Свечи из воска можно сделать разными способами: катанием листов вощины; маканием в расплавленный воск фитиль; использованием готовых форм, в которые заливают воск. Широко применяется для изготовления свечей парафин, но натуральный пчелиный воск намного безопасней для здоровья человека. Парафиновые свечи способны выделять толуол и бензол, образующие сажу. У некоторых людей возможна аллергическая реакция на эти вещества. Изготовить свечку своими руками золотистого цвета, имеющую натуральный медово-цветочный или медово-травяной аромат, можно с помощью природного пчелиного воска. Преимущество таких свечей в более длительном тлении без копоти. Чтобы создать своими руками пахучую и натуральную свечу из воска Вам потребуется небольшое количество материалов и инструментов, а также немного свободного времени.

Делаем натуральные свечи из воска своими руками в домашних условиях

В первую очередь, подготавливаем рабочее место. Для этого подойдет комната, имеющая постоянную температуру, водопровод и плиту. Во время приготовления свечи не должно быть сквозняка.

Рабочую поверхность (например, стол) накройте либо старой скатертью (водонепроницаемой), либо полотенцем, можно использовать газету или иную бумагу. Пол лучше тоже поберечь и застелить ковриком, старым линолеумом или плотным картоном.

Заранее подготовьте все необходимые материалы:

  • пчелиный воск;
  • разделочная доска (для измельчения воска);
  • посуда для водяной бани;
  • фитиль;
  • емкость для плавления воска;
  • форма для свечи;
  • бумажные салфетки (вытирать потеки воска);
  • нейлоновая ткань или фильтр для краски (очистить воск);
  • стеклянная банка или бутылка для фильтрации воска;
  • бамбуковая палочка (китайская палочка для еды);
  • кусок проволоки;
  • резинки;
  • ножницы;
  • кусачки;
  • строительный фен или газовая турбо-зажигалка, чтобы выровнять основание свечей.
Количество воска и форма.

Количество воска можно определить с помощью воды. В подобранные формы налейте воду и слейте в мерную кружку. Рассчитываем на 1 литр воды 1 килограмм воска. Также рекомендуется использовать воск, прошедший первичную очистку. Но, в любом случае, дополнительная фильтрация расплавленного воска позволяет удалить инородные частицы.

Как правило, для воска требуется толстый фитиль диаметром от 1 до 4 мм. Для формы литых свечей можно использовать емкости из алюминия, поликарбоната, полиуретана и силикона. Наиболее распространенным, в настоящее время, является формочки из силикона. Они обладают высокой термостойкостью, эластичны, не прилипают к воску. Приобрести их можно в специализированных магазинах и через интернет.

Для начала закрепляем фитиль: нарезаем куски проволоки по 15 см и сгибаем пополам. Общая длина должна быть не менее диаметра формочки. Для крепления помещаем фитиль в центре, скручиваем проволоку и натягиваем его.

В готовой силиконовой форме уже сделано отверстие для извлечения фигуры. Туда и аккуратно заправляем фитиль (посередине), не разрывая форму. Резинками скрепляем форму, чтобы воск не вытек. Далее закрепляем фитиль в зажиме из проволоки и центрируем по диаметру формы, регулируя натяжение.

Следующий шаг – это водяная баня. Наливаем в кастрюлю воду (не более половины, так как в нее будет помещаться другая емкость с воском) и ставим на плиту. Пока вода закипает, с помощью ножа разламываем воск на мелкие кусочки (для более быстрого плавления, но не превращаем воск в порошок). Для более быстрого измельчения, можно предварительно подморозить воск в холодильнике. Засыпаем емкость кусочками воска и помещаем в водяную баню (температуру плиты можно снизить). Используя палочку, можно проверить расплавился ли воск полностью. Следите за уровнем воды, при необходимости – доливайте.

Изготавливаем фильтр из нейлоновой ткани: складываем кусок ткани вдвое и закрепляем резинкой на стеклянной бутылке. Переливаем отфильтрованный воск в формочку. Все эти действия лучше делать по быстрее, пока воск находится в расплавленном состоянии.

Залив форму, остатки воска выливаем в посуду для плавления и ждем минут 15-20 пока воск осел. Чтобы избежать образования пустоты в больших формах, проделываем деревянной палочкой два – три отверстия. Снова пропускаем воск через фильтр и заполняем пустоты.

Залитую полностью свечу остужают при комнатной температуре. Как правило, это занимает не более шести часов.

Когда свеча остынет нужно снять зажим для фитиля, отделив его от воска при помощи ножа. Затем обрезаем лишнюю часть фитиля, оставив 1 см по длине.

Если основание получилось не ровным, то с помощью строительного фена или газовой турбо-зажигалки на расстоянии 15-20 см. нагреваем основание и выравниваем поверхность. После всех действий снимаем с формы резинки и извлекаем свечу.

Видео по теме статьи

Для более наглядного примера предлагаем просмотреть несколько видео материалов с пошаговым мастер-классом изготовления свечей из воска.

Говорят, что лучший подарок тот, который сделан своими руками. Не всегда так получается, но украсить коробку бантиком (да и не только!) сделанным своими руками и с помощью только своей фантазии вполне под силу каждому. Это просто, дешево и необычайно красиво (ведь парафин мягкий и ему можно придать любую форму).

Что же нужно для этого?

Для начала надо взять пергаментную бумагу и с помощью булавок придать ей нужную форму. В полученную емкость выливаем растопленный парафин (но, ни в коем случае, не кипящий). Чтобы масса была однородной - форма должна стоять на гладкой поверхности.

Потом начнет застывать, а Вы тем временем острым ножом нарезайте полоски нужного размера. Пока они теплые, переносим их на поверхность подарка (либо упаковки) и делаем бант. Но он, в отличие от настоящего, не завязывается, а складывается с полосок. После его можно украсить бисером или пайетками. Получится очень красиво и необычно.

Можно экспериментировать со свечами и разнообразными мелкими предметами. Свечи ведь бывают с разными запахами и цветами. И если их расплавить и обмокнуть что-то, то выйдет просто изумительная вещичка. С помощью обычных ниток (лучше для вязания) можно делать листики, цветочки, бабочки и т. д. Вообще, все чего душа пожелает.

Если Вы не знаете, как занять своего ребенка, то лучшей игры нет! Но обязательно присутствие взрослых. Пусть они топят воск и окунают предметы, а малыш только делает всякие фигурки. Для удобства можно использовать пинцет (с помощью него можно не только обмакивать, но и отодвигать детальки). Придать форму лучше на упомянутой выше пергаментной бумаге. Для создания форм можно использовать даже формы для печенья.

При желании попробуйте сделать с нескольких свечей одну, смешивая их и комбинируя цвета.

Очень красиво выходят цветы. С помощью воска их можно сохранять, это даже позволит сделать свой собственный гербарий. Наделав достаточное количество цветов, можно расставить их по дому в маленьких вазочках для придания уюта. Чтобы цветок был как можно более натуральным, воск должен быть прозрачным и нанесен очень тонко по всему цветку. Но самое главное при работе, чтобы цветы были свежие.

Пробуйте, экспериментируйте, может Вам тоже понравится!

Приготовим все необходимое, что нам может понадобиться для изготовления свечи. Выбрать форму и размер вы можете самостоятельно. У меня получилась свеча размером 7 на 7 см и 4 см в высоту. По сути, размер свечи будет зависеть от параметров большей коробки, которую вы сможете найти. свечи будет зависеть от того, какие материалы вы предпочтете. Для украшения можно использовать все, что не оплавляется от температуры расплавленного парафина или воска и не изменяет свой цвет (небольшие камешки, ракушки, морские звезды, зерна кофе, пуговицы, крупы или семена, сухоцветы или искусственные цветы, монетки и т. п.).

Нам понадобится:
парафиновые или восковые свечи – 4 шт.;
две картонные коробки квадратной формы;
стеклянная посуда для растапливания парафина;
подставка под горячее;
прихватки для защит рук;
микроволновая печь или водяная баня;
деревянная палочка для фиксации фитиля;
ножницы или канцелярский нож;
карандаш;
линейка;
скотч для укрепления коробок;
природные материалы: крупы, камешки, сухоцветы, искусственные цветы, пуговицы и т.п.

Обрежем ненужные части картонных коробок и сравняем высоту меньшей и большей. Разметку можно нанести при помощи линейки и карандаша. Дно коробок обклеиваем скотчем так, чтобы все отверстия были надежно закрыты и воск не вытекал наружу.

Меньшую коробку вставляем в большую таким образом, чтобы она расположилась по центру. Клей для фиксации не следует использовать, т. к далее нам будет необходимо ее вынуть из застывшего парафина или воска. Для того чтобы коробка не сдвигалась в процессе работы – используйте в качестве грузиков несколько камешков, которые пометите в меньшую коробку.

Насыпаем первый слой крупы.

Свечи аккуратными движениями разламываем и вынимаем фитиль.

Парафин или воск складываем в стеклянную емкость и растапливаем в микроволновой печи. При мощности 750 W будет достаточно 5 минут.

Заливаем парафином первый слой крупы.

На слегка застывший первый слой аккуратно выкладываем сухоцветы или другие выбранные вами предметы. Заливаем все парафином.


Количество слоев вы можете определить сами. Важно, что бы каждый слой слегка остывал перед нанесением последующего. Оставляем свечу остывать. Для ускорения этого процесса, ее можно поставить на 10 минут в холодильник.

Фитиль привязываем к деревянной палочке.

Не зря говорят, что лучшим презентом является такой подарок, который был сделан своими руками, а не приобретен в спешке в магазине около дома. Благодаря своему эффектному и весьма оригинальному внешнему виду, разнообразные фигурки и поделки из воска смогут вписаться в любой интерьер, да и в целом украсить помещение.

Материал, который зачастую используется при их изготовлении, отличается податливостью, что немаловажно при создании поделки. Кроме этого, воск - экологически чистый продукт, а значит, он не станет причиной неприятного запаха и вредных испарений, которые, к сожалению, иногда присутствуют в покупных подарках.

Как сделать фигурку из воска? Прежде чем приступить к ее изготовлению, подготовьте перечисленные выше материалы. После этого растопите небольшой кусок воска при помощи водяной бани, периодически добавляя в него красную краску. Таким же способом окрасьте другую часть воска в белый цвет за счет масляной краски белого цвета.

После выполненных манипуляций аккуратно перелейте воск в небольшие емкости, дождавшись его полного остывания. Далее нужно изготовить воск телесного цвета. Для этого смешайте немного белой и красной краски до приобретения нежно-розового оттенка. Теперь можно приступить к изготовлению лица.

Сначала смажьте гипсовую форму вазелином, после чего сделайте слепок с самодельной или готовой куклы таким образом, чтобы он состоял из двух частей. После окончания процедуры получившиеся детали соедините воедино, тщательно просушите их и покройте бесцветным лаком. Теперь растопите воск и осторожно залейте его в приготовленную ранее форму.

Извлеките фигурку из формы и с помощью стека углубите глазницы с обратной стороны, а после прорежьте глазные контуры с внешней стороны. Теперь прикрепите к векам специальные заготовки ресничек и с изнаночной стороны фигурки вложите глаза. Если после выполненных манипуляций получившаяся фигурка из воска вам понравилась, залейте маску особой восковой смесью, закрепив ресницы клеем ПВА.

Исходя из пропорций лица, сделайте при помощи проволоки каркас-скелет, после чего можно переходить к созданию туловища. Те части тела, которые предположительно будут скрываться под одеждой фигурки, обмотайте заготовленными обрезками старых чулок, а те, что будут открыты - алюминиевой фольгой.

Используя воск, создайте туловище будущей фигурке, благодаря пластилиновой консистенции сделать это будет очень просто. Для этого облепите проволоку и чулки мягким воском. Также не забудьте слепить уши и закрепить лицо с туловищем. С помощью жидкости для снятия лака мягкими движениями удалите жирный блеск с поверхности фигурки и при помощи косметики или акриловой краски сделайте «макияж

Литье из воска

В старину свечи отливали в так называемых «лейках» - формах, изготовленных из олова или жести. Белорусские крестьяне применяли формы из дерева и древесной коры. Сибиряки же в качестве форм для литья свечей использовали полые стебли местных зонтичных растений: дягиля и борщевика. Стебли этих растений срезали осенью, когда наземные части их уже отмирали.

Украинские крестьяне применяли для тех же целей полые стебли болиголова. Свечи лили из сала или натурального пчелиного воска. Сейчас вместо натурального воска используют парафин или церезин. Эти воскоподобные вещества называют минеральным воском. Для отливки фигурных свечей вы можете воспользоваться хозяйственными парафиновыми свечами, огарками использованных свечей.

Свечи отливают в металлических, деревянных или гипсовых формах. Металл (сталь, латунь, жесть) применяют, если нужно отлить свечу в виде цилиндра, конуса, пирамиды или призмы.

Внутренние поверхности металлических форм нужно хорошо отполировать. Только в этом случае готовые свечи будут легко извлекаться из формы, а их поверхность станет ровной, с матовым блеском. Крепят металлические формы на деревянных подставках. Изготовление свечей в металлических формах показано на рисунках а - г.



Но возможности металлических форм ограничены, только в гипсовых формах можно выполнить восковую отливку сложной конфигурации. Гипсовую форму изготавливают по пластилиновой, глиняной или деревянной модели, которая представляет собой точную копию будущей отливки.

Предположим, что вы решили воспользоваться деревянной моделью. Подберите для нее хорошо просушенную, однородную и без ярко выраженных годичных слоев древесину. Для модели годятся липа, бук, береза, осина, ольха. Если вы будете вытачивать модель на токарном станке, сразу отшлифуйте ее наждачной бумагой. Рельефы на ней вырезают ножом-косяком, прямыми и полукруглыми стамесками, клюкарзами. В зависимости от рисунка рельефа, его величины и конфигурации выбирается порода древесины. Если на модели предполагается нанести рельеф с крупными деталями, то для нее используют мягкую древесину липы, осины или ольхи. Для мелких рельефов с тонкой проработкой деталей пригодны только твердая и однородная древесина: береза, бук и др.

Готовую модель нужно сделать влагостойкой. Нагрев модель над огнем, несколько раз пропитайте ее горячей олифой. Примерно через сутки можно покрыть ее шеллачным лаком. (Вместо шеллачного лака можно использовать масляный и нитроцеллюлозный лак.) В торец модели ввинтите небольшой шуруп, прикрутите к нему проволоку, свободный конец проволоки согните крючком. Налейте лак в стеклянную банку и опустите в него модель. Лак должен легко стекать с модели. (Густой лак разводят растворителем.) Выньте модель из лака и повесьте над банкой, чтобы лишний лак мог стекать в нее.

Высохший лак покроет модель тонкой прочной пленкой. Еще раз окуните модель в пак, дайте ему просохнуть. Операцию эту повторяют до тех пор, пока поверхность модели не станет ровной и блестящей.
Форму для отливки изготавливают в опоке - коробочке с четырьмя стенками и дном (рис. 1). Две торцевые стенки соединены с дном наглухо шипами и клеем. По краям в них проделаны пазы для тонких боковых стенок из оргстекла или пластмассы, (Можно также использовать пропитанную олифой тонкую фанеру или картон.) На одной из торцевых стенок укрепите шурупом модель, вставьте в пазы боковые стенки, затем смажьте модель и внутренние части опоки разъединительной смазкой или вазелином - высохший после формовки гипс не прилипнет к модели и стенкам опоки.


Смазку можно приготовить из двух весовых частей стеарина, расплавленных на водяной бане, и пяти весовых частей керосина, Смесь тщательно размешивают до образования однородной массы. Смазку наносят на модель и стенки опоки кистью или тряпичным тампоном.

Закончив с моделью и опокой, можно приступать к приготовлению гипсового раствора. Его желательно разводить в резиновой или пластмассовой эластичной посуде. Из такой емкости засохший гипс легко удаляется, стоит лишь нажать на ее стенку. Налейте в емкость, или, как еще говорят, гипсовку, чистую воду комнатной температуры и начинайте медленно, постоянно помешивая, насыпать в нее гипс, пока не получится густой раствор. Гипсовый раствор быстро схватывается, поэтому, помешав раствор примерно 1,5-2 минуты, залейте его в опоку. Причем так, чтобы он заполнил опоку только наполовину (рис. 2). При этом в гипсе окажется нижняя половина модели. Примерно через 8-10 минут гипс затвердеет, но не окончательно, его еще можно обрабатывать режущими инструментами.

Воспользуйтесь этим и кончиком скальпеля вырежьте по углам гипсовой половинки три-четыре конических углубления. При заливке второй половинки формы эти углубления заполняются гипсом и на верхней половинке формы образуются выступы. Получится своеобразный замок, позволяющий точно соединять обе половинки. Образовавшиеся крошки стряхните широкой кистью.

Теперь смажьте верхнюю половинку формы разъединительной смазкой. Снова приготовьте необходимое количество раствора: его потребуется примерно столько же, сколько вы использовали при заливке нижней половинки формы. Залейте опоку доверху (рис. 3) и примерно через 20 минут, когда гипс полностью затвердеет, разберите опоку, разъедините форму, освободите ее от деревянной модели (рис. 4).

Если форма задуманной вами свечи не очень сложная и нужно сделать всего две-три отливки, то можете не укреплять внутреннюю полость гипсовой формы. Но перед заливкой ее нужно обязательно насытить водой. Тогда восковая отливка будет легко отделяться от увлажненной формы. Если же вы решили сделать много свечей, то придется покрыть внутреннюю часть формы несколькими слоями натуральной олифы. Гипс сразу же впитает в себя первый слой олифы. Покройте форму еще двумя-тремя слоями олифы, пока на поверхности гипса не появится устойчивый мягкий блеск. Олифа затвердевает в течение суток. Загрунтованные поверхности формы покройте несколькими слоями лака - они станут гладкими и еще более блестящими. Теперь восковая отливка будет легко отделяться от гипсовой формы.
Перед заливкой расплавленного воска вставьте в форму фитиль: один конец укрепите на прутике, другой завяжите узлом.

Лучше всего использовать для него толстую льняную или конопляную нить, но можно обойтись и катушечными хлопчатобумажными нитками, свив вместе в зависимости от толщины свечи 8-16 нитей. Половинки формы свяжите веревкой (рис. 5).

Как искусственный, так и натуральный воск плавится при относительно невысокой температуре, например, в горячей воде, доведенной до кипения. Поэтому для плавления воска применяют обычную клееварку (рис. а). Воск расплавляют в ковшике, опущенном в посудину с кипящей водой. Запомните: воск нельзя плавить на открытом огне. Во-первых, свойства его от этого ухудшаются, во-вторых, он может загореться.

При желании расплавленную восковую массу можно окрасить в любой цвет. В промышленности воск окрашивают жирорастворимыми органическими красителями: озокрасителями, индулинами и нигрозинами. В домашних же условиях его проще всего окрашивать тонкотертыми масляными красками в тюбиках. Краски в расплавленный воск добавляют столько, чтобы получился цвет требуемой тональности. Особенно яркий и насыщенный цвет приобретает воск после добавления в него берменской лазури (синей и голубой), краплака (розового и малиново-красного), изумрудной зелени (светло-зеленой и темно-зеленой). Если краска густая, то перед смешиванием с воском добавьте в нее несколько капель скипидара. Окрашенный воск заливается в формы как обычный.

Заливать воск нужно так, чтобы он стекал по одной из стенок формы - это исключает образование в отливке «воздушных раковин (рис. 6). Заливайте воск до верха формы - при остывании он немного сядет. Остывает воск довольно долго, поэтому извлекать отливку из формы можно не раньше чем через 25-30 минут. Разумеется, нужно учитывать, что мелкие отливки остывают гораздо быстрее крупных. Когда воск полностью затвердеет и остынет, разъедините половинки фермы, просунув в щель между ними лезвие ножа. Концы фитиля обрежьте с двух сторон - свеча готова.

Удачно найденная форма свечи и правильно подобранный цвет восковой массы сами по себе делают ее нарядной. Но некоторые свечи все же требуют пластической доработки или декоративной отделки цветным воском. Если на восковой отливке нужно изменить форму деталей, сделать белее четким рельеф или нанести гравировку, применяют простейшие инструменты, сделанные из жести. Для рукояток мох; и о использовать деревянные палочки толщиной примерно с карандаш. В них вбивают полоски жести, согнутые в виде желобков с различными сечениями. Рабочую часть инструменте затачивают. Кроме самодельных инструментов, нужен еще скальпель или нож-косяк.

При декорировании свечей используют несколько способов. Например, свечу из белого воска опускают сначала в расплавленный желтый воск, ко не целиком, а наполовину. Затем переворачивают и опускают другой стороной в красный воск. В результате получается трехцветная свеча. Применяют и такой известный прием декорирования изделий, как сграффито.

Светлоокрашенную свечу опускают расплавленный воск более темного цвета. Когда слой темного веска остынет, свечу гравируют резцами: снимают тонкий слой темного воска, обнажая светлую основу. При этом на темном фоне возникает светлый рисунок. Но можно поступить наоборот - удалить темный слой воска в тех местах, где должен быть фон. Таким образом получается как бы негативное изображение первого рисунка.

Третий способ декорирования свечей. Вначале на поверхности свечи гравируют углубленный рисунок. Затем свечу опускают в расплавленный воск более темного цвета. Темный воск заполняет углубления толстым слоем, и на поверхности свечи образуется темный рисунок с мягкими живописными очертаниями. Этот способ декорирования можно упростить, применив специальные металлические штампики - алюминиевые или латунные стержни, на торце которых вырезаны несложные фигуры. Штампики держат в горячей воде, а когда нужно, прикладывают к поверхности восковой свечи - на воске образуются углубления, повторяющие контуры штампа. Потом обработанную таким образом свечу опускают в расплавленный воск темного цвета.

При декорировании можно использовать и такое свойство расплавленного воска, как текучесть. Свечу опускают на минуту в горячую воду, а затем в расплавленный воск, имеющий несколько иной оттенок. Потом свечу вынимают и ставят вертикально. Стекая по свече, темный лоск образует своеобразный декоративный узор. Узоры ка свечи можно также наносить пипеткой. Необходимо иметь не менее двух пипеток. Пока одной из них наносится узор, другая находится в расплавленном воске. После остывания воска одну пипетку заменяют другой. Это позволяет расписывать восковые отливки без задержек.


Close