В Средневековье существовало предание о невысоких, но сильных воинах. Назывались они пиктами. И известен этот народ был своим вересковым медом, который другие племена называли волшебным напитком. Они пытались узнать рецепт, но никто не раскрывал эту тайну. С самого рождения каждому пикту давался наказ: никому и никогда не говорить про секрет напитка.

После разрушительных войн, по преданию, от сильного и бесстрашного племени осталось только два человека: отец и сын. Король племени, с которым враждовали пикты, настаивал, чтобы они открыли тайну. Тогда отец, боясь, что король вынудит юного сына огласить народную тайну, пошел на хитрость: ответил, что все раскроет только после смерти своего ребенка. Король удивился, но совершил просьбу последнего медовара. Однако отец и после смерти сына отказался произносить секрет верескового меда. Король не стал лишать жизни последнего из племени. В наказание его оставили жить.

Это предание и легло в основу баллады Стивенсона «Вересковый мед», оно стало олицетворением борьбы за независимость и свободу.

Герой баллады не имеет имени. Ведь он является представителем всего народа пиктов. Каждый из них поступил бы одинаково. Последних из народа демонстрирует позицию всех умерших: Родина важнее всего, даже жизни. Лучше погибнуть, чем предать свой народ.

Автор восхваляет последнего из пиктов, ведь не каждый может погибнуть ради идеалов народа. К примеру, жестокий и бесчувственный король стремится только к неограниченной власти. Он «угрюм», ведь, завоевав целое племя, он не добился своего. Секрет напитка для него не раскрыт. Для короля далеки понятия чести и достоинства, он готов на все ради своих корыстных целей.

Главный же герой не может предать свой народ, поэтому не только рискует своей жизнью, но и отдает жизнь своего сына. Это страшнее, чем собственная гибель. Отец четко понимает, что они так или иначе умрут. Поэтому отправляет сына на смерть. А тот гордо ее принимает.

Так, пикты, низкие по росту и низкие по положению, оказываются намного выше великого короля, сидящего на коне.

Мы не знаем, что будет дальше, автор обрывает повествование, позволяя читателю самому догадаться о следующих событиях. Но это неважно: отец, несмотря на все муки и наказания, все равно унесет секрет напитка в могилу. Произойдет это сейчас или намного позже.

Вересковый мед объединяет всех пиктов. Это не столько напиток, сколько символ величества и могущества данного племени. Мед символизирует любовь к Родине и способность ее защищать любой ценой.

Баллада не просто рассказывает шотландское предание, но и утверждает, что каждый народ имеет право на свободу, на свои традиции и, конечно, на жизнь.

Примечательно, что на русский язык данная баллада была переведена в 1942 году. Переведший ее С.Я. Маршак призывал людей, боровшихся с фашизмом, оставаться такими же стойкими, как это делали пикты. Враги могут отнять жизнь, но не силу духа и любовь к своей Родине.

МБОУ СОШ № 95 города Нижний Тагил Свердловской области

Воробьева Наталья Юрьевна

Тема: Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». Героизм во имя сохранения традиций предков.

Цель: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя; углубить знания о литературной балладе; показать героический характер баллады «Вересковый мед»; совершенствовать умения и навыки анализа поэтического текста; работать над выразительным чтением.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты: знание основных сведений о жизни и творчестве Р.Л.Стивенсона, содержания и героев баллады «Вересковый мед»; владение элементами анализа текста; умение сопоставлять литературные произведения.

Оборудование: презентация к уроку: фотография вереска, портрет Стивенсона, кластер, технология написания синквейна и др., видеоурок

1) Актуализация опорных знаний

  • Что такое баллада?
  • К какому роду литературы она относится?
  • С какими балладами вы уже знакомы?
  • Какие произведения Р.Л.Стивенсона вы читали?
  • Какие его произведения экранизированы?

2) Мотивация учебной деятельности

  1. «Кластер»
  • Построить кластер ассоциаций к слову ГЕРОИЗМ
  1. Запись на доске, проверка
  • Как вы думаете, как это понятие будет связано с нашим уроком?
  • Важно ли в каком веке и в какой стране был проявлен героизм? Изменится ли к героическому поступку отношение от этого?

3) Постановка цели и задач урока

4) Работа над темой урока

1. Беседа

  • Название произведения, с которым мы сегодня будем знакомиться, - «Вересковый мед». Какое настроение, эмоции будит в вас это название?
  • Как оно может быть связано с понятием «героизм», соединив мысленно название произведения, жанр и понятие «героизм».
  • Что такое ВЕРЕСК?

2. «Уголок юного ботаника»

  • Вереск – это низкий вечнозеленый кустарник с мелкими листьями и лилово-розовыми цветками.
  • Продемонстрировать фотографию вереска

3. Выразительное чтение и анализ баллады «Вересковый мед»

  • Кратко перескажите содержание баллады
  • Какие приметы жанра баллады есть в этом произведении? (героический характер произведения, неординарность героев, легендарный сюжет, необычный пейзаж, диалог, эмоциональное сочувствие автора)
  • Каким мы видим главного героя?
  • Почему старый шотландец не раскрыл королю тайну верескового меда?
  • Почему свою тайну он называет святой?
  • Почему он пошел на убийство сына? Чего он боялся? (Что сын не выдержит пыток и выдаст тайну, в этом вопросе важно показать сложность и противоречивость жизни, необходимость страшного выбора, перед которым порой ставит человека жизнь, трагизм этого выбора )
  • Как описана жестокость короля?
  • Почему автор изобразил гордый народ карликами, гномами? Как себя чувствуют люди перед более сильными, имеющими власть? (Маленькими, беспомощными )
  • Уверен ли король, что ему удастся завладеть секретом? (Нет, поэтому и злится )
  • Что для старого медовара оказалось важнее смерти? (Не выдать традиции предков жестоким чужакам, которые не пощадили весь его народ )

4. Слово учителя о Р.Л.Стивенсоне

  • Обычно мы знакомимся с биографией и творчеством писателя до изучения произведения. Но сегодня, мне показалось, будет важнее сделать наоборот.
  • Как вы считаете, каким был автор этого произведения по характеру, какова была его жизнь, почему он написал такое произведение?
  • Для российского читателя имя Роберта Льюиса Стивенсона связано прежде всего с его приключенческим романом «Остров сокровищ». Эта книга очень популярна и любима нашими читателями, она выдержала десятки изданий, по ее мотивам сняты известные художественные и мультипликационные фильмы.
  • Давайте познакомимся с биографией и творчеством писателя, еще раз подумаем о прочитанной балладе, просмотрев видеоурок (7 минут 16 секунд)

Текст видеоурока:

Роберт Льюис Стивенсон

13 ноября 1850 года в Эдинбурге, культурном и политическом центре Шотландии, родился писатель Роберт Стивенсон. Его отец и дед были инженерами, строили маяки. Наверное, поэтому Роберт очень любил море. Он часами наблюдал за волнами, рифами, слушал истории о кораблекрушениях.

На третьем году жизни он перенес болезнь, по определению врачей, это был круп, и последствия заболевания оказались непоправимыми. Луис страдал тяжелым недугом, его часто лихорадило, он задыхался, страшный кашель в долгих приступах сотрясал его хилое тело, внешний облик его изменился, и метафорическое выражение "худой, как щепка" точно подходило ему.

Болезнь ограничивала и делала односторонним жизненный опыт Стивенсона. "Детство мое, - вспоминал он, - сложная смесь переживаний: жар, бред, бессонница, тягостные дни и томительно долгие ночи. Мне более знакома "Страна Кровати", чем зеленого сада". В ответ на упрек, почему он воспевает светлые стороны жизни, избегая теневых, он отвечал, что невольно отворачивается от всего болезненного, не желая ворошить пережитые печали. Нормально учиться Стивенсону не пришлось. В школу он пошел рано, c шести лет, но систематических занятий выдерживать не мог. Частые пропуски, переезды, недостаток прилежания не способствовали успехам. Даже читать он научился не сразу, а когда научился, увлекся чтением, открыв еще одну страну - "Страну Книг".

Отец Стивенсона рассчитывал, что его сын продолжит семейную традицию и станет инженером - строителем маяков. В семнадцать лет, согласившись с желанием отца, Луис поступил в Эдинбургский университет. Курс наук сочетался с практикой на строительных площадках, и Луис не без удовольствия принимал в ней участие. Однажды, это тоже входило в программу практических занятий, он в скафандре спускался на морское дно, чтобы изучить рельеф скалы, выбранной для постройки маяка. Но спустя некоторое время будущий писатель заявил, что строителем маяков он не будет и мысль о профессии инженера оставляет навсегда.

Тогда же было решено, что Луис станет адвокатом, он надеялся, что занятия адвокатурой оставят довольно свободного времени для занятий литературных.

В 23 года он прославился как писатель. Всю свою жизнь – очень короткую, всего 44 года – Стивенсон боролся за выбранную еще в детстве профессию писателя, за свою любовь и просто за жизнь. Врач прописывал Роберту покой, однако писатель нарушал предписания - плавал на каноэ, пешком путешествовал по Европе и Америке, плавал по южным морям и даже построил дом на острове Самоа в Тихом океане. Но больше всего его интересовала история его родины - Шотландии.

Стивенсон писал: «Я жаждал жизни, приключений, огромным усилием воли я практически победил болезнь. Любовь к Родине и её истории давала мне силы. Я боролся и жил». Четыре года Стивенсон прожил на острове Самоа, там, на вершине горы Веа, его и похоронили.

Он написал много интересных произведений: приключенческий роман «Остров сокровищ», который принёс автору мировую славу, романы «Черная стрела», «Похищенный», балладу «Вересковый мед». Баллада «Вересковый мёд» родилась в Шотландии в 1875 году.

Баллада - это лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера, в котором явно слышится эмоциональный голос автора, оценивающего описываемые события. Часто в балладе присутствуют пейзажный зачин и пейзажная концовка, диалог. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора, бывают баллады народные и литературные.

Родина героев баллады «Вересковый мёд» - Шотландия. Здесь можно увидеть горы, покрытые лесами и вереском, узкие вытянутые озера, горные долины и реки. А ещё в Шотландии холодная погода, которая закалила местных жителей. Здесь живут самоуверенные и отчаянные люди.

Своё название Шотландия получила после того, как туда переселились жители Ирландии, которые в латинской традиции назывались скоттами. Кроме скоттов территорию Шотландии населяли племена бриттов, англосаксов и пиктов, которые относятся к древнейшим народам Шотландии. В начале IХ века они были завоеваны скоттами и вскоре смешались с ними, образовав новую национальность - шотландцев.

В основу баллады Стивенсона «Вересковый мёд» легло горестное событие – война, во время которой были покорены племена пиктов.

Вереск, который не боится ни холода, ни cнега, ни ветра, – растение пиктов, их жизнь, и эти маленькие и трудолюбивые люди мужественно защищали свою родную землю.

Это была война не на жизнь, а на смерть. Прекрасное вересковое поле стало страшным.

По приказу безжалостного короля-завоевателя пиктов согнали с их земли и всех убили. Но король всё ещё недоволен, ведь он так и не узнал секрета изготовления прекрасного напитка.

Узнать рецепт король может только у последних оставшихся в живых пиктов – старика и его сына. Но и угроза пыткой не испугала старика и юношу, они молчат. Старик просит врагов убить сына, понимая, что у молодого человека может не хватить сил вынести пытки. Старика теперь ждёт смерть на костре, но тайну он так и не выдаст, ведь

Из вереска напиток

Забыт давным-давно...

Для пиктов вереск – это не просто напиток, это традиция предков. Выдать секрет – значит предать свой народ, родину. Старик во имя высокой цели приносит в жертву собственного сына и самого себя. Они погибли непокоренными, непобежденными.

Отметим черты баллады в «Вересковом меде»:

  • исторический сюжет
  • трагический эпизод в истории войны – смерть последних пиктов
  • элемент тайны – рецепт меда, умирающий вместе с героями
  • характеры героев раскрываются в драматическом диалоге
  • эмоциональное сочувствие автора
  • пейзажный зачин и пейзажная концовка

О чём заставляет задуматься баллада Стивенсона? О том, как сложна и противоречива жизнь, как трагичен выбор, перед которым порой жизнь ставит человека, о таких пороках, как жестокость, гнев, злоба и о том, к чему они могут привести.

А память о мужественных и смелых пиктах продолжает жить в сердцах людей...

5) Рефлексия

  • Ознакомившись с биографией писателя, скажите, почему он написал такое произведение, как «Вересковый мед»?
  • Какова в произведении позиция автора? Как и где она проявляется?
  • Какие человеческие качества прославляются в этой балладе?

6) Самостоятельная работа

СЛАЙД № 6, 7 (Перед небольшой самостоятельной работой вспомнить технологию написания синквейна)

  • Составьте синквейн о старике-медоваре (на отдельных листочках 5-8 минут)

7) Домашнее задание на выбор:

  • Составить кроссворд по балладе «Вересковый мед»
  • Приготовить выразительное чтение баллады (или отрывка) наизусть

Мне нравятся книги Стивенсона. Я очень люблю перечитывать «Остров сокровищ» про пиратов и море. Но Стивенсон писал еще и стихи. Я прочитал его стихотворение «Вересковый мед» и хочу рассказать, что я думаю. В стихотворении рассказывается о древнем напитке, который пили малютки-медовары. Они жили в древней стране, и их называют пикты. Я спросил у папы, кто такие пикты. Он мне объяснил, что пикты – древний народ, который жил в Англии. их называли пиктами «разрисованными», потому что они были все в татуировках. Вересковый мед был очень вкусный напиток: <.p>

Из вереска напиток

А был он слаще меда,

Пьянее, чем вино.

Для него брали нектар из цветов вереска. Но народ медовар, уничтожили враги. Они умели воевать и завоевали земли пиктов, убили. всех, кого нашли. Но вересковый мед они варить не умели. Потом когда весной зацвел вереск, вкусный напиток варить стало некому:

Лето в стране настало,

Вереск опять цветет,

Но некому готовить

И бросят в пучину вод,

А я научу... шотландцев

Готовить старинный мед!

Он обманул короля, потому что не собирался выдавать ему тайну и умер. Но мне кажется, что старый отец поступил неправильно. Почему он думал, что его сын выдаст тайну? Все всегда ругают тех, кто младше. Это неправильно. Ведь, когда они вырастут, они станут такими же, как те, кто их ругал. О чем может быть это стихотворение? Я думаю, что Стивенсон рассказывает о тех, кто любит Родину и свой народ и не боится умереть за них.

В стихотворении очень запоминаются мальчик и его отец. И еще я думаю, что каждый должен уметь защищать себя и своих родных, потому что всегда есть те, кто сильнее и для кого все чужие – враги. А король завоевателей мне не понравился. Он был не прав, когда убивал всех пиктов. Люди должны жнть В мире между собой, и тогда не исчезнут с земли древние тайны, которые люди передают своим детям и внукам.

Сочинение

Английский писатель Роберт Льюис Стивенсон - основатель английского романтизма - любимец подростков. Его произведения зачаровывают молодежь, смущают душу, побуждают к мечтаниям и смелым и мужественным поступкам. Стивенсон родился в Шотландии и любил свою родину. В балладе «Вересковый мед» с печалью изображает он трагическую судьбу коренного населения Шотландии - пиктов. Идея свободы личности была очень близкая мировоззрению Стивенсона, который ощущал беззащитность «маленького человека» перед тиранами и проникался ее проблемами. Художник не воспринимал мир, в котором властвует закон «наживы» и удовлетворение нужд «сильных» за счет покорения более слабых. Для него было важным изображение трагизма, растерянности, беды, горя не только одного человека, а и целого народа. Действительность, которая изображена в балладе, не обязательно является реальностью, она отображает глубокие чувства и переживание Стивенсона-Романтика.

В нескольких строках этого произведения мастер пера трогательно изображает скромность и неприхотливость маленького коренного народа Шотландии - пиктов, которые имели свою культуру, обычаи, жили собственной маленькой радостью, мирно работали и никому не мешали. Но жестокий соседний король на охоте безжалостно поработив целый народ:

· В своих могилах тесных

· В горах родной земли

· Малютки-медовары

* Приют себе нашли.

Тем не менее, все в мире имеет глубокую естественную связь, нарушить который не могут даже короли. Сила, могущество, слава правителей не имеет власти над культурными ценностями и духовным достоянием целого народа. Уничтожив пиктов, завоеватель осознал, что они могли бы служить ему, так как в скором времени выясняется, что напиток, который готовили пикты, не может варить никто.

Король любой ценой стремился восстановить производство медового напитка, секрет изготовления которого был известный только уничтоженному им народу. Случайно его слуги нашли двоих пиктов - старого отца и сына-подростка - последних из маленького народа. Стивенсон показал, что все народы являются важными с присущими только им достояниями в культуре и быту - уничтожить их легко, а подменить - почти невозможно. Король хотел заставить пиктов рассказать секрет верескового напитка, и напрасно. Отец даже жертвует своим сыном, чтобы сохранить тайну уничтоженного народа:

· Пусть его крепко свяжут

· И бросят в пучину вод

· И я научу шотландцев

* Готовить старинный мед.

Самопожертвование старика пикта оправдано глубоким опытом и мудростью. Весь народ пиктов уничтожен, и уже ничего нельзя сделать. Жалея своего сына, которого соблазнами или истязанием заставили бы подчиниться, старый пикт решил облегчить его судьбу. В балладе «Вересковый мед» Стивенсон доносит до нас свое восприятие окружающего мира, воспевает оправданность поступков людей, показывает, что нет больших и малых народов, поскольку каждый народ исключителен. Изображая отношения между шотландцами и пиктами, художник призывает к гуманизму, так как народ, который действует против идей человечности, справедливость всегда теряет…

Тема : гибель последних пиктов.

Идея : борьба за независимость и свободу против поработителей.

Главная мысль: лучше умереть с честью, чем жить в бесчестии. Выдать секрет меда, значит, предать традиции своего народа, предать свою Родину. Любовь к Родине дороже жизни.

«Вересковый мед» сюжет

  • Экспозиция — воспевание верескового напитка, характера и обычаев пиктов.
  • Завязка — захват территории пиктов, уничтожения маленького народа.
  • Развитие действия — король стремится узнать рецепт верескового напитка, захват в плен отца и сына, их допрос.
  • Кульминация — по просьбе отца сына бросают в море.
  • Развязка — отец навсегда оставляет с собой секрет верескового напитка, но бросает вызов врагам, готов умереть, но не подчиниться, не предать свой народ.

Основа баллады — шотландская легенда о том, как пикты сохранили секрет верескового напитка.

Пикты — легендарный народ, живший в Шотландии до прихода скоттов (от последнего названия происходит и название Шотландии, буквально — страна скоттов). Пикты, по преданию, были очень малы ростом. Баллада написана на основе шотландской легенды о вересковом напитке. Впервые о народе пикты упоминается в 297 году нашей эры как о врагах Рима. Пикты боролись против различных врагов. Иногда они проигрывали большие битвы, теряли огромные территории, но упорно снова воевали за свою землю. В IX веке пикты были покорены скоттами, то есть шотландцами, после чего смешались с представителями других народностей, потеряли язык и перестали существовать как отдельный народ.

В летописях и легендах пикты чаще всего изображены как смелые воины. Пораженные их смелостью завоеватели не понимали, откуда в невысоких ростом людей столько чувства непокорности и мужества.

Стивенсон использовал легендарное представление о пиктах и построил сюжетную канву баллады вокруг тайны. Народ пиктов остался в истории, благодаря сохраненной тайне о способе приготовления верескового напитка. Этот прием характерен для фольклорных произведений, когда герой должен раскрыть тайну и освободить волшебную силу. В балладе Стивенсона волшебной силой стали черты характера мужественных пиктов, которые прославил поэт.

«Вересковый мед» главные герои

  • отец — олицетворение всего народа пиктов
  • сын — он как и отец смелый, мужественный, несокрушимый, свободолюбивый
  • шотландский король — жестокий, напыщенный, безжалостный, стремится к абсолютной власти

В балладе автор провозглашает право каждого народа на свою землю, свои традиции, свободу. В этом плане баллада выходит за пределы шотландской тематики, приобретая обобщающее значения. Маленький эпизод помогает автору утвердить идею независимости народа. А сам Стивенсон выступает здесь как истинный сын своей земли.

В балладе несколько раз повторяется словосочетание «секрет верескового напитка». Что же это за секрет? Это не только тайна напитка — как его варить, а прежде всего секрет духовной стойкости пиктов, который заключается в любви к родной земле и стремлении обрести свободу. Этот секрет важный для всех времен и народов.

Трагизм произведения усиливается тем, что здесь нет выбора между жизнью и смертью (так неволя — не жизнь), а есть только выбор смерти. Мудрый отец, осознавая неотвратимость гибели, выбирает для сына лучшую (мгновенную) смерть, и тот мужественно принимает ее. А старик умирает последним, однако не выдает врагам священной тайны. Они могут отнять у него жизнь, но не его волю и любовь к родине.


Close