Гундяев К.

Приближается день 14 февраля, который почти во всем мире празднуется как день влюбленных. Россиянам вместо этого дня предлагается праздновать день других святых – Петра и Февронии. Мне такая замена не нравится. Попробую пояснить почему.

Святой Валентин

Считается, что в третьем веке нашей эры римский император Юлий Клавдий Второй с целью укрепления своей власти и укрепления армии запретил своим воинам жениться, а христианский священник Валентин тайно венчал влюбленных, за что и был казнен. Существует легенда, что Валентин из застенков написал одно или несколько писем слепой дочери надзирателя Юлии, получив которые, та прозрела.

Чистая история о жизни, отданной ради любви других людей.

Петр и Феврония
Считается, что легенда про Петра и Февронию основана на отношениях реально жившего в 13-ом веке муромского князя Давида Юрьевича и местной знахарки. Прежде чем канонизировать кого-нибудь церковь обязательно должна описать его "житие". Так и было сделано. Перед тем как канонизировать в 1547 г. на московском церковном соборе Петра и Февронию, для них в книге «Сборник Житий» священник Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм) в довольно сказочной форме описал "житие" Петра и Февронии.

В качестве предыстории он переложил скандинавскую историю о Зигурде (Зигмунде), убивающим заговоренным мечом коварного змея Фафнира.

Предполагается, что муромский князь Давид Юрьевич (по легенде Петр, в монашестве по легенде Давид) женился на местной колдунье (в монашестве Ефросинья-Феврония) не из-за любви, а из-за проказы: Феврония пару раз излечивала князя, ставя единственное условие – жениться на ней. Прожив некоторое время в браке, Петр бежит от Февронии в монахи, одновременно сослав Февронию в монастырь. Единственный факт, на котором основана вся легенда о невероятной любви Петра и Февронии, это то, что умерли они в один день и что две ночи после смерти оказывались в одном гробу.

Думаю, что все в этой истории было не совсем так, как рассказывает церковь.
Известно, что князь Давид Юрьевич (далее Петр) болел проказой, вылечить которую никому не удавалось. Вылечить болезнь взялась местная знахарка-колдунья при одном условии, что князь за это женится на ней. Петр дал такое обещание через гонца. Феврония князя вылечила. Но жениться на колдунье Петр не захотел даже в благодарность за исцеление. За нарушенное слово Феврония опять наслала на Петра проказу. Тогда Петр лично поклялся жениться на Февронии. Феврония опять провела колдовской ритуал, князь вылечился, и после излечения проказы женился.

Но жить с колдуньей, силой вынудившей его жениться, Петр не мог. Все знали, о вредном характере Февронии, и что как супруги на одном ложе Петр и Феврония не жили. Все окружение Петра ненавидело Февронию. Петром и окружением Петра Февронии неоднократно предлагались деньги, чтобы только она оставила князя в покое. Но Феврония хотела только одного - быть княжной и править.

Петр, дважды перенесший проказу, очень боялся повторения болезни. Поэтому ни убить Февронию, ни выгнать ее, ни развестись с ней и отправить ее в монастырь (как это часто делали князья вместо развода) Петр не решался. В конце концов Петр решил отправить колдунью-Февронию в монастырь поближе к Богу, и самому уйти в монахи. А чтобы мечта Февронии о полной княжеской власти не исполнилась даже после его смерти, Петр приказал своим самым верным слугам в случае своей смерти умертвить Февронию в тот же день.

Так и было сделано. После смерти Петра в тот же день Февронию убили. Одновременная смерть Петра и Февронии привлекла всеобщее внимание. Чтобы свести все к чуду трупы ночами два раза переносили из двух гробов в один гроб. Этого оказалось достаточно, чтобы народ уверовал в чудо.

Несмотря на то, что святые Петр и Феврония жили в начале далекого 13-го века, День семьи, любви и верности - праздник очень молодой. В 2008 году супруга премьер-министра Дмитрия Медведева Светлана выдвинула инициативу этого торжества, и она была поддержана Государственной Думой. Кстати, именно Светлана Владимировна придумала и символ этого дня - ромашку.

Фото: www.globallookpress.com

Так были ли на самом деле такие исторические личности как Петр и Феврония, или это все дань легенде?

Сказка об огненном змее и мудрой деве

В летописях, по утверждению историков, такого исторического персонажа как князь Петр Муромский не существует. Однако был князь Давид Муромский и его супруга, которые в старости приняли постриг, и в иночестве назывались Петром и Февронией.

Супруги были канонизированы в 1547 году и только после этого на свет появилось сочинение Ермолая Еразма, одного из великих летописцев, «Повесть о Петре и Февронии», именно эта Повесть и лежит в основе всех легенд, рассказывающих о беспримерном супружеском союзе и супружеской верности.

На самом деле, эта Повесть основана на двух древних русских сказаниях - сказка о летающем огненном змее и сказ о мудрой деве.

Но обо всем по порядку. Прежде чем рассказывать о Петре и Февронии, нужно вспомнить, что у Петра был старший брат - князь Павел. Именно история его супружеской жизни и послужила началом всех событий: «…крылатый змей стал летать к жене того князя на блуд. И волшебством своим перед ней он являлся в образе самого князя. Долго продолжалось такое наваждение. Жена же этого не скрывала и рассказала обо всем, что с ней произошло, князю, мужу своему. Злой змей же силой овладел ею».

Павел стал искать способы, как уничтожить змея, и его жена обманом выведала у змея, что умрет он «от Петровой руки и Агрикова меча».

Пошел Павел к брату Петру и рассказал ему о своей беде, вот только не знали братья, что такое «Агриков меч». Но и здесь Бог помог благонравным братьям - в одной из церквей под Муромом обнаружился такой меч. Когда Петр убивал змея, кровь брызнула на него и заболел младший князь проказой.

Петр убивает змея Фото: Commons.wikimedia.org

Долгое время Петр безрезультатно лечился, пока не сказали ему, что помочь ему может дочь бортника и Рязанской области Феврония. Девушка пообещала помочь князю, а за услугу просила, чтобы он на ней женился. Петр согласился, Феврония вылечила его, но специально не залечила одну язву. Вернувшись домой Петр и не думал выполнить свое обещание, так как Феврония была простолюдинкой и болезнь возобновилась.

Второй раз приехав к Февронии, князь исполнил обещанное и женился на девушке.

Не проста была жизнь супругов, после кончины старшего брата на муромский престол взошел Петр. Бояре были очень недовольны тем, что княгиня крестьянского рода и вынудили Петра отказаться от престола.

Притча о воде

Супруги уехали из Мурома, плывя по Оке на лодке Феврония заметила, что один из попутчиков смотрит на нее с нескрываемым интересом.

«Она же, сразу угадав его дурные мысли, обличила его, сказав ему: «Зачерпни воды из реки сей с этой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему испить. Он выпил. Тогда сказала она снова: «Теперь зачерпни воды с другой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему снова испить. Он выпил. Тогда она спросила: «Одинакова вода или одна слаще другой?» Он же ответил: «Одинаковая, госпожа, вода». После этого она промолвила: «Так и естество женское одинаково. Почему же ты, позабыв про свою жену, о чужой помышляешь?» И человек этот, поняв, что она обладает даром прозорливости, не посмел больше предаваться таким мыслям».

А потом и жители Мурома догнали князя и княгиню и рассказали им сколько бояр поубивали друг друга в борьбе за княжество и упросили супружескую пару вернуться на престол. Те и правили они еще долгое время в благочестии и верности.

Памятник Петру и Февронии Фото: wikimapia.org

На склоне лет они решили удалиться на покой в монастырь, Петр взял имя Давид, и Феврония стала в иночестве Ефросиньей.

Молили они Бога умереть в один день и час, так оно и случилось - 25 июня 1228 гожа супруги скончались. Несмотря на то, что завещали они похоронить их в одном гробу с тоненькой перегородкой, их похоронили отдельно, но уже на следующий день они вновь оказались вместе.

«После преставления их решили люди тело блаженного князя Петра похоронить в городе, у соборной церкви пречистой Богородицы, Февронию же похоронить в загородном женском монастыре, у церкви Воздвижения честного и животворящего креста, говоря, что так как они стали иноками, нельзя положить их в один гроб. И сделали им отдельные гробы, в которые положили тела их: тело святого Петра, нареченного Давидом, положили в его гроб и поставили до утра в городской церкви святой Богородицы, а тело святой Февронии, нареченной Ефросинией, положили в ее гроб и поставили в загородной церкви Воздвижения честного и животворящего креста. Общий же их гроб, который они сами повелели высечь себе из одного камня, остался пустым в том же городском соборном храме пречистой Богородицы. Но на другой день утром люди увидели, что отдельные гробы, в которые они их положили, пусты, а святые тела их нашли в городской соборной церкви пречистой Богородицы в общем их гробе, который они велели сделать для себя еще при жизни. Неразумные же люди как при жизни, так и после честного преставления Петра и Февронии пытались разлучить их: опять переложили их в отдельные гробы и снова разъединили. И снова утром оказались святые в едином гробе. И после этого уже не смели трогать их святые тела и погребли их возле городской соборной церкви Рождества святой Богородицы, как повелели они сами - в едином гробе, который бог даровал на просвещение и на спасение города того: припадающие с верой к раке с мощами их щедро обретают исцеление».

Вот такая легенда, причем интересно и то, что согласно преданию Петр взял в иночестве имя реально существовавшего князя Муромского Давида Юрьевича. Так переплетаются быль и небыль.

С 1547 года Петр и Феврония считаются покровителями православного брака, хотя свадьбы в этот день не играют, так приходится день их поминовения на Петров пост.

В России празднуют День покровителей семьи, святых Петра и Февронии Муромских. Считается, что эта дата может вытеснить из праздничного календаря западный День святого Валентина. Правда, немногие из тех, кто слышал о Петре и Февронии, знают всю историю их жизни, а также хитрости и уловки, на которые шли оба будущих символа любви и верности. Один - чтобы не жениться, другая - чтобы все-таки получить мужа с титулом. Подноготная отношений самой известной российской семьи.

Согласно официальному жизнеописанию святых Петра и Февронии, князь заболел проказой, от которой никак не мог исцелиться, пока не обратился за помощью к крестьянской дочери Февронии. Князь полюбил девушку за доброту и благочестие, а после выздоровления - женился на ней. Когда Петру пришло время княжить в Муроме, бояре взбунтовались против княгини-крестьянки, и муж с женой удалились в изгнание, вернувшись лишь после того, как началась смута. Правили они долго, мудро, заслужили людскую любовь и умерли, конечно, в один день.

Но не все было так гладко в истории Петра и Февронии. Если верить древнерусскому эпосу, Петр, еще до княжения, убил огненного змия, но, испачкавшись его кровью, заболел. Там, где яд попал на тело Петра, образовались струпья. И действительно, вылечить князя не мог никто, пока во сне ему не открылось, что помочь избавиться от проказы может дочь бортника Феврония. Девушка, к которой обратился Петр, согласилась избавить князя от струпьев - но с условием, что тот возьмет ее в жены, когда выздоровеет. Петр условие принял, но обещание свое нарушил - не захотел жениться на простолюдинке. Но хитрая Феврония предусмотрела это, оставив на теле князя один незалеченный струп. Болезнь взялась власть над Петром снова - и тогда уже он был вынужден исполнить свое обещание и жениться на Февронии.

В остальном, впрочем, исторические и литературные свидетельства сходятся. Даже в сказочном финале - незадолго до смерти оба приняли постриг. Правда, в разных монастырях. Но молились они о том, чтобы умереть в один день. Давид и Ефросиния, такими были их монашеские имена, завещали быть похороненными в одном гробу. Но это сочлось нарушением монашеского обета, поэтому их положились порознь. Однако уже на следующий тела чудесным образом оказались вместе. Петр и Феврония были канонизированы Русской православной церковью в 1547 году.

Словом, история получилась специфическая. С одной стороны, вполне обыденный сюжет - обманщик-князь и хитрая девушка, которая захотела получить титулованного мужа. С другой стороны, тривиальная, казалось бы, история завершилась сказочным образом. Но тут уж каждому решать, как относиться к Петру и Февронии, как святой семье, прошедшей через испытания, или как к парочке хитрецов.

Но так или иначе, День Петра и Февронии может составить конкуренцию западному празднику - Дню святого Валентина - и даже вытеснить его. По крайней мере, в некоторых областях России пары, решившие связать свои жизни, выбирают именно 8 июля для торжественной даты. Как минимум - 650 пар в Челябинской области. И то дело. Февраль. Темень... Как писал поэт: "Достать чернил и плакать!". А тут - плюс 28, запах преющего мангала, Стас Михаилов из проезжающей мимо "Целики". Романтика.

Веря в то, что отношения мужчины и женщины могут однажды достигнуть невиданного еще на земле идеала красоты и гармонии, разные народы сложили свои легенды о любви. Европейцы воспели Тристана и Изольду, азиаты - Лейлу и Меджнуна. Но все они - лишь прекрасные поэтические образы, а могут ли реальные отношения исторических личностей послужить идеалом «совета да любви»? Русскому же народу принадлежит, пожалуй, самая нетипичная и разительно отличающаяся от всех прочих история любви - «Повесть о Петре и Февронии». Именно здесь, на древней Муромской земле, девять веков назад, любовь мужчины и женщины явилась чудом, какого никогда не знал ни романтический Запад, ни чувственный Восток. Союз молодого князя и простой крестьянки стал законным браком, их праведная жизнь - житием, а тела верных супругов - святыми нетленными мощами.

История жизни святых Петра и Февронии Муромских известна в общих чертах большинству россиян, даже далеких от Церкви и незнакомых с древнерусской литературой. Адаптированный для детей вариант жития включен в школьную программу начальных классов. В последние годы наметилась тенденция отмечать 8 июля, когда совершается память благоверных князей Петра и Февронии, «русский день всех влюбленных». Конечно, этот праздник гораздо нравственнее и патриотичнее опошленно-коммерческого «Валентина» 14 февраля, но здесь уместно напомнить, что сами-то муромские святые были не «влюбленными», а законными венчанными супругами, и поздравлять в этот день любые «сладкие парочки», состоящие в каких угодно греховных отношениях, было бы просто очередным кощунством.

Но вернемся к житию, чтобы внимательно проследить за его символическим рядом, открывающим нам правду об идеальном супружестве. Молодой муромский князь Петр борется со змеем и побеждает чудовище. Но ядовитая кровь убитого змея, брызнув на тело Петра, поражает его язвами, от которых не могут исцелить даже лучшие лекари с их чудодейственными снадобьями. Посланные во все концы муромской и рязанской земли княжеские слуги находят в дальнем селе Ласкове простую крестьянскую девушку Февронию, умеющую врачевать разные недуги. Дочь бортника - сборщика дикого меда - говорит притчами и обещает вылечить молодого князя, если в качестве платы за исцеление тот возьмет ее в жены. Князь Петр соглашается на это условие, и Феврония посылает ему хлебные квасцы, велев слугам смазать этим средством все струпья на теле их господина, оставив несмазанным только один струп. Язвы Петра исцеляются, он здоров, но не решается выполнить свое обещание: негоже князю сочетаться браком с девицей незнатной. Вместо обещанного супружества Петр пытается откупиться от Февронии богатыми дарами, но вещая дева не принимает подарки, снова повторяя свое условие: «Аще будет мне супружник, да будет уврачеван».

От единственного струпа, оставшегося несмазанным, язвы вновь распространяются по всему телу Петра, и князь заболевает тяжелее прежнего. Он снова посылает слуг к Февронии, и мудрая дева, не испытывая обиды, опять соглашается исцелить его. На этот раз князь держит свое слово и отправляется с Февронией под венец.

Пожалуй, никакая иная проблема не озадачивает нас, сегодняшних, так, как вопросы отношений полов - «тайна сия велика» (Еф. 5, 32). Легионы глянцевых журналов, мастерски подогревая неуемный читательский голод, обещают привести к победе в непрекращающейся войне полов ту или иную половину человечества. Психологи всех школ и направлений наперебой предлагают решение личных проблем за умеренную или неумеренную плату. Вся эта, казалось бы, старая как мир информация не перестает пользоваться повышенным спросом, потому что служит путеводителем по одному и тому же порочному кругу. Попадают в эту безвылазную колею следующим образом: вначале человек мечтает о счастье в «личной жизни» и усердно пытается выяснить, как же его, желанного, достичь. И, поскольку всякому искренне вопрошающему правильный ответ обязательно дается, нашему соискателю счастья непременно открывается истина об отношениях полов. А правда эта такова, что иной формы счастья в любви, кроме единобрачия, человеку не дано. Эта простая истина не обязательно открывается через Священное Писание или творения Святых Отцов - Божия правда разлита повсюду в мире, и ее доказательством могут послужить люди и явления совершенно светские, как-то добрая супружеская пара, отметившая золотую свадьбу, герои классической литературы или даже участники телевизионного ток-шоу. Казалось бы, что может быть проще - останься с одним человеком, храни ему верность, и душевный мир гарантирован. Но на деле для большинства из нас даже естественный супружеский союз оказывается подвигом непосильным. Происходит так потому, что брак - одно из тех жизненных предприятий, что требуют от человека беспристрастно заглянуть в себя. А для многих из нас страшнее этого ничего не придумаешь. Познакомиться поближе с самим собой - это как для человека, привыкшего считать себя здоровым и не нуждающимся во врачебной помощи, вдруг узнать о своем диагнозе, при котором требуется операция. Тем, кто набирается смелости и рискует заглянуть в собственную душу, открываются такие бездны греха, что даже слова покаянного канона о «свиние, лежащей в калу» покажутся ему по отношению к себе слишком мягкими. А разве много среди нас найдется желающих принять столь ужасную правду о себе? Вот почему подавляющее большинство наших современников сейчас, едва заслышав или разглядев что-то там о нравственности и целомудрии, мгновенно затыкают уши, отводят глаза и опрометью несутся прочь от того источника информации, который еще пять минут назад сами же искали со тщанием. Как в песне Бориса Гребенщикова:

Хорошо ли молодцу быть неженату?
Маялся он тридцать лет, тряхнул головой,
Да вышел во поле, вставил в уши вату…

Куда же бежит наш обжегшийся искатель счастья с заткнутыми ушами? Разумеется, к тем, кто приласкает и обнадежит его сладкой ложью: «Нет, ты вовсе не виноват в своих несчастьях. Ты в порядке, у тебя нет никаких грехов. Просто тебе все время попадались не те женщины. Ты еще встретишь свою настоящую половинку, только не прекращай поиска». Так начинается следующий виток порочного круга: смены «партнеров» ради самого процесса смены «партнеров», поиска ради самого поиска, не имеющего в себе цели кого-либо найти и остановиться. Эрик Берн сравнивал беспорядочный секс без любви с адскими муками Тантала, который постоянно видел перед собой прекрасные фрукты, но ему не дано было их съесть и насытиться. На языке же православной аскетики этот процесс называется «вражией работой» - греховным трудом, который отбирает все силы, но вознагражден никогда не будет.

Как же может помочь нам вырваться из порочного круга древнерусская повесть, начинающаяся с битвы со змеем? Возможно, причина петровой болезни вызовет улыбку у скептиков. Если житие правдиво и исторически достоверно, то кем на самом деле был змей, с которым боролся Петр? А был он искусителем, соблазнявшим княгиню Марию, жену старшего брата Петра князя Павла. То есть, бесом, которые, как известно, могут принимать самый разный облик. И, поскольку для нас в житии гораздо более важен символический, а не исторический ряд, нам вовсе не обязательно даваться в подробности, был тот змей чешуйчатым или в пупырышках. Суть не в этом - битва со змеем включена в повествование для того, чтобы в очередной раз напомнить нам о роли и предназначении мужчины. Божие повеление Адаму - возделывать сад, то есть заботиться о целом мире, а заботиться об Адаме призвана Ева. Мужчина ориентирован на внешнее, женщина - на внутреннее. Для мужчины важнее дело, для женщины - отношения и состояния. Любое внешнее делание в мире, будь то работа, война или творчество, всегда в той или иной степени битва со змеем, потому что его двигателем служит агрессия. Так уж человек устроен, что, не выплескивая агрессию, гнев, не будучи бойцом, он ничего не выстроит, не разведает, не сочинит, не завоюет. Но, как змееборчество является опасным занятием, несущим в себе риск быть израненным или погибнуть, так и борьба за победу, за успех в любой деятельности зачастую озлобляет, ожесточает человека, делает его бессердечным и гордым. Убить чудовище - дело благое, но, пребывая в постоянных схватках с монстрами, не делаешься ли на них похожим ты сам, не заразительны ли для тебя их повадки?

Одержав победу над змеем, Петр нуждается в ком-то, кто победил бы змеиную заразу в нем самом. И его помощницей, одновременно лекарем и лекарством, становится Феврония. Почему вещая дева обещает исцелить Петра только в том случае, если молодой князь женится на ней? Их брак - это не плата за лечение, а, скорее, дальнейшие предписания врача - вот что ты должен изменить в своей жизни, чтобы больше не оказываться в такой ситуации. Причина петровой болезни - не просто змеева кровь, а неполнота существования молодого князя: «не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2, 18). Легко ли биться со змеями, если после боя никто тебя не ждет, не спешит утешить, смазать твои раны и вдохновить на новые подвиги?

Феврония исцеляет Петра, восполнив его неполноту. Но всякая ли жена обладает лечебными свойствами? Конечно, не всякая, а только ведущая жизнь созерцательную. Именно поэтому в старину и прятали девиц в теремах да высоких башнях - чтобы не нахватались мирской грязи и лечебные свойства не утратили. В наши же дни многие девушки, испытывая потребность пребывать в высокой башне на вершине одинокого утеса и не имея реальной возможности укрыться за каменными стенами, возводят вокруг себя стены психологические, под защитой которых и занимаются внутренним деланием.

Почему же Петр не сразу решился взять в жены свою идеальную невесту? Нет, даже не из-за «классовых противоречий» - как раз брак с девушкой низкого происхождения предполагает меньше ответственности. Крестьянка рядом с князем - существо бесправное, если что не так, всегда можно указать жене-простолюдинке на дверь, и за нее не вступится клан влиятельных родственников. По мнению психологов, наибольший страх у мужчин вызывает наличие у женщин ума. Может быть, Петра испугала февроньина мудрость - а вдруг она, обладая таким умом, будет все поворачивать по-своему, манипулировать мной и всем княжеством? Но истинная женская мудрость состоит в том, чтобы, служа для супруга зеркалом, отражающим и помогающим исправлять недостатки, никогда не посягать на его свободу. Когда Петр в первый раз отказывается исполнить свое обещание, Феврония не бросается его догонять и не грозит небесными карами. Она смиренно ждет, пока Петр сам придет к пониманию, что ему Богом сужден этот брак.

Невесты бывают полезными и приятными, и оба этих качества редко удается обнаружить одновременно в одном и том же человеке. Мало кто из нас выбирает супруга, имея смирение праотцев Исаака и Ревекки, искавших только Божией воли - скорее мы стремимся «отхватить» кого-нибудь по своим страстям. Пьяница мечтает о любительнице выпить, всегда готовой составить ему компанию, скряга - о себе подобной скопидомке… А Господь ради нашего исправления посылает нам тех, кто на нас непохож, противоположен и тем самым обличает.

Как же возможно уговорить нашего строптивого современника вступить в брак с тем, кто ему действительно подходит, а не просто внушает мимолетную страсть? Или убедить отказаться от «шведского стола» преходящих отношений и связать себя семейными узами. К сожалению, мы стали так упрямы и эгоистичны, что все чаще к браку приходим через скорби. Вот какую историю рассказала мне одна женщина в автобусе по дороге из Мурома, куда она ездила молиться благоверным князьям Петру и Февронии. Ее дочь несколько лет жила в «гражданском» браке, и это обстоятельство очень печалило мать, благочестивую православную женщину. Дочь и ее «бойфренд» в один голос заявляли, что законного брака и детей в принципе не хотят. Они сходились и расходились, мирились и ссорились, бурно выясняли отношения, заводили новые романы на стороне, но вновь и вновь возвращались друг к другу. Мать усердно молилась о дочери, месяц за месяцем, год за годом… Однажды дочь тяжело заболела - подцепила какую-то серьезную инфекцию, и целый месяц пролежала в постели. После болезни девушку как будто подменили - она вдруг поняла, что на самом деле хочет нормальной семьи, а на половинчатые отношения соглашается только потому, что боится потерять своего парня, и такое положение дел заставляет ее чувствовать себя несчастной. Она начала молиться с матерью вместе. Через некоторое время беда приключилась с ее гражданским мужем - его ограбили и избили на улице. Молодой человек лежал дома с тяжелыми травмами, а девушке приходилось за ним ухаживать. Внезапно он тоже понял, что она дорога ему, что он не хотел бы ее потерять, и сделал своей подруге предложение.

Святые всегда нас слышат, и, если объем этой статьи не позволяет поразмыслить над всеми ключевыми моментами жития благоверных князей Петра и Февронии, ничто не мешает вам получить ответы на волнующие вопросы в молитве. Возможно, небесным покровителям русской семьи есть, что сказать именно вам - о вашем браке, сомнениях, неудачах, проблемах. Но мы ведь решили на примере святых бороться с собственным эгоизмом? Тогда помолимся в день их памяти обо всех, кто страдает сейчас от семейной и личной неустроенности - пусть по молитвам благоверных супругов она преобразится в гармонию.

Петр и Феврония

Путь по Выксунской епархии Нижегородской области привел нас в село Жайск. Здесь на берегу величавой Оки, на высоком холме, продуваемом всеми ветрами, возвышается памятник покровителям семьи, любви и верности, святым Петру и Февронии.

У авторов этой статьи «душевная аллергия» на нравоучительность. До глубокого погружения в историю, святые Петр и Феврония, как христианские и литературно-исторические персонажи, казались нам скучноватыми примерами идеальной христианской семьи. После глубокого погружения в тему Петр и Феврония стали для нас абсолютно живыми людьми – яркими, интересными, незабываемыми. История Петра и Февронии оживает в документах и фотографиях, будто эти люди и сейчас находятся среди нас. Вот они идут, продуваемые ветрами истории на холме в Жайске, и нам есть, о чем с ними поговорить и что спросить…

Возможно, наши современники ничего бы не знали о Петре и Февронии, если бы не Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный) – священник, писатель, публицист, церковный деятель, а позднее монах. Творивший в XVI в. (еще во времена детства и юности Ивана Грозного), священник и писатель из Пскова Ермолай (под творческим псевдонимом Прегрешный), как человек образованный и просвещенный, был замечен церковной властью. Прославился писатель Ермолай Прегрешный тем, что написал, адресованное царю литературное произведение с проектом переустройства общества в интересах крестьян и просвещенной части дворянства. Царь на это произведение не отреагировал, а вот московский митрополит Макарий талантливого писателя заметил и перевез его в Москву, чтобы привлечь к написанию жития святых. Так Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный) стал протопопом и церковным писателем в Москве.

Нам повезло дважды. Один раз в том, что Ермолай-Еразм взялся написать удивительную историю муромского князя Петра и деревенской девушки простолюдинки Февронии. Второй раз в том, что двухтомник произведений Ермолая-Еразма чудом сохранился до наших дней.

А вот Ермолаю-Еразму не повезло. Не получилось у него каноническое церковное житие Петра и Февронии. Получилось литературно-историческое произведение, описывающее жизнь двух очень ярких людей. Да, написанное церковным языком. Да, несущее христианские идеи веры и нравственности. Но слишком живое и противоречивое (какой и является человеческая жизнь), а также полное символов (напоминающих языческую символику), чтобы это описание безоговорочно могло сразу стать церковным каноном. Митрополит Макарий не принял текст Ермолая Прегрешного в оригинальном виде и не включил его в канонические церковные книги.

Писатель Ермолай Прегрешный постригся в монахи под именем Еразм, и вскоре его литературное творчество закончилось. А удивительная история Петра и Февронии, предположительно живших в конце XI – начале XII веков, дошла до наших дней и волнует людей XXI века своей яркой жизненностью и неоднозначностью.

Русская Православная Церковь причислила Петра и Февронию к лику святых в 1547 г. (примерно через 300 лет после их смерти) – по этому случаю и получил задание написать житие Петра и Февронии Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный).

По инициативе Светланы Медведевой (супруги Дмитрия Медведева) в России в 2008 г. был учрежден новый праздник – День семьи, любви и верности, совпадающий с днем почитания святых Петра и Февронии (православных покровителей семьи) – и был принят символ праздника – ромашка.

Через год в 2009 г. известная российская журналистка Наталья Радулова опубликовала дискуссионную статью, посвященную Петру и Февронии – «Мифология семьи, любви и верности» – в которой святые Петр и Феврония предстают перед читателями в очень противоречивом образе, как нам кажется, оскорбительном для православного человека:

«Петр и Февронья Муромские, семейная пара, которую нам преподносят как пример любви и верности, на самом деле были те еще кадры. Февронья угрозами загоняла кавалера под венец, а он, бедняга, бегал от нее, как заяц… А что ж тут романтичного? – удивилась я. – Зачем эту хитрожопую парочку назначать главным российским символом любви и верности?» Наталья Радулова

«В сентябре 2009 г. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) вынесла предупреждение о недопустимости экстремистской деятельности газете “Вечерняя Тюмень” за публикацию в N 26 (451) от 17-23 июля 2009 этой статьи». Источник: . (По этой же ссылке можно прочитать и саму статью Натальи Радуловой.)

Так что Петр и Феврония – люди несомненно интересные, раз они вызывают столько человеческих переживаний, начиная с Ермолая-Еразма в XVI веке (который так и не смог написать бесспорное каноническое житие святых Петра и Февронии), и заканчивая нашими современниками в XXI веке.

До сих пор не затихают дискуссии, существовали в действительности такие люди – Петр и Феврония – или это вымышленные персонажи, описанные Ермолаем-Еразмом на основании народных легенд и преданий? Ведь древний автор Ермолай-Еразм описывал события, которые происходили за 300 лет до момента написания. Бесспорных летописных свидетельств до наших дней не сохранилось.

Большинство светских исследователей считают, что образ князя Петра Ермолай-Еразм писал с муромского князя Давида (который постригся в монахи, вероятно, под именем Петра). Косвенно подтверждает это предположение и то, что у князя Давида была жена с именем Феврония (которая постриглась в монахини под именем Ефросинья). Но есть противоречие. Если все так, то, вероятно, Ермолай-Еразм написал бы либо Давид и Феврония (у обоих светские имена), либо Петр и Ефросинья (у обоих монашеские имена). Почему Ермолай-Еразм написал Петр и Феврония? Много есть непонятного нам, людям XXI века, в этой древней истории.

Также Ермолай-Еразм никак не упомянул, были ли дети у Петра и Февронии? Было бы странным, подробно описывая жизнь этой яркой супружеской пары, не упомянуть хотя бы вскользь об их детях. Но не упомянул… И тогда у критически настроенных читателей возникает предположение, что детей у Петра и Февронии не было вовсе. Но как бездетная пара может стать народным символом православной семьи? Вопрос неоднозначный… Но вопреки всем замечаниям критиков святые Петр и Феврония продолжают волновать современных людей яркой историей своей жизни.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских», которую написал для нас священник и писатель Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный), но в современной литературной обработке можно прочитать на сайте «Петр и Феврония – любовь и верность навсегда» . Оригинальный текст Ермолая-Еразма (Ермолая Прегрешного) «Повесть о Петре и Февронии», но в современной орфографии выложен на сайте «История литературы Древней Руси» . Также О.А. Сухова и Ю.М. Смирнов написали книгу «Петр и Феврония Муромские», которая выложена на сайте «Муромский музей» . Напоминаем, что крайне неоднозначная статья Натальи Радуловой «Мифология семьи, любви и верности» выложена на сайте Библиотека священника Якова Кротова . Мы осознанно не пересказываем вам историю святых Петра и Февронии. Надеемся, что вдумчивому читателю самому будет интересно погрузиться в чтение и сопоставление источников.

Мы же вернемся в современность на Нижегородскую землю в село Жайск. Не доезжая до высокого холма на берегу Оки, где в 2013 г. был установлен памятник Петру и Февронии, в лесах находится святой источник, из которого по народному преданию брали воду Петр и Феврония во время своего изгнания из Мурома. Родник бьет в глубоком овраге, тропа к нему трудная – крутые склоны, глинистая почва – но люди ходят сюда за водой вопреки трудностям (хотя родниковую воду можно брать ближе и легче) и украшают это место. Значит, светлая память о Петре и Февронии живет в народе вопреки недоверчивым и критикам. Скромный (по сравнению с впечатляющим памятником над Окой), но посещаемый источник в лесах наводит на мысль, что народная память о Петре и Февронии истинная и не зависит от государственных программ по укреплению семьи.

Дорога приводит нас на высокий холм над рекой Окой, по которой плыли Петр и Феврония, которые по народной легенде и по описанию Ермолая-Еразма предпочли совместное изгнание из Мурома и потерю власти, но не разлуку друг с другом.

Красивая белая часовня – легкая и воздушная – удивительно органично вписывается в холмистые окские просторы, продуваемые ветрами и поросшие березами. Красота!

Мозаики на часовне светлые, солнечные.

Стоя над Окой в обнимку с любимым человеком, в голову приходит простая мысль: не имеет значения строгость исторических фактов, изложенных Ермолаем-Еразмом, а имеют значение семья, любовь и преданность любящих людей друг другу.

Электронное СМИ «Интересный мир». 12.01.2014

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!

На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.

Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Мастеркард 5469400010332547 или на карту Райффайзен-банка Visa 4476246139320804 Ширяев Игорь Евгеньевич.

Также вы можете перечислить Яндекс Деньги в кошелек: 410015266707776 . Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.


Close