щебень, мраморная крошка - оказывают возбуждающее действие.

Задача - ходить по тропе босиком определенное время. Для оздоровления время воздействия таково: сначала на крупном мощении, затем на мелком гравии, следом по доске и по песку:

  • 1-2 мин всей стопой
  • 1-2 мин на пятках
  • 1-2 мин на пальцах
  • 1-2 мин на внешней боковой поверхности стопы
  • 1-2 мин на внутренней поверхности стопы

Если Вы захотите воздействовать целенаправленно на какой-то орган, то оздоравливающую прогулку нужно проводить в соответствии с биоритмами человека, учитывая максимальные ритмы работы того или иного органа .

  • с 3 до 5 часов утра - легкие
  • с 5 до 7 часов утра - толстый кишечник
  • с 7 до 9 часов - желудок
  • с 9 до 11 часов и с15 до17 часов - мочевой пузырь
  • с 17 до 19 часов - почки
  • с 19 до 21 часов -перикард (околосердечная сумка)
  • с 21-до 23 часов - система трех обогревателей
  • с 23 до 1 часа - желчный пузырь
  • с 1 до 3 часов - печень

Итак подведем итоги. Дорожка в саду, кроме своих обычных утилитарных функций - связь между объектами на участке, и эстетических - доставлять удовольствие при созерцании сада, может нести еще и оздоравливающий эффект. Опираясь на исследования ученых, на вашу креативность и на вышеперечисленные советы вы смело можете превращать свою дорожку в саду в "тропу здоровья".

Организация «Тропы здоровья» на спортивной площадке детского сада.

Давлетбаева Светлана Рафитовна
Должность и место работы: МДОБУ детский сад с. Ташкиново ГО г. Нефтекамск республика Башкортостан
Описание материала: данный материал будет интересен сотрудникам детского сада: воспитателям, инструкторам по физической культуре, медицинскому персоналу.
Назначение: создание необходимых условий для проведения летней оздоровительной кампании и обеспечения эффективного отдыха и оздоровления детей.

В детском саду накоплен богатый опыт работы по физкультурно - оздоровительной работе, созданы максимально благоприятные условия для укрепления здоровья и гармоничного физического развития каждого ребенка в условиях использования благоприятной макросреды. Усилия работников ДОО сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Из всего разнообразия здоровьесберегающих технологий, используемых для оздоровления детей в ДОО, нами была выбрана «Тропа здоровья» для босохождения на прогулке летом.

Главный смысл хождения босиком заключается в раздражении кожи стоп в ответ на снижение температуры. На стопе находится большое количество рецепторов, которые реагируют на температурные перепады. При постоянном ношении обуви ноги привыкают к особому микроклимату. Стоит этот микроклимат нарушить, как организм может среагировать заболеванием. Именно, это было использовано в идее нашего замысла, устроить «тропу здоровья» на территории детского сада.
Общая длина «Тропы здоровья» составляет 6 метров, ширина 60 см.


Она имеет разное покрытие:
Керамическое мозаичное покрытие


Деревянная ребристая ячейка


Песочное покрытие


Коврик из натурального кокосового волокна


Бетонное покрытие с шляпками пластиковых гвоздей


Ячейки крупного гравия


Плиточное покрытие


Ёмкость с водой


Дети с удовольствием ходят по «Тропе здоровья». Ведь это так здорово, занимательно и полезно.

Close