Этой женщине приписывали многие важные государственные деяния. Чем же так отличилась Софья Палеолог? Интересные факты о ней, а также биографические сведения собраны в этой статье.

Предложение кардинала

В Москву в феврале 1469 г. приехал посол кардинала Виссариона. Он передал письмо великому князю с предложением сочетаться браком с Софьей, дочерью Феодора I, деспота Морейского. Между прочим, в этом письме говорилось и о том, что София Палеолог (настоящее имя - Зоя, его решили заменить на православное из дипломатических соображений) уже отказала двум венценосным женихам, сватавшимся к ней. Это были герцог Медиоланский и французский король. Дело в том, что Софья не захотела выходить замуж за католика.

София Палеолог (фото ее, конечно же, не найти, но портреты представлены в статье), согласно представлениям того далекого времени, была уже немолодой. Однако она все еще была весьма привлекательна. У нее были выразительные, удивительно красивые глаза, а также матовая нежная кожа, что считалось на Руси признаком отличного здоровья. К тому же невеста отличалась статью и острым умом.

Кто такая София Фоминична Палеолог?

Софья Фоминична - племянница Константина XI Палеолога, последнего императора Византии. С 1472 года она являлась супругой Ивана III Васильевича. Отцом ее был Фома Палеолог, который бежал в Рим с семьей в после того как турки захватили Константинополь. Софья Палеолог жила после смерти отца на попечении великого папы римского. По ряду соображений он пожелал выдать ее замуж за Ивана III, овдовевшего в 1467 году. Тот ответил согласием.

София Палеолог родила сына в 1479 году, ставшего впоследствии Василием III Ивановичем. Кроме того, она добилась объявления Василия великим князем, место которого должен был занять Дмитрий, внук Ивана III, венчанный на царство. Иван III использовал брак с Софией для укрепления Руси на международной арене.

Икона "Благодатное Небо" и изображение Михаила III

София Палеолог, великая княгиня московская, привезла несколько православных икон. Предполагают, что в их числе была и редкое изображение Божией Матери. Она находилась в кремлевском Архангельском соборе. Однако, согласно другому преданию, реликвия была перевезена из Константинополя в Смоленск, а когда последний захватила Литва, этой иконой благословили на брак Софью Витовтовну, княжну, когда она выходила замуж за Василия I, московского князя. Образ, который сегодня находится в соборе, представляет собой список с древней иконы, выполненный в конце 17 века по заказу (на фото ниже). Москвичи по традиции приносили лампадное масло и воду к этой иконе. Считалось, что они наполнялись лечебными свойствами, ведь образ обладал целительной силой. Эта икона сегодня является одной из самых почитаемых в нашей стране.

В Архангельском соборе после свадьбы Ивана III появилось также изображение Михаила III, византийского императора, который был родоначальником династии Палеолог. Таким образом, утверждалось то, что Москва является преемницей Византийской империи, а государи Руси - наследники византийских императоров.

Рождение долгожданного наследника

После того как София Палеолог, вторая жена Ивана III, обвенчалась с ним в Успенском соборе и стала его супругой, она начала думать о том, как приобрести влияние и сделаться настоящей царицей. Палеолог понимала, что для этого следовало преподнести князю подарок, который могла сделать только она: родить ему сына, который станет наследником престола. К огорчению Софьи, первенцем оказалась дочь, умершая практически сразу после рождения. Через год снова родилась девочка, также скоропостижно скончавшаяся. София Палеолог плакала, молила Бога дать ей наследника, раздавала горстями милостыню убогим, жертвовала на храмы. Через некоторое время Матерь Божия услышала ее молитвы - вновь забеременела София Палеолог.

Биография ее наконец была отмечена долгожданным событием. Оно состоялось 25 марта 1479 года в 8 часов вечера, как говорилось в одной из московских летописей. Родился сын. Его нарекли Василием Парийским. Мальчика крестил Васиян, ростовский архиепископ, в Сергиевом монастыре.

Что привезла с собой Софья

Софье удалось внушить то, что было дорого ей самой, и что ценили и понимали в Москве. Она привезла с собой обычаи и предания византийского двора, гордость собственным происхождением, а также досаду за то, что ей пришлось выйти замуж за данника монголо-татар. Едва ли Софье понравилась в Москве простота обстановки, а также бесцеремонность отношений, царивших в то время при дворе. Сам Иван III был вынужден выслушивать укоризненные речи от строптивых бояр. Однако в столице и без нее у многих было желание изменить старые порядки, не соответствовавшие положению московского государя. А супруга Ивана III с греками, привезенными ею, которые видели и римскую, и византийскую жизнь, могли дать русским ценные указания, по каким образцам и как следует осуществлять желаемые всеми перемены.

Влияние Софии

Жене князя нельзя отказать во влиянии на закулисную жизнь двора и его декоративную обстановку. Она умело выстраивала личные отношения, ей отлично удавались придворные интриги. Однако на политические Палеолог могла ответить лишь внушениями, которые вторили смутным и тайным помыслам Ивана III. В особенности ясна была мысль о том, что своим замужеством царевна делает московских правителей приемниками императоров Византии с интересами православного востока, державшимися за последних. Поэтому Софью Палеолог в столице русского государства ценили главным образом как царевну византийскую, а не как великую московскую княгиню. Это понимала и она сама. Как пользовалась правом принимать в Москве иностранные посольства. Поэтому брак ее с Иваном был своего рода политической демонстрацией. Всему свету было заявлено о том, что наследница византийского дома, павшего незадолго до этого, перенесла державные права его в Москву, которая стала новым Царьградом. Здесь она разделяет эти права со своим супругом.

Реконструкция Кремля, свержение татарского ига

Иван, почувствовав свое новое положение на международной арене, нашел некрасивой и тесной прежнюю обстановку Кремля. Из Италии, вслед за царевной, были выписаны мастера. Они построили на месте деревянных хором Успенский собор (Василия Блаженного), а также новый каменный дворец. В Кремле в это время начал заводиться при дворе строгий и сложный церемониал, сообщавший московской жизни надменность и чопорность. Так же, как и у себя во дворце, Иван III стал выступать и во внешних отношениях более торжественной поступью. Особенно тогда, когда татарское иго без бою, как будто само собой, свалилось с плеч. А оно тяготело практически два столетия над всей северо-восточной Русью (с 1238 по 1480 год). Новый язык, более торжественный, появляется в это время в правительственных бумагах, в особенности дипломатических. Складывается пышная терминология.

Роль Софьи в свержении татарского ига

Палеолог в Москве не любили за влияние, оказываемое ею на великого князя, а также за перемены в жизни Москвы - "нестроения великие" (по выражению боярина Берсень-Беклемишева). Софья вмешивалась не только во внутренние, но и во внешнеполитические дела. Она требовала, чтобы Иван III отказался платить ордынскому хану дань и освободился наконец от его власти. Искусные советы Палеолог, как свидетельствует В.О. Ключевский, всегда отвечали намерениям ее мужа. Поэтому он отказался платить дань. Иван III растоптал ханскую грамоту в Замосковречье, на ордынском дворе. Позднее на этом месте был построен Преображенский храм. Однако народ и тогда "наговорил" на Палеолог. Перед тем как Иван III вышел в 1480 году к великому он отправил на Белоозеро жену с детьми. За это подданные приписали государю намерение бросить власть в том случае, если Москву возьмет и бежать вместе со своей супругой.

"Дума" и изменение обращения с подчиненными

Иван III, освободившись от ига, ощутил себя наконец полновластным государем. Дворцовый этикет стараниями Софьи начал напоминать византийский. Князь сделал своей супруге "подарок": Иван III разрешил Палеолог собрать из членов свиты собственную "думу" и устраивать на своей половине "дипломатические приемы". Царевна принимала иностранных послов и учтиво с ними беседовала. Это было невиданным новшеством для Руси. Обращение при дворе государя также изменилось.

София Палеолог принесла супругу державные права, а также право на византийский трон, как отмечал Ф. И. Успенский, историк, изучавший этот период. Боярам пришлось считаться с этим. Иван III прежде любил споры и возражения, однако при Софье он кардинально изменил обращение со своими придворными. Иван начал держаться неприступно, легко впадал в гнев, часто налагал опалу, требовал особого почтения к себе. Все эти напасти молва также приписала влиянию Софьи Палеолог.

Борьба за престол

Ее обвинили и в нарушении престолонаследия. Недруги в 1497 году наговорили князю, что София Палеолог замыслила отравить его внука для того, чтобы посадить собственного сына на престол, что ее тайно навещают готовящие ядовитое зелье ворожеи, что в этом заговоре участвует и сам Василий. Иван III в этом вопросе принял сторону своего внука. Он велел утопить в Москве-реке ворожей, арестовал Василия, а супругу удалил от себя, казнив демонстративно нескольких членов "думы" Палеолог. В 1498 году Иван III венчал Дмитрия в Успенском соборе как наследника престола.

Однако у Софьи в крови была способность к придворным интригам. Она обвинила Елену Волошанку в приверженности ереси и смогла добиться ее падения. Великий князь наложил опалу на внука и невестку и нарек Василия в 1500 году законным наследником престола.

Софья Палеолог: роль в истории

Брак Софьи Палеолог и Ивана III, безусловно, укрепил Московское государство. Он способствовал превращению его в Третий Рим. София Палеолог прожила более 30 лет в России, родив 12 детей своему мужу. Однако ей так и не удалось понять до конца чужую страну, ее законы и традиции. Даже в официальных хрониках встречаются записи, осуждающие ее поведение в некоторых ситуациях, сложных для страны.

София привлекла в русскую столицу архитекторов и других деятелей культуры, а также врачей. Творения итальянских архитекторов сделали Москву не уступающей по величественности и красоте столицам Европы. Это способствовало укреплению престижа московского государя, подчеркнуло преемственность русской столицы Второму Риму.

Смерть Софии

Софья скончалась в Москве 7 августа 1503 г. Она была погребена в Вознесенском девичьем монастыре московского Кремля. В декабре 1994 года в связи с перенесением в Архангельский собор останков царских и княжеских жен С. А. Никитин по сохранившемуся черепу Софии восстановил ее скульптурный портрет (на фото выше). Теперь мы можем хотя бы приблизительно представить себе, как выглядела Софья Палеолог. Интересные факты и биографические сведения о ней многочисленны. Мы постарались отобрать самое важное, составляя эту статью.

Софья Алексеевна (17 (27) сентября 1657 - 3 (14) июля 1704) - царевна, дочь царя Алексея Михайловича, в 1682-1689 годах регент при младших братьях Петре и Иване.
Царевна Софья Алексеевна родилась в семье Алексея Михайловича и его первой жены - Марии Ильиничны Милославской.

БИОГРАФИЯ.

После смерти бездетного Фёдора Алексеевича его братья 16-летний Иван, слабый физически и 10-летний Петр (будущий Петр I) Патриархом Иоакимом и боярами были оба провозглашены царями. Бояре Милославские во главе с Софьей (единокровной сестрой Ивана, но лишь сводной сестрой Петра по отцу) решили оспорить царское двоевластие. В мае 1682 г. им удалось инспирировать Стрелецкий бунт. Стрельцы - «служилые люди по прибору» - были значительное время одной из главных военных сил государства. В конце XVII в. положение их ухудшилось, постоянно находились поводы для недовольства условиями службы, настоящие бунты солдатской массы.
Петр видел, как бородатые стрельцы громили сторонников его родственников - Нарышкиных. Не раз потом в подмосковном Преображенском, куда была вынуждена уехать его мать, Петр вспоминал эти события.
Софья пришла к власти, опираясь на своего фаворита Василия Голицына и стрельцов. 15 сентября 1682 стала регентшей при малолетних братьях Иване и Петре.

ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА.

Софья была умной, властной, честолюбивой, знала польский язык, латынь и даже сочиняла стихи. Вольтер говорил о ней: «Правительница имела много ума, сочиняла стихи, писала и говорила хорошо, с прекрасной наружностью соединяла множество талантов; все они были омрачены громадным её честолюбием». Не имея законной возможности взойти на престол, царевна тем не менее чрезмерно жаждала власти, что приводило к частым конфликтам, в том числе и с людьми, её поддерживавшими.
ДОСТИЖЕНИЯ.

В начале июля 1682 умелыми действиями пресекла в Москве бунт стрельцов («Хованщина»). Бунтовщики, стараясь придать религиозную окраску своему выступлению, решили привлечь старообрядческого апологета священника Никиту из г. Суздаля, выдвинув его на духовный диспут с патриархом. Царица перенесла «прения о вере» во дворец, в Грановитую палату, изолировав тем о. Никиту от толпы народа. Не имея достаточной аргументации на доводы суздальского иерея, патриарх Иоаким прервал диспут, объявив своего противника «пустосвятом». Позже священник будет казнен. А царица продолжила борьбу с «расколом» теперь и на законодательном уровне, приняв в 1685 г. знаменитые «12 статей», на основании которых были казнены тысячи человек, повинных в староверии.
Заключила выгодный для России «Вечный мир» с Польшей, Нерчинский договор с Китаем. В 1687 и 1689 под руководством Василия Голицына были предприняты походы против крымских татар, но они были неудачны. В 1687 была образована Славяно-греко-латинская академия. 21 июля 1687 в Париж прибыло первое русское посольство.

НИЗЛОЖЕНИЕ.

30 мая 1689г. Петру I исполнилось 17 лет. К этому времени он, по настоянию матери, царицы Натальи Кирилловны, женился на Евдокии Лопухиной, и, по понятиям того времени, вступил в пору совершеннолетия. Старший царь Иван тоже был женат. Таким образом, не оставалось формальных оснований для регентства Софьи Алексеевны (малолетство царей), но она продолжала удерживать в своих руках бразды правления. Пётр предпринимал попытки настоять на своих правах, но безрезультатно: стрелецкие начальники и приказные сановники, получившие свои должности из рук Софьи, по-прежнему выполняли только её распоряжения.
Между Кремлём (резиденцией Софьи) и Преображенским, где жил Пётр, установилась атмосфера враждебности и недоверия. Каждая из сторон подозревала противную в намерении разрешить противостояние силовым, кровавым путём.
В ночь с 7-го на 8-е августа несколько стрельцов прибыли в Преображенское и донесли царю о готовящемся покушении на него. Пётр был очень напуган и верхом, в сопровождении нескольких телохранителей, тут же ускакал в Троице-Сергиев монастырь.
Утром следующего дня туда же отправились царицы Наталья и Евдокия под эскортом всего потешного войска, которое к тому времени составляло внушительную военную силу, способную выдержать длительную осаду в троицких стенах.
В Москве известие о бегстве царя из Преображенсого произвело потрясающее впечатление: все понимали, что начиналась междоусобица, грозившая большим кровопролитием. Софья упросила патриарха Иоакима поехать в Троицу, чтобы склонить Петра к примирению, но в Москву патриарх не возвратился, предпочтя остаться с царём.
27 августа из Троицы пришёл царский указ, подписанный Петром, с требованием всем стрелецким полковникам явиться в распоряжение царя в сопровождении рядовых стрельцов, по 10 человек от каждого полка, за неисполнение - смертная казнь. Софья, со своей стороны, запретила стрельцам отлучаться из Москвы, так же под страхом смерти.
Некоторые стрелецкие начальники и рядовые стрельцы, улучив момент, тайком перебегали к Троице. Софья чувствовала, что время работает против неё, и решила лично договориться с младшим братом, для чего выехала в Троицу в сопровождении небольшой охраны, но в селе Воздвиженском была задержана стрелецким нарядом, а посланные ей навстречу стольник И. Бутурлин, а затем боярин, князь Троекуров объявили ей, что царь её не примет, а если она попытается продолжать свой путь в Троицу, к ней будет применена сила. Софья возвратилась в Москву ни с чем.
Об этой неудаче Софьи стало широко известно, и бегство стрельцов, приказных чиновников и бояр из Москвы участилось. В Троице их благожелательно встречал боярин князь Б.А. Голицын - бывший дядька царя, на это время ставший главным советником Петра, и распорядителем в его ставке. Вновь прибывшим высокопоставленным сановникам и стрелецким начальникам он самолично подносил чарку и от имени царя благодарил за верную службу. Рядовым стрельцам тоже раздавали водку и наградные.
Пётр в Троице вёл образцовую жизнь Московского царя: присутствовал на всех богослужениях, оставшееся время проводил в советах с членами боярской думы и в беседах с церковными иерархами, отдыхал только в кругу семьи, носил русское платье, немцев не принимал, что разительно отличалось от образа жизни, который он вёл в Преображенском, и который неодобрительно воспринимался большей частью всех слоёв русского общества - шумные и скандальные застолья и забавы, занятия с потешными, в которых он нередко выступал в роли младшего командира, а то и рядового, частые посещения Кукуя, а, в особенности, то, что царь с немцами держался, как с равными себе, в то время как даже самые знатные и сановные русские, обращаясь к нему, согласно этикету должны были называть себя его рабами и холопами.
Софья, между тем, одного за другим теряла своих сторонников: в начале сентября в Троицу ушла во главе с генералом П. Гордоном наёмная иноземная пехота - наиболее боеспособня часть русского войска. Там она присягнула царю, лично вышедшему навстречу. Высший сановник правительства Софьи, «царственные большие печати и государственных великих посольских дел оберегатель», князь В.В. Голицын уехал в своё подмосковное имение Медведково, и устранился от политической борьбы. Активно поддерживал правительницу только начальник стрелецкого приказа Ф.Л. Шакловитый, всеми средствами старавшийся удержать стрельцов в Москве.
От царя пришёл новый указ - схватить (арестовать) Шакловитого и доставить в Троицу в железах (в цепях) для розыска (следствия) по делу о покушении на царя, а все, кто поддержит Шакловитого разделят его судьбу. Остававшиеся в Москве стрельцы потребовали от Софьи выдачи Шакловитого. Она сначала отказывалась, но была вынуждена уступить. Шакловитый был отвезён в Троицу, под пыткой дал признательные показания и обезглавлен. Одним из последних явился в Троицу князь В.В. Голицын, где он не был допущен к царю, и сослан с семьёй в Каргополь.
У правительницы не осталось людей, готовых рискнуть головой ради её интересов, и когда Пётр потребовал, чтобы Софья удалилась в Новодевичий монастырь, ей пришлось подчиниться. В монастыре она содержалась под стражей.
Во время стрелецкого восстания 1698 года стрельцы, по данным следствия, намеревались позвать её на царство. После подавления бунта Софья пострижена в монахини под именем Сусанны.
Умерла в 1704. Похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве.

Царевна Софья в Новодевичьем монастыре (В. Репин)

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ.

В старообрядческом скиту Шарпан находится захоронение схимницы Прасковьи («царицына могила») в окружении 12-ти безымянных могил. Староверы считают эту Прасковью царевной Софьей, якобы бежавшей из Новодевичьего монастыря с 12-ю стрельцами.
Материал из Википедии - свободной энциклопедии.

Софья отличалась поразительным умом. Ее тянуло к наукам любого характера. Софью с ранних лет ставили в пример сестрам и лестно высказывались о ее уме. Все это привело только к большей мании себя царицей.


1682 Царевна Софья, дочь покойного царя Алексея Михайловича, стала регентшей при своем брате Иване V (16 лет) и сводном брате Петре I (10 лет). Иван V был утвержден Земским собором в качестве "первого" царя, а Петр стал считаться "вторым" царем.

Софья отличалась поразительным умом. Ее тянуло к наукам любого характера. Софью с ранних лет ставили в пример сестрам и лестно высказывались о ее уме. Все это привело только к большей мании себя царицей. Софью не устраивали старые русские обычаи, которые вершили судьбы всех дочерей в царской семье. Судьба юных цариц издавна была сгублена, они находились взаперти в своих покоях и выходили лишь исповедоваться священнику. А в юном возрасте их постригали в монахине в монастыре, где они и проводили все свои оставшиеся годы. Выйти замуж для них было невыполнимой задачей. Русские женихи были их не достойны, а иностранцы исповедовали другие веры. Софья не желала такой участи. Стать монахиней для Софьи означало загубить ее ум и не воплотить ее заветную мечту - стать царицей.

Софья прекрасно понимала, что этой своей цели она сможет добиться почти сразу же после смерти отца. Больной Федор, слабоумный Иоанн и полностью подчиненные ей сестры никак не могли ей помешать войти на престол. Но лишь одно мешало ей - маленький Петр, сын второй супруги Алексея Михайловича, и эту преграду предстояло пройти Софьи сразу после смерти старшего Федора.

В 1682 году скончался царь Федор, не оставив наследника. Из двух цесаревичей старший Иоанн был слабоумен, а Петр был совсем ребенок. По издавна сложившейся преемнической традиции царем должен стать Иоанн, но возведение его на престол навлекло бы на все время его царствования необходимости опеки. Что означало передачу власти в другие руки, чего так хотела царевна Софья. Она уже после смерти отца близко общалась с боярами, участвовала в заседаниях Думы и даже принимала участие в решении важнейших вопросов.

Смерть Федора открывала перед умной царевной путь к трону. И в день его смерти, как только удар колокола возвестил Москве о кончине царя Федора, бояре съехались в кремль для решения вопроса о приемнике. Большинство бояр склонялись к избранию царем Петра, а меньшинство, в том числе и Софья, склонялись к Иоанну. Явными сторонниками Петра были братья Голицыны (Борис и Иван), четверо братьев Долгоруких (Яков, Лука, Борис и Григорий), Одоевские, Шереметевы, Куракин, Урусов и другие, которые прибыли в панцирях, опасаясь смуты.

Председателем на совете этих духовных и светских сановников председательствовал патриарх Иоаким, как самое почетное лицо после царя. Он призвал немедленно выбрать между двумя братьями - "скорбным главою" Иоанном и отроком Петром. Но совет так и не решил, тогда патриарх предложил совершить избрание царя согласием всех московских чинов. Немедленно все они съехались на площадь Кремля. Зная о слабоумии Иоанна, они естественно избрали Петра.

Новоизбранный царь в это время находился у тела покойного Федора. Патриарх и святители отправились к нему в хоромы, нарекли его царем и благословили. А после бояре, дворяне и люди других чинов принесли ему присягу, поздравляли его с восшествием на престол и подходили к царской руке. Софья вместе с сестрами тоже поздравила Петра.

На следующий день у Софьи и Натальей Кирилловной, матерью молодого царя, начались раздоры. Родственники царицы -- Нарышкины, тотчас подняли головы. Особенно царицын брат Иван Нарышкин, иму было пожаловано боярское звание, и он был назначен оружейником, что вызвало большое недовольство у бояр.

Софье было трудно оспорить законность царствования Петра. Она понимала, что изменить волю народа можно только с помощью бунта. Софья решила использовать против Нарышкиных самую сильную и грозную силу - стрелецкие полки. Волнения в стрелецких полках начались еще при правлении Федора. Стрельцы были недовольны своими полковниками, которые заставляли их работать на себя, покупать нарядную одежду на свое жалование, хотя затраты на эти покупки шли из казны, задерживали зарплату, переводили против воли из города в город и прочие. К тому же царевна обещала отменить те перемены, которые сделал Никон в церковных книгах. Для пущей уверенности, им было сказано, что именно Нарышкины погубили весь род царский, и по приказанию Натальи был отравлен царь Федор.

Стрельцы поняли, что они вскоре понадобиться одной из враждующих сторон. Они подали челобитную на своих начальников - всех полковников и одного генерал-майора. В случае отказа они грозились расправиться со своими обидчиками сами.

В угоду стрельцам Нарышкины удалили ненавистных им полковников и на их посты назначали других, угодных стрельцам. Обвиняемые были одна стрельцам для наказания и установления правды. Полковников били по ногам, до того времени пока стрельцы не скажут довольно. Данный правеж длился восемь дней. Некоторые полковники, на которых стрельцы были наиболее злы, били по два и три раза.

Стрельцы почувствовали вседозволенность и были готовы к бунтам. Этим обстоятельством решили воспользоваться Софья и ее сторонники для расправы с Нарышкиными. Главными зачинщиками были боярин Иван Михайлович Милославский и князь Иван Хованский . Хованский призывал влиятельных стрельцов и говорил, что Нарышкины готовы казнить недовольных. Была пущена сплетня, как будто, что Иван Нарышкин пытался задушить царевича Иоанна.

Терпение стрельцов иссякло вместе со сплетней, и они подняли бунт. Стрельцы с оружием, с развернутыми знаменами, сопровождающие барабанным боем двинулись к Кремлю. Попав в Кремль, стрельцы требовали выдать им Нарышкиных.

Царица Наталья Кирилловна, по совету патриарха, вышла в сопровождении бояр на Красное крыльцо, держа за руки Иоанна и Петра. Стрельцы были удивленны, что Иоанн жив, но не убавили свой пыл. Стрельцы ворвались в Кремль. Всех им не угодных поднанимали на копья, иногда совсем невинных.

Затем все насилие плавно перешло в город и длилось три дня. Все дни продолжались убийства, грабежи и поджоги. Ночью стрельцы расставили караулы, что "неверные" не могли убежать. После страшных пыток стрельцы убил Ивана Нарышкина. Отцу же царица сумела сохранить жизнь, и он был пострижен и отправлен в Кирилло-Белозерский монастырь.

Царевна Софья решившая закончить бунт пригласила к себе выборных стрельцов, наградила их и объявила о выплате задержанного жалования, которое составляло 240 000 рублей. После чего Софья уговаривала больше никого не убивать. Для уверенности главой стрельцов был назначен князь Хованский, которого стрельцы называли "батюшкой".

Теперь Софья сосредоточила в своих руках грозную и грубую силу. Но добиться того ради чего был устроен бунт - не смогла. Петр, как и раньше, находился на престоле.

По просьбе Хованского, действовавшего в пользу Софии, стрельцы принесли царевне челобитную, не только от них самих, но и от многих чинов Москвы. В челобитной было высказано пожелание, чтобы на престоле царствовали Иоанн и Петр, в случае отказа стрельцы были намерены снова взяться за оружие и устроить бунт. Софья, прочитав, передала челобитную боярской думе. Дума в свою очередь приговорила быть на престоле обои братьям и старшинство предоставить Иоанну.

Стрельцы не заставили себя долго ждать и уже через три дня подали боярам новую челобитную, в которой говорилось о малых годах обои царей, и что правление государством должно быть вручено царевне Софье Алексеевне. Бояре, еще помнящие прошедший бунт, передали правление Софьи по малолетству государей.

В 1682 году по избрании в цари Петра Софья стала во главе партии Милославский, чтобы препятствовать влиянию мачехи – царицы Наталии Кирилловны и Нарышкиных. С помощью стрельцов Софья добилась провозглашения царями Иоанна и Петра. Сама стала правительницей. В 1686 году Софья заключила вечный мир с Польшей, которая отказалась от Киева, но обязала Россию воевать с Турцией.

Оба похода князя Голицына на Крым были неудачными. По Нерчинскому договору у Китая были приобретены берега Амура.

В 1689 году, когда Петру исполнилось 17 лет, боярин Шакловитый тщетно пытался для поддержки правительницы Софьи поднять стрельцов. Молодой царь Пётр I казнил и сослал друзей своей сестры. Софья была отправлена в Новодевичий Монастырь.

Стрелецкий бунт 1682 года и приход к власти . 27 апреля (7 мая) 1682 года после 6 лет правления скончался болезненный царь Фёдор Алексеевич. Встал вопрос, кому наследовать престол: старшему болезненному Ивану согласно обычаю или малолетнему Петру. Заручившись поддержкой патриарха Иоакима, Нарышкины и их сторонники 27 апреля (7 мая) 1682 года возвели на престол Петра. Фактически к власти пришёл клан Нарышкиных и вызванный из ссылки Артамон Матвеев, объявленный «великим опекуном».

Милославские, родственники царевича Ивана и царевны Софьи по их матери, усмотрели в провозглашении Петра царём ущемление своих интересов. Стрельцы, которых в Москве было более 20 тысяч, уже давно проявляли недовольство и своенравие; и, видимо, подстрекаемые Милославскими, 15 (25 мая) 1682 года выступили открыто: с криками, что Нарышкины задушили царевича Ивана, двинулись к Кремлю. Наталья Кирилловна, надеясь успокоить бунтовщиков, вместе с патриархом и боярами вывела Петра с братом на Красное крыльцо. Однако восстание не закончилось.

26 мая выборные от стрелецких полков явились во дворец и потребовали, чтобы старший Иван признавался первым царём, а младший Пётр - вторым. Опасаясь повторения погрома, бояре согласились, и патриарх Иоаким тотчас же совершил в Успенском соборе торжественный молебен о здравии двух наречённых царей; а 25 июня венчал их на царство.

29 мая стрельцы настояли, чтобы царевна Софья Алексеевна приняла на себя управление государством по причине малолетства её братьев. Царица Наталья Кирилловна должна была вместе с сыном Петром - вторым царём - удалиться от двора в подмосковный дворец в селе Преображенском.

Регентство. Софья правила, опираясь на своего фаворита Василия Голицына.

Царевна продолжила борьбу с «расколом» уже на законодательном уровне, приняв в 1685 году «12 статей», на основании которых были казнены тысячи человек, обвинённых в «расколе».

При Софье был заключен выгодный для России «Вечный мир» с Польшей, невыгодный Нерчинский договор с Китаем (первый русско-китайский договор, действовал до1858 года). В 1687 и 1689 под руководством Василия Голицына были предприняты походы против крымских татар, но они не принесли большой выгоды, хотя и укрепили авторитет России в глазах союзников по Священной лиге.

21 июля 1687 года в Париж прибыло русское посольство, посланное регентшей к Людовику XIV с предложением присоединиться к Священной лиге против турецкого султана, - на тот момент французского союзника.

Низложение . 30 мая 1689 года Петру I исполнилось 17 лет. К этому времени он, по настоянию матери, царицы Натальи Кирилловны, женился на Евдокии Лопухиной, и, по обычаям того времени, вступил в пору совершеннолетия. Старший царь Иван тоже был женат. Таким образом, не оставалось формальных оснований для регентства Софьи Алексеевны (малолетство царей), но она продолжала удерживать в своих руках бразды правления. Пётр предпринимал попытки настоять на своих правах, но безрезультатно: стрелецкие начальники и приказные сановники, получившие свои должности из рук Софьи, по-прежнему выполняли только её распоряжения.


Между Кремлём (резиденцией Софьи) и Преображенским, где жил Пётр, установилась атмосфера враждебности и недоверия. Каждая из сторон подозревала противную в намерении разрешить противостояние силовым, кровавым путём.

В ночь с 7-го на 8-е августа несколько стрельцов прибыли в Преображенское и донесли царю о готовящемся покушении на него. Пётр был очень напуган и верхом, в сопровождении нескольких телохранителей, тут же ускакал в Троице-Сергиев монастырь. Утром следующего дня туда же отправились царица Наталья и царица Евдокия в сопровождении всего потешного войска, которое к тому времени составляло внушительную военную силу, способную выдержать длительную осаду в троицких стенах.

В Москве известие о бегстве царя из Преображенского произвело потрясающее впечатление: все понимали, что начиналась междоусобица, грозившая большим кровопролитием. Софья упросила патриарха Иоакима поехать в Троицу, чтобы склонить Петра к переговорам, но в Москву патриарх не возвратился и объявил Петра полноправным самодержцем.

27 августа из Троицы пришёл царский указ, подписанный Петром, с требованием всем стрелецким полковникам явиться в распоряжение царя в сопровождении стрелецких выборных, по 10 человек от каждого полка, за неисполнение - смертная казнь. Софья, со своей стороны, запретила стрельцам покидать Москву, также под страхом смерти.

Некоторые стрелецкие начальники и рядовые стали уходить к Троице. Софья чувствовала, что время работает против неё, и решила лично договориться с младшим братом, для чего выехала в Троицу в сопровождении небольшой охраны, но в селе Воздвиженском была задержана стрелецким нарядом, а посланные ей навстречу стольник И. Бутурлин, а затем боярин, князь Троекуров объявили ей, что царь её не примет, а если она попытается продолжать свой путь в Троицу, к ней будет применена сила. Софья возвратилась в Москву ни с чем.

Об этой неудаче Софьи стало широко известно, и бегство бояр, приказных чиновников и стрельцов из Москвы увеличилось. В Троице их благожелательно встречал князь Борис Голицын - бывший дядька царя, на это время ставший главным советником Петра, и распорядителем в его ставке.

Между тем, власть Софьи неуклонно сыпалась: в начале сентября в Троицу ушла во главе с генералом П. Гордоном наёмная иноземная пехота - наиболее боеспособная часть русского войска. Там она присягнула царю, лично вышедшему навстречу.

У правительницы не осталось приверженцев, готовых рискнуть головой ради её интересов, и когда Пётр потребовал, чтобы Софья удалилась в Святодуховский монастырь (Путивль), ей пришлось подчиниться. Вскоре Пётр решил, что держать её вдалеке небезопасно, и перевёл в Новодевичий монастырь. В монастыре к ней была приставлена стража.

Рождение: 17 (27) сентября (1657-09-27 )
Москва Смерть: 3 (14) июля (1704-07-14 ) (46 лет)
Москва Род: Романовы Отец: Алексей Михайлович Мать: Мария Ильинична Милославская

Царевна Софья Алексеевна родилась в семье Алексея Михайловича и его первой жены - Марии Ильиничны Милославской .

Биография

Личные качества

Софья была умной, властной, честолюбивой, знала польский язык , латынь и даже сочиняла стихи. Вольтер говорил о ней: «Правительница имела много ума, сочиняла стихи, писала и говорила хорошо, с прекрасной наружностью соединяла множество талантов; все они были омрачены громадным её честолюбием» . Не имея законной возможности взойти на престол, царевна тем не менее чрезмерно жаждала власти, что приводило к частым конфликтам, в том числе и с людьми, её поддерживавшими.

Достижения

Примечания

Литература

На русском языке
  • Беляевский летописец // Россия при царевне Софье и Петре I: Записки русских людей / Сост. и ред. А. П. Богданов . - М .: Современник , 1990. - С. 27 - 44. - 448 с. - ISBN 5-270-00708-8 (в пер.)
  • Костомаров Н. И. История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Гл. 13. Царевна Софья
  • Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. Т. 14, гл. I, II.
  • Лавров А. С. Регентство царевны Софьи Алексеевны. Служилое общество и борьба за власть в верхах Русского государства в 1682-1689 гг. - М .: Археографический центр, 1999. - 304 с. - 1 000 экз. - ISBN 5-88253-035-0 (в пер.)
  • Седов П. В. Закат Московского царства. Царский двор конца XVII в. - СПб., 2006.
  • Богданов А. П. Гравюра как источник по истории политической борьбы в России в период регентства Софьи Алексеевны (вопросы происхождения) // Материалы XV Всесоюзной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс». Серия «История». - Новосибирск, 1977. - С. 39–48.
  • Описание бунта бывшего в 1682 году. С рукописи // Собрание разных записок и сочинений, служащих к доставлению полного сведения о жизни и деяниях государя императора Петра Великого. Изданное трудами и иждивением Фёдора Туманского. – Ч. 1. - СПб.: Шнор, 1787. - С. 111 - 229.
  • Хьюз Л. Царевна Софья / Линдси Хьюз / Пер. с англ. и науч. редактирование: к.и.н. С. В. Лобачёв; Рецензенты: д.и.н., проф. С. А. Козлов, д.и.н., с.н.с. А. П. Павлов. - СПб. : Гранд, 2001. - 416 с. - 4 000 экз. - ISBN 5-9204-0003-X (в пер.)
На иностранных языках
  • Hughes, L. Sophia, Regent of Russia 1657-1704. New Haven and London, 1990.
  • Boskovska, N. Die russische Frau im 17. Jahrhundert. Köln, 1998.

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 27 сентября
  • Родившиеся в 1657 году
  • Родившиеся в Москве
  • Умершие 14 июля
  • Умершие в 1704 году
  • Умершие в Москве
  • Похороненные на Новодевичьем кладбище
  • Русские царевны из дома Романовых
  • Насильно пострижённые в монахи
  • Регенты России
  • Монахини Русской православной церкви

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Софья Алексеевна" в других словарях:

    - (1657 1704), царевна, правительница Русского государства в 1682 89 при двух царях её малолетних братьях Иване V и Петре I. К власти пришла с помощью В. В. Голицына, Мило славских, Шакловитых и стрельцов. Правительство Софьи Алексеевны заключило… … Русская история


Close