Можно выделаить следующие правила для правильного написания суффиксов имён существительных :

Правописание гласных в суффиксах существительных .

Суффиксы «чик», «ик» пишутся только тогда, когда гласная при склонении существительных не изменяется во всех формах:
кристаллик (кристаллика), шалашик (шалашика);
если же при изменении слова гласная выпадает, то пишется суффикс «ек»:
звоночек, ножичек, мешочек, подарочек, рожочек, сучочек, горошек (горошка), дружочек (дружочка).

Чередование согласных происходит в корне существительных типа барашек, рожочек х — ш, к — ч, ц — ч, поэтому в них выделяется суффикс «ек», «ик», а не «чек» «чик» (Напимер: Танк — танчик).

У существительных мужского рода пишется суффикс «ец», при этом при склонении исчезает гласная «е» в суффиксе, а суффикс «иц» у существительных женского рода (гласная «и» всегда сохраняется).
Приведем пример: книжица (книжицы), красавица (красавицы), владелец (владельца), капиталец (капитальца), морозец, рассказец.

У существительных среднего рода пишется суффикс «ец», если ударение падает на окончание, а суффикс «иц» — если ударение предшествует суффиксу.
Приведем пример: креслице, платьице, пальтецо, письмецо, ружьецо.

У существительных женского рода пишется суффикс «ичк», если оно образованно от основ на «иц».
Приведем пример: умничка (умница), лестничка (лестница). В всех остальных случаях пишется суффикс «еч».
Приведем пример: ситечко (сито), пешечка (пешка), а также в образованиях от слов на «мя».
Приведем пример: племечко, темечко, значечко, племечко;
в именах собственных: Зоечка, Леночка, Колечка, Катечка, Фенечка, Юлечка.

1. Тоже самое правило можно применять и для сложного суффикса «ничк»: вафельничка (вафельница), сахарничка (сахарница).

2. Написание имен собственных с суффиксом «ичк» типа Юличка, Феничка в современном языке ненормативно.

3. В русском языке безударного суффикса «ячк» нет.
Суффикс «оньк» пишется у существительных, корень которых оканчивается на твердый согласный: березонька, головонька, девонька, кухонька, Лизонька, лисонька, косонька; но: Марфа — Марфенька. Суффикс «еньк» пишется у существительных, корень которых оканчивается на мягкий согласный или на шипящий: Валенька, дороженька, доченька, ноченька, подруженька, Сашенька.
Исключение: баиньки, заинька, паинька.

Примечания :

1. Формы с суффиксом «еньк» образуются только от слов мама, папа: маменька, папенька. Формы маманька, папанька — просторечные, мамонька — диалектная.

2. Написания Аннинька, лисонька, Марфинька, полосынька и подобные, встречающиеся в произведениях писателей-классиков, ненормативны, так как суффиксов «аньк», «ыньк», «иньк» в современном языке нет.

В уменьшительно-ласкательных формах, образованных от существительных на «ня» с помощью суффикса «к», ь пишется в том случае, если он имеется в родительном падеже множественного числа: милостынька (милостынь), нянька (нянь), пустынька (пустынь), яблонька (яблонь), барышенька (барышень), деревенька (деревень), дынька (дынь), кухонька (кухонь),

Если в родительном падеже множественного числа «ь» не пишется, то он не употребляется и перед суффиксом «к»: басенка (басен), башенка (башен), колоколенка (колоколен), купаленка (купален), пашенка (пашен), песенка (песен), часовенка (часовен).

Сочетание инк (суффиксы «ин» и «к») пишется в словах, которые образованы от существительных женского рода на ин(а): бисеринка (бисерина), бусинка (бусина), горошинка (горошина), жемчужинка (жемчужина), изюминка, миндалинка, прогалинка, ссадинка; по аналогии образованы слова снежинка (здесь суффикс «инк», так как нет слова снежина) , горлинка, пушинка. В немногочисленных словах пишется суффикс «енк»: беженка, монашенка, неженка, нищенка, француженка, черкешенка.

Правописание согласных в суффиксах существительных.

Суффикс «чик» пишется у существительных, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ж: разведчик, автоматчик, буфетчик, счётчик, смазчик, подписчик.

Примечание. Согласные к и ч перед суффиксом -чик- чередуются с т: добытчик (добыча), кабатчик (кабак). Суффикс -щик- пишется у существительных, основа которых оканчивается на другие согласные (кроме д, т, з, с, ж): атом-щик, гардероб-щик, дрессиров-щик, камен-щик, фонар-щик, халтур-щик.

Примечание. Перед суффиксом «щик» ь пишется только после л: кровель-щик, пильщик, прогульщик, текстильщик.
У существительных, образованных от основ прилагательных, пишутся следующие суффиксы:

«изн»: белизна, голубизна, кривизна, новизна;
«ин»: быстрина, глубина, старина, седина, толщина;
«от»: краснота, мелкота, дремота, прямота, слепота;
«ость»: ветхость, дикость, домовитость, мелковатость, угловатость; а также от основ причастий: возбужденность, воспитанность, изолированность.
Возможны также образования от основ прилагательных с суффиксом «ность»: будущность (будущий), всеобщность, горячность, готовность, общность.


-енств-: нищенство, первенство (от нищенствовать, первенствовать);
-отн-: беготня (от бегать), пачкотня, руготня, стукотня.
-ств- (-овств-): воровство, колдовство, мотовство, сватовство, хвастовство, шутовство, явство (устар. от явиться);
-еств-: жульничество (от жульничать), кустарничество, лодырничество, мошенничество, привередничество; также от основ прилагательных: излишество, могущество.

Примечание. Написание слов типа варево, месиво, образованных от глаголов с помощью суффиксов -ив-, -ев-, рекомендуется запомнить. Вот некоторые из них: жарево, кружево, курево, топливо.

3.2.5. Правописание суффиксов имён существительных

При правописании суффиксов имён существительных можно выделить несколько типов правил:

1) правописание гласных в суффиксах существительных;
2) правописание согласных в суффиксах существительных.

Поскольку правописание гласных после шипящих и ц в суффиксах существительных было рассмотрено в п. 1.12. Правописание гласных после шипящих, 1.13. Правописание гласных после Ц, в данном пункте этот вид правил не анализируется.

Правописание н и нн в суффиксах существительных, образованных от прилагательных и причастий, см. в п. 3.3.5. Правописание суффиксов имён прилагательных, 3.8.3. Правописание причастий.

1. Правописание гласных в суффиксах существитель­ных.

а) Суффикс -ик пишется, если при склонении гласный сохраняется;

Ключ ик – ключ ик а.

суффикс -ек пишется, если при склонении гласный выпадает.

Замоч ек – замо чк а.

Суффикс -чик всегда пишется с гласным и (суффикса -чек нет в русском языке!);

Залив → залив чик.

б) Суффикс -оньк- пишется после твёрдых согласных, кроме ж, ш;

Шуба → шуб оньк а.

суффикс -еньк- – после мягких согласных и ж, ш.

Заря → зор еньк а, душа → душ еньк а.

Запомните написание: ба и ньки, за и нька, па и нька ;

в) В существительных среднего рода суффикс -ец(о) пишется, если ударение падает на окончание;

суффикс -иц(е) пишется, если ударение падает на основу;

В существительных мужского рода суффикс -ец- пишется, если при склонении гласный выпадает.

Гор ец – гор ц а.

г) Сочетание суффиксов -ич- + к- пишется в существительных, образованных от существительных с суффиксом -иц- (ц чередуется с ч);

Пугов иц а → пугов ичк а.

В остальных случаях пишется уменьшительный суффикс -ечк- .

Им ечк о, Ман ечк а.

Безударного суффикса -ячк- в русском языке нет (!);

д) сочетание суффиксов -ин- + к- пишется в существительных, образованных от существительных женского рода с суффиксом -ин- ;

Горош ин а → горош инк а.

Сочетание суффиксов -ен- + к- пишется в уменьшительных существительных, образованных от существительных на -ня и -на, у которых в множественном падеже родительного падежа мягкий знак не пишется.

Сос на – сосе н → сос енк а; басн я – басе н → бас енк а.

Суффикс -енк- пишется в некоторых существительных женского рода.

2. Правописание согласных в суффиксах существительных.

а) суффикс -чик пишется в словах, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ж;

Разве д чик, счё т чик, расска з чик.

суффикс -щик пишется в словах, основа которых оканчивается на другие согласные;

Пи ль щик, ато м щик.

б) перед суффиксом -чик к, ц, ч заменяются на т.

Каба к → каба т чик; разда ч а → разда т чик.

Упражнение к теме «3.2.5. Правописание суффиксов имён существительных»

Читайте также другие темы раздела 3 «Морфология. Орфография»:

Правописание имен существительных

Суффиксы существительных

Суффиксы -ик-, -чик- пишутся в том случае, если гласная и при склонении существительных сохраняется во всех формах: кристалл ик (кристалл ик а), шалаш ик (шалаш ик а) ; если при изменении слова гласная выпадает, то пишется суффикс -ек: горош ек (горош к а), дождич ек (дождич к а), дружоч ек (дружоч к а), звоноч ек, кулеч ек, мешоч ек, ножич ек, подароч ек, рожоч ек, сучоч ек.

Примечание. В корне существительных типа орешек, рожочек происходит чередование х — ш, к — ч, ц — ч, поэтому в них выделяется суффикс -ек, -ик, а не -чек — -чик (ср.: палец — пальч- ик) .

Суффикс -ец пишется у существительных мужского рода (гласная е в суффиксе при склонении исчезает), а суффикс -иц- — у существительных женского рода (гласная и всегда сохраняется): владел ец (владельца), капитал ец (капитальца), мороз ец, рассказ ец, полковод ец; книж иц а (книж иц ы), красав иц а, владел иц а.

У существительных среднего рода пишется суффикс -ец- , если ударение падает на окончание, а -иц- — если ударение предшествует суффиксу: пальт ец о , письм ец о , ружь ец о ; зда нь иц е, здоро вь иц е, кре сл иц е, пла ть иц е.

Суффикс -ичк- пишется у существительных женского рода, образованных от основ на иц: лестн ичк а (лестн иц -а), луков ичк а (луков иц -а), пугов ичк а (пугов иц -а), умн ичк а (умн иц -а) . В остальных случаях пишется суффикс -ечк- : пеш ечк а (пешка), сит ечк о (сито), утр ечк о (утро) ; а также в образованиях от слов на мя: врем ечк о, плем ечк о, стрем ечк о, тем ечк о; в именах собственных: Вал ечк а, Зо ечк а, И ечк а, Кол ечк а, Фен ечк а, Юл ечк а (у этих слов основа не оканчивается на иц).

1. Это же правило можно применять и для сложного суффикса -ничк- : вафель ничк а (вафельн иц -а), сахар ничк а (сахарн иц -а) .

2. Написание имен собственных с суффиксом -ичк- типа Сон ичк а, Фен ичк а в современном языке ненормативно.

3. В русском языке безударного суффикса -ячк- нет.

Суффикс -оньк- пишется у существительных, корень которых оканчивается на твердый согласный: бере з — оньк а, голо в — оньк а, де в — оньк а, ко с — оньк а, Ли з — оньк а, ли с — оньк а, поло с — оньк а; но: Мар ф а — Мар ф’ — еньк а. Суффикс -еньк- пишется у существительных, корень которых оканчивается на мягкий согласный или на шипящий: Ва л’ — еньк а, доро ж — еньк а, до ч’ — еньк а, но ч’ — еньк а, подру ж — еньк а, Са ш — еньк а.
Исключение: ба иньк и, за иньк а, па иньк а.

1. От слов мама, папа образуются формы только с суффиксом -еньк- : мам еньк а, пап еньк а. Формы мама нька, папа нька — просторечные, ма монька — диалектная.

2. Написания Аннинька, лисонька, Марфинька, полосынька и под., встречающиеся в произведениях писателей-классиков, ненормативны, так как суффиксов -аньк-, -ыньк-, -иньк- в современном языке нет.

В уменьшительно-ласкательных формах, образованных от существительных на ня с помощью суффикса -к- , ь пишется в том случае, если он имеется в родительном падеже множественного числа: барышен ь — к -а (барышен ь), деревен ь ка (деревен ь), дын ь ка (дын ь), кухон ь ка (кухон ь), милостын ь ка (милостын ь), нян ь ка (нян ь), пустын ь ка (пустын ь), яблон ь ка (яблон ь) .

Если в родительном падеже множественного числа ь не пишется, то он не употребляется и перед суффиксом -к- : басенка (басен), башенка (башен), колоколенка (колоколен), купаленка (купален), пашенка (пашен), песенка (песен), часовенка (часовен) .

Сочетание инк (суффиксы -ин- и -к-) пишется в словах, которые образованы от существительных женского рода на ин(а) : бисер инк а (бисер ин а), бус инк а (бус ин а), горош инк а (горош ин а), жемчуж инк а (жемчуж ин а), изюм инк а, миндал инк а, прогал инк а, ссад инк а; по аналогии образованы слова снеж инк а (здесь суффикс -инк- , так как нет слова снежина) , горл инк а, пуш инк а. В немногочисленных словах пишется суффикс -енк- : беж енк а, монаш енк а, неж енк а, нищ енк а, француж енк а, черкеш енк а.

Суффикс -чик- пишется у существительных, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ж: вклад- чик, автомат- чик, буфет- чик, воз- чик, смаз- чик, подпис- чик, перебеж- чик.

Примечание. Согласные к и ч перед суффиксом -чик- чередуются с т: добыт чик (добыча), кабат чик (кабак) . Суффикс -щик- пишется у существительных, основа которых оканчивается на другие согласные (кроме д, т, з, с, ж) : ато м — щик, гардеро б — щик, дрессиро в — щик, каме н — щик, фона р — щик, халту р — щик.

Примечание. Перед суффиксом -щик- ь пишется только после л: кровел ь -щик, пил ь щик, прогул ь щик, текстил ь щик.

У существительных, образованных от основ прилагательных, пишутся суффиксы:

Изн- : бел изн а, голуб изн а, желт изн а, крив изн а, нов изн а;
-ин- : быстр ин а, выш ин а, глуб ин а, стар ин а, сед ин а, толщ ин а;
-от- : красн от а, мелк от а, наг от а, пестр от а, прям от а, слеп от а;
-ость- : ветх ость, дик ость, деловит ость, домовит ость, убог ость, угловат ость; а также от основ причастий: возбужденн ость, воспитанн ость, изолированн ость.
Возможны также образования от основ прилагательных с суффиксом -ность: будущ ность (будущий), всеобщ ность, горяч ность, готов ность, общ ность, сущ ность (сущий) .

У существительных, образованных от основ глаголов, пишутся суффиксы:
-енств- : нищ енств о, перв енств о (от нищ енств овать, перв енств овать) ;
-отн- : бег отн я (от бегать), пачк отн я, руг отн я, стук отн я, толк отн я;
-ств- (-овств-) : вор овств о, колд овств о, мот овств о, сват овств о, хваст овств о, шут овств о, яв ств о (устар. от явиться) ;
-еств- : жульнич еств о (от жульничать), кустарнич еств о, лодырнич еств о, мошеннич еств о, привереднич еств о; также от основ прилагательных: излиш еств о, могущ еств о.

Примечание. Написание слов типа варево, месиво, образованных от глаголов с помощью суффиксов -ив-, -ев- , рекомендуется запомнить. Вот некоторые из них: жар ев о, круж ев о, кур ев о, топл ив о.

Урок по русскому языку на тему «Суффиксы существительных -чик, -чек» (3 класс)

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Золотова Вера Михайловна

Учитель начальных классов

МБОУ «Средняя школа №53»

Предмет: русский язык

Тема . Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные.

Место: изучение нового материала

Цель : познакомить учащихся с условиями выбора гласных в суффиксах существительных –ек, -ик.

Формировать представления о написании суффиксов –ек, — ик.

Повторить словообразовательный разбор.

Развивающие: ра звитие речи учащихся, обогащение словарного запаса; развитие орфографической зоркости, логического мышления.

Воспитательные : воспитание внимательности, аккуратности, любознательности.

1 Организационный момент

2 Словарная работа. Повторение изученного материала. Сообщение темы урока.

3 Знакомство с новым материалом. Работа над темой урока.

5Упражнения с целью закрепления материала

6 Домашнее задание

7 Подведение итога урока

I Организационный момент

Глаза смотрят и видят.

Уши слушают и слышат.

Сначала думаю, а потом говорю.

Помню, что в классе я не один,

Умею слушать мнения других.

II. Словарно-орфографическая работа

Учитель. Первый этап нашего урока – традиционный. Это словарно-орфографическая работа.

— Для чего мы её проводим?

Мы ее проводим для того, чтобы писать и говорить правильно, не делать ошибок в словарных словах.

Внимание на доску, прочитайте предложение.

— Могли бы вы встретить такое явление в природе? (Нет).

— Какое это предложение? (Шуточное).

— Вставьте в слова недостающие буквы.

— Какие слова не вызвали затруднений при работе? (на осине, орех)

— Какую букву нужно писать в этих словах?

— В каком слове вы затруднились вставить букву? (однажды)

Почему? (оно новое, с этим словом мы ещё не встречались)

— Где вы уточните правильное написание этого слова? (В словаре «Пиши правильно»)

— Откройте словарь и уточните правописание слова «однажды», затем спишите предложение, вставляя буквы.

..днажды на..сине вырос..рех.

— Поставьте в словах ударение, подчеркните, букву, которую нужно запомнить.

2 ) Сообщение темы урока.

— Как вы понимаете значение слова беглый?

— Встречается ли это понятие в русском языке?

— Когда? (когда мы говорим о беглом гласном)

— Сколько беглых гласных в русском языке? Назовите их. (О и Е)

— Почему их называют беглыми? (Чередуются с нулевым звуком). С. 125.

— Где встречались нам беглые гласные? (В корне слов).

— О чём мы с вами будем сегодня говорить?

— Предположите, могут ли беглые гласные встречаться в других частях слова? Каких?

— Сформулируйте тему урока. (Чередование звуков в суффиксах слов, Е и О – беглые гласные).

— Если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, нам подскажет Анишит Йокоповна.

Откройте с. 129 и прочитайте её слова.

III Работа с новым материалом.

Упражнение 146, 147, с. 130 (работа в парах)

Учитель. Откройте словарь. Посмотрите на условное обозначение на полях слева и скажите, с каким словарём будете работать? На какую букву откроете словарь?

Откройте, прочитайте слова на -ек. Выберите слова, относящиеся к миру растений и грибов и существительные, обозначающие детёнышей домашних животных.

— Какие слова первой группы вы пометили? Прочитайте слова второй группы.

Работать будете в парах. Один из вас напишет столбиком одну группу слов, а сосед другую. Рядом пишите слово, от ОСНОВЫ которого оно образовано. Рассмотрите образец в учебнике и начинайте работать.

Двое работают у доски.

— Покажите, как образованы любые два слова. Корни не выделяйте, выделяйте только их основы!, как показано в учебнике.

Выполняется вторая часть задания.

— Докажите, меняя форму слов, что во всех словах на –ек есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе).

— Какую форму будете использовать для доказательства? (Р.п. ед.ч).

— Прочитайте, какую форму использовал Миша?

V Работа над темой урока.

— Иногда слова с беглым гласным ПУТАЮТ с другими словами, где такой орфограммы нет.

— Прочитайте слова на доске: замоч(е/и)к костюмч(е/к)

Скажите устно, от основ каких слов образовались эти слова? (замок, костюм)

— В одном из этих слов есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе», а в другом – нет.

— Как это узнать? (Нужно изменить форму слов: пусть это будет форма Р.п. ед.ч.).

— Где гласный звук «сбежал»?

— Где он остался на месте?

— В каком слове из двух есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе»?

— Прочитайте правило Летучей мыши.

— Письменно покажите как образованы эти слова:

Замочек – замок/; замоч + ек + … = замочек

Костюмчик – костюм/; костюм + чик + … = костюмчик.

— Одинаковые ли суффиксы участвовали в образовании этих слов? (разные: -ек и –чик)

VI Упражнения, с целью закрепления изученного материала.

Упражнение 149 (два слова у доски, остальные самостоятельно)

Песоч .. к – песо чк а; песок/; песоч/ + ек + … = песочек.

Вагонч .. к – вагонч и ка; вагон/ + чик + … = вагончик.

Балконч .. к – балконч и ка; балкон/ + чик + … = балкончик.

Фартуч .. к – фарту чк а; фартук/; фартуч/ + ек + … = фартучек.

Укропч .. к – укропч и ка; укроп/ + чик + … = укропчик.

Упражнение 152 (самостоятельно)

— Постарайтесь записать слова правильно. Что для этого нужно делать?

— У доски работает трое учеников. (Цепочкой).

— Давайте составим правило – алгоритм, который поможет вам в дальнейшем правильно писать слова.

I шаг. Измени форму слова.

II шаг. Определи, «убегает» ли гласный.

Пиши Е или О Пиши И

Пользуясь алгоритмом, заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце.

Кто не допустил ни одной ошибки поставьте! это отлично

Кто допустил одну-две ошибки, поставьте знак + это тоже хорошо

Кто допустил более двух ошибок, поставьте себе? это значит ещё остались вопросы, не всё

понято, надо ещё поработать.

Доскажите слова по алгоритму:

— Если при изменении формы слова существительного, гласный убегает, то пиши.

— Если в слове нет орфограммы «беглый гласный», то пиши …

VIII Домашнее задание.

Самым лучшим результатом урока будет ваше безошибочное написание домашней работы.

Правило написания чик и чеки

Компьютер; проектор; мультфильм, откорректированный для работы на уроке с помощью программы Windows Movie Maker; слайды, используемые в начале урока и на этапе рефлексии, выполнены в программе Microsoft Office PowerPoint.

Ход урока:
I Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята. Садитесь.
II Проверка домашнего задания и повторение изученного материала.
— В тетрадях с домашним заданием отступаем 2 строчки, записываем число, лексический диктант.
Задание лексического диктанта. По лексическому значению определить слово, обозначающее человека по профессии и по роду деятельности, объяснить написание букв Ч и Щ в суффиксе, записать слово, обозначить орфограмму:
1. Тот, кто перебежал к врагу, изменник.
2. Рабочий, специалист по бетонным работам.
3. Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь.
4. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке.
5. Рабочий по проходке горных выработок.
6. Рабочий, специалист по типографскому набору.
7. Работник, ведущий учёт кого-нибудь, что-нибудь.
8. Лицо, которое снимает, арендует помещение;
9. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь.
10. Работник бани, обслуживающий посетителей.
Слова, которые учащиеся должны были выписать в тетрадь
Перебежчик, бетонщик, подносчик, каменщик, проходчик, наборщик, учётчик, съёмщик, смазчик, банщик.
По окончанию лексического диктанта тетради сдаются учителю на проверку.
III Изучение нового материала.
— Открываем тетради, записываем число, классная работа.
(слайд №1)
Задание: запишите первые буквы картинок и получите слово, относящееся к теме нашего с вами урока. (СУФФИКС)
Давайте вспомним, что такое суффикс? (Морфема (значимая часть слова) находящаяся после корня, перед окончанием. С помощью суффикса образуются новые слова)
(слайд №1 гиперссылка(нижний левый угол) (1 отрывок из мультфильма))
— Ребята, чтобы помочь Перестукину, мы должны сегодня изучить новое правило, связанное с суффиксами.
-Как вы думаете о правописании каких суффиксов мы сегодня будем говорить? (определяем тему урока) (слайд №2)
-Запишите тему урока в тетрадь:
Употребление суффиксов существительных — чек, — чик.
Чтобы знать какую букву вставить, мы должны знать правило, откроем учебник на с. 234, прочитаем правило.
IV Закрепление изученного материала.
— Правило в учебнике мы прочитали, разобрали его на примерах, теперь используя его, выполним упражнение 692 на стр. 234
— Запишем в тетради упражнение 692(выполняем письменно, под диктовку учащегося по цепочке, проговаривая правило; первое слово (для примера) (слайд № 3))

Упражнение 692.
1) Коридор — коридорчика — коридорчик;
2) Кирпич — кирпичика — кирпичик;
3) Мешок — мешочка — мешочек;
4) Горох — горошка — горошек;
5) Заяц — зайчика — зайчик;
6) Порог — порожка — порожек;
7) Барабан — барабанчика — барабанчик;
8) Работник — работничка — работничек;
9) Карандаш — карандашика — карандашик;
10) Сучок — сучочка — сучочек;
11) Цветок — цветочка — цветочек;
12) Дождик — дождичка — дождичек.
-Молодцы, выполнили упражнение. А теперь давайте посмотрим, понял ли это правило Перестукин? (слайд №3) (гиперссылка в левом нижнем углу)
-Молодец, Перестукин, понял правило.
V Работа по развитию речи
А теперь вы поработайте самостоятельно на стр. 234 из упражнения 693 выписать любые 6-7 слов, записать их с суффиксами -ик-(чик), -ек-(чек) и составить с этими словами 3-4 предложения.
Выбранные слова: молоток, внук, гвоздь, лист, арбуз, цветок, голос.
Слова с суффиксами: молоточек, внучек, гвоздик, листочек, арбузик, цветочек, голосочек.
Пример предложений:
1. Внучек взял молоточек и забил гвоздик.
2. Я взял листочек и нарисовал на нем арбузик.
3. Красивый цветочек рос у бабушки на окошке.
4.У моей сестры самый тоненький голосочек в хоре.
VI Этап подведения итогов урока
— Ребята, сегодня на уроке мы изучили новое правило, обратите внимание на экран, на нем написаны незаконченные предложения, закончите их.
(слайд № 4)
VII Домашнее задание и его разбор
На стр. 234 § 90 выучить правило, упражнение 693 записать слова с суффиксами -ик-, -ек-, образовав их от всех слов данных в этом упражнении.

Урок в 5 классе

Тема: Правила употребления на письме суффиксов –чик, -щик.

Цели:

Предметные: освоить орфографическое правило правописания суффиксов имен существительных и алгоритм его использования. Обладать орфографической зоркостью, соблюдать основную орфографическую норму на письме.

Метапредметные:

Личностные: развивают эстетические потребности, ценности и чувства.

Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения.

Тип урока: личностно-ориентированный (изучение нового материала)

Методы и приемы: словесный, практический, иллюстративный, учебное исследование, проблемный, самостоятельная работа, объяснение.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная, групповая, работа в парах.

Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап

Настроить обучающихся на предстоящую работу.

II. Актуализация первичного опыта детей, осуществляемая на этапе введения новой учебной информации (5 мин)

Цель: формулировка собственного отношения к содержанию урока.

Методы и приемы: беседа, словесный, наглядный, демонстрационный, частично-поисковый.

Отводимое время:

Кем быть? Ребята, вы уже задавались этим вопросом?

Кем вы хотите стать?

Я предлагаю вам от данных глаголов образовать имена существительные, обозначающие профессии

Фасовать-фасовщик

Грузить – грузчик

Летать – летчик

Фрезеровать – фрезеровщик

Стеклить – стекольщик

Укладывать - укладчик

При помощи каких суффиксов образованы данные слова?(-чик-, -щик-,).

Какое значение они имеют? (обозначают "профессию", "лицо, занимающееся каким-либо делом"). Произнесите концовки слов. Сравните с написанием.

[ щик]
резать – рез чик
[щик]
барабан – барабан щик
[щик]
разносить – разнос чик
[щик]
сварка – свар щик

– Что вас удивило?

Могут ли у нас при письме появиться ошибки, можем ли мы сказать, как правильно написать эти слова,? Чего мы не знаем? Какой будет тема урока?

Поставьте главную задачу на урок

Научиться правильно писать слова с суффиксами -чик- и -щик-

Что мы должны сделать, чтобы достичь успеха?

(-выявить, в каких случаях нужно писать суффиксы -чик- и -щик- в существительных

Научиться правильно писать слова с суффиксами -чик- и -щик-)

III. изучение нового материала

Цель: обеспечить развитие и саморазвитие каждого ученика, учить правильно писать слова с -чик- и -щик-

Методы и приемы: мотивирование (стимулирование) учебной активности учащихся в ходе освоения нового материала

Первичный этап. Постановка конкретной учебной цели перед учащимися.

Предлагаю превратиться в учёных и попробовать, внимательно рассмотрев слова данные на слайде и на карточке №2, сопоставить их

(слова с суффиксом -чик (-щик ), причем буквы д , т , з , с , ж перед суффиксом выделены красным цветом)

(докладчик, грузчик, прокатчик, разносчик, перебежчик, танцовщик, болельщик, паромщик, носильщик, советчик…)

А теперь обратите внимание: буквы в суффиксах разные, а есть ли что-то общее в этих словах? (Они обозначают людей, определенных профессий, специальности, рода занятий)

Можно ли по произношению определить выбор букв Ч или Щ в суффиксе –чик (- щик)? Почему? После каких согласных пишется буква Ч в суффиксе -чик (-щик) ?

ИТОГ: Формулируем правило о написании суффиксов –ЧИК и –ЩИК: «В суффиксах существительных – чик (- щик) после букв д,т,з,с,ж – пишется буква Ч, в остальных случаях пишется буква Щ».

А сейчас давайте обратимся к учебнику и сравним наш вывод с правилом в учебнике

Чтобы лучше запомнить буквы, выучите фразу «Я тоже здесь» Все согласные буквы из нашего правила.

Еще я дарю вам “Путеводную звезду”. Она будет освещать ваш путь в стране “Орфография”, обратите внимание, она из нашего правила.

IV. Практикум

Цель : формирование конкретного образовательного результата/группы результатов.

Методы и приемы: коллективная, работа в парах, объяснение, групповая.

Давайте проведем лексический диктант. Я буду говорить значение слова, а вы записывать само слово:

1.Тот, кто перебежал к врагу (перебежчик).

2.Рабочий, специалист по бетонным работам (бетонщик).

3.Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь (подносчик).

4.Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке (каменщик).

5. Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике. (Разведчик.)

6.Рабочий, специалист по типографскому набору (наборщик).

7.Работник, ведущий учет (учетчик).

8.Тот. кто делает съемку местности (съемщик)

9.Рабочий, занимающийся смазкой (смазчик).

10. Работник бани, обслуживающий посетителей (банщик)

Фронтальная проверка выполненного задания. (правильные ответы дети записывают на доске)

2.Работа в парах по определению разницы в написании слов с суффиксами -щик, -чик-.

предлагаю поиграть в корректора (исправить допущенные ошибки в предложениях):

1. Барабанчики яростно колотили в барабаны.
2. Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре.
3. В Нижнем буфетчик рассчитал меня.
4. По колеблющимся мосткам сновали грузщики.
5. Рабочие передавали сменчикам станки.
6. Жестянчики работали на глазах всей улицы.
7. Резко сигналили шофёры, покрикивали возщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках.

зад. повыш. сложн.

Тест по теме «Суффиксы –ЧИК- и -ЩИК в именах существительных»

  1. В каком слове пишется Щ:

1) буфет…ица, 2) груз…ик, 3) прессов…ик, 4) объезд…ик

    В каком слове пишется Ч:

1) развед…ик, 2) бакен…ик, 3) камен…ик, 4) спор…ик

    В каком слове пишется Щ?

1) перебеж…ик, 2) вертолёт…чик, 3) рассказ…ица, 4) надсмотр…ик

    В каком слове пишется Ч?

1) компьютер…ик, 2) экскаватор…ик, 3) автомат…ик, 4) обман…ик

    В каком слове перед суффиксом пишется Ь?

1) стекол…щик, 2) бетон…щик, 3) домен…щик, 4) смен…щик

    В каком слове перед суффиксом не пишется Ь?

1) пил…щик, 2) кровел…щик. 3) барабан…щик, 4) бурил…щик

    В каком слове пропущена буква С?

1) разно…чик, 2) сма…чик, 3) изво…чик, 4) прика…чик

    В каком слове пропущена буква Д?

1) наво…чик, 2) аппара…чик, 3) прока…чик, 4) лё…чица

Взаимопроверка. Оценивание

Определите разницу в написании слов.(объяснение учащихся)

6. Самостоятельная работа

Распределить слова по профессиям и видам деятельности

Строительная профессия

Отрицательная оценка человеку

Другие профессии

Устаревшие профессии

арматурщик

формовщик

прогульщик

зачинщик

перебежчик

забастовщик

разведчик

паяльщик

ракетчик

газетчик

фонарщик

переплетчик

переписчик

приказчик

Проверка, оценивание по критериям

Д/З. Выполнить упр.707, 708 или составить словарный диктант на тему "Удивительный дом".

V. Оценочно-рефлексивный этап.

Цель: стимулировать активность детей, их стремление к достижению успехов, формировать умение самооценки своей деятельности, удовлетворенности на уроке.

Методы и приемы: методы педагогической поддержки, методы самоопределения личности

Отводимое время: 2 мин.

Давайте вернемся к нашим поставленным задачам.

Как вы думаете, справились мы с ними?

Все ли удалось?

Что показалось наиболее трудным?

Что было самым интересным?

Скажем друг другу спасибо.

Слова с суффиксами -ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далеко не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та или иная морфема. Именно поэтому представленную статью мы решили посвятить данной теме.

Общие сведения

Назовите 2 слова с суффиксом -ик-. Следует отметить, что сделать это несложно, но только в том случае, если вам известно основное правило русского языка, которое объясняет правописание буквы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некоторая часть людей постоянно совершает одни и те же ошибки, и вместо «ключик» пишут «ключек», вместо «кустик» - «кустек», «мячик» - «мячек» и проч. Именно поэтому в школьной программе данной теме уделяется особое внимание.

Когда следует ставить букву «и»?

А какие слова с суффиксами -ек-/-ик- знаете вы? К ним относятся следующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, кустик, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчик, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусочек, личико, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождик, орешек, садик, котёночек и пр.

Как вы могли заметить, каждое упомянутое слово с суффиксом -ик- вызывает большие сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а следовательно невозможно определить, какую гласную необходимо ставить в конце - «и» или «е» (а, может быть, и «о»?). Именно поэтому рекомендуем ознакомиться с соответствующими правилами русского языка.

Основное правило

Слово с суффиксом -ик- следует писать только в том случае, если при его склонении гласная буква «и» сохраняется. Для наглядности приведем конкретные примеры:

  • карандашик - карандашИка;
  • диванчик - диванчИка;
  • огурчик - огурчИка;
  • калачик - калачИка;
  • кустик - кустИка;
  • носик - носИка;
  • стульчик - стульчИка;
  • пальчик - пальчИка;
  • личико - личИка;
  • мальчик - мальчИка;
  • ключик - ключИка;
  • мячик - мячИка;
  • самолётик - самолётИка;
  • листик - листИка;
  • винтик - винтИка;
  • бантик - бантИка;
  • мостик - мостИка;
  • кирпичик - кирпичИка;
  • дождик - дождИка;
  • садик - садИка и пр.

Когда следует ставить букву «е»?

О том, как можно проверить слово с суффиксом -ик-, мы рассказали чуть выше. Однако следует отметить, что в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему -ек-. И для того чтобы удостовериться, что в этих словах действительно пишется буква «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (то есть выпадает), то следует ставить только суффикс -ек-.

Приведем наглядные примеры:

  • звоночек - звоноЧКа;
  • внучек - внуЧКа;
  • огонёчек - огонёЧКа;
  • горошек - гороШКа;
  • ножичек - ножиЧКа;
  • комочек - комоЧКа;
  • свисточек - свистоЧКа;
  • молоточек - молотоЧКа;
  • листочек - листоЧКа;
  • орешек - ореШКа;
  • сыночек - сыноЧКа;
  • стебелёчек - стебелёЧКа;
  • кусочек - кусоЧКа;
  • мешочек - мешоЧКа;
  • цветочек - цветоЧКа;
  • платочек - платоЧКа;
  • пирожочек - пирожоЧКа;
  • котёночек - котеноЧКа и проч.

Как видите, довольно легко определить, какое пишется слово с суффиксом -ик-, а какое - с суффиксом -ек-. Кстати, такие морфемы в русском языке называют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание зависит от тех или иных ситуаций (в данном случае от сохранности гласной при склонении слова).

с суффиксом -ок-

Выше мы рассмотрели слова с суффиксом -ик-. -Ок- так же является морфемой Однако во время словообразования такой суффикс не вызывает никаких сомнений. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема практически всегда занимает ударное положение. В результате, буква «о» в суффиксе -ок- слышится максимально отчетливо. Для наглядности приведем несколько примеров:

  • кулачОк;
  • волчОк;
  • сынОк;
  • молотОк;
  • стрелОк;
  • петушОк;
  • дурачОк;
  • бережОк;
  • мелОк;
  • знатОк;
  • снежОк;
  • крючОк;
  • теремОк и пр.

Суффиксы -ек- и -ок- после щипящих согласных

О том, какие слова с суффиксом -ик-, -ек- и -ок- существуют, вы знаете. Однако здесь возникает новый вопрос: "В каких случаях в двух последних морфемах после шипящих следует ставить букву «е», а в каких - «о»?" Ведь довольно сложно определить, как будет правильно: петушОк или петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буква «е», и буква «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].

Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих

Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему -ок-. Приведем наглядный пример:

  • бережОк;
  • петушОк;
  • кулачОк;
  • волчОк;
  • мужичОк;
  • волчОк;
  • старичОк;
  • червячОк;
  • сапожОк;
  • дурачОк;
  • прыжОк;
  • косячОк;
  • сынОк;
  • снежОк;
  • крючОк и другие.

Что касается суффикса -ек-, то он ставится лишь в тех словах, в которых на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную букву во время склонения.

Для наглядности приведем пример:

  • нОжичек
  • орЕшек
  • внУчек;
  • горОшек;
  • звонОчек;
  • комОчек;
  • молотОчек;
  • листОчек;
  • огонЁчек;
  • свистОчек;
  • сынОчек;
  • цветОчек;
  • стебелЁчек;
  • кусОчек;
  • мешОчек;
  • оврАжек;
  • платОчек;
  • пирожОчек;
  • котЁночек и другие.

Способы образования слов при помощи суффикса -ок-

Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом -ик-/-ек- возникают при помощи добавления морфемы к В итоге мы получаем новую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (например, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.).

Что касается суффикса -ок-, то он придает несколько другие значения:

  • Уменьшительность, сопровождаемая экспрессией ласкательности (приведем пример: чаёк, брато́к, зятёк, грибо́к, листо́к и пр.).
  • Действие (приведем пример: зево́к, бросо́к, пино́к, глото́к, рыво́к, мазо́к, толчо́к, прыжо́к, шлепо́к, скачо́к, щелчо́к, хлопо́к и пр.).
  • Предмет, а точнее результат действия (приведем пример: обло́мок, мото́к, обру́бок, набро́сок, сле́пок, отпеча́ток, стежо́к, посёлок, вы́селок и пр.).
  • Предмет, а точнее орудие действия (приведем пример: свисто́к, звоно́к, гудо́к и пр.).
  • Предмет, а точнее субъект действия (например, поплаво́к, движо́к, росто́к и пр.).
  • Место действия (като́к).
  • Уменьшительно-ласкательное или только ласкательное значение (например, Нино́к, Витёк, Лидо́к, Игорёк, Сашо́к и пр.).
  • Лицо, которое производит действие (например, ездо́к, едо́к, стрело́к, игро́к, ходо́к и пр.).
  • Лицо, которое возникает в результате действия (например, недоно́сок, вы́родок, переро́сток, недоро́сток, подро́сток и пр.).
  • Лица, характеризуемые качеством, которое заключено в мотивирующем слове (например, пре́док, пото́мок и пр.).
  • Предмет, характеризуемый признаком, который назван мотивирующим (например, дичо́к, бело́к, желто́к и пр.).
  • Вещество, которое названо мотивирующим именем существительным (например, мело́к).
  • Единица, которая выделяется в именах существительных и обозначает группу одинаковых предметов. При этом их ровно столько, сколько называется мотивирующим (например, пято́к, деся́ток и пр.).

Слайд 2

Выборочный диктант Выпишите имена существительные

пятый учительский пять пятеро третий утроить пятёрка учитель учить рассказчик книга трое птицы сварщик ключик цветочек

Слайд 3

Проверьте себя!

пятёрка учитель птицы книга "5" ключик рассказчик сварщик цветочек

Слайд 4

Вспомните!

Каким способом образованы существительные: ключик цветочек сварщик рассказчик цветок //ч ключ рассказ сварить -ик- -ек- -чик- - щик -

Слайд 5

ТЕМА УРОКАУпотребление суффиксов существительных -чик-, - щик -,-ек -, - ик-

1. Познакомиться с … 2. Учиться …

Слайд 6

Познакомьтесь с информацией учебника!

  • Слайд 7

    Ты теперь должен знать,Перед чем – ЧИК- писать!

    После букв д – т, з – с, жпишется суффикс –чик-.В остальныхслучаях пишется – щик-

    Слайд 8

    « Запоминалочка!»

    В суффиксе -ЕК- беглая Е исчезает, Если падеж изменяют. А в суффиксе -ИК- гласный И сохраняется, Когда существительное склоняется.

    Слайд 9

    Алгоритм правила

  • Слайд 10

    На практике проверить можно точно, Кто смог теорию усвоить прочно!

    Образуйте с помощью суффиксов –ЧИК-, -ЩИК- от данных слов имена существительные со значением лица: экскаватор проходить арматура фрезеровать паркет гардероб прокат разгрузить копировальный разносить смазать проектировать

    Слайд 11

    Взаимопроверка

    экскаваторщик арматурщик паркетчик прокатчик копировальщик смазчик проходчик фрезеровщик гардеробщик разгрузчик разносчик проектировщик

    Слайд 12

    Фотовикторина

    Назови представителей животного мира, используя суффикс - ИК-

    Слайд 13

    зайчик

  • Слайд 14

    ёжик

  • Слайд 15

    журавлик

  • Слайд 16

    слоник

  • Слайд 17

    котик

  • Слайд 18

    козлик

  • Слайд 19

    сомик

  • Слайд 20

    пёсик

  • Слайд 21

    лещик

  • Слайд 22

    Чтобы знания были впрок,Следует диагностировать урок

    1.В каких суффиксах существительных надо писать букву Ч: А) пулемёт...ик, Б) груз…ик, В) камен…ик, Г) перевоз…ик, Д) буфет…ик, Е) кладов…ик, Ж) перебеж…ик. 2.В каких суффиксах существительных надо писать букву Щ: А)смаз…ик, Б) бетон…ик, В) рез…ик, Г)пиль…и, Д)доклад…ик, Е) контор…ик, Ж) разнос…ик. 3.В каких суффиксах существительных надо писать букву Е: А) замоч…к, Б) рубч…к, В) росточ…к, Г) уголоч…к, Д) цветоч…к, Е) мост…к. 4.В каких суффиксах существительных надо писать букву И: А) ключ…к, Б) кузнеч…к, В) шнуроч…к, Г) попугайч…к, Д) стол…к, Е) дождич…к, Ж) камеш…к.

    Какие слова с суффиксом -чик-, -щик- вы знаете? Ответить на поставленный вопрос сможет практически каждый человек. Хотя есть и такие люди, которые путаются в постановке данных морфем. В связи с этим представленную статью мы решили посвятить именно этой теме.

    Общие сведения

    С суффиксом -чик- нередко употребляются в письме с такой морфемой, как -щик-. Следует отметить, что это грубейшая ошибка. Ведь существует строгое правило в русском языке, которое прямо указывает на то, в каком случае следует писать букву «ч», а в каком - «щ».

    Особенности суффикса

    Как следует писать и говорить: «переписщик» или «переписчик»? Далеко не каждый знает правильный ответ на этот вопрос. Однако специалисты утверждают, что такая лексическая единица имеет суффикс -чик-. Следовательно, правильно требуется писать «переписчик». Хотя во время произношения необходимо использовать только первый вариант.

    Основное правило

    Как видите, суффикс -чик-, а также суффикс -щик- могут довольно легко вызывать множество сомнений по поводу их написания в тексте. Именно поэтому специалисты рекомендуют запомнить то правило русского языка, которое объясняет выбор определенной морфемы. Для тех, кто его не знает, представим его прямо сейчас.

    Если основа оканчивается на такие согласные буквы, как «т», «ж», «д», «с» и «з», то после них требуется писать только суффикс -чик-. Для того чтобы данное правило стало более понятным, приведем несколько наглядных примеров:


    Как видите, большинство из представленных слов обозначают те или иные профессии. С суффиксом -чик- также употребляются такие лексические единицы, которые образуют названия лиц по их принадлежности к определенному месту жительства и национальности.

    Важно запомнить

    Теперь вам известно, какие в русском языке существуют слова с суффиксом -чик- были представлены выше). Однако для правильного написания упомянутых лексических единиц следует знать не только вышеописанное правило. Ведь довольно большое количество людей совершают и такие ошибки, как:

    • раздача + суффикс -чик- будет «раздаччик»;
    • кабак + суффикс -чик- будет «кабакчик»;
    • добыча + суффикс -чик- будет «добыччик» и проч.

    Следует особо отметить, что это неверное словообразование. Однако и на этот счет в русском языке имеется отдельное правило, которое звучит следующим образом: перед суффиксом -чик- такие буквы, как «ц», «к» и «ч» заменяются на букву «т». Приведем наглядный пример:


    В каких случаях ставится суффикс -щик-?

    Теперь вам известно о том, в каких случаях следует писать слово с суффиксом -чик-. Однако в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, в которых применяется морфема -щик-. Как и в предыдущем случае, такой суффикс может ставиться в именах существительных, которые образуют собой названия лиц мужского пола, имеющих ту или иную профессию, занимающихся определенным родом занятий, а также принадлежащих к какой-либо национальности или месту жительства.

    Также морфема -щик- пишется в том случае, если основа имени существительного заканчивается на другие согласные буквы, отличные от вышепредставленных («т», «ж», «д», «с» и «з»). Приведем наглядный пример:


    Иноязычные слова

    Как было сказано выше, слово с суффиксом -чик- пишется в том случае, если основа имени существительного оканчивается на следующие буквы: «т», «ж», «д», «с» и «з». Тогда напрашивается вопрос о том, почему в некоторых лексических единицах используется морфема -щик-, даже если ее основа имеет на конце букву «т». Следует особо отметить, что это не слова-исключения, а лишь иноязычные формы.

    Таким образом, некоторые лексические единицы, которые перешли в русской язык с иностранного, могут образоваться при помощи суффикса -щик-, даже если на конце имени существительного стоит буква «т». Но это лишь в том случае, если иноязычное слово оканчивается на 2 согласные. Приведем наглядный пример:

    • процеНТ - процентЩИК;
    • асфалЬТ - асфальтЩИК и пр.

    Следует ли ставить «мягкий знак»?

    О том, когда пишется слово с суффиксом -чик-, а когда с суффиксом -щик-, мы выяснили. Однако во время написания таких имен существительных нередко возникает и такой вопрос: требуется ли ставить перед морфемой -щик-? Ведь довольно большое количество людей часто пишут представленные слова следующим образом:

    • зачинЬщик;
    • бетонЬщик;
    • табунЬщик;
    • фонарЬщик и проч.

    С чем это связано? Дело в том, что согласная «щ» представляет собой мягкую букву, и она нередко так смягчает звук, что некоторые люди пишут перед ней «ь». Однако это неправильно. Ведь в русском языке и на этот счет существует свое правило. Оно гласит, что мягкий знак следует писать в именах существительных только после «л». Приведем наглядный пример:

    • кровельщик;
    • стекольщик;
    • плательщик;
    • прядильщик;
    • пильщик;
    • бурильщик;
    • носильщик;
    • угольщик;
    • кровельщик;
    • строгальщик и проч.

    Различай суффиксы

    Слово с суффиксом -чик- следует писать только в том случае, если основа имени существительного оканчивается на такие буквы, как «т», «ж», «д», «с» и «з». Но как же тогда объяснить правописание таких лексических единиц, как калачик, диванчик, кирпичик ключик мальчик, пальчик, огурчик стульчик, мячик и пр.? Дело в том, что во всех представленных словах суффиксом выступает не -чик-, а -ик-. Что касается буквы «ч», то она является либо отдельным суффиксом, либо входит в корень. Именно поэтому такие лексические единицы не подпадают под вышеописанные правила. Более того, данная морфема является чередующейся (-ик-/-ек-). И чтобы проверить ее написание, следует просклонять основное слово. Таким образом, суффикс -ек- ставится в тех лексических единицах, при склонении которых гласная буква «е» выпадает. Приведем пример:


    Что касается суффикса -ик-, то он пишется в тех словах, при склонении которых буква «и» сохраняется. Приведем пример:

    • диванчик - диванчика;
    • мальчик - мальчика;
    • калачик - калачика;
    • огурчик - огурчика;
    • кирпичик - кирпичика;
    • ключик - ключика;
    • стульчик - стульчика;
    • пальчик - пальчика;
    • личико - личика;
    • мячик - мячика и проч.

  • Close