Deutscher Idealismus ):

В марксистской традиции вместе с названными философскими концепциями рассматривалось и материалистическое учение Л. Фейербаха, основанием к чему послужили произведения К. Маркса и Ф. Энгельса , в частности работа «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (нем. Ludwig Feuerbach und der Ausgang der klassischen deutschen Philosophie , 1886) .

Основанием немецкой классической философии послужили работы Иммануила Канта в 1780-е и 1790-е годы. Это философское направление было тесно связано с романтизмом и революционно настроенными политиками эпохи Просвещения .

Достижения

Немецкая классическая философия впервые поставила вопрос о сущности знания: «Что есть знание?». Для Канта этот вопрос сводится к вопросу о возможности чистой математики и чистого естествознания (см. Критика чистого разума). В его формулировке этот вопрос о знании сводится к вопросу о возможности синтетических суждений априори . Для Фихте вопрос о знании становится также вопросом о сущности человека. Если субъект является необходимым условием существования мира, то знание становится способом его конституирования. Шеллинг возвращает вопросу о знании его объективную составляющую, рассматривая знание как результат развития самой природы. Гегель синтезирует вопрос о знании в положении: «Истинной формой истины является система знания». Для Фейербаха вопрос о сущности знания на фоне грандиозного успеха науки и техники становится уже несущественным, что свидетельствует о том, что возможность знания перестала быть проблемой.

Иоганн Готлиб Фихте

Значительное место в развитии немецкой классической философии занимает И. Г. Фихте (1762-1814) с его субъективным идеализмом . Фихте отверг идею Канта о «вещах в себе», указывая на её противоречивость, и считал, что мир - это «субъект-объект, причем ведущую роль играет субъект». Он говорил, что существует два ряда действительности: объективный (не зависящий от нашего сознания) и воображаемый. Второй он объявил реальным ссылаясь на то, что воображая мы тратим реальное время на этот процесс, а значит и все воображаемое мы также можем считать реальным. Критерием такой реальности является субъект , его самозабвение, отрыв от действительности. В своих рассуждениях идет ещё дальше и совсем отрывается от реального, рассматривая его только как проявление сознания . Подвергся резкой критике со стороны современников (Кант , Гегель и др.) за субъективность.

Интересны его этические воззрения. Считал, что для успешного сосуществования каждому индивиду необходимо добровольно ограничивать свои потребности . При этом всем должны быть гарантированы государством личные права свободного телесного и духовного развития. На этой почве он сближается с социалистами , в частности оказал влияние на Фердинанда Лассаля .

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг

Заметное место в немецкой классической философии занимает Ф. Шеллинг (1775-1854). Основные направления его работы: натурфилософия , трансцендентный идеализм и философия тождества .

В натурфилософии он пытался объединить все достижения современного ему естествознания. Природу он рассматривал как становление духовного начала. Человек осознает в себе это начало, в остальной природе оно бессознательно; процесс осознания проходит несколько одновременных ступеней. Природа по Шеллингу выступает как силовое единство противоположностей , прообразом которого может служить магнит . Природа обладает «мировой душой». Материя не существует без духа и наоборот, даже в Боге.

В рамках трансцендентного идеализма рассуждает о том, как субъективизм природы в процессе своего развития становится объективным. Внутренним актом субъективного является «интеллектуальная интуиция », возможности которой по Шеллингу больше, чем умозаключений и доказательств.

Шеллинг утверждал единство (тождество) природы и духа. Он разделял Абсолют , в котором все едино (объективное и субъективное не могут быть разделены), и материальный мир, в котором все представляется как процесс. Природа каждой вещи определяется перевесом в ней объективного и субъективного − степенью Абсолюта. Идея абсолютного тождества связана с мыслью о самосознании Бога.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Едва ли не главное место в немецкой классической философии занимает Г. В. Ф. Гегель (1770-1831). Был сторонником идеалистического монизма . В противоположность многим философам рассматривал все реальное в его стремлении стать философией, чистым мышлением. На природу в её эмпирических проявлениях смотрел как на «чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной диалектики». Усматривал во всех вещах «мировой разум», «абсолютную идею» или «мировой дух», целью которого является самосознание, проходящее три основные стадии: пребывание абсолютной идеи в собственном логове, её проявление в «инобытии» в виде явлений природы, анализ и обобщение в мышлении человека. Огромной заслугой Гегеля является введение в философию таких прозрачных понятий как развитие , процесс и история.

Занимался также исследованием проблемы разума в истории. Преследуя свои цели, говорил Гегель, человек по дороге создает нечто, от этих целей не зависящее, с чем он потом должен считаться как с предпосылкой. Таким образом по Гегелю случайность превращается в необходимость . В этом философ видит «хитрость исторического разума», которая заключается в «опосредствующей деятельности, которая, дав объектам действовать друг на друга соответственно их природе и истощать себя в этом воздействии, не вмешиваясь вместе с тем непосредственно в этот процесс, все же осуществляет лишь свою собственную цель». Здесь проявляется панлогическое воззрение Гегеля. Носителем мирового разума на определенных этапах исторического развития является тот или иной народ: восточный мир , греческий мир , римский мир , германский мир . В своих работах Гегель рассматривает причины закономерного появления государственной власти и экономики .

Людвиг Фейербах

Людвиг Фейербах (1804-1872) − ученик Гегеля, а впоследствии его критик, особенно в области взглядов на религию . Разработал один из вариантов антропологического материализма. Считал идеальное лишь особым образом организованное материальное. При этом ему импонировала идея «реально чувствующего человека». Считал природу основой духа. При этом, по мнению некоторых, «природная» сторона в человеке у Фейербаха гипертрофировалась, а «социальная» − недооценивалась. Из всех человеческих чувств Фейербах выделял нравственную любовь и считал религию полезной с точки зрения того, что она предписывает к благоговейному отношению человека к человеку. На этой почве считал возможным создать идеальное государство, в котором господствовала бы любовь и справедливость. Главный труд − «Сущность христианства». Утверждал, что «не Бог создал человека, а человек создал Бога».

Литература

  • Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - 2-е изд., испр. и доп. - М .: Рольф, 2001. - 416 с илл. с. - ((Библиотека истории и культуры)). - 7000 экз . - .
  • Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII- начала XIX века . Учеб. пособие для ун-тов.- М.: Высш. шк., 1989.
    • Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия: Учеб. 2-е изд., испр. и доп. - М .: Высш. шк., 2003. - 438 с. - 5000 экз . - .
  • Ойзерман Т. И. Немецкая классическая философия - один из теоретических источников марксизма. - М.: Знание, 1955.

См. также

Ссылки

  • История диалектики. Немецкая классическая философия. - М.: Мысль, 1978.- 365 с. на сайте Руниверс
  • Немецкая классическая философия в Электронной библиотеке по философии

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Мы
  • Иоанн Лествичник

Смотреть что такое "Немецкая классическая философия" в других словарях:

    НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - определенный период в развитии немецкой философской мысли с середины 18 до середины 19 в., представленный учениями Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. Одновременно Н.К.Ф. это особая линия, высшее, завершающее звено в развитии новоевропейского… … Новейший философский словарь

    НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА - период развития нем. эстетики (кон. 18 пер. пол. 19 в.), когда был создан преемственный ряд концепций И. Канта, Ф. Шиллера, Ф.В.Й. Шеллинга и Г.В.Ф. Гегеля, осмыслявших природу искусства и эстетической деятельности человека в рамках всеобъемлющих … Философская энциклопедия

    Период развития нем. философии (кон. 18 1 я пол. 19 вв.), когда был создан преемственный ряд систем филос. идеализма (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) и материализм Фейербаха. Термин «К. н. ф.» употребляется Ф. Энгельсом в его работе «Людвиг … Философская энциклопедия

    Немецкая литература - Литература эпохи феодализма. VIII X века. XI XII века. XII XIII века. XIII XV века. Библиография. Литература эпохи разложения феодализма. I. От Реформации до 30 летней войны (конец XV XVI вв.). II От 30 летней войны до раннего Просвещения (XVII в … Литературная энциклопедия

    КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ - – философское направление 2 й пол. 18 и 1 й пол. 19 в. Родоначальник его был И.Кант,создатель трансцендентального идеализма.Его продолжатели и вместе с тем критики, развившие собственные философские системы, – И.Г.Фихте, Ф.В.И.Шеллинг,… … Философская энциклопедия

    Немецкая философия - Немецкая философия обобщенное название для философии на немецком языке, а также философии немецких мыслителей. Немецкая философия была чрезвычайно многообразной по представляемым взглядам, занимала центральное место в рамках аналитической и … Википедия

    Философия Германии - Немецкая философия обобщенное название для философии на немецком языке или философии немецких мыслителей. Немецкая философия была чрезвычайно многообразной по представляемым взглядам, занимала центральное место в рамках аналитической и… … Википедия

Немецкая классическая философия представляет собой влиятельное течение философской мысли Нового времени . Она подводит итог ее развитию на данном отрезке западноевропейской истории. К этому течению относится философское учение И.Канта , И.Фихте , Г.Гегеля , Ф.Шеллинга , Л.Фейербаха . Они по-новому поставили многие философские и мировоззренческие проблемы, которые не в состоянии были решить ни рационализм, ни эмпиризм, ни просвещение. Этих мыслителей сближают общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и разрешении проблем. Под «классической» понимается высочайший уровень ее представителей и значи-мость решаемых этой философией проблем.

Ста-новление классической формы философии в одном из учебников рассматривается, начиная с Декарта, и в этом есть своя логика. Авторами учебника выделяются следующие направления в классической философской традиции

Творчество Канта делится на два периода: докритический (с 1746 г. до 1770-х гг.) и критический (с 1770-х гг. до его смерти). В докритический период Кант занимался, главным образом, космологической проблематикой, т.е. вопросами происхождения и развития Вселенной. В своем труде «Всеобщая естественная история и теория неба» Кант обосновывает идею самообразова-ния Вселенной из «первоначальной туманности». Кант дал объяснение возникновения солнечной системы, опи-раясь на законы Ньютона. По Канту, Космос (природа) не является неизменным, внеисторичным об-разованием, а находится в постоянном движении, развитии. Космологическая концепция Канта в дальнейшем была развита Лапласом и вошла в историю под назва-нием «гипотезы Канта - Лапласа».

Второй, важнейший, период деятельности Канта связан с пе-реходом от онтологической, космологической проблематики к вопросам гносеологического и этического порядка. Этот период называется «критическим», т.к. он связан с выходом двух важ-нейших работ Канта - «Критика чистого разума», в которой он подверг критике познавательные возможности человека и «Кри-тика практического разума», в которой разбирается природа че-ловеческой нравственности. В этих работах Кант сформулиро-вал свои основные вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?» В ответах на эти вопросы раскры-вается сущность его философской системы.

В «Критике чистого разума» Кант дает определение метафизики как науки об абсолютном, но в границах человеческого разума. Знания по Канту основаны на опыте и чувственном восприятии. Кант подверг сомнению истинность всех знаний человечест-ва о мире, считая, что человек пытается проникнуть в суть вещей, познает ее с искажениями, которые исходят от его органов чувств. Он полагал, что вначале следует исследовать границы познавательных способностей че-ловека. Кант утверждал, что все наши знания о предметах - это знания не об их сущности (для обозначения которой философ ввел понятие «вещь в себе»), а лишь знание явлений вещей, т.е. о том, как вещи являют, обнаруживают себя нам. «Вещь в себе», по мнению философа, оказывается неуловимой и непознаваемой. В историко-философской лите-ратуре гносеологическую позицию Канта часто называют агно-стицизмом .

Теория познания Канта основана на признании су-ществования доопытного знания или апри-орного знания , являющегося врожденным. Первыми доопытными формами сознания являются пространство и время. Все, что познает человек, он познает в формах пространства и времени, но самим «вещам в себе» они не присущи. От чувств процесс познания переходит к рассудку, а от него к разуму. Рассудок, переходящий за свои границы, т.е. границы опыта - это уже разум. Роль разума, по Канту, выше других познавательных способностей человека. Способность к сверх-чувственному познанию, онназывал трансценден-тальной апперцепцией . Это значило, что человеку уже при рождении дана спо-собность ориентировки в пространстве и времени. И даже животные обладают врожденными инстинктами (например, маленькие утята идут к воде и начинают плавать без всякого обучения). Благодаря трансцендентальной апперцепции в человеческом сознании возможно постепенное накопление знаний, переход от врожденных идей к идеям разумного позна-ния.

Для Канта поведение человека должно основываться на трех максимумах:

1. Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом.

2. В поступках исходи из того, что человек наивысшая ценность.

3. Все поступки должны делаться на благо обществу.

Этическое учение Канта имеет огромное теоретическое и практическое значение, оно ориентирует человека и общество на ценности моральных норм и недопустимость пренебрежения ими ради эгоистических интересов.

Таким образом , вся мораль в обществе должна основы-ваться на соблюдении чувства долга: человек должен по отно-шению к другим людям проявлять себя как разумное, ответст-венное и неукоснительно соблюдающее моральные правила существо.

И. Кант предлагал также , опираясь на категорический импе-ратив, изменить жизнь людей в обществе, создать новый «эти-ческий общественный строй».

Он считал, что люди живут как бы в двух измерениях:

1) среди регламентации и установлении, в государстве;

2) в процессе своей жизнедеятельности в обще-стве, в мире морали.

Мир, официально регламентируемый го-сударством и церковью, И. Кант не считал истинно человече-ским миром, так как такой мир, по его мнению, основывается на суевериях, обманах и пережитках животных влечений в че-ловеке.

Только общество, в котором поведение людей будет ре-гулироваться добровольным исполнением моральных законов, и прежде всего категорического императива, может дать истин-ную свободу человеку. Кант, сформулировав моральный закон - нравст-венный императив «поступай так, чтобы твое пове-дение могло стать всеобщим правилом», выдви-нул так же и идею о «вечном мире», основанном на экономической невыгодности и правовом запрете войны.

Идеи Канта продолжал и развивал философ Иоган Готлиб Фихте (1762-1814). Его концепция называлась «Наукоучение». Он считал, что философия - это основополагающая наука, по-могающая выработать единый метод познания. Главное в фи-лософском познании - это интеллектуальная интуиция. В про-цессе познания субъект взаимодействует с объектом, его созна-ние выступает как активное и творческое начало.

Процесс по-знания, по Фихте, проходит три этапа:

1) «Я» утверждает себя само, создает само себя;

2) «Я» противопоставляет себя «Не-Я», или объекту;

1) «Я» и «Не-Я», ограничивая друг друга, образуют синтез.

На естественный вопрос: «Существует ли объект без субъ-екта или нет?» - философия Фихте отвечает, что без субъекта нет и объекта. То есть только активное «Я», или воля субъекта, через взаимодействие с объектом, способна изменить мир и ут-вердить себя в нем.

Георга Вильгельма Фридриха Гегеля

1) закона перехода количественных изменений в качественные;

2) закон единства и борьбы противоположностей;

3) закон отрицание отрицания.

В сфере социально - философских концепций Гегель высказал ряд ценных идей: о смысле истории, о понимании исторической закономерности, о роли личности в истории. Наибольшее влияние Гегель оказал на области философии государства и философии истории. Общая ми-ровая история рассматривается им как процесс само-сознания мирового духа и вместе с тем как «прогресс в сознании свободы». Свобода состоит в том, что че-ловек познает свое тождество с абсолю-том и отождествляет себя с образованием объектив-ного духа (государством и правом).

Последователи Гегеля, взявшие на вооружение его диалек-тический метод, стали называться младогегельянцами. Они же-лали изменения государственного строя, желали государствен-ных реформ. Сторонники сохранения старых форм жиз-ни - старогегельянцы - оправдывали разумностью действитель-ность феодально-сословного государства. В 30-е - 40-е годы XIX века в Германии, как и в других странах Европы, шла теоретическая борьба между двумя этими ветвями послегегелевской философии. В ней отражались и сила воздействия гегелев-ских идей на общество, и общественная потребность в реализа-ции прогрессивных идеалов.

К школе младогегельянцев в первоначальный период своей философской деятельности принадлежал Людвиг Фейербах (1803-1872).

Л. Фейербах в ряду немецких философов является представителем материалистического направления. Подвергнув критике идеализм, он выдвинул целост-ную и последовательную материалистическую карти-ну мира. Он рассматривает материю как природное объективное начало мира, глубоко анализирует такие свойства материи, как движение, пространство и время. Он разработал теорию познания, в которой выступает как сенсуалист, высоко оценивая роль чувств в познании. Он полагал, что человек познает мир через свои ощущения, которые рассматривал как проявление природы. Фейрбах обосновал с высокой оценкой роли чувств в познании. Фейербах обосновал объективную ценность человека в системе мира, критикуя религиозные представления о человеке как творении Бога; разработал ос-новные принципы гуманизма, исходя из представлений о том, что человек совершенная часть природы.

Фейербах является родоначальником ан-тропологического материализма , но в то же время он ос-тавался идеалистом в понимании общества. Он утверждал, что исторические эпохи различаются переменами в религиозном сознании. Христианство провозглашает любовь как главную творческую духовную силу, изменяющую мораль, отношение человека к человеку. По Фейербаху, любовь к богу выражает и любовь к человеку, так как бог есть отчужденная сущность че-ловека. Через религию человек выражает свое чувство любви, устремленное к бессмертию. В этом духовном стремлении вы-ражены и родовая сущность человека, и его идущая от родовой сущности идеальная сущность. Нравственное перерождение людей для Фейербаха становится движителем общественного развития. Его философия завершила классический этап немецкой философии и заложила основы не-мецкого материализма.

Вопросы для самопроверки

(первый уровень воспроизведения материала)

1. Назвать исторические рамки и основные черты немецкой классической философии.

2. Каковы особенности философии Канта докритического и критического периодов?

3. В чем суть основных законов диалектики, сформулированных Гегелем?

Чем интересна классическая немецкая философия? Кратко о ней рассказать трудно, но мы попробуем. Она является весьма значительным и весомым вкладом в историю и развитие мировой мысли. Так принято говорить о целой совокупности различных теоретических концепций, которые появились в Германии в течение ста с лишним лет. Если мы говорим о всеобъемлющей и оригинальной системе мышления, то это, конечно, немецкая классическая философия. Кратко о ее представителях можно сказать следующее. Прежде всего, это Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Людвиг Андреас Фейербах. В ведущее число мыслителей этого направления входят также еще несколько известных лиц. Это Йохан Готлиб Фихте, и Георг Вильгельм Фридрих Шеллинг. Каждый из них очень оригинален и является создателем собственной системы. Можем ли мы тогда вообще говорить о таком целостном явлении, как классическая немецкая философия? Кратко ее описывают как собрание разнообразных идей и концепций. Но все они имеют некоторые общие существенные черты и принципы.

Немецкая классическая философия. Общая характеристика (кратко)

Это целая эпоха в истории мысли Германии. Страна эта, по меткому выражению Маркса, в те времена существовала, скорее, теоретически, чем практически. Тем не менее, после кризиса эпохи Просвещения центр философии переместился именно сюда. На ее рождение повлияли разные факторы - революция и попытка Реставрации во Франции, популярность идеологии естественного права и собственности, понятие разумного общественного строя. Если мы действительно хотим понять, что такое классическая немецкая философия, кратко можно сказать, что она аккумулировала в себе предыдущие идеи разных стран, особенно в области познания, онтологии и общественного прогресса. Кроме того, все эти мыслители пытались понять, что такое культура и сознание. Их также интересовало то, какое место занимает в этом всем философия. Немецкие мыслители этого периода попытались дать характеристику Они разработали систематическую философию как «науку о духе», определили ее основные категории и выделили отрасли. А в качестве основного метода мышления большинство из них признавало диалектику.

Основатель

Большинство историков считают Иммануила Канта основателем того значительнейшего феномена в истории развития человеческого разума, которым является классическая немецкая философия. Кратко его деятельность разделяется на два периода. Первый из них традиционно считается докритическим. Здесь Кант проявил себя как ученый-естествоиспытатель и даже выдвинул гипотезу о том, как возникла наша Солнечная система. Второй, критический период в творчестве философа, посвящен проблемам гносеологии, диалектики, нравственности и эстетике. Прежде всего, он попытался решить дилемму, возникшую между что является источником знания - разум или опыт? Он счел, что эта дискуссия является по большому счету искусственной. Ощущения дают нам материал для исследования, а разум придает ему форму. Опыт же позволяет все это уравновесить и проверить. Если ощущения эфемерны и непостоянны, то формы разума - врожденные и априорные. Они возникли еще до опыта. Благодаря им мы можем выразить факты и феномены окружающего в понятиях. Но постичь сущность мира и Вселенной таким образом нам не дано. Это «вещи в себе», понимание которых лежит за пределами опыта, оно трансцедентно.

Критика теоретического и практического разума

Этот философ поставил основные проблемы, которые затем решала вся последующая немецкая классическая философия. Кратко (Кант очень сложный философ, но попытаемся упростить его схемы) это звучит так. Что и как может человек знать, как ему действовать, чего ожидать, и вообще, что он сам такое? Чтобы ответить на первый вопрос, философ рассматривает этапы мышления и их функции. Чувства оперируют априорными формами (например, пространство и время), рассудок - категориями (количество, качество). Факты, взятые из опыта, с их помощью преобразуются в идеи. А разум с их помощью выстраивает априорные синтетические суждения. Так происходит процесс познания. Но разум содержит в себе еще и безусловные идеи - о единстве мира, о душе, о Боге. Они представляют собой идеал, образец, но рационально их вывести из опыта или доказать невозможно. Всякая попытка сделать это порождает неразрешимые противоречия - антиномии. Они указывают, что здесь разум должен остановиться и уступить место вере. Раскритиковав теоретическое мышление, Кант переходит к практическому, то есть к морали. Ее основой, как считал философ, является априорный категорический императив - выполнение нравственного долга, а не личных желаний и склонностей. Кант предвосхитил многие особенности немецкой классической философии. Кратко остановимся и на других ее представителях.

Фихте

Этот философ, в отличие от Канта, отрицал то, что окружающее не зависит от нашего сознания. Он считал, что субъект и объект - всего лишь разные проявление божественного «Я». В процессе деятельности и познания на самом деле происходит полагание. Это значит, что сначала «Я» осознает (создает) себя, а затем объекты. Они начинают воздействовать на субъект и становятся для него препятствиями. Чтобы их преодолеть, «Я» развивается. Высшей ступенью этого процесса является осознание тождественности субъекта и объекта. Тогда противоположности уничтожаются, и возникает абсолютное «Я». Кроме того, субъект в понимании Фихте бывает теоретическим и практическим. Первый определяет, а второй реализует. Абсолютное «Я», с точки зрения Фихте, существует только в потенции. Его прообразом является коллективное «Мы» или же Бог.

Шеллинг

Подхватив идеи Фихте о единстве субъекта и объекта, мыслитель полагал обе эти категории реальными. Природа является не материалом для реализации «Я». Это самостоятельное неосознанное целое с потенцией появления субъекта. Движение в ней происходит от противоположностей и в то же время представляет собой развитие мировой Души. Субъект рождается из природы, но он сам создает собственный мир, отдельный от «Я», - наука, искусство, религия. Логика присутствует не только в разуме, но и в природе. Но важнее всего воля, которая заставляет развиваться и нас, и окружающий мир. Чтобы усмотреть единство человека и природы, рассудка недостаточно, нужна интеллектуальная интуиция. Ею обладают философия и искусство. Поэтому система мышления, по Шеллингу, должна состоять из трех частей. Это философия природы, затем гносеология (где изучаются априорные формы разума). Но венцом всего является постижение единства субъекта и объекта. Шеллинг назвал философией тождества. Она полагает наличие Абсолютного разума, в котором дух и природа и другие полярности совпадают.

Система и метод

Самый известный мыслитель, с которым ассоциируется немецкая классическая философия, - Гегель. Кратко изложим его систему и основные принципы. Гегель принимает шеллинговское учение о тождестве и кантовский вывод, что материю нельзя вывести из сознания, и наоборот. Но он полагал основным философским принципом единство и борьбу противоположностей. В основе мира лежит тождество бытия и мышления, Но в ней таились противоречия. Когда это единство начинает осознавать себя, оно отчуждает и создает мир объектов (материю, природу). Но это инобытие все равно развивается по законам мышления. В работе «Наука логики» Гегель рассматривает эти правила. Он выясняет, что такое понятия, как они образуются и чем характерны, чем отличаются формальная и диалектическая логика, каковы законы развития последней. Эти процессы одинаковы и для мышления, и для природы, потому что мир логичен и разумен. Главным методом для Гегеля стала диалектика, основные категории и законы которой он вывел и закрепил.

Триады

Еще двумя значимыми трудами немецкого мыслителя являются «Философия природы» и «Феноменология духа». В них он исследует развитие инобытия Абсолютной идеи и возвращение ее к самой себе, но на иной стадии развития. Самая низшая форма ее существования в мире - механика, затем идет физика и, наконец, органика. После завершения этой триады дух выходит из природы и развивается в человеке и обществе. Вначале он осознает сам себя. На этом этапе он представляет собой субъективный дух. Затем он проявляется в общественных формах - морали, праве и государстве. Человеческая история завершается возникновением Абсолютного духа. Он тоже имеет три формы развития - это искусство, религия и философия.

Материализм

Но на системе Гегеля не заканчивается немецкая классическая (кратко мы охарактеризуем его учение ниже) считается ее последним представителем. Он также был наиболее рьяным критиком Гегеля. У последнего он заимствовал идею отчуждения. Практически всю свою жизнь он посвятил тому, чтобы выяснить, какие у него формы и виды. Он пытался создать теорию о преодолении отчуждения, а также критиковал религию с позиций материализма. В своей работе, посвященной истории христианской религии, он заявил о том, что это человек создал Бога. При этом произошло отчуждение идеала от людей. А это привело к тому, что свое создание человек сделал предметом культа. Следует направить устремления людей к тому, что их на самом деле заслуживает - к ним самим. Поэтому самое надежное средство преодолеть отчуждение - это любовь, которая может создать новые отношения между людьми.

Немецкая классическая философия. Краткое содержание основных идей

Мы видим, что все эти разные философы пытались исследовать человека, его сущность и цель. Кант считал, что главным в людях является нравственность, Фихте - что активность и разумность, Шеллинг - что тождество субъекта и объекта, Гегель - логичность, а Фейербах - любовь. В определении значения философии они также занимали разные, хотя часто и сходные позиции. Кант уделяет основное значение и этике, Шеллинг - натурфилософии, Фихте - политическим дисциплинам, Гегель - панлогизму. Фейербах рассматривает все эти проблемы в комплексе. Что касается диалектики, то все признавали ее значимость, но каждый из них выдвинул собственный вариант этой теории о всеобщей связи. Таковы основные проблемы, которые рассматривала немецкая классическая философия. Общая характеристика (кратко описанная нами выше) этого явления в истории человеческой мысли, по устоявшемуся мнению, состоит в том, что это одно из наиболее значительных достижений культуры Западной Европы.

В конце XVIII начале XIX в. в экономически и политически отсталой Германии, находившейся под сильным впечатлением от событий Французской революции, возникла немецкая классическая философия, в формировании которой большую роль сыграли открытия в естествознания и достижения общественных наук.

Немецкая классическая философия представляет собой влиятельное течение философской мысли Нового времени. К этому течению относится философское учение И.Канта, И.Фихте, Г.Гегеля, Ф.Шеллинга, Л.Фейербаха. Они по новому поставили многие философские и мировоззренческие проблемы, которые не в состоянии были решить ни рационализм, ни эмпиризм, ни просвещение.

Что касается классической немецкой философии, то только с нее начинается смещение акцептов с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории. Впервые представители немецкой классики осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры.

Характерные черты немецкой классической философии:

  • - Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры;
  • - немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры. Исследовалась не только человеческая история, но и человеческая сущность;
  • - все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских идей;
  • - классическая немецкая философия разрабатывала целостную концепцию диалектики;
  • - классическая немецкая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность.

Родоначальником немецкого идеализма, основоположник классической немецкой философии являлся Иммануил Кант (1724-1804), который считал, что предметом теоретической философии должно быть не изучение самих по себе вещей, природы, мира, человека, а исследование, с одной стороны, познавательной деятельности личности, с другой - установление законов познания и его границ. Поэтому свою философию он назвал трансцендентальной в отличие от рационализма XVII века.

И.Кант - совершил переворот в философии, суть которого состоит в рассмотрении познания как деятельности, протекающей по своим законам, получив название "коперниканского переворота". Главными произведениями являются: "Критика чистого разума" (теория познания), "Критика практического разума" (этическое учение), "Критика способности суждения" (эстетика).

Творчество Канта делится на два периода: до критический (с 1746 до 1770-х гг.) и критический (с 1770-х гг. до его смерти). В докритический период Кант занимался главным образом космологической проблематикой, т.е. вопросами происхождения и развития Вселенной. В своем труде "Всеобщая естественная история и теория неба" Кант обосновывает идею образования Вселенной из "первоначальной газовой туманности". Кант дал объяснение возникновения Солнечной системы, опираясь на законы Ньютона. По Канту, Космос, природа не являются неизменным, а находятся в постоянном движении, развитии. Космологическая концепция Канта в дальнейшем была развита Лапласом и вошла в историю под названием "гипотезы Канта-Лапласа".

Второй, важнейший, период деятельности Канта связан с переходом от онтологической, космологической проблематики к вопросам гносеологического и этического порядка. Этот период называется "критическим", так как он связан с выходом двух важнейших работ Канта: "Критика чистого разума", в которой он подверг критике познавательные возможности человека, и "Критика практического разума", в которой разбирается природа человеческой нравственности. В этих работах Кант сформулировал свои основные вопросы: "Что я могу знать?"; "Что я должен делать?"; "На что я могу надеяться?". В ответах на эти вопросы раскрывается сущность его философской системы.

В "Критике чистого разума" Кант дает определение метафизики как науки о абсолютном, но в границах человеческого разума. Знания, по Кату, основаны на опыте и чувственном восприятии. Кант подверг сомнению истинность всех знаний человечества о мире, считая, что человек пытается проникнуть в суть вещей, познает ее с искажениями, которые исходят от его органов чувств. Он полагал, что вначале следует исследовать границы познавательных способностей человека. Кант утверждал, что все наши знания о предметах - это знания не об их сущности (для обозначения которой философ ввел понятие "вещь в себе"), а лишь знание явлений вещей, т. е. о том, как вещи обнаруживают себя нам. "Вещь в себе", по мнению философа, оказывается неуловимой и непознаваемой. В историко-философской литературе гносеологическую позицию Канта часто называют агаостицизмом. Обратимся к схеме (см. схему 24).

Кант разрабатывает основные ориентиры человеческого поведения категорический императив, моральный закон

Для Канта поведение человека должно основываться на трех требованиях:

  • 1. Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом.
  • 2. В поступках исходи из того, что человек - наивысшая ценность.
  • 3. Все поступки должны делаться на благо обществу.

Только общество, в котором поведение людей будет регулироваться добровольным исполнением моральных законов, и прежде всего категорического императива, может дать истинную свободу человеку. Кант, сформулировал моральный закон - нравственный императив: "Поступай так, чтобы твое поведение могло стать всеобщим правилом".

Этическое учение Канта имеет огромное теоретическое и практическое значение, оно ориентирует человека и общество на моральные ценности и недопустимость пренебрежения ими ради эгоистических интересов.

Наиболее выдающейся фигурой немецкой классической философии был Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) - один из самых выдающихся философов своего времени, представитель немецкого классического идеализма. Философская система Гегеля получила название объективного идеализма. Философия Гегеля считается вершиной западной философской мысли Нового времени. Гегель был представителем классического идеализма, согласно которому, физический мир есть проявлением духовной реальности Абсолютной идеи, или

Мирового Разума, а все существующее представляет ее саморазвитие. Основной гегелевской мыслью является положение: "Все действительное разумно, все разумное действительно". Вдумаемся в первую часть фразы: "Все действительное разумно". Речь идет о том, что окружающий нас мир (действительность) устроен необыкновенно разумно. Если все, что создано разумно, то тот кто это создавал, был Высшим Разумом. За Гегелем таким объективным началом была Абсолютная идея.

Абсолютная идея - это безличное пантеистическое начало, в котором сконцентрировано все, и поэтому оно является Бытием, пребывающим в различных формах или проходящим в своем саморазвитии три основных этапа. Первый из них - это существование Абсолютной идеи в собственном лоне, когда она является сама собой, находится в идеальной сфере. Эта сфера у Гегеля называется Логикой и подобна миру платоновских идей. На втором этапе Абсолютная идея покидает сферу Логики и переходит в другую форму, воплощаясь в физический, или материальный мир, мир природы. На третьем этапе саморазвития Абсолютная идея переходит из области физического, природного в сферу опять идеальную, или разумную, которая является человеческим сознанием. Формами ее бытия на этом этапе являются, субъективный дух (антропология, психология), объективный дух (право, нравственность, государство), абсолютный дух (искусство, религия, философия). В гегелевском учении о трех стадиях саморазвития Абсолютной идеи мы видим триаду (см. схему 25)

Основные философские произведения Гегеля: "Феноменология духа", "Наука логики", "Энциклопедия философских наук". Соответственно философская система состоит из трех частей: логика, философия природы и философия духа. Философия - это постижение мира в понятиях. Для того, чтобы возвысить философию до уровня науки,

Гегель строит систему понятий и старается вывести из одного понят последующие. Философия у Гегеля становится наукой понятий, логикой движения понятий, диалектической логикой.

Величайшая заслуга Гегеля - в разработке проблем диалектики Диалектика - философское учение о всеобщей взаимосвязи и вечном изменении и развитии всего существующего. Он вывел учение о диалектическом развитии как качественном изменении, переходе старого в новое, движении от высших форм к низшим. Он открыл взаимосвязь между всеми процессами в мире. Суть диалектического метода Гегеля выражена в схеме, которая называется триадой (поскольку в ней три основных элемента). Гегель сформулировал основные законы и категории диалектики.

Основные законы диалектики:

  • - закон единства и борьбы противоположностей;
  • - закон перехода количественных изменении в качественные;
  • - закон отрицания отрицания.

В сфере социально-философских концепций Гегель высказал ряд ценных идей: о смысле истории, о понимании исторической закономерности, о роли личности в истории. Наибольшее влияние Гегель оказал на области философии государства и философии истории.

Л.Фейербах (1804-1872) в ряду немецких философов является представителем материалистического направления. Философия Фейербаха являлась реакцией на идеализм Гегеля, этому посвящена робота "Критика философии Гегеля". В ней он подверг анализу и критике христианскую теологию. Здесь он обосновал принципы материалистического мировоззрения.

Идеализм, по его мнению, представляет собой рациональную религию. А длинная философия и религия по своему противоположны друг другу. Религия, как и ее основа, представляют собой невежество человека, его неспособность вдуматься в природу. Бог абстрактное, отвлеченное, нечувственное существо, он представляет собой сущность разума.

Развивая дальше свои идеи, Фейербах предлагает человеку освободиться от предрассудков, в том числе от религиозных, осознать себя частью творением природы. На место любви к богу он предлагает поставить любовь к человеку. На место веры в бога - веру в самого себя, в свою собственную силу, ибо единственным богом для человека является человек. Тем самым Фейербах превратил антропологию и физиологию в универсальную науку. Таким путем он сформулировал задач) создания философской антропологии, основа которой выражалась словами: природа и человек. Фейербах делает вывод: человек существует для того, чтобы познавать, любить и хотеть. Ничего подобного нет ни в природе, ни в животном мире. Разработал основные принципы гуманизма, исходя из представлений о том, что человек - совершенная часть природы.

Фейербах является родоначальником антропологического материализма. В то же время он оставался идеалистом в понимании общества.

Подвергнув критике идеализм, он выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. Он рассматривает материю как природное объективное начало мира, глубоко анализирует такие свойства материи, как движение, пространство и время. Фейербах разработал теорию познания, в которой выступает как сенсуалист, высоко оценивая роль чувств в познании. Он полагал, что человек познает мир через свои ощущения, которые рассматривал как проявление природы. Фейербах обосновал высокую роль чувств в познании. Фейербах отстаивал объективную ценность человека в системе мира, критикуя религиозные представления о человеке как творении Бога.

Основные понятия и термины

Антиномии противоречащие друг другу суждения.

Законы диалектики законы, являющиеся общими принципами развития природы, общества и мышления.

Императив - правило, которым руководствуются в поведении, правило побуждающее к поступку.

Философия Просвещения смогла найти практическую реализацию в идеалах и лозунгах Великой Французской Революции, состоявшейся в период с 1789 по 1794 год. Немецкая философия того периода вошла в историю как классическая. Проблемы немецкой классической философии, кратко изложенные ниже, не удовлетворялись учениями предшественников. Поэтому наработки немецких философов конца 18-го - начала 19-го столетий стали принципиально новой вехой в Просвещении. Темой данной статьи стала краткая характеристика немецкой классической философии. Давайте познакомимся с ней, рассмотрев творчество основных философов того времени. Итак, немецкая классическая философия кратко: самое главное читайте ниже.

Кант

Иммануил Кант стал первым философом, на мировоззрении которого базировалась классическая немецкая философия. Кратко рассмотрев его постулаты, мы сможем получить представление о начале данного исторического периода.

Наработки Канта делятся на такие периоды: докритический и критический. Наиболее весомой работой докритического периода стал трактат «Всеобщая естественная история и теория неба», который был опубликован в 1775 году. Именно Канту принадлежит мысль, которую позже оформят в виде «коллективной» теории Канта-Лапласа. Это мысль о происхождении Вселенной из газовой туманности под действием динамических сил. Вместе с ней Кант развил идею целостного устройства мироздания и наличия в нем законов, обуславливающих взаимосвязь небесных тел. Благодаря этому предположению философ предсказал наличие неоткрытых планет в Солнечной системе. Во времена, когда господствовал механицизм, Иммануил Кант был одним из первых, кто сформулировал эволюционную картину мира.

Докритический период стал своеобразным фундаментом критического. Уже в те годы Кант сформулировал бессмертные постулаты, которые войдут в классику всемирной философии и будут признаны им самим частью «Коперникианского переворота».

«Критика чистого разума»

Кант проиллюстрировал, что когда человек начинает рассуждать о всеобщем, выходящем за рамки его опыта, он неизбежно сталкивается с противоречиями. Антиномичность разума заключается в том, что противоположные утверждения могут быть или доказуемы или недоказуемы с равным успехом. На этом в начальном виде базировалась немецкая классическая философия. Кратко самое главное Кант в форме тезисов и антитезисов изложил в трактате «Критика чистого разума».

Философ решает антиномии разума путем поиска различия между миром явлений и миром вещей в себе. Каждый предмет, по его мнению, нужно рассматривать с двух сторон: как элемент мира явлений или причинно-следственных связей и как элемент вещей в себе или мира свободы.

«Вещь в себе», или абсолют, - так Кант называет спонтанную силу, которая действует в человеке, но не является прямым объектом познания. Человек познает явления, а не вещи в себе. Именно за это суждение философа обвинили в агностицизме - отрицании познаваемости мира.

«Что я могу знать?»

В работе «Критика чистого разума» философ задался вопросом «Что я могу знать?» и постарался обосновать условия и возможности познания с помощью средств разума. Прежде чем что-то познать, нужно определиться с условиями познания. Условиями философ называет априорные формы познания, то есть те, которые не зависят от опыта. «Понятность» мира достигается соответствием мыслительных структур связям мира.

Знание - это синтез рассудка с чувственностью. Чувственность - способность человеческой души к созерцанию предметов. А рассудок - способность к осмыслению этого созерцания. Рассудок не способен созерцать, в то время как чувства не могут мыслить. Знание не бывает хаотичным. Оно всегда строится на основе априорных проявлений чувственности и рассудка.

Таким образом, познавая мир, человек собирает его из хаоса впечатлений, которые он подводит под общие понятия. Теория познания Канта изучает отдельно чувства, рассудок и разум. Изучение границ познания не шло вразрез с наукой, а лишь отрицало ее безграничные возможности и способность объяснить любое явление. Чтобы "освободить место для веры" Канту пришлось "ограничить знания". Критический взгляд иллюстрировал ограниченность научно достоверных знаний.

«Критика практического разума»

Данный трактат отвечал на второй вопрос философа: «Что я должен делать?» Кант начинает проводить грань между теоретическим и практическим проявлениями разума. Теоретический (чистый) разум нацелен на «определение» предмета мысли, а практический - на его «осуществление». Мораль, по мнению Канта, является сферой деятельности именно практического разума.

В истории человечества можно наблюдать большое многообразие поведенческих норм, которые могут быть совершенно не похожими друг на друга. Более того, один и тот же поступок может в одном обществе быть нормой, а в другом - грубым нарушением морали. Поэтому Кант решил обосновать мораль с помощью философских средств.

Мораль не является частью мира явлений, она имеет независимый от знаний и развития характер, а также делает человека человеком. Нравственность, с точки зрения философа, это единственное оправдание разумного мироустройства. Мир разумен, пока в нем действует нравственная очевидность, которой, к примеру, наделена совесть. Она приводит к определенным решениям, которые не требуют объяснения. Практический разум, в отличие от теоретического, направлен на то, что должно быть.

По мнению Канта, между социально одобряемыми нормами и нормами нравственности есть отличия. Первые имеют исторический характер и редко обеспечивают соблюдение нравственности. На выявление исторических и вневременных спектров морали и было направлено учение Канта, которое он пытался адресовать всему человечеству. Так зародилась классическая немецкая философия. Кратко рассмотреть учение Канта сложно, ведь оно было одним из самых емких среди наработок немецких классиков.

Кант стал первым «классиком» и установил вектор развития для своих последователей. Поэтому часто можно услышать фразу "немецкая классическая философия и Кант". Кратко рассмотрев наработки этого философа, переходим к его последователю - Иоганну Фихте.

Фихте

Многие выделяют только трех философов, на плечи которых легло формирование такого понятия, как немецкая классическая философия: Кант, Гегель (кратко будет рассмотрен ниже) и Фейербах (стал последним из немецких классиков). Однако заслуги Фихте и Шеллинга были не менее значимыми.

Для Фихте философия была, прежде всего, практической. Поддерживая учение Канта во многих аспектах, он находил в нем и слабые стороны. Главная из них - недостаточное обоснование синтеза между теоретической и практической частями философии. Именно этот синтез и стал главной задачей Фихте на его философском пути.

Первым трудом философа стал трактат «Назначение человека», который увидел свет в 1800 году. Основным принципом, позволяющим объединить теорию с практикой, философ считал принцип свободы. Примечательно, что ученый в своей работе делает вывод о том, что человеческая свобода несовместима с признанием объективной реальности.

В результате в своей философии Фихте отказывается от кантовского «вещь в себе» и интерпретирует это понятие с субъективно-идеалистической точки зрения.

Фихте четко разделяет идеализм и материализм исходя из решаемых ими проблем бытия и мышления. Материализм является результатом первичности бытия относительно мышления. В то же время идеализм исходит из производности бытия от мышления. Таким образом, материализм присущ людям с пассивной позицией, а идеализм - наоборот.

Главной заслугой Фихте является учение о диалектическом (антитетическом) способе мышления. Антитетическое мышление представляет собой процесс познавания и созидания, которому свойственен триадический ритм отрицания, полагания и синтезирования.

Шеллинг

Философия Фридриха Шеллинга является неким связующим звеном между мировоззрением Канта, наработками Фихте и становлением гегелевской философии. Более того, Шеллинг внес значительный вклад в становление Гегеля, с которым они на протяжении долгих лет находились в дружеских отношениях. Поэтому, рассматривая такой вопрос, как классическая немецкая философия, кратко стоит упомянуть о наработках Шеллинга.

Во главе его философских размышлений стоит построение единой системы знания на основе познания истины в различных областях. Это отображается в его «натурфилософии», которая была первым обобщением научных открытий под призмой философского принципа.

В основу данной системы легло представление об «идеальной сущности природы». Натурфилософская система Шеллинга пронизана диалектикой как связующим звеном в объяснении мирового единства. Философ открыл такое понятие, как полярность. Оно было построено на представлении о том, что сущность какой-либо деятельности можно охарактеризовать единством противоборствующих сил. В результате философ смог трактовать с точки зрения диалектики такие сложные процессы, как жизнь, организм и прочее.

«Система трансцендентального идеализма»

Главная работа Шеллинга вышла в 1800 году и получила название «Система трансцендентального идеализма». В рамках классической традиции он разделяет практическую и теоретическую философию. Теоретическая часть обосновывает высший принцип знания. При этом история философии является противоборством объективного и субъективного. В этой связи Шеллинг выделяет три философские эпохи:

  1. От ощущения до творческого созерцания.
  2. От созидающего созерцания до рефлексии.
  3. От рефлексии до абсолютного акта воли.

Объектом исследования практической философии является проблема человеческой свободы. В истории человечества свобода реализуется путем создания правового государства. В истории действуют живые люди, а значит, сочетание свободы и необходимости обретает особое значение. Когда необходимость начинает познаваться, она становится свободой, считает Шеллинг. Рассматривая вопросы о характере законов, философ приходит к такому понятию, как «слепая необходимость».

Несмотря на то что Шеллинг, как и Фихте, далеко не всегда упоминается, когда речь идет о немецких классиках, его вклад в философию был очень даже весомым. Наряду с более значимыми философами Шеллинг и Фихте обрисовали некоторые черты немецкой классической философии. Кратко рассмотрев их наработки, переходим к более выдающимся философам. Следующим классиком после Шеллинга стал Гегель. Ему, в конечном итоге, будет многим обязана немецкая классическая философия.

Гегель

Кратко говоря о наработках Вильгельма Фридриха Гегеля, стоит отметить, что он из принципа развития дал весьма впечатляющую модель бытия. Именно он сконструировал диалектику как систему взаимосвязей и категорий с точки зрения абсолютной идеи. Однако описание абсолютной идеи не было для Гегеля самоцелью философской работы. Изучая соотношение идеи и реальности, философ определяет проблему перехода от идеального к реальному или от абсолютной идеи к природе. По мнению философа, абсолютная идея должна выйти за пределы самой себя и войти в другие сферы, одной из которых является природа.

Таким образом, формируется идеалистическая мысль о том, что природа объясняется идеей лежащей в ее основе. Анализ проблем с точки зрения диалектики является одной из самых эффективных форм размышления о мире. Он позволяет рассматривать мир как целостную систему, действующую по определенным законам.

Диалектика, с точки зрения гегелевского мировоззрения, является особой моделью философского подхода. В данном случае под ней подразумевается теория развития, в основу которой легло становление и решение противоречий. По словам Гегеля, противоречие является корнем всякого движения.

Любое явление или предмет представляет собой единство сторон, которые со временем приходят в противоречия. Развитие, таким образом, осуществляется через отрицание качеств с сохранением некоторых их свойств, генерирующих новые, более привлекательные качества.

Зависимости, которые определил Гегель, характеризуют процесс с разных сторон. Категории, отображающие эти зависимости, служат своеобразным понятийным каркасом, позволяющим нам описывать мир без абсолютизации каких-либо явлений или процессов. В конечном итоге Гегель создает уникальную философскую систему духовной человеческой культуры, рассматривая ее этапы как становление духа. Это своеобразная лестница, по которой идет человечество и каждый его отдельный представитель. На ее вершине достигается полное торжество мышления и бытия, за которым следует логика, т.е. чистое мышление.

Гегель также сделал огромный вклад в социальную философию. Ему принадлежат учения о гражданском обществе, частной собственности и правах человека. В своих работах философ показал универсальное значение труда и диалектику человека в обществе. Много внимания Гегель также уделял природе стоимости, ценам, деньгам и товарному фетишизму. Вот такой разносторонней была немецкая классическая философия. Гегель кратко, но очень емко затронул в своих работах разные аспекты человеческого существования.

Фейербах

Несмотря на то что немецкая философия наиболее полно отобразилась в идеалистических системах, в ее недрах возникла сильнейшая материалистическая концепция Фейербаха.

Свою философию Людвиг Фейербах базирует на противопоставлении философии и религии. В материалистическом духе он пытается переосмыслить сущность христианства. Он трактует христианского Бога как образ, отражающий человеческую сущность в сознании людей, а не как некое существо или божественную сущность.

По словам Фейербаха, источник религии лежит в страхе и беспомощности человека перед природой, который порождает создание фантастических образов. Из-за того, что Бог в сознании людей превращается в творца, от которого зависит их жизнь, религия парализует в человеке стремление к лучшему. Она заменяет его на покорное ожидание сверхъестественного воздаяния.

Критикуя религию, философ приходит к критике идеалистического мировоззрения во всех его проявлениях. Таким образом, с его помощью новый облик обретает немецкая классическая философия. Фейербах, кратко говоря, в своих наработках исходит из того, что мышление по отношению к бытию вторично. В его системе вопрос о бытие имеет для человека практическое значение. Философия должна осмысливать жизненно важное бытие, а не противоречить действительному бытию. Философскую оппозицию Гегелю Фейербах также реализует в своей теории познания, в которой он заменяет мышление на чувственность.

Всегда существовало две точки зрения касательно преобразования общественной жизни. Приверженцы первой из них утверждали, что необходим нравственный рост каждого индивида и исправление нашей сущности. Противоположная сторона предлагала радикальные изменения условий жизни, считая именно их причиной всех несчастий. Фейербах больше склонялся ко второй точке зрения. Конец классической немецкой философии, кратко рассмотренной выше, стал началом марксизма, появившегося в середине XIX века. В его основу легли некоторые идеи Фейербаха.

Историческое значение

Общая характеристика немецкой классической философии, кратко представленная наработками пяти ее корифеев, показала, что данный исторический период изменил стиль мышления не только в европейской, но и в мировой культуре. Философские приобретения того времени оказались очень весомыми.

Особенности немецкой классической философии, кратко изложенные выше, наглядно иллюстрируют широту и универсальность мышления, которые и стали главной новизной данного периода. Идеи о развитии через разрешение противоречий, познавательной активности субъекта, а также всеобъемлющей природе духа и сознания, вызвали большой резонанс в обществе. Философские понятия и категории были разработаны немецкими классиками на высочайшем уровне.

Особенности немецкой классической философии кратко можно выразить словосочетанием «историческое мышление», которое стало главной заслугой пятерки немецких классиков.

Заключение

Сегодня предметом нашего разговора стала классическая немецкая философия. Кратко рассмотрев наработки ее основных представителей, можно сделать вывод об уникальности и важности данного исторического периода. Безусловно, он стал одной из основ мировоззрения современного человека. Во многих источниках лишь с тремя именами ассоциируется немецкая классическая философия: Кант, Гегель, Фейербах. Кратко рассмотрев данный период, стоит отметить, что Фихте и Шеллинг также сыграли в нем немаловажную роль.


Close