Малыш растет и развивается с каждым днем и родителям очень важно понимать, что именно происходит с его организмом, а также знать, какие существуют нормы развития в определенном возрасте, чтобы вовремя обратить внимание на возникающие проблемы.

Сегодня мы хотим поговорить о нормах физиологического развития малыша , ведь если в первые три года ребенка скорость роста и набора веса может быть неравномерна и кардинально зависеть от индивидуальных особенностей, то после трех лет показатели прибавки роста и веса достаточно стабильны и предсказуемы.

Рост и вес ребенка

Средний рост ребенка в возрасте от 3-х до 6-ти лет обычно вычисляется по формулам:

  • 100 см - 8 (4 - n) для детей младше четырех лет,
  • 100 см + 6 (л - 4) для детей старше четырех лет.

В этой формуле значение n - это возраст ребенка, а 100 см. - примерный рост четырехлетнего карапуза.

Исходя из формулы, примерный рост трехлетнего ребенка приблизительно равняется 92 см., пятилетнего - 106 см., а шестилетнего - 112 см.

Масса тела ребенка ежегодно увеличивается неравномерно: в 3 года прибавка в весе составляет 1,0 - 1,3кг., а в шесть-семь лет - 2,2-2,5 кг.

Насколько масса тела вашего малыша соответствует общепринятым нормам можно вычислить по формуле: 19 - 2 (5 - n), где n - возраст ребенка.

Исходя из этой формулы, в три года ребенок должен весить около 15-16 кг, в четыре - 16-17 кг, в пять лет - 17-18 кг. Формула верна только для детей в возрасте до 5-ти лет, после пяти массу теля ребенка можно рассчитать по формуле 19 + 3 (n - 5), где n - количество лет. Исходя из подсчета по этой формуле, в 6 лет ребенок в среднем должен весить 20-21 кг.

Окружность головы, пропорции тела

Одним из важных признаков здорового развития является окружность головы ребенка . После года изменение размера головы ребенка сильно замедляется. За второй год жизни, малыши, как правило, прибавляют лишь 1,5-2 см, за третий год - 1-1,5 см.

Показатель окружности головы также можно рассчитать по формуле:

  • 50 см. - 1 (n) для ребенка младше 5-ти лет;
  • 50 см. + 0,6 (n ) для ребенка старше пяти лет.

Переменная n в этой формуле - возраст ребенка, а 50 см. - окружность головы пятилетнего ребенка.

Таким образом, согласно формуле, примерная окружность головы у малыша в составляет в среднем 47-48 см., в четыре - лишь 48-49 см., в пять - 49-50 см., а в шесть лет - уже 50,6 см.

Норматив окружности грудной клетки отражает формула: 63 см. - 1,5 (10 - n), где n - возраст ребенка, а 63 см. - средняя окружность груди у ребенка в 10 лет. Исходя из этой формулы, окружность груди у трехлетнего ребенка приблизительно равняется 52,5 см., у четырехлетнего это уже 54 см., в пять лет она составляет 55,5 см., в шесть лет - 57 см.

У детей от 3-х до 6-ти лет руки и ноги растут значительно быстрее, чем туловище. Приблизительно к 6-7 годам обычно длина тела ребенка увеличивается примерно в 2 раза или чуть-чуть больше, длина рук - почти в 2,5 раза, а длина ног - в 3 раза и более. Это приводит к изменению пропорций тела и смещает центр тяжести немного вниз, благодаря чему ребенок может двигаться гораздо увереннее и быстрее, чем раньше.


Центральная нервная система

Головной мозг ребенка приблизительно к пяти годам по размеру и массе почти равен мозгу взрослого (на 90%). После двух лет начинают укрепляться связи между левым полушарием, ответственным за речь, и правым, формирующим все наши зрительно-пространственные и другие восприятия.

К 3-м годам нервные клетки уже полностью дифференцированы, в ходе их развития возникли необходимые индивидуальные изменения.До пяти лет интенсивно развиваются извилины и борозды головного мозга.

Несмотря на то, чтомозг дошкольника напоминает мозг взрослого человека, основные нервные процессы у ребенка протекают по-другому : нет уравновешенности, преобладает процесс возбуждения, а процессы торможения, наоборот, опаздывают в развитии. Этим объясняется непосредственность и искренность ребенка, так же знакомая всем родителям непоседливость и сложность с концентрацией.

Зрение и слух

После четырех лет достигается максимальная острота зрения , и ребенок практически готов к начальному чтению. В пять лет он уже способен читать крупные буквы, а к шести годам - более мелкие. Малыш пытается рисовать и писать. К концу дошкольного периода окончательно формируется совместное зрение двумя глазами, и ребенок пространственно воспринимает предметы.

После 3-х лет дети обладают развитым цветовым зрением, и по мере взросления ребенка совершенствуется восприятие не только основных цветов, но и их оттенков. Обычно глаза дошкольников очень чувствительны к неблагоприятным факторам внешней среды , приводящим к дефектам зрения, поэтому родителям стоит следить за количеством времени, которое ребенок проводит за компьютером и у телевизора.

В возрасте от 3-х до 6-ти лет слух ребенка не отличается от слуха взрослого . Однако из-за анатомо-физиологических особенностей строения уха ребенок в этом возрасте предрасположен к заболеваниям уха, таким, как , одним из осложнений которых является снижение слуха.

Хирург-отоларинголог, ЛОР-врач высшей категории, консультант сайта LIKAR.INFO, Кот Вячеслав Федорович рассказывает: « Острый средний отит - инфекционное заболевание, причиной которого является респираторная инфекция (вирусная или бактериальная). Также предрасполагающими факторами для развития среднего отита могут быть избыточные размеры аденоидной миндалины (гипертрофия) или хронический воспалительный процесс (хронический аденоидит), но необходимо различать понятия причина и предрасполагающий фактор. Активное лечение острого среднего отита, в зависимости от тяжести течения, агрессивности инфекции, состояния общего и местного иммунитета длится 7-14 дней, а полное восстановление поврежденных тканей и функции слухового анализатора может затягиваться до 3-4 недель».



Костно-мышечная система

Кшести-семи годам у ребенка начинают выпадать , которые способствовали лучшему пищеварению, а также развитию челюстей. Первые постоянные зубы прорезываются около шести лет.

В скелете дошкольника преобладает хрящевая ткань , кости малыша еще очень податливы и не могут вынести больших нагрузок, изменяясь под их влиянием. Ваш непоседа не может долго без движения стоять или сидеть в одной и той же позе? Это замечательно, ведь длительное отсутствие движения у ребенка в возрасте 3-6 лет может привести к различным нарушениям осанки, сутулости, искривлению позвоночника, изменению формы ног и свода стопы. Формирование скелета кисти почти завершается перед школой, создавая важное условие для успешногообучения ребенка.

В возрасте 3-6 лет в первую очередь плеча и предплечья, и только к шести годам - мышцы рук. В связи с этим тонкая работапальцами детям удается не очень хорошо, из-за чего могут возникнуть проблемы с письмом и рисованием. Занятия в таком возрасте должны быть достаточно короткими, чтобы избежать утомления еще неокрепших мышц кистей рук.

Двигательная активность

Совершенствование костно-мышечной системы ребенка отражается на его двигательной активности и ее физических качествах. Сначала ребенок осваивает общие навыки двигательной активности - учится бегать и прыгать, бросать и лазать, чуть позже, после 4-х лет, он осваивает рисование, аппликацию и лепку - подключается . Если в три-четыре года многие движения ребенка резкие и угловатые, то к шести годам они уже становятся более ритмичными и плавными. Улучшается ловкость малыша, однако выносливость мышечной системы еще достаточно низкая.

Ребенок в 3 года способен прыгнуть в длину не больше чем на 0,5 м, в шесть - на 1 м. и чуть дальше. В три года малыш может бросить мяч на 1,3-1,5 м., в шесть - на 2,5-3 м. До пяти лет детям можно бегать лишь на короткие дистанции (10-30 м.), в пять-шесть лет - уже можно осваивать средние (100-120 м.).

Органы дыхания

У детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет продолжает увеличиваться объем легких , совершенствуются функции органов дыхания, частота дыхания начинает уменьшаться.

Увеличенная глубина дыхания приводит к тому, что кровь лучше насыщается кислородом. Предпосылок к нарушению дыхания в шесть лет намного меньше, чем их было в три года.

С четырех лет у детей уже довольно хорошо развиты миндалины, и они легко гипертрофируются. В этом возрасте обычно учащаются ангины, и в миндалинах нередко формируется очаг хронической инфекции. Малыши страдают , из-за увеличения которых дыхание через нос затруднено.

Сердечнососудистая система

Рост и развитие мышц сердца у ребенка в возрасте от 3-х до 6-ти лет прямо пропорционально изменению длины тела: к трем годам масса сердца утраивается, а в шесть лет возрастает уже в 11 раз. В этом возрасте у ребенка снижается пульс: от 105 ударов в минуту у ребенка в три года до 100 ударов в минуту у детей пятилетнего возраста.

Артериальное давление у дошкольников ниже, чем у детей старшего возраста. Это объясняется большой шириной сосудистого русла, эластичностью сосудов и довольно низкой, по сравнению с взрослыми, нагнетательной способностью сердца.


Органы пищеварения

Для того чтобы пищеварение проходило нормально пищу нужно измельчить - разжевать. Для этого зубы ребенка в возрасте от 3-х до 6-ти лет должны быть здоровыми , а прикус - правильным. Также пищеварение в организме ребенка не может происходить без достаточной секреции слюны и пищеварительных соков.

Однако у детей 3-6-летнего возраста ферментативная активность пищеварительных соков невелика и помимо этого отмечается повышенная всасываемость стенок кишечника на фоне недоразвитого нервного аппарата, что является одной из причин различных заболеваний желудочно-кишечного тракта ребенка. Физиологическая емкость желудка у трехлетнего малыша приблизительно 400-600 мм., у шестилетнего - ненамного больше. Время обновления клеток эпителия слизистой оболочки желудка у детей - от 12 до 24 часов.

Органы мочеобразования и мочеотделения

К пяти годам строение почки ребенка напоминает собой строение почки взрослого. Масса почки по сравнению с новорожденным увеличивается в 5 раз, длина мочеиспускательного канала достигает у мальчиков 5-6 см, у девочек - 1-2 см. Емкость мочевого пузыря в возрасте от трех до шести лет варьирует от 150 до 180-200 мл.

Кровь и иммунитет

У ребенка в возрасте от 3-х до 6-ти лет количество гемоглобина превышает 120 г/л., в лейкоцитарной формуле ежегодно меняется соотношение нейтрофилов и лимфоцитов. В четыре-пять лет количество нейтрофилов и лимфоцитов сравнивается и в среднем составляет по 45%. После пяти лет происходит нарастание числа нейтрофилов и снижение числа лимфоцитов. Чем старше становится ребенок, тем меньшим становится количество лейкоцитов у него в периферической крови.

В возрасте от 3-х до 6-ти лет иммунная защита организма достигает определенного уровня зрелости, однако дети часто болеют из-за большого количества контактов в детском саду и школе. Также дошкольники склонны к возникновению различных аллергических реакций.

Для определенного онтогенеза свойственны специфические анатомо-физиологические Отличия между группами определяются не количественными особенностями структур, но и функциональными отдельных органов, всего организма в Развитие организма протекает неравномерно, ускоренного роста периодами его замедления во которых происходит тканей организма.

У детей ускорение физического этот период интенсивный рост костей ног, оформляются изгибы изменяется строение хрящевая ткань костной.

Физиологи выделяют, что период от 5 - 7 лет называют «первого вытяжения», один год ребенок вырасти на 7-10 см (Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. С. 4). К 7 годам средняя тела мальчиков 118-128 см, девочек - средняя масса мальчиков в этом колеблется от 22,4 до 28 кг, 21,2 до 27,8 кг. приобретает всё больше взрослого, а также непосредственность, подвижность, шестилетних детей выносливость, улучшается движений.

Развитие опорно-двигательной (скелет, суставно-связочный мускулатура) ребенка ещё не этому возрасту. костей продолжает размеру, форме, причем у разных фазы развития Позвоночный столб также раним к воздействиям. Так как у старшего недостаточно сформирован столб и слабая мышц, поэтому надо обязательно внимание на посадку столом во время различных заданий.

Развитие центральной системы характеризуется формированием ряда признаков. Так, массы мозга интенсивно до 7-летнего составляет 1250г. Бурно лобные доли Усложняется, становится интенсивной умственная ребенка.

У детей 6-7 лет стереотипы, составляющие основу навыков и формируются достаточно перестройка их затруднена.

У ребенка основные нервные возбуждение и особенно Дошкольник уже способен свои мышечные Продолжается дальнейшее усложнение двигательных умений. Совершенствуется шаги становятся увеличивается их длина, согласованность движения рук и

Авторы книги «От школы» Г.А. М.П. Дерюгин внимание на то, что у детей возраста недостаточно ловкость рук, что в станет причиной овладении письмом. важно систематически быстроту и координацию кистей не только школой, а начать формированию мелкой только с помощью гимнастик или лепки, но и с овладения графическими

Размеры сердца у сравнению с периодом увеличиваются в 4 раза, интенсивно формируется и деятельность, но этот завершается даже у

Обращая внимание на то, что в период идет развитие лобных мозга, ученые этот период формируется регулирующая речи. До 6--7 лет голосовая трахея и бронхи узкими. Слизистая дыхательных путей богата кровеносными Увеличиваются масса легких, число просвет бронхиол. К 5--7 заканчивается формирование ацинуса. Отмечается возрастная характер адаптации дыхания к мышечным Частота дыхания с уменьшается: к концу года жизни она 30--35 в минуту, а в 4--7 лет -- возрастом нарастает дыхания и легочная раза, потребление почти в 2 раза. Эти свидетельствуют о том, что возможности детей вполне обеспечивают роста и развития.

Происходит дальнейшее иммунной системы, нарастает комплемента. Повышается иммуноглобулинов: содержание в иммуноглобулинов М достигает взрослого человека к 4--5 иммуноглобулинов G -- в 5--6 лет. У уровень иммуноглобулинов дошкольников.

Заметно увеличиваются масса глазных детей 6 лет еще продолжаются формирования рефракции, развиваться глубинное годам острота достигает 0,86. восприятие предметов и различать цвета детей школьного Повышаются острота способность к дифференцировке 6-летнем возрасте слуха на слова тоны. Улучшается возрастают чувствительность к способность к их дифференцировке.

По мере движений ребенка масса и сократительная мышечной ткани. силы мышц во определяется постепенно физической нагрузкой при физическими упражнениями. У младшего дошкольного мышцы разгибатели недостаточно и довольно поэтому ребенок принимает неправильные опущенная голова, плечи, сутулая запавшая грудь. К 5 значительно увеличивается мускулатуры, в особенности мускулатура нижних увеличивается сила и мышц. Показатели силы отражают как возрастного развития, так и физкультурных занятий.

Таким образом, характеризуется ускоренным развитием.

Основные достиженияОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ
произвольность психических процессов
(восприятия, внимания, памяти)
особенности общения сверстников
дальнейшее развитие игровой деятельности
изменения в образе – Я
освоение мыслительных средств
Развиваются умение обобщать, причинное
мышление, воображение, речь
дальнейшее развитие изобразительной
деятельности

Анатомо-физиологические особенности

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ
Возраст 5-7 лет называют «периодом первого вытяжения». За год
ребенок может вырасти на 5-10 см, но у детей шестого года жизни чуть
ниже.
По средним данным рост ребенка пяти лет составляет около 106-107 см,
масса тела 17-18 кг.
На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в
месяц составляет 200,0 г, а роста 0,5 см.
На шестом году жизни ребенка совершенствуюстя основные нервные
процессы: возбуждение и особенно торможение. Но свойства нервных
процессов, особенно подвижность, развиты еще недостаточно. Поэтому
ребенок порою медленно реагирует на экстренную просьбу.
К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и
конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей
рук.
Позвоночный столб ребенка пяти –семи лет чувствителен к
деформирующим воздействиям. Поэтому необходимо следить за
посильностью нагрузок, следить за осанкой ребенка - обязательное
условие его нормального развития!
У детей этого возраста наблюдается и незавершенность строения стопы.
Небходимо прислушиваться к жалобам детей на усталость и боль в ногах
при ходьбе и стоянии..

Психологический портрет

Дети вступили в старший дошкольный возраст. Они впервые начинают
ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду.
это - начало активной подготовки к школе.
это – важнейший период формирования личности.
У ребенка появляется способность представлять себе и удерживать в
сознании цепочку взаимосвязанных событий. Это позволяет ему понимать
прошлое и будущее, накапливать знания о росте и развитии в мире живой
природы, о процессах изготовления какой-либо вещи, приготовлении блюда и
т.п..
Ребенок пытается восстановить линию собственной жизни, вспомнить, каким
он был маленьким, задает об этом вопросы взрослым: что он ел, как говорил,
как спал.
Детей волнуют важнейшие вопросы жизни, они умеют сдерживать чувства и
произвольно контролировать свое поведение. Им нужен собеседник, с
которым они могли бы обсудить волнующие темы.
Пятилетние дети влюбчивы. Объектом влюбленности может стать человек
любого возраста. Вместе с влюбленностью приходит и ревность. Нередко
мальчики начинают ревновать свою маму к отцу, а девочка – наоборот.. Это
порождает агрессивные выпады.
Если до сих пор ребенка интересовал преимущественно окружающий
мир, то в пять лет к последнему присоединяется интерес к взаимоотношениям
людей. Под воздействием этих интересов представления ребенка о «Я»
реальном и «Я» идеальном дифференцируются более четко.

Психологический портрет

Дети обладают прекрасным «чутьем» на реальное отношение к себе и
другим. Они остро чувствуют любую неискренность и перестают доверять
человеку, который однажды обнаружил ее.
К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой запас
знаний, который продолжает пополняться. Ребенок стремится поделиться
своими знаниями и впечатлениями с окружающими, близкими
,сверстниками.
Развитие произвольности и волевых качеств позволяет ребенку
целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для
дошкольника.
Появляется интерес к математике, чтению. Основываясь на умении
представлять что-либо, ребенок может решать простые геометричсские
задачи.
Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее
активного рисования
Кроме коммуникативной функции речи, ребенок может логически и
последовательно выстраивать свои действия и рассказывать об этом.
Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих
эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения.

Формируются «высшие чувства»

ФОРМИРУЮТСЯ «ВЫСШИЕ ЧУВСТВА»
моральные, интеллектуальные, эстетические
К моральным чувствам можно отнести:
чувство гордости
чувство стыда
чувство дружбы

К интеллектуальным чувствам можно отнести

К ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ЧУВСТВАМ
МОЖНО ОТНЕСТИ
любознательность
чувство юмора
удивление

К эстетическим чувствам можно отнести

К ЭСТЕТИЧЕСКИМ ЧУВСТВАМ
МОЖНО ОТНЕСТИ
чувство
прекрасного
чувство
героического

У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения

У РЕБЕНКА НЕОБХОДИМО ФОРМИРОВАТЬ
ПРИВЫЧКУ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ
Нравственное развитие старшего дошкольника напрямую зависит от степени
участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок
узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила.
На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка
развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить
одобрение, похвалу, подтвердить свою значимость.
Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость,
т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует
нарушение детско-родительских отношений, когда близкий человек чрезмерной
строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка
позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять
доверия взрослого, а часто оградить себя от нападок, ребенок начинает
придумывать оправдание своим оплошностям, перекладывать вину на других.

10. Старший дошкольный возраст, является очень важным в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сферы ребёнка

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ, ЯВЛЯЕТСЯ ОЧЕНЬ
ВАЖНЫМ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ,
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ РЕБЁНКА
Закладываются многие личностные аспекты
Формируются основные черты характера ребёнка, «Я» - позиция.
Уже сейчас можно понять, каким будет человек в будущем.
Ребёнок как губка впитывает всю познавательную информацию.
Научно доказано, что в этом возрасте человек запоминает
столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в
жизни.

11. Происходит развитие всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.

ПРОИСХОДИТ РАЗВИТИЕ ВСЕХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
ПРОЦЕССОВ: ВНИМАНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ,
ПАМЯТИ, ВООБРАЖЕНИЯ.
Этот период называется сензитивным (особеннно
чувствительным)
Для развития используется более усложненный игровой
материал(палочки Кюизнера, блоки Дьенеша, кубики
Никитина, «Танграм» и др.),.
Очень полезно играть с детьми в словесные игры, так как
ребёнок уже использует в своей речи синонимы,
антонимы, различает гласные и согласные звуки, может
определить количество слогов в словах, место звука в
слове (в начале, середине, конце слова).
Хорошо развивает логическое мышление конструктор,
кубики, пазлы, различные головоломки, где задания
строятся на видовой, тематической классификации,
заставляют работать внимание, зрительное восприятие и
мышление ребёнка.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливый, честный, заботливый и др.

В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии). При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки - на такие, как сила, способность заступиться за другого.

Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого).

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.

ОБЩАЯ МОТОРИКА: Более совершенной становится крупная моторика: ребенок хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку, попеременно на одной и другой ноге, катается на двухколесном велосипеде, на коньках. Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребёнком небольших усилий на протяжении достаточно длительного времени).

Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться со шнурками - продевать их в ботинок и завязывать бантиком.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.

Представления об основных свойствах предметов углубляются: ребёнок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный); может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов.

Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 10 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги.

Освоение времени все ещё не совершенно: не точная ориентация во временах года, днях недели (хорошо усваиваются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события).

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом).

Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки).

В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.). К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, которые можно решить без практических проб, ребёнок нередко может решать в уме.

Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.

Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).

Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).

Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка; способны к звуковому анализу простых трёхзвуковых слов.

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. В процессе восприятия художественных произведений дети эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.

При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Творческие проявления музыкальной деятельности становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).

В изобразительной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники изображения: дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети с удовольствием обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры.

Старшие дошкольники в состоянии лепить из целого куска глины (пластелина), моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их.

Совершенствуются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат - в несколько треугольников, прямоугольник - в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники; создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

ВНИМАНИЕ – ЭТО ВАЖНО! Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения - создание и воплощение замысла - начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет.


Close