Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня будет сильная практика — как стать богом. Мы будем учиться творить также, как творит Создатель. Если вы сможете прочувствовать эту практику, ваше сознание может сильно измениться.

Можно ли представить, чтобы родители желали видеть своё дитя недоразвитым? Это похоже на абсурд. Почему же люди думают, что Бог создал людей слабыми и беспомощными? Может это кому-то выгодно?

У каждого человека есть возможности и сила Бога. Сейчас вы станете Творцом своего мира. Ознакомьтесь с этой практикой, уединитесь, расслабьтесь, станьте очень внимательным. Вы должны быть самим вниманием. Необходимо образное мышление. Творить будем образами. Итак, начинаем.

Представьте себя не простым человеком, а йогом в медитации. Вы погружаетесь в глубокую медитацию. Ваше воображение работает максимально. У вас ускоряется мысль.

Представьте в своём воображении планету. На Ней ничего нет, просто шарик. Вы начинаете думать и на планете появляется атмосфера и благоприятные условия для жизни. Ваша планета покрывается горами, реками, морями, океанами, травой, деревьями. Вы мысленно создаёте живую планету.

Придумайте луну или две, солнце или два солнца. Какого они у вас цвета? Придумайте цвет солнышку. Придумайте, какие существа будут жить на этой планете. Создайте их своим воображением. Придумайте человека. Сколько у него будет рук или ног, или голов? Просто пофантазируйте. Сколько глаз, зубов, как он выглядит?

Теперь сделайте так, чтобы этот человек начал осознавать себя отдельно от вас. Создайте ему душу. Пусть он будет от вас отдалён, но его душа имела с вами связь. Он может жить без вас так как хочет, но на уровне души он может общаться с вами.

Создайте ему пару. Пусть они живут вдвоём, постигают друга, планету, растения. Подумайте, как им вас постичь, ведь они же вас не видят. Здесь ключевой момент. Они появились благодаря вашему воображению. Как они могут вас постичь, если вы их воображаете?

Вы сейчас с помощью мыслей и чувств в мире образов создали солнце, луну, планету и заселили её. Вы можете продолжать в этом мире образов творить миры и уничтожать их одной мыслью. Вы создали реальный мир в мире образов, теперь он существует.

Если вы будете один во вселенной, захотите ли вы дальше творить свой мир, чувствовать его и общаться с вашими созданными детьми?

Теперь посмотрите, как творился мир в Ведах, Библии, Герметизме, у йогов. Удивительно схожая картина, где всё творится через образы и ум. Вы стали богом для своей вселенной. Возможно, вы заложили программу в своих людей или других существ, что они также могут творить свои миры.

После такой практики подумайте, что то, что вы сейчас имеете, вы сами создали своими образами и мыслями. В сутки в среднем у человека около 70 000 мыслей. О чём были эти мысли, какие образы они несли?

Теперь вы знаете, как стать богом 🙂

Светлых вам мыслей! С уважением, .

Места, где люди в старину становились богами, прекрасно всем известны. Это самые обычные пирамиды: египетские, мексиканские, перуанские, крымские и т.д. Но точно никто не знает, для чего строились пирамиды. Да, есть конечно официальная позиция, будто пирамиды строились исключительно в качестве гробниц для фараонов, властителей и главных приближённых. Вот только количества построенных пирамид для всех царей и фараонов явно не хватает. Хотя в Египте имеется достаточно много мелких полуразрушенных пирамид, которые действительно могли служить в качестве гробниц для знати, но есть там и семь огромных уцелевших пирамид (три пирамиды Гизы, пирамида в Медумне, Красная и Ломаная пирамиды в Саккаре и почти разобранная на строительные блоки пирамида в Абу-Роаше), которые для захоронений не предназначались, и я постараюсь это показать в конце статьи. А вот в мексиканском Теотиуакане стоят всего три пирамиды: Кецалькоатля, Солнца и Луны. А срок жизни самого Теотиуакана исчисляется в 350 лет как минимум. Означает ли это, что за эти 350 лет в городе правили лишь три царя и каждый в среднем по 117 лет? Мне это кажется весьма сомнительным.

Само название города переводят иногда как "Место, где рождаются боги" или "Место, где люди становятся богами". С другой стороны, из древнеегипетских текстов известно, что когда очередной фараон умирал и его мумию укладывали в пирамиду, дух фараона поднимался в небо, там он сливался с Осирисом и сам становился богом. Иными словами, из человека тоже рождался бог. Маловероятно, что такое совпадение является простой случайностью. Я давно подозревал, что пирамиды строились с целью обрести такие же способности, какими владели боги, и когда узнал о том, как именно переводится название мексиканского города, и сравнил название с тем, что говорится о превращении умершего фараона в бога, убедился в своей правоте.

Конечно, пирамиды наверняка служили не только этой одной цели. Целей могло быть несколько, а может даже и много. Например, американские исследователи Бьювел, Хенкок и Шох полагают, что пирамиды и протекающий рядом Нил моделируют на Земле расположение наиболее ярких звёзд Северного полушария и Млечного Пути. Я ничего не имею против этой гипотезы, но должен отметить следующее. Если бы назначение этих построек заключалось только в изображении на Земле звёздного неба, тогда не было бы нужды строить именно пирамиды, т.к. обычное прямоугольное здание, строительство которого намного проще, не хуже пирамиды справлялось бы с этой задачей. Но строили всё же пирамиды. Значит, именно пирамидальная форма конструкции была чем-то важна для строителей. И сейчас я буду рассказывать, как именно действует пирамида, и что из этого получается.

Кто читал мои прошлые статьи о вакууме и эфире, тому будет легко ухватить то, что я сейчас стану писать. В пирамиде постоянно действует электромагнитный механизм создания эфиро-вакуумных потоков, который может придать человеку способности почти божественные. Пирамида всегда опирается на скальное основание (если она будет опираться на рыхлые осадочные породы, то под собственной тяжестью погрузится под землю и доступ к ней станет невозможен, поэтому в таких пирамидах нет никакого смысла). Даже если прямо под пирамидой находится известняк, как это имеет место на плато Гизы, с глубиной он кончается и дальше начинается скальный массив. Скала - это прежде всего гранит, а гранит - это смесь слюды, кварца и полевого шпата. Кварц обладает свойством пьезоэлектричества. Когда мы сжимает тонкую кварцевую пластинку, на её противоположных гранях возникают электрические заряды. То есть формируется электрическое поле. Кварцевые зёрна в гранитных прослойках под весом строения сжимаются так, что напряжённость создаваемого электрического поля максимальна под самой вершиной пирамиды. Поэтому эфир-вакуум со всех сторон устремляется к этой точке, здесь отдельные потоки сталкиваются, разворачиваются и далее единым потоком летят вертикально вверх через всё тело пирамиды и вылетают из её вершины.

Наш мозг имеет два полушария. Левое (или аналитическое) отвечает за логику, анализ, речь, счёт и письмо, принимает решения и обрабатывает поступающую информацию дифференциально, то есть разбивает её на отдельные логические блоки. Правое (или эмоциональное) отвечает за чувства и эмоции, музыкальность, понятия справедливости, работу внутренних органов, паранормальные способности (а они есть у каждого без исключений) и обрабатывает поступающую информацию интегрально как единое целое без разбивки её на отдельные блоки. Для работы полушарий нужна энергия. Если энергии не хватает, приходится что-то отключать. Когда ребёнок только рождается, его полушария мозга активизированы примерно одинаково. Поэтому многие дети в детстве обладают ярко выраженными паранормальными способностями. Но развитие речи (а речь - это логический процесс распознавания смысла услышанных звуков) ведёт к необходимости постоянной и всё большей активизации левого полушария. И тот небольшой запас энергии, которым мы все обладаем с детства, теперь тратится в основном на активизацию левого полушария. А на долю правого остаётся всё меньше. Поэтому правое полушарие переходит на минимальный уровень своей активности, когда его хватает только на работу внутренних органов и немного на эмоции, а на любую паранормальщину уже ничего не остаётся.

Для того, чтобы вернуть правому полушарию прежний уровень активности (или даже больший), нужно приобрести так много энергии, чтобы оказалась возможной одновременная работа обоих полушарий. А для того чтобы приобрести энергию, нужно как-то перестроить работу внутренних органов, что можно сделать лишь с помощью правого полушария, то есть надо его активизировать. Получается замкнутый круг. И выйти из него можно, если сообщить человеку много энергии каким-то посторонним способом, не связанным с активностью правого полушария. Пирамиды как раз и позволяют это сделать.

Когда человек долгое время живёт в пирамиде (недели,месяцы или даже годы), проходящий через его организм эфиро-вакуумный поток, будучи слегка неравномерным из-за пирамидальной конструкции, передаёт человеку часть своей энергии. И постепенно у человека из-за накопления энергии активность правого полушария повышается, что проявляется в форме пробуждения различных паранормальных способностей. Поэтому жрецы специально удалялись на несколько лет в пирамиды, а когда выходили оттуда, поражали рядовых поселян телепатией, телекинезом, ясновидением, левитацией и т.д. То есть они становились как будто боги. Теперь понятно, почему Теотиуакан переводится как "Место, где рождаются боги"?

Когда-то учёные измерили количество энергии, которое тратит человек в ходе своей обыденной дневной деятельности. И выяснили, что расход энергии чуть ли не на порядок превышает количество калорий, которые человек получает от завтраков, обедов и ужинов. Откуда человек получает недостающую энергию, так и не выяснили, а потому эти исследования продолжать не стали и потихонечку свернули. Так вот я думаю, что человек основную энергию для своей деятельности получает из окружающего нас эфира-вакума. И получает её ночью в ходе сна посредством резонансного механизма.

Наверное, мало кто будет со мной спорить, если я скажу, что у человека есть душа (для особо упёртых скептиков добавлю, что существует способ, как можно увидеть руки и ноги своей души, и я не один раз это делал). Душа - это такое же материальное создание, как компьютер, на котором я пишу сейчас данную статью. И она полностью подчиняется законам физики. В частности, душа постоянно колеблется с некоторой частотой и потому всегда находится в резонансе с соответствующей частотой вакуума. И получает из вакуума столько энергии, сколько содержится на этой частоте. Но когда человек бодрствует, связь между душой и физическим телом настолько крепка, что частота колебаний души оказывается очень низкой, и на таких частотах содержание энергии в вакууме достаточно мало. Поэтому в бодрствующем состоянии человек получает из вакуума слишком мало энергии, недостаточное для своих нужд. А когда человек спит, тогда связь между душой и телом резко ослабевает, душа колеблется с гораздо большей частотой, вступает в резонанс с более высокими частотами вакуума, где содержится энергии намного больше, и потому также получает энергии намного больше, чем днём. Но ещё не столь много, чтобы обеспечить пробуждение паранормальных способностей. А чтобы эти способности наконец проявились, надо суметь выйти из своего организма. Тогда диктат физического тела над душой полностью исчезает, душа начинает колебаться с максимальной частотой и получает из вакуума максимально доступное ей количество энергии. Те эфирные потоки, которые возникают в пирамиде, как раз и решают данную проблему: они выталкивают человека из его физического тела.

Когда Наполеон был в Египте со своей экспедицией, он ради интереса решил переночевать в пирамиде. Наутро француз вышел из пирамиды потрясённый до глубины души. Но до самой смерти он никому так и не рассказал, что же с ним происходило внутри. А понять это не сложно и без его рассказа: первые выходы наружу из физического тела могут произвести на человека ошеломительное действие, особенно если он не верит во всю эту мистику. И после переночёвки в пирамиде у Наполеона появились удивительные способности ясновидения. Да вот хотя бы его бегство из Египта. Французский флот был наголову разбит англичанами. У Наполеона оставался всего один корабль. Англичане стерегли его очень плотно. И тем не менее, Наполеону удалось благополучно миновать все преграды и добраться до Франции. Объяснить такой исход простой случайностью как-то не получается. Через много лет последние его маршалы в своих мемуарах вспоминали, что у Наполеона после Египта появилось такая способность, будто он заранее знал действия своего противника, и это позволяло ему подготовить сокрушительный контрудар. Но чтобы такая способность продолжала действовать постоянно, нужно было снова переночевать в пирамиде. А это было уже невозможно. Поэтому Наполеон постепенно стал терять свою способность ясновидения, и к 1812 году от этого уже ничего не осталось. В результате начались поражения ранее непобедимого полководца. И такая способность ясновидения появилась у Наполеона всего после одной ночёвки в пирамиде. А если человек будет ночевать там годами?

Кстати, многие экстрасенсы и целители нашего времени рассказывают, что приобрели свои способности после удара молнии. А ведь молния несёт огромную энергию и, попав в человека, она часть своей энергии ему передаёт. Поэтому нет ничего удивительного в том, что после такого инцидента у человека пробуждается что-то такое аномальное, чего раньше не было. Также некоторые экстрасенсы рассказывают, будто они постоянно ездят в так называемые места силы для "подзарядки". Место силы - это такое место, где из под поверхности выходит такой-же эфиро-вакуумный поток, как из пирамиды, и механизм образования этого потока тот же самый (сжатие кварцевых зёрен в гранитных прослойках). Поэтому, если кто хочет из человека стать богом, тому можно посоветовать несколько лет пожить в местах силы. Может, что-то и получится.

В Египте пирамиды строились с этой же целью, что и в Теотиукане. Те семь огромных пирамид, что уцелели до нашего времени, были построены не египтянами классической истории, а другой цивилизацией задолго до них. Но затем случилась какая-то катастрофа и эта працивилизация почти полностью погибла. Оставшиеся отдельные люди впали практически в каменный век. И позабыли почти всё, чем славились их предки. В том числе позабылось истинное назначение пирамид. Осталось лишь смутное воспоминание, будто в пирамиду уходил человек, там он умирал и превращался в бога. Но умирал в каком смысле? Вспомните, как ещё совсем недавно у американских индейцев происходила инициация мальчиков и перевод их в ранг взрослых мужчин. Они тоже что-то там делали и считалось, будто мальчик умер, а вместо него родился взрослый мужчина. Так вот в пирамиде жрец или правитель умирал не в прямом смысле, а в переносном, и также в переносном смысле из человека рождался бог. Но об этом забыли. И стали думать, что в пирамиде фараон умирает в прямом смысле и после смерти он уносится к Осирису и сам становится Осирисом, то есть богом. Вот так и стали считать пирамиды гробницами. А когда началась история уже нашего времени, история классического Египта, фараоны в подражание своим божественным предкам стали строить действительно гробницы в форме пирамид. Но так как технология строительства была утеряна, эти новоделы были настолько низкого качества, что дошли до нас в форме полуразрушенных глинянных холмов.

Наверняка, вам нередко приходилось слышать такую фразу: «Он (она) настоящий бог». Обычно так говорят о людях, которые достигли определенного уровня мастерства в каком-то деле или бывает так, что люди берутся за все подряд и делают это лучше других. Рассмотрим, как стать богом в реальной жизни.

Боги в реальной жизни

Известные режиссеры, спортсмены, писатели, бизнесмены и многие представители разных профессий стали в своем деле настоящими богами. Богом кинематографа и, в частности, комедийного жанра многие считают Вуди Аллена, богом изобретательства называют Леонардо да Винчи, богом прозы - Александра Сергеевича Пушкина. Этот список можно продолжать довольно долго, но суть одна: всех этих людей в обществе считают если не богами, то настоящими гениями.

Гении и Боги

Что отличает гения от простого человека? Это, конечно же, наличие таланта. Талант, как известно, дан человеку от рождения, но его необходимо развивать. Древние философы считали, что нет бездарных людей, каждый в чем-то может быть хорош. Но для того чтобы узнать, в чем именно, можно потратить всю жизнь. Помните, что способность к обучению у человека есть с рождения, и чем больше вы занимаетесь определенным делом, чем больше стремитесь узнать и улучшить свои навыки, тем большего вы сможете достигнуть в своем деле.

Божественное мастерство

Ярким тому примером являются люди, которые занимаются спортом и боевыми искусствами. При этом следует отметить, что те же боевые искусства возникли не благодаря каким-либо учителям, имена которых прославлены на весь мир, а благодаря обычным людям, которые когда-то подумали о том, что нужно уметь защищаться и защищать других без оружия. Практикуясь каждый день, эти люди сумели достичь определенного уровня мастерства и в определенный момент стали настоящими богами в своем деле. Конечно же у них не получалось все сразу. Более того, их никто не учил мастерству, но в какой-то момент они стали понимать, что их тело стало намного сильнее. У них появлялась молниеносная реакция, зачастую они переставали чувствовать боль.

Каким образом становятся богами

Однако с чего начали эти люди? С чего начинают все люди, которые достигли наивысшего уровня мастерства в своем деле? Конечно же, все начинается с мысли о том, что вы сможете достигнуть желаемого, с веры в себя. В принципе, людей, которые стали реальными богами, можно назвать великими людьми, а великих людей отличает не только их развитые навыки и способности, но и желание помогать другим людям, ведь следуя многим вероучениям, бог заботится о каждом человеке.

Потому, чтобы стать богом в реальной жизни, нужно заботиться о других людях. Уместно в этом случае сказать об Иисусе Христе, которого многие люди считают наиболее приближенным к богу. С ним связано много историй и легенд, которые для современного человека порой представляются невероятными. Например, в Библии и Ветхом Завете есть немало строк о том, как Иисус Христос умел лечить казалось бы неизлечимых людей, одарять зрением слепых. Ученые богословы считают, что эти способности Иисус Христос развивал в себе с детства, он познавал азы медицины, изучал анатомию, хотя прямых тому свидетельств, к сожалению, нет.

В то же время известно, что еще в Древнем Китае лекари могли лечить людей одними лишь руками, без использования каких-либо снадобий. То же самое касается и Индии. Изучение методик воздействия на человеческое тело с помощью прямого контакта - это вообще характерная черта для многих восточных стран и стран Азии. До сих пор современная медицина не может объяснить некоторых способностей, которыми обладают люди, в том числе и обыватели.

Также известно, что в случае опасности, человек, который не имеет должной физической подготовки, способен совершить прыжок, перепрыгнув препятствия, которые превосходят его собственный рост и скрыться от опасности.

Таким образом, некоторые удивительные и невероятные способности, которые можно назвать божественными, скрыты во многих из нас.

Архиепископа Александрийского, - величайшего отца и учителя, непримиримого борца с арианской ересью, исповедника истинного Православия, мудрого пастыря и аскета высокой святой жизни. В день памяти святителя предлагаем приобщиться к его мудрости, публикуем подборку его изречений о христианском учении и жизни с Богом.

Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом.

Сын Божий неотделим от Отца, как сияние от света.

Слово воплотилось, чтобы людей, обратившихся в тление, снова возвратить в нетление и оживотворить их от смерти, присвоением Себе тела и благодатию Воскресения уничтожая в них смерть, как солому огнем.

Заслуги Спасителя, совершенные через вочеловечение Его, столь велики и многочисленны, что пожелать изобразить их - значило бы уподобиться человеку, который устремил взор на морскую пучину и хочет перечесть ее волны. Как невозможно объять глазами всех волн, потому что чувству покусившегося на это представляются непрестанно новые и новые волны, так и намеревающемуся объять умом все заслуги, совершенные Христом в теле, невозможно даже вместить их в помысле, потому что вновь представляющиеся мыслям его - гораздо многочисленнее тех, которые, как думает он, объял уже мыслию.

Господь, прияв смерть как человек, обратил в ничто велеречие мудрых об идолах! Чья смерть изгоняла когда-либо демонов? И чьей смерти боялись когда-либо демоны, как смерти Христовой? Где только произносится имя Спасителево - изгоняется там всякий демон.

Спаситель вочеловечением явил сугубое человеколюбие, и тем, что уничтожил в нас смерть и обновил нас, и тем, что, будучи непознан и невидим, явил Себя в делах и показал, что Он - Отчее Слово, Вождь и Царь вселенной.

Христос, после того как доказал Божество Свое делами, приносит наконец и Жертву за всех, вместо всех предавая на смерть храм Свой, чтобы всех соделать свободными от ответственности за древнее преступление, о Себе же, в нетленном теле Своем явив начаток общего Воскресения, доказать, что Он выше и смерти.

Когда солнце отвратило зрак свой, земля потряслась, горы распались, все пришли в ужас; тогда показывало это, что Распятый на кресте Христос есть Бог, а вся тварь - рабы Его, страхом своим свидетельствующие о присутствии Владыки.

Спаситель как на смерть принес за всех тело, так телом же опять проложил всем путь и к восхождению на небо.

Господь и родился, и явился Человеком, умер и воскрес, делами Своими унижая и помрачая дела когда-либо живших людей, чтобы от всего того, чем бы ни были предубеждены люди, отвлечь их и научить ведению истинного Отца Его.

Погиб бы род человеческий, если бы Владыка и Спаситель всех, Сын Божий, не пришел положить конец смерти.

Человек, как сотворенный из ничего, по природе смертен; но, по причине подобия Сущему, если бы сохранил оное устремление к Нему ума своего, мог замедлить в себе естественное тление и пребыл бы нетленным.

Почему Господь претерпел не какую-либо другую смерть, а крестную?.. Если смерть Господа есть искупление всех, если ею разрушается средостение преграды и совершается призвание языков (Еф. 2: 14), то каким бы образом Он призвал нас к Отцу, если бы не распялся на Кресте? Ибо только на Кресте можно умереть с распростертыми руками.

Тварь порядком и стройностью, как бы письменами, дает уразуметь и возвещает своего Владыку и Творца… Из дел нередко познается и такой Художник, Которого мы не видали.

Хотя и невидим Он очам, но порядок и согласие вещей противоположных дают уразуметь их Правителя, Распорядителя и Царя.

Слово, распростершись всюду… горе - в творении, долу - в вочеловечении, в глубину - во аде, в широту же - в мире, все наполнило ведением о Боге.

Человек согрешил и пал, а с падением его все пришло в смятение.

Ни один демон не терпит и имени Христова, но едва слышит его, как предается бегству.

Злой демон и обманщик диавол, не имея смелости действовать открыто, зная человеческую любовь к истине, ложно принимает на себя вид истины и извергает яд свой на тех, которые идут во след его… Так этот льстец обманывает людей пустою наружностью, похищая каждого и вовлекая в свою пучину греха.

Естество человеческое само по себе недостаточно к тому, чтобы изгонять бесов, а может это делать только силою Духа.

Измысливший ереси диавол, по причине смрада собственной его злобы, употребляет изречения Писания, чтобы, под покровом их всеяв яд свой, обольстить простодушных.

Зло не от Бога и не в Боге, его не было в начале и нет у него какой-либо сущности; но люди, с утратой представления о добре, сами себе, по своему произволу, стали примышлять и воображать не сущее.

В начале не было зла, потому что и теперь нет его во святых, и для них вовсе не существует оно.

Облекшийся верою крестною пренебрегает и тем, что естественно, и не боится смерти за Христа.

Бог не только сотворил нас из ничего, но, по благодати Слова, даровал нам и жизнь по Богу.

Душа имеет понятие и о созерцании Бога, и сама для себя делается путем, не со вне заимствуя, но в себе самой почерпая ведение и разумение о Боге Слове.

Ничем не отличались бы люди от бессловесных, если бы ничего не познавали, кроме земного.

Взирая на величие неба и рассматривая стройность творения, можно было людям познавать и Вождя твари - Отчее Слово, Которое Своим о всем промышлением всем дает познавать и Отца.

Взирая на Самого Сына, видим Отца; потому что уразуметь и постигнуть Сына значит приобрести ведение об Отце, так как Сын есть собственное рождение Отчей Сущности.

Мы не только созданы по Его подобию, но от Него же можем восприять образ небесного жительства; дабы, как Он начал, мы (терпеливо) довели до конца, дабы, когда страдаем, мы не угрожали, когда нас злословят, мы не злословили взаимно, но благословляли бы проклинающих и предавали бы себя Богу, судящему праведно (1 Пет. 2: 23). Ибо те именно, которые восприимут таковой помысл и за образец для себя будут почитать Евангелие, они-то и будут сообщниками Христа и подражателями жития апостола.

Для исследования и верного понимания Священного Писания нужна добрая жизнь, чистая душа и христианское достоинство, чтобы провести разум через понимание, насколько человеческая природа это позволяет, истины о Божием Слове. Невозможно понимать учение святых, если человек не имеет чистый разум, но пробует подражать их жизни. Всякий, кто хочет смотреть на солнечный свет, естественно, протрет свои глаза, очистив их сначала, чтобы чуть приблизиться к чистоте, на которую он смотрит.

Воля же Христова состоит в том, чтобы прилепляющийся к Нему совершенно ни к чему не имел пристрастия, что принадлежит веку сему, и нисколько не пекся бы о земном, а только бы нес крест Распятого за него.

Встаешь ли или сидишь, занимаешься ли чем или принимаешь пищу, отходишь ли ко сну или пробуждаешься, непрестанно воспевай песнь Богу.

Когда душа слагает с себя всю излившуюся на нее скверну греха и соблюдает в себе один чистый образ, тогда (чему и быть следует) с просветлением его, как в зеркале, созерцает в нем Отчий образ - Слово - и в Слове уразумевает Отца.

Если помрачен ум, то внешними даже чувствами можно видеть непререкаемую силу Христову и Божество. Слепой, если и не видит солнца, то, ощутив произведенную им теплоту, знает, что есть… солнце.

Душа сотворена была созерцать Бога и озаряться Им.

Мирские образы оскверняют душу и тело целомудренной, и она уже не бывает свята по телу и по духу. А та, которая печется о деле Божием, имеет женихом своим Христа и творит волю Жениха своего.

Сохраняй любовь, которая выше всего. Сколько бы ни трудился человек, но если он не имеет любви к ближнему, то напрасно будет трудиться. Итак, оказывай любовь к ближнему не на словах только, но и на делах.

Не удерживай в сердце своем зла, причиненного тебе другими, иначе молитва твоя не будет чиста пред Богом.

Да не исходит из уст твоих проклятие, ниже обида, ниже злословие, ибо уста твои освящены хвалебными Богу песнями и славословиями.

Смиренный не помнит зла, причиненного ему другими, и не осуждает согрешающего. Таким образом, он тремя способами получает отпущение грехов себе: как не судящий - не судится, как смиренномудрый - оправдывается, как прощающий - получает прощение.

Пламенною любовью возлюбим пост, ибо пост есть великая твердыня, равно как и молитва и милостыня, поелику они избавляют человека от смерти. Как Адам за едение и преслушание изгнан из рая, так тот, кто желает паки войти в рай, входит в оный постом и послушанием.

Все время жизни своей проводи в постах, молитвах и милостынях. Да будет всегдашним занятием твоим упражнение в Священном Писании. Имей Псалтирь и учи псалмы.

Дарования Божии таковы: совершенная добродетель и истинно благоговейное чувство по отношению к Нему; их мы должны приносить в жертву Господу, ибо что Он даровал для нашего освящения, тем и мы должны прославлять Его, пребывая в благочестии.

Очистим тело и помыслы наши, будем охранять от всякого лукавства, не предаваясь неумеренности и похотям, но все совокупно пребывая с Господом нашим и Его Божественными учениями, дабы, соделавшись во всем чистыми, мы могли быть и причастниками Слова.

Как высоко девство! Всякий, желая подвизаться в других добродетелях, водится в том законом; но девство, превосходя закон и направляя жизнь к важнейшей цели, есть указание будущего века, образ ангельской чистоты.

По моему мнению, в книге псалмов измерена и описана словом вся жизнь человеческая и душевные расположения и движения помыслов, и сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке. Потребно ли покаяние и исповедание, постигли ли кого скорбь и искушение, гоним ли кто или избавился от злоумышлений, стал ли опечален и смущен и терпит что-либо подобное сказанному выше, или видит себя преуспевающим, а врага приведенным в бездействие, или намерен восхвалить, возблагодарить и благословить Господа - для всего этого имеет наставление в Божественных псалмах.

Служители истины проповедуют Царство Небесное, а те, кои стремятся к противному, ничего высшего не имеют в виду, как только угождать чреву и полагать в своем ничтожном существовании свою конечную цель.

При благодатном даровании от Бога и наша воля, возлюбленные, должна употреблять усилие и не ослабевать, дабы при тщетности наших усилий врученный нам дар благодати не погиб совсем и враг, найдя нас праздными и незанятыми, не вселился в нас, как это случилось с тем, о котором упоминается в Евангелии.

Что иное представляет пасхальное празднество, как не духовное служение? а в чем же состоит сие служение? только в постоянной молитве и славословии, (возсылаемом) без принуждения.

Не определенным временем ограничен благодатный дар праздника, и преславное сияние его никогда не умаляется, но во всякое время он близок и просвещает души тех, которые с любовию ожидают его.

Истинная жизнь, братия мои, состоит в том, чтобы мы тленное отринули и пребывали в том, что от нашего Искупителя. Время требует от нас, особенно теперь, не только на словах высказывать это, но и делами уподобляться святым.

Становление современного западного мира тесно связано с христианством, и духовные традиции христианского Запада – дар созидания институциональных форм, использования позитивных достижений творческого духа, а также тенденция к проведению границ между рациональным знанием и духовным опытом, между вероучением и мистическим видением – весьма часто отождествляются с христианством как таковым. Однако на протяжении первого тысячелетия истории христианства интеллектуальное и духовное лидерство принадлежало христианскому Востоку – в частности, Антиохии, где ученики …в первый раз стали называться Христианами (), и грекоязычному миру, где проповедовал апостол Павел, – тому Востоку, который объединял сирийцев, египтян, евреев и греков, Востоку, для которого, собственно, и были изначально написаны Новозаветные тексты. Здесь бушевали великие догматические споры и созывались соборы. На этих соборах присутствовали и посланники Запада, в основном как наблюдатели, хотя и пользовавшиеся почетом и сами с почтением относившиеся к происходящему. У христианского Востока были свои искушения: греческий интеллектуализм, культурная раздробленность, своекорыстная политика императоров. В дальнейшем восточнохристианский мир неоднократно страдал от вражеских вторжений и различных бедствий, в результате чего он в определенном смысле потерял свою историческую значимость. Тем не менее восточное христианство сумело пронести свой духовный призыв через все испытания, и возможно именно теперь, когда традиционные ценности, сформировавшие Запад, поочередно меняются, этот призыв приобретает новое, неожиданное звучание.

«Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом»

Это известное изречение свт. Афанасия Великого , перекликающееся с аналогичным высказыванием сщмч. Иринея Лионского (ок. 130–203) часто приводят в качестве иллюстрации отказа от изначального библейского понимания христианской веры в пользу пантеизма платонического толка. Однако это совсем не так. Конечно же, термин «обожение» (θέωσις , θεωποίησις ) взят из религиозного лексикона неоплатоников, ставшего общепринятым в христианском богословии и духовной мысли с той поры, как только христианство обратило свою проповедь к эллинистическому миру. Но вот содержание учения об обожении отражает смысл парадоксального утверждения св. апостола Иоанна о том, что Слово было Бог и что Оно стало плотию (), дабы тварный человек не мог хвалиться в своей плоти пред Богом , но мог быть во Христе Иисусе (), членом Его тела, ожидая эсхатологического исполнения времен, когда Бог будет всё во всём ().

Таким образом, «обожение», – это христоцентрическое и эсхатологическое понятие, выраженное на языке платонизма, но сущностью своей не связанное с какой-либо философской системой. Понятие это отражает переживание божественности Христа, как оно передано в исповедании Петра по Евангелию от Матфея (см.: ) или, согласно Евангелию от Иоанна, в реакции воинов, которые, придя за Иисусом, пали ниц, когда Он косвенно указал на Свою божественную природу произнесением священного для иудеев имени Бога – Яхве, Аз есм ().

В восточнохристианской мысли и духовной традиции эта божественность Иисуса составляет сущность сотериологического измерения веры. Спасение – это акт божественной любви, и любовь эта безгранична. Если бы Бог прибег к посреднику для спасения твари, то любовь Его не была бы безграничной. Таким ограниченным в педагогических целях откровением оставался , где Бог говорил через пророков или через ангелов. Однако в новом домостроительстве Бог становится полностью доступным (см.: ), и – по настоятельному слову свт. Кирилла Александрийского – Сын Божий принимает на себя человеческую смертность и умирает плотью на кресте, дабы воскреснуть в своей человеческой природе и тем самым стать первенцем из мертвых ().

Спасение в своей сущности рассматривается как этот переход от смерти к жизни, и только Бог может быть «Вождем спасения» (ср.: ), ибо Он – Единый имеющий бессмертие (). Бог должен был соделаться в полноте смертным человеком, чтобы проложить этот путь истинно и подлинно – так, чтобы он стал поистине нашим .

Такое восприятие спасения предполагает определенное понимание того, что есть этот «падший» мир, нуждающийся в спасении, а также видение конечной цели творения.

В восточной святоотеческой традиции – а также, разумеется, в восточнохристианском литургическом и сакраментальном опыте мир вне Христа рассматривается как подпавший под владычество смерти . Такое видение отличается от западного, более законнического поставгустиновского средневекового понятия «первородного греха», в соответствии с которым каждый человек оказывается виновным во грехе, совершенном Адамом в раю. Согласно восточнохристианскому же пониманию преступление запрета Божия Адамом и Евой приводит к захвату божественного творения тем, кого Новый Завет именует князем мира сего и кто есть человекоубийца от начала (). Именно он, Сатана, держит людей в повиновении: с одной стороны, навлекая на них смерть, а с другой, толкая их на постоянную борьбу за существование и временное выживание – неизбежно за счет своего ближнего. Это борьба за мою собственность, мою безопасность, мои интересы – борьба, которая и составляет саму сущность греха. Поэтому чинопоследование крещения начинается с молитв об изгнании диавола. Однако Сатана, правящий тварным миром с помощью смерти и греха, побеждается Христовым воскресением . В этом – надежда, свобода и высшая радость истинной и вечной жизни. Вот почему со времен раннего христианства истинно «благая весть» – это весть о воскресении, возвещенная его непосредственными свидетелями, апостолами – «Христос воскресе!». Этот возглас, это приветствие звучит в самый главный момент литургического года – в пасхальную ночь. Смысл восточнохристианской духовности невозможно по-настоящему постичь, не услышав этот возглас в литургическом собрании.

Но спасение – это не просто освобождение от смерти и греха. Это также восстановление изначального человеческого предназначения – быть «образом Божиим». Полный смысл этого выражения, который мы находим в книге Бытия в описании акта творения, проясняется через божественность Иисуса Христа. Христос, будучи Словом (см.: ), являет собой живой прообраз, по которому был создан человек. Значит, Он есть совершенный человек, потому что Он также – совершенный Бог. В Нем божественное и человеческое – прообраз и образ – соединены в совершенном личностном единстве («ипостасном единстве»), и человек обретает свое высшее предназначение в единении с Богом, т. е. в обожении (θέωσις ).

И учение св. апостола Павла о соединении всего небесного и земного под главою Христом (), и различные формы сакраментального общения со Спасителем, описанные Николаем Кавасилой (XIV в.) как единая «жизнь во Христе», и свидетельство византийской иконы Иисуса Пантократора (Вседержителя), и опыт монахов, творящих непрестанную Иисусову молитву – все это имеет только один смысл, только одну цель – обожение.

Дух истины

Раннехристианские споры о божественности Христа ясно показали, что Лицо Христа нельзя полностью определить и понять вне связи с третьим Лицом Троицы – Святым Духом, «другим Утешителем», чье таинственное присутствие пронизывает и служение Христа, и жизнь христианской общины. И действительно, ведь Дух Святой не только «осенил» Марию когда Она зачала Сына (см.: ), не только сошел на Иисуса когда Он крестился в Иордане (см.: ), не только явился в виде огненных языков, почивших на апостолах в Пятидесятницу (см.: ), но и, как поется в стихире службы Пятидесятницы:

Вся подает Дух Святый,

точит пророчествия, священники совершает,

некнижныя мудрости научи,

рыбари богословцы показа,

весь собирает собор церковный…

Единосущне и сопрестольне Отцу и Сыну…

Благочестие и духовность, порождаемые действием Святого Духа, зачастую отождествляются исключительно с личными или эмоциональными сторонами христианского опыта. Действительно, такой акцент оправдан в том смысле, что вера во Христа предполагает свободный личностный опыт: где Дух Господень , там свобода (). Падшее человечество порабощено страхом смерти, борьбой за выживание, зависимостью от телесных нужд (или «страстей»). И лишь Дух Господень дает свободу, восстанавливая человека в его прежнем достоинстве «образа Божия» и делая его способным преодолеть детерминизм «страстей». И все же эта свобода, обретаемая в Духе, не сводится к психологическому, эмоциональному или индивидуальному опыту. Как сказано в вышеприведенной стихире, Святой Дух собирает церковь, устанавливает ее чин и осуществляет сакраментальное присутствие Тела Христова. Он «точит пророчества» и «священники совершает», тем самым создавая и поддерживая внутри церкви необходимое взаимодействие между объективностью таинства и психологическим переживанием, между священническим и пророческим служением.

На христианском Востоке всегда ощущалось эта полярность между духовными водителями, опиравшимися на сознание достоверности своего познания Бога и авторитетом духовенства – епископов и священников. Весь многообразный монашеский мир (достаточно вспомнить прп. Феодора Студита, прп. Симеона Нового Богослова , исихастов XIV в., а также современные православные монастыри с их высоким нравственным авторитетом) нередко выступал – даже против епископов – защищая то, что в данных обстоятельствах полагалось им как нравственная или вероучительная истина христианства. Однако подобная напряженность в отношениях не считалась нормой: обе стороны призывали одного и того же Святого Духа , и конфликт мог возникнуть, только если та или иная сторона ошибочно принимала дух заблуждения за Дух Истины. Христианская ответственность – следствие свободы всех чад Божиих – требовала от всех членов церкви, получивших Святой Дух при крещении, осознанного умения отличать одно от другого: помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас, но <...>самое сие помазание учит вас всему… ().

Это чувство всеобщей ответственности есть не церковное установление или законническое начало, а действительное духовное измерение. Оно не противоречит иерархической структуре церкви и не отвергает ее, но лишь противополагает ей учение о дарах (χαρίσματα ) (см.: ), которые, в конечном счете, принадлежат единому телу Церкви, в то время как любой отдельный носитель дара (χάρισμα ) всегда может оказаться неверным ей. Результатом этого – в духовном плане или же в плане церковной жизни – стало то, что восточные христиане, весьма почитая наделенных ответственностью носителей истины (епископов, глав поместных церквей, соборы и т. д.), тем не менее никогда не приписывали им роль высшего критерия. В этом качестве выступает лишь Святой Дух, и все носители даров (χάρισμα ) – это Его орудия и слуги. Каким бы непрактичным ни был описанный экклезиологический принцип с институциональной стороны (западное христианство нередко считает его весьма разрушительным с общецерковной точки зрения, ибо он препятствует изменениям и временами практически сводит на нет руководящую роль иерархии), он остается тем самым принципом, который еще во II столетии сформулировал св. Ириней Лионский : «Ибо где церковь, там и Дух Божий; и где Дух Божий, там Церковь и всякая благодать, а Дух есть истина» .

Единица и Троица

Мы могли убедиться, что божественность Иисуса и божественное присутствие Святого Духа, хотя и соединенные в едином домостроительстве, икономии (οικονομία ), ради спасения мира и восстановления образа Божия в человеке, выступают тем не менее как отдельные Лица. Так, в Новом Завете, помимо высказываний Иисуса, мы читаем о речениях Святого Духа, обращенных к Филиппу (см.: ), к Петру (см.: ), к Антиохийской церкви (см.: ), к Апостольскому собору в Иерусалиме (угодно Святому Духу и нам… / – ). Помимо того, что Иисус говорил за Отца, пославшего Его, само центральное действие в христианской общине – евхаристическая – представляет собой единение «во Христе», совершаемое через призывание Святого Духа в молитве, обращенной к Отцу.

Нередко отмечалось, что на этом изначальном опыте и строились тринитарные определения греческих отцов Церкви IV в., тогда как блж. Августин в своем богословии (и за ним вся западная традиция) исходил из сущностного единства Божества. Это различие между двумя традициями, разумеется, не следует преувеличивать. Ведь созерцать тайну Единицы и Троицы можно с полным основанием как с одной, так и с другой стороны. На Востоке Каппадокийским отцам пришлось защищаться от обвинений в «тритеизме», но разве не очевидно, что дальнейшее развитие теологии и духовности на Западе все же привело, хотя и много позже, к трактованию Троицы как позднейшего измышления?

Видение Бога как Единицы и Троицы есть прежде всего видение живых Лиц, с которыми человек соотносится как личность. Это отличает христианский опыт от неоплатонического общения с Единым, а также от буддистского слияния человеческой личности с безличным божеством. , разумеется, предполагает монотеизм, но монотеизм этот не абсолютен, ибо Бог раскрывает свою Божественность в отношениях любви . Обожение, или θέωσις , греческих отцов – это включение человеческих личностей в божественную жизнь, которая сама уже есть общение любви трех совечных Лиц, готовых принять человека в свое общение. Иисус молился: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино . Таким образом, Иоанново определение Бога в узком смысле подразумевает взаимную любовь Божественных Лиц внутри Троицы, а в расширительном смысле – любовь, охватывающую все творение.

Конечно же, участие человека в жизни Троицы – и в «последний день» (έσχατον ), и уже сейчас через предвосхищение этого в евхаристическом единении – не означает пантеизма.

Разрыв между Творцом и тварью остается, и преодолевается он божественной любовью («благодатью», «энергией»), а не человеческим «тварным» усилием или заслугою естества. Это всегда дар , а не соединение сущностей. Интересно отметить, что те же самые греческие отцы церкви, которые столь настойчиво утверждали реальность обожения, учили также и апофатическому (или «отрицательному») богословию. Божественная сущность абсолютно трансцендентна и может быть адекватно выражена лишь через отрицание: человеку доступно знать только что Бог не есть , но не что Он есть. Кроме того, общение с Богом не умаляет его трансцендентности, но, напротив, предоставляет опыт постижения инаковости Бога: Моисей видел Бога в облаке, и это видение Бога как мрака – образ, столь лелеемый мистиками всех времен, – суть «познание через незнание» (по выражению Дионисия Ареопагита).

В восточной традиции потребность одновременно утверждать как трансцендентность Божией сущности, так и реальность приобщения, или обожения твари в тайне божественной Троицы, выразилась не только в персоналистическом тринитаризме, но и в различении сущности Божией и божественных энергий . В самом деле, ведь только Лицо (а в Боге всегда Три Лица) – но никак не безличная сущность – способно свободно дарить, а поскольку божественный дар – всегда дар совершенной и безграничной любви, то это и есть дар нетварной божественной жизни, дар Самого Бога, сообщающего себя твари и в то же время всегда остающегося тем, что Он единственно есть в своей трансцендентности.

И, наконец, Бог как Троица есть прообраз и основание не только для каждого человека в отдельности, но и для истинного человеческого общества. Обожение делает возможным человеческое разнообразие и плюрализм, что выражается не во взаимоисключении, а во взаимной дополнительности и любви. Все воистину подлинное в этом разнообразии всегда причастно Богу. В Боге человеческая личность, человеческие отношения, человеческие преуспеяния сохраняют свою уникальность и многообразие. Неоплатоническое видение Оригена, согласно которому души обретают свое высшее предназначение в Боге и существуют в Нем «сферически», оказываясь взаимотождественными и взаимозаменяемыми, было официально отвергнуто. Напротив, преданием, практикой и богословием утверждается личное обращение к святым, вечная непреложность человеческих отношений, установленных на земле (в частности, это относится к браку) и, как следствие, сохранность личности в ее целости. Все это становится возможным потому, что Бог – не безличное трансцендентное Единое, но Отец, Сын и Дух Святой, нераздельные и неслиянные, являющие творению не какую-то абстрактную любовь, а любовь в ее единственной подлинной реальности. В наше время именно это остается сердцем восточно-христианской духовности.

Theosis in the Eastern Christian Tradition

Опубл. в: Christian Spirituality: Post-Reformation and Modern / ed. J. Mey endorff, L. Dupré, D. E. Saliers. NY: Crossroad, 1989. P. 470–476.

На рус. яз. публикуется впервые.

Пер. с англ, монахини Антонии (Колаковой).


Close