Пунктуационный разбор – один из устных разборов уроков . Это проверка знания норм и правил расстановки знаков препинания. У анализа, по аналогии с другими, есть порядок. Сложность зависит от интонационных особенностей, количества грамматических основ, способов выражения второстепенных членов. Рассмотрим, как делать пунктуационный разбор предложения.

Вконтакте

Что такое пунктуационный разбор

Анализ пунктуации проводится по определенному алгоритму, но начинать следует с понимания различия близких по содержанию разборов:

  • пунктуационного;
  • синтаксического;
  • графического.

Пунктуация изучает правила расстановки символов пунктуации русского языка. Общепринятое научное понятие – знаки препинания.

Синтаксис заглядывает внутрь смысловой единицы текста, предполагает разбор по главным и второстепенным членам. Два раздела языкознания, синтаксис и пунктуация, не существуют отдельно.

Понять, почему стоит точка или запятая, можно, только разобравшись в строении синтаксической конструкции. Графический разбор показывает, как связаны между собой слова, члены предложения, их вид и способ выражения.

Выполнение пунктуационного разбора строится на основании задания. Варианты заданий, встречающихся чаще:

  1. Разбор готового текста с уже расставленными знаками.
  2. Объяснение их постановки.

Трудности возникают в любых вариантах. Иногда, добавляется задание: начертить схему. Она помогает заметить ошибки: недостающие или лишние запятые. Порядок пунктуационного разбора:

  1. Пронумеровать каждый символ пунктуации.
  2. Найти правило, объясняющее постановку знака в завершении предложения.
  3. Пояснить знак, объединяющий части, если разбирается сложное предложение (СП).
  4. Найти правила для символов внутри простого предложения (ПП).

Пунктуация конца речевой единицы

Знаки пунктуации, завершающие смысловую единицу русского языка, зависят от типа высказывания :

  • повествование;
  • вопрос;
  • восклицание;
  • недосказанность.

В повествовательном высказывании, простой и сложной конструкции, на конце ставится точка. При недоговоренности, незавершенности мыслей, недосказанности – многоточие. Вопросы требуют постановки вопросительного?. При появлении в речи эмоционального фона – ! восклицания.

В конце предложения знаки препинания могут сочетаться :

  • ? — !;
  • ? — …;
  • ! — …

Такие варианты и объединения чаще встречаются в поэтических произведениях, художественных тестах.

Пунктограммы ПП и СП

В простой речевой конструкции встречаются различные знаки. Можно рассмотреть основные правила их постановки.

Тире следует ставить :

  1. Между главными членами, когда они выражены одной самостоятельной частью речи: существительными (в Им.пад.), количественными числительными.
  2. Между подлежащим и сказуемым, когда один член предложения — неопределенная форма , а другой — существительное (в Им.пад.).
  3. Перед указательными : это, вот.
  4. Между подлежащим (существительное), и сказуемым (количественное числительное). И наоборот.

Внимание! Тире встречается в неполных конструкциях, когда одного из главных членов не хватает. Пропущенное слово мысленно можно проговорить из понимания первой части.

Пунктуация при наличии однородных членов

Запятые обязательны :

  • между однородными словами, если они перечисляются без союзов.
  • перед союзами противительного вида;
  • при повторяющихся союзах (после каждой однородной части).
  • парное соединение (между парами).
  • перед второй частью двойных союзов.

Запятые не нужно ставить , если однородные понятия связаны смыслом, являются цельным выражением или при следующем построении:

  • [Ο да (= «и») Ο].
  • [Ο да и Ο].

Точка с запятой; необходима, если однородные члены не единичные слова, а распространенные, внутри уже разделены запятыми.

Перед однородными перечислениями иногда появляется обобщающее понятие, тогда кроме запятых потребуется ставить двоеточие или тире, оба символа. Можно на схемах рассмотреть, как их следует ставить:

  • [Θ: Ο, Ο, Ο].
  • [Ο, Ο, Ο - Θ].
  • [Ο, Ο, Ο, Ο, Ο - словом, Θ].
  • [Θ: и Ο, и Ο, и Ο - …].

Выделение на письме прямой речи

Особое правописание русского языка принято для оформления речи говорящего. Прямая речь — это одна из сложных тем. Происходит сочетание нескольких символов: кавычек, двоеточия, запятых, точек и других, используемых для завершения речевых конструкций. Все зависит от места прямой речи (П) по отношению к словам автора (А, а):

  1. В начале: А: «П!»; А: «П?»; А: «П».
  2. В конце: «П», – а.; «П!» – а.; «П?» – а.
  3. В центре: «П, – а, – п».

Использование в письменной речи цитат оформляется по правилам, установленным для прямой речи.

Пунктограммы русского языка

Самый распространенный символ препинания русского языкознания – запятая. Какие правила придется объяснять в ходе пунктуационного анализа:

  • обособление второстепенных членов: дополнений, определений, приложений, обстоятельств;
  • уточняющие члены;
  • выделение сравнений и оборотов;
  • конструкции с союзом «как»;
  • обращения, вводные слова, междометные выражения.

Пунктуационный разбор сложного выражения начинается с уточнения вида:

  • сочинительная связь частей;
  • подчинительная;
  • без помощи союзов.

Пунктуационный разбор предложения схема и образец

[Пьер, 1(который знал), 2 что она была очень глупа, 3 с странным чувством недоуменья и страха иногда присутствовал на ее вечерах и обедах, 4 где говорилось о политике, 5 поэзии и 6 философии.7]. (Л. Толстой)

Объяснение правил постановки знаков сложного предложения:

7 – Точка. По цели высказывания повествовательное, невосклицательное по интонации и представляет собой законченную мысль. Объяснение исключает возможность других: ?, …, !

1,2 – запятая соединяет части сложной конструкции: вид – сложноподчиненное. Три придаточных: который знал, что она была очень глупа, где говорилось.

1 – запятая отделяет придаточное «который знал».

2 – завершает придаточное.

3 – продолжение основной главной части.

4 – начало третьего придаточного.

5- запятая при однородных дополнениях «о политике, поэзии и философии».

6 – не требуется выделение: есть союз «и».

[Но прежде во всех действиях самопожертвования она с радостью сознавала, 1 что она,2 жертвуя собой, 3 этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, 4 (которого она любила больше всего в жизни); 5 но теперь жертва ее должна была состоять в том, 6 чтобы отказаться от того, 7 что для нее составляло всю награду жертвы, 8 весь смысл жизни]. 9 (Л. Толстой)

Точка – завершение повествовательного предложения.

Начало придаточного. Всего 4 придаточных.

2, 3. Деепричастный оборот.

3.Продолжение придаточного.

Начало второго придаточного.

5.Точка с запятой. Соединение двух предложений, первая часть которых имеет большое количество знаков препинания.

Начало придаточного.

Начало и конец придаточного.

Уточнение.

Внимание! Пример разбора показывает, что один знак можно объяснить несколькими правилами, но некоторые из них ставятся только при одном определенном условии.

Порядок пунктуационного разбора простого предложения

Выполнить пунктуационный разбор можно следующим образом:

Ученик любил все учебные предметы: 1 математику, 2 литературу, 3 историю.4

Объяснение:

4 – Точка. Высказывание повествовательное.

1 – Двоеточие. Обобщающее словосочетание стоит перед группой однородных дополнений.

2-3 – Запятые. Однородные дополнения связаны с помощью интонации, без союзов.

Примерный план разбора:

  1. Выписать предложение.
  2. Объяснить завершающий знак.
  3. Найти и выделить грамматическую основу.
  4. Объяснить причины постановки символов.
  5. Составить схему.

Как разбирать сложную конструкцию :

  1. Выписать предложение.
  2. Объяснить конечный знак.
  3. Выделить грамматические основы.
  4. Объяснить причины необходимости знаков между частями.
  5. Объяснить каждый знак в ПП.
  6. Составить графическую схему.

Примеры, как делать пунктуационный разбор предложения:

Я позвонил, 1 дверь открылась, 2 но за ней никого не было видно.3

Пояснения:

3 – Точка, предложение повествовательное.

1 – запятая между ПП.

2 – запятая перед противительным союзом «но», между двумя простыми.

Учитель дал поручение Андрею, 1 так как был уверен, 2 что такое дело ему под силу, 3 он отлично справится 4 и 4 представит результат, 5 не нарушив сроков. 6

6 – точка, потому что цель высказывания – повествование.

1 – начало первого придаточного.

2 — начало второго придаточного.

3 – разграничение однородных придаточных.

4 – знаки не нужны, однородные сказуемые соединены союзом «и».

Пример пунктуационного разбор предложения

Пунктуация, что это, как делать пунктуационный рабор

Вывод

Пунктуационный разбор требует знания правил, умения видеть структуру текста. Каждый символ необходимо объяснить с позиции строения речевой единицы. Что значит, выполнить пунктуационный разбор? Объяснить себе и проверяющему правильность выбора пунктограммы.

Основная цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о бессоюзном сложном предложении; сформировать устойчивый навык постановки знаков препинания в БСП.


«9кл-бсп»

9 класс. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях

Он смотрит вдаль там лес пестреет тут поля и горы.

По небу знойный день катится от скал горячий пар струится.

Лето припасает зима поедает.

Он прилёг усталость давала о себе знать.

В сухом и чистом воздухе пахнет полынью сжатой рожью гречихой даже за час до ночи вы не чувствуете сырости.

Занавес поднялся раздались дружные аплодисменты.

Сильный дождь льёт с утра выйти невозможно.

Случилась беда селевой поток размыл железнодорожные пути.

Служить бы рад прислуживаться тошно.

Погода в январе непостоянна морозы сменяются оттепелями.

Все вышли на террасу в доме было душно.

Мать видела побледневшее лицо Павла она невольно двинулась вперёд расталкивая толпу.

Гуси высоко летят воды будет много.

Я понял маленького друга хотели лишить первой и последней радости в её недолгой жизни.

Замела метель дорожки пробираться нелегко.

Светлые заливы в камышах блестят неподвижно нивы на полях стоят.

Ровной синевой залито всё небо одно лишь облачко на нём не то плывёт не то тает.

Но Дубровский уже её не слушал боль раны и сильные волнения души лишили его сил.

Жизненная роль гемоглобина общеизвестна он переносит кислород.

Слава греет позор жжёт.

Только видит вьётся вьюга снег ложится на поля вся белёшенька земля.

Чайка прилетела скоро лёд пойдёт.

Солнце жгло по-вчерашнему воздух был неподвижен.

Солнце дымное встаёт будет день горячий.

Дожди перестали поля высохли.

В лагере спокойно ни суеты ни говора людского даже трубы над палатками не дымят.

С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения.

Стихнут порывы ветра гудят моторы тракторов.

Над тростниками взмывают стаи уток кружатся чайки парят орлы пролетают кулики и чибисы.

В счастье дружбой пользуются в беде её проверяют.

Печален я со мною друга нет.

Бледно-серое небо светлело холодело синело звёзды мигали слабым светом.

В морозном воздухе тихо точно зачарованный стоит бор облитый радужным светом уже поднявшегося солнца.

Хотел кричать язык сухой беззвучен и недвижим был.

Сквозь постоянный шум ветра чудились мне невдалеке слабые звуки топор осторожно стучал по сучьям колёса скрипели лошади фыркали.

Не хочешь ехать оставайся.

Заря разгорается вот уже золотые полосы протянулись по небу в оврагах клубятся пары.

Весь мир знает первый искусственный спутник Земли посланец нашей страны.

Кругом ярко светит солнце поохотиться ещё можно.

Ни одной птицы не было слышно все приютились и замолкли.

Просмотр содержимого документа
«ВАРИАНТ_1»

ВАРИАНТ 1.

Образец: Погода была ужасная : ветер выл , мокрый снег падал хлопьями. (поясн.)

Задание

Ответы

1) Учись мой сын наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.

В лесу потемнело бор волновался вокруг сторожки. ()

Просмотр содержимого документа
«ВАРИАНТ_2»

ВАРИАНТ 2.

Расставьте знаки препинания, в скобках дайте краткие пояснения. Грамматическую основу предложения выделите синим шрифтом.

Образец: Погода была ужасная : ветер выл , мокрый снег падал хлопьями. (поясн.)

Задание

Ответы

1) Ввысь взлетает Сокол жмётся Уж к земле. ()

2) Истинные таланты на критику не злятся их повредить она не может красоты. ()

3) Горлинки неумолчно ворковали изредка свистала иволга зяблик выделывал своё милое коленце.

4) Назвался груздем полезай в кузов. ()

5) Только сад не только не обветшал но разросся яблони и сливы.

Просмотр содержимого документа
«Лист_контроля1»

Лист контроля.

Вариант 1.

1) Учись, мой сын:

2) Вечер спустился уже на землю,

-

4) Небо, ; было жарко и душно; громадные стаи ворон, ,

5) Свойство зеркальце имело:

Просмотр содержимого документа
«Лист_контроля2»

Лист контроля.

ВАРИАНТ 2.

1) Ввысь взлетает Сокол - жмётся Уж к земле. (против.)

2) Истинные таланты на критику не злятся:

3) Горлинки неумолчно ворковали, изредка свистала иволга,

4) Назвался груздем -

5) Только сад не только не обветшал, но разросся, сросся и теперь был весь в цвету; из-за забора было видно цветущие вишни, яблони и сливы.

Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа»

Проверочная работа.

ЗАДАНИЕ. Расставьте знаки препинания, в скобках дайте краткие пояснения. Грамматическую основу предложения выделите синим шрифтом.

Образец: Погода была ужасная : ветер выл , мокрый снег падал хлопьями. (поясн.)

Задание

Ответы

1) Учись мой сын наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни. ()

3) Для рыбы нужна чистая вода будем охранять наши водоёмы.()

4) Небо воздух и деревья по-прежнему хмурились и обещали дождь было жарко и душно громадные стаи ворон предчувствуя непогоду с криком носились над садом. ()

5) Свойство зеркальце имело говорить оно умело. ()

6) Ввысь взлетает Сокол жмётся Уж к земле. ()

7) Истинные таланты на критику не злятся их повредить она не может красоты. ()

8) Горлинки неумолчно ворковали изредка свистала иволга зяблик выделывал своё милое коленце.

9) Назвался груздем полезай в кузов. ()

10) Только сад не только не обветшал но разросся сросся и теперь был весь в цвету из-за забора было видно цветущие вишни яблони и сливы.

ЗАДАНИЕ . Замените сложноподчинённые предложения бессоюзными. Сопоставьте предложения.

Исходный вариант

Перестроенное предложение

Было видно, как по реке плыли льдины.

Когда солнце скрылось за горизонтом, мы отправились домой.

В лесу стало тихо, так как главные певцы улетели на юг.

Татьяна бросилась бежать в лес, а медведь помчался за ней.

Если цветы не поливать, они засохнут.

Погода резко ухудшилась, так что полёты пришлось отменить.

Лист контроля.

1) Учись, мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни. (2ч - причина)

2) Вечер спустился уже на землю, в лесу потемнело, бор волновался вокруг сторожки. (перечисление)

3) Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. (2ч - следствие)

4) Небо, воздух и деревья по-прежнему хмурились и обещали дождь; было жарко и душно; громадные стаи ворон, предчувствуя непогоду (дееприч.оборот), с криком носились над садом. (перечисление)

5) Свойство зеркальце имело: говорить оно умело. (2ч - пояснение)

6) Ввысь взлетает Сокол - жмётся Уж к земле. (против.)

7) Истинные таланты на критику не злятся: их повредить она не может красоты. (2ч - причина)

8) Горлинки неумолчно ворковали, изредка свистала иволга, зяблик выделывал своё милое коленце. (перечисл)

9) Назвался груздем - полезай в кузов. (1ч - условие)

10) Только сад не только не обветшал, но разросся, сросся и теперь был весь в цвету; из-за забора было видно цветущие вишни, яблони и сливы.

Просмотр содержимого документа
«РМ - домашнее задание»

Первый вариант

    1. Вихри враждебные веют над нами темные силы нас злобно гнетут.

      Мы с тобой в Сибирь уедем жить вместе чудеса творить.

      Родина будь спокойна дети отцов достойны.

      Вновь надо мною сияют приметы тех лет красные лозунги красные цифры побед.

      Равнодушие это паралич души преждевременная смерть.

    Определите, в каких бессоюзных сложных предложениях между его частями нужно поставить запятую.

    1. Синеет даль гудят проселки.

      Обычной чередою идет косьба хлеба не будут ждать!

      Пахнет в хате квашней и дымом а за порогом бурлит весна.

      Расступается медленно мрак на березах колышутся ветки.

      Погляди в свое окно все на улице красно.

    1. Спать ложился дядя Степа ноги клал на табурет.

      Прочти гайдаровский рассказ и оглянись вокруг живут сегодня среди нас Тимур, и Гек, и Чук.

      Мы живем в одной квартире все соседи знают нас…

      Таким друзьям на свете не страшно ничего один за всех в ответе и все за одного.

      Дворник радио включает птицы слушать не дают.

    Определите, в каких бессоюзных сложных предложениях между его частями нужно поставить двоеточие.

    1. Вышла Лидочка вперед Лида прыгалку берет.

      Тут прохожим не пройти тут веревка на пути.

      Наша Таня громко плачет уронила в речку мячик.

      На окне лежало мыло он сказал что это хлеб!

      Не будут пятки былые они же загорелые!

    амф…театр

  1. п…лисадник

    экспре…Ия

    ф…льетон

    за…вление

а) небольшой огороженный садик перед домом

    художественно-публицистический газетно-журнальный жанр острокритического содержания

    письменная просьба о чем-нибудь

    яркое, сильное выражение чувств, переживаний, настроений

    места для зрителей

    стереотипное выражение.

Второй вариант

    Укажите бессоюзные сложные предложения.

      Будем мы на страже мира стоять порох свой сухим держать!

      Солнце нас било горячими стрелами град пулеметов строчил.

      Способ быть счастливым в жизни есть быть полезным свету и в особенности Отечеству.

      Мне нравится обыденная речь слова простые хлеб, вода, поленья.

      Быть мудрым это значит прежде всего быть внимательным к душе близкого человека.

    Найдите бессоюзные сложные предложения, между частями которых необходимо поставить запятую.

    Далеко сияют розовые степи и широко синеет тихая река.

    Летом скворцов трудно увидеть они живут в густых лесах.

    Кланяются песне тополя и замирают вербы над рекою.

    Переулок стал казаться мне очень уютным век бы здесь прожил.

    Средь елей образовалась огромная заводь в ней отражается утро.

    Укажите бессоюзное сложное предложение, между частями которых нужно поставить тире.

    Друге дети учатся я сплю до десяти.

    Заранее все было решено у школьников собрание топот у них кино.

    Третий день болит душа не могу поймать ерша.

    Зайку бросила хозяйка под дождем остался зайка.

    Найдите бессоюзные сложные предложения, между частями которого нужно поставить двоеточие.

    Он попробовал шевелить левой рукой она не двигалась.

    Щеке было холодно она касалась снега.

    Только вижу бледный всадник опустился на траву.

    На деревне было пусто и тихо из труб где-то курился дымок.

    И каждый знал дорога к ней ведет через войну.

    Вставьте пропущенные буквы. Найдите соответствия.

Просмотр содержимого документа
«9 класс Урок №45 Синтаксический и пунктуационный разбор БСП»

9 класс

Урок №45

Си

Цели:

обобщить и систематизировать знания учащихся о бессоюзном сложном предложении; сформировать устойчивый навык постановки знаков препинания в БСП.

Ожидаемые результаты:

различение смысловых отношений в БСП, постановка знаков препинания, составление и анализ текста по картине.

Тип урока:

систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков.

Оборудование:

компьютер, проектор, презентация по теме «Бессоюзное сложное предложение», карточки для групповой работы.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Организационно-мотивационный этап

    Приветствие учащихся. Эмоциональный настрой

Кто-то из мудрых сказал:

«Человек тогда счастлив и удачлив в делах, когда рядом с ним добрые, неравнодушные, доброжелательные люди, когда он верит в себя и умеет радоваться красоте и музыке окружающего мира».

У нас есть возможность проверить истинность этого высказывания:

Рядом с вами ваши одноклассники – люди доброжелательные и неравнодушные.

Каждый из вас, я думаю, уверен в своих знаниях.

А за окном чудесный зимний день, но все уже в ожидании весны.

    Совместное целеполагание.

Приветствуют учителя.

Записывают тему урока, формулируют цель и задачи

    Этап актуализации опорных знаний

    Составление диаграммы Венна «Союзные и бессоюзные предложения»

Ответьте на вопросы:

    Что нам необходимо сделать, чтобы безошибочно ставить знаки препинания в бессоюзном сложном предложении?

    Чем выражаются в бессоюзном сложном предложении смысловые отношения между простыми предложениями в устной речи и на письме?

    Всегда ли однозначно можно определить смысловые отношения внутри бессоюзного сложного предложения? Докажите при помощи примеров.

Заполняют в группах диаграмму. Взаимопроверка – «Посол».

Повторяют теоретические сведения по теме. Отвечают на вопросы.

    Оперативно-деятельный этап

    «Мозговой штурм»

    Выборочный диктант

    Пробовал бежать – ноги от страха не двигались.

    Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы.

    Молвит слово – соловей поёт.

    Настанет вечер – загорятся на небе звезды.

    Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.

    Весна затягивалась: то теплело, то ударял мороз.

    Спать долго – жить с долгом.

    Заранее предупреждаю: удобств на пути не будет.

    Сверкнула молния – грянул гром.

    Групповая работа по карточкам. (РМ – самостоятельная работа)

    Групповая практическая работа.

Ребята, перед вами картина Саврасова «Грачи прилетели».

1) На картине Саврасова "Грачи прилетели" мы видим: (наступает весна, ярче светит солнце, появились первые перелётные птицы).

2) Сияющее солнце, тёмные влажные деревья говорят об одном: (скоро от снега не останется и следа).

3) Ветер подул с юга - (снег растаял).

4) Воспользовавшись тёплым ветром, к нам прилетели грачи; (они кажутся очень чёрными на фоне оставшегося снега).

5) Прилетели грачи - (скоро наступит настоящая весна).

* Дополнительные задания.

2.Определите тип речи.

У каждого ученика на парте лежат таблицы, в которые они вписывают нужные номера предложений.

Взаимопроверка.

Тире

Двоеточие

Противопоставление – 1

Причина – 5

Время – 4

Пояснение – 6

Условие –7

Дополнение –8

Следствие –2

Быстрая смена событий - 9

Сравнение -3

Знакомятся с заданиями на карточках, самостоятельно выполняют задание учителя, обсуждают в группе, консультируются с координатором, выбирают правильное решение.

Читают получившиеся предложения, проверяют по эталону.

Рассматривают картину, составляют предложения с заданными синтаксическими параметрами, обсуждают в группе, презентуют групповое задание. Обобщают ответы, делают выводы.

    Рефлексивно-оценочный этап

    Рефлексия. Прием «Комплимент»

    Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке?

    Выполнили ли задачи, которые поставили перед собой в начале урока?

    Как вы оцениваете собственную работу на уроке?

Ответы на вопросы учителя.

Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса.

Домашнее задание.

Подготовка к контрольной работе, выполнение тестовых заданий (РМ)

Просмотр содержимого документа
«РМ - Карточки для выборочного диктанта»

Тире

Двоеточие

Тире

Двоеточие

Противопоставление

Противопоставление

Пояснение

Пояснение

Дополнение

Дополнение

Следствие

Следствие

Быстрая смена событий

Быстрая смена событий

Сравнение

Сравнение

Тире

Двоеточие

Тире

Двоеточие

Противопоставление

Противопоставление

Пояснение

Пояснение

Дополнение

Дополнение

Следствие

Следствие

Быстрая смена событий

Быстрая смена событий

Сравнение

Сравнение

Тире

Двоеточие

Тире

Двоеточие

Противопоставление

Противопоставление

Пояснение

Пояснение

Дополнение

Дополнение

Следствие

Следствие

Быстрая смена событий

Быстрая смена событий

Сравнение

Сравнение

Тире

Двоеточие

Тире

Двоеточие

Противопоставление

Противопоставление

Пояснение

Пояснение

Дополнение

Дополнение

Следствие

Следствие

Быстрая смена событий

Быстрая смена событий

Сравнение

Сравнение

Просмотр содержимого документа
«РМ - Синтаксический и пунктуационный разбор БСП»

Си нтаксический и пунктуационный разбор БСП. Группа №1.

1)Будет дождь будут грибки.

Группа №2.

Группа №3.

Си нтаксический и пунктуационный разбор БСП. Группа №1.

Расставить знаки препинания, определить значение предложений, составить схемы.

1)Будет дождь будут грибки.

2) А теперь заткни топор за спину лесничий ходит.

3) Внутренность леса постепенно темнеет алый свет зари разливаясь кругом скользит по стволам деревьев.

4) Ввысь взлетает Сокол жмётся Уж к земле.

5) Иртыш кипел в крутых берегах вздымались седые волны.

Группа №2.

Расставить знаки препинания, определить значение предложений, составить их схемы.

1) Куст заденешь плечом на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая.

2) На этом острове несколько ёлок под ними я сел отдохнуть.

3) Воздух чист и прозрачен птицы болтливо лепечут молодая трава блестит весёлым блеском изумрудов.

4) Ты послушай ночь над нами что-то шепчет вслух.

5) Листья опадают ветви остаются.

Группа №3.

Составить из простых предложений бессоюзные сложные, определить их значение, составить схемы предложений.

1) Накрапывал дождь. Ветер стал сильнее. Море грохотало глухо и сердито.

2) День пригреет. Возле дома пахнет раннею травой.

3) Беседа коротает дорогу. Песня облегчает работу.

4) Дневные звёзды никогда не видны в небе. Их затмевает солнце.

5) Солнце скрылось за горизонтом. Из оврага потянуло влажным ветерком.

Группа №4.

Составить из простых предложений бессоюзные сложные, определить их значение, составить схемы предложений.

Группа №5.

Расставить знаки препинания, определить значение предложений, составить их схемы.

Рассмотрите картину, составьте на ее сюжет бессоюзные сложные предложения по данному на доске началу, запишите их в тетрадь, так чтобы получился связный рассказ.

3) Ветер подул с юга…

5) Прилетели грачи …

Сделайте комплексный анализ получившегося текста:

1.Озаглавьте получившийся текст.

2.Определите тип речи.

3.Какие средства выразительности вы использовали?

4.Сделайте все виды разбора слова «солнце».

Группа №4.

Составить из простых предложений бессоюзные сложные, определить их значение, составить схемы предложений.

1) Был сентябрь. Желтели магнолии. Пахло спелым виноградом.

2) Солнце исчезло за горизонтом. Потянуло влажным ветерком.

3) Перед нами открылось великолепное зрелище. Вдоль дороги выстроились берёзы тополя акации.

4) Таинственно шумит лесная тишина. Незримо по лесам поёт и бродит осень.

5) Не старость была виною. Сила одолела силу.

Группа №5.

Расставить знаки препинания, определить значение предложений, составить их схемы.

1) Погода была ужасная ветер выл мокрый снег падал хлопьями.

2) Дорогу завалило буреломом пришлось идти в обход.

3) Луны не было на небе она в ту пору поздно всходила.

4) Мелкий дождь сеет с утра выйти невозможно.

5) Лошади тронулись колокольчик загремел кибитка полетела.

Рассмотрите картину, составьте на ее сюжет бессоюзные сложные предложения по данному на доске началу, запишите их в тетрадь, так чтобы получился связный рассказ.

1) На картине Саврасова "Грачи прилетели" мы видим…

2) Сияющее солнце, тёмные влажные деревья говорят об одном…

3) Ветер подул с юга…

4) Воспользовавшись тёплым ветром, к нам прилетели грачи…

5) Прилетели грачи …

Сделайте комплексный анализ получившегося текста:

1.Озаглавьте получившийся текст.

2.Определите тип речи.

3.Какие средства выразительности вы использовали?

4.Сделайте все виды разбора слова «солнце».

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Цели: Формировать умение производить синтаксический разбор предложения; Развивать умения различать сложные предложения и использовать их с учётом речевой ситуации в различных типах предложений.

3 слайд

Описание слайда:

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. - Перечисление одновременных событий: « Солнце не показывалось четыре дня, ветер перемешивал водяную пыль с потоками проливного дождя». - Простые предложения не имеют тесной смысловой связи или имеют осложняющую конструкцию: «Вдруг вся физиономия волка изменилась; он вздрогнул, увидел никогда не виданные им человеческие глаза, устремлённые на него».

4 слайд

Описание слайда:

Конструирование предложений: Солнце садилось. Ветер крепчал. Закат разгорался пурпуром.

5 слайд

Описание слайда:

Ставится двоеточие: Как проверить Примеры с проверкой 1. Если второе простое предложение поясняет смысл первого (отношения пояснения). Можновставить союзы А ИМЕННО, ТО ЕСТЬ Предметы потерялисвою форму: всё сливалось в серую массу. Предметы потеряли свою форму,то естьвсё сливалось в серую массу. 2.Если второе предложение дополняет первое. Можно вставить союз ЧТО или слова И УВИДЕЛ, ЧТО; И УСЛЫШАЛ, ЧТО и т.д. Пётр оглянулся: котёнок топал за ним. Пётр оглянулсяи увидел, чтокотёнок топал за ним. 3. Если второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом. Можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО Мальчик был счастлив: ему подарили велосипед. Мальчик был счастлив,потому чтоему подарили велосипед.

6 слайд

Описание слайда:

Выполните тест: Найдите бессоюзные сложные предложения, между частями которых надо поставить двоеточие: Поезд ушёл его огни исчезли. На улице было ещё пусто над крышами домов вставало солнце. Случилась беда селевой поток размыл железнодорожный путь. Не бойтесь вас подстрахуют.

7 слайд

Описание слайда:

Ставится тире: Как проверить Примеры с проверкой 1. Если простые предложения противопоставлены друг другу. Можно вставить союзы А, НО, ДА(=НО), ЗАТО, ОДНАКО и т.д. Один ушел – другойпришел. Один ушел,затодругой пришел. 2. Если второе предложение указывает на быструю смену событий или неожиданный результат. По смыслу Он упал – все засмеялись. 3. Если первое предложение указывает на время, условие, причину совершения того, о чёмговорится во втором. Можно вставить союзы КОГДА, ЕСЛИ, ТАК КАК Лес рубят – щепки летят. Когдалес рубят, щепки летят.

8 слайд

Описание слайда:

Ставится тире: Как проверить Примеры с проверкой 4. Если второе предложение содержитв себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом. Можно вставить наречие ПОЭТОМУ Он победил – как не радоваться! Он победил,поэтомукак не радоваться! 5. Если второе предложение содержит сравнение. Можно вставить союзы КАК,СЛОВНО, БУДТО и т.д. Глянет – к земле пригвоздит. Глянет,словнок земле пригвоздит. 6. Если второе предложение является присоединительным предложением. Можно вставить слова ЭТО, ТАК, ТАКОВ и т.д. Всё небо в тучах – плохая погода. Всё небо в тучах, таковаплохая погода.

9 слайд

Описание слайда:

Порядок синтаксического разбора. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное). Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное). Выделить грамматические основы, определить количество частей (простых предложений), найти их границы. Определить смысловые отношения между частями (перечислительные, причинные, пояснительные, пояснительно - изъяснительные, сопоставительно - противительные, условно-временные, следствия). Разобрать каждую часть как простое предложение. Составить схему предложения.

Порядок синтаксического разбора

I. Вид предложения по цели высказывания, по эмоциональной окрашенности.

II. Простые предложения в составе сложного, их грамматические основы.

III. Средства связи простых предложений в сложном.

IV. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения; особенности интонации.

V. VI, VII. Разбор простых предложений в сложном (см. § 17, 29).

Образец синтаксического разбора

Действие человека мгновенно и одно - действие книги множественно и повсеместно. (А. Пушкин.)

Устный разбор

Предложение повествовательное, невосклицательное. Состоит из двух простых предложений. В первом грамматическая основа - действие человека мгновенно и одно , во втором - действие книги множественно и повсеместно.

Связь между простыми предложениями бессоюзная; средство связи - интонация. Отношения между простыми предложениями в сложном сопоставительные. Интонация сопоставления; одинаковые по силе ударения на наиболее важных для противопоставления словах в первой части: мгновенно и одно ; во второй: множественно и повсеместно . Первая часть заканчивается небольшим повышением голоса (интонация незаконченности) и паузой; вторая - соответствующим понижением.

Письменный разбор

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное.

203. Произведите синтаксический разбор бессоюзных сложных предложений.

1. Не нагнать тебе бешеной тройки: кони крепки, и сыты, и бойки... (Н. Некрасов.)

2. Мы слышим: сердце плещется в груди.
Мы чувствуем: наш голос чист и ясен. (А. К. Толстой.)

Пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения

Порядок разбора

I. Знаки завершения.

II. Знаки разделения между простыми предложениями в бессоюзном.

III. Знаки выделения придаточных предложений в бессоюзном.

IV. Знаки разделения н выделения в простом предложении.

Образец пунктуационного разбора

Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников. (А. Пушкин.)

Устный разбор

В конце предложения ставится знак завершения - точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится знак разделения - двоеточие, так как вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части. Между обеими частями можно вставить союз а именно : Страшная мысль мелькнула в уме моём: (а именно) я вообразил её...

Письменный разбор

204. Прочитайте высказывания известного русского историка XIX века Василия Осиповича Ключевского. Определите стиль текстов. Обоснуйте свой ответ, опираясь на таблицу (см. § 3 учебника).

Произведите пунктуационный разбор бессоюзных сложных предложений: двух - устно, двух - письменно. Какими по структуре являются остальные предложения? Объясните (устно) постановку в них знаков препинания.

1. Культурная обработка природы человеком для удовлетворения его потребностей имеет свои пределы и требует известной осмотрительности: увеличивая и регулируя энергию физических сил, нельзя истощать их и выводить из равновесия. 2. Природа нашей страны при видимой простоте и однообразии отличается недостатком устойчивости: её сравнительно легко вывести из равновесия. 3. Преподобный Сергий Радонежский был великим устроителем монастырей: своим смирением, терпеливым вниманием к людским нуждам и слабостям и неослабным трудолюбием он умел не только установить в своей обители образцовый порядок иноческого общежития, но и воспитать в своей братии дух самоотвержения и энергии подвижничества. 4. Греческое влияние захватывало всё общество, не захватывая всего человека; западное влияние захватывало всего человека, не захватывая всего общества. 5. Умственный труд и нравственный подвиг всегда останутся лучшими строителями общества, самыми мощными двигателями человеческого развития: они кладут наиболее прочные основы житейского порядка, соответствующего истинным потребностям человека и высшему назначению человечества. 6. Знание своего прошлого облегчает людям целесообразный выбор идеалов: знание прошлого не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и корректной деятельности. 7. Тайна искусства писать - уметь быть первым читателем своего произведения. 8. Высшая степень искусства говорить - уменье молчать. 9. Уметь разборчиво писать - первое правило вежливости.

Повторение

Контрольные вопросы и задания

  1. Что является основным средством связи между простыми предложениями в бессоюзном сложном предложении?
  2. Приведите примеры бессоюзных сложных предложений с перечислительной, предупредительной, пояснительной и сопоставительной интонацией.
  3. Какие знаки препинания ставятся между частями бессоюзных сложных предложений? Когда ставится каждый из этих знаков? Приведите примеры на каждый случай.
  4. Приведите примеры бессоюзных сложных предложений, в которых между простыми предложениями возможны различные смысловые отношения: перечисления или причинные; перечисления или противопоставления. Какие знаки препинания следует поставить в каждом из приведённых предложений?

205. Прочитайте. Каким двум темам посвящены цитируемые высказывания? Выпишите цитаты по каждой теме отдельно, расставляя пропущенные знаки препинания. Подберите и запишите заголовок для каждой группы высказываний. Подчеркните разделительные знаки препинания между частями бессоюзных сложных предложений. Укажите в высказывании Н. С. Лескова устаревшие слова.

1. Есть два рода бессмыслицы одна происход..т от (не)достатка чувств и мыслей заменяемого словами другая - от полноты чувств и мыслей и (недостатка слов для их выражения. (А. Пушкин.) 2. Точность и краткость вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей без них блестящие выражения (ни)(к)чему не служат. (А. Пушкин.) 3. Прочесть как следует произведение вовсе (не)безделица для этого нужно долго его изучать. (Н. Гоголь.) 4. Без чтения нет настоящего образования нет и (не)может быть (ни, не)вкуса (ни, не)слога (ни, не)многосторонней шири понимания. (А. Герцен.) 5. Книга есть жизнь нашего врем..ни. В ней нуждаю(т, ть)ся и старые и молодые и деловые и (ни, не)чего (нежелающие, дети так(же). (В. Белинский.) 6. Истинно глаголю вам дано печатному слову пребыть не только во врем..ни но и над врем..нем. (Н. Лесков.) 7. Две силы наиболее успешно содействуют воспитанию культурного человека искусство и наука. Обе эти силы соед..нены в книге. (М. Горький.) 8. Начинающие литераторы должны особенно крепко усвоить очень простую мысль идеи не добываю(т. ть)ся из воздуха идеи создаю(т, ть)ся на земле почва их трудовая жизнь. (М. Горький.)

206. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Составьте схему второго предложения.

На обороте портрета Наталья Фёдоровна Обрескова урождённая Иванова... Молодое лицо её очаровательно черты благородны в уголках красивого рта спрятана любезная улыбка спокойный взгляд загадочен. Весь внешний облик её высокая прич..ска полнота обнажённых плеч тонкая шея украше(н, нн)ая тяж..лым ожерельем как бы комментирует лермонтовские строчки о ней:

      С людьми горда судьбе покорна
      (Не)откровенна (не)притворна.

(По И. Андроникову.)

207. Продолжите предложения на тему «Советы начинающему лектору», используя по возможности бессоюзные сложные предложения. Подчеркните разделительные знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

Образец: Не спеши, не будь тороплив в речи: не все понимают быструю речь.

1. Хорошая речь должна удовлетворять многим требованиям - -. 2. Пользуйся богатством родного языка - -. 3. Не будь многословен - -. 4. Речь нужно говорить, а не читать по бумажке - -. 5. Не употребляй «лишние словечки» - -.6. Говори не слишком торопливо, но не слишком медленно - -. 7. Говори громко, отчётливо, выразительно - -. 8. Не называй слишком много цифр, наименований - -. 9. Твои жесты должны быть скупыми, но достаточно выразительными - -.

208. Самодиктант. Выучите отрывок из стихотворения А. С. Пушкина, посвящённого воспоминаниям о лицейских годах. Это стихотворение написано в 1836 году и начинается словами:

      Была пора: наш праздник молодой
      Сиял, шумел и розами венчался...

В стихотворении есть строчки об участниках Отечественной войны 1812 года и об отношении к ним лицеистов. Напишите эти строчки как самодиктант. Какие строчки этого стихотворения стали крылатыми?

      Вы помните: текла за ратью рать.
      Со старшими мы братьями прощались
      И в сень наук с досадой возвращались,
      Завидуя тому, кто умирать
      Шёл мимо нас...

Тема: Синтаксический и пунктуационный разбор БСП.

Тип урока: урок обобщения, систематизации и проверки знаний.

Цели:

    Образовательные :

    • систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;

      совершенствовать знания учащихся о характере смысловых отношений между частями БСП;

      углубить знания по синтаксической стилистике сложного предложения.

    Развивающие :

    • развивать навыки постановки знаков препинания между частями в БСП;

      развивать умения создавать схемы БСП;

      развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения.

    Воспитательные :

    • воспитывать стремление к самоконтролю и рефлексии;

      воспитывать интерес и любовь к русской и зарубежной литературе.

Методы:

    по степени активности учащихся:

    творческие;

    по источнику знаний:

    • словесные,

      практические,

      наглядные,

      использование АРМ;

    по стимулированию и мотивации:

    • познавательные,

      эмоциональные;

    по контролю и самоконтролю:

    • письменный,

Формы организации познавательной деятельности учеников:

    индивидуальные,

    фронтальные,

    групповые.

Оборудование и наглядные пособия:

    АРМ учителя,

    учебник «Русский язык. 9 класс» тетради учащихся,

    плакаты,карточки

    Презентация ,

I. Организационный момент.
II. Постановка темы и целей урока.
III. Актуализация и систематизация опорных знаний по синтаксису сложных предложений.
IV. Проверка и коррекция знаний и навыков учащихся.
V. Актуализация опорных знаний по синтаксической стилистике.
VI. Заключительная проверка знаний.
VII. Итоги урока.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент: определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале.

II. Постановка темы и целей урок: запись числа и темы урока в тетрадях.

Слайд 1 – тема урока.
III. 1 Актуализация и систематизация опорных знаний по синтаксису сложных предложений

– Ребята, н ачертите шкалу нужных знаний от 1-10 . Отметьте на каком уровне каждый из вас находится.

3 Рефлексия: - Зачем мы начертили шкалу?

На каком уровне знаний каждый из вас находится?

Какие задачи сегодня ставите перед собой?

Опросить 2-3 учащ.

Слайд 2 – цели работы: знания и умения, которые вы сегодня должны повторить, систематизировать и показать:

    виды сложных предложений в русском языке;

    характер смысловых отношений между частями БСП;

    навыки постановки знаков препинания в БС;умет строить схемы БСП;

    умет заменять сложные союзные синтаксическими синонимами.

4 Деление на группы-команды – названия команд впредложениях, которые нужно составить

Задания группам: из данных словосочетаний собрать предложения, так чтобы в итоге у нас получились ССП, СПП, БСП

5Фронтальный контроль знаний

6.У каждого учащегося оценочный лист

7 Творческое задание: по составить БСП и произвестисинтакс.разбо р на темы:

на слайде алгоритм разбора БСП

8Взаимопроверка по группам

9 Удоски работают по карточкам 2 учащихся:

10 - Пунктограммы в БСП, вывести схему

Первая груп.:

1. , (чтобы)
2. : [причина].
3. [туда], (откуда).
4. – [ быстрая смена событий].
5. , , .
6. (Если), .

Вторая груп.:

1. , однако .
2. : , .
3. Либо , либо .
4. (Когда), .
5. [ время ] – .
6. [ условие ] – .

- Опрос, воспроизводящий знание учащихся о постановке знаков в БСП:

Расскажите о видах интонации и характере смысловых отношений в БСП.

Слайд 3 (3-й гр)

– Расскажите о видах знаков препинания между частями в БСП и условиях их выбора.

Слайд 4 (2-й г)

Запятая меду частями БСП:

  • части БСП обозначают одновременность или последовательность событий,

    тесно связаны между собой по смыслу,

    обычно кратки,

    произносятся тоном перечисления,

    ! между частями БСП мысленно можно поставить союз И .

Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет. , , . БСП

Слайд 5 (1-г)

Точка с запятой между частями БСП:

    части БСП менее связаны по смыслу,

    более распространены,

Сел да поехал; ах, хорошо! [ да ], [межд., ]! БСП
Крой да песни пой; шить станешь – наплачешься. [ да ], . БСП

Слайд 6 (2-г)

Двоеточие между частями БСП:

1. если второе пд указывает причину того, о чём говорится в первом

: [причина]. БСП Богатому не спится: богатый вора боится.
(=потому что; так как )

2. есливтороепд поясняет первое или к. – н. его член

: [пояснение]. БСП Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
(=а именно; то есть )

3. если второе пд дополняет первое

: [дополнение]. БСП Пора понять: ты за себя в ответе.
(=что; и увидел, что…; и понял, что... )

Слайд 7 (1 г)

Тире между частями БСП:

1. Если в пд содержится противопоставление
противопоставление

– . БСП Труд человека кормит – лень портит.
(=а, но) Тьма света не любит – злой доброго не терпит.

2. Еслипервоепд обозначает время или условие действия, о котором говорится во втором пд

[ Время, условие ] – . БСП Проголодаешься – хлеба достать догадаешься.
(= если…; когда…) Любишь кататься – люби и саночки возить.

3. Есливтороепд заключает в себе следствие или вывод того, что говорится в первом пд

– [вывод, следствие]. БСП Раз солгал – на век лгуном стал.
(= так что; поэтому) Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

4. Если пд рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действи
быстрая смена событий

– ! БСП Я за свечку – свечка в печку!
Вот солнышко пригрело – трель зазвенела.

5. Есливтороепд, содержит сравнение того, о чём говорится в первом пд

– [сравнение]. БСП Молвит слово – соловей поет.
(= словно; как; будто; точно; что)

IV. Проверка и коррекция знаний и навыков учащихся

1) Рефлексия анализа БСП

– Повторим алгоритм рассуждения при анализе БСП:

Алгоритм анализа БСП:

    найти грамматические основы;

    определить интонацию и определить смысловые отношения между частями БСП;

    поставить необходимый знак препинания;

    построить схему БСП.

11. Составление и защита кластеров о БСП –

12Дом.задание

8 Итоги урока - вернуться к опорному листу самооценивания,к шкале успешности, отметит на каком уровне оказались к концу сегодняш.урока.


Close