В последнее время на школьных занятиях стало популярным использовать методический прием под названием «синквейн». Считается, что это стимулирует умственную активность учеников, способствует развитию творческого мышления, навыков письма и чтения, способности анализировать и делать выводы, коротко их формулируя. Кроме того, составлять синквейны очень интересно и дети с удовольствием этим занимаются.

Что такое синквейн?

Эта форма стихосложения появилась с подачи американки Аделаиды Крэпси в начале прошлого столетия, благодаря восточным принципам поэзии – хайку и танка. В результате получился синквейн – лаконичная пятистрочная стихотворная форма, несущая синтезированную информацию. Синквейн делится на несколько разновидностей, каждая из которых имеет определенные правила составления.

Крэпси придумала традиционную форму составления пятистишья, где произведение включало 22 слога и имело структуру такого вида: 2 – 4 – 6 – 8 – 2, где цифра означает количество слогов в каждой строчке.

Для обучения американских школьников стали использовать дидактическую форму синквейна. От других пятистиший она отличается тем, что важно не соблюдение слоговой структуры, а смысловая информация строк.

Классический традиционный синквейн составляется так:

  • Первая строчка – это тема, существительное или местоимение;
  • Вторая строчка – два прилагательных или причастия, они коротко характеризуют тему, описывая ее;
  • Третья строка – это три слова глаголов или деепричастий, раскрывающие действие;
  • Четвертая строчка – мнение автора об описываемой теме в четырех словах;
  • Пятая строчка – итоговая, суть темы, состоящий из одного слова и любой части речи.

Конечно, это общие основы написания синквейна, которых нужно стараться придерживаться. Но небольшие коррективы вносить можно, если от этого выигрывает смысл стихотворения. Чтобы пятистрочье не получилось беспорядочным набором слов, допускается увеличить слова в строке или заменять части речи и так далее. Главное, чтобы в результате автор создал интересное творение с важной информацией.

Педагогическая ценность синквейна

В российских школах применять эту стихотворную форму стали не так давно, в последнем десятилетии прошлого века. А вот в западных школьных программах она успешно используется уже почти 100 лет.

С педагогической точки зрения синквейн – это прекрасный способ творческой реализации школьника. Такая стихотворная форма помогает в информационном поле находить и выделять самые важные моменты, компоновать их и кратко доводить до сведения окружающих.

Синквейн помогает преодолеть речевое однообразие у ребенка, помогает обогатить словарный запас, ускорить умственное развитие. Составление пятистиший помогает формировать навыки аналитического мышления. Его удобно использовать как итоговое задание по проверке пройденного материала. Простота построения стихотворения делает этот метод развития очень эффективным для детей разных возрастов.

Чтобы сосавить синквейн, нужно иметь знания и понимание пройденного материала. Данную форму можно применять не только в литературе или русском языке, но и в таких предметах как физика, химия, биология можно проверять уровень знаний ученика с помощью составления синквейна. Причем, хоть по времени это проходит быстрее, чем написание стандартной контрольной, но интенсивности работы мысли потребует не меньше. А результат окажется намного оригинальней, интересней и показательней.

Попробуем пошагово разобраться в написании нерифмованного стихотворения, используя слово «книга».

1 строка

1 строка является темой, а значит, слово «книга» — это готовая начальная строчка нашего стихотворения. Но книги бывают разными, какую характеристику ей дать? Для этого нужно тему (в данном случае книгу) конкретизировать. Переходим ко второй строчке.

2 строка

2 строка дает описание предмета (темы). Что представляется при слове «книга»? у каждого возникают свои ассоциации, например:

  • Электронная, бумажная;
  • Интересная, увлекательная, с картинками и иллюстрациями;
  • Скучная, техническая, с формулами и схемами;
  • Старая, древняя, с пометками на полях.

Список может быть очень длинным и однозначно правильного определения нет,едь у каждого свое первое восприятие при произнесении слова. Кто-то представляет любимую детскую книжку, кто-то увесистый фолиант в кабинете отца, у кого-то абстрактный образ в виде магазинных полок со множеством творений. Нужно написать то, что представляется в связи с «вашей» книгой. Например:

  • яркая, цветная;
  • нудная, поучительная;
  • историческая, интересная.

Со второй строки уже четко представляется характер нашей книги.

3 строка

3 строка должна описывать действие. Какие действия вообще происходят с книжкой? Она сочиняется, пишется, издается, продается, стоит на полочке и так далее. Но правильнее будет описывать действия по отношению к автору: захватывает, вгоняет в сон, наводит скуку, учит, рассказывает, заставляет переживать. Выбор характеризующих глаголов зависит от того, какое описание было дано. Допустим, скучная, нравоучительная во второй строке не может увлекать, будить воображение в третьей.

При написании третьей строчки главное правило – придерживаться образа, который уже создан. Также нужно следить за использованием однокоренных слов, если книга была описана как интересная, то не стоит характеризовать действие, что она интересует. Получится переливание «воды». Лучше применить похожее по значению слово: интересная книга увлекает.

4 строка

4 строка пятистишья подразумевает выражение личного отношения к теме (книге). Как правило, именно эта строчка наиболее трудна для формулировки. Школьников постоянно учат, что мысли нужно выражать прямо и однозначно: я люблю читать, я считаю книги полезными и нравоучительными. На практике же синквейн не требует давать оценку и подразумевает вольную интерпретацию. Нужно определить, что наиболее важное по отношению к вам и вашей жизни, связанное с книгами.

Например:

  • ненавижу сидеть за книжкой;
  • научился читать в пять лет;
  • у меня дома много книг.

Если воображение рисует вырубку леса для производства бумаги для книг, то могут быть и такие формулировки:

  • выпустил книгу – погубил дерево;
  • книги из бумаги – планета без деревьев.

То есть выражение личного отношения к книгам в ясной и понятной форме. Если сложно сразу составить короткую емкую фразу, то можно написать свою мысль в свободной форме, не считая количество слов, а потом решить, как сократить его до нужных размеров. Например: « Я обожаю читать исторические романы и могу просидеть над книгой всю ночь до утра». В итоге сокращенный вариант будет выглядеть:

  • читаю ночь напролет;
  • прочту всю книгу до утра;
  • книга в руки – сон за порог.

5 строка

5 строка заключительная, ее задача одним словом подвести итог всего произведения. Для начала нужно написать получившиеся четыре строки и прочитать их. Это уже практически готовое нерифмованное стихотворение. Допустим, вспомнились детские произведения:

  • Яркая, сказочная.
  • Развлекает, завораживает, убаюкивает.
  • Читала мама перед сном.

Чтобы сформулировать главную мысль синквейна, нужно сделать вывод из получившегося произведения: «Я помню, как в детстве мне нравилось, когда мама читала на ночь сказки». Скорее всего, итоговое слово уже будет содержаться в заключительной фразе. В данном случае будет уместно слово «детство».

Примеры синквейнов

Написание синквейнов – процесс творческий и увлекательный. Дети очень любят такие занятия и часто сами предлагают темы для стихотворений. Вот несколько примеров создания простых нерифмованных пятистиший для младших школьников.

Лето

Теплое, солнечное.

Купаться, отдыхать, гулять.

Лучшее время года.

Каникулы.

Война

Жестокая, страшная.

Убивает, мучает, стреляет.

Я видел фильмы про войну.

Школа

Большая, шумная.

Учит, помогает, направляет.

Мне нравится ходить на уроки.

Бабушка

Заботливая, ласковая.

Жалеет, нянчит, присматривает.

У бабушки самые вкусные пирожки.

Вишня

Ароматная, сладкая.

Цветет, пахнет, зреет.

Обожаю вишневое варенье.

Салют

Блистательный, разноцветный.

Стреляет, сверкает, грохочет.

Это символ радости и победы.

Ребенок

Маленький, беззащитный.

Смеется, радуется, растет.

Дети – цветы жизни.

Полиция

Смелая, храбрая.

Ловит, оберегает, стережет.

Мой город самый безопасный.

1 сентября

Праздничное, нарядное.

Идем, учиться, знакомиться.

Первый раз – в первый класс!

Гражданин

Активный. Сознательный.

Строит, выступает, следит.

Вместе мы – сила.

Если вам нужно составить синквейн на какую-либо тему, но вы испытываете трудности с этим, мы можем вам помочь. Пишите в комментариях к статье тему синквейна, и мы постараемся составить его для вас.

Синквейн по биологии

Синквейн – это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк» . Данный методический прием описан в аудиолекции проекта «Правовое образование» Российского Фонда правовых реформ.
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Синквейн – это не способ проверки знаний ученика, у него другая задача, причем, более универсальная. Синквейн – это способ на любом этапе урока, изучения темы, проверить, что находится у школьников на уровне ассоциаций.
Приступает учитель к изучению новой темы и в начале урока дает синквейн: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете? » Проанализировав полученные результаты, можно корректировать представления ученика о данном понятии в ходе изучения темы.
…Разгар урока. Тема очень трудна для восприятия. Ученики устали. Предложите им синквейн по какому-то разделу изучаемой темы, и вы узнаете, как идет восприятие школьниками нового материала. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы.
Изучение темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний покажут опрос, итоговый контрольный срез. А сейчас, в завершении урока – синквейн. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации подростков. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, учитель увидит, насколько ему удалось достичь прогнозируемого ранее результата.

Синквейны представлены для разных классов:

  1. Жизнь.
    Морская, Земная.
    Радует, изменяется, продолжается.
    Прекрасна, многообразна, красочна, любима.
    Свет.
  2. ЖИВАЯ МАТЕРИЯ-
    потаённая, непознанная.
    Рождается, растёт, развивается.
    В короткое определение не вмещается.
    ЖИЗНЬ!
  3. ЖИВОЕ!
    Белковое, клеточное.
    Раздражается, питается, дышит,
    Планета давно признаки жизни слышит.
    Эволюция!
  4. Жизнь-
    сложная, многогранная.
    Самообновляется, возрождается.
    Единым кодом закрывается.
    ДНК!
  5. Живое существо -
    открытое, системное.
    Двигается, дышит, питается.
    Дарвинистами живой материей называется.
    Материализм!
  1. Биология.
    Естественная, молекулярная.

    Наука о живой природе.
    Жизнь.
  1. Биология.
    Естественная, молекулярная.
    Изучает, классифицирует, описывает.
    Наука о живой природе.
    Жизнь.
  1. Биология.
    Клеточная, эволюционная.
    Существует, исследует, публикует.
    Дает нам знания.
    Учеба.
  1. Биология.
    Скучная, долгая.
    Идет, обучает, заканчивается.
    Предмет в школе.
    Урок.
  1. Белокочанная капуста.
    Вкусная, полезная.
    Вырастает, созревает, увядает.
    Богатый кладезь витаминов.
    Овощ.
  1. Кошка.
    Пушистая, ласковая.
    Мурлыкает, играет, бегает.
    Любимый домашний питомец.
    Животное.
  1. Медведь.
    Бурый, белый.
    Спит, рычит, бежит.
    Большой опасный хищник.
    Зверь.
  1. Ландыш.
    Зеленый, свежий.
    Растет, цветет, пахнет.
    Красивый весенний цветок.
    Растение.
  1. Бабочка.
    Оранжевая, голубая.
    Вырастает, улетает, погибает.
    Появляется на свет, преображаясь из обычной гусеницы.
    Насекомое.
  1. Млекопитающие.
    Сумчатые, плацентарные.
    Рождаются, живут, умирают.
    Этот класс широко распространен во всем мире.
    Животное.
  1. Маргарита.
    Самостоятельная, хитрая.
    Лукавит, соблазняет, впечатляет.
    Женское имя, обозначающее «жемчуг».
    Цветок.
  1. Дети.
    Прекрасные, озорные.
    Играют, шалят, радуют.
    Цветы нашей жизни.
    Радость.
  1. Птичка.
    Хрупкая, маленькая.
    Летит, клюет, поет.
    Уменьшительно-ласкательное от слова птица.
    Небо.
  1. Биология.
    Трудная, интересная.
    Учит, просвещает, отвлекает.
    Естественная наука о жизни.
    Человек.
  1. Синица.
    Длиннохвостая, подвижная.
    Выделяется, гнездится, питается.
    Истребляет лесных вредителей.
    Птица.
  1. Лед.
    Твердый, холодный.
    Замерзает, скользит, обжигает.
    Не сможет согреть руки.
    Зима.
  1. Сфера.
    Круглая, гладкая.
    Прыгает, катится, смотрит.
    Сфера Луны над Землей.
    Шар.
  1. Огонь.
    Яркий, теплый.
    Освещает, греет, очищает.
    Хоронит груз прошлого под пеплом.
    Жар!
  1. Море.
    Синее, пенное.
    Плещется, бушует, хранит.
    В себе тайны прошлого.
    Глубина.
  1. Дельфин,
    Веселый, умный.
    Плавает, выпрыгивает, рисует.
    Только ему понятные картины.
    Океан.
  1. Собака.
    Верная, смелая.
    Лает, кусает, охраняет.
    Самый лучший друг человека.
    Верность.
  1. Дождь.
    Мокрый, серый.
    Идет, барабанит, стучит.
    По крышам мелкими каплями.
    Лужи.
  1. Почка.
    Парная, важная.
    Находится, накапливает, выводит.
    Орган мочевыделительной системы у человека.
    Анатомия.
  1. Биотехнология.
    Сложная, промышленная.
    Изучает, используется, применяется.
    Основывается на многих дисциплинах.
    Наука.
  1. Погода.
    Ясная, пасмурная.
    Меняется, портится, прогнозируется.
    Текущее состояние атмосферы.
    Природа.
  1. Рука.
    Правая, левая.
    Помогает, висит, ломается.
    Одна из конечностей человека.
    Нога.
  1. Железы.

Важные, регулирующие.

Секретируют, управляют, обеспечивают.

Железы внутренней секреции – выделяют биологически активные вещества – гормоны.

Реализация технологии критического мышления с помощью синквейна. Мастер-класс


Круг заинтересованных лиц : данный мастер-класс предназначен для учеников 4-5 классов, педагогов, воспитателей.
Назначение: расширение кругозора детей, формирование бережливого отношения к природе.
Цель мастер-класса: познакомиться с элементами технологии развития критического мышления, применение материала для использования на уроках, связанных с природой.

В педагогической деятельности существует огромное количество методик, технологий и приемов работы. Технология развития критического мышления, безусловно, одна из важнейших в этой сфере, многие учителя применяют ее в своей деятельности.
Согласитесь, что критически мыслящим человеком невозможно манипулировать, а в современном мире нельзя все принимать на веру. В нашей жизни мы, сами не зная того, постоянно сталкиваемся с различного рода махинациями. Сейчас набирают силу телефонные мошенничества, очень хороший пример был приведен в известной передаче «Комедии клаб». Мужчине пришло смс – сообщение следующего содержания: «Мама, кинь мне денег на этот номер, позже все объясню. Твой сын». Мужчина пошутил, что у него неожиданная радость он наконец-то стал мамой!

ИЛИ


Благодаря технологии критического мышления каждый ученик, не соглашается с тем, что он видит и слышит, пусть это будет мнение учителя, родителя, ученного или просто одноклассника, а сам проверяет поступившую информацию, критически к ней подходит, анализирует ее. Только после этого он соглашается с ней или опровергает ее. Это очень важный момент - ученик не всегда будет учеником, любой личности нужно научиться распознавать правду, стараться уйти от заблуждения. Данная технология помогает ученику научиться искать проблему и вырабатывать алгоритм ее разрешения, формировать свое мнение и делать выводы.

Данная технология разбита на 3 этапа:

1) вызов - учитель создает условия для того чтобы учащиеся вспомнили материал по определенной теме и осознали, что недостаточно тех знаний, которыми они обладают. Например, тема урока: Бережное отношение к природе". Учитель делит класс на 2 команды и задает вопросы:
ВОПРОСЫ первой команде:
1) что такое красная книга?
2) что хотел сказать автор этой фотографии?


3)Кто такой егерь?
ВОПРОСЫ второй команде:
1)Как помочь животным перезимовать в лесу?
2) Объясните рисунок


3)Как люди пытаются сохранить исчезающие растения и животных?

Ученики отвечают, учитель подводит итог,
Учитель: 1. скажите,ребята, какие заповедники вы знаете?
2. что делать чтобы животные не выбегали на дорогу и их не сбивали машинами?
3. какие лекарственные растения вы знаете? ядовитые? исчезающие? исчезнувшие?
4. какие продукты животного происхождения используются в медицине? в еде?
Учитель выслушивает ответы в результате которых дети осознают, что не на все вопросы знают ответы.и в качестве закрепления актуализации знаний, дети составляют в командах синквейн на теме: "природа"


СИНКВЕЙН
Природа
Удивительная, красивая
Окружает, кормит, дышит
Природа – защитница человека от микробов
Сила

После чего происходит переход ко второму этапу - осмыслению (или содержанию).
2. осмысление - на этом этапе происходит знакомство учеников с новым материалом.
Учитель просит детей разбиться по парам по их усмотрению и раздает карточки с заданиями и листья гербария каждой паре.
В первом задании, вам предстоит определить какому дереву или растению принадлежат листья гербария, прочитать текст и соотнести текст с листом гербария,придумать правило бережного отношения к растениям.
Во втором задании нужно соотнести фото животных, занесенных в Красную или Черную книгу с его названием и описанием животное которое занесено.
пример, карточка № 1
ЗАДАНИЕ 1

3. Придумайте правило бережного отношения к растениям

Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки.

Это хвойное дерево конусовидной формой. Ветви идут вниз, образуя “лапы”, покрыто ветками до самого низа, причем нижние ветки длиннее верхних и выступают из-под них. Молодые хвоинки окрашены светлее старых. Древесина используется для производства бумаги, мебели, искусственного шелка, в строительстве и даже для изготовления инструментов. (на столе лежат листья смородины, рябины, липы, ивы, ели, сосны березы)

ЗАДАНИЕ 2
1. Соотнесите фото животных, занесенных в Красную книгу с его названием и описанием животное которое занесено
2. Какую пользу приносили человеку или природе эти животные?
3. Придумайте правило бережного отношения к животным (на столе лежат возможные варианты животных: Манул (Паласов кот), Лемур Лорри, Красный или горный волк, Амурский Горал, Дальневосточный леопард, африканский лев, Тилацин – тасманский сумчатый тигр, Зебра квагга, голубь дронт, Странствующий голубь_

ПЕРВОЕ ЖИВОТНОЕ
Дикий кот с очень пушистой и длинной шерстью - на один квадратный сантиметр тела приходится до 9000 волосков! Водится в Тыве, республике Алтай и Забайкалье.


ВТОРОЕ ЖИВОТНОЕ
Это животное даже в древние времена это животное боготворили. Для древних египтян оно выступало в качестве сторожевого существа, охраняющего вход в мир иной. Для древних египтян бог плодородия Акер изображался с его головой и гривой. В современном мире, на многих гербах государств изображен этот зверь.


Учитель: заслушиваем правильные ответы - (задание 1 – ель, задание 2 - Манул (Паласов кот), лев)
Важны ли растения и животные для человека? Чем? (лекарство, кислород, косметика, мед) Можно ли все растения и животных уничтожать? Нужно их беречь?

Молодцы! Вижу, что вы свое здоровье можете поправить и без таблеток, а с помощью трав. Только вот о чем каждый из нас должен помнить? (Не срывать растения без надобности, с корнем. Собирать осторожно и бережно). Ну и как итог этого этапа давайте вместе напишем синквейн по теме «растения и животные». Дети составляют синквейн, учитель записывает на доске.

СИНКВЕЙН
Растения и животные
Лекарственные, исчезающие,
Бережем, садим, кормим
Состояние природы в наших руках
Жизнь

И переходим к последней стадии ответ.
3) стадия ответ или рефлексия
Включаем музыку - звуки природы, и показываем фотографии или слайды красивых уголков природы.. Народная мудрость гласит: “Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысяча – пустыню”. Согласны ли вы с этим высказыванием? Поясните.


Все мы хотим, чтобы природа вокруг нас была такой,

а не такой


и для этого нам нужно выполнять определенные правила. О чем мы должны помнить, отдыхая на природе? составьте синквейн по теме "охрана природы", для этого нарисуйте свою ладошку.


На каждом пальчике пишем строчку синквена, их как раз пять, на самой ладони подписываем чей это синквейн, дату и ставим отношение к мастер-классу в виде смайлика.

Как только задание выполнили, встаем и прикрепляем к доске с помощью скотча.

СИНКВЕЙН
Охрана природы
Надежная, всеобщая
Защищаем, восстанавливаем, строим
Нам нужно заботится о природе
Экология

Учитель: Кто подведет итог урока? Все ли вам было понятно? Получили ли вы для себя что-то новое?
И закончить свой мастер-класс я также хочу стихотворением.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все, и я и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты!

Вот таким, образом мы с вами познакомились с технологией развития критического мышления и на каждой стадии осуществили работу с синквейном.

МБДОУ «Большеелховский детский сад №1комбинированного вида»

Конспект

организованной образовательной деятельности по формированию

лексико-грамматических категорий и развитию связной речи

В старшей группе компенсирующей направленности

Тема. Домашние животные. Составление синквейна.

Учитель-логопед МБДОУ

«Большеелховский детский

сад №1 комбинированного вида»

Лексическая тема. Домашние животные.

Тема. Составление синквейна.

Цель: Развитие связной речи через составление синквейнов.

Коррекционно-образовательные задачи:

Учить составлять синквейн, опираясь на заданную схему по индивидуальным картинкам;

Активизировать словарь по теме «Домашние животные»;

Закреплять в речи категорию творительного падежа существительных;

Упражнять в образование глаголов от звукоподражаний;

Упражнять в подборе слов-признаков, слов-действий;

Формировать навык построения предложений.

Коррекционно-развивающие задачи:

Учить думать, размышлять, рассуждать на заданную тему;

Развивать воображение, раскрепощение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности, самостоятельности.

Оборудование : игрушки и предметные картинки: кошка, собака, корова, свинья, кролик, коза, лошадь, овца; мяч; схема составления синквейна.

I. Организационный момент.

Игра «Кто кем будет?»

(Игра с мячом)

Логопед. Кем будет щенок?

Кем будет котёнок?

Кем будет телёнок?

Кем будет козлёнок?

Кем будет ягнёнок?

Кем будет крольчонок?

Кем будет жеребёнок?

Кем будет поросёнок?

II. Постановка цели.

Логопед. Кто догадался, о ком мы сегодня будем говорить?

Почему этих животных называют домашними?

III. Подбор слов-признаков.

1. Отгадывание загадок.

2. Игра «Подбери признаки»

(Выставлены игрушки: кошка, собака, корова, свинья, кролик, коза, лошадь, овца)

Логопед загадывает загадку. Дети отгадывают. Эту игрушку логопед берёт в руки и объясняет правила игры. Я назову слово-признак о кошке, передам кошечку тому, кто повторит моё слово и добавит своё слово-признак.

Загадки о домашних животных.

Мохнатенькая, усатенькая, ест, пьёт, песенки поёт.

(Кошка)

Человеку верный друг,

Чутко слышу каждый звук.

У меня отличный нюх,

Зоркий глаз и острый слух. (Собака)

Толстовата, неуклюжа

Любит грязь и любит лужи,

Любит спать и любит хрюкать,

Пяточком в грязи похлюпать.

(Свинья)

Я большой, я красивый и ретивый,

Я бегу и вьётся грива,

Длинный шёлковый хвосток,

И копытами цок-цок.

(Конь)

Шуба теплая, кудрявая на мне и пою я: «Бе-бе-бе» (овца)

В сарае, в клетке он живёт

Морковку сладкую грызёт.

Он пушистый и глазастый,

Длинноухий, хвост, как нолик

Все узнали, это …(кролик)

Идёт она рогатая

Чуточку бодатая.

По дороге к нам шагает

И хвостом меня стегает!

Часто машет головой,

Отгоняя мошек рой.

Возвратилась снова с поля

Наша милая …(корова)

Это, кто ж такая, рогатая?

Да ещё и бородатая?

Молоко даёт исправно,

Вкусное, полезное

Днём гуляет по двору,

С кустиков дерёт кору,

Смотрит хитро мне в глаза

Бородатая…(коза)

Слова-признаки.

Кошка (какая?) – ласковая, усатая, пушистая, мохнатенькая ит.д.

Собака (какая?) – верная, преданная, умная, чуткая ит.д.

Свинья (какая?) – розовая, толстая, неуклюжая ит.д.

Конь (какой?) – большой, сильный, красивый, ретивый ит.д.

Овца (какая?) – кудрявая, травоядна т.д.

Кролик (какой?) – маленький, пушистый, глазастый, длинноухий и т.д.

Корова (какая?) – большая, рогатая, бодатая, милая ит.д.

Коза (какая?) – рогатая, бородатая, прыткая, шустрая ит.д.

IV. Физминутка.

Психогимнастика.

Логопед предлагает изобразить: как гладите кошку, как расчёсываете гриву коня, как бодается коза, как кошка просит молока у хозяйки, как собака верно и преданно смотрит на хозяина.

V. Образование глаголов от звукоподражаний.

(Игра с мячом)

Корова (что делает?) – мычит.

Кошка (что делает?) – мяукает.

Собака (что делает?) – лает.

Свинья (что делает?) – хрюкает.

Овца (что делает?) – блеет.

Коза (что делает?) – блеет.

Лошадь (что делает?) – ржёт.

VI. Подбор слов-действий.

Игра «Что делает?»

(На доске картинки: кошка, собака, корова, свинья, кролик, коза, лошадь, овца)

Логопед. Ребята, как животные голос подают, вы знаете.

А что ещё делают домашние животные?

Что делает кошка? (ласкается, играет, умывается, бегает, царапается, лежит, спит, мяукает т.д.)

Что делает корова? (пасётся, ест, мычит, ходит, даёт (молоко) и т.д.)

Что делает собака? (грызёт, бегает, сторожит, лает, охраняет ит.д.)

Что делает коза? (бодается, жуёт, ест, блеет ит.д.)

Что делает конь? (резвится, перевозит, скачет, ржёт, несётся ит.д.)

Что делает овца? (гуляет, пасётся, блеет, ходит ит.д.)

Что делает свинья? (спит, лежит, ест, хрюкает ит.д.)

Что делает кролик? (грызёт, сидит, ест и т.д.)

VII. Составление синквейна по индивидуальным картинкам.

(На доске: схема составления синквейна)

Логопед. Ребята, чтобы наши животные не обиделись, можно в четвёртой строчке, составить предложение, чем вы их угостите?

Кошка. Собака.

Пушистая, усатая. Верная, чуткая.

Мяукает, лакает, умывается. Сторожит, лает, грызёт.

Я угощу кошку сосиской. Я угощу собаку мясом.

Конь. Свинья.

Ретивый, сильный. Толстая, розовая.

Ржёт, перевозит, скачет. Лежит, ест, хрюкает.

Я угощу коня овсом. Я угощу свинью свёклой.

Домашнее животное. Домашнее животное.

Корова. Коза.

Рогатая, большая. Бородатая, прыткая.

Идёт, даёт (молоко), мычит. Бодается, жуёт, блеет.

Домашнее животное. Домашнее животное.

Овца Кролик.

Кудрявая, травоядная. Длинноухий, пуховой.

Блеет, жуёт, пасётся. Грызёт, ест, сидит.

Домашнее животное. Домашнее животное.

VIII. Итог.

Логопед. Ребята, вы молодцы! Вы, как, настоящие писатели!

Посмотрите, какие животные довольные.

Теперь каждый скажите, о ком вы рассказали?

Значит, о каких животных вы рассказывали?


Светлана Ильяшенко
«Прогулка в зимний лес». Синквейн в коррекционной работе по развитию речи детей с ОНР

Дети дошкольного возраста, имеющие общее недоразвитие речи , испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, для них характерны ошибки в словообразовании и словоизменении, очень низкий уровень словаря, ошибки в употреблении предложных конструкций, с трудом даются процессы чтения и письма из–за ряда особенностей формирования речи . Именно с такими недостатками речи приходят к нам в группу наши воспитанники.

Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, мы пришли к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы обучения.

Одним из новых эффективных технологий развития речи ребенка является методика синквейн .

В переводе с французского языка это нерифмованное стихотворение в пять строк.

Цель применения методики дидактического синквейна – совершенствование словарной работы , как основы развития речи в целом ; умение выделять главное, обобщать, классифицировать.

АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ СИНКВЕЙНА

1 строка – существительное

(Предмет)

2 строка – два прилагательных

(Признаки предмета)

3 строка – три глагола (Действия предмета)

4 строка- фраза, показывающая отношение к предмету

5 строка – слово, связанное с первым.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности с детьми

Комплексное занятие для детей подготовительной к школе группе

(Образовательная область : «Речевое развитие » )

Тема : «Прогулка в зимний лес » .

Цель :

Составление рассказов о диких животных с использованием технологии синквейна , опираясь на схему - алгоритм.

Задачи :

Закрепить знания детей о диких животных ,

продолжать учить детей активно участвовать в беседе,

уточнить знания детей о словах – признаках, словах – действиях, словах – предметах,

уметь составлять рассказ о диких животных по технологии синквейна , опираясь на схему – алгоритм,

Совершенствовать вербальный анализ и синтез,

Развивать ассоциативное мышление,

Воспитывать интерес к созданию синквейна ; любовь к природе.

Оборудование : Карточки с изображением белки, лисы, зайца, ежа, волка, медведя и их детенышей ; маска медведя.

Предварительная работа :

Знакомство детей с технологией синквейна , с алгоритмом составления синквейна , совместное изготовление моделей (наглядность) для составления синквейна ; чтение художественной литературы, рассмактривание иллюстративного материала; чтение и проговаривание пословиц , поговорок, фразеологизмов о диких животных (Белку ловить – ножки отбить; Хорош заяц белый, а охотник смелый; Трусливый заяц и пенька боится; Волка ноги кормят; Волка кормят зубы, а зайца спасают ноги.

Вертеться как белка в колесе; Погнаться за двумя зайцами.)

Ход занятия.

Воспитатель приносит телеграмму :

Помогите, помогите!

Мы заколдованы!

Мы забыли, кто мы есть.

Приходите, нас срочно помирите.

Жители леса.

Воспитатель : Ребята, кто прислал нам эту телеграмму?

Дети : Телеграмму прислали дикие животные. Они живут в лесу.

Воспитатель : Как мы можем помочь лесным жителям?

Дети предлагают отправиться в лес и расколдовать зверей.

Воспитатель : Как мы можем расколдовать диких животных?

(мы составим про них рассказы) .

Воспитатель : Ребята, у меня есть вот такая схема – подсказка, как вы думаете, поможет она нам в составлении рассказов? Возьмем её с собой?

Воспитатель : Какие дикие звери живут в лесу?

Дети : В лесу живет заяц. (Белка, еж, медведь, волк, лиса) .

Воспитатель :

давайте вспомним, как передвигаются животные

(дети выполняют движения) .

«Медведи шагают» - ходьба по-медвежьи;

«Лиса крадется» - ходьба на носочках;

«Волк идет» - ползание на четвереньках;

Воспитатель : Ребята, вот мы и добрались до леса.

Воспитатель : Посмотрите, ребята, внимательно. В этом лесу есть деревья, но совсем не видно животных. Что же это за белые карточки, которые лежат под елками? (Дети высказывают свои предположения.)

Угадать трудно, я возьму карточку и посмотрю. (Воспитатель берет карточку, загадывает загадку) .

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Пышный хвост – краса.

Кто это? (Лиса)

Воспитатель : Как вы догадались? (Показывает картинку с изображением лисы) .

Дети : Это – лиса.

Воспитатель : Лиса – это животное?

Дети : Лиса – это животное.

Воспитатель : Лиса – это дикое или домашнее животное?

(Лиса – это дикое животное, которое живет в лесу) .

Воспитатель : Какая лиса? Подберите определения.

(Дети подбирают определения : хитрая, хищная, рыжая и т. д.).

Воспитатель : Что делает лиса в лесу?

(охотится, прячется, мышкует, ворует и т. д.) .

Воспитатель :

Давайте расскажем, какая лиса, пользуясь нашей подсказкой.

(Выслушать 1 – 2 рассказа, воспитатель записывает рассказы) .

(Появляется игрушка – лиса) .

Дети находят следующие картинки и составляют по ним рассказы (Некоторые дети могу сами написать название своего рассказа) :

Не барашек и не кот,

Носит шубку круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы – другого цвета. (Заяц) .

Сидит на ветке,

А не птица.

Есть рыжий хвост,

Да не лисица. (Белка) .

(После каждого рассказа появляются игрушки) .

Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику «Сидит белка на тележке» .

Воспитатель : Пальчики размяли, давайте дальше зверей расколдовывать.

Кто в лесу глухом живёт

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мед,

А зимой сосет он лапу. (Медведь) .

(Задания с усложнением : предложить Диме, Ване, Егору, Даше В. составить рассказ без опоры на схему; предложить выложить схему – алгоритм каждому ребенку, потом по этой схеме – ребенок рассказывает).

Воспитатель : Ребята, всех зверей расколдовали! Слышите, как благодарят вас лесные звери!

Проводится коми народная игра «Медведюшко» .

Воспитатель : Вы сегодня, ребята, молодцы. Помогли зверей расколдовать. И в настоящей природе человек должен помогать братьям нашим меньшим, потому что человек самый сильный и самый умный житель нашей планете.

А теперь нам пора в детский сад.

Дети идут по залу под музыкальное сопровождение, говорят слова :

Мы по лесу все идем

И зверюшек узнаем.

Ну, скорее, раз, два, три :

Быстро зверя назови.

На окончании фразы, дети останавливаются, воспитатель подходит к кому – либо из детей . Ребенок быстро называет какого – нибудь дикого зверя.

Воспитатель : Вот и закончилась наша прогулка .

Где мы сегодня были?

Кому помогли в лесу?

Как помогли?

Что помогло нам расколдовать животных?

Кого видели в лесу?

Стихи детей по синквейн технологии про диких животных :

Хитрая, ловкая.

Ловит, мышкует, осторожничает.

Лиса – всему лесу краса.

Животное.

(Дима)

Красивая, ловкая.

Прыгает, запасает, грызет.

Белку ловить – ножки отбить.

Дикое животное.

(Ваня)

Косолапый, неуклюжий.

Переваливается, засыпает, пугает.

Медведь спит зимой в берлоге.

Животное.

(Даша В.)

Зубастый, серый, хищный.

Рычит, воет, охотится.

Волка ноги кормят.

(Жора)

Белый, трусливый.

Прыгает, грызет, боится.

Трусливый заяц и пенька боится.

Животное.

(Егор)

Серая, хвостатая.

Перепрыгивает, цокает, запасает.

Как белка в колесе.

Дикое животное.


Close