Божия Матерь и Защитница Владычица Богородица не раз доказывала Свою материнскую заботу о возлюбленных чадах Ее - афонских монахах. Известно огромное множество доказательств Ее опеки. Однажды, когда пираты готовили тайное нападение на монастырь, благочестивый игумен ватопедский услышал голос Пресвятой Богородицы, исходящий от иконы. Она велела ему не открывать ворот, но бить тревогу и приказать монахам подняться на крепостные стены для отпора врагу.

В том же монастыре жил преподобный иеродиакон , который спрятал икону Божией Матери, называемую «Виматарисса», в монастырском колодце. Она была обнаружена лишь спустя много лет после захвата монастыря варварами стоящей вертикально в воде с зажженной перед нею свечой.

Геннадий, келарь ватопедский, жил святой жизнью в согласии с волей Божией и сподобился стать свидетелем чуда от Пресвятой Богородицы: он видел, как пустой сосуд сам наполнился таким количеством масла, что оно полилось через край и под дверь в кладовую.

Говорят, что в Иверском монастыре жил слепорожденный монах, чье имя было Анфим. Услышав о чудесах иконы Владычицы нашей Богородицы «Портаитисса», производимых ею по всему миру, он стал молиться ей об излечении от слепоты и стал настолько почитать икону «Портаитисса», что попросил иконописца написать ее для него. Согласившись, иконописец начал готовиться. Но каждый раз, когда он пытался приступить к делу, руку его как будто охватывал холод.

Через несколько дней отец Анфим, решив, что икона уже готова, отправился к иконописцу, и тот рассказал ему, что каждый раз, когда он начинает писать, его руки немеют так, что он не может работать. Когда отец Анфим услышал это, он встал на колени и усердно принялся умолять Богородицу, чтобы брат написал Ее святую икону.

Божия Матерь не оставила без внимания его мольбу. Икона появилась на доске сама, без вмешательства иконописца, и открылись глаза у Анфима, так что он смог увидеть лики Пречистой и Господа нашего Иисуса Христа. Это событие стало известно всем. Отец Анфим узрел икону собственными глазами, безмерно наслаждаясь своим видением; потом глаза его затуманились снова, и он стал таким же, как прежде.

В день святого Георгия келлия святого Георгия на Карулях отмечает свой престольный праздник. Эта история случилась во время такого праздника где-то между 1930 и 1935 годами. Примерно 20-25 русских и греческих подвижников собрались для бдения, но у них не оказалось рыбы к празднику.

Отец Зосима, весьма благочестивый и простой монах, который любил людей и был самым милосердным среди всех русских подвижников Афона, предложил им рыбачить в том месте, где они находились, так как их домик был расположен на краю обрыва над морем. «Но как мы можем ловить рыбу без крючка или приманки?» - отвечали другие.

«Вот гвоздь, небольшая струна и кусочек хлеба», - сказал старец. Они перекрестились, забросили необычные удочки и чудом поймали большую рыбу, из которой сварили уху. Это был дар, посланный покровителем святой келлии!

Когда наш святой отец Акакий Кавсокаливит подвизался в пещере как отшельник каждое утро прилетала красивая птица, садилась на дерево у пещеры и выводила изысканные трели. Когда святой слушал птичку, он исполнялся большой радостью, освобождавшей его от скуки и печали, которые иногда нападают на безмолвников. Святой Акакий был наделен даром умиротворения. Когда кого-нибудь мучили внутренние мысли, ему надо было лишь посмотреть на радостное лицо святого , чтобы тотчас смириться и перестать беспокоиться.

В XIII веке в Лавре подвизался преподобный Григорий, который был духовным отцом святителя Григория Паламы - великого учителя нашей православной веры. Этот благословенный старец так много совершенствовался в нестяжании и посвящал себя неустанной молитве, что ангел являлся, дабы приносить ему пищу.

Много лет прошло с того прекрасного чуда, которое произошло в день святого Николая в монастыре Григориат. Известный монах Хаджи Георгий был в то время еще послушником Гавриилом. Отцы были опечалены тем, что из-за плохой погоды они не смогли наловить рыбы для праздничного обеда. Но Гавриил не отчаивался. Вся его вера и надежда была на святого Николая Чудотворца. Он весь погрузился в молитву и вскоре после этого, в канун праздника, сильные волны вынесли на берег к монастырю много больших рыб. Как только отцы увидели это, они побежали собирать рыб для приготовления обеда, славя святителя Николая и воспевая хвалу ему.

Известный духовник отец Иоанн из скита «Аксион Эстин» однажды рассказал об одном новом работнике, который пришел в скит святого Андрея, чтобы исповедаться. Этот работник рассказал ему, что он умер, когда еще был ребенком. Прежде чем его похоронить, его мать пошла в церковь и слезно молилась на коленях в течение длительного времени. Затем она вернулась домой, надела свою лучшую одежду и легла рядом с сыном, который был в гробу, и сказала: «Встань, дитя мое, я пойду вместо тебя». Ребенок был воскрешен, а мать умерла в тот же миг. Много лет спустя этот человек пришел на Святую Гору, чтобы быть рабочим в Карее.

Однажды монах Аглай из монастыря Констамонита заболел, и врач посоветовал ему есть мясо, так как у него оказался туберкулез, и он часто плевал кровью.

Больной старец очень опечалился, потому что в таком случае он был бы не в состоянии служить в своем монастыре пономарем. Он беспрестанно молился, горячо прося Господа о выздоровлении. Однажды, когда он молился таким образом, он вдруг увидел большого оленя , который появился перед ним, опустив голову, а затем упал, корчась. Отец Аглай, боясь, что тот сейчас умрет, быстро побежал сообщить другим отцам и садовнику, который не был монахом. Когда садовник увидел бедное животное в таком состоянии, он убил его и содрал с него шкуру. Старцы постановили, чтобы отец Аглайварил себе немного мяса каждый день. Они верили, что олень был отправлен Господом в качестве дара, благословения и лекарства для больного монаха.

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 33) - эта заповедь Господа, которая передает всю полноту веры в Божественный Промысл, является жизненным руководством подвижников.

Старец Херувим из скита святого Василия был подлинным аскетом, исполненным веры и надежды. Но он был немного туг на ухо . Однажды после сильного снегопада он в своей келлии оказался отрезанным от внешнего мира и провел без еды целую неделю. И вот вдруг незнакомец с нагруженным мулом постучал к нему в дверь, а на дворе была почти ночь. Путник спросил, успеет ли он добраться до пещеры святого Петра до наступления темноты, а затем вернуться в монастырь святого Павла.

Отец Херувим отвечал ему: «Брат мой, столько снега, что ты не сможешь добраться до скита святого Петра , даже если у тебя будет впереди целый день. Оставайся здесь на ночь, а завтра рано утром сможешь ехать».

Незнакомец сказал: «Отче, я привез продовольствие, которое хотел бы продать, а затем вернуться домой. Если хочешь, сохрани все это и дай мне немного денег». - «Поскольку ты спешишь, оставь их здесь, в этом углу, а я дам тебе денег, которые пожертвовали мне странники». Старец пошел в свою келлию, а незнакомец принялся разгружать товар, но когда старец вернулся, его уже не было. Отец Херувим выглянул на улицу и позвал, но на снегу не было следов ни животных, ни людей. Тогда он понял, что все это было видимым проявлением невидимого Божественного Промысла, который заботится обо всем. Старец вошел в свою маленькую часовню и поблагодарил Господа. С благодарностью он поместил продукты в кладовку. Их хватило на всю зиму.

Отец Евстратий не носил бороды, несмотря на то, что ему было 30 лет. После смерти своего старца в Свято-Троицкой келлии монастыря святого Павла он отправился в Кавсокаливию. Там старцы отказались принять его, потому что они не хотели, чтобы кто-нибудь из них был без бороды. Евстратий был настойчив. В ту ночь у них было бдение в честь Пресвятой Богородицы. Утром чудесным образом на лице Евстратия появились несколько волосков, за которые он воздал Ей хвалу и благодарность. Самое удивительное, однако, было то, что со временем его борода выросла до земли.

В 1864 году Чусни-паша, губернатор города Фессалоники , посетил Афон. Будучи высокообразованным человеком, он хотел посетить Протатон. Там он увидел, в частности, фрески святых Онуфрия и Петра Афонских. Но он не поверил, что их бороды были до земли, как это показано на фресках. Отцы заверили его, что такое возможно, и в доказательство привели длиннобородого старца Евстратия. Паша, удивляясь, говорил по-турецки: «Afentersinefentiler», что значит: «Прошу прощения, господа!»

В 1750 году воскресенье перед Великим постом началось с того, что монаху Макарию из скита святой Анны стало очень плохо. Он находился при смерти. Его послушник, отец Феоктист, в тот год был помощником монаха, который отвечает за главный храм скита и прием гостей. После литургии отец Феоктист был очень огорчен, потому что нужно было найти рыбу, чтобы сварить суп для угощения старцев. Он спустился к пристани скита, но не нашел там ни лодки, ни рыбаков.

Вокруг было пустынно. Море волновалось. Отец Феоктист, упав на колени, стал молиться святой Анне, матери Пресвятой Богородицы и покровительнице их скита.

Едва он закончил молитву, как увидел огромную рыбу, игриво плещущуюся в волнах. Он сотворил крестное знамение в ту сторону, и внезапно рыба была выброшена на песок следующей волной. Обрадовавшись, отец Феоктист тут же подобрал ее и побежал к главному скиту, где его старец лежал прикованным к постели. Он сварил рыбу, накормил старца, который мгновенно выздоровел, а тем, что осталось, кормили всех монахов и паломников, которые оказались в скиту в тот день. Они говорили, что никогда в своей жизни не пробовали рыбы вкуснее, чем эта, посланная Богом.

В Новом скиту жил бедный монах, старец Дорофей, который никогда не покидал Афон с того времени, как пришел сюда еще ребенком. Он не делал ничего на продажу. Он мог только ловить рыбу на маленькой лодке. Однажды, когда у него закончилось все масло, всеблагой Господь заставил бочку масла приплыть из моря и плавать между Новым скитом и пристанью святого Павла.

В день Пасхи 1935 года игумен святого Павла архимандрит Серафим и все 60 отцов обители вышли во двор, чтобы служить литургию в честь Воскресения Христова. В радостном настроении, полный возглашения «Христос воскресе!», игумен сказал одному из братий: «Отец Фома, сходи к мощам отцов и скажи им, что Христос воскрес». «Благословите, отче», - ответил тот и не задумываясь быстро пошел в костницу.

«Отцы, я послан игуменом сказать вам: “Христос воскресе!”» - воскликнул он громким голосом.

И вдруг кости скрипнули и подпрыгнули. Один череп поднялся на метр в воздух и ответил: «Воистину воскресе!»

После этого наступила мертвая тишина. Отец Фома бросился назад, чтобы рассказать все, что он видел и слышал. Достопамятный старец Феодосий, позднее библиотекарь монастыря, часто рассказывает об этом случае.

Его все называли «авва», и он действительно был «отцом» - старец Исаак Дионисиатский. В своих монашеских подвигах поста, молитвы и духовной борьбы он всех любил и был послушен во всем любому. И все любили его.

Однажды, когда он находился на послушании на подворье монастыря в Карее, его наставник отец Геласий, который в то время представлял их монастырь в Карее, предупредил его, что уже полдень и ожидается буря, так что он может заблудиться на обратном пути в этот час в зимнее время. Но старец отвечал, что ему без всяких оправданий обязательно надо вернуться в Дионисиат, который находился в пяти часах ходьбы от Кареи. И вот, постояв на коленях, блаженный ушел. Когда он достиг вершины горы, начался сильный снегопад. Стало тяжело идти. Когда он добрался до холма под названием Босдум в Симонопетре, снега было уже по колено и начинало темнеть. Старец Исаак был напуган этой темнотой, снегом и дикими зверями в лесу.

Уповая на Господа, святой старец воззвал из самой глубины сердца: «Господи Иисусе Христе, Боже мой, по благословению святого старца, пожалуйста, спаси меня в этот час». И тотчас же он был поднят невидимой силой и отнесен к воротам своего монастыря.

Подходило время вечерни, и привратник хотел уже закрывать ворота. Когда он увидел авву Исаака, то был очень удивлен и, поздоровавшись, с благоговением спросил его, как он смог добраться в такую непогоду. Блаженный ответил, что он приехал из Кареи.

«Но как вы смогли очутиться здесь в такую погоду?» Авва не мог ответить, а только смотрел на икону святого Иоанна Предтечи.

Привратник также заметил, что на снегу нет следов со стороны Кареи. Наконец, после настойчивых расспросов привратника о том, каким образом он покинул афонскую столицу и как он прибыл в Дионисиат, авва Исаак смог рассказать ему и другим отцам, что произошло: он сказал, что помнит все, что было с ним в первую половину пути, но дальше он может вспомнить только, как просил у Бога помощи. А потом он оказался перед входом в монастырь.

Перевела с английского Ангелина Леонова

Летом 1999 года мы с 11-летним сыном отправились в паломничество на Святую Гору Афон. Наконец мы оказались в Греции. На Афоне…
Переночевав в Пантелеимоновом монастыре и получив благословение от настоятеля на подъем к вершине Святой Горы и паломничество, мы направились в монастырь святого Павла. Провели ночь там, пришли в скит Святой Анны.
Дорога проходила не на большой высоте, но при сильной жаре. После скита тропинка круто пошла вверх. Пройдя несколько метров при таком подъеме, сын попросил отдохнуть и попить воды.

Удивительный Афон: жизнь и чудеса на Святой горе.

Через пару минут мы продолжили подъем, но длилось это совсем недолго. Артем вновь попросил отдыха. Я с грустью посмотрел на пики гор с правой и левой стороны: они по-прежнему маячили вдали. На третьем привале, сидя в теньке (кстати, после посещения Афона мы поняли, что значат для человека вода и тень) и обхватив голову руками, я с отчаянием думал, что сейчас придется спускаться в скит, а затем - на пристань Дафни и в монастырь святого Пантелеимона.
Со всех сторон жужжали слепни и оводы, иногда садились и жалили, отчаяние усугублялось. Вдруг мое внимание привлекло мощное гудение постороннего насекомого, краем глаза я увидел крупную ярко-желто-полосатую осу-матку. Далее происходило невероятное: как в воздушном бою сходилась наша защитница с оводом или слепнем; секундное сражение - и враг отлетал в сторону. Затаив дыхание, едва слышно я позвал утомленного сына. Он осторожно приблизился ко мне. Несколько минут мы не могли прийти в себя, затем осторожно двинулись в путь. Точно не помню, как долго сопровождала нас эта Божия тварь, - может, двадцать минут, может, час. Но когда ее не стало рядом с нами, слепни хоть и кружили рядом, но особо не причиняли вреда, только при подъеме на саму Святую Гору пару раз укусили меня - видимо, чтобы не возгордился.

Раб Божий Сергий , г. Калининград

См. также:

Пока ни одного комментария, будьте первым!

Афонское чудо

Летом 1999 года мы с 11-летним сыном отправились в паломничество на Святую Гору Афон. Наконец мы оказались в Греции. Переночевав в Пантелеимоновом монастыре и получив благословение от настоятеля на подъем к вершине Святой Горы и паломничество, мы направились в монастырь святого Павла.

Паломничество на Святую Гору. Часть I

Провели ночь там, пришли в скит святой Анны.

Дорога проходила не на большой высоте, но при сильной жаре. После скита тропинка круто пошла вверх. Пройдя несколько метров при таком подъеме, сын попросил отдохнуть и попить воды. Через пару минут мы продолжили подъем, но длилось это совсем недолго. Артем вновь попросил отдыха. Я с грустью посмотрел на пики гор с правой и левой стороны: они по-прежнему маячили вдали. На третьем привале, сидя в теньке (кстати, после посещения Афона мы поняли, что значат для человека вода и тень) и обхватив голову руками, я с отчаянием думал, что сейчас придется спускаться в скит, а затем — на пристань Дафнии и в монастырь святого Пантелеимона.

Со всех сторон жужжали слепни и оводы, иногда садились и жалили, отчаяние усугублялось. Вдруг мое внимание привлекло мощное гудение постороннего насекомого, краем глаза я увидел крупную ярко-желто-полосатую осу-матку. Далее происходило невероятное: как в воздушном бою сходилась наша защитница с оводом или слепнем; секундное сражение — и враг отлетал в сторону. Затаив дыхание, едва слышно я позвал утомленного сына. Он осторожно приблизился ко мне. Несколько минут мы не могли прийти в себя, затем осторожно двинулись в путь. Точно не помню, как долго сопровождала нас эта Божия тварь, — может, двадцать минут, может, час. Но когда ее не стало рядом с нами, слепни хоть и кружили рядом, но особо не причиняли вреда, только при подъеме на саму Святую Гору пару раз укусили меня — видимо, чтобы не возгордился.

Поднявшись на Панагию вечером, мы ночью встретились с тремя монахами из Пантелеимонова монастыря. А рано утром с Божией помощью поднялись на вершину, где в храме Преображения Господня была отслужена Литургия, во время которой мы причастились Святых Таин.

Места:
Афон
Пантелеимонов монастырь на Афоне
Монастырь святого Павла на Афоне
Скит Святой Анны на Афоне

Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.

Святая гора Афон

Это единственная православная монашеская обитель с тысячелетней историей. Место настолько свято, что для человека, оказавшегося здесь, все сложные вопросы вдруг становятся понятными, а жизнь - легкой. Святая гора Афон - одно из чудес света.

«На Афон нас переправили на большом пароме, вмещающем более тысячи человек. Окружающую нас красоту и атмосферу просто невозможно сразу описать. Все цветет, благоухает… Воздух очень чистый, морская вода прозрачная, горная водичка чистая и полезная, ее можно пить из любой реки», - рассказывает отец Иоанн.

Группа паломников из Донецка, Киева и других городов остановливалась в бесплатной гостинице, расположенной на территории известного русского монастыря св. Пантелеймона, основанного в конце XVIII ст. Здесь находится самый большой на Афоне колокол. Монастырь хранит главу великомученика Пантелеймона Целителя, святые мощи, чудотворные иконы, редкие книги…

Святая гора Афон - удел Пресвятой Богородицы. Здесь разместились более 20 монастырей. Но посещать гору могут только православные крещеные мужчины, а женщины, ввиду издавна существующего запрета, могут приобщиться к Афонской святыне издалека, совершая плавание вокруг полуострова.

Многие люди едут на Афон за советом к афонским старцам. Однако пообщаться с ними, ввиду плотного графика, удается не всем. По словам отца Иоанна, на Афоне находятся православные монастыри. Монахи живут там по византийскому времени. Службы у них могут начинаться и в 4 часа утра, и в полночь. Питаются монахи в пост один раз в день, а живут они в кельях. Постоянно трудятся, занимаются хозяйством, держат скот, пасеки; выращивают фрукты, овощи и при этом неустанно молятся.

За неделю пребывания на святой горе Афоне отец Иоанн посетил 15 монастырей и увидел многие святыни, в том числе Пояс Богородицы, мощи святых, чудотворные иконы Богоматери «Скоропослушница», Святителя Николая, Пантелеймона Целителя, также икону Иверской Божией Матери, которая согласно преданию хранилась у благочестивой вдовы, жившей близ древнего города Никеи. Однажды в ее дом пришли иконоборцы, и один из воинов копьем пронзил образ Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Боясь за святыню, вдова попросила императорских воинов не трогать икону, а взамен пообещала им деньги. Когда же нечистивцы ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком) опустила икону в море.

Документально подтвержденные явления Божией Матери в XX веке

Спустя время, икона приплыла к Афону, где ее обнаружили иноки…

Святая гора Афон славится многими чудесами. Вот, например, случай. Однажды тяжело больной человек попил из здешнего источника воды и исцелился. Когда он вернулся домой, и врачи провели обследование, то были просто изумлены: «Не может быть!..». Как говорится в слове Божием: «По вере вашей да будет вам!»

Необычные торты

Традиции огромного Китая

Как только мы думаем о Китае, сразу же вспоминается его густонаселённость. Еще бы! Ведь Китай является самым первым среди всех стран …

Суперкомпьютеры России и Китая

Похоже, что Китай намерен уменьшить свою зависимость от западных компаний в области суперкомпьютеров. В пользу этого предположения говорит то, что установленный …

Секретные лаборатории Гитлера

Некогда скрытый под детской площадкой, под стоянкой для машин и все еще окруженный многоквартирными домами бункер фюрера перестал быть таинственным …

Растения-хищники

Те, кто считает, что растения-хищники - фантастика, глубоко ошибаются. Это настоящая реальность. Растения, растущие в пустыне или на бедной почве, имеют …

Настоящий костюм железного человека

Если ты вдруг не знаешь, кто такой Железный Человек, поясняем. Это один из немногих комиксовых супергероев, у которого нет никаких …

Схватка МиГ-29 с F16

В Воронежской области на аэродроме Бутурлиновка началось летно-тактическое учение ВВС России с участием истребителей МиГ-29СМТ. В ходе учения летчики Курской …

Магнитный конструктор

Не так давно среди большого выбора развивающих игрушек появились магнитные конструкторы. Их необычные свойства позволяют создавать трехмерные модели разнообразнейших форм. …

Сад «Эрмитаж»

Территория Сада Эрмитаж, одного из старейших мест отдыха в Москве, не очень велика, и как там умещается столько всего? …

* Решение мое было окончательно, и я тайно отправился на Афон. Добрался благополучно. Путешествуя и останавливаясь в различных монастырях и скитах, я тщательно изучал их уклад. И, в конце концов, получив достаточное количество нужной информации, я решил поселиться в киновии Преподобного Григория.

Прежде чем войти в монастырь, я, уставший, пошел ночевать в обрывистой и труднопроходимой местности, немного выше Гифтария, где можно было найти тень. Но мои попытки уснуть оказались тщетны. Сон не шел. Думы и помыслы сменяли друг друга и тревожили меня. Движимые сатаной искушения предпринимали все возможные попытки, чтобы помешать мне. Наконец, измученный душевной борьбой, я подумал, что ко мне приходит сон. И что же я увидел? Надо мной стоял некий престарелый монах почтенного, величественного, даже библейского вида, с бородой до колен и мягким взором. Он сказал мне: “Зачем ты сидишь здесь снаружи, дитя мое, и мучаешься помыслами и размышлениями? Вставай и иди в монастырь”. Услышав этот приказ, я тотчас поднялся, собираясь попросить монаха проводить меня. Но где же старец? Он исчез!

Это происшествие поразило меня. Я стал размышлять, кем мог быть этот загадочный старец, который в столь почтенном возрасте смог подняться в такие дикие места, куда и я с трудом смог пройти. С этими мыслями (прошлые мои бесовские помыслы развеялись, словно дым) я побежал в монастырь, зашел туда и сразу направился к преподобному кафигумену, рассказал ему о своем желании и намерении, упомянув и о недавней встрече с почтенным старцем.

Тогда кафигумен с нескрываемым умилением подвел меня к иконе и спросил: “Этот ли старец явился тебе?” “Да, это был он!” – ответил я в изумлении. Это оказался старец Иоаким, новый ктитор монастыря с удивительно длинной бородой, которую он получил чудесным образом, так как по природе своей был безбородым.

* Когда спустя несколько месяцев совершился мой постриг, сильно утомленный и встревоженный, я захотел немного поспать. Но не успел я уснуть, как кто-то открыл дверь моей кельи совершенно необычным образом, опустив традиционное “Молитвами святых отец наших…” Мысли внезапно охватили меня, и я почувствовал ужасное, невыносимое зловоние. И тогда я увидел стоящего надо мной незваного гостя. Какое это было пугающее и ужасающее зрелище! Передо мной стоял сам сатана. Похожий на чудовище, рогатый, с огненным дыханием и огненными глазами, мохнатый, с длинными когтями. Он посмотрел на меня зловещим и гневным взглядом и саркастично рассмеялся: “Эй! Зачем и ты пришел сюда? Сейчас я покажу тебе!” И тотчас он протянул ко мне руку и схватил меня, издавая ужасный вой: “Ааа!” Но тут случайно он коснулся честного креста, висящего на моей груди. Он сразу же исчез, оставив после себя нестерпимое зловоние.

* Однажды на монастырь обрушилась эпидемия гриппа. Болезнь затронула самых молодых и самых сильных, одних незначительно, других – серьезно. Я переболел быстро. И, когда заболел повар, мне было поручено его заменить. Совершенно не умея готовить, я взялся за это послушание под руководством повара, отца Ипатия. К счастью, при мне находился и опытный помощник повара, очень кроткий и простой, словно агнец, послушник.

Однажды я послал его в сад, чтобы собрать овощи для готовки. Но спустя недолгое время, почти сразу, он прибежал, тяжело дыша, с испуганным видом и без овощей. Когда я спросил его, что произошло, он ответил, что на тропинке, ведущей в сад, лежит огромная и страшная змея. И он, перепугавшись, прибежал назад, обливаясь потом и задыхаясь.

Тем не менее, поступок его противоречил канону “слепого послушания”. Я рассказал об этом старцу. Старец же побеседовал с послушником, ободрил его, дал ему свое благословение и велел исполнить свое послушание без колебаний и страхов. Исполненный мужества, он побежал в сад, собрал овощи и вернулся радостный. Когда я поинтересовался, в чем дело, он объяснил, что змея все еще лежала там, но была мертва.

* Незадолго до ухода в армию я заболел острым ишиасом. Боль была периодическая, но невыносимая. Когда она настигала меня, я не мог устоять на ногах и падал на землю, где бы ни находился. Никакие врачи и медикаменты, ни теплые ванны, ни армия не смогли излечить меня. Это было постоянное и мучительное состояние.

Однажды в нашу гавань привезли пшеницу, и все мы, по обыкновению, должны были разгружать ее. И когда разгрузка началась, у меня внезапно случился мучительный приступ. Я упал наземь, скрученный судорогой и стонущий от боли. Прибежали два-три отца и один почтенный добродетельный старец. Арсений, Артемий… Имени его я не помню. Они спросили меня, в чем дело. И когда я рассказал им о своем недуге, об этом узнали все вокруг и начались пересуды. Многие посочувствовали мне, другие усомнились в правдивости моих слов, третьи и вовсе не поверили. Некоторые подумали, что я сказал об этом, чтобы освободиться от работы. Другие преувеличенно сочли меня “пройдохой из Пирея”.

Я терпел все это. И лишь мой старец утешал меня: “Не плачь, мой мальчик. Не отчаивайся. Я верю тебе. И других отцов смогу убедить в твоей искренности. Но я дам тебе один совет и прошу тебя меня послушаться. Мы здесь имеем своего собственного врача: святую Анастасию Римскую. Мощи ее находятся в часовне. С самого вечера бодрствуй и молись ей от всего сердца и со слезами. А когда утром закончится литургия, помажь маслом от ее лампады место, которое у тебя болит, слезно прося святую исцелить тебя. После этого приходи навестить меня”.

Я в точности исполнил сказанное. И, помазавшись маслом, – о чудо! – я внезапно стал двигаться свободно, без малейшего намека на боль.

С того дня прошло шестьдесят лет. Болезнь ко мне более не возвращалась.

* В городе Веррия в Македонии существует подворье Григориата. Один-два раза в год, каждый раз летом, мы ездим туда по морю на маленьком монастырском корабле.

Однажды я с двумя братьями отправился на подворье. Но между Кассандрой и Пилио царил непривычный штиль, хотя мы усердно гребли. И это, я бы сказал, раздражающее безветрие, заставило меня думать, что быть беде. Это было нескрываемое волнение без видимых на то причин, нечто вроде предчувствия. И хотя братья просили меня ненадолго перестать грести и отдохнуть, я приказал им быстрее работать веслами, словно что-то предупреждало меня о надвигающейся опасности. Мы должны были как можно скорее добраться до берега между Пилио и Олимпом. Легкий морской бриз очень помог нам: мы причалили к берегу, спустились и привязали корабль. Между тем, маленькое облако на Пилио становилось все больше и чернее, предвещая страшное ненастье. И какой ужас последовал после! Разразилась редкой силы буря, шторм, шквал, как говорят.

Когда мы прибыли, все жители подворья выбежали нам на встречу, пораженные и недоуменные. Они смотрели на нас, крестились и уверяли, что нас спас святой Николай.

Мы пробыли там несколько дней, после чего, снарядившись и собрав припасы, поплыли назад. И какое мрачное зрелище ждало нас по дороге! Где бы мы ни проплывали, везде встречали потерпевшие крушение корабли. Все корабли, стоявшие на якорях в пострадавших портах от Ливы до Гарби, были выброшены на берег или потоплены. Вся юго-западная часть Кассандры, Сифонии и Афона пострадали от этого шторма.

И когда мы добрались до монастыря, нас ждало еще более печальное зрелище: корабль из Литохоро, нагруженный древесиной, был потоплен. Здесь наше волнение достигло своего апогея.

Опуская рассуждения, я хочу обратить внимание лишь на свою беспричинную тревогу, которую я испытывал в пути. Не было ли это очевидным и несомненным вмешательством святого?

* Каждый год 6 декабря наш монастырь совершает праздник по случаю дня памяти святого Николая, запасаясь рыбой из Палиури в Кассандре, где рыбаки постоянно ловят рыбу.

За несколько дней до праздника монастырский корабль был послан туда, чтобы забрать рыбу. Кормчим был опытный монах, благочестивый и простой, привыкший к морю, еще когда он жил в миру.

Но прежде чем он вернулся, подул сильный юго-западный ветер и значительно задержал отправление. Время шло, близился праздник, а ветер все усиливался. Монах беспокоился: “Неужели праздник начнется без рыбы?” А это, по его мнению, было немыслимо. И он решил отплыть в штормовую погоду. Другие рыбаки тщетно пытались убедить его отказаться от этой безумной затеи. Но монах был непоколебим.

Он отплыл, перекрестившись, поставив на штурвал икону святого Николая и сказав: “Святой Николай, ты видишь, какая сейчас погода. Распорядись же, чтобы праздник в твою честь не начался без рыбы. Отправляемся!”

И святой, действительно, именно так и “распорядился”. Когда монах подошел близко к монастырю, отцы издалека заметили его и вышли на берег. Корабль парил по волнам, словно чайка. Отцы взяли с собой икону святого Николая и стали молиться, чтобы корабль без труда смог причалить. Однако в таких условиях это было совершенно невозможно.

Но только не для святого Николая. Огромная волна подхватила корабль и, высоко подняв его, опустила прямо на пристань, на место, где он стоял, после чего мирно отошла, исполнив свой долг. Это событие было торжественно отпраздновано. Поразительны вера этого благочестивого монаха и помощь святого.

* Ужасный пожар обрушился летом на монастырские леса. Дул ветер, и пламя быстро распространялось. Вскоре оно должно было уничтожить все каштаны, главный источник монастырских доходов. Страшное зрелище. Я был его очевидцем и слышал лесных змей, которые, сгорая, шипели.

Когда весть о пожаре дошла до монастыря, отцы и старец вынесли святые мощи. И тогда одно из облаков повисло над лесом, и начался такой сильный ливень, что страшный пожар мгновенно был потушен.

Вышедшая в издательстве «Белый город» книга «Святой таинственный Афон» - абсолютно уникальна. В ней собраны фотографии святынь, которые впервые доступны взгляду простых мирян, не имеющих возможности посетить Святую гору. А втор книги Георгий Николаевич Юдин заслуженный художник, член Союза писателей, кавалер Ордена Преподобного Сергия Радонежского получил разрешение снимать не только в самих монастырях, что обычно запрещено, но и запечатлеть на пленку удивительные православные святыни.


(FLV файл. Продолжительность 0 мин. Размер 35.2 Mb)

Поговорим сегодня об Афоне - об удивительной монашеской стране, где творится постоянная, непрерывная молитва за весь мир. Это удивительное место, и попасть туда непросто. Каждый, ступающий на Афон, делает это как бы по своей воле, но делает и потому, что его туда приводит Бог. И можно собрать все документы, паспорта, визы, разрешения, благословения батюшки и не попасть на Афон, как много раз бывало с довольно известными людьми. Поэтому у каждого свой путь на Афон, и главное - было бы желание туда приехать, там побывать и очиститься. Для чего едет человек на Афон? Как хорошо сказал монах Исидор, живущий в Пантелеимоновом монастыре, - «каждый едет туда за новым духовным кислородом». Когда он чувствует, что душа заболела, что необходимо излечение души, он приезжает на Афон, как на рентген, и видит на Афоне все свои духовные болячки. Именно там он исцеляется. Огромное количество людей вернулось оттуда совершенно иными, даже отъявленные атеисты приезжали оттуда с другими глазами, с другой душой.

На Афоне человеку верующему особенно явно видны проявления Благодати Божией, видно присутствие Богородицы, чудеса, которые там случаются, - это очевидно явленные чудеса, и каждый, приезжающий на Афон, это может почувствовать на себе. Со мной было несколько чудес, на Афоне происходивших, я о них попозже расскажу, а сначала немного о том, что такое Афон.

Это длинная полоска земли, примерно, 80 км длиной и около 25 км шириной. И вот на этом узеньком пальце Божьем, скажем так, в Эгейском море расположено двадцать монастырей. Ни в коем случае не позволяется строить еще монастыри, это узаконенное число. Большинство монастырей, конечно, греческие, так как это греческая республика, есть русский монастырь, Пантелеимонов, есть румынский, болгарский - Зограф. Удивительно то, что в каждом монастыре постоянно творится молитва, постоянно идут службы. Даже когда монахи вроде бы отдыхают, службы не прекращаются ни на минуту, и в этом смысл Афона - что постоянно творимая молитва на этой святой земле спасает наш мир. Я думаю, что только благодаря этим молитвам до сих пор и жива наша Земля.

Каждый монастырь замечателен по-своему, вот в этой книге, которую мы вам сегодня показываем - «Святой таинственный Афон» - я как раз рассказываю об особенностях каждого монастыря: о чудесах, которые происходили во время его постройки, о святынях, которые в этом монастыре живут, об их исцелениях, о многих случая посещения Богородицы святых, живущих на Афоне. Потому что Афон - это Удел Божией Матери, Она Сама избрала эту землю как свой Удел, сказала, что будет окормлять всех монахов, живущих там.

Чудеса начинаются сразу, при отплытии парома от порта Уранополис. И мы с моим товарищем, моим коллегой по этой книге, фотографом Сергеем Поповым, плыли на этом пароме с огромным количеством аппаратуры, съемочных камер. И, подплывая к одному из монастырей, к порту монастыря, Сергей мне говорит: «Я пойду вниз, поснимаю там снизу, а вы оставайтесь здесь». И уходит человек. Мы отплываем, я думаю, что он внизу, а остается два, примерно, порта до нашего окончательного пристанища, я начинаю бегать по всему кораблю искать Сергея, а его нигде нет. На всем корабле нет человека, он исчезает посреди Эгейского моря. Это было необъяснимо - куда девался человек? И капитан кричит: «Выходите с корабля!», и я вот с этим огромным количеством аппаратуры, с кофрами вылезаю на совершенно пустынный каменный берег, остаюсь один, а человека нет. Наконец, поздно ночью он мне звонит и рассказывает историю: он случайно вышел на одной из станций, и корабль вдруг закрыл свой борт, отплыл, и он говорит: «Я вижу вас, вы в трех метрах от меня стоите, я кричу вам - я здесь!» А я его не вижу, он был размыт на берегу. Он кидал камни, камни ударялись о борт, я слышал какой-то звук, но его не было, он исчез.

Когда мы пошли после этой истории в Пантелеимонов монастырь и спросили у старца - что ж такое, почему исчез человек (а он два дня ходил по горам, питался какими-то каштанами). Старец Исидор, прозорливый такой старец, посмотрел на него внимательно (а он первый раз его видел) и говорит: «А ты придешь к нам. Я знаю, что у тебя есть дети, но, когда они вырастут, ты придешь к нам. Вот ты когда ходил, тебя как бы проверяла Богородица, достоин ты здесь жить или нет». Я с ужасом спрашиваю этого провидца: «Батюшка, а мне что делать? Может быть, и мне тоже?» А он говорит: «А тебе сейчас скажу». Достает Псалтирь, открывает просто так, наобум, пальцем указывает на строку и читает: «А тебе Господь приказал творить то, что ты творишь». То есть писать и рисовать книги.

Самым знаменитым и первым Афонским святым был Петр. Он жил в седьмом веке, был греком, был воином и попал в плен. И однажды, сидя в тюрьме, проанализировал свою жизнь и пришел к выводу, что он когда-то обещал Господу придти в монашество и забыл об этом. И он решил, что это наказанием ему за то, что он не исполнил свое обещание. О стал истово молиться Богородице и Николаю Угоднику. Является к нему Николай Угодник и говорит: «Да, ты прав, это тебе наказание за невыполненное обещание». И говорит ему, что он должен идти на Афон и там служить. Петр садится на корабль, плывет, вдруг корабль останавливается посередине моря, он просит его высадить на незнакомом берегу - седьмой век, представьте себе, там вообще никого не было, дикие звери - и выходит на этот дикий, страшный берег, это скалы. В книге вы можете увидеть, что это было, вот что встретил Петр, ступив на землю, - совершенно безжизненное, безлюдное место. И он начинает искать пещеру, где бы он мог подвизаться и служить Господу, находит пещеру, полную змей, скорпионов, которые при его появлении убегают, и вот он там в этой пещере в посте и молитве проводит пятьдесят три года. Пятьдесят три года, не видя никого, ни с кем не встречаясь, только в конце жизни, когда Господь решил, что его иноческий подвиг должен быть известнее людям, он встречает охотника, который пришел к его пещере. И охотнику он рассказывает - причем, когда охотник появился, он решил, что это демон, он был обросший до пола бородой огромной, в каких-то веригах, замотанный травой, в панике охотник убежал, решив, что это искушение ему. Вот какой был подвижник.

Что интересно, в этой пещере потом пытались жить многие монахи в течение нескольких веков, и никогда никто из них не смог пройти вот этого испытания, не дожил до конца своего подвига. Кто-то умирал, кто-то сходил с ума, кто-то не выдерживал и уходил, и решили святые отцы, что не стоит там жить, потому что никто не достоин этот духовный подвиг совершить, кроме Петра. И эту пещеру замуровали. Это говорит о том, что желание особенно молодых людей поехать, посвятить себя Господу, не всегда соответствует их силам. Очень много искушений, очень много гордыни, и мне монахи на Афоне говорили: «Мы приехали здоровыми, сильными людьми, а тут начались болезни, искушения, мы стали другими». И, видимо, это необходимая борьба, смирение тела, духа, и немногие побеждают. Например, была история, года четыре назад, когда один монах, живя отшельником на крутом обрыве, решил, что он очень сильный молитвенник и возомнил себя главным монахом Афона. И однажды в его келье вдруг появляется Христос. И говорит ему: «Вот, по твоим молитвам, ты так молишься истово, что Я пришел к тебе Сам. Пойдем со мной». И манит его. И этот бедный монах от счастья забыл перекреститься и пошел. И только в последний момент, когда надо было сделать последний шаг в обрыв, он перекрестился и увидел, как у того появляются козлиные ноги, у мнимого Христа, и во что он превращается. И он все равно упал, благо, зацепился рясой за куст, провисел несколько суток без сознания, на обрыве. Его нашли через несколько дней, и он потом полгода ничего не говорил, но когда пришел в себя, рассказал эту историю и умер. Вот такие искушения бывают.

Афонский монах отец Иаков, главный певчий соборного храма, приехал в Ригу, чтобы спеть в Домском соборе вместе с хором Московского патриархата, и привёз нам благословение афонских старцев. «Субботе» посчастливилось побеседовать с ним.

Монах Иаков - главный протопсалт Карейского соборного храма Успения Пресвятой Богородицы Святой горы Афон. Он родился в городе Салоники. С детства изучал византийскую музыку и имеет степень и диплом в этой области. Был певчим хора «Иоанн Дамаскин». В 1993 году поступил в монастырь Каракал на Святой горе Афон. Он обучал византийской музыке младших монахов и организовал монастырский хор. С 1996 года монах Иаков живёт в столице Святой горы - Карее, в восстанавливаемой им келье. Сегодня он служит протопсалтом (главным певчим) соборного храма Успения Пресвятой Богородицы.

Словами не описать

На улочках Старой Риги его можно было заметить очень издалека: высокий стройный грек в чёрной монашеской рясе, карие глаза смотрят серьёзно и внимательно. А когда начинает говорить - хочется молча слушать, даже не понимая по-гречески. Голос у отца Иакова удивительный.

В Латвии афонский монах Иаков не первый раз. В январе вместе с камерным хором Московского патриархата он исполнял рождественские песнопения. И вот сейчас, как и тогда, в Домском соборе прозвучала музыка, которую легко охарактеризовать одним словом - божественная. Во всех смыслах.

Мы попросили разрешения его сфотографировать. Он согласился и терпеливо ждал, пока фотограф устанавливал свет и аппаратуру. Но удивительное дело - десятки кадров оказались засвеченными будто изнутри. И только два снимка наконец получились. Один из них вы видите. Наверное, главное в нём - глаза. И тот внутренний свет, который ни с каким освещением не сравнится. Потому что он из души.

Перед тем как задавать вопросы, я вспомнила давнюю поездку в Грецию: тогда мы с друзьями проплыли на кораблике вокруг Святой горы Афон, вдоль величественных монастырей, крыши и купола которых тонули в зелени. Как жаль, думали мы, что нельзя увидеть это вблизи: с древних времён женщин на Афон не пускают. А на кораблике в это время звучали записи песнопений афонского монашеского хора.

А потом ночью в маленьком греческом городке я сидела на балконе гостиницы, смотрела на море и думала, что Святая гора круглые сутки не спит - днём и ночью люди, ушедшие туда от мира, молятся за весь мир. И за каждого из нас. Многие монахи, рассказали нам, живут в аскезе и вообще спят по два-три часа, не больше… В это время кто-то опять включил записи афонских песнопений. До сих пор помню - ощущения были потрясающие.

Простите за длинное вступление, просто хотелось передать настроение, с которым мы начали разговор с отцом Иаковом. Вместе с ним к рижанам прибыла музыка Афона.

Особый образ жизни

- Отец Иаков, вы сказали, что приехали петь с благословением афонских старцев…

Всегда, когда кто-то из монахов куда-то уезжает, он согласовывает свои действия и с монастырём, к которому духовно принадлежит, и со своим духовником, чтобы совершить это путешествие.

- Как часто вы покидаете монастырь?

Не особенно часто. Последние разы были связаны с концертами в Риге, Москве и Петербурге.

- Как давно вы живёте на Афоне?

20 лет. Меня часто спрашивают, как я туда попал. Это не так просто объяснить в двух словах, потому что и сам человек с трудом понимает такие серьёзные вещи. Естественно, помогает Господь, но и воля человеческая содействует.

- Действительно ли на горе Афон есть монахи, которые пришли туда в возрасте 12 лет?

Это раньше, 40-50 лет назад, такое часто было. Сейчас этим монахам по 60-70 лет… Последние 30 лет такого не происходит. И запрещается, и нет такой традиции. По закону человеку, который уходит в монастырь, должно быть 18 лет. Обычно приходят люди в возрасте 20-30 лет. Раньше, после Второй мировой войны, экономические условия были трудные, и родственники привозили маленьких детей на Афон, чтобы выжить. А потом им там нравилось, и они оставались на Афоне навсегда.

- А что надо для того, чтобы остаться?

Естественно, есть испытательный срок в один-два года. И дальше игумен и духовники монастыря судят, может ли он остаться и продолжить духовный подвиг в этот промежуток времени, может ли он жить этим образом жизни…

Сокровища Афона

- Музыкальной традиции Афона более тысячи лет. Она связана с византийскими традициями…

Византийская музыка - это что-то особенное. И Афон - особое место для византийской музыкальной традиции. Византийский певческий стиль взращивается непрестанно в течение тысячи лет. Что касается меня - это благословение для меня, что в течение всего времени на Святом Афоне я был сопричастен этой традиции. И сейчас я пою в главном храме столицы Афона - Протате. И таким образом продолжаю эту музыкальную традицию и вношу в неё свой вклад.

В афонских монастырях хранятся настоящие сокровища: реликвии, древние рукописи, книги… Вы имеете возможность их читать?

Кроме духовной Святая гора несёт и культурную миссию. Афон хранит огромное количество рукописей, также есть записи, которые появились в последние годы. А когда мы говорим о сокровищах, которым свыше 800 лет, это, конечно, множество древних икон, реликвий, и монахи в их хранении превосходят хранителей музеев.

Как-то я пошёл в византийский музей в Салониках, недавно открытый. И там почувствовал большую гордость за Святую гору, потому что то, что я видел в Салониках, нельзя сравнить с тем, что я видел на Афоне, - Афон превосходит, конечно, любой музей. И это мы говорим о Салониках - византийском городе.

Паломники Святой горы

- Как складывается ваш день на Афоне?

20 лет я живу на Афоне. 16 лет жил в одном из 20 монастырей - это монастырь Каракалы - и создал там хор, с которым мы выступали на различных празднованиях. Конечно, помогали мне и другие афонские отцы. Последние четыре года я живу в келье - это как скит, и я там сейчас один. Выполняю послушание - пою в храме Протата, где находится совет Святой горы.

У монаха очень много разных дел. Главное значение имеют духовные вещи. Ежедневные службы длятся намного дольше, чем в миру. Есть занятия ручным трудом. Каждый занимается тем, что ему установлено. В монастыре это обычно послушание, а в скиту - различные работы по дому. Также я занимаюсь музыкой, по нескольку часов каждый день.

- Очень много паломников приходят на Афон. Как там их встречают?

Есть такое послушание монашеское - принимать паломников, а есть гостиничное. Есть специальный монах, который встречает паломников, угощает их, даёт им комнату, если они хотят остаться. Паломники могут ходить везде, заходить в любой монастырь.

Прекрасно на Афоне именно это, и это отличает его от других мест: когда ты приходишь в храм, там не как в музее, где ты видишь мёртвое пространство, - на Афоне, в монастырях, каждый, кто заходит, видит как бы живой музей с огромным числом бесценных экспонатов, но при этом везде жизнь. Паломники видят всё - службы, послушания монахов: как они молятся, гуляют, общаются. Это производит впечатление на людей.

- Они не мешают монахам?

Всё-таки не так всё неуправляемо, у монахов есть места, где они могут уединиться, есть часы, когда они свободны. Это считается благим делом, любовью к ближнему со стороны монахов - помочь паломнику. Гостеприимство - это добродетель, и на Афоне оно имеет особую ценность.

- Были случаи, когда паломники оставались?

Конечно, были люди, которые приезжали паломничать и потом становились монахами. Но сразу приехать и остаться - это редко. Сейчас всё строже. Игумену и духовнику нужно быть более внимательными, и самому человеку нужно очень серьёзно подумать, прежде чем причислиться к братии, монастырю, скиту.

- Есть общие праздники, когда все 20 монастырей объединяются?

Каждый монастырь имеет свой престольный праздник. Есть традиция, чтобы монахи со всех монастырей собирались вместе и молились на этих престольных праздниках. Кроме монастырей есть также скиты и кельи, и там тоже такая традиция. Самые большие престольные праздники проходят в Великой лавре, в Иверском и Ватопедском монастырях. Это самые большие монастыри, и в них собирается очень много народа.

Пасха на Афоне

Ваше рижское выступление перед Страстной неделей и накануне Великой Пасхи - это специально по времени задумано, такое подкрепление духовное?

Этот концерт духовной музыки мы проводим вместе с Анатолием Гринденко и московским хором, которым он руководит. Мы выбрали темой страсти Господни. И это совпало с подготовкой к Пасхе, которую мы будем скоро праздновать. Поэтому песнопения связаны с событиями Страстной седмицы. Мы хотели помочь тем, кто желает подготовиться к этим дням.

- Как проходит Пасха на Афоне?

Отпраздновать на Афоне Пасху, эти святые дни, - совершенно уникальный опыт. Пережить это могут только мужчины, так как женщинам не разрешено приезжать на Афон. Паломники уезжают домой очарованными и восхищёнными, и это остаётся с ними на всю жизнь. Во время Пасхи службы длятся очень долго, но люди, которые приходят (хотя в миру, возможно, и не ходят на службы), у нас присутствуют до последней минуты и совершенно не утомляются. Особенно те, которым удаётся остаться на сам пасхальный день. Это что-то особое, это не описать словами, а надо пережить.

Это было, есть и будет

В храме, где вы поёте, хранится чудотворная икона Богоматери «Достойно есть»… Пресвятая Богородица считается покровительницей Афона…

Афон считается земным уделом Богородицы. Когда святой Пётр Афонский впервые попал сюда, по преданию, Богородица сопроводила его и обещала, что того, кто приедет жить в это место, она обеспечит всем необходимым в этой и будущей жизни, если он посвятит себя духовному спасению. Все мы, святогорцы, живём там, поэтому у нас особые любовь и благоговение перед Пресвятой Девой. Множество чудотворных икон находится на Афоне, практически во всех монастырях. Это наша покровительница, предстательница.

По преданию, сто лет назад на Афоне было явление Богородицы, сохранились воспоминания об этом событии. В наше время бывали явления?

Конечно, могут быть явления, но откуда нам знать об этом? Если бы я увидел Богородицу, я никому не рассказывал бы. Важно не настолько её явление воочию, важно то, что мы чувствуем там. Мы её чувствуем как путеводительницу в нашей жизни. А явления зрительные - это то, что случается в особых ситуациях с определёнными людьми, когда есть на это причина. Мне не нравится доказывать, что это есть. Я абсолютно убеждён, что явления Пресвятой Богородицы были, что они сейчас происходят и будут происходить в будущем.

Важно, что мы чувствуем в своей душе уверенность, которую Богоматерь даёт, ежедневное удостоверение Её обещаний, и это подтверждается каждый день в нашей жизни. И я думаю, что это непрерывное чудо, ежедневное чудо. Любой монах на Афоне скажет то же самое. Её присутствие явно и точно, несомненно.

Паломники, которые приезжают на Афон, говорят, что когда они спускаются с корабля и ступают на эту землю, то чувствуют что-то особое. Но мы не можем объяснить, что именно. И я им говорю: «Вы чувствуете благодать Богородицы, которая присутствует в этом месте».

- Считается, что гора Афон - одно из немногих мест на Земле, которое как столп света связывает землю с небом…

Истина состоит в том, что это место 24 часа в сутки наполнено молитвами - молитва там не прекращается.

- Мир жив, пока вы молитесь за нас?

Мир жив, потому что Бог нас любит и постоянно пытается найти способы, чтобы нас помиловать. И если мы за вас будем молиться, это не значит, что вы обязаны нашим молитвам. Но Господь находит повод в каждом человеке, чтобы помочь ему.

- Отец Иаков, скажите, пожалуйста, несколько пожеланий для наших читателей. Накануне Пасхи это очень важно.

Наши дни трудные, наше время трудное, во всём мире постоянно происходят кризисы, поэтому люди потеряли ориентиры. Слишком много разной информации идёт с разных сторон. Я желаю вам, чтобы как можно больше людей в мире попробовали православную традицию и стали жить по ней. Жить согласно учению церкви. И я верю, что тогда будет какая-то перемена в жизни, очень значительная. Думаю, это основное в наши дни - найти свой путь.

Я прошу и желаю всем попробовать этот путь. И думаю, что через некоторое время душа сама удостоверит их, что это путь верный…


Close