Этот праздник - Пятидесятница, или День Святой Троицы - занимает одно из важных мест в годовом круге богослужения. Весь православный мир в этот день славит Пресвятую Троицу. Богослужение этого дня раскрывает догматическое учение о Святой Троице, икона которой и выносится в этот день для поклонения. Христианское учение говорит: Бог един в трех лицах; Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Дух Святой предвечно исходит от Бога-Отца и пребывает в Сыне, посылается в мир от Отца Сыном. По своему достоинству Он не ниже и не выше Отца и Сына, но равен Им («Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19)).

Следующий же после Троицы день посвящен Пресвятому Духу, его называют Духовным днем, или Духовым днем , и в молитвах к Святому Духу обращаются, как к Утешителю. Он явился апостолам и наполнил их сердца радостью. В этот день выносится икона «Сошествие Святого Духа на апостолов». Таким образом, празднику Пятидесятницы соответствуют две иконы. На Руси этот день еще называли зелеными святками, он был рубежом между весной и летом. Так исторически сплетались христианские праздники с древними славянскими традициями, становясь их неотъемлемой частью и духовной основой, принадлежащей общей русской культуре.

«Храни исповедание веры в Отца и Сына и Святого Духа...единое Божество и единую силу, которая обретает в Трех единично, и объемлет Трех раздельно, без различия в сущностях и естествах, не возрастает и не умаляется, через прибавления и убавления, повсюду равна, повсюду та же, как единая красота и единое величие неба» (св. Григорий Богослов).

Человеческий разум не может охватить великий смысл Троицы, лишь часть Божественного бытия дано знать человеку. Для разъяснения тайны Святой Троицы святые отцы указывали на человеческую душу, являющуюся образом Божьим. «Ум наш - образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) - образ Сына; дух - образ Святого Духа», - учит святитель Игнатий Брянчанинов. «Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собой, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа. Ум наш родил и не перестает рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем перебывает рожденной, сокровенной в уме. Ум без мысли существовать не может, и мысль - без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли. Точно также дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух. Не может мысль быть без духа, существование одной непременно сопутствуется существованием другого. В существовании того и другого является существование ума».

Господь Иисус Христос в день Его Вознесения обратился к апостолам - своим ученикам с такими словами: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло его из вида их» (Деян. 1; 8-9). До того дня, обещанного Господом, оставалось немногим более десяти дней.

Священное писание о том сроке воспоминает так: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как дух давал им провещевать» (Деян. 2; 1-4).

У нас в эти дни в храмах и церквах стоит благоуханный запах свежескошенной травы, рассыпанной по полу, алтарная часть, приделы, трапезные украшены зеленью берез, других лиственных деревьях. Откуда этот обычай?

Пятидесятница уходит своей историей в ветхозаветные времена и связана с днем, когда на Синайской горе Моисей получал от Бога скрижали закона - тот день все так же расцветало и зеленело. В память о том ветхозаветные народы украшали свои храмы и дома свежей зеленью и цветами. Здесь можно видеть некоторую параллель между получением заповедей и сошествием Святого Духа, но в Новом Завете, в отличие от Моисея, апостолы получили более чем закон - им было дано божественное право быть крещенными, как был крещен Спаситель, но не водою, как крестил Его Иоанн Креститель, а Духом Святым и свидетельствовать от имени Его. И Сионская горница, где они собрались в назначенный день, так же была украшена зеленью трав, цветов и деревьев. И сегодня в наших храмах в День Святой Троицы от аромата зелени удивительно легко дышится, в душе вновь возникает молитвенное чувство причастности к чудесам Нового Завета и надежды, что Дух Святой с новой силой возгорится в душе каждого верующего и осенит того, кто к Вере еще не пришел.

Эта икона заинтересовала меня после просмотра лекции Гейдара Джемаля на тему «Политическая постантропология» где на 29-й минуте Владимир Карпец задает вопрос докладчику об иконе «Царь-космос».

Икона Сошествие Святого Духа на апостолов, XV век. Место хранения: Государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Поступила в музей в 1929 году. Реставрация: Реставрирована в 1930-е годы И.Я. Челноковым (пробная расчистка) и в 1964-1967 годах в Государственных центральных научно-реставрационных мастерских А.Н. Овчинниковым (полное раскрытие). Материал: Дерево, темпера. Персоналии: Богородица, апостолы, царь-космос.

Сюжет Сошествие Святого Духа на апостолов разрабатывается в христианском искусстве с VI века. Согласно «Деяниям апостолов» (I, 5-8; II, 1 - 13), сошествие Святого Духа произошло на пятидесятый день после Воскресения Христова, когда все апостолы собрались в Сионской горнице. Внезапно раздался шум с неба, который, подобно сильному ветру, наполнил весь дом, и явились языки пламени, разделившиеся и остановившиеся ("почившие") по одному над головой каждого из присутствовавших в горнице. Апостолы обрели способность говорить на разных языках и наречиях, чтобы проповедовать Евангелие во всем мире.

С XIV-XV веков на Руси известны иконы Пятидесятницы, на которых присутствует изображение старца в короне и в царских одеждах, стоящего в темной арке.

На иконах и фресках более раннего периода подобный персонаж неизвестен, хотя возможно, что они просто до нас не дошли. На одном из самых древних изображений из Евангелия Рабулы в центре композиции изображена Богоматерь, по сторонам от нее 12 апостолов в два ряда. Местонахождение их показано условно - полусфера над ними означает, что они находятся под сводами триклиния Сионской горницы.

Сошествие Святого Духа 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренция, Италия Кодекс Рабулы , л. 14 об., миниатюра.

В XI-XII веках в византийском искусстве сформировалась иконография этого сюжета с апостолами, восседающими полукругом. В центре триклиния арка, пространство внутри которой почти всегда темное. Относительно того, что означает этот элемент, достоверной информации найти не удалось. Википедия без ссылки на источник сообщает , что это пустая гробница Иисуса, по другой версии - это мир, находящийся во тьме, еще не просвещенный проповедью Евангелия.

Сошествие Святого Духа. Византия; XII в. Источник: www.ruicon.ru

Сошествие Святого Духа; Византия; XII в. Источник: www.ruicon.ru.

На русских иконах XIV-XV вв в арке появляется бородатая фигура в царских одеяниях с убрусом и двенадцатью свитками на нем. Самое раннее подобное изображение на иконостасе Софийского собора в Новгороде (1341?), в XV веке такие иконы получают на Руси всеобщее распространение.

Иконостас Софийского собора в Новгороде

Икона пятидесятницы Благовещенского собора московского кремля. Начало XV в.

Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1425-1427 гг.

Трактовки этой фигуры разнообразны: пророк Иоиль, царь Давид, Христос, пребывающий со своими учениками до скончания века. Подробнее эти трактовки , и все они кажутся несостоятельными, так как во многих случаях фигура подписана как κόσμος. Отсюда и наименование образа Царь-Космос. Предполагается, что это аллегорическое изображение, заменившее толпы народа. Однако есть иконы, где эти фигура совмещена с толпами как на грузинском памятнике XVI века:

Пятидесятница. Фрагмент створки складня; Грузия; XVI в.; местонахождение: Тбилиси. Музей изобразительных искусств им. Шалва Амиранашвили. Здесь фигура в царских одеяниях совмещена с изображениями толп, призываемых народов, которых она, якобы, заменила.

Иногда этот образ встречается и на греческих иконах:

Сошествие Святого Духа на апостолов. Греция, между 1840-1870.

О том, что этот персонаж не привнесен в сюжет исключительно русскими иконописцами, свидетельствует Ерминия, или, Наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом, 1701-1755 год . Из нее, кстати, мы узнаем, что темная арка представляет собой пещеру:

В храмине двенадцать апостолов сидят полукругом. Под ними видна небольшая пещера, и в ней маститый старец в венце держит пред собою на обеих руках развернутое полотенце, на котором лежат двенадцать свитых хартий. Над ним начертана надпись: мир. На верху храмины виден Св. Дух в виде голубя. Вокруг Его блистает великий свет и из него исходят двенадцать огненных языков и спускаются на каждого апостола.

Широко цитируется трактовка этого образа Е.Н Трубецким в работе «Умозрение в красках».

…внизу в подземелье, под сводом томится пленник — «царь космос» в короне; а в верхнем этаже иконы изображена Пятидесятница: огненные языки нисходят на апостолов, сидящих на престолах во храме. Из самого противоположения Пятидесятницы космосу царю видно, что храм, где восседают апостолы, понимается как новый мир и новое царство: это — тот космический идеал, который должен вывести из плена действительный космос; чтобы дать в себе место этому царственному узнику, которого надлежит освободить, храм должен совпасть со вселенной: он должен включить в себя не только новое небо, но и новую землю. И огненные языки над апостолами ясно показывают, как понимается та сила, которая должна произвести этот космический переворот.

Впрочем, это лишь частное мнение светского философа, а не церковного авторитета.

Еще одна оригинальная икона, где наш персонаж отделен от сидящих апостолов решеткой, находясь как бы в клетке.

Сошествие Святого Духа с евангельскими событиями Москва. 1560-1670-е гг.

Совершенно однозначно можно сказать, что Царь-космос это ни в коем случае не Логос, тем более, что в отличие от апостолов и Богородицы, он изображен без нимба и пребывает во тьме.

Лично у меня данный сюжет вызывает массу ассоциаций: это и платоновская пещера, и «коморку Творца» Маркиона, и косморкаторы апостола Павла, и получающий наставление великий архонт у Василида, который «узнал, что не является богом этого мира, но сам рожден, и что над ним хранится сокровище невыразимого и неименуемого несущего и сыновство».

Складывается впечатления, что Истина, пришедшая в мир в символах и образах, воспроизводит саму себя, независимо от желания людей, создающих их.

Последний пример уже из нового времени - фрески Кирилловской церкви в Киеве, авторства Михаила Врубеля. Чем не валентинианская Огдоада с пребывающей в ней Софией, отделенная Пределом от Гебдомады, где пребывает космический Демиург?

Сошествие Святого Духа на апостолов. Кирилловская церковь, Киев. М. Врубель.

Царь-Космос фрагмент.

Сошествие Святого Духа

Икона новгородской школы конца XV в.

Вознесением «оканчиваются дела Христовы телесные, или, лучше сказать, дела, относящиеся к телесному пребыванию Его на земле <…> а начинаются дела Духа», – говорит свт. Григорий Богослов. Эти дела Духа начинаются сошествием обещанного от Отца (Деян. 1:4) Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы. После поклонения Святой Троице в первый день праздника (воскресенье), на следующий день Церковь воздает особое почитание Святому Духу, видимым образом сошедшему на учеников Христовых.

Хотя Деяния апостольские (2:1-13) говорят, что Сошествие Святого Духа сопровождалось шумом и всеобщим смятением, на иконе мы видим как раз обратное: стройный порядок и строгую композицию. В отличие от Вознесения, где апостолы жестикулируют, здесь позы их выражают иератическое спокойствие, движения торжественны. Они восседают некоторые – слегка повернувшись один к другому, как бы переговариваясь.

Чтобы понять противоречие между текстом Деяний и композицией иконы, следует помнить, что икона обращается к верующим и потому указывает не на то, что видели в этом событии внешние, непосвященные люди и что дало им повод утверждать, будто апостолы вином исполнены суть (Деян. 2:13), а на, что открыто людям, причастным этому событию, членам Церкви, – внутренний смысл происходящего. Пятидесятница есть огненное крещение Церкви. Будучи завершением откровения о Святой Троице, она является завершительным моментом образования Церкви, открывающим ее жизнь в полноте ее благодатных дарований и установлений. Если икона Святой Троицы дает указание на тайну Божественного бытия, то икона Сошествия Святого Духа раскрывает промыслительное действие Святой Троицы в отношении Церкви и мира. В Пятидесятницу «не действием уже, как прежде (в пророках и учениках Христовых до Сошествия Святого Духа. – Л. У.), но существенно присутствует <…> сопребывает и сожительствует Дух».

Сошествие Св. Духа на апостолов. Новгород. Конец XV в. La Vieille Russie. Нью-Йорк

Служба праздника противополагает смешение языков в столпотворении вавилонском и их единение в день Сошествия Святого Духа: «Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва; и согласно славим Всесвятаго Духа». Ибо нужно было, говорят отцы Церкви, чтобы народы, утерявшие единство языка и рассеянные при строении земной башни, снова обрели это единство и собрались при духовном строении Церкви, огнем любви сплавляемые в ее единое святое тело. «Таким образом образуется по подобию Троицы, нераздельной и неслиянной, новое существо – Св. Церковь, единая по естеству, но множественная по лицам, имея Главою Иисуса Христа, а членами – ангелов, пророков, апостолов, мучеников и всех в вере покаявшихся». Это единение по образу Святой Троицы, этот четкий и ясный внутренний строй Церкви, ее единое тело, исполненное благодати Святого Духа, и показывает нам икона Пятидесятницы. Двенадцать апостолов, включенные в одну определенную форму, дугу, прекрасно выражают здесь единство тела Церкви при множественности ее членов. Все подчинено здесь строгому и величавому ритму, который подчеркивается еще тем, что апостолы представлены в обратной перспективе; фигуры их увеличиваются по мере удаления от переднего плана. Их расположение завершается свободным, никем не занятым местом. Это место Божества, указывающее на невидимое присутствие невидимого Главы Церкви – Христа. Поэтому некоторые древние изображения Пятидесятницы завершаются этимасией (?????????), уготованным престолом, символом невидимого присутствия Бога. В руках одних (евангелистов) книги, у других свитки как знак полученного ими дара учительства. Из сегмента круга, выходящего за пределы доски и символизирующего небо, на них нисходит двенадцать лучей или огненных языков в знак крещения Духом Святым и огнем по пророчеству Иоанна Предтечи (см.: Мф. 3:11) и их освящения. Иногда маленькие огненные языки помещаются и на венчиках, непосредственно над головами апостолов. Этим указывается на то, что Дух Святой снисшел в виде языков, седших на главы апостолов в знак освящения главного и владычествующего члена тела и самого ума и «в означение царского достоинства почивания во святых».

Сошествие Св. Духа на апостолов. Мозаика. Церковь Осиос Лукас. Фокида. XI в.

Внутреннее единство, выраженное в подчинении фигур апостолов единой форме и общему ритму, отнюдь не налагает на них печати однообразия. Здесь нет ни одного движения, которое повторялось бы в двух фигурах. Это отсутствие однообразия также соответствует внутреннему смыслу происходящего. Дух Святый «является в виде разделенных языков по причине разных дарований», – говорит свт. Григорий Богослов. Поэтому Он сошел на каждого члена Церкви в отдельности, и хотя Дух один и тот же <…> дары Его различны <…> и служения различны <…>. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания <…> иному дары исцелений и т. д. (1 Кор. 12:4-13).

Предание говорит, что во исполнение пророчества (Иоил. 2:28–29) Дух Святый сошел не только на двенадцать избранных апостолов, но и на бывших с ними единодушно вкупе (Деян. 2:1), т. е. на всю Церковь. Поэтому на нашей иконе изображены апостолы, и не принадлежащие к двенадцати: апостол Павел (сидящий с апостолом Петром во главе апостольского круга), и из числа семидесяти евангелист Лука (третий сверху на левой стороне), и евангелист Марк (третий сверху на правой стороне).

В древних манускриптах внизу композиции изображается толпа народа, упоминаемая в Деяниях апостольских. Однако уже очень рано она была заменена одной символической фигурой царя, олицетворяющей собой народ или народы, с надписью «??????». Объяснение этой фигуры находится в сборниках XVII в.: «…чесо ради пишется у сшествия Св. Духа человек седяй в темном месте, старостию одержим, а на нем риза червлена, и на главе его венец царский, и в руках своих имея убрус бел, и в нем написано 12 свитков? <… > человек седяше в темном месте, понеже весь мир в неверии прежде бяше, а иже старостию одержим, понеже состареся Адамовым преступлением, а еже риза червлена на нем, то приношение кровных жертв бесовских, а еже на главе венец царский, понеже царствоваше в мире грех, а еже в руках своих имеяше убрус, а в нем 12 свитков, – сиречь 12 апостолов учением своим весь мир просветиша».

Сошествие Св. Духа на апостолов. Фрагмент мозаики собора Рождества Богородицы. Монреале. Конец XII в.

Воспроизведенная здесь икона принадлежит к величайшей эпохе русской иконописи и представляет собой один из лучших образцов иконы Пятидесятницы, наиболее совершенно выражающий экклезиологический смысл праздника, связанный с центральным догматом христианства о Триедином Боге. С этим догматом коренным образом связана жизнь Церкви, ибо триединство, т. е. единство природы и множественность лиц, есть тот принцип, по которому живет и строит Царствие Божие на земле Церковь. Как каноническая структура ее, так и принцип всякого христианского строительства (церковная община, монастырь и т. д.) есть отражение Божественной триединой жизни в земном плане. Поэтому и обе иконы, выносимые для поклонения в праздник Пятидесятницы, по существу своему являют образ внутренней жизни Церкви.

Преображение Господне. Новгородская школа. Конец XV в. Аукционный дом Кристис. Нью-Йорк

Из книги Исчезновение Вселенной. Честный разговор об иллюзиях, прошлых жизнях, религии, сексе, политике и чуде прощения автора Ренард Гэри Р

Глава 6 Альтернатива Святого Духа «Эго создало мир, согласно собственному восприятию его, но Дух Святой, толкующий содеянное эго по-иному, усматривает в мире только средство обучения для возвращения твоего домой» .В следующие несколько месяцев я находился в

Из книги Курс чудес автора Уопник Кеннет

V. Уроки Святого Духа 1. Как всякий хороший учитель, Святой Дух знает больше, чем ты сейчас, но учит Он с одною целью: сделать тебя равным Себе. Ты уже обучил себя неверно, поверив лжи. Ты не поверил в собственное совершенство. Стал бы Господь тебя учить, что ты создал

Из книги Тайны православных святых автора Нестерова Дарья Владимировна

IV. План прощения Святого Духа 1. Искупление - для всех, поскольку оно - путь упразднения веры в существование чего–либо для одного тебя. Простить - значит не обратить внимания. Смотри тогда поверх ошибки, не разрешая восприятию покоиться на ней, ибо ты веришь

Из книги Книга-календарь на 2012 год. Заговоры и обереги на каждый день автора Степанова Наталья Ивановна

Глава 12 - УЧЕБНЫЙ ПЛАН СВЯТОГО ДУХА I. Суд Святого Духа 1. Уже неоднократно говорилось о том, чтобы ошибку не обращать в реальность, а способ исполнения этого довольно прост. Желая верить в ошибку, ты должен сделать ее реальной, ибо она неистинна. Но истина реальна сама по

Из книги Я познаю себя как Мир Единства автора Климкевич Светлана Титовна

I. Суд Святого Духа 1. Уже неоднократно говорилось о том, чтобы ошибку не обращать в реальность, а способ исполнения этого довольно прост. Желая верить в ошибку, ты должен сделать ее реальной, ибо она неистинна. Но истина реальна сама по себе, и чтобы в нее поверить, ты ничего

Из книги Мы в Галактике автора Климкевич Светлана Титовна

VII. Разделяя восприятие Святого Духа 1. Чего ты хочешь? Свет или тьма, невежество иль знание - твои, но только не то и другое вместе. Противоположности должны сводиться вместе, а не храниться врозь. Ведь их раздельное существование - исключительно в твоем разуме, и они

Из книги Смысл икон автора Лосский Владимир Николаевич

VI. Храм Святого духа 1. Смысл Божьего Сына заложен исключительно в его взаимоотношениях с Творцом. Будь его смысл в чем–либо другом, он бы зависел от случайности; но ведь другого ничего и нет. Их взаимоотношения вечны и исполнены любви. И тем не менее Сын Божий придумал

Из книги Бог в поисках человека автора Кнох Венделин

Глава 5 ПЕЧАТЬ ДУХА СВЯТОГО (XVII–XIX ВЕКА) Среди прочих нововведений царя стало перенесение празднования Нового года с 1 сентября на 1 января. Как известно, 1 сентября христиане отмечали день нового года, который был «начатком свободы христианской», поскольку в этот день

Из книги автора

4 ИЮНЯ День Святого Духа День Святого Духа приходится на следующий день после Троицы.В этот день старший в семье должен встать рано, пока не заалеет заря. Непременно ополоснуть все, какие есть, ложки в одной воде, а потом этой же водой вымыть входную дверь со словами:Ходи к

Из книги автора

Двери в Эру Святого Духа открыты 986 = Двери в Эру Святого духа открывают те, кто ищет Создателя в себе по принципу подобия = Каждый способен моделировать свой путь в соответствии с собственным уровнем сознания = Ты вмещаешься в божественный план просто тем, что ты есть, ни

Из книги автора

Преисполненный Мыслей – Величательное имя Святого Духа! 679 = Преисполненный Мыслей – Величательное имя Святого Духа = «Числовые коды» Крайон Иерархия 26.04.2011 г.Я Есмь Что Я Есмь!Я Есмь Манас!Приветствую тебя, Владыка!Светлана, Дорогая! Человек в воплощении это

Из книги автора

Икона Божией Матери Знамение Икона конца XVI в. Икона Знамения принадлежит к наиболее чтимым иконам Богоматери. Это изображение с характерно воздетыми руками относится к иконографическому типу Оранты, но с Христом на груди. Жест молитвы, воздетые руки, характеризующий

Из книги автора

Корсунская икона Божией Матери Умиление Икона московской школы XVI в., 26?19,5 см Название Корсунской иконы Божией Матери происходит от города Корсунь, под которым разумеется древний Херсон, или Херсонес, греческий торговый порт в Крыму около Севастополя, в котором согласно

Из книги автора

Вознесение Господне Икона конца XV – начала XVI в. Праздник Вознесения есть праздник завершенного спасения. Все дело спасения: рождество, страсти, смерть и воскресение – завершается вознесением. «Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив Небесным, вознеслся еси

Из книги автора

бб) «Силою Святого Духа» Исповедание творения и нового творения посредством Логоса как исповедание самооткровения Бога в Иисусе Христе имеет именно с точки зрения богословия творения определенное пневматологическое измерение. Божественная Пневма не только лежит в

Из книги автора

б) Церковь, «дом Божий и храм Святого Духа» Врученный Церкви дар традиции есть, вместе с тем, препорученная ей задача дальнейшей его передачи. Тем самым, будучи частью жизненной истории Церкви, традиция заключает в себе процесс всегда актуального ее (этой истории)

В России наиболее древние и почитаемые иконы Сошествия Святого Духа находятся в иконостасе Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры (адрес: Московская обл., г. Сергиев Посад), а также в известных российских музеях. Например:
  • Благовещенский cобор Московского Кремля.
    Адрес: Москва, Кремль, Соборная площадь.
  • Исаакиевский собор Санкт-Петербурга.
    Адрес: Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, д. 4.
  • Преображенская церковь острова Кижи.
    Адрес: Республика Карелия, Медвежьегорский район, остров Кижи.
Всего в России существует более 150 православных храмов, посвященных иконе Сошествия Святого Духа либо с приделами, освященными в честь нее. Приведем сведения о некоторых из них.

Москва. Зачатьевсикй монастырь. XIX в

Москва. Церковь Сошествия Святого Духа в Зачатьевском монастыре
Церковь Сошествия Святого Духа, расположенная на территории женского Зачатьевского монастыря, заложена была в 1844 году по проекту известного архитектора М.Д. Быковского и освящена святителем Филаретом в 1850 году. В годы советской власти, в 1925 году, ее закрыли и перестроили под хозяйственные нужды. В конце XX века храм был вновь передан Русской Православной Церкви, и после долгой реставрации в нем возобновилась церковная жизнь. Первая служба прошла в 2001 году под Духов день – престольный праздник храма. Каменный иконостас храма исполнен в греческой традиции: византийский крест, растительный орнамент, каменные фигуры голубей, удерживающих лампады. Роспись храма также соответствует стилю храмов на Святой земле. Все эти черты убранства храма были выбраны в память о главной монастырской святыне – «Милостивой» иконе Божией Матери – списка с древнего образа Киккской иконы Пресвятой Богородицы, хранящегося с XI века на острове Кипр в Киккском монастыре. К святыням храма Сошествия Святого Духа в Зачатьевском монастыре относят старинное распятие с ликом Спасителя и частицей животворящего древа Креста Господня, а также ковчег с частицами мощей преподобных Оптинских и Киево-Печерских старцев.
Адрес: Москва, 2-й Зачатьевский пер., д. 2, стр. 13. Тел.: 8 (495) 695-16-91.
Проезд: ст. метро «Кропоткинская».

Церковь Сошествия Духа Святого.
Москва. Лазаревское кладбище. XVIII в
Москва. Церковь Сошествия Святого Духа на бывшем Лазаревском кладбище Строительство велось с Этот храм расположен в Марьиной Роще, где по приказу императрицы Елизаветы Петровны в 1750 году здесь было открыто Лазаревское кладбище. Тогда оно находилось за городской чертой. Название его связано с возведением на его территории храма В честь воскрешения праведного Лазаря. В 1782 году вместо обветшалого деревянного храма решено было возвести каменный. Над его проектом работали архитекторы В.И. Баженов и Е.С. Назаров. Храм был построен по типу «корабля»: в его центре возвышалась ротонда с двумя колоколенками, а окна были стилизованы под иллюминаторы. После окончания строительства, в 1787 году, центральный придел храма был освящен в честь Сошествия Святого Духа, второй придел – во имя святого апостола Луки, третий – во имя праведного Лазаря, в память о первом храме. После революции 1917 года, несмотря на распространяющиеся по стране разрушения православных храмов, в церкви Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище продолжали идти богослужения. И только в 1932 году неожиданно нагрянувшая милиция объявила настоятелю о закрытии храма и изъятии церковного имущества. Позже здание церкви передали под общежитие для рабочих. Лазаревское кладбище, которое стало местом упокоения многих известных людей, русской интеллигенции, прославленного духовенства, хранящее около 50 тысяч захоронений, в 1936 году было уничтожено, а на его месте советские чиновники распорядились устроить парк развлечений. Есть документы, подтверждающие, что храм Сошествия Святого Духа тоже был приговорен к разрушению, но неведомым Божьим Промыслом уцелел. Неизвестные добрые люди из Главнауки признали храм памятником архитектуры первой категории и тем самым спасли его. В 1991 году церковь была возвращена верующим, хотя некоторое время в части храма все еще размещались мастерские Театра оперетты. На сегодняшний день храм полностью восстановлен, богослужения ведутся регулярно. Святыни храма: чтимый образ Спасителя, найденный на месте сталинских лагерей, явленная Владимирская икона Божией Матери, четыре мощевика, два креста-мощевика и иконы с 450 частицами святых мощей.

Церковь Сошествия Духа Святого
на Даниловском кладбище. Москва.
Адрес: Москва, ул. Советской армии, д. 12, стр. 1 и 2. Тел.: 8 (495) 689-24-75.
Проезд: ст. метро «Марьина Роща», далее 5 мин пешком: перейти по пешеходному переходу через Сущевский вал, в парке «Фестивальный» большой сине-белый храм;
ст. метро «Рижская», трол. № 18, 42 или авт. № 84 до ост. «Кинотеатр ″Гавана″»; либо пешком от метро 15 минут;
ст. метро «Динамо», трол. № 42 до ост. «Кинотеатр ″Гавана″»;
ст. метро «Белорусская», трол. № 18 до ост. «Кинотеатр ″Гавана″»;
ст. метро «Цветной бульвар», трол. № 13 до ост. «Лазаревский переулок».

Москва. Церковь Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище
История этого храма необычна. В 1770 году над Москвой нависла большая беда – эпидемия чумы. Она распространялась с такой быстротой, что через несколько месяцев от болезни стали умирать по тысяче человек в день. Население охватила паника. Императрица Екатерина II послала в Москву графа Григория Орлова, повелев ему предпринять неотложные меры, чтобы остановить это бедствие. И первым делом граф решил устроить новые кладбища для горожан подальше от Москвы. Одно из них – Даниловское – было устроено на территории древнего Данилова монастыря. Для нужд кладбища вскоре был выстроен деревянный храм В честь святых мучеников Херсонесских. Когда храм стал совсем ветхим, на средства богатых московских купцов был возведен каменный храм. Он был создан по проекту известного в Москве архитектора Ф.М. Шестакова и освящен в 1832 году. Храм имеет два престола: главный был назван в честь Сошествия Святого Духа, а другой – во имя святых мучеников Херсонесских. Церковь была искусно украшена фресками на библейские сюжеты. И поныне этот храм впечатляет богатством внутреннего убранства и сохранностью старинного декора. К счастью, он не был закрыт в советское время, как другие московские храмы, и сохранил свое первоначальное великолепие. В храме находится немало чтимых икон: Иверской Божией Матери и Скоропослушницы, иконы с частицами мощей преподобного Серафима Саровского, Блаженной Матроны Московской и преподобного Аристоклия Афонского. Здесь также хранится ковчег со святыми мощами многих угодников Божиих.
Адрес: Москва, Рощинский пр., д. 30, стр. 1. Старый адрес: Духовской пер., д. 1/14.


Московская область. Церковь Сошествия Святого Духа в Первомайском
Этот храм был построен на месте древнего Никольского монастыря, который упоминается в летописях в XIV веке, во времена правления Ивана Калиты. В 1709 году, в честь победы Петра I в Полтавской битве, вместо деревянного храма была возведена каменная церковь Сошествия Духа Святого. Ее архитектура близка к стилю барокко. Колокольня построена в середине XIX века. В 1930-е годы храм был затворен и разорен. Когда, в 1991 году, церковь вернули верующим, она находилась в полуразрушенном состоянии, пришлось немало потрудиться для ее восстановления. Сейчас это полноценный действующий храм. Под его покровительством в поселке Первомайское работают православная гимназия во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова и детский садик.
Адрес: Москва, Троицкий округ, пос. Первомайское.

Московская область. Сергиев Посад. Церковь Сошествия Святого Духа Троице-Сергиевой лавры
Троице-Сергиева лавра, основанная в 1337 году преподобным Сергием Радонежским, прославлена на всю Россию как крупнейший центр духовного просвещения. Под ее куполами подвизались многие подвижники земли Русской: преподобные Никон Радонежский, Максим Грек, Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет. Ее монахами впоследствии были основаны десятки русских монастырей и скитов. Ее храмы, возведенные в разные века и в разных стилях, образуют единый ансамбль, поражающий своей торжественностью и мощью. Храм Сошествия Святого Духа (Духовская церковь) гармонично вписывается в архитектурную палитру монастыря, замыкая его Соборную площадь с юго-востока. Он был выстроен в 1476 году. Псковские мастера, работающие над строительством храма, внесли в его форму необычный для московской архитектуры XV века элемент – подкупольную звонницу. На нее был водружен особый, как его называли в те времена, «всполошной колокол», который в нужное время возвещал об опасности приближения врагов. Иконостас храма был подготовлен из розового дерева, а иконы создавались лучшими мастерами лавры. В церкви покоятся святые мощи преподобного Максима Грека и преподобного Антония Радонежского. В годы советской власти Троице-Сергиева лавра была закрыта и отдана под Историко-художественный музей. После Великой Отечественной войны начался период возрождения знаменитой обители. С того времени и поныне она играет значительную роль в жизни Русской Православной Церкви, принимая каждый день сотни паломников со всех концов страны.
Адрес: Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра.

В Москве также есть несколько храмов с приделами, посвященными Сошествию Духа Святого. Например:
  • Церковь Успения Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря. XVII в.
    Адрес: Москва, Новодевичий пр., д. 1, стр. 30.
  • Церковь Николая Чудотворца в Толмачах. XVII в.
    Адрес: Москва, Малый Толмачевский пер., д. 9.
  • Собор Рождества Пресвятой Богородицы Богородице-Рождественского монастыря. XVI в.
    Адрес: Москва, ул. Рождественка, д. 20, стр. 14.
Санкт-Петербург. Церковь Николая Чудотворца на Большеохтинском кладбище
Эта небольшая церковь Святителя Николая Чудотворца была возведена на средства купца Г.Г. Никонова в 1812–1814 годах. По традиции, связанной с покровительством святителя Николая морякам и корабелам, рядом с ней было устроено кладбище для них. В треугольных фронтонах и достаточно плоском куполе храма воплотились типичные черты архитектуры классицизма. В 1884 году к церкви был пристроен придел во имя Святого Духа. После революции Никольская церковь не закрывалась. И в настоящее время в ней хранится несколько почитаемых икон из закрытых в советские времена ближайших храмов. Это образы Праведного Иосифа Древодела, Смоленской Божией Матери и Скоропослушницы, Преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. В настоящее время церковь Николая Чудотворца на Большеохтинском кладбище – одна из самых посещаемых в городе.
Адрес: Санкт-Петербург, просп. Металлистов, д. 5.


Саратов. Кафедральный собор Сошествия Святого Духа
Храм Сошествия Святого Духа был выстроен в городе Саратове в 1844 году на месте молитвенного дома. В 1855 году известный саратовский купец Петр Тюльпин, в память о своем неожиданно скончавшемся 27-летнем сыне Николае, решил выстроить на месте старой деревянной Духосвятской церкви каменный трехпрестольный храм, причем один престол он просил посвятить небесному покровителю их сына – Николаю Чудотворцу. В 1856 году церковь была возведена. В ней были освящены три престола: центральный престол – во имя Сошествия Святого Духа, правый – во имя Знамения Пресвятой Богородицы, левый – во имя святителя Николая Чудотворца. На ее колокольне было установлено 13 колоколов. На щедрые пожертвования горожан церковь богато украшалась. В храме было много икон в сребро-златых ризах, Евангелий в драгоценных окладах, в библиотеке храма насчитывалось более ста редких богослужебных книг. Не жалея средств на благотворительность, церковь строила дома для богадельни, открыла церковно-приходскую школу, в которой обучались десятки детей из малообеспеченных семей. В годы Первой мировой войны, когда в Саратов хлынули беженцы, при Духосошественском храме открылась еще одна школа, причем для детей других религиозных конфессий: иудейского и католического вероисповедания. После революции для храма начались трудные времена. Сначала, по договору с горсоветом, храм находился на содержании прихожан и продолжал работать. Однако в 1930 году власти Саратова запретили церковный звон в городе, и колокола со всех храмов были сняты. А в 1934 году вышло распоряжение о закрытии многих церквей города, чтобы устроить в них зернохранилища. Однако с закрытием храма Сошествия Святого Духа почему-то все медлили, и он был открыт для богослужений вплоть до 1939 года. В 1941 году власти города надумали использовать здание церкви под кинотеатр, но по горячим молитвам прихожан этому кощунственному намерению не суждено было осуществиться.
После войны, в 1948 году, по многочисленным просьбам и обращениям верующих, саратовский храм Сошествия Святого Духа был вновь открыт. При активной помощи епископа Саратовского и Вольского Бориса церковь была полностью восстановлена. И сегодня каждый, кто входит в этот храм, прославившийся многими благотворительными делами, неизменно чувствует его особенную, намоленную атмосферу. В нем хранится немало христианских святынь: ковчег с мощами Радонежских и Киево-Печерских духовных подвижников, икона Святителя Митрофана Воронежского с частицей его мощей. В 1994 году Духосошественская церковь была признана памятником истории и культуры регионального значения. А в 2001 году по повелению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II ей был присвоен статус кафедрального собора города Саратова.
Адрес: г. Саратов, Духосошественская пл., д. 3.

Калужская область. Козельск. Церковь Сошествия Святого Духа
Храм Сошествия Святого Духа в городе Козельске был выстроен в 1789 году по инициативе и на средства местного купца Петра Месняева. В храме было освящено три престола: центральный – в честь Сошествия Святого Духа, второй – в честь святых Космы и Дамиана, третий – в честь епископов Александрийских Афанасия и Кирилла. В годы советской власти церковь была закрыта, разорена и использовалась под разные хозяйственные нужды: склад, конюшню, мельницу. Постепенно она разрушалась, и к 1950-м годам от нее остался лишь остов без крыши и без купола. В 1988 году к 750-летию героической обороны Козельска от татаро-монгольских полчищ была проведена реставрация храма, восстановлены крыша с куполом, и здесь была размещена диорама исторических событий XIII века. В 1994 году храм, наконец, был передан Церкви. Его первым настоятелем стал игумен Петр, который, несмотря на свой пожилой возраст, при поддержке прихожан и благотворителей приложил много усилий для восстановления храма. Первая Божественная литургия была совершена уже через год на праздник Крещения.
Адрес: Калужская обл., г. Козельск, Кузнечная ул., д. 2.

Самые ранние изображения сошествия Святого Духа на апостолов встречаются в лицевых Евангелиях VI века (Евангелие Рабулы), мозаиках и фресках. Традиционная иконография изображает Сионскую горницу, в которой собраны 12 апостолов и Божия Матерь, ожидающие исполнения обетования Господа Иисуса Христа о ниспослании Утешителя.

Пятидесятница. Современная греческая фреска

Пятидесятница. Печская патриархия, Сербия, XIV век

Пятидесятница. Мозаичный свод. Осиос Лукас (Греция), XII век

***

  • Все о празднике "Пятидесятница (День Святой Троицы)" - раздел публикаций, посвященный празднику
  • Святая Пятидесятница - Георгий Битбунов
  • Пятидесятница. Сошествие Святого Духа: иконы, мозаики и фрески - Православие.Ru
  • "Слово о догмате Святой Троицы" - святитель Григорий Богослов
  • Поучение на день Пятидесятницы - преподобный Феодор Студит
  • День Святой Троицы. Пятидесятница. Евангелие о сошествии Духа Святаго - святитель Николай Велимирович
  • День Святой Троицы. Пятидесятница . Толкование Евангелия - протоиерей Александр Шаргунов

***

Пятидесятница. Мозаичный свод, фрагмент. Осиос Лукас (Греция), XII век

Пятидесятница. Евангелие "Раввулы" - сирийский манускрипт, VI век

Пятидесятница. Икона. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, XV век

Сошествие Святого Духа. Невьянская икона, конец XVIII - начало XIX века

Пятидесятница. Эмаль. Николай Вердунский, 1181 год

Пятидесятница. Византийский икона, XV век

В древних образцах толпа народа пишется по-разному. Иногда в нее вводятся фигура царя и чернокожие люди, в рукописях же армяно-грузинских можно увидеть людей с песьими головами (вышеприведенная эчмиадзинская рукопись XIII в.). Группа народа иногда имеет надпись "Племена, языцы". Позже на месте этих народов появилась фигура царя с убрусом (платом) в руках и двенадцатью свитками. Эта фигура получила надпись "Космос" - "весь мир". То же самое мы видим позднее в греческих и русских памятниках XV–XVIII веков. Царь стал образом всего мира, погруженного во тьму неведения Бога. 12 свитков служат символами апостольской проповеди, которая получила в День Пятидесятницы высшее помазание и которая предназначена для всей Вселенной. Свитки помещены в убрусе как предмет священный, касаться которого обнаженными руками не следует.


Close