ПОСТЪ - это древнесловенская аббревиатура по буквам П - полное О - очищение С- собственных Т- телес Ъ - сотворяша, т.е система постов предназначена для очищения телес (чакр), чтобы перестроить организм с одного вида пищи на другой. Все зависит от климатических сезонов. Каждое Лѣто у нас существует 5 постов. Посты не как у христианской церкви, у них там по 40 дней, а перед этим они, как в народе говорят, наедаются от пуза, чтоб потом по 40 дней голодать поститься. У нас, как правило, 1-2 славянских недели - славянский пост.

СВѦТЫЙ ПОСТЪ . Он всего идет одну неделю, т.е. 9 дней - одна славянская неделя в месяц Рамхатъ с 23 дня по Рамхатъ 31 дня. (В Лѣто 7522 - с 15.10.13 по 23.10.13)

В этот период времени Православным Староверам не желательно употреблять мясную, рыбную, жирную белковую (яйца, масло, молоко) и острую пищу. Не желательно. А что же желательно? В пищу в эти дни Староверы употребляют утром и вечером - овощи, фрукты, ягоды, зерновые и зернобобовые продукты, а днем - воду, соки и травяные чаи: смородиновый лист, малиновый лист, мята, чебрец, ромашка. Это связано с подготовкой организма к переходу на ранне - консервированную пищу, т.е. это у нас осенью. Малосольние огурчики, помидорчики и т.п., и чтобы организм подготовить к такой ранне - консервированной пище, мы должны его очистить, чтоб он у нас нормально работал.

ДАЖДЬБОЖIЙ ПОСТЪ - 18 дней, две полные славянские недели в месяц Бейлѣтъ с 1 дня по Бейлѣтъ 18 дня. (ВЛѣто 7522 - с 13.12.13 по 30.12.13)

В этот период времени Староверы готовят себя от ранне - консервированной пищи на полностью консервированную пищу (соления, копчения и т.д.). В период этого поста Староверы не употребляют в пищу мясо, жирную рыбу, яйца, белый хлеб, жирные молочные продукты (сливки, сметана) и сливочное масло. Любое растительное масло можно употреблять - это не только подсолнечное масло, льняное масло, конопляное, горчичное и др. из хлебных изделий можно вкушать - серый хлеб, как его еще сейчас называют, урожайный хлеб, и ржаной хлеб. Особенно, испечённый из полуночной опары, т.е. её с вечера заводят, ночь она стоит, а по утру пекут. Также употребляют пророщенное зерно, и хлебцы из пророщенного зерна. Остальные продукты вкушаются также как и в Святый пост.
Для улучшения обмена веществ днём рекомендуется употреблять кислую, квашенную капусту или гречневую кашу.

ЧИСТЫЙ ПОСТЪ - 18 дней, две полные славянские недели в месяц Гейлѣтъ с 23 дня, по Гейлѣтъ 40 день. (В Лѣто 7522 - с 14.02.14 по 03.03.14)

В этот период времени Староверам не рекомендуется употреблять в пищу мясную, жирную, кислую, квашенную, а также яйца. Любое животное и растительное масло в Чистый пост запрещено к употреблению. Можно - нежирную рыбу, кроме жаренной, крупяные каши на пару, макаронные изделия (домашнюю лапшу из пресного теста), серый и ржаной хлеб, орехи, ягоды, соки, травяные чаи, и в малых количествах зернобобовые.

Во вторую неделю Чистого поста постепенно вводится свежая растительная пища - зеленый лук, редис, и т.д.

Многие каши на пару делались в виде кутьи, т.е. не в смысле, что туда изюм добавляли или кишь - мишь, а в смысле, что их заправляли медом, как добавочку, после того, как она полностью приготовилась. Мёд это же очень сильная энергетическая система. И его добавляют вместо сахара. Многие сейчас же как, поминальную кутью готовят: рис, изюм и сахар. А на Руси никогда сахар не клали, а всегда использовали: рис, сушеный виноград - изюм, и мёд.

Макаронные изделия как наши Предки делали? Они делали нежирное тесто, раскатывали в листы и резали в лапшу, на полотенце просушили - вот такие получались макаронные изделия, я их имею в виду, домашнюю лапшу из пресного теста.

ВЕЛИКИЙ ПОСТЪ - три на десять дней, полторы славянские недели (13 дней) идет в месяц Дайлѣтъ с 23 дня, по Дайлѣтъ 35 день. (В Лѣто 7522 - с 27.03.14 по 07.04.14)

Великий он не потому, что длительный, как у христиан. Они в маслячную неделю должны наесться от пуза, а потом голодать. Великий пост потому, что в эти дни почитают всех Великих Богов и Предков. Почему? Помните треугольники (рис.3): пища, воздух, ум и наоборот? Когда в Великий пост ограничение в питании человек больше думает о Богах и Предках, а раз больше о них думаешь, то и больше сил от них получаешь, которое компенсирует человеку питание продуктами. Как бы сказали йоги: Человек переходит на прановое питание, ограничивая себя в земной пище, получаешь больше Небесной пищи, т.е. энергии, которая необходима для пробуждения твоего организма после времени мары, т.е. после зимы.

В это период непозволительно употреблять мясную жирную пищу (кроме мяса курицы, перепелки и кролика), жирную рыбу, масло, кроме растительного, молочные продукты - сливки, сметана - эти понятия в нашем понимании, а не то, что сейчас называют сметаной - оное не является. Сливки должны быть плотные густые, а сметану надо ножом резать - такие были славянские продукты. Сейчас такую сметану называют - деревенской сметаной. А сейчас то, что в магазинах продают как сливки - это обычное молоко. Всё остальное нежирное можно вкушать.

В Великий пост рекомендуется в ежедневный рацион вводить кедровые и грецкие орехи, ибо они не только очищают пищевод и кишечник, но и дают человеку могучую природную силу.
Черные семечки вообще запрещено употреблять. Раньше, если семечки щелкали, то серые полосатые. Белые тыквенные. Щелкали дынные.
Еще в Великий пост очень часто готовили тыквенные каши. Туда и пшено добавляют.

СВѢТЛЫЙ ПОСТЪ - 18 дней, две полные славянские недели. Он у нас идет в месяц Вейлѣтъ с 32 дня, по Хейлѣтъ 8 день. (В Лѣто 7522 - с 24.06.14 по 11.07.14)

В этот период времени позволительно употреблять только утром на восходе и вечером, когда солнце идет на закат, одну лишь растительную пищу. В Святый день Бога Купала, который совпадает со Светлым постом, можно есть рыбу и мясо любой жирности, но оно должно быть обязательно приготовлено на Живом Огне. А костер, на котором готовят, должен быть запален от Живого огня. Либо от жезленника на празднике поджигают, от сияющего меча, и мясо готовят. Но раньше мясо готовили на вертеле, сейчас - шашлыки, либо на кованках делали - это огонь, а сверху как платформа железная кованная с пупырышками, и огонь проходит, а сейчас вместо кованок делают на решетках - куски мяса хорошо прожаривают.

ОДНОВНЕВНЫЙ ПОСТ - каждый седьмой день 9-ти дневной славянской недели. Согласно заповеди Сварога почитайте (как выходные) три дня на недели: 3-тий, 7-ий и 9-ый. В это день рекомендуется воздержаться от принятия пищи вовсе. Исключения составляют соки, вода, компоты без ягод, травяные чаи и кисель. От этой формы однодневного поста появились разгрузочные дни, чтобы организм разгружался - не зашлаковывался, а очищался.

– лучшей и наиболее перспективной на сегодня электронной версией старообрядческого месяцеслова.

Не иначе как по нашим молитвам и чаяниям стараниями неутомимого подвижника, чада РПСЦ Максима Чернятевича воплотилась многолетняя мечта: иметь «живую» версию церковного календаря.

Максим Чернятевич во время работы над календарем

В конце 2017 года данная разработка стала доступной для скачивания в виде мобильного приложения для ANDROID :


Скачать Древлекалендарь в качестве приложения на ANDROID на Google Play

Разработанная Максимом программа рассчитывает Пасхалию на любой год, сама расставляет передвижные праздники, добавляет данные об уставе поклонов и трапезы, указывает дни памяти святых, чтимых нашей Церковью. Все это делается в строгом соответствии с дораскольными книгами с учетом практики, утвержденной Православной (старообрядческой) Церковью.

Мы познакомились с Максимом несколько лет назад, когда он завершал работу по сканированию эталонной для православных «Острожской» Библии в рамках своего информационного портала Vechnoe.info . Этот сайт мы упоминали как важный источник доброй информации, когда рассказывали . По-прежнему рекомендуем добавить ресурс в закладки и по мере необходимости черпать оттуда полезную информацию.

О проекте «Древлеправославный календарь»

Цель нового ресурса - дать старообрядцам всех согласий простой и удобный церковный календарь, содержащий все необходимые сведения для церковных богослужений и домашней молитвы. Простой интерфейс с возможностью интеграции с другими ресурсами и позволит читателям согласовать уклад повседневной жизни с заветами и преданием Церкви.

Древлеправославный старообрядческий календарь вычисляет гласы, рассчитывает посты, подвижные и неподвижные праздники, дни поминовения усопших, приходные и исходные поклоны на каждый день и Зрячую Пасхалию. В нем также есть возможность поиска праздников на текущий год или имен по святцам.


Большинство из нас за 100 лет позабыли, с какого дня должна начинаться неделя…

В основу календаря положен старопечатный Часослов, из которого взят текст о праздниках и постах на каждый день. Кроме того, добавлены праздники из календаря РПсЦ (в следующей версии будет возможно настроить календарь для отдельного согласия).

В случае выявления разногласий текущей практики с Церковным Оком предпочтение отдавалось Церковному Оку, причем всегда в сторону большей строгости, так как правильнее предупредить, чем попустить.

Пасхальные алгоритмы, алгоритмы расчета дат Юлианского и Григорианского календарей взяты из работы Клауса Тондеринга «Часто задаваемые вопросы о календарях» .

Календарь охватывает периоды с 1900 по 2099 годы, однако при необходимости ограничение можно снять. К реализации запланированы и другие полезные функции, которые наверняка придутся по душе пользователям.

При помощи редакции сайта «Старообрядческая Мысль» была разработана дополнительная программа, позволяющая встраивать календарь в другие сайты. Сейчас она доступна на сайт в режиме чтения статей, однако уже скоро появится и на главной странице в виде расширенного меню.

Как и любой новый программный продукт, календарь может содержать ошибки и неточности, а также спорные моменты. Максим Чернятевич обращается с просьбой ко всем читателям сайта «Старообрядческая Мысль» с просьбой не оставаться безучастными и информировать нас о своих вопросах, сомнениях и пожеланиях. Сделать это можно в виде комментария к данной статье, либо на e-mail staroveru@сайт , [email protected] .

Все, кто хотел бы присоединиться к проекту Древлекалендаря, в том числе для его размещения на своих сайтах, должны согласовать свое участие с разработчиком.

Желаем всем потрудившимся во славу Божию, в частности р.б. Максиму, Ивану, Ольге доброго здоровья и душевного спасения!

Редакция сайта

ПОСТЪ – это древнеславянская аббревиатура: П – полное, О – очищение, С – собственных, Т – телес, Ъ – сотворяша. Система ПОСТов связана с Природой, сменой питания в зависимости от климатических сезонов, чтобы очиститься и перестроить организм с одного вида пищи на другой.

Славянская система ПОСТов

Каждое Лето существует 5 ПОСТов и Однодневный ПОСТ каждую неделю (разгрузочный день). У нас нет постов как у христианской церкви, по 40 дней, а перед этим они наедаются от пуза, чтобы потом голодать поститься. Славянский ПОСТ длится 1-2 недели.

1. Святый ПОСТЪ – 9 дней, с 23 по 31 Рамхатъ (14-22 октября).
В этот период времени православным не желательно употреблять мясную, рыбную, жирную белковую (яйца, масло, молоко) и острую пищу.
Можно — утром и вечером: овощи, фрукты, ягоды, зерновые и зернобобовые продукты, а днём: воду, соки и травяные чаи (смородиновый лист, малиновый лист, чабрец, мята, ромашка). Это связано с подготовкой организма к переходу на раннеконсервированную пищу: малосольные огурчики, помидорчики и т.п. И чтобы организм подготовить к такой раннеконсервированной пище мы должны его очистить, чтоб он нормально работал.

2. Даждьбожий ПОСТЪ – 18 дней (две ), 1-18 Бейлетъ (12-29 декабря).
В этот период времени идёт переход от раннеконсервируемой пищи на полностью консервируемую (соленья, копченья и т.д.). Непозволительно употреблять мясо, жирную рыбу, яйца, жирные молочные продукты (сливки, сметану), сливочное масло, белый хлеб.
Можно — любое растительное масло (подсолнечное, льняное, конопляное, горчичное и др.), «серый» и ржаной хлеб, особенно испечённый из полуночной опары, то есть её с вечера заводят, ночь она стоит, а по утру пекут. Также употребляют пророщенное зерно и хлебцы из пророщенного зерна. Остальные продукты вкушаются также, как и в Святый ПОСТЪ. Для улучшения обмена веществ днём рекомендуется употреблять кислую (квашеную) капусту или гречневую кашу.

3. Чистый ПОСТЪ – 18 дней, 23-40 Гэйлетъ (13 февраля – 2 марта).
Непозволительно употреблять пищу мясную, жирную, кислую (квашеную), яйца, и любое масло (растительное и животное).
Можно – нежирную рыбу (кроме жареной), крупяные каши на пару, макаронные изделия, «серый» и ржаной хлеб, орехи, ягоды, соки, травяные чаи и в малых количествах зернобобовые. Со второй недели Чистого ПОСТа постепенно вводится свежая растительная пища (зелёный лук, редис и т.д.).
* Многие каши на пару после приготовления заправляли мёдом, т.е. значительно повышали энергетическую систему. Сейчас даже поминальную кутью готовят: рис, изюм и сахар. А на Руси никогда сахар не клали, всегда использовали: рис, изюм и мёд.
* Макакронные изделия наши Предки готовили так: делали нежирное тесто, раскатывали в листы, резали в лапшу и на полотенце просушить. Получалась домашняя лапша из пресного теста.

4. Великий ПОСТЪ – 13 дней, 23-35 Дайлетъ (25 марта – 6 апреля).
Необходимо пробудить организм после зимы. Непозволительно употреблять жирную мясную пищу (кроме мяса курицы и кролика), жирную рыбу, масло (кроме растительного), молочные продукты (сливки, сметану). Всё остальное нежирное можно вкушать.
Рекомендуется в ежедневный рацион включить кедровые и грецкие орехи, ибо они не только очищают пищевод и кишечник, но и дают могучую природную силу. Также в Великий ПОСТЪ очень часто готовили тыквенные каши. Туда и пшено добавляют.
* Великий – потому что в эти дни почитают всех Великих Богов и Предков, а не как у христиан «Великий» — потому что самый длинный пост.
* Помните и наоборот? Когда в Великий ПОСТ ограничение в питании, человек больше думает о Богах и Предках, а раз больше о них думаешь, то и больше сил от них получаешь, которое конмпенсирует человеку питание продуктами. То есть как бы сказали йоги — человек переходит на прановое питание, то есть ограничивая себя в земной пище получаешь больше небесной пищи, т.е. энергии, которая необходима для пробуждеяния твоего организма после времени майя, т.е. после зимы.
* Вопрос про семечки. Чёрные семечки вообще запрещено употреблять. Раньше если семечки серые полосатые, белые тыквенные, дынные.

5. Светлый ПОСТЪ – 18 дней, от 33 Вейлетъ до 9 Хейлетъ (24 июня – 11 июля).
В этот период времени позволительно употреблять только утром на восходе и вечером, когда солнце идёт на закат, одну лишь растительную пищу.
В , который совпадает со Светлым ПОСТом, можно есть мясо любой жирности, но оно обязательно должно быть приготовлено на Живом Огне (костёр, запалённый от добытого Живого Огня).
* Раньше мясо готовили на вертеле, сейчас – шашлыки, либо на кованках делали – это как платформа железная кованная с пупырышками, и огонь проходит, а сейчас делают на решётках – куски мяса хорошо прожаривают.

Однодневный ПОСТЪ – каждый 7-й день девятидневной славянской недели, согласно : «Почитайте вы три дня в неделе – третий, седьмый и девятый…». То есть три дня выходных, из них в седьмой день ПОСТ. В этот день рекомендуется воздержаться от принятия пищи вовсе, исключение составляют соки, вода, компоты без ягод, травяные чаи и кисель. Если однодневный ПОСТ совпадает с , то в этот день не постятся, а соблюдают праздник.
* От этой формы однодневного поста появились разгрузочные дни, чтобы организм разгружался – не зашлаковывался, а очищался.

ПОСТ не прост

Не соблюдают ПОСТ малые чада до 12 лет, беременные и кормящие матери, старцы и старицы после 60 лет, воины, несущие караульную службу, а также раненые и больные, так как им необходимо питаться для обретения дополнительной силы и здоровья. А также не соблюдают ПОСТ жрецы в то время, когда они проводят , связанные с использованием природных сил, допустим: очищения, и прочие, всё, что связано с использованием природных сил. Если же жрец ведёт обычные (утренние, вечерние), то он ПОСТ соблюдает.

Вот и Великий пост подошел. И в один день все разительно изменилось! Еще вчера храм был полон людьми, прихожане просили друг у друга прощения, общались, заговлялись и в последний раз на ближайшие полтора месяца — вплоть до самой Пасхи — заходили друг к другу в гости.

И вот настал понедельник, называемый Чистым. Конечно, не только потому, что принято в это время наводить в доме порядок, и даже скорее вовсе не поэтому, но в первую очередь из-за души, изрядно «запылившейся» без воздержания и покаяния, без сугубой усердной молитвы. И в церкви вроде все то же, но и не то: изменилось убранство в храме, светлые облачения сменены на темные, в знак искренней скорби о предстоящих страстях Христовых, и молитвы звучат совсем другие, и народу меньше.

Так хотелось вспомнить старорусскую традицию, но хвалиться сегодня особо нечем: на клиросе всего двое — уставщик и матушка, мужчин в храме нет вовсе, и только несколько старушек исправно отбивают поклоны вслед за священником, то и дело коленопреклоненно читающим «Господи и владыко животу моему …»

А ведь и в прошлом году они стояли здесь же — всю неделю бабушки точно и не сходили с места, утром и вечером безостановочно молились, изредка присаживались отдохнуть, а потом снова погружались в богослужение — первое серьезное испытание в самом начале Великого поста. Видно, и нынче намерены они совершить тот молитвенный подвиг, который, увы, не многим по силам, а другим, быть может, и по плечу, да не разумеют они его значимости, важности, ценности.

Теплятся в подсвечниках всего несколько свечей, прыгает огонек лампад, почти незаметный из-за обилия солнца, которым залит храм, и лики как будто посерьезнели, и атмосфера совсем другая, не та, что была совсем недавно, в масленицу, о житейских радостях которой пора забыть, перебравшись на духовную стезю… Все в эти дни готовятся к таинству исповеди, многие — к принятию Святых Тайн, и в этом своем стремлении едины, как никогда. Так исстари повелось: строгий пост — предвестник чистого покаяния, духовного очищения.

А пожилые, те, кто не может идти в храм, старательно молятся дома. Кто-то лестовками «набирает» «правило», а те, кто грамотнее, читают «Правильные каноны». В понедельник трапеза не поставляется, во вторник — на усмотрение настоятеля. И потому днем второго дня Великого говения из трапезной доносится аромат вареной картошки и кисловатый аромат капусты. Но и эти скромные яства вкушают необильно, молча. Повсеместно в старообрядческих храмах в эти дни идут покаянные службы. И вряд ли где найдется приход или община, чтобы народу было много — хотя и пост, но редкие староверы собираются на общее богослужение, предпочитая келейную молитву.

Священники недоумевают, но поделать ничего не могут, и потому вынужденно берут на себя чтение и пение на клиросе, алтарные хлопоты и многое, многое другое. В сельских храмах народу хотя и меньше, чем за традиционными воскресными службами, но все же молятся люди. И покаянный канон Андрея Критского читается здесь не для двух-трех, как в большинстве городских приходов, а для десятка прихожан. Говорят, в эти дни лучше всего определяется, чья вера искреннее и горячее, но, конечно, не только и даже не столько приходом за службу, сколько особым поведением — и смирением, и скромностью, и повышенной требовательностью к себе.

Да, что и говорить, хотя и привыкли мы, что за Литургией по выходным в наших церквях собираются сотни старообрядцев, чистота и искренность веры определяется не только этим в море житейском. Молодежь, например, охладевая к церкви сразу, как только хорошо трудоустраивается или создает семью, несмотря ни на что понимает великую ценность первых покаянных дней поста — от пищи воздерживается строго, музыку или сбавляет вовсе, или переключается на информационно-разговорные радиостанции, и досуг меняет на что-то другое, руководствуясь словами апостола Павла: «Все нам можно, да не все полезно ».

…И так ревностно о Боге — вплоть до пятницы, когда, на исходе первых дней поста, чаще всего и начинается исповедь. На нее записывались загодя, с самой масленицы, и потому список в руках у священника вполне приличный — по пятьдесят, если не больше, имен. Сколько помню себя, всегда в пяток первой недели Великого поста шли на покаяние — в этот день люди съезжались отовсюду, из окрестных городов и весей, сиротеющих пока без своего пастыря-настоятеля. И хотя в храме в этот день, равно как и в другие, в зависимости от традиций конкретного прихода или общины, собираются десятки прихожан, тишина здесь удивительная, пронзающая.

У исповедальни — очередь, а на клиросе чуть слышно чтутся каноны или Псалтырь. Гостей, приехавших издалека, после выхода от священника искренне поздравляют «с чистым покаянием» и долго потом еще не сводят глаз с вышедшего, «отдавшего грехи», очистившегося и, кажется, даже преобразившегося за несколько десятков минут исповеди. А в воскресенье люди идут к принятию Тела и Крови Христовых: десятки, десятки мужчин и женщин, преимущественно, конечно, пожилых. Глядишь на них радостно, понимая, что те вот-вот окажутся причастными великой святыне, ради которой, кажется, можно и вовсе на целую неделю отказаться от пищи, от светских оков в виде работы и бесконечных сопутствующих нашей жизни дел — ото всего, что разделяет нас от той самой полноценной духовной жизни, к которой мы стремимся, но не всегда достигаем.

И эта неделя, быть может, главная духовная неделя за весь календарный год, на одну из ступеней делает нас ближе к светлому празднику, который является венцом Православия и подлинным духовным просветлением для всех — и праведников, и грешников. О нем пока остается лишь мечтать — надеяться, ждать, тысячами земных поклонов и многими десятками дней воздержания в пище готовить себя к нему, как природа готовит в начале марта себя к предстоящему теплу. На него пока только робкие намеки, но мы-то знаем, что оно придет неумолимо и неизбежно. Но Пасха будет после, а теперь — время труда, духовного и физического…

«Мы не вольны управлять тем, что из нас выходит, но вольны контролировать и управлять тем, что в нас входит…»

Народная мудрость.

Святый ПОСТЪ. С 23 по 31 день Рамхатъ (с 14.10 (с 18:00) по 23.10 (до 18:00) вкл.)
Длится девять дней, одна славянская Неделя, с 23 по 31 день Рамхатъ. В этот период времени Православным Староверам — Инглингам непозволительно употреблять мясную, рыбную, жирную белковую (яйца, масло, молоко) и острую пищу. В пищу в эти дни Староверам необходимо употреблять утром и вечером овощи, фрукты, ягоды, зерновые и зернобобовые, а днём воду, соки, травяные чаи. Это связано с подготовкой организма к переходу на раннеконсервируемую пищу.

Даждьбожий ПОСТЪ. С 1 по 18 день Бейлетъ (с 12.12 (с 18:00) по 30.12 (до 18:00) вкл.)
Длится восемнадцать дней, две славянские Недели, с 1 по 18 день Бейлеть. В этот период времени мы готовим себя к переходу от раннеконсервируемой пищи на полностью консервируемую пищу (соления, копчения и т.д.). В период ПОСТа непозволительно употреблять в пищу мясо, жирную рыбу, яйца, белый хлеб, жирные молочные продукты (сливки, сметану) и сливочное масло (растительное масло можно употреблять). Из хлебных изделий можно вкушать , особенно испечённый из Остальные продукты вкушаются так же, как и в Святый Постъ. Для улучшения обмена веществ днём рекомендуется употреблять кислую капусту или гречневую кашу.

Чистый ПОСТЪ. С 23 по 40 день Гейлетъ (с 13.02 (с 18:00) по 02.03 (до 18:00) вкл.)
Длится восемнадцать дней, две славянские Недели, с 23 по 40 день Гейлеть. В этот период непозволительно употреблять пищу мясную, жирную, кислую (квашеную), а также яйца. Любое животное и растительное масло запрещено!!! Можно нежирную рыбу (кроме жареной), крупяные каши на пару, макаронные изделия, орехи, ягоды, соки, травяные чаи и в малых количествах зернобобовые. Во вторую неделю постепенно вводится свежая растительная пища (зелёный лук, редис и т.д.).

Великий ПОСТЪ. С 23 по 35 день Дайлетъ (с 25.03 (с 18:00) по 06.04 (до 18:00) вкл. )
Длится тринадесять дней, полторы славянские Недели, с 23 по 35 день Дайлеть. В этот период непозволительно употреблять жирную мясную пищу (кроме мяса курицы и кролика), жирную рыбу, масло (кроме растительного), молочные продукты (сливки, сметану). Всё остальное, нежирное, можно вкушать.

Светлый ПОСТЪ. От 33 дня Вейлетъ по 9 день Хейлетъ (с 24.06 (с 18:00) по 11.07 (до 18:00) вкл.)
Длится восемнадцать дней, две славянские Недели, от 33 дня Вейлетъ по 9 день Хейлетъ. В этот период только утром и вечером одну лишь растительную пищу. В Святый день Бога Купалы, который совпадает со Светлым ПОСТом, можно есть мясо любой жирности, но оно обязательно должно быть приготовлено на Живом Огне (костёр, запалённый от добытого Живого Огня).

Однодневный ПОСТЪ
Каждый седьмой день недели (девятидневной недели), согласно Заповеди : «Почитайте три дня в неделе - третий, седьмой и девятый…», в этот день рекомендуется воздержаться от принятия пищи вовсе, исключение составляют соки, вода, компоты без ягод, травяные чаи и кисель (если однодневный ПОСТЪ совпадает с праздником, то в этот день мы не постимся, а соблюдаем праздник).

Не соблюдают ПОСТЪ: дети до 12 лет, беременные и кормящие матери, старцы и старицы после 60 лет, воины, несущие караульную службу, а также раненые и больные, так как им необходимо питаться для обретения дополнительной силы и здоровья.


Close