Конспект занятия по исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

« Облака » по методике А.И. Савенкова

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.

Задачи:

Продолжать развивать навыки исследовательской деятельности по этапам.

Упражнять в использовании разнообразных методов исследования («подумать самостоятельно», «спросить у взрослого», «посмотреть в книгах», «посмотреть в компьютере», «провести эксперимент», «понаблюдать»).

Упражнять в умении выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстниками и в составлении повествовательного монолога с элементами описания.

Проверять правильность выдвинутых гипотез, упражнять в умении делать самостоятельные умозаключения.

Материал и оборудование:

Картинка с темой исследования - облако; карточки с символическим изображением “методов исследования”

-подумать самостоятельно,

- посмотреть в книге,

- понаблюдать,

- задать вопрос взрослому,

- посмотреть в интернете,

- провести эксперимент.

Банка с горячей водой, зеркало, кубики льда; тарелочки одноразовые, губка, стакан с водой на каждого ребенка, фото облаков (кучевые, перистые, слоистые, дождевые), аудиозапись песни «Облака-белогривые лошадки» (из мультфильма «Трям! Здравствуйте!»), ноутбук, детские энциклопедии, презентация «Виды облаков»

Ход «тренировочного занятия»:

I. Мотивация

Выбор темы

Педагог: Ребята, а хотите мы будем учиться проводить исследования — так же, как это делают взрослые ученые? Сможете? С чего мы с вами начнем?

(выбрать тему исследования). Тему нашего исследования вы узнаете из песенки.

Из какого мультфильма песня? О чем она?

(Карточка с изображением облака вывешивается на доску)

II. Постановка практической задачи

Выдвижение гипотезы

Педагог: Ребята, вы, наверное, много знаете об облаках? Давайте вспомним, где можно увидеть облака? Откуда они появляются? Какие бывают облака?

( Белые, серые, темные, перистые, кучевые, дождливые тучи). Они меняются в зависимости от времени года и погоды. Летом облака легкие, как одуванчик и вата . Осенью облака скучные, дождливые, серые, а какие облака зимой? (Снежные тучи.)

Почему облака плывут по небу? Можно ли по облакам определить, какая будет погода? Почему зимой идет снег, а не дождь? (Ответы детей)

Педагог: Вы даете разные ответы на мой вопрос - это ваши предположения. Ученые называют эти предположения - гипотезами, которые необходимо проверить.

Гипотезы:

Возможно, облака можно увидеть на небе.

Предположим, что облака состоят из воды.

А может быть облака есть на земле?

Допустим, что облака плывут, потому что их гонит ветер.

В ходе исследования мы вместе можем выяснить много нового и интересного, чего мы еще не знали!

III. Определение средств осуществления деятельности

Выбор методов исследования

Педагог: Вспомните и назовите методы, с помощью которых можно проверить ваши гипотезы. Расположите первый метод, а затем последующие. («подумать самому», «спросить у другого человека», «понаблюдать», «посмотреть в книге», «провести эксперимент», «понаблюдать» - это все методы исследования)

(В ходе коллективного обсуждения, дети называют и выбирают методы исследования. Карточки с символическим изображением выбранных методов исследования выкладываются на доску одним ребёнком, а остальные их называют)

IV. Планирование деятельности

Составление плана исследования.

Педагог: Ребята, посмотрите на доску. Мы с вами определили, в каком порядке будем использовать методы исследования, и у нас получился план нашей исследовательской деятельности, по которому мы и будем работать.

V. Осуществление деятельности

Сбор материала.

Педагог: мы сейчас с вами будем по нашему плану собирать информацию об облаках. А что мы делаем при сборе информации, чтобы ее не забыть? (Ответы детей)

Педагог: Мы можем на листочках бумаги делать заметки - рисунки, значки, символы.

1.Первый метод исследования «Подумать самостоятельно»

Педагог: Ребята, подумайте и вспомните, что вы знаете об облаках.

(Каждому ребенку дается возможность высказаться о том, что он знает об облаках - свой ответ фиксируют на листочке)

2.Второй метод исследования «Посмотреть в книгах»

Педагог: Теперь следующий метод - «Посмотреть в книгах» (Ответы детей)

Педагог: Да, скорее всего нам необходимы энциклопедии. Как мы будем искать информацию? (ответы детей)

Педагог: Можно внимательно пролистать книги и найти страницы с картинками, на которых изображены облака. Затем попросить взрослого прочитать.

(Круговорот воды в природе)

Дети работают с энциклопедиями, педагог зачитывает детям, по их просьбе, информацию найденную в книгах об облаках. Далее дети делятся информацией, фиксируют на листе бумаги.

3.Третий метод исследования «Спросить у другого человека»

Педагог: Следующий метод нашего исследования - «Спросить у другого человека». Ребята, у кого мы можем спросить? Какой вопрос мы зададим? Вспомните какие гипотезы мы выдвигали, нам нужно их проверить!

(Ответы детей)

Педагог: Спросим, почему облака не стоят на месте?

Взрослые: форму облаков меняет ветер, он движет их, растворяет в небе.

Легкий пар поднимается высоко в небо и собирается в маленькие легкие облачки. Они плывут по небу, меняя свою форму и собираются в большие крупные облака, а водяной пар превращают в дождевые капли. Пока облако растет, ветер уносит его далеко - далеко от того места, где оно родилось.

«Облака, облака -

Кучерявые бока.

Облака кудрявые,

Целые, дырявые,

Лёгкие, воздушные -

Ветерку послушные.»

С. Михалков

Облака, беззаботно плывущие по небу, кажутся легкими и воздушными как перышко. Интересно ли вам, сколько может весить одно облачко, кажущееся совершенно невесомым? Представьте себе, целых 20 000 тонн, если вы, конечно, можете представить себе такой вес! Если бы такое облако упало на город, то на его месте образовалась бы огромная воронка. Но облака не падают по причине того, что кристаллики льда и капельки воды, из которых оно состоит, настолько малы, что восходящие потоки воздуха легко удерживают их в подвешенном состоянии.

(Получив информацию, дети фиксируют ее на листе бумаги).

4.Четвертый метод исследования «Посмотреть в Интернете»

Педагог: Какой метод следующий мы определили в плане?

(ответы детей)

Педагог: Что напишем в поиске, чтобы Интернет нам выдал правильную информацию?

(ответы детей)

Педагог: Какие бывают облака?

Педагог набирает вопрос в поиск, читает полученную информацию для детей.

Дети фиксирует ее на листе бумаги и помещают рядом с методом исследования.
Дети узнают, что облака бывают разных видов, расположены на разной высоте. По облакам можно определять погоду (т.е. помимо подтверждения своей гипотезы, дети открывают новые знания).

5.Пятый метод исследования «Наблюдение»

Вы хотите увидеть, как рождается облако?

Присаживайтесь на стульчики.

Банка стоит на столе у педагога, на подносе с полотенцем.

Смотрите очень внимательно на банку!

Я наливаю в трехлитровую банку горячей воды (примерно, 2,5см). Ставлю сверху на банку металлическую тарелку со льдом. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, там охлаждается. Содержащийся в нем водяной пар поднимается, вверх образуя облако.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха.

Кто из вас расскажет, как образуются облака на небе?(вывод)

Капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака.

Физкультминутка .

А теперь всем детям встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Отдохнули все немножко

И отправимся в дорожку.

Предлагаю пройти в научную лабораторию и самим попробовать сделать дождик.

6.Шестой метод исследования «Эксперимент»

Педагог предлагает детям «создать» дождь. На столах у ребят лежат подносы с фигурными белыми, чуть влажными губками. Дети высказывают свои предположения о том, на что похожи эти губки (на подушку, на конфетку, на облако).

Воспитатель предлагает представить, что губка — это пушистое и легкое облако. Сверху она сухая, а внутри влажная. Нужно сжать ее. Что произошло? Почему из «облака» не идет дождь? (Капелек воды пока еще мало.) Добавляем в наше «облако» немного воды из стаканчика. Что теперь случится с нашими «облаками», если их сжать? (Дети высказывают свои гипотезы и проводят опыт.) Теперь из губки-облака идет дождь. Какой он? Тихий, моросящий, как осенью. А теперь выльем всю оставшуюся воду на губку и сожмем ее. Что получилось? Какой дождь идет теперь? (Сильный — весенний или летний.) Вот и в природе в разное время года дождь бывает разным: сильным или слабым, тихим или шумным.

Почему идет дождь?(вывод): Из множества облаков появляется большая туча, капельки становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Почему идет снег? (вывод): Зимой капельки воды замерзают и превращаются в маленькие льдинки. Льдинки слипаются между собой, и получаются снежинки.

VI. Результат

Обобщение полученных данных.

Педагог: Что мы узнали про облака? Подтвердились ли наши гипотезы? Что мы узнали нового, чего не знали раньше?

(Ответы детей)

Доклады

Педагог: Теперь я предлагаю вам рассказать о нашем проведенном исследовании. Опорой для составления рассказа служат пиктограммы, составленные детьми. (Дети по желанию рассказывают)

Облака - это вода, которая испаряется из морей и океанов, рек и озер, прудов и ручейков. Легкий пар поднимается высоко в небо и собирается в маленькие легкие облака. Они плывут по небу и собираются в большие крупные облака, а водяной пар превращают в дождевые капли. Туман- это тоже облака, только находятся низко над землей. По облакам можно определять погоду.

Они бывают разных видов и разных форм. Зимой капли воды охлаждаются и превращаются в снежинки.

VII .Рефлексия

Что для вас было самым интересным?

Что на занятии было для вас лёгким?

Что было для вас трудным?

Где вам это может пригодиться?

Что понравилось, запомнилось больше всего?

Кто из ребят активнее всех бал на занятии.

Кто лучше всех отвечал.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование)

в старшей группе

«лаборатория воды»

Интеграция образовательных областей «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) и «Коммуникация».

Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.

Основные задачи :

    Образовательные задачи:

    Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды;

    Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – вводить в словарь детей существительные: лаборатория, опыты, оборудование.

    помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, впитывается, растворяет;

    развитие связанной речи вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;

2.Развивающие задачи:

    Способствовать развитию любознательности;

    Развивать внимание детей;

    Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.

3.Воспитательные задачи:

    Продолжать воспитывать культуру поведения;

    Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;

    Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.

Оборудование и материалы:

Карточки-капельки с загадками, схемы: «Свойств воды», иллюстрации по теме «Вода» Раздаточный материал на каждого ребёнка: лоток для раздаточного материала, одноразовые, прозрачные стаканчики с водой, салфетки, апельсиновый сок, молоко, соломинки для коктейля, ведерко.

Место проведения - групповое помещение.

Предварительная работа: Занятия по блоку «Вода», Беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой. Чтение сказки «О рыбаке и золотой рыбке». Просмотр мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена чистят речку»

Методические приемы:

Совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность);

Сюрпризный момент,

Первая часть: (информационно-познавательная)

Доброе утро! Я вам говорю

Доброе утро! Я вас всех люблю!

Желаю Вам хорошо заниматься!

Слушать внимательно, ума набираться.

Приветствие гостей.

Предлагаю собраться на ковре образуя круг, взявшись за руки. В центре круга глобус накрыт большой салфеткой.

Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей.

Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей)

Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.

Где работают ученые? (в научной лаборатории)

Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

(быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)

Но, чтобы попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему наших исследований. И первая подсказка стоит перед вами, отгадайте что это?

Загадка:

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (глобус)

А что такое глобус?

(Глобус – это модель Земли).

Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый) .

А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? (леса, горы, пустыни, моря и реки)

А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?

(Значит, что воды больше)

Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем, воды и мы с вами в этом убедились.

В каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут нам ответить загадки.

В: Я читаю загадку, а вы показываете иллюстрацию с отгадкой (картинки – отгадки вывешиваются на мольберт).

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь это-… (дождь)

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые… (снежинки)

Сверху одеяло

На землю упало,

Самой лучшей ваты

Мягче и белей.

Травкам и козявкам,

Всем зверушкам малым

Спать под одеялом

До весенних дней. (снег)

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет-

Гвоздь упадет. (сосулька)

Не колючий, светло-синий,

По кустам развешан… (иней)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошел искать их днем

Ищем, ищем – не найдем. (роса)

Пушистая вата – плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака)

По небесам оравою,

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше,

От дырявой… (тучи)

Прозрачен, как стекло

А не вставишь в окно. (лед)

Что объединяет все наши отгадки? (Это вода.)

Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких? (ответы)

Правильно, она может быть жидкой, твердой и газообразной.

Сейчас мы продолжим с вами разговор о воде.

Вода – чудо природы. Благодаря ее волшебным свойствам ни одно существо не обходится без воды.

Без пищи мы можем прожить 3-4недели.

Без воды человек может прожить не больше 3-4 суток.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте )

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками )

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте )

И отправились домой.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять свои рабочие места.

(Дети рассаживаются по два человека за один стол.)

- Приступим к нашему исследованию.

Опыт №1. «Вода - жидкость».

Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет, льется и растекается. Почему вода растеклась по нашему блюдечку. (ответы детей).

Совершенно верно. Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.

Вывод: вода – жидкость.

Опыт№ 2. «Вода бесцветная»

А сейчас возьмите стаканчики с водой с молоком.

Какого цвета молоко? (белого). А можно ли сказать про воду, что она белого цвета? (ответы детей)

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.

Ребята, поставьте стакан с водой на картинку, видно её? Теперь поставьте стакан с молоком. Что вы обнаружили?

Вывод: вода – прозрачная жидкость.

Опыт № 3. «Вода не имеет запаха».

Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет.

(У воды нет запаха).

Понюхайте стакан с соком (апельсиновый).

Ребята, вода не имеет запаха, если она чистая. А вода из водопроводного крана может иметь запах, т.к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт № 4. «Вода не имеет вкуса».

Ребята, попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус? (Нет).

А теперь попробуйте сок. Есть ли у него, вкус? (Да).

Вывод: Вода не имеет вкуса.

Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Физ. минутка. Пластический этюд “Ходят капельки по кругу”

В: Я буду мама Тучка, а вы мои дети - капельки. Вам пора отправляться в путь.

(звучит «Солнечная капель» муз. С. Соснина).

Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.

Отдохнули, ребята?

Опыт 5. Способность воды отражать предметы.

Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)

Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)

А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)

Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)

Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Итог занятия

В: Чтовы узнали о воде? Какими свойствами обладает вода. Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с водой. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на наших следующих занятиях

Спасибо вам ребята.

Самоанализ познавательной исследовательской деятельности.

1.Задачи и цели выполнены.

2. Чувствовался эмоциональный положительный настрой детей.

3. Дети с повышенным интересом участвовали в эксперименте с водой.

4. Активно отвечали на вопросы.

1.Больше обращать внимание на детей (Ваню С., Дашу, Софию.С), которые менее активны на занятии.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Задачи:
«Познание»
1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
2. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
3. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
4. Развивать органы зрения, слуха, обоняния.
5. Развивать сообразительность, внимание, любознательность.
«Коммуникация»
1. Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми.
2. Активизировать речевую деятельность.
3. Закреплять и расширять словарный запас детей: невидимый, прозрачный, загрязненный, парашутисты.
4. Воспитывать культуру общения.
«Социализация»
1. Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.
2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
«Безопасность»
1. Закрепить правила безопасного поведения во время проведения эксперимента с воздухом.
«Чтение художественной литературы»
1. Развивать интерес к познавательной и художественной литературе.
«Музыка»
1. Обогащать детей музыкальными впечатлениями: звуки природы (шум ветра)
Методы и приемы:
1. Словесные: вопросы, художественное слово.
2. Наглядные: иллюстрации.
3. Практические: физминутка, исследование предметов, Д/и «Кому нужен воздух»
Предварительная работа:
Наблюдение за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни человека, животных и растений, наблюдение за ветром; изготовление корабликов, вееров, вертушкою.
Оборудование: кусок ткани, картинка с изображением неба и самолета, полиэтиленовые пакеты, зубные палочки, картон, стаканчики с мыльной водой, мыльные пузыри, мяч, карточки с изображением живой и неживой природы, картина с загрязнением окружающей среды, картинки символы (человечек, дерево, перечеркнутое цветное пятнышко)

Ход занятия.

В.: Все в сборе взрослые и дети мы можем начинать, но сначала нужно нам здравствуйте сказать. Давайте поздороваемся с нашими гостями. А теперь все внимание на меня. Меня зовут Юлия Леонидовна.

Орг. игра с воздухом «Парашют»
- Ребята, у меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она легкая, воздушная, воздуху послушная. Вы знаете, кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Попробуем сделать парашют, встанем все в круг и возьмемся за края.
Дружно мы все встали в круг,
Будем делать – парашют.
Друг за другом мы идем,
Парашют в руках несем.
Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут.
- Ребятки, что нам помогло надуть наш парашют? (воздух)
- Смотрите, как парашют наполняется воздухом. Это и помогает парашютисту приземляться медленно и плавно и не ударяться о землю.
Ребята, у нас есть огромный океан. Он без берегов и воды, и каждый день по нему проплывает серебристые рыбки (а это самолеты) Догадались?

Да, это воздушный океан. Мы каждый день, час, минуту, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на земле.

Я хочу вам предложить поговорить сегодня о воздухе.

Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. За-жмите нос и рот. (Мы себя чувствуем плохо) Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать) Ребятки, а мы его видим? (Он невидимка, волшебник) Почему мы называем его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно)
- Вы когда-нибудь видели воздух? (нет).
- Как можно проверить, если он в нашей группе? (предположения)
Опыт с пакетом.
- А я предлагаю поймать с помощью пакетов (раздаёт детям пакеты, дети одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками).
- Что произошло с пакетами? (они надулись, похожи на подушку)
- Что в них находится? (воздух)
- Ребятки, вы знаете, в каких предметах также заперт воздух? (мяч, колесо, надувной круг, матрац, нарукавники, шарик, надувная игрушка)
- А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идет воздух) - Вот мы и открыли секрет воздуха: (воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать) Наши открытия мы будем записывать с помощью символов.
- Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой. («зачеркнутое цветное пятно»)

А мы можем узнать, есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать)
Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод)
Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер) Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Ребятки, в какую погоду мы на улице можем ощутить движение воздуха (в ветреную)
Ветер – это и есть движение воздуха.
- Запишем с помощью вот такой карточки. («качающееся на ветру дерево»)
- А теперь обратим внимание на этот предмет. Что это? (мячик)

«Кинешь в речку, не тонет
О стенку не стонет
Будем оземь кидать
Будет кверху летать»

Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие. Почему же он такой, что у него внутри? (Воздух)

Вот видите, ребятки, с воздухом можно и поиграть. И играть можно по-разному. Кто из вас пускал мыльные пузыри. Кто кораблик гнал – дул по воде, чтобы он плыл дальше?

Ребятки, как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей)
Опыт «Воздух в человеке»
(дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки)
- Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки)
- Почему появились пузырьки? (выходит воздух)
- Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали еще один секрет воздуха. В человеке есть воздух. («изображение человека»)

А теперь немного отдохнем, поиграем с ветерком.
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо
(взмахи руками)
Закачалось деревцо
(качаемся)
Ветерок все тише, тише,
(приседаем)
Деревцо все выше, выше
(поднимаемся на носочки).
Д/и «Кому нужен воздух»
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, кому еще нужен воздух?
(Большая карточка с изображением воздуха, маленькие карточки с изображением живой и неживой природы. Дети выкладывают по кругу маленькие карточки и называют кому нужен воздух).
- Кому необходим воздух? Как это можно назвать одним словом? (живой природе или всему живому) Для чего необходим воздух? (дышать, расти, жить). Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха, он нужен всему живому. Добавим к нашим записям еще одну: «Воздух нужен всему живому».

Посмотрите ребятки, я принесла вам сегодня картинку.
- Посмотрите, что происходит с воздухом? (воздух загрязняют заводы и фабрики, машины загрязняют воздух выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки).
- Мы можем, позаботимся о чистоте воздуха? (не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах, летом поливают дороги, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют кислород, чистый воздух).
- Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.
Обобщение знаний о воздухе по карточкам – символам:
- На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе.
Итог НОД:
- Уважаемые ребятки, вы все прекрасно потрудились и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила для вас подарки.
- Что это? (надувает пузырь)
- Что внутри них? (воздух)
- Одну баночку возьмем с собой на прогулку и понаблюдаем, как играет с ними ветерок,
не замерзнуть ли пузырьки на улице.
А с этими пузырьками можно поиграть сейчас:
Если дунуть посильней,
Будет много пузырей!
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что их не поймать.

Название: Конспект занятия в ДОУ по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Вулканы»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, Старшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ №1 «Олимпик»
Месторасположение: г. Ульяновск

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Вулканы».

Цель:

Познакомить детей с природным явлением – вулканом.

Задачи:

– познакомить детей со строением земной коры, образованием гор и природным явлением — извержение вулканов; сформировать представления о типах вулканов.

– развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме;

– формировать у детей умение делать умозаключения и поощрять их за самостоятельное формулирование выводов по итогам беседы, эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.

— воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность) ;

– закладывать основы экологической культуры личности (поведение в природной среде).

Материалы и оборудования:

Макет вулкана; картинки гор, вулканов; ноутбук (видеопризентация, аудиозапись); пемза, камни; посылка.

Для опыта: пластиковые тарелки, пластиковые бутылочки, стаканчики с водой, заранее изготовленные картонные конусы, любая красная пищевая краска, сода, моющее средство, фартуки, нарукавники, салфетки, пипетки, ложки (на каждого ребенка и воспитателю), лимонная кислота (воспитателю).

Предварительная работа: изучение камней, чтение деткой энциклопедии «Почемучек», изготовление детьми конуса из картона, изготовление макета вулкана, рассматривание картинок гор, повторение детьми техники безопасности при проведении опытов.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами. Давайте улыбнёмся друг другу и проведем упражнение:

Собрались все дети в круг

Ты – мой друг и я твой друг!

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Стук в дверь. На пороге стоит почтальон (переодетый взрослый) и держит посылку.

Почтальон : Здравствуйте, это группа № 12? Вам посылка от Старика Хоттабыча.

Воспитатель : Спасибо. (Почтальон уходит)

Воспитатель : Ребята, а давайте посмотрим, что в посылке. Ой, в посылке письмо и какой-то предмет. Начнем с письма, прочтем его.

«Дорогие ребята 12 группы! Это пишет Вам Старик Хоттабыч. Я много знаю и много видел, летал за моря и леса. Мне поведали, что в группе номер 12 «Футбик» очень умные ребята. Хочу в этом убедиться и поэтому высылаю вам очень интересное задание, с котором, я уверен, вы справитесь. В посылке находится предмет: ваша задача узнать, что это за предмет, где и как его добывают. Так же высылаю вам подсказку: картинку, у которой с обратной стороны загадка. Ответ присылайте письмом, обратный адрес указал. Желаю Вам удачи! Ваш Старик Хоттабыч»

Воспитатель : Да, озадачил нас Хоттабыч. Я думаю, мы справимся с заданием и докажем, что мы сообразительные и умненькие ребята. Правда?

Дети : Да

Воспитатель: Так вот и предмет, о котором говорит старик, похож на камень. Что-то он напоминает, но не могу вспомнить. Может, ребята, вы знаете? Может у кого-нибудь дома есть такой предмет? Для чего он нужен? (ответы, рассуждения детей).

Воспитатель : Да, ребята, совершенно верно, этот камень напоминает пемзу. Вот и картинка. Ребята, что на ней изображено?

Дети : Горы.

Воспитатель : Так, а вот и загадка с обратной стороны. Давайте, отгадаем ее:

Ото сна гора проснулась,
Забурлила, закипела.
И из шапки вверх взметнулось,
Много дыма, сажи, пепла.
Лаву льёт, как мёд, густую.
Как назвать гору такую?

(Вулкан )

Воспитатель : Ничего не понимаю, причем здесь вулкан, гора и как он связан с нашим камнем-пемзой? (рассуждения детей). Мне кажется, мы только еще больше запутались. Я предлагаю, отправиться в поход-путешествие и разузнать все. Вы со мной? (ответы детей)

Воспитатель : Ну что пошли! (Включается аудиозапись природы)

Физкультминутка:

Мы готовы для похода.

Поднимаем выше ноги.

По дороге мы идем.

Не спешим, не отстаем.

Руки за спину кладем

И по бревнышку идем.

Вот куда-то мы забрались

Где мы с вами оказались?

(Изображения гор на магнитной доске).

Воспитатель : Я предлагаю отдохнуть и устроить привал. Посмотрите, ребята, как вокруг красиво! Какие высокие, величественные горы. А что такое горы?

Дети : Горы — это высокие участки Земли.

Воспитатель : А из чего состоят горы?

Дети : Из камней.

Воспитатель : Вы уже знаете, что горы имеют свое строение. Как называется верх горы?

Дети : Вершина.

Воспитатель : Какие бывают вершины?

Дети : Острые, куполообразные.

Воспитатель : Молодцы! А еще у горы есть бок, который называется?

Дети : Склон.

Воспитатель : Еще что есть у горы?

Дети : Подножие основание.

Воспитатель : А что вы видите на вершинах гор?

Дети : Это снег!

Воспитатель : А почему на горах снег?

Дети : Потому что наверху очень холодно!

Воспитатель : Вы совершенно правы! Там, действительно, очень холодно. Какие горы бывают?

Дети : Горы высокие, низкие, средние, широкие, узкие. У одних верхушки острые, а у других как – будто срезанные, пологие, крутые, белоснежные.

Воспитатель : А кто-то знает, откуда горы взялись? Вспомните, как называется наружный слой земли.

Дети : Земная кора.

Воспитатель : Она никогда не бывает в покое: то вздрагивает, растрескивается, то опускается, то собирается складками. Это мы с вами попробуем показать. Для этого мы проведем практический эксперимент с ладошками.

Практический эксперимент:

Воспитатель : Представьте, что наши ладони, это каменные пласты, из которых состоит земля. Эти пласты постоянно двигаются, но очень медленно. Подвигаем ладонями, что происходит? А вот места, где большие плиты отходят друг с другом, что получилось – углубление, впадина, а вот одна плита находит на другую, на них ещё, ещё, что получилось? (Горы).

Вывод: горы образуются смещением плит.

На Земле, ребята, есть и необычные горы. Когда они спят, то почти ничем не отличаются от других гор. Но иногда эти горы «просыпаются».

Я черный страшный великан
Что делать мне — решаю сам
Могу я спать, могу рычать,
Огонь и пепел извергать,
А ну, попробуй угадать-
Как же меня звать?
(Вулкан)

Воспитатель : Я предлагаю продолжить наше путешествие, и отправится к вулкану, я думаю, там мы найдем ответ на наш вопрос.

Физкультминутка.

По дорожке мы шагаем

И ворон мы не считаем,

Смело, мы идём вперёд,

Где вулкан уже нас ждёт.

Когда в гости мы пришли

Можно крикнуть 1, 2, 3.

Воспитатель : Вот мы и пришли в гости к вулкану. Устроим ещё один привал. (Дети подходят к ноутбуку). Усаживайтесь так, чтобы не мешать друг другу.

Просмотр фильма.

Видеопризентация « Огнедышащие горы».

Воспитатель: В наше время, чтобы не случилось беды, ученые специально наблюдают за вулканами. Свои наблюдения они снимают на видео – камеру.

(Просмотр слайдов сопровождается пояснением педагога)

Воспитатель : Вулкан на вид — обычная гора, но внутри у нее есть очень горячая жидкость – магма, пока магма живет в домике, вулкан считается спящим. (Слайд 1)

А это также самая гора только с извергающейся из нее магмой, огнем, дымом – это действующий вулкан. (Слайд 2). Посмотрите, какой формы вулкан, на что похож?

Дети: На конус, пирамиду.

Воспитатель: А на что похоже верхняя часть?

Дети: На большую яму, воронку.

Воспитатель: Она называется кратер. (Слайд 3)

Воспитатель: Ребята, а почему такие горы называют вулканами (рассуждения детей). В древности люди не знали, что происходит на самом деле и придумали легенду:

«Жил на свете бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть «вулканами». «Вулкан работает» – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места».

Хотя извержение вулканов всегда вселяло ужас, люди жили рядом с ними. Причем не всегда догадывались об этом. Ведь такие горы могут спать очень долго. Так произошло с одним городом Помпея в Италии, который находился рядом с вулканом Везувий.

Про это событие написал картину художник К. Брюллов, она называется «Последний день Помпеи». (Слайд 4)

Воспитатель: (Слайд 5) Действующие вулканы окутываются дымом, звучат взрывы, а из кратера по склонам течет настоящий огненный поток – лава. (Слайд 6).

Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Она течет вниз по склону и вытекает очень- очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает все живое и неживое, превращая в пепел.(Слайд 7). Когда лава утечет далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни. (Слайд 8) А уже из этого камня на спец. фабриках изготавливают вот такие маленькие аккуратненькие предметы-пемзы. (Слайд 9). Ребята, откуда появилась пемза?

Дети : Из вулканической лавы.

Воспитатель : Благодаря вулканам образуются горные породы, из которых состоит земная кора. Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. (Слайд 10). Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения, очистители для воды. Из затвердевшей лавы строят дома. А еще вулканы доставляют нам из земных недр углерод, азот и другие газы, без которых жизнь на Земле невозможна.

Воспитатель : Теперь прошу подойти к макету вулкана и посмотреть еще раза на кратер, который расположен сверху, жерло — внутри, магму – снизу.

(Включается аудиозапись извержения вулкана)

Воспитатель : Пора нам уходить. А чтобы ближе и безопасно посмотреть, как оживает спящий вулкан и начинает извергаться, мы продолжим наше путешествие в уголок опытно-экспериментальной деятельности.

Воспитатель : Перед тем, как мы приступим к опыту, нам необходимо повторить правила безопасности.

Дети :

  1. Ничего не брать в рот
  2. Использовать в работе салфетки
  3. Работать в фартуке и нарукавниках
  4. Выполнять все строго по инструкции воспитателя

Воспитатель : Нам для опыта понадобиться пластиковая тарелочка (Земная поверхность), пластиковый бутылочка (жерло вулкана) и, заранее нами изготовленный на занятии, конус из картона (основание вулкана). Какой получился у нас вулкан?

Дети : Спящий.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас вы его разбудите. Смесь вы приготовите сами. (2 ст. ложки соды, красная гуашь, 5 капель моющего средства).

Дети проводят опыт по извержению вулкана.

Воспитатель добавляет лимонную кислоту в приготовленные смеси.

Воспитатель : посмотрите, наш вулкан оживает (аудиозапись извержения вулкана). Что произошло с нашим вулканом? Что вытекло из жерла вулкана?

Дети : извержение вулкана. Лава.

Воспитатель : Обратите внимание, «лава» спокойно изливается на поверхность, на воздухе она остывает и затвердевает. А как мы ранее обговаривали, кусочки застывшей лавы получаются камни с «пузырьками», из которых потом изготавливают пемзу. (одно из применений)

Воспитатель : Почему в пемзе дырочки? Что в них содержится? Как они образовываются? Что легче: пемза или камень?

Дети : Содержится воздух. Лава бурлила и кипела и так застыла.

Воспитатель : А чтобы вам доказать, что в пузырьках содержится воздух и пемза легче, чем обычный камень, я погружу пемзу и камень в таз с водой. Что произошло, ребята?

Дети : камень утонул, а пемза всплыла.

Воспитатель : Я думаю, мы получили ответы на поставленные Стариком Хоттабычем вопросы, пора отправляться домой. И чтобы нам вернуться с путешествия побыстрее, полетим мы на самолете. Приготовились к полету.

Физкультминутка

В полет отправляют самолет,

Правое крыло – вперед,

Левое крыло – вперед,

Полетел наш самолет!

Воспитатель : Вот мы и группе. Где моя ручка и конверт. Будем писать письмо, где обязательно напишем все, что узнали сегодня: что такое вулкан? (ответы детей), как называется яма расположенная вместо вершины горы? Как называется огненная река, которая вытекает из кратера вулкана, и расскажем, как получается пемза и для чего она нужна, обязательно укажем пользу этого природного явления.

Воспитатель пишет под диктовку письмо и предлагает нарисовать коллективный рисунок на тему: «Извержение вулкана» и отправить посылкой Хоттабычу.

Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Как отличить сахар от соли, не пробуя их на вкус».

Цель: знакомство детей с веществами (соль, сахар) и их свойствами.

Задачи:

1. Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства со свойствами сахара и соли (запах, вкус, цвет, форма кристаллов, растворимость) .

2. Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

3. Воспитывать усидчивость, бережное отношение к своему здоровью, интерес и способность работать в группах, коллективе.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Словарная работа: кристаллы, стебли, сахарный тростник, корнеплод (вершки, корешки, частицы.

Предварительная работа:

1. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.

2. Дидактическая игра «Свойства предметов», «Приключения маленьких человечков»

3. Проведение исследований, опытов.

Методы и приемы: Наглядные: презентация, схемы, словесные: вопросы, рассказ педагога, рассказ ребенка, положительная мотивация, художественное слово, практические действия: проведение опытов.

Оборудование: Черный картон, лупы, по 2 стаканчика с водой, мерные ложечки, трубочки – все по количеству детей. Емкости под сахар и соль. Соль, сахар.

1Ход образовательной деятельности:

Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

Ребята, какой сегодня чудесный день. Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы зашли в группу:

Кто пришел с хорошим настроением – улыбнитесь.

Если вам нравится общаться с ребятами – поднимите руки!

Кто не любит ссориться, хлопните в ладоши!

Если вы стараетесь уважительно относиться к людям, умеете выслушивать ответы – пожмите друг другу руки.

Вчера вечером мне на электронную почту пришло удивительное письмо, оно адресовано вам: ребятам старшей группы детского сада «Акварель». Сейчас я его прочитаю:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет Вам профессор Любознайкин. Мне стало известно, что в вашем детском саду умные и любознательные дети, которые любят совершать разные открытия. Поэтому я приглашаю вас принять участие в научной конференции. Нам, ученым, необходима ваша помощь! Помогите найти ответ на очень важный вопрос: «Как отличить сахар от соли, не пробуя вещество на вкус?». Результаты ваших наблюдений и исследований срочно присылайте нам в Научно-Исследовательский Институт. Профессор Любознайкин». Вот такое письмо, ребята. Готовы принять участие в конференции? По какому научному вопросу вам нужно провести исследование? (...)

Я приглашаю вас в лабораторию интересных исследований. А кто знает, что такое лаборатория? (дети отвечают)

Правильно, это там, где ученые высказывают свои предположения и проводят опыты. Но прежде, чем мы начнем исследования, назовите правила поведения в лаборатории.

Дети: Нельзя шуметь и мешать друг другу. Терпеливо выслушивать мнения других и т. д.

Все верно, и я хочу вручить вам шапочку магистра и дневник лаборанта, в который вы будете заносить результаты опытов и записывать выводы. Проходите в нашу научную лабораторию. (проходим из группы в класс).

Начнем наше исследование с наблюдения. Вы конечно же увидели, что у каждого из вас на столе лежит Кольцо наблюдений, лупа, черная бархатная бумага и два стаканчика/блюдца, в одном из которых находится соль, а в другом - сахар.

Первый помощник нашей умной умной головы - это рука. Что мы сейчас будем делать? (Потрогаем вещество и скажем, какое оно на ощупь).

Что почувствовали ваши руки, какое на ощупь 1-е вещество, 2-е? (твердые, немного колючие/гладкие)

Откройте журнал лаборанта, запишите схематично какой вывод вы сделали.

Глаза:

Соль и сахар - очень маленькие частицы, нам очень трудно их рассмотреть. Что нам поможет? (Лупа, потому что она увеличивает предметы в несколько раз)

Чем отличаются вещества по внешнему виду? Что мы можем сказать о цвете этих веществ? Форме? Размере?

(По цвету: 1-е вещество белое, 2-е с желтым, кремовым оттенком

по форме:

Мы с вами можем сделать вывод, что сахар и соль разные по форме.

Нос:

Дети, как вы думаете, имеют ли сахар и соль запах? Попробуйте осторожно их понюхать. Почему осторожно? Правильно, ведь это сыпучие вещества и, определяя запах, их нельзя подносить близко к носу. Что вы можете сказать о запахе? Одинаково ли они пахнут?

Чем пахнет вещество желтоватого цвета (сахар? Карамелью, ванилью)

Чем пахнет белое вещество (соль? Ничем.

Мы можем сказать, что эти вещества разные по запаху. Одно вещество пахнет карамелью и ванилью, а другое не имеет запаха.

Вывод: сахар и соль разные по запаху.

Ухо:

Попробуйте потереть вещества между пальчиков, какой звук слышите?

Вывод: оба вещества издают хрустящий, шуршащий звук.

Однажды, Тимур спросил у меня: из чего делают сахар? А вам, ребята, интересно узнать историю о том, как научились изготавливать сахар, откуда он появился?

(воспитатель предлагает детям обратить внимание на экран монитора)

Показ презентации.

Откуда пришел сахар? Тот самый, который мы каждый день привычно кладем в чашку с чаем? Его родина – жаркие тропические страны. В тех местах на земле, где не бывает холодных зим, растет высокая трава со сладковатыми стеблями – сахарный тростник. 2000 лет назад в Индии из сахарного тростника отжимали сок, варили сладкий сироп до образования кристаллов. В результате получался коричневый сахар.

Путешественники, приезжавшие в Индию, увозили с собой сахарный тростник. Так постепенно тростник переселился в другие теплые страны. Долгое время сахар получали только из этого южного растения. Поэтому он был очень дорогим, особенно в северных странах, где сахарный тростник никак не хотел расти, как ни старались. Решили найти замену капризному чужестранцу. Пробовали получить сахар из сладких растений, из тыквы, из слив. Но победу одержала белая свекла. Из белых свекольных корней сахар получался ничуть не хуже заморского – тростникового.

Свеклу выращивают на полях, во всех областях нашей страны. С приходом осени люди собирают урожай при помощи машин.

Как вы думаете, какая часть свеклы используется для изготовления сахара? (дети отвечают)

Комбайн отделяет вершки от корешков и корнеплоды везут на сахарный завод. Там свеклу моют и нарезают стружкой. Затем ее помещают в котлы с водой и варят. Вода становится сладким сиропом. Затем ее очищают и процеживают. Полученный сироп варят до получения кристаллов. Это и есть сахар!

Скажите, а как попадает соль на наши столы, кто знает откуда она берется, м.б. Ее тоже получают из овощей? (….) Показ презентации про соль.

Вся соль на нашей планете тем или иным образом происходит из мирового океана, пересохших морей и соленых озер. Ведь в океанах, морях вода соленая.

Соль добывается в соляных шахтах, в источниках, соляных озерах и из моря.

В соляных шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагонетки и на специальных поездах вывозят наверх.

Соль добывают и другим способом. На морском берегу строят специальные неглубокие бассейны - соляные прессы.

По специальному каналу в них напускают морскую воду.

Жаркое солнце нагревает воду, и она быстро испаряется, а принесенная ею соль остается в бассейне.

Ребята, скажите, а можем ли мы ОПЫТНЫМ путем определить, где находится соль и сахар?

Ответьте, пожалуйста, на вопрос, с помощью какого вещества сахар и соль становятся невидимыми? (это вещество - ВОДА). Для проведения следующего опыта с солью и сахаром нам понадобится еще и вода.

Опыт №1. «Всплывет или утонет»

Опыт № 2 «Добавим огня».

3. Заключительная часть. Подведение итогов.

Скажите, нам удалось ответить на вопрос профессора Любознайкина: «Как отличить сахар от соли, не пробуя вещество на вкус?»

Что мы сегодня узнали в нашей лаборатории? (дети отвечают, используя свои записи)

Воспитатель. Нас ждут еще много интересных открытий. Мне сегодня было приятно снова побывать с вами в нашей лаборатории и проводить исследования. Я благодарю вас за проделанную работу.


Close