5 класс

Тема: Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Цели:

  • подвести учащихся к пониманию причин возникновения греческих полисов;
  • обеспечить усвоение понятий «полис», «демос» «ареопаг», «архонты»;
  • продолжить формирование умений использовать исторические документы как источники знаний.

Тип урока: Комбинированный

Оборудование: карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)»

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Религия древних греков».

1.Подготовка устного ответа по карточке

КАРТОЧКА

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Какие религиозные верования существовали у древних греков?». Для этого вспомни:

* Где жили древнегреческие бог»?

* Какие боги считались у них главными?

* Какие боги покровительствовали ремеслам?

* Расскажи миф о любом древнегреческом боге.

* Почему всех своих богов греки изображали в облике человека?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося:

У древних греков, как и многих других народов, существовали свои религиозные верования. Все их боги жили на горе Олимп. Главными считались Зевс - бог дождя и грома, Посейдон - бог моря и Аид - бог подземного царства. Многие греческие боги покровительствовали разным ремеслам, которыми занимались люди. Например, Гефест - кузнечному делу, Дионис - виноделию, Деметра - земледелию... Всех своих богов греки изображали в облике человека. Дело в том, что они верили в силу человека, в то, что от него в мире зависит многое. Таким образом, действиями богов греки объясняли разные явления природы.

2. Дифференцированная работа с учащимися письменно на листочках с заданием (5 человек).

Ответы: Зевс, Афродита, Посейдон, Аид, Артемида.

3.Работа с классом.

Беседа по содержанию мифа о подвигах Геракла.

На предыдущем уроке мы с вами прочитали лишь некоторые из подвигов Геракла. А кто прочитал все мифы о подвигах Геракла? (дети поднимают руки)

Сколько подвигов совершил Геракл? (Двенадцать.)

Может кто-нибудь перечислить их?

4. Объясните значение крылатых выражений.

Ахиллесова пята

Троянский конь

Яблоко раздора

Нить Ариадны.

Устный ответ ученика по карточке ��

III. Переход к изучению новой темы.

Итак, мы продолжаем изучать историю Древней Греции. Мы уже знаем, как жили древние греки в независимых городах Микенах, Афинах, Пилосе, Тиринфе, а также в царстве на о. Крит. Об этом нам рассказали интересные мифы и раскопки археологов. Однако жизнь на о. Крит в XV в. до н. э. остановилась, так как на соседнем острове Фара произошло землетрясение и извержение вулкана. Многие дворцы были разрушены, люди покинули остров.

Греческие города, объединенные под правительством царя Микен в 1200 г. до н. э., выиграли Троянскую войну, но победой не смогли воспользоваться. С севера в Грецию вторглись дорийские племена. Они разрушили многие города. Произошел упадок культуры, греки забыли свое письмо.

И вот, спустя два века после разрушения Микен, греки научились обрабатывать железо. Началось развитие новых ремесел. В Греции стали появляться полисы.

Задача для учащихся: Что такое полис? Как с его появлением изменилась жизнь греков?

IV. Изучение новой темы. (обратите внимание на план на доске)

План:

1) Древнегреческие полисы.

2) Занятия жителей полисов.

3) Управление полисом.

На доске тема урока, новые слова: Аттика - область Средней Греции, полис, демос, ареопаг, архонты.

I. Рассказ учителя.

Полис - город-государство. От этого корня произошло слово «политика». Центр его - город, который является центром небольшого самостоятельного государства, со своим правительством, войском и территорией. Он окружен стенами, внутри стен находилось возвышенное место - акрополь, и открытое пространство, называвшееся агорА, которое служило и рыночной площадью, и местом для народных собраний. Кроме города, такое государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей.(подойти к карте и показывать области) В Средней Греции находится область АТТИКА, самым крупным полисом здесь были Афины, в Южной Греции -Спарта, на побережье Малой Азии - МилЕт. Хотя полисы часто соперничали между собой, они имели черты, характерные для полисов всех греков: общий язык, культуру и религию, которые создали прочные связи между ними. В каждом полисе проживали всего несколько тысяч граждан.

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника . Прочитать п. 2-3, с. 134-135, § 29 учебника.При прочтении данного пункта вы должны - Выяснить, какие занятия существовали у жителей полисов? И как происходило управление властью в Афинах.

Ответ: разведение оливок и винограда, изготовление вина, оливкового масла.

Работа с новыми терминами.

(Давайте запишем в тетрадь новые термины)

Демос - простой народ, не участвовавший в управлении государством.

Ареопаг - совет знати государства.

Архонты - девять самых знатных и богатых правителей государства.

3.Работа с историческим документом.

Перед вами на столах лежит отрывок из исторического документа под названием «Афинская политИя», который написал знаменитый философ и ученый Древней Греции –Аристотель. Это трактат, содержащий описание государственного строя Афин.

Сейчас я прочитаю этот документ, а вы должны будете подумать над такими вопросами как. ^Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных? Кто управлял государством? За счет чего жили бедные?

Аристотель. Афинская политИя

2 ...В течение долгого времени происходили раздоры между знатью и народом. Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим (то есть властью немногих), но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу(долговое обязательство) и их самих, и детей…

Конечно, из тогдашних условий государственной жизни самим тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли.

5. В виду того, что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1987.-С. 129.

4. Беседа по вопросам к документу .

Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных? (Да, существовало.)

Кто управлял государством? (Государством управляли олигархи, то есть самые богатые и знатные люди.)

Кому принадлежала вся земля в государстве? (Земля была в руках немногих, то есть в руках богатых.)

За счет чего жили бедные? (Они арендовали землю у богатых.)

Что было с теми людьми, которые не могли заплатить арендную плату? (Богатые могли его самого и его семью увести в кабалу.)

Чем простой народ был недоволен? (Тем, что он не имел своей доли, то есть не имел собственности и прав тоже.)

К чему могло привести такое положение простых людей? (Народ восстал против знатных...)

V. Закрепление изученного на уроке.

Беседа.

Повторим, что мы изучили на уроке нового?

Что же такое полис? Какой полис мы сегодня изучили?

Что такое демос? Чем занимались жители Афин?

Чем был недоволен демос? (Тем, что он не имел своей доли, то есть не имел собственности и прав тоже.)

VI. Итог урока

Домашнее задание

2. Подготовить развернутый ответ на вопрос: - Как жили древние греки в своих полисах?


В VIII-VII вв. до н. э. греки населяли южную часть Балкан-ского полуострова, острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии. В древности единого греческого государства не су-ществовало, почти в каждой горной долине, на каждом острове образовалось самостоятельное государство - город-полис. В каждом таком, очень небольшом по территории, государстве были свои правители и войско, были установлены законы, на основе которых судили население. Наибольшую роль в истории Древней Греции сыграли два полиса - Афины и Спарта. На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с историей Афинского полиса.

Предыстория

К VIII в. до н.э. греки населяли большую часть Балканского полуострова. Несмотря на то, что на данной территории не сформировалось единое централизованное государство, греческие полисы (города-государства) были тесно связаны между собой благодаря религиозному и культурному единству, а также экономическому и торговому взаимодействию.

Одним из наиболее развитых и сильных полисов были Афины - главный город области . Как и остальные земли Балканского полуострова, Аттика не отличалась особым плодородием: большая часть этой области была занята горами, в долинах выращивали оливки, виноград и злаковые, но это не давало местным жителям достаточного количества продовольствия.

События

VII в. до н.э. - вся политическая власть в Афинах сконцентрирована в руках родовой аристократии (полисом управлял ареопаг - совет знати), которая владела большей частью плодородных земель. Остальное население полиса было вынуждено жить на грани полной нищеты, нередки были и случаи голода. Всё это вынуждало бедных землевладельцев занимать деньги у богатых аристократов, что в конечном итоге приводило к долговому рабству и еще большему имущественному и экономическому расслоению.

Середина VIII в. до н.э. - эпоха древнегреческой колонизации : греки были прекрасными воинами и мореходами, а недостаток плодородной земли побуждал их к ее поискам за пределами Балканского полуострова. Поэтому в течение трех веков греками было основано множество колоний по всему Средиземноморью и побережью Черного моря. Это способствовало бурному развитию торговли и обогащению власть имущих и торговцев, что в свою очередь приводило к усилению имущественного расслоения между демосом (народом) и родовой аристократией.

Законы Афин этого периода отличались суровостью, за многие мелкие провинности приговаривали к смертной казни. По отношению к рабам законы были еще более суровыми, можно сказать, что человек, попавший в рабство из-за долгов, полностью лишался своих прав.

Участники

Почвы для зерновых в Аттике, как и в большей части осталь-ной Греции, были неважные, зато виноград и оливки здесь росли прекрасно. Оливы - вечнозеленые небольшие де-ревья с искривленным стволом и серебристыми листьями. На де-ревьях росли зеленоватые плоды, которые называются оливками, или маслинами. Греки ели оливки свежими, солеными и маринованными, вымачивая их в виноградном уксусе. Из оливок выдавливали золотистое высоко-качественное масло. Лучшие сорта оливкового масла шли в пи-щу, на нем жарили рыбу, им заправляли овощи и ячменную ка-шу. Худшие сорта оливкового масла употреблялись для освещения. Масло наливали в глиняный светильник с узким носиком, в который вставляли фитиль. Коптящий огонек едва раз-гонял мрак, но другого способа освещать дом греки не знали. В богатых домах вечерами зажигали десятки светильников, в бедных - один-два. Оливковым маслом смазывали ожоги, оно входило в состав лекарств. Греки натирали им тело при посеще-нии бани, перед спортивной борьбой (кожа становилась скользкой, противнику труднее было сделать захват). Во время сбора оливок срывать их нужно было руками по од-ной. При сборе оливок трясти ветви не следовало: упавшие и по-мятые оливки сохнут и дают меньше масла. Иногда оливки осто-рожно сбивали палками, тут же собирая (рис. 2).

Рис. 2. Сбор олив ()

В Аттике на склонах холмов выращивали виноград. Из его сока делали вино. Греки не пили вино чистым, а разбавляли его водой. Пьянство резко осуждали.

В VII веке до н. э. власть в Афинах принадлежала знати. Простой народ, по-гречески демос, в управлении не участвовал. На холме, посвященном богу Аресу, заседал ареопаг - совет знати. Из числа знатных и богатых афинян избирали архонтов - правителей и судей. В Афинском полисе действовали суровые законы, написанные архонтом Драконом. Даже за мелкое воровство приговаривали к смертной казни.

Лучшими землями в Аттике владели знатные люди. Крестьяне Аттики часто голодали, у многих не хватало даже семян для нового посева. Приходилось брать в долг у богатых соседей. На крестьянской земле появлялись долговые камни. На них было вырезано имя знатного человека, дав-шего в долг зерно или серебро, имя должника и срок возвращения долга. Если крестьянин не отдаст долга, у него отберут землю. Но семью надо кормить, и приходится вновь залезать в долги. Многим крестьянам грозила участь стать раба-ми. Знатный рабовладелец мог послать раба-должника на любые работы и даже продать его на чужбину. Афинский демос стал вооружаться на борьбу со знатью, требуя отмены долгового рабства и передела земли (рис. 3).

Рис. 3. Борьба демоса против долгового рабства ()

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.

Домашнее задание

  1. Опишите природные условия древней Аттики.
  2. Какие земледельческие культуры выращивали жители Афинского полиса?
  3. Кому принадлежала власть в Афинском полисе?
  4. Чем были недовольны простые земледельцы в Аттике?
Конспект урока истории в 5 классе

Тема: «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу»

Цели урока:

Образовательная:

Познакомить учащихся с географическим положением природой Аттики ; занятиями населения, управлением Аттики, положением земледельцев, причинами недовольства;

Развивающая:

Продолжить формирование картографических умений на материалах темы; умения составлять план; добывать знания с карты и иллюстраций; умения самостоятельно работать с книгой;

Воспитательная:

царства мертвых

________________ - старшая из богинь, супруга

главного бога

________________ - богиня красоты и любви

________________ - богиня-воительница

________________ - бог – покровитель

виноградарей и виноделов

________________ - богиня плодородия и

земледелия

________________ - бог – вестник богов

________________ - низшие божества, населявшие

леса, реки и горы

Сегодня мы узнаем как жили греки, только в одном греческом полисе.

Для начала объясните, что такое полис? С. 133

Полис – город государство

III. Изложение нового материала.

Мы сегодня познакомимся с одним полисом. Записываем тему урока

«Земледельцы Аттики теряю землю и свободу»

_ С каким полисом вы познакомитесь?

_ Ребята, а как вы думаете о чем вы узнаете на сегодняшнем уроке?
На сегодняшнем уроке вы узнаете о географическом положении полиса Аттики , природе, занятиях населения, как земледельцы потеряли землю, которая их кормила и самое дорогое, что есть у человека свободу. Итак, как озаглавим первый пункт нашего плана. О чем вы узнали сейчас?


  1. Что такое полис.
А сейчас мы с вами познакомимся с общей характеристикой Аттики. Я вам скажу, что Аттика расположена в Средней Греции. Откройте с.135 Изучите легенду карты.

_ Что окружает Аттику?

Со всех трех сторон Аттику омывают морские воды, значит она расположена на полуострове.

_ Ребята, а поверхность какая? Правильно большая часть покрыта горами.

­_ А для земледелия все ли районы пригодны?

Нет только низменности. Значит, самого главного продукта питания для населения Аттики будет не хватать. Какого?

_ А что вы можете сказать о реках? Такие же, как Тигр, Нил и Евфрат? Конечно же нет, более мелкие.

_ На всей ли территории есть реки?

Нет. Поэтому с водой было очень трудно. Греки брали воду из вырытых колодцев.

_ А чем еще богата Аттика?

Да действительно оливы можно назвать настоящим деревом жизни. Кроме оливок греки выращивали еще и виноград.

_ Что изготавливали из винограда?

Да действительно на склонах Аттики,как и повсюду в Греции, выращивали виноград. Кусты винограда имели длинный гибкий стебель, который подпирали жердями. Спелые грозди винограда срезали и складывали в четырехугольный деревянный чан на высоких ножках. Затем греки тщательно мыли ноги и ногами давили виноград: это был тяжелый труд, и поэтому занимались им мужчины. Выжатый сок стекал по желобкам в подставленные сосуды. Иногда сок выдавливали прессом – большим и тяжелым плоским камнем, который поднимали с помощью рычага.

Итак, ребята как озаглавим второй пункт нашего плана. О чем вы сейчас узнали?


  1. Общая характеристика Аттики.
Сюда входит и географическое положение и природа, занятия населения: ремесло, земледелие.

Ну,а теперь мы узнаем каков был состав населения Аттики?

Кто жил в Аттике по занятиям? Земледельцы, ремесленники, портовые служащие , поденщики, торговцы.

А по происхождению население Аттики делилось на две части: Знать и Демос.

Что такое знать? От какого слова происходит? (знатный, знаменитый т.е потомки знаменитых людей.) Обязательно богатые? Конечно же нет. Многие из них обеднели, но гордились своим происхождением

Демос – в переводе на русский язык означает народ.

_ Кого вы отнесете к демосу ? (земледельцы, ремесленники, поденщики, портовые служащие, торговцы , матросы)

_ Как вы думаете кого было больше?
Итак, третий пункт нашего плана.


  1. Состав населения
_ У кого же была власть?

Кто управлял Афинами?

Правильно власть в Аттике принадлежала знати, простой народ в управлении не участвовал. На холме посвященному богу Аресу (богу войны) заседал совет знати.

Ареопаг


(совет знати)
Архонты

(9 правителей- высшие должностные лица в греческих полисах)


Знать Демос

(не участвовал в управлении)

Ареопаг принимал законы, следил за порядком, судил жителей Аттики. Ареопаг ежегодно избирался из числа знатных и богатых, выбирал 9 правителей - архонтов. Они разбирали ссоры, следили за торговлей, делили земли. Однако знатные судили и принимали решения не по правде, а выгодные им самим.

Итак, о чем вы узнали? Как озаглавим четвертый пункт?

IV. Управление Аттикой.

Ну, а теперь о самом главном. Как называется тема нашего урока «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу». Как же это произошло? Как они смогли потерять землю и свободу? Ведь греки жили родовым строем , все вместе обрабатывали землю, и вождь и старейшины.

Итак, я буду рассказывать, а вы внимательно слушайте и отвечайте на вопросы:

Кто был недоволен?

Чем был недоволен?

Землевладелец часто наблюдал за полевыми работами. Свои земли знать обрабатывала не сама, а с помощью чужого труда

Кто же обрабатывал земли знати? Поденщики – бедняки, которые не имели своего участка земли, бродили по деревням и чтобы не умереть с голоду нанимались на работу к знати.

Земледельцам доставались участки на склонах гор, холмов, где земля была каменистая. Нередки были камнепады. Придет крестьянин на поле, а оно все завалено камнями. Чтобы убрать их , крестьянину вмести, со старшим сыном, понадобится целый день. Вот участок подготовлен для пахоты. Плуг деревянный, а земля твердая, приходилось пахать два три раза. После пахоты крестьянин должен мотыгой разбить жесткие комья земли. Почву на горных участках уносило ветром, вымывало дождевой водой.

Крестьянин брал мешок, лопату и шел в долину. Накапает хорошей земли и на себе принесет его в горы. Вывалит на участке, пойдет во второй раз, в десятый. Пот льет с него ручьем. Много раз спустится крестьянин вниз и поднимется в горы

Мог ли горный участок прокормить земледельца и всю его семью.

Конечно нет, поэтому земледельцы часто голодали и у многих не хватало семян даже для посева. Поэтому им приходилось идти к богатому соседу и брать в долг серебро или зерно. Знатный человек даст в долг 6 мешков зерна, но вернуть нужно 12. И на крестьянской земле появляется камень долговой. С надписью имя давшего в долг, взявшего в долг серебро или зерно, и срок возврата. Если не возвращался долг то земледелец вынужден отдавать детей или самого себя в рабство. Знатный рабовладелец мог послать раба-должника на любые работы, продать его на чужбину.

Вот как земледельцы теряли землю и свободу.

Ребята не трудно догадаться довольны ли такой жизнью земледельцы?

В чьих интересах законы?

Значит ремесленники, торговые работники, моряки, торговцы тоже были недовольны своим положением.

Какие требования выдвигали они? Демос требовал:

отмены долгового рабства и передела земли;

участие в управлении государством.

Итак, пятый пункт нашего плана.

V. Разорение крестьян.
VI. Закрепление материала, изученного на уроке .
Отгадай загадки


  1. Как в Греции звать
Простой народ

Не зовет его знать

Страной управлять?

(демос)


  1. Знать совет свой создала,
Управляла всем всегда

И судом несправедливым

В историю вошла.

Как же звали тот совет-

Выдай правильный ответ.

(ареопаг)


  1. В Афинах площадь есть,
Куда весь день народ

Приходит как на сход.

Одни- чтоб что-либо купить.

Другие, в портиках засев,

Не прочь с друзьями поболтать

Обо всем, все сплетни обсудив.

Когда же день пойдет на убыль,

Решают дружно все: Идти пора!

С той площади, которая зовется …..

(агора)


  1. Когда-то в Греции в отдельных областях
Они создали типа мини-государства

И сочиняли песни там о богачах,

Что вкруг его селенья и поля располагали.

На городок с предместьем они похожи были

И по своим законам там весь люд судили.

(полис)


  1. У вас на столах лежат смайлики. Выберите один из смайликов соответствующих вашему настроению.

  2. Домашнее задание.§29 документ на с. 138.

Приложение №1

Соотнесите понятия
Фараон -

Каста -

Налог

Бронза

Жрецы

Чиновник

«Троянский конь»

«Ахиллесова пята»
Приложение № 2
Карточка № 1


  1. Подумайте, почему греки особенно почитали бога Зевса и Посейдона , а в религии египтян не было вовсе ни бога грома и молнии, ни бога моря с чем это связано?

  2. В каком году были завоевания Тутмоса III?

Карточка № 2


  1. Соотнесите богов и символы:
Боги: символы:

1. Аид а) молния, орел, гранат,павлин

2. Гермес б) копье, ястреб, дерево, лавр

3. Афродита в) жезл увитый виноградной лозой

4. Гера г) крылатый шлем, сандалии

5. Артемида д) кипарисовое дерево, лань, собака

6. Арес е) колосья пшеницы

7. Посейдон ж) молот наковальня

8. Гефест з) сова, оливковое дерево

9. Аполлон ж) дельфины , рыбы, бараны

10. Афина и) трезубец, дельфины
Карточка № 3

Увы, память моя ослабела. Теперь, по прошествии стольких лет, я сам, построивший это удивительное сооружение, заблудился бы в нём и не нашёл выхода. О, если бы вы знали, сколько там коридоров , лестниц, комнат!
- Я люблю свою мать и люблю мужа! Но сердце моё разрывается от того что , не могу жить одновременно с ними обоими!



- Я грозен, но справедлив. Лишь только сдвину я свои брови , взмахну жезлом , налетят тучи, засверкают молнии, грянет гром.

Карточка № 3

Кто из героев мифов мог бы сказать о себе такие слова?-

Приятно, что и говорить, когда именем отца назвали на века беспредельное море! Но как бы я хотел, что бы этого не произошло!

Увы, память моя ослабела. Теперь, по прошествии стольких лет, я сам, построивший это удивительное сооружение, заблудился бы в нём и не нашёл выхода. О, если бы вы знали, сколько там коридоров, лестниц, комнат!
- Я люблю свою мать и люблю мужа! Но сердце моё разрывается от того что, не могу жить одновременно с ними обоими!
- Именно я построил богам величественные золотые дворцы. Именно я мог сделать несокрушимое оружие, украшения из золота и серебра.
- Именно я обладаю крылатыми сандалиями, охраняю пути и дороги Греции. И никто не может превзойти меня в ловкости, хитрости и даже воровстве.
- Я, сестра Аполлона, с луком и стрелами хожу я по лесам и полям, помогаю всему живому, а если нужно, то наказываю слишком жадных и жестоких охотников. Артемида.
- Я грозен, но справедлив. Лишь только сдвину я свои брови, взмахну жезлом, налетят тучи, засверкают молнии, грянет гром.

Слайд 2

В Средней Греции находится область Аттика. Ее главным городом были Афины. Берега Аттики изрезаны глубокими и удобными для стоянок кораблей бухтами. Северная Греция Средняя Греция Афины Аттика 1. Территория Афинского полиса.

Слайд 3

В Аттике нет ни полноводных рек, ни обильных источников. Население брало воду из вырытых колодцев. Большая часть области покрыта горами. На ее каменистых почвах плохо растут зерновые.

Слайд 4

В 8-7-м веках до н. э. на улицах Афин появилось много мастерских и лавок кузнецов, горшечников, сапожников. Растущему населению города требовалось все больше и больше хлеба, а его в Аттике не хватало.

Слайд 5

2. Разведение оливок и винограда. Земледельцы Аттики страдали от малоземелья и неплодородных почв, от частых засух, сжигавших на полях посевы. Много труда и забот требовало выращивание олив - вечнозеленых деревьев с искривленными стволами и серебристыми листьями. На деревьях росли иссиня-черные плоды - оливки (мы называем их так­же маслинами). При сборе урожая оливки срывали руками. Трясти ветви не следовало: упавшие и помятые плоды сохли и портились. Иногда их осторожно сбивали палками, тут же собирая.

Слайд 6

Масло наливали в глиняный или бронзовый светильник с узким носиком, в который вставляли фитиль. Коптящий огонек едва разгонял мрак. Вкус оливок особый, ни на что не похожий, мякоть маслянистая. Их ели солеными и вымоченными в уксусе. Лучшие сорта золотистого оливкового масла шли в пищу, худшие употреблялись для освещения. Оливковым маслом смазывали ожоги, оно входило в состав лекарств. Греки натирали им тело перед спортивной борьбой, отчего кожа становилась скользкой.

Слайд 7

Из его сока делали вино. Греки не пили вино чистым, а разбавляли его водой. Пьянство резко осуждали. В Аттике на склонах холмов, как и повсюду в Греции, в обилии выращивали виноград.

Слайд 8

3. Знать и демос в Афинском полисе. Однако знатные судили не по правде, а выносили решения, выгодные им самим. Власть в Афинах принадлежала знати. Простой народ, по-гречески демос, в управлении не участвовал. На холме, посвященном богу войны Аресу, заседал совет знати - ареопаг. Ареопаг: Ежегодно выбирал из числа знатных и богатых девять правителей - архонтов, судил жителей Аттики.

Слайд 9

4. Бедственное положение земледельцев. Лучшими землями, расположенными в долине, владели знатные люди. Простые земледельцы обрабатывали маленькие и каменистые участки на склонах гор. Каждый кусок хлеба давался им тяжким трудом Не отдаст он в срок долг - отберут у него участок... А как жить дальше без земли? По­неволе становился он батраком у богача: за пищу, одежду и обувь пахал поле, давил виноград, собирал оливки. В неурожайный год приходилось брать в долг зерно или серебро у знатного соседа. На участке земледельца ставили долговой камень, и бедняк тотчас лишался покоя и сна.

Слайд 10

Знатный рабовладелец мог послать раба-должника на любые работы, продать его на чужбину. Или же продолжал работать на своем бывшем участке: но при этом лишь одну шестую часть урожая оставлял себе, остальное отдавал за пользование землей новому ее владельцу. Неудивительно, что безземельный бедняк вновь делал долги. И если такой несчастный снова не мог вернуть долг, то был вынужден отдавать жену, детей, а то и самого себя в рабство.

Слайд 11

Демос требовал отменить долговое рабство и переделить землю. Засильем знати был недоволен весь афинский демос. На многолюдных сходках ремесленники, торговцы, земледельцы, призывали сбросить власть знатных и добиться права самим управлять государством.

Посмотреть все слайды

Цели:

  • сформировать у учащихся представление о причинах потери земли и свободы земледельцами Аттики;
  • продолжить работу по формированию обще учебных умений: наблюдения, слушания, обобщения, умения работать с исторической картой;
  • развивать и поддерживать интерес к предмету.

Новые понятия:

  • полисы,
  • ареопаг,
  • архонты,
  • долговой камень,
  • долговое рабство.

Оборудование:

  • карта Древняя Греция,
  • учебные картины,
  • иллюстрации с изображением древнегреческих богов,
  • карточки с новыми словами.

I. Организация класса на работу.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Проверка домашнего задания.

Викторина “Путешествие в страну мифов”.

1. Разминка. Написать на листке бумаги, имена богов, которые начинаются на букву А.

Разминку можно провести в виде соревнования между рядами, подвести итог.

2. Если бы герои мифов заговорили.

Кто из героев мифов мог бы сказать о себе такие слова?

Приятно, что и говорить, когда именем отца назвали на века беспредельное море! Но как бы я хотел, что бы этого не произошло! (Персей).

(Покажите на карте Эгейское море)

Увы, память моя ослабела. Теперь, по прошествии стольких лет, я сам, построивший это удивительное сооружение, заблудился бы в нём и не нашёл выхода. О, если бы вы знали, сколько там коридоров, лестниц, комнат! (Дедал).

Я люблю свою мать и люблю мужа! Но сердце моё разрывается от того что, не могу жить одновременно с ними обоими! (Персефона)

Именно я построил богам величественные золотые дворцы. Именно я мог сделать несокрушимое оружие, украшения из золота и серебра. (Гефест).

Именно я обладаю крылатыми сандалиями, охраняю пути и дороги Греции. И никто не может превзойти меня в ловкости, хитрости и даже воровстве. (Гермес).

Я, сестра Аполлона, с луком и стрелами хожу я по лесам и полям, помогаю всему живому, а если нужно, то наказываю слишком жадных и жестоких охотников. Артемида.

Я грозен, но справедлив. Лишь только сдвину я свои брови, взмахну жезлом, налетят тучи, засверкают молнии, грянет гром. (Зевс).

3. Объясните значение крылатых выражений.

Ахиллесова пята

Троянский конь

Яблоко раздора

Нить Ариадны.

Коротко отвечаем на вопросы:

Почему хромал Гефест?

Как звали сына Зевса, родившегося из его бедра?

Как звали брата- близнеца Артемиды?

Почему Гера боялась спорить с Зевсом?

Расскажите о рождении Афины.

Кого из своих детей не любил Зевс?

Как звали брата Зевса- повелителя морей?

Из его владений нет обратной дороги.

5. Соотнесите имена богов и их символы.

Ученикам раздаются карточки с именами богов, они должны выбрать соответствующий символ, изображённый на рисунке.

Аид – колесница, запряжённая чёрными лошадьми.

Гермес - крылатые сандалии.

Артемида – лань, золотой лук и стрелы.

Зевс – молнии, орёл.

Посёйдон – трезубец, дельфин.

Дионис – виноградная лоза.

Гефест – молот, наковальня.

Аполлон – кифара, лавровый венок.

Афина – копьё, щит, сова.

Деметра – колосья, пшеницы.

Арес – щит, меч.

Афродита – золотое яблоко.

Во время проведения викторины, ребята получали фишки за правильные ответы. По окончанию викторины фишки подсчитываются и объявляются оценки.

IV. Работа над новым материалом.

1. Вводится понятие полис.

- можно использовать иллюстрацию

Можно предложить закрыть глаза и представить город, вокруг которого расположены поля, пастбища, виноградники, оливковые рощи, поселения бедных и богатых. Это и есть полис.

Сегодня мы будем говорить об Афинском полисе.

Что вы можете сказать об Афинах (главный город Аттики)

Покажите на карте Аттику и Афины

Вспомните миф о том, почему так назвали город.

Каковы природные условия Аттики? (большая часть покрыта горами, нет полноводных рек, плодородных почв очень мало, недостаток пресной воды)

Небольшие сообщения учащихся об основных культурах выращиваемых греками: оливковых деревьях и виноградниках (задание дается индивидуально на предыдущем уроке).

Можно особо подчеркнуть, что греки резко осуждали пьянство.

Вспомните, какой герой мифов пострадал от вина?

2. Заочная экскурсия по улицам Афин.

Можно использовать учебные картины из пособия по Древнему Миру, авторы Ф.П.Коровин и Д.Н.Никифоров

Посмотрите, ребята, на улицах города довольно многолюдно, повсюду лавки кузнецов, ремесленников, горшечников. Дома афинян стоят очень близко друг к другу, улочки очень узкие, а двери из домов, открываются прямо на улицу и часто афиняне, выходя на улицу, могли ударить дверью прохожего, чтобы этого не происходило, жители домов, прежде чем выйти на улицу, стучали в дверь, предупреждая тем самым проходящих по улице людей.

Население в городе постоянно росло и требовало всё больше хлеба, а его в Аттике не хватало. Давайте попытаемся разобраться, как же решался этот вопрос правителями Афин.

3. Сюжетный рассказ учителя в объёме учебника.

Перед рассказом учащиеся получают задание записать в тетрадь все новые слова, которые услышат, в ходе рассказа.

Словарная работа.

Какие слова вы выписали? Уточняется значение слов.

Демос- народ

Ареопаг- совет знати

Архонты- правители

Долговой камень

Как вы думаете, доволен ли был демос своим положением?

Попытайтесь сформулировать, требования бедных афинян

Запись в тетрадях.

Требования афинского демоса в 7 веке до н.э.

1. Отменить долговое рабство.

2. Переделить землю.

3. Добиться права самим управлять государством.

V. Закрепление изученного материала.

1. Какие новые слова вы узнали?

2. Найти ошибки в тексте.

Благодаря хорошим почвам, жители Аттики выращивали много хлеба . Напротив оливкового масла и вина в Аттике не хватало, их привозили из других стран.

VI. Домашнее задание.


Close