Предложение содержит информацию, спрашивает о ней или направляет на действие. Чаще всего имеет основу и описывающие её второстепенные члены. Чтобы усвоить или освежить в памяти тему, полезно изучить примеры грамматического разбора предложения в русском языке.

Грамматическая основа в разборе предложения

Основа достаточно логична в применении. Состоит из подлежащего, которое называет непосредственно вещь или явление, и сказуемого - действия, совершённого или направленного на объект.

Подлежащее всегда употребляется в начальной форме (именительный п.), но может являться не только существительным. Это может быть:

  • числительное - для указания количества, множества, числа (в очереди стояло трое; четыре была для него лучшей оценкой);
  • личное местоимение (он тихо ходил по коридору; мы вышли из класса);
  • неопределённое местоимение (кое-кто сидел в комнате; что-то мне мешало);
  • отрицательное местоимение (никто не мог им помешать);
  • прилагательное в значении существительного (ответственный назначался руководством; дежурный следил за порядком).

В грамматическом разборе предложения подлежащее принято выделять подчёркиванием, а сказуемое - двойным подчеркиванием.

Сказуемое чаще всего является глаголом, но имеет несколько видов:

  • простое глагольное, выражено глаголом в любом наклонении (пёс бежал по аллее; студент встаёт рано);
  • составное глагольное, состоит из вспомогательного глагола (модального слова) и инфинитива (она начала бегать по утрам; я должен съездить на работу);
  • составное именное, имеющее глагол-связку (чаще всего - быть) и назывную часть (школьник стал студентом; хлеб является основной их едой; трижды два - шесть (опускается слово «будет»));

Полнота предложения

Исходя из состава основы, предложения бывают двусоставные, где присутствуют оба главных члена либо один подразумевается (неполные) (наступила ночь; где он (опущено «находится»)?) , и односоставные. Последние бывают:

  • определённо-личные, в которых по лицу глагола понятно, о ком речь (делаю всё возможное (я); идём на прогулку (мы));
  • неопределённо-личные, выражаемые глаголом прошедшего времени во множественном числе (этажом ниже зашумели; где-то вдалеке пели);
  • обобщённо-личные, которые приписывают действие всем (часто встречается в пословицах и поговорках) (хочешь рыбку съесть - надо в воду лезть; идёшь и восхищаешься видом);
  • безличные, не подразумевающие никакого объекта (стемнело; его было очень жаль; в комнате холодно).

Второстепенные, но не менее важные

Чтобы дать развёрнутую информацию, объект и действие подкрепляются сторонними словами и конструкциями. Ими являются:


Выполняя грамматический разбор предложения, их тоже обязательно следует учитывать. Если второстепенные члены имеются - предложение считается распространённым, соответственно, без них - нераспространённым.

Осложненные предложения - это совсем не сложно

Различные вставные компоненты дополняют предложение, увеличивая объем информации. Они встраиваются между главными и второстепенными членами, но определяются уже как отдельная часть, которая идёт отдельным пунктом в грамматическом разборе предложения. Эти компоненты можно убрать или заменить без потери смысла текста. Среди них:

  • обособленные определения, применимые к объектному члену (описывают свойство, выделяются как определение), являются причастными оборотами (чайник, гревшийся на плите, резко засвистел; дорога вела к дому, стоявшему в лесу);
  • обособленные обстоятельства (выделяются как обстоятельство) являются деепричастными оборотами (он бежал, спотыкаясь о камни; глядя с опаской, собака протянула лапу);
  • однородные члены предложения - выполняют одинаковую функцию и всегда задаются одинаковым вопросом (на полу были разбросаны (что?) книги, тетради, заметки (однородное подлежащее); на выходных мы только (что делали?) спали и гуляли (однородное сказуемое); он взглянул на (кого?) маму и сестру (однородное дополнение));
  • обращение к кому-либо, которое всегда обособляется запятой и является самостоятельным членом предложения (сын мой, ты поступил правильно; Ты, Андрей, меня не так понял);
  • вводные слова (вероятно, возможно, наконец-то и пр.) (я, наверное, погорячился; завтра, скорее всего, будет жарко).

Как сделать грамматический разбор предложения, учитывая все компоненты?

Для разбора создан чёткий алгоритм, не вызывающий затруднений при знании всех вышеперечисленных конструкций и компонентов предложения. Среди них выделяются простые и сложные - порядок анализа у них немного разный. Далее предоставлен грамматический разбор предложений с примерами для отдельных случаев.

Простое предложение

В начале осени, покрытые золотым ковром, причудливо переливаются городские аллеи.

1. Определить главные члены. Основа должна быть одна, как в данном примере: аллеи - подлежащее, переливаются - сказуемое.

2. Выделить второстепенные члены: (когда?) в начале осени - обстоятельство, (какие?) покрытые золотым ковром - обособленное определение, (как?) причудливо - обстоятельство, (какие?) городские - определение.

3. Определить части речи:

В пр. начале сущ. осени сущ. , покрытые прич. золотым прил. ковром сущ. , причудливо нар. переливаются гл. городские прил. аллеи сущ.

4. Описать признаки:

  • цель высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное);
  • интонация (восклицательное, невосклицательное);
  • по основе (двусоставное, односоставное - указать, какое);
  • полнота (полное, неполное)
  • по наличию второстепенных (распространённое, нераспространённое);
  • осложнено (если да, то чем) или не осложнено;

Характеристика данного невосклицательное, двусоставное, полное, распространённое, осложнено обособленным определением.

Так и выглядит полный грамматический разбор предложения.

Сложное предложение

Поскольку сложное предложение включает два и более простых, весьма логично разобрать их по отдельности, но алгоритм разбора всё равно другой. Грамматический разбор предложения в русском языке неоднозначен. Сложные предложения по связи простых бывают:


Пример разбора сложносочинённого предложения

В семье, независимо от возраста, каждый был очень занятым, но на выходных все собирались вместе за одним большим столом.

  1. Выделяются все основы. Их несколько в сложном предложении: каждый - подлежащее, был занятым - составное именное сказуемое; все - подлежащее, собирались - сказуемое.
  2. Определить части речи.

В пр. семье сущ. , независимо нар. от пр. возраста сущ. , каждый местоим. был гл. очень нар. занятым прил. , но с. на пр. выходных прил. все местоим. собирались гл. за пр. большим прил. столом су щ.

  1. Выявить наличие союза. Здесь - «но». Значит предложение является союзным.
  2. Охарактеризовать по положению простых можно в том случае, если имеется союз (пункт 2). Данный пример - сложносочинённое предложение, простые в нём равнозначны (т.е. при желании можно разделить его на два самостоятельных). В случае бессоюзного этот пункт не указывается.
  3. Сделать общую характеристику: повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочинённое.
  4. Разобрать простые внутри по отдельности:
  • в семье, независимо от возраста, каждый был очень занятым (повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, распространённое, осложнено обособленным определением «независимо от возраста»)a
  • на выходных все собирались за большим столом (повеств., невоскл, прост., двусост., полное, распр., неосл.)

Сложноподчинённое предложение

Алгоритм будет аналогичным, только с указанием подчинительного союза. Он входит в состав Также нужно выделить главное и выяснить, каким способом к нему «прикрепляются» придаточные (круглые скобки).

Это - вид подчинения, не обязательный пункт, но тоже часто учитывается.

Главное, помнить, что грамматический и синтаксический разбор - синонимы. Встреча одного из слов в задании не должна пугать, так как тема достаточно общая и быстроусваиваемая. Для иностранцев она сложна из-за большой вариативности, но тем и красив русский язык.

Ученики средней и старшей школы регулярно сталкиваются с проблемой, как провести анализ в русском литературном языке.

Делается синтаксический разбор в соответствии с определённой схемой. Эта тема в школьном курсе позволяет выявить структуру предложения , охарактеризовать его, что снижает пунктуационную неграмотность.

Вконтакте

Что показывает синтаксический анализ

В существует четыре основных вида разбора: фонетический, морфологический, по составу и синтаксический. Под последним понимают анализ или разбор синтаксических единиц с первостепенным выделением грамматической основы . Выполняется анализ согласно утверждённому алгоритму действий: подчеркнуть члены + охарактеризовать их + нарисовать схему.

Школьники, проучившись одиннадцать классов, иногда не знают, что такое синтаксический разбор предложения. Они говорят об анализе, как о разборе по составу. Это неверно, так как разбирают только отдельно взятые лексемы по составу. Что касается связки слов, выражающих законченную мысль, то в начальной школе процесс именуется, как разбор предложения по членам. При этом в средней и старшей школе он приобретает более глубокий смысл. Исходя из этого, необходимо раз и навсегда запомнить, что разбор предложения по составу на занятиях по русскому языку не выполняется.

Ответ здесь очевиден – всем известные подлежащее, указывающее на предмет или объект, и сказуемое – на действия, выполняемые первым . Чтобы речь была понятнее, а высказывание полным, главные члены дополняются второстепенными, которые имеют набор особенностей.

Второстепенные члены предложения позволяют раскрыть целостную картину происходящих событий. Их цель – пояснить, описать действия основных предшественников .

На следующем этапе придётся разобрать предложение по . Здесь имеется в виду, чем выражены его члены. Каждый имеет несколько вариантов, необходимо выбрать правильный, задав вопрос:

  • подл. – сущ., мест.;
  • сказ. – гл., кр. прил., сущ.;
  • опред. – прил., мест., числ.;
  • доп. – сущ., мест.;
  • обст. – наречие, сущ. с предлогом.

С учетом вышеуказанного вырисовывается более или менее ясное представление о том, что такое синтаксический разбор предложения. Одним словом, это сложный анализ связанных лексем, выражающих законченную мысль.

Характеристика синтаксических единиц

Надо знать критерии, которыми обладает лексема, чтобы осуществить подробное описание. Характеристика предложения в тексте предполагает определённый алгоритм.

Определяем вид:

  • по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);
  • по эмоциональной-экспрессивной окраске (по интонации) – восклицательное или невосклицательное.

Находим грамматическую основу.

Рассказываем последовательно о каждом члене предложения, средствах их выражения.

Описываем структуру синтаксической единицы. Для простого предложения:

  • по составу: односоставное (опред.-лич., неопред.-лич., обобщённо-личное, безличное, назывное) или двусоставное;
  • по распространённости: распространённое или нераспространённое;
  • по полноте: полное или неполное.
  • чем осложнено: однородными членами, междометиями, обращением, вводными конструкциями.

Определяем к какому типу относится сложное предложение:

  • сложносочинённые предложения (ССП) – на них указывают простые части, связанные сочинительным союзом;
  • сложноподчинённые предложения (СПП) – устанавливаем главное, а также придаточное слово, опираясь на вопрос и особенность построения (к чему относится, чем прикрепляется придаточное), определяем вид последнего;
  • бессоюзное сложное предложение (БСП) – устанавливаем, из какого числа простых частей состоит синтаксическая единица, определив значение каждого (одновременность, последовательность, противопоставление и др.).

Приводим аргументацию, по какой причине поставили именно эти пунктуационные знаки.

Если задание предполагает составление схемы, то делаем это.

Выполнить синтаксический разбор сложного предложения труднее.

Здесь больше параметров для анализа .

После того, как сложное предложение из примеров разобрано на простые части, приступаем к анализу каждой из них в отдельности.

Следуя алгоритму, проблем с выполнением задания под цифрой 4 у школьника, не возникнет.

Как составить схему

Не всегда достаточно правильно выполнить синтаксический разбор простого предложения, чтобы получить оценку отлично. Ученик также должен уметь составлять схемы описываемых единиц.

  1. Выделите подлежащее, подчеркнув одной линией, а сказуемое – двумя чертами.
  2. Найдите второстепенные члены, подчеркнув их согласно общепринятых правил.
  3. Предложения с оборотом или причастным выделяется следующим образом и указываются в итоговой схеме. Деепричастный оборот выделяется с двух сторон вертикальными чертами, а подчёркивается точка/пунктир. Причастный оборот выделяется с двух сторон вертикальными чертами , а подчёркивается волнистой линией.
  4. В схему сложносочинённого предложения союз не входит, его выносят за рамки основы. А вот сложноподчинённые предложения включают его в придаточную часть. Союзы и союзные слова заключаются в овал.

Важно! Перед тем, как составить схему предложения, надо научиться графически обозначать однородные члены. Их заключают в круг, а обращение, которое не является членом синтаксической единицы, в схеме обозначается буквой «О» и отделяется двумя вертикальными линиями. Аналогичным образом поступают с вводными словами.

Схему предложения с прямой речью составить несложно . Здесь важно отделить одну часть от другой, т.е. слова автора от прямой речи, поставив между ними соответствующие пунктуационные знаки.

Образец разбора простого предложения

Записываем пример и приступаем к анализу.

Я не видел озера великолепнее Байкала.

I этап: разбор предложения по членам:

  • «Я» – подл., выражено лич. мест;
  • «Не видел» – простое гл. сказ., выражено глаг. в форме изъявит. накл. прош. вр.;

II этап: Выясняем, какие же члены предложения составляют грамматическую основу. Здесь это будет — «Я не видел», поэтому имеем дело с простым предложением.

В конкретном примере все второстепенные члены примкнули к сказуемому:

  • не видел (чего?) озера – допол., выражено сущ. в Р.П.;
  • озера (какого?) великолепнее – несогл., опред, выражено прил. в срав. степени;
  • великолепнее (чего?) Байкала – допол., выражено сущ. в Р.П.

III этап: по окончании процесса дают общую характеристику простого предложения в русском языке:

  • по строению – двусоставное, распространённое, полное;
  • по цели высказывания – повествовательное;
  • по интонации – невосклицательное, следовательно, в конце ставится знак препинания – точка.

IV этап: синтаксический разбор простого предложения предполагает схему [- =].

Больше проблем вызывает синтаксический разбор предложения с деепричастным оборотом. Его примеры см. ниже.

Образец: За болотом, полыхая берёзами, виднелась роща.

Характеристика: повест., невоскл., простое, двусоставное, распростр., полное, осложнено обособленным дееп. об.

Схема: [, I дееприч.оборот I, = — ].

Осложнённые однородными членами, оборотами синтаксические единицы разбираются аналогичным образом.

Простые предложения с деепричастным оборотом должны получить объективную оценку. В них указывается, каким членом является весь оборот, затем его части разбираются на слова.

Образец: Месяц только что выбрался из-за бугра и освещал полупрозрачные, маленькие, низкие облака.

Характеристика: повест., невоскл., однородные сказ. соединены неповторяющимся союзом «и», поэтому запятая между ними не ставится, а между определениями надо поставить запятые, они имеют бессоюзную связь, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказ. и опред.

Схема: [- = и = О, О, О].

Разбор сложных предложений

Домашнее упражнение по русскому регулярно содержит обязательное задание под цифрой 4. Здесь встречаются разнохарактерные примеры: ССП, СПП, БСП.

Всегда, делая синтаксический разбор сложного предложения, нужно начинать его с нахождения грамматической основы.

Анализировать сложноподчинённые предложения нужно исходя из определения главного и придаточного.

Разбор синтаксических единиц с несколькими придаточными осуществляется по общему плану, как бы делался разбор предложения по составу , но с указанием вида подчинения и комбинации этих видов. Ниже представлены образцы сложноподчинённых предложений с примерами, со схемами, наглядно демонстрирующие анализ.

Образец СПП с последовательным подчинением: Малыши сообщили, что нарвали тех ромашек, которые любила бабушка.

Характеристика: повест., невоскл., сложное, союзное, его части связаны подчинительной связью с последовательным подчинением, состоит из двух простых.

Схема: [- =], (что = (которые = -).

Образец ССП: Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво.

Характеристика: повест., невоскл., сложное предложение, имеет две грамматические основы, союзное, сложносочинённое. Союз «и» выражает одновременность. 2-е простое предложение осложнено однородными обст. состояния.

Схема: [- =], и [=].

Образец БСП : Ветер воет, гром грохочет.

Характеристика: повест., невоскл., сложное бессоюзное.

Схема: [- =], [- =].

Синтаксический разбор простого предложения

Как делать синтаксический разбор

Вывод

Если иметь перед глазами предложения, примеры со схемами, то автоматически срабатывает визуальная память. Это хорошо помогает на контрольных диктантах и самостоятельных. Тем самым можно научиться автоматически и безошибочно делать синтаксический разбор предложения (если примеры будут подобраны грамотно), освещать все критерии, необходимые для анализа.

Запомни:

Член предложения

Обозначает/ показывает

Отвечает на вопросы

Подчеркивается

Подлежащее

главные члены предложения

о ком или о чем говорится в предложении

кто? что?

Сказуемое

называет то, что совершает предмет, его состояние, каков он

что делает? что делал? что будет делать? каков?

Определение

второстепенные члены предложения

признак предмета

какой? какая? какое? какие? чей? чья?

Дополнение

на какой предмет или явление направлено действие

кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

Обстоятельство

как совершается действие, когда совершается действие, где совершается действие, по какой причине совершается действие, с какой целью совершается действие

где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?

Выпиши предложение.

Делай так : С высоких гор побежали звонкие ручейки .

1.Основа предложения:

в предложении говорится о ручейках , следовательно, ручейки - это подлежащее,

побежали , следовательно, побежали – это сказуемое.

2.В предложении есть второстепенные члены.

Задаю вопрос от подлежащего:

ручейки какие?- звонкие – это определение.

Задаю вопрос от сказуемого:

побежали откуда? –с гор – это обстоятельство места.

с гор каких? – высоких – это определение.

39. Схема разбора предложения (синтаксический разбор).

I. Вид предложения по цели высказывания.

II. Вид предложения по интонации.

III. Основа предложения (подлежащее и сказуемое).

IV. Вид предложения по наличию второстепенных членов.

V. Второстепенные члены предложения.

Выпиши предложение.

Делай так : С высоких гор побежали звонкие ручейки . (Повеств., невоскл., распр.)

Это предложение

I. Повествовательное.

II. Невосклицательное.

III.Основа предложения:

в предложении говорится о ручейках , следовательно, ручейки - это подлежащее,

о ручейках говорится, что они побежали , следовательно, побежали – это сказуемое.

IV. В предложении есть второстепенные члены, поэтому оно распространённое.

V. Задаю вопрос от подлежащего:

ручейки какие?- звонкие – это определение.

Задаю вопрос от сказуемого:

побежали откуда? – с гор – это обстоятельство места.

Задаю вопрос от второстепенных членов предложения:

С гор каких? – высоких – это определение.

Запомни:

III. Пунктуация

40.Знаки препинания в конце предложений(.?!).

Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком. Подчеркни знак препинания.

Делай так : Слава нашей Родине ! Слава труду !

41. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Правильно расставь знаки. Подчеркни однородные члены предложения. Начерти схему предложения.

Делай так : Грачи , скворцы и жаворонки улетели в теплые края. (О,О и О)

Знаки препинания при однородных членах:

О да (=и) О

О, да (= но) О

и О, и О,и О,и О

или О, или О,или О,или О

О, и О,и О,и О

42.Сложное предложение.

Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы.

Делай так:

Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.

[ ], [ ].

43.Предложения с прямой речью.

Запиши правильно предложение. Составь схему.

Делай так :

1) Олег успокаивал мать: "Все будет хорошо".

2) Он крикнул: "Вперёд, ребята!"

3) Он спросил: "Ты откуда, парень?"

4) "Я тебя не выдам", - обещал Иван.

5)"Пожар!" – крикнула Таня.

6) "Кто это был?" – спросила Оля.

7) "Я врач, - сказал он,- сегодня дежурю".

"П, - а, - п".

8) "Наше присутствие необходимо, - закончил Петров.- Выезжаем утром".

"П, - а. - П".

9) "Почему в пять? – спросил брат.- Это очень рано".

"П? - а. - П".

10) "Ну и отлично! – воскликнула Аня.- Поедем вместе".

"П! - а. - П".

11) "Он из нашей группы, – сказал Иван.- Садись, Пётр!"

"П, - а. – П!"

УЧИТЕЛЮ И РОДИТЕЛЯМ

«Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку» состоит из трёх разделов: «Правила правописания», «Виды разборов», «Пунктуация».

В первом и третьем разделе даны указания о том, какие операции и в какой последовательности необходимо произвести учащимся при выполнении работы над ошибками. Для того чтобы ученик мог быстро и легко найти в памятке нужную орфограмму, каждое правило имеет свой порядковый номер.

Работу по памятке мы предлагаем проводить следующим образом. К традиционным обозначениям ошибок на полях приписывать номер орфограммы, помещенной в памятке. После проверенной работы пропускать две строчки и на последующих строчках указывать эти номера.

Ученик, получив тетрадь, должен выполнить работу над ошибками строго по памятке. Каждую работу учитель проверяет и оценивает, при этом учитывается правильность и точность исправления.

Например: на улице сильный морос – на полях ученик видит| №20. Он открывает книжку-памятку и читает алгоритм работы:

№20 Мороз – мороз ы .

Таким образом, основными видами самостоятельной работы учащихся над ошибками являются:

Самостоятельное исправление (потом можно предложить самостоятельное отыскивание) ошибок;

Самостоятельное выписывание слов, в которых допущена ошибка;

Подбор проверочных слов;

Повторение правил.

Учитывая необходимость преемственности начальной и средней ступени обучения при составлении третьего раздела «Виды разборов» (морфемный, фонетический, морфологический, синтаксический) мы опирались на учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.

«Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку» может быть использована в учебной работе по любой программе начальной школы, как при групповой форме работы, так и при индивидуальной, самостоятельной работе ученика в классе или дома.

Литература

1.Русский язык: 3 класс: комментарии к урокам/ С.В. Иванов, М.И. Кузнецова.- М.: Вентана-Граф, 2011.-464 с.- (Начальная школа XXI века).

2.Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 кл. общеобразоват. учеб. заведений /В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова- М.: Просвещение,1994.-256 с.

3. Русский язык: учеб.для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.- М.: Просвещение, 2007.-317 с.

4. Справочник для начальных классов. Пособие для учащихся 3-5 классов, их родителей и учителей. /Т.В. Шклярова - М.: "Грамотей", 2012, 128 с.

Не всем школьникам легко дается полный синтаксический разбор предложения. Мы подскажем вам правильную последовательность действий, которая поможет легче справиться с таким заданием.

Этап 1: Внимательно прочтите предложение и определите цель высказывания.

По цели высказывания предложения разделяются на:

  • повествовательные – «Красота спасет мир» (Ф. Достоевский);
  • вопросительные – «Русь, куда ж несешься ты?» (Н. Гоголь);
  • побудительные – «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» (А. Пушкин); «Завет писателям: не нужно выдумывать интриги и сюжеты. Пользуйтесь сюжетами, которые предоставляет сама жизнь» (Ф. Достоевский).

Повествовательные предложения содержат сообщение о чем-либо и характеризуются спокойной повествовательной интонацией. Содержание и структура таких предложений может быть очень разнообразной.

Цель вопросительных предложений – получить от собеседника ответ на поставленный в предложении вопрос. В некоторых случаях, когда вопрос носит риторический характер (т.е. не требует ответа), цель такого предложения иная – патетическое высказывание какой-либо мысли, идеи, выражение отношения говорящего к чему-либо и т.п.

Цель высказывания побудительного предложения – мотивировать адресата сообщения совершить какое-либо действие. Побуждение может выражать прямой приказ, совет, просьбу, предостережение, призыв к действию и т.п. Различия между некоторыми из этих вариантов зачастую выражаются не структурой самого предложения, а интонацией говорящего.

Этап 2: Определите интонацию и эмоциональную окраску предложения.

На этой стадии синтаксического разбора предложения посмотрите, какой знак препинания стоит в конце предложения. По этому параметру предложения разделяются на:

  • восклицательные – «Ну что за шейка! Что за глазки!» (И. Крылов);
  • невосклицательные – «Мысль летит, а слова идут шагом» (А. Грин).

Этап 3: Найдите в предложении грамматические основы.

Количество грамматических основ в предложении определяет, каким является это предложение:

  • простое предложение – «Вино превращает человека в скотину и зверя, доводит его до исступления» (Ф. Достоевский);
  • сложное предложение – «Мне кажется, что люди не понимают, сколько убожества и несчастий в их жизни возникает из-за лени» (Ч. Айтматов).

В дальнейшем синтаксический разбор сложного предложения и синтаксический разбор простого предложения идут разными путями.

Для начала рассмотрим синтаксический разбор простого предложения с примерами.

Этап 4 для простого предложения : Найдите главные члены и дайте характеристику предложению.

Простое предложение в зависимости от наличия полного набора главных членов предложения или отсутствия какого-либо из них может быть:

  • односоставным – «Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный - невозможно» (А. Пушкин), отсутствует подлежащее; «Осень. Сказочный чертог, всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера» (Б. Пастернак), отсутствует сказуемое;
  • двусоставным – «Очень плохим признаком становится потеря способности понимать юмор, аллегории, шутки» (Ф. Достоевский).

Укажите, какой главный член присутствует в односоставном предложении. В зависимости от этого, односоставные предложения бывают именными (наличествует подлежащее: назывными) и глагольными (наличествует сказуемое: определённо-личными, неопределённо-личными, обобщенно-личными, безличными).

Этап 5 для простого предложения : Посмотрите, есть ли в предложении второстепенные члены.

По наличию/отсутствию дополнений, определений и обстоятельств, простое предложение может быть:

  • распространенным – «Цель моя состояла в том, чтобы побывать на Старой улице» (И. Бунин);
  • нераспространенным – «Припадок кончен. Грусть в опале» (С. Есенин).

Этап 6 для простого предложения : Определите, полное предложение или неполное.

Полным или неполным является предложение – зависит от того, входят ли в его структуру все члены предложения, которые нужны для законченного, имеющего смысл высказывания. В неполных отсутствует какой-либо из главных или второстепенных членов. А смысл высказывания определяется контекстом или предыдущими предложениями.

  • полное предложение – «Слова у Пришвина цветут, сверкают» (К. Паустовский);
  • неполное предложение – «Как тебя зовут? - Меня Аночкой» (К. Федин).

При синтаксическом разборе предложения для неполного укажите, какие члены предложения пропущены.

Этап 7 для простого предложения : Определите, осложнено предложение или не осложнено.

Простое предложение может быть осложнено либо не осложнено вводными словами и обращениями, однородными либо обособленными членами предложения, прямой речью. Примеры простых осложненных предложений:

  • «Остап Бендер, как стратег, был великолепен» (И. Ильф, Е. Петров);
  • «Он, комиссар, должен был стать вровень с Сарычевым если не личным обаянием, не прошлыми боевыми заслугами, не военным талантом, так всем другим: принципиальностью, твердостью, знанием дела, наконец, мужеством в бою» (К. Симонов).

Этап 8 для простого предложения

Сперва обозначают подлежащее и сказуемое, потом второстепенные в составе подлежащего и второстепенные в составе сказуемого.

Этап 9 для простого предложения

При этом укажите грамматическую основу, если предложение осложнено – укажите осложнение.

Посмотрите на образец синтаксического разбора предложения:

  • Устный разбор: предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: швейцар затоптал, двинулся было, не сделал, остановился, распространенное, полное, осложненно однородными сказуемыми, обособленным определением (причастный оборот), обособленным обстоятельством (деепричастный оборот).
  • Письменный разбор: повест., невоскл., прост., двусост., г/о швейцар затоптал, двинулся было, не сделал, остановился, распр., осложн. однородн. сказ., обособл. опред. (причастн. оборот), обособл. обст-вом (деепричастн. оборот). Теперь рассмотрим синтаксический разбор сложного предложения с примерами.

Этап 4 для сложного предложения : Определите, как связь существует между частями сложного предложения.

В зависимости от наличия или отсутствия союзов, связь может быть:

  • союзной – «Тот, кто стремится к самосовершенствованию, никогда не поверит, что это самосовершенствование имеет предел» (Л. Толстой);
  • бессоюзной – «В момент, когда луна, такая огромная и чистая поднялась над гребнем той темной горы, звезды, которые были на небе, разом открыли глаза» (Ч. Айтматов).

Этап 5 для сложного предложения : Выясните, что связывает части сложного предложения вместе:

  • интонация;
  • сочинительные союзы;
  • подчинительные союзы.

Этап 6 для сложного предложения : На основании связи между частями предложения и средств, которыми эта связь выражена, классифицируйте предложение.

Классификация сложных предложений:

  • сложносочиненное предложение (ССП) - «Странное влияние имел на меня отец, и странные были наши отношения » (И. Тургенев);
  • сложноподчиненное предложение (СПП) – «Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу» (И. Гончаров);
  • сложное бессоюзное предложение (БСП) – «Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь» (А. Пушкин);
  • предложение с разными видами связи – «Люди разделяются на две категории: те, что сначала думают, а потом говорят и, соответственно, делают, и те, которые сначала действуют, а потом уже думают» (Л. Толстой).

Связь между частями бессоюзного сложного предложения может выражаться разными знаками препинания: запятой, двоеточием, тире, точкой с запятой.

Этап 7 для сложного предложения : Охарактеризуйте связи частей предложения.

Определите:

  • к чему относится придаточная часть;
  • посредством чего придаточная часть присоединяется к главной;
  • на какой вопрос отвечает.

Этап 8 для сложного предложения : Если придаточных частей несколько, опишите отношения между ними:

  • последовательное – «Я слышал, как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то, что у того отвалилась ручка» (К. Паустовский);
  • параллельное – «Надо точно учитывать среду, в которой развивается поэтическое произведение, чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно» (В. Маяковский);
  • однородное – «Трудно было понять, был ли то где-нибудь пожар, или же собиралась всходить луна» (А. Чехов)

Этап 9 для сложного предложения : Подчеркните все члены предложения и укажите, какими частями речи они выражены.

Этап 10 для сложного предложения : Теперь разберите каждую часть сложного предложения, как простое, см. схему выше.

Этап 11 для сложного предложения : Составьте схему предложения.

При этом укажите средство связи, тип придаточной части. Посмотрите на образец синтаксического разбора сложноподчиненного предложения:

Заключение

Схема синтаксического разбора предложения, предложенная нами, поможет правильно охарактеризовать предложение по всем значимым параметрам. Пользуйтесь этим поэтапным руководством регулярно в школе и дома, чтобы лучше запомнить последовательность рассуждений при анализе предложений.

Примеры синтаксического разбора предложений простой и сложной структуры помогут верно охарактеризовать предложения в устной и письменной форме. С нашей инструкцией сложное задание станет понятнее и проще, поможет усвоить материал и закрепить его на практике.

Напишите комментарий, пригодилась ли вам эта схема. И если она оказалась полезной, не забудьте рассказать о ней друзьям и одноклассникам.

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

При работе с различными текстами многим требуется разобрать предложение по его составу. Осуществление такого разбора обычно предполагает наличие у человека соответствующих филологических знаний, способных помочь в корректном анализе нужного ему текста. При этом в сети также существуют сервисы, выполняющие операции по синтаксическому разбору предложения онлайн. После досконального изучения правил по разбору разных предложений по составу я решил изложить все свои наработки в данной статье.

В начале отмечу, что выражение «разбор предложения по составу» несколько некорректно, так как по составу обычно разбирают слова, а то, что нас интересует в данном случае, называется «синтаксическим разбором предложения».

При этом указанный синтаксический разбор (в школе его ещё называют «разбор по членам») обычно выполняется следующим образом:

  • Определитесь, какое анализируемое предложение по цели его высказывания (повествовательное, вопросительное или носит побудительный характер);
  • Обозначьте эмоциональную окраску предложения (оно восклицательное или не восклицательное);
  • Отметьте количество грамматических основ в данном предложении (если предложение простое – то одна основа, если сложное – две и более);

Если предложение простое:


Пример простого предложения:

«Это был необыкновенный осенний день!»

Проведя синтаксический анализ мы можем видеть, что это предложение повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, полное, не осложнено.

Если предложение сложное:

  • Определитесь со связью в сложном предложении – союзная или бессоюзная;
  • Обозначьте связь, используемую в предложении – интонация, подчинительная, сочинительная;
  • Укажите на тип сложного предложения — бессоюзное, сложносочинённое, сложноподчинённое.

Пример сложного предложения:

«В букете были розы и лилии, но ей больше нравились тюльпаны.»

Проведя синтаксический анализ данного предложения мы можем видеть, что это предложение имеет повествовательный характер, не восклицательное, сложное, обладает союзной связью, сложносочинённое. Первое предложение здесь двусоставное, грамматической основой выступают слова «розы и лилии были», оно распространённое, и осложнено однородными подлежащими.

Второе предложение в этом сложном предложении двухсоставное, его грамматической основой являются слова «тюльпаны нравились», предложение распространённое, и не осложнено.

Сервисы для разбора предложения по составу онлайн

В связи с богатством грамматических конструкций, и сложностью создания мощного сетевого инструмента для синтаксического анализа текста, представленные в сети сервисы (коих немного) имеют довольно слабые возможности для проведения полноценного синтаксического разбора предложений. Тем не менее, я бы выделил следующие ресурсы:

Seosin.ru

Среди русскоязычных ресурсов для проведения семантического анализа онлайн (de facto они практически не представлены) я бы выделил сервис seosin.ru. Он позволяет определять синтаксические и морфологические ошибки, демонстрирует общую ассоциативность текста, выполняет другие виды анализа. К сожалению, сервис не всегда работает стабильно, в его работе часто наблюдаются дисфункции.

  1. Для работы с данным сервисом перейдите на сайт seosin.ru .
  2. Введите в соответствующее окно ваше предложение, и нажмите на «Анализировать».

Lexisrex.com

Любителям английского языка в синтаксическом анализе может помочь мощный лингвистический ресурс lexisrex.com. Его возможности позволяют проводить анализ предложения по его членам. При этом на данном сайте также имеются другие вспомогательные инструменты для осуществления различных видов лингвистического анализа онлайн.

  1. Для работы с данным ресурсом выполните вход на сайт lexisrex.com .
  2. Вставьте ваше предложение в соответствующее окно, и нажмите на кнопку «Analyze».

Форумы лингвистов

В синтаксическом разборе предложения в режиме онлайн можно обратиться к помощи «человеческого фактора», и отправиться на разнообразные форумы лингвистов (уровня gramota.turbotext.ru , rusforus.ru и аналогам). Зарегистрируйтесь там, задайте свой вопрос, и вам обязательно помогут.

Заключение

Сетевые ресурсы, позволяющие выполнить разбор предложений по составу, имеют довольно скудный характер, что связано со сложностями создания подобных ресурсов. Тем не менее, в сети представлены несколько таких инструментов (большинство из них англоязычны), позволяющие легко провести нужный нам анализ текста. Воспользуйтесь функционалом данных сервисов для разбора нужных предложений, и проведения синтаксического анализа онлайн.

Вконтакте


Close