Посещение монастырей, святынь в последнее время становится все более популярным не только среди жителей нашей страны, но и среди туристов, приезжающих к нам в гости. Приехав в Москву, у туристов возникают вопросы: где находится Сретенский монастырь , как добраться на метро или на любом другом транспорте.

История возникновения

В центре столицы, на Большой Лубянке, расположена великая святая обитель. История ее появления относится еще к 1395 году. Это время знаменито нападениями Хана Тамерлана и его орды на Русское государство. После того как им были взяты несколько городов, Хан отправился на Москву. Митрополит приказал отвезти икону матери заступницы во Владимир, где она будет находиться в полной безопасности. По всему пути следования, стояли русские люди и молились о спасении земли русской.

На месте, где произошла встреча Митрополита Киприяна и иконы спасительницы , в дальнейшем и был возведен монастырь на Сретенке. Участники этих событий рассказывали, что в ночь, когда икона заступница перевозилась во Владимир, Тамерлану приснился сон. Во сне к нему пришла таинственная женщина, повелевавшая вернуться ему домой. Посоветовавшись со своими мудрецами, Хан обошел Москву и отправился на юг.

С 1925 до 1991 святыня была закрыта, и собор стал вновь действующим. Современный монастырь объединил в себе 40 монахов - мужчин, которые живут в нем. На протяжении суток, служители монастыря молятся, а в праздничные дни, сюда стекается большое количество верующих.

Учитывая давность постройки, восстановление святыни идет постоянно, но это не мешает проведению молебен и служб. Начиная с 1999 года, в нем проводятся семинары и лекции. На его территории живут студенты, которые несут обед послушания.

Достопримечательности и святыни

Учитывая то, что XX век знаменит разрушительными войнами, до наших дней дошло мало святынь, но те, которые сохранились, бережно хранятся служителями обители . Среди святынь сохранились:

Расписание служб

Учитывая то, что это монастырь, монахи находятся в постоянной молитве и молятся за мир на всей земле, за людей, живущих в нем. Кроме того, проводятся и службы, которые может посетить каждый желающий. Богослужения проводятся по следующему графику:

  • Начиная с 6:30 утра молебен Полуношница.
  • Литургия для верующих начинается с 8:00, а вечером с 18:00.
  • В праздничные и выходные дни служба начинается в 7:00 и в 10:00

На официальном сайте постоянно информация обновляется, поэтому все изменения можно найти на сайте, перейдя по ссылке: www.pravoslavie.ru/1107/а

Как добраться до монастыря

Сретенский монастырь, официальный сайт, как доехать все эти вопросы возникают в том случае, если туриста, который первый раз приехал в город. Все зависит от того, на каком виде транспорта вы решили это сделать. Если вы приехали в Москву не на своем транспорте, то можно воспользоваться метро.

Добраться на метро, наверное, проще всего. Вы минуете пробки, а также не нужно думать о том, где правильно припарковать свой автомобиль.

В случае если вы собрались посетить монастырь, то потребуется адрес. Сретенский монастырь адрес в Москве, метро: ул. Большая Лубянка 19, корпус 1. При появлении вопросов информацию можно получить по контактному номеру телефона 623−34−44 (код Москвы 495). Станцию метро выбирайте ту, которая ближе к вам.

Ближайшие гостиницы и хостелы

Приехав в Москву с туристической поездкой , необходимо знать, где можно остановиться с ночевкой. Тем более чтобы рассмотреть все внутри, посетить службу, послушать, как поет мужской хор, потребуется не один день.

Посетив Сретенский монастырь, человек увидит не только красиво выстроенное здание, но еще и произойдет духовное очищение.

В эту субботу мы с друзьями решили отправиться из Москвы на однодневную поездку в Истру, погулять по окрестностям, посетить Новоиерусалимский мужской монастырь, о котором многие слышали, но мало, кто посетил. Интересно также было посмотреть музей деревянного зодчества. Лето 2014 выдалось холодным и дождливым, нас не остановило это от поездки.

Истра. Новый Иерусалим

Новый Иерасалим 2017: отзыв о поездке в монастырь после реставрации

В субботу, несмотря на подготовку накануне, и настрой выехать в 9 утра, мы все дружно проспали, и погрузились в машину только в 12. Завели навигатор на смартфоне (достаточно было ввести официальный адрес монастыря г. Истра, улица Советская,д.2), он повел нас по Новорижскому шоссе. В Истру можно доехать по Волоколамскому шоссе, но там была большая пробка. Путь на автомобиле у нас занял порядка часа, несмотря на то, что расстояние от Москвы небольшое – всего 60 км.

К главному входу в Монастырь мы приехали около 15-00. Надо сказать, что если вы приедете сюда поздно, то вы ничего не успеете посмотреть, кассы и основные места для посещения открыты лишь до 16-30. Вход на территорию Новоиерусаимского монастырь открыт до 18-00.

Перед входом в монастырь находится бесплатная парковка для машин. Нам повезло – прямо перед нашим приездом освободилось местечко.


Новый Иерусалим. Площадь перед монастырем

На площади перед монастырем велась бойкая торговля всевозможными сувенирами, тусовались попрошайки, но к нам, походу, они побоялись подойти.

Экскурсия по Новоиерусалимскому монастырю

Если стоять лицом к монастырю, то по левую руку будет небольшое здание с вывеской «Экскурсионное бюро». Уточнив, есть ли свободные экскурсоводы, мы решили заказать индивидуальную экскурсию (стоимость1500 при осмотре полной экспозиции, 900 рублей – при осмотре только территории монастыря и Вознесенского собора). Вход на территорию самого монастыря бесплатный. Плата взимается только за возможность прохода по стенам, когда они открыты. В нашем случае проход был закрыт из-за реставрации.

Помимо заказа экскурсий, здесь можно было приобрести билеты на посещение музея деревянного зодчества, который находится за монастырем. Точнее сказать, посещение самой территории бесплатное, оплачивается только вход непосредственно в Избу, где представлены предметы крестьянского быта (50 рублей вход, 150 рублей фотосъемка). Билет мы все же купили, хотя даже заранее было понятно, что здесь кроется подвох.

Здесь же у экскурсионного бюро мы изучили карту монастыря и территории вокруг него.

Итак, через 5 минут вышла наша экскурсовод и повела на территорию Воскресенского Новоиерусалимского ставропигеального мужского монастыря.

Войдя в ворота, мы замерли от открывшегося нам вида на главный собор монастыря - Воскресенский собор и колокольню. Зрелище действительно было потрясающим: на фоне грозового неба величественно сверкали позолоченные купола.


Воскресенский собор

Здесь гид начала свой рассказ.

История Новоиерусалимского монастыря

История монастыря уходит в далекий 17 век, когда патриарх Никон вместе с царем Алексеем Михайловичем задумали построить на русской земле аналог Палестины. Дело в том, что в те времена на Святой земле господствовала османская империя, и посещение Иерусалима для христиан было просто опасным. Истринские земли были выбраны не случайно – ландшафт позволял воссоздать святую землю в миниатюре: река Истра сыграла роль реки Иордан, окружающие монастырь холмы могли послужить аналогами холмов, окружающих Иерусалим, парк за стенами монастыря был переименован в Гефсиманию.

В 1649 году в Москву Иерусалимским патриархом Пасием была привезена модель Храма гроба господня. Данное скульптурное изображение и было использовано при строительстве Воскресенского собора, который является копией Храма Гроба Господня в Иерусалиме (хотя, внешне Собор совершенно не похож).

В 18-19 веках Новоиерусалимский монастырь был наиболее посещаемым местом паломничества, он играл важнейшую роль в духовном развитии России. После революции в 1919 году Монастырь был закрыт. На территории были открыты два музея.

Во время Великой отечественной войны территория монастыря была оккупирована немцами. Многие здания и постройки были разрушены, взорван был Воскресенский собор и колокольня. Этот вопрос был особо отмечен на Нюрнбергском процессе. В период 1950-х по 1990 годы проводились реставрационные работы, благодаря которым Новоиерусалимский монастырь восстанавливался из пепла, как птица феникс.

Даже сегодня можно увидеть следы от снарядов, которые были специально оставлены реставраторами для памяти об этих временах.


Новый Иерусалим. Следы войны

Сегодня на территории монастыря ведутся грандиозные работы. В 2014 году около Собора «выросла» колокольня, разрушенная в годы великой отечественной.

Главный собор внешне выглядит свежим и обновленным. Остальная же территория затянута сетками и лесами. Пройтись по стенам монастыря сегодня невозможно – они закрыты из-за работ.

Количество рабочих, которые ведут работы, около 1500 человек. Окончание восстановления монастыря намечено на 2016 год. Экскурсовод рассказала нам, что за работами лично следит Президент страны, прилетая сюда на голубом вертолете, правда, бесплатно кино не показывает и с Днем рождения не поздравляет.

Отдельно стоит отметить красивый керамический декор Вознесенского собора, кое-где даже сохранилась подлинный декор 17 века.


Воскресенский собор. Декоративные элементы


Воскресенский собор. Изразцы

Осмотр Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря

После внешнего осмотра красивейшего Воскресенского собора, мы отправились во внутрь. Внутри здание является очень сложным, поэтому рекомендую вам до его посещения в киоске приобрести карту, либо как мы, воспользоваться услугами экскурсовода.

Выкладываю план собора. Те, кто был в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, могут отметить, что устройство Воскресенского собора по расположению основных элементов полностью совпадает с Воскресенским собором.



Воскресенский собор. План собора

Внутренние интерьеры собора резко контрастируют с его внешнем видом. Помещение, безусловно, очень величественное, но выполнено оно в стиле барокко, с характерной лепниной, ангелочками, бантами и так далее. Сразу понятно, кто был заказчиком внутреннего убранства. Это была Елизавета Петровна, которая обожала все эти дворцовые атрибуты. Мы удивились, насколько внешнее убранство Собора, напоминающее русский терем, диссонирует с внутренним дворцовым декором. Как будто это совершенно разные помещения, но каждое по-своему шикарное.


Новый Иерусалим. Внутри Собора

Купол собора уже расписан мастерами.


Воскресенский собор. Купол собора

Сам храм, несмотря на ненастную погоду, выглядит очень светлым и чистым.

Внутри собора также ведутся грандиозные работы. Огромный иконостас зияет черными дырами вместо икон. Совсем скоро они займут здесь свои места.

Новый Иерусалим. Иконостас

Сейчас можно увидеть над иконостасом фигуру Спасителя, сделанную из картона. Гид объяснила, что это один из этапов реставрации, когда будущие скульптуры выполняют из картона, согласовывают эстетический вид с государственными служащими, и только потом делают настоящий декор.


Новый Иерусалим. Фигура Спасителя

Гид рассказывала нам, что собор по своим размерам и расположению основных церквей полностью совпадает с Храмом Гроба Господня в Иерусалиме. У меня это не укладывалось в голове, так как по размерам, он, возможно, и похож, но по внутреннему стилю убранству и атмосфере это совершенно другое место.

Воскресенский собор. Ложа императора

Экскурсовод показала нам путь на «голгофу», которая также как и в Храме гроба Господня расположена слева от главного входа в Храм. Пока пройти наверх нет возможности, так как ведутся работы. По ходу того, как гид вела свой рассказ, к нам присоединялось все больше и больше людей. Так наша маленькая группа из трех человек разрослась до 15 человек. Ну да ладно.


Новый Иерусалим. Всем интересно послушать экскурсию

Внутри храма находится также «пещера гроба Господня», где, по словам экскурсовода на православную Пасху сюда снисходит исцеляющий голубой огонь. Мягко говоря, мы были удивлены.


Вокресенский собор. Пещера Гроба Господня

Кто захотел, приложился к Гробу. Кстати, здесь есть правило - из пещеры можно выходить не поворачиваясь к ней спиной.

После осмотра основного храма мы отправились в Придел Успения Пресвятой Богородицы, где можно увидеть настоящие фрагменты оформления того самого первого храма Воскресения. Автором оформления данного придела по распоряжению императора выступил знаменитый Матвей Казаков (1802 год).

Вокресенский собор. Придел Успения Пресвятой Богородицы

Больше всего меня поразило искусство изразцов. Ничего подобного я не видела ни в одном православном храме.

Одним из символов, который был воплощен в изразцах был «цветок граната», который символизирует кровь Христа - символ мученической смерти спасителя. Рисунок же «около павлина» символизирует Воскресение христово.


Воскресенский собор. Фрагменты изразцов

Также экскурсовод показала нам еще один символ, зашифрованный в изразцах – льва, означающего власть на Земле.

Изразец-лев

В этом же приделе можно поставить свечи.
На стене размещены немногочисленные иконы, например список с афонской иконы «Богоматери Троеручицы». В это же приделе можно набрать святой воды.
Прощальный взгляд на собор.

Воскресенский собор. Новый Иерусалим

В 16-00 из Храма мы вышли из храма и продолжили осмотр территории.

Прогулка по территории монастыря

Напротив входа в храм расположены палаты царицы Татьяны Михайловны (покровительница монастыря), восстановленные по старым гравюрам.


Палаты царицы Татьяны Михайловны (покровительница монастыря)

За Воскресенским собором находится церковь Рождества Христова, также открытая для посещения. Но так как у нас было ограниченное время (мы хотели успеть в музей деревянного зодчества), внутрь мы решили не заходить.


Церковь рождества Христова

Также на территории находится музей (в Трапезной и Больничных палатах), в который мы также не попали из-за того, что время было ограничено. Спать надо было меньше.

Воскресенский собор можно осматривать очень долго, настолько красивы изразцы, которыми он украшен снаружи. Узор изразцов, которыми украшен собор, называется «Павлиний глаз», он был создан белорусским мастером Степаном Полубесом (видимо его так прозвали за золотые руки).


Воскресенский собор


Воскресенский собор

Воскресенский собор. Изразцы


Воскресенский собор

Единственно, что разочаровало именно меня, это то, что на реконструкции был красивейший многоярусный купол Воскресенского собора. Но ничего, совсем скоро он предстанет во всей красе.

На этом наша экскурсия была завершена, и мы самостоятельно отправились в музей деревянного зодчества. Для этого, мы прошли по деревянному коридору вдоль стен монастыря. Согласно плану монастыря это место было «Гефсиманским садом».

Про нашу прогулку по Музею деревянного зодчества можно прочитать здесь.

Как добраться до Новоиерусалимского монастыря

Адрес: Московская область, г. Истра, улица Советская,д.2

Часы работы монастыря: ежедневно с 9-00 до 18-00.

На автомобиле до монастыря можно добраться по Новорижскому или Волоколамскому шоссе (надо будет проехать через город Истра). Расстояние примерно 45 км от МКАД

Своим ходом можно добраться на электричке с Рижского вокзала (сесть также можно на станции Тушинская, недалеко от одноименного метро) до станции «Истра» или до «Ново-иерусалимской». Оттуда рекомендуется доехать автобусом до остановки «Монастырь», можно дойти и пешком – около 20 минут. Местные таксисты также могут вас довезти до монастыря.

Альтернативный вариант – добраться автобусом №372 от метро Тушинская Ехать надо будет до остановки «Почта». Здесь надо будет сделать пересадку и доехать до остановки «Монастырь».

История монастыря.

Идея создания на Подмосковной земле подобия святынь Палестины принадлежит Патриарху Никону (1605-1681), он же попытался воплотить ее в жизнь. По его указанию в Святую землю отправился ученый иеромонах Троице-Сергиева монастыря Арсений Суханов, который по возвращении из поездки доставил Патриарху чертежи, планы и точную модель храма Воскресения Христова в Иерусалиме, а также чертежи Вифлеемского храма. Под личным наблюдением Патриарха Никона (он жил в скиту, здание которого сохранилось до наших дней) начались работы по воплощению в жизнь его грандиозного замысла. В 60 км от Москвы на глазах у изумленных современников возникал «Новый Иерусалим» - архитектурно-ландшафтная икона, совместившая в себе образы многих палестинских святынь.

В центре ансамбля - храм Воскресения Христова, представляющий довольно точное подобие знаменитого храма в Иерусалиме. Рядом церковь Рождества Христова - напоминание о Вифлееме, месте рождения Спасителя. К северу от обители - село Скудельничье (Микулино), к северо-западу - горы Фавор и Ермон. У стен монастыря - березовая роща, названная Гефсиманским садом. Реку Истру Патриарх Никон переименовал в Иордан, а небольшой ручеек, протекающий у подножия монастырского холма, - в поток Кедронский. Увидеть свой замысел завершенным Никон не успел. Он был осужден Московским Собором в 1666 г. и сослан на Север, в далекий Ферапонтов монастырь. Строительство Нового Иерусалима надолго приостановилось. Возобновил работы в 1679 г. Царь Феодор Алексеевич. Он же возвратил Никона из ссылки, но по пути в Москву Патриарх скончался. Тело его было доставлено в Новый Иерусалим и погребено в Иоанно-Предтеченском приделе Воскресенского обора. Строительство монастыря завершилось лишь при императрице Елисавете Петровне. При этом здания монастыря получили обработку в стиле барокко. XVIII-ХIХ вв. над созданием ансамбля трудились выдающиеся зодчие: Растрелли, Бланк, Казаков, Воронихин, Вит6ерг.

В 1919 г. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь закрыли, монашескую общину упразднили. В 1920 г. на базе монастыря создан Художественно¬-исторический музей, коллекцию которого ставили экспроприированные и национализированные ценности ризницы монастыря. Большой ущерб архитектурному ансамблю был нанесен в годы Великой Отечественной войны. Отступавшие германские войска 10 декабря 1941 г. взорвали Воскресенский собор и его колокольню, Дамасскую и Елизаветинскую башни, святые врата обители, сожгли другие постройки. В послевоенные годы трудом отечественных реставраторов комплекс зданий в целом удалось восстановить.

В 1994 г. вновь был возобновлен Воскресенский Ново- Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. В 1995 г. возвращены Церкви Воскресенский собор с земляной церковью святых Константина и Елены, храм Рождества Христова, скит Патриарха Никона, восточный братский корпус. В монастыре поновлена церковь святых Константина и Елены, отреставрированы придел Архистратига Божия Михаила и Всех Сил бесплотных, Усекновения главы Крестителя Господня Иоанна Предтечи, которые освящены малым чином.

Чином великого освящения Святейшим Патриархом Московскими всея Руси Алексием освящены отреставрированные соборный храм Рождества Христова в 1997 г. и придел Успения Пресвятой Богородицы в 1999 г. Открыта Кувуклия с приделом Ангела, как в Иерусалиме. В ней находятся точные копии Камня помазания и Гроба Господня.

Святыни монастыря

Гробница Патриарха Никона находится в действующем приделе Иоанна Крестителя. И в наше время есть случаи исцелений от гробницы святителя по вере его почитателей.

Патриарх всей своей жизнью являл пример благочестия. Достаточно побывать в ските патриарха Никона, посмотреть на каменное ложе, служившее ему постелью, подержать в руках его вериги (весом около б кг), чтобы понять, как строг он был к самому себе.

В этом же приделе - чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери. Когда-то до революции в Воскресенском монастыре хранилась чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». В действующем Успенском приделе находятся мощи святой мученицы Татианы.

Святые источники Кладезь «Живоносный источник»

К югу от придела священномученика Кириака находится место Обретения Животворящего Креста с кладезем, именуемым Живоносный источник.

Первоначально свод придела был глухим. Овальное отверстие над кладезем относится к XVIII в., когда наверху: построили «палатку» в виде высокого четырехгранного светового фонаря-лантернина. Ныне здесь восстановлен деревянный Крест в меру Креста Господня.

Живоносный источник был освящен после возобно¬вления Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря 5/18 января 1994 r., в Навечерие Богоявления.

Кладезь Самарянки

На северном склоне монастырского холма находится еще один источник. Он именуется кладезем Самарянки, напоминая о Евангельском событии - беседе Иисуса Христа у колодца с женщиной из Самарии, которой Господь казал: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а то будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4,13-14).

Над этим источником тоже существовала монастырская часовня, снесенная в годы воинствующего безбожия.

Набирая воду из кладезя Самарянки, паломники поют песнопения из Великого канона святого Андрея Критского.

Силоамский источник

От Иордана пройдем к Силоамскому источнику, расположенному у подножия монастырского холма с северо-западной стороны. Название источника вызывает в памяти
события Священной истории, связанные со знаменитой Силоамской купелью близ Иерусалима. По преданию, в V В. до н. Э. царь Манасия велел подвергнуть святого пророка Исайю страшным мучениям в царских садах Силоама. Тело пророка распиливали пилою, он страдал от боли и жажды. И тогда, чтобы напоить мученика, из-под скалы брызнул источник.

Свое название источник получил потому, что многие больные, искупавшись в нем, исцелялись от своих недугов, так же как и те, кто окунался в Силоамский водоем, при котором была купальня Силоамская. Над Силоамским источником в Новом Иерусалиме находилась деревянная часовня, именуемая “Силоамская купель”. Она была построена в 1845 г. Ежегодно в праздник Преполовения Пятидесятницы из Воскресенского монастыря к Силоамской купели совершался крестный ход для освящения воды. Внутри часовни был каменный колодец, по стенам - иконы, перед которыми стояли подсвечники. По краю колодца висели металлические ковши с длинными, загнутыми на конце ручками. Воду для паломников черпал и разливал монах, несший послушание в часовне.

Силоамская часовня снесена в 1930-х гг. Однако источник уничтожить не удалось, хотя вплоть до 1990-х гг. по приказу местных властей к роднику время от времени подъезжал груженный доверху самосвал и высыпал в воду землю или песок.

Первое после возобновления Воскресенского монастыря освящение Силоамского источника было совершено в Крещенский сочельник 5/18 января 1994 г. С тех пор освящение воды в источнике совершается ежегодно в праздник Богоявления Господня.

В нашей мастерской Вы можете купить икону Божией Матери , Спасителя и других святых в серебряных окладах . А так же заказать эксклюзивный подарок себе и своим близким.


Новый Иерусалим находится в ближайшем Подмосковье и представляет собой замечательную цель для однодневной поездки. Монастырь поражает своей внешней грандиозностью, необычной архитектурой… и атмосферой спокойствия и умиротворенности, царящей за его стенами.

Полное название монастырского комплекса звучит как Воскресенский Новоиерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. Основан он был в 1656 году патриархом Никоном. Изначальная задумка заключалась в воссоздании, пусть и в уменьшенной копии, Иерусалима, находящегося в Святой Земле. Что и отражено в названии монастыря. Тем самым предполагалось подчеркнуть значение Москвы как «Третьего Рима».

Строительство Нового Иерусалима проходило в два этапа: с 1656 по 1666 г при царе Алексее Михайловиче Тишайшем; прерванное с опалой патриарха Никона, строительство было возобновлено в 1679 году по указу царя Федора Алексеевича.

Купол Воскресенского собора в Новом ИерусалимеГлавный соборный комплекс Нового Иерусалима - Воскресенский собор с церковью Константина и Елены был окончен в 1685 году, а возведение крепостной стены с надвратной церковью Входа Господня в Иерусалим было завершено только в 1697 году - уже при царе Петре I. Тем не менее, на этом строительные работы не закончились - не простояв и 30 лет, каменный шатер Воскресенского собора рухнул; восстанавливали его вплоть до 1761 года (это был последний год царствования императрицы Елизаветы). Новый шатер строился по проекту Франческо Бартоломео Растрелли (младшего Растрелли); самые известные его работы - ансамбль Смольного монастыря и Зимний дворец в Санкт-Петербурге, Большой Петергофский дворец. Руководил строительством архитектор Карл Иванович Бланк.

Во время Великой Отечественной войны Новый Иерусалим оказался на территории, захваченной немцами. Уходя, они разорили монастырь, разрушили часть его строений - в частности, была уничтожена соборная колокольня, сожжен верх Воскресенского собора, снесены шатры башен. Реставрационные работы в Новом Иерусалиме продолжаются до сих пор; в настоящее время монастырь практически полностью восстановлен за исключением колокольни.

Аналогии с Иерусалимом видны здесь во всем: некоторые из башен монастыря носят имена ворот Иерусалима - Дамасская, Гефсиманская, Сионская. Есть здесь и свой Гефсиманский сад; в саду, на искусственном островке на реке Иордане (Истре) стоит выстроенный в 1658 году деревянный «скит» патриарха Никона.

В 1690-1694 гг. по указу Петра 1 монастырь был окружен каменной крепостной стеной с восемью шатровыми башнями. Строительством стены руководил известный зодчий XVII в. — Яков Бухвостов, крепостной М. Ю. Татищева. Собор, воздвигнутый при Никоне, простоял, однако, недолго. В 1723 г. рухнул грандиозный каменный шатер собора, в 1726 г. храм пострадал от пожара. Собор в развалинах простоял более двадцати лет. В 1749 г. императрица Елизавета Петровна поручила арх. В. Растрелли разработать проект собора в новом, пышном стиле барокко, характерном для середины XVIII в. Строительством руководил К. Бланк. В XVIII-XIX вв. над созданием ансамбля трудились выдающиеся зодчие: Растрелли, Бланк, Казаков, Воронихин, Витберг.

Ново-Иерусалимский монастырь находился под особым покровительством русских царей. Большие денежные вклады, жалованные земли, предоставление различных льгот обеспечивали рост богатств монастыря и его процветание. В конце XVIII в. вокруг монастыря вырос город Воскресенск, который потом был переименован в г. Истру.

Святыни. Главная святыня монастыря — гробница Патриарха Никона. Также возвращена древняя святыня — часть мощей св. мц. Татианы.

Адрес: 143500, Московская обл., г. Истра, ул. Советская, д. 2.
Проезд: oт Москвы с Рижского вокзала до ст. Истра (58 км), далее автобусом (2 км).

Как добраться до Новоиерусалимского ставропигиального мужского монастыря на машине

1. Выезд из Москвы по Волоколамскому шоссе.
Ехать надо по Волоколамскому шоссе через Красногорск, Нахабино, Дедовск и т.д. до Истры, двигаться все время по главной дороге. Истру надо так же проехать насквозь, не сворачивая с главной дороги. Перед выездом из города будет Т-образный указатель: Волоколамское шоссе налево, улица Советская направо; как только повернете налево, увидите перед собой Ново-Иерусалимский монастырь.

2. Выезд из Москвы по Новорижскому шоссе, далее через Красногорск.

Выехать из Москвы можно и через Новую Ригу. Переехав через Москву-реку, надо будет уйти по указателю на Красногорск, дальше двигаться все время прямо до поворота на Дедовск и Истру. Ориентиры следующие: речка Баньки и «труба» закрытого горнолыжного комплекса, которая нарисуется перед вами с правой стороны. Дальнейшие инструкции смотрите выше.

3. Выезд из Москвы по Новорижскому шоссе, далее через Малое Московское Кольцо.

Выехав из Москвы по Новой Риге, проезжаете по ней примерно 30 километров до развязки с Малым Московским Кольцом - «бетонкой». По указателю «Санкт-Петербург, Истра» уходите направо и проезжаете по «бетонке» еще порядка 10 км. Здесь на светофоре под стрелку уходите налево на Волоколамское шоссе. Поворот обозначен указателем. Первый населенный пункт, который вы проедете по Волоколамке - Высоково. Далее смотрите инструкцию к пункту 1.

Этот способ попасть в Новый Иерусалим, наверное, самый удобный, однако, имейте в виду, что при съезде с «бетонки» почти наверняка придется потратить какое-то время на стояние в пробке. Впрочем, если это не первая для вас поездка по Подмосковью, то пробки вас едва ли смутят. Зато в остальном, за исключением Истры, движение практически без светофоров!

Парковка у монастыря

Дорога перед монастырем разделяется, огибая его с двух сторон, и оставляя между ними въезд на небольшую парковку перед северным входом в монастырь. Свободных мест там, скорее всего, не будет, но никто не запрещает рискнуть.

Более надежный вариант - повернуть перед Ново-Иерусалимским монастырем налево (это продолжение Волоколамского шоссе). Метров через сто внизу под горкой будет съезд на бесплатную парковку, рассчитанную, главным образом, на автобусы. Там практически всегда есть множество свободных мест.

В монастырь вы попадете, поднявшись в горку, с южной его стороны. Отсюда же гораздо быстрее добраться до музея деревянного зодчества, купели на речке Истре (называемой в этом месте Иорданом) и скита патриарха Никона.

Если же проехать чуть дальше, то с пригорка открывается замечательный вид на монастырский комплекс. Здесь же, на подъеме в горку, будет разрыв в сплошной, которым вы сможете воспользоваться для того, чтобы развернуться и отправиться назад в Москву.

Впервые в истории 21 мая в Москву в храм Христа Спасителя из итальянского города Бари привезли мощи Николая Чудотворца. Доступ для поклонения святыни для верующих открыт с 22 мая по 12 июля. По стечению обстоятельств в тот же день, в прошлое воскресенье 21 мая частичка мощей Николая Чудотворца в специально изготовленном ковчеге была установлена и в Серпухове в Георгиевском храме Введенского Владычнего женского монастыря. Мощи расположили в пределе этого столь почитаемого святого.

Вконтакте

Одноклассники

Частичка мощей в Серпухов была также привезена из Бари, но она останется в женской обители навсегда. Огромную работу для того, чтобы эта святыня оказалась в серпуховском монастыре, проделали члены Попечительского Совета обители. И в первую очередь это настоятельница монастыря Игуменья Алексия и депутат Московской областной Думы Роман Владимирович Горбунов. Также неоценимую помощь в этом благом деле оказал Николай Николаевич Пушкин – депутат городского Совета депутатов. Кстати, 21 мая, в преддверии праздника Святителя Николая, когда во Владычнем монастыре состоялся молебен перед частицей доставленных мощей в семье Николая Пушкина был и еще один праздник – День рождения сына, и тоже Николая.
Надо отметить, что православные серпуховичи и паломники с трепетом отнеслись к такому событию в женской обители. Многие остались после утренней службы, чтобы поклониться святым мощам, а многие и специально приехали для этого в монастырь. Также на молебен собрались, практически все члены Попечительского Совета под председательством Олега Валентиновича Кузнецова. Поклониться мощам пришел и председатель Контрольно-счетной палаты города Серпухова Михаил Павлович Шелудяков.
Теперь доступ к ковчегу в Георгиевском храме открыт постоянно. И вскоре здесь начнутся реставрационные работы по росписи предела Николая Чудотворца.
Стоит отметить, что в Серпухове поклониться мощам Николая Чудотворца также можно в Троицком Соборе на Соборной горе.
Святитель Николай является одним из самых почитаемых святых. Почитание его памяти объединяет православных и католиков.
Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских, прославился как великий угодник Божий.
С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих.
Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма. В Серпухове расположен Кафедральный Собор Николы Белого.


Close