Инна Андреева
Проект во второй младшей группе «Светлая Пасха»

«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью».

К. Д. Ушинский

Актуальность

Впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.

Пасха – самый радостный и большой праздник христиан. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Празднование Пасхи стало уже традицией.

Проблема

На основании бесед с детьми и анкетирования родителей мы сделали вывод, что дети нашей группы не имеют представления об этом празднике, о росписи пасхальных яиц, о старинных играх-забавах, а родители, в свою очередь, не знают, как рассказать своим детям об этом празднике.

Гипотеза

Если мы создадим систему взаимодействия с детьми и родителями, основанными на интеграции совместных видов деятельности, то дети узнают о традициях празднования Пасхи в России, а родители – как совместно с детьми можно подготовить и провести семейный праздник Пасхи.

Цель

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через организацию различных видов детской деятельности.

Задачи

Развивать познавательную активность, любознательность детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «Пасха».

Прививать уважение и любовь к православным традициям своего народа, воспитывать нравственные и эстетические чувства.

Создать условия для реализации творческой деятельности.

Пробудить эмоциональную отзывчивость.

Участники проекта:

Дети, воспитатели и родители

Тип проекта:

краткосрочный (06.04.2015-10.04.2015, групповой, познавательно-творческий (творческо-информационный)

Место реализации проекта

2 младшая группа МБДОУ д/с №10 «Солнышко» общеразвивающего вида г. о. г. Мантурово Костромской области

Этапы проекта

подготовительный Изучение литературы по теме проекта, составление проекта (плана). Беседа с родителями о содержании проекта, анкетирование родителей 06.04.2015.

основной Реализация проекта 07.04-09.04.2015

заключительный Анализ деятельности. Обобщение результатов работы. Презентация проекта 10.04.2015

Основные направления работы

Взаимодействие с детьми:

чтение стихов и рассказов,

слушание музыки,

игровая деятельность (дидактические, сюжетно-ролевые,

театрализованная деятельность,

художественное творчество.

Взаимодействие с родителями:

анкетирование,

изготовление наглядной информации (папка-передвижка, памятка).

Интеграция детских видов деятельности

Игровая деятельность (пасхальные игры «Катание яиц», «Эстафета с яйцами»; показ кукольного театра по сказке «Курочка Ряба»; хороводные игры «Солнышко-вёдрышко», «Ты по кругу пройди, себе друга найди»)

Продуктивная деятельность (налеп из пластилина и роспись пасхального яйца)

Познавательное развитие (беседа с презентацией на тему «Что такое Пасха», слушание пасхального колокольного звона, детских песенок о Пасхе)

Речевое развитие (чтение стихов о празднике Пасха)

Ресурсное обеспечение

Материально-технический (компьютер, фотоаппарат, проектор, магнитофон);

Информационный (фото- и видеоматериалы, библиотечный фонд, наглядно-дидактические пособия);

Финансовый (распечатка наглядных материалов);

Кадровый (воспитатели);

Временной (совместная деятельность, в основном, во второй половине дня)

Перспективное планирование

№ п/п Дата Содержание работы

Дидактическая игра «Собери картинку» (пасхальные сюжеты)

Чтение стихов и рассказов о празднике Пасха

Наглядная информация для родителей

Хороводная игра «Солнышко-ведрышко»

Слушание детских песенок о Пасхе

Пасхальные игры-забавы: «Катание яиц», «Эстафета с яйцами»

Налеп из пластилина и роспись пасхального яйца

Хороводная игра «Ты по кругу пойди, себе друга найди»

Слушание пасхального колокольного звона

Ожидаемые результаты

С помощью запланированных мероприятий предполагается, что дети узнают традиции праздника Пасхи, пасхальные игры-забавы, у детей возникнет интерес к истории и культуре своей страны, а родители смогут рассказать детям о празднике.

Риски и пути их преодоления

Непонимание родителями актуальности проблемы проекта – индивидуальные и подгрупповые беседы с родителями.

Один из воспитателей не может участвовать в реализации проекта (болезнь, семейные обстоятельства и др.) – проект реализует один воспитатель.

Отслеживание результативности

С помощью метода наблюдения и беседы нами было выявлено, что дети имеют элементарные знания о празднике Пасха, его символах и традициях.

При реализации данного проекта были проведены работы по образовательной деятельности, которые носили не только ознакомительный характер, но и поучительный. Во время проведения различных мероприятий дети делились своими впечатлениями, а так же узнавали много нового от воспитателей, родителей, друзей. Эти знания переносили в реальную жизнь, искали пути решения проблемных ситуаций.

Благодаря разнообразным формам проведённой работы в рамках данного проекта поставленные цель и задачи были реализованы.

Начатую работу целесообразно проводить и дальше, так как она приносит положительный результат.

Рыцарская Наталья
Детям о Пасхе. Конспект интегрированного занятия в младшей группе

Детям о Пасхе .

Цель : познакомить детей с традициями празднования Пасхи .

Задачи :

1. Рассказать почему празднуется этот праздник, почему именно в этот праздник красятся яйца.

2. Продолжать учить детей наносить пластилин на поверхность картона и украшать изделие.

3. Развивать мелкую моторику пальцев, воображение.

4. Развивать речь и мышление.

интеграции : коммуникация, чтение, художественное творчество, познание

Демонстративный материал : иллюстрации с изображение крашеных яиц, кулича;картинка с золотым яйцом и с жар – птицей; на каждого ребенка яйцо, вырезанное из картона, пластилин, гречка, горох фасоль для украшения.

Ход занятия

Ребята, скажите мне, какой праздник мы отмечали в выходные?

Правильно, Пасха . А теперь я вам расскажу, почему мы его празднуем. «Пасха считается самым главным праздником, так как в этот день воскрес сын божий Иисус. Давным-давно Бог послал на землю своего сына, которого звали Иисус. Он вырос среди людей и умер за них, чтобы помочь им избавиться от грехов. Иисуса распяли на кресте, он умер в пятницу, а в воскресенье произошло землетрясение. Иисус вышел из места захоронения, тем самым победил смерть, и воскрес из мертвых. Прошло много лет, но все люди помнят и любят Иисуса, потому что он был очень хорошим и любил всех людей. Он учил людей, что в своем сердце нужно нести любовь ко всему живому. С тех пор на Пасху принято печь куличи и красить яйца, это символы новой жизни».

Ребята, а что делают люди в этот праздник? Правильно красят яйца и пекут куличи.

Яйцо – самый главный и важный символ Пасхи . Его значение предельно ясно – продолжение рода, новая жизнь и возрождение. Пасхальные яйца – разноцветные или украшенные узорами и рисунками. Почему же на Пасху принято красить яйца? И чем расписывают яйца? Сейчас я вам расскажу сказку, слушайте внимательно.

«Раньше некоторые народы верили в то, что мир произошел от золотого яичка, которое снесла необычная жар-птица. Само яйцо стало символом пищи и тепла, оно было прообразом Вселенной и жизни в ней. Но со временем люди перестали чтить жар-птицу и разбили золотое яйцо. И тогда, в наказание, впервые на землю пришла зима (смерть) . Женщины после этого в период возрождения природы – весной – стали красить обычные яйца в красный цвет, чтобы не забывать о произошедшем».

А какую сказку мы с вами знаем про яичко?. Правильно "Курочка ряба". Кто мне сможет рассказать ее?

И сейчас мы с вами тоже украсим яйца. Перед вами лежит вырезанные яйца, пластелин, горох, гречкак, фасоль. Берем наше яйцо и наносим на всю поверхность палстелин. После того, как мы нанесем пластилин, украсим наше яичко горохо, фасолью, гречкой.

Теперь ответьте на мои вопросы.

1. Какой праздник считается самым гласным праздником?

2. Что произошло в этот день?

3. Каким главным символом Пасхи ?

4. Что люди делают в этот день?

Ход занятия:

Воспитатель: На Руси обрядов много.

А сегодня праздник Бога:

Пасха – Бога воскресенье,

Его второй день рождения.

Повсюду благовест гудит,

Изо всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

(звучит звон колоколов)

Ребята, а кто знает, что это за праздник Пасха?

(воспитатель заслушивает ответы детей, отмечает правильные)

Своими корнями пасха уходит в далекое прошлое.

Пасха – праздник светлого Христова воскресенья, который отмечается с радостью и торжеством. На пасху все ходят друг другу в гости, христосуются, поздравляют с праздником, желают хозяевам счастья и процветания, одаривают друг друга крашеными яйцами и куличами.

В далекие времена люди ходили из дома в дом, останавливаясь перед окнами и распевали песни. В песнях были пасхальные поздравления, заклинания будущего урожая, приплода скота и требования даров: яиц, пирогов и т.п. И хозяева пытались порадовать волочебников, чем могли. Не одарить их боялись, так как в адрес скупого хозяина могли прозвучать страшные слова:

Кто не даст нам яйца – околеет овца,

Не даст нам сала кусок – околеет телок.

В Великий пост всякие игры и увеселения были запрещены, а с Пасхи начинались веселые гуляния с играми и хороводами, хороводными песнями. Гуляния проводились на свежем воздухе. Именно с Пасхи начинали качаться на качелях, каруселях.

Физкультминутка «Карусели»

Еле-еле-еле-еле

Закружились карусели (дети начинают медленно двигаться)

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом (темп речи и движения ускоряется)

Побежали, побежали,

Побежали, побежали,

Тише, тише, не спешите (темп замедляется)

Карусель ос-та-но-ви-те. (все остановились)

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра (все кланяются друг другу).

А что же еще мы делаем к празднику Пасха? Правильно, на светлый праздник Пасха красили яйца.

А знаете ли вы, что яйца, окрашенные в один цвет, назывались «крашенками»; если в общем цвете обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета – это была «крапанка». Еще были «писанки» - яйца, раскрашенные от руки сюжетными картинками или орнаментальными узорами. (демонстрация картинок с расписными яйцами).

Для «писанок» использовались специальные символы: петушиные гребешки защищали от злых сил, солнышко – к хорошему урожаю, звездочки – чистая душа и доброта. А чтобы узор был красивым и ровным надо работать аккуратно.

А сейчас я предлагаю вам пройти к своим столикам, на которых для вас приготовлены изображения яиц. Каждый из вас может украсить свое яйцо так, как ему больше понравилось.

После выполненной работы, «писанки» выставляются на доске. Дети рассматривают работы друг друга, рассказывая, что им больше всего понравилось.

Воспитатель: О каком празднике мы сегодня поговорили? Что нового узнали? Что вам понравилось? Ребята, вы сегодня все очень старались! Вы – молодцы! Давайте по традиции, подарим друг другу свои «крашенки», чтоб следующий год был хорошим и урожайным.

  1. Конспект занятия по ознакомлению детей второй младшей группы с праздником «Пасха»
  2. Выполнила Пьянкова Елена Александровна

Цель: познакомить детей с традициями празднования Пасхи.

Задачи:

1. Рассказать почему празднуется этот праздник, почему именно в этот праздник красятся яйца,пекут куличи.

3. Развивать мелкую моторику пальцев, воображение.

4. Развивать речь и мышление.

Материал: наглядные пособия (картинки кулича, пасхи, пасхальных крашеных яиц, загадки, стихи).

Предварительная работа: Рассматривание с детьми иллюстраций – корзина с пасхальными крашеными яйцами, рассматривание кулича и Пасхи.

Ход занятия

Звучит веселая музыка с пением птиц и журчанием воды (Звуки природы) .

Звонко капают капели Возле нашего окна. Птицы весело запели, В гости Пасха к нам пришла

(К. Фофанов)

Ребята, послушайте,пожалуйста, первую загадку :

Напекли хозяюшки к празднику в печи

Пышные, румяные чудо... (куличи)

Правильно, ребята, это куличи, слушайте следующую загадку :

Солнышко играет, и щебечут птички,

Украшение стола – красные... (яички)

Ребята, а куличи и крашеные яички атрибуты какого праздника (Пасхи)

ПАСХА - это главный церковный праздник. Всю неделю люди готовятся к празднику Пасхи .

Скажите, что нужно сделать, что бы встретить праздник пасхи ?

(Люди красят яйца, пекут куличи, убирают свои жилища).

В день Пасхи принято надевать чистую светлую одежду, дарить друг другу крашеные яички, угощаться пасхальными куличами, а при встрече люди говорят друг другу «Христос Воскресе!» и отвечают «Во истину Воскресе!». Говорят, что на Пасху происходят чудеса.

Даже солнышко радуется этому дню. Вы когда нибудь видели, как солнышко в небе играет, оно словно танцует в небе.

Ребята, а вы знаете почему люди дарят яички друг другу в этот праздник? Потому, что яичко – символ новой жизни.

Почему символом новой жизни стало яичко?

(Потому что из яичка появляется новая жизнь, из него вылупляется цыпленок.)

Правильно, природа оживает, просыпается ото сна, когда приходит весна и наступает праздник Пасхи .

Ребята, давайте посмотрим на картинку:

Чем заняты дети на картинке ? (Дети играют с яичком)

Верно, в этот день дети играли с яичками, катали их на месте, с горок.

В игры с яйцами любили играть не только дети, но взрослые.

А вы сегодня хотите поиграть и повеселится? (да)

Сюрпризный момент

(Фонограмма кудахтанье птицы)

Правильно это курица, давайте найдем, откуда раздается кудахтанье.

Корзина с курицей, а в ней большое яйцо.

Игра первая: «Яичко»

Под музыку передаем яичко по кругу, когда мелодия заканчивается, тот, у кого яичко выходит в круг и рассказывает стихотворенье.

Игра вторая: «Битва»

Понравились вам игры? Молодцы быстро научились играть с яичком.

Ребята кажется в корзине еще что то есть. Что это? (Яички)

Какие? (пасхальные)

Давайте рассмотрим их, они одинаковые? (разные)

Правильно, потому что их раскрашивали разными способами.

Посмотрите на это яичко.Это крашенка. Яичко, окрашенное одним цветом, называют крашенка. (Попросить нескольких детей показать крашенку)

А это писанка, потому что яичко расписали разными красками (попросить детей повторить)

Встанете, пожалуйста, перед столами.

Показать детям корзинку с яйцами.

Ребята, как называются эти яички писанки или крашенки?

Правильно крашенки, сейчас мы с вами превратим их в писанки.

Как, да очень просто с помощью ватных палочек и красок. Если мы разрисуем наши крашенки, то получатся какие яички- писанки! Ребята, посмотрите, перед вами лежит заготовка яичка-крашенки, гуашевые краски и ватные палочки. С помощью ватных палочек мы можем рисовать не только точки, но и прямые линии и волнистые. Сначала мы окунаем ватную палочку в воду, затем в краску и начинаем рисовать наш узор. Ребята, для каждого цвета мы берем новую палочку, краски не смешиваем. Можно нарисовать весенние цветочки незабудки -желтая точка в центре, а вокруг нее голубые или синие точки. И так превращаем наши крашенки в писанки! Фантазируйте! Музыка фоновая.

Теперь полюбуемся нашими яичками, красивые они получились? (да.)

Ребята, ваши яички, которые вы сейчас украсили своими руками, принесут счастье и радость, тому, кому вы их подарите. Давайте мы подарим наши писанки нашим близким,т.е. маме и папе.

Итог занятия:

О каком празднике мы сегодня говорили? Как готовятся люди к этому празднику? Как называются яйца, которые просто раскрасили? А которые расписали? А в какие игры играют на Пасху? А что еще мы сегодня делали?


Цель: - воспитание духовный, нравственно-патриотических качеств через знакомство с традиционными русскими народными праздниками.

Задачи: - закреплять знания о русских народных праздниках

Прививать любовь к традиционным праздникам

Учить делиться своими впечатлениями с окружающими о народных праздниках, используя художественные средства выразительности

Познакомить с правилами поведения в церкви.

Материал: фотографии – где дети участвуют на некоторых праздниках, тексты стихов, материал к народным подвижным играм, аудиозапись – звон колоколов.

Методические приемы: аудиозапись – звон церковных колоколов, стихи, вопросы, беседа – сообщение, подвижные – народные игры.

Работа с родителями: посещение детьми церкви, изготовление крашеных яиц, разучивание с детьми стихов.

Предварительная работа – проведение праздников, индивидуальной работы по заучиванию стихотворений, народных подвижных игр.

Ход занятия.

(Звучит колокольный звон.)

Благовест- звон колокольный-

Слышен далеко кругом

Мелодично и красиво

Раздается бом- бом- бом…

Где и когда можно услышать колокольный звон?

Звон во все колокола,

Можно услышать в храме. Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению.

Все дела свои оставив

Папы, мамы в храм идут

И с собою ребятишек

Дружно за руки ведут.

Воскресенье-день великий

В этот день Христос воскрес.

Какие народные праздники вы знаете?

Рождество Христово

… Рождество наступит скоро-

Прочь обиды все и ссоры!

Светлый праздник наступает-

Вся земля его встречает.

Крещение

… В нашем храме на Крещенье

Было водоосвященье.

Мы пошли с сестрицею

За святой водицею…

… Пасха, праздник дорогой,

В дом пришел и в твой, и в мой,

Слезы радости из глаз-

Ведь Христос воскрес для нас.

Масленица

… Душа ль ты, моя Масленица,

Сахарные твои уста, сладкая твоя речь.

Приезжай ко мне в гости на широкий двор

На горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться…

Молодцы, вы знаете много праздников, которые известны со времен наших предков.Наши предки –Русские люди-в эти дни наряжались в самые лучшие праздничные одежды и шли в церкви на торжественные службы Затем праздники продолжались на улице, на лужайках, где под музыку свирели, балалайки, гармошки водили хороводы, пели, плясали, затевали игры.В эти дни по особому готовили праздничные угощения. Нищим, бедным дарили подарки, бесплатно кормили. Игра Карусель, Ручеек.

Самым великим и любимым праздником была Пасха. Ее называли праздником праздников и торжеством из торжеств; и отмечали весело целую неделю.

В России Святая Пасха всегда занимала особое место в духовной жизни людей, поскольку с ней были связаны представления о вечном обновлении жизни, о возрождении и очищении человеческой души. Праздники, и особенно такие светлые, как Пасха, объединяли людей в едином чувстве, настроении и состоянии души. Такие праздники духовно сплачивали разобщенных людей. Они объединяли семьи. Члены семьи, пусть на короткое время, собирались вместе, объединенные общим делом: подготовкой к празднику, радостным чувством, веселым застольем.

Вот и сейчас Пасха, а с ней и те обряды, обычаи, что складывались веками, возвращаются на русскую землю.

Церкви в эти дни особенно нарядны. Освещены сотнями огней, и кажется, что. Даже стены светятся и воздух. Всю следующую неделю после Пасхи люди поздравляют друг друга. В церквях, домах, на улицах, здороваясь, они радостно говорят: «Христос Воскресе! » - «Воистину Воскресе! » - и троекратно расцеловываются - это называется «христосоваться». Все накрывали праздничные столы, где главными угощениями были куличи и крашеные яйца. Куличи пекли в форме церковной башенки с куполом, .

Яйцо – это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай красить яйца - уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо – символ солнца, нового дела, новой жизни. Яиц надо было изготовить много –для подарков родным и близким, для игр. Хотите и мы поиграем. Игра Красная горка. (Каждый катит с горки свое яичко и если оно задевает какую –нибудь игрушку, то получает ее в подарок.)

Яйцо пасхальное раскрасим

И мамочке своей подарим-

Со светлой Пасхою поздравим.

Вот и ты весь день воскресный

Только Богу посвяти

В храм сходи, друзей проведай,

Всем, как солнышко, свети.


Close