Великий Святитель Православной Церкви Иоанн Златоуст говорил: «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага». Из слов святого отца ясно, что поминовение усопших душеспасительно и для самих поминающих.

Молитва за усопших - это наша главная и неоценимая помощь отошедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе - все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших - долг всякого православного. Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

Во все памятные дни следует кому-либо из родственников прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).

После литургии нужно отслужить панихиду.

Молитва будет действеннее, если поминающий сам в этот день причастится Тела и Крови Христовой.

Панихиду можно совершать и в любой другой день по желанию.

Весьма полезно сразу после кончины заказать в храме сорокоуст - непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании - сорокоуст можно заказать вновь, и так делать постоянно.

Существуют и длительные сроки поминовения - полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение.

Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Весьма полезно в памятные дни жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой об усопшем.

Во всех храмах существуют особые панихидные столы - кануны, на которые кладут жертвуемую снедь. Вкушая ее, священнослужители творят поминовение тех, за кого была принесена эта жертва.

Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу.

Самый простой, но весьма действенный вид жертвы за усопшего - свечка, которая ставится за его упокоение.

Поминовения должно совершать с большим усердием.

«За совершаемые здесь молитвы и моления (говорит святой Симеон Солунский), чрез священные жертвоприношения и благотворения нищим не только согрешившим и в покаянии отшедшим от тела подается отпущение и оставление грехов и освобождение от муки, но и праведно пожившим и имевшим благий и богоугодный конец даруется большее отпущение и возвышение, близость и дерзновение к Богу».

Зная все это, все любящие своих ближних, отошедших отсюда, пусть возносят за них святейшую жертву евхаристии, благотворят нищим и умилостивляют Бога своими молитвами за усопших в вере правой и уповании воскресения; пусть поминают ближних своих и в церковной молитве, и дома. Во всякое время, удобное по настроению душевному или свободное от занятий ежедневных, пусть возносят они свои молитвы, веруя, что Бог услышит искренний голос их сердечной молитвы, окрыляемой любовию к ближним.


«Господи, Господи, неизбежен и страшен нелицеприятный Суд Твой! В великом и претрепетном смущении дух наш мятется, сердце содрогается и истаивает, как воск, от единого возвещения Твоего непреложного глагола о последнем Суде, немотствует язык от единого ожидания гласа последней трубы архангела, имущей возбудити от мертвых и воззвати от живых на Страшный Суд Твой от востока и запада, от севера и юга. О, воистину страшен день тот, в он же приидеши, Боже, на землю во славе со ангелами и святыми! Горний и дольний вси предстанут тогда со страхом и трепетом, небо и землю призовеши на Суд судити вселенней в правде и истине! Страшен день тот, в оне же престолы поставятся, книги разгнутся, и явная и тайная наша деяния, словеса и помышления облачатся пред Тобою, пред ангелами и человеками, вкупе же и осудятся: ничтоже бо, Господи, у Тебе сокровенно, еже тогда не открыется, и тайно, еже не у ведано будет. Кто возможет, Судие праведный, устояти тогда пред лицем Твоим и целым миром горним и дольним.

Аще праведник едва спасется, нечестивый и грешный како постоит? И кто убо заступит за ны, аще не Твое милосердие, Господи? Камо убежим от праведного Суда Твоего? О, пощади, пощади тогда нас и отошедшего к Тебе приснопоминаемого нами раба Твоего (имярек), и не осуди его тогда на вечное мучение по грехом его. Благоволи убо, Премилосердый Господи, приняти в небесный и мысленный Твой жертвенник наши жертвы за него - молитвы наши и милостыни, яко кадило благовонное, вкупе с молитвами и бескровным священнодействием пастырей Святыя Твоея Церкви, да не постыдится пред Тобою, пред ангелами и целым миром усопший раб Твой (имярек). Услыши ны, Боже наш, и не отрини до конца, виждь коленопреклоненных, повергшихся долу пред Тобою, Господи; услыши просящих Твоея милости и Царства Небесного усопшему рабу Твоему (имярек). Молим Тя, Премилосердый и Прещедрый Иисусе, егда пощади тогда, Спасе, создание Твое: образ бо есть неизреченныя Твоея славы. С сокрушенным сердцем молим, просим Тя, Спасителю и Искупителю наш, не осуди раба Твоего (имярек) праведным Судом Твоим на вечное мучение, аще достоин есть всякого осуждения и муки; не отлучи его от стада избранных Твоих, но, по неизреченному милосердию Своему, долготерпению и любви к нам, грешным и недостойным рабам Твоим, ради Твоих дражайших крестных заслуг, сподоби его, Владыко, Царствия Твоего, еже уготовал еси любящим Тя от сложения мира, и да внидет в место упокоения, хваля всесвятое и великолепное имя Твое, славя неизреченное милосердие Твое, величая человеколюбие и щедроты Твои, яко Ты еси Бог милости и щедрот, и Тебе славу воссылаем со безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и благим и Животворящим Твоим Духом ныне и всегда и во веки веков. Аминь»

Когда не бывает поминовения усопших.

Панихиды, заочные отпевания и любые заупокойные молитвы, кроме поминовения записками на проскомидии, не совершаются в храмах в период от четверга Страстной седмицы (последняя неделя перед Пасхой) до Антипасхи (первое воскресенье после Пасхи). Очное отпевание в эти дни допускается, кроме самого праздника Пасхи. Чин пасхального отпевания отличается от обыкновенного тем, что содержит множество радостных песнопений Пасхи.

В Рождество Христово и другие двунадесятые праздники заупокойная молитва отменяется Уставом, но может совершаться по усмотрению настоятеля храма.

Основные ошибки, влияющие на загробную участь умерших

  • Обычай поминать умерших в Пасху на кладбище - мирской. До Радоницы Церковь открыто не молится за усопших, только тайно, на проскомидии.
  • Нельзя оставлять покойника в храме долее одного дня: церковь - не морг.
  • Нельзя делать скоромный поминальный стол во время постов и по средам и пятницам, а также в эти дни приносить скоромное в церковь на канун. Ни в коем случае нельзя поминать усопших водкой, ибо это доставляет им большие муки.
  • Ставить и возжигать свечи на могиле усопшего можно только перед крестом или иконой, но не перед памятником. Вообще устанавливать на могиле памятники - обычай не православный: сами усопшие являются близким и говорят о том, что на могилу поставили тяжесть (камень-памятник), а венки - как хомуты. Нельзя помещать фотографию усопшего на надгробии, а тем более - на Святом Кресте.
  • Нельзя отпевать, равно как и совершать любые церковные поминовения, некрещеных людей, а также инаковерующих. За них можно подавать милостыню, не называя их имени.
  • Церковь не молится за человека, намеренно покончившего жизнь самоубийством. Но если самоубийца до своей смерти находился под наблюдением врача и совершил этот поступок в невменяемом состоянии, то нужно принести справку о его болезни. Милостыню можно подавать, но не называя имени самоубийцы. Бог знает и видит, ради кого совершается такое пожертвование. Очень хорошо подавать за усопших духовную милостыню (особенно духовные книги). Духовная милостыня настолько ценнее телесной в очах Божиих, насколько душа дороже тела.
  • В любых трудноразрешимых случаях необходимо обращаться к священникам или в епархиальное управление.

Пока до Страшного Суда участь отошедших от нас собратий наших не решена еще окончательно, просите и молите Господа, чтобы Он даровал им освобождение от адских мучений и блаженное упокоение со всеми святыми в нескончаемом Царстве Своем!.. Просите с тем большим усердием, что за пределами гроба миновало для них время доброго делания, и закрыта уже для них дверь покаяния. Просите милосердного Господа и веруйте, что дастся вам по прошению вашему!

На этой странице сайта Вы можете задать любой вопрос, связанный с Православием или Казанской епархией. Обращаем Ваше внимание на то, что редакция сайта не считает обязательным давать ответы на вопросы, носящие провокационный характер. Необходимо также помнить, что вопросы личного, духовного характера, лучше решать в непосредственном общении со священником.

На вопросы отвечают священнослужители Татарстанской митрополии. Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 22.12.2014 9:45:48

Можно ли делать поминки 7 января?

Спрашивает: Елена, Казань

Отвечает: Редакция сайта

Добрый день! Прошу Вас помочь мне в моем вопросе. У нас поминки 40 дней выпали на 7 января (Рождество). Мы обращались с данным вопросом в три храма, их мнения разделились. Можно ли делать помины именно 7 января? Если нет, то в какой день можно их делать?! И какой стол должен быть - рыбный, грибной? Благодарю Вас за помощь!

Здравствуйте, Елена! Устраивать поминки (застолье) в сам день Рождества Христова в церковной традиции не полагается. Советуем Вам это сделать в ближайшие дни после Праздника. Но также знайте, что для усопшего важнее всего - молитва. Закажите на этот день заупокойное поминовение на проскомидии. При совершении Божественной литургии Вашего усопшего родственника обязательно помянут.


Ответ на этот вопрос прочитали 5162 посетителей

Наверное, ни для кого не секрет, что со многими церковными праздниками, в частности с Рождеством связанно множество традиций, суеверий и бытовых примет. Люди старательно пытаются им следовать, совершенно теряя связь с реальностью и забывая о самом главном.

Мы собрали самые популярные вопросы в интернете, связанные с праздником Рождества Христова. И постараемся подробно на них ответить.

А за советом мы обратились к опытным священникам.

Можно ли гадать на Рождество?

Вопрос о том, «можно ли гадать на Рождество?», пожалуй, один из самых распространённых.

Существует множество различных поверий и даже сложившихся традиций, связанных с желанием заглянуть в будущее, обеспечить себе беспроигрышный год, безоблачную жизнь и тому подобное. Кажется, чего уж проще, сейчас я чего-нибудь выпью, съем, подожгу и всё тут же наладиться или я смогу узнать что-то очень важное, что изменит всю мою жизнь.

И, казалось бы, ну в чём тут грех. Ведь ничего злого мы не совершаем.

Мы сделали все как надо и можно уже не переживать, не трудиться, ведь всё решено за нас.

И тут-то мы прямиком попадаем в хитро расставленные для нас сети.

Так как перекладывая ответственность за своё будущее на что-либо или кого-либо мы признаём тот факт, что жизнь нам не принадлежит, получается она полностью зависит от каких-то манёвров и механических действий. Но только тот, кто не способен распоряжаться своей собственной жизнью как сможет выстраивать отношения с Богом?

– Для христианина гадание в принципе является неприемлемым. И вот почему.

Представьте себе ситуацию, когда вы родитель, любящий своих детей и желающий принести им некий дар, некий подарок на какой-то праздник.

Вы его купили, вы его спрятали и вдруг выясняете, что ваш любимый сыночек тихонечко туда залез, съел все эти конфеты и это выясняется только тогда, когда вы достаёте этот подарок, чтобы торжественно вручить его ребёнку.

То же самое происходит при гадании. Человек, который пытается через гадание что-то для себя узнать, он прежде всего свидетельствует о своём глубинном неверии Богу. Он пытается обмануть Бога какими-то магическими способами. И дело даже не том, что само гадание как правило происходит не без участия бесовских, демонических сил, апросто сам факт гадания он лишает человека возможности выстраивания правильных отношений с Богом. И вот это и есть самый главный грех.

И гадать на рождество это безумие вдвойне, потому, когда мы празднуем пришествие в мир Христа Спасителя, когда буквально все в церкви свидетельствует о том, что это никакой-то миф, ни какая-то легенда – это реальность, которая происходит по сей день, которая воспроизводиться в храмах, когда мы служим Божественную литургию.Отказываться от всего этого, ради того, чтобы узнать какую-то мелочь в отношении твоей жизни – это свидетельство глубинного непонимания и себя и Бога, и формата отношений, которые должны быть между Богом и человеком.

– Можно ли гадать в Рождественский пост или Рождество? Нет, нельзя.

Для христианина – это в принципе вещь недопустимая.

Гадание является одной из форм оккультизма, может быть такой примитивной. Очень-очень древней формой, а понятно, что за этим стоит просто человеческое любопытство, о том, что же со мной будет, всё ли у меня будет хорошо.

Но прежде всего за гаданием стоит невежество, как форма нежелания знать человеку воли Божией о себе.

Что такое воля Божия? Мы говорим в молитве «Отче наш» да будет водя Твоя. И когда мы говорим эти слова нам как-то становится не по себе, а вдруг действительно воля Божия с нами будет. И кто его знает, что там по воле Божией с нами произойдёт, вдруг какое-то несчастье, вдруг нам придётся делать что-то такое, что нам делать совсем не хочется. А ведь воля Божия это то, чего нам не хватает, это замысел Божий о каждом из нас.

Мы должны узнать, кто мы, что Бог о нас задумал, каково наше предназначение в этой жизни, каково наше призвание.Вот знать волю Божию для человека это вообще самое главное, что он должен знать на земле. И если он будет стремиться к познанию этой воли, тогда зачем гадать, для чего нужны все эти астрологические прогнозы? К чему тогда это странное любопытство с заглядыванием туда где нас ещё нет? Вот невежество, оно к сожалению в этом и состоит.

Люди живут в мире, где Евангелие сегодня открыть и прочитать не составляет никакой проблемы, это не 30 лет назад, когда Евангелие в нашей стране было книгой практически запрещённой. Но тем не менее, его всё равно не открывают. А бывает и так, что даже называющие себя христианами пытаются иногда на Евангелии гадать. Они думают, что вот я сейчас подумаю, как же мне правильно поступить, открою-ка Евангелие на какой-нибудь странице и увижу, что там написано и если написано так, значит так вот оно пусть и будет. Это всё наше невежество. Евангелие – это голос Божий к тебе обращённый, ты его просто читай с молитвой. Поучись у Бога, каким он хочет тебя видеть.

Можно ли на Рождество ходить на кладбище?

Поминовение усопших – это очень важная традиция. Жизнь продолжается и после смерти. И очень важно молиться за тех, кого нет с нами. Но в сам праздник Рождества Христова ходить на кладбище не принято ради особого значения праздника Рождества.

– На само Рождество на кладбище не ходят, потому что это двунадесятый праздник. Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). В эти дни мы призываемся забыть обо всем и все мысли сосредоточить исключительно и безраздельно на радости праздника. Поэтому в день Рождества в храмах даже отменяется церковное поминовение усопших. Со следующего после Рождества дня, то есть с ого января, оно уже совершается.

Почему нельзя пить воду на Рождество?

Этот вопрос тоже задают весьма частно. Так вот хорошая новость, дорогие друзья: пить воду на Рождество МОЖНО!

Церковь не запрещает нам пить воду, ни в одном правиле об этом ничего не сказано.

Более того, воду необходимо употреблять даже в целях поддержания вашего хорошего самочувствия.

У каждого из нас есть собственная голова на плечах.

Давая себе ту или иную установку, мы обрекаем себя на определенные последствия.

Если человек что-то вбил себе в голову, он подсознательно будет к этому идти. Оглянуться не успеешь, как окажешься в тупике, а сколько драгоценного времени и сил на это потрачено?

Если человек уверен, что из-за выпитого стакана воды его ждёт семь лет неудач, конечно он будет акцентировать своё внимание только на худших вещах, происходящих с ним. Радость может быть у него под носом, но ему же не до этого, ему нельзя радоваться, так как всё должно быть непременно плохо. А там и до нервного срыва недалеко. И это ещё в лучшем случае.

Но зачем же так обесценивать свою жизнь? Своё будущее? Неужели такой драгоценный дар, как жизнь можно заключить в стакане воды?

Так вот прежде чем спрашивать почему нельзя пить воду на Рождество, лучше подумайте кто вы и для чего вы живёте.

Можно ли мыться, делать уборку или работать на Рождество?

Наверняка в своей жизни вы часто сталкивались с замечаниями вроде: нельзя мыться в дни главных церковных праздников или нельзя убирать квартиру и вообще лучше минимизировать всякую деятельность. Об этом особенно любят рассказывать наши бабушки. Но что же теперь ходить немытыми? Или пусть квартира зарастёт в пыли? Какая же тут радость и торжественность тогда?

Как оказалось, можно всё, главное правильно расставить приоритеты.

Но обо всём по порядку:

Можно ли мыться в Рождество? Можно ли ходить в баню в Рождество?

Отвечает Протоиерей Игорь фомин:

– Личная гигиена необходима всегда, и у Церкви нет запретов на омовение тела в праздники.

Другое дело, если поход в баню – не личная гигиена, а способ весело провести время в компании. Тогда лучше воздержитесь от посещения бани в дни светлого праздника Рождества, баню можно посетить и в другие дни.

Можно ли шить, вышивать в Рождество? Можно ли делать уборку в Рождество?

Если шитье и вышивка для вас не развлечение, а насущная необходимость, то тогда, наверно, можно. Лучше шить, чем предаваться праздности – например, сплетничать с соседкой. Лучше вышивать, чем смотреть телевизор или сидеть за обильным столом со стаканом вина. То же касается и уборки.

К любому занятию нужно подходить с внутренним духовным рассуждением.

Совесть, скорее всего, подскажет вам, какое занятие уместно в Рождество, а какое нет».

Можно ли работать в Рождество?

«Если график вашей работы установлен работодателям и на Рождество выпадает рабочий день, можно и нужно честно и добросовестно выполнять свой труд.

И не мучиться сожалениями, а просто терпеливо ждать момента, когда и вы сможете отпраздновать рождение Господа, сходить в храм, посидеть за праздничным столом с семьей.

Если же вы сами строите свой рабочий график, то, конечно, постарайтесь освободить день Рождества. Безусловно, не для лежания на диване с мисочкой салата, а для богослужения, для богоугодных дел. Порадоваться в Рождество, принести рождественскую радость кому-то другому – это отличный способ провести праздник».

Можно ли купаться на Рождество?

Купание тоже можно отнести к вопросу личной гигиены, если конечно вы не захотели просто поплавать в бассейне или в любом другом водоёме.

Но и то и другое само по себе не воспрещается. Самое важное между чем вы выбираете и что должно стоять во главе.

Отвечает протоиерей Павел Великанов:

– Если человек стоит перед выбором пойти в храм Божий либо в место этого залезть в ванну, то конечно же купаться нежелательно, а во всех остальных случаях купаться на Рождество можно и даже нужно.

Почему нельзя вязать на Рождество?

Делать вещи своими руками – это мастерство всегда было в почёте.

С давних времён люди умели вязать, шить, вышивать. С таким навыком нигде не пропадёшь.

Это труд, иногда долгий и кропотливый, он требует строгой сосредоточенности.

Он может служить как средством собственного достатка и зароботка, так и во благо кому-то.

Кроме того, когда вы что-то создаете своими руками – реализуете свои возможности, способности, которыми вас наделил Бог.

Если это дело приносит вам радость, которую вы потом разделите со своими близкими или поможете кому-то, то о каком запрете тут вообще может идти речь.

Отвечает протоиерей Павел Великанов:

– Вообще все эти запреты на ведение той или иной деятельности в праздники, не только Рождества, но и любые другие церковные праздники происходит от крайне формального понимания субботы, как праздника, как особого дня, который человек посвящает Богу. И если мы понимаем, что день по заповеди, посвящаемый Богу – это день праздника, то мы прежде всего стараемся в этот день увеличить градус тех добрых дел, на которые у нас как правило не хватает времени и сил в течении других дней недели. Так кто сказал, что нельзя вязать на Рождество? Если вы кому-то обещали что-то связать, заштопать, поправить и единственное свободное время у вас выпадет на день воскресный или день Рождества берите и делайте!

Почему нельзя вышивать на Рождество?

Отвечает протоиерей Алексей Уминский:

– Все то, что приносит человеку радость настоящую, живую, чистую и безгрешную не может быть запрещено во время поста. Например, спорт, если человек привык по утрам делать пробежку для своего здоровья, почему это может мешать посту, никак не мешает посту. Или человек любит очень хорошую классическую музыку, и эта музыка помогает человеку выстроить свой собственный внутренний мир, как мне, например, я услышу хорошую музыку и какие-то вещи как раздражение или усталость, иногда тоска от плохой погоды во время поста, она вдруг развеется даже не молитвой, а просто хорошей музыкой. И это замечательно, потому что это помощь в жизни. Так и с рукоделием. Оно, к примеру, являлось одной из необходимых форм монашеского существования в том числе во время поста. Монахи всё время что-то делали руками – это была возможность и сосредоточится во время рукоделия на молитве и в тоже время что-то сделать своими руками, чтобы обеспечить себе какой-то прожиточный минимум. Так что ничего в этом страшного нет, наоборот это очень похвально.

Можно ли заниматься любовью в Рождество?

Как многие из вас знают, отношения вне брака церковь не поддерживает в любой из дней и на то есть причины.

Но когда двое связаны узами брака здесь уже действуют свои законы, которые важно учитывать.

Отвечает протоиерей Алексей Уминский:

– Когда мы говорим о таких вещах как супружеская близость между христианами во время поста, то мы все-таки должны понимать, что пост – время воздержания. И так случилось традиционно, же в течении многих, многих веков, что во время поста супруги воздерживаются от супружеской близости. И если у супругов есть действительно такое намерение, такое вот стремление как-то просвети пост в воздержании – это очень, очень похвально. Но мы с вами понимаем, что мир, в котором мы живём, он очень разнообразен и человеческие отношения бывают очень сложными, поэтому невозможно людей мерить одним и тем же трафаретом одним и тем же лекалом. В одной семье жена или муж могут быть более воцерковлёнными, чем их вторая половила, и поэтому здесь существует вот такое уже давно продуманный совет духовнический о том, что жена или муж во время поста могут уступить своей половине и это не будет считаться нарушением поста, в том смысле, что это исполнение любви, исполнение послушания. Об этом нам говорит апостол Павел в одном из своих посланий, что не жена хозяйка своего тела, но муж и не муж владыка своего тела, но жена. И в этом смысле должно быть согласие, потому что пост – это всё-таки не время вражды, это время уступок, прощения и несения тягот друг друга. В этом смысле такое послабление поста, вот такое вот мудрое отношение друг к другу вполне допустимо, и оно обычно благословляется духовниками. Что же касается супружеского отношения в сам праздник Рождества. Вы знаете, вообще по какой причине вообще они не допускаются на кануне, скажем, воскресных дней, праздников и в эти дни не совершается венчание? Причина проста: люди готовятся к принятию Святых Христовых Тайн. Вот в эти дни высочайшей радость и наслаждением для человека является возможность приобщиться ко Христу через таинства евхаристии. И в этом смысле запрет на супружеские отношения и определённая подготовка через пост, например, и молитвенное правило становиться понятным. Если люди верят во Христа, ждут Христа, жаждут Христа, весь пост к нему стремились и хотят в этот день причаститься Святых Христовых Таинств, тогда конечно они должны воздержаться.

Суть нашей веры – это доверие Богу. А Господь наделил нас свободой от всего суетного, от всех шаблонов и штампов, по которым мы привыкли строить свою жизнь. У нас всегда есть право выбора и никто не может у нас его отнять. А значит только мы сами несём ответственность за свою жизнь.

Об этом наш разговор с епископом Боярским Феодосием (Снегиревым).

– Ваше Преосвященство, в Вашем ведении находится кладбищенское благочиние, Вы наставляете, ведете беседы с духовенством, которое несет послушание на кладбищах. Ежедневно из этой жизни уходят люди, это огромное испытание не минует ни одного человека. Христиане верят в Жизнь Вечную и чают воскресения мертвых. Но многие люди не умеют справляться с утратой близких людей– родителей, братьев, сестер, а иногда и детей. Впадают в депрессию, скорбят безутешно, теряют смысл жизни. Что Вы посоветуете им как пастырь Церкви Христовой?

– Действительно, многие люди, потерявшие своих близких, не могут перенести эту жизненную трагедию, очень тяжело ее переживают. Христианам в этом отношении намного легче. Мы верим в то, что жизнь не заканчивается смертью, ведь «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38). А наши близкие, переступившие порог вечности, могут водвориться там, где нет уже ни болезней, ни печали, ни воздыханий, но жизнь бесконечная, жизнь с Богом.

Тем не менее шаблонные рассуждения священника на тему «ему там сейчас лучше, чем было здесь, ваш родственник теперь на Небесах» не могут принести скорбящему утешения, если он не религиозен, хотя и считает себя верующим. Хуже того, такая «поддержка» может лишь ещё больше расстроить и даже раздражить маловерующего человека, который переживает потерю близкого. А кроме этого, часто в такой поддержке ясно слышится фальшь. Неискренне звучит утешение, если пастырь сам не сопереживает скорбящему, если сам не верит своим словам, а говорит их для галочки.

Поэтому дело пастыря – со всей силой веры, с силой слова и собственного молитвенного опыта общения с Богом убедить скорбящих родственников в реальности загробного мира. Убедить их в яви того, что умерший и сейчас существует, осознает себя, все помнит и понимает. Более того, в первые дни по смерти видит тех, кого он знал и любил. И при этом очень нуждается сейчас в их любви и соучастии. Это – чистая правда. Не нужно обманывать горюющих, что якобы у умершего «там» уже всё хорошо. Как правило, для большинства – не очень хорошо. Но и унывать и отчаиваться нет причин, ведь всё поправимо. Пока родные живы – всё поправимо! И если они действительно любят покойного, если хотят с ним ещё встретиться, то надо будет потрудиться для ушедшего любимого… Не только памятник на могиле поставить, но главное – потрудиться в молитве, милостыне, исправлении своей собственной жизни. В этом труде родственники найдут великое утешение и укрепление для себя, а главное – помогут покойному. И в сердце затеплится молитвенный огонек надежды, что когда-то мы вновь обязательно встретимся.

Момент смерти близкого – переломный для любого человека. И ответственность пастыря Церкви на этом переломе – зажечь огонь веры в сердцах людей, помочь им пережить утрату и самим стать христианами.

– А как быть с самоубийцами? Можно ли молиться о самоубийцах и как?

– Самоубийство – это действительно страшный поступок. Господь наделил нас разными дарами и талантами, которыми человек волен распоряжаться сам. Но распорядителем главного дара – жизни, люди не являются. Жизнь наша и время ее окончания должны находиться только в руках Божиих. Потому самоубийство – тяжелый и непоправимый грех. По церковным правилам, покончивший жизнь самоубийством погребается вне церковной ограды. О нем не возносится молитва в храме, ведь он более не участник спасения, не член Церкви. Но тем не менее последний суд над душой человека принадлежит Богу.

Чем помочь самоубийце? Прп. Феодор Студит говорил, что за находящихся вне Церкви (например, еретиков) можно совершать милостыню. Приведу обширную цитату на эту тему из переписки преподобного оптинского старца Леонида. Он так утешал своего ученика, отец которого покончил жизнь самоубийством: «Вручай как себя, так и участь родителя, воле Господней, премудрой, всемогущей. Не испытывай судеб Вышнего. Старайся смиренномудрием укреплять себя в пределах умеренной печали. Молись Всеблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней так: “Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей. Да будет святая воля Твоя”. Молись же просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышнего. Конечно, не было воли Божией на столь горестную кончину родителя твоего; но ныне он совершенно в воле Могущего и душу, и тело ввергнуть в пещь огненную, Который и смиряет, и возвышает, мертвит и живит, низводит во ад и возводит. При этом Он столь милосерд, всемогущ и любвеобилен, что благие качества всех земнородных пред Его высочайшей благостию – ничто. Для этого ты не должен чрезмерно печалиться. Ты скажешь: “Я люблю моего родителя, поэтому и скорблю неутешно”. Справедливо. Но Бог без сравнения более, чем ты, любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который, если соблаговолит помиловать, то кто может противиться Ему?»

Другой оптинский старец, преподобный Амвросий, писал одной монахине: «По церковным правилам поминать самоубийцу в церкви не следует, а сестра и родные могут молиться о нем келейно, как старец Леонид разрешил Павлу Тамбовцеву молиться о родителе его. Выпиши эту молитву… и дай ее родным несчастного. Нам известны многие примеры, что молитва, переданная старцем Леонидом, многих успокаивала и утешала и оказывалась действительною перед Господом».

– А если снятся умершие, что это значит и как к этому относиться?

– Святые Православной Церкви вполне определенно и однозначно учат тому, что снам верить и тем более доверять нельзя. Наши сновидения, как правило, своим источником имеют либо наше человеческое естество (фантазии дремлющего сознания), либо рождаются под воздействием злых духов, со злыми же намерениями. Конечно, в каких-то редчайших случаях и Ангел Хранитель может по указанию Божию воздействовать на область человеческого сна. Но способны ли мы со стопроцентной уверенностью определить источник наших грез? Поэтому, в соответствии со святоотеческим учением, лучше и вовсе не обращать внимания на приснившийся образ, и не вспоминать его.

Если же человеку настойчиво снится кто-либо из умерших родных, и это смущает его душу, то, думаю, такие сновидения можно расценивать как хороший повод, чтобы усугубить молитву об упокоении близкого. Надо подать записку на Литургию, заказать сорокоуст, панихиду, самому внимательно помолиться о покойном, а ещё лучше – подготовиться к Исповеди и Причастию. Каков бы ни был источник таких снов: наша скорбящая и неспокойная память либо побуждение Ангела Хранителя к молитве о покойнике, – наши покаянные молитвенные труды смогут принести пользу и умершему, и нашей душе .

– Наступают Рождественские дни. Можно ли на Святках молиться об усопших?

– Господь Своим Рождеством принес на землю Жизнь, и Жизнь с избытком. Так Он Сам сказал. Его благодатная Жизнь особенно ощущается верующими людьми в дни празднования Рождества Христова. И хотя в период Святок, праздничных Рождественских дней, по церковному Уставу поминовение умерших в храмах не совершается, но в домашней молитве, конечно же, можно делиться радостью об этой Жизни и с умершими. Кто-то из них там, за гробом, уже вкусил этой Жизни в полной мере и делится ею с нами своими молитвами Богу о нас. Кто-то, наоборот, ждет, что наша молитва к Богу прольет в их мир луч Жизни. В любом случае, если мы помним и любим наших родных, если хотим с ними встретиться вновь, наша память о них в дни праздничной радости не должна огорчать нас, но вселять надежду на милость Божию ко всем – и живым, и умершим.

Епископ Феодосий (Снигирев)
Беседовал Сергей Герук
Православная Жизнь

Просмотрено (1116) раз

Многих волнует вопрос, можно ли отмечать годовщину смерти раньше, когда нет возможности сделать это в день смерти? Есть ряд правил и рекомендаций, которых необходимо обязательно придерживаться и соблюдать во время поминок усопшего. Ведь случаются разные ситуации, и не всегда есть возможность вовремя устроить поминки. Как это сделать правильно, чтобы новопреставленному на том свете не было плохо?

Что такое помины?

Помины - это обряд, который совершают, чтобы почтить память усопшего человека. Светское мероприятие, то есть трапеза, оказывается неким основанием поминок, которое близкие почившего устраивают в его жилище, на кладбище или в ином месте (кафе, столовые, рестораны).

Поминки проводят несколько раз:

  • в день кончины или на следующий день;
  • на третий день после смерти - обычно это день похорон;
  • на девятый день;
  • на сороковой день;
  • в дальнейшем поминальные обеды осуществляют на шестой месяц с момента кончины (хотя в храме в этот срок не служат Панихиду), а потом все следующие годовщины.


Когда речь идет о поминальных столах, то правоверные христиане придерживаются годовщин. Поминовение в церкви на 3, 9 и 40 дни основывается на вековой храмовой практике. Двое суток душа человека после кончины присутствует на Земле и посещает места, в которых ей нравилось пребывать при жизни. На третьи душа отправляется к Богу на поклонение. Следующую неделю ангелы показывают душе обитель святых и великолепие рая, на девятый день душу снова ведут на поклонение к Богу, после чего отправляют в ад на 30 дней.

В течение этого времени нахождения в преисподней душе показывают все 9 кругов и места мучений грешников. На сороковой душа возносится на небеса на поклонение к Богу и тогда Господь уже решает, где душа будет обитать до Страшного суда.

Как помянуть новопреставленного?

До погребения, с момента преставления над телом покойника читается Псалтырь. Его продолжают читать и после того, как провели похороны, вплоть до сорокового дня.

Также о почившем упоминается в процессе отпевания, которое положено проводить на третьи сутки после кончины. Оно обязательно должно проходить над телом усопшего, а не заочно, поскольку на похороны приходят все близкие: родственники, знакомые, друзья, соседи, и их молитва очень важна, она соборная.

Помянуть почившего можно не только молитвами, но и добрыми деяниями, жертвами.

В этот период можно (даже нужно) раздать всем бедствующим и нищенствующим одежду, обувь, другие предметы быта покойного, чтобы они послужили добрую службу. Вещи должны быть в хорошем состоянии. Делать это можно с первого дня после кончины человека.

Нередко случается так, что годовщина кончины близкого человека выпадает на рабочий день, когда родственники связаны работой и нет возможности все подготовить. Этот день может совпасть с духовным празднеством, церковники в этом случае обязательно рекомендуют перенести годовщину усопшего на срок немного раньше либо позже даты.

Служители церкви считают, что совсем необязательно проводить поминальный обед в годовщину кончины. Если есть какие-то веские причины не делать этого, то сначала нужно опираться на них.

Не рекомендовано справлять годовщину кончины на неделе Светлой Пасхи и во время страстной седмицы Великого поста. В этот период все мысли и действия должны быть направлены к жертве Иисуса Христа на страстной седмице, в неделю Светлой Пасхи нужно радовать от известия о воскрешении Христа. Так что если годовщина выпала в эти недели, лучше всего мероприятие переместить на Радоницу - день поминовения усопших.

Если годовщина смерти выпадает в день Рождества Христова или в Рождественский сочельник, то помины следует перенести на 8 число или немного позже. Если сороковой день придется на Рождество, то следует накануне этого заказать панихиду, в сам день помолиться за усопшего, а уже после провести поминки с родственниками. Даже лучше, что после праздника, все будут в приподнятом настроении, поминки ведь тоже посвящены рождению, только рождению человека в вечной жизни.

По этой причине первоначально необходимо заказать в храме Литургию об упокоении Души умершего и Панихиду на День его поминовения. Также следует самим помолиться об усопшем. Поминальный обед или ужин можно отложить на поздний срок, на недалекие выходные дни от годовщины смерти. Очень важно церковное молитвенное упоминание усопшего на третий, девятый и сороковой дни после кончины. Это имеет большое значение для него, это облегчит страдания после разлуки души с телом, это умилостивит Владыку, который определяет место души за гробом по земным деяниям человека.

Если годовщина выпадает на значимые церковные праздники, то разрешено перенести на ближайшие выходные.

Но в этот день обязательно нужно сходить в церковь для молитвы, поставить свечу за упокой души, пожертвовать на нужды храма, подать нуждающимся у ворот церкви.

Чтобы поминки за столом принесли пользу умершему человеку, лучше поступить, как велел Спаситель: на трапезу не звать ни друзей, ни соседей, ни родственников. Но когда готовишь ее, то стоит приглашать на нее всех нуждающихся: нищих, хромых, слепых, увечных. Либо просто раздать поминальный обед социально незащищенным слоям населения от имени преставившегося.

Не приветствуется в православном христианстве перенесение даты поминов в сороковой день на более ранний срок.

Необходимо на это время в храме заказать Литургию и Панихиду, самостоятельно немного помолится за новопреставленного. А потом по возможности помянуть умершего дома, за поминальной трапезой.

О перенесение даты годовщины смерти лучше советоваться со священнослужителем, объяснить причину переноса. Конечно, желательно поминать именно в день кончины, поскольку за день до этого человек еще жил, радовался, был счастлив. Поминать его нельзя.


Если нет возможности справлять годовщину смерти в заявленную дату, то стоит ее перенести на несколько дней вперед. Раньше поминать не желательно.

В первую годовщину с даты смерти усопшего поминают в то же число.

Самое главное в годовщину смерти - помолиться за усопшего, сходить в храм, стараться делать добрые дела от имени преставившегося, упоминать его в записках, ставить свечи об упокоении души. Поминальную трапезу для родственников можно устроить в любой удобное для всех число месяца, чуть позже или раньше дня смерти.


Close