Юлия Балонова
Осенний утренник в старшей группе «В поисках осени»

Дети входят в зал под музыку, делают танцевальные движения с листочками, встают на горошки.

Если на деревьях листья пожелтели

Если в край далекий птицы улетели

Если небо хмурое, если дождик льется

Это время года…

Дети : Осенью зовется

Кто же красками листочки так красиво расписал? Кто же в садике дорожки мягко листьями устлал?

Отчего так покраснели листья клена и осин? Отчего так вкусно ели птицы ягоды рябин?

Почему на пнях опята стайкой дружною сидят? Почему идут ребята подметать дорожки в сад?

Потому что наступила осень – дивная пора ! Все она позолотила, листьев – целая гора!

В стаи птиц она созвала, разукрасила леса, Королева чудо-бала - Осень , русская краса!

Песня «Осень милая , шурши» Еремеевой

После песни дети садятся на стульчики.

Двое остаются на середине зала.

1-й реб. Журавли на юг летят, Здравствуй, здравствуй, осень ! Приходи на праздник к нам, Очень-очень просим!

2-й реб. Здесь мы праздник радостный Весело встречаем, Приходи, мы ждем тебя, Осень золотая !

Под музыку появляется Волшебник (взрослый)

Волшебник

Я - Волшебник могучий

Соберу сейчас я тучи,

Всю осеннюю листву

Я с собою заберу.

Не люблю я Осень

Часто ноют кости.

Осень я у вас украл

Я ее заколдовал.

Будет сразу вам –Зима

Холод, лед и снегу-тьма!

Посмотрите, что же будет?

Если Осени не будет .

Под музыку Волшебник исчезает. Звучит завывание ветра

Выходят дети - белочка, заяц, медведь, ежик.

Как из лета в зиму сразу?

Не успела я запасы

На зиму в дупло собрать!

Что? Придется голодать? (ПЛАЧЕТ)

Осенью всегда линяю-

Шубку серую меняю,

А теперь меня Лисица

Быстро словит! Не годится (ПЛАЧЕТ)

Время спать, а мне не спится

Это просто не годится

Не готов ко сну медведь

Хоть бы лечь и захрапеть.

Не собрали урожай

Яблок и капусты

И грибов не запасли

В наших норках пусто. (ПЛАЧЕТ)

Не плачьте, Звери, мы с ребятами вам поможем. Сейчас посадим и соберем урожай.

Игра-эстафета «Собери урожай» (обручи, овощи, лейки)

В природе осень всем нужна

За летом следовать она должна.

Звери, вы нам помогите,

В лес волшебный отведите.

Чтобы Осень мы спасли

И на праздник привели.

Дети встают цепочкой друг за другом и отправляются в осенний лес .

Хороводная песня «Ах, какая осень

(с окончанием музыки дети садятся на стулья)

Ну, вот мы и в лесу.

На лесной опушке,

Словно на картинке,

Собрались подружки-

Яркие рябинки.

Это наши девочки

Нарядились тоже,

Стали на рябинок

Все они похожи.

Хоровод рябинок (с платочками)

Звучит музыка, в зал входит Леший с метелкой, видит много листьев, веток, хватается за голову.

Непорядок, в самом деле, Все листочки разлетелись.

Мету, мету, а им ни конца, ни края не видно. Поговорить не с кем, все куда-то подевались. Напевает под нос, метет листья, ветки. (увидев детей)

А вы кто такие и что в волшебном лесу делаете?

Мы ребята из детского сада, отправились выручать Осень . Злой Волшебник ее украл и заколдовал. Леший, ты можешь нам помочь найти Осень ?

Неужели Осень так нужна ? Сплошной беспорядок от нее в лесу. Листьев видимо-невидимо. Мету, мету, а они все не заканчиваются. Звери бегают, суетятся - даже поговорить не с кем. Почему вы хотите ее освободить?

Все ребята любят осень .

Урожайная пора.

Все созрело, вкусно очень,

В огород бежим с утра.

Подумаешь, овощи созрели. А зачем есть эти самые овощи, ведь конфеты вкуснее?

Ребенок :

Кушать овощи полезно

И большим и малышам

Если это интересно

Мы сейчас расскажем вам.

Леший :

Конечно, интересно.

Сценка «Полезные овощи»

Выходят дети в масках овощей и садятся в «Огороде» . У них в руках овощи муляжи. Следом выходит хозяйка с корзиной в руках.

Хозяйка :

Вот мой славный огород

Сколько здесь всего растет

И капуста, и картошка

Огурцы и сельдерей

Помидоры и морковка

Надо выкопать скорей.

Вволю поедим зимой

Урожай ведь не плохой.

(Хозяйка собирает муляжи. Остается помидор. Она обходит его справа, слева.)

Хозяйка :

Что-то слишком он большой.

(Помидор вскакивает. Хозяйка отпрыгивает) .

Что же это? Ой-ёй-ёй

Помидор :

И чего тут удивляться

Да и незачем пугаться

Помидор я не простой,

Даром что ли я живой?

Я волшебный, я чудесный

И для всех всегда полезный!

Очень вкусный и приятный

Уж, конечно, сок томатный

Морковь : (встает)

Знают взрослые и дети

Я полезней всех на свете

Лишь во мне есть витамин

Самый главный-каротин.

Чеснок : (встает)

Есть болячки и микробы,

От которых все хворобы

Знают люди на зубок

С ними справится чеснок.

Редиска : (встает)

Я- румяная редиска

Поклонюсь вам низко-низко

А хвалить себя зачем?

Я и так известна всем.

Капуста : (встает)

Без меня не сваришь щи

Не получатся борщи

А какие вкусные

Пироги капустные.

Чтоб здоровым, крепким быть

Надо овощи любить.

Вам на огороде нашем

Овощную польку спляшем

Овощная полька

Звучит музыка «Выход сорняков» . Появляются : Лопух, Колючка, Лебеда.

Мы ребята – сорняки

Засоряем цветники

И фасоль, и горох,

Чтобы урожай засох

Урожай нам ни к чему

Он не нужен никому

Становись дружно в ряд

Начинаем мы парад

Хозяйка :

В огороде беспорядки

Выбиваюсь я из сил

Сорняки на каждой грядке

Кто вас в гости пригласил?

Вам уже пора бы знать

Нас не надо приглашать

Мы везде произрастаем

Всех на месте забиваем.

Хозяйка :

Заявляю сорнякам при народе

Не расти вам на моем огороде.

Нет ни пользы от вас, нет ни толку

Объявляется большая прополка.

Лопух :

Ой, не надо, ой, спасите

На пустырь нас отпустите.

В огород не сунем нос

Чтоб он нами не зарос. (уходят)

Хозяйка :

Всем здоровья вам желаем

Сценку нашу завершаем! (поклон под музыку, садятся на места)

Леший :

Вот теперь я понял. Овощи и фрукты полезны, а сорняки – нет. Обязательно расскажу об этом своим друзьям в лесу. А что еще интересного Осенью ?

Ребенок :

Если осень наступила ,

Можно в куртке пофорсить.

Летом мне ее купили,

Не давали поносить.

Пока мамочка не видит

Я по лужам побегу

Буду прыгать, буду брызгать

Удержаться не могу.

Вот про лужи, это вы здорово придумали. Вы, после дождя, через лужи перепрыгиваете, а мы со зверями любим по лужам прыгать.

Игра у нас такая, да, да…

Как это вы по лужам прыгаете?

Леший :

Давайте научу! (Объясняются правила игры) .

Подвижная игра «Перепрыгни лужи» . (2 команды)

Да-а-а, таких веселых и дружных ребят не жалко пускать в лес – веток не поломают, зверей не испугают, сберегут каждый листик, каждую травиночку. Хорошие вы, ребята. Так и быть, помогу. Злой волшебник - вовсе не злой. Осенью что ? - противный дождь, ветер, слякоть, грязь. Каждую осень у него кости болят , а чем лечиться он не знает.

Так мы ему поможем, правда, ребята? Мы его вылечим. Ну, говори, как к волшебнику попасть?

Да очень просто. Нужно (говорит и показывает, дети повторяют)

Три раза хлопнуть,

Три раза топнуть

Повернуться один раз

И сказать : «Карабарас»

Что ж, ребята, давайте попробуем.

Произносят слова. Звучит музыка, появляется Волшебник (Весь такой больной, замотанный, Леший прощается и уходит)

Волшебник.

Кто сюда пришел такой?

Кто нарушил мой покой.

Ух, сейчас, как закружу

Вмиг я всех заворожу.

(Пытается колдовать, но не может, крючится, стонет)

Ой – ёй – ёй!

Что мне делать я не знаю

Кажется -заболеваю

Серый дождик льет весь день

Развивается мигрень. (хватается за голову)

Ты, волшебник, не сердись

Лучше с нами улыбнись.

Мы про дождик песню знаем

И тебе ее подарим.

Песня «Смешной дождик»

Как лечить тебя мы знаем

Доктора к нам вызываем!

Звучит музыка,выходит Доктор. Он держит в одной руке связку бубликов, в другой баночку меда и варенья, мята и ромашка.

Я – добрый доктор, к вам спешу на всех порах.

Со связкой бубликов в руках,

Что б здоровым быть, ребята

Вот медок, ромашка, мята.

И малиновое варенье,

Для поднятия настроенья!

(Обращаясь к Волшебнику)

Будешь все употреблять

И здоровым сможешь стать. (Отдает все Волшебнику, под музыку уходит.

Волшебник

Вот спасибо вам, друзья

Теперь выздоровлю я!

Вы пришли ко мне в мой дом

Отплачу я вам добром.

(Звучит музыка. Волшебник колдует, прощается и исчезает)

Звучит музыка. Выходит Осень .

Осень

Здравствуйте, мои друзья

Рада встрече с вами я.

Песня «Осенняя песнь »

Что ж, друзья, скучать не будем

Как же Осень хороша .

Мы стихи сейчас прочтём

Чтоб порадовать тебя!

Осень

Рада я, что вы меня, дети, уважаете.

Стихами, песнями встречаете.

Набрала в своем саду я яблочек (груш) осенних .

Принимайте от меня, дети, угощенье.

(дарит детям корзину с яблоками)

Ведущая :

Милая Осень щедра и красива

Скажем мы Осени дружно…

Осень :

Быстро время пролетело, Расставаться нам пора. Ждут меня еще заботы, До свиданья, детвора! (уходит)

Ведущий :

Сколько песен спели мы сегодня, Рассказали столько мы стихов, Но уходит праздник наш осенний , К вам домой он перейти готов.

Заключительный танец «Листики-кораблики»

Дети покидают зал.

Сценарий осеннего утренника в старшей группе.

Действующие персонажи: Осень, Правда, Кривда, Василиса прекрасная, Соловей разбойник, Кощей; Баба-яга, ведущий.
Под музыку дети входят в зал, встают полукругом.

Ведущий. Заглянул осенний праздник в детский сад,

Чтоб порадовать и взрослых и ребят.

Сегодня в нашем зале, мы вас, друзья, собрали,

Чтоб в праздник наш осенний, звенел бы детский смех.

Чтоб дружба не кончалась, чтоб музыка звучала,

Чтоб песенок и шуток, хватило бы на всех!

1 . Осень золотая в гости к нам пришла

Жёлтыми листочками землю убрала

Яркой, рыжей краскою

Клёны разукрасила,

На кусты надела золотые платьица

Как добрая художница водила осень кистью.

Дубовые, кленовые разрисовала листья!

2. Осенние листья на солнце горят,

О лете, ушедшем, они говорят.

И дождик струится, по листьям скользя,

К зеленому лету вернуться нельзя.

3 . И вот журавли потянулись на юг,

Немножечко грустно становится вдруг.

Но сколько же осень несет красоты!

Как радуют поздние эти цветы:

4. Прекрасные астры и кисти рябины,

Кусты хризантемы и гроздья калины.

А с кленов к нам листья, как письма, летят.

Собой устилая любимый наш сад.

5 : Одарила гостья-Осень

Урожаями плодов,

Моросящими дождями,

Кузовком лесных грибов!

Так давайте славить Осень

Песней, пляской и игрой!

Будут радостными встречи,

Осень, это праздник твой!

Песня «Разноцветная осень»

Ведущий : Я знаю, осенью бывают чудеса.

Да впрочем, как в любое время года.

Не чудо ли сама природа.

Но я открою вам один секрет.

Волшебник тот кто в сказку верит.

И в этот радостный, чудесный день

Вам сказка обязательно откроет двери

Осень прислала нам письмо(читает его).Надо осень из беды выручать.

Ребята а вы хотите попасть в волшебный лес?Тогда закрываем все глаза и я сосчитаю до 3 и мы с вами окажемся в нём (звучит муз. «Звуки леса».)

Дети: 1. Осенний лес! Какое чудо!

В него как в сказку загляни.

С берез и кленов отовсюду,

Слетают листья словно – мотыльки.

2. А ветер снова их бросает.

Уносит в небо синеву,

Осенний дождик умывает,

Уже опавшую листву.

3. И лучик солнца золотистый,

В дождинках вспыхнул огоньком.

Скользит по разноцветным листьям

И согревает их теплом.

4. И воздух чист и небо в просинь.

Вдали курлычут журавли.

Звучит осенним блюзом осень.

И нет напевнее поры.

Музыкально-ритмическая композиция: «Осенние листья».

Дети: 1. Тихо спела капелька дождя:

«Закружила осень, золотая,

Все аллейки в осеннем лесу,

Искупав кленовый лист в пруду»

2. Слышно, как грустит, поет она,

«Очень хочется чуть-чуть тепла,

Даже звонкой капле дождевой,

Нелегко осеннюю порой»

3. Взять бы капельку дождя в ладонь.

Только слышу, я в тиши: «Не тронь,

Пусть летит, грустит, поет она

Слезка лета – капелька дождя. »

Песня: Осень,осень снова к нам пришла.Танец капелек.

Ведущий: По тропинке ясным днем,

В гости к осени идем

С песнями и плясками.

За лесными сказками.

Дети: 1. Вьется петляет тропинка лесная,

По лесу осень идет золотая.

2. Осень бредет вдоль речных берегов,

Осень касается листьев рукой –

Льются с небес тишина и покой.

Ведущий : Ой, ребята, что за чудо,

Этот камень, он откуда?

Вот и надпись тут видна,

Знать волшебная она. (читает)

Камень с надписями: Направо пойдешь – богатым будешь.

Налево пойдешь – друга из беды выручишь.

Прямо пойдешь – домой попадешь.

Ведущий : Какой же мы путь выберем? (друга из беды выручить)

Правильно. Ну в добрый путь!

Под музыку появляются Правда и Кривда, спорят. (в руках корзинки с грибами)

Ведущий: Кто же это? Да ведь это Правда и Кривда. И посмотрите опять спорят.

Правда: Ну что, давай грибы сосчитаем.

Правда: Вечно ты обманываешь, Кривда.

Кривда: А ты докажи?

Правда: А здесь и доказывать нечего. Я просто сосчитаю 1, 2, 3, да и то поганки.

Кривда: Ничего не знаю, эти грибы мне наверное подсунули, потому как народу в лесу нынче всякого ходит. (показывает на детей)

Правда: Здравствуйте гости дорогие. Зачем сюда пожаловали.

Ведущий: Мы пришли помочь тому кто в беду попал.

Кривда: Никто здесь в беду не попадал. Зря пришли.

Правда: Не обманывай, Красавицу Осень из беды надо выручать, ее Кощей похитил.

Кривда: Осень выручать… Ты сначала, с грибами разберись.

Правда: Я то разберусь, а ты нет (начинают спорить)

Ведущий: Не ссорьтесь, мы с ребятами вам поможем. И разберем грибы и сосчитаем.

Музыкальный аттракцион: Грибы: съедобные, несъедобные (собираем и сушим)

На середину зала выбегает ребенок в большой шапочке гриба и приседает.

Ведущий. Раз осеннею порой

Вырос гриб большой-большой.

Этот гриб не простой

И внутри он не пустой.

Под музыку мальчик-грибок постепенно поднимается, будто растет.

Грибок. Ну-ка, мой грибной отряд,

Выходи и стройся в ряд.

Выходят мальчики в маленьких шапочках грибов и встают сзади за большим грибком.

Грибок. Начинаем танцевать,

Веселей, не отставать!

Танец грибов.
Правда : Вот спасибо вам ребята.

Кривда : Идите вон в ту сторону (показывает),но запомните не видать вам Красавицы Осени, не родился на свете еще такой богатырь, который с Кощеем справился бы.

Ведущий : Ну ничего, идем дальше, может кто ни будь нам подскажет как Кощея найти. Ой слышите, музыка звучит.
Василиса: Здравствуйте гости дорогие. Зачем сюда пожаловали.

Ведущий : Красавицу Осень из беды выручать. Помоги нам Василиса Прекрасная, подскажи дорогу к Кощею.

Василиса:Я вам помогу, но мне скучно сначала поиграйте со мной и песню спойте.

Игра с мл.гр с листочками.Песня « За летом осень.. »

Василиса: Вам надо идти к Бабе – Яге она знает где Кощея найти и как его победить. Вот вам клубок волшебный он вам дорогу укажет. (отдает клубок ведущему) До свиданья в добрый путь.

Ведущий: Спасибо тебе Василиса Прекрасная. (кидает клубок). Вот куда клубок нас привел.

Ведущий: Ребята, почему в лесу так тихо.

Нет ни белки, ни зайчишки.

Там вдали стоит изба.

Не живет ли там Яга?

Избушка избушка стань ко мне передом, а к лесу задом.

Из домика кричит Баба-Яга: Что за мода у людей,

Стали хуже дикарей.

Будут мимо проходить,

Так начнут избу крутить.

Убирайтесь по добру,

Выйду уши надеру.

Ведущий: Ты избушка не ленись,

К нам лицом ты повернись.

Баба- Яга выбегает из домика: Ну-ка хватит баловства,

(с перевязанным зубом) Ведь развалится изба.

Крыша будто решето,

Я хозяйка или кто!

Как сюда ко мне попали?

Вас сюда не приглашали.

Ведущий: Ты бабуль чего не в духе?

Так кричишь звенит аж в ухе.

Баба-Яга: Ох, не мил мне белый свет,

Зуб болит аж мочи нет.

Ведущий: Это горе не беда,

Дайте нитку мне сюда. (на нитку привязан бутафорский зуб)

Фокус покус покажу (как будто завязывает на зуб)

Нитку к зубу привяжу.

А ребята мне помогут (строимся колонной тянем зуб)

Один, два, три тяни! (Баба – Яга сопротивляется, на третий раз вытаскиваем зуб)

Баба-Яга: Зуба нет и боли нет,

Будто мне шестнадцать лет,

Ну родные что хотите,

У меня теперь просите.

Ведущий: Красавицу осень похитил Кощей помоги нам дорогу к нему найти.

Баба-Яга: Я конечно помогу и дорогу укажу.

Но должна проверить я справитесь ли вы друзья.

Есть у меня три испытания для вас.

Первое: Ну скорее выходите свою пластичность покажите.

Музыкально ритмическая композиция: «Бабка-Ёжка».

Баба-Яга: Ну что же молодцы очень вы пластичные и танцевать умеете.

Второе : А сейчас я проверю какие вы умные.

Загадки : 1. Под кустом копнешь немножко

Выглянет на свет (картошка)

2. Разве в огороде пусто,

Если там растет …. (капуста)

3. За ботву как за веревку,

Можно вытащить … .(морковку)

4. Не пугайтесь если вдруг,

Слезы лить заставит…. (лук)

5. На грядке растут молодцы,

зеленые…. (огурцы)

Баба – Яга: Вот какие огурцы, то есть молодцы.

Третье : А сейчас я проверю, как вы любите сказки. Надо назвать сказки, в которых я любимая встречаюсь. (Царевна – лягушка, Молодильные яблоки, Морозко, Царь-девица, Аленушка и т. д.)

Баба – Яга: Ну спасибо вам друзья
Вот теперь довольна я.
Чтоб Кощея победить,
Надо смерть его найти.
А лежит она в яйце,
А яйцо лежит в ларце.
А хранит его злодей
Сам разбойник соловей.
Погодите не спешите,
Балалайку вы возьмите.
Если будет вам не в мочь
Попросите её помочь.

Ведущий: Ну спасибочки Яга ты нам очень помогла.

Баба – Яга: Ну что, теперь вы можете смело путешествовать дальше и победить Кощея. А мне пора, творить добрые дела. Ха, ха, ха. (уходит)

Все хожу, хожу, хожу.

Места все не нахожу.

Можно спрятать здесь под елку,

Будет только мало толку.

Что же делать, как же быть?

Где ж ларец мне схоронить.

На-ка спрячу я вот тут.

Здесь уж точно не найдут. (прячет за пенек)

Ведущий : Соловей- разбойник здравствуй.

Не сердись ты по напрасну.

Злой Кощей похитил Осень.

Помоги нам, очень просим.

Нам к кощею бы пройти.

Ларец волшебный там найти.

Соловей - разбойник: Я, сейчас, как засвищу.

Вас к Кощею не пущу. (свистит, все затыкают уши)

Ведущий : Ах, так! Ой ты балалайка заиграй-ка,

Громко в струны приударь-ка.

Коли нету нам с ним сладу,

Пусть танцует до упаду.

Сам расскажет под конец,

Где находится ларец. (звучит музыка, соловей танцует, устает и садится на пол)

Соловей - разбойник : Ой, ой, ой не могу, Я сейчас-же упаду.

Ой заморите в конец.

Да забыл я где ларец.

Я вам это не прощу (встает, грозит пальцем)

Все Кощею сообщу. (убегает)
Ведущий : Ребята, посмотрите, а вот и ларец.
Под музыку появляется Кощей :

Ну что, я вижу вы пришли.
И дорогу все ж, нашли.
Ведущий : Отдавай нам Красавицу Осень.
Кощей: Не отдам!Дети кричат на него.

«Разноцветная игра».
Кощей : Не люблю я шум и гам, Осень я вам не отдам.
Ведущий: Отдавай ее добром,
Видишь – мы пришли с ларцом.
Сейчас откроем мы ларец,
И придет тебе конец.

Кощей : Ой не надо открывать,
Я согласен все отдать.
Никогда не буду я,
Делать пакости друзья. (звучит волшебная музыка и Кощей приводит Осень из за занавеса)

Ведущий: Ну, что поверим Кощею (да)
Оставайся с нами на празднике.

Осень : Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы,(кланяется)

Здравствуйте гости дорогие.

Низкий вам поклон, за ваши добрые сердца и смелые поступки.

Я - осень золотая, Славная пора

Меня веселой песней встречает детвора.

Песня: «Осень.Осень раз,два.три».Танец с зонтиками.

Вед:А теперь послушай стихи о тебе.

Дети: 1. Осень щедра и красива.

Скажем осени СПАСИБО! (все хором)

2. Осень, осень до свидания.

Нам пора уже домой.

Лист осенний на прощанье,

Закружился на до мной.

Песня: Осень.(мл.гр.)

Осень: Мне жалко с вами расставаться,

Но близится зимы черед.

Я к вам опять приду ребята

Вы ждите осень через год.

А сейчас мои подарки принимайте,

Осень золотую вспоминайте. (отдает ведущему, заранее приготовленные яблоки) .


«Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства в ДОУ»

Моя педагогическая инициатива заключается в том, чтоб дети легко, умело и с удовольствием могли переключаться на разные виды деятельности играя, с помощью увлекательного путешествия, что тесно переплетается с желанием быть настоящими трудолюбивыми помощниками и вместе с тем оставаться ценителями прекрасного и всего живого на земле.

Форма проведения: утренник для детей старшего дошкольного возраста.

Увлекательное путешествие в осенний лес и в деревню на огород захватывает детское внимание и воображение, и дети с удовольствием погружаются в прекрасный мир осенних красок.

Цели:

  • Воспитать любовь к природе посредством детского утренника, посвященного времени года;
  • закреплять и расширять у детей представления об осенних явлениях природы посредством выразительного исполнения ими песен, танцев, стихотворений, игр;
  • развивать музыкально - творческие способности детей, поддерживать эмоционально - положительный настрой;
  • способствовать раскрытию творческих способностей детей, развитию чувства коллективизма, умения работать в команде.

Задачи:

  • Учить детей выразительно исполнять песни, рассказывать стихи, танцевать на сцене;
  • формировать коммуникативные навыки, чувство взаимопомощи, развивать творческие способности, воспитывать бережное отношение к природе.

Действующие лица:

  1. Ведущий, Осень - взрослые
  2. Картошка, Горох, Лук, Капуста - дети.

Ход утренника

Звучит фонозапись «Осенней песни» из «Времен года» П.И. Чайковского. Дети входят в зал и встают полукругом.

Ведущий:

Снова осень, снова птицы
В тёплый край лететь спешат,
И опять осенний праздник
К нам приходит в детский сад!

К осеннему празднику ребята подготовили стихи, расскажите, пожалуйста.

1-й ребёнок:

На гроздья рябины дождинка упала,
Листочек кленовый кружит над землей
Ах, осень, опять ты врасплох нас застала
И снова надела наряд золотой.

2-й ребёнок :

Улетает птичья стая, тучи носятся, рыдая.
Будто тонкая былинка на ветру дрожит осинка.
Говорю ей: «Успокойся, белой зимушки не бойся!»

3-й ребёнок:

Прекрасные астры и кисти рябины,
Кусты хризантемы и гроздья калины.
А с клёнов к нам листья, как письма летят,
Собой устилая любимый наш сад!

4-й ребёнок:

В нашем зале мы устроим
Настоящий листопад.
Пусть закружатся листочки
И летят, летят, летят.

Песня «ПАДАЮТ ЛИСТЬЯ» Муз. М.Красева.

5-й ребёнок:

Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди и нет просвета.
Затерялось где-то лето.

6-й ребенок:

Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня все летят, летят…
Видно, тоже в Африку улететь хотят.

Танец «Осенние листочки». Дети кланяются и садятся.

Ведущий: Ребята, утром к нам в детский сад приходил почтальон Печкин и принес 2 невероятно красочно расписанных письма, давайте же откроем их и прочтем!

«Здравствуйте, маленькие жители детского сада «Калинка»! Пишет вам бабушка Агафья из деревни Поделкино. Вот уж и осень на дворе, а у меня полон огород неубранных овощей. Миленькие мои, помогите бабушке собрать урожай!»

Ребята, поможем бабушке Агафье? Тогда не будем медлить и отправляемся в путь!

Все дети встают паровозиком и «едут» по кругу под «Песенку друзей» М. Старокадомского из кинофильма «Веселые путешественники». Выходят дети - Овощи, за спиной в руках держат шапочки овощей. Ведущий обращает внимание всех детей на 4 вышедших «овоща».

Ведущий: Здравствуйте. Кто вы такие?

Овощи: Мы Овощи из огорода бабушки Агафьи.

Ведущий: Тогда проводите нас на огород.

Овощи: С удовольствием! Только отгадайте про нас загадки.

Картошка: И зелен, и густ на грядке вырос куст, покопай немножко: под кустом…

Дети: Картошка! (ребенок надевает шапочку картошки).

Горох: На жарком солнышке подсох, и рвется их стручков…

Дети: Горох! (ребенок надевает шапочку гороха).

Лук: Заставлю плакать всех вокруг, хоть я и не драчун, а…

Дети: Лук! (ребенок надевает шапочку лука).

Капуста: Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи - меня в них ищи!

Дети: Капуста! (ребенок надевает шапочку капусты).

Ведущий: Все вы, овощи, важны! И все очень нам нужны!

Ребята, предлагаю пригласить все овощи в наш дружный хоровод!

ПЕСНЯ-ХОРОВОД «УРОЖАЙ СОБИРАЙ» Муз. А Филиппенко. Д ети садятся, «овощи» шапочки снимают.

Ведущий: Как вы весело и дружно поете, а теперь давайте и поработаем.

Дети делятся на 2 команды по 5 человек. В центре зала «первые» дети под музыку раскладывают обручи-грядки, «вторые» сажают овощи, «третьи» поливают овощи, «четвертые» собирают овощи, «пятые» убирают обручи-грядки. Выигрывает та команда, которая сделает это проворнее. Игра повторяется 2 раза.

Ведущий: Вот мы и помогли бабушке Агафье, собрали все овощи и убрали огород. Но у нас же есть еще одно письмо, давайте его прочтем.

«Дорогие ребята! Приглашаю вас в мой волшебный лес! Я здесь все листочки раскрасила в разные цвета, красный, желтый, оранжевый, коричневый, поливаю землю дождиком, чтоб вырастало много грибов и ягод. В лесу невероятно красиво! Приходите, будем любоваться вместе!». (Детям) Ребята, да это же приглашение от самой королевы Осени! Принимаем это приглашение?Тогда не станем медлить! Поспешим!

Едут по кругу «паровозиком» под «Песенку друзей» М. Старокадомского из кинофильма Веселые путешественники». Под звуки леса входит, танцуя, Осень и раздает детям по две веточки.

Осень:

Поклон вам мой, друзья! (кланяется)
Давно уже мечтаю о встрече с вами я.
Вы любите, когда я прихожу? (дети отвечают)
Я красоту повсюду навожу.
Смотри, уж в золотой, багряный лес
Скользнул луч солнца золотой с небес,
И на земле ковер лежит златой,
Лишь только осенью увидите такой.

Ведущий: Мы очень рады побывать у тебя в гостях, дорогая Осень! Наши ребята подготовили для тебя стихи, послушай, пожалуйста.

7-й ребёнок:

Листья улетели вслед за птичьей стаей.
Я по рыжей осени день за днем скучаю.
Небо загрустило, солнце унывает…
Жаль, что осень теплой долго не бывает.

8-й ребёнок:

Падают с ветки желтые монетки,
Под ногами целый клад!
Это осень золотая дарит листья, не считая,
Золотые дарит листья вам и нам, и всем подряд.

10-й ребёнок:

А зима к нам придёт,
Мы не унываем,
Заведём хоровод -
Осень вспоминаем.

Ведущий: Дорогая Осень, мы хотим подарить тебе песню, которая называется «Осенний хоровод».

ПЕСНЯ «Осенний хоровод» Муз. Е.Курячий. Дети поют, а на проигрыш выполняют различные движения с веточками. По окончанию песни дети садятся на стулья и кладут веточки каждый под свой стульчик.

Осень: Спасибо, ребята, за песню. А я вам приготовила загадки. Вы любите загадки? Слушайте внимательно!

Осенью он часто нужен -
Ели лупит дождь по лужам,
Если небо в черных тучах,
Он для нас помощник лучший.
Над собой его раскрой
И навес себе устрой!

Дети: Листопад.

Осень:

В сентябре и в октябре
Их так много во дворе!
Дождь прошел - оставил их,
Средних, маленьких, больших.

Дети: Лужи.

Осень:

Холода их так пугают,
К теплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться.
Кто собрался в стайки? ...

Дети: Птицы.

Осень:

Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы.

Дети: Гриб.

Осень: Молодцы, все мои загадки отгадали! А хотите поиграть в моём лесу?

Дети: Хотим.

ИГРА «СОБЕРИ ГРИБЫ»

Двум водящим завязываются глаза. Дети-«грибы» (4 ребенка) бегают по залу под веселую музыку. Если попадется «мухомор» (4 ребенка), дети-зрители кричат: «Не бери!». Побеждает тот, кто за определенное время «соберет» больше грибов. Играем 2 раза с разными водящими и «грибами».

Осень: Как вы дружно и весело играли!

Ведущий: Дорогая Осень, нам пора возвращаться в детский сад, идём с нами на прощанье, потанцуем вместе наш любимый танец «Приглашение».

Осень: С удовольствием.

Осень:

С вами весело играть,
Песни петь и танцевать.
Вас за всё благодарю
И подарки вам дарю.

(Осень дарит корзину с яблоками, отдает ее воспитателям).

Ведущий: Ребята, поблагодарим нашу дорогую Осень за сладкие и ароматные подарки.

Дети: Спасибо, Осень.

Осень:

Быстро время пролетело,
Расставаться нам пора.
Ждут меня еще заботы,
До свиданья, детвора!

(Осень машет рукой и под звуки леса уходит, сделав круг).

Ведущий : Ну, а мы, ребята, поспешим обратно в детский сад, чтоб успеть к ужину!

(«Едут» под музыку один круг).

Ведущий : Вам понравилось наше путешествие?

Ведущий: Вот мы и побывали в осеннем лесу у самой королевы Осени, помогли собрать овощи бабушке Агафье. Наш праздник завершён.

(Дети становятся «паровозиком» за ведущим и под веселую музыку «уезжают».)

Список литературы:

1. Журнал «Музыкальный руководитель»

2. Журнал «Музыкальная палитра»

3. Каплунова И., Новоскольцева И. «Праздник каждый день» (старшая группа). Санкт-Петербург, 2012.

Сценарий осеннего утренника "Царица Осень"

Действующие лица: Ведущая, Царица Осень, Пугало – взрослый, осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь) – дети.

ХОД ПРАЗДНИКА

Дети забегают на носочках в зал, обегают круг и садятся на стулья.

Ведущая: Вот и пришла к нам осень – золотая пора! Осень покрыла всю землю золотым ковром, оголила деревья и кусты, задала большую работу садоводам и хлеборобам. Перемалывается пшеница, чтобы мы потом с вами могли кушать душистые и пышные пироги. Наши мамы и бабушки варят варенье, компоты, делают овощные запасы на зиму, а любители грибов, сушат и солят их, собрав в лесу, после дождя.
Нет, что ни говори – осень прекрасная пора!
Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие в прекрасную страну сказок на праздник осени. Попасть туда можно, если мы скажем волшебные слова. Закройте глаза и повторяйте за мной: «Раз, два, три – двери в сказку отвори».

– Откройте глаза, ну вот, кажется мы на месте (осматривается)

(Звучат в грамзаписи фанфары, выходят дети – три осенних месяца: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь)

Сентябрь: Внимание, внимание! Сегодня наша матушка Государыня Осень изволила всех своих подданных и гостей пригласить на праздник!

Октябрь: Внимание! Внимание! Всем строгий приказ: веселиться, петь и плясать до упаду, а кто ослушается и царскую волю не исполнит, тому грустить до самой зимы!

Ноябрь: Слушайте все! На праздник прибудет сама Государыня Осень! И для этого сейчас должна прозвучать песня про осень.

Исполняется песня про осень стар гр.

Ведущая: А вот и царица Осень пожаловала! Встречайте!

(Дети-месяцы идут навстречу Осени, берут её за руки и танцуют под вальсовую музыку, затем они провожают Осень на трон, который располагается у центральной стены зала, а сами уходят к детям)

Выходят девочка и мальчик
Девочка:
На гроздья рябины дождинка упала,
Листочек кленовый кружит над листвой.
Ах, Осень, опять ты врасплох нас застала,
Ты снова надела наряд золотой.

Мальчик:
Приносишь с собой ты печальную скрипку,
Чтоб грустный мотив над полями звучал.
Но мы тебя, Осень, встречаем с улыбкой
И танцем весёлым откроем мы бал.

Исполняется танец «Приглашение» , с последующей песней «На горе – то калина!»
(В дверях зала слышатся возгласы: «Впустите, впустите меня!». В зал вбегает Огородное пугало с метлой в руках, падает в ноги Царице Осени)

Пугало: Матушка, голубушка, Царица наша, не вели казнить! Вели слово молвить!

Осень: Кто ты? Откуда? Почему в таком виде явился на праздник?

Пугало: (поднимается на ноги)

Я одеваюсь не по моде,
Весь век стою как на часах.
Я во саду ли, в огороде
На стаи нагоняю страх.
Меня сороки, галки
Боятся пуще палки!

Осень: Хватит тут загадками говорить! Отвечай толком на вопрос Царицы!

Пугало: Государыня, я не какой-нибудь там бездельник и лентяй! Я – трудовое Пугало огородное! Всё лето стою в саду – огороде. В любую погоду: под солнцем, дождём, ветром. Урожай я хозяйский стерегу. Не сплю, не ем, работаю не покладая рук. Да у меня и свидетели есть. (обращается к детям) Скажите, я гоняю птиц в саду и огороде?

Дети: Гоняешь.

Пугало: А ещё, защищаю плоды и ягоды от крылатых разбойников?

Дети: Защищаешь.

Пугало: Ну вот, а меня на праздник не пускают, говорят – наряд не модный! Уж такой выдали! А потом, если я буду в красивом костюмчике стоять в огороде, то ни птица, ни зверь меня не испугаются.

Осень: Не обижайся, Пугало. Теперь мы во всём разобрались. Проходи, присаживайся, будь гостем. (Пугало садится на стульчик рядом с детьми)

Сентябрь: Дорогая Матушка! Мы – сыновья твои любимые: я, братец Октябрь и братец Ноябрь, решили сегодня тебя потешить, повеселить, да показать на что мы способны. У каждого из нас есть помощники верные, на разные дела гораздые. Дозволь же, Матушка, начать наш праздник!

Осень: Разрешаю начать праздник, повеселимся же сегодня вволю, а то придумал кто-то, что осень – унылая пора!

Сентябрь:

В золотой карете, что с конём игривым,
Поскакала осень по лесам и нивам.
Добрая волшебница всё переиначила,
Ярко-жёлтым цветом землю разукрасила.

Песня «Осенняя пора» исполняет подгот. гр. , а мальчики стар. гр. с Осенью танцуют.
Ребёнок:
Многочисленное войско
Собирает старый пень.
Тоноконогие ребята
Подрастают каждый день.
По траве войска идут,
Грибники уж тут найдут.
Только наклонись немножко,
И глядишь, полно лукошко.

Грибные частушки

1. Ставьте ушки на макушки
Слушайте внимательно,
Про грибы споём частушки
Очень замечательно.
2. Я на дереве сидела,
С высоты грибы смотрела.
Как подуло ветерком,
Я с березы –кувырком.
3. Сколько лет тебе, сморчок?
Ты по виду старичок.
Удивил грибок меня:
« Возраст мой всего два дня!»
4. Наша Зиночка с корзинкой
Ходила по грибы,
Она сбилася с дорожки,
И попала не туды.

5. Лёня рано-рано встал,
Все грибы в лесу собрал.
Хвалится грибочками
С беленькими точками.
6. Мы с подружкой в лес ходили,
Там огромный гриб нашли.
Мы вдвоём его тащили,
Домой еле донесли.
7. Кабы –кабы да кабы
На носу росли грибы,
Сами бы варилися
Да и в рот катилися!
8. Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.

Сентябрь: Ребята, а хотите поиграть, свою ловкость показать?
Проводится игра « Наряди пугало» (по 3 участника с каждой группы: 1 мальчик пугало, двое других наряжают) игра проводится два раза, одновременно с обеими группами.
Ведущая: Вот Царица Осень, видишь, какие ребята у нас ловкие, быстрые, весёлые!

Осень: Да, ребята молодцы!
Ноябрь: Конечно, братец Сентябрь, всем известно, что ты богат грибами, а чем ты нас ещё повеселишь?
Сентябрь: А сейчас мои помощники загадают вам трудные загадки.(загадывают дети)
1. Чтобы землю раскопать,
Мне нужна, ребята,
Новая и прочная
Железная …(лопата)
2. Чтоб под солнцем не засохнуть,
Всем растениям нужна
Чистая, прозрачная,
Прохладная…(вода)
3. Чтобы птиц голодных стая
Урожай не мучила,
Нужно выставить на грядку
Пострашнее …(чучело)
4. Как окучивать картошку
Знает дед и бабка,
Знает мама, знает папа
Пригодится …(тяпка)
5. Огурец и помидор, знают все,
К теплу привык.
И для них, конечно, нужен
Теплый плёночный …(парник)

Ведущая: Царица Осень, а у нас тоже есть свой огород.

Исполняется сценка «Огород»
1-й ребёнок – ведущий:
Красотой щедра ты, Осень золотая,
А ещё богата чудо – урожаем:
Огурцы и помидоры,
Есть морковка и салат,
Лук на грядке, перец сладкий,
И капусты целый ряд!

2-й ребёнок – ведущий:
Нужно много потрудиться,
Урожай большой собрать,
А потом и веселиться –
Песни петь и танцевать!

3-й ребёнок – ведущий:
Кто из всех овощей
И вкуснее, и нежней?
Кто при всех болезнях
Будет всем полезней?

Огурец:

Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик,
Всем понравится, конечно.
На зубах хрустит, хрустит.
Я могу вас угостить!

Я – румяная редиска,
Поклонюсь вам низко – низко!
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!

Дайте мне сказать хоть слово!
Ешьте свёклу для здоровья!
Свёклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай,
Лучше свёклы нету!

Ты уж, свёкла, помолчи!
Из капусты варят щи.
А какие вкусные пироги капустные!
Зайчики – плутишки
Любят кочерыжки,
Угощу ребяток
Кочерыжкой сладкой!

Морковь:
Про меня рассказ не длинный,
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок,
И грызи морковку.
Будешь ты всегда, дружок,
Крепким, сильным, ловким!

Осень: (встаёт)

Все вы правы, не спорьте!
Чтоб здоровым, сильным быть,
В этом нет сомненья,
Надо овощи любить
Всем, без исключенья!

А ещё забыли вы один овощ. Вот вам загадка:
Неказиста, мелковата,
Только любят все ребята
Запеченную в костре,
В ароматной кожуре.
“Русский хлеб”, зовём мы крошку –
Нашу добрую…
(картошку)
Проводится эстафетная игра «Посади картошку»(ставятся 2 обруча в каждый из них кладется лопатка, ведерко с картошкой, грабельки, распылитель, поливок, а рядом контейнеры для посадки рассады) правила игры: -посадить картошку, полить, прополоть, опрыскать, выкопать)

Песня «Эх, картошечка, картошка!»

Пугало: (несёт мешок, на котором написано «Семечки») А вот посмотрите, какой ещё урожай у нас есть!

Исполняется шуточная песня «Семечки» (поет девочка и мальчик)

Осень: Ну, теперь пришёл твой час, сын мой второй, Октябрь золотой.

Покажи своё умение,
И представь свои творения!

Октябрь:
Осень на опушке
Краски разводила.
По листве тихонько
Кисточкой водила.
Пожелтел орешник,
И зарделись клёны,
В пурпуре осины,
Дуб пока зелёный.
Утешает осень,
Не жалейте лета,
Посмотрите – осень
В золото одета.

Исполняется песня «Осень постучалась к нам»,
Ведущая: А сейчас, царица Осень, послушай стихи о тебе.

Чтение стихов

Хорошо стихи читали,
А сидеть вы не устали?
Вам, ребята, не лень,
Заплести плетень?

Проводится игра «Плетень», р.н.м.
Дети, берутся за руки и становятся двумя шеренгами (одна напротив другой). Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется.

После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения.

Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно “заплести плетень” (взяться за руки крест-накрест).

Ведущая: Ребята, а вы обратили внимание, какую красивую рябину нам подарила осень? Как много ягод на ней!

Яркою, да сочною
Выросла рябина.
Мама свою дочку
В праздник нарядила.
Красная косынка,
Красные сапожки.
Стала на рябинушку
Девочка похожа.

Исполняется хоровод «Рябинушка»
Осень: Спасибо, сынок Октябрь. Твои помощники мне тоже понравились.А теперь твоя очередь, сын мой самый серьёзный, Ноябрь морозный!

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Довольно скучная пора,
Стоял ноябрь уж у двора.

– Уж и не представляю, Матушка, чем тебя порадовать. Сама знаешь, какая это тоскливая пора – поздняя осень.

Ребёнок:
Как у дружных у ребят
Застучали ложки в ряд.
Тук, тук, ай лю-ли!
Всем нам нравятся они!

Исполняется оркестр «Ложки»(играют дети, а поет частушки «Чепуха» пугало)

Ещё вам загадаю загадку:
«Капля раз, капля два,
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потто,
Всё бегом, бегом, бегом»

Дети: Дождь!

Нам совсем не страшно
Бегать под дождём.
Если дождик сильный,
Зонтики возьмём.

Исполняется танец «Танец с зонтиками»,

Осень: Да, ребята, разная я бываю – весёлая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождём и мокрым снегом. Я очень рада, что вы любите меня за щедрость, красоту, за редкие, но славные тёплые деньки. Спасибо, что пришли на праздник в осеннее сказочное царство. Низкий вам поклон. И за это я вас хочу угостить. Есть в моём лесном царстве волшебный гриб, вот он. (Берёт и рассматривает его)

Этот гриб не простой.
Он красивый и большой.
Его шляпку я сниму, что же в нём?
Вам покажу.

(Угощает детей печением «Грибочки», прощается и уходит)

Ведущая: Думаю, что наше путешествие в страну сказок на праздник осени подняло вам настроение!

Хочется петь, улыбаться всегда,
Дети, со мною согласны вы?

Дети: Да!
Ведущая: Но, пора возвращаться в наш детский сад. Закройте глаза и повторяйте за мной: «Раз, два, три – двери в сказку затвори».
(Дети закрывают глаза руками и повторяют слова за ведущим)
(Ведущая приглашает всех на чаепитие, под музыку все покидают зал)


Close