Величайшее дарование Божие, в котором мы больше всего нуждаемся и которое получаем весьма часто от Бога вследствие нашей молитвы, есть сердечный мир, как говорит Спаситель: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (). И радуйтесь и считайте себя богатыми, имеющими все, когда получили мир (1).

* * *

Мир и избыток жизни сердца после причащения есть величайший, неоценимый дар Господа Иисуса Христа, превосходящий все дары, относящиеся к телу и вместе взятые. Без душевного мира, при тесноте и мучении сердца, человек не может пользоваться никакими благами, ни вещественными, ни духовными, для него тогда не существует наслаждений, происходящих от чувства истины, добра и красоты, потому что подавлено и убито самое средоточие его жизни – сердце, или внутренний человек (6).

* * *

Мир есть целость, здравие души; потеря мира – потеря здравия душевного (6).

* * *

Все, что составляет меня, человека (душа), живет единственно Богом и только в соединении с Ним, а разлучившись с Ним, крайне бедствует. Но жизнь души моей составляет мир душевных моих сил, и этот мир исключительно происходит от Бога. Есть, правда, и мир плоти, но это обманчивый мир – предтеча духовной бури, о таком мире говорит Господь: «когда будут говорить (людям): «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба» (), но мир духовный, происходящий от Духа Божия, различается, как небо от земли, от того плотского мира. Он небесен, блаженнотворен. Мир вам, – говорил часто Господь ученикам Своим, преподавая им мир Свой, и апостолы преподавали верующим также мир Божий и желали им как первого блага мира Божия именно потому, что он составляет жизнь нашей души и свидетельствует о соединении нашей души с Богом. Отсутствие мира в душе, возмущение которым отличаются все страстные состояния души нашей, есть духовная и знак действия в сердцах наших врага нашего спасения (6).

* * *

«Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (). Не нарушай мира из-за тленного и преходящего, из-за своего греховного самолюбия. Возлюби мир больше всего, как Самого Господа. Да не будет ничто дороже мира и любви взаимной. Мир возлюбим, мир, мир! (6)


В наше время такие грехи, как гневливость и раздражительность, весьма распространены даже среди верующих. Не зря старец Алексий Зосимовской говорил одной супружеской паре: «Я вам не желаю ни богатства, ни славы, ни успеха, ни даже здоровья, а лишь мира душевного. Это самое главное. Если у вас будет мир, вы будете счастливы». Однако душевный мир необходимо отличать от мира духовного, то есть дара Божия. В одном из писем архиепископ Феофан (Быстров) написал: «Вы спрашиваете о мире душевном: приходит ли он совне или зависит от усилий самого человека и является своего рода искусством жить мирно? Нужно различать мир душевный и мир духовный, благодатный. Благодатный мир есть дар Святого Духа, а мир душевный зависит от нас самих...» Авва Дорофей учил оставлять всякое дело, если оно грозит потерей внутре ннего «устроения», то есть мира души.

Поговорить о душевном мире и его стяжании мы решили с иеромонахом Иосифом (Короле вым), настоятелем храма Покрова Прес вятой Богородицы на Высоком, подворья Св ято-Пафнутьева Боровского мо настыря.

- Отец Иосиф, насколько важно для православного человека стяжать душевный мир?

Господь заповедовал: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам», «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обременении, и Я упокою вас», «...Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». И апостол Павел говорит, что плоды Духа - это «любовь, радость, мир...» Этот мир человеку дается от Бога. Мешают стяжать этот мир страсти человеческие, которые мучают каждого. Не какие-то обстоятельства бывают причиной внутреннего неустройства души, хотя человек часто пытается бороться именно с ними. Душевный покой и сердечный мир можно найти только внутри себя, живя по заповедям Божиим.

Если рассмотрим слово смирение, то там тоже корень «мир». А смирение, как известно, - одна из главнейших добродетелей христианина. Господь призывает нас быть подражателями Ему, научившись от Него смирению Это главное качество христианина.

- «Ирини» - по-гречески «мир», благодатный духовный мир души, мир от Бога.

Да. «Ирини» - мирное, безмятежное, бесстрастное состояние духа. Есть и другое понятие «исихия» - «тишина».Слово «исихия» употребляется применительно к подвижникам, которые стремятся достичь внутренней тишины. В миру это не представляется возможным. В поисках исихии надо жить где-нибудь на Афоне в полнейшем уединении.

- В начале утреннего молитвенного правила есть замечательные слова о том, что перед тем, как начать молитву, нужно свои чувства привести в тишину.

Да, но не всегда это получается. Часто бывает, что только в процессе молитвы у человека наступает успокоение. Кто-то из святых отцов сказал: что длинные молитвенные правила нужны, чтобы мог человек отойти от суеты и успокоиться. Краткость тоже нужна, но одна из целей тех же долгих всенощных бдений и других пространных молитвословий - отрешиться от суеты и приобрести душевный мир.

- Можно ли такое внутреннее состояние тишины, образно говоря, «включать» в течение дня?

Нужно к этому стремиться. Сохранять спокойствие постоянно, при любых обстоятельствах - одна из основных задач христианина.

- Как, несмотря ни на что, сохранять внутренний мир?

Это приходит с опытом. Главная помеха здесь - страсти и, прежде всего, гнев. Святой Иоанн Лествичник говорит: «Начало безгневия - молчание уст при возмущении сердца». То есть прежде всего необходимо сдерживать свои уста, когда что-то выводит из внутреннего равновесия. И когда мы раз за разом таким образом побеждаем себя, то приходит внутреннее успокоение. Стяжание внутреннего спокойствия начинается с внешнего, как и любая другая добродетель. Каждое сопротивление страсти ослабляет ее, и, наоборот, всякое потакание греху усиливает его действие. Это и есть духовная борьба. Постепенно такая внутренняя работа входит в привычку, а точнее, становится определенным состоянием души человека, несмотря на вражеские нападения через людей или обстоятельства.

- Как спокойствие-равнодушие отличить от «православного» спокойствия?

Богоугодное спокойствие основывается на смирении. У аввы Дорофея есть пример, когда у одного монаха спросили, как ему удается сохранять спокойствие, а он ответил: «Что мне на этих псов обижаться?..» Если человек - христианин, то он никого не осуждает, ни о ком плохо не думает, считая себя недостойным рабом Божиим. И на основании этого воспринимает все события спокойно, как посланные от Господа. Он благодарит Бога за все жизненные обстоятельства, даже за скорби. И мир в его душе сохраняется.

Всегда необходимо помнить: Господь ведет нас ко спасению разными путями, и часто человек должен пройти через скорби и страдания для очищения своей души.

- В народе говорят: «Что Бог ни делает - все к лучшему», и в Слове Божием написано: «любящим Бога... все содействует ко благу».

Через искушения и скорби человек должен обрести мир душевный.

- После исповеди вы говорите прихожанам, чтобы они шли домой в спокойствии и старались сохранять это состояние?

Конечно. Об этом же говорю и в процессе исповеди. Например, часто супруги пытаются воспитывать друг друга, выплескивая при этом свои гнев и раздражение. Но главное для семейных отношений - хранить мир. Здесь мы уже говорим не о внутреннем мире, а о мире в семье. Нужно уметь уступать в житейских мелочах. Более духовному супругу лучше смириться, и его вторая половина начнет исправляться, глядя на христианское поведение другого. В этом смысле смирение, душевный мир - важнее всех семейных обстоятельств. Все Господь потом устроит во благо. Нередко из-за пустяшной мелочи начинается ссора, а лучше уступить и сохранить мир.

Если же кто-то борется за правду, хочет добиться справедливости, то и это необходимо делать, сохраняя внутренний мир. Будет неправильным отстаивать правду с чувством раздражения, неприязни, злобы, вражды. Это уже от лукавого. Когда даже правое дело делается без душевного мира, оно не приносит пользы человеку, а только вред.

- Как вы считаете, почему в миру очень много раздражительных людей?

Всему виной человеческая гордость: кто-то, например, считает себя лучше другого, потому раздражается и не может успокоиться. Не принимает все как волю Божию. Раздражительность - это отсутствие смирения. Смиренный же человек все спокойно воспринимает.

- Сложно ли священнику исповедовать людей?

Если у батюшки есть контакт с исповедующимся, если он видит, что у человека наступило облегчение после таинства, то это приносит радость и удовлетворение священнослужителю. Так чаще всего и бывает. К нам в монастырь приходят люди со своими скорбями и проблемами, тем не менее, мы пониманимаем друг друга. Когда человек чувствует, что священник его понимает, то обоим становится легко: и священнику, и исповедующемуся, и после духовной беседы человек уходит со спокойной душой и хорошими чувствами.

- Наверное, батюшка больше устает, если исповедь не складывается?

Бывают разные люди. Если они наши прихожане, те, кто на причастие приходит каждую неделю, - это одно. А с теми, кто приходит на исповедь первый раз или приезжает издалека, - сложнее. У нас много прихожан-паломников, и с Божьей помощью стараемся помогать им решать их проблемы.

- Некоторые светские люди под душевным спокойствием понимают довольство собой. Это же неправильно?

Конечно. Никогда нельзя быть довольным собой. Это противоположно смирению: гордыня, духовное самолюбование приводят к состоянию прелести и падения.

- Одна девушка начала воцерковляться, а семья была против. Она обратилась к батюшке, а он ей сказал, что главное в семье - мир, и лучше пока не ходить в храм, а священник и прихожане будут за нее молиться.

Компромиссы нужны, конечно. Но каждая ситуация индивидуальна. А если говорить в общем: в воскресный день надо, несмотря ни на что, идти в храм. Но я согласен, что не должно быть конфликтов и скандалов в семье. Бывает, человеку явно мешают идти к Богу. В какой-то ситуации, возможно, нужно и потерпеть «гонения» от родственников. Родители той девушки постепенно успокоятся, в какой-то степени через них действует лукавый. Нельзя потакать этому, отказываясь от спасительной веры Христовой.

- А если человек расстроен, получил неприятное известие. Как ему успокоиться?

Нужно помнить, что все посылается от Бога, и благодарить Его за все. Есть даже акафист «Слава Богу за все». Надо стараться спокойно относиться к разным обстоятельствам жизни. Но некоторые из них мы не можем воспринимать спокойно, поскольку мы живые люди. Потерю родственников или другие скорбные обстоятельства человеку свойственно воспринимать эмоционально. Но в отличие от неверующих, мы не должны впадать в панику, доходить до отчаяния и заставлять страдать других. В молитве и уповании на Бога мы черпаем силы.

- Как тем, кто живет в миру, отойти от суеты?

С утра хорошо читать молитву оптинских старцев, где есть такие слова: «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день...» Надо помнить о том, что все происходит по Промыслу Божию. Как сказано в той же молитве оптинских старцев: «Господи, во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой...». Если человек это понимает, то все воспринимает правильно. Если, допустим, на работе, человек ведет себя спокойно, то и другие вокруг него будут успокаиваться. Как преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся...»

- Кстати, как правильно понимать «дух мирен»?

Это духовный мир, который ничем не возмущается, ничем не раздражается. Это не душевное состояние, а духовное. Оно достигается именно борьбой со страстями, годами непрестанной внутренней работы над собой. Когда человек благодушно терпит оскорбления, не помнит зла и правильно воспринимает неприятности в жизни, то постепенно доходит до состояния, когда со спокойствием и благодарностью относится ко всему, что с ним происходит.

- Следовательно, существует прямая зависимость между духовностью и спокойствием. Чем человек духовнее, тем должен быть спокойнее.

Да. От природы по темпераменту все люди разные. Кому-то это бывает тяжелее, кому-то легче.

- Святой Ефрем Сирин писал, что сам поначалу был весьма раздражительным...

Тем не менее, все мы должны стремиться к приобретению душевного мира. А страсти у каждого свои, и с ними нужно бороться.

- Способствует ли обретению спокойствия физическая нагрузка, например, занятия спортом?

Да. В городских условиях сейчас нет иного способа дать телу достаточную физическую нагрузку, кроме как с помощью физкультуры. А вообще святые отцы всегда советовали трудиться. В молитве человеку тяжело успокоиться, а в труде он находит успокоение от помыслов и суеты. Это одно из средств. Молитва и труд приводят к состоянию внутреннего успокоения. Молиться бывает тяжело, особенно в состоянии, когда человек раздражен, а труд успокаивает.

Если навязчивые мысли не дают человеку покоя, как с ними бороться?

Они бывают разных видов. У святых отцов об этом можно почитать. Есть хульные помыслы, в которых подробно не исповедуются, а есть навязчивые. Все люди разные. Например, у женщин часто бывает очень развита мнительность, тяжело им бывает от этого уйти. Святые учат: если хульные помыслы приходят, то говори: «Не мое это, не принимаю». Это состояние не от Бога, поскольку дурные мысли человеку всевает враг рода человеческого. Греха в этом нет.

От многих невоцерковленных людей приходилось слышать: «Когда заходим в храм поставить свечку, все успокаивает, умиротворяет».

Этому способствует атмосфера храма - Царства Божия на земле. В любом храме это чувствуется. Заходя туда, человек попадает в другой мир. Дом Божий, даже среди суетной Москвы и любого большого города, как островок умиротворения. Когда люди туда заходят хотя бы поставить свечу, то, по-мирски говоря, они «заряжаются» благодатью. Мы это объясняем духовно: побыв в храме даже несколько минут, люди получают от Бога благодать, выходят уже другими. От сердечного настроя человека тоже многое зависит. Он может прийти в храм просто формально, тогда благодать не коснется его: Бог зрит на наши сердца. Если человек готов принять благодать, милость Божию - он принимает. Чаще всего в монастыре мы видим хороших людей. Благоговейные к нам люди приходят, потому и получают просимое от Бога, и изменяются к лучшему.

Еще успокаивает, когда думаешь о другом человеке только хорошее, видишь в нем только положительные черты.

Да, особенно, если это касается наших близких или сослуживцев. Конечно, видеть в людях необходимо только хорошее, понимая при этом: у каждого свои недостатки.

Тем более, что Бог дает силу быть любящим и добрым.

Да. В каждом человеке мы стараемся видеть образ Божий, его хорошие качества и не замечать ничего плохого. А если видим что-то негативное, то относимся к этому как к немощи человеческой, как к болезни. Например, видим, что в миру молодежь грех творит, но у нас нет плохого чувства. Есть чувство жалости, сострадания. Жалко поколение, которое пропадает. Мы любим грешника, но ненавидим грех.

А если творить Иисусову молитву, это тоже способствует спокойствию?

Да. Некоторые святые отцы говорят, что заниматься умным деланием тяжело, сложно и даже опасно - можно в прелесть впасть. Но есть опыт святых отцов, которые советуют, как правильно это делать. Известно, что оптинские старцы благословляли своих уже воцерковленных духовных чад заниматься Иисусовой молитвой. Очень большую силу она имеет. Помогает, прежде всего, успокаивать свои страсти, находить душевный мир во всех обстоятельствах. Она краткая, поэтому ей удобно молиться в течение дня. Человеку легче сосредоточиться на словах краткой молитвы, чем длинной. В миру, конечно, сложно этим заниматься, но все равно к этому призывают все, про это много книг написано, «Добротолюбие для мирян», например.

Читал о том, что помогает обрести душевный мир богомыслие. Что это такое?

Это чтение Священного Писания, духовной литературы и размышление о Божественном. Если какое-то слово Священного Писания касается сердца человека, то святые советуют остановиться и поразмышлять над ним.

И вообще чтение Священного Писания и духовной литературы успокаивает. Конечно, иной раз тяжело бывает человеку приступить к душеполезному чтению, но все равно надо понудить себя к этому. Надо потрудиться. Чтение очень помогает.

Православный психотерапевт Д.А. Авдеев советует для успокоения научиться переключать внимание: «Переключение - простой и эффективный прием. Все знают, как успокаивает прогулка по лесной тропинке (послушать пение птиц, полюбоваться цветами) или занятие рукоделием. Одному доставляет радость работа на даче, другому - встреча с другом. Умение отдыхать с пользой для души - премудрость, которая стоит того, чтобы ею овладеть. Уединение и безмолвие совершенно необходимы. Каждому из нас нужно на время уединяться (хотя бы на полчаса), безмолвствовать, привести в порядок мысли, помолиться в тишине, отключиться от повседневных забот, побыть наедине с Богом и самим собой».

Конечно, нужно уметь отвлекаться. Бывает, поговорил с кем-то человек, поспорил, и начинает внутри себя переживать заново ситуацию: почему я это не сказал, так не сделал и т.д. Чаще всего это ни к чему хорошему не приводит. И вообще житейские споры не приводят ни к смирению, ни к добру. Когда беседуют два смиренных человека, готовых друг друга услышать, истина может и родиться. Но это редкий случай. А когда они не слышат друг друга, истина не родится. Мы это часто видим. Просто общаюсь с супругами, иногда мирю их.

А чаще обращаются женщины или мужчины по поводу разногласий в семье?

Когда один священник венчал пару и ведет ее, то бывает по-разному. Хорошо, когда к одному священнику ходят муж и жена. Если жена одна ходит - это сложнее. В таком случае просто говорю ей, чтобы смирялась, терпела. Когда один человек начинает исправляться, то и другой исправится. Но надо прийти к этому состоянию смирения.

А обращаются ли к вам, допустим, свекровь с невесткой по случаю разногласий?

Отец Андрей Ткачев говорит, что современные родители нарушают заповедь Божию: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей». А родители вмешиваются в отношения детей-супругов. Даже часто разрушение браков происходит из-за этого.

В таких случаях говорим, что если есть возможность - нужно жить отдельно от взрослых детей. А нет такой возможности - с любовью терпеть, молчать. Раз Господь такой крест послал, то надо его нести. Значит, такой период жизни, надо потерпеть... Раньше наши родители, бабушки, дедушки жили в одном доме и по двадцать человек - нормально, дружно жили.

А что вы еще хотели бы сказать по нашей теме?

Без мира душевного никакая добродетель не принесет пользы, никакое дело не совершится во благо. Мир в душе должен быть в любой ситуации. Это особенно необходимо в современном обществе, где кипят страсти и суета.

Беседовал

Андрей Сигутин

8 23 027 0

Каждый человек безудержно бежит по жизни: пытается следовать поставленным целям, соответствовать запросам общества, переступать через трудности и преграды… Если он периодически не останавливается в этой нелегкой гонке, очень скоро он выдохнется, и тогда проблемы лягут на его ослабшие плечи новым грузом. Неужели нет выхода из этого замкнутого круга? Есть, нужно только заставить себя сойти с дистанции и прислушаться к своим ощущениям. Это поможет обрести душевную гармонию и покой, найти истинные ценности в жизни. Возьмите себе на заметку следующие советы.

Вам понадобятся:

Замечаем положительные стороны

Всем давно известно, что жизнь для каждого человека играет теми красками, какими он ее раскрашивает. Если постоянно зацикливаться на трудностях, то о душевном покое можно забыть. Настройте себя на то, что из любой проблемы можно извлечь полезный опыт.

Не пасуйте перед трудностями. Воспринимайте проблемы и противоречия как новый толчок вашего развития, перешагнув через который, вы окажетесь на ступеньку выше.

Иногда полезно просто абстрагироваться от проблем. Живите сегодняшним днём и радуйтесь тому, что вокруг так много маленьких прелестей: чашка ароматного кофе по утрам, красивые восходы и закаты, крепкие объятия своих детей и искренний детский смех… Тогда вам не нужно будет ломать голову над тем, как обрести душевное равновесие и спокойствие – они сами вас найдут.

Выйдите из образа жертвы

Этот совет дополняет предыдущий. Настройтесь на жизнь в новом образе – победителя и успешного человека. Не ждите со всех сторон критики и осуждающих взглядов. Даже если таковые и проскользнут, правильно их оцените: люди часто критикуют окружающих, чтобы самоутвердиться в собственных глазах. Избавьтесь от влияния общественного мнения, и эта внутренняя независимость подскажет вам, как обрести душевное равновесие.

Используйте физические возможности

Психологами доказана прямая связь между физическими упражнениями и психологическим состоянием человека.

Можете провести эксперимент: если вы чувствуете подавленности и беспокойство, выйдите на улицу и займитесь лёгкой пробежкой или зарядкой. Вы сразу почувствуете бодрость, прилив сил и увидите свои проблемы растворившимися где-то за пределами сознания.

Не забывайте и о том, что можно заставить свое тело работать на вас. Чаще примеряйте улыбку на себя, и она прочно закрепится у вас не только на лице, но и в мыслях.

Представьте, что вам поручили в театре сыграть роль спокойного и уверенного в себе человека, довольного жизнью. «Наденьте его костюм»: приосаньтесь, гордо поднимите голову, выработайте твердый взгляд, пройдитесь легко и спокойно.

Также поработайте и над своей речью. Очень скоро организм перестроится на вашу «волну», и вам не придется играть.

Развивайте в себе чувство юмора

Смех помогает нам пережить неблагоприятные моменты. Это настоящая панацея от разного рода психологических болезней. Постоянно улыбайтесь и старайтесь смотреть на жизненные ситуации с юмором. Или по крайней мере чаще общайтесь с людьми, которые легко относятся к жизни и могут в вас «вдохнуть» душевное равновесие и гармонию.

Больше отдавать и прощать

Если человек открыт для мира, то ему легче переносить свои невзгоды. В общении мы находим отдушину, изливая свои неприятности и освобождая израненную душу.

Еще одно важное замечание: не делайте из окружающих врагов или ваших должников. Великодушно прощайте их и старайтесь дать другим людям больше, чем требовать или ждать от них.

Вы сразу почувствуете, как уйдет груз неразрешенных конфликтов, который давил на вас все это время. Это – один из беспроигрышных способов, как обрести покой.

Если вы присмотритесь, то увидите, что вокруг вас немало людей с ещё большими трудностями. Поддержите этих людей, помогите им вместо того, чтобы страдать от своей тяжелой жизни. Это также наполнит вас ощущением легкости и уверенностью в себе.

Душа человека устроена так, что она постоянно нуждается в . В монашеской среде мы часто спрашиваем друг друга: «Ну что, отец, ты обрел покой? Тебе здесь нравится?» Предположим, что в этом монастыре я обрел покой, здесь успокоилась душа моя, а в другом - нет. Даже если я не могу обрести покой на каком-нибудь месте, - это вовсе не значит, что вокруг меня невыносимая обстановка, просто лично меня она не устраивает, не приносит мне успокоения.

Вот этого «успокоения» и ищет наша душа. Оно является точкой опоры, спасательным кругом, который нам подает Христос посреди водоворота повседневности. Как выразился один святой Церкви: «У нас кружится голова от морской болезни, от шторма и бури вещей мира сего!»

Но вот, посреди шторма и бури грядет Христос, подает нам руку и вытаскивает нас из пучины, говоря: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы» (Мф 11:28). А затем говорит нечто очень важное о том, каким образом мы можем обрести покой. Он говорит: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф 11:29). Христос призывает нас научиться этим добродетелям непосредственно у Него Самого. Только таким образом человек может обрести истинный покой.

Действительно, кто в конечном итоге обретает мир и душевное успокоение? Только смиренный человек! Нам же, горделивым, самолюбивым и эгоистичным, очень сложно обрести истинное душевное умиротворение, потому что мы сами препятствуем Христу взять нас в Свои объятия. Мы сами не хотим ввериться Ему. Мы либо боимся Бога, либо не доверяем Ему, думая так: «Нет, я сам все устрою! Я сам разберусь в своей жизни, буду все держать под контролем, чтобы быть уверенным, что все идет должным образом».

Господь нам заповедал разумную заботу о насущном, но забота эта не должна поглощать все наше время, нанося ущерб нашим душам

Разумеется, Господь вовсе не желает, чтобы мы пустили все на самотек, относясь ко всему безразлично, уподобляясь бездейственным лентяям. Напротив, Христос нам заповедал трудиться над собой и бороться со своими , немощами, недостатками и жизненными обстоятельствами. Господь нам заповедал разумную заботу о насущном, но забота эта не должна поглощать все наше свободное время, нанося ущерб нашим душам. Заботясь о необходимом, мы должны быть внимательными, чтобы нас не унес стремительный круговорот вещей преходящего мира сего. Если ты сделал все от тебя зависящее, превзошел свой человеческий предел и истощился душевно (если можно так выразиться), то отойди в сторону, предоставляя Богу устроить то, чего ты сам сделать не в силах.

Чтобы не утомлять вас только лишь одной теорией, я расскажу вам пару историй, чтобы на деле показать, как простые люди в повседневности переживают это доверие самого себя и своей жизни Богу.


В разговоре я спросил его:

Отче, не страшно тебе было подниматься и спускаться по отвесным скалам в свою пещеру, держась за цепи?

Конечно, было страшно! Очень! - ответил он.

В первый день, как я пришел сюда, я сказал себе: «Вот это да! Куда я забрался!» Когда я осилил этот опасный спуск, с собой у меня был только один хлеб и небольшой пакетик с маслинами. Я подумал: «Ну, хорошо! Сегодня, завтра и послезавтра я буду питаться этим хлебом. А потом что?» И меня охватило такое уныние, когда я осознал, что у меня с собой абсолютно ничего нет, чтобы жить в этом пустынном месте. Насколько хватает глаз, вокруг только обрывистые скалы и море, а я здесь совершенно один.

Но прошло уже 25 лет, и Господь ни разу не оставлял меня своим попечением. У меня до сих пор осталась часть этого хлеба, и я храню его как память, не только потому, что я не успел его тогда съесть. Он даже совсем не испортился.

Действия, которые предпринимает Бог по отношению к человеку, несравненно эффективнее немощных предприятий человека

На этих примерах мы можем видеть, как Господь заботится о человеке, вверившем свою жизнь Богу со . Любой человек, предавший себя и свою жизнь в руки Божии, может опытно удостовериться в том, что Господь, промышляя о человеке, не остается в бездействии. С этого момента Бог берет ответственность в свои руки. И все действия, которые предпринимает Бог по отношению к человеку, несравненно эффективнее немощных предприятий человека. Со своей стороны, мы, конечно, должны делать все зависящее от нас, все, что в наших силах. Чтобы наша совесть была чиста и спокойна. Но предпринимаемые нами действия не должны доставлять нам душевного вреда и причинять нам чрезмерное беспокойство. Человек должен сказать сам себе: «Все! Больше в этой ситуации я ничего сделать не могу!» И с того момента, как ты предаешь свои скорби, печали, проблемы, своего ребенка, свое здоровье, свое экономическое положение и состояние, все то, о чем ты беспокоишься, Богу - Бог являет тебе свою помощь, присутствие и заступничество.

Кто из верных чад Господа может сказать, что надеялся на Господа и посрамился? - Никто!

Это происходит обязательно, даже если события развиваются не так быстро, как тебе бы хотелось. Если тебе кажется, что Бог «молчит» и бездействует, а ты пребываешь верным Ему, тогда Господь обязательно явит Себя чудным образом. Священное Писание речет: «Надеющиеся на Господа не постыдятся». «Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование - Господь» (Иер 17:7). «На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их; к Тебе воззвали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде» (Пс 21: 5-6). Кто из верных чад Господа может сказать, что надеялся на Господа и посрамился? - Никто!

Конечно, кто-то может возразить, что очень часто получается не так, как я этого хотел… Но если такой человек имеет доверие к Богу, то, тщательно рассмотрев обстоятельства своей жизни, он увидит, что в конечном результате все устроилось так, как ему это было полезно.

Ника Кравчук

Если словесно изображать портрет современного человека, то получится не очень привлекательная картинка: он постоянно суетится, спешит, думает, как заработать побольше, как все надоело, часто осуждает других и завидует. Душевный мир никак не вписывается в его расписание. Как это изменить?

«Суета сует» — один из афоризмов, которым мы обязаны Библии. Эти слова из книги Екклесиаста очень удачно характеризуют жизнь современного человека. В повседневной суете он все больше отдаляется от Бога и забывает о смысле жизни, его внимание рассеивается.

Что сделать, чтобы обрести мир в душе? Искателей легких путей придется сразу огорчить: легко не будет, но главное, что это реально.

Мир душевный — это особое состояние человека, когда он примирился с Богом и человечеством, знает цель своей жизни. Первое, что внешне отличает такого человека, — спокойствие. Оно приходит как следствие упования на волю Божью. Это осознание того, что Господь любит нас очень сильно и точно знает, что нам нужно для спасения.

Каждый день такого человека искушают самыми «изысканными» грехами, испытывают скорбями, но он все равно твердо стоит и не поддается на бесовские провокации. Он примирился с собой, Богом и человечеством. Вот несколько советов, списанных из жизни святых и людей, пришедших к Богу, которым удавалось достигнуть душевного покоя.

1. Пересмотреть всю свою жизнь и сделать генеральную уборку — исповедь

Сначала надо избавиться от того, что нас грузит, заставляет суетиться. Что человеку надо для жизни и какая высшая цель его существования? Наверняка не в том, чтобы постоянно гнаться за деньгами, заботиться о материальном благополучии, терять здоровье, зарабатывая на квартиру, машину, отпуск за границей и шмотки от мировых брендов. С таким запасом мусора в голове не обрести мир душевный.

Человек, живя в некой социальной группе, пытается соответствовать ей. Очень часто это попросту выматывает и заменяет настоящую жизнь на театр выпендривания «а кто же лучше», «и я так могу». Человек даже интересуется не тем, что ему интересно, а тем, о чем говорят в кругу его общения.

Вот и получается, что он постоянно думает о том, как все успеть, чем пропитаться, что отложить про запас, во что одеться, под каким ракурсом сфотографироваться, что о нем подумают другие. В этой суете сует нет места Богу и молитве, душевному миру, теряется смысл существования — чтобы спастись и в вечной жизни пребывать вместе с Господом.

Когда человек это осознает и захочет измениться, ему стоит пойти на исповедь и покаяться перед Богом. Но не формально, читая заготовленную шпаргалку — список грехов.

Необходимо искренне открыть свое сердце, избавить его от греховного мусора. Такая исповедь может длиться 30-40 минут, дополняться советами священника и потоком слез кающегося. После такого очищения человеку действительно становится легче, даже в голове проясняется. Но не менее важно и дальше сохранять этот порядок, ведь он после столкновения с грехом может превратиться в предыдущий хаос.

2. Фильтровать мысли и прислушиваться к голосу совести

Любой грех начинается с мысли. Каждую минуту бесы посылают человеку множество сюрпризов и наблюдают, на какую удочку он клюнет. Если научиться сразу фильтровать эти мысли, не обращать внимания на греховные, то нам удастся сохранять чистым наш рассудок.

Святые отцы советуют каждый вечер подводить итог прошедшего дня, вспоминать, чем согрешил, каяться в этом, благодарить Господа за все те милости, которые Он нам посылает. Если подступают греховные мысли или одолевают какие-то страсти, надо творить Иисусову молитву или «Богородице Дево, радуйся». Бесы не могут такое вытерпеть, и отступают.

3. Внимание к собственным грехам

Нужно очень бережно хранить то состояние душевного мира и чистоты, которое человек получил после чистосердечной исповеди и удерживает с помощью контроля над собственными мыслями.

Конечно, полностью избавиться от пороков во всех их проявлениях не удастся. Поэтому важно избавляться, пока они не одолели человека. Как только совесть дает сигнал о приближении «врага», надо сразу же преграждать ему путь. Тогда избавиться от последствий будет намного легче.

Например, дьявол искушает человека пьянством. Сначала он подсовывает ему одну рюмочку, потом вторую, третью... Если человек не видит угрозы, то в следующий раз «обстоятельства» сложатся так, что обязательно надо будет выпить «за здоровье» друзей. Потом снова найдется причина, еще, еще...

Человек даже не успеет оглянуться, как ему уже даже повод, чтобы выпить, не нужен. Он уже попросту не может не употреблять. Если раньше мучила совесть, то сейчас — невозможность похмелиться. А вот если бы человек остановился еще тогда, после первой стопочки, страсть не смогла бы овладеть им и разрушить его душевный мир.

4. «Не судите, да не судимы будете»

Один из самых больших и распространенных пороков современного человека — пустословие и осуждение. Собрались подруги вместе, надо пять часов подряд разговаривать о мужчинах, красоте, советах из глянцевых журналов, моде, о том, какие они хорошие и какие плохие все остальные. Обязательно нужно осудить подругу Дашку, которая вообще о себе не заботится, вся ушла в семью, безвкусный костюм начальницы, хама-сторожа и даже лиц с предвыборных плакатов. А как учит преподобный Серафим Саровский? «Для сохранения мира душевного… должно избегать осуждения других».

Если человек углубляется внутрь себя, видит свои грехи и пытается меняться, а не подминать всех под свои прихоти, то ему просто некогда осуждать других. Более того, он видит собственное недостоинство, осуждает самого себя и пытается исправляться, а к ближнему относится с вниманием и любовью, видит в каждом образ Божий. Если кто-то что-то и делает не так, то он, наоборот, ищет оправдания таких поступков.

5. Не рассеивайте внимание, меньше говорите о политике и меньше смотрите новости

Мирской человек не может полностью отделить себя от происходящего в стране, на континенте или даже в масштабах планеты. Но он точно нуждается в фильтрации информации, с которой приходится сталкиваться каждый день. Новости о войне, убийствах и грабежах могут спровоцировать осуждение и гнев, а темы политики и национальности не случайно включены в число вызывающих споры, ссоры и непонимание. Мир в душе? Нет, не слышал.

Очень мудрый совет по этому поводу дает схиигумен Иоанн (Алексеев): «Важнее всего стараться быть мирным, а чтобы быть мирным, не касайся никаких чужих дел, уклоняйся от разной нелепой болтовни, чтения газет и слушания новостей».

6. Желайте добра каждому человеку

Каждому человеку жизнь подарил Бог. В каждом остался отпечаток Творца. Пребывающий в гармонии с Богом любит людей и искренне желает им добра. Вот посмотрите на монахов: они всю свою жизнь посвящают служению Господу и... людям. Как? В длинных молитвах они просят Бога не только за себя, но и за все человечество.

Бесы неоднократно искушают всех самолюбием, гордостью и завистью. Мол, зачем трудиться ради других, они ведь неблагодарны! А у соседа твоего дом уютнее, жена красивее, дети воспитаннее, а ужин вкуснее. Такие мысли изнутри съедают человека.

Чтобы обрести мир душевный, надо избавиться от разрушительного негатива. Ведь можно воспитать в себе и другой способ мышления: да, значит, сосед заслужил этого, а я по грехам моим имею то, что у меня есть.

7. Во всем надейтесь на волю Божью и в любой ситуации благодарите Всевышнего

Нужно время и определенный духовный опыт, чтобы понять: благом для человека является только воля Всевышнего. Ведь Он настолько любит людей, что воплотился и ради искупления человечества принял мучительную и унизительную смерть. Бог желает спасения каждого. У Господа нет никаких меркантильных интересов (это вообще чуждо Ему).

Все, что Бог посылает человеку, служит для его спасения. Каждая ситуация, каждый встречный — это не просто так. Поэтому надо за все благодарить Господа и просить Его о том, чтобы Он научил нас искать Его волю. Разве вы не рады, когда родственники, друзья, коллеги сходятся с вами мыслями? Когда воля человека совпадает с замыслом Творца, возникает удивительная гармония, человек обретает мир душевный.

8. Учитесь терпению и смирению, помните, что перенесением скорбей очищается человек

Вы наверняка видели, какими спокойными и отрешенными выглядят монахи, особенно преклонного возраста? Разве не поражались мужеству матерей, которые видели смерть за веру своих детей?

На глазах у мученицы Софии жестоко убили трех ее дочерей — Веру, Надежду, Любовь. Каково было матери, которая носила их под своим сердцем? Но святая стяжала огромное терпение, смирение, упование на волю Творца, чтобы перенести столько скорбей. По-своему она даже радовалась за своих детей, ведь после таких мучений их ждали райские обители.

Николай Бердяев пишет о том, что война приносит человечеству пользу, в том смысле, что люди начинают понимать, что материальные блага — это отнюдь не главное, они становятся более чувствительными к человеческому горю. Перенесением таких скорбей и осознанием того, что они посланы за грехи, люди очищаются.

Но такие методы обретения мира в душе подойдут далеко не каждому. Надо иметь огромную веру и мужество, чтобы безропотно это переносить. Нужно иметь упование на Бога и понимание слов из молитвы «Отче наш»: «Да будет воля Твоя».


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще


Close