Дидактическая игра «Кто где живёт?»

(3- 4 года)

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Дидактические задачи:

Материал:

Ход игры:

Дидактическая игра «Накорми животное»

(3 – 4 года)

Цель: Закрепление форм дательного падежа; активизация словаря.

Оборудование: карточка с изображением животных и едой, фломастер.

Ход игры:

Взрослый: выберите для каждого животного его любимое лакомство. Как вы думаете, кому какая еда нужна?

ВАЖНО: обращать внимание детей на изменения в окончаниях слов.

Кошке – рыба, рыбу – кошке и т. д..

Дидактическая игра «Животное и их детеныши»

(3 – 4года)

Задачи: развивать зрительное внимание, зрительную память, закреплять названия животных, детенышей; расширение словарного запаса.

Материал: картинки с изображение животных и их детенышей.

Ход игры: картинки с изображение животных и их детенышей. Затем воспитатель одну картинку убирает. Дети должны догадаться, какой детеныш потерялся?

Дидактическая игра «Кто что ест?» («Кто чем питается?)

(3-5 лет)

Дидактические задачи: закрепить знания по темам "Дикие и домашние животные", создать условия для активизации словаря ребенка по данным темам, развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных, развитие мелкой моторики рук.

Материал: Вырезанные из картона изображения животных (мордочки), приклеенные на прищепки, картонный круг с изображением еды животных (разделены по секторам) с одной стороны и названия животных с другой стороны.

Ход игры:

Младший возраст. Воспитатель раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем предлагает детям покормить животных. Дети поочерёдно находят, то что кушают животные и прищепками соединяют.

Средний возраст. Дети ежедневно самостоятельно ищут кто что ест и проговаривают слова. Дети читают слово на секторах круга и находят соответствующих животных, соединяют их прищепками.

Дидактическая игра "Кто кем был или что чем было"

(4 – 5 лет)

Цель: активизация словаря и расширение знаний об окружающем

Материал: мяч.

Ход игры:

Кем или чем раньше был:

· цыплёнок (яйцом),

· лошадь (жеребёнком),

· лягушка (головастиком),

· бабочка (гусеницей),

· ботинки (кожей),

· рубашка (тканью),

· рыба (икринкой),

· шкаф (доской),

· хлеб (мукой),

· велосипед (железом),

· свитер (шерстью) и т.д.?

Дидактическая игра «У кого хвост длиннее?»

(4- 5 лет)

Задачи: Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», "длиннее".

Ход игры:

Звери спорят, у кого длиннее хвост. Винни – Пух предлагает детям помочь зверям. Дети сравнивают длину хвостов у зверей.

Дидактическая игра «У зайки день рождения»

(4 – 5 лет)

Задачи: научить детей использовать в речи простые распространенные предложения с приложением в дательном или родительном падеже. научить правильно строить предложения; расширять словарный запас слов; развивать умение логически мыслить, выражать связно свои мысли, наблюдательность, развивать мелкую моторику рук детей.

Материал: рисунки с изображением животных (еж, лось, белка, заяц, медведь, лиса) и лакомства (грибы, яблоко, сено, мед, капуста, морковь, орехи, рыба).

Ход игры: Сегодня у зайки день рождения. Он пригласил к себе в гости лесных зверей и хочет угостить их. Догадайтесь, кому он приготовил сено, капусту, морковь, грибы, яблоко. Для кого еж приготовил мед, орехи, рыбу?

Дидактическая игра «Чьи? Чей? Чья? Чьё?»

( 5-7лет)

Цели : формировать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных от существительных).

Материал: карточки.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением животных севера и просит назвать признаки животных.

Например:

У медведя уши (чьи? какие?) медвежьи, хвост (чей? какой?) медвежий.

У тюленя голова (чья? какая?) ... У песца лапы (чьи? какие?) ... У моржа

бивни (чьи? какие?) ... У оленя рога (чьи? какие?) ... У пингвина клюв (чей? какой?)

Дидактическая игра

«Придумай предложение»

(5 – 7 лет)

Цель: научить детей составлять распространение предложение.

Материал: карточки

Ход игры:

Воспитатель раздает карточки со славами действиями по картинкам дети составляют предложения, используя слово действия, дополняя предложение словами признаками (какой, какая, какие).

Дидактическая игра «Говори наоборот»

( 5-7лет)

Цель: развитие мышление, активизация словарного запаса, учить согласовывать прилагательные с существительными.

Материал: карточки.

Описание игры: подобрать пары по всем карточкам, противоположные по значению, дополняя какой, какая.

Веселый – грустный, и т.д..

Дидактическая игра «Чей хвост? Чья голова?»

(5 -7 лет)

Задачи

Обогатить словарный запас по теме «Дикие животные», создать условия для активизации словаря ребенка по данной теме, научить детей правильно образовывать притяжательные прилагательные, развивать способность анализировать.

Ход игры:

Для игры понадобятся картинки с животными, у которых нет хвостов, головы. Предложить детям рассмотреть животных и ответить на вопрос: «Чего не хватает?» Отдельно лежат картинки с хвостами (головами). Предложить детям подобрать соответствующий хвост, голову для животного. Дети находят хозяина хвоста, головы и приклеивают его на место. Нужно правильно ответить на вопрос: - чей хвост? (лисий, волчий, и т. д).

Дидактическая игра «Какой сок»

Задачи: формирование лексико – грамматических категорий; образование прилагательных от существительных; согласование прилагательных с существительными; обогащение и активизация словаря.

Материал: карточки.

Ход игры:

Ребёнок внимательно рассматривает картинку и называет, из чего сделан сок. Например: сок из яблока. Далее образовывает прилагательное от слова «яблоко», согласовывая его при этом со словом «сок». Сок, какой? Яблочный сок.

Также можно провести беседу: «Какой сок ты любишь больше всего?

Из какого (-их) фрукта (-ов) или овоща (-ей) он сделан?»

Дидактическая игра «Что перепутал художник?»

Задачи: Обогатить и закрепить словарный запас, развить внимание и логическое мышление, связную речь, творческие способности, воображение, сообразительность, чувство юмора.

Материал: карточки.

Ход игры : определить, что на картинке изображено неправильно, обосновать свой выбор

Воспитатель. Однажды злой волшебник перепутал названия улиц города – взял, да и сменил таблички. Жители города проснулись утром и увидели, что вместо названий улиц – рисунки. Жители вышли из дома и не смогли найти улицу, на которой находится их работа. Парикмахер Оля работала на улице Вишневой. Врач Зина работала на улице Сиреневой. Милиционер Коля – на улице Театральной. Медвежата искали улицу Лесную, зайчата – улицу Морковную, утята – улицу Речную. Помогите жителям найти свои улицы и добраться до места работы.

Дети отыскивают нужную улицу на игровом поле (плане города) при помощи вырезанных из картона табличек с названиями улиц (Вишневая улица – табличка «Вишня», Сиреневая улица – табличка «Сирень», Театральная улица – табличка «Театр», Лесная улица – табличка «Лес», Морковная улица – табличка «Морковь», Речная улица – табличка «Река»).

Дети расставляют на нужные улицы соответствующие таблички: Вишневую улицу определяют на плане по растущим на ней вишням; Сиреневую – по кустам цветущей сирени; Театральную – по зданию театра; Лесную – по посадкам леса; Морковную – по грядкам с морковью; Речную – по протекающей рядом реке.

Определив улицы и разложив на них таблички, дети берут фигурки зверей и кукол и расставляют их на соответствующих улицах: куклу Олю ставят на Вишневую улицу; куклу Зину – на Сиреневую; милиционера Колю – на Театральную; медвежат – на Лесную; зайчат – на Морковную; утят – на Речную.

Затем воспитатель может провести игру-инсценировку.

Игра «Давайте знакомиться».

1-й ребенок .

В новом доме мы живем,
У аптеки, за углом.

2-й ребенок .

Дом на улице Отважной,
Блочный дом, многоэтажный.

3-й ребенок .

Сто квартир в нем или двести,
Светят лампочки в подъезде.

4-й ребенок .

Новоселы приезжают,
Новоселье отмечают.

5-й ребенок .

Познакомиться хотим,
В двери целый день звоним:

6-й ребенок .

Мы – соседи, в гости ждем
Всей семьею, вчетвером!

7-й ребенок . Я – Иван.

8-й ребенок . А я – Сергей.

9-й ребенок . Я – Кузьма.

10-й ребенок . А я – Андрей.

11-й ребенок .

Приходите в гости к нам,
Будем рады мы гостям!

Воспитатель может провести дидактическую игру «Что нужно для ремонта?», в которой предлагает детям помочь Незнайке выбрать все, что нужно для ремонта квартиры – отобрать картинки с изображением необходимых предметов (обои, клей, краски, доски).

Затем можно пойти на экскурсию в район новостроек, в магазин мебели, в магазин, где продают обои (или попросить родителей сводить детей в подобные места). На экскурсии понаблюдать за работой крана, за состоянием стройки и порассуждать о том, что уже построено, что надо достраивать, что в результате может получиться, для кого строится объект. В мебельном магазине можно показать детям образцы мебели, поспрашивать, для чего нужна та или иная мебель, как ее правильно выбрать.

Для создания более полной картины вселения жильцов в новый дом воспитатель может дополнить впечатления детей придуманным им рассказом, который может рассказать после проведенной экскурсии.

Гиль Светлана Александровна
г. Кировск, Мурманская область

Уважаемые родители!

Игра «Кто, где работает?»

Спросите у ребенка: кто работает в магазине. .. , в детском саде. .. , в больнице. .. , в парикмахерской. .. Например: в детском саде работают воспитатели, помощники воспитателей, повара, медсестра, заведующая. Загадайте загадки: «У меня немало дел, если кто-то заболел. Всех я вылечу друзья! Отгадайте, кто же я?», «Каждый день сажусь в кабину, завожу мотор машины, еду в дальние края. Отгадайте, кто же я?», «Ножницы, шампунь, расческа, всем я сделаю прически. Стригу и взрослых, и детей. Отгадай меня скорей!».

Игра «Кому это нужно?»

Покажите ребенку различные предметы (пылесос, шприц, кастрюля, ведро) . Предложите назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он нужен повару, чтобы разливать суп и компот. Или: нож, доска, кастрюля - нужны повару, чтобы приготовить еду.

Игра «Кто что делает?»

Спросите у ребенка: что делает повар. .. , врач. .. , помощник воспитателя. .. , водитель. .. , парикмахер и др. Предложите ребенку показать задуманное действие человека какой-либо профессии, а Вы, в свою очередь, попробуйте отгадать. Можно посоревноваться: кто больше назовет действий (повар - режет, жарит, печет, варит, готовит и др.)

Игра «Исправь ошибки»

Предложите ребенку послушать, заметить и исправить ошибки. Например: врач готовит вкусный обед, воспитатель лечит людей, повар делает уколы. Что не так? Ребенок исправляет и говорит правильный ответ.

Игра «Четвертый лишний»

Покажите ребенку 4 картинки или схематично нарисуйте (кастрюля, шприц, градусник, фонендоскоп) . Спросите: какой предмет будет лишний? Почему? Ребенок высказывает свое предположение, выстраивая логическую цепочку: кастрюля - лишняя, потому что она нужна повару, а остальные все предметы нужны врачу. Можно спросить: зачем?

Предлагаем, Вам игровой материал для формирования у детей интереса к людям разных профессий.

Опрос детей по теме: Формирование интереса у дошкольников к людям разных профессий

I. Название профессии. Кто это? ребенок по картинкам определяет и называет профессию человека.

  1. помощник воспитателя;
  2. медицинская сестра;
  3. повар;
  4. дворник;
  5. водитель.

II. Трудовые действия. Что он делает на работе?

  1. помощник воспитателя;
  2. медицинская сестра;
  3. повар;
  4. дворник;
  5. водитель.

III. Предметы и орудия труда. Что нужно для работы?

  1. помощнику воспитателя;
  2. медицинской сестре;
  3. повару;
  4. дворнику;
  5. водителю.

IV. Значимость и необходимость труда. Зачем нужна такая работа?

  1. помощник воспитателя;
  2. медицинская сестра;
  3. повар;
  4. дворник;
  5. водитель.

Уровни знаний детей.

Высокий. Ребенок знает профессии людей, правильно называет и верно объясняет их назначение. Ребенок выделяет основные трудовые процессы, правильно называет предметы и орудия труда, необходимые для работы. Не допускает ошибок, уверен в своих знаниях, легко демонстрирует их.

Средний. Ребенок называет профессии людей, объясняет их назначение. Называет основные трудовые процессы, предметы, необходимые для работы, но допускает при этом некоторые ошибки. Не всегда уверен в собственных ответах, испытывает определенные трудности.

Низкий. Ребенок испытывает затруднения в названии профессий людей, в назывании трудовых процессов и орудий труда. Часто ошибается, не может объяснить их назначение. Отказывается отвечать или не отвечает на вопросы.

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас принять участие в опросе, позволяющим выяснить какую роль играет Ваша семья в формировании у детей интереса к людям разных профессий. Активное участие и Ваша искренность позволит нам эффективнее осуществить работу по данной теме.

Благодарим Вас за помощь!

  1. Как вы считаете, нужно ли знакомить детей с профессиями людей? Почему?
  2. Интересуется ли ваш ребенок, кем вы работаете? Какие вопросы он вам задает?
  3. Как вы знакомите ребенка со своей профессией?
  4. В какие профессии ваш ребенок играет дома? Какие действия при этом он совершает? Как вы поддерживает интерес ребенка в этой игре?

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ (Для формирования у детей интереса к людям разных профессий)

«Кому без них не обойтись»

Цель: закреплять знания детей о материалах, инструментах, оборудовании, необходимых людям разных профессий.

Ход игры: воспитатель показывает детям предмет, а дети называют профессию человека, которому он необходим. Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий.

«Что сначала, что потом?»

Цель: закреплять знания детей о последовательности трудовых действий.

Ход игры: воспитатель просит научить куклу пылесосить. Спрашивает, что нужно сделать сначала, что потом (включить в розетку, потом нажать кнопку, пропылесосить, нажать кнопку выключателя, вытащить вилку из розетки) . Предложить детям и другие трудовые процессы.

«Что хочет делать Маша?»

Цель: уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.

Ход игры: воспитатель обращается к детям от имени куклы Маши:

Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.

Подставляет кукле называемые ею предметы.

Как вы думаете, что она будет делать? (стирать) . Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль, пшено. Что она собирается делать? (кукла хочет варить кашу) . Как называется каша? (пшенная) .

В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы, для старших детей воспитатель использует картинки с изображением предметов или просто перечисляет эти предметы без показа иллюстраций.

«Кому это нужно»

Цель: закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.

Ход игры: воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью (это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот) .

«Угадай, что я делаю?»

Цель: расширить представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.

Ход игры: воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят:

Что ты делаешь - не знаем,

Поглядим и угадаем.

Ребенок имитирует действия не только движениями, но передавая звуками (чистит пылесосом пол, пилит, едет на машине, стирает, варит еду) . Дети угадывают действия.

«Кому, что надо для работы?»

Цель: учить детей использовать в речи существительные ед. ч. дат. падежа (нож, доска, кастрюля, половник - нужны повару и др) .

«Назови предмет, которого не хватает»

Цель: учить детей подбирать предметы по аналогии.

Дворнику - лопата, продавцу - касса, врачу - фонендоскоп, повару - кастрюля

«Кто что делает?»

Цель: учить детей подбирать как можно больше глаголов к названию профессии.

Врач что делает? Повар что делает? Дворник что делает? Парикмахер что делает?

«Угадай профессию по описанию»

Цель: учить детей находить соответствующие понятия. (повар - готовит; врачу - лекарство, белый халат, градусник)

«Кто какой, какая?»

Цель: расширять словарный запас детей, учить подбирать слова определения к разным видам профессий.

Водитель какой? - внимательный, сильный, сосредоточенный

Повар какой? - ловкий, аккуратный, внимательный

«Скажи наоборот»

Цель: учить детей подбирать слова антонимы.

Добро - польза - купить - грязь

Войти - говорить - взять - насорить

Помогать - чинить - ломать - рано

Трудно - быстро

«Исправь ошибки в предложениях»

Цель: упражнять детей в употреблении предложений со значением противопоставления.

Врач готовит для ребят вкусный обед. Повар готовит вкусный обед, а врач лечит людей.

«Я начну, а ты продолжи»

Цель: упражнять детей в употреблении сложноподчиненных предложений.

Врач лечит людей, чтобы...

Строитель строит дома, чтобы...

Парикмахер подстригает людей, чтобы...

«Маленький - большой»

Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Лопата - лопатка, ведро - ведерко

«Что из чего получается»

Цель: упражнять детей в образовании слов по аналогии.

Сок из моркови - морковный; варенье из яблок - яблочное

«Назови, что лишние»

Цель: учить группировать предметы по определенному признаку и выделять лишний предмет.

Грабли, лопата, тележка, половник - ? половник лишний, потому что грабли, лопата и тележка нужны дворнику, а половник не нужен ему для работы.

Перспективный план по теме «Формирование интереса у детей 4-го года жизни к людям разных профессий»

Вид деятельности:

Наблюдения в детском саду «Хорошо у нас в детском саду».

Разговор о труде взрослых.

Рассматривание иллюстраций «Все профессии важны, все профессии нужны».

Наблюдение за трудом помощника воспитателя.

Разговор «Маленькие помощники».

Занятие «Труд помощника воспитателя».

Лепка «Красивый фартук для нашей няни».

Аппликация «Полотенце для нашей нянечки».

Рисование «Лесенка для Натальи Викторовны».

Пальчиковая гимнастика «Друзья».

Артикуляционная гимнастика «Часики», «Моем окна», «Моем потолок».

Дидактические игры: «Кто поможет», «Все готово для ребят», «Оденем куклу на прогулку».

Мимические изображения: изобразить нашу няню (грустную, радостную) .

Загадки по теме.

Наблюдение за трудом медсестры в медицинском кабинете «В гостях у Татьяны Прокопьевны».

Наблюдения: «Врач осматривает детей», «Татьяна Прокопьевна делает массаж».

Разговор с медсестрой детского сада «Чтобы не болеть».

Разговор « Отчего у детей вырастают шишки на лбу», «Как кукла Маша заболела».

Лепка «Заходите в гости к нам, витамины я вам дам».

Аппликация «Сумка для Айболита».

Сюжетно - ролевые игры: «Больница», «Кукла Катя заболела», «Приходите к нам лечиться».

Дидактическая игра «Кукла заболела».

Чтение художественной литературы: «Приключения СТО-беда», К. Чуковский «Айболит» А. Кардашов «Наш доктор» (отрывки) , В. Берестов «Лисица - медсестрица», Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», И. Драч «Врач», Э. Мошковская «Уши», В. Берестов «Больная кукла», П. Образцов «ЛЕЧУ КУКЛУ», Б. Заходер «Переплетчица», загадки по теме.

Наблюдение «В гостях у наших поваров».

Разговор «Кто нас кормит».

Разговор «Как папа вылечил больную кастрюлю».

Лепка «Баранки и плетенки».

Аппликация «Цветы в подарок для Ольги Сергеевны - повара детского сада»,

«Заготовки на зиму».

Рисование «Красивые тарелки», «Чашка с блюдцем»

Дидактическая игра «Узнай на вкус», «Чудесный мешочек», «Овощи - фрукты».

Упражнение «Поварята».

Игра - инсценировка «Сварим суп из овощей», «Будем учиться заваривать чай».

Игра «Повара»

Чтение художественной литературы: Б. Иовлев «У крылечка», «Повар» В. Степанов, загадки по теме.

Пальчиковая гимнастика «Помощники», «Мышка - повар»

Артикуляционная гимнастика «Чашечка», «Испечем блины и пирожки»

Чудесные превращения: изобразить кипящий чайник; ведро с крышкой; разбившуюся чашку.

Наблюдение «Валерий Иванович расчищает снег».

Занятие «Труд дворника».

Разговоры «Как мы убирали свой участок»,

«Кто вместе с солнышком встает»,

«Почему у Валерия Ивановича золотые руки».

Лепка «Мы маленькие помощники».

Аппликация «Тележка - подарок для Валерия Ивановича».

Рисование «Поможем Валерию Ивановичу».

Пальчиковая гимнастика «Грабли».

Чтение художественной литературы: Г. Ладонщиков «Помощники весны», В. Шонина «Дворник снег большой лопатой», «Дворник» В. Степанов, загадки по теме.

Мимические изображения: изобразить добродушного, строго, рассердившегося нашего дворника, провинившегося ребенка.

Труд детей на участке: очистить тротуар или участок площадки от снега, собрать выносной материал.

Артикуляционная гимнастика «Лопаточка».

Наблюдение за продуктовой машиной.

Рассказ воспитателя о средствах передвижения. Рассматривание картины «Едем в автобусе».

Занятие «Профессия - водитель».

Рисование «Дорога для автомобиля», «Поможем водителю починить машину».

Аппликация «Машина везет продукты для детского сада».

Конструирование «Гараж», «Мостик», «Наша улица».

Упражнение «Построим машину из палочек, геометрических фигур».

Чтение художественной литературы А. Барто «Про машину», «Шофер» Б. Заходер, «Я - машина» Э. Мошковская, загадки по теме.

Подвижная игра «Мы водители».


Уважаемые родители!

Игра «Кто, где работает?»

Спросите у ребенка: кто работает в магазине. .. , в детском саде. .. , в больнице. .. , в парикмахерской. .. Например: в детском саде работают воспитатели, помощники воспитателей, повара, медсестра, заведующая. Загадайте загадки: «У меня немало дел, если кто-то заболел. Всех я вылечу друзья! Отгадайте, кто же я?», «Каждый день сажусь в кабину, завожу мотор машины, еду в дальние края. Отгадайте, кто же я?», «Ножницы, шампунь, расческа, всем я сделаю прически. Стригу и взрослых, и детей. Отгадай меня скорей!».

Игра «Кому это нужно?»

Покажите ребенку различные предметы (пылесос, шприц, кастрюля, ведро) . Предложите назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он нужен повару, чтобы разливать суп и компот. Или: нож, доска, кастрюля - нужны повару, чтобы приготовить еду.

Игра «Кто что делает?»

Спросите у ребенка: что делает повар. .. , врач. .. , помощник воспитателя. .. , водитель. .. , парикмахер и др. Предложите ребенку показать задуманное действие человека какой-либо профессии, а Вы, в свою очередь, попробуйте отгадать. Можно посоревноваться: кто больше назовет действий (повар - режет, жарит, печет, варит, готовит и др.)

Игра «Исправь ошибки»

Предложите ребенку послушать, заметить и исправить ошибки. Например: врач готовит вкусный обед, воспитатель лечит людей, повар делает уколы. Что не так? Ребенок исправляет и говорит правильный ответ.

Игра «Четвертый лишний»

Покажите ребенку 4 картинки или схематично нарисуйте (кастрюля, шприц, градусник, фонендоскоп) . Спросите: какой предмет будет лишний? Почему? Ребенок высказывает свое предположение, выстраивая логическую цепочку: кастрюля - лишняя, потому что она нужна повару, а остальные все предметы нужны врачу. Можно спросить: зачем?

Предлагаем, Вам игровой материал для формирования у детей интереса к людям разных профессий.

^ Опрос детей по теме: Формирование интереса у дошкольников к людям разных профессий

I. Название профессии. Кто это? ребенок по картинкам определяет и называет профессию человека.


  1. помощник воспитателя;

  2. медицинская сестра;

  3. повар;

  4. дворник;

  5. водитель.
II. Трудовые действия. Что он делает на работе?

  1. помощник воспитателя;

  2. медицинская сестра;

  3. повар;

  4. дворник;

  5. водитель.
III. Предметы и орудия труда. Что нужно для работы?

  1. помощнику воспитателя;

  2. медицинской сестре;

  3. повару;

  4. дворнику;

  5. водителю.
IV. Значимость и необходимость труда. Зачем нужна такая работа?

  1. помощник воспитателя;

  2. медицинская сестра;

  3. повар;

  4. дворник;

  5. водитель.

Уровни знаний детей.

Высокий. Ребенок знает профессии людей, правильно называет и верно объясняет их назначение. Ребенок выделяет основные трудовые процессы, правильно называет предметы и орудия труда, необходимые для работы. Не допускает ошибок, уверен в своих знаниях, легко демонстрирует их.

Средний. Ребенок называет профессии людей, объясняет их назначение. Называет основные трудовые процессы, предметы, необходимые для работы, но допускает при этом некоторые ошибки. Не всегда уверен в собственных ответах, испытывает определенные трудности.

Низкий. Ребенок испытывает затруднения в названии профессий людей, в назывании трудовых процессов и орудий труда. Часто ошибается, не может объяснить их назначение. Отказывается отвечать или не отвечает на вопросы.

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас принять участие в опросе, позволяющим выяснить какую роль играет Ваша семья в формировании у детей интереса к людям разных профессий. Активное участие и Ваша искренность позволит нам эффективнее осуществить работу по данной теме.

Благодарим Вас за помощь!


  1. Как вы считаете, нужно ли знакомить детей с профессиями людей? Почему?

  2. Интересуется ли ваш ребенок, кем вы работаете? Какие вопросы он вам задает?

  3. Как вы знакомите ребенка со своей профессией?

  4. В какие профессии ваш ребенок играет дома? Какие действия при этом он совершает? Как вы поддерживает интерес ребенка в этой игре?

^ Дидактические игры

(Для формирования у детей интереса к людям разных профессий)

«Кому без них не обойтись»

Цель: закреплять знания детей о материалах, инструментах, оборудовании, необходимых людям разных профессий.

Ход игры: воспитатель показывает детям предмет, а дети называют профессию человека, которому он необходим. Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий.

«Что сначала, что потом?»

Цель: закреплять знания детей о последовательности трудовых действий.

Ход игры: воспитатель просит научить куклу пылесосить. Спрашивает, что нужно сделать сначала, что потом (включить в розетку, потом нажать кнопку, пропылесосить, нажать кнопку выключателя, вытащить вилку из розетки) . Предложить детям и другие трудовые процессы.

«Что хочет делать Маша?»

Цель: уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.

Ход игры: воспитатель обращается к детям от имени куклы Маши:

Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.

Подставляет кукле называемые ею предметы.

Как вы думаете, что она будет делать? (стирать) . Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль, пшено. Что она собирается делать? (кукла хочет варить кашу) . Как называется каша? (пшенная) .

В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы, для старших детей воспитатель использует картинки с изображением предметов или просто перечисляет эти предметы без показа иллюстраций.

«Кому это нужно»

Цель: закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.

Ход игры: воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью (это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот) .

«Угадай, что я делаю?»

Цель: расширить представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.

Ход игры: воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят:

Что ты делаешь - не знаем,

Поглядим и угадаем.

Ребенок имитирует действия не только движениями, но передавая звуками (чистит пылесосом пол, пилит, едет на машине, стирает, варит еду) . Дети угадывают действия.

«Кому, что надо для работы?»

Цель: учить детей использовать в речи существительные ед. ч. дат. падежа (нож, доска, кастрюля, половник - нужны повару и др) .

«Назови предмет, которого не хватает»

Цель: учить детей подбирать предметы по аналогии.

Дворнику - лопата, продавцу - касса, врачу - фонендоскоп, повару - кастрюля

«Кто что делает?»

Цель: учить детей подбирать как можно больше глаголов к названию профессии.

Врач что делает? Повар что делает? Дворник что делает? Парикмахер что делает?

«Угадай профессию по описанию»

Цель: учить детей находить соответствующие понятия. (повар - готовит; врачу - лекарство, белый халат, градусник)

«Кто какой, какая?»

Цель: расширять словарный запас детей, учить подбирать слова определения к разным видам профессий.

Водитель какой? - внимательный, сильный, сосредоточенный

Повар какой? - ловкий, аккуратный, внимательный

«Скажи наоборот»

Цель: учить детей подбирать слова антонимы.

Добро - польза - купить - грязь

Войти - говорить - взять - насорить

Помогать - чинить - ломать - рано

Трудно - быстро

«Исправь ошибки в предложениях»

Цель: упражнять детей в употреблении предложений со значением противопоставления.

Врач готовит для ребят вкусный обед. Повар готовит вкусный обед, а врач лечит людей.

«Я начну, а ты продолжи»

Цель: упражнять детей в употреблении сложноподчиненных предложений.

Врач лечит людей, чтобы...

Строитель строит дома, чтобы...

Парикмахер подстригает людей, чтобы...

«Маленький - большой»

Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Лопата - лопатка, ведро - ведерко

«Что из чего получается»

Цель: упражнять детей в образовании слов по аналогии.

Сок из моркови - морковный; варенье из яблок - яблочное

«Назови, что лишнее»

Цель: учить группировать предметы по определенному признаку и выделять лишний предмет.

Грабли, лопата, тележка, половник? половник лишний, потому что грабли, лопата и тележка нужны дворнику, а половник не нужен ему для работы.

^ Перспективный план

По теме «Формирование интереса у детей 4-го года жизни к людям разных профессий»

Вид деятельности:

Наблюдения в детском саду «Хорошо у нас в детском саду».

Разговор о труде взрослых.

Рассматривание иллюстраций «Все профессии важны, все профессии нужны».

Наблюдение за трудом помощника воспитателя.

Разговор «Маленькие помощники».

Занятие «Труд помощника воспитателя».

Лепка «Красивый фартук для нашей няни».

Аппликация «Полотенце для нашей нянечки».

Рисование «Лесенка для Натальи Викторовны».

Пальчиковая гимнастика «Друзья».

Артикуляционная гимнастика «Часики», «Моем окна», «Моем потолок».

Дидактические игры: «Кто поможет», «Все готово для ребят», «Оденем куклу на прогулку».

Мимические изображения: изобразить нашу няню (грустную, радостную) .

Загадки по теме.

Наблюдение за трудом медсестры в медицинском кабинете «В гостях у Татьяны Прокопьевны».

Наблюдения: «Врач осматривает детей», «Татьяна Прокопьевна делает массаж».

Разговор с медсестрой детского сада «Чтобы не болеть».

Разговор « Отчего у детей вырастают шишки на лбу», «Как кукла Маша заболела».

Лепка «Заходите в гости к нам, витамины я вам дам».

Аппликация «Сумка для Айболита».

Сюжетно - ролевые игры: «Больница», «Кукла Катя заболела», «Приходите к нам лечиться».

Дидактическая игра «Кукла заболела».

Чтение художественной литературы: «Приключения СТО-беда», К. Чуковский «Айболит» А. Кардашов «Наш доктор» (отрывки) , В. Берестов «Лисица - медсестрица», Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», И. Драч «Врач», Э. Мошковская «Уши», В. Берестов «Больная кукла», П. Образцов «ЛЕЧУ КУКЛУ», Б. Заходер «Переплетчица», загадки по теме.

Наблюдение «В гостях у наших поваров».

Разговор «Кто нас кормит».

Разговор «Как папа вылечил больную кастрюлю».

Лепка «Баранки и плетенки».

Аппликация «Цветы в подарок для Ольги Сергеевны - повара детского сада»,

«Заготовки на зиму».

Рисование «Красивые тарелки», «Чашка с блюдцем»

Дидактическая игра «Узнай на вкус», «Чудесный мешочек», «Овощи - фрукты».

Упражнение «Поварята».

Игра - инсценировка «Сварим суп из овощей», «Будем учиться заваривать чай».

Игра «Повара»

Чтение художественной литературы: Б. Иовлев «У крылечка», «Повар» В. Степанов, загадки по теме.

Пальчиковая гимнастика «Помощники», «Мышка - повар»

Артикуляционная гимнастика «Чашечка», «Испечем блины и пирожки»

Чудесные превращения: изобразить кипящий чайник; ведро с крышкой; разбившуюся чашку.

Наблюдение «Валерий Иванович расчищает снег».

Занятие «Труд дворника».

Разговоры «Как мы убирали свой участок»,

«Кто вместе с солнышком встает»,

«Почему у Валерия Ивановича золотые руки».

Лепка «Мы маленькие помощники».

Аппликация «Тележка - подарок для Валерия Ивановича».

Рисование «Поможем Валерию Ивановичу».

Пальчиковая гимнастика «Грабли».

Чтение художественной литературы: Г. Ладонщиков «Помощники весны», В. Шонина «Дворник снег большой лопатой», «Дворник» В. Степанов, загадки по теме.

Мимические изображения: изобразить добродушного, строго, рассердившегося нашего дворника, провинившегося ребенка.

Труд детей на участке: очистить тротуар или участок площадки от снега, собрать выносной материал.

Артикуляционная гимнастика «Лопаточка».

Наблюдение за продуктовой машиной.

Рассказ воспитателя о средствах передвижения. Рассматривание картины «Едем в автобусе».

Занятие «Профессия - водитель».

Рисование «Дорога для автомобиля», «Поможем водителю починить машину».

Аппликация «Машина везет продукты для детского сада».

Конструирование «Гараж», «Мостик», «Наша улица».

Упражнение «Построим машину из палочек, геометрических фигур».

Чтение художественной литературы А. Барто «Про машину», «Шофер» Б. Заходер, «Я - машина» Э. Мошковская, загадки по теме.

Подвижная игра «Мы водители».


Close