Есть вещи, которые мы не можем не знать. Возможно, мы предпочли бы не знать — но мы знаем. Они глубоко вписаны в саму нашу природу. И одна из этих вещей — неизбежность суда Божия. Мы знаем про себя, что мы подсудны, ответственны. Мы знаем это даже не из библейского откровения, а изнутри — об этом нам говорит, как напоминает Апостол, «совесть и мысли, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую». Даже язычники, которые никогда не слышали проповеди о суде Божием, имеют сознание нравственного закона и воздаяния. Это сознание, от которого мы не можем уйти.

Даже атеисты, отрицающие Бога и Его суд, апеллируют к обязательному для всех людей нравственному закону — когда они порицают одних людей и хвалят других, они тем самым провозглашают, что люди должны поступать определенным образом, действовать сообразно известным им представлениям о добре и зле, и что отказ поступать сообразно нравственному закону делает человека виновным. В их мировоззрении это неизбежно повисает в воздухе — откуда берётся нравственный закон и кто судит поступки человека, если Бога нет? Но само сознание того, что мы должны поступать определенным образом, совершенно неискоренимо.

В социальных сетях люди яростно препираются, чтобы отстоять моральную правоту — свою личную или группы, к которой они себя относят. Попытки выгородить себя и своих со стороны могут выглядеть очень жалко. Чаще всего это указывание пальцем и крик «а вот они!» как будто «их» беззакония, подлинные или мнимые, могут спасти нас от осуждения.

Но, так или иначе, люди ищут оправдания. Они как будто постоянно видят себя перед судом и ищут себе оправданий, извинений и смягчающих обстоятельств.

Конечно, мы можем отрицать этот суд — люди вообще с большим успехом отрицают любые вещи, которые им не нравятся. Но это не означает, что мы о нем не знаем. Библия в этом отношении просто проясняет реальность, которую мы склонны прятать от себя. «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9:27) «ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор.5:10)

Наступит момент — и каждый из нас неотвратимо приближается к нему — когда мы окажемся либо среди тех, кто услышит «придите, благословенные» либо среди тех, кому будет сказано «отойдите, проклятые». Множество фресок, икон и картин изображают этот великий день, когда оправданные унаследуют предназначенное им вечное блаженство, осуждённые же низвергнутся во тьму внешнюю. Помню, как ещё в моем глубоко советском детстве я был в музее «Истории религии и атеизма» и увидел одну из таких картин. «Раньше люди верили — пояснили мне — что наступит день, когда Бог будет судить людей по их делам. А так как каждый взрослый человек осознает, что он согрешил, этот суд и назывался страшным». Примерно тогда же на уроке музыки нам дали послушать Dies Irae — фрагмент реквиема Моцарта. Правда, никто тогда не мог объяснить мне, о чем там речь. «О чем-то загробном». Годы спустя я узнал, что Dies Irae значит «День Гнева», и нашёл текст, принадлежащий монаху XII века Фоме Челанскому.

Будет вынесена написанная книга,

в которой содержится всё,

по ней мир будет судим.

Итак, когда Судия воссядет,

всё сокрытое станет явным:

ничто не избегнет наказания.

Что тогда скажу я, несчастный,

кого попрошу в защитники,

когда даже праведник не будет в безопасности?

Все те сложные конструкции самобманов и самооправданий, которые мы строили всю нашу жизнь, рухнут в одно мгновение, и мы увидим то, что в глубине души знали всегда. Грех есть грех, зло есть зло, и мы сознательно раз за разом выбирали именно их. Ссылки на «них» с их злодействами не помогут, как не помогут и толстые книги, написанные теми или иными авторитетами, чтобы доказать, что грех это не грех. Мы все знаем это заранее — хотя склонны яростно это отрицать. Есть только один путь спасения — и в том же Dies Irae Фома Челанский напоминает его. Он взывает ко Христу:

В поисках меня Ты изнемог;

Ты искупил меня страданиями на кресте.

Да не будет жертва напрасной.

Апостолы возвещают, что Христос умер за наши грехи — и ради Его крестной жертвы нам возвещается оправдание. Мы можем быть оправданы на Страшном Суде не нашими деяниями, но деяниями Праведника, который признаёт нас Своими и несёт наши беззакония на Себе. Он — наша единственная надежда, спасение и оправдание; перед лицом суда Божия христианин вцепляется в Христа как человек, проваливающийся в пропасть вцепляется в твёрдый уступ.

Есть грех и погибель, ад, готовый поглотить нас навсегда — и есть Спаситель, который пришёл нас избавить. Ад, который уже здесь и сейчас требует наши души. Пламя злорадства и ненависти, гнева, гордыни и яростной самоправедности. Христос, который ищет увести нас от этого огня геенского — по мере того, как мы покоряемся Ему.

Жизнь христианина — это жизнь перед лицом суда Божия. Как это будет выглядеть на суде? Что я скажу об этом? Но суд — это не только то, что ожидает нас после смерти; этот тот выбор, который мы совершаем здесь и сейчас. Как сказано в Евангелии, «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Иоан.3:19-21)

Свет Христа — если я допущу его в свою жизнь — обличит какие-то мои дела, побудит меня пересмотреть какие-то мои ценности и устремления. В чем-то признать себя неправым, от чего-то отказаться. Но если я пойду навстречу Ему — я буду оправдан. Если я отвергну этот свет — буду осуждён. В конечном итоге есть только два варианта — мы либо приходим ко свету, либо уходим во тьму.

Цель урока : рассказать детям опонятиях слов «Божий суд», «бессмертие», «рай», «ад». Объяснить какими конкретными делами можно помочь окружающим, как вера в Божий суд влияет на поступки людей, как православие учит вести себя в трудной жизненной ситуации. Дать понятие слов «монастырь», что такое монашеское облачение, кто такой паломник, какие обеты дает монах при постриге, что означает для монаха послушание. Объяснить правила поведения паломника. Познакомить со стихами и притчами по данной теме.

Оборудование: книга часть 2.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока

    Организационный момент: отметить отсутствующих, объявить и записать тему урока.

    Проверка знаний:

    1. Что такое чудо? Что можно назвать чудом?

      Какие чудеса случались в вашей жизни или о каких вы слышали?

      О каких чудесах вы можете вспомнить из прочитанных книг?

      О каком чуде говорится в притче «В поисках чудес»?

      Как вы понимаете «Чудес не ищут – к добрым людям они приходят сами»?

      Что такое добродетель? (Вера, Надежда, Любовь).

    Актуализация новых знаний: Вы узнаете:

Как видеть в людях Христа

Почему христиане верят в бессмертие

4. Изучение нового материала:

Прежде чем мы с вами поговорим о Божьем суде, давайте вспомним о том, как Бог сотворил мир и человека.

Слайд 2. Сотворение мира и человека.

Мы уже знаем, что Бог Всеблаженный, т.е. Он пребывает в вечном Блаженстве. Но также Бог – это Любовь. А любовь, как мы помним, это стремление давать, делать добро. И Бог по Своей любви творит мир, чтобы и другие могли пребывать в Божественном блаженстве.

Сначала Бог сотворил мир невидимый - духовный.

Как вы думаете, что такое невидимый мир? (дети отвечают)

Мир невидимый – это ангельский мир.

Затем Бог сотворил мир видимый.

Что относится к видимому миру? (дети отвечают)

Это все, что мы видим вокруг. Земля, вода, небо, звезды, растения, животные…

И венец Божьего творения – человек. В человеке Бог соединил мир невидимый и видимый.

Как Бог соединил в человеке мир видимый и невидимый? (дети отвечают)

У человека есть душа и тело. Т.е. человек – это живое, органическое соединение земного и небесного, материального и духовного.

Слайд 3. Душа и тело.

Работа по карточке, задание 1

Разделите пары слов на два столбика: что относится к душе, а что – к телу:

вечность - время, инстинкт - разум, зависимость - свобода, радость – удовольствие.

Дети пишут.

Давайте посмотрим, что у нас получилось.

К телу относятся значения ?

Время, инстинкт, зависимость, удовольствие.

К душе относятся значения ?

Вечность, разум, свобода, радость.

Посмотрите, все, что относится к телу, а значит и к миру – временно. А все, что относится к душе – вечно. Потому что душа бессмертна, а тело смертно и окружающий нас видимый мир тоже не вечен.

Слайд 4. Назначение человека.

Как вы думаете, каково предназначение человека, какова цель его земной жизни ?

По замыслу Божию, человек имеет высшее назначение в мире. Имея бессмертную душу, человек призван,

    сам соединиться с Богом и пребывать в вечном блаженстве

    имея тело, соединить через себя с Творцом весь видимый мир, привести его к преображению (бессмертию) (об ó жение - святость , не обож é ние). Видите, какую ответственность каждый человек несет перед Богом, перед людьми и перед всем миром.

У политиков есть такое выражение – casus belli (казус белли). Повод к войне. Во все века у всех народов законным поводом к началу войны считалось убийство иностранных послов. Посол и пославший его правитель считаются одним и тем же лицом. Оскорбление посла – оскорбление правителя и страны.

Скажите, а можно ли человека считать послом Бога на земле? Если да – то, как надо относиться к людям?

Слайд 5. Образ и подобие.

Чтобы человек смог исполнить свое предназначение, Бог сотворил душу человека по образу и подобию Своему.

В чем заключается образ Божий в человеке ?

Образ Божий в человеке заключается в свойствах его души - свобода, разум, способность любить и творить.

А в чем заключается подобие Божье в человеке, как вы думаете ?

Используя свойства души, человек может духовно совершенствоваться, т.е. может стать подобным Богу. Образ Божий дан абсолютно каждому человеку, но подобным Богу становится только тот, кто стремится к этому и живет по Законам Божиим. Полностью сам человек достигнуть этого не сможет, но если он старается, то Бог помогает ему.

Как вы считаете, в чем заключается достоинство каждого человека?

Не в уме или богатстве, а в образе Божием. Об этом всегда надо помнить, чтобы не замутнить этот образ в себе. И в других людях следует видеть прежде всего образ Божий. Творя дурное и оскорбляя ближних, мы оскорбляем Бога, Который доверяет человеку так, что дал ему Свой образ.

Как называют людей, достигших с Божьей помощью подобия Божьего ?

Таких людей называют праведниками и святыми.

Чтобы человек, имея в себе образ Божий, достиг совершенства, т.е. достиг подобия Божия, и соединился с Богом в Царстве Небесном, он должен в этой жизни кое-чему научиться.

Слайд 6. Уроки для вечности.

Как вы думаете, чему должен научиться человек в этой жизни ?

Человек должен научиться любить. Т.е. научиться делать добро.

Слайд 7. Зачем учиться?

Давайте подумаем, зачем человек вообще учится.

- Например, зачем мы учимся ходить ?

Чтобы быть самостоятельными, свободными в выборе. Ходить не туда, куда понесут тебя другие, а самому выбирать дорогу.

- Зачем мы учимся в школе ?

Опять же, чтобы быть самостоятельными, свободными в выборе того, чем будем заниматься. Послушайте стихотворение Валентина Берестова:

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай ещё страницу».

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

Чем больше мы знаем и умеем, тем свободнее наш выбор.

Т.е. человек учится, чтобы быть свободным, чтобы выбирать, чем заниматься, не по принуждению или по необходимости, а по призванию сердца. И знания, полученные в школе, помогают сделать правильный выбор в жизни.

Слайд 8. Уроки доброты.

Знания и умения позволяют не зависеть от обстоятельств. Значит, и добру необходимо учиться, чтобы быть свободными и не зависеть от чего-то.

Но от чего, как вы думаете ?

От вредных привычек, от гордости, от равнодушия, от лени… от греха. Настоящая свобода заключается не в том, чтобы делать все, что захотел, а в том, чтобы иметь силу и не совершать греха.

Слайд 9. Душа и тело.

А всегда ли вам хочется делать уроки и почему ?

Когда мы спим, ?

Когда играем, удовольствие получает душа или тело ?

А выученным урокам радуется душа или тело ?

Т. е. душа и хотела бы выучить уроки, да тело не желает. Душа хотела бы помочь маме, да телу лень.

И вот, вместо того, чтобы испытывать истинное чувство радости, душа начинает привыкать к кратковременным телесным удовольствиям. Так душа подчиняется телу. Получается, как в одной небылице-перевертыше .

Слайд 10. Небылица-перевертыш.

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота,

"Тру", - сказала лошадь

И мужик заржал,

Лошадь пошла в избу,

А мужик стоял,

Лошадь ела булки,

А мужик овес,

Лошадь села в сани,

А мужик повез.

Как вы считаете, что важнее – душа или тело ?

Душа важнее тела. Значит не тело должно управлять душой, а душа - телом.

Есть такое выражение «держать себя в узде».

Как вы понимаете это выражение ?

Узда - часть сбруи - ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову упряжного животного. Держать себя в узде - это значит себя контролировать. Не позволять себе расслабляться; быть собранным, дисциплинированным. А для христианина это значит и умение душе держать в повиновении тело. Это одно из самых важных и главных умений человека.

Слайд 11. Аскетика, пост.

И в православии среди многих богословских наук, есть наука, которая учит как правильно христианину «держать себя в узде». Называется эта богословская наука - аскетика. С греческого слово «аскеза» переводится как «упражнение». Православная аскетика - это «упражнения для души», которые помогают исцелиться от греха. Одно из «упражнений» православной аскетики – пост.

Из полной редакции учебника:

В календаре православной церкви чередуются радостные праздники и строгие посты. Церковное значение слова пост очень близко с воинским значением этого же слова. Это стояние на страже. Человек охраняет себя от плохих слов, поступков, действий. И, как ни странно, – от хорошей, вкусной, дорогой пищи.

Святой Иоанн Златоуст так объяснил значение поста: подсчитай, сколько тебе стоит обычный обед. Теперь подсчитай, сколько тебе будет стоить обед без мяса. Купи себе постную (более дешевую) еду, а разницу отдай нищему.

В Евангелии есть притча о том, какое значение такая сэкономленная копеечка может иметь для судьбы человека. Это притча о Божием суде. Суд Божий называется также Страшным Судом.

Чтение текста (стр.32-33)

Слайд 12. Фон.

В Евангелии есть притча о Божием суде:

В последний день мировой истории все люди, все народы, когда-либо жившие на земле, соберутся перед лицом Христа. После всеобщего воскресения Христос «отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлищ; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлищ - по левую».

Люди спросят Его: почему Ты осудил нас? Христос же ответит: отчего, когда Я был голоден, вы не дали Мне есть? Почему, когда Я жаждал, вы не напоили Меня? Я был странником, а вы не приняли Меня. Я был наг, и вы не одели Меня. Я был болен и был в тюрьме, но вы не посетили Меня...

Недоумевающие люди вопрошают – но мы не видели Тебя голодным или просящим у нас ночлега. Если бы мы знали, что Ты в больнице, к Тебе-то уж точно мы зашли бы с гостинцем!

Христос же отвечает: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из людей, то не сделали Мне.

Это значит, что каждое доброе или злое слово, сказанное любому из людей, Бог принимает на свой счет. Помощь, оказанная случайному незнакомцу или давно знакомой родной бабушке – это помощь Богу. Но оскорбление, нанесенное любому из людей, Бог принимает как нанесенное Ему, то есть как Богохульство. Любой человек – посланник Неба на земле!

Как вы думаете, кого символизируют овцы и козлища ?

Овцы символизируют праведников - людей добрых, готовых всегда пожертвовать собой ради ближних. Козлища являют собой образ грешников, которые будут осуждены, ибо, живя на земле, они не принесли доброго плода.

Древнерусская летопись:

Прислали греки к князю Владимиру философа. Он показал Владимиру завесу, на которой изображено было судилище Господне. Владимир же, вздохнув, сказал: "Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева". Философ же сказал: "Если хочешь с праведниками справа стать, то крестись во имя Святой Троицы, как и сказано в Евангелии: И дите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ». Владимиру же запало это в сердце, и сказал он: "Подожду еще немного", желая разузнать о всех верах. И дал ему Владимир многие дары и отпустил его с честию великою.

Икона «Страшный суд» (художник Иероним Боск)

Давайте и мы посмотрим изображение Страшного суда на православной иконе.

В центре иконы располагается образ Христа во славе. Фигуру Христа, представленного сидящим на троне с распростертыми в стороны руками, на которых видны раны от гвоздей, окружает сияние. Ко Христу в молении за человеческий род предстоят Богородица (слева) и Иоанн Предтеча (справа). К трону с двух сторон припадают на коленях Адам и Ева, молящиеся ко Господу за своих потомков. По сторонам изображают 12 апостолов, сидящих на престолах, а позади них – сонмы Ангелов.

Сверху изображаются ангелы, свивающие небо (небо подобно свитку с расположенными на нем небесными светилами).

Ниже Христа во славе находится Этимасия – Престол Уготованный, на котором обязательно присутствует Крест. Справа от Христа – группа праведников, слева – группа грешников.

От основания престола Христа по направлению к аду (нижний правый угол) истекает огненная река, проходящая вниз через всю композицию и разделяющая ее на две части.

Река часто заменяется изображением змея с мытарствами (на теле змея подобия узлов с вписанными в них названиями грехов.

Ниже слева изображается рай. Рай включает изображения дверей, охраняемых огненным херувимом, Лона Аврамова, Богородицы и благоразумного разбойника. Лоно Авраамово – Авраам (либо Авраам, Исаак и Иаков) на седалище, по сторонам от которого стоят праведные души в образе детей. Богоматерь изображается на троне, с двумя Ангелами по сторонам. Рядом, часто у врат рая, благоразумный разбойник с крестом на плече. Райские двери - прямоугольная конструкция, в которую вписано изображение шестикрылого Ангела. У дверей шествие праведных в рай, предваряемое апостолом Петром с ключами. За ним, первым в ряду праведников, часто изображается апостол Павел, иногда – преподобная Мария Египетская.

Внизу справа изображается ад. В геенне изображается Сатана – человекоподобная фигура, восседающая на адском звере, который пожирает грешников. На коленях у Сатаны – душа Иуды в образе ребенка.

Адские мучения изображаются в виде нескольких ячеек с так называемыми «личинами». Обычные подписи: «Огонь неугасимый» (человеческие фигуры или головы в пламени), «Червь неусыпающий» (черепа и черви на темном фоне), «Плач» (иногда «Мрак») и «Скрежет зубов» (фигуры или головы на темном или красном фоне, люди плачут, иногда скалят зубы).

Как вы думаете, почему Божий Суд называется также Страшным Судом ?

Представьте, что вы перепачкались и вас выставили в таком виде на всеобщее обозрение. Вам и стыдно и страшно. Бог – это Свет и в божественном свете на Суде откроется вся неправда души, как грязь на одежде и теле. В том числе и та неправда, которую мы порой прячем глубоко в себе, стыдясь признаться. И еще потому Божий суд называется Страшным, что после этого Суда уже ничего нельзя будет исправить.

Как вы думаете, почему сделанное нами добро или зло для ближних Бог принимает на свой счет ?

Потому что Бог всех людей считает Своими детьми. И Бог, как и наши родители огорчается, если Его детей обижают, и радуется, когда Его детям делают добро.

Чтение текста

Слайд 16. Просит убогий, а подашь Богу.

В культуре христианских народов есть много рассказов о том, как человек совершал некие добрые или злые действия по отношению к незнакомцу, а тот вдруг оказывался Самим Христом. Например, поэт Вячеслав Иванов в свою повесть о Светомире царевиче включил такой эпизод (стр.33-34):

На берегу предстал царевичу великан. Сам исполин какой-то косный, косматый, будто страховидный, но глаза из-под густых бровей глядели нежно и ласково сияли. Царевич обратился к нему улыбаясь: «Как величать тебя, добрый человек?»

Я Христофор… Пришла мне с юности охота послужить самому сильному господину. Нашел я царя, самого сильного, и подвизался на него работать как на своего господина. А как услышал, что царь тот боится черта, ушел я черту служить. Да увидел я однажды как черт от креста бежит: Распятого боится. Ну, и пошел я тогда искать Распятого. Забрел в пустыню, а там старец отшельник стал мне сказывать про Христа. Я и говорю ему: «По всему вижу, что Он сильнейший. Ему и послужу». И слышу раз ночью слабый голос зовет. Вижу у воды младенца, молит жалобно его перенести. Взял я палку, посадил дите на плечо себе. Иду. А вода подымается, гудит, ревет, не пускает, поглотить грозится. Ребенок претяжелый стал, через силу несу. Помирать, думаю, час настал. Боюсь лишь не загубить бы дитятю. Насилу добрался до берега. И говорю младенцу: «Тяжел ты был, точно я бремя всего мира на себя взял». А он мне говорит: «Оно не удивительно, что тяжело тебе было, ибо ты нес мир и Творца мира». И, видя мое удивление, еще говорит: «Я Христос, Которого ты ищешь». И тут же Он и окрестил меня, и Христофором назвал, а прежде звали меня Репровом» (Имя Христофор – это имя в переводе с греческого означает тот, кто несет Христа).

За словами Христа («что вы сделали одному из….») таится подсказка – как вести себя в трудной жизненной ситуации. Если тебе плохо – оглянись. Найди человека, которому, может быть, еще труднее, чем тебе. Помоги ему. Если не деньгами, то добрым словом и добрым взглядом, улыбкой. Может быть, от этого человека ничего доброго к тебе не вернется. Но у Бога много людей. И то, что ты одолжил одному, может вернуться через другого.

В Библии есть совет о том, как Бога сделать своим должником: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (в церковно-славянском переводе это звучит очень емко и мелодично: «м илуяй нища взаим дает Богови»).

Эти слова означают, что Свой долг такому человеку Бог возвращает всегда, но не всегда той же валютой. Человек дал бедняку рубли. А взамен от Бога он может получить… Нет, не деньги, а доброе бессмертие.

Слайд 17. Святой Христофор. Иероним Боск .

1. Как вера в Божий суд влияет на поступки человека?

Работа по карточке.

Вычеркните дела, которые не являются добродетелями.

Справедливость, рассудительность, лень , жадность , мужество, злопамятность , великодушие, благотворительность, лживость , гостеприимство, общительность, честность, злость , искренность, гнев , терпение, странноприимство, радушие, равнодушие , щедрость, смелость, долготерпение, трусость , сострадательность, трудолюбие, смирение, гордость , милосердие.

Дети работают. Разбираем задание.

Слайд 19. Бессмертие.

Как вы понимаете, что такое бессмертие души ?

Бессмертие души – это бессмертие наших мыслей, чувствований и желаний. Все, что мы думаем, чувствуем и желаем, просто так никуда не исчезает, даже если мы забываем. Недобрые мысли, чувства и желания могут быть уничтожены только Богом, когда мы в них искренне каемся.

Чтение текста

Человеческая жизнь на земле не бесконечна. Поэтому во все века люди пытались понять, что же там, за порогом земной жизни.

Если кто-то общался с людьми по Интернету, а потом его компьютер поломался, означает ли исчезновение человека из Интернета его смерть? Вот так и поломка тела не уничтожает душу.

Убеждение многих древних религий можно пересказать современным образом: тело подобно ракете, которая за несколько коротких минут выносит космический корабль в его долгий полёт. Тело умирает, а человек – нет. Просто его душа перестает пользоваться телом.

Кроме того, христианин полагает, что даже поломки души (т.е. грехи) не могут ее уничтожить. Но они могут ее искалечить. Бессмертие человека может не обрадовать его. Качество бессмертия зависит от качества любви.

Представь, что к тебе приехал погостить твой почти незнакомый дальний родственник. Он привез для тебя множество очень хороших подарков. Но просто он забыл, что за те годы, что вы не виделись, ты очень вырос. А он такие замечательные погремушки тебе привез! И очень хорошую детскую коляску! А тебе уже 10 лет…

Последнее взросление и последний переход – это выход из тела, то есть смерть. Как раньше человек вырастал из своих детских одежд, так однажды он перерастет своё тело. Его душе станет нужно то, что сможет принести радость именно ей, а не телу, которое стало слишком тяжелым и тесным. Но научился ли уходящий человек ценить именно такие, духовные и вечные радости?

Если человек не любил Бога и других людей, то он и в вечности останется одиноким.

Кроме того, христианин помнит и о том, что бессмертен не только он, но и те, кого он обидел. Один современный поэт сказал: «никому нет конца – даже тем, кто не с нами». Они же тоже будут уже приняты Богом. Значит, они станут другими, они станут добрее. А если я по старой своей памяти буду на них сердиться – я причиню себе ненужную боль. Поэтому надо успеть примириться с людьми до своего (или их) ухода из земной жизни.

Таков четвертый мотив христианина для того, чтобы творить добро.

Слайд 20. Зачем творить добро.

Перечислите все четыре мотива, поощряющих христиан к творению добра.

    Самоотверженность, которая рождается с чувством истинной благодарности Христу за Его жертву ради спасения человека.

    Желание духовной радости, которую испытывает христианин при соединении с Богом.

    Вера в то, что в жизни есть место чуду, которое человек может творить сам, делая добро другим.

    Вера в бессмертие души и Божий суд.

Стих стр. 32

Пока живу - Тебе молюсь,
Тебя люблю, дышу Тобой.

Когда умру – с Тобой сольюсь,

Как звезды с утренней зарей.

Хочу, чтоб жизнь моя была

Тебе немолчная хвала,

Тебя за полночь и зарю,

За жизнь и смерть – благодарю!

(Дмитрий Мережковский)

Как вы думаете, в чем заключается наша хвала Богу? Как можно прославлять Бога?

Христиане прославляют Бога словами и добрыми делами. Делами прославляет Бога тот, кто Его слушается во всем, потому что добрым быть лучше, чем злым. Бог Сам очень добрый и добрых людей любит, а злые постоянно злобствуют и тем мучают сами себя.

    Подведение итогов урока. Рефлексия.

Основы православной культуры

« Православие о Божием суде »

Разработал Трункин В.В

Цели: Помочь осмыслить учащимся меру ответственности человека за всё, что он совершает в жизни;

Задачи:

    Познакомить с понятиями «Божий суд», «бессмертие», «одиночество».

    подвести к пониманию того, что поступки человека не проходят бесследно для него самого;

    побудить учащихся к внимательному отслеживанию своего поведения и поступков, соотнося их с идеалами добра и справедливости.

    Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, решение проблемных вопросов.

Ключевые понятия : Божий суд, бессмертие, одиночество.

Средства наглядности: презентации, иллюстрации из учебника, карточки.

Основные вопросы: 1.Как видеть в людях Христа? 2. Почему христиане верят в бессмертие?

Ход урока.

    Организация деятельности учащихся.

    Проверка домашнего задания.

    Постановка учебной задачи.

    Открытие нового знания. Запись в тетрадь новой темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете?

    Беседа с учащимися.

    Комментированное чтение притчи из пособия для учащихся.

    Ответы на вопросы.

    Самостоятельная работа учащихся.

    Обсуждение результатов самостоятельной работы.

    Подготовка учащихся к беседе с членами семьи.

    Домашнее задание.

Примерный текст учителя.

I . Вводная часть урока.

СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ

    Действительно, каким Бог видит свое творенье – нас с вами? Когда Он радуется, глядя на нас с вами, а когда – нет?

    Расскажите, какими вопросами друг к другу могли бы обменяться Бог и человек при встрече.

Как вы думаете, Бога можно обмануть?

3. Есть такое выражение – casus belli (казус белли) – повод к войне. Во все века у всех народов законным поводом к началу войны считалось убийство иностранных послов. Посол и пославший его правитель считаются одним и тем же лицом. Оскорбление посла – оскорбление правителя и страны. Скажите, а можно ли человека считать послом Бога на земле? Если да, то – как же надо относиться к людям?

II .Проверка домашнего задания. (слайд 2)

1)-Что в жизни христианина может быть названо чудом?

2)-Как вы понимаете строки В.Я. Брюсова:

«Мы на всех путях дойдем до чуда!

Этот мир- иного мира тень.

Эти думы внушены оттуда,

Эти строки – первая ступень…»?

3)-Продолжите цитату священника Николая Агафонова: «Чудесное с нами рядом, но мы не замечаем Его. Оно пытается говорить с нами, но мы не слышим, наверное, оттого, что…»

III . Постановка учебной задачи.

    Ответим на вопросы опережающего задания:

— Какова мера ответственности человека перед Богом и людьми? Есть суд гражданский, уголовный… А существует Божий суд? Как вы понимаете, что такое Божий суд? (слайд 3)

IV . Изучение нового материала

Чтение текста с 72.

Работа с текстом:

1.Что такое Божий суд?

2. Какие вопросы у вас возникли после чтения текста? Прочитайте фрагменты текста, которые требуют дополнительного комментария, расширенного разговора.

3. Попробуем пояснить нашу тему примером жизни великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя.

Маленький Никоша (так называли его домашние) рос и воспитывался в очень верующей семье на Полтавщине. Это теперешняя Украина. Его маменька (так было принято называть самого дорогого человека) часто читала ему отрывки из Священной истории. Будучи уже взрослым, Гоголь вспоминал, какое сильное впечатление оказал на него маменькин рассказ о Страшном Суде. Он понял, что за все свои действия и поступки, хорошие и плохие, человек даст ответ Богу на Страшном, последнем суде, когда будет решаться его окончательная участь. С тех пор понятие грех и покаяние стали главными в его жизни и творчестве. Представляете: все, что писал Гоголь, должно было напоминать человеку о последнем его ответе перед Богом.

В пятом классе вы читаете повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством». Наверняка вам понравился один из центральных героев – кузнец Вакула. Помните, еще в начале повествования писатель говорит, что черт (тоже персонаж повести) ненавидел Вакулу больше, чем проповеди сельского священника отца Кондрата. И причиной его ненависти была икона Страшного суда, которую написал Вакула. Вот отрывок, посвященный описанию этой иконы (слайд 4)

«…торжеством его (Вакулы) искусства была одна картина … в которой изобразил он святого Петра в день Страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа; испуганный черт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключенные прежде грешники били и гоняли его кнутами, поленьями и чем ни попало. В то время, когда живописец трудился над этою картиною и писал ее на большой деревянной доске, черт всеми силами старался мешать ему…».

И нам становится понятна ненависть черта. Дело в том, что при Втором пришествии Христа, а это и есть событие Страшного Суда, все жившие когда-то и живущие на земле люди предстанут перед Богом. Только станут они по разные стороны от Христа: праведники станут справа (одесную), а грешники слева (ошуйю). Думаем, что всем понятно: Бога на Страшном Суде обмануть невозможно. Вот потому грешники, понявшие свою «левую» участь, и колотят беса кнутом, поленом и чем ни попало. Конечно, как часто бывает у Гоголя-сатирика, нам смешно. Но за этим встает ситуация ответа: за все, за все ответит человек перед Богом. Тогда читатель и понимает ненависть беса к Вакуле. Чего больше всего боится черт? Он боится, что его лукавство, обман, искушение станет для человека очевидным. Вакула и сделал очевидным то, что бес всегда скрывает, обманывая и искушая человека. (слайд 5)

4. Поговорим об этом же образным языком притчи. Перескажите притчу о последнем дне мировой истории. Не бойтесь подглядывать в текст учебника!

1. Как вера в Божий суд влияет на поступки человека? (с.72)

2. Перечисли вместе четыре мотива, поощряющих христиан к творению добра.

V . Закрепление.

На доске выписаны слова Бога, определите позиции грешников и праведников: (слайд 6)

Грешники

Праведники

не дали Мне есть

не напоили Меня

не приняли Меня

не одели Меня

не посетили Меня

голоден Я

был странником

был болен

и в темнице

вы дали Мне есть

вы напоили Меня

вы приняли Меня

вы одели Меня

вы посетили Меня

VI. Подведение итогов

Поговорим по душам .

Добрыми людьми могут быть только христиане? (Разумеется, добрыми людьми могут быть все без исключения. То, что часто называют «нравственным законом» заложено в природу человека. Помните, что при сотворении человека Бог вдунул в уста Адама дыхание Свое. Дыхание Бога, душа присутствуют в каждом человеке. От человека зависит, как он распорядится этим духовным богатством: будет его взращивать или предаст забвению. Важно понять, что вера помогает человеку устоять в добром, координировать свое поведение и поступки, соотнося с Идеалом).Как вы думаете: понимание того, что есть строгий судья, которого нельзя обмануть и «ответ» перед которым неминуемо придется держать, помогает человеку быть ответственным или сдерживает его свободное развитие?

VII . Рефлексия (выход- ответы по желанию)

Задание 1.

Ответь на вопросы.

1. Как ты думаешь, что важнее – воздерживаться от пищи или от дурных поступков?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. А что сложнее? Почему? _____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Ты пока еще не очень взрослый и не зарабатываешь деньги себе на жизнь. Но твоя «копеечка» — та добрая помощь, которую ты можешь оказать родным, друзьям и просто незнакомым людям. Подумай и напиши, какими конкретными делами ты можешь помочь окружающим?

1. ________________________________________________

__________________________________________________

2. ________________________________________________

__________________________________________________

3. ________________________________________________

__________________________________________________

4. ________________________________________________

__________________________________________________

5. ________________________________________________

__________________________________________________

(Слайд 7)

VIII . Домашнее задание.

2.Ответить на вопросы с 75

3.К следующему уроку узнай, где находится ближайший монастырь и его название. (слайд 8)

Презентация по предмету «Право» на тему: «Урок 22 Православие о Божием суде. 1)-Что в жизни христианина может быть названо чудом? 2)-Как вы понимаете строки В.Я. Брюсова: «Мы на всех путях дойдем.». Скачать бесплатно и без регистрации. - Транскрипт:

1 урок 22 Православие о Божием суде

2 1)-Что в жизни христианина может быть названо чудом? 2)-Как вы понимаете строки В.Я. Брюсова: «Мы на всех путях дойдем до чуда! Этот мир- иного мира тень. Эти думы внушены оттуда, Эти строки – первая ступень…»? 3)-Продолжите цитату священника Николая Агафонова: «Чудесное с нами рядом, но мы не замечаем Его. Оно пытается говорить с нами, но мы не слышим, наверное, оттого, что…»

6 БОГ не дали Мне есть не напоили Меня не приняли Меня не одели Меня не посетили Меня голоден Я жаждал Я был странником был наг был болен и в темнице вы дали Мне есть вы напоили Меня вы приняли Меня вы одели Меня вы посетили Меня ГРЕШНИКИ ПРАВЕДНИКИ

7 На Бога надежда Молись, надейся и трудись, Работы тяжкой не страшись, Верь: кто добра достичь желает, Тому Всевышний помогает. Найдёшь ли трудности в ученье, Иль позже в жизни затрудненья, На Божью помощь положись, Молись, надейся и трудись. (Архимандрит Павел Груздев.)

Урок по ОПК на тему «Православие о Божьем суде»(4 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №2» г.Меленки

Урок по теме «Православие о Божьем суде», 4 класс

Учитель начальных классов Маркова Е.А.

Модуль: «Основы православной культуры»

Учебное пособие Кураев А.В. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.4-5 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений с прил. электрон. носителе/А.В.Кураев.-М.: Просвещение, 2013.

Тема урока: «Православие о Божием суде».

Цель: познакомить с христианским мотивом доброделания в связи с представлениями о бессмертии души человека.

Задачи: Обучающая: познакомиться с евангельской притчей о Страшном Суде;

понять, чем обусловлен в христианстве призыв безусловной помощи любому человеку.

Развивающая: понять христианское восприятие связи земной жизни с вечной

Воспитывающая: осознать значение поста, как охранения себя от плохих слов, поступков, действий

Планируемые результаты: довести до сознания учеников,что земная жизнь человека влияет на жизнь человека в Вечности.

Освоить ключевые понятия пост, душа, бессмертие, вечность, Божий суд.

Организация внимания уч-ся к началу урока.

Создание хорошего настроения

на уроке. Проверка готовности рабочих мест.

Приветствие учителя, подготовка рабочих мест.

Учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Положительный настрой на урок, понимание необходимости учения.

Повторение ранее изученного материала.

Проверить, как дети знают ранее изученный материал по теме «Чудо в жизни христианина».

Задает вопросы: На прошлом уроке мы говорили о чудесах в жизни христианина.Давайте вспомним материал и ответим на вопросы.

1. В Боге Единственность и Троичность едины и совместимы. Как вы это понимаете?

2.Кто является Патриархом Московским и всея Руси?

3.Какое чудо произошло с его родственниками?

4. Как связаны вера и верность?

5.Что является чудом для верующих людей?

6. Что такое добродетель?

7.Сделайте кроссворд по электронному учебнику к уроку 22.

Отвечают на вопросы:

1.Бог есть Святая Троица: Отец Сын и Дух Святой.

3.В голодное время семье его деда помогли не умереть с голоду, и кто –то принес ночью целый мешок муки.

4.Вера – это верность самым светлым минутам своей жизни, а верность -это когда человек верен кому –то.

5.Чудо встреча с тем человеком, который только и мог помочь в трудной ситуации.

6. Добродетель –это видимое проявление внутренних добрых свойств человека. (Веры, надежды, любви).

7.Ответы к кроссворду:

(1.честность, 2.усердие.3 добродетель. 4. зло).

Закрепление понятий вера, верность, чудо для христианина.

Следить за речью при ответах на вопросы.

Понимание значимости веры для человека, верности перед другими людьми, перед Родиной.

Убедить детей в необходимости изучения курса ОРКСЭ по модулю

«Основы православной культуры»

Создать ситуацию, при которой у детей возникнет необходимость

1.Где, когда и при каких ситуациях вы слышали о Божьем суде?

2. Как вы думаете, есть ли связь между церковным значением слова пост и воинским значением этого же слова, как стояния на страже?

3. Как вы понимаете выражения «земная судьба человека», «судьба человека в Вечности»? Связаны ли между собой эти выражения? Чем?

4.Какова же цель урока?

Учащиеся высказывают своё понимание, выясняют, что необходимо, чтобы получить новые знания.

1.Бабушка рассказывала, что Божий суд бывает после смерти человека.

2.Да, есть. Пост в православии- это, когда человек ограничивает себя в употреблении пищи, праздности, с усердием молится Богу. А пост для солдата – это служба(работа) в определенные часы.

3. Земная судьба – это то, что ждет человека в его жизни на Земле.

Судьба человека в Вечности, это судьба после смерти. Эти выражения связаны: человек может повлиять на свою судьбу в Вечности.

4.Цель урока — показать, как добродетель влияет на Судьбу человека в Вечности.

Под руководством учителя развивают умение ставить познавательную

цель. Совместно с учителем планируют свои действия.

1.Работа с учебником и тетрадью.

2.Работа с иллюстрациями в парах.

Научить сопоставлять рисунок с текстом.

Предложить уч-ся найти научное объяснение цели урока с.72-75

Учащимся предлагается задание – сопоставить конспект со статьёй учебника, находя верные утверждения и отмечать их знаком (+), а где неверные утверждения знаком (-).

2.Предложить уч-ся рассмотреть иллюстрации в тетради с. 70 и дать ответ на вопрос.

3.Как вы понимаете слова, которые мы написали около 3 рис.

1.Уч-ся читают статью на с. 72 – 75.

2.Обсуждение в парах ответа, ответы уч-ся на поставленный вопрос. Дети сами решают, кто будет отвечать.

1 рис. Христос отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлищ; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлищ – по левую.

2 рис. Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его.

3.Ответ: Эти слова означают, что свой долг такому человеку Бог возвращает всегда, нот не всегда той же 2валютой». Человек дал бедняку рубли. А взамен от Бога он может получить… Нет, не деньги, а доброе бессмертие.

Понимать смысл терминов:

мых сведений с учебника.

1.Использование выборочного чтения.

сывание текста с

учебника. Умение выделять из текста самое главное.

1.Ученик должен понять, что земная жизнь человека влияет на жизнь человека в Вечности.

2.Расширение кругозора уч-ся.

Предложить дежурным провести динамическую паузу.

Уч-ся по своему желанию используют разученные стихи и показывают движения.

Применение теоретических знаний на практике, работа по электронному учебнику.

Сформировать чёткое представление о Божием суде.

Ответить на тест:

1.Божий суд называют Страшным судом, потому что:

То, что ты заслужил своей земной жизнью, получишь и в жизни Вечной.

2.Человек предстанет на суд Божий для того, чтобы

После Божьего суда.

Праведники будут вечно прибывать в любви Божьей в Раю.

анализ, выводы, умозаключения.

Закрепление полученных знаний Божием суде.

Умение слушать, анализировать, рассуждать, делать выводы и умозаключения.

Высказывание и аргументация своего мнения.

Работа над формированием умения ориентироваться в полученной информации.

Оценить важность темы урока.

Учитель предлагает уч-ся ответить на вопросы.

Что такое Божий суд?

Как земная жизнь влияет на жизнь человека в Вечности?

Если все понравилась?

Если наполовину понравилось(желт. Кружочек)

Если урок был непонятный (красный кружочек).

Ответы на поставленные вопросы.

Осознанное использование терминов пост, душа, бессмертие, вечность, Божий суд.

Развитая и грамотная литературная речь.

Закрепить знания, полученные на уроке.

Тетрадь. Доделать номера на с. 68-71.

Нарисуй свой добрый поступок.

Воспиттание ответственности, прилежности.

Тема урока : Православие о Божьем суде.

Цель: : познакомить с христианским мотивом доброделания в связи с представлениями о бессмертии души человека.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные : формирование способности формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, контролировать, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Познавательные: развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации, выбор наиболее эффективных способов решения проблем в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные: развитие умения эффективно сотрудничать, грамотно излагать собственную точку зрения и обосновыват суждения, проявлять активность для решения познавательных задач, соблюдать правила общения.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: довести до сознания учеников,что земная жизнь человека влияет на жизнь человека в Вечности.

Личностные УУД: формировались во время установления связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, при ответах, диалоге учителя с учеником.

Познавательные УУД: дети сами ставили учебную задачу, думали, как правильно соотнести утверждения в тетради с текстом в учебнике.

Коммуникативные УУД: сотрудничество, умение работать сообща в парах, умение договориться.

Регулятивные УУД: работали по плану, контролировали свою деятельность, оценивали себя, своих товарищей.

На уроке использовала методы: Икт — работа по электронному учебнику, фронтальный опрос, беседа, работа в парах – по тренажеру, по рисункам, индивидуальная работа – работа по таблице в тетради.

Присутствовали различные виды активности:

познавательная: ответы на вопросы, слушали ответы детей, социальная (работа в парах),физическая (физминутка).

Старалась менять виды деятельности: опрос, работа по учебнику, работа по тетради, работа по компьютеру. Подвела итог: рефлексия, беседа. Домашнее задание было творческое: нарисуй свой добрый поступок.

www.metod-kopilka.ru

Презентация к уроку (3 класс) по теме:
Презентация по ОРКСЭ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКСЭ Основы светской этики, презентация «Этикет» знакомит с историей этикета, правилами этикета.

развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общими человеческими ценностями;развивать навыки сотрудничества со сверстниками.воспитывать у школьников чувство доброжелательности.

Презентация по ОРКСЭ. Возникновение храмов. Внешнее и внеутреннее устройство.

Презентация по предмету Основы Религиозной Культуры и Светской Этики. 4-й класс начальной школы. «Добро и Зло».

Таинство православной церкви»крещение».

Презентация содержит изображения и небольшую информацию о некоторых христианских,мусульманских иудейских и буддийских храмах.

Урок построен в соответствии с современными требованиями: работа в группах, актуализация знаний, использование методов развития критического мышления. Работа на уроке сопровождается презентацией.Учени.

apostillemaster

Презентация Опк Золотое Правило Этики

Модуль «Основы православной культуры». «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа). Модуль «Основы православной культуры». Блок 1.

  • Золотое правило этики Лекция А.В.Кураева для преподавателей ОПК (презентация учебника) · Методические аспекты модуля.
  • Презентация (и текстовое сопровождение) к уроку ОПК № 13 (4 класс) » Золотое правило этики » по учебнику протодиакона Андрея.
  • Презентация Праздничный урок преподобного Сергия (скачать) Внеурочное мероприятие для 4 класса в рамках изучения ОПК «Поговорим о мудрости».
  • Урок 13 Золотое правило этики. Милосердие – только по отношению к людям? Милостыня – только деньгами?

Выскажите гипотезу: каково же « золотое правило этики »? доцент кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ — презентация Кураев А. Основы православной культуры – полный текст учебника для 4. Модуль » Основы православной культуры «. Примерная Милосердие и сострадание (презентация, конспект) Урок 13. Золотое правило этики. Урок 14.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час). Урок 1. Россия — наша Родина.

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1.

(16 часов). Урок 23. Православие о Божием суде.

Урок 24. Таинство Причастия. Урок 26. Отношение христианина к природе.

Урок 29. Христианин в труде. Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов). Урок 30.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Урок 31. Православие и Российское государство.

Российский герб (презентация. конспект). Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т. Урок 33.

Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.

Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д).

errorofworld.weebly.com

Православие о божием суде 4 класс презентация

МОУ « Медновская СОШ». Скачать бесплатно и без регистрации.


Материалы для учителя. Консультационный центр по ОПК. Смоленская Православная Духовная Семинария. Электронный адрес для обратной связи seminaria. Буклет в помощь родителям «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ. КЛАСС» (скачать внутри.

Культура и религия. Урок 2. Культура и религия.

Значение крестной казни Христа в том,что « Он снизошел быть. Тема урока: Христос и Его крест. Эпиграф к уроку: Смерть Иисуса Христа на кресте православного креста, современные открытки, фотографии. По теме: методические разработки, презентации и конспекты. 4 класс Урок 7 Христос и Его Крест Урок 7 Христос и Его Крест Вы узнаете: — Как Бог Уже когда Христос умер, римский воин пронзил Его грудь копьем. 3 класс 4 класс 5 класс. Христос и Его Крест. Надеемся, что эта презентация вам поможет! Будем безумно рады, если вы загрузите свои собственные презентации на наш сайт.

4 КЛАСС » (скачать внутри. Пасха Урок 9. Презентация к уроку «Рождество Христово и Пасха». Презентация к уроку ОРКСЭ в 4 классе, модуль ‘Основы православной культуры’. Христос и Его крест Составитель: Дерябина В.А. В-Алабугская НОШ Урок 1 Цель урока; 2 Задачи урока; 3 Виды деятельности; 4 Основные термины и 12 Готовые презентации к уроку (из опыта работы учителей России) Фотографии Голгофы в Храме Гроба Господня, репродукция картины (ответы учащихся) Итак, тема нашего урока « Христос и Его крест ».

Урок 1. Россия — наша Родина. Методические рекомендации по модулю «Основы православной культуры»: в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Дидактический материал к урокам. Основы религиозных культур и православной этики.

Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. Разработки уроков.

Сокровенный мир Православия. Электронное приложение к учебнику. Разработки уроков. Дидактический материал к уроку.

Антология русской поэзии «Круг Лета Господня. Времена года. Православные праздники». Проект Храма Христа Спасителя «Читайте детям стихи».

Православная энциклопедия Священное Писание и Священное Предание. Урок 5. Библия и Евангелие. Методические рекомендации по модулю «Основы православной культуры»: в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Дидактический материал к урокам. Информационно- методический межрегиональный банк (Центрального федерального округа). Авторские разработки уроков по отдельным темам.

Для начальной школыhttp: //metodika. Для среднего звена http: //metodika. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. Разработки уроков. Сокровенный мир Православия.

Серафим Слободской, прот. Закон Божий для семьи и школы. Закон Божий. Александр (Семенов Тан- Шанский), еп. Православный катехизис. Электронное приложение к учебнику. Разработки уроков. Дидактический материал к уроку.

Фильмы из серии Вера святых, Православный календарь, Таинства и обряды Церкви. Православная энциклопедия Основы православия. Урок 3. Человек и Бог в православии. Урок 6. Проповедь Христа. Урок 7. Христос и Его крест. Урок 8. Пасха. Урок 9. Православное учение о человеке.

Урок 2. 2. Чудо в жизни христианина. Урок 2. 3. Православие о Божием суде. Урок 2. 4. Таинство Причастия. Методические рекомендации по модулю «Основы православной культуры»: в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Дидактический материал к урокам.

Информационно- методический межрегиональный банк (Центрального федерального округа). Авторские разработки уроков по отдельным темам. Для начальной школыhttp: //metodika. Для среднего звенаhttp: //metodika.

Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А.

Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей.

Разработки уроков. Сокровенный мир Православия. Серафим Слободской, прот. Закон Божий для семьи и школы. Закон Божий. Александр (Семенов Тан- Шанский), еп.

Православный катехизис. Украинской Православной Церкви, 1.

Понятие о религии, вере, молитве. Вера и неверие. Понятие о Боге, о Святой Троице. Библейское откровение о творении из ничего. Время и вечность. Понятие о небе и земле. Откровение о Духе Божием.

Дни творения. Человек - венец творения. О лице Иисуса Христа и об образе соединения двух естеств во Христе. Жертвенная любовь Христова. Нагорная проповедь. Молитва Господня. Чудеса Иисуса Христа. Очистительная жертва Иисуса Христа.

О суде, страдании, распятии и смерти на Голгофе. Сошествие во ад. Святоотеческое учение о спасении. Воскресение Христово. Евангельские свидетельства очевидцев явления воскресшего Христа. Победа Христа над смертью. О Святом Духе. О Богородице и Приснодеве Марии. Второе пришествие Господа Иисуса Христа.

Всеобщее воскресение. О страшном (последнем) суде. Вечность наказания.

О жизни будущего века. Иларион (Алфеев), митр. Таинство веры. Введение в православное богословие. Электронное приложение к учебнику. Разработки уроков.

Дидактический материал к уроку. Фильмы из серии Вера святых, Православный календарь, Таинства и обряды Церкви. Православная энциклопедия.

Вера и религиозность в жизни человека. Вера. Основы христианского вероучения. Христианская нравственность. Урок 6. Проповедь Христа. Урок 1. 0. Совесть и раскаяние.

Урок 1. 1. Заповеди. Урок 1. 2. Милосердие и сострадание. Урок 1. 3. Золотое правило этики. Урок 1. 9. Подвиг. Урок 2. 0. Заповеди блаженств. Урок 2. 1. Зачем творить добро?

Урок 2. 2. Чудо в жизни христианина. Урок 2. 3. Православие о Божием суде. Урок 2. 6. Отношение христианина к природе. Урок 2. 7. Христианская семья.

Урок 2. 8. Защита Отечества. Урок 2. 9. Христианин в труде. Урок 3. 0. Любовь и уважение к Отечеству.

Методические рекомендации по модулю «Основы православной культуры»: в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Дидактический материал к урокам. Информационно- методический межрегиональный банк (Центрального федерального округа). Авторские разработки уроков по отдельным темам. Для начальной школыhttp: //metodika. Для среднего звенаhttp: //metodika. Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики.

Книга для родителей / А. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей.

Разработки уроков. Сокровенный мир Православия. Серафим Слободской, прот. Закон Божий для семьи и школы.

Закон Божий. Книга 1. Книга 3. 8. Александр (Семенов Тан- Шанский), еп. Православный катехизис. Катехизис. Украинской Православной Церкви, 1. Человек - венец творения. Образ и подобие Божие в человеке. Свобода. Грехопадение прародителей.

Первородный грех. Следствия грехопадения. Почему Бог попускает зло.

Десять заповедей Божиих. Нагорная проповедь. Заповеди блаженства. Электронное приложение к учебнику. Разработки уроков. Дидактический материал к уроку.

Фильмы из серии Вера святых, Православный календарь, Таинства и обряды Церкви. Православная энциклопедия. Урок по теме «Заповеди»Презентация к уроку «Заповеди»Урок по теме «Духовные основы православной семьи»Заповеди Божии. Уроки христианской нравственности в евангельских притчах. Этика труда. 8 класс. Православные традиции. Урок 2. Культура и религия.

Урок 8. Пасха. Урок 2. Христианская семья.

Урок 2. 9. Христианин в труде. Урок 3. 0. Любовь и уважение к Отечеству. Методические рекомендации по модулю «Основы православной культуры»: в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Дидактический материал к урокам. Информационно- методический межрегиональный банк (Центрального федерального округа). Авторские разработки уроков по отдельным темам.

Для начальной школыhttp: //metodika. Для среднего звенаhttp: //metodika. Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры.

Закон Божий. Электронное приложение к учебнику. Разработки уроков. Дидактический материал к уроку. Антология русской поэзии «Круг Лета Господня.

Времена года. Православные праздники». Проект Храма Христа Спасителя «Читайте детям стихи». Фильмы из серии Вера святых, Православный календарь, Таинства и обряды Церкви. Православная энциклопедия.

Урок по теме «Рождество Христово и Пасха»Презентация к уроку «Рождество Христово и Пасха»Православные праздники. Православная Церковь. Православный храм. Урок 4. Православная молитва. Урок 1. 4. Храм. Урок 1. Икона. Урок 2. 5.

Методические рекомендации по модулю «Основы православной культуры»: в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Дидактический материал к урокам. Информационно- методический межрегиональный банк (Центрального федерального округа). Авторские разработки уроков по отдельным темам.

Для начальной школыhttp: //metodika. Для среднего звенаhttp: //metodika.

Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры.

Серафим Слободской, прот. Закон Божий для семьи и школы. Закон Божий. 8. Александр (Семенов Тан- Шанский), еп. Православный катехизис.

Украинской Православной Церкви, 1. Благодать. Святые таинства. Крещение. Миропомазание.

Евхаристия. Покаяние. Священство. Елеосвящение.

Таинство и обряд. Церковь - тело Христово. Церковная иерархия. О внешнем непогрешительном авторитете в церкви. Единство церкви. Святость церкви. Отношение православного человека к своей церкви и к инославию. Церковь и мир. Почитание святых.

Храм и богослужение. Праздники и посты. Божественная литургия. Нравственность. Духовность.

Аскетизм. Монашество. Православный храм.

Внутренне устройство. Алексеев С. В. Зримая истина. Книга о православной иконе: Для семьи и школы. Электронное приложение к учебнику. Разработки уроков. Дидактический материал к уроку. Антология русской поэзии «Круг Лета Господня.

Времена года. Православные праздники». Проект Храма Христа Спасителя «Читайте детям стихи». Фильмы из серии Вера святых, Православный календарь, Таинства и обряды Церкви. Православная энциклопедия. Христианский храм. Православная икона.

Икона и картина». Презентация. Архитектура и символика православного храма. Знакомство с христианским храмом. Иконы в Православной Церкви. Иконы и образы в православной традиции.

Храмовое зодчество как форма выражения религиозности. Чтимые иконы Смоленского собора.

История христианства на Руси и в России. Урок 1. Россия - наша Родина.

Урок 1. 8. Как христианство пришло на Русь. Урок 1. 9. Подвиг. Урок 2. 5. Монастырь. Урок 2. 8. Защита Отечества. Урок 2. 9. Христианин в труде. Урок 3. 0. Любовь и уважение к Отечеству.

Методические рекомендации по модулю «Основы православной культуры»: в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Дидактический материал к урокам. Информационно- методический межрегиональный банк (Центрального федерального округа). Авторские разработки уроков по отдельным темам. Для начальной школыhttp: //metodika. Для среднего звенаhttp: //metodika.

Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А. Основы православной культуры.

Есть вещи, которые мы не можем не знать. Возможно, мы предпочли бы не знать - но мы знаем. Они глубоко вписаны в саму нашу природу. И одна из неизбежных вещей - суд Божий. Мы знаем про себя, что мы подсудны, ответственны. Мы знаем это даже не из библейского откровения, а изнутри - об этом нам говорит, как напоминает Апостол, «совесть и мысли, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую». Даже язычники, которые никогда не слышали проповеди о суде Божием, имеют сознание нравственного закона и воздаяния. Это сознание, от которого мы не можем уйти.

Даже атеисты, отрицающие Бога и суд Божий, апеллируют к обязательному для всех людей нравственному закону - когда они порицают одних людей и хвалят других, они тем самым провозглашают, что люди должны поступать определенным образом, действовать сообразно известным им представлениям о добре и зле, и что отказ поступать сообразно нравственному закону делает человека виновным. В их мировоззрении это неизбежно повисает в воздухе - откуда берётся нравственный закон и кто судит поступки человека, если Бога нет? Но само сознание того, что мы должны поступать определенным образом, совершенно неискоренимо.

В социальных сетях люди яростно препираются, чтобы отстоять моральную правоту - свою личную или группы, к которой они себя относят. Попытки выгородить себя и своих со стороны могут выглядеть очень жалко. Чаще всего это указывание пальцем и крик «а вот они!» как будто «их» беззакония, подлинные или мнимые, могут спасти нас от осуждения.

Но, так или иначе, люди ищут оправдания. Они как будто постоянно видят себя перед судом и ищут себе оправданий, извинений и смягчающих обстоятельств.

Конечно, мы можем отрицать этот суд - люди вообще с большим успехом отрицают любые вещи, которые им не нравятся. Но это не означает, что мы о нем не знаем. Библия в этом отношении просто проясняет реальность, которую мы склонны прятать от себя. «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» () «ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое» ()

Наступит момент - и каждый из нас неотвратимо приближается к нему - когда мы окажемся либо среди тех, кто услышит «придите, благословенные» либо среди тех, кому будет сказано «отойдите, проклятые». Множество фресок, икон и картин изображают этот великий день, когда оправданные унаследуют предназначенное им вечное блаженство, осуждённые же низвергнутся во тьму внешнюю. Помню, как ещё в моем глубоко советском детстве я был в музее «Истории религии и атеизма» и увидел одну из таких картин. «Раньше люди верили - пояснили мне - что наступит день, когда Бог будет судить людей по их делам. А так как каждый взрослый человек осознает, что он согрешил, этот суд и назывался страшным». Примерно тогда же на уроке музыки нам дали послушать Dies Irae - фрагмент реквиема Моцарта. Правда, никто тогда не мог объяснить мне, о чем там речь. «О чем-то загробном». Годы спустя я узнал, что Dies Irae значит «День Гнева», и нашёл текст, принадлежащий монаху XII века Фоме Челанскому .

Будет вынесена написанная книга, в которой содержится всё, по ней мир будет судим.
Итак, когда Судия воссядет, всё сокрытое станет явным: ничто не избегнет наказания.
Что тогда скажу я, несчастный, кого попрошу в защитники, когда даже праведник не будет в безопасности?

Все те сложные конструкции самобманов и самооправданий, которые мы строили всю нашу жизнь, рухнут в одно мгновение, и мы увидим то, что в глубине души знали всегда. Грех есть грех, зло есть зло, и мы сознательно раз за разом выбирали именно их. Ссылки на «них» с их злодействами не помогут, как не помогут и толстые книги, написанные теми или иными авторитетами, чтобы доказать, что грех это не грех. Мы все знаем это заранее - хотя склонны яростно это отрицать. Есть только один путь спасения - и в том же Dies Irae Фома Челанский напоминает его. Он взывает ко Христу:

В поисках меня Ты изнемог; Ты искупил меня страданиями на кресте. Да не будет жертва напрасной.

Апостолы возвещают, что Христос умер за наши грехи - и ради Его крестной жертвы нам возвещается оправдание. Мы можем быть оправданы когда будет Суд Божий не нашими деяниями, но деяниями Праведника, который признаёт нас Своими и несёт наши беззакония на Себе. Он - наша единственная надежда, спасение и оправдание; перед лицом суда Божия христианин вцепляется в Христа как человек, проваливающийся в пропасть вцепляется в твёрдый уступ.

Есть грех и погибель, ад, готовый поглотить нас навсегда - и есть Спаситель, который пришёл нас избавить. Ад, который уже здесь и сейчас требует наши души. Пламя злорадства и ненависти, гнева, гордыни и яростной самоправедности. Христос, который ищет увести нас от этого огня геенского - по мере того, как мы покоряемся Ему.

Жизнь христианина - это жизнь перед лицом суда Божия. Как это будет выглядеть на суде? Что я скажу об этом? Но Суд Божий- это не только то, что ожидает нас после смерти; этот тот выбор, который мы совершаем здесь и сейчас. Как сказано в Евангелии, «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» ()

Свет Христа - если я допущу его в свою жизнь - обличит какие-то мои дела, побудит меня пересмотреть какие-то мои ценности и устремления. В чем-то признать себя неправым, от чего-то отказаться. Но если я пойду навстречу Ему - я буду оправдан. Если я отвергну этот свет - буду осуждён. В конечном итоге есть только два варианта - мы либо приходим ко свету, либо уходим во тьму.

Сергей Худиев


Close