Опубликовано 13.06.2017 по предмету Литература от Гость >>

Анализ стихотворения Сергея Есенина "Молитва Матери". напишите

На краю деревни старая избушка,
Там перед иконой молится старушка.
Молитва старушки сына поминает,
Сын в краю далеком родину спасает.
Молится старушка, утирает слезы,
А в глазах усталых расцветают грезы.
Видит она поле, поле перед боем,
Где лежит убитым сын ее героем.
На груди широкой брызжет кровь, что пламя,
А в руках застывших вражеское знамя.
И от счастья с горем вся она застыла,
Голову седую на руки склонила.
И закрыли брови редкие сединки,
А из глаз, как бисер, сыплются слезинки.

Ответ оставил Гость

В данном стихотворении С. Есенин рисует портрет настоящей матери. Она день и ночь молится за спасение своего сына, который спасает Родину. Но её материнское сердце подсказывает ей, что сын её больше не вернётся домой. В этом стихотворении отражён портрет настоящей матери, которая до последнего вздоха помнит и переживает за своих детей.

Оцени ответ

Проблемы с решением?

Если ответа нет или он оказался неправильным по предмету Литература, то попробуй воспользоваться поиском на сайте или задать вопрос самостоятельно.

Если же проблемы возникают регулярно, то возможно Вам стоит обратиться за помощью. Мы нашли великолепную площадку, которую без всяких сомнений можем порекомендовать. Там собраны лучшие преподаватели, которые обучили множество учеников. После обучения в этой школе, Вы сможете решать даже самые сложные задачи.

Чудотворные слова: молитва матери стих анализ в полном описании из всех найденных нами источников.

Анализ Сергея Есенина «Матери Молитва» Стихотворение пишет На краю деревни старая хата, Там старая женщина молится перед иконой Молитва сына старухи помнит, Сын к краю далекой родины спасает Молиться старуха вытирает слезы, И в глазах усталые мечты цветут Она видит поле, поле перед боем, Где убитый сын героя На груди широких брызг крови, что пламя, И в руках противника заморожен знамя И все это счастье с горя заморозили, Серый склонив голову в его руках И закрыли брови редкие Сединко, А из глаз, как бусины, наливая слезы

Анализ стихотворения Сергея Есенина «Молитва Матери» напишите

На краю деревни старая избушка,

Там перед иконой молится старушка

Молитва старушки сына поминает,

Сын в краю далеком родину спасает

Молится старушка, утирает слезы,

А в глазах усталых расцветают грезы

Видит она поле, поле перед боем,

Где лежит убитым сын ее героем

На груди широкой брызжет кровь, что пламя,

А в руках застывших вражеское знамя

И от счастья с горем вся она застыла,

Голову седую на руки склонила

И закрыли брови редкие сединки,

А из глаз, как бисер, сыплются слезинки

  • В данном стихотворении С. Есенин рисует портрет настоящей матери. Она день и ночь молится за спасение своего сына, который спасает Родину. Но е материнское сердце подсказывает ей, что сын е больше не вернтся домой. В этом стихотворении отражн портрет настоящей матери, которая до последнего вздоха помнит и переживает за своих детей.

«Молитва()», анализ стихотворения Лермонтова

Молитва для верующего человека – возможность обратиться к Господу или святому. Канонические тексты молитв создавали служители церкви, подвижники христианства. Однако молитва может быть просьбой обычного человека. Желание обрести защиту и помощь у высших сил заставляет порой даже неверующих произносить слова «Отче наш» – самой известной молитвы.

Нередко молитва становится произведением искусства – стихотворением или музыкальной пьесой. Именно поэтому в литературе появился жанр молитвы, и многие поэты XIX и ХХ веков использовали его в своем творчестве. Не стал исключением и Михаил Юрьевич Лермонтов, написавший не одну молитву. Данный анализ будет посвящен «Молитве» 1837 года, но известны также еще две «Молитвы» – 1829 и 1839 годов. Стихотворение 1837 года отличается не только годом создания – оно отличается адресатом.

Читая молитву, каждый человек обращается к своему святому: кто-то к Николаю Чудотворцу, кто-то к Сыну Божьему. Но чаще прибегают к помощи Божьей Матери, называя ее «Матушкой-заступницей». Так же поступает и герой стихотворения, но сразу поясняет, что обращается за помощью к ней и молится « не с благодарностью иль покаянием», ведь именно эти мотивы становятся главными при обращении к святым.

Считая себя недостойным и называя свою душу «пустынной» , герой просит за «деву невинную» . Исследователи творчества Лермонтова уверены, что поэт имеет в виду Вареньку Лопухину – любовь всей его жизни. Влюбленный в нее когда-то, юный Лермонтов собирался жениться, но жизненные обстоятельства разлучили молодых людей.

По настоянию родителей, девушка вышла замуж за человека, который намного был ее старше: ей 20 лет, ему – 37. Известие об этом Лермонтов пережил очень тяжело, по свидетельству современников, возненавидел Бахметьева, Вариного мужа, высмеивая его во многих своих произведениях, а впоследствии засыпал письмами старшую сестру Марию, хотя адресованы они были Варе. Это стихотворение поэт ввел в письмо от 15 февраля 1838 года под названием «Молитва странника», объясняя, что оно якобы затерялось в ворохе путевых бумаг, и поэт о нем забыл.

Начинается послание с просьбы о молитве не «за душу странника в мире безродного» , а за «деву невинную» , которую герой хотел бы вручить «теплой заступнице мира холодного» . Так на первый план стихотворения выступает образ героини с ее беззащитностью перед жестоким миром, а образ героя обретает новые черты: перед нами человек, способный проявить глубокое участие в судьбе другого.

Молитва содержит просьбу «окружить счастием» достойную душу героини, герой просит о том, чтобы у его возлюбленной была «светлая молодость» и «старость покойная» , ведь ее «незлобное сердце» достойно упования, то есть надежды.

В последнем четверостишии герой вдруг начинает рассуждать о прощальном сроке, к которому приблизится столь юная пока дева. Именно тогда Матерь Божия должна послать лучшего ангела, чтобы он принял к себе «душу прекрасную» .

Если вспомнить дальнейшие обстоятельства жизни Лопухиной и Михаила Юрьевича, можно в очередной раз подивиться прозорливости русских поэтов. Так случилось, что жизнь и поэта, и его возлюбленной была недолгой. Неполных 28 лет поэт был сражен на дуэли, а Варвара Александровна в замужестве прожила 16 лет, но почти все годы болела, страдала нервными расстройствами. Еще больше ее здоровье было подорвано известием о гибели Лермонтова. В последние годы она отказывалась даже ездить лечиться «на воды» , оставаясь, по воспоминаниям сестры Марии, больной, слабой, что явно было вызвано «смертью Мишеля».

Стихотворение «Молитва» проникнуто настроением просветленной грусти, что характерно для поэзии XIX века. Такое отношение напоминает чувство благоговейного трепета, которое обычные люди испытывают к высшим силам, в том числе и к Божьей Матери.

Примечательно, что эта лирическая молитва написана четырехстопным дактилем, так же, как и знаменитые «Тучки небесные». Но «Тучки» полны грусти и отчаяния, а «Молитва», адресованная «теплой заступнице» , звучит размеренно, благоговейно, величественно, как и должно звучать обращение к небесной покровительнице.

Анализ стихотворения Лермонтова Молитва я матерь божия

Т.В. Надозирная, Л.А. Скубачевская. «Молитва » («Я . Матерь Божия . ныне с

молитвою. ») Стихотворение «Молитва » написано в 1837 году.

Валентин Шолохов Искусственный Интеллект (567516) 2 года назад

“Молитва” (“Я, матерь божия, ныне с молитвою”), стихотворение, относящееся к зрелой лирике Лермонтова (1837), строится как монолог лирического героя – мольба о счастье любимой женщины, о ее душе. В ходе монолога вырисовываются три образа: божьей матери, лирического героя и той, о которой он молится. В общем контексте лермонтовской лирики существенно, что внутренняя драма героя, одинокого странника с “пустынной душой”, отодвинута на второй план, а на первый выступает образ героини – ее нравственная чистота беззащитность перед враждебными силами мира холодного”. Мольба за нее освещает с новой стороны образсамого героя: трагедия духовного одиночества не разрушила его глубокого участия и заинтересованности в судьбе другого человека. “Молитва” проникнута интонацией просветленной грусти, связанной с особым преломлением в стихотворении религиозных мотивов: существование “незлобного сердца”, родной души заставляет героя вспомнить о другом, светлом “мире упования”, в котором “теплая заступница” охраняет весь жизненный путь “достойной души” и ангелы осеняют ее на пороге смерти. Вместе с тем герой отвергает традиционные формы обращения к богу с молитвой о себе (“Не о спасении, не перед битвою, / /Не за свою молю душу пустынную”), как бы заведомо зная, что благодать не коснется его собственной “пустынной души”

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва ». Разное .

Так, первые два четверостишия являются своеобразным зачином,

экспозицией к основному тексту «Молитвы »: Я . Матерь божия . ныне с

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва».

Лирику великого поэта условно можно поделить на ранний и поздний периоды. И если ранние произведения имеют оттенок подражания, то, к примеру, более поздняя лирика обладает уже характерными стилевыми чертами, которые позднее будут названы критиками «лермонтовскими». Поэт вырабатывает тематический диапазон (любовь и смерть, природа, гражданская лирика, тема поэта и поэзии), в котором отныне будут находиться его стихи. Разрабатываются и отдельные лирические жанры – элегия, дума, «лирический монолог».

Последний жанр особенно интересен. Рядом с лирическим повествованием, тяготеющим к эпичности картин, сюжету и живописности, рядом с пейзажно-символическими стихотворениями в лирике Лермонтова укрепляется эта особая жанровая форма. В «лирическом монологе» сочетаются характерные признаки традиционных жанров, но сохраняется присущая романтизму субъективность.

В зрелой лирике Лермонтова лирический монолог приобретает черты философского раздумья, являясь основной формой выражения переживания лирического героя. Таково стихотворение «Молитва».

Итак, «Молитва» – лирический монолог героя, просящего Богородицу за «деву невинную». Можно отметить, что в этом стихотворении нет глаголов или местоимений, указывающих на пол молящегося. Но думается, что фраза из первого четверостишия: «…ныне с молитвою… не перед битвою», может стать указанием на мужской пол лирического героя.

О ком же он молится? Герой говорит о «деве невинной». Но кто она, какие отношения связывают героя и героиню – неизвестно. Она безусловно молода, а герой, скорее всего, уже не очень, или, по крайней мере, разница в возрасте между ними немалая. Намеком на последнее обстоятельство служат строки:

За душу странника, в свете безродного…

Это может быть дочь или возлюбленная… Точно не известно, но понятно, что лирический герой испытывает самые нежные чувства в адрес этой девушки. Это доказывает общий эмоциональный фон произведения, строфика и мелодичность стиха. Трехсложный размер стиха (дактиль) и перекрестная дактилическая рифма создают особую напевность стиха.

Адресат молитвы также известен. Лирический герой называет её «Матерью божией», «теплой заступницей мира холодного». Это Богородица, перед иконой которой молится герой. На это указывают следующие строки:

Пред твоим образом, ярким сиянием…

В стихотворении, как известно, нет сюжета, но в «Молитве» можно выделить условные структурные части. Так, первые два четверостишия являются своеобразным зачином, экспозицией к основному тексту «Молитвы»:

Я, Матерь божия, ныне с молитвою…

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием…

Но вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного…

Из вступления читатель узнает о том, кто молится, о ком молится, кому, и где это происходит. Строки перенасыщены существительными, поэтому динамика стиха отсутствует. Но автор создает напряженность, возрастающую от строки к строке. Такой эффект получается за счет анафорических повторов («Не о спасении…»; «Не с благодарностью…»; «Не за свою…»). Как известно, такой синтаксический рисунок усиливает динамичность стихов.

К тому же, грамматически первые два четверостишия являются одним предложением. Это также спаивает два стихотворных отрезка – они интонационно прочитываются на одном дыхании, без больших цезур.

Что касается художественно-изобразительных средств языка, то поэт использует их мало (эпитет: «душу пустынную», «странника… безродного», «деву невинную» и т.д.; перифраза: «теплой заступнице мира холодного»). И это, несмотря на эмоциональность стихотворения. По-моему, автор делает это умышленно, так как пытается передать не только чувства лирического героя, но и живую разговорную речь, которая отвергает высокопарные слова и выражения. Поэтому лексически стихотворение в основом нейтрально. А чтобы усилить эффект разговорности, поэт использует архаичные слова или их формы («покаяние», «пустынную», «в свете» и т.д.).

Эти же особенности лексики можно отнести и к остальному тексту стихотворения.

Два последних четверостишия, как уже было отмечено, представляют собой просьбу, с которой обращается лирический герой:

Окружи счастием душу достойную…

Молодость светлую, старость покойную…

В последнем четверостишии поэт использует интересную перифразу: «…» Имеется в виду, конечно же, смерть. Но лирический герой как бы не может выговорить это слово и всерьез поверить, что прекрасная душа может умереть. Так, в стихотворении появляется лирическая, пронзительная нотка нежности. По эмоциональному накалу это четверостишие является кульминацией. Своеобразным заключением можно назвать последний эпитет стихотворения: «Душу прекрасную». Этим еще раз акцентируется внимание на том, о ком происходит молитва.

Это очень печальное и, в то же время, светлое стихотворение Лермонтова. Оно мне очень понравилось, потому что в нем, как во многих других, нет злости на этот мир, трагичности. Полным покоем и умиротворением дышат его строки. Я считаю, что эта «Молитва» – напутствие в жизни не возлюбленной, а своей дочери. Слишком тепло отзывается герой о героине, никогда таким светом не сияла любовь поэта ранее…

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Молитва (Я, матерь божия.)»

Современники поэта и, в частности, Виссарион Белинский, отмечают, что бурная и деятельная натура Михаила Лермонтова очень часто заставляя его сперва совершать поступки, а после их осмыслять. Бунтарь по жизни, он даже не пытался скрывать свои политические взгляды. Однако несколько месяцев, проведенных на Кавказе, произвели на поэта неизгладимое впечатление. Он был не только поражен восточной мудростью, но и проникся идеями некоего высшего начала, которому подчиняется судьба каждого человека. Оставаясь по-прежнему бунтарем, Михаил Лермонтов, по-видимому, решил для себя, что попытки доказать окружающим их глупость и никчемность – совсем не та миссия, которая предначертана ему свыше. По возвращении в Москву он снова блистает на светских раутах и даже испытывает некоторое удовольствие от внимания к своей персоне со стороны представительниц слабого пола, которых прельщает его слава героя, бунтаря и сорвиголовы. Однако из всех барышень Михаил Лермонтов выделяет юную Марию Щербакову, которая однажды заявляет ему, что только молитва, обращенная к Богу, дает душевное равновесие и помогает в самые трудные минуты жизни.

В этом стихотворении нет слов, обращенных к Богу, нет просьб, самобичевания и покаяния. Однако поэт признает, что обычные слова могут обладать целебной силой, очищая душу от скорби, тоски и тяжкого бремени, вызванного осознанием собственного бессилия. Но, самое главное, что Михаил Лермонтов действительно следует совету Марии Щербаковой и начинает молиться тогда, когда ощущает себя в ловушке собственных мыслей и переживании. Не менее страшным врагом поэта являются сомнения, которые, впрочем, свойственны всем молодым людям. Однако для Михаила Лермонтова они являются чем-то вроде наказания, так как ставят под сомнение не только образ жизни поэта, но и его цели, желания и стремления. Что, если увлечение литературой является пустым самообманом, а светлые идеалы, отождествляющие равноправие и взаимное уважение людей – лишь вымысел, порожденный богатым воображением? Но ведь есть Пушкин и Вяземский, Белинский и Краевский, которые придерживались подобных мировоззрений. И тогда, чтобы развеять сомнения и найти духовную опору Лермонтов начинает молиться, горячо, со слезами и с чувством раскаянья за то, что допускает даже мысль о том, что его судьба может быть другой.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Весна, весна! как воздух чист. »
  • Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Муза»
  • Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Разуверение»
  • Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Родина»
  • Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Лагерь»

Я, матерь божия, ныне с молитвою

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,

«Молитва (Я, матерь божия, ныне с молитвою…)» М.Лермонтов

Я, матерь божия, ныне с молитвою

Пред твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в мире безродного;

Срок ли приблизится часу прощальному

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную -

Лучшего ангела душу прекрасную.

Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»

Стихотворение «Молитва», написанное в 1839 году, относится к позднему периоду творчества Михаила Лермонтова. Автору всего 25 лет, однако он уже успел побывать в ссылке и переосмыслить собственную жизнь, в которой ему попеременно доводилось играть роль светского льва и дебошира.

Вернувшись с Кавказа в чине корнета лейб-гвардии, поэт осознал, что не в состоянии что-либо изменить в мире, который его окружает. И чувство собственного бессилия заставило его обратиться к Богу, которого, несмотря на классическое религиозное воспитание, Михаил Лермонтов никогда не воспринимал всерьез.

Современники поэта и, в частности, Виссарион Белинский, отмечают, что бурная и деятельная натура Михаила Лермонтова очень часто заставляя его сперва совершать поступки, а после их осмыслять . Бунтарь по жизни, он даже не пытался скрывать свои политические взгляды. Однако несколько месяцев, проведенных на Кавказе, произвели на поэта неизгладимое впечатление. Он был не только поражен восточной мудростью, но и проникся идеями некоего высшего начала, которому подчиняется судьба каждого человека. Оставаясь по-прежнему бунтарем, Михаил Лермонтов, по-видимому, решил для себя, что попытки доказать окружающим их глупость и никчемность – совсем не та миссия, которая предначертана ему свыше. По возвращении в Москву он снова блистает на светских раутах и даже испытывает некоторое удовольствие от внимания к своей персоне со стороны представительниц слабого пола, которых прельщает его слава героя, бунтаря и сорвиголовы. Однако из всех барышень Михаил Лермонтов выделяет юную Марию Щербакову, которая однажды заявляет ему, что только молитва, обращенная к Богу, дает душевное равновесие и помогает в самые трудные минуты жизни.

Конечно, было бы весьма наивно полагать, что человек с задатками атеиста пойдет в храм или же сделает «Псалтырь» своей настольной книгой. Тем не менее, Михаил Лермонтов нашел в словах юной особы некую истину, которая была недоступна его пониманию. И – написал собственную «Молитву», которая стала одним из наиболее светлых и лирических произведений поэта.

В этом стихотворении нет слов, обращенных к Богу, нет просьб, самобичевания и покаяния . Однако поэт признает, что обычные слова могут обладать целебной силой, очищая душу от скорби, тоски и тяжкого бремени, вызванного осознанием собственного бессилия. Но, самое главное, что Михаил Лермонтов действительно следует совету Марии Щербаковой и начинает молиться тогда, когда ощущает себя в ловушке собственных мыслей и переживании. Не менее страшным врагом поэта являются сомнения, которые, впрочем, свойственны всем молодым людям. Однако для Михаила Лермонтова они являются чем-то вроде наказания, так как ставят под сомнение не только образ жизни поэта, но и его цели, желания и стремления. Что, если увлечение литературой является пустым самообманом, а светлые идеалы, отождествляющие равноправие и взаимное уважение людей – лишь вымысел, порожденный богатым воображением? Но ведь есть Пушкин и Вяземский, Белинский и Краевский, которые придерживались подобных мировоззрений. И тогда, чтобы развеять сомнения и найти духовную опору Лермонтов начинает молиться, горячо, со слезами и с чувством раскаянья за то, что допускает даже мысль о том, что его судьба может быть другой.

Стихотворение «Молитва» - это, в какой-то степени, попытка смириться с тем путем, который предначертан поэту. Но, в то же время, это укрепление его веры в собственные силы и, что не исключено, предчувствие скорой гибели. Это – покаяние в стихах, смысл которого заключается в борьбе с собственными слабостями, которые вынуждают Лермонтова постоянно скрывать под маской благопристойности свои истинные чувства и мысли.

Молитва как жанр лирической поэзии М.Ю.Лермонтова

М.Ю. Лермонтов – очень сложное явление в истории литературной жизни России. Поэт, проживший всего 26 лет и оставивший относительно небольшое литературное наследие, до сих пор остается неразгаданной и до конца не понятой личностью.

Я не случайно заинтересовалась поэзией этого великого человека. Мне хотелось, хотя бы немного разобраться в его творчестве.

Как человек, создавший так много стихов о демоне. обращается к молитвенной лирике. Так над поэмой «Демон» он работал почти всю свою жизнь: начата она была в 1829 году, а последний вариант закончен лишь в 1839 году - и это восьмая редакция! Поэт всю жизнь прожил под страшным взором демона- мрачного духа зла. «И гордый демон не отстанет, пока живу я, от меня» 1 - так думал юный поэт. Но в тоже время (в 1829 году) поэт обращается к жанру молитвы и создаёт прекрасное стихотворение «МОЛИТВА» («Не обвиняй меня, всесильный»). а несколько лет спустя создаёт и другие произведения с таким заголовком.

Стихотворения-молитвы Лермонтова отражают противоречивость его религиозных взглядов и отличаются своеобразием авторской позиции.

Цель работы: проанализировать молитвенную лирику, понять, что просит поэт у Бога, чему он молится.

Для реализации поставленной цели мною были выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить литературу по данной теме,

2. Проанализировать стихотворения "Молитва" 1829, 1837, 1839 гг.

3. Сравнить стихотворения и выявить различие между ними.

2. Анализ стихотворения "Молитва" 1829 года.

Молитва – это проникновенное обращение верующего человека к Богу. «Молитва есть выражение высших христианских добродетелей – веры, любви и надежды» 2. Это веками освященная традиция христианства. Молитвы, которые читают верующие люди в церкви и дома, создавали в древности христианские подвижники, признанные потом святыми людьми, отцами церкви. Конечно, каждый верующий человек может обратиться с молитвой к Богу, найдя в своем сердце, в своей душе нужные слова.

В юношеском стихотворении «Молитва» поэт обращается с покаянием к «всесильному», который может обвинить и покарать за недолжное (за упоение земными страстями).

Не обвиняй меня, всесильный,

И не карай меня, молю, 3

Но одновременно возникает «За то, что. », передающее нарастающее напряжение мольбы-спора, драматизм борьбы, в которой нет победителя и где покаяние всякий раз оборачивается несогласием, утверждением своих пристрастий и прав.

За то, что мрак земли могильный

С ее страстями я люблю;

За то, что редко в душу входит

Живых речей твоих струя,

За то, что в заблужденье бродит

Мой ум далеко от тебя;

За то, что лава вдохновенья

Клокочет на груди моей;

За то, что дикие волненья

Мрачат стекло моих очей;

За то, что мир земной мне тесен,

К тебе ж проникнуть я боюсь,

И часто звуком грешных песен

Я, боже, не тебе молюсь. 4

В быстрой смене состояний рождается трагическое противостояние всевышнему, растет чувство тревоги; нарушена органическая связь между «Я» и Богом, которая пока еще признается животворной

Строки из стихотворения

«тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (вечную)» 7

«Мир земной мне тесен» указывает на полную безысходность.

Но разлад с творцом не всегда был свойствен лирическому герою,

на что указывают заключительные слова: «снова обращусь».

В «Молитве» духовному взору поэта впервые открылась исключительность его жизненной судьбы: он почувствовал, что путь, которым он пойдет, оставаясь верным своему «Я», не приведет его к пути религиозного «спасенья». «Молитва» передает смятение, раздвоение духа между верой, зовущей обратиться с покаянной молитвой о снисхождении, и стремлениями горячей, гордой, несмирившейся души.

Итак, мы видим, что уже в ранних стихах у Лермонтова появляются две музы – одна демоническая, которая несет настроения сомнения, скепсиса и приводит к тоске и скуке; другая - муза, помнящая небесные «песни святые». На протяжении многих лет идет напряженная внутренняя борьба этих муз.

3. Анализ стихотворения "Молитва" 1837 года.

В 1837 году Лермонтов обращается к «теплой заступнице мира холодного».

Я, матерь божия, ныне с молитвою

Пред твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в мире безродного;

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;

Дай ей сопутников, полных внимания,

Молодость светлую, старость покойную,

Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную –

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную 8.

Это слово не о себе. За свою «душу пустынную» поэт еще страшится произнести слова мольбы, обращенной к Богу, но он просит Богоматерь быть небесной покровительницей «девы невинной»(вероятно, что в стихотворении речь идёт о В.А.Лопухиной). Как это уже похоже на веру русского народа, «за други своя» страдающего и молящегося. И как точно угадано поэтом то, что всегда жило в душе русского народа: заступничество в трудную минуту надо искать у той, которая понимает все человеческие страдания, - у Божией Матери.

В ходе монолога вырисовываются три образа: Божьей матери, лирического героя и той, о которой он молится.

Внутренняя драма героя отодвинута на второй план, а на первый выступает образ героини – её нравственная чистота и беззащитность перед враждебными силами «мира холодного». Мольба за неё освещает героя с другой стороны: трагедия духовного одиночества не разрушила его участия и глубокой заинтересованности в судьбе другого человека.

«Молитва» проникнута интонацией просветленной грусти. Существование «незлобного сердца», родной души заставляет героя вспомнить о светлом «мире упования», в котором «теплая заступница» охраняет весь жизненный путь «достойной души» и ангелы осеняют ее на пороге смерти. Лермонтов ввел стихотворение в текст письма М.А. Лопухиной от 15 февраля 1838 под названием «Молитва странника»: «В завершение моего письма я посылаю вам стихотворение, которое я нашел случайно в ворохе своих путевых бумаг и которое мне в какой-то степени понравилось, потому что я его забыл - но это вовсе ничего не доказывает» 9 .

Строка «Теплой заступнице мира холодного» становится кульминационной. В ней поэту удалось сконцентрировать одну из главных идей своего творчества. «Холодный мир» для поэта не абстракция, а совершенно определённое понятие. В соединении с «тёплой заступицей» они создают поразительную антитезу. В этой своей «Молитве» Лермонтов глубоко народен, поскольку давно замечено, что русская молитва – это в основном молитва к Богоматери, а через Неё ко Христу.

4. Анализ стихотворения "Молитва" 1839 года.

Ещё через два года, в1839 г. Лермонтов опять, в третий раз, называет стихотворение "Молитвой" ("В минуту жизни трудную. ").

Это не молитва в полном значении слова, а впечатление от молитвы, нисхождение благодати от прямого разговора с Богом.

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко, легко 10.

Теперь демон сомнения отринут: «С души как бремя катится, / Сомненье далеко. » Это не означает, что все в жизни сразу прояснилось: начало стихотворения говорит об особом состоянии, которое было характерно для поэта и нашло отражение во многих его стихах. Это грусть, которая раньше была сродни отчаянию, потому что поэт не верил в возможность существования благодати в мире.

А теперь основной смысловой акцент - образ самого «созвучья слов живых», которое выливается в «молитву чудную»:

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

«Непонятная» прелесть и сила святого слова - вот то главное, что хочет выразить поэт. Именно поэтому не так важно, к кому обращена молитва и о чем она. Важнее другое - результат, который достигается молитвой, произнесенной из глубины страдающей души:

С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко, легко.

Такую удивительную легкость души, очищенной слезами покаяния, Лермонтов смог наконец постичь в конце своего жизненного пути.

Молитва для верующего человека – возможность обратиться к Господу или святому. Канонические тексты молитв создавали служители церкви, подвижники христианства. Однако молитва может быть просьбой обычного человека. Желание обрести защиту и помощь у высших сил заставляет порой даже неверующих произносить слова «Отче наш» - самой известной молитвы.

Нередко молитва становится произведением искусства – стихотворением или музыкальной пьесой. Именно поэтому в литературе появился жанр молитвы, и многие поэты XIX и ХХ веков использовали его в своем творчестве. Не стал исключением и Михаил Юрьевич Лермонтов , написавший не одну молитву. Данный анализ будет посвящен «Молитве» 1837 года, но известны также еще две «Молитвы» - 1829 и 1839 годов. Стихотворение 1837 года отличается не только годом создания – оно отличается адресатом.

Читая молитву, каждый человек обращается к своему святому: кто-то к Николаю Чудотворцу, кто-то к Сыну Божьему. Но чаще прибегают к помощи Божьей Матери, называя ее «Матушкой-заступницей». Так же поступает и герой стихотворения, но сразу поясняет, что обращается за помощью к ней и молится «не о спасении, не перед битвою, не с благодарностью иль покаянием», ведь именно эти мотивы становятся главными при обращении к святым.

Считая себя недостойным и называя свою душу «пустынной» , герой просит за «деву невинную» . Исследователи творчества Лермонтова уверены, что поэт имеет в виду Вареньку Лопухину – любовь всей его жизни. Влюбленный в нее когда-то, юный Лермонтов собирался жениться, но жизненные обстоятельства разлучили молодых людей.

По настоянию родителей, девушка вышла замуж за человека, который намного был ее старше: ей 20 лет, ему – 37. Известие об этом Лермонтов пережил очень тяжело, по свидетельству современников, возненавидел Бахметьева, Вариного мужа, высмеивая его во многих своих произведениях, а впоследствии засыпал письмами старшую сестру Марию, хотя адресованы они были Варе. Это стихотворение поэт ввел в письмо от 15 февраля 1838 года под названием «Молитва странника», объясняя, что оно якобы затерялось в ворохе путевых бумаг, и поэт о нем забыл.

Начинается послание с просьбы о молитве не «за душу странника в мире безродного» , а за «деву невинную» , которую герой хотел бы вручить «теплой заступнице мира холодного» . Так на первый план стихотворения выступает образ героини с ее беззащитностью перед жестоким миром, а образ героя обретает новые черты: перед нами человек, способный проявить глубокое участие в судьбе другого.

Молитва содержит просьбу «окружить счастием» достойную душу героини, герой просит о том, чтобы у его возлюбленной была «светлая молодость» и «старость покойная» , ведь ее «незлобное сердце» достойно упования, то есть надежды.

В последнем четверостишии герой вдруг начинает рассуждать о прощальном сроке, к которому приблизится столь юная пока дева. Именно тогда Матерь Божия должна послать лучшего ангела, чтобы он принял к себе «душу прекрасную» .

Если вспомнить дальнейшие обстоятельства жизни Лопухиной и Михаила Юрьевича, можно в очередной раз подивиться прозорливости русских поэтов. Так случилось, что жизнь и поэта, и его возлюбленной была недолгой. Неполных 28 лет поэт был сражен на дуэли, а Варвара Александровна в замужестве прожила 16 лет, но почти все годы болела, страдала нервными расстройствами. Еще больше ее здоровье было подорвано известием о гибели Лермонтова. В последние годы она отказывалась даже ездить лечиться «на воды» , оставаясь, по воспоминаниям сестры Марии, больной, слабой, что явно было вызвано «смертью Мишеля».

Стихотворение «Молитва» проникнуто настроением просветленной грусти, что характерно для поэзии XIX века. Такое отношение напоминает чувство благоговейного трепета, которое обычные люди испытывают к высшим силам, в том числе и к Божьей Матери.

Примечательно, что эта лирическая молитва написана четырехстопным дактилем, так же, как и знаменитые «Тучки небесные» . Но «Тучки» полны грусти и отчаяния, а «Молитва», адресованная «теплой заступнице» , звучит размеренно, благоговейно, величественно, как и должно звучать обращение к небесной покровительнице.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова

Детальное описание из нескольких источников: «с есенин молитва матери анализ стихотворения» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном журнале.

Анализ стихотворения Есенина “Письмо матери”, ключевые моменты

В самом имени поэта может послышаться что-то ясное, душевное, чистое, русское. Таким и был Сергей Александрович: русский парень с волосами цвета пшеницы, с голубыми глазами. Его стихи, как и он сам, милы и просты. Буквально в каждой строке можно услышать нежную любовь к родине, её просторам. Его стихи согревают душу любого читателя, никого не оставляют равнодушным. Любовь поэта шла прямо из его сердца, будто из глубины самой России.

«Письмо матери» С.Есенин

«Письмо матери» Сергей Есенин

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто xодишь на дорогу

В старомодном ветxом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Чтоб, тебя не видя, умереть.

я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди того, что отмечалось,

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Не грусти так шибко обо мне.

Не xоди так часто на дорогу

В старомодном ветxом шушуне.

Творчество этого поэта весьма многогранно и незаурядно. Однако отличительная особенность большинства произведений Сергея Есенина в том, что в них он предельно честен и откровенен. Поэтому по его стихотворениям можно легко проследить весь жизненные путь поэта, его взлеты и падения, душевные терзания и мечты. «Письмо матери» в этом смысле не является исключением. Это – исповедь блудного сына, полная нежности и раскаянья , в которой, между тем, автор прямо заявляет о том, что менять свою жизнь, которую к тому моменту считает загубленной, не собирается.

Литературная известность пришла к Есенину довольно быстро, и еще до революции он был достаточно хорошо известен читателям благодаря многочисленным публикациям и сборникам лирических стихотворений, поражающих своей красотой и изяществом. Тем не менее, поэт ни на миг не забывал о том, откуда он родом, и какую роль в его жизни играют близкие ему люди – мать, отец, старшие сестры. Однако обстоятельства сложились так, что долгие восемь лет у любимца публики, ведущего богемный образ жизни, не было возможности побывать в родном селе. Вернулся туда он литературной знаменитостью, однако в стихотворении «Письмо матери» нет и намека на поэтические достижения. Наоборот, Сергей Есенин беспокоится о том, что до матери наверняка докатились слухи о его пьяных дебошах, многочисленных романах и неудачных браках. Несмотря на свою известность в литературных кругах, поэт осознает, что не смог оправдать ожиданий матери, которая в первую очередь мечтала видеть сына хорошим и порядочным человеком . Каясь в своих проступках перед самым близким человеком, поэт, тем не менее, отказывается от помощи и просить мать лишь об одном – «не буди того, что отмечталось».

Понимая, что в даже в родном селе, где с детства все знакомо, близко и понятно, обрести душевный покой ему вряд ли удастся, Сергей Есенин уверен, что предстоящая встреча будет недолгой и не сможет залечить его душевные раны. Автор чувствует, что отдаляется от своей семьи, но готов принять со свойственным ему фатализмом и этот удар судьбы . Он беспокоится не столько за себя, сколько за мать, которая переживает за сына, поэтому просит ее: «Не грусти так шибко обо мне». В этом строчке – предчувствие собственной гибели и попытки хоть как-то утешить ту, для которой он всегда останется самым лучшим, дорогим и любимым человеком.

Анализ Сергея Есенина «Матери Молитва» Стихотворение пишет На краю деревни старая хата, Там старая женщина молится перед иконой Молитва сына старухи помнит, Сын к краю далекой родины спасает Молиться старуха вытирает слезы, И в глазах усталые мечты цветут Она видит поле, поле перед боем, Где убитый сын героя На груди широких брызг крови, что пламя, И в руках противника заморожен знамя И все это счастье с горя заморозили, Серый склонив голову в его руках И закрыли брови редкие Сединко, А из глаз, как бусины, наливая слезы

Голову седую на руки склонила

Анализ стихотворения Сергея Есенина «Молитва Матери» напишите На краю деревни старая избушка, Там перед иконой молится старушка Молитва старушки сына поминает, Сын в краю далеком родину спасает Молится старушка, утирает слезы, А в глазах усталых расцветают грезы Видит она поле, поле перед боем, Где лежит убитым сын ее героем На груди широкой брызжет кровь, что пламя, А в руках застывших вражеское знамя И от счастья с горем вся она застыла, Голову седую на руки склонила И закрыли брови редкие сединки, А из глаз, как бисер, сыплются слезинки

Анализ стихотворения Сергея Есенина «Молитва Матери» напишите

На краю деревни старая избушка,

Там перед иконой молится старушка

Молитва старушки сына поминает,

Сын в краю далеком родину спасает

Молится старушка, утирает слезы,

А в глазах усталых расцветают грезы

Видит она поле, поле перед боем,

Где лежит убитым сын ее героем

На груди широкой брызжет кровь, что пламя,

А в руках застывших вражеское знамя

И от счастья с горем вся она застыла,

Голову седую на руки склонила

И закрыли брови редкие сединки,

А из глаз, как бисер, сыплются слезинки

  • В данном стихотворении С. Есенин рисует портрет настоящей матери. Она день и ночь молится за спасение своего сына, который спасает Родину. Но е материнское сердце подсказывает ей, что сын е больше не вернтся домой. В этом стихотворении отражн портрет настоящей матери, которая до последнего вздоха помнит и переживает за своих детей.

Сергей Есенин - На краю деревни старая избушка (Молитва матери)

На краю деревни старая избушка,

Молитва старушки сына поминает,

№ 4 Сын в краю далеком родину спасает.

Молится старушка, утирает слезы,

Видит она поле, поле перед боем,

№ 8 Где лежит убитым сын ее героем.

На груди широкой брызжет кровь, что пламя,

И от счастья с горем вся она застыла,

№ 12 Голову седую на руки склонила.

И закрыли брови редкие сединки,

Анализ стихотворения

Количество символов

Количество символов без пробелов

Количество слов

Количество уникальных слов

Количество значимых слов

Количество стоп-слов

Количество строк

Количество строф

Классическая тошнота

Академическая тошнота

Семантическое ядро

Количество

Вам будут начислены 100 рублей. Ими можно оплатить 50% первого задания.

Если у вас есть свой анализ стихотворения Сергея Есенина «На краю деревни старая избушка» (Молитва матери) - оставьте комментарий с вашим вариантом! Нужно определить тему, идею и основную мысль стихотворения, а также описать какие были использованы литературные приёмы, метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, художественные и изобразительно-выразительные средства.

Комментарии

Molitva materi

Na krayu derevni staraya izbushka,

Tam pered ikonoy molitsya starushka.

Molitva starushki syna pominayet,

Syn v krayu dalekom rodinu spasayet.

Molitsya starushka, utirayet slezy,

A v glazakh ustalykh rastsvetayut grezy.

Vidit ona pole, pole pered boyem,

Gde lezhit ubitym syn yee geroyem.

Na grudi shirokoy bryzzhet krov, chto plamya,

A v rukakh zastyvshikh vrazheskoye znamya.

I ot schastya s gorem vsya ona zastyla,

Golovu seduyu na ruki sklonila.

I zakryli brovi redkiye sedinki,

A iz glaz, kak biser, syplyutsya slezinki.

Vjkbndf vfnthb

Yf rhf/ lthtdyb cnfhfz bp,eirf,

Nfv gthtl brjyjq vjkbncz cnfheirf/

Vjkbndf cnfheirb csyf gjvbyftn,

Csy d rhf/ lfktrjv hjlbye cgfcftn/

Vjkbncz cnfheirf, enbhftn cktps,

F d ukfpf[ ecnfks[ hfcwdtnf/n uhtps/

Dblbn jyf gjkt, gjkt gthtl ,jtv,

Ult kt;bn e,bnsv csy tt uthjtv/

Yf uhelb ibhjrjq ,hsp;tn rhjdm, xnj gkfvz,

F d herf[ pfcnsdib[ dhf;tcrjt pyfvz/

B jn cxfcnmz c ujhtv dcz jyf pfcnskf,

Ujkjde ctle/ yf herb crkjybkf/

B pfrhskb ,hjdb htlrbt ctlbyrb,

F bp ukfp, rfr ,bcth, csgk/ncz cktpbyrb/

© Анализы стихотворений, 2008–2017

Сборник стихотворений русских поэтов, анализы, комментарии, отзывы.

При использовании материалов этого сайта, ссылка на него обязательна.

Анализ стихотворения Сергея Есенина “Молитва Матери”. напишите

Там перед иконой молится старушка.

Сын в краю далеком родину спасает.

А в глазах усталых расцветают грезы.

Где лежит убитым сын ее героем.

А в руках застывших вражеское знамя.

Голову седую на руки склонила.

А из глаз, как бисер, сыплются слезинки.

  • Попроси больше объяснений
  • Следить
  • Отметить нарушение

Marina090119991 13.12.2015

Ответы и объяснения

  • wert6
  • середнячок

В данном стихотворении С. Есенин рисует портрет настоящей матери. Она день и ночь молится за спасение своего сына, который спасает Родину. Но её материнское сердце подсказывает ей, что сын её больше не вернётся домой. В этом стихотворении отражён портрет настоящей матери, которая до последнего вздоха помнит и переживает за своих детей.

Анализ стихотворения Есенина Письмо матери

Анализ Стиха №1

«Письмо к матери» – очень нежное, лиричное и спокойное стихотворение, каких не так много в творчестве Сергея Есенина. В нем лирический герой обращается к живущей в деревне (вдалеке от него) своей старушке-матери и беседует с ней о прошлом, настоящем и будущем.

Стихотворение имеет зеркальную композицию, причем в финале отражается не только первая, но и вторая строфы – буквально повторяются слова, но поэтическая мысль получает развитие и претерпевает изменение.

Лирический герой не похож на героя-хулигана Есенина, это та часть личности лирического героя, которая обращена не просто к детству, к прошлому, а как бы внутрь самого себя – поэтому стихотворение наполнено воспоминаниями, образами, связанными с мыслью о матери и о себе «по-прежнему таком же нежном», а не о «горьком пропойце».

Мир воспоминания лирического героя с одной стороны – «вечерний несказанный свет », «вечерний синий мрак» (связанный скорее с одиночеством), с другой – «по-весеннему белый сад», «рассвет» (момент возвращения). Рассуждая о своем возвращении, лирический герой тут же говорит: «К старому возврата больше нет ». Есть путь домой, к матери – но нет пути вспять к своему прошлому. Совсем не тем стал герой, изменились его взгляды, верования («И молиться не учи меня…Ты одна мне несказанный свет »). Письмо к матери – попытка «высказать душу», и успокоить не только родного человека, но и самого себя, унять и свою тревогу. Отражение и единение образов лирического героя и его матери подчеркивается не только кольцевой композицией, но и обращение в начальных строках: «Ты жива еще, моя старушка?//Жив и я… »

Анализ стихотворения Есенина “Письмо матери”, ключевые моменты

Сергей Александрович Есенин… “Письмо матери” – стих этого замечательного творца отечественной поэзии, который, безусловно, заслуживает особого внимания.

В самом имени поэта может послышаться что-то ясное, душевное, чистое, русское. Таким и был Сергей Александрович: русский парень с волосами цвета пшеницы, с голубыми глазами. Его стихи, как и он сам, милы и просты. Буквально в каждой строке можно услышать нежную любовь к родине, её просторам. Его стихи согревают душу любого читателя, никого не оставляют равнодушным. Любовь поэта шла прямо из его сердца, будто из глубины самой России.

Одно из его чудесных стихотворений – «Письмо матери». На нем мы и остановимся подробнее. Анализ стихотворения Есенина «Письмо матери» начнём с обращения к его истории создания, ведь порой без неё нельзя до конца прочувствовать написанные строки.

1924 год (когда было написано стихотворение) – это время относится к последнему периоду творчества поэта, который считается наивысшей точкой мастерства Есенина. Это своеобразное подведение итогов всему.

«Письмо матери» посвящено и одному конкретному человеку, и всем матерям, и Родине.

Анализ стихотворения Есенина «Письмо матери» подразумевает более подробное его рассмотрение. Произведение отличается кольцевой композицией, а это значит, что фраза практически полностью повторяется в начале и в конце. Такое построение говорит о логической завершённости мысли, оно усиливает некоторые смысловые акценты.

Первые две строфы являются завязкой. Она служит неким предисловием к самому стихотворению. Третью строфу можно считать развитием сюжета. Здесь заметим и эмоции, и даже трагизм. Четвертая строфа является кульминацией, показывающей настоящие чувства, которые испытывает герой к своей матери. Становится понятно, что, несмотря на все жизненные невзгоды, человек помнит о своей маме, знает, кому обязан жизнью. Далее сюжет развивается по нисходящей интонации (с пятой по восьмую строфы). Здесь мы увидим некоторые воспоминания из прошлого, подробное описание чувств героя. Последняя строфа является итогом, подведённым после всего вышесказанного.

Чтобы грамотно выполнить анализ стихотворения Есенина «Письмо матери», необходимо выделить главные образы – это, безусловно, герой и его мать. Можно отметить ещё и образ сада, символизирующего весну и детство поэта, и образ дороги (жизненный путь).

В стихотворении использовано большое количество различных выразительных средств. Одним из них является риторический вопрос, который открывает «письмо»: «Ты жива ещё, моя старушка?». Вопрос является риторическим, потому что не требует ответа. Далее следуют строки «жив и я», соответственно, автор заранее знает ответ на заданный вопрос. Скорее, это указание на переживания героя, касающиеся здоровья матери, тоску по ней.

Главная мысль стихотворения заключается в том, что нужно любить свою мать. Необходимо навещать её, уделять внимание, пока есть такая возможность. Ни в коем случае нельзя о ней забывать, ведь материнское сердце переживает, ждёт, тоскует. Герой просит прощения за долгое отсутствие, за свою разгульную жизнь, за кабаки, за драки. Главное, вовремя осознать свои ошибки и попросить прощения у самого близкого и родного человека. Именно мама – это тот человек, который будет любить тебя всю жизнь, несмотря ни на что. Ну и, конечно же, нельзя не выделить образ Родины. Он тоже является ключевой идеей. Любить Родину, восхищаться ею, помнить всегда и везде – на такой патриотический лад настраивает читателя поэт.

Всё-таки остановимся на том, что стихотворение Есенина «Письмо матери» представляет нам двойственный образ героини. Перед нами и один человек, и Родина, любовь к которой начинается именно с любви к родной матери.

Сергей Александровичу Есенин очень любил свой дом, свою маму, поэтому сумел передать все чувства подлинно.

На этом анализ стихотворения Есенина «Письмо матери» можно считать завершённым, ведь мы раскрыли его основные моменты и идеи.

Анализ стихотворения С.А. Есенина “Письмо матери”

«Письмо матери» было написано в 1924 году, в последний период творчества и почти в самом конце жизни. Для Есенина это время подведения итогов. Во многих стихотворениях возникает тема безвозвратно ушедшего прошлого. Наряду с этой темой в «Письме матери» звучит тема матери, а стихотворение представляет собой обращение к ней. Это достаточно традиционная тема для русской лирики, но есенинские произведения, пожалуй, можно назвать самыми трогатель­ными признаниями в любви к матери. Все стихотворение пронизано неизбывной нежностью и трогательной заботой о ней.

Лирический герой восхищается бесконечным терпением и нежной любовью своей «старушке»:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Лирический герой с горечью осознает, что у «его старушки» есть основания беспокоиться о своем непутевом сыне: она знает о «кабацких драках», о запоях. Тоска матери так велика, а предчувствия так нерадостны, что она «часто ходит на дорогу». Духовный кризис героя подчер­кивают эпитеты «вечерний», «тягостная». Не случайно употреблено слово «саданул» - разговор­ное, сниженное, свидетельствующее о его отдалении от вечных ценностей. Резкость этого глагола смягчается в четвертой строфе:

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Лирический герой пытается утешить мать, обещает вернуться, «когда раскинет ветви по-ве­сеннему наш белый сад». Последние строфы - предельный накал эмоций, горькое осознание того, что слишком многое «отмечталось» и «не сбылось». Завершает стихотворение проникно­венная просьба:

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

«Письмо матери» С.Есенин

«Письмо матери» Сергей Есенин Текст

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто xодишь на дорогу

В старомодном ветxом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,

Не волнуй того, что не сбылось,-

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не xоди так часто на дорогу

В старомодном ветxом шушуне.

Анализ стихотворения Есенина «Письмо матери»

В 1924 году, после 8-летней разлуки, Сергей Есенин решил посетить родное село Константиново и встретиться со своими близкими. Накануне отъезда на родину из Москвы поэт написал проникновенное и очень трогательное «Письмо матери», которое в наши дни является программным стихотворением и одним из наиболее ярких образцов есенинской лирики.

Творчество этого поэта весьма многогранно и незаурядно. Однако отличительная особенность большинства произведений Сергея Есенина в том, что в них он предельно честен и откровенен. Поэтому по его стихотворениям можно легко проследить весь жизненные путь поэта, его взлеты и падения, душевные терзания и мечты. «Письмо матери» в этом смысле не является исключением. Это – исповедь блудного сына, полная нежности и раскаянья. в которой, между тем, автор прямо заявляет о том, что менять свою жизнь, которую к тому моменту считает загубленной, не собирается.

Литературная известность пришла к Есенину довольно быстро, и еще до революции он был достаточно хорошо известен читателям благодаря многочисленным публикациям и сборникам лирических стихотворений, поражающих своей красотой и изяществом. Тем не менее, поэт ни на миг не забывал о том, откуда он родом, и какую роль в его жизни играют близкие ему люди – мать, отец, старшие сестры. Однако обстоятельства сложились так, что долгие восемь лет у любимца публики, ведущего богемный образ жизни, не было возможности побывать в родном селе. Вернулся туда он литературной знаменитостью, однако в стихотворении «Письмо матери» нет и намека на поэтические достижения. Наоборот, Сергей Есенин беспокоится о том, что до матери наверняка докатились слухи о его пьяных дебошах, многочисленных романах и неудачных браках. Несмотря на свою известность в литературных кругах, поэт осознает, что не смог оправдать ожиданий матери, которая в первую очередь мечтала видеть сына хорошим и порядочным человеком. Каясь в своих проступках перед самым близким человеком, поэт, тем не менее, отказывается от помощи и просить мать лишь об одном – «не буди того, что отмечталось».

Для Есенина мать – не только самый родной человек, который может все понять и простить, но и душеприказчица, своего рода ангел-хранитель, чей образ оберегает поэта в самые трудные минуты его жизни. Однако он прекрасно осознает, что уже никогда не будет таким, как прежде – богемный образ жизни лишил его духовной чистоты, веры в искренность и преданность. Поэтому Сергей Есенин с затаенной грустью обращается к матери со словами: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет». Что кроется за этой теплой и нежной фразой? Горечь разочарования и осознание того, что жизнь сложилась совсем не так, как хотелось бы, и менять что-либо уже поздно – слишком тяжел груз совершенных ошибок, исправить которые невозможно. Поэтому, предвкушая встречу с матерью, которой суждено стать последней в жизни поэта, Сергей Есенин интуитивно понимает, что для своей семьи он – практически чужой человек, отрезанный ломоть. Однако для матери он по-прежнему остается единственным сыном, беспутным и слишком рано покинувшим отчий дом, где его все еще ждут, несмотря ни на что.

Понимая, что в даже в родном селе, где с детства все знакомо, близко и понятно, обрести душевный покой ему вряд ли удастся, Сергей Есенин уверен, что предстоящая встреча будет недолгой и не сможет залечить его душевные раны. Автор чувствует, что отдаляется от своей семьи, но готов принять со свойственным ему фатализмом и этот удар судьбы. Он беспокоится не столько за себя, сколько за мать, которая переживает за сына, поэтому просит ее: «Не грусти так шибко обо мне». В этом строчке – предчувствие собственной гибели и попытки хоть как-то утешить ту, для которой он всегда останется самым лучшим, дорогим и любимым человеком.

«Письмо матери», анализ стихотворения Сергея Есенина

Невозможно правильно проанализировать стихотворение «Письмо матери» . не зная истории его написания.

После многолетней разлуки Есенин собирался в родную деревню навестить мать, и пригласил с собой двух товарищей, вдохновлённых его рассказами о красоте и поэтичности тех мест. Добираться нужно было по железной дороге, и на вокзале вся компания ждала прибытия поезда в буфете. Разговоры и вино скрашивали ожидание, но вскоре деньги у друзей закончились. Тогда один из них предложил сдать свой билет, продолжить посиделки и проводить товарищей. Через время от поездки отказался и второй друг, решили отправить только Есенина. Но разгул получился масштабным: сдал свой билет и он, хотя знал, что мать ждёт его. А наутро написал это пронзительно грустное, покаянное стихотворение.

К 1924 году поэт уже был широко известен, в его творчестве появилась особая отточенность языка и образов. Но «Письмо матери» при первом прочтении кажется скорее живым разговором, а не поэтическим произведением. Обилие просторечных и диалектных слов, часто повторяемое обращение к собеседнику упрощают стихотворение, но глубина и пронзительная печаль содержания уравновешивают впечатление.

В первой строфе - приветствие, не отягощённое тоской, доброе пожелание. Настроение в начале «Письма» умиротворённое, и вторая строфа написана так же. «Пишут мне, что ты… загрустила обо мне» - навряд ли кто-то мог сообщить Есенину такие сведения, скорее, это видение - матери, высматривающей на дороге сына - подсказало поэту его сердце. И начиная с этой строфы, он как бы отрекается от своей славы и образа богемного поэта . становясь простым парнем из деревни, непутёвым, но любящим мать. «Шибко» . «шушуне» . «саданул» - диалектные слова обнажают натуру поэта, не изменившуюся за время его жизни вдали от родного дома. Покаянное письмо призвано успокоить мать, но сквозь утешительные слова проглядывает самая страшная горечь: разочарования, губящего жизнь.

«Не такой уж горький я пропойца» - зная, какая идёт о нём слава, Есенин пытается хоть отчасти отречься от неё. И далее строки, обращённые к матери, становятся разговором с самим собой. Признание в том, что душа его осталась такой же нежной, какой была много лет назад, что в вихре столичной жизни и известности таится отравляющая тоска, и спасение от неё - лишь в тишине родных мест, становится откровением. Где здесь поэт-щёголь в цилиндре и с тросточкой. Этот образ смыт искренностью, и обнажённое страдающее сердце ищет успокоения у единственного человека, который может помочь, - у матери.

Седьмая строфа - кульминационная . здесь горечь разочарования чувствуется в полной мере. Автор просит не пытаться оживить угасшую душу и вернуть ему радость жизни - «утрата и усталость» слишком сильны. И дальнейшие слова, обращённые к матери, проникнуты уже не печалью, а безнадёжностью. Её образ Есенин здесь ставит даже выше Бога, по крайней мере, выше религии и её утешения. «Молиться не учи меня. Не надо!» - такое отречение может исходить лишь из полностью перегоревшей души…

Композиция стихотворения закольцована - пожелание из первой строфы («пусть струится несказанный свет» ) становится утверждением в предпоследней («ты одна мне несказанный свет» ), и в промежутке настроение автора переходит от ласково-утешительного к горькому и разочарованному. Но мать, её образ остаётся неизменным: и в начале произведения, и в конце она выходит на дорогу «в старомодном ветхом шушуне» . высматривая сына. Это повторение ещё раз подтверждает незыблемость опоры - материнского сердца, которое и в поэте, и в кабацком завсегдатае и хулигане видит лишь своё любимое дитя.

Размер стихотворения - пятистопный хорей . с укороченной стопой во второй и четвёртой строках. Чёткий ритм и перекрёстная рифмовка делают произведение лёгким для запоминания, так же, как и его простые и доходящие до души любого читателя слова.

«Письмо матери» останется одним из лучших стихов Есенина, до тех пор, пока на свете есть матери, прощающие и любящие своих сыновей, и повзрослевшие дети, уставшие и разочарованные жизнью.

Стихотворение С.А. Есенина «Письмо матери» (восприятие, толкование, оценка)

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «Письмо матери» было написано С.А. Есениным в 1924 году. Жанр его обозначен в названии – письмо. Основная тема – тема материнства, родного дома, сыновней любви. Произведение носит исповедальный характер. В голосе лирического героя звучат грустные, покаянные ноты.

Открывается стихотворение риторическим вопросом, который плавно перетекает в искренний, откровенный разговор с матерью:

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет…

Композиция здесь полностью соответствует жанру. В первой строфе мы видим своеобразное вступление. Во второй строфе мы имеем развитие темы, здесь возникает мотив дороги, переходящий затем в мотив жизненного пути героя, странничества:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Странничество лирического героя, его бесприютность, греховная жизнь противопоставлены в стихотворении миру родного дома, всепрощающей материнской любви. В третьей строфе идет развитие темы материнской любви, беспокойства о сыне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Лирический герой Есенина лишен душевной целостности. Он – хулиган, «московский озорной гуляка», повеса, кабацкий завсегдатай, полный «тоски мятежной». Внутреннее состояние его передано в стихотворении эпитетами «вечерний», «горький», «тягостная», режущим слух глаголом «саданул». Одновременно в душе его живет нежность, любовь к матери, грусть по родному дому. Исследователи отмечали в этом произведении развитие Есениным мотивов библейской притчи о блудном сыне. Один из таких мотивов – возращение домой из странствий. Он звучит в пятой, шестой, седьмой и восьмой строфах. И речь здесь идет не только о свидании с матерью, с родительским домом, но и о возвращении в прошлое, к себе самому прежнему:

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной,

Воротиться в старенький наш дом.

В родительском доме лирический герой видит свое спасение от жизненных бурь и невзгод, от тоски неприкаянности, от несчастий, тягостных раздумий. Он вспоминает о прошлом, и это прошлое предстает как лучшая пора в жизни:

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Затем герой размышляет о своей судьбе, о пережитом, о несбывшихся надеждах. В голосе его звучит горечь и усталость. Сюжет здесь внутренне углубляется:

Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось, -

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

Чувства героя достигают своего апогея в предпоследней строфе. Он как будто подводит итог своей жизни, четко осознавая, что не может вернуть прошлое. Одновременно он обращается к материнской любви, надеясь обрести надежду, душевную гармонию, исцелиться от душевных ран. Обращение героя к матери носит здесь кульминационный характер:

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Развязка дана в последней строфе. Лирический герой здесь как будто забывает о себе, о своих невзгодах, усталости, тоске. В центре строфы здесь – образ матери. Закрывается тема беспокойством сына о ней. Мы видим его искреннюю любовь и заботу:

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Композиционно мы можем выделить в произведении три части. Первая часть – три начальные строфы. Здесь поэт обрисовывает образ родного человека, которому можно излить душу. Первая часть содержит вопрос, приветствие и развернутый ответ. Четвертая, пятая, шестая и седьмая строфы – вторая часть стихотворения. Здесь лирический герой предстает перед читателем. Две последние строфы вновь возвращают нас к образу матери.

Таким образом, мы имеем кольцевую композицию. В начале стихотворения и в финале его возникает образ матери, обрамляя мысли лирического героя о родном доме и его исповедь. Строчки «Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне» также окольцовывают основную часть письма.

Стихотворение написано пятистопным ямбом, катренами, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («вечерний несказанный свет», «в…синем мраке», «горький я пропойца»), метафору («струится свет»), анафору («Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет»), риторический вопрос («Ты жива еще, моя старушка?»), инверсию («Не такой уж горький я пропойца»), просторечные выражения («саданул», «шибко») аллитерацию («Я по-прежнему такой же нежный»), ассонанс («Пусть струится над твоей избушкой»).

«Письмо матери» – одно из лучших произведений Есенина. Лирический герой поэта обретает в нем свои характерные черты. Стихи эти очень напевны, музыкальны, на их основе создан великолепный романс.

МОЛИТВА МАТЕРИ
Владимир Крупин

"Материнская молитва со дна моря достанет" - эту пословицу, конечно, знают все. Но многие ли верят, что пословица эта сказана не для красного словца, а совершенно истинно, и за многие века подтверждена бесчисленными примерами.
Отец Павел, монах, рассказал мне случай, происшедший с ним недавно. Он рассказал его, как будто все так и должно было быть. Меня же этот случай поразил, и я его перескажу, думаю, что он удивителен не только для меня.
На улице к отцу Павлу подошла женщина и попросила его сходить к ее сыну. Исповедать. Назвала адрес.
- А я очень торопился, - сказал отец Павел, - и в тот день не успел. Да, признаться, и адрес забыл. А еще через день рано утром она мне снова встретилась, очень взволнованная, и настоятельно просила, прямо умоляла пойти к сыну. Почему-то я даже не спросил, почему она со мной не шла. Я поднялся по лестнице, позвонил. Открыл мужчина. Очень неопрятный, молодой, видно сразу, что сильно пьющий. Смотрел на меня дерзко, я был в облачении. Я поздоровался, говорю: ваша мама просила меня к вам зайти. Он вскинулся: "Ладно врать, у меня мать пять лет как умерла". А на стене ее фотография среди других. Я показываю на фото, говорю: "Вот именно эта женщина просила вас навестить". Он с таким вызовом: "Значит, вы с того света за мной пришли?" - "Нет, - говорю, пока с этого. А вот то, что я тебе
скажу, ты выполни: завтра с утра приходи в храм." - "А если не приду?" - "Придешь: мать просит. Это грех - родительские слова не исполнять».
И он пришел. И на исповеди его прямо трясло от рыданий, говорил, что он мать выгнал из дому. Она жила по чужим людям и вскоре умерла Он даже и узнал-то потом, даже не хоронил.
- А вечером я в последний раз встретил его мать. Она была очень радостная. Платок на ней был белый, а до этого темный. Очень благодарила и сказала, что сын ее прощен, так как раскаялся и исповедался и что она уже с ним виделась. Тут я уже сам, с утра, пошел по его адресу. Соседи сказали, что вчера он умер, увезли в морг.
Вот такой рассказ отца Павла. Я же, грешный, думаю: значит, матери было дано видеть своего сына с того места, где она была после своей земной кончины, значит, ей было дано знать время смерти сына. Значит, и там ее молитвы были так горячи, что ей было дано воплотиться и попросить священника исповедать и причастить несчастного раба Божия. Ведь это же так страшно - умереть без покаяния, без причастия.
И главное: значит, она любила его, любила своего сына, даже такого, пьяного, изгнавшего родную мать. Значит, она не сердилась, жалела и, уже зная больше всех нас об участи грешников, сделала все, чтобы участь эта миновала сына. Она достала его со дна греховного. Именно она, и только она силой своей любви и молитвы.


Close