Немалую часть жизни человек посвящает познанию самого себя. За тысячелетия на многие вопросы до сих пор не найдены ответы, связанные с человеческой сущностью. Главная основополагающая полноценной жизнедеятельности – . До недавнего времени не существовало науки о здоровье, однако, актуальность здорового образа жизни в последние годы получила широкое признание во многих странах. Валеология, как наука о здоровом образе жизни, впервые появилась только в 1980 году.

Что такое валеология – общая информация

Сегодня существует несколько определений понятия валеология.

  1. Направление, объединяющее несколько наук с целью изучения резервов организма, которые обеспечивают постоянное развитие и сохранение здоровья человека под влиянием изменяющихся внешних факторов.
  2. Совокупность знаний о здоровом образе жизни.

Предмет науки – изучение индивидуального здоровья человека и резервов его организма, основ здорового образа жизни.

Это важно! Главное отличие валеологии от многих медицинских наук – изучение здорового человека. Именно этот факт отличает ее от других наук, ведь здоровый человек не является предметом изучения ни одной науки.

Метод валеологии – количественная и качественная оценка здоровья, объемов его резервов. При этом научные методы являются уникальными, так как применяются исключительно для валеологии. На основе полученных характеристик можно оценить уровень здоровья и внести коррективы в образ жизни человека.

Основная цель валеологии – задействовать максимальный объем резервов жизнедеятельности, унаследованный человеком при рождении, а также поддержание его адаптационных способностей к условиям внешней и внутренней среды.

Это важно! Задача науки – разработка методов достижения и способов сохранения здорового образа жизни.

Особенности формирования здорового образа жизни

Аспекты здорового образа жизни, прежде всего, направлены на увеличение рождаемости и правильное воспитание подростков. Сегодня правильно жить – это модно, поэтому молодежь посещает специальные где проходит обучение и познает способы поддержания здоровья и методы его восстановления.

Мода на здоровый образ жизни поддерживается на мировом уровне. ВОЗ дала определение понятию «здоровье» — состояние абсолютной физической, социальной и психологической гармонии. Особенно актуально применение основ валеологии в детских дошкольных учреждениях, на этапе становления и формирования личности. В этом возрасте намного проще привить ребенку понимание правильной, гармоничной жизни. Если ребенок усвоит девиз: «Мой выбор – здоровье», в будущем это позволит избежать многих болезней.

Научная концепция

В концепции валеологии здоровый образ жизни – это умение организма приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям и сохранять жизнедеятельность. К такому эталону должен стремиться каждый человек. Для наука использует теоретические и практические инструменты. Мотивация к здоровому образу жизни подкрепляется физическими упражнениями, правильным питанием, отказом от вредных привычек.

Это важно! С наукой о гармоничной личности неразрывно связано понятие «велнес», которое в переводе означает – благополучие.

Наука подразделяется на две большие категории:

  • общая;
  • отраслевая.

Миссия общей валеологии – формирование законов, методов и инструментов гармоничной жизни.

Отраслевая валеология рассматривает человеческое здоровье в комплексе с другими науками. Данное научное направление делится на несколько отраслей:

  • психологическая;
  • семейная;
  • педагогическая;
  • спортивная.

Каждое направление имеет свой объект, методология и определенные задачи. Общим объектом для всех направлений является здоровый человек и человек, который находится на этапе предболезни.

Это важно! Предболезнь – возникновение патологических процессов, которые могут привести к ухудшению состояния человека. Речь идет о процессах, развивающихся вследствие сокращения резервов организма.

Валеология использует целый набор методик и технологий, направленных на своевременное обнаружение проблемных ситуаций и их устранение. Используя специальные научные методы – статистические, логические – можно вывести человека из патологического состояния предболезни.

Это важно! Валеологические методики и технологии по своей сути являются профилактикой заболеваемости.

Конечно, валеологические принципы можно применить и к уже заболевшему человеку. Речь идет о вторичной профилактики заболеваемости.

Важность применения научных принципов подтверждается положительными результатами. Регулярное оздоровление в соответствии с валеологическими принципами позволяет:

  • увеличить резервы здоровья;
  • предупредить развитие патологии;
  • активизировать процессы самооздоровления.

Методологические валеологические принципы

  1. Здоровье воспринимается как независимая категория, которую можно измерить количественно и описать качественно.
  2. Основная задача науки – формировать и приумножать собственное здоровье.
  3. Переходу из здорового состояния к предболезни обязательно предшествует состояние, при котором снижаются резервы организма.

Это важно! Человеческое здоровье в валеологии носит природный характер, а не медицинский. Это означает, что беседа на тему валеологии заключается в привлечении людей к гармоничному, правильному образу жизни.

Если ваш девиз – выбираем здоровый образ жизни, перед вами стоят конкретные задачи:

  • работать над ;
  • работать над улучшением собственного уровня жизни;
  • стремиться к адаптации в обществе;
  • исследовать особенности собственного организма, работать над его развитием и укреплением.

О валеологии и гигиене

Некоторые сравнивают два понятия – валеология и гигиена, полагая, что они идентичные. Однако различия между двумя науками есть.

Таким образом, у двух наук прослеживается противоположное направление. Валеология следует от людей к окружающей среде, а гигиена – от внешних факторов к людям.

Это важно! В последние годы исследования специалистов в области гигиены основываются на оценке факторов, которые непосредственно формируют здоровье.

Домыслы и мифы

Некоторые люди ошибочно полагают, что валеология – это борьба за здоровый образ жизни. Однако понятие «образ жизни» включает множество направлений – физическую культуру, эмоциональное состояние, уровень культурного развития, . Валеология – формирует принципы такого образа жизни, при котором здоровье укрепляется и приумножается.

Сегодня все чаще звучат лозунги – мы выбираем здоровый образ жизни. Не удивительно, что молодая наука валеология, которая по сути находится на стадии становления, уже популярна во всем мире.

Фундаментом для ее популяризации стали разнообразные аспекты:

  • экология;
  • анатомия;
  • социология;
  • физическое воспитание;
  • гигиена;
  • педагогика.

Сегодня девиз: «Мы выбираем гармонию и здоровье» — это не просто громкие слова, а необходимостью досконально изучить свой организм, чтобы чутко реагировать на любые патологические изменения.

Мифы о здоровом образе жизни:

  • болезни даются за грехи;
  • все болезни наследственные;
  • причина болезни – общение с энергетическими вампирами;
  • болезни из-за с родителями;
  • все болезни – это наказание за ошибки, допущенные в прошлой жизни.

Подобных домыслов огромное количество, но валеология помогает правильно формировать отношение к собственному здоровью и гармоничной жизни.

Если вы за здоровый образ жизни, обратите внимание на такую науку, как валеология. А вот такая книга о Валеологии пусть будет всегда под рукой. Она поможет вам познать себя, свои резервы и возможности. Мода на здоровый образ жизни охватывает весь мир, будьте в тренде и следуйте модным тенденциям.

Как оздоровить организм с помощью собственных ресурсов – смотрите на видео.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Валеология - наука о здоровье души и тела

2. Уровни здоровья населения

Заключение

Список литературы

Введение

В связи с тем, что проблема охраны здоровья населения в условиях экономического и демографического кризиса выходят за пределы компетенции здравоохранения, и приобретает характер первостепенных задач национальной политики, необходимо обеспечить государственную поддержку реализации концепции охраны здоровья населения.

Концептуальные основы развития профилактических мероприятий должна стать ответственность за создание условий, вызывающих нарушение здоровья, осуществление профилактических мероприятий на всех этапах обучения и воспитания человека.

Здоровье по определению ВОЗ - состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или недугов во всех сферах, касающихся системы жизнедеятельности организма, ее функциях и процесса.

В существующих социально-экономических условиях состояние здоровья населения страны остается одной из наиболее острых социальных и медико-педагогических проблем, являясь фактором национальной безопасности. Резкое снижение уровня воспроизводства населения и ухудшение качества здоровья детей приводят к необходимости разработки межотраслевой стратегии по охране здоровья населения.

Стало общепринятым в определении науки использовать критерии Дж. Томсона, который писал, что наука отличается от "не науки" наличием предмета, метода и способа предсказывать будущее в своей области.

1. Валеология - наука о здоровье души и тела

Термин валеология ввел в 80-х годах нашего столетия И.И. Брехман. Близок к этому термину термин хелсазм, распространенный в странах Европы. В России часто вместо валеологии используют понятие здоровье - здорового человека. Во многих регионах России ведется преподавание валеологии в вузах, школах. На Украине валеология в школах введена как обязательный предмет. В регионах открыты центры валеологии, ставшие базисными для диагностики, прогноза и текущей коррекции состояния здоровья индивида Смирнов Н.К. Валеология. М.,2005. - С. 5-6.

Валеология использует генетические, биохимические, биофизические, физиологические, морфологические, психологические, социальные и другие подходы и методы при изучении формирования, развития и сохранения здоровья индивида в онтогенезе.

На настоящем этапе развития в валеологии доминирует прагматическая составляющая. Как в большинстве наук, теоретическая ее часть вначале отстает от прагматической, это период накопления знаний, осмысление которых дает развитие теоретической составляющей, и, вслед за этим быстрый рост прагматизма.

Прагматический этап развития валеологии естественно порождает методическую ее пестроту, что нельзя считать недостатком в период становления науки, ибо это путь практически всех наук о человеке, путь, который со временем приведет к созданию современной теории здоровья, теории, объясняющей с помощью каких механизмов формируется, развивается и сохраняется здоровье человека, позволяющее ему выполнять функции, соответствующие определенному этапу онтогенеза.

Прагматический характер валеологии предопределяет экспериментальный характер этой науки. Понятие эксперимент неприменимо для изучения человека, однако здесь нужно иметь ввиду, что речь идет о тех экспериментах, которые ставит над человеком сама жизнь: условия его обитания, условия и характер труда и т.д.

Биосоциальная природа человека позволяет использовать для некоторых задач валеологии эксперименты на животных, особенно в тех случаях, когда возникает необходимость изучения механизмов регуляции функций организма в критические возрастные периоды.

Использование физиологических, психологических, социальных и других методов в валеологии являются средствами для основного валеологического метода - метода мониторирования. Вслед за скринингом состояния систем организма, метод мониторинга их функционирования на разных этапах всего онтогенеза человека, начиная с момента создания семьи, развития плода в эмбриогенезе, после рождения и включая старость, позволяет реализовать задачи третьего критерия Дж. Томсона - прогнозирование будущего. Мониторирование в онтогенезе позволяет оценить гармоничность, адекватность развития, взаимодействие систем организма, оценивать произошедшие отклонения в функциях структур организма, их скомпенсированность, а, следовательно, предсказывать динамику состояния здоровья индивида.

Валеологию определяют как науку о принципах и механизмах формирования, развития и сохранения здоровья человека в онтогенезе. Следует ли из этого, что отклонения в здоровье, в функционировании систем организма находятся за пределами интересов валеологии? Прежде всего, не имея знаний о сущности патологических процессов невозможно отдифференцировать норму, норму флюктуации состояния функций систем организма, не ведущих к их деструкции, к патологии. Иными словами, невозможно определить резервные возможности организма сохранять и реализовывать свои функции.

Например, такие понятия как стресс, резистентность, предболезнь, синергизм, антагонизм, рекомбинация и др. характеризуют здоровый организм, но их показатели являются определяющими для оценки патологии.

В свое время Н.Н. Аничков говорил, что "нормальные механизмы могут быть познаны только тогда, когда ставятся в зависимость от ненормальных реакций" Приводится по: Татарникова Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве. Монография - эссе. СПб., 1999. - С. 11..

Предметом валеологии являются технологии формирования и динамики здоровья человека в онтогенезе. Данные технологии обеспечивают своевременный запуск, развертывание и реализацию согласованного функционирования систем организма, исключение развертывания патологических программ деятельности организма. Например, при апоптозе - в соответствии с генетической программой осуществляется протеолиз, фрагментация хроматина клетки, в результате чего клетка гибнет согласно "программе смерти". Технологии программ здоровья обеспечивают оптимальную реализацию функций организма в соответствии с его возрастом. Например, в пубертатном периоде - это программа обеспечения подготовки генеративных функций организма, а во взрослом периоде - программа реализации детородной функции и т.д.

Предмет валеологии более четко можно понять, если рассмотреть в сопоставлении такие категории, как здоровье и болезнь.

Определить здоровье или болезнь без взаимной увязки этих понятий невозможно. валеология здоровье онтогенез

Многие исследователи отождествляют понятие здоровья с понятием норма. Лосев (1995) прямо пишет - "здоровье это нормальное состояние организма" Лосев Р.М. Руководство по охране репродуктивного здоровья. - М.: "Триада-Х", 2001. - С 18., т.е. норма деятельности его систем, но совокупность норм далеко не всегда соответствует здоровью.

Валеология как наука проходит этап становления, ей предназначена ведущая роль в создании и реализации здравоцентристской парадигмы здоровья человека третьего тысячелетия - тысячелетия валеологии.

2. Уровни здоровья населения

За последние 20-30 лет благодаря темпам научно-технического прогресса существенно изменились как социальная, производственная и гигиеническая среда, в которой живет современный человек, так и уровень его здоровья. Точнее изменились показатели заболеваемости, смертности и продолжительности жизни, которыми характеризует уровень здоровья населения официальная медицина. Принципиальная ориентация здравоохранения на нозологический подход к оценке здоровья привела к тому, что и меры первичной профилактики заболеваний разрабатываются по отношению к определенным видам вероятной патологии. Так, хорошо изучены факторы риска ишемической болезни сердца и убедительно показана эффективность борьбы с этим заболеванием путем применения конкретных мер социальной и медицинской профилактики. Однако, отсутствие патологических отклонения, которые необходимы для постановки диагноза, несмотря на наличие определенных факторов риска, дает врачу основание отнести пациента к категории здоровых или практически здоровых. Вместе с тем известно, что болезнь не возникает внезапно. Она является результатом снижения приспособительных (адаптационных) возможностей организма и развивается постепенно через стадии до нозологических и преморбидных состояний Концепция охраны здоровья здоровых в Российской Федерации. Утверждена приказом Минздрава России 21.03.03 № 113 // Здравоохранение. 2004. № 9. С. 93-103..

Функциональное состояние организма в интервале между нормой и патологией определяет риск возникновения и развития болезни. В связи с этим уровень здоровья можно определить как способность организма противостоять болезни. Следовательно, чем выше уровень здоровья, тем ниже риск развития заболеваний. Проблема оценки текущего уровня индивидуального здоровья и контроля за его изменениями приобретает все более важное значение для населения в целом, но особенно для лиц, подверженных высоким психоэмоциональным или физическим нагрузкам. Это в первую очередь относиться к операторам сложных систем, летчикам, космонавтам, спортсменам. Не в меньшей мере это касается административно-управленческого аппарата и лиц умственного труда, а также деловых людей. Не все понимают, что здоровье нельзя купить в аптеке, за него надо "платить" ежедневными усилиями по сохранению необходимого запаса жизненных сил (функциональных резервов организма), которые необходимы для поддержания равновесия между организмом и окружающей средой. Поскольку оценка антропогенного влияния факторов среды - это один из важнейших аспектов валеологии и до нозологической диагностики мы именно с него начнем обсуждения проблем здоровья.

Существует около 100 определений понятия "здоровье". В большинстве случаев эти определения исходят из того, что здоровье является конкретным, качественно специфическим состоянием человека, которое характеризуется нормальным течение физиологических процессов, обеспечивающим его оптимальную жизнедеятельность. Здоровье как функциональный оптимум определяется соответствующими внутренними и внешними условиями, причинами, факторами (возраст, пол, наследственность, профессия, социальные, природные и производственные факторы). В уставе ВОЗ здоровье определяется как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только как отсутствие болезни или физических дефектов. Следовательно, в понятие "здоровье" в качестве непременного критерия должна входить возможность полноценной активной трудовой и общественной деятельности. Болезнь не только препятствует, но и нередко значительно ограничивает либо совсем лишает человека этой возможности. Переход от здоровья к болезни можно рассматривать, как процесс постепенного снижения способности организма приспосабливаться к изменениям социальной и производственной среды, окружающих условий, что в итоге ведет к снижению общественных, социальных и трудовых функций. Здоровье является необходимой предпосылкой для полной реализации биосоциальных возможностей человек, для удовлетворения его индивидуальных и общественных материальных и духовных потребностей. В общем плане под здоровьем понимают возможность организма активно адаптироваться к условиям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психологической и социальной сущности человека. Состояние здоровья человека динамично в связи с изменением окружающей среды (Брехман И.И.,1990). Поэтому здоровье можно определить не как состояние, а как процесс. По В.П. Казначееву (1975), здоровье - это процесс сохранения и развития физиологических, биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности активной творческой жизни.

В общебиологическом плане здоровье можно определить как гармоническое единство всевозможных обменных процессов между организмом и окружающей средой и как результат этого согласованное течение разнообразных обменных процессов внутри самого организма, проявляющееся в оптимальной жизнедеятельности его органов и систем (А.Д., Царегородцев Г.И., 1970; Руднев М.М., Антомонов М.Ю., 1981).

Организм человека, испытывающий в условиях современного научно-технического прогресса непрерывные стрессорные воздействия (производственные, психоэмоциональные и др.), необходимо рассматривать как динамическую систему, которая непрерывно приспосабливается к условиям окружающей среды путем изменения уровня функционирования отдельных систем и соответствующего напряжения регуляторных механизмов. Приспособление или адаптация к новым условиям достигается ценой затраты функциональных ресурсов организма, за счет определенной "биосоциальной платы" (Авцин А.Н.,1974). И.В. Давыдовский (1962) предложил термин "цена адаптации". Адаптация как одно из фундаментальных свойств живой материи является результатом и средством разрешения внутренних и внешних противоречий, она существует и формируется на грани жизни и смерти, здоровья и болезни, за счет их столкновения и перехода (Дичев Т.Г., Тарасов К.Е., 1976). Плата за адаптацию зависит от резервных возможностей организма. Плата, которая вышла за пределы "биосоциального бюджета" и требует от организма все новых усилий, ведет к полому адаптационного механизма. Это носит не только биологический, но и социальный характер и достигается иногда ценой определенных повреждений, той или иной дисгармонией по сравнению с нормой (Авцин А.Н.,1974).

Реакция организма в процессе взаимодействия с факторами окружающей среды протекает по-разному, в зависимости от силы воздействующего фактора, времени воздействия и адаптационных возможностей организма, которые определяются наличием функциональных ресурсов. В ответ на воздействие факторов, имеющих стрессорный характер, в организме возникает общий адаптационный синдром (Селье Г., 1960), который имеет неспецифический характер. Он облегчает деятельность перенапряженных структур биосистемы и поэтому рационален и биоэнергетически целесообразен. В процессе неспецифической адаптационной реакции образуются дополнительные количества энергии, используемой организмом для сохранения функциональной устойчивости в неадекватных условиях среды. Если действующий фактор невелик по силе или его воздействие кратковременно, то организм может сохранить удовлетворительную адаптацию, т.е. высокие функциональные возможности. В случае значительной силы воздействия или большой его продолжительности возникает выраженное напряжение регуляторных систем, включая симпатоадреналовую систему и корковые механизмы регуляции. Перенапряжение систем регуляции может привести к истощению защитных сил организма, снижению его функциональных возможностей. Специфические изменения могут выявляться на всех стадиях адаптационного синдрома, но преобладающими они становятся на стадии истощения защитных сил организма. При этом формируются определенные синдромы патологических состояний или функциональных нарушений, характерные для конкретных условий.

Состояние целостного организма как результат деятельности функциональной системы определяется оптимальностью управляющих воздействий, их способностью обеспечить уравновешенность организма со средой и его адаптацию к условиям существования. Адаптационно-приспособительная деятельность требует затрат энергии и информации, в связи с чем можно говорить о "цене" адаптации, которая определяется степенью напряжения регуляторных механизмов и величиной израсходованных функциональных резервов. Состояние обычной (средней) жизнедеятельности характеризуется наличием относительной уравновешенности реакций организма со средой и одновременным поддержанием гомеостаза внутри живой системы. Изменения уровня функционирование системы или ее элементов, в частности усиление информационных, энергетических или метаболических процессов, не ведет к нарушению сложившегося гомеостаза, если не возникает перенапряжения регуляторных механизмов и не истощается функциональный резерв.

Концепция гомеостаза в настоящее время играет важную роль при анализе жизненных процессов на разных уровнях биологической системы. Гомеостатические свойства целостного организма являются результатом одновременного действия многочисленных и сложно организованных регуляторных механизмов, среди которых одно из важных центральных мест занимает вегетативная регуляция, обеспечивающая постоянство уровней вещества и энергии в организме, его органах и тканях. После основополагающих работ К. Бернара, И.М. Сеченова и У. Кенона новый шаг в развитии идеи гомеостаза был сделан Н. Винером, который предложил применять методы теории управления при моделировании гомеостатических систем. С точки зрения кибернетики, гомеостаз обеспечивается за счет управления внутренними параметрами системы на основе поступающей не ее вход переработки информации о состоянии внешней среды (Степанский Г.А., 1972). Способность к уравновешиванию со средой или адаптационные возможности организма являются одной из важнейших особенностей живой системы. Адаптация как функциональное свойство биологических объектов наряду с гомеостазом относится к центральным понятиям биологии (Дильман В.М.,1987).

Предложена классификация функциональных состояний организма, основанная на представлениях о гомеостазе и адаптации (табл).

Таблица. Классификация уровневых состояний здоровья

"Светофор"

Донозологическая диагностика

Степень напряжения регуляторных систем

1. Зеленый

1. Физиологическая норма

1. Оптимальный уровень

2. Нормальный уровень

3. Умеренное функциональное напряжение

2. Донозологические состояния

4. Выраженное функциональное напряжение

5. Резко выраженное функциональное напряжение

6. Перенапряжение регуляторных механизмов

3. Преморбидные состояния

7. Резко выраженное перенапряжение регуляторных механизмов

3. Красный

4. Срыв адаптации

8. Истощение регуляторных систем

9. Резко выраженное истощение регуляторных систем

10. Полом (срыв) механизмов регуляции

Используя 10- балльную шкалу, можно выделить достаточно тонкие градации функциональных состояний у здоровых и практически здоровых людей. Следует отметить, что разработка вопросов, связанных с оценкой функциональных состояний здорового организма, была начата почти 15 лет назад в рамках проблемы прогнозирования состояния здоровья космонавтов (Баевский Р.М.,1979). В настоящее время предложенная нами классификация функциональных состояний, применяется в космической медицине при оценке и прогнозировании функциональных состояний в длительных космических полетах (Баевский Р.М., 1983). именно в области космической медицины была разработана концепция о возможности использования системы кровообращения в качестве индикатора адаптационных реакций целостного организма. Если представить организм как кибернетическую систему, состоящую из управляемого (опорно-двигательный аппарат и внутренние органы) элементов, то согласующим звеном между ними является аппарат кровообращения (Рис.1). Как известно, ведущую роль в регуляции деятельности сердца и сосудов играет вегетативная нервная система. Кроме хроно и инотропного влияния на миокард, симпатические и парасимпатические нервные волокна обеспечивают регуляцию сосудистого тонуса. Таким образом, миокардиально гомеостатический гомеостаз тесно связан с вегетативной регуляцией функций, с взаимодействием симпатической и парасимпатической систем, т.е. с вегетативным гомеостазом.

Рассмотрим двухконтурную систему, состоящую из двух гомеостазов: вегетативного как управляющего и миокардиально-гемодинамического как управляемого. Тогда процесс адаптации организма к условиям среды может быть описан, исходя из взаимодействия между управляющим и исполнительным контурами. С учетом роли каждого из них в реализации адаптационных реакций организма переход от одного функционального состояния к другому происходит в результате изменений одного из 3 свойств биосистемы: 1) уровня функционирования; 2) функционального резерва; 3) степени напряжения регуляторных механизмов.

Уровень функционирования, определяемый значениями основных показателей системы кровообращения, есть не что иное, как характеристика миокардиально-гомеостатического гомеостаза. В каждый текущий момент времени складывается такое соотношение этих показателей, которое обеспечивает необходимый кровоток через работающие органы. Мы фактически имеем дело с эффекторным интегралом, величина которого может не изменяться при изменениях соотношений между отдельными показателями. Например, известно, что увеличение минутного объема может быть обеспечено за счет повышения, как частоты пульса, так и ударного объема. Выбор обобщенного показателя уровня функционирования системы кровообращения является нелегкой задачей. Если рассматривать обобщенный показатель функционирования миокардиально-гемодинамического гомеостаза, то им является минутный объем кровообращения, хотя не менее важна его "энергетическая цена". Под "энергетической ценой" минутного объема мы понимаем расход энергии на изгнание крови или уровень внешней работы сердца. Наиболее адекватно это понятие представлено в интенсивности функционирования структур миокарда, имеющем глубокое патофизиологическое обоснование в работах Ф.З. Меерсона (1975,1981).

Функциональный резерв системы кровообращения традиционно определяется путем применения функциональных нагрузочных проб. Чем выше функциональный резерв, тем меньше усилий требуется для адаптации к обычным условиям существования, условиям покоя. Резервные "мощности" системы кровообращения создают запас прочности на случай неадекватных воздействий на организм и благодаря этому ее исходный уровень функционирования снижается. Текущая деятельность организма всегда связана с расходованием резервов, но вместе с тем происходит и их восполнение. Поэтому важное значение имеет не только своевременная мобилизация резервов, но и соответствующая стимуляция процессов восстановления и защиты. Вот почему при обсуждении вопроса о функциональном резерве системы кровообращения необходимо комплексно рассматривать и миокардиаллно-гемодинамический гомеостаз и вегетативный гомеостаз (Айдаралиев А.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П., 1988). Последний, имеет прямое отношение к управлению функциональными резервами организма и системы кровообращения в частности. Степень напряжения регуляторных систем, в том числе тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы, влияет на уровень функционирования кровообращения путем мобилизации той или иной части функционального резерва. Неблагоприятное воздействие факторов окружающей среды при достаточном функциональном резерве нередко в течение долгого времени не вызывает нарушения миокардиально-гемодинамического гомеостаза, а лишь ведет к некоторому смещению значений физиологических показателей в пределах общепринятого диапазона норм. Это сопровождается соответствующим напряжением регуляторных систем. Наоборот, когда функциональный резерв невелик, то уже небольшое увеличение степени напряжения регуляторных систем в ответ на стрессорное воздействие среды может вызвать нарушение гомеостаза. В самом общем виде допустимо считать, что функциональный резерв имеет прямую связь с уровнем функционироаания и обратную связь со степенью напряжения регуляторных систем. Из этого следует, что о функциональном резерве можно судить и не измеряя его непосредственно, а анализируя соотношения между уровнем функционирования и степенью напряжения регуляторных систем. В данном случае может быть использовано сопоставление показателей миокардиально-гемодинамического и вегетативного гомеостаза.

Как видно из табл., переход к каждой новой градации адаптации сопровождается качественно новыми изменениями гомеостатических систем. Состояние напряжения механизмов адаптации связаны с увеличением степени напряжения регуляторных систем и адекватны росту уровня функционирования при достаточном функциональном резерве. Состояние неудовлетворительной адаптации характеризуется дальнейшим повышением степени напряжения регуляторных систем, но уже сопровождается снижением функционального резерва. При срыве адаптации основное значение приобретает падение уровня функционирования системы, происходящее в результате значительного уменьшения функционального резерва и истощения регуляторных систем. Важно обратить внимание на то, что каждое из функциональных состояний отличается своеобразным состоянием УФ, СН, ФР. Это отражает взаимоотношения между вегетативным и миокардиально-гемодинамическим гомеостазом. В донозологических и преморбидных состояниях преобладают изменения вегетативного гомеостаза. Лишь развитие специфических преморбидных состояний нозологических форм болезней характеризуется отклонениями в состоянии миокардиально-гемодинамического гомеостаза. Однако изменения со стороны отдельных элементов этого гомеостаза могут наблюдаться и при донозологических состояниях. В первую очередь это касается "энергетической цены" минутного объема крови, поскольку нарушение в энергетическом звене адаптации является пусковым механизмом всего процесса развития приспособительных, защитных и компенсаторных реакций.

Способность адаптироваться к воздействующему фактору (или адекватно отреагировать на воздействие) без нарушения миокардиально-гемодинамического гомеостаза и полома механизмов адаптации может проявиться только при достаточном адаптационном потенциале. Это зависит не только от имеющихся функциональных резервов, но и (в меньшей степени) от адекватности и экономичности реагирования, а также эффективности управления расходованием и восстановлением резервов. "Цена адаптаци" миокардиально-гемодинамического гомеостаза определяется состоянием вегетативной регуляции, с одной стороны, и энергетическими затратами на поддержание необходимого уровня функционирования системы кровообращения (например, минутного объема), с другой. Эти два условия взаимосвязаны благодаря одновременному хроно- и инотропному влиянию вегетативной нервной системы на сердце. Тем не менее, во врачебной практике обычно учитывается лишь конечный результат регуляторных влияний - частота пульса, ударный и минутный объем кровообращения, т.е. показателя уровня функционирования системы кровообращения. Поэтому одним из важнейших методологических вопросов при диагностике донозологических и преморбидных состояний является выбор адекватных показателей вегетативного гомеостаза Социальный стресс и психическое здоровье / Под ред. академика РАМН проф. Т.Б. Дмитриевой и проф. А.И. Воложина. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - С. 77-79..

Среди большого числа методов исследования вегетативной нервной системы привлекает внимание относительно новый метод математический анализ сердечного ритма. Накопленный опыт позволяет говорить о возможности количественной оценки вегетативного гомеостаза по математико-статистическим показателям сердечного ритма, что в свою очередь позволяет характеризовать изменения уровня здоровья при отсутствии сдвигов основных физиологических показателей. Как показано выше, гомеостаз может быть сохранен путем активации энергетических механизмов, повышения тонуса симпатической нервной системы. Такого рода изменения нередко возникают у людей в процессе их повседневной социальной деятельности. Однако эти изменения остаются вне сферы внимания медицинских работников до тех пор, пока не обнаруживается заметный выход за пределы общепринятой "клинической нормы" одного из жизненно важных показателей - артериального давления или частоты пульса. С точки зрения физиологии, необходимо развивать прогностический подход к вероятной сердечнососудистой патологии на основе определения "цены адаптации" системы кровообращения к стрессорному влиянию факторов окружающей среды. Применение такого подхода особенно важно в тех случаях, когда причины заболеваний заключаются в длительных и чрезмерных психоэмоциональных напряжениях.

Оценка адаптационных возможностей организма все в большей мере рассматривается как один из важных критериев здоровья. Так T. Abelin (1986), выдвигая новую концепцию здоровья, учитывает его динамический характер. Адаптация организма к среде осуществляется в зависимости от физических, психических и социальных ресурсов. Динамическое равновесие организма со средой обозначается как баланс здоровья. Данная концепция названа автором позитивной, поскольку предполагает необходимость увеличение резервов и улучшение условий жизни для повышения ресурсов здоровья. K. Cillond (1986) рассматривает здоровье в двух аспектах: как нормальное состояние отдельных органов и как состояние организма, способствующее достижению человеком его целей. Второе определение по существу соответствует представлениям о здоровье как способности адаптироваться к условиям окружающей среды. Вместе с тем некоторые исследователи критикуют широкий подход к пониманию здоровья с учетом физических, психических и социальных его аспектов, как это принято в определении ВОЗ. L. Nordenfelt (1986) предлагает ограничиться медицинским аспектом здоровья и делать упор на критерии болезни, так как всестороннее благополучие человека возможно лишь в идеале. Но современное понимание болезни включает в себя и представление о защитных механизмах, прежде всего о механизмах адаптации и компенсации, которые активируются при действии внешних повреждающих факторов (Василенко В.Х., 1985). Чем выше адаптационные возможности организма, тем меньше риск болезни, поскольку более надежна защита от болезни.

Заключение

Здоровье населения характеризуется комплексом показателей, которые отражают способность общества к воспроизводству населения в конкретных социально-экономических и санитарно-гигиенических условиях.

Здоровье населения выражается в виде прямых показателей, таких как рождаемость, смертность, заболеваемость, физическое развитие, а также в виде показателей, которые оказывают влияние на здоровье, таких как санитарно-эпидемиологическая обстановка, уровень жизни, качество жизни, уровни обеспеченности медицинской помощью и экономического развития территории. Необходимо отметить, что появившиеся в последнее время работы по изучению общественного здоровья, показали возросшее влияние уровня образования, в том числе экологического, характера гигиенического поведения, культурных традиций, информированности населения об индивидуальных факторах риска и о состоянии среды обитания на прямые показатели здоровья.

Формирование здоровья населения происходило в течение длительного времени. И только в настоящее время, в связи с глобализацией экономических и социальных процессов, появились ориентирующие показатели нормы, свидетельствующие о благоприятном уровне здоровья населения отдельных стран и территорий.

Процесс снижения "нормы" заболеваемости и смертности в большей степени поддерживается общественным сознанием и деятельностью здравоохранения, направленными на снижение преждевременной смертности, предупреждения патологии преимущественно старших возрастов, повышения качества жизни. В отличие от них, уровень рождаемости более всего зависит от экономического статуса территории, характера демографического поведения семьи, демографической политики государства в целом.

Государственное регулирование рождаемости в разных странах мира носит различный характер, от государственной поддержки рождаемости в виде различного рода льгот и санкций, до наиболее известного факта жесткого ограничения рождаемости (в Китае). Существующее экономическое положение должно учитывать необходимость регулирования демографической нагрузки, обеспечивать сбалансированность смены поколений, когда трудоспособная часть населения, которая создает устойчивое экономическое состояние территории, региона, страны, должна иметь смену в виде группы населения до трудоспособного возраста и быть способной нести бремя для содержания группы населения после трудоспособного возраста. Высокие показатели младенческой смертности (по сравнению с экономически развитыми странами: Дания, Швеция и др.) и смертности детей 0-14 лет формируют дефицит группы населения до трудоспособного возраста. В данном случае будет недостаточно ориентировать политику только на поддержку рождаемости, необходимо комплексно решать проблему снижения смертности детского населения, особенно в отношении ограничения преднамеренных случаев смерти (убийств и самоубийств).

На современном этапе важное значение приобретает уровень информированности населения, его образования, готовность значительных по объему групп населения участвовать в профилактических программах. При этом формируется не только мода на здоровье и комфортные условия жизни, но и происходит формирование ответственности каждого человека за свое здоровье.

Список литературы

1. Концепция охраны здоровья в Российской Федерации. Утверждена приказом Минздрава России 21.03.03 № 113 // Здравоохранение. 2004. № 9. С. 93-103.

2. Лосев Р.М. Руководство по охране репродуктивного здоровья. - М.: "Триада-Х", 2001. - 568 с.

3. Резер Т.М. Медико-социальные подходы к организации полового воспитания и сексуального образования // Социол. исследования. - М., 2003. - № 1. - С. 102-108.

4. Смирнов Н.К. Валеология. М.,2005.

5. Социальный стресс и психическое здоровье / Под ред. академика РАМН проф. Т.Б. Дмитриевой и проф. А.И. Воложина. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - 248 с.: ил.

6. Татарникова Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве. Монография - эссе. СПб., 1999.

7. ТатарниковаЛ.Г., Поздеева М.В. Валеология подростка. 5, 6, 7 класс. М., 1998.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    презентация , добавлен 29.11.2013

    Понятие и сущность здоровья человека. Классификация факторов, влияющих на здоровье человека. Современные факторы риска для здоровья человека. Пути формирования здорового образа жизни. Основные причины смерти населения России. Культура здоровья людей.

    реферат , добавлен 09.03.2017

    Понятия валеологии. Компоненты физической культуры. Основополагающие критерии здоровья. Влияние некоторых групп факторов на заболевания человека. Негативные стороны жизни студентов. Составляющие здорового образа жизни. Способы психологической разгрузки.

    презентация , добавлен 05.02.2016

    Определение уровня здоровья и анализ полученных результатов. Суть программы формирования культуры здоровой личности, ее цели и задачи, ведение дневника. Укрепление здоровья, проведение самоконтроля организма, роль закаливания и физических упражнений.

    реферат , добавлен 09.03.2012

    контрольная работа , добавлен 06.12.2010

    Понятие здорового образа жизни. Проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни. Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни человека. Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья.

    реферат , добавлен 14.11.2014

    Профилактика заболеваний и укрепление физического и психического здоровья как основы здорового образа жизни человека. Соблюдение правил личной гигиены. Закаливание организма. Польза для здоровья прогулок на свежем воздухе. Нарушение режима питания.

    презентация , добавлен 18.01.2013

    Витамины и микроэлементы. Особенности детского питания. Влияние алкоголя и табакокурения на организм человека. Первая помощь при ожогах и травмах. Профилактика инфекционных заболеваний. Формирование навыков здорового образа жизни. Личная гигиена.

    шпаргалка , добавлен 20.05.2009

    Рассмотрение различных определений здоровья человека - отсутствие болезней: состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Формирование культуры здоровья. Навыки эксплуатации технических средств обучения и бытовых приборов с ЭМИ.

    реферат , добавлен 13.12.2011

    Понятие пожилого человека. Когнитивные особенности поздней взрослости. Цель школы здоровья, ожидаемые результаты, программа обучения. Тематический план занятий. Разработка и проведение физических упражнений для людей старшей возрастной категории.

Тезисы IV Медицинской конференции. Киев. 2012 г.

Здоровый образ жизни с продукцией ASTER

«Лучше быть богатым и здоровым,

чем бедным и больным»

Павлюнина Людмила Дмитриевна,

кандидат медицинских наук, фтизиатр,

гирудотерапевт, валеолог,

врач-консультант компании ASTER,

г. Смоленск, Россия

Наука валеология – это наука о здоровье. Это наука, которая изучает адекватное реагирование человеческого организма на быстро меняющиеся реалии окружающей среды. Валеология направлена, в основном, на формирование, сохранение и укрепление здоровья.

Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) провозгласила направление медицины, согласно которому в XXI веке медицина должна перейти от «защитно-оборонительных» позиций к «социально-конструктивным», связанным с созданием самого здоровья и активного долголетия людей. Роль врача в таком случае принципиально изменится. Врач, который «лечит болезни» - становится «конструктором здоровья», а «медицина болезней» - станет «медициной здоровья».

По определению ВОЗ, «здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия», а не просто отсутствие болезней и физических аномалий. До 50-х годов ХХ века в этом определении было дополнение – «состояние, сопровождающееся получением удовольствия от жизни».

Валеология, как наука, нацелена на то, чтобы настроить человека на здоровье, счастье, гармонию и красоту, а также на здоровый образ жизни и мысли о таковом.

Наука валеология ставит вполне решаемые задачи.

1. Помочь человеку сформировать систему знаний о здоровье, а также о факторах, которые влияют на сохранение и укрепление здоровья.

2. Реально осознать ответственность каждого человека за поддержание своего здоровья.

3. Ознакомить с научными основами здорового образа и стиля жизни.

4. Ознакомить с валеопрактическими технологиями.

5. Помочь подобрать каждому человеку адекватную его организму оздоровительную систему. Систему, которая будет учитывать особенности каждого, а именно: его конституции, уровень развития физических качеств, функциональную подготовленность и состояние здоровья.

Говоря о принципах здорового образа жизни, хочется обратить внимание на тибетский «Рецепт вечной молодости и здоровья»:

1. Не лечи болезнь, лечи свою жизнь, не доводи тело и дух до страданий, живи по законам природы, разума и меры.

2. Ешь много трав и мало мяса. Будь травоядным, не будь кровоядным.

3. Очищай тело от внешней и внутренней грязи. Пусть пища твоя не засоряет тебя.

4. Очищай душу от мрачных мыслей и душевной грязи, от зависти, зла, гордыни, высокомерия.

5. Получай в любви радость и наслаждение. Живи по законам любви.

6. Вставай утром с радостью, ложись спать с улыбкой. Ты радуешься, улыбаешься, значит, ты здоров.

Залогом сохранения здоровья является здоровый образ жизни. Человек, который не будет любить жизнь, не будет бороться за полноценное духовное и физическое долголетие, то такому человеку не помогут никакие лекарства и никакие рецепты.

Современная западная медицина условно рассматривает человека как биосоциальную систему с пирамидальным принципом построения. При этом выделяет в этой пирамиде 2 уровня: низший – физическое тело и высший – психика или сознание. Болезнь, которая поражает физическое тело, приводит к угнетенному состоянию сознания, формируется соматоневроз. С другой стороны, ситуации, изначально травмирующие психику, приводят к дистрессу (затяжному стрессу), следствием которого являются нарушения иннервации и питания определенных органов. В результате, вторично формируются соматические заболевания (например, язвенная болезнь желудка, инфаркт миокарда и др.).

При этом восточная медицина выделяет 4 уровня: физическое тело, меридианальную систему, эмоции и психику. Каждый высший уровень оказывает влияние на низший уровень. Болезнь, в представлении медиков востока, чаще зарождается в недрах разума. Негативные мысли, а также неправедные поступки нарушают гармонию эмоций, которые в свою очередь приводят к нарушению циркуляции энергии, но каналам организма, лишая при этом определенные органы жизненной силы, следовательно, болезнь реализуется на материальном уровне, трансформируясь в патологию физического тела.

Так как валеология – наука о здоровье, при этом уместно обратить внимание на такое понятие как «профилактика».

Профилактика («prophylaktikos» – предохранительный) – это термин, который обобщает комплексы различного рода мероприятий, которые направлены на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

В зависимости от состояния здоровья, а также наличия факторов риска заболеваний, можно выделить 3 вида профилактики.

Первичная профилактика – это система мер, которые направлены на предупреждение возникновения и воздействия факторов риска на развитие заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, полноценное качественное питание, физическая активность, охрана окружающей среды и т.д.)

Вторичная профилактика – это комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на функциональные системы организма) приводят к возникновению, обострению, а также рецидиву заболевания.

Третичная профилактика – это комплекс мероприятий по реабилитации больных, которые утратили возможность полноценной жизнедеятельности. Цель третичной профилактики социальная (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовая (возможность восстановления поведенческой активности) и медицинская (восстановление функций органов и систем организма) реабилитация.

Уточним, что из перечисленного находится в круге вашего влияния?

Вакцинация? Да. Рациональный режим труда и отдыха? Да (если хватает средств на жизнь). Физическая активность? Да (без чрезмерной активности на даче с раннего утра до глубокой ночи в определенной позе). Полноценное качественное питание? Вот здесь большой вопрос. Так как наша пища изобилует чуждыми для организма ксенобиотиками. В пище, в первую очередь, недостаточно цинка, селена, меди, марганца и хрома. Но в то же время в пище избыток кадмия, свинца, мышьяка, ртути, аммония. Хронический дисбаланс микроэлементов приводит к серьезным изменениям функций организма, ослаблению иммунитета, сбою в работе нейроэндокринной системы, психоневрологическим расстройствам, онкологическим и воспалительным поражениям органов.

К примеру, избыточный вес связан с дефицитом хрома, марганца, цинка, йода. Если этот баланс не будет восстановлен, то все попытки похудеть и удержать вес будут проблематичными.

Если в организме дефицит того или иного химического элемента, продукты не помогут. Невозможно съесть за день 10 кг кокосов, для того чтобы получить суточную дозу селена! Весь цивилизованный мир давно перешел на БАДы. 85 % японцев пьют добавки, 70% израильтян, 65% американцев. И чем выше уровень жизни по стране, тем больше требуется микроэлементов.

По словам Лайнуса Полинга, лауреата Нобелевской премии по химии в 1954г., Нобелевской премии мира в 1962г.: «Здоровым организмом можно считать только тот, у которого все ферментные системы находятся в хорошем сбалансированном виде. Наступит время, когда врач будет лечить не язву, артрит или геморрой что часто является лишь следствием, а первопричину – дефицит магния, калия, селена, цинка, хрома…».

Почти все ведущие специалисты, имеющие отношение к здоровью населения, сошлись во мнении: биологически активные добавки являются частью правильного здорового питания человека и полноценное питание в XXI веке невозможно без их употребления.

В человеческом организме около 70 триллионов клеток и каждую секунду они нуждаются в микроэлементах. Проведенные исследования показали, что микроэлементозы представляют в наше время проблему национального масштаба. В целом около 2/3 взрослых и 3/4 детей относятся к группе риска по гипоэлементозам, то есть дефициту от одного до нескольких микроэлементов одновременно.

Если человек с пищей недополучает хотя бы селен и/или цинк, сразу это место в клетке занимает токсичный металл антагонист: алюминий, свинец, кадмий. Чтобы предупредить накопление токсичных металлов в организме, надо только вовремя ввести селен и цинк в свой рацион.

Продукция компании ASTER уникальна по сбалансированности состава и биодоступности активных веществ. Важнейшие ее составляющие – спирулина, морской жемчуг, высшие грибы кордицепс и линчжи, гинкго-билоба, уди, зеленый чай – полноценны по своему составу, то есть. содержат все необходимые минералы, витамины, ферменты и другие биологически активные вещества, которые в свою очередь обеспечивают огромные адаптационные возможности живых существ, позволяющие им жить и размножаться в изменяющихся условиях внешней среды. Выращенные в экологически чистых регионах Китая и переработанные по самым современным и щадящим технологиям в соответствии с международными стандартами GMP и ISO 9001, они снабжают организм человека и его братьев меньших всеми необходимыми для питания клеток компонентами. Именно поэтому они универсальны. Их систематическое употребление – это полноценное питание и качественное очищение организма одновременно, потому что действуют они по принципу ионообменника – нужные ионы вводят, а ненужные выводят.

Идеальное сочетание прекрасных интегрирующих формул Тибетской медицины, которые созданы по современным технологиям, денежного и доступного маркетинг-плана, профессионального руководящего состава компании, а также великолепной системы обучения в компании ASTER дает любому человеку блестящий шанс быть здоровым, богатым и счастливым.

Несмотря на многие тысячелетия пристального внимания к самому себе, человек до настоящего времени не может дать окончательные ответы на многие стороны не только своей сущности, но и бытия. В полной мере это относится к одной из основополагающих сторон его жизни и жизнедеятельности – здоровью. Вместе с тем, сама идея здоровья в последние десятилетия приобрела особую актуальность в связи с тем, что качество здоровья испытывает неуклонную тенденцию к ухудшению. При этом все в большей степени становится понятным, что идти «от обратного», от болезни к обеспечению здоровья, – а на самом деле именно такой принцип исповедует медицина – и неправильно, и пагубно. Российский ученый И.И. Брехман (1990) одним из первых в новейшее время заострил проблему необходимости разработки основной науки и в 1980 году ввел в обиход термин «валеология» (как производное от латинского valeo – «здоровье», «быть здоровым»). С тех пор термин стал общепринятым, а валеология как наука и как учебная дисциплина получает все более широкое признание не только в России, но и далеко за ее пределами.

По определению В.П. Казначеева (1996), валеология – это междисциплинарное научное направление, рассматривающее причины здоровья, пути его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. В основе валеологии лежит представление о динамических резервах систем организма, обеспечивающих устойчивость физического, биологического, психологического, социально-культурного развития и сохранение здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся факторов внешней и внутренней среды.

Таким образом, валеология есть наука о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Валеология как учебная дисциплина представляет собой совокупность знаний о здоровье и здоровом образе жизни. Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности (Г.Л. Апанасенко, 1992).

Предметом валеологии является индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом заключается одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, большинство из которых разрабатывает всеобщие для данного контингента рекомендации.

Объектом валеологии является практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов сущности. Это очень важное обстоятельство, так как именно здоровый и находящийся в переходном к болезни состоянии человек оказывается вне сферы интересов здравоохранения до тех пор, пока он не перейдет в патологию. Имея же дело со здоровым или находящимся в группе риска, валеология использует функциональные резервы человека для сохранения его здоровья преимущественно через приобщение к здоровому образу жизни.

Методом валеологии является качественная и количественная оценка здоровья и резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения.

Рис. 1. Уровни здоровья (по Г.Л. Апанасенко, 1988).

Если качественную оценку здоровья традиционно в своей практике использует медицина, то количественная оценка индивидуального здоровья и, что особенно важно, – оценка здоровья каждого конкретного человека является сугубо специфичной для валеологии и успешно развивает и дополняет качественный анализ. Благодаря этому специалист и сам данный человек приобретают возможность динамической оценки уровня своего здоровья и соответствующих корректив образа жизни. Исследование же путей повышения резервов здоровья человека включает поиск средств, методов и технологий формирования мотивации на здоровье, приобщение к здоровому образу жизни.

Основной целью валеологии является максимальная реализация унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне возможностей его адаптации к условиям внутренней и внешней сред. В этом отношении в теоретическом плане целью валеологии является изучение закономерностей формирования здоровья и разработка путей моделирования и достижения здорового образа жизни. В практическом же плане цель валеологии можно видеть в разработке мер и путей сохранения, укрепления и формирования здоровья.

Основными задачами валеологии являются:

1. Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.

2. Формирование установки на здоровый образ жизни.

3. Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение к здоровому образу жизни.

Валеология принципиально отличается от других наук, изучающих состояния здоровья человека. Это отличие заключается в том, что в сфере интересов валеологии находится здоровье и здоровый человек, в то время как у медицины – болезнь и больной, а у гигиены – среда обитания и условия жизнедеятельности человека.

Таким образом, анализ основных исходных признаков валеологии показывает ее принципиальную специфику и определяет ее место как в проблеме здоровья человека, так и в системе наук о человеке.

(Ю.К. Бахтин, 1997).

Становление валеологии как интегративной науки о путях и способах формирования, сохранения и укрепления индивидуального здоровья человека предполагает реализацию трех кардинальных направлений:

А) разработку теоретических основ, включая изыскания в области возрастной валеологии, медицинской генетики, иммунологии, репродуктивной сексологии, экологической валеологии;

Б) научное обоснование методов валеопрактики, в том числе совершенствование теоретических основ физвоспитания, психофизиологических основ рекреации, нутрициологии, психосаморегуляции, валеологического сопровождения всех видов деятельности (трудовой, учебной, досуговой);

В) развитие валеологического образования как системы, обеспечивающей разностороннее развитие, оптимальную деятельность, социальную адаптацию, самоактуализацию, увеличение резервов здоровья и достижение активного долголетия.

На повестке дня целый ряд еще не решенных проблем: определение инфраструктуры службы здоровья, разработка технологий оздоровления. Эти задачи и должны, по-видимому, решаться в рамках практической сферы деятельности валеологии и организации соответствующей валеологической службы.

Организация валеологической службы предполагает 4 этапа:

Прогностический скрининг;

Поиск причин низкого количества и качества здоровья (диагностический скрининг в медучреждении);

Подбор лечебных и оздоровительных технологий;

Осуществление коррекции количества и качества здоровья.

Валеология - наука о здоровье или валеология как наука быть здоровым коренным образом отличается от медицинской науки. Если медицина ставит вопрос о причинах болезни, о природе заболеваний, об их профилактике и лечении, направлена на предотвращение причин, которые могут вызвать те или иные недомогания, то валеология ставит задачу природы здоровья (валеология), причин, факторов и механизмов здоровья.

Во всех цивилизованных странах главным богатством человека считается его здоровье. Здоровый человек является творцом любого общества, обладает энергопреобразующим потенциалом, представляет собой источник радости, и интеллектуальной и физической работоспособности.

Российский учёный И.И. Брехман одним из первых в новейшее время заострил проблему необходимости разработки основ новой науки и в 1980 г. ввел понятие "валеология" (как производное от латинского … - здоровье, быть здоровым). С тех пор валеология выделилась как самостоятельное научное направление. Её основополагающие позиции можно свести к следующему.

Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности.

Валеология - наука о закономерностях проявления, механизмах и способах поддержания здоровья.

К основным метатеоретическим категориям валеологии (как и любой другой науки) относятся дефиниция, объект, предмет, объектная и предметная области, структура, цель, задачи, методы и некоторые другие моносистемы (метатеория - наука о свойствах какой-либо другой науки или теории).

Дефиниция. Валеология - наука, изучающая сущность и проявления здоровья, методы его диагностики, прогнозирования и коррекции для повышения, стабилизации и поддержания его уровня, формирования здорового образа жизни и социальной адаптации индивида; а также варианты: валеология - наука о закономерностях проявления, механизмах и способах формирования, сохранения и укрепления здоровья человека; валеология - наука о формировании биологической и социальной адаптации человека к окружающей среде на основе оздоровительных технологий и здорового образа жизни.

Объектная область валеологии - науки о человеке; объект - человек; предметная область - основы индивидуального и популяционного здоровья; предмет - индивидуальное здоровье.

Цель валеологии - формирование валеологически образованной личности, способной направленно использовать валеологические средства для созидания, сохранения, укрепления здоровья, психофизической подготовки к будущей профессиональной деятельности или других способов реализации своей жизнедеятельности.

Основные задачи валеологии:

1) разработка и реализация представлений о сущности здоровья, поиск моделей его изучения, методов оценки и прогноза;

2) на основе количественной оценки здоровья индивида разработка систем скрининга и мониторинга за состоянием здоровья населения;

3) формирование «психологии здоровья»;

4) разработка методологии формирования, сохранения и укрепления индивидуального здоровья;

5) обеспечение профилактики заболеваний через повышение уровня здоровья;

6) разработка программ повышения уровня здоровья популяций через индивидуальное здоровье; и др.

Валеология как наука использует и общелогические методы, и методы эмпирического познания, и методы теоретического познания - которые, в свою очередь, можно подразделить на общие и специфические.

Из общих методов валеологии можно отметить следующие:

1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников . Учебные, научно-методические, научные публикации о здоровье человека анализируются и интерпретируются на основе выделения и сопоставления инвариантных положений, признаков, категорий с последующим их обобщением, переходом к более общим понятиям, суждениям - и синтезом - их соединением в системы той или иной степени целостности, что позволяет определить научную разработанность проблемы и современные взгляды на нее, уточнить представления о понятийном аппарате, выявить методики, адекватные поставленным задачам.

2. Наблюдение : целенаправленное восприятие явлений объективной действительности: непосредственное; аппаратурное наблюдение (фото-, кино-, видео- и др. аппаратура); обследование-измерение (в т.ч. с помощью специальных тестов).

3. Эксперимент : воспроизведение явлений или активное воздействие на них в познавательных целях.

4. Системный подход . Изучение здоровья в многоаспектности и целостности, предполагает применение системного подхода, его предметного (структурно-компонентного), функционального (внешнего и внутреннего), исторического (генезис и прогноз) аспектов. Структурный анализ как предметный аспект системного подхода используется для определения компонентов (подсистем) здоровья и характера их взаимосвязи. Функциональный анализ применяется для выявления внутреннего функционирования системы здоровья, взаимодействия ее компонентов, а также внешнего функционирования, ее взаимодействия с метасистемами. Генетический анализ (генезис) как часть исторического аспекта системного подхода применяется для отражения динамики показателей здоровья, а также концепций, включающих в себя «здоровье», «валеологию» или другие сопряженные категории; прогностический анализ (прогноз) - для изучения предполагаемого развития этих категорий. Системный анализ дополняется системным синтезом, обеспечивающим реализацию интегративных функций. Системный подход является также обобщающей основой результатов исследования.

5. Научная рефлексия - метод, направляющий мышление на предметное рассмотрение самого знания о здоровье, критический анализ содержания этого знания и механизмов его формирования, поиск неявных предпосылок научного познания и развитие исходной концептуальной базы валеологии.

6. Моделирование - изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал в аспектах, интересующих познание. При наглядном отображении явлений и процессов, связанных со здоровьем, используется, в частности - знаковое моделирование, при котором абстрагирование, идеализация, конкретизация реализовываются в схемах и рисунках. Основой такого моделирования выступают: таксономия - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение, учение о системе таксономических категорий, обозначающих соподчиненные группы объектов - таксоны; и типология - разделение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной или идеализированной модели.

7. Методы математической статистики (корреляционный анализ).

Группы специфических методов валеологии:

1) диагностика уровня здоровья (валеометрия);

2) прогнозирование здоровья;

3) управление здоровьем.

Из валеометрических методов можно выделить следующие группы.

1. Методы, диагностирующие состояние авторегуляционных процессов на уровне центральной нервной системы и сердечно-сосудистой системы: динамическая омегаметрия, системно-симметрийный анализ ЭКГ процессов вегетативной регуляции. Сочетание этих диагностических методов с анализом факторов риска развития диабета и атеросклероза с помощью сухой химии открыло принципиально новые возможности в скрининговых исследованиях здоровья населения.

2. Считающиеся «нетрадиционными» до настоящего времени методы акупунктурной диагностики: с помощью компьютерных систем «Зодиак» (анализ кси-потенциала и методов Накатани. Характерно, что внедрение в «измерение здоровья» данных методов позволило обеспечить неинвазивную экспресс-диагностику взаимодействия механизмов эрго- и трофотропной регуляции и холистическую диагностику состояния биоэнергетического гомеостаза организма.

3. Психофизические методы, ориентированные на диагностику толерантности к физической (метод Борга) и психической (психоэмоциональная устойчивость) нагрузкам. Эти методы в сочетании с многопараметрической диагностикой нервно-психического статуса (метод «POMS») позволяют, как показывают проведенные исследования, достаточно объективно оценить психофизиологические резервы организма.

4. Метод, совмещающий парадигмы «адаптационной» и «креативной» валеологии - тест «Wellness», адаптации и изучению адекватности применения которого в валеометрии посвящена специальная серия исследований (тест «Wellness» оценивает состояние личностного благополучия по шести базисным измерениям и разработан Национальным институтом благополучия в США. Русская версия теста разработана в 1995 году.

5. Тесты физического развития (оценка длины и массы тела, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких и других показателей, традиционно используемых для характеристики уровня и темпов физического развития, а также его гармоничности).

6. Тесты двигательной подготовленности (специально подобранная на основе математических методов анализа и моделирования батарея двигательных тестовых заданий, позволяющая получать комплексное и наиболее полное описание развития моторной сферы ребенка, его двигательный возраст, двигательный потенциал, гармоничность двигательного развития и возможные направления перспективной спортивной тренировки);

7. Психофизиологические тесты (компьютерные и анкетные варианты обследования психофизиологических особенностей для характеристики психофизической индивидуальности и выявления психоэмоциональных факторов риска);

Место валеологии в системе наук.

Валеология - это комплекс наук, или междисциплинарное направление, в основе которого лежит представление о генетических, психофизиологических резервах систем организма и организма в целом, обеспечивающих устойчивость физиологического, биологического, психологического и социокультурного развития и сохранение здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся условий внешней и внутренней среды.

В начале этой главы уже было показано, что валеологии присущи все атрибуты науки: она имеет свой предмет, метод, объект, цели, задачи и т.д. Тем не менее следует определить общие основы взаимоотношений валеологии как самостоятельной науки (или научного направления) с другими науками, исходя прежде всего из того, что предметом валеологии является здоровье.

Биология (общая биология, генетика, цитология и др.) исследует закономерности жизнедеятельности организмов в филогенезе, формирует эволюционный взгляд на природу здоровья, создает целостную картину биологического мира.

Экология обеспечивает научную основу рационального природопользования, исследует характер взаимоотношений «общество - человек - среда» и разрабатывает оптимальные модели их построения, формирует знания об аспектах зависимости здоровья от окружающей среды.

Медицина (анатомия, физиология, гигиена, санология и др.) разрабатывает нормативы обеспечения здоровья, обосновывает систему знаний и практической деятельности по укреплению и сохранению здоровья, по предупреждению и лечению заболеваний. Структурой медицины считают следующие компоненты: науку о болезнях (патологию), науку о здоровой среде обитания (гигиену), науку о механизмах выздоровления (саногенез) и науку об общественном здоровье (санологию).

Физическое воспитание и физическая культура определяют закономерности поддержания и совершенствования физического развития и физической подготовленности человека как неотъемлемых характеристик здоровья.

Психология изучает закономерности психического развития человека, состояние психики в различных условиях жизнедеятельности, психологические аспекты обеспечения здоровья.

Педагогика разрабатывает цели, задачи, содержание и технологии валеологического образования и воспитания, направленных на формирование жизненно устойчивой мотивации на здоровье и на приобщение человека к здоровому образу жизни.

Социология выявляет социальные аспекты поддержания, укрепления и сохранения здоровья и факторов риска здоровья. Политология определяет роль, стратегию и тактику государства в обеспечении и формировании здоровья своих граждан.

Экономика обосновывает экономические аспекты обеспечения здоровья и, с другой стороны, экономической ценности здоровья в обеспечении благосостояния народа и безопасности государства.

Философия определяет закономерности развития природы и общества, субъектом же и объектом той и другого является человек: воздействуя на природу и общество, он изменяет их, но, в свою очередь, испытывает на себе, в том числе и на своем здоровье, их влияние. Формирование же философского, диалектического мировоззрения человека является весьма существенным фактором в правильной оценке роли здоровья в человеческом бытии.

Культурология определяет цели и пути культурологической подготовки человека, существенной частью которой является валеологическая культура.

История прослеживает исторические корни, преемственность путей, средств и методов поддержания здоровья в мире, регионе, в этносе.

География устанавливает климатогеографическую и социально-экономическую специфику региона и взаимоотношения человека со средой обитания в аспекте адаптации человека и обеспечения здорового образа жизни.

Разумеется, определенные выше взаимосвязи валеологии не отражают полной картины, так как в количественном отношении таких связей неизмеримо больше и валеология является лишь одной из ветвей той области человеческого знания, которая называется наукой, предметом которой, в свою очередь, является человек.

Связь валеологии с другими науками имеет двухсторонний характер. Используя данные смежных наук, валеология сама может дать весомые результаты для развития и конкретизации проблем человекознания.

Основные направления валеологии.

Несмотря на свою очевидную молодость, валеология развивается довольно динамично. Находясь на стыке многих наук, валеология своими методологией, проблемами, данными заставляет представителей этих наук в отдельных аспектах по-новому взглянуть на их собственные проблемы. Неудивительно поэтому, что в самой валеологии происходит заметная дифференциация, отражающая специфику интересов ученых, пришедших в валеологию из различных отраслей наук.

В настоящее время в валеологии можно выделить следующие основные направления.

Общая валеология представляет собой основу, методологию валеологии как науки или области знания. Она определяет место валеологии в системе наук о человеке, предмет, методы, цели, задачи, историю ее становления. Сюда же следует отнести и вопросы биосоциальной природы человека и ее роли в обеспечении здоровья.

Общую валеологию можно рассматривать как ствол дерева науки, от которого отходят ветви, отрасли валеологии.

Медицинская валеология определяет различия между здоровьем и болезнью и их диагностику, изучает способы внешнего поддержания здоровья и предупреждения заболеваний, разрабатывает методы и критерии оценки состояния здоровья населения и отдельных социально-возрастных групп и методы использования резервных возможностей организма для устранения начавшейся болезни, исследует внешние и внутренние факторы, угрожающие здоровью, разрабатывает рекомендации по обеспечению здоровья и здорового образа жизни человека.

Вероятно, уже в ближайшее время возможности медицинской валеологии будут значительно расширены в сфере реабилитации, где на смену доминирующим средствам - фармакологии, ножу и покою). - все в большей степени будут использоваться функциональные методы и средства. Вполне возможно, что это может привести и к корректировке понятий «здоровье» и «болезнь». Несомненное значение должна приобрести медицинская валеология в подготовке семейных врачей, деятельность которых во многом будет ориентирована на первичную профилактику.

Педагогическая валеология изучает вопросы обучения и воспитания человека, имеющего прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных возрастных этапах развития. Сейчас эта отрасль валеологии развивается наиболее динамично, что обусловлено по крайней мере двумя следующими обстоятельствами:

1) потребностью общества в срочных мерах по оздоровлению человека с возможностью наиболее быстрой отдачи;

2) относительной дешевизной введения и реализации валеологических программ в образовательном процессе для находящегося в тяжелых финансовых и экономических условиях государства.

Основными понятиями педагогической валеологии являются валеологическое образование, валеологическое обучение, валеологическое воспитание, валеологические знания, валеологическая культура.

Под валеологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития здоровья человека, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, поведения и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей.

Валеологическое обучение есть процесс формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладение умениями сохранения и совершенствования личного здоровья, оценки формирующих его факторов; усвоения знаний о здоровом образе жизни и умений его построения, освоения методов и средств ведения пропагандистской работы по здоровью и здоровому образу жизни.

Валеологическое воспитание есть процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения. В процессе валеологического образования у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях, стремление к совершенствованию собственного здоровья и к бережному отношению к здоровью окружающих людей, к развитию своего творчества и духовного мира, к осознанному восприятию и отношению к социуму.

Валеологические знания есть совокупность научно обоснованных понятий, идей, фактов, накопленных человечеством в области здоровья и представляющих собой исходную базу для дальнейшего развития науки и самого валеологического знания.

Результатом валеологического образования должна стать валеологическая культура человека, предполагающая знание- им своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития своего здоровья, умение распространять валеологические знания на окружающих.

Валеологическое образование связано и активно взаимодействует с другими видами образования: умственным, физическим, профессиональным, политическим и другими. Такое взаимодействие способствует более эффективному выполнению функций каждого из указанных видов образования, специфической подготовке людей (и прежде всего детей и молодежи) к выполнению своих личностных и социальных обязанностей в обществе.

Принципами педагогической валеологии являются общепризнанные принципы педагогики. Кроме того, необходимо дополнить их в применении к валеологии гуманистическим, антропологическим и здравотворческим принципами.

Задачи педагогической валеологии:

Воспитание у детей стойкой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни на основе освоения ими знаний о приоритете здоровья и механизмах жизнедеятельности организма человека.

Обучение детей средствам и методам оценки своего физического состояния и использования функциональных возможностей организма и естественных средств оздоровления для поддержания своего здоровья.

Валеологическая оценка и динамический контроль уровня соматического здоровья учащихся и организация работы по их оздоровлению через систему занятий физическими упражнениями, психокоррекцию, психолого-педагогические консультации и т.п.

Валеологическая оценка организации и содержания образовательного процесса в образовательном учреждении и его соответствующая коррекция.

Работа с родителями с целью создания благоприятных условий для здоровья учащихся в семье.

6. Работа с педагогическим составом образовательного учреждения в двух направлениях:

Создание коллектива единомышленников-педагогов для осуществления всестороннего валеологического обучения

и воспитания учащихся;

Валеологическое образование педагогов, которые сами являются одной из самых опасных профессиональных групп риска.

Возрастная валеология изучает особенности возрастного становления здоровья человека, его взаимоотношения с факторами внешней и внутренней среды в различные возрастные периоды и адаптацию к условиям жизнедеятельности. На каждом возрастном этапе состояние любой из систем организма соответствует реализации генетической программы именно для этого периода развития. То есть речь идет о том, что оценка уровня здоровья и отдельных его показателей должна быть динамичной, осуществляемой с позиций возрастного развития индивида, а не относиться к каким-либо усредненным эталонам взрослого возраста.

Дифференциальная валеология занимается исследованием индивидуально-типологических особенностей здоровья, построенных на генетической и фенотипической оценке индивида; разрабатывает методологию построения индивидуальных программ изменения количества и качества здоровья.

Профессиональная валеология изучает вопросы, связанные с проблемой профессионального тестирования и профессиональной ориентации, построенных на научно обоснованных методах оценки индивидуальных типологических свойств личности. Кроме того, она рассматривает особенности влияния профессиональных факторов на здоровье человека, определяет методы и средства профессиональной реабилитации как в процессе трудовой деятельности, так и в течение всей жизнедеятельности.

Специальная валеология исследует влияние различных особых, опасных для жизни человека и экстремальных факторов на здоровье человека и критерии безопасности этих факторов, определяет методы и средства сохранения и восстановления здоровья в течение и в результате воздействия таких факторов. Специальная валеология тесно связана с дисциплиной «основы безопасности жизнедеятельности».

Семейная валеология изучает роль и место семьи и каждого из ее членов в формировании здоровья, разрабатывает рекомендации путей и средств обеспечения здоровья каждого из поколений и всей семьи в целом. Видимо, этот раздел валеологии имеет большое будущее, так как формирование здоровья - от подготовки к деторождению до воспитания осознанного отношения к здоровью - наиболее целенаправленно и последовательно может осуществляться именно в семье.

Экологическая валеология исследует влияние природных факторов и последствий антропогенных изменений в природе на здоровье человека, определяет поведение человека в складывающихся условиях внешней среды с целью сохранения здоровья. Вмешательство человека в естественное развитие природы создает все более отчетливые противоречия между ней и человеческим организмом, представляющим собой продукт биологической эволюции. В связи с этим валеология должна, с одной стороны, изучать характер влияний измененной окружающей среды на здоровье человека, а с другой - разрабатывать рекомендации об оптимальном, с точки зрения здоровья, поведении человека в складывающихся условиях.

Социальная валеология ставит своей целью изучение здоровья человека в социуме, в его многообразных и многовариантных отношениях социального характера с людьми и с обществом. В сфере интересов социальной валеологии и изучение состояния здоровья в социальных группах (постоянных или временных), как в целом (коллективы, группы), так и каждого из ее элементов.


Close