Святая вода - величайшая православная святыня, она всегда имеется в доме верующего в Господа христианина. Она увенчивает образ Божественной благодати : очищает от скверны, укрепляет в подвиге спасения.

В нее мы трижды окунаемся во время сотворения Таинства Крещения в купели , она же возрождает каждого новокрещенного в новую жизнь в Боге.

Читайте об освященной воде:

Надлежит хранить ее благоговейно как величайшую святыню, принимая с молитвой и просфорой натощак в болезнях, при нашествии темных сил, в покорение страстей и прочей немощи. Самые же смелые в порыве обретения телесного здравия окунаются в морозные иордани, сооруженные на водоемах.

Внимание! Важным и интересным качеством святой воды является то, что даже в мизерном количестве она, добавленная к обычной, сообщает второй свои благодатные свойства, тем самым освящается вся вода.

Из благостного отношения к святыне, хоть и принято ее пить натощак, при недугах или по особой нужде в Божией помощи, можно и нужно ее пить или освящать ею вещи в любое время.

Святая вода обычно хранится долго и не портится. Но она может «пропасть» при неблагоговейном ее хранении и употреблении. К тому же, она может испортится у тех людей, кто постоянно скандалит, живет во грехе, она как-бы «реагирует» на внешний и внутренний негатив.

Запрещено пить воду нескольким людям из одного сосуда, горлышка бутылки, банки.

Важно! Женщинам в нечистоте стоит воздержаться от употребления агиасмы.

Святая вода

Как самостоятельно освятить воду

Воду можно освятить дома самостоятельно, ведь некоторые христиане, которые по каким-либо уважительным обстоятельствам не могут посетить святой храм. Необходимое условие совершения Таинства дома - искренняя и безоговорочная вера!

  1. Наполнить банку холодной водой из-под крана.
  2. Перекреститься, зажечь свечу и прочесть предначинательные молитвы.
  3. Трижды перекрестить воду и прочесть специальную молитву на освящение воды (ее можно найти в любом молитвослове). Влить в емкость немного крещенской воды из храма.

Нужно помнить, что все же желательно брать освященную воду в храме или участвовать в специальных водосвятных молебнах.

Околоцерковные заблуждения

  • Многие считают, что купание в крещенской иордани способно очистить душу от грехов. Это неверно, отпущение прегрешений совершается только через Таинство покаяния (исповеди) в православном храме.
  • Вода, набранная в церкви в день праздника Крещения Господня, является крещенской год, два, три и так далее, пока не иссякнут ее запасы. Люди ошибаются, считая, что ее святость «длится» всего лишь неделю.
  • Нет никакой разницы в том, набрана вода в сочельник или в день Крещения. По своим качествам она абсолютно одинакова. Освящается она одним и тем же чином, но многие люди даже не утруждают себя слушанием молитв. Некоторые околоверующие люди, к примеру, приходят сегодня за водой, а завтра повторяют то же самое, будучи уверенными в том, что «завтрашняя» вода сильнее «сегодняшней».
  • Великую Агиасму могут использовать как православные христиане, так и иноверцы. Важно, чтобы они ее принимали богобоязненно и благоговейно, с искренней молитвой на устах.
  • Считается, что вода, набранная из-под крана или в водоеме в праздник Крещения Господня, является освященной. Но таковой она будет лишь для тех, кто имеет крепкую веру во Христа. Но лучше, конечно же, набрать воду в церкви. Ведь в ее святых стенах, во время праздничного богослужения, происходит единение христианских молитв. Бывает, что человек не имеет возможности прийти в храм - тогда с верой и молением ему позволено налить воды из-под крана и пользоваться ею.
  • Добавляя всего лишь каплю святой воды в емкость с простой водой, освящается абсолютно вся вода. Поэтому неразумно набирать освященную воду после молебнов и в праздник Крещения целыми ведрами, канистрами, ведь «капля море освящает».
  • Считается мифом утверждение о том, что если человек некрещенный придет в праздник Крещения Господня в церковь и отстоит всю службу от начала до конца, то он уже считается крещенным и имеет право носить нательный крест и участвовать в прочих церковных таинствах.
  • Бывает, что святая вода портится, мутнеет, изменяет цвет, от нее появляется тухлый запах. В этом случае необходимо ее вылить в непопираемое ногами место, например, под дерево, в цветочный горшочек или в водоем. Сосуд, в котором она хранилась, не стоит более использовать в бытовых целях.
  • Неверно утверждение о том, что человеку, ежедневно и по всем правилам принимающему святую воду, можно не приступать к Таинству Причастия . Ведь святая вода ни коим образом не может заменить Кровь и Плоть Господню, которую христианин принимает в себя при причащении. Согласно церковным правилам, агиасма употребляется вместо Причастия лишь в том случае, если человек отлучен от Причастия на некоторое время, то есть на него наложена епитимия.

Освящение воды

Народные поверья

  • Ранее деревенские жители имели обычай собирать в день Богоявления снег со стогов с сеном. Собранный снег таял, и в полученную воду погружалась холстина. Люди верили, что только богоявленская вода может отбелить ее. А девушки проводили «косметические» процедуры и умывались этой водой, дабы отбелить кожу.
  • Считалось и считается до сих пор, что если девушка или женщина рано утром умоет лицо снегом, выпавшим на Крещение, то она будет привлекательной для противоположного пола на целый год.
  • Собранный вечером 18 января снег считался целебным, лечебным. Люди придумывали разнообразные способы лечения, которые им помогали избавиться от недугов. Конечно же это миф, но эффект плацебо никто не отменял.
  • Крещенский сочельник считался временем наивысшего разгула нечистой силы. Дабы избежать ее нашествия на жилища, в углах домов люди расставляли церковные свечи и возжигали их, а на дверь в обязательном порядке вешалось деревянное распятие.
  • В серебряную чашу вечером 18 января наливалась вода. Емкость устанавливалась на стол или на подоконник. В полночь люди ожидали, когда вода начнет колыхаться, что означало раскрытие небес и схождение Духа Святаго. В этот момент люди загадывали желания. Считалось, что все задуманное в этот момент, непременно сбудется.
  • Сны, приснившиеся в ночь на Крещение, считались вещими.
  • Люди верили, что совершенное над человеком таинство Крещения в праздничный день, сулит новокрещенному христианину счастье на всю жизнь.
  • Сватовство, совершенное в день Крещения, обещало молодой паре долгое, спокойное, счастливое и благодатное супружеское житие.

Еще о суевериях:

В праздник Крещения не стоит заниматься физической работой, домашними делами. Запрещено ругаться и совершать греховные поступки.

Совет! Благочестивым занятием считается посещение богослужения в храме, исповедание во грехах, причастие Святых Христовых Таин. А после службы желательно набрать святой водицы.

Даже старцы увещевали народ о том, что нет сильнее лекарства для человека, чем святая вода.

Посмотрите видео о святой воде

Не нужно считать, что святая вода – это лекарство. Без искренней веры в Бога она принесет не больше пользы, чем обычная родниковая. К тому же требуется особая молитва на принятие святой воды, ибо это святыня, которую нужно пить по определенным правилам.

Как употреблять святую воду

Освященную воду принимают при болезнях и в качестве профилактики духовного здоровья. Но само по себе употребление воды не несет никакой пользы, если пить ее механически, не участвуя в ритуале сердцем.

Существует несколько правил принятия святой воды. Во-первых, это делается натощак. Во-вторых, воду обязательно наливают в отдельную чашку, а не пьют из общей банки или бутылки.

Кроме того, больные люди могут пить ее в любое время суток вне зависимости от их режима питания. Также святая вода используется наружно – для обтираний больного места.

Какие слова сказать перед и после употребления

Существует общая молитва на принятие святой воды и просфоры. Иногда воду пьют отдельно. Тогда слово « » опускается.

Итак, перед тем, как выпить святую воду, нужно перекреститься и сказать: «Господи, Боже мой, да будет дар Твой святый (просфора) и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.»

Также можно прочесть короткую молитву: «Господи, да будет мне грешному (грешной) употребление сей воды священной не в суд и осуждение, но во очищение, исцеление и жизнь вечную, ». По окончании ритуала нужно поблагодарить Господа и помолиться об исцелении (если человек болен).

Правила хранения святой воды

Освященная вода – это святыня, и отношение к ней должно быть соответствующим. Воду обязательно нужно хранить отдельно от продуктов. Лучше всего – в том месте, иконостас.

Желательно приклеить на банку или бутылку со святой водой этикетку, чтобы домочадцы не перепутали и не выпили святыню, как обычную воду. Также нужно хранить святую воду от животных.

Святая вода не пропадает и не теряет своих вкусовых качеств. Однажды освященная, она сохраняет это свойство навсегда. Кроме того, Крещенской святой водой можно освятить обычную воду – на бутыль достаточно одной капли.

Если все же приходится выливать святую воду (например, после компрессов), ни в коем случае

Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня - святая вода. Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге.

Мы впервые окунаемся в нее в крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.

Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой в крестных ходах, при молебнах. В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.

Крещенская вода, как и святое Причастие, принимается верующими только натощак. «Освященная вода, - как писал святитель Димитрий Херсонский, - имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов - вот почему окропляют святой водой жилище и всякую вещь, которую освящают. Преподобный Серафим после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой Богоявленской воды. Преподобный Амвросий смертельно больному послал бутылку со святой водой - и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла.

Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу Иорданской (Крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло,- нет.

Можно утверждать, что в мире нет ни одной струи воды, ни одной капли, которая не была бы освящена, духовно оплодотворена молитвой, облагодатствована и, следственно, которая не была бы животворна и спасительна для людей, животных, птиц и самой земли. Если бы мы всегда поступали так, как учит нас Церковь и Слово Божие, тогда благодатные дары Святаго Духа постоянно изливались бы на нас, тогда каждый источник был бы для нас источником исцеления от недугов телесных и душевных, каждая чаша воды служила бы очищением и просвещением, «водой исцеления и покоя», святой водой. Но так не происходит. От воды заболевают, вода становится опасной, смертоносной и разрушительной стихией. Да что вода из крана - и святая вода нам не помогает! Неужели молитвы Церкви бессильны?

Когда Бог намеревался наказать первый мир водой, тогда Он говорил Ною: «конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли... Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни» (Быт. 6, 13. 17). Эти слова можно применить и к нашим дням. Не стоит удивляться, что вода не исцеляет, не приносит пользы. Что здесь удивительного, когда главнейшее таинство- Евхаристия, принятие Тела и Крови Господней,- многим служит не во спасение, а в осуждение... «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11, 29).

Чудеса, исцеления происходят и в наши дни. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божий и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению. Род лукавый и прелюбодейный,- говорил Спаситель о своих неверующих современниках, - ищет знамения; и знамение не дастся ему.

Чтобы святая вода принесла пользу - будем заботиться о чистоте души, о светлости помыслов и деяний. И при каждом прикосновении к святой воде, будем возносить в уме и в сердце эту молитву.

Молитва на принятие просфоры и святой воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Причистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Из книги "Что нужно знать о святой воде"

Вопрос священнику:

Вода святая – обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная), чудесно приобретающая освящающие (благодатные) и исцеляющие свойства после совершения особого молебна, именуемого водоосвящением.

Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня – святая вода (по-гречески «агиасма» – «святыня»). Мы впервые окунаемся в нее в Крещении, когда при принятии этого Таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в Таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.

Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.

Водоосвящение или водосвятие, бывает малое совершаемое во всякое время на водосвятном молебне, и великое. Великое водоосвящение совершается дважды в году – в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). В сочельник и в самый день праздника Богоявления (Крещения Господня) при освящении воды совершается один и тот же чин.

Крещенская вода – это святыня, которая должна быть в доме у каждого православного христианина. Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню.
«Освященная вода, – как писал святитель Димитрий Херсонский, – имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды.

Преподобный Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, преп. Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Он говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, – нет.

Важно знать, что купание в освящённых водоёмах является лишь традицией, никакого очищения от грехов оно не несёт и не является заменой Таинству Покаяния (Исповеди). В дни церковных праздников христиане стараются участвовать в богослужениях и главном Таинстве Церкви – Святом Причащении.

Нет необходимости запасать большие ёмкости святой воды: когда она будет заканчиваться, достаточно добавить в неё обычной чистой воды, которая освятится имеющейся богоявленской.

Великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная по канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет».

Наивными выглядят утверждения о том, что святая вода приобретает свои свойства благодаря ионам серебра от серебряного креста, который священник погружает в воду во время Чина освящения воды. По этому поводу есть даже такой анекдот:
«Сколько ионов серебра содержится в литре освященной крещенской воды, если освящение проводилось в проруби, вырубленной во льду Волги (как это бывало обычно до революции и практикуется сегодня), в месте, где ширина реки достигает километра, глубина – десяти метров, скорость течения – 5 км/час, а крест, которым деревенский батюшка освящал воду, – деревянный?».

Освящение воды в Таинстве Крещения вообще совершается просто рукой священника. И, тем не менее, эта вода имеет все свойства, которые должна иметь святая вода.

В Православной Церкви святая вода имеет самое широкое применение, как источник Божией благодати в таинственном освящении всех и всего. Так, новорожденные младенцы (или некрещенные возрастные) через крещение в воде освобождаются от первородного греха и соединяются со Христом, становясь новой тварью. Умирает человек, останки его и последнее обиталище – гроб, кропятся святой водой в напутствие в вечность, как и место упокоения – кладбище.

Отправляется кто в путешествие, благословляется он окроплением святой водою. Перед начатием учения отроков окропляют святой водой. И основание дома, и само жилище человека непременно освящается святой водой. В церкви все имеющее священное употребление, обязательно освящается через кропление святой водою, как и сам храм при основании, при завершении строительства его и постоянно в нарочитые дни и праздники года.

Так, в храме освящается святой водой все принадлежащее алтарю и служителям алтаря – престол, жертвенник, антиминс, служебные сосуды, кресты, Евангелия, одежды алтарные, облачения священнослужителей и т.д. Освящаются также все священные предметы – иконы, кресты, хоругви, ковчежцы, колокола и прочее.

Трудно найти нечто такое, что было бы настолько необходимо людям в их земной жизни и составляло такую насущную потребность, как хлеб и вода. Хлеб – простейшая и естественная пища человека, поддерживающая и укрепляющая его силы. Воду человек употребляет для утоления жажды и приготовления пищи, омывает ею тело и используемые им вещи.

Два этих необходимейших человеку в его телесной жизни вещества оказываются для него неотъемлемыми элементами и в жизни духовной. Состоящий из многих зерен хлеб олицетворяет собой Церковь – Единую при множественности ее членов. Хлеб служит величайшему Таинству – Святому Причащению.

Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первобытную чистоту и святость, силой молитвы и Слова Божия низводит на воду благословение Господне. Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге, гасит пламя страстей, отгоняет злых духов.

Поэтому святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Верующих окропляют святой водой в крестных ходах, при молебнах.

МОЛИТВА НА ПРИНЯТИЕ ПРОСФОРЫ И СВЯТОЙ ВОДЫ

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Азбука Веры

Рубан Ю. И.
  • свящ. Алексий Хотеев
  • Настольная книга священнослужителя
  • прот.
  • митр.
  • Глеб Чистяков
  • Вода́ свята́я – 1) обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная), чудесно приобретшая, в результате совершения молебна, именуемого , свойства освящать и исцелять (по вере благочестиво использующих её людей); 2) (иногда, в некотором понимании) вода из святого источника.
    Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня – святая вода (по-гречески, ἁγίασμα – святыня).
    Мы впервые окунаемся в нее в , когда при принятии этого трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в Таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во .
    Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в , при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.

    «Освященная вода , – писал святитель Димитрий Херсонский, – имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею ». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды.

    Можно ли кропить святой водой нечистые места?

    Есть крестная сила как нечто ограждающее, как экзорцизм. Мы что-то можем освятить в смысле «исполнить благодати», а что-то (скажем, туалет) мы кропим крещенской святой водой, чтобы там никакое зло не пряталось, а не для потребления там святыни.

    Можно ли пить святую воду не натощак?

    По традиции святую воду принимают натощак по утрам, что вполне объяснимо: первым делом человек вкушает святыню, а потом уже приступает к обычной пище. Что касается оставшихся суток, то в Типиконе (Типикон, гл. 48 – месяцеслов, 6 января, 1-е «зри»). сказано, что неразумно воздерживаться от святой воды по причине употребления пищи:
    «Да будет известно всем о святой воде: отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, не доброе творят, ибо благодать Божия дана на освящение миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечистых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по причине вкушения пищи ».


    Close