Будет восхищение Церкви до Великой Скорби?

Нет единомыслия в этом вопросе восхищения церкви:

  • Восхищение совершится до Великой Скорби.
  • В крайнем случае, захватит ее начало («будешь иметь скорбь дней
    десять»)
  • Момент Восхищения - после 1-й половины (3,5 года).
  • Восхищение будет после Великой Скорби.

Кто-то считает, что Великая скорбь уже пришла. Я был в Штатах задолго
до 11 сентября и трагедии в Новом Орлеане. Тогда Америка считалась наи-
более благополучной страной. Мы сидели за роскошным (по тогдашним
российским меркам) столом и рассуждали о последнем времени. Один
из местных собеседников, осилив, наконец, второй увесистый окорочёк,
и, запивая его Пепси Колой, убедительно произнёс

  • И все же я считаю, что мы живем уже в период Великой Скорби.

Я не выдержал:

  • Ничего себе, Великая Скорбь! Во дворе три колесницы, под локтя-
    ми - царский стол, на лицах шоколадный загар от недавнего курортного
    солнца Флориды. Мы бы хотели в России так поскорбеть. У нас - труднее,
    и то мы не называет это Великой Скорбью.

И все же, кто прав, или хотя бы ближе других к истине? Ведь каждый
находит же себе какое-то библейское обоснование?

Библейские основания того когда будет восхищена Церковь.

А) «И как ты сохранил слово терпения Моего, то и я сохраню тебя
от годины искушения, которая придёт на всю вселенную, чтоб испытать
живущих на Земле» (Откр. 3:10).

Сохраню не в ней, а от неё.

Б) «И как было во дни Ноя, так будет…» «Так же как было во дни
Лота…» (Лук. 17:26, 28-29).

А как было? Своих увёл в безопасное место, а с остальными разо-
брался водой и огнём.

«В день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь
огненный».

В) Слова «но ради избранных сократятся те дни». Мтф. 24:22. не сле-
дует относить к церкви, якобы переносящей Великую скорбь. Это гово-
рится об избранном народе - евреях, которые упорно отвергают Иисуса
Христа. 7-летний период Великой скорби это долго не находимая бого-
словами потерянная седьмина. Она будет для евреев последним шансом
понять и принять Мессию.

«И будет на всей земле, говорит Господь, две части на ней будут ис-
треблены, вымрут, а третья останется на ней. И введу эту третью часть
в огонь и расплавлю их, как плавят серебро, как очищают золото: они
будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: и скажу: это Мой
народ, и они скажут: “Господь - Бог мой”».

«А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью Дух благодати
и умиления, и они воззрят на Него, которого пронзили, и будут рыдать
о Нём». Зах. 12:10. Это будет время национального покаяния евреев перед
Иисусом Христом, и ради них сократятся дни скорби.

Г) Но краеугольный камень основания наших убеждений обнаружива-
ется при внимательном и вдумчивом чтении 2 главы 2 Фесс. Уже в 1 сти-
хе просматриваются два разных события: пришествие и наше собрание
к Нему.

6-7 стихи - крепкая опора для другого понимания. «Удерживающий
теперь» берётся от Земли и только тогда откроется антихрист. Удержи-
вающим мир от демонической анархии может быть только Дух Святой.
И когда этот Небесный «Елиезер» поведет Церковь - Невесту Христову,
как Ревекку, на встречу с небесным Исааком, оставив Землю, вот тогда
и начнётся разгул диавольских сил.

8-9 стихи дают основание для 3-го толкования - Иисус своим при-
шествием убьёт антихриста, успевшего уже вдоволь поработать на земле
«со всякою силою и знамениями и чудесами ложными и со всяким …
обольщением погибающих!»

Как же привести все толкования к гармонии, которая должна же быть
в Писании?

Мы сами своими песнями, стихами и проповедью усложнили и без
того сложный вопрос нашей темы. Наша расхожая фраза: «придёт Христос
и возьмёт нас к себе» породила разномыслие. Ведь будет совсем не так.

Прежде происходит Восхищение Церкви - незримое исчезновении
спасенных - Лук. 17:34*-36.

«Двое на одной постели: один возьмётся, а другой оставится, двое
будут молоть вместе: одна возьмётся, а другая оставится, двое будут
на поле: один возьмётся, а другой оставится».

Это момент, когда «удерживающий теперь» покидает Землю, взяв
с собою невесту Христа. Никто из живущих этого не увидит. Однажды
Эйнштейна спросили, как он представляет себе Восхищение Церкви. Он
взял магнит, провёл его над землей, металлические частички оторвались
от земли и прилипли к магниту. Навстречу магниту поднялось лишь родст-
венное ему.

Встреча Исаака и Ревекки состоялась между землей невесты и горо-
дом жениха. (Он «вышел в поле поразмыслить» и увидел караван).

Господь сойдёт с неба и мы «восхищены будем на облака в сретение
Господу на воздухе» (1 Фес. 4:16-17). Но когда Иисус сойдёт на Землю,
чтобы прервать губительное действие антихриста и совершить над ним
суд, это увидят все живущие:

«Ибо, как молния исходит от Восток и видна бывает даже до запада,
так будет пришествие Сына Человеческого» (Матф. 24:27).

«И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской… и раздвоится
гора». «День этот будет единственный» (Зах. 14:4, 7). «Наступит день Го-
сподень, великий и страшный» (Иоиль 2:31).

Разделите Восхищение и Пришествие, как положено, по времени
и увидите гармонию. Все встанет на свои места. Так хочется пережить
удивительное восхищение Церкви. Быть в числе взятых с поля, с постели,
откуда угодно. Но у многих будет личное восхищение, когда остановится
усталое сердце. И к этому нужно быть всегда готовым. Только большая
любовь к Иисусу, как у невесты к жениху, может преодолеть страх смер-
ти и неудержимо влечь к встрече с Любимым Спасителем. Помоги нам,
Господи…

О времени восхищения церкви существуют три различные мнения:

После великой скорби.
Такое мнение основано на тексте Писания: «ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Матф.24:21-22). «Избранных» относят к церкви, в Писании слово «избранные» относится ко всем предузнанным ко спасению из язычников и Иудеев. В данном контексте речь идёт о оставшихся на время великой скорби, которые бегством будут спасаться в пустыне от преследования антихриста. Это избранный остаток Израиля, который дождётся Мессию и будет спасён. «и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их» (Рим.11:26-27). «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах.12:10). Это им будет сказано: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Матф.25:34).
Ещё одно основание в пользу восхищения после скорби, видят в первом воскресении. В ютубе, лекции «Хронология Пророческих событий» и серия бесед Ирвина Бакстера, утверждают что восхищение церкви будет после великой скорби, во время первого воскресения. Нужно отметить что первое воскресение относится к обезглавленным за слово свидетельства, что говорит о 144 000 еврейских миссионерах. «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение» (Откр.20:4,5). Первое воскресение будет в пришествии Христа восстановить Своё царство на земле, и оно коснётся только обезглавленных во время правления «зверя». «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» (Откр.20:4). Речь идёт о 144000 еврейских юношах. «Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу» (Откр.14:4). О них писал Исаия: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов. Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев; ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих» (Ис.26:19-21). «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр.20:6). О них также сказано как о первенцах Богу и Агнцу, что говорит о их принадлежности к церкви. «Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны. И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела. Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу» (Откр.21:16-18). Хотя это и косвенная ссылка на запечатленных по 12 тысяч из всякого колена Израилева, но она указывает число 144 000, как на город отображающий жену Агнца.
Также нужно отметить что все упоминания Иисуса о Его возвращении были адресованык Израилю, к которому Он и пришел. Христос был послан к погибшим овцам дома Израилева, а церковь из язычников Он ещё не создал, поэтому не стоит в Его учении искать ссылки на восхищение церкви. О вознесении церкви упоминают несколько раз Апостолыкак "тайну" (1Кор.15:51;1Фес.4:17). «Мы же, будучи [сынами] дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа» (1Фесс.5:8,9)

Восхищение в середине семилетней скорби.

Это убеждение основано на тексте: «когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам.» (Откр.10:7). К сожалению, множество христиан и Иудеев, которые не будут готовы ко встрече со Христом останутся на время мирового зверя, который поставит их перед выбором начертания или смертью. Иоанн, ещё перед тем как начнутся Божии суды увидел их на небе перед престолом Бога. «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Откр.7:9). Оставшиеся верующие во Христа как в Бога, которые жили по плоти, будут вынуждены доказать свою веру в Господа Христа через отказ от начертания зверя и поклонения образу его. (Отк.14:11). Кто останется верными Христу, будут спасены, но в церковь не войдут. «И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии, и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои.» (Откр.15:2-4). В отличии от церкви они предстанут пред престолом на стеклянном море, а не на престолах вокруг престола Агнца. В их число войдут все язычники и Иудеи кто останутся верными Христу до смерти. «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса. И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними.» (Откр.14:12,13). Это произойдёт перед излиянием последних 7 чаш гнева, приблизительно в середине великой скорби.
При седьмой трубе гнева совершится тайна Божия – «И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет; но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам.» (Откр.10:5-7). Тайна эта не заключается в восхищении церкви, потому что об этом Бог никогда не «благовествовал рабам Своим пророкам». Тайна в том, что времени для человеческого царства уже не будет, но настало царство Бога нашего и власть Христа Его. Седьмая труба есть наступление справедливого царства Христа, которое начнётся со справедливых судов Божиих, от которых церковь избавлена. «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь.» (Откр.12:7-10). Апостол Павел писал о «Последней трубе» (1Кор.15) за 35 лет до откровения Иоанна, и потому он не мог иметь ввиду седьмую трубу, но ка фарисей из фарисеев он хорошо знак что праздник «Труб» - Рош хаШана, как конец гражданского года называли «Последняя труба».

Восхищение святых до начала семилетней скорби.
(эта позиция в богословской эсхатологии называется «Претрибулационистско-Премилленаристская»). Важно отличать тайное пришествие Христа, на воздухе за церковью Своей (1Ко.15:51), от пришествия когда будут явлены знамения на небе и земле и ноги Его станут на Елеонской горе. Пришествию за церковью не будут предшествовать стихийные потрясения и знамения с неба, но это будет тайно «как тать», «вдруг, во мгновение ока». В церковь вошли верующие - дети Авраама, воскресшие в воскресение Христа и люди, которые верою умерли и совоскресли со Христом и оставшиеся до тайного пришествия Господа, которые будут взяты на воздух и там с Ним всегда будут. О церкви на небесах сказано: «Вы приступили… к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр.12:23). «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1Кор.15:20-23). Христос, в воскресшем теле - Первенец нового творения, Он воскрес и показался Ангелам, в таких телах будет находится и Церковь, которая названа «церкви первенцев» (Евр.12:23). Первый сноп урожая в жизнь вечную произошёл в воскресении Христа, «духам праведников, достигших совершенства», а мы оставшиеся до Его пришествия. «Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не [для очищения] греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр.9:28). Христос придёт за церковью как «тать» - вор, и это будет неожиданно, «вдруг, во мгновение ока» (1Кор.15:52), когда ещё глобальные бедствия и правление антихриста не наступило. Для мира это будет не видимо, так как встреча произойдёт на облаках. «… восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.» (1Фесс.4:17). О восхищении церкви Писание говорит в двух местах: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1Кор.15:51-53). «Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1Фесс.4:14-17). Этого вполне достаточно чтобы понимать Божий замысел для Своих искупленных оставшихся до Его пришествия. Христос был послан к овцам Израиля, когда Церкви ещё не существовало, поэтому Христос не учил о церкви. Притча о взятии одного и оставлении другого, относится к Его явному пришествию, когда Он очистит землю от нечестивых и восстановит царство Бога на земле. Когда Он скажет Израилю: «Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство» (Лук.22:29). Христос совершит Свой суд над всеми кто
гнал и истреблял евреев и христиан. «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Матф.25:34). Мёртвые во Христе, кто имел рождение от Духа Святого, воскреснут прежде. (Рим.8:11) Все умершие в Господе ожидают нового тела «… дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр.11:40). Встреча церкви со Христом произойдёт в воздухе, на облаках, что будет скрыто от людей. Поэтому облачное небо или пасмурная погода есть идеальные условия для взятия святых. (Эту фотографию я поместил чтоб показать место встречи церкви со Христом.)

Есть множество разных предположений о том, когда это случится, и каким образом это произойдёт. Какие бы не были учения, и сколько бы их не было, только Библия - Слово Божие открывает нам сцену, когда будет восхищение Церкви.

Сегодня многие церкви уверены, что Иисус их восхитит до великой скорби. "Ну, а если уж" великая скорбь нас не коснётся, мы можем служить Богу, как нам хочется, не спрашивая Его волю, и не принимая во внимание то, что написано в Библии." Так и появился этот тёплый период Лаодикейской церкви, в результате которого многие церкви и христиане будут совсем удивлены, видя себя извергнутыми из Тела Христова.

Многие церкви сегодня называют себя Телом Христовым, называют себя истинными последователями Христа, и в то же время "грызут" друг друга. Но мы знаем, что Дух Святой не противоречит Сам Себе и Слову Божьему - Библии. Бог открыл Свою волю через Библию.

И нам очень легко проследить за тем, что Слово Божие - Библия говорит о восхищении Церкви. Мы должны иметь познание о многих вещах, чтобы от недостатка ведения нам не погибнуть.

Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих. (Ос.4:6)

И будут все научены Богом. (Ин.6:45)

Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте. Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его. (1Ин.2:27-28)

От нас самих зависит, согласны ли мы учиться так, как нас учит Бог. Он учит истинно и неложно, не так, как это делают многие лжепророки и проповедники, проповедующие ложь и обольщающие простодушных с ложными знамениями и чудесами.

А теперь посмотрим в Библию, что она нам говорит о восхищении Церкви, когда это будет?

Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. (1Фес.4:16-17)

Итак, здесь написано, что Иисус придёт, когда Бог это прикажет, при гласе Архангела и трубе Божией, мёртвые во Христе воскреснут и Церковь будет восхищена на облаках в сретение Господу на воздухе.

И, вот, в этом стихе уже указано, когда это случится: при последней трубе. Что эта за труба? И ещё последняя?

Смотрим теперь в книгу Откровения: И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб. (Откр.8:2)

Ого, оказывается, что есть не одна, а целых семь труб. Но нас интересует последняя, то есть - седьмая труба, потому что именно тогда будет восхищение Церкви, как нам это говорит 1Фес.4:16-17: Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.

Здесь ещё не трубит эта последняя, седьмая труба, но Бог говорит, что случится, когда эта труба вострубит.

"времени уже не будет"

Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения. (2Кор.6:2)

Здесь говорится о времени спасения, о времени, которое Бог выделил, чтобы люди от язычников могли спастись. Но Библия говорит, что так не будет вечно. Это время когда-то закончится.

Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; (Рим.11:25)

Итак, здесь есть указание о том, что Бог работает с язычниками до определённого времени, "до времени, пока войдет полное число язычников."

"Времени уже не будет" - то есть, не будет уже времени для того, чтобы люди из языческих народов могли бы спастись. Время благодати закончится.

Когда Иисус начал служить, Он открыл книгу пророка Исаии, где было написано: "Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное." И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами." (Лк.4:18-21)

Здесь Иисус провозглашает лето Господне благоприятное, время благодати, которое Бог дал, чтобы люди могли спастись. И важно то,что в книге пророка Исаии есть продолжение, тем словам, которые Иисус прочитал. Но Иисус это не прочитал. Почему?

Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего. (Ис.61:1-2)

Здесь есть продолжение: "...и день мщения Бога нашего."

Иисус провозгласил лето Господне благоприятное, когда люди могут быть спасены, но дальше идёт день мщения Бога, или как мы это называем - "период великой скорби." Но для этого ещё не пришло время.

Времени уже не будет; но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам. (Откр.10:6-7)

Здесь сказано: что, когда седьмой ангел вострубит, совершится тайна Божия. Что эта за тайна Божия?

Открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом. (Еф.1:9-10)

Тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы. (Кол.1:26-27)

Потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования. (Еф.3:3-6)

И открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия. (Еф.3:9-10)

То есть, здесь написано о том, что эта за тайна Божия - то, что люди из язычников могут спастись.

Раньше об этом никто даже не догадался, израильтяне даже не могли догадаться, что спасение когда-то смогла бы дойти и до язычников, потому что, вот, они же избранные, избранный народ. Это была Божия тайна. Церковь - это была Божия тайна.

И здесь сказано, что эта тайна совершится. То есть, последний из язычников спасётся, и теперь уже никто из язычников не сможет спастись.

"Совершится тайна Божия." В Церкви полное число.

Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников. (Рим.11:25)

То есть, как только прозвучит последняя, седьмая труба, никто из язычников уже не сможет спастись.

А теперь посмотрим, где написано о том, когда звучит эта 7-ая труба.

И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков. (Откр.11:15)

И в этот момент, как нам это говорит 1Фес.4:16-17, Церковь восхищается: потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.

А теперь мы посмотрим, что должно произойти до того, как Церковь будет восхищена. И здесь нам будет ответ на то, надлежит ли Церкви идти через великую скорбь или нет.

Если мы подробно исследуем книгу Откровения, мы видим, что есть не только 7 труб, но также есть и 7 печатей и 7 чаш.

Вначале снимается 7 печатей: Когда снимается 4-ая печать, четвертою часть земли умерщвляют мечом и голодом, и мором и зверями земными.

Когда снимается 6-ая печать, произошло великое землетрясение, всякая гора и остров двинулись с мест своих.

Когда трубит 1-ая труба, третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела.

Когда вострубил 2-ой Ангел, третья часть моря сделалась кровью, и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла.

Вспомним, что Церковь всё ещё на земле! Потому что седьмой Ангел ещё не вострубил.

Когда 3-ий Ангел вострубил, третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.

Когда 4-ий Ангел вострубил, поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была - так, как и ночи.

Когда вострубил 6-ой Ангел, на определённый час и день, и месяц и год умерщвляют третью часть людей.

А Церковь всё ещё на земле.

И только теперь начинает трубить 7-ой Ангел и Церковь восхищается.

И теперь мы можем понимать эти слова, написанные: Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. (1Фес.4:17)

"мы, оставшиеся в живых,".

После всего, что случилось, когда третья часть жителей земли убиты, уже можно говорить: "оставшиеся в живых."

И вы всё ещё думайте, что если так много бедствий происходит, то Церковь обязательно будет восхищена перед великой скорби а не в середине этого периода?

Не унывайте, самые большие беды, 7 чаш Божьего гнева следуют после того, как Церковь уже будет восхищена.

Многие цитируют места Писания, как например: И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. (Откр.3:10)

Другие цитируют другое место Писания: и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева. (1Фес.1:10)

"Он же избавит нас от грядущего гнева, значит, мы будем восхищены до периода великой скорби."

От какого грядущего гнева Иисус нас избавит? - От 7 чаш Божьего гнева: И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное: семь Ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия. (Откр.15:1)

Вот, о каком грядущем гневе говорится в 1Фес.1:10: и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева. - здесь идёт речь об этих 7 чашах Божьего гнева. Там мы уже будем восхищены от земли.

В Слове Божьем ошибок нет. Нужно иметь правильное разумение. Мы не должны полагаться на ложные человеческие представления или же на ошибочные богословские теории, но должны смотреть в Слове Божьем - в Библии: на самом деле ли там так написано?

Библия говорит: как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение. (1Пт.2:2)

Будем вкушать Слово Божие, как чистое словесное молоко и не позволим, чтобы обольщение увлекло нас от истины. Мы часто думаем, что, так как Церковь не так скоро будет восхищена, мы можем немножко и погрешить, потому что ещё достаточно много времени, чтобы успеть покаяться.

Но Библия нам говорит совсем другое: Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, - то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными. (Лк.12:45-46)

После приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. (Мф.25:11-12)

Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. (Лк.13:25-28)

Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. (Мф.7:21-23)

Восхищение Церкви будет, но не все будут восхищены. Как же так? Везде же проповедуют: "Если ты покаялся, всё - твоё имя записано в книге жизни и тебе уже гарантировано место на небесах независимо от твоей последующей жизни и независимо от твоих последующих поступков."

Но Библия нам говорит что-то очень важное: Твоё имя может быть вычеркнуто из книги жизни.

Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. (Откр.3:5)

Что это за одежда? Об этом мы поговорим другой раз.

Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится. (Лк.17:34-36)

О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. (Мк.13:32)

Мы должны бодрствовать, потому что появились множество разных лжепророков, которые как будто побывали и в раю и в аде, и как будто встретились с Иисусом, который им сказал, что Он скоро придёт. Библия говорит, что даже Иисус не знает, когда Ему надо будет вернуться, этого не знает никто, и Дух Святой также не знает этого. Это находится в компетенции Отца.

Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне. (Евр.3:7-8)

Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца. (Евр.3:14)

Это вкратце о восхищении Церкви, когда это будет и как, и что об этом говорит Библия, Слово Божие.

Что такое Вознесение? Какое отношение оно имеет к рассказу Евангелия от Луки о перемещении Иисуса с земли в воздушное пространство? Почему по одним евангельским свидетельствам Вознесение произошло в сам день Воскресения, по другим — через сорок дней? А главное, какое отношение это имеет к нам?

Где сейчас Иисус?

То, что Иисус Христос после Своего Воскресения взошел в тайну Бога, к Отцу Небесному — это принципиальный пункт христианской веры, который красной нитью проходит через новозаветные писания. Только апостол Лука конструирует подробный и красочный рассказ об этом событии, тогда как другие авторы говорят об этом более прикровенно. Но — говорят.

Начнем с того, что вообще самый цитируемый в Новом Завете ветхозаветный текст — это слова 109-го псалма: Сказал Господь Господу моему: седи одесную (то есть по правую руку, что в древнееврейской традиции символизирует близость и доверие. — Прим. прот. К. Пархоменко ) Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс 109:1).

Эти слова, которые, кстати, попали и в наш Символ веры , встречаются в Новом Завете почти два десятка раз. Идея о прославлении Иисуса рядом с Богом Отцом зафиксирована самой древней допавловой традицией. Вот тексты, которые апостол Павел принял в уже составленном виде: Он (Иисус) уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп 2 :7–11).

Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе (1 Тим 3 :16).

Самый первый новозаветный автор, апостол Павел, не пишет прямо о Вознесении Христа, но много сообщает о возвращении Иисуса из мира Божьего. Например, в самом раннем своем послании Павел говорит, что фессалоникийцы ожидают с Небес Сына Его, которого Он воскресил из мертвых, Иисуса… (1 Фес 1 :10; ср. 4 :16).

И в евангельской традиции (у евангелистов Марка, Матфея и Луки) мы встречаем многочисленные высказывания о возвращении Христа (Мф 16 :27; 24 :30; 26 :64; Мк 8 :38; 13 :26; Лк 21 :27; 22 :69). Но предполагать возвращение можно только в отношении того, кто куда-то ушел.

Итак, можно с уверенностью сказать, что Новый Завет утверждает, что Воскресший пребывает теперь с Отцом Небесным, в мире ином, или, если пользоваться языком древних метафор, Сын ныне пребывает на Небесах.

Куда переместился Воскресший?

Хотя Новый Завет однозначно говорит о пребывании Воскресшего Христа с Отцом, в славе Божией, или на Престоле Божием, новозаветные авторы избегают говорить о том, что Иисус попал туда благодаря полету, то есть какому-то физическому перемещению на Небо.

Одна группа текстов говорит просто о вознесенном положении Христа. Другая говорит о перемещении Христа на Небеса, но не поясняет, как это происходит. В некоторых текстах упоминается слово Вознесение или его эквивалент (Рим 10 :6–8; Еф 4 :7–11), в других специальные термины пропущены (Евр 4 :14; 6 :19–20; 1 Пет 3 :22).

Много об этом пишет евангелист Иоанн. Для него Иисус — это Тот, Кто спускается с Небес и впоследствии туда возвращается. Трижды Иоанн говорит о восхождении Сына (Ин 3:13; 6:62; 20:17), но обычно употребляет термин «путешествие » (греч. poreuomai), «уход» (греч. hypago), или «возвышение» (греч. hypsoo).

Рассказ о Вознесении у Евангелиста Луки

Апостол Лука. Миниатюра из «Остромирова Евангелия»

Только Евангелист Лука не избегает использовать прямые образы полета, восхождения. Он рассказывает об этом дважды — в своем Евангелии и в книге Деяний святых апостолов.

Вот эти тексты:

…И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. И вывел их вон [из города] до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью (Лк 24 :49–52).

И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня… Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути. И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, [брат] Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении (Деян 1:4–14).

Эти тексты внимательно исследованы библеистами, и на сегодняшний день консенсус в общем достигнут по следующим пунктам:

1. Несмотря на кажущееся различие, эти два рассказа сообщают об одном и том же событии, просто перед нами более короткая и более длинная версии. В обоих отрывках упоминаются одиннадцать апостолов, проповедь всему миру, необходимость оставаться в Иерусалиме до схождения Святого Духа, роль апостолов как свидетелей Вознесения и факт возвращения одиннадцати в Иерусалим. То есть схема рассказов одна и та же.

2. Несомненно, что, когда Лука составлял свой рассказ о Вознесении Христа, он использовал иудейские и греко-римские образы, описывающие восхождение на небеса древних героев.

Вот, например, что мы читаем у Тита Ливия в тексте, написанном незадолго до Рождества Христова : «По свер­ше­нии бес­смерт­ных этих трудов, когда Ромул, созвав сход­ку на поле у Козье­го болота, про­из­во­дил смотр вой­ску, вне­зап­но с гро­мом и гро­хотом под­ня­лась буря, кото­рая оку­та­ла царя густым обла­ком, скрыв его от глаз сход­ки, и с той поры не было Рому­ла на зем­ле. Когда же непро­гляд­ная мгла вновь сме­ни­лась мир­ным сия­ни­ем дня и общий ужас нако­нец улег­ся, все рим­ляне увиде­ли цар­ское крес­ло пустым; хотя они и пове­ри­ли отцам, бли­жай­шим оче­вид­цам, что царь был уне­сен вих­рем, все же, буд­то пора­жен­ные стра­хом сирот­ства, хра­ни­ли скорб­ное мол­ча­ние. Потом спер­ва немно­гие, а за ними все разом воз­гла­ша­ют хва­лу Рому­лу, богу, богом рож­ден­но­му, царю и отцу горо­да Рима, молят его о мире, о том, чтобы, бла­гой и мило­сти­вый, все­гда хра­нил он свое потом­ст­во» (История Рима. 1.16).

Много параллелей с рассказом Луки мы находим в иудейских историях того времени о вознесении Еноха, Илии, Ездры, Варуха и Моисея. Там есть весь тот набор, что и у Луки: гора, облако, поклонение присутствующих и проч. Было обращено внимание, что в рассказе Луки о Вознесении Иисуса есть много терминов, использующихся в 4 Цар 2 :9–13, в описании взятия на небо Илии (в варианте Септуагинты — перевода ветхозаветных книг на древнегреческий, выполненного в Александрии в III-I веках до Р. Х.).

Тем не менее, несмотря на использование Лукой языка и образов, известных античному читателю по другим памятникам, учеными не обнаружено прямых заимствований из этих источников. Лука не пересказывает чужие повествования, просто заменив действующих лиц на Иисуса и апостолов, а говорит о некой совершенно оригинальной истории.

3. Почему Лука дает две версии времени Вознесения: в день Воскресения и через сорок дней?

Как это ни удивительно, но Лука, судя по всему, склонен говорить о Вознесении как о событии, следующем непосредственно и сразу за Воскресением.

Например, согласно свидетельству евангелиста Марка, на суде Христос говорит: …И вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных (Мк 14 :62). Лука имеет перед собой Евангелие от Марка, но дает нам другую версию: отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией (Лк 22 :69). Весь текст и особенно слово «отныне» показывает, что восседание Иисуса на Небесах должно последовать сразу с Его Смертью, а не через сорок дней.

Или другой пример: в беседе с путниками по дороге в Эммаус Спаситель говорит: Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? (Лк 24 :26). Здесь между Страданием, Воскресением и Прославлением=Вознесением нет никакого зазора, они следуют непосредственно друг за другом.

В Деяниях читаем: Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак Он, быв вознесен десницею Божиею… (2 :32–33). И здесь Воскресение и Вознесение мыслятся как неразделенные по времени события.

У Луки можно найти много других моментов, в которых не предполагается какого-то продолжительного периода пребывания Воскресшего с учениками, а говорится о Вознесении, непосредственно следующем за Воскресением (см.: Деян 3 :15–16; 4 :10; 5 :30–32; 10 :40–43; 13 :31–37).

Та история, которую Лука описывает в Евангелии, где Христос возносится в самый день Своего Воскресения, на самом деле очень характерна для Луки; она отражает его понимание, которое становится очевидным при сопоставлении с другими цитатами этого автора.

Но тогда возникает вопрос: о чем же тогда говорит история из книги Деяний? История, породившая праздник Вознесения, празднующийся на сороковой день после Пасхи?..

4. Итак, если для Евангелиста Луки Вознесение тесно связано с Воскресением, почему Лука рассказывает о сорокадневном периоде явлений Иисуса?

Начнем с того, что первохристианская традиция никогда не говорила, что Иисус вознесся сразу после Воскресения. Это произошло через какое-то время , то есть период пребывания с учениками, несомненно, был. Как мы увидели выше, для Луки Вознесение тесно связано с Воскресением Иисуса и Лука обычно надолго эти два события не разделяет.

Тогда почему Лука рисует нам такой длительный, сорокадневный период явлений Воскресшего?

Во-первых, он конкретно и внятно (как до него не делалось) утверждает некий период пребывания с учениками воскресшего Иисуса.

Во-вторых, ему важна эта мысль в перспективе дальнейшего повествования книги Деяний, которую она и открывает. В каком-то смысле Лука делает ее ключом ко всей книге Деяний и к истории жизни ранней Церкви.

Благодаря такому длительному времени пребывания с учениками Лука может показать, что Церковь является преемницей Предания, которое ей открыл Воскресший: в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием (Деян 1 :3).

Возможно, число сорок было использовано Лукой как антитеза сорокадневному периоду искушения Иисуса в пустыне. Там Иисус провел сорок дней в подготовке к Своему служению, здесь — Он это же время готовит Апостолов к их служению.

Более выраженный акцент на пребывании Иисуса с учениками и на Вознесении в Деяниях позволяет Луке сделать более плавный и органичный переход к темам, которые для Деяний будут главными: христологии, пневматологии, сотериологии, эсхатологии и миссиологии.

Христология (учение Церкви о Христе): торжественный уход Иисуса на Небеса подчеркивает Его Воцарение там. Именно потому, что Иисус царствует на Небесах, Его исповедают как Господа и Христа (Деян 2 :33).

Пневматология (учение Церкви о Святом Духе): Святой Дух придет только после ухода Иисуса, и тут подчеркивание ухода, Вознесения, служит удачным прологом к Пятидесятнице — приходу Святого Духа.

Сотериология (учение Церкви о спасении): торжественное Вознесение служит Луке удачной возможностью сделать акцент на одной из его любимых тем: Иисус входит в Небесную славу через Страдания и дарует с Небесного Престола прощение и Святого Духа всем кающимся и верующим в Него.

Эсхатология (учение Церкви о конце времен): о Вознесении Ангелы говорят: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо . Таким образом, Вознесение закладывает фундамент для веры в возвращение Иисуса.

Миссиология (учение Церкви о проповеди Благой Вести): в день Вознесения апостолы получают заповедь проповедовать Распятого, Который теперь вознесен и пребывает в Славе Божией. Ученики сорок дней общались с Воскресшим Учителем, так что теперь они наставлены в том, что и как проповедовать миру. Осталось чуть-чуть подождать Духа Святого, который их укрепит и окончательно просветит.

Таким образом, мы видим, что длительное пребывание Иисуса с учениками, а потом Его торжественное восхождение на Небеса является для Луки важным богословским прологом к дивной истории жизни и роста христианской Церкви.

Точно ли сорок дней?

Вознесение Господне. Миниатюра Евангелиария. Византия. XI в.

Что можно сказать конкретно о сорока днях пребывания Иисуса с учениками? Лука упоминает о сорока днях лишь однажды, в других местах он либо упоминает неопределенный срок пребывания Иисуса, либо говорит о многих днях (Деян 13 :31). Известна любовь евангелиста Луки к числам (он больше, чем кто бы то ни было другой из авторов Нового Завета приводит цифры), причем он любит символические числа. Возможно, что и для указания на время пребывания Иисуса с учениками Лука мог взять сорок как символическое число: в Библии оно означало время испытания или Божьего посещения.

Может быть, Лука отталкивался от праздника еврейской Пятидесятницы (на иврите — Шавуот, день обретения Торы, празднуется на 50-й день после еврейской Пасхи. — Прим. ред. ), дня, в который произошло очень важное для повествования Луки событие — схождение Духа Святого. В этом случае, Луке нужно было бы подобрать день, близкий к Пятидесятнице, но предшествующий ей. Символическое число сорок было удачным решением этого вопроса.

Может быть, как уже указывалось выше, Лука хочет этим сорокадневным периодом сделать параллель к рассказу о сорокадневном посте Иисуса . Там Христос подготавливается Сам к служению, здесь в течение этого же периода подготавливает к апостольству Своих учеников.

Интересно, что Древняя Церковь не праздновала Вознесение на сороковой день после Пасхи, то есть не обратила внимания на конкретный срок, указанный Лукой. До конца IV века Вознесение праздновалось вместе с Пятидесятницей. Около 383 года римская паломница Эгерия, побывавшая в Иерусалиме, сообщает о праздновании Вознесения так: в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон — «в том месте (называемом Имвомон), с которого Господь вознесся на небо» , и начинается служба с чтением Евангелия и Деяний, повествующих о Вознесении Господнем.

Но уже с начала V века этот праздник отделяется от Пятидесятницы и приурочивается к сороковому дню, как он совершается и поныне. Здесь, несомненно, нужно сказать, что свидетельство евангелиста Луки о сорока днях, отделяющих Воскресение от Вознесения, оказалось определяющим для даты нового праздника.

Богословие Вознесения

Начиная от первых веков, апостолы и святые отцы размышляли о том, чем явилось Вознесение для Христа и для нас, людей.

Для Иисуса Христа оно явилось последней точкой восхождения к Богу Отцу и высшей степенью прославления.

Своим Вознесением Господь Иисус Христос не только вошел в самое небо, чтобы предстать… за нас пред лице Божие (Евр 9 :24), но и прошел небеса (Евр 4 :14), восшел превыше всех небес (Еф 4 :10) и воссел одесную Бога (Мк 16 :19; ср. Деян 7 :55).

При этом нужно помнить, что Христос взошел в Небесную Славу в человеческом теле. В том, Которое Страдало и Воскресло. Таким образом, человеческое тело, рожденное от Девы, приняло участие в Пренебесной Жизни, и в нем Господь Иисус Христос воссел одесную Бога Отца. С момента Вознесения человеческая природа во Христе получила полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве.

Как замечает блаж. Феодорит Кирский, «ныне, в день Вознесения, всё и вся наполнилось радости… Ныне диавол оплакивает свое поражение, взирая на наше тело, восходящее на небо… Ныне диавол сетует, говоря: что делать мне, несчастному? Все, кого я, как быстрокрылый сокол, захватил, отнимаются у меня, и со всех сторон я побежден. Перехитрил меня Сын Марии. Не знал я, что в человеческом теле кроется Бог».

Вознесение и пребывание одесную Бога Отца — это продолжение того Спасения, которое Христос дарует верующим в Него: «восседание Спасителя одесную Бога Отца означает Его продолжение спасения мира путем Его заступничества, посредничества перед Богом Отцом за человеческий род» (преподобный Иустин Попович). Автор послания к Евреям говорит: Христос вошел не в рукотворенное святилище… но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие (Евр 9 :24). Зачем предстать? Чтобы ходатайствовать за нас пред Богом. «То, что Спаситель носит тело, — говорит блаженный Феофилакт, — и не сбросил его с Себя — сие самое и есть заступничество и ходатайство пред Отцем. Ибо, взирая на тело, Отец вспоминает ту любовь к людям, ради которой Его Сын принял тело, и приклоняется к состраданию и милости».

Емко значение Вознесения Господня передано в кондаке праздника , сочиненном преподобным Романом Сладкопевцем:

«Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз семь с вами и никтоже на Вы».

Русский перевод: «Исполнив домостроительство спасения нашего за нас и соединив земное с небесным, Ты вознесся во славе, Христе, Боже наш, никаким образом (от нас) не отлучаяся, но пребывая неизменным, и вопия к любящим Тебя: Я с вами, и никто на вас».

Выше уже указывалось, что важнейшее значение Вознесения Христова — в вознесении в Тайну Пресвятой Троицы человеческого тела и через это всецелое прославление тела и приобщение его к божественной жизни. Это является и основной темой кондака. Но кроме этого в кондаке есть и другая тема: присутствие Христа с верующими. Вот это-то со-присутствие Христа с нами есть другое важное следствие Вознесения. Через Вознесение, воцарившись над миром, Христос избавился от свойственной любому человеку пространственной ограниченности. У современных западных богословов можно встретить выражение «Космический Христос», или «Всекосмический Христос». Это все о том же — о преодолении через Вознесение всякой ограниченности и локальности. Христос — Нисшедший с Небес, через Вознесение есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все (Еф 4 :10).

Апостол Павел много размышлял об этой теме космической полноты царствования прославившегося Христа:

Бог Отец, воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем (Еф 1 :20–23). Можно на эту темы привести и другие цитаты, впрочем, достаточно.

Отметим еще одну важную тему: благодаря Вознесению, к нам сходит Святой Дух . Иисус говорит апостолам: Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (Ин 16 :7). В другом месте Евангелист поясняет: Ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин 7 :39). Во время пребывания Христа на земле Он был руководителем и наставником группы учеников. Тогда учеников было мало — горстка в Израиле. Но наступает время, когда проповедь должна распространиться до краев земли и тут нужен Другой Утешитель (Ин 14 :16), который наполнит силой и дарует ведение Истины миллионам и миллиардам людей.

Резюме

Итак, в нашем небольшом очерке мы рассмотрели разные аспекты, связанные с событием Вознесения Иисуса Христа. Подведем итоги и вспомним, о чем мы говорили.

После Воскресения Иисус Христос какое-то время пребывает с учениками в нашем мире. Продолжительность этого времени никто из авторов Нового Завета, кроме апостола Луки , не фиксирует.

Потом явления Воскресшего прекращаются, что позволяет говорить об уходе Христа от учеников. Куда? На Небеса, к Богу.

Евангелист Лука объясняет тайну пребывания Воскресшего с учениками и одновременно подчеркивает величие события ухода на Небеса: он говорит, что Христос пребывает с Апостолами символическое число времени — сорок дней.

То, что произошло с Воскресшим Иисусом после периода Его явлений, новозаветные авторы объясняют библейскими образными выражениями. Ключевым здесь становится ветхозаветный текст Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс 109 :1).

Новозаветные авторы избегают натурализма в описании ухода Иисуса на Небеса. (Нужно помнить, что небо — это тоже условное указание на место пребывания Господа. Во времена Христа никто не считал, что Бог находится на небе, которое над нашей головой. Библейские «небеса» (др.-евр. шамаим) были символическим местом пребывания Бога. Поэтому, когда Христос заповедует молиться «Отче наш, сущий на небесах…», Он подразумевает скорее духовное небо, чем что-то имеющее отношение к нашему космосу.

Евангелист Лука не смущается открыто и прямолинейно писать об уходе Христа к Богу Отцу как о полете, перемещении в пространстве. Возможно, он это делает, имея в виду многочисленные тексты (греко-римские и иудейские), сообщавшие о подобных историях. Может быть, Лука хотел показать читателям, что Иисус прославлен, подобно другим великим древним героям, может быть, просто пользуется традиционными выражениями и образами, понятными читателям его времени и культуры.

Мы не знаем насколько рассказ евангелиста Луки соответствует исторической действительности. Осторожность в описании этого события у других новозаветных авторов наводит на мысль, что событие Вознесения было сокровенным, а не публичным. Но происходило ли все именно так, как описывает Лука, или нет, не столь важно. Важно, что Лука, подарив нам великолепный и выразительный рассказ о Вознесении, заключил туда бездну богословских смыслов, открывать которые и черпать духовные сокровища предстоит еще многим поколениям христиан.

Сначала в Евангелии крупной кистью, а потом, в книге Деяний, мелкой кистью Лука рисует икону ухода Иисуса из нашего мира на Небеса. Здесь и ангелы — свидетели события (их двое, потому что по иудейским представлениям только свидетельство двоих имеет значение); здесь облако (символ шехины — Славы Божией); радость учеников, потому что их Учитель теперь — прославленный Богом Царь Небесный.

Вознесение Христа, по мысли следующих поколений христиан, — это уникальное событие: прославление человеческого тела, которое имел Воскресший Иисус Христос, предпосылка для дарования верующим Духа Святого и, благодаря небесному воцарению, распространение власти Христа над всей Вселенной.

Главное ожидание церкви – пришествие Жениха Христа за Своей Невестой, а главный вопрос: кто будет удостоен этой чести? На этот вопрос есть три требования:
1. Христианин должен быть рожденным свыше и соединён с Духом Христа (1Кор.6:17).
2. Христианин должен прийти в меру полного возраста Христова, и не быть духовным младенцем - колеблющимся и увлекающимися всяким ветром учения, между которыми зависть, споры и разногласия (Еф.4:14; 1Кор.3:3).
3. Христианин должен быть верным Богу духом. Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (Иак.4:4,5; 1Иоан.2:16).

Необходимо отличать тайное пришествие Христа, на воздухе за церковью Своей (1Ко.15:51), от пришествия, когда ноги Его станут на Елеонской горе (Зах.14:4). Многие заблуждения основаны на не различии Израиля и церкви. Обетование: «ради избранных сократятся те дни» , относятся сугубо к Израилю. Сейчас Бог имеет дело с Церковью, куда входят и Израильтяне, и языческие народы, которые «обратились к Богу от идолов, [чтобы] служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева» (1Фесс.1:9,10). Когда время благодати спасения язычников окончится, и церковь будет взята Господь обратится к Израилю. По взятии Духа, мир уподобится «трупу», где соберутся «орлы» - военные и стихийные бедствия, что Христос назвал «великая скорбь». «Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет » (Мар.13:24). Предназначение дней «Великой скорби», есть последняя седмина Израиля, вовремя которой за 7 месяцев будет построен храм, а через 2300 дней придет Христос явным образом, очистит храм и восстановит царство Святого святых Израиля (Исх.23:10-11; Лев.25:3-4; 26:33-36; 2Пар.36:20,21; Иер.25:11-12; 29:10; Дан.9:2, 24-25). 45 дней отведено на полную победу в битве при Армагеддоне; возвращение Израиля из мест пустынных; очищение земли, города и храма; а также на суд над народами в долине Иосафата.
Нельзя путать Восхищение Церкви (1Кор.15:51-52; 1Фес.4:13-18) и Второе Пришествие Машиаха в Израиль, между которыми 7 лет Великой Скорби, за которые Бог очистит землю от нечестивых духов и людей. Как сказали Ангелы при Его вознесении: «мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо » (Деян.1:11). Его явное пришествие будет сопровождаться великими знамениями на небе и на земле. «ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Матф.24:27). «Ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф» (Агг.2:6-8). «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отойдет к северу, а половина ее к югу» (Зах.14:4).
«День Господень», в который будет справедливый суд нечестивых людей в Библии упоминается более 100 раз. «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Матф.24:28-30). Христос вернется на землю после периода Великой Скорби, когда исполнятся данные Израилю обетования (Матф.25:31; Отк.20:12-15). Христос придет, когда все народы соберутся в долине Мегиддо чтоб стереть Израиль с лица земли, Он есть Спаситель Израиля (Дан.9:25). Его пришествие будут сопровождать коренные перемены в природе (Рим.8:19-22), время ужаса для всех неверующих (Отк.6:15-17). Политический и религиозный правители будут без суда ввержены в озеро огненное, а сатана изгнан с земли в бездну (Отк.20:1-3). Слово: "апокалипсис", греч. ἀποκάλυψις - означает "откровение Царя царствующих и Господа господствующих", "Судии живых и мертвых".
«День Христов». «Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему » (2Фес.2:1). Фраза «нашем собрании к Нему» , пришло от греческого слова эписунагог, что значит «собрание» - "епифания", греч. Επιφάνια - означает "явление" (за Церковью). Если о первом пришествии Христа в Ветхом Завете упоминается 322 раза, о втором пришествии Христа говорится в 312 местах, которые в подавляющем большинстве ссылаются на Его явное возвращение судить мир и восстановить Царство Израилю (Мтф.24:27; Зах.14:4). О пришествии Христа за церковью есть только несколько мест, так как эта тайна относится к «телу Христа», которое сораспялось и совоскресло с Ним. «День Христов» упоминается менее десяти раз, и как «тайна» относится ко времени взятия церкви с земли. «вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, Который и утвердит вас до конца, [чтобы вам быть] неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа. Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего» (1Кор.1:7-9). «мы будем вашею похвалою, равно и вы нашею, в день Господа нашего Иисуса Христа» (2Кор.1:14). «содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился» (Фил.2:16). «будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа… чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов» (Фил.1:6,10). Пришествию за церковью не будут предшествовать стихийные потрясения и знамения с неба, но это будет «вдруг, во мгновение ока». В древности, да и сегодня во многих местах на Кавказе и Ближнем Востоке, задачей жениха было прийти не замеченным и забрать свою обрученную невесту, избежав большого «калыма». Для мира это будет не видимо, так как встреча произойдёт на облаках, что будет сокрыто от людей. Термин «восхищение» пришло от греческого слова «харпазо», что значит «схватить, утащить, быстро выхватить, вытаскивать с силой». Ивр. эквивалент этого слова - «нацал» (Ис.26:19).
В заключении Своего служения Христос обратился к Своим ученикам: «В доме Отца Моего обителей много; а если бы не так, Я сказал бы вам: “Я иду приготовить место вам”. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были где Я» (Иоан.14:2-3). Христос не двухзначно сказал что Он возвратится, чтобы взять Своих верных, чтобы они были с Ним на небесах, в доме Его Отца. «Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не [для очищения] греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр.9:28). Это говорит, что после Своего вознесения Он возвратится сугубо за верующими, которые пойдут на небеса, когда Христос придет за ними. «И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» (Откр.3:10). Греческое слово, используемое здесь, обозначает сохранение полностью на все время испытания, указывая, что эта церковь будет забрана как раз до начала скорби - “tereo ek” – “держать вне”, а не “aireo” – “взять из”. Эти слова также должны быть большим утешением для верующих. «вы обратились к Богу от идолов, [чтобы] служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева» (1Фесс.1:9,10). Восхищение Церкви – это конец века благодати – «лета Господня благоприятного», когда для спасения достаточно верой призвать имя Господа, «Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим.10:9-13).
Все принявшие Христа Господом и доверившие Ему свою жизнь, собраны у Христа, но воскресение умерших и восхищение оставшихся в живых будет одновременно. «мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1Фесс.4:16,17). Первый сноп потрясания - часть «первенцев» святых воскресли со Христом, «многие тела усопших святых воскресли» (Матф.27:50-53). Произошло воскресение «духов праведников, достигших совершенства», а мы оставшиеся до Его пришествия, «ожидающие Его во спасение» (Евр.9:28). Наши предшественники воскреснут прежде, но восхищены ко встрече с Господом на облака, мы будем вместе. «Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства » (Евр.11:40). В церковь войдут верующие - дети Авраама, в которых живет Дух Христа. «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас » (Рим.8:11). Все умершие в Господе ожидают нового тела, и те кто останется в живых до пришествия Христа, о них сказано: «Вы приступили… к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства » (Евр.12:23). Бог определил последний урожай церкви принять одновременно. «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1Кор.15:20-23). Апостол написал церкви о тайном пришествии Христа, а Израилю Господь говорил о явном пришествии. Христос Первенец, в воскресшем теле показал Себя Ангелам, в таких телах будет находится и вся Церковь, которая названа «церкви первенцев» (Евр.12:23). Поэтому церковь не относится ни к первому, ни ко второму воскресению, а как Тело Христово совоскресла с Ним. Многих христиан беспокоит вопрос их малолетних детей: «что будет с ними при восхищении?» Писание говорит если хотя бы один из родителей будет восхищен, его малолетние дети будут взяты с ним: «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1Кор.7:14).

Моя родная, милая Невеста,
Ты подожди, уж Я недалеко.
С тобою будем скоро вместе.
Крепись, хотя бороться нелегко!

Крепись, не долго уж скитаться
Осталось здесь, в немилой стороне.
С тобою в Небе будем мы венчаться,
Нетленный Я венец подам тебе.

Всегда Я рядом: днем и ночью темной,
И в горе Я, и в радости с тобой,
Ты будь простою, тихой и смиренной –
Тебя введу в небесный Свой покой!»


Close