Христианство возникло в Палестине в I веке н. э., находившейся после завоеваний Помпея в составе Римской империи. Население Палестины было пестрым по этническому составу. Переселенцы приносили с собой элементы своей культуры, своих религий, поэтому помимо греко-римского влияния, в христианстве отмечается и влияние иных культур.

I в. н. э. был временем укрепления и развития новой политической формы - империи, опирающейся на войска, знать и бюрократический аппарат управления, зависимый только от императора. Кризис античных порядков и становление новых социально-политических реалий переживался людьми болезненно. Процесс замены национальных государств мировой империей, одинаково чуждой всему населению, вызвал чувство беззащитности перед государственной машиной. Эти процессы обусловливали потребность найти выход из создавшейся ситуации, обрести спасение от мира зла. Возникали различные объединения, товарищества ("коллегии"), землячества и религиозные союзы, призванные отправлять культ богов по обычаям родной страны или данной местности. Таким образом, для будущих христианских общин имелись готовые, легальные формы существования.

Римская религия не могла дать утешение и в силу своего национального характера не позволяла утверждать идею национальной справедливости, равенства спасения. Христианство, прежде всего, провозгласило равенство всех людей как грешников. Оно отвергло существующие рабовладельческие общественные порядки и тем самым породило надежду на избавление от гнета отчаявшихся людей. Оно призывало к переустройству мира, выразив тем самым реальные интересы бесправных и порабощенных. Оно дало рабу утешение, надежду на получение свободы простым и понятным способом - через признание божественной истины, которую принес на землю Христос, чтобы искупить все человеческие грехи и пороки.

Как ясная и понятная форма социального протеста против бесчеловечных общественных порядков, христианство быстро превращалось в мощное идейное течение, остановить которое не могла уже никакая сила.

Христианство не представляло собой единого религиозного течения. Распространяясь по многочисленным провинциям Римской империи, оно приспосабливалось к условиям каждой страны, к сложившимся социальным отношениям и местным традициям, распадалось на множество течений. В IV веке между восточным и западным христианством наметился раскол. Он определялся особенностями развития феодальных отношений в восточных и западных частях Римской империи и конкурентной борьбой между ними. Этот раскол официально оформился в 1054 году, когда появились римско-католическая и православная церкви.

Православие

Образование самостоятельных православных церквей началось в первые века возникновения христианства. В III в. выделились Александрийская и Антиохийская (Сирия, Ливан), затем Иерусалимская. В V в. ведущее положение приобретает Константинопольская церковь. В конце III в. восточное христианство приняла Армения, в IV в. - Грузия и т.д. Для всех православных церквей общими являются вероучение, культ, каноническая деятельность.

Изучая возникновение православия , необходимо обратить внимание на тот факт, что образование религиозных организаций тесно связано с социальными и политическими структурами того региона, где они функционировали. Восточное христианство существовало в условиях сильной централизации государственной власти в Византии, и церковь сразу же оказалась придатком государства, а главой ее фактически являлся император. Западное христианство постепенно превратилось в организацию, стремившуюся к господству во всех сферах общества, включая политику. На различиях восточного и западного христианства сказались и особенности развития духовной культуры. Греческое христианство концентрировало свое внимание на философских проблемах, а западное – на юридически-правовых. В начале V в. Римская империя распадается на Восточную и Западную. В IX в. между Римом и Византией возникли территориальные споры, затем соперничество, а в XI в. константинопольский патриарх Михаил Керулларий распорядился закрыть римские церкви и монастыри в Константинополе. Спор шел по вопросам культа, безбрачия духовенства, поста в субботу и т.д. Римский папа Лев IX послал в Константинополь легатов, но к примирению стороны не пришли, и 16 июля 1054 г. произошел окончательный разрыв западного (католического) и восточного (православного) христианства .

Основу православного вероучения составляет Никео-Царьградский символ веры , утвержденный на первых двух Вселенских соборах 325 и 381 гг. В 12 параграфах этого символа веры сформулированы представления о Боге как Творце, о Его отношении к миру и человеку. Сюда относятся представления о триединстве Бога, боговоплощении, искуплении, воскрешении из мертвых, крещении и т.д. Все православные церкви считают первейшей обязанностью "неприкосновенно сохранить вверенный первоначальной церкви залог веры, ничего к тому догматическому наследию вселенской церкви не прибавляя и ничего от него не убавляя". Истинными считаются только те положения вероучения, которые утверждены первыми семью Вселенскими соборами.

Принятие христианства Киевской Русью

Принято считать, что православие становится государственной религией Киевской Руси в 988 г. В летописях приводится рассказ, как князь Владимир Святославович (ум. 1015 г.), принявший крещение ранее, в этом году совершил массовое крещение жителей Киева в Днепре. Реально появление христианства в Киевской Руси состоялось ранее. Христианами становились купцы и воины, посещавшие христианские страны. Выделим основные причины принятия православия Киевской Русью.

  1. В условиях централизации великокняжеской власти Русь нуждалась в религии с единым, лишенным этнических особенностей богом.
  2. Международные контакты с Византией, Западной Европой, где уже господствовало христианство. Для упрочнения подобных контактов нужна была общая идейная платформа. Киевская Русь имела более тесные торговые контакты с Византией.
  3. Великокняжеской верхушке импонировало подчинение церкви светской власти, возможность совершать богослужение на родном языке.

В "Повести временных лет" есть рассказ о "выборе веры". Представители различных религий предлагали Владимиру свои вероучения: волжские болгары - ислам, хазары - иудаизм, папский легат - католицизм, греческий философ - православие. Предпочтение было отдано православию, т.е. византийской разновидности христианства.

Сопротивление христианизации оказывали "язычники", предводительствуемые волхвами, так что неверно представлять принятие христианства как единовременную акцию.

Католицизм и протестантизм

Католицизм является наиболее распространенным христианским направлением, имеющим приверженцев во всех концах земного шара. Центр католицизма и резиденция его главы, папы римского , - Ватикан (город-государство в центре Рима).

Основой вероучения католицизма признается Священное Писание и Священное Предание . Католическая церковь рассматривает в качестве канонических все книги, включенные в латинский перевод Библии (Вульгата). Правом толкования Библии наделяется только духовенство. Священное предание образуют постановления 21 собора, а также суждения римских пап по церковным и мирским вопросам. Следуя Никео-Царьградскому символу веры, другим решениям первых семи соборов, католическая церковь создает свое понимание ряда догматов. На Толедском соборе в 569 г. вносится добавление к символу веры об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына .

Католицизм признает семь таинств: причащение, крещение, покаяние, миропомазание, соборование, священство и брак. Таинство крещения проводится путем обливания водой, тогда как в православии только погружением в воду. Таинство миропомазания (конфирмации) совершается при достижении ребенком семи-восьми лет (у православных - вскоре после рождения).

Помимо общего для христианских течений признания рая и ада, сформулировано учение о чистилище - промежуточном месте, где очищаются души грешников, проходя через суровые испытания. Догмат о чистилище был принят Флорентийским собором в 1439 г. и подтвержден в 1562 г. Тридентским собором.

Для католицизма характерно возвышенное почитание Богородицы - Девы Марии . В 1854 г. был принят догмат о непорочном зачатии Девы Марии, в 1959 г. - о ее телесном вознесении, а в 1954 г. был установлен специальный праздник, посвященный "королеве небес". В католицизме сохраняется культ ангелов, святых, икон, реликвий, проводится канонизация (причисление к лику святых) и т.д. Центром ритуалов является храм, украшенный живописными и скульптурными произведениями на религиозные темы.

Главой католической церкви, наместником Иисуса Христа, верховным правителем государства Ватикан является папа римский. Особый статус римских пап обосновывается наследованием ими власти, переданной им Христом апостолу Павлу, по церковной традиции бывшему первым епископом Рима. Папа избирается пожизненно собранием кардиналов. Согласно догмату 1870 г. папа считается непогрешимым в вопросах веры и нравственности.

Социальное учение римско-католической церкви представляет собой совокупность общественно-политических, экономических и этических концепций. В современном виде оно стало формироваться в конце XIX в., и процесс этот продолжается. Существенное место в социальной доктрине католицизма занимает описание кризисного состояния современной цивилизации. Источник кризиса усматривается, прежде всего, в ложном понимании сущности человека, в отрыве его от Бога.

Католическая церковь оказывает существенное влияние на политическую жизнь многих стран. Католицизм располагает разветвленной системой институтов: политических партий, профсоюзов, молодежных, женских организаций. Ставится задача превращения каждого верующего в активного проводника идей христианства в политике, экономике, профессиональной деятельности.

Протестантизм - одно из главных направлений христианства наряду с православием и католицизмом, охватывающее множество самостоятельных исповеданий и церквей - возник в XVI веке. Это был период Реформации (от лат. reformatio - преобразование, исправление) - движения в ряде европейских стран, направленного на преобразование церкви в духе евангельских идеалов и на устранение того, что реформаторам представлялось отходом от этих идеалов.

В Англии XIV-XV вв. "бедные священники" проповедовали учение профессора Оксфордского университета Джона Виклифа (1320-1384), который выступал против поборов римских пап с Англии, усомнился в праве иерархии отпускать грехи и выдавать индульгенции, настаивал на приоритете Священного Писания над церковным преданием.

В Чехии Ян Гус (1369-1415) проповедовал отказ церкви от богатств и от продажи индульгенций.

В Германии профессор Виттенбергского университета, богослов Мартин Лютер (1483-1546) в 1517 г. прибил на двери церкви 95 тезисов об отпущении грехов. В них был выдвинут принцип внутреннего раскаяния, которым должна стать вся жизнь христианства, содержалась критика учений о чистилище, о молитве за умерших и спасении заслугами святых. Впоследствии Лютер отверг папскую власть, выдвинул требование упростить обрядность, подчинить церковь государям. Все это отвечало интересам бюргерства и части дворянства, составивших под предводительством Лютера и его сподвижника Филиппа Меланхтона умеренное направление немецкой Реформации. В реформаторское движение в Германии включились также и крестьянско-плебейские слои, возглавленные Томасом Мюнцером (1490-1525).

Центром Реформации в Швейцарии стали Цюрих и Женева, где Ульрихом Цвингли (1484-1531) и Жаном Кальвином (1509-1564) было осуществлено преобразование церковного устройства. В реформе были заинтересованы и некоторые государи, недовольные сосредоточием в руках церкви земельных владений и богатств, выплатой денег римским папам и вмешательством их в политику.

В 1529 г. группа немецких князей заявила "протест " против отмены Шпейерским рейхстагом права решать вопрос о религии подданных, которого они добились в 1526 г. Между императором и князьями, принявшими лютеранскую реформацию, началась война. Она закончилась Аугсбургским религиозным миром в 1555 г. Князьям было предоставлено право определять религию своих подданных согласно принципу «чья страна, того и вера». С этими событиями связано происхождение термина "протестантизм ", который стали употреблять для обозначения совокупности вероисповеданий христианства, генетически связанных с Реформацией .

Особенности вероучения, организации и культа . Реформаторы настаивали на личном отношении человека и Бога. Они боролись за право каждого христианина свободно читать Библию. В протестантизме Библия - единственный источник вероучения, а предание отвергается, либо используется в той мере, в какой признается соответствующим Писанию. Важнейший догмат большинства конфессий протестантизма - учение об оправдании только верой в искупительную жертву Христа. Иные способы добиться спасения (обряды и т.д.) считаются несущественными. Всех протестантов объединяет отказ признать примат римского папы.

Протестантизм выступает за упрощение культа, отвергает молитву по усопшим, поклонение Богородице и святым, почитание мощей, икон и других реликвий. Основу богослужения составляют чтение Библии, проповедь. Некоторые протестантские объединения включают в свой календарь гражданские праздники, например День благодарения в США.

Формы протестантизма разнообразны. В связи с распространением некоторых из них в современной России студентам предлагается основное внимание уделить таким объединениям как баптисты, адвентисты, пятидесятники, свидетели Иеговы.

Баптизм

Баптистские (от греч. baptizo - погружать в воду, крестить) общины возникли в начале XVII в., первым английским баптистом считается Джон Смит (1554-1612). В общинах было введено крещение взрослых погружением в воду. Баптисты требовали религиозной свободы, веротерпимости, отделения церкви от государства, предоставления права проповеди всем членам общины.

Крещение рассматривается баптистами как акт сознательного обращения к вере, духовного возрождения. Кандидаты в члены общины допускаются к нему лишь после испытательного срока и покаяния на молитвенном собрании. Полноправными членами общины считаются только те, кто принял водное крещение.

На территории России баптизм появляется со второй половины XIX в., первоначально на Украине, в Закавказье, Прибалтике. В 70-х годах XIX в. в Петербурге появляется близкое к баптизму течение евангельских христиан. В 1905 г. с выходом указа о веротерпимости были созданы Союз баптистов и Союз евангелистов. Оба союза активизировали свою деятельность после Февральской революции 1917 г. Ими создавались сельскохозяйственные общины и кооперативы, выпускались газеты и журналы. Затем, в связи с переменой политики по отношению к религиозным организациям, большинство общин было закрыто в административном порядке (к 1932 г.). Во второй половине 70-х, когда некоторые общины стали регистрироваться в качестве независимых, постепенно сложились три самостоятельные организации: Союз ЕХБ, Совет церквей ЕХБ и автономные церкви ЕХБ. С конца 80-х начались выход из Союза ЕХБ христиан веры евангельской (пятидесятников) и формирование ими своих объединений.

Пятидесятники . Протестантское движение, получившее это название, возникло в США в конце XIX в. и оттуда распространилось на другие страны. В основе этой конфессии лежит изложенный в новозаветной книге "Деяния апостолов" рассказ о сошествии апостолов Святого Духа на пятидесятый день после Пасхи. Пятидесятники утверждают, что каждый истинный христианин может получить видимые дары Святого Духа: способность к пророчеству, исцелению больных, говорению на иных языках и т.п. Последователи этого движения близки по вероучению и обрядности к баптистам, но подчеркивают мистическое обращение с Богом и "крещение Святым Духом". Пятидесятники - одна из постоянно растущих конфессий, число ее последователей увеличивается и в России.

Адвентисты (от лат. adventus - пришествие) отделились от баптизма в 30-х годах XIX в. в США. Их проповедник Уильям Миллер (1782 - 1849) объявил, что вычислил дату второго пришествия Христа - 21 марта 1843 г. Преемники Миллера старались более не указывать точных сроков второго пришествия, ограничиваясь утверждением, что оно близко. Из различных направлений адвентизма наиболее распространены адвентисты седьмого дня (АСД). Их лидером стала Эллен Уайт (1827-1915), провозгласившая "откровение" о праздновании субботы вместо воскресенья и "санитарную форму". Адвентисты считают, что каждый человек "записан" у Бога, который может его воскресить после смерти. Воскрешенные праведники получат вечную жизнь, а грешники будут воскрешены для того, чтобы после Страшного Суда подвергнуться вместе с сатаной окончательному уничтожению. Санитарная форма, по мнению адвентистов, должна подготовить тело человека к воскрешению. Она означает запрет на потребление свинины, чая, кофе, табака, алкоголя, на использование ряда медикаментов. Общины АСД организованы в международном масштабе, существуют они и в России (в поселке Заокском Тульской области даже создан учебно-административный центр с семинарией).

"Общество свидетелей Иеговы " было официально создано в 1931 г. Вероучение иеговистов значительно отличается от других конфессий христианства. Они отрицают Троицу и учат о единственном Боге - Иегове. Христа иеговисты считают высшим сверхъестественным существом, сотворенным Богом. После воскрешения Христос, объединяя избранных "свидетелей Иеговы", готовит на земле войну с Сатаной. Иеговисты предрекают близкую решающую битву Иеговы против сил Сатаны - "армагеддон ", в результате которой дьявол погибнет, а иеговисты будут жить в новом мире - едином теократическом (от греч. "theos" - Бог и "kratos" - сила, власть) государстве во главе с Христом.

Иеговисты считают отдание государственной присяги идолопоклонством. Они отказываются от переливания крови, ссылаясь на библейское предписание, запрещающее пить кровь. Эти и подобные радикальные взгляды ставят их в конфликтное положение по отношению к обществу и государству. Штаб-квартира этой организации находится в Бруклине, США. Группы "свидетелей Иеговы" есть и в нашей стране.

Необходимо отметить, что помимо рассмотренных конфессий есть и другие течения протестантизма, одни из которых существуют несколько столетий, другие сложились в XIX-XX вв. (мормоны, Новоапостольская церковь и т.п.).

Ислам как мировая религия

Ислам (магометанство,
мохаммеданство, мусульманство)

Ислам (от араб. - предание себя Богу, покорность) - мировая монотеистическая религия, возникшая в первой трети VII в. среди кочевых племен в Западной Аравии в ходе проповеднической деятельности Мухаммеда (ок. 570-632 гг.). Ислам иногда называют "магометанством", "мохаммеданством" или "мусульманством". "Ислам" в общем смысле слова представляет собой нерасторжимое единство веры, религии, государственно-правовых установлений и определенных форм культуры и быта. Он содержит в себе строгое требование единства веры и жизни.

Высшая ценность и цель человеческой жизни в мусульманстве - принадлежность к "миру ислама", к мусульманской (исламской) общине и достижение спасения и райского блаженства. Человека ведет ко спасению божественное "установление" (дин ). Дин включает в себя три основных элемента: "пять столпов ислама", "веру" (иман) и "благие дела" (ихсан).

"Пять столпов ислама" - это:

  1. Исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммеда, по известной формуле, своего рода Символу веры: "нет божества кроме Аллаха и Мухаммед посланник Аллаха".
  2. Ежедневная пятикратная молитва - намаз (салат).
  3. Пост (саум) раз в году в месяц рамадан (по мусульманскому лунному календарю).
  4. Обязательный коранический налог в пользу нуждающихся (добровольная очистительная милостыня).
  5. Паломничество в Мекку (хадж) хотя бы раз в жизни.

Студентам предлагается выяснить, что же такое "вера" для мусульман. Основных догматов ислама, или, как их называют, "корней, основ веры" пять:

  1. Единобожие (таухид). Это означает признание единственности Аллаха и категорическое отрицание многобожия - "нет Бога, кроме Аллаха".
  2. Вера в божественную справедливость, в правосудие Аллаха, воздающего в равной мере, как за добрые дела, так и за предосудительные.
  3. Признание пророческой миссии Мухаммеда и пророков, живших до него.
  4. Вера в воскресение, Судный день и потусторонний мир.
  5. Догмат, связанный с учением об имамате - халифате.

При всей незыблемости догматов ислама их интерпретация менялась с течением времени и была предметом бурной полемики.

Основной источник мусульманского вероучения - Коран (от араб. - декламация, чтение вслух). Согласно исламской традиции Коран представляет собой "Слово Божие", которое Бог как бы продиктовал слово в слово пророку Мухаммеду через архангела Гавриила (Джибрила). В свою очередь Пророк посредством проповеди знакомил с ней широкий круг людей.

Другой источник вероучения - Сунна (араб. - обычай, пример) - пример жизненного пути посланника Аллаха как эталон и руководство для жизни и деятельности мусульманской общины в целом и каждого мусульманина в отдельности.

В исламе есть несколько направлений, главные из них - сунниты и шииты (сейчас около 90% мусульман мира - сунниты и около 10% - шииты). Однако все мусульмане чувствуют себя членами единой общины (уммы).

Мусульманское право

Шариат (араб. "шариа" - прямой, правильный путь, закон, предписания, установленные в качестве обязательных) представляет собой общее учение об исламском образе жизни, комплекс предписаний, обязательных для исполнения мусульманином и закрепленных преимущественно в Коране и Сунне. Главными источниками шариата являются Коран и Сунна.

Складывание основных понятий мусульманского права относится к VIII - первой половине IX в. В X в. мусульманское правоведение сложилось окончательно. Его предмет включал в себя изучение двух категорий норм: 1) нормы, определяющие отношения верующих с Аллахом (правила культа и т.д.), и 2) нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, между государством и подданными, отношения с другими конфессиями и государствами.

Исламское международное право . В связи с этим необходимо рассмотреть исламскую концепцию войны и мира, которая нашла выражение в учении о джихаде (араб. - старание, напряжение усилий). Джихад является одной из главных обязанностей мусульман. Джихад в исламской интерпретации представляет собой борьбу за веру, включающую действия, как военного, так и иного характера. При этом мусульманская традиция считает любую войну, которую ведет мусульманская община, священной, на благо веры, а борцам за веру - муджахидам - уготовлено вечное блаженство в загробном мире.

Первоначально под джихадом подразумевалась борьба за защиту и за распространение ислама среди аравийцев-язычников. Коранические предписания относительно джихада носят противоречивый характер. Это связано со спецификой деятельности Мухаммеда в разные периоды. Коран предписывает: 1) не входить с многобожниками в конфронтацию и приобщать их к вере мирными средствами; 2) вести с противниками ислама оборонительную войну; 3) нападать на неверных, исключая "священные месяцы"; 4) нападать на них повсюду и в любое время. Эти установки создают почву для многообразных толкований отношения ислама к войне и миру.

Мусульманские теоретики на протяжении веков разрабатывали нормы взаимодействия между мусульманами и немусульманами в период войны и в мирное время. Был составлен свод правил, освобождающих от ведения джихада. От участия в войне освобождались люди, не имеющие необходимого вооружения, религиозные авторитеты, те, кто не заручился согласием родителей, должники, не получившие согласие кредиторов. Во время джихада запрещалось убивать женщин и несовершеннолетних. Свод правил, касающихся джихада и регулирующих взаимоотношения мусульман с внешним миром, составил базу "исламского международного права".

На сегодняшний день многие мусульманские идеологи все больше отдают предпочтение значениям джихада, не связанным с войной. Джихадом называют усилия по осуществлению программ социально-экономического развития и укрепления национального суверенитета.

Буддизм как мировая религия

Буддизм - самая древняя мировая религия. Буддизм имеет своего исторического основателя - Сиддхартху Гаутаму (560-477 г. до н.э.) из племени Шакиев в Северной Индии, больше известного под именем Будда ("буддха" - просветленный). Именно Будде Шакьямуни ("мудрецу из племени шакиев") удалось убедительно выразить ожидания общества: жизнь есть страдание; от страдания можно спастись; путь спасения есть; этот путь нашел и описал Будда.

Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников, среди которых центральное место занимает канон "Типитака" (или "Трипитака" - "Три корзины"). По буддизму, жизнь во всех ее проявлениях есть выражение различных комбинаций или "потоков" нематериальных частиц - дхарм . Сочетания дхарм определяют жизнь того или иного человека, растения, камня и т.д. После распада соответствующего сочетания наступает смерть, но дхармы не исчезают бесследно - они образуют новую комбинацию. Этим определяется перерождение индивида в соответствии с законом кармы - воздаяния в зависимости от поведения в предыдущей жизни. Бесконечная цепь перерождений (сансара , или колесо жизни) может быть прервана, и к этому должен стремиться каждый. Прекращение перерождений, вызывающих страдания, означает достижение нирваны - состояния покоя, блаженства, слияния с Буддой. Достижение подобного состояния возможно лишь при ведении добродетельной жизни.

Основу учения составляют "четыре великие истины", которые, согласно традиции, открылись Сиддхартхе Гаутаме в момент его "просветления". Истины провозглашают, что:

  1. жизнь есть страдание;
  2. причина всех страданий - желания (неуемность человеческих желаний);
  3. страдание можно прекратить путем избавления от желаний, "погашением" их;
  4. для "погашения" желаний необходимо вести добродетельную жизнь по законам "правильного поведения" и "правильного знания".

"Правильное поведение" означает жизнь в соответствии с принципами: не убий и не причиняй никому вреда (принцип ахимсы), не укради, не лги, не прелюбодействуй, не употребляй дурманящих разум напитков. "Правильное знание" подразумевает самоуглубление и внутреннее созерцание - медитацию. "Правильное поведение" и "правильное знание" позволяют человеку постепенно вырваться из бесконечной цепи перерождений, достичь нирваны. Таким образом, человек сам создает свою судьбу, форму каждого нового перерождения.

По буддийскому канону, люди не одиноки на пути к познанию истины, на своем пути к просветлению. В этом им помогает Будда (он не считается творцом мира; мир, по буддизму, существует сам по себе ), а также бодхисаттвы - существа, которым удалось сделать последний шаг до достижения нирваны, но которые его не делают сознательно, помогая людям обрести спасение.

Из вероучения буддизма вытекают взгляды буддизма на общественную жизнь, на место и задачи человека в этой жизни. Буддийское учение о жизни - страдании и о личной вине каждого в испытываемых им страданиях должно было примирить людей с доставшейся им в жизни долей. Ведь закон кармы обязателен для всех. Идея равенства людей в страдании и в праве на спасение не только между собой, но и с животными и с богами стала важнейшим фактором, определяющим социальную роль буддизма. Рабу (сегодня - рабочему) буддизм обещает новое возрождение раджей, божеством или даже возможность полного успокоения - нирвану. Наоборот, пользующийся всеми благами жизни может сам себя ввергнуть в пучину самых неблагоприятных перерождений. По мнению буддистов, имущественное и социальное неравенство также непостоянно и шатко, как и все остальное в этом "мире иллюзий".

Методические указания по теме

Студентам предлагается самостоятельно раскрыть вопросы.

  1. Библия как памятник мировой культуры.
  2. Социальное значение христианства.
  3. Русская православная церковь в современных условиях.
  4. Что такое "вера" для мусульман?
  5. Мусульманское право.
  6. Буддизм как мировая религия.

Литература по теме

  1. Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. М., 2000 (1998). Гл. VIII-X.
  2. Крывелев И.А.. История религий. Т.2. М., 1975.
  3. Крывелев И.А. Библия: Историко-критический анализ. М., 1985.
  4. Введение Христианства на Руси. М., 1987.
  5. Русское православие: вехи истории. М., 1989.
  6. Губман Б.Л. Современная католическая философия: человек и история. М., 1988.
  7. Овсиенко Ф.Г. Эволюция социального учения католицизма. М., 1987.
  8. Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам. Очерк истории (600-1258). М., 1988.
  9. Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века. М., 1989.
  10. Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. Сб. статей. М., 1995.
  11. Материалы "круглого стола" Ислам и общество // Вопросы философии. - 1993. - №12.
  12. Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. Новосибирск, 1990.

Самую мощную, влиятельную и многочисленную из всех существующих ныне основных опережая буддизм и ислам, представляет собой христианство. Суть религии, распадающейся на так называемые церкви (католическую, православную, протестантскую и другие), а также множество сект, заключается в почитании и поклонении одному божественному существу, иначе говоря Богочеловеку, имя которого - Иисус Христос. Христиане верят в то, что он есть истиный сын Божий, есть Мессия, что ниспослан он был на Землю ради спасения мира и всего человечества.

Зародилась религия христианство в далекой Палестине в первом веке н. э. Уже в первые годы своего существования она имела много приверженцев. Главной причиной возникновения христианства, по мнению служителей культа, явилась проповедническая деятельность некоего Иисуса Христа, который, являясь по сути своей полубогом-получеловеком, пришёл к нам в человеческом образе, дабы принести людям истину, причем его существование на самом деле не отрицают даже ученые. О первом пришествии Христа (второе христианский мир только ожидает) написано четыре священные книги, которые называются Евангелиями.В написанных его апостолами (Матфеем, Иоанном, а также Марком и Лукой, учениками двух других и Петра) священных писаниях рассказывается о чудесном рождении мальчика Иисуса в славном городе Вифлееме, о том, как он вырос, как стал проповедовать.

Основными идеями его нового религиозного учения были следующие: вера в то, что он, Иисус, действительно является Мессией, что он сын Божий, что будет его второе пришествие, будет конец света и воскрешение из мертвых. Своими проповедями он призывал любить ближних и помогать бедствующим. Доказывали его Божественное происхождение и те чудеса, которыми он сопровождал свои поучения. Множество больных были исцелены его словом или прикосновением, трижды он воскрешал мертвых, ходил по воде, превращал её в вино и накормил около пяти тысяч человек всего лишь двумя рыбами и пятью лепешками.

Он изгнал из Иерусалимского храма всех торговцев, показывая тем самым, что непорядочным людям нет места в святых и благородных делах. Затем была предательство Иуды Искариота, обвинение в умышленном богохульстве и наглом посягательстве на царский престол и смертный приговор. Умер он, будучи распятым на кресте, приняв на себя муки за все грехи человеческие. Через три дня Иисус Христос воскрес, а затем вознесся на небо.О религия христианство говорит следующее: существует два места, два особых пространства, недоступных людям при земной жизни. и рай. Ад - это место страшных мучений, находящееся где-то в недрах земли, а рай - место вселенского блаженства, и только сам Бог будет решать, кого куда направить.

Религия христианство основана на нескольких догмах. Первое - это то, что Второе - он троичен (Отец, Сын и Святой дух). Рождение Иисуса произошло по наитию Святого духа, Бог воплотился в Деве Марии. Иисус был распят, а затем умер, искупив людские грехи, после чего воскрес. В конце времен Христос придет судить мир, и мертвые воскреснут. Божественная и человеческая природа неразрывно соединена в образе Иисуса Христа.

Определенные каноны и заповеди имеют все религии мира, христианство же проповедует возлюбить Бога всем сердцем, а также полюбить ближнего своего как самого себя. Не полюбив ближнего, вы не сможете любить Бога.

Религия христианство имеет своих приверженцев почти в каждой стране, половина всех христиан сосредоточена в Европе, включая Россию, одна четверть - в Северной Америке, одна шестая - в Южной, и значительно меньше верующих в Африке, Австралии и

Об авторе: Алексей Филиппов, кандидат философских наук, в 2008 году лауреат в номинации «Лучший молодой педагог г. Москвы», лауреат премии мэра Москвы в области образования, преподает историю и обществознание, прихожанин храма апостола Фомы на Кантемировской.

Сказка и серые будни

Зачем я здесь? Существует ли Бог? Если существует, то как Его увидеть? Вопросы эти мучили меня многие годы. Я стучал во все двери, прочитал множество книг, углубленно изучал индуизм, буддизм, даже сатанизм. Но ответа, который я мог бы принять не только сердцем, но и умом, так и не было. И вот однажды в руках у меня оказалась книга Алексея Лосева «Диалектика мифа».

Пожалуй, это был самый сложный текст, который мне когда-либо приходилось читать. Книга эта перевернула мой мир. Но обо всем по порядку.

Я родился в неверующей семье. Мои родители были технарями-инженерами, и разговоры о Боге, о вере дома никогда не велись. Знаю только, что мой прадед был церковным старостой и что за это его сослали в Сибирь. Но в целом я с самого рождения был совершенно выключен из религиозной среды. Только моя любовь к книгам компенсировала этот мировоззренческий вакуум.

Я особенно любил читать фантастику и фэнтези. Находясь под обаянием этих книг, я все мечтал увидеть и окружающий меня реальный мир таким же чистым, загадочным, прекрасным. Но всякий раз эта мечта сталкивалась с будничной серостью, суетой, прозаичностью. Я много размышлял над этим конфликтом, над трагическим несоответствием мира книг и мира за окном моей комнаты.

Помню, в детстве мне как-то случайно попался в руки «Закон Божий» Слободского. Я долго рассматривал красивые и яркие церковнославянские буквы, картинки, на которых был изображен Бог, творящий мир. Но серьезно задумываться о смысле жизни и о Боге я стал уже после школы, когда поступил на исторический факультет педагогического колледжа на специальность история мировых религий. Я начал читать буддийские, индуистские религиозные тексты, египетскую «Книгу мертвых». Особенно глубоко меня тронул религиозно-философский трактат «Дао дэ цзин».

Это штудирование религиозного наследия мировой истории было продиктовано не только программой, которую необходимо было освоить, но и моей личной, экзистенциальной потребностью. Я всерьез начал искать ответы на глубинные, мировоззренческие вопросы.

У меня, правда, было одно обязательное условие: принять Ответ я мог только в том случае, если он с научной строгостью будет отвечать принципам рациональности. Но я действительно хотел увидеть за религиозной литературой Правду, а не просто различные вариации на тему заблуждений народов мира.

Поначалу мне представлялось, что конфуцианство, буддизм или ведическую религию можно свести к одурманиванию масс власть имущими, к возможности - по Марксу - дать эксплуатируемым людям некую надежду на загробную компенсацию за понесенные здесь лишения и страдания. Но чем дальше я погружался в предмет, тем больше понимал, насколько вульгарно и однобоко подобное видение религиозного мира.

«Нет, - думал я, - это слишком просто. Какая-то своя, особенная истина обязательно должна присутствовать в этих учениях». Но какая? И как примирить иррациональность веры с требованиями моего разума? А потом я совершил удивительное открытие.

Обывательский сатанизм

На последнем курсе колледжа я должен был написать выпускную работу и решил взяться за исследование сатанизма. Не скажу, что он чем-то меня привлекал. Просто о других религиозных учениях, как мне казалось, я уже знал достаточно, а вот сатанизм прошел мимо меня.

Я погрузился в исследование. Начал читать про Чарльза Мэнсона (американский серийный убийца, основатель секты «Семья». - Прим. ред. ), про догматику, обряды и добрался, наконец, до «Сатанинской библии», которую написал Антон Шандор Ла-Вей. И вот этот текст ввел меня в ступор. Я-то думал, что столкнусь с описаниями ужасных по своей жестокости сюжетов, с призывами приносить в жертву дьяволу кошек и младенцев, а нашел … основы современной социальной психологии. То есть под идеями, которые содержатся в этой книге, подпишется любой современный материалист: не хочешь верить - не верь, хочешь верить - верь, не обижай твоего врага, если он тебе ничего плохого не сделал, а если сделал - отомсти и забудь, будь сильным, стойко переноси невзгоды, из всего извлекай выгоду, учись на своих и чужих ошибках, и так далее.

«Получается, - думал я, - что жизнь без Бога - это сатанизм? Причем сама по себе эта жизнь совершенно безобидна, типична - стандартный обывательский подход: я тебя не трогаю, и ты меня не трогай». Эта мысль меня ужасно покоробила. Вот с таким «багажом» я оказался в университете.

Лосев стал «последней каплей»

Я все острее ощущал какую-то глубинную «нехватку». Мое желание чудесного, иррационального, потустороннего усиливалось, с еще большей драматичностью сталкиваясь с упорными доводами разума, который всякий раз напоминал мне: все нужно проверять научно, рационально. Религия оставалась для меня красивой, конечно, и очень притягательной, но сказкой, мифом, в котором отразились, как мне казалось тогда, переживания и чаяния людей, но не более того.

И вот в этот момент в моих руках оказалась книга великого русского философа Алексея Лосева «Диалектика мифа», с первых же страниц которой на меня обрушились поразительные слова, что миф есть «наиболее яркая и самая подлинная действительность… совершенно необходимая категория мысли и жизни».

Я читал ее очень долго. Продирался буквально через каждую строчку. Несколько раз за чтением проезжал свою станцию метро. Сразу скажу, что до того, как я прочитал этот текст, мне казалось, что миф - это что-то сказочное, не имеющее отношения к действительности или наивный донаучный способ объяснения мира. Ясно, думал я, что мифы ушли в прошлое, когда человек повзрослел и появилась наука. А книга Лосева меня потрясла. Кстати сказать, дал мне ее научный руководитель, вместе с которым я писал диплом, а затем - уже в аспирантуре - кандидатскую диссертацию. Трудно передать, как я ему благодарен - не только за то, что он столькому меня научил, но и за эту врученную мне когда-то книгу.

«Диалектика мифа» показала, что за словом «миф» может скрываться совсем другой смысл, что миф, в лосевском понимании, - это самая что ни на есть живая реальность, имеющая непосредственное отношение к тому, как я воспринимаю мир. А наука, которой я так симпатизировал, с ее абстрактными идеями материи и числа, с ее выхолощенной рациональностью, есть лишь один из видов «относительной мифологии», причем далеко не самый интересный.

Все на свете есть миф

Для Лосева миф - это «идея идеи», то, что существует на самом деле и только благодаря чему все в этом мире может быть познано. И ничего общего не имеет с обыденным пониманием этого слова.

Это не синоним нереальности, а ровно наоборот. Представьте, что вы с детства были убеждены, что ваш предок по материнской (или отцовской) линии был немецким шпионом, диверсантом, изменником Родины и окончил свою жизнь на виселице. Однако после открытия архивов выяснилось, что на самом деле он - герой, спасший тысячи жизней, имеющий сотни международных наград, и он до сих пор жив и готов встретиться с вами. Так и с мифом. Все думали, что он - просто сказка, а оказалось, что это подлинная реальность нашего сознания. Все предполагали, что мир имеет два измерения, но вдруг перед ними открылась реальность третьего измерения.

Мы никогда не воспринимаем мир так, как он есть на самом деле, мы видим его через призму мифа и с его помощью. Даже наука вынуждена использовать понятные человеку аналогии и образы, независимо от того, что она описывает - Вселенную или устройство ядерного ядра. В этом смысле миф по Лосеву - это тот «орган», который делает мир не просто познаваемым, но собственно человеческим.

Если бы мы могли выйти за пределы собственного тела, мы бы увидели мир таким, как он есть, без искажений его органами восприятия, но надо «выйти» за онтологические границы человеческого, чтобы увидеть мир вне мифа… Однако, когда это происходит, как это было с апостолом Павлом, оказывается, что человеческие слова совершенно бессильны перед тем, что открывается.

В мифе, по Лосеву, идеальное и материальное отождествляются, теснейшим образом соприкасаются. Миф открывает перед нами не только то, каким мир должен быть, но и то, как это должное, идеальное воплотилось в действительность , стало подлинной, цельной реальностью; в мифе замысел о мире полностью актуализируется.

Более того, человек всегда относится к миру личностно. «Всякая живая личность есть так или иначе миф», говорит философ, и показывает это на массе примеров. Человек, если он в здравом уме, никогда не станет воспринимать помещение, куда он попал, как сумму столов, стульев, светильников и так далее. Он в первую очередь оценит, уютно ему здесь или нет, нравится ему цвет стен или не нравится, а это, согласитесь, установки совершенно иррациональные. Это и есть мифологизация. Иначе мы не можем взаимодействовать с миром. Мы мифологизируем действительность невольно, чаще всего даже не задумываясь. Как говорит А. Ф. Лосев, «все на свете есть миф».

Более того, если бы человек не мыслил мифически, то мир вокруг нас потерял бы свои краски, запахи, какую-то живую и родную для нас ауру. В рациональном нет места настроению, жизни, удивлению, только сухая, голая и ничего для нас не значащая материя (безымянная материя!), случайное соединение каких-то молекул, атомов - и больше ничего.

Лосев пишет, что, когда ему пытаются доказывать, что мир - это голая материя, состоящая из атомов, ему кажется, будто его поганой метлой выгоняют из дома и оставляют сидеть на пустой холодной улице. Мир без мифа - пустое, выхолощенное, мертвое пространство, ничего для человека не значащее.

Христианство как абсолютный миф

И вот когда я все это прочитал, когда осознал, что такое миф в понимании не обывателя, а мыслителя, все встало на свои места. «Диалектика мифа» позволила мне понять, что весь тот комплекс религиозных текстов, которые я читал до этого, все описанные Элиаде, Фрейзером или Тейлором обряды - это нечто крайне серьезное, а не просто какие-то чудачества древних людей. Более того, я увидел мифологическое в своей жизни. И понял, что мое желание объяснить все рационалистически также продиктовано определенной мифологической идеологией.

В конце книги Лосев очень аккуратно, я бы даже сказал осторожно, подводит читателя к тому, что абсолютный, предельный миф содержится в христианстве. Конечно, он говорит об этом не прямо - на дворе были 30-е годы, время страшного сталинского террора. Но тот, кто сумел прожить предыдущие главы этой книги, поймет, что философ пишет о христианстве как об абсолютной истине.

Почему же истина именно в христианстве? Потому что его фундамент - это свидетельство о Христе как о Боге и человеке. Жизнь Иисуса Христа, описанная в Евангелии, - это подлинная история о том, как тайна Бога, Которого никто никогда не видел, открылась в человеке, как то, каким человек должен был быть, каким он был задуман, стало действительностью . Вспомним, что миф для Лосева - это тождество идеального и материального, их абсолютная взаимообусловленность, цельность. И именно в этом смысле, христианство и есть абсолютная мифология. Еще раз повторю, чтобы никого не смутило это слово: речь не о выдумке или сказке, а, в понимании Лосева, о самой что ни на есть реальности.

Тогда я осознал: если другие религии - это грандиозное свидетельство поисков человеком Бога, но - увы! - не окончившееся Его обретением, то христианство, наоборот, - удивительный рассказ о том, как Бог искал человека, и как Он его нашел.

Трагический конфликт иррационального и рационального был преодолен. Заветное желание, зародившееся во мне еще в детстве, - найти в этом окружающем меня мире волшебное, чудесное, светлое - сбылось. И оказалось, что концентрация этого света, пронизывающего ткань действительности и преображающего ее, чуда, которое оказывается подлиннее, реальнее любого научного факта, – во Христе и в Его Церкви.

СОДЕРАЖАНИЕ

I. Введение.
II. Основная часть.
1. Понятие.
2. Возникновение.
3. Христианство и Библия.
а) Историческое содержание Библии.
б) Мифы и сказки в Библии.
в) Библия и древние литературные памятники.
г) Медицинские материалы.
д) Религиозные тексты и предписания.
е) Противоречия в Библии.
ж) Чудеса в Библии.
з) Библейские притчи.
и) Апостольские послания.
4. Принятия христианства на Руси.
III. Заключение.
1. Христианство и жизнь современных людей
IV. Библиография.

ВВЕДЕНИЕ
Тему своего реферата "Христианство" я выбрал потому, что Христианство – это одна из трех форм религии, которая мне ближе всего. Я сам христианин и считаю должным знать, по крайней мере, самое главное о христианстве.
Ведь знать все о христианстве невозможно, как и утверждать, что все, о чем я расскажу, было так, а не иначе.
Даже ученые спорят до сих пор о проблемах истоков, о том, как распространялось христианство по земле.
Христианству уже более 2 тысяч лет. Оно представляет собой огромный культурный пласт, который будут изучать еще очень долго.
Тема моего реферата очень велика. О ней можно говорить долго. Но я затрону только те вопросы, которые считаю наиболее важными и близкими к Христианству.
Так же я немного скажу о исламе и буддизме.
При работе над рефератом, я значительно расширил свой кругозор по данной теме.

ПОНЯТИЕ
Христианство – это одна из 3-х форм религии. Эта религия одна из крупнейших в мире, распространенная среди многих народов мира, говорящих на разных языках, существует почти 2 тыс. лет. Трудно найти уголок земли, где бы ни вели работу христианские миссионеры, стремясь обратить "заблудшие" души в свою веру. Миссионерская деятельность приносит свои плоды. Миллионы людей на земном шаре являются приверженцами христианства.
Для того чтобы понять причины появления христианского вероучения, его эволюцию, формы организации его сторонников, нужно представить себе время и место исторического действия, социальную среду и духовный климат, в котором жили первые христиане, психологию людей, которые проповедовали новое учение и которые его принимали. Христианская религия не является единой. Она, как и другие религии распространяется на ряд самостоятельных направлений, наиболее значительные из которых катализм, православие и протестанизм.
млн. %
Христиане католики протестанты православные прочие (копты, эфиопы, несториане и др.) 1200 650 350 150 50 30 16,2 8,7 3,8 1,3
Буддисты 550 13,7
Мусульмане 660 15
Индуисты 500 12
Конфуцианты 450 11
Синтоисты 30 0,8
Иудаисты 14 0,4
Приверженцы первобытных культов (потемизма, анимизма, шаманизма и др.) 56 1,4
Неверующие 600 15

ВОЗНИКНОВЕНИЕ
Буддийская, христианская религия и ислам возникли в различных социальных, национальных и духовных условиях, но неизменно в рамках одного и того же процесса перехода от высшего этапа утверждения рабовладельческой системы к дифференцированным формам полусвободного положения, вассальной и крестьянской зависимости в деревне на ограниченной части земли, которая простирается от средиземноморских стран до Южной Индии, охватывая почти целиком пустынные районы Аравийского полуострова. Буддизм опередил при этом на пять или шесть столетий наступление христианской эры, ислам же возник шестью веками после нее.
Это был период, когда на фоне безысходных бедствий несметных масс людей лишенных каких бы то ни было свобод и перспектив на этой Земле, обозначилось учение о некоем "спасении" проповедавшее надежду на счастливую жизнь, равенство хотя бы в ином мире, - ожидание, бесспорно, иллюзорное, которое, однако, несло в себе мощный заряд человеческих чувств, различно выражавшихся и преломлявшихся в социальном окружении, политической и культурной среде своего времени.
Когда человек теряет уверенность в завтрашнем дне, когда судьбы людей начинают зависеть от прихоти полководцев или правителей, человек ощущает себя обособленным, затерянном в непонятном ему и враждебном мире. В этих условиях для него выдвигаются на первый план вопросы о смысле жизни, о причинах удач и неудач, о справедливости и несправедливости всего миропорядка, о способах спасения, избавления от страданий, от смерти.
Ф.Энгельс так характеризовал общество и государство римской империи периода упадка: "Римское государство превратилось в гигантскую сложную машину исключительно для высасывания соков из подданных"1.
Я вполне согласен с высказыванием Энгельса, потому что налоги, государственные повинности и разного рода поборы втягивали массу населения
во все более глубокую нищету. Не ошибусь, сказав, что этот гнет усиливали наместники, сборщики налогов и солдаты.
Христианство создавалось людьми, которые стремились найти иллюзорный выход из того социально-психологического тупика, в который зашло античное общество и античная идеология.1
Несколько десятков тысяч членов знатных еврейских семей и ремесленников последовательно высылались сначала в Месопотамию, затем в Малую Азию и Сирию в эпоху войн Антиоха IV Эпифона, в Грецию и в прибрежные города Средиземноморья, включая и Рим. Евреи составляли после этого заметную часть городского населения. Немалое число евреев нашло себе занятие, став солдатами. Многие были обращены в рабство, но, по крайней мере, не часто состояние зависимости, в которое они попадали, доходило до лишения их всякой свободы и любой экономической и семейной самостоятельности.
В границах Римской империи евреи пользовались даже некоторыми преимуществами; однако теократический идеал, в силу которого религиозная община к отождествлению с государством, не мог быть реализован, а если и осуществлялся, то в весьма незначительной мере.
Евреи утратили в диаспоре прежнее социальное и идеологическое единство. Классовые контрасты всплыли в эмиграции на поверхность. Действовавшие в Палестине моисеевы законы более не сдерживали их. Библейское вероучение сохранилось, однако, во всей его совокупности в достаточно чистом виде. Эллинистические культы спасения не сумели освободить в эмиграции официальный иудаизмат нетерпимости и замкнутости, которые обусловили его противостояния первым христианским церквям.
В эмиграции воспринимаемый издали мессия утратил многие признаки династического и военного освободителя, особенно после крушения попыток Ирода реставрировать царство. Немногие привилегированные желали отказаться от своих обычаев и ритуальных табу: обрезания, запрета есть мясо забитых животных, если те не были тщательно обескровлены, соблюдение субботнего отдыха, отправления крупных денежных вкладов В Иерусалимский храм. Но в кварталах городской бедноты вера в табу и привязанность к стеснительным прививкам – повод для насмешек со стороны соседей и товарищей по работе – начали ослабевать.
В начале нашей эры евреи составляли семь млн. в империи, население которой можно определить в 65-70 млн. Таким образом, один житель из десяти был евреем: на эллинистическом Востоке эта пропорция доходила до одной к пяти.
Из этих 7 млн. не более четвертой части, согласно переписки, проведенной по повелению Августа, имели права римских граждан, то есть были свободными подданными. В эмиграции в целом численность евреев достигла заметной величины – 5 млн. Три основных элемента поддерживало их единство: монотеистическая вера, синагога и празднование субботы. Вопрос о будущем мессии их напротив разделял. Концепция некоевого "царства" - крестьянского, патриархального, дезорганизованного, воплощавшего противоречия между городом и деревней, - теперь казалось нес ответствовавшей их сложным проблемам.
Книги Нового завета – зеркало этой ситуации. Все в них выглядит искаженным, когда речь идет о подлинных условиях жизни Палестины, их далекой Родины.
Спиритуализация мессианства – иначе говоря, рождение "христианства", поскольку оба эти термина эквивалентны, - могла произойти только в эмиграции.
Тот факт, что язык первых евангилий был греческим, а не еврейским, выходит, поэтому за рамки чисто филологической констанции: это важнейшее явление, которое образует прочную основу для решения всей проблемы происхождения христианства.
Таким образом, в отличии от буддизма и ислама, христианская религия очень рано оказалась связанной с людьми и странами, совершенно отличными от тех людей и стран, которые ее породили.1

ХРИСТИАНСТВО И БИБЛИЯ.
Религиозные воззрения и заповеди первобытных верований передавались изустно от поколения к поколению. В процессе развития и усложнения общественной жизни людей, с появлением письменности различные религиозные направления осознали необходимость в письменном закреплении своих положений. Появилась религиозная литература, в которой излагались вероучения и мифы. В дальнейшем некоторые из многочисленных религиозных книг приобрели ореол святости в глазах приверженцев той или иной религии, их стали называть священными, заповеданными самим Богом.
Так появилась и Библия.
Греческое слово "та библия" означает множественное число от слова "библос" - книга1.
Библия – это целая библиотека древних идеологических, исторических и литературных памятников, созданных на Ближнем Востоке на протяжении 15 веков (XIIIв. до н.э. – II в.н.э.) десятками и сотнями известных или неизвестных авторов.
Библия состоит из 39 книг Ветхого и 27 книг Нового завета.
Если 27 книг Нового завета абсолютно едины для всех христиан, то во взглядах на Ветхий завет у христиан есть крупные разногласия.
Дело в том, что там, где в книгах Нового завета цитируется Ветхий завет, эти цитаты чаще всего приводятся ао греческому переводу Библии III-Iiвв до н.э., именуемому благодаря легенде о 70 переводчиках Септуагинтой, а не по древнегреческому тексту.
Древнейшие христианские церкви – восточные, православные и западная католическая принимают Ветхий завет по тексту Септуагинты.
В дошедшей до нас на эллинистическом греческом языке Септуагинте, во-первых на 11 книг больше, чем в древнееврейском тексте, а во-вторых, ряд канонических книг имеют еще и греческие добавления к своему тексту. Православные включают эти 11 книг и вставки в остальные книги в Ветхий завет, но с примечанием, что они "дошли до нас на греческом языке" и являются неканоническими – душеполезными, но не "богодуховными".
Новый завет священ только для христиан и имеет одинаковый для всех христианских направлений текст. У протестантов и сектантов молитв за усопших, вымаливание им прощения грехов нет. Обуславливается это различие принятием ими лишь канонических книг Библии. В канонической части Библии указаний за умерших нет.
Зато во Второй книге Маккавейской, приемлемой в качестве неканонической только православными, есть прямое утверждение и похвала обряду молитв во оставление грехов усопших. Для самой религии эти библейские различия играют огромную роль.
К примеру, культ молитв за усопших в православии. Это целая индустрия, дающая церкви огромные доходы.
Таким образом, весьма основательные разночтения Библии отражаются в вероучениях отдельных вероисповеданий.

Историческое содержание Библии.
В Библии содержатся исторические материалы. Это книги Иисуса Навина и Судей, книги Царств и Паралипоменон и т.п. Но все эти книги не летописи, не исторические записки, а многократные переработки исторических источников и преданий религиозными деятелями древних евреев – пророками и жрецами, составленные с целью закрепления и возвеличение определенных религиозных представлений.
Анализ I-III книг Царств показал, что культ Яхве в описываемую ими эпоху только начал выделяться из древнееврейского генотеистического политеизма племен, а Библия составлена так, чтобы якобы евреи к описываемой эпохе (Х-IХ вв. до н.э.) уже чуть ли не полтысячелетия были последовательными монотеистами поклонниками бога Яхве.
Таким образом, при сравнении различных материалов, можно выделить историческое зерно из отдельных книг Библии. Библия тогда становится важным историческим документом.

Мифы и сказки в Библии.
Библия включает большое количество древних сказок и мифов. Сюда должны быть отнесены и первые 11 глав книги Бытия, и мифы о родоначальниках еврейского народа "патриархах" Аврааме, Исааке, Иакове и его 12 сыновьях и мифы о "законодателе" Моисее, пребывание евреев в Египте, в пустыне Синайской и мифы о вторжении евреев в Палестину и многие другие.
Мифы о патриархах рисуют картины быта древнего родового строя. Миф об убийстве Каином Авеля рисует с позиций кочевников-скотоводов возникновения конфликтов между скотоводами и земледельцами.

Библия и древние литературные памятники.
Библия вобрала в себя целый ряд древних литературных памятников, являющихся национальным достоянием древнееврейского и некоторых других народов и общечеловеческим культурным наследием.
Сюда могут быть отнесены романы об Аврааме, Иакове и его сыновьях, об Иосифе Прекрасном, о Самсоне и его дочери, поэма о смысле страдания – об Иове многострадальном, поэма о любви, не боящейся трудностей, - Песнь Песней.
Любовно-этическая поэма Песнь Песней, воспевающая жаркие объятия и ласки возлюбленных, превращается в аллегорию любви Яхве и народа избранного Христа и церкви.

Медицинские материалы.
Есть в Библии медицинские и санитарно-гигиенические предписания древних лет, свидетельство чисто человеческого характера Библии.
Глава 13 книги Левита, говоря о проказе, болезни, которую и в наше время редко медицина излечивает, указывает на существование излечимой и неизлечимой форм.
На деле оказывается, что под термином "цараат" (проказа) Библия разумеет накожные заболевания: от чесотки до сифилиса и собственно проказы. Подобно этому в народе говорили в свое время: умер "от живота", тогда как медицина сегодня различает десятки желудочных заболеваний.
Некоторые предписания вполне понятны как требования народной человеческой чистоплотности тех времен и правил общежития. Так, во Второзаконии предписывается от имени Бога всем израильтянам иметь в походе лопатку и зарывать ею свои испражнения, чтобы не загаживать стан.

Религиозные тексты и предписания.
Религиозные тексты и предписания, содержащиеся в Библии говорят о политике жрецов, кормившихся от алтаря, о древней магии и суеверных представлениях.
В книге Левита встречаются религиозные предписания чисто колдовского магического свойства типа запретов – табу: "скота твоего не своди с иною породою, поля твоего не засевай двумя родами семян, в одежду из разнородных нитей не одевайся".
В этой же главе запрещается касаться первых 3-х урожаев плодовых деревьев, четвертый предлагается отдавать отцам духовным и только с пятого урожая разрешается начинать пользоваться плодами своих трудов.

Противоречия в Библии.
Библия несет в себе противоречие различных эпох и ошибки в отражении бытовых и морально-этических норм, поскольку создавалась она многими людьми и долгое время Мифы двух групп еврейских племен – Яхвист и Элохист, которые легли в основу пяти первых книг Библии, - породили ряд противоречий в первых главах книги Бытие.
В одном месте (1:20 – 27) процесс творения жизни происходил в таком порядке: птицы и пресмыкающиеся, рыбы, животные, затем человек, причем мужчина и женщина одновременно.
А во второй главе (7 – 25) сначала был сотворен мужчина, затем животные и птицы и, наконец, женщина из ребра мужчины.

Чудеса в Библии.
В глазах верующего самым достоверным доказательством "богодуховности" божественной подоплеки Библии всегда были чудеса.
Сюда относятся такие чудеса, как уничтожение Ильей Пророком посланных арестовать его отрядов при помощи молнии, а так же миф о вознесении Илии на колеснице, запряженной огненными конями.
Чудо пророка Елисея с топором, упавшим в воду и всплывшим, когда Елисей бросил в реку щепку.
К этой же категории чудес относятся многочисленные хождения по воде, как посуху, того же Илии, Елисея и Христа. Это сказочные выражения меты людей древности о господстве над стихиями о торжестве человека над природой.

Библейские притчи.
В проповеднической деятельности сегодняшних церковников и сектантов большой популярностью пользуются евангельские притчи Христа. Притча – это очень популярная на Востоке форма иносказательного рассказа, наводящего читателя или слушателя на те или иные мысли и соображения. Говоря современным языком, это басня.
Притчи знал весь Дальний Восток. Множество их дошло до нас в литературе евреев. Так,в книге Судей (9:7-20)Иоффам, уцелевший от бойни, учиненной его сводным, но незаконнорожденным братом, обращается с притчей (о деревьях, выбирающих себе царя) к жителям принявшего узурпатора города Сихема.
Я хочу привести несколько притч Христа посвященных теме: «Чему уподобно царствие небесное»:
а) Мф.,13:24-30,36-43 …зерну посеянному на поле. Враг посеял туда же сорняки. Пока растет все вместе. В жатву зерно соберут, а сорняки сожгут.
б) Мф.,13:38 …закваске в трех мерах муки, которая красит все тесто.
в) Мф., 13:31-32 …семени горчицы. Сеют - крохотное оно, вырастает же могучим деревом.
г) Мф.,13:47-50 …неводу, который вытаскивает всякую рыбу. Хорошую берут, негодную – выбрасывают.

Апостольские послания.
Очень важное значение в Библии для понимания принципов и практики христианства имеют послания. Это по существу инструктивно - согласовательные письма, которыми в период своего становления обменивались нередко через посланцев – апостолов, раннехристианские общины. Из посланий видно, что раннее христианство рождалось в борьбе мнений и личностей, а не в благоговейном собрании людей вокруг раз и навсегда данной истины, что в христианстве были и хорошие люди, и довольно несимпатичные носители разнообразных пороков.
Отсюда мы узнаем о точках зрения церкви на ряд практических вопросов, которые вставали перед новой формой религии (церкви и государство, церковь и власть, верующие и неверующие и т.п.).

ПРИХОД ХРИСТИАНСТВА НА РУСЬ.
Насаждение христианства в древнерусском обществе богословы называют "крещением Руси" и датируют 988 годом.
В 980 году власть в Киеве захватил Владимир. Предположительно в 988 году князь крестился сам и велел крестится своим подданным. В 988 году имело место крещение только киевлян, положившее начало длительному и напряженно протекавшему процессу утверждения христианства в качестве государственной религии княжеской Руси.
По повелению князя, киевлян загнали в реку и там их окрестили привезенные Владимиром священнослужители. После крещения киевлян стали насаждать новую религию и в других городах Древней Руси.
И везде крестителям пришлось применять насилие, чтобы сломить упорство не желавших принимать христианство.
С большим трудом удалось обратить в христианство жителей древнего Ростова. Первые два епископа (XI в.) ничего не могли поделать с ростовчанами, третий едва избежал смерти и лишь четвертому удалось добиться частичного успеха. Такие же трудности возникли при христианизации населения древнего Мурома: не смогли приобщить к новой вере их ни сын Владимира Глеб, ни его приемник. "Нет сомнения, что введение новой веры сопровождалось немалым волнением в народе".1
Во многом из-за этих сопротивлений процесс христианизации Руси растянулся на столетия. Даже к середине XI в. далеко не все киевляне приняли новую веру. Не ранее начала XII в. были обращены в христианство жители Новгорода. Лишь в XII в. началось обращение в христианство вятичей, жителей Вологодчины.
В XIII-XIV в.в. подверглось крещению население Олонецкого края, еще позднее Саами, зыряне. Только в XV в. были крещены многие лопари, кочевавшие по побережью Ледовитого океана. С XVI в. начали обращать в христианство народы Поволжья. В XVII в. проводилось крещение калмыков, народностей Сибири и Камчатки и продолжается этот процесс до начала XX в., так и не завершившись.
Таким образом, само крещение населения Древней Руси вышло далеко за рамки X в. и последующих столетий.
Следовательно, 988 год никак не может быть назван датой «крещения Руси».

ХРИСТИАНСТВО И ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННЫХ ЛЮДЕЙ
Христианству уже более 2000 лет и все это время люди то отвергали его, то вновь сближались. Это хорошо видно в течение последних десятилетий.
В 30-х г.г. христиане подвергались гонению. Когда к власти пришли коммунисты, верующим было запрещено ходить в церковь. Их преследовали, и если на человека падало подозрение в то, что он верит в Бога, то с ним могли сделать все что угодно. Но прошло время, сменилась власть и сейчас хорошо видно, что все больше и больше людей посвящают себя христианству. Открываются новые церкви, реставрируются храмы.
Меньше, чем за год был воздвигнут Храм Христа Спасителя. Но это в Москве. Возьмем, к примеру, наш город Муром. Мы видим, что и здесь реставрируются и открываются церкви: Козьмодемьянская, Надвратно Казанская, Николо-Набережная.
Несмотря на все перемены, у нас открыты Троицкий, Стефания Благовещенский монастыри.
Люди с удовольствием ходят в церкви не только по праздникам. Я знаю, что многие находят в этом утешение. Человек приходит в церковь для очищения своей души, но церковь требует, чтобы человек был готов к этому. В посте он размышляет над собой, своими поступками и затем сознательно идет на исповедь к Богу.
Он ощущает облегчение, он видит мир другими глазами, он хочет исполнять заповеди Божие, чтобы жизнь его в будущем стала лучше, он прощает обидящих его и молится за них. Церковь успокаивает человека, особенно в это не спокойное трудное время.
Поэтому все больше людей идет в церковь, находят там умиротворение и веру в царствие Божие.
Верить в Бога – значит верить в лучшую жизнь, в достижение своих целей.
Религия играет значительную роль в воспитание подросткового поколения. Она прививает доброту, милосердие, любовь к ближнему, уважение к старшим.
И, что бы ни происходило на Земле, религия будет играть далеко не последнюю роль в жизни людей.

БИБЛИОГРАФИЯ

№ п.п. Название Издательство Автор Где Год
1. "Настольная книга атеиста" "Политиздат" С.Д.Сказкин Москва 1987
2. "У истоков христианства" "Политиздат" А.Доннины Москва 1979
3. "Раннее христианство: страницы истории" "Политиздат" И.С.Свенцицкая Москва 1987
4. "Первоисточники по истории раннего христианства" "Политиздат" А.Б.Ранович Москва 1990
5. К.Маркс Ф.Энгельс "Госполитиздат" К.Маркс Ф.Энгельс Москва 1955
6. "Детская энциклопедия" "Просвещение" С.Д.Сказкин Москва 1967
7. "Атеизм и религия: вопросы и ответы" "Политиздат" В.Н.Басимов Москва 1985
8. "Вопросы научного атеизма" "Мысль" П.К.Курочкин Москва 1980
9. "Молодежь, религия, атеизм" "Молодая гвардия" В.А.Алексеев Москва 1985

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
ПУ 10 г.Муром

РЕФЕРАТ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
На тему: "Христианство – одна из форм мировых религий".

Учащегося группы М-1
по профессии:
помощник машиниста электровоза
Гурова И.А.

2002 г.
1 К.Маркс, Ф.Энгельс, соч., Т.21, стр.147
1 И.С.Свенцицкая, "Раннее христианство: страницы историй", "Политиздат",М., 1987г., стр.326
1 Амброжо Донини, "9 истоков Христианства", "Политиздат", М., 1979г., стр.8.
1С.Д.Сказкин, "Политиздат", "Настольная книга атеиста", М, 1987г., стр.271.
1 Басилов В.Н., "Политиздат", "Атеизм и религия. Вопросы и ответы"., М., 1985г., стр.27.

РЕЛИГИИ МИРА

ХРИСТИАНСТВО

16.04.04 Гарнык Виктор 8 «Д»

Христианство – одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных ветви: католицизм, православие, протестантизм. Общий признак, объединяющий христианские вероисповедания и секты – вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира. Главный источник вероучения – Священное писание (Библия, особенно её вторая часть – Новый Завет). Христианство возникло в 1 веке н.э. в восточной провинции Римской империи, в Палестине как религия угнетенных. В 4 веке стало государственной религией Римской империи; в средние века христианская церковь освящала феодальный строй; в XIX веке, с развитием капитализма, превратилась в опору буржуазии.

Изменившееся соотношение сил в мире после Второй Мировой Войны, научный прогресс привели христианские церкви к изменению курса, они встали на путь модернизации догматики, культа, организации и политики.

(Советский энциклопедический словарь)

Библия – это речь Бога, обращенная к людям, а также рассказ о том, как люди слушали или не слушали своего Творца. Этот диалог длился свыше тысячи лет. Религия Ветхого Завета начинается с середины II тысячелетия до Р.Х. Большинство книг Ветхого завета составлено с 7-ого по 3-ий век до Р.Х.

К началу II в. По Р.Х. к Ветхому Завету были присоединены книги Нового Завета. Это четыре Евангелия – описания земной жизни Иисуса Христа, сделанные его учениками, апостолами, а также книги Деяний апостолов и Посланий апостолов. Завершает Новый Завет Откровение Иоанна Богослова, в котором рассказывается о конце света. Эту книгу часто называют Апокалипсисом (греч. «Откровение»).

Книги Ветхого Завета написаны на древнееврейском языке – иврите. Книги Нового Завета были созданы на диалекте греческого языка – койне.

Более 50 человек в разные времена принимали участие в написании Библии. И при этом Библия оказалась единой книгой, а не просто сборник разрозненных проповедей. Каждый из авторов свидетельствовал о своем опыте встречи с Богом, но христиане твердо уверены, что Тот, с Кем они встречались, всегда был Одним и Тем же. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне… Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же»

Ещё одна особенность христианства как религии заключается в том. Что оно может существовать только в форме Церкви. Церковь – это сообщество людей, верящих во Христа: «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»

Однако слово «церковь» имеет разные значения. Это и сообщество верующих, объединенных одним местом проживания, одним священнослужителем, одним храмом. Такая общность составляет приход.

Церковью, особенно в православии, принято называть храм, который в этом случае воспринимается как «дом Божий» - место совершения таинств, обрядов, место совместной молитвы.

Наконец, Церковь может приниматься как форма христианской веры. За 2 тысячелетия в христианстве сложились и оформились несколько различных традиций (конфессий), каждая из которых имеет свой символ веры (краткая формула, вобравшая в себя основные положения вероучения), свой обряд и ритуал. Поэтому можно говорить о Православной Церкви (Византийская традиция), Католической церкви (Римская традиция) и Протестантской церкви (традиция Реформации 16 века)

Кроме того, есть понятие Земной Церкви, объединяющей всех верующих во Христа, и понятие Небесной Церкви – идеального божественного устроения мира. Есть и другое толкование: Небесную Церковь составляют святые и праведники, окончившие свой земной путь; там, где Земная Церковь следует заветам Христа, она составляет единство с небесной.

Христианство уже давно перестало быть монолитной религией. Причины политического характера, внутренние противоречия, накопившиеся начиная с 4-ого века, привели в 11-ом веке к трагическому расколу. И до этого в разных поместных церквях существовали различия в богослужении и богопонимании. С разделением Римской империи на 2 самостоятельных государства образовались и 2 центра христианства – в Риме и в Константинополе (Византия). Вокруг каждого из них стали формироваться поместные церкви. Традиция, сложившаяся на Западе, привела в Риме к совершенно особой роли папы как Римского первосвященника – главы Вселенской Церкви, наместника Иисуса Христа. С этим не согласилась Церковь на Востоке.

Образовались 2 христианские конфессии (лат. «исповедание», т.е. направления христианства, имеющие различии в вероисповедании) – православие и католичество. В 16 веке Католическая Церковь испытала раскол: возникла новая конфессия – протестантство. В свою очередь Православная Церковь в России пережила тяжелейший раскол на старообрядческую и православную церкви.

Сегодня христианство представляют 3 конфессии, каждая из которых делится на множество деноминаций, т.е. течений, иногда весьма сильно различающихся по своим убеждениям. И православные, и католики, и большая часть протестантов признают догмат (определение Церкви, имеющее безусловный авторитет для каждого члена) о Святой Троице, верят в спасение через Иисуса Христа, признают единое Священное Писание – Библию.

Православная Церковь состоит из 15 автокефальных церквей (административно самостоятельных), 3 автономных (полностью независимых) и насчитывает в своих рядах около 1200 млн. человек.

Римско-католическая Церковь насчитывает около 700 млн. верующих.

Протестантские церкви, входящие во Всемирный Совет Церквей, объединяют около 250 млн. человек.

(«Религии мира», «Аванта +»)

Доклад РЕЛИГИИ МИРА ХРИСТИАНСТВО 16.04.04 Гарнык Виктор 8 «Д» Христианство – одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных ветви: католицизм, православ

Close