Отводится 45 минут.

Ответами к заданиям 1–11 является число. Ответами к заданиям 12–18 являются число, слово, словосочетание или последовательность чисел и слов. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Обведите правильный(е) ответ(ы).

Бактерии поистине вездесущи. В воздухе и воде, в любом комочке почвы и в каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий. Их удаётся обнаружить в верхних слоях атмосферы на высоте нескольких десятков километров и в глубоких подземных скважинах; в кипящих вулканических источниках и в толще антарктических ледников.

(Из энциклопедии)

1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Бактерии живут везде.

2) Бактерии могут жить в самых суровых условиях.

3) В каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий.

4) Бактерии обитают в каждом живом организме.

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного.

1) сто двадцать пятым 3) сорока трёх

2) трёхстами пятнадцатью 4) двум третьим

3. Укажите пример с грамматической (синтаксической) ошибкой.

1) восторгаться музыке 3) оплатить покупку

2) работать согласно расписанию 4) не чувствовать холода

4. Значение какого слова определено неверно?

1) БУДНИЙ – рабочий, не праздничный

2) АВТОБИОГРАФИЯ – описание жизни известного человека

3) СМЕТЛИВЫЙ – хорошо и быстро соображающий, догадливый

4) ФОРМУЛЯР – библиотечная учётная карточка

5. Какое лингвистическое понятие иллюстрирует пара слов: безучастность сочувствие ?

6. В каком предложении нет речевых ошибок?

1) Лексика современных школьников несколько иная, нежели чем их предшественников.

2) Тех, кто первыми позвонят в редакцию и ответят правильно, ждёт приз.

3) Номер телефона, который определил мобильник, который мне недавно подарили, был мне неизвестен.

4) Я думаю, что ты напрасно сначала не посоветовался с отцом.

7. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.

1) Лучше (не)досолить, чем пересолить.

2) (Не)видно сегодня ни одного белеющего паруса.

3) Через окна, еще (не)закрытые на ночь, комната наполнилась удивительно свежим воздухом.

4) Утром ничто (не)напоминало вчерашнюю бурю.

8. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).

1) Яркая молния передёрнула небо и я увидел над окном дымный облачный вал.

2) Идеальный дворянин должен был походить на героя рыцарских романов и на персонажа антич­ной истории и на христианского проповедника.

3) Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.

4) Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.

9. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия на месте пропуска в предложении.

Бабушка читала малышкам сказку да украдкой рассматривала нового гостя.

1) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

(1)Удивительный июльский день. (2)Один из тех дней, которые случаются тогда, когда погода установилась надолго. (3)С самого раннего утра небо ясно. (4)Утренняя заря не пылает пожаром: она разливается мягким румянцем. (5)Солнце, не огнистое, не раскалённое жаром, как во время знойной засухи, но светлое и приветно лучезарное, мирно поднимается над узкой и длинной полосой тумана. (6)Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями.

(7)Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их прозрачными полосами ровной синевы, они почти не трогаются с места. (8)К вечеру эти облака исчезают. (9)Последние из них, черноватые и неопределённые, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца. (10)На месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сияние зари стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нём первая вечерняя звезда. (11)Такие дни всегда памятны. (12)Они надолго остаются в душе, как остаётся в ней всё то прекрасное, что дарит человеку летняя природа.

10. Какое утверждение противоречит содержанию текста?

2) Утренняя заря в июльский день напоминает автору пылающий пожар.

3) сравнивает появляющиеся на небе около полудня облака с островами.

4) Летняя природа дарит человеку много прекрасного.

11.Определите стиль и тип речи предложенного текста.

1) художественный, описание.

2) публицистический, рассуждение.

3) публицистический, повествование.

4) научный, описание с элементами повествования.

Ответ:___________________________

12. Из предложения 1 выпишите эпитет.

Ответ:___________________________

13.В предложении 5 найдите слово, в котором происходит оглушение согласного звука. Выпишите это слово.

Ответ:___________________________

14. В предложениях 11-12 найдите слово, имеющее следующий морфемный состав: приставка – корень – суффикс. Выпишите это слово.

Ответ:___________________________

15. Из предложений 8–9 выпишите все предлоги.

Ответ:___________________________

16. Укажите количество грамматических основ в предложении 12.

Ответ:___________________________

17. В предложении 10 найдите слово, выбор написания которого определяется правилом о написании корней с чередованием гласных. Выпишите это слово.

Ответ:___________________________

18. В приведённых ниже предложениях из прочитанного Вами текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают запятые, выделяющие обособленное(-ые) определение(-я), выраженное(-ые) причастным оборотом.

Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, (1) золотисто-серых, (2) с нежными белыми краями. Подобно островам, (3) разбросанным по бесконечно разлившейся реке, (4) обтекающей их прозрачными полосами ровной синевы, (5) они почти не трогаются с места. К вечеру эти облака исчезают. Последние из них, (6) черноватые и неопределённые, (7) как дым, (8) ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца.

Ответ:___________________________

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Яркая молния передёрнула небо и я увидел над окном дымный облачный вал.

2) Идеальный дворянин должен был походить на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.

3) Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.

4) Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.

5) Античность в Греции предстала перед В.А. Серовым в её чистом виде и художник воспринял эту страну как реализованную мечту о большом искусстве.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

1)Яркая молния передёрнула небо, и я увидел над окном дымный облачный вал.

2)Идеальный дворянин должен был походить на героя рыцарских романов, и на персонажа античной истории, и на христианского проповедника.

3)Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.

4)Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.

5)Античность в Греции предстала перед В.А. Серовым в её чистом виде, и художник воспринял эту страну как реализованную мечту о большом искусстве.

1-е и 5-е -предложения ССП.

Ответ: 1 и 5

Ответ: 15|51

Актуальность: 2016-2017

Сложность: обычная

Раздел кодификатора: Знаки препинания в ССП и предложении с однородными членами

Правило: Задание 16. Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами

ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ И В ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ С ОД­НО­РОД­НЫ­МИ ЧЛЕНАМИ

В этом за­да­нии про­ве­ря­ют­ся зна­ния двух пунктограмм:

1. Запятые в про­стом пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми членами.

2. Запятые в сложносочинённом предложении, части ко­то­ро­го со­еди­ня­ют со­чи­ни­тель­ные союзы, в частности, союз И.

Цель : найти ДВА предложения, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ПО ОДНОЙ за­пя­той в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно ука­зывать но­ме­ра тех предложений, где была ПО­СТАВ­ЛЕ­НА пропущенная запятая, так как бы­ва­ют такие случаи, что в пред­ло­же­нии уже есть запятая, например, при де­е­при­част­ном обороте. Её мы не считаем.

Не сле­ду­ет искать за­пя­тые при раз­лич­ных оборотах, ввод­ных словах и в СПП: по спе­ци­фи­ка­ции в дан­ном задании про­ве­ря­ют­ся лишь три ука­зан­ные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены

Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.

Условные обозначения:

ОЧ - однородные члены.

ССП - сложносочинённое предложение.

Алгоритм выполнения задания должен быть таким:

1. Определяем количество основ.

2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.

3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).

Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.

15.1 ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ ПРИ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕНАХ

Однородные члены пред­ло­же­ния - это такие члены, ко­то­рые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния (как главные, так второстепенные) всегда соединёны со­чи­ни­тель­ной связью, с союзом или без него.

Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Ак­са­ков с под­лин­но по­э­ти­че­ским во­оду­шев­ле­ни­ем опи­сы­ва­ет и летние , и зим­ние кар­ти­ны рус­ской природы.

В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.

В одном пред­ло­же­нии может быть не­сколь­ко рядов од­но­род­ных членов. Так, в предложении Вскоре уда­рил тяжёлый ли­вень и по­крыл шумом дож­де­вых по­то­ков и по­ры­вы ветра, и стоны сос­но­во­го бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл ; два дополнения, порывы и стоны .

Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.

Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.

15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.

Общая схема : О , О , О .

Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.

Пример : жёлтые, зелёные, красные яблоки.

15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ

Общая схема : О и/да/либо/или О .

Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и красные яблоки.

Пример 2 : Везде её встречали весело и дружелюбно .

Пример 3 : Только ты да я останемся жить в этом доме.

Пример 4 : Я приготовлю рис с овощами либо плов .

15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.

Общая схема : О , О и О .

Правило: Если по­след­ний однородный член при­со­еди­ня­ет­ся со­ю­зом и, то за­пя­тая перед ним не ставится.

Пример : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и красные яблоки.

15.1.4. Од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды

Правило: При раз­лич­ных ком­би­на­ци­ях со­юз­но­го (пункт 15.1.2) и бес­со­юз­но­го (пункт 15.1.1) со­че­та­ния од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния со­блю­да­ет­ся правило: если од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды, то за­пя­тая ста­вит­ся между всеми од­но­род­ны­ми членами

Общая схема : О , и О , и О .

Общая схема : и О , и О , иО .

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Пример 2 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Более сложные примеры :

Пример 3 : От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи - от всего по­бе­жа­ли да­ле­ко длин­ные тени.

Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 4 : Было груст­но и в ве­сен­нем воздухе , и на тем­нев­шем небе , и в вагоне . Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 5 : Дома, и деревья, и тротуары были укры­ты снегом . Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой , ибо это не между ОЧ, а после него.

Именно эта схема часто вос­при­ни­ма­ет­ся за оши­боч­ную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.

Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.

Рассмотрим примеры.

Пример 1 : По ве­че­рам за сто­лом со­би­ра­лись дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые ; собирались и читали . Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.

Пример 2: Ве­че­ром Вадим ушёл в свою ком­на­ту и сел пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.

15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)

Схема: О , а/но/да О

Правило: При на­ли­чии союза А, НО, ДА(=но) за­пя­тые ставятся.

Пример 1: Ученик пишет быстро , но неаккуратно .

Пример 2: Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.

Пример 3: Мал золотник, да дорог .

15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ

Схема: О , илиО , или О

Правило: при двукратном по­вто­ре­нии дру­гих со­ю­зов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ста­вит­ся всегда:

Пример 1: А ста­рик расхаживал по ком­на­те и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.

Обратите внимание, что в предложении имеются также од­но­род­ные об­сто­я­тель­ства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.

После сказуемого «расхаживал» за­пя­той нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)

15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.

Правило: При двой­ных со­ю­зах запятая ста­вит­ся перед вто­рой его частью. Это союзы как... так и; не только... но и; не столько... сколько; насколько... настолько; хотя и... но; если не... то; не то что... но; не то чтобы... а; не толь­ко не, а, скорее... чем и другие.

Примеры: Я имею по­ру­че­ние как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .

Грин был не только ве­ли­ко­леп­ным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тон­ким психологом .

Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .

Туманы в Лон­до­не бы­ва­ют если не каждый день , то через день непременно.

Он был не столько расстроен , сколько удивлен сло­жив­шей­ся ситуацией.

Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при вы­пол­не­нии за­да­ния 7 (тип «ошибка на од­но­род­ные члены») мы уже встре­ча­лись с этими союзами.

15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно

Общая схема: Схема: О и О , О и О

Правило: При по­пар­ном объ­еди­не­нии вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния за­пя­тая ста­вит­ся между па­ра­ми (союз И дей­ству­ет локально, толь­ко внут­ри групп):

Пример1: Аллеи, за­са­жен­ные сиренями и липами , вязами и тополями , вели к де­ре­вян­ной эстраде .

Пример 2: Песни были разные: про радость и горе , день прошедший и день грядущий .

Пример 3: Книги по гео­гра­фии и ту­рист­ские справочники , друзья и слу­чай­ные знакомые твер­ди­ли нам, что Ро­по­та­мо – один из самых кра­си­вых и диких угол­ков Болгарии.

15.1.9.Не яв­ля­ют­ся однородными, по­это­му не вы­де­ля­ют­ся запятыми:

Ряд повторов, име­ю­щих усилительный от­те­нок - это не од­но­род­ные члены.

А снег шёл и шёл.

Простые осложнённые ска­зу­е­мые также не яв­ля­ют­ся однородными

Сказал так сказал, пойду проверю.

Фразеологизмы с по­вто­ря­ю­щи­ми­ся союзами не яв­ля­ют­ся однородными чле­на­ми

Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь

Если в пред­ло­же­нии есть не­од­но­род­ные определения , ко­то­рые стоят перед по­яс­ня­е­мым словом и ха­рак­те­ри­зу­ют один пред­мет с раз­ных сторон, между ними нель­зя вставить союз и.

Из глу­би­ны цветка не­ожи­дан­но поднялся сон­ный золотистый шмель.

15.2. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Сложносочиненными на­зы­ва­ют­ся сложные предложения, в ко­то­рых простые пред­ло­же­ния равноправны по смыс­лу и свя­за­ны сочинительными союзами. Части слож­но­со­чи­нен­но­го предложения не за­ви­сят друг от друга и со­став­ля­ют одно смыс­ло­вое целое.

Пример: Три раза зи­мо­вал он в Мир­ном, и каж­дый раз воз­вра­ще­ние домой ка­за­лось ему пре­де­лом че­ло­ве­че­ско­го сча­стья.

В за­ви­си­мо­сти от вида со­чи­ни­тель­но­го союза, ко­то­рый связывает части предложения, все слож­но­со­чи­нен­ные предложения (ССП) де­лят­ся на три ос­нов­ных разряда:

1) ССП с со­еди­ни­тель­ны­ми союзами (и; да в зна­че­нии и; ни..., ни; тоже; также; не толь­ко..., но и; как..., так и);

2) ССП с раз­де­ли­тель­ны­ми союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли);

3) ССП с про­ти­ви­тель­ны­ми союзами (а, но, да в зна­че­нии но, однако, зато, но зато, только, же).

15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.

Запятая между ча­стя­ми сложного пред­ло­же­ния ста­вит­ся по ос­нов­но­му правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением осо­бых условиях , ко­то­рые ограничивают дей­ствие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, яв­ля­ет­ся ли пред­ло­же­ние сложным, не­об­хо­ди­мо найти его грам­ма­ти­че­ские основы. Что нужно учи­ты­вать при этом:

а) Далеко не все­гда каждое про­стое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, ча­стот­ны предложения с одной без­лич­ной частью , со ска­зу­е­мым в неопределённо-личном предложении . Например: Много труда предстоит ему, и он это знал .

Схема: [предстоит ], и [он знал ].

В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.

Схема: [позвонили ], и [никто не сдвинулся ].

б) Подлежащее может быть вы­ра­же­но местоимениями, как личными, так и дру­гих разрядов: Я вдруг услышал до боли зна­ко­мый голос, и это вернуло меня к жизни.

Схема: [Я услы­шал ], и [это вер­ну­ло ]. Не те­ряй­те местоимения в роли подлежащего, если оно дуб­ли­ру­ет подлежащее из пер­вой части! Это два предложения, у каж­до­го своя основа, например: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми гостями, и он не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо.

Схема: [Художник был знаком], и [он уди­вил­ся ]. Срав­ним с ана­ло­гич­ной конструкцией в про­стом предложении: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми го­стя­ми и не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо. [О Сказ и О Сказ].

в) Поскольку слож­ное предложение со­сто­ит из двух простых, то впол­не вероятно, что каж­дое из них может иметь од­но­род­ные члены в своём составе. За­пя­тые ставятся и по пра­ви­лу однородных членов, и по пра­ви­лу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воз­ду­хе и подбрасывал . Схема пред­ло­же­ния: [Листья падали], и [ветер О Сказ и О Сказ ].

15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении

В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена .

Самое слож­ное для уча­щих­ся -это понять, есть ли общий вто­ро­сте­пен­ный член предложения , ко­то­рый даст право не ста­вить запятую между частями, или его нет. Общий- значит, от­но­ся­щий­ся одновременно и к пер­вой части, и ко второй. Если общий член есть -запятая между ча­стя­ми ССП не ставится . Если он есть, то во вто­рой части не может быть ана­ло­гич­но­го второстепенного члена , он толь­ко один, стоит в самом на­ча­ле предложения. Рас­смот­рим простые случаи:

Пример 1 : Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу .

Оба про­стых предложения в рав­ной мере могут пре­тен­до­вать на об­сто­я­тель­ство времени «через год». Что случилось через год ? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.

Пе­ре­ста­нов­ка общего члена в конец пред­ло­же­ния меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смог­ла выйти на ра­бо­ту через год . И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. По­это­му для нас так важно во-первых, место об­ще­го члена, только на­ча­ло предложения , а во вторых, общий смысл предложения.

Пример 2 : К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру ? Ветер утих. Начало подмораживать.

Теперь более слож­ный пример 1 : На окра­и­не города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была впол­не весенняя картина . В пред­ло­же­нии два обстоятельства, у каж­до­го простого- своё. Имен­но поэтому за­пя­тая поставлена . Общего второстепенного члена нет. Таким образом, на­ли­чие второго вто­ро­сте­пен­но­го члена та­ко­го же типа (места, времени, цели) во вто­ром предложении даёт право по­ста­вить запятую.

Пример 2 : К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится .

Необходимо отметить, что бы­ва­ют и дру­гие случаи, при ко­то­рых запятая не ста­вит­ся между ча­стя­ми сложносочинённого предложения. К ним от­но­сит­ся наличие об­ще­го вводного слова, общей при­да­точ­ной части, а также двух пред­ло­же­ний неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти слу­чаи не вклю­ча­лись в за­да­ния ЕГЭ, и в по­со­би­ях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.



ВАРИАНТ 1

1.

2.

4) А годы шли быстро и неслышно и уносили с собой эти воспоминания.

3.

5) Слышно было только мерное дыхание спящих да треск горящих сучьев и скоро все тревоги дня медленно растворились в безмятежной ночи.

4. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

5. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

ВАРИАНТ 2

6. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

7. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

8. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

9. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

10. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.

ВАРИАНТ 3

11. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

12. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

2) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.

3) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.

4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.

13. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

14. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

2) Идеальный дворянин должен был походить на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

ВАРИАНТ 1

1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.

2) Всю ночь читает небылицы и вот плоды от этих книг.

3) Мне жаль с тобой расстаться и о тебе вспоминать хотелось бы хорошо

4) А годы шли быстро и неслышно и уносили с собой эти воспоминания.

5) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя

2. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

1) Никого из сотрудников в офисе не оказалось и студенты и родители ожидали в фойе.

2) Наш поезд останавливался как на больших так и на маленьких станциях.

3) Попутчик не расслышал сказанное или пренебрёг моим намёком.

4) А годы шли быстро и неслышно и уносили с собой эти воспоминания.

5)Жестянщики должны знать устройство станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.

3. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Творчество Есенина определяется не только традициями «золотого века» но и влиянием нового поэтического мышления.

2) Мы теперь знаем блоковскую сумрачную зиму и есенинское зимнее предчувствие неизбежного возрождения и особую лиричность тургеневской зимы.

3) Старик всегда был весел и всегда говорил шуточками и прибауточками.

4) Надо было очищать территорию от мусора либо отправляться на поиски другого места для привала.

5) Слышно было только мерное дыхание спящих да треск горящих сучьев и скоро все тревоги дня медленно растворились в ночи.

4. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1)Чибисы то кричали то молча перебегали по кочкам.

2)В лесу еще снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену.

3)Художник был увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида но и разнообразием природных форм.

4)Исследование характера «подлеца» идёт у Гоголя по линии морально-психологической и дополняется ссылками на личные качества Чичикова и обстоятельства воспитания и среды.

5)Особо отличившимся столярам и токарям вручены денежные премии и грамоты.

5. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Подул ветерок с заречья и сразу стало свежо.

2) Среди ремесленников были ткачи и оружейные мастера и резчики по кости.

3) Мощная «шуба» вокруг нашей планеты состоит из свободных протонов и электронов и разделена на два пояса.

4) Дела да случаи совсем замучили.

5)Лесная путаница тропинок окончилась и открылся великий простор.

ВАРИАНТ 2

6. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Керженец поразил нас своей тихой задумчивой и сумрачной красотой.

2) Девочка была смертельно больна и ее лукавые серые глаза погасли.

3) Старый замок радушно принимал и покрывал и перекатную голь и сиротливых старушек и безродных бродяг.

4) Немец-управляющий о хищениях на фабрике не знал или знать этого не желал.

5) Лишь небольшой испанский сторожевой катер да мирные рыбачьи суда сновали по морю.

7. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Вечером Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо и писать ответ.

2) Больше я ничего не слышал так как незаметно для себя уснул.

3) Он подошёл к окну и увидел одни трубы да крыши.

4) Хорошо бы в нашем музее когда-нибудь увидеть картины Рембрандта или Тициана.

5) Многие из участников литературного общества «Беседа» были последовательными классицистами и некоторые из них довели до совершенства традиционные классицистические жанры.

8. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Цели астрологов и алхимиков были фантастичны но их наблюдения и опыты способствовали накоплению знаний как по астрономии так и по химии.

2) В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на шёлковых или бумажных свитках.

3) На улице весь декабрь то снег то дождь...

4) Корабль имел три мачты с прямыми и косыми парусами и мог двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.

5) Серые тучи облекли все небо и холодный свет осеннего дня скупо сеялся сквозь них.

9. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.

2) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.

3) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.

4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.

5) Городок понравился мне своим расположением и я часто ходил по набережной вдоль величавой реки.

10. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.

2) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.

3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.

4) Три раза зимовал он в Мирном и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.

5) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.

ВАРИАНТ 3

11. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Настало утро и золотые блики молодого солнца заплясали на едва заметных волнах спокойного моря.

2) Старый товарищ пригласил меня к себе погостить и мне впервые довелось побывать в верховьях Волги.

3) Бережно вынул он из пазухи башмаки и снова изумился дорогой работе и чудному происшествию прошлой ночи.

4) Через несколько часов он покинет дом и хутор и поедет куда-то на юг.

5) Островки мать-и-мачехи и полыни и жидкие кустики жёлтого донника оживляли склон оврага.

12. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Из листового металла делают и корпуса машин и приборы и посуду.

2) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.

3) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.

4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.

5) Тучи стали чернеть за горами и только яркими лучами блистало солнце.

13. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Некоторые акварельные произведения относятся как к живописи так и к графике.

2) Океан словно замер и рокочет тихо и вкрадчиво.

3) Ответы вы можете дать или в устной или письменной форме.

4) Арбуз и спел и сахарист и очень вкусен.

5) Со стороны улицы у штакетника стоял пышный багряный клён и ронял свои листья в маленький садик.

14. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Яркая молния передёрнула небо и я увидел над окном дымный облачный вал.

2) Идеальный дворянин должен быть похож на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.

3) Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.

4) Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.

5) Античность в Греции предстала перед В.А. Серовым в её чистом виде и художник воспринял эту страну как реализованную мечту о большом искусстве.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Выходит лето из весны и в осень позднюю уходит.

2) В голове шумело не то от воя и свиста бури не то от радостного волнения.

3) Мы видели несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.

4) Слушай тишину и тогда осень лесная покажет тебе все свои богатства.

5) Для проверки правописания безударной гласной корня надо изменить слово или подобрать родственное.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Варвара посмотрела на нас с удивлением и засмеялась и всплеснула руками.

2) Анна и Прасковья пошли дальше и потом долго оглядывались.

3) Мы ощущали если не радость то приятное волнение.

4) Из окна были видны только серые крыши да кусочек осеннего неба.

5) Фонари были далеко расставлены один от другого и тень Миши вырастала до немыслимой величины.

Ответы

1 - 32|23

2 - 21|12

3 - 15|51

4 - 13|31

5 - 15|51

6 - 12|21

7 - 25|52

8 - 35|53

9 - 45|54

10 - 24|42

11 - 21|12

12 - 45|54

13 - 13|31

14 - 15|51

15 - 24|42

16 - 35|53

31. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Три раза зимовал он в Мирном () и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

32.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ипполит Матвеевич (1) погрязая в стыде (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.

1) 1, 2 2) 1, 2, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 3, 4

33. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Во вновь организуемом туристическом лагере вовсю кипела работа: люди таскали дрова, ставили палатки, распаковывали грузы.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

34.Укажите предложение, в котором нужно поставить однузапятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.

2) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.

3) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.

4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.

35.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Индивидуальность писателя проявляется даже в предпочтении того или иного цветового эпитета.

2) Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно и в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.

3) Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.

4) Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.

36.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Для литераторов XVIII века (1) разумеется (2) была очевидна существенная разница между тогдашним разговорным «живым употреблением» и старинным литературным языком. Этот литературный язык соотносился с русским разговорным языком (3) по данным лингвистов (4) так же, как язык прошлого с языком современным.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 3

37.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Портрет В. Лопухиной (1) сочетающей в себе (2) красивую внешность и одновременно душевную пустоту (3) становится загадкой (4) скрывающей (5) истинный замысел художника.

1) 1, 3, 4 2) 1, 2, 3 3) 2, 4, 5 4) 1, 2, 3, 4, 5

38.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

40.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?


Close