Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Сообщение на тему:

Возникновение государственности у восточных славян

Выполнила: Цурцева Н.В.

Восточные славяне. Занятия восточных славян.

Образование древнерусского государства, рождение первого феодального государства было не однократным событием, а процессом длительным. Развитие славянского общества растянулось на много веков.

Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной Европы. По языку они относятся к индоевропейской группе народов, которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии.

Предков славян, которые населяли бассейны рек Одры, Вислы и Днепра, принято называть праславянами. В то время территория расселения славян была гораздо меньше, чем теперь. Только с начала нашей эры предки славян заняли территорию от Эльбы на севере до Балтийского моря на западе и до Сейма и Оки на востоке. А на юге их границей стала широкая полоса лесостепи, проходившая на восток в направлении современного Харькова.

В VI веке н.э. из единой славянской общности выделяется восточнославянская ветвь (будущие русские, украинцы, белорусы). Примерно в это же время возникают крупные союзы славянских племен - поляне, кривичи, древляне, угличи, северяне, радимичи и другие. Такой племенной союз включал в себя от ста до двухсот племен и представлял мощную военную силу.

Следует отметить неравномерность развития хозяйства у отдельных восточнославянских объединений. Благодаря интенсивным торговым связям наиболее высоким уровнем развития отличались поляне. Именно их территория стала называться Русью. Историки считают, что это наименование связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне.

Соседями восточных славян на западе были прибалтийские народы, западные славяне, на юге - печенеги и хазары, на востоке - волжские болгары и многочисленные угро-финские племена.

Основным занятием у восточных славян являлись земледелие, оседлое скотоводство, охота, рыболовство, бортничество (сбор меда). Из сельскохозяйственных культур возделывали пшеницу, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиху, коноплю. Распространено было подсечное (подсечно-огневое) земледелие. На освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания землях выращивали 2-3 года сельскохозяйственные культуры, используя естественное плодородие почв, усиленное золой. После истощения участок бросали и готовили новый. В степных районах применялось переложное земледелие, когда сжигали полевые травы. С VIIIв в южных районах распространяется полевое пашенное земледелие, основанное на использовании плуга с железным лемехом, тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся до начала XX в. Для сбора урожая использовали серп. К IX в. пашенное земледелие становится господствующей отраслью хозяйства.

Развитие ремесла, появление городов, развитие торговли.

Развитие ремесла, его отделение от других видов хозяйственной деятельности было ведущим стимулом распада родовых отношений. Из сельской общины, где ремесло зародилось и отделилось от земледелия, оно начинает сосредотачиваться в городах. Город? это явление не характерное для первобытнообщинного строя. Города появляются лишь в условиях классового и феодального общества, возникали при слиянии двух рек или вокруг господствовавшей над местностью возвышенности. На рубеже VIII?IX вв. впервые появляются специалисты в отдельных видах ремесла - кузнецы, литейщики, ювелиры, гончары. Города, из военных укреплений постепенно превращались в центры ремесел и торговли. В Древнерусском государстве существовали большие и многочисленные города. Уже в IX - Х вв. их было не менее 25. В следующем веке прибавилось еще свыше 60 городов, а к моменту монголо-татарского нашествия на Руси было около 300 городов. Среди городского населения выделялись купцы, бывшие привилегированной категорией людей. Это особенно относится к гостям, ведшим иностранную торговлю. В Киеве, Новгороде и других городах жили также искусные ремесленники, возводившие великолепные храмы и дворцы для знати, изготовлявшие оружие, украшения и т. П. Города были центрами культуры. Древнерусская деревня долгое время была неграмотной. Но в городах грамотность была распространена широко, причем не только среди купцов, но и среди ремесленников. Об этом свидетельствуют как многочисленные берестяные грамоты, так и авторские надписи на бытовых предметах.

Исходя из всего этого, видно, что в Древнерусском государстве уже складываются сословия, то есть большие группы людей, объединенных единством правового статуса. Поэтому вряд ли можно согласиться с некоторыми отечественными и зарубежными авторами, полагающими, что сословный строй был свойствен только западному феодализму.

Большое значение впоследствии также будет иметь внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути "из варяг в греки", связывавшем византийский мир через Днепр с Балтийским регионом. Великий водный путь "из варяг в греки" связывал Северную и Южную Европу. Он возник в конце IX в. Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками суда достигали бассейна Днепра. Из одной реки в другую корабли перетаскивали по специальным путям - волокам. Попав в Днепр, корабли доходили до Черного моря и дальше, до Византии. Вдоль этого пути возникали такие крупные города, как Новгород, Полтава и Киев. Новгород и Киев контролировали северный и южный участки торгового пути. Это обстоятельство дало основание ряду историков утверждать, что торговля мехом, воском и медом была главным занятием восточных славян.

Вторым торговым путем, также проходившим по территории славян, был волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока. По времени возникновения он был одним из древнейших на территории Восточной Европы.

Религия восточных славян.

В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество - обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Зарождение языческих культов произошло в эпоху верхнего палеолита, около 30 тыс. лет до н.э. Восстановление информации о славянском язычестве затруднено, поскольку не сохранилось практически никаких письменных источников. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами славян были Перун - бог грома, молнии, войны; Сварог - бог огня; Велес - покровитель скотоводства; Мокошь - богиня, оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл - бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос.

В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожаниц, тесно связанный с поклонением предкам. Род вмещал в себя всю Вселенную: небо, землю и подземное обиталище предков. Каждое племя имело своего бога-покровителя и часто даже свой пантеон.

Сохранялись и тотемические представления, связанные с верой в мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или предметом. Кроме того, славяне верили в огромное количество локальных духов.

О языческих жрецах точных данных нет; вероятно, ими были летописные волхвы, боровшиеся в X в. с христианством. Главой культа был вождь, а затем князь. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах - капищах (от старославянского "капь" - изображение, идол), богам приносились жертвы, в т.ч. и человеческие.

У славян так и не появилась мифология, объясняющая происхождение мира и человека, рассказывающая о богах и героях и т.п. К X в. Религиозная система уже не соответствовала уровню общественного развития славян.

Сам термин "язычество" произошел от церковнославянского "языци" - народы, иноземцы. Так называли народы, не принявшие христианство. Впоследствии введение христианства имело большое значение для укрепления феодального государства, благо церковь освящала подчинение православных эксплуататорскому государству. Однако крещение Руси произошло не менее чем через столетие после образования Киевского государства, не говоря уже о более ранних восточнославянских государствах.

Появление государственности у восточных славян.

Различный состав отдельных семей, входивших в территориальные общины, разный уровень их благосостояния, накопленных богатств, захват состоятельными и многочисленными семьями земель и угодий, пока еще пустовавших и никому не принадлежавших,? все это создавало условия для имущественного и социального неравенства внутри сельской общины.

Сведения об общественном и политическом строе восточных славян до IX в. крайне скудны. Западные и восточные источники отмечают уже в IV--VI вв. наличие сильных вождей у восточных славян, напоминающих собой монархов. Известную роль в ходе образования государства играли неразвитые (по сравнению с Востоком или античным миром) рабовладельческие отношения. Форму общественных отношений славян в VII--VIII вв. можно определить как военную демократию. Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения (народное ополчение). древнерусский государственность славянин

Образование государственности у восточных славян совпало, и было обусловлено ими с разложением родоплеменных, кровнородственных отношений. Они сменялись территориальными, политическими и военными связями. К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина.

Племенные союзы в военно-политических целях объединяются в еще более крупные формирования "союзы союзов". Центром одного из них стал Киев. В источниках упоминаются три крупных политических центра, которые могут считаться государственными объединениями: Куяба (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (северная группа, Новгород), Артания (юго-восточная группа, Рязань). В IX в. большая часть славянских племен сливается в территориальный союз, получивший название "Русская земля". Центром объединения был Киев, где правила полулегендарная династия Кия, Дира и Аскольда.

В 882 г. Два крупнейших политических центра древних славян, Киевский и Новгородский, объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство. С конца IX до начала XI вв. это государство включает в себя территории других славянских племен: древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказалось племя полян. Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия.

Накапливая ценности, захватывая земли и угодья, создавая мощную военную дружинную организацию, совершая походы с целью захвата военной добычи, собирая дань, торгуя и занимаясь ростовщичеством, знать восточных славян, превращается в силу, стоящую над обществом и подчинившую себе ранее свободных общинников. Таков был процесс классообразования и формирования ранних форм государственности у восточных славян. Этот процесс постепенно привел к образованию на Руси в конце IX в. раннефеодального государства.

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью, разными историками это событие датируется по-разному, однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.

Теории возникновения государственности.

Норманская теория.

Русский летописец начала XIIв., Нестор, пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись, которую называют " Повесть временных лет", легенду о призвании в качестве князей трех варягов? братьев Рюрика, Синсуса и Трувора. Многие историки считают, что варягами были норманнские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву верности своему правителю. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.

По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. Новгородцы "изгнавши варягов за море", что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями. Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь, Олег (есть сведения, что он был родственник Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882г. Он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил их своей власти. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь).

Легендарный летописный рассказ о варягах послужил основанием для появления так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Байером Г.З., Миллером Г.Ф., Шлецером А.Л., приглашенными для работы в Россию в XVIII в. На рубеже XVIII-XIX вв. Норманнистов поддержали Карамзин Н.М., Соловьев С.М. Сами по себе свидетельства летописного свода не вызывают возражений, но в немецкие историки, работавшие в Российской Академии наук, истолковали их таким образом, чтобы доказать законность господства немецкого дворянства при тогдашнем российском императорском дворе, более того - обосновать неспособность русского народа к созидательной государственной жизни как в прошлом, так и в настоящем, его "хроническую" политическую и культурную отсталость.

Антинорманская теория.

Горячим противником норманнской теории выступал М.В. Ломоносов. Впоследствии к нему присоединились не только многие русские ученые, но и историки других славянских стран. Они считали, что варяги? это не этнос, и не нация, а конгломерат племен; варяги не дали государственности. В 860 году, летом, был подписан договор мира и любви между Русью и Византией, что дало возможность ведения торговли и экономики. К 860 г., в середине IX в., уже сложилась территориальная община феодальной формации. Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как правило, понимают скандинавов, на службе у славянских князей, их участие в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь заметного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а также на язык и культуру. В скандинавских сагах Русь - страна несметных богатств, а служба русским князьям - верный путь приобрести славу и могущество. Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было невелико. Не обнаружено и каких-либо данных о колонизации Руси варягами. Версия об иноземном происхождении той или иной династии типична для древности и Средневековья. Достаточно вспомнить рассказы о призвании англосаксов и создании Английского государства, об основании Рима братьями Ромулом и Ремом и т. П.

В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманской теории, объясняющей возникновение Древнерусского государства как результат иноземной инициативы. Однако ее политический смысл представляет опасность и в наши дни. "Норманисты" исходят из положения о якобы исконной отсталости русского народа, который, по их мнению, не способен к самостоятельному историческому творчеству. Оно возможно, как они полагают, только под иноземным руководством и по иноземным образцам.

Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Государственные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии. По уровню своего развития славяне стояли выше варягов, поэтому позаимствовать опыт государственного строительства у них они не могли. Государство не может организовать один человек (в данном случае Рюрик) или несколько даже самых выдающихся мужей. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества. Кроме того, известно, что русские княжества по разным причинам и в разное время приглашали дружины не только варягов, но и своих степных соседей-печенегов, каракалпаков, торков. Мы не знаем точно, когда и как возникли первые русские княжества, но, во всяком случае, они уже существовали до 862 г., до пресловутого "призвания варягов". (В некоторых германских хрониках уже с 839 г. Русские князья именуются хаканами, т.е. царями). Это означает, что не варяжские военные предводители организовали Древнерусское государство, а уже существовавшее государство дало им соответствующие государственные посты. Кстати, следов варяжского влияния в отечественной истории практически не осталось. Исследователи, например, подсчитали, что на 10 тыс. кв. км территории Руси можно обнаружить лишь 5 скандинавских географических наименований, в то время как в Англии, подвергшейся норманнскому нашествию, это число доходит до 150.

Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени. В исторической литературе вопрос о месте Рюрика в нашей истории остается спорным. Одни историки разделяют мнение, что русская династия скандинавского происхождения, как и само название "Русь" ("русскими" финны называли жителей Северной Швеции). Их оппоненты придерживаются мнения, что легенда о призвании варягов является плодом тенденциозного сочинительства, позднейшей вставкой, вызванной политическими причинами. Существует также точка зрения, что варяги и Рюрик были славянами, происходившими либо с южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района реки Неман. Следует отметить, что термин "Русь" неоднократно встречается применительно к различным объединениям, как на севере, так и на юге восточно-славянского мира.

В Древнерусское Киевское государство вошли кроме славян некоторые соседние финские и балтийские племена. Это государство, таким образом, с самого начала было этнически неоднородным - напротив, многонациональным, полиэтническим, но основу его составляла Древнерусская народность, являющаяся колыбелью трех славянских народов - русских (великороссов), украинцев и белорусов. Она не может быть отождествлена ни с одним из этих народов в отдельности. Однако украинские националистические историки еще в начале XX в. пытались изобразить Древнерусское государство украинским. Эта идея была подхвачена после распада СССР в некоторых украинских националистических кругах с той целью, чтобы поссорить три братских славянских народа, "исторически" обосновать самостийность Украины, ее "историческое превосходство" над Россией, хотя, как известно, Древнерусское государство ни по территории, ни по составу населения с современной Украиной не совпадало. В IX и даже в XII в. еще нельзя говорить о специфически украинской культуре, языке и пр. Все это появилось позже, когда в силу объективных исторических процессов древнерусская народность распалась на три самостоятельные ветви.

Центристская теори я.

Современные историки пытаются преодолеть крайности обеих этих теорий. Они пришли к вот каким выводам:

Норманны сами в то время не имели государственности;

Процесс формирования государства начался до прихода Рюрика; сам факт его приглашения на княжение говорит о том, что эта форма власти была уже известна славянам;

Вопрос о том, является ли Рюрик реальной исторической личностью, не связан с проблемой образования государства; каким бы путем он не пришел к власти (есть версия, что он захватил Новгород силой), он завладел ей в той форме, в какой она существовала у ильменских славян

Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и установив контроль над двумя важнейшими отрезками пути "из варяг в греки", подвел экономическую базу под складывающееся государство.

Особенности образования государства восточных славян.

Среди основных признаков образования древнерусского государства к концу X века выделяют такие как:

1. система сбора дани;

2. территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной;

3. простейший государственный аппарат в лице дружины и наместников князя;

4. династическая (родовая) княжеская власть;

5. религия, усиливающая процесс придания священности княжеской власти.

Суровость климатических условий Восточной Европы, а также оторванность от центров античной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства у восточных славян. Оно формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов, что и позволило ему появиться, произрастая лишь на одной общинной основе. Германские же племена, восприняв достижения римской цивилизации, раньше и быстрее подошли к государственным формам организации общественной жизни.

Одной из особенностей древнерусского государства было то, что с самого своего начала оно было многоэтническим по составу. В дальнейшем это будет способствовать тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.

Заключение

Рассмотрев предпосылки появления государственности у восточных славян, их занятия, религию, теории происхождения древнерусского государства, а также особенности образования государства восточных славян, можно сделать следующие выводы:

Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по столице, Киевской Руси) - закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути "из варяг в греки". Образование государства создавало благоприятные условия для развития ремесел, земледелия, а также внешней торговли.

Возникновение имущественного неравенства, сосредоточение власти и богатства в руках родовых и племенных вождей, формирование преданных вождю военных дружин, переход от кровнородственной общины к территориальной? все это создавало предпосылки для появления государственной власти.

Государство влияло также и на формирование социальной структуры. Так, выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев.

В рамках древнерусского государства происходило складывание единой древнерусской народности - основы трёх восточнославянских народов: великорусского, белорусского и украинского. Древнерусское государство в течение веков после своего возникновения принимало на себя удар от кочевников, тем самым обеспечивая благоприятные условия для развития европейской цивилизации.

Русь стала своеобразным мостом, через который совершался культурный и торговый обмен между Западом и Востоком. Однако межцивилизационное положение Руси во многом влияло на её собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия.

Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытнообщинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточнославянского общества.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Происхождение и расселение восточных славян, их общественный строй, обычаи, нравы и верования. Развитие торговли и появление первых городов. Причины и процесс создания Киевской Руси. Положение белорусских земель в составе Древнерусского государства.

    курсовая работа , добавлен 02.10.2014

    История происхождения и расселения восточных славян. Природные условия и их роль в жизни славян. Общественный строй, развитие торговли и появление первых городов. Обычаи, нравы и верования древних славян. Создание единого государства – Киевская Русь.

    контрольная работа , добавлен 11.01.2011

    Возникновение государственности у восточных славян. Норманская теория происхождения Древнерусского государства. Исторический портрет князей династии Рюриковичей. Защита Руси от кочевников. Непрерывные войны Святослава с Волжской Булгарией и Хазарией.

    контрольная работа , добавлен 28.06.2013

    Племена восточных славян: происхождение, расселение, общественный строй. Образование и развитие Древнерусского государства. Причины смутного времени. Реформы царствования Александра I. Установление советской власти и формирование политической системы.

    шпаргалка , добавлен 11.11.2010

    Восточные славяне в период, предшествовавший образованию государственности. Предпосылки образования древнерусского государства. Принятие Русью христианства. Развитие феодальных отношений, сельского хозяйства, ремесел, городских поселений, торговых связей.

    контрольная работа , добавлен 11.12.2015

    Комплекс социально-экономических и политических предпосылок для образования государства, который сложился к IХ в. у восточных славян. Признаки существования государственности в раннесредневековом обществе. Норманская концепция возникновения государств.

    реферат , добавлен 10.05.2015

    Первые центры государственности у восточных славян. Происхождение слова "Русь". Норманнская, антинорманнская, умеренно-норманнская теории возникновения государства у восточных славян. Государство Русь на Днепре. Образование новгородского государства.

    контрольная работа , добавлен 21.10.2014

    Формирование и развитие государственности на Руси. Историография Древнерусского государства. Изучение первых летописных известий о призвании варягов, описание общественного строя и быта древних славян, основных причин образования Киевского государства.

    реферат , добавлен 16.02.2015

    Происхождение и расселение славян. Формирование основ государственности. Занятия восточных славян, их организация, быт и нравы. Образование Древнерусского государства. Противоречивые взгляды историков о Норманской теории возникновения Киевской Руси.

    реферат , добавлен 02.06.2012

    Формирование государственности у восточных славян, а также основные факторы, повлиявшие на данный процесс. От племенных союзов к Древнерусскому государству, этапы и направления данного пути. Взаимоотношения Руси и Византии, крещение государства.

КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ (НОУ ВПО)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Отечественная история

Тема: «Возникновение государственности у славян»

Введение.

Славяне - крупнейшая в Европе группа родственных наро­дов, объединенных близостью языков и общностью проис­хождения. Возникновение государственности у славян, всегда остается самым интересным и до конца не раскрытым вопросом. Русские историки уже не раз обращали внимание на неоднозначное понимание летописцами XII-XIII веков событий, связанных с возникновением государственности у восточных славян. Современное понимание этого вопроса также неоднозначно. Основным источником исторических данных являлась летопись «Повесть Временных лет», написанная летописцем – Нестором и основанная на былинах и преданиях, ее трактовки различаются в устах разных историографов. Многочисленные археологические исследования, древние летописи, сказания, и другие сохранившиеся произведения позволяют предполагать более вероятные ходы развития событий.

Вопросы зарождения государственности у Восточных славян в IХ-XIII веках остаются актуальными. Именно события этого времени положили основу дальнейшему пути, по которому развивалось Российское государство. В данной работе представлены мнения наиболее известных последователей и противников каждой теории. Однако однозначных сведений по этому вопросу до сих пор не получено, поэтому описание многих исторических периодов строится на основе предположений о возможном ходе развития событий.

Цель данной работы: описать особенности возникновения древнерусского государства. Изучая историю Руси во времена появления первых признаков государственности, нужно более углубленно изучить происхождение славянских племён, их быт, занятия, основные этапы складывания древнерусского государства

Я выбрала эту тему потому, что, именно сейчас в современном мире мы очень часто сталкиваемся с вопросами о государственности. Перемены, затронувшие в последнее десятилетие все стороны жизни народов России, Украины и Беларуси, потребовали от специалистов-историков более пристального внимания к проблемам восточного славянства. И вообще не зная как, появилось наше государство, нельзя рассуждать о том, как оно будет развиваться дальше.

Государственность у восточных славян периода формирования феодализма была весьма примитивной, однако она создала фундамент для возникновения позднее Древнерусского государства.

I. Восточные славяне. Занятия восточных славян.

Образование древнерусского государства, рождение первого феодального государства было не однократным событием, а процессом длительным. Развитие славянского общества растянулось на много веков.

Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной Европы. По языку они относятся к индоевропейской группе народов, которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии.

Предков славян, которые населяли бассейны рек Одры, Вислы и Днепра, принято называть праславянами. В то время территория расселения славян была гораздо меньше, чем теперь. Только с начала нашей эры предки славян заняли территорию от Эльбы на севере до Балтийского моря на западе и до Сейма и Оки на востоке. А на юге их границей стала широкая полоса лесостепи, проходившая на восток в направлении современного Харькова.

В VI веке н.э. из единой славянской общности выделяется восточнославянская ветвь (будущие русские, украинцы, белорусы). Примерно в это же время возникают крупные союзы славянских племен – поляне, кривичи, древляне, угличи, северяне, радимичи и другие. Такой племенной союз включал в себя от ста до двухсот племен и представлял мощную военную силу.

Следует отметить неравномерность развития хозяйства у отдельных восточнославянских объединений. Благодаря интенсивным торговым связям наиболее высоким уровнем развития отличались поляне. Именно их территория стала называться Русью. Историки считают, что это наименование связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне.

Соседями восточных славян на западе были прибалтийские народы, западные славяне, на юге ­– печенеги и хазары, на востоке – волжские болгары и многочисленные угро-финские племена.

Основным занятием у восточных славян являлись земледелие, оседлое скотоводство, охота, рыболовство, бортничество (сбор меда). Из сельскохозяйственных культур возделывали пшеницу, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиху, коноплю. Распространено было подсечное (подсечно-огневое) земледелие. На освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания землях выращивали 2-3 года сельскохозяйственные культуры, используя естественное плодородие почв, усиленное золой. После истощения участок бросали и готовили новый. В степных районах применялось переложное земледелие, когда сжигали полевые травы. С VIIIв в южных районах распространяется полевое пашенное земледелие, основанное на использовании плуга с железным лемехом, тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся до начала XXв. Для сбора урожая использовали серп. К IX в. пашенное земледелие становится господствующей отраслью хозяйства.

II. Развитие ремесла, появление городов, развитие торговли.

Развитие ремесла, его отделение от других видов хозяйственной деятельности было ведущим стимулом распада родовых отношений. Из сельской общины, где ремесло зародилось и отделилось от земледелия, оно начинает сосредотачиваться в городах. Город− это явление не характерное для первобытнообщинного строя. Города появляются лишь в условиях классового и феодального общества, возникали при слиянии двух рек или вокруг господствовавшей над местностью возвышенности. На рубеже VIII−IX вв. впервые появляются специалисты в отдельных видах ремесла – кузнецы, литейщики, ювелиры, гончары. Города, из военных укреплений постепенно превращались в центры ремесел и торговли. В Древнерусском государстве существовали большие и многочисленные города. Уже в IX - Х вв. их было не менее 25. В следующем веке прибавилось еще свыше 60 городов, а к моменту монголо-татарского нашествия на Руси было около 300 городов. Среди городского населения выделялись купцы, бывшие привилегированной категорией людей. Это особенно относится к гостям, ведшим иностранную торговлю. В Киеве, Новгороде и других городах жили также искусные ремесленники, возводившие великолепные храмы и дворцы для знати, изготовлявшие оружие, украшения и т. П. Города были центрами культуры. Древнерусская деревня долгое время была неграмотной. Но в городах грамотность была распространена широко, причем не только среди купцов, но и среди ремесленников. Об этом свидетельствуют как многочисленные берестяные грамоты, так и авторские надписи на бытовых предметах.

Исходя из всего этого, видно, что в Древнерусском государстве уже складываются сословия, то есть большие группы людей, объединенных единством правового статуса. Поэтому вряд ли можно согласиться с некоторыми отечественными и зарубежными авторами, полагающими, что сословный строй был свойствен только западному феодализму.

Большое значение впоследствии также будет иметь внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути «из варяг в греки», связывавшем византийский мир через Днепр с Балтийским регионом. Великий водный путь «из варяг в греки» связывал Северную и Южную Европу. Он возник в конце IX в. Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками суда достигали бассейна Днепра. Из одной реки в другую корабли перетаскивали по специальным путям – волокам. Попав в Днепр, корабли доходили до Черного моря и дальше, до Византии. Вдоль этого пути возникали такие крупные города, как Новгород, Полтава и Киев. Новгород и Киев контролировали северный и южный участки торгового пути. Это обстоятельство дало основание ряду историков утверждать, что торговля мехом, воском и медом была главным занятием восточных славян.

Вторым торговым путем, также проходившим по территории славян, был волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока. По времени возникновения он был одним из древнейших на территории Восточной Европы.

III. Религия восточных славян.

В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество – обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Зарождение языческих культов произошло в эпоху верхнего палеолита, около 30 тыс лет до н.э. Восстановление информации о славянском язычестве затруднено, поскольку не сохранилось практически никаких письменных источников. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами славян были Перун - бог грома, молнии, войны; Сварог - бог огня; Велес - покровитель скотоводства; Мокошь - богиня, оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл - бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос.

На территории Восточной Европы издавна обитали различные славянские племена. Об этом имеются многочисленные свидетель­ства греческих, римских, арабских ученых. Славяне описаны под именем венедов у римских историков Тацита и Плиния Старшего. В VI в. н.э. о «винидах» упоминал автор «Истории готов» Иордан. Византийский историк VI в. Прокопий указывал на племена ан- тов и склавинов, занимавших огромные пространства в бассейне Дона. Свидетельства хронистов позволяют полагать, что славяне являются автохтонами (коренными жителями) Восточной Европы. К середине I тыс. н.э. происходит масштабное расселение славян на огромных территориях между Эльбой на западе, оз. Ильмень на севере, причерноморскими степями на юге и Волгой на восто­ке, повлекшее деление славян на восточных, западных и южных. Название одного из восточнославянских племен - рус (рос, рось), встречается с IV в. Основным ареалом проживания русов являлась лесостепь среднего Поднепровья. Примерно на рубеже V-VI вв. в Поднепровье сложился союз племенных групп руси и полян, за которым закрепилось название «Русь». С IX в. это название преоб­ладает в обозначении восточных славян. Его происхождение нау­кой точно не выяснено.

В «Повести временных лет» упоминаются крупные славянские «княжения» - поляне, древляне, дреговичи, ильменские славяне, кривичи, полочане, северяне, родимичи, вятичи и др. Это были большие племенные союзы, возглавляемые вождями (сохранились их имена - Бож, Добригаст, Межимир). Большинство ученых от­носит складывание государственного устройства у восточных сла­вян к VI-VIII вв. Всего, по источникам, было 14 племенных сою­зов, каждый из которых насчитывал до 10 племен. Достоверных научных данных об их политическом и социальном устройстве нет. Племенные союзы VI-VII вв. являлись протогосударственными образованиями. Уже к VIII в. сложилось три центра формировав­шейся восточнославянской государственности - Куявия (южная часть племен, объединившаяся вокруг города Киева), Славия (как итог консолидации северных славянских племен вокруг Новго­рода) и Артания (предположительно на Таманском п-ве). Посте­пенно остались два влиятельных центра восточнославянской го­сударственности - на юге Киев, на севере Новгород.

Зарождение государственности у восточных славян связано с Древнерусским государством (К-ХИ вв.). Оно сформировалось в результате длительного экономического и социально-политиче­ского развития восточнославянских народов. Процесс их консоли­дации завершился во второй половине IX в. объединением Киева и Новгорода. По летописи, объединение восточнославянских пле­мен, обитавших к югу от Новгорода, начал князь Олег, родственник Рюрика. В 882 г. он с новгородской дружиной захватил Киев, став­ший столицей. Объединение вокруг сильного центра способство­вало экономическому подъему славянских земель и их успешной борьбе с врагами (варягами, печенегами, хазарами и др.), началу оформления центральной власти. Примечательно, что в договорах с Византией 911 г. и 944 г. еще есть упоминание о подвластных Киеву князьях (Полоцких, Смоленских и др.), то договор 971 г. подписал уже один киевский князь Святослав. На конкретное вре­мя появления Киевской Руси в науке существует две точки зрения. По одной (С. В. Юшков, Б. Н. Рыбаков), о Древнерусском госу­дарстве можно говорить начиная с IX в. По другой (И. Я. Фроянов и др.), до конца Х в. Киевская Русь представляла собой не госу­дарство, а племенной союз.

Причины образования древнерусского государства в целом идентичны подобным причинам в странах Европы - это имущест­венная и социальная дифференциация общества, закрепление не­равенства и формирование классов. Непосредственными причи­нами объединения послужили: экономические (развитие ремесел, торговли, необходимость объединения экономического потенциа­ла); внешнеполитические (враждебное окружение); социально- классовые (потребность феодалов в объединении усилий для за­крепления своей власти); этническая и религиозная близость, иг­равшая в раннем средневековье огромную роль (единство языка, культуры, обычаев, языческих божеств и др.). Консолидирующим фактором стало принятие в 988 г. христианства по византийскому (православному) обряду. Великим князьям импонировала хрис­тианская доктрина, которая рассматривала монарха как олицет­ворение божественного выбора.

Но уже с середины ХГ в. проявились тенденции к распаду Киев­ской Руси. Они явились следствием политического укрепления ре­гиональных центров и слабых связей между ними, успехов местной экономики, ослабления внешней угрозы, усобиц местных князей. Правда, в конце ХГ в. угроза половцев заставила русских князей сплотиться, что приостановило распад государства. Следует также учитывать, что держава Рюриковичей была в силу геополитиче­ского положения малоустойчива и существовала в сложнейших условиях противостояния между Востоком и Западом. После смер­ти Ярослава Мудрого возникает специфический (хотя подобные органы были и в других странах) орган коллективного управ­ления - княжеские съезды (в источниках - сеймы, снемы). В их компетенцию входили вопросы спорного наследства и границ, объявление войны и заключение мира, союзы, законодательство. Первый съезд прошел в 1054 г. Наиболее дальновидные князья ста­рались сохранить единство Руси.

Однако съезд в Любече в 1097 г. фактически закрепил распад единого государства на уделы. На нем для предотвращения усобиц князья поклялись не посягать на чу­жие уделы («къжъдо да держить отьчину свою»). Известны съезды в 1100 г. в Уветичах, рассмотревший спорные вопросы землевла­дения, Долобский 1103 г., посвященный действиям против полов­цев и др. На съездах в 1100 г. и 1103 г. Владимиру Мономаху удалось на время объединить князей для отпора половцам. Решения съез­дов носили рекомендательный характер и не были обязательны для князей. Тем не менее, весь домонгольский период истории Руси съезды координировали управление русскими землями, взаимоот­ношения между князьями и совместную оборону. Окончательно Древнерусское государство распалось после переноса великокня­жеского стола во Владимир и разорения князем Андреем Боголюб- ским в 1169 г. Киева. В ХГГ в. на территории Древнерусского госу­дарства насчитывалось 15 отдельных земель-княжеств: Киевское, Переяславское, Полоцкое, Турово-Пинское и др. Каждое из них в свою очередь дробилось на уделы (обычно по числу сыновей князя-правителя). В начале ХГГГ в. на Руси насчитывалось уже свыше 50 княжеств, а в ХГУ в. - около 250.

Норманнская теория. В российской историографии около трех веков существует так называемая норманнская теория возникно­вения Древнерусского государства. По сведениям «Повести вре­менных лет», племена чудь, славяне, кривичи и весь, будучи не в состоянии справиться с усобицами, в 862 г. призвали варягов во главе с Рюриком. Осевший в Новгороде Рюрик и его соратники Трувор в Изборске и Синеус в Белоозере, положили начало рус­ской государственности и правящей династии. Данный факт мно­гие дореволюционные исследователи считали отправным пунктом в истории российской государственности. В XVIII в. немецкие историки Иоганн Байер и Герард Миллер, приглашенные в Рос­сийскую Академию наук, данную версию признали самой прав­доподобной и заявили, что Российское государство и даже его название - скандинавского происхождения. Теория эта получила как сторонников, так и противников. Сами выводы были расце­нены в России как идеологическое обоснование неспособности русских к самостоятельному развитию государственности и их политической и культурной отсталости. Причины ожесточенного отношения в России середины XVIII в. ко всему иностранному, и тем более к «варяжской» теории, становятся предельно понят­ны, если учесть специфику государственно-политического раз­вития Российской империи в 1730-1741 гг. Во время правления Анны Иоанновны и ее фаворита герцога Курляндского Бирона произошла фактическая узурпация власти немецким элементом. Страной управляли немецко-прибалтийские выходцы - Миних, Корф, Ливен, Бреверн, Браун, Бисмарк и др. Русская аристокра­тическая верхушка была отстранена от власти, а частично (князь А. Д. Меньшиков, клан князей Долгоруких, министр А. П. Волын­ский и др.) была уничтожена. В своих записках князь П. В. Долго­рукий писал: «Трудно себе представить пренебрежение, с которым немцы относились к русским в царствование Анны Иоанновны». Критика «варяжской теории» была поручена императрицей Ели­заветой Петровной, занявшей трон на «волне» борьбы с немец­ким засильем, М. В. Ломоносову. По аргументам видно, что спор с обоих сторон велся некорректно. Антинорманисты указывали, что восточные славяне в IX в. были на более высоком уровне со­циального и политического развития, чем варяги. Другой аргу­мент - один или несколько человек не могут создать государство. Утверждалось, что Рюрик являлся выходцем из Пруссии, а Прус­сия, это искаженное «По-руссия», а руссы-пруссы - славяне. Борьба норманистов и антинорманистов постепенно перешла из научной в идеологическую сферу. Несомненны факты - в осно­ве летописи лежал исторический факт появления и вокняжения в Новгороде скандинава, пришедшего с дружиной, несомненно присутствие на Руси значительного количества варягов, как рядо­вых воинов-наемников, так и высокопоставленных лиц при дво­ре князя. В договоре князя Олега с Византией 911 г. перечислены имена его соратников - дипломатов скандинавского происхожде­ния - Гуды, Фарлаф, Инегельд, Веремуд, Рулав, Руалд, Карн и др. Следует отметить, что в конце XVIII - начале XX вв. версия о ва­рягах как государствообразующем элементе в русской истории не вызывала возражений у Н. М. Карамзина, М. П. Погодина, С. М. Соловьева, П. Шафарика и В. О. Ключевского. Нужно учи­тывать, что варяги в VIII-X вв. являлись грозной силой, с кото­рой считалась вся Европа. Воинствующий антинорманизм стал характерен для науки в советские времена и был обусловлен ря­дом далеких от науки идеологических догм. Наиболее оптималь­ным является, при разумном объединении доводов сторон в этом бесплодном споре, вывод, что вызревшие в середине IX в. пред­посылки формирования государственности у восточных славян были претворены в жизнь самими славянами при прямом и не­посредственном участии варяжского князя Рюрика и его дружи­ны. Еще накануне «варяжского переворота», по словам видного исследователя И. Я. Фроянова, славяне создали свою государс­твенность и ее основные институты. Варяги сыграли роль свое­образной «скрепы» государства, цементирующей силы в русском обществе и были затем полностью ассимилированы.

Еще по теме Возникновение государства у восточных славян:

  1. 2.3.СТРАНЫ ВОСТОЧНОГО БЛОКА И ИХ НЕВНИМАНИЕ К РАЗВИВАЮЩИМСЯ ГОСУДАРСТВАМ
  2. 75. ГОСУДАРСТВА ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
  3. ЛЕКЦИЯ 3. Возникновение права и возникновение государства
  4. ГЛАВА 6 РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ГОСУДАРСТВАХ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
  5. Возникновение государства и права развитие государства вследствие необходимости оказывать организованный отпор
  6. § 1. История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки. § 2. Предмет и методология теории государства и права. § 3. Место теории государства и права в системе юридических наук. § 4. Теория государства и права как учебная дисциплина.

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права -

История как наука, предмет, цели и принципы её изучения.

Содержанием истории как науки является исторический процесс. Он раскрывается в явлениях человеческой жизни, которые касаются жизни народов и государств, деятельности отдельных лиц, международных отношений.
Предметом курса отечественной истории является российский исторический процесс от древности до современности.
В деле возрождения Отечества наряду с экономическими факторами важную роль играет интеллектуальный потенциал общества, А это в некоторой степени зависит от высшей школы, от места и значения в ней гуманитарных наук. В процессе изучения истории у человека формируется историческое сознание, в содержание которого входит ряд элементов:
1. Знание фактов истории;
2. Способность рассматривать реальную действительность во всех трех временных измерениях: в прошлом настоящем, будущем;
3. Обобщенный исторический опыт и вытекающие из него уроки истории;
4. Социальное прогнозирование на основе изучения общественных процессов.
При формировании исторического сознания важную роль играет знание и учет принципов изучения истории:
1. Принцип объективности означает рассмотрение каждого исторического явления в его многогранности и противоречивости, изучение всех фактов в их совокупности и соответствии исторической реальности, во всей полноте исторической правды. История не может быть "плохой" или "хорошей".
2. Принцип историзма означает рассмотрение исторических фактов и событий в связи с конкретно-исторической обстановкой.
Таким образом, задача курса истории Отечества - это формирование исторического сознания, которое позволяет получать соответствующие знания, приобретать широкий взгляд на историческую перспективу, вырабатывать самостоятельную позицию в оценке и понимании современных процессов. В. О. Ключевский писал: "... каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином".

Происхождение славян. Возникновение государственности у восточных славян.

Предки славян – праславяне - принадлежали к индоевропейской семье народов, населявших обширные территории Европейского материка, протянувшиеся от Европы до Индии, в IV-III тысячелетиях до нашей эры.

Во второй половине I тысячелетия до нашей эры древние славяне заселили земли от Эльбы и Одера на Западе до Верхнего Приднепровья и Среднего Поднепровья на Востоке. В период совместного проживания славянские племена говорили на одном праславянском языке. Однако по мере расселения они стали всё больше отдаляться друг от друга, что особенно проявлялось в языке и культуре.

Несколько позже славянская семья разделилась на три ветви, послужившие основой для трёх современных наций – западных славян (поляки, чехи, словаки), южных славян (болгары, хорваты, сербы, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы), восточных славян (русские, белорусы, украинцы).

Расселение восточных славян в древности

В VI-IX веках восточные славяне заселили территорию, протянувшуюся с востока на запад от верховьев Дона и Средней Оки до Карпат и с юга на север от Среднего Поднепровья до Невы и Ладожского озера. Основным занятием восточнославянских племён было земледелие.

В процессе расселения славянских племён по Восточно-Европейской равнине у них происходит постепенное разложение первобытнообщинного строя. Как говорится в «Повести временных лет», отдельные племена объединялись вокруг одного наиболее сильного племени в племенные союзы или княжения. В летописях упоминается более десятка подобных объединений и мест их расселения. Восточно-племенные союзы возглавлялись князьями из племенной знати. Особо важные для племени решения принимались на общих собраниях – вечевых сходах.

Наиболее влиятельным, по мнению историков, было объединение полян, населявших территорию среднего течения Днепра. Земля полян согласно древним летописям носила название «Русь». Её и принято считать ядром древнерусского государства.

Процесс собирания славянских земель в единое целое происходил с севера на юг вокруг двух центров: на северо-западе – Новгород, на юге - Киев. В итоге сформировалась Новгородско-Киевская Русь. Условно датой этого объединения принято считать вокняжение Олега - 882 г. Двоецентрие фактически сохранялось и в дальнейшем, несмотря на то, что столицей был назван Киев. считаются предками современных чувашей, частично татар, марийцев, удмуртов.

Существуют три основные версии происхождения Древнерусского государства:
1. Норманнская теория
2. Антинорманизм (славянская теория)
3. Неонорманская теория
Если верить летописцам начала XII в., то в 862 г князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало княжеской династии. Легенда о призвании варяжских князей послужила основанием для создания норманнской теории.
М.В. Ломоносов отрицал варяжское происхождение слова «Русь», связывая это слово с рекой Рось на юге славянской территории. «Южная» гипотеза происхождения названия «Русь», тезис о внутреннем развитии древнерусского государства способствовало формированию антинорманской теории. Также существуют еще несколько предположений названия «Русь»: от слова «русый»- светловолосый, от слова «руссо»- красный.
На протяжении первой половины XX века формировалась неонорманская теория, сущность которой состоит в том, что государство нельзя навязать извне, это сугубо внутренний процесс любого общества. Славяне находились на той стадии развития, когда у них должно было возникнуть государство, ну а если летопись сообщает о варягах, то, по всей видимости, они были и способствовали ускорению возникновения государства у восточных славян.
Причины образования Древнерусского государства:
1. Распад родовой общины, её имущественное расслоение, появление соседской общины;
2. Приток населения в земли Северо-Восточной Руси;
3. Образование племенных союзов.
Этапы формирования государственности.
Сначала возникают племенные союзы. Русские летописи называют два – северный и южный: Южный – с центром в Киеве, Северный – с центром в Новгороде.
В 882 г князь Олег совершает поход на Киев, убивает киевских князей Аскольда и Дира и провозглашает Киев матерью русских городов. Таким образом, завершается процесс образования единого Древнерусского государства. Киевские князья стремились захватить окружающие славянские и неславянские земли. Расширению государства способствовали войны против хазар, Волжской и Дунайской Болгарии. Поднимали авторитет Древнерусского государства и походы на Византию. Древнерусское государство было раннефеодальным, в нем господствовала государственная собственность, а собственность феодалов лишь формировалась. Поэтому эксплуатация населения осуществлялась государством главным образом в виде дани (полюдья). Тенденция к укреплению государства наблюдалась до середины XI в., но уже при Ярославе Мудром к началу XII в. нарастал процесс феодальной раздробленности, через который прошли все государства.

3. Общественно-политическое устройство древнерусского государства.

Киевская Русь была государством раннефеодального типа, так как процесс образования классов еще не завершился, феодальное землевладение только возникало, основная масса смердов была еще свободна. В то же время уже формируется боярское землевладение, общинные земли захватываются князьями и боярами, дарятся и раздаются вместе с самими общинниками, которые должны платить оброк хозяину-феодалу.

Форма правления в Киевской Руси - типичная раннефеодальная монархия. Во главе стоял монарх - киевский великий князь, который опирался на дружину и совет старейшин. Он являлся старшим (сюзереном) по отношению к местным князям.

На местах (в других городах) власть великого князя Киева осуществляли его наместники и волостели (в сельской местности).

Признаки раннефеодальной монархии:

Переход законодательно не закрепленной власти в порядке наследования;

Отсутствие юридической ответственности правителя;

Отсутствие институтов власти;

Отсутствие регламентации деятельности совета при князе;

Вече не было постоянным представительным органом;

Ограничение власти постоянно действующим городским собранием.

Политическое устройство Киевского княжества было неустойчиво. Составленное из многих племенных и городских округов это княжество не могло сложиться в единое государство и в XI в. распалось. Поэтому точнее всего будет определить Киевскую Русь как совокупность многих княжений, объединенных одной династией, единством религии, племени, языка и народного самосознания, которую нельзя отнести ни к унитарным, ни к федеративным государственным устройствам. Постепенно в XI- XII вв. отношения Киева с удельными княжествами и князей с боярами оформились в систему, которая получила название дворцово-вотчинной. Класс людей делится на горожан (купцы, ремесленники) и сельчан, из которых свободные назывались смердами, а зависимые - закупами.

Церковное общество имело свою иерархию (священство, монашество, церковнослужители).

Политический режим на Руси отсутствовал в силу неразвитости общества.

Судебных органов как особых учреждений не существовало. Вооруженные силы складывались из дружины великого князя, феодального ополчения (военных отрядов и пр.).

Сведения о прославянах (предках славян) упоминаются в археологических источниках на протяжении двух тысячелетий. Со временем они создали почву для образования трех ветвей славянства – западных, южных и восточных славян.

Сведения об общественном и политическом строе восточных славян до IX в. крайне скудны. Западные и восточные источники отмечают уже в IV-VI вв. наличие сильных вождей у восточных славян, напоминающих собой монархов. Также отмечается единство законов, т. е. определенного правопорядка. Источники VII в. говорят о существовании трех восточнославянских объединений: Куявии – в районе Киевской земли, Славии – в районе озера Ильмень, Артании – либо Тмутаракань на Таманском полуострове, либо местность в бассейне Волги. Государственность у восточных славян периода формирования феодализма была весьма примитивной, однако она создала фундамент для возникновения позднее Древнерусского государства.

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью, разными историками это событие датируется по-разному, однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в. В германских хрониках с 839 г. упоминаются русские князья – хаканами.

Согласно «Повести временных лет» в 862 г. в Новгород был призван на княжение Рюрик с братьями. С этой даты традиция начинает отсчет русской государственности. Варяжские князья пришли на Русь и сели на престолы: Рюрик – в Новгороде, Трувор – в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус – в Белоозере. Через некоторое время Рюрик объединил земли братьев под своей властью.

В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли. С этого времени восточнославянские земли объединяются в огромное по тем временам государство.

Теории происхождения Древнерусского государства.

Норманнская – государство организовали варяги, призванные на княжение – Рюрик, Синеус и Трувор. Основа теории – «Повесть временных лет» Нестора, где упоминается призвание в Новгород на княжение Рюрика и его братьев. Такое решение было якобы вызвано тем, что славяне перессорились между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Варяги и установили на Руси государственный строй.

Антинорманнская – Древнерусское государство образовалось под влиянием объективных причин. Ряд других источников говорит о том, что государственность у восточных славян существовала еще до варягов. Норманны в тот исторический период находились на более низком уровне экономического и политического развития, чем славяне. Кроме того, государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей, это есть результат сложного и долгого развития социальной структуры общества.


Close