Люстра в любой комнате выступает уже давно не исключительно прибором для освещения. Не будет преувеличением сказать о том, что это тот предмет интерьера, который выступает основным украшением в любой комнате.

Безусловно люстра своими руками при этом будет особенно ценной вещью. Это позволит не только выделить особенный вкус собственников дома, но также и их творческий ум.

Несмотря на то, что решив сделать абажур своими руками для люстры потребуется затратить достаточно много сил, ведь процесс требует особенной концентрации – наверняка время работы нельзя будет считать потраченным впустую, поскольку работа доставит невероятное удовольствие и после останется даже приятное послевкусие, и в дальнейшем обязательно захочется повторить еще раз такого рода работу.

Если вы задумались над тем, как сделать люстру, то наверняка уже видели, что на сегодняшний день для этого можно использовать самые различные материалы и причем порой совершенно необычные. Например, очень часто плафон для люстры выполняют из древесины или стекла.

Однако, если хочется чего-то еще более невероятного, то в ход можно пустить также и картон, и шпажки из дерева, и даже бутылки из под вина. Выбор здесь зависит исключительно от идей, которые есть у создателя, а также от различного рода пожеланий у собственников квартиры.

Кроме того, люстра из подручных материалов должна также обязательно создаваться с учетом общего интерьера комнаты.

Люстра, выполненная из пластмассовых ложек

Одноразовые ложки, которые большинство привыкли использовать исключительно для пикника, в действительности могут выступить также одним из самых простых и при этом легкодоступных каждому материалов для создания интересного варианта люстры в любую комнату.

Если посмотреть фото люстры такого плана, то поразит в первую очередь разнообразие цветовой гаммы, а в дальнейшем легко можно будет понять, что материал прослужит долгое время.

Кроме того, для того, чтобы создать такой интересный предмет интерьера, понадобится минимум финансовых и материальных вложений.

Какие материалы понадобятся?

  • Любая пустая бутылка из пластика. Единственное условие – ее объем не может быть меньше пяти литров.
  • Любые пластмассовые ложки. Их число зависит исключительно от выбранного размера будущей люстры.
  • Клей, который позволит склеивать пластик между собой.
  • Патрон от старой, уже не работающей люстры.

Процесс создания оригинальной люстры

Подготовьте пластиковую бутылку. В первую очередь необходимо избавиться от этикетки и дна, а также как следует ее просушить.

Достаньте ложки из пластмассы и уберите при помощи ножа все ручки, которые не понадобятся. Единственное, что нужно сделать – это оставить по паре сантиметров над так называемым уровнем «черпачка».

Приклейте заготовки к основанию подготовленной бутылки. На тот «хвост», который остался, нужно нанести как можно больше клея и прижать его после этого к поверхности.

Очень важно продолжать таким образом покрывать всю бутылку непосредственно по кругу до того момента, пока весь подготовленный периметр не окажется «занят» пластмассовыми ложками.

Лучше всего расположить их в классическом шахматном порядке и немного сдвинуть вместе.

Таким образом можно будет свести количество «свободных пятен» к минимуму.

  • Со старой приготовленной люстры снимается плафон и помещается в высушенную бутылку.
  • Если есть желание, то декоративная чаще может быть выполнена аналогичным образом.

Вот и все. Остается лишь установить люстру в выбранное место, а также проверить ее работу, подключив к электропитанию.

Еще одним интересным вариантом люстры является люстра с декоративными бабочками. Стоит отметить, что отправившись практически на любой мастер класс по изготовлению люстры дизайнеры всегда предлагают научиться создавать именно ее, что не удивительно, ведь она способна идеально вписаться практически в любой интерьер помещения.

Обратите внимание!

Кроме того, что данный вариант выглядит по-настоящему роскошно и дорого, его под силу сделать даже ребенку с помощью взрослого, так что его популярность легко объяснима.

Фото люстры своими руками

Обратите внимание!

Незаменимый осветительный прибор в виде люстры можно встретить в каждой квартире. Современный ассортимент люстр чрезвычайно богат, поэтому выбор этого предмета создает немало проблем. О том, как правильно выбрать люстру или сделать ее своими руками, мы расскажем в нашем материале ниже.

Предназначение люстр для всех типов одинаковое, все они выполняют функцию осветительного прибора. Отличительные особенности разновидностей люстр - форма и дизайн. Модельные ряды представлены большим их разнообразием, предлагаем вам ознакомиться с распространенными разновидностями.

  • потолочные люстры;
  • люстры-подвески;
  • люстры в классическом стиле;
  • хрустальные люстры;
  • эко-люстры.

Потолочные люстры

Потолочного типа осветительные приборы отличаются компактностью, что очень важно в помещениях с невысокими потолками. Плафон может прилегать непосредственно к потолку или отступать на незначительное расстояние. Компактные модели люстр могут быть выполнены из самых разнообразных материалов. Современные дизайнеры часто используют благородное сочетание: дерево и стекло.

Люстры-подвески

Элегантную и стильную разновидность моделей светильников используют для оформления помещений с высокими потолками. С помощью такого приема, за счет свисающей люстры, комната станет более уютной. Их часто используют для зонирования помещений. Яркое освещение в одной из зон позволяет получить таинственный полумрак там, где он необходим.

Люстры в классическом стиле

Классический вариант осветительных приборов можно встретить повсеместно. Их популярность обоснована разнообразием дизайнов. С помощью такой люстры можно решить проблему с освещением в комнате. Внося, таким образом, акцентирующим внимание моментом, можно обыграть любой интерьер.

Хрустальные люстры

Благородство и изысканный блеск хрусталя подчеркнут признак хорошего вкуса и расскажут о достатке хозяев. Идеальным решением при обустройстве современного интерьера в классическом стиле можно смело назвать хрустальные люстры. Благодаря такому варианту комната приобретает неповторимый блеск и красоту.

Эко-люстры

Использование экологически чистых материалов в изготовлении светильников позволяет приблизиться к природе. Такой подход в оформлении интерьеров сегодня считается очень популярным. В современном обществе существует целая армия поклонников дизайна в стиле эко. Для изготовления люстр используют ценные породы дерева, соломку, кожу и прочие натуральные материалы.

Плюсы и минусы разных видов

Недостатки и достоинства того или иного вида светильника зависят от помещения, где они будут размещены.

  1. В помещении с низким потолком будет уместно смотреться подвесной вариант светильника;
  2. На кухне не стоит использовать люстры сложных дизайнов, в случае загрязнения их сложно будет мыть;
  3. В просторных комнатах хорошо смотрятся массивные люстры. Миниатюрный вариант потеряется на фоне общего интерьера;
  4. Для создания полумрака лучше подбирать затемненные плафоны;
  5. Если требуется зонирование комнаты, используйте несколько типов светильников;
  6. Люстры-подвесы яркого освещения уместно располагать в кухне, гостиной и столовой, в спальню такой вариант не подойдет.

Люстры с цветными плафонами способны влиять на настроение людей, которые находятся в комнате. К примеру, желтый и зеленый цвет успокаивает, красный - возбуждает, а синий - угнетает.

Как сделать люстру своими руками

Умелые мастера утверждают, что сделать люстру своими руками под силу каждому. Используя несложные рекомендации и наглядные примеры, можно за несколько часов соорудить осветительный прибор. Вариаций плафонов для люстр существует множество, предлагаем вам ознакомиться с наиболее популярными из них.

Необходимые материалы:

  • кабель с патронами для ламп;
  • изоляционная лента;
  • клеевой пистолет или клей;
  • материалы для отделки плафона;
  • ножницы и прочие вспомогательные инструменты.

Пошаговая инструкция

  1. С помощью старого абажура можно сделать люстру, отделав ее любой расцветки бумагой. Подключив фантазию, можно соорудить оригинальный вариант светильника для детской комнаты или спальни;

Чтобы бумага не загорелась, в процессе эксплуатации необходимо использовать светодиодные лампы.


  1. Используя природные материалы, можно создать шедевр. Люстра из веток, в сочетании с лампочками в форме свечи, наполнит помещение теплом и уютом. В качестве крепления к потолку можно взять цепи - это придаст конструкции особого вида;

  1. Любителям эксцентричных стилей придется по душе вариант люстры из винных бутылок. Такой люстры точно ни у кого не будет, экспериментируя с идеей, можно получить изумительный вариант светильника на кухню;

Вместо бутылок используйте чашки, цинковые ведра и необычной формы банки.


  1. Последнее время популярно делать светильники из подручных материалов. Самым необычным материалом могут стать деревянные прищепки. Их нужно разделить на две половины. Прикрепить с помощью клеевого пистолета к основе абажура. При желании поверхность можно покрасить или покрыть лаком.

Вердикт эксперта: экспериментируя с разными методами и материалами для изготовления, можно получить необычный результат. Оригинальная люстра с минимумом затрат станет достойным украшением как скромного, так и изысканного по интерьеру жилища.

В настоящее время красивые люстры доступны всем желающим, ассортимент способен поразить любое воображение. Руководствуясь советами, не забывайте учитывать собственные вкусовые ощущения и мнения дизайнеров. Каков бы не был выбор, даже сделанная своими руками люстр будет радовать глаза и привлекать восхищенные взгляды.

Предлагаем Вам посмотреть видео как сделать красивую люстру из ниток своими руками:

Люстра в помещении является не только осветительным прибором. Без преувеличений можно сказать, что она – главное украшение комнаты. Особо ценными считаются вещи, сделанные своими руками. Это позволяет выделить особый вкус хозяев жилища, а так же незаурядный и творческий ум. Безусловно, данный вид работы довольно сложен и требует повышенной концентрации. Но в то же время при создании украшения для своего дома Вы сможете найти в ней многие интересные и неординарные решения!

В данной статье представлены некоторые идеи для декора люстры своими руками, а так же инструкции к ним. Все написано настолько просто и понятно, что любой человек сможет выполнить задуманное в домашних условиях.

Для того, чтобы сделать люстру, порой используют самые необычные материалы. Например, всем уже привычное стекло или древесина, пластмасса и так далее. Но порой, когда хочется чего-то совсем уж «необычного», в дело вступают и деревянные шпажки, и стеклянные бутылки из-под вина, и банки, и всевозможные древесные ветки, и картон, и даже солома. Выбирать нужно в зависимости от идеи создателя и от пожеланий хозяев квартиры. Так же нужно учитывать и общий интерьер помещения, где предполагается размещение уже готового изделия.

Интересная идея люстры из пластмассовых ложек

Пластмассовые ложки для одноразового питания являются одним из самых простейших и легкодоступных материалов для того, чтобы создать люстру в комнату. Их преимущества состоят в низкой цене, разнообразии цветовой гаммы и прослужит подобный материал довольно долгое время. Чтобы создать такую неординарную люстру, понадобится минимум вложений, как физических, так и материальных.

Материалы:

  • пустая бутылка из-под питьевой воды, объемом 5 литров;
  • пластмассовые ложки (их количество зависит от размера бутылки);
  • клей для пластика;
  • старая люстра (а точнее – патрон от нее);
  • остро заточенный нож.

Процесс создания:

  1. Для начала нужно подготовить пластиковую бутылку для последующих действий. Заранее снять этикетку, отрезать дно, хорошо просушить.
  2. Затем нужно достать пластмассовые ложки из упаковки и ножом осторожно отрезать ненужные ручки, оставляя примерно 2-3 сантиметра над уровнем «черпачка».
  3. Приклеивать заготовки «черпачки» нужно к основанию бутылки. На оставленный «хвостик» нанести большое количество клея и прижать его к поверхности (выпуклой стороной ложки наружу). Необходимо покрыть всю бутылку по кругу, пока весь периметр не будет занят пластмассовыми «ложечками». Желательно расположить их в шахматном порядке и слегка сдвинуть вместе. Так останется меньше «свободных пятен».
  4. Со старой ненужной люстры нужно снять патрон, а затем поместить его в уже обклеенную и высушенную бутылку и зафиксировать на каркас.
  5. Декоративную чашу можно сделать так же из пластмассовых ложек: «черпачки» наклеить вокруг горловины баклажки.
  6. Установить и подключить люстру, проверить ее работу.

Обратите внимание! Возможен вариант декоративной покраски или росписи ложек в абсолютно любой цвет. Таким образом, Ваше изделие будет выглядеть еще красивее и более оригинально!

Люстра из пластиковых бутылок в виде листьев

Еще одним необычным вариантом в интерьере будет служить люстра, исполненная в форме листочков. Создается она из простых пластмассовых бутылок, разнообразие цветов которых позволяет работать в самых необычных тонах и воплощать самые смелые идеи.

Процесс создания:

  1. Разрезать пластмассовые бутылки на заготовки, по форме напоминающие будущие листья.
  2. Каждой заготовке уже окончательно зафиксировать форму листа.
  3. Паяльником с толстым жалом и односторонним скосом нужно слегка сплавить срезы у каждого листочка, дабы придать будущему изделию наибольший эффект.
  4. Таким же образом, благодаря паяльнику нужно придать заготовкам структуру листа. Действовать нужно предельно аккуратно и точно, потому что с легкостью можно проделать дыру в пластике. Такой листик с очерченными контурами прожилок и чуть сплавленными краями будет смотреться законченно.
  5. Горячей иглой у «ножки» каждого листика нужно проплавить несколько дырочек для того, чтобы прикрепить их.
  6. Благодаря тонкой проволоке, сформировать ветви и прикрутить к каркасу из проволоки стальной.

Так же отличной идеей будет изготовление новой люстры в виде плафона для торшера или светильника на стол. Таким образом, это будет отличным дополнением к предыдущему изделию!

Люстра с бабочками из бумаги

Наиболее распространенным вариантом изделия является люстра с бабочками. И это неспроста. Начнем с того, что такой вариант выглядит роскошно и дорого, а во-вторых ее изготовление не требует особых физических затрат. Таким образом, в создании люстры может участвовать даже ребенок.

Процесс создания:

  1. В основе лежит либо старая люстра, либо подобный каркас. Если такового не имеется, то можно взять самый простой деревянный или металлический обод. Если и такого материала не имеется, то, как вариант можно взять толстую проволоку и сделать около 2-3 мотков, таким образом, чтобы образовался круг.
  2. Вырезать бабочек из бумаги по шаблону. Нужно взять шаблон бабочки и подогнать его по желаемым размерам. Так же очень необычно смотрится вариант, когда на люстре располагаются бабочки сразу нескольких размеров (опять же, в зависимости от желания). Перенесите очертания на бумагу и аккуратно вырезайте, желательно острозаточенным канцелярским ножом, либо маленькими не закругленными ножничками. Материал же для самих шаблонов лучше использовать плотный, не сильно загрязняющийся и не притягивающий пыль. Например, очень плохо подходит для изделия бархатная бумага, потому что в будущем вам потребуется довольно часто пылесосить люстру.
  3. Взять нить из капрона или прозрачную леску и закрепить на нее бабочек. Крепить можно двумя видами: либо пронизывать тельца бабочек, либо приклеивать их на силиконовый клей.
  4. Далее прикрепляем нити с бабочками к основанию каркаса и декорируем его.
  5. Вы так же можете попробовать интересный вариант, если сделаете проволочный шар! За основу в нем следует взять подвес из люстры и расположить на нем при помощи клеевого пистолета несколько шаблонов бабочек.

Люстра из ткани

Данная люстра так же основывается на каркасе. Как и в прошлом варианте, для ее изготовления подойдут либо старые каркасы из металла, либо плотная проволока.

После того, как вы предварительно подготовите основу, приступайте к выкраиванию ткани, из которой в будущем будет изготовлен абажур. Насколько длинным будет готовое изделие, зависит от вашего желания, однако стоит учитывать, что ширина ткани обязательно должна быть такой же, как диаметр каркаса! Как только вы закончите выкройку, нужно сделать примерку.

Еще один нюанс состоит в том, что пришивать верх ткани нужно будет прямо на каркасе, а это означает, что он (каркас) обязан быть цельным. В ином же случае, если есть возможность продеть его непосредственно в ткань, то первоначально следует подогнуть верхний край выкройки и прошить, а затем отгладить утюгом. Затем прострачиваем шов сбоку изделия.

Дабы абажур не потерял форму, следует уделить должное внимание материалу. Если ткань слишком легкая, «воздушная», то низ изделия следует утяжелить. Для этого можно использовать картон или леску.

Так же красиво будет смотреться аккуратно пришитая бахрома, кружево или тесьма. Но не «перегрузите» изделие! Процесс создания люстры из ткани аналогичен изготовлению люстры из кружева. Так что вы можете смело экспериментировать с материалами, которые располагаются на каркасе.

Плафон из ниток и воздушного шара

Материалы:

  • плотные нитки, например шерстяные, хлопчатобумажные, либо джутовая веревка – не менее 1 метра;
  • патрон;
  • вазелин;
  • клей ПВА;
  • кисточка, дабы наносить клей и вазелин (желательно, чтобы кисть не линяла);
  • 1 или 2 штуки воздушных шаров (первый для того, чтобы работать с ним, а второй для того, чтобы проверить уже готовое изделие, по желанию);

Процесс создания:

  1. Надуть шар до определенных размеров, закрепить. Запомните, что изготовленная работа будет в точности повторять очертания шара! Маркером начертить пару кругов наверху и внизу, для того, чтобы определить границы наматывания ниток.
  2. С помощью кисти промазать шар по всему периметру вазелином.
  3. ПВА налить в пластмассовую емкость и основательно обработать им нитки (Не желательно наносить клей сразу на всю длину ниток! Обрабатывайте их по мере наматывания на шар!).
  4. Учитывая границы, которые вы нанесли маркером, намотать нитки на шар. Не забывайте о том, что в зависимость от того, с какой плотностью вы наматываете, зависит будущий внешний вид изделия.
  5. После обмотки нужно оставить изделие на сутки, пока оно полностью не просохнет; После полного обсыхания нужно лопнуть шарик и извлечь через отверстия.
  6. В верхушке прорезать место, и вставить патрон.
  7. Дабы быть полностью уверенным в том, что изделие получилось крепким, в него можно вставить шар и надуть. Подобным образом можно проверить гибкость и надежность абажура.

Как вариант, можно окрасить конструкцию баллончиком или акриловой краской, прикрепить на нее всевозможные декоративные украшения, такие как бабочки, искусственные цветы или бисер. Так же, отличной идеей будет расположить несколько шаров в виде виноградной грозди и скрепить их воедино.

Люстра из бутылок вина

Данный вариант люстры немного сложнее, чем предыдущие. Сделать люстру по этому достаточно сложно, процесс изготовления потребует аккуратности и внимательности. Однако результат вам понравится!

Материалы:

  • бутылка из-под вина;
  • стеклорез;
  • наждачная бумага для шлифования краев;
  • патрон;
  • электрический провод;
  • металлический или деревянный каркас, обод.

Процесс создания:

  1. Для начала нужно подготовить саму бутылку для дальнейших манипуляций с ней. Первым шагом начертите на необходимом для вас уровне ровную линию по периметру. Это требуется для того, чтобы при помощи стеклореза отсечь дно бутылки;
  2. Дабы не порезаться о стекло, нужно отшлифовать острые края наждачной бумагой;
  3. Протянуть провод сквозь горло бутылки и затем подсоедините патрон;
  4. Прикрепите бутылку на каркас.

Так же вы можете украсить бутылку всевозможными декоративными изделиями, либо оставить ее в первоначальном виде. В любом случае это будет смотреться оригинально и эффектно.

Количество же изделий на каркасе зависит от вашего желания. Можно либо оставить одну бутылку, либо закрепить сразу четыре и более бутылки.

Идея люстры из лазерных дисков

Эта идея отлично подходит для тех, у кого в доме осталось большое количество лазерных дисков, а выбросить их не поднимается рука. Сразу стоит отметить, что варианты изготовления и результат могут быть самыми разными. Все зависит от вашей фантазии и творчества!

Материалы:

  • две круглые деревянные дощечки разной толщины, и которые чуть больше по диаметру, чем диски;
  • стойки из металла или дерева;
  • люминесцентная лампа;
  • магнитный пускатель;
  • диски.

Процесс создания:

  1. В дощечке с большей толщиной сделать отверстие и установить в нем пускатель с выключателем.
  2. Затем подсоединить все это к лампе.
  3. На лампу нанизать диски.
  4. Установить стойки вокруг дисков и закрепить верхнюю часть.

Готовое изделие будет радовать своих хозяев на протяжении долгого времени, причем оно не требует особого ухода. Такой тип люстры не желательно размещать в детской комнате, чтобы ребенок не смог нанести себе вред (только если люстра будет висеть вне зоны досягаемости).

Люстра в стиле «шебби-шик»

Для создания эффектного освещения в комнате, так же можно сделать люстру из ткани или бусин. В результате получится некий канделябр или плафон в стиле «шебби-шик».

Материалы:

  • готовый металлический или деревянный каркас (либо его можно изготовить из старых пялец, садовой корзины, толстой проволоки);
  • патрон и лампа;
  • цепочки и нитки для декорирования;
  • всевозможные бусинки и бисер.

Работа над подобным плафоном не трудна, но является весьма кропотливым занятием. Такие люстры обычно состоят из двух или трех уровней колец, которые располагаются друг над другом. Все зависит от размера выбранных основ. Если вы возьмете кольца одного диаметра, то готовое изделие будет выполнено в стиле «модерн».

Один из важных моментов состоит в том, что перед началом оформления люстры нужно окрасить и обмотать каркасы декоративными материалами!

Примерный расход бусин составляет:

  • Для нижней части абажура – 16 мм бусины, около 15-17 штук на одну нить;
  • Для верхней части абажура – 12 мм бусины, около 35 штук на одну нить.

Естественно, при нанизывании бусин на нить, вы можете увеличивать или уменьшать их количество или степень натяжения нити. Но желательно все же запастись материалами сверх нормы.

Суть работы состоит в том, чтобы подвешивать нити с бусинами «водопадом» или «каскадом», чтобы они струились по конструкции вниз.

Для того чтобы сделать эффект «приглушения» света, можно обшить каркас плотной тканью.

Люстра, сделанная своими руками, определенно внесет в интерьер свежую нотку, оригинальность и красоту. Вы сразу заметите, как помещение заиграет новыми красками, а ваши гости искренне восхитятся вашим творчеством, трудолюбием и оригинальным вкусом!

90 фото идей люстр сделанных своими руками

Люстра предмет достаточно дорогостоящий, но технологически не столь уж сложный. Во всяком случае, производственных процессов, которые невозможно было бы осуществить в домашних условиях, для изготовления люстры почти не потребуется, или их можно заменить аналогичными ручными, зрительно и по надежности дающими тот же эффект.

Любители своими руками сделали и делают множество потолочных светильников общего освещения (а это и есть люстры), аналогов в широкой продаже не имеющих и порой весьма экстравагантного облика, см., напр., рис. Выдумки и читателю, надеемся, не занимать. Однако, к сожалению, в россыпи изображений самодельных люстр в интернете образцы, удовлетворяющие требованиям техники безопасности и светотехники жилых помещений, встречаются нечасто . Скорее даже, очень редко.

В данной статье рассматривается прежде всего, как правильно самому сделать люстру технологически и светотехнически . Ничего особо сложного тут нет; это нечто вроде мольеровского персонажа, который, оказывается, всю жизнь говорил прозой. Но некоторые основы знать никак не помешает. Тем более, что оригинальный гармоничный дизайн (речь о котором отнюдь не оставлена) также требует надежной основы, иначе на чем красоте держаться?

Примечание: например, как можно собственноручно в домашних условиях изготовить люстру в гостиную, см. видео ниже. По дизайну она пойдет в интерьер любого стиля, приемлющего четкие формы, а это очень широкий диапазон, от китайского мандаринского до фьюжн.

Видео: люстра своими руками из подручных материалов


Поэтому тонкости дизайна и конструкции основных светотехнических и в то же время декоративных элементов люстры – ; каркаса/опоры светильников, которые тоже важны как части общего дизайна – . Об общем светодизайне жилых помещений также не лишним будет узнать . А в этой статье займемся тем, что для них всех общее, плюс электрическая часть:

  • Светотехника и конструкция – самые начала для бытовых помещений;
  • Электроарматура, в основном с точки зрения техники безопасности;
  • Из чего делать светоарматуру, с упором на возможности изготовления из подручных материалов;
  • Особенности люстр для жилых помещений различного назначения;
  • Выбор источников света для той или иной люстры.

Примечание: тем, кто усомнится, к чему тут какие-то глубины, да будет известно – самодельные светильники прочно держатся в 1-м десятке по бытовому электротравматизму , пожарной опасности и как причина порчи зрения, особенно у детей.

Чего не надо бояться?

Дерева и работ по дереву. Глядя на фигурные деревянные детали люстр промышленного изготовления, кажется, что воспроизвести их дома невозможно. Между тем совершенно вычурный каркас люстры из дерева может быть изготовлен за день-два своими руками в кухне или на балконе.

Дело в том, что древесина при нагревании по всей массе до 150-250 градусов размягчается и гнется, а остыв, сохраняет приданную ей форму. Нагреть деревяшку до такой температуры не обугливая можно строительным феном. Только нужно не забыть предварительно просверлить осевые отверстия (скажем, для проводки электрокабеля), в уже изогнутой детали это будет невозможно.

Примечание: легче всего гнется разогретой древесина легкая или средней плотности мелкослойная – береза, клен, ясень, липа. Бамбук и некоторые породы тропического дерева гнутся вообще нагретыми до 90-100 градусов методом пропаривания в парах воды. МДФ вследствие однородности своей структуры гнется очень хорошо и точно, но требует большего нагрева.

Наконец, вполне элегантная деревянная люстра может быть выполнена из не гнутых деталей: современные источники света позволяют реализовать и такое решение. Тогда потолочный светильник делается в виде люстры-плафона, см. далее.

На что обратить внимание?

На старые советские люстры и вообще бытовые светильники. СССР, как известно, был явлением весьма неоднозначным, что особенно явственно выражалось в советском ширпотребе. Если у вас в кладовке завалялась старая домашняя люстра «совкового» производства, то ее светорассеивающие/светопропускающие детали наверняка выполнены из высококачественного стекла, а фарфоровые/фаянсовые декоративные из такого же качественного материала. Пусть 1 «рожок» из 4-5 разбит, оставшихся на новую самодельную люстру хватит. Краска облупилась? Сейчас в продаже есть любые смывки и отличные акриловые эмали. Часть «висюлек» потерялась? Из прочих тоже можно соорудить нечто очень красивое, была бы выдумка и вкус.

Светотехника и зрение

Примерно лет 10 тому назад была достаточно точно измерена пропускная способность по информации зрительного нерва. Она оказалась раз в 5-6 меньше количества информации в картинке, которую оптическая система глаза рисует на сетчатке, и ученым пришлось признать наконец-то как факт: где-то в глазу таится нечто вроде видеопроцессора . Подозрения о его наличии возникли еще лет 200 тому назад, т.к. определенные зрительные иллюзии никак не зависят от физического и психического состояния субъекта. Приходилось допускать, а теперь это уверенность, что картинка в мозг поступает не сырая, но каким-то образом обработанная. С точки зрения светотехники и влияния характера освещения на здоровье и самочувствие этот факт тоже немаловажен: хороший светильник должен давать свет не только достаточно яркий, но и ровный, мягкий, позволяющий четко различать детали разных цветов и не утомляющий глаз.

Примечание: напомним читателю, что картинку на сетчатке снимают фоторецепторы 2-х типов – палочки и колбочки. Первые наиболее чувствительны, но воспринимают только общую яркость, поэтому ночью все кошки серы. Колбочки 3-х видов, воспринимают отдельно красный (R), зеленый (G) и синий (B) участки цветового спектра. Также напомним, что глаз наиболее чувствителен к зеленым лучам, несколько меньше к красным и менее всего к синим.

Спектры источников света

Наименее утомителен для глаза свет со сплошным спектром, поз. 1 на рис : все видимые детали объекта более-менее равномерно освещены. Если спектр ограниченный, то те, которые в него не попадают, просто не видны. Процессору глаза не нужно ничего «дорисовывать», а именно это более всего утомляет зрение и портит его.

Дело в том, что для «дорисовки» плохо различимого оптика глаза должна все время и часто перефокусироваться, а фотоприемная система менять свою аккомодацию, т.е. общий уровень чувствительности. Эта процедура в некотором роде аналогична проработке деталей в фотошопе с помощью нормализации уровней и «подтягивания» тонкривых, но, кто умеет это делать, знают: очень вялая изначально картинка, если непременно нужно «вытянуть» детали, грубеет до «рвани». А если речь идет о собственном зрении, мозг в конце концов начинает понимать «рвань» как норму, соответственно перенастраивает мускулатуру глаза и алгоритмы работы зрительного процессора, что и приводит к расстройствам зрения.

К сожалению, из пригодных по требованиям безопасности для бытовых условий источников света сплошной спектр дают только лампы накаливания, обычные и галогенные . Они, во-первых, по современным требованиям неэкономичны. Во-вторых, их спектры тепловые и поэтому имеют сильный завал в синей области. Т.е., правильного цветоощущения при таком освещении добиться невозможно.

Тем не менее, лампы накаливания в бытовых светильниках вполне применимы: за миллионы лет эволюции человеческий глаз привык сам давать поправку на желтизну, и расстройства зрения при таком освещении возможны только от его недостаточной или избыточной яркости. Что до натриевых ламп, светящих только в желтой области, то для зрения их свет также безвреден, но о сколько-нибудь адекватном цветовосприятии тут говорить не приходится.

Почти идеальной цветопередачи позволяет при минимально возможной утомляемости зрения достичь синтетический, или аддитивный спектр, поз. 2 . Процессору глаза нет нужды перенапрягаться: верхушки зон R, G и B выходят за оптимальный при данной общей яркости уровень освещенности чуть-чуть, а на их стыках восстановление полной деталировки требует простого сложения парциальных (частных) картинок в соответствующих цветах. В итоге общий уровень белого выходит почти линейным и детали любого цвета четко видны, а серые тона плавно переходят друг в друга.

И снова к сожалению: аддитивный спектр дают только экраны хороших электронно-лучевых трубок (кинескопов). К нему медленно, но уверенно подобраются люминесцентные лампы (экономки) с 3-4 слойным люминофором, отдельные образцы светодиодных осветителей и экраны TFT-дисплеев, однако до полного решения проблемы еще далековато. Поэтому опытные и пекущиеся о своем зрении (которое в данном случае еще и основной рабочий инструмент) графические дизайнеры, фотографы и художники, работающие за компьютером, упорно держатся за «трубочные» дисплеи, покупая по бешеным ценам профессиональные или выискивая б/у с еще не севшей трубкой.

Примечание: свет от источников с аддитивным спектром принято называть предельно мягким. В природе предельно мягкое освещение – утреннее при легкой облачности, когда сквозь облака немного просвечивает диск Солнца.

В быту приемлемой мягкости света позволяют добиться его источники с островным спектром, поз. 3 . Выглядит он как 3 сплошных ограниченных, но это тот случай, когда количество переходит в качество: узрев 3 зоны основных цветов, глаз обязательно постарается рассмотреть, а что же между ними. В провалах между островами что-то еще видно, хоть и на уровне освещенности существенно меньшем оптимального при данной аккомодации. Пики островов тоже довольно сильно задраны вверх, но также в пределах допустимого.

Островной спектр дают большинство экономок и хороших светодиодных ламп; как их отличить сразу при покупке от, скажем так, не очень хороших, см. далее, в разделе об осветителях. Заниматься при таком свете работой, требующей напряжения зрения, нежелательно, но читать/писать по 3-4 часа в день можно.

У островного спектра есть 2 важные для бытовой светотехники особенности. Первая – его можно существенно смягчить с помощью светоформирующих устройств, см. далее. Вторая – «хвосты» красного и синего не уходят в ИК (инфракрасную) и УФ (ультрафиолетовую) области, а к границам видимого спектра спадают до черного. Поэтому, если детали какого-то цвета в островном освещении плохо видны, наращивать общую яркость – только вредить зрению. В таком случае необходимо использовать местное освещение лампами накаливания или экономками/светодиодными другой цветовой температуры, у них острова спектра будут расположены по-иному.

Самый вредный для зрения спектр – линейчатый, поз. 4 . В нем, во-первых, очень узкие зоны основных цветов не перекрываются. Во-вторых, для создания достаточной общей яркости приходится «задирать» пики линий, особенно синей, выше предельно допустимого. Свет вроде бы и не очень яркий, а глаза режет. Все в общем видно вроде бы и хорошо, но детали где-то теряются и никак не разглядишь, хоть глаза лопни.

Такой свет называется предельно жестким. Его дают дешевые светодиодные лампы и отдельные модели экономок с 1-слойным люминофором. Смягчить его светоформирователями никак не возможно, т.к. в провалах между линиями вообще ничего не освещено. При длительном пользовании таким светом возможно развитие не только близорукости/дальнозоркости, но и различных нарушений цветовосприятия (процессор глаза перенапрягается без толку, пытаясь разглядеть невидимое), и даже отслоение сетчатки.

Электроарматура

Грубое и наиболее часто влекущее за собой нежелательные последствия нарушение правил ТБ при самостоятельном изготовлении люстр – подвешивание их за электрокабель : его конец пропускают в патрон лампочки, завязывают узлом, так все и держится на весу. Люстру, даже легчайшую, нужно подвешивать на отдельной тяге, жесткой или гибкой.

Жесткий подвес люстры всем известен: это трубка, в которую протянут кабель . Традиционный гибкий подвес – цепочка; кабель в данном случае проходит сквозь звенья. Сейчас в продаже имеются и специальные кабели для люстр, в них кроме 3-х проводов под общей оболочкой еще и прочный канатик для подвеса. Его нужно выводить наружу и крепить в 2-х местах: вверху к крюку и внизу к каркасу люстры, иначе канатик со временем может выползти и люстра повиснет на проводах. При подвешивании на отдельном шнуре кабель необходимо обвести вокруг него несколькими витками (а не наоборот!) и закрепить концы «змейки» скотчем или, не натуго, мягкой ниткой.

Нештатные ситуации с люстрами чаще всего возникают в месте ввода проводов в патрон лампочки , поэтому патроны также нужно закреплять на каркасе отдельно. Наиболее удобен для этого патрон Е17 под лампу-миньон (лампу-свечку) с винтовым зажимом для крепежной ламели (показан стрелкой на поз. 1 рис.). Если каркас из трубок, ламели получают, сплющив их концы. К деревянному каркасу ламели из полоски стали толщиной 1-1,5 мм и шириной 10 мм можно прикрепить мелкими саморезами.

Патроны Е17 с концевым хомутом (хвостовиком), поз. 2, для домашнего мастера менее удобны, т.к. хомут закрепляется парой гаек, под которые на трубке нужно нарезать резьбу. Если места в люстре хватает, в таком случае лучше использовать патрон Е27 (обычный, «толстенький») с боковым хомутом, поз. 4. Хомуты, для получения желательной ориентации ламп, можно осторожно подгибать. И, наконец, в люстрах с единственной лампочкой удобнее может оказаться патрон Е17 или Е10 (суперминьон) с проушинами под крепление, поз. 5, но места присоединения проводов к такому следует тщательно заизолировать.

Примечание: обычные бакелитовые патроны Е27 тоже можно крепить жестко, для этого во вводных штуцерах их крышек есть специальная резьба. Но такую же резьбу нужно иметь на трубке, к которой крепится патрон, а ручных метчиков под нее в продаже нет.

О монтаже и подключении

Запитывать от сети люстру общей мощности до 60 Вт можно кабелем с сечением токопроводящих жил 0,35 кв. мм; до 120 Вт – 0,5 кв. мм; до 300 Вт – 0,75 кв. мм. Используют 3-жильный кабель с двойной изоляцией. К нулевому проводу сети подключают «земляной» (желтый с продольной зеленой полосой) провод, а к идущим от выключателей секций люстры фазным проводам – остальные 2.

Примечание: искать фазу с помощью контрольной лампочки, щелкая выключателями, недопустимо! Нужно пользоваться индикатором-фазоуказателем!

Подключение проводов к клеммникам патронов ламп и вообще электромонтаж люстры производится внизу пошагово в следующем порядке:

  1. Удостоверяются с помощью фазоуказателя, что напряжения на проводах нет и никто случайно щелкнуть выключателем не может. Для этого их рычажки можно временно заклеить скотчем.
  2. От потолочных концов кабеля пробрасывают до пола времянку из кабеля с жилами не меньшего, чем у штатного, сечения.
  3. Зачищают концы штатных проводов люстры, подключают ее общий ввод к времянке. Не забудьте заизолировать соеинения!
  4. Разбирают патрон.
  5. Вводят конец кабеля в крышку патрона сквозь штатное отверстие.
  6. Надевают на него стопорную шайбу, предотвращающую случайное выдергивание из патрона. В крайнем случае – завязывают кабель в узел.
  7. Заделывают оголенные концы проводов в клеммы. Многожильные провода перед заделкой скручивают и, желательно, лудят, чтобы вылезшие жилки не устроили КЗ (короткое замыкание),
  8. Вставляют клеммник в крышку, посадив его выемками на соответствующие выступы в ней.
  9. Проверяют, если ли небольшая петля кабеля под крышкой и не выдергивается ли она.
  10. Придерживая клеммник, чтобы не соскочил, навинчивают на крышку корпус патрона.
  11. По окончании монтажа секции винчивают лампы, проверяют, включив соотв. выключатель, горят ли ровно.
  12. Снова блокируют выключатели от случайного включения, убирают времянку.
  13. , подключают ее ввод к потолочным концам.
  14. Проверяют: горит ровно, не мигает – монтаж окончен, можно пользоваться.

Светоарматура

Световая арматура люстры (светоформирующая система) во-первых, направляет свет должным для данного типа помещения образом. Во-вторых, смягчает его за счет уменьшения поверхностной яркости осветителя. А для источников света с островным спектром проявляется еще одно благоприятное обстоятельство.

В школьных и даже общих университетских курсах оптики, чтобы слишком не запутывать студентов, считается, что при рассеянии, отражении и преломлении света его частота остается неизменной; это дает возможность наглядно вывести основные их законы. На самом деле абсолютно линейных сред не бывает и некоторая доля световых квантов в этих процессах переизлучается, благодаря чему меняет свою частоту и, следовательно, цвет. Т.е., «хвосты» спектральных островов получают небольшую яркостную «подпитку», что облегчает работу процессора глаза; это равносильно дополнительному смягчению света.

Рабочие процессы

В светоарматуре бытовых светильников используется в основном диффузное отражение и рассеяние света. Зеркальное отражение находит малое применение, т.к. само по себе не уменьшает поверхностную яркость и не смягчает свет. Достаточно широко используется преломление в прозрачных средах: хрустальные подвески не только дают приятную игру света, но и существенно смягчают его без значительных потерь светового потока. И, наконец, в отдельных случаях, напр. в абажурах из ниток, в формировании светового потока имеет место заметная доля дифракции.

Примечание: с дифракцией и тенями вообще-то надо поосторожнее. Свет в комнате, что слева на рис., может вызвать нервное расстройство и у взрослого, а колючие лучики от светильника справа там же на пользу зрению никак не пойдут. Здесь имеет место то обстоятельство, что в пиках дифракционной картины интенсивность света может быть много выше, чем на первично излучающей поверхности.

Формирующие элементы и системы

Смягчение света и формирование необходимой его диаграммы направленности (ДН), см. ниже, с помощью преломления в прозрачных средах и/или зеркального/полного внутреннего отражения требует большого количества таких оптических актов: в каждом из них светопотери малы, но мала и степень преобразования светового потока, т.к. прозрачные среды потому и прозрачны, что их нелинейность проявляется в ничтожной степени. Традиционно для этого нужно много преломляющих элементов с высокими оптическими свойствами; следовательно, дорогих или доступных от случая к случаю. Сейчас мастеров-любителей выручают пластики: оригинальная люстра на преломлении и переотражениях может быть изготовлена вообще из бросового материала, см. далее. Облик у таких люстр «воздушный»; срок эксплуатации – 1-3 года.

Если нет в распоряжении хрустальных подвесок, придется использовать рассеяние и диффузное отражение. Светопотери будут больше, но в таком случае возможно обойтись подручными материалами: достаточно получить всего 1-3% нелинейных оптических актов во всей светотехнической системе. Обычный люксметр с набором светофильтров такого количества «левых» квантов не улавливает, но его хватит, чтобы освещенность провалов между островами спектра поднялась выше «дна» диапазона аккомодации и глаз работал не переутомляясь.

В основе светоформирователей на диффузных оптических процессах лежат 3 элемента: плафон, абажур и диффузный рефлектор. Плафон, поз. 1 на рис. – колпак из матового стекла или аналогичного ему по оптическим свойствам материала. Наружу свет из него может выйти, только претерпев рассеяние. Для дальнейшего формирования светового потока оптические свойства помещения значения не имеют или имеют очень малое.

Абажур, поз. 2, часть первичного света выпускает наружу без преобразования; не обязательно вниз. Смягчение первичного светового пятна достигается за счет его подсветки отраженным от стен и потолка рассеянным светом, поэтому оптические свойства помещения в данном случае существенны. Определяющими они становятся для диффузного рефлектора, поз. 3, однако эта светотехническая система при помощи изменения степени прозрачности рефлектора(-ов), их размеров, конфигурации и расположения позволяет формировать различные ДН.

Световые системы люстр строятся, как правило, путем комбинирования элементарных формирователей. Напр., на поз. 4 – хорошо известная люстра из расположенных ступенчато концентрических абажуров, дополненных небольшим почти плоским плафоном. На первый взгляд, светопотери в ней должны быть велики, но вспомним: для освещения школьного спортзала площадью ок. 400 кв. м и с высотой потолка под 6 м хватало неэкономичных ламп накаливания на общую мощность 800-1200 Вт.

Среди новых световых систем выделяются люстры-плафоны, поз. 3. Названы они так потому, что являются одновременно плафонами и осветительными, и архитектурными потолочными, см. фото. Суть оптики данного типа в том, что в камере-ловушке первичные кванты испытывают многократные переотражения и наружу свет выходит сильно смягченным.

Материалы для световых систем

О покупных элементах люстр из стекла или специальных пластиков можно заметить, что:

  • Стекло нужно выбирать зеркальное, на сломе бесцветное или чисто белое.
  • Под любые источники света, кроме ламп накаливания, лучше брать оптические части, матированные не с поверхности, а в массе, т. наз. молочные, желаемой степени прозрачности.
  • Акриловые компьютерные диски в световых системах использовать нежелательно: полупрозрачный слой металла в них только без толку поглощает свет, а почти совершенно прозрачный и бесцветный оптический акрил сколько-нибудь заметно не преобразует световой поток.

Хорошие самодельные люстры получаются из пищевых ПЭТ-бутылок . Коэффициент преломления и прозрачность ПЭТ (полиэтилентерефталата) довольно высоки, что дает возможность при небольших светопотерях добиться значительного смягчения света. ПЭТ-бутылки выпускаются различных цветовых оттенков и полупрозрачными, благодаря чему люстру можно строить на основе как преломления и переоражений, так и диффузных процессов.

Помимо дешевизны и доступности существенное преимущество ПЭТ – легкость обработки в домашних условиях и, в умелых руках, неплохие декоративные качества. Напр., как делать цветы из бутылок, см. мастер класс по ссылке: //www.youtube.com/watch?v=8TXXoiTLhVA

Цветочный декор не только украсит люстру, но и, благодаря увеличению числа преломляющих поверхностей, существенно улучшит ее светотехнику. Возможны и другие варианты оптически полезного и красивого декора из пластиковых бутылок, но мы их оставим для статьи об абажурах.

Прочие пластики для люстр с лампами-экономками тоже годятся, в качестве отражателей. Для них нужно брать материал как можно белее и слегка шероховатый или с сатиновым глянцем. Полупрозрачные детали из бытовых пластиков не очень-то хороши, т.к. в качестве наполнителя используется чаще всего мел или тальк с красящими присадками. Светопотери в таких будут велики, а смягчение света – только за счет падения поверхностной яркости. Использовать предпочтительнее пропилен, т.к. ПВХ от света довольно скоро желтеет и становится хрупким.

Второй очень хороший и доступный материал для оптической системы люстры – бумага . Если лампа светодиодная, то люстра из бумаги с ней прослужит несколько лет: бумага желтеет и теряет светопропускание от нагрева и воздействия УФ, которых светодиодные лампы почти или совсем не дают.

Светопропускание бумажных компонент люстры подбирают, выбирая материал соответствующей плотности, от 20 до 220 г/кв. м. Отражательные свойства современной писчей бумаги практически безупречны: с коэффициентом белизны ниже 0,8-0,85 она просто не выпускается. Кстати, некоторые ушлые производители оперируют коэффициентами белизны 1,05 и даже 1,15. По какой методике измерений они выходят на сверхединичные значения величины, которая в принципе не может быть больше 1, кто знает. Но с точки зрения физики это смешной абсурд: поставил такой листик перед зеркалом, между ними – солнечную батарею, раз посветил фонариком, вот тебе и вечный двигатель II рода. Или благодатная тема дискуссий на форумах техномистиков. А что тут такого? Раз КБ>1, то листик света и, соответственно, его энергии излучает больше, чем принимает.

Примечание: колба лампы накаливания мощностью 60 Вт может нагреваться более чем до 100 градусов Цельсия. Поэтому для люстр с плафонами, абажурами и отражателями из пластика, ткани, текстиля и ниток нужно применять лампы накаливания не более чем на 40 Вт, а галогенные – до 15-20 Вт.

Видео: мастер-класс по изготовлению люстры из веревки или ниток

Люстра в комнате

Основные типы ДН для освещения бытовых помещений показаны на рис. Кардиоиду формирует плафон, это свет для небольших спален, детских, прихожих. Провал вверху образуется за счет тени от цоколя. Детская люстра должна быть снабжена сферическим плафоном, сильно, но без чрезмерных светопотерь, рассеивающим свет. Особенно мягкое и, весьма желательно, бестеневое освещение в детской необходимо, чтобы не навредить еще не окрепшему зрению. Поэтому плафон детской люстры лучше всего делать из бумаги, а преломляющих материалов для нее избегать.

Восьмерочную ДН получают с помощью нескольких диффузных рефлекторов и хорошо беленого потолка, напр. гипсокартонного. Такой свет необходим в достаточно большой гостиной со свободным пространством в центре, кабинете и др. помещениях, где зоны освещаются локальными источниками света.

Веерную ДН дает простой абажур, а лепестковую он же, направленный апертурой (раструбом) вверх. Лепестковые ДН характерны для бра, которые здесь не совсем в теме, а вот люстры с веерной ДН подходят в небольшую гостиную с обеденным столом в центре или на кухню. Особенно для последней: свет способствует осаждению паров органических веществ и битуминизации их в жидкой фазе, так что потолок здесь особо освещать ни к чему, пусть лучше потенциальная копоть уйдет в вытяжку.

Примечание: наиболее равномерное освещение площади пола при минимальном расходе электричества на освещение дает т. наз. косеканс-квадратная ДН. Однако получается она с помощью весьма сложных осветительных приборов, стены и потолок нужно освещать отдельно. Применяется в основном для освещения больших производственных помещений, открытых площадей, спортивных сооружений и т.п.

Лампы для люстр

Далеко не все производители бытовых ламп освещения дают на сайтах и в спецификациях их спектральные характеристики, поэтому и продавцы чаще всего их не знают. Что касается ламп-экономок, тут несведущему покупателю проще: спектр неизвестен – берем на цветовую температуру 4300 К. В худшем случае получим сплошной ограниченный спектр. Рассмотреть во всей красе цветную открытку или иллюстрацию в книге он не даст, но зрению не повредит. Зрительно такой свет почти белый с легкой желтизной. Норма электрической мощности таких ламп – 1,8-3,4 Вт на 1 кв. м освещаемой площади в зависимости от конфигурации и общего тона дизайна комнаты.

Примечание: фитолампы для полок с цветами, парников/теплиц и аквариумов использовать для общего освещения нельзя. Их спектр резко линейчатый, он полезен растениям для фотосинтеза, но никак не человеку для зрения.

Светодиодные лампы выбираются, во-первых, на цветовую температуру 2800-3300 К , желтенькие. У белых спектр, как правило, линейчатый, что заметно сразу: их свет режет глаза и в хорошо освещенным естественным образом торговом зале. По видимым конструктивным признакам следует выбирать лампы-глобы с матовой колбой и глубоким ее хвостовиком, поз. 1 на рис. Если приглянулась лампа-«кукуруза», то руководствоваться нужно следующими признаками поз. 2:

  • Светодиодная сборка должна быть прикрыта полупрозрачной колбой, это гарантирует прежде всего долговечность лампы. «Голая кукуруза», со светящими структурами под защитной пленкой, чувствительна в загрязнениям и вообще внешним воздействиям.
  • Количество отдельных излучающих структур должно быть не менее 15-20.
  • «Кочан», т.е. обечайка-держатель излучающих структур, должен быть прозрачным. В сочетании с пред. условием это даст большее количество переотражений внутри колбы, большую равномерность первичного света и лучшие возможности формирования светового потока.

Чтобы не «попасть» на линейчатый спектр, следует также избегать имитаций под глобы и «кукурузы» в виде лампочек с прозрачной колбой, сидящей прямо на цоколе, и небольшим количеством излучающих структур, поз. 3. Освещенность от них в небольшой комнате и зрительно окажется неравномерной, а спектр чаще всего линейчатый. Также для освещения жилых помещений непригодны светодиодные лампы направленного света, поз. 4. Они предназначены для вспомогательного/служебного освещения и при длительном пользовании глазам вредны.

Нет никаких сомнений в том, что правильно выполненное освещение кухни задает звучание всему интерьеру. А люстра способна стать центральным элементом в этом уютном и теплом помещении.

Используя подручные материалы — или даже бросовые — можно сделать абажур из ниток, светильник в стиле эко из джутового шпагата или пластиковых бутылок, а можно смастерить настоящий шедевр – красивую люстру из деревянных или стеклянных бусин.

А еще светильник, сделанный своими руками можно не только повесить на кухне или в столовой зоне, но и подарить близким.

Способ 1. Из подручных материалов – сможет каждый!

Самый простой светильник своими руками делается из ниток. Действительно, с подобной конструкцией может справиться даже ребенок. Итак, чтобы сделать люстру из ниток, нам потребуются:

  • Нитки – можно взять обычный джутовый шпагат или хлопчатобумажные толстые нитки, общей длиной не менее 100 метров, цвет выбирается, исходя из вашей фантазии и уже имеющегося интерьера;
  • Клей ПВА и кисть для его нанесения;
  • Вазелин;
  • 2 воздушных шарика – один для работы, второй для проверки; шарик лучше брать не обычный, а круглый, тогда форма светильника будет правильной формы.

Совет! Также подойдет детский или резиновый пляжный мячик. Для очень больших светильников подойдет мяч для фитбола, например.

Работы по созданию шарика из ниток ведутся в такой последовательности:

  1. Надуваем шарик нужных размеров. Не забываем, что получившийся абажур из ниток будет повторять форму шарика. Нарисуйте маркером одну или две окружности сверху и снизу (снизу можно побольше).
  2. Клей наливаем в емкость и тщательно обрабатываем нитки. А сам шарик можно обмазать кисточкой вазелином.

Совет! Не стоит сразу наносить клей на все нитки – лучше продвигаться по месту наматывания.

  1. Далее следует наматывание ниток на шарик с учетом нарисованных отверстий – от плотности наматывания зависит, каким в итоге получится ваш абажур.

  1. После того, как шарик будет обмотан, нужно оставить будущую люстру сохнуть как минимум на 24 часа.
  2. Шарик лопается и его остатки легко извлекаются из ставшей прочной конструкции. В результате и получился абажур из твердых ниток.
  3. Прорезается отверстие сверху – под патрон.
  4. Нужно проверить прочность – в светильник вставляется еще один шар и надувается. Это позволит продемонстрировать гибкость конструкции.

Таким образом можно выполнить и местное освещение на кухне, создав своими руками несколько светильников из ниток. А можно повесить в столовой зоне, как показано на фото.

Не забывайте, что для шарика из ниток можно сделать дополнительный декор в виде интересного окрашивания, бусин, бабочек или искусственных цветов, а можно сделать целую гроздь шаров разных размеров.

По этому же принципу вы сможете придумать свой уникальный дизайн светильника. Например, из кружева, или потолочный светильник как на фото ниже.

Способ 2. Создаем шедевр – нужно постараться!

Прекрасное освещение кухни получится и если сделать своими руками светильник из бусин, либо ткани. Получится светильник в стиле или настоящая люстра-канделябр.

Для такой работы вам понадобятся:

  • Старые пяльца, садовая корзина, подвесное металлическое кашпо, либо проволока для создания каркаса;
  • Декоративные цепи;
  • Бисер, бусины, ленты, прочные нити;
  • Патрон с лампой.

Светильник будет представлять собой двух- или трехуровневую конструкцию из колец, расположенных друг над другом и соединенных цепями либо проволокой.

Кольца можно брать разного размера, создавая абажур в духе винтажной классики, или одинакового – именно такое освещение выполняется в .

Основание светильника непременно окрашивается, обматывается или декорируется, после чего приступают к нанизыванию бус.

Расход бусин в этом проекте такой:

Нижняя часть: бусины диаметром 16 мм, 15 шт. на нить;

Верхняя часть: бусины диаметром 12 мм, 31-32 шт. на нить.

Здесь вы можете варьировать степень натяжения и количество нитей.

Совет! Работы стоит проводить, предварительно подвесив люстру и вставив в нее патрон.

По аналогии можно создать для кухни люстру из искусственных фруктов. А приглушенное освещение получится, если использовать для обшивки каркаса ткань. Как правило, такой абажур выполняется для стилей кантри и .

Способ 3. Светильники из бросовых материалов – для современной кухни!

Наиболее оригинальный светильник можно сделать из такого бросового материала, как пластиковые бутылки и одноразовые ложки – это и красиво, дешево и экологично!

Делаем абажур в стиле минимализм и – никаких дополнительных украшательств из ниток и бусин, только матовый белый или цветной пластик. Чтобы сделать такое приглушенное освещение кухни своими руками, нам понадобится:

  • Основание из 5-литровой пластиковой бутылки;
  • Патрон с проводом и лампой;
  • Клей для качественной фиксации;
  • Много одноразовых ложек.

Чтобы сделать своими руками люстру, вырезаем у бутылки дно и обрезаем ручки у ложек (не полностью, так, чтобы остался небольшой черенок). С помощью клея фиксируем обрезанные ложки на бутылке-основании. Их нужно располагать равномерно, порядово, тогда и абажур будет выглядеть привлекательно.

Совет! Каждый следующий ряд располагается внахлест, без пропусков.

Получившаяся люстра будет напоминать рыбью чешую. Однако следует помнить, что такая конструкция довольно плотная, а значит, в кухне обязательно понадобится дополнительное освещение.

Форма светильника может быть разной, например, в виде лотоса.

Из одноразовых ложек можно сделать и такие украшения.

Светильник из пластиковых бутылок, а точнее из их донышек, изготовленный своими руками, может казаться кружевным или состоящим из множества маленьких цветочков.

Совет! Такой абажур можно сделать не белым, а цветным – значит, нужно брать цветные бутылки или покрасить его краской оригинального цвета: медного, золотого, стального, розового, черного и т.д.

Получившийся абажур можно повесить на кухне или над обеденным столом.

Пусть на вашей кухне будет уютно и светло! Желаем вам творческих успехов и представляем еще несколько прекрасных идей изготовления кухонных светильников своими руками из подручных средств.


Close