Комментарий к статье 2 ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения"

Удостоверение допуска российского перевозчика

Согласно пункту 2 комментируемой статьи, к международным автомобильным перевозкам российские перевозчики допускаются при наличии удостоверений допуска российского перевозчика. Под ним понимается документ, .
Правительство РФ устанавливает особый порядок допуска российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок (это также оговорено в пункте 2 комментируемой статьи). Что касается лицензий, которые выдавались ранее на осуществление перевозок в международном сообщении органами российской транспортной инспекции Министерства транспорта РФ, то теперь они не требуются для международных автомобильных перевозок. В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ (последняя редакция Закона - от 06.12.2007 N 334-ФЗ), лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Несмотря на то что пункт 2 статьи 1 названного нормативно-правового акта не распространяет действие этого Закона на такой вид деятельности, как осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров, статья 17 этого же Закона в пункте 1 определяет перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, среди которых лицензированию подлежат в том числе перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (подпункт 62). Таким образом, лицензия требуется только для осуществления международных автомобильных перевозок конкретно указанным видом транспорта. Это же правило установлено в пункте 3 Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2001 г. N 730.

Разрешения и другие документы, требуемые для осуществления международных автомобильных перевозок

Разрешения и другие документы, которые требуются для осуществления международных автомобильных перевозок (в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения), должны:
- находиться у водителей транспортных средств;
- предъявляться водителями транспортных средств по требованиям контролирующих органов.
Это правило установлено в пункте 3 комментируемой статьи. Порядок выдачи российских иностранных разрешений и многосторонних разрешений российским перевозчикам определяется Правительством Российской Федерации в Положении о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2001 г. N 730.
В соответствии с названным Положением, допуск российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок производят Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, а также ее территориальные органы (орган транспортного контроля и надзора). Решение о допуске российского перевозчика к международным автомобильным перевозкам принимается соответствующим органом транспортного контроля и надзора в течение 30 дней с даты получения заявления по форме, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации, и оформляется приказом. О принятом решении орган транспортного контроля и надзора уведомляет российского перевозчика в письменной форме в 3-дневный срок с даты его принятия. В подтверждение решения о допуске российского перевозчика к международным автомобильным перевозкам ему выдается удостоверение допуска, а также карточка допуска на каждое транспортное средство, на котором будут осуществляться международные автомобильные перевозки. (Формы бланков удостоверения и карточки допуска утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации. Указанные бланки являются документами строгой отчетности и изготавливаются по технологии, обеспечивающей их защиту от подделки.)
Удостоверение является основанием для выдачи российскому перевозчику разрешения компетентного органа иностранного государства на проезд конкретных транспортных средств по территории этого иностранного государства, а также одним из обязательных документов для допуска к процедуре международной автомобильной перевозки в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (1975 год). Удостоверение выдается:
на 1 год - российским перевозчикам, впервые подавшим заявление, не имеющим опыта осуществления международных автомобильных перевозок или имеющим такой опыт продолжительностью менее 1 года. Срок действия удостоверения, выданного на 1 год, не продлевается;
на 5 лет (если в заявлении не указан меньший срок) - российским перевозчикам, которые на протяжении последних 4 лет, предшествовавших подаче заявления, осуществляли международные автомобильные перевозки как минимум не менее 1 года. Срок действия удостоверения, выданного на 5 лет, может быть продлен по заявлению его владельца не более 2-х раз. Продление срока действия удостоверения осуществляется выдавшим его органом транспортного контроля и надзора в течение 30 дней с даты получения соответствующего заявления российского перевозчика.
В выдаче или в продлении срока действия удостоверения может быть отказано в случае:
наличия в документах, представленных российским перевозчиком, недостоверной или искаженной информации;
несоответствия российского перевозчика условиям допуска к международным автомобильным перевозкам;
аннулирования удостоверения, с момента которого прошло менее 1 года.
Решение об отказе в выдаче или в продлении срока действия удостоверения доводится до российского перевозчика в письменной форме в 3-дневный срок после его принятия с указанием причин отказа.
При увеличении парка транспортных средств владелец удостоверения может получить в органе транспортного контроля и надзора карточку допуска на каждое вновь приобретенное транспортное средство с предъявлением документа на право владения указанным транспортным средством, а также документов, подтверждающих его соответствие международным техническим стандартам, международным конвенциям и соглашениям, регламентирующим международные автомобильные перевозки.
Рассмотрение заявления о допуске к международным автомобильным перевозкам, выдача, продление и переоформление удостоверения и карточек допуска осуществляются безвозмездно.
Орган транспортного контроля и надзора ведет реестр удостоверений и карточек допуска. В реестр включаются следующие данные:
сведения о владельце удостоверения;
сведения об органе транспортного контроля и надзора, выдавшем удостоверение и карточки допуска;
дата выдачи и номера удостоверения и карточек допуска;
вид перевозок (грузовая или пассажирская);
основания и даты продления, приостановления, возобновления действия и аннулирования удостоверения;
сведения о переоформлении удостоверения.
Сведения, содержащиеся в реестре, предоставляются заинтересованным органам, организациям и физическим лицам по их заявлению.
Условия допуска российского перевозчика к международным автомобильным перевозкам регламентированы в пункте 3 Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок. К ним относятся следующие факторы:
наличие лицензии на перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, выданной в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности;
наличие транспортных средств, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих международным техническим стандартам, а также международным конвенциям и соглашениям, регламентирующим международные автомобильные перевозки;
соответствие назначенных российским перевозчиком лиц, ответственных за осуществление международных автомобильных перевозок (ответственных специалистов), квалификационным требованиям по организации перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении;
устойчивое финансовое положение российского перевозчика, а именно:
- наличие в собственности имущества стоимостью не менее 300 тысяч рублей при использовании только одного транспортного средства, осуществляющего международные автомобильные перевозки;
- наличие в собственности не менее 170 тысяч рублей в расчете на каждое дополнительное транспортное средство;
обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
Особое внимание среди условий допуска российских перевозчиков к осуществлению перевозок в международном автомобильном сообщении привлекает пункт об устойчивом финансовом положении этих перевозчиков. Не совсем ясно, входит ли в указанные 300 тысяч рублей имущества перевозчика стоимость самого транспортного средства; полагаем, все же не входит, а названные суммы являются своего рода обеспечительными гарантиями того, что в случае наступления материальной (имущественной) ответственности перевозчика она будет реализована в полном объеме.
Относительно требования об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств нужно отметить, что владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ, за свой счет страховать в качестве страхователей риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Однако, в соответствии со статьей 4 названного Федерального закона, обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:
- транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;
- транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;
- транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
- транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, участником которых является Российская Федерация.
Объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации могут в установленном законодательством Российской Федерации порядке приниматься решения об участии Российской Федерации в международных системах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Условия, на которых в рамках указанных международных систем осуществляется страхование ответственности владельцев транспортных средств, временно используемых на территории Российской Федерации, не должны ухудшать положение потерпевших в Российской Федерации по сравнению с условиями обязательного страхования, осуществляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Некоторые транспортные компании и индивидуальные перевозчики, осуществляющие перевозку грузов в международном автомобильном сообщении, пользуются также возможностью транспортного страхования грузов. Это необязательная процедура, однако, не застраховав груз, в случае утраты или повреждения последнего перевозчик будет нести имущественную ответственность самостоятельно. Правила транспортного страхования грузов, в соответствии с которыми страховые компании заключают договоры страхования грузов с физическими и юридическими лицами, различны, как и виды страхования. В большинстве случаев страховщики предлагают следующие варианты страхования грузов:
1) договор страхования с ответственностью за все риски. По договору, заключенному на этих условиях, признаются страховым случаем и возмещаются:
- убытки от утраты, гибели или повреждения всего или части груза, произошедшие по любой причине, в том числе в результате кражи, грабежа, разбойного нападения, умышленного и неумышленного повреждения груза третьими лицами, пропажи груза вместе с перевозочным средством, огня, взрыва, дорожно-транспортных происшествий, аварий, катастроф и стихийных бедствий, за исключением случаев, представляющих собой ситуации необходимой обороны, крайней необходимости, военных действий, умышленных действий или грубой небрежности страхователя, выгодоприобретателя или их представителей, подтвержденных компетентными органами, некоторых других случаев;

- необходимые и целесообразные расходы, произведенные для спасания груза или уменьшения убытка и установления его размера, если убыток подлежит возмещению по условиям страхования;
2) договор страхования с ограниченной ответственностью. По договору, заключенному на этих условиях, признаются страховым случаем и возмещаются:
- убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза вследствие огня, удара молнии, бури, вихря и других стихийных бедствий, крушения или столкновения перевозочных средств между собой, удара их о неподвижные предметы, дорожно-транспортных происшествий, провала мостов, взрыва, а также вследствие мер, принятых для спасания груза или тушения пожара;
- убытки от пропажи груза вместе с перевозочным средством;
- убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза вследствие несчастных случаев при погрузке, укладке, выгрузке груза и заправке перевозочного средства топливом;
- убытки, расходы и взносы по общей аварии;

3) договор страхования без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения. По договору, заключенному на этих условиях, признаются страховым случаем и возмещаются:
- убытки от полной гибели всего или части груза вследствие огня, удара молнии, бури, вихря и других стихийных бедствий, крушения или столкновения перевозочных средств между собой, удара их о неподвижные предметы, дорожно-транспортных происшествий, провала мостов, взрыва, а также вследствие мер, принятых для спасания груза или тушения пожара, несчастных случаев при погрузке, укладке, выгрузке груза и заправке перевозочного средства топливом;
- убытки от повреждения груза вследствие крушения или столкновения перевозочных средств между собой, удара их о неподвижные или плавучие предметы, посадки судна на мель, провала мостов, взрыва или пожара на перевозочном средстве;
- убытки, расходы и взносы по общей аварии;
- необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию груза, а также по уменьшению убытка и установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования;
4) договор страхования груза с ответственностью за риски хранения. По договору, заключенному на этих условиях, возмещаются убытки от гибели, утраты или повреждения всего или части груза, возникшие вследствие (за исключением случаев, представляющих собой ситуации необходимой обороны, крайней необходимости, военные действия, умышленные действия или грубую небрежность страхователя, выгодоприобретателя или их представителей, подтвержденных компетентными органами, некоторых других случаев):
- противоправных действий третьих лиц (кража со взломом, грабеж, разбой, умышленное повреждение груза посредством поджога, подрыва, повреждения коммуникационных сетей склада и т.п.);
- пожара;
- взрыва;
- просадки грунта;
- подмочки или затопления грунтовыми водами, а также в результате аварии водопроводной, отопительной или канализационной системы;
- стихийных бедствий.
Страхователь может, по согласованию со страховщиком, выбрать отдельные виды страховых рисков хранения груза. Хранение груза считается застрахованным только на том складе и в тех местах, которые указаны в договоре страхования.

Квалификационные требования к перевозчику и документы для получения допуска

Квалификационные требования к ответственным специалистам утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной таможенной службой. В случае если ответственный специалист прекратил выполнение своих функций, владелец удостоверения имеет право продолжить осуществление международных автомобильных перевозок при условии, что в течение 30 дней в орган транспортного контроля и надзора будут направлены документы на другого ответственного специалиста, который имеет необходимую квалификацию и на которого возлагается ответственность за выполнение этих функций.
Для того чтобы получить допуск к международным автомобильным перевозкам, российский перевозчик должен представить в орган транспортного контроля и надзора по месту регистрации следующие документы:
заявление о выдаче допуска с указанием:
- для юридического лица - наименования, организационно-правовой формы, местонахождения, наименования банковского учреждения и номера расчетного счета; для индивидуального предпринимателя - фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность;
- вида перевозки (грузовая или пассажирская);
- срока, на который испрашивается удостоверение;
копии учредительных документов и копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом) - для юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуального предпринимателя;
справку о постановке заявителя на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;
копию лицензии на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек;
документ, содержащий сведения о количестве и типе транспортных средств, а также документы, подтверждающие их соответствие международным техническим стандартам, международным конвенциям и соглашениям, регламентирующим международные автомобильные перевозки;
копию документа, подтверждающего профессиональную компетентность ответственного специалиста;
балансовый отчет (формы N 1 и N 2 по Общероссийскому классификатору управленческой деятельности) за последний отчетный период (указанные отчеты не требуются для вновь образованных юридических лиц);
копию генеральной или разовой лицензии на осуществление подлежащих лицензированию экспортных или импортных операций в отношении своих товаров, если они будут перевозиться за собственный счет на транспортных средствах, принадлежащих заявителю;
документ, подтверждающий опыт работы по осуществлению международных автомобильных перевозок, - для российских перевозчиков, подавших заявление о допуске к международным автомобильным перевозкам сроком на 5 лет;
копию полиса страхования гражданской ответственности владельца автотранспортных средств.
В обязанности владельца удостоверения входят следующие:
- соблюдать законодательство Российской Федерации, требования международных договоров Российской Федерации и настоящего Положения;
- обеспечивать наличие у водителя транспортного средства карточки допуска при осуществлении международных автомобильных перевозок;
- в случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или местонахождения либо изменения имени или местожительства индивидуального предпринимателя не позднее 15 дней подать заявление о переоформлении удостоверения и карточек допуска с приложением документов, подтверждающих указанные изменения (до переоформления указанных документов международные автомобильные перевозки могут осуществляться на основании ранее выданных документов, на которых органом транспортного контроля и надзора проставляется отметка о принятии заявления об их переоформлении);
- в случае приостановления действия удостоверения или его аннулирования возвратить удостоверение и карточки допуска в орган транспортного контроля и надзора (пункт 16 Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2001 г. N 730).
Удостоверение и карточки допуска теряют юридическую силу и считаются аннулированными с момента ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением преобразования, или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
Кроме этого, удостоверение допуска может быть аннулировано вследствие нарушений требований, предъявляемых к перевозчикам, осуществляющим перевозку в международном автомобильном сообщении, как комментируемым Федеральным законом, так и иными нормативно-правовыми актами.
Так, к примеру, Приказом Управления государственного автодорожного надзора по Читинской области от 20.09.2006 N 1463д об аннулировании удостоверения допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок грузов от 31.08.2004 МКГ 75000391 общество с ограниченной ответственностью "Транспортная компания" было обязано устранить допущенные нарушения, выявленные в ходе проверки (акт от 18.09.2006); этим же Приказом удостоверение допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок грузов, выданное ООО "Транспортная компания", было аннулировано. ООО "Транспортная компания" по данному факту обращалось в Читинский арбитражный суд, далее в апелляционную инстанцию, но Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в качестве кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу, от 8 мая 2007 г. по делу N А78-7503/06-С2-17/395-04АП-217/07-Ф02-2588/07 Приказ Управления государственного автодорожного надзора по Читинской области был признан правомерным.

Предрейсовый медицинский осмотр

К осуществлению международных автомобильных перевозок водители транспортных средств допускаются после предрейсового медицинского осмотра. Это одно из важных условий допуска к перевозкам: водитель, соответствующий необходимым медицинским критериям, не подвергает жизнь пассажиров опасности, а груз и багаж - риску быть утраченными или поврежденными.
Не так давно в сфере законодательного регулирования медицинской деятельности, включающей проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, были произведены некоторые изменения. Так, в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" изменился порядок лицензирования предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств. До принятия указанного выше Постановления лицензирование предрейсовых медицинских осмотров осуществлялось в соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 г. N 499. Согласно пункту 3 этого Положения медицинская деятельность включала выполнение медицинских работ и услуг по оказанию доврачебной, скорой и неотложной, амбулаторно-поликлинической, санаторно-курортной, стационарной (в том числе дорогостоящей специализированной) медицинской помощи по соответствующим медицинским специальностям, включая проведение профилактических медицинских, диагностических и лечебных мероприятий и медицинских экспертиз, применение методов традиционной медицины, а также заготовку органов и тканей в медицинских целях. Таким образом, Положением устанавливался исчерпывающий перечень работ и услуг, связанных с медицинской деятельностью.
В свою очередь, Министерство здравоохранения Российской Федерации Приказом от 26 июля 2002 г. N 238 "Об организации лицензирования медицинской деятельности" утвердило Номенклатуру работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи, в которую включило деятельность, не предусмотренную Положением, а именно раздел 06 "Прочие работы и услуги" (пункт 06.024 "Работы и услуги по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств"), чем расширило перечень работ и услуг, связанных с медицинской деятельностью, и вышло за пределы компетенции Минздрава России, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 17, ст. 5 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" перечень работ и услуг по медицинской деятельности устанавливается положением о лицензировании данного вида деятельности, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а не Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Таким образом, отнесение предрейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств к лицензируемому виду деятельности противоречило Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ.
С принятием Постановления Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" к Перечню работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности отнесены в том числе медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые).
Таким образом, при организации работы предприятия, осуществляющего международные автомобильные перевозки, необходимо учитывать, что проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств могут осуществлять только физические и юридические лица, получившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Специальные разрешения

Согласно п. 1 Приказа Минтранса России от 13 октября 1999 г. N 76 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования международных автомобильных перевозок опасных грузов по территории Российской Федерации", выдача иностранным и российским перевозчикам, осуществляющим перевозки в международном автомобильном сообщении по территории РФ, обеспечивается Департаментом автомобильного транспорта.
В отношении выдачи специальных разрешений на перевозку тяжеловесных, крупногабаритных и опасных грузов установлены дополнительные требования (ст. ст. 3 и 4 комментируемого Закона).
В частности, в соответствии с пп. "г" п. 3 Инструкции "О порядке взаимодействия служб международных автомобильных перевозок, органов государственного таможенного контроля и подразделений пограничного контроля Пограничных войск Российской Федерации при пропуске автотранспортных средств иностранных владельцев в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации", утвержденной Министерством транспорта РФ, Государственным таможенным комитетом РФ (ныне - Федеральная таможенная служба РФ), Федеральной пограничной службой РФ 1 августа 1994 г. NN 2-ц, 01-20/8718, 21/7/28784, правом выдачи иностранным перевозчикам специальных разрешений наделены службы международных автомобильных перевозок, на которые возложена обязанность оформления и выдачи в установленном порядке специальных разрешений иностранным автомобильным перевозчикам на перевозку опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
Порядок выдачи разрешений на проезд тяжеловесных транспортных средств установлен Регламентом выдачи разовых специальных разрешений на проезд тяжеловесных транспортных средств, следующих в международном сообщении, с использованием упрощенной процедуры оформления разовых специальных разрешений на перевозку тяжеловесных грузов в международном сообщении, утвержденным распоряжением Минтранса России от 19 декабря 2002 г. N ОС-1117-р.
Кроме того, в соответствии со статьей 3 комментируемого Закона, на перевозчика тяжеловесного груза могут возлагаться обязанности выполнять перевозки таких грузов по заранее определенным маршрутам.
Выдача иностранным перевозчикам специальных разрешений на перевозку опасных грузов регулируется Приказом Минтранса России от 13 октября 1999 г. N 76 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования международных автомобильных перевозок опасных грузов по территории РФ".
Также, в соответствии со статьей 4 комментируемого Закона, на перевозчика опасного груза могут возлагаться обязанности выполнять перевозки таких грузов по заранее определенным маршрутам.
В соответствии с пунктом 3 комментируемой статьи, специальные разрешения, выдаваемые РФ иностранным перевозчикам, осуществляющим международные автомобильные перевозки с территории РФ (на территорию РФ) на территорию третьего государства (с территории третьего государства), должны находиться у водителей транспортных средств и предъявляться водителями транспортных средств по требованиям контролирующих органов.
Транспортное средство, принадлежащее иностранному перевозчику, в случае обнаружения в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации нарушения этим перевозчиком международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации в области транспорта может быть допущено должностным лицом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта для дальнейшего движения по территории Российской Федерации только после устранения такого нарушения. В случае неоднократных нарушений иностранным перевозчиком порядка осуществления международных автомобильных перевозок на территории Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере транспорта направляет в Министерство транспорта Российской Федерации в порядке, им установленном, предложение о принятии к нарушителю мер, предусмотренных международными договорами Российской Федерации (пункты 13 и 15 Положения "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1272).

Иные документы

Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает, что разрешения и другие документы, которые в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения требуются для осуществления международных автомобильных перевозок, должны находиться у водителей транспортных средств и предъявляться водителями транспортных средств по требованиям контролирующих органов. Перечень документов, которые должны находиться на автотранспортном средстве при осуществлении международных перевозок и предъявляться в соответствующих случаях для проверки, утвержден Министерством транспорта РФ 27 октября 1998 года.
В январе 2008 года Совет министров Европейского союза вынес на рассмотрение законопроект об упрощении бюрократических преград для грузовых перевозчиков. После утверждения этого законопроекта грузовые перевозчики смогут пересекать границы стран - участниц Евросоюза, не имея с собой такой сопроводительной документации, как:
- коммерческие договоры;
- тарифы;
- информация о ценах;
- информация о состоянии транспорта.
По словам представителя Совета министров: "Эти требования - отголосок того времени, когда передвижения транспорта внутри ЕС жестко контролировались. С либерализацией транспортной ситуации в ЕС, большая часть требуемой сопроводительной документации больше не нужна". Согласно законопроекту, водителям грузовиков более не понадобится иметь с собой также документацию, в которой содержится информация по маршруту следования, остановкам и дистанции. По словам комиссара Евросоюза по транспорту: "Это хороший пример того, как надо сокращать административные препятствия без ущерба для безопасности на дорогах, экологии и добросовестной конкуренции".
Помимо Перечня документов, установленного Минтрансом 27 октября 1998 года, существуют некоторые иные документы, в ряде случаев необходимые для осуществления международных автомобильных перевозок грузов, пассажиров и багажа.
Так, к примеру, в ряде европейских стран, объединенных Шенгенскими соглашениями, с одной стороны, возможен безвизовый проезд между ними, однако, с другой стороны, для въезда в эти государства необходим особый документ - шенгенская виза. Кроме того, чтобы въехать на территорию страны Шенгенского соглашения, необходимо пройти довольно строгий контроль, зачастую более тщательный, чем при въезде в "обычные". Круг государств Шенгенского договора год от года ширится. К примеру, в 2007 году к нему присоединилась Польша. Португалия, которая сейчас председательствует в Евросоюзе, официально подтвердила, что все польские службы, включая специальную информационную систему, прошли техническое испытание и готовы к полноценной работе по шенгенским визам. Уже с 1 января 2008 года для въезда в Польшу необходима такая виза. После вступления в Шенген Польша должна отменить пограничный контроль на западной границе и вместе с тем значительно усилить его на восточном направлении, в частности с Украиной.
С 14 января нынешнего года усложнился порядок получения въездной визы в Великобританию. Теперь для получения британской визы требуются отпечатки пальцев. С 14 января - на три месяца ранее установленного срока - Великобритания ввела обязательное снятие отпечатков пальцев у иностранцев, получающих въездную визу в страну. Отныне каждый желающий получить въездную визу в Великобританию обязан одновременно с подачей соответствующих документов пройти процедуру снятия отпечатков пальцев путем сканирования. Как сообщил представитель Министерства внутренних дел Соединенного Королевства, норма распространяется на граждан 133 стран.

Компания «ДжиАр ЭлЭс» предоставляет услуги по оформлению транспортной лицензии на пассажирские перевозки с 2005 года. Наработанный опыт практического взаимодействия с государственными лицензирующими органами служит базой надёжного сотрудничества с нашими клиентами. Мы гарантируем получение лицензии на транспортные перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, всем своим заказчикам.

Услуги по оформлению лицензии на пассажирские перевозки включают:

  1. Консультирование по вопросам законодательного регулирования транспортной деятельности;
  2. Подготовка и подача необходимого пакета документов для получения транспортной лицензии на перевозку пассажиров;
  3. Мониторинг процесса прохождения подданных документов на всех этапах их рассмотрения;
  4. Лоббирование Ваших интересов в государственных органах;
  5. Получение транспортной лицензии на пассажирские перевозки и передача её Вам.

В результате наших услуг Вы получаете:

  1. Лицензия на пассажирские перевозки;
  2. Лицензионная карточка , которая содержит номер и дату выдачи лицензии, срок её действия, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства, лицензиат и лицензируемый вид деятельности;
  3. Приложение к документу, подтверждающему наличие транспортной лицензии на перевозку пассажиров.

Лицензия на перевозку пассажиров автомобильным транспортом выдаётся на 5 лет.

Государственная пошлина за предоставление транспортной лицензии на пассажирские перевозки составляет 2 600 рублей.

Срок действия лицензии на пассажирские перевозки продлевается по заявлению лицензиата.

Срок оформления лицензии на перевозку пассажиров: 45 дней.

За продление срока действия лицензии взимается государственная пошлина в размере 200 рублей.

За получение дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии на перевозку пассажиров, взимается государственная пошлина в размере 200 рублей.

Юридическая фирма «ДжиАр ЭлЭс» может помочь Вам с получением лицензии вне зависимости от организационно правовой формы Вашего бизнеса (ООО, ЗАО, ОАО или ИП). Также возможно получение лицензионных карточек на Ваши автобусы.

Срок действия лицензионной карточки на каждую единицу автотранспорта (автобус) - 1 год.

Требования к лицензиату для получения лицензии на пассажирские перевозки:

Документы, необходимые для получения транспортной лицензии на пассажирские перевозки:

1. Учредительные документы юридического лица:

  • Устав юридического лица;
  • Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (ОГРН);
  • Свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе (ИНН);
  • Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.02 г.;
  • Изменения, дополнения к уставу юридического лица (касающиеся изменения названия и адреса) + свидетельства (решения) о их регистрации, если таковые были;
  • Коды статистики с расшифровкой;
  • Выписка из ЕГРЮЛ, датированная не более месяца назад;
  • Решение (приказ, протокол собрания учредителей) о назначении руководителя Общества;
  • Договор аренды фактического адреса предприятия.
2. Документы на ответственное лицо:
  • Удостоверение о профессиональной компетентности в области автотранспортной деятельности;
  • Трудовая книжка (трудовой договор);
  • Аттестация по БДД.
3. Документы на водителей:
  • Медицинская справка;
  • Водительское удостоверение;
  • Трудовая книжка;
  • Документы, подтверждающие стаж работы водителем категории «Д» не менее 3 лет.
4. Документы на автотранспорт:
  • Паспорт транспортного средства;
  • Свидетельство о регистрации ТС;
  • Полис ОСАГО;
  • Талон ГТО;
  • Паспортные данные владельца автобуса (если автобус арендован) или договор аренды.

5. Договор с организацией имеющей право проводить предрейсовые медосмотры водителей (+ копия лицензии на право их проведения).

6. Договор на техническое обслуживание автотранспорта (+ копия сертификата соответствия).

7. Договор на стоянку автотранспорта (адрес фактического места стоянки + копии платежных поручений, кассовых чеков, квитанций об оплате стоянки).

8. Сведения о Руководителе, главном бухгалтере, ответственном за транспорт: ФИО полностью, телефон.

9. Сведения об организации: адрес, телефон, факс, банковские реквизиты.

За более подробной информацией о том, как обращайтесь по контактным телефонам, либо электронной почте.

Транспортная лицензия. Лицензия на международные автомобильные перевозки. Лицензия на международные грузоперевозки. Лицензия на международные перевозки пассажиров. Карточка допуска транспортного средства.

Необходимые документы для оформления Допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок

Наши специалисты имеют большой опыт в области получения допуска к международным автомобильным перевозкам. К ним относятся грузовые и пассажирские автомобильные перевозки. Они готовят полный пакет заявительных документов. От соискателя требуется предоставить пакет учредительных документов.

  1. Устав - копия, заверенная нотариусом;
  2. Учредительный договор - копия, заверенная организацией;
  3. Свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе (ИНН) копия, заверенная нотариусом;
  4. Свидетельство о государственной регистрации - копия, заверенная нотариусом;
  5. Информационное об учете в Статрегистре Росстата копия, заверенная организацией (коды статистики);
  6. Выписка из Единого государстве копия, заверенная организацией;
  7. Решение о создании юридического лица -копия, заверенная печатью организации и подписью руководителя);
  8. Приказ о назначении ген. директора - копия, заверенная печатью организации и подписью руководителя);
  9. Карточка организации с контактными телефонами (юридический и фактический адрес, банковские реквизиты).
  10. Документ, содержащий сведения о количестве и типе транспортных средств (ТС), а также документы, подтверждающие их соответствие международным техническим стандартам, международным конвенциям и соглашениям, регламентирующим международные автомобильные перевозки;
  11. Документ, подтверждающий профессиональную компетентность ответственного специалиста (копия);-если есть
  12. Договор на предрейсовый медицинский осмтр;- если есть
  13. Договр на техническое обслуживание ТС;- если есть
  14. Договор на стоянку ТС;- если есть
  15. На каждое ТС: свидетельство о регистрации, талон ТО (копия), поверка и установка тахографа (копия заверенная печатью организации и подписью руководителя), полис страхования гражданской ответственности владельца автотранспортных средств (копия); копия трудовой книжки и медицинская справа на каждого водителя (если речь идет о допуске на международные пассажирские перевозки);
  16. Балансовый отчет (формы N 1 и 2 по Общероссийскому классификатору управленческой деятельности) за последний отчетный период (указанные отчеты не требуются для вновь образованных юридических лиц);
  17. Доверенность.

Транспортная лицензия

Кто выдает
Допуск к осуществлению международных автомобильных перевозок осуществляют органы органы Ространснадзора Министерства транспорта Российской Федерации - Российская транспортная инспекция Министерства транспорта Российской Федерации.

Срок действия допуска, продление, территория
Наши специалисты помогут получить допуск только компаниям, зарегистрированным в Москве.

Удостоверение Допуска выдается:

  • на 1 год - российским перевозчикам, впервые подавшим заявление и не имеющим опыта осуществления международных автомобильных грузовых (пассажирских) перевозок или имеющим такой опыт продолжительностью менее 1 года
  • Допуск может быть выдан на пять лет если перевозчик в течении срока ранее выданнго Удостоверения допуска к международным грузовым (пассажирским) перевозкам, осуществлял свою деятельность в течении этого года и может подтвердить это документарно;
  • Срок действия удостоверения Допуска, выданного на 5 лет, может быть продлен по заявлению его владельца, но не более двух раз.

Международная торговля лицензиями является основным экономическим механизмом международного технологического обмена и сейчас получила широкое и быстрое распространение.

Рост международной торговли лицензиями обусловлено рядом факторов, стимулирующих фирмы продавать и покупать лицензии на мировом рынке:

§ коммерческая заинтересованность в осуществлении технологического трансферта как со стороны лицензиара (продавая лицензию, он в короткий срок окупает затраты на НИОКР, получает дополнительную прибыль за счет быстрого освоения изобретения и выпуска на его основе новых видов продукции), так и со стороны лицензиата (покупая лицензию, он экономит на НИОКР, имеет доступ к передовым научно-технических достижений, получает доходы от использования новейших технологий);

§ усиление конкурентной борьбы на мировом рынке;

§ ускорения выпуска на рынок новой продукции;

§ получения доступа к дополнительным ресурсам;

§ проникновения и завоевания труднодоступных рынков в странах, где широко используются тарифные и нетарифные барьеры;

§ "получение прибыли от продажи лицензий на продукцию, не соответствует новым-стратегическим приоритетам. Так, фирмы с диверсифицированным производством постоянно корректируют ассортимент переключая ресурсы на производство наиболее прибыльных изделий. При этом« за бортом »могут оказаться виды продукции или технологии, что для самих фирм уже не имеют интереса, но могут быть с выгодой переданы зарубежным предприятиям, заинтересованным в их реализации;

§ страны с ограниченными ресурсами научно-технического развития, участвуя в международном технологическом обмене, имеют возможность занять твердую позицию на мировом рынке без дополнительных затрат;

§ политические и правовые мотивы. Так, лицензирования с более выгодным способом интернационализации при желании лицензиара защитить свои активы в условиях несовершенного законодательства, нестабильной политической ситуации в стране-лицензиатов, к тому же проводит политику по ограничению господства иностранного капитала и укрепления государственной собственности.

Кроме преимуществ, международное лицензирование масс и недостатки, для лицензиара вращаются вот чем:

§ ограничения возможностей получения будущих прибылей, связанных с самостоятельным использованием нематериальных активов, в результате передачи прав на достаточно длительный период;

§ потеря контроля над качеством своей продукции и технологии, а также за сохранностью репутации своей фирмы в случае передачи права другой фирме. Основными последствиями потери контроля являются: неадекватное использование лицензий, низкое качество продукции, преобразования лицензиата в конкурента

§ снижение ценности технологий в тех случаях, когда они могут стать широко известными и доступными .

Международные лицензионные связи осуществляются преимущественно между развитыми странами. В общей сумме поступлений от международной торговли лицензиями доля развитых стран составляет почти 98%.

В целом оборот лицензионной торговли составляет около 30 млрд долл. в год. Однако значимость этого рынка определяется тем, что стоимость выпускаемой продукции в разных странах с иностранными лицензиями, составляет 330-400 млрд долл. ежегодно. Лидирующее положение на рынке лицензий принадлежит США (65% поступлений промышленно развитых стран от экспорта лицензий).

Значительную роль в международной лицензионной торговли играют страны Западной Европы. Так, доля Германии в мировом экспорте лицензий составляет С, Великобритании - 8%. Нетто-импортером лицензий с Япония, но ее доля в мировом экспорте - 19% и имеет тенденцию к росту.

Существует классификация стран в зависимости от их роли в международной торговле лицензиями : (табл. 11.1).

Таблица 11.1

Классификация стран в зависимости от их роли в международной торговле лицензиями

Группы стран Характеристика
1. Промышленно развитые страны с доминирующим экспортом лицензий США. Экспортная направленность торговли лицензиями имеет исторические характер и отражает научно-технический потенциал страны. Большую часть расходов на проведение фундаментальных научных исследований берет на себя государство. В США поступления от продаж} лицензий 56% общего объема платежей по лицензионных соглашений во все странах и в 1,7 раза превышают их платежи за закупленные лицензии
2. Промышленно развитые страны с преобладающим экспортом лицензий Большой Великобритания, Швейцария. Они имеют положительное сальдо в лицензионной торговли и проводят политику стимулирования экспорта лицензий. Специализирующиеся на изготовлении высокотехнологичных изделий, создают большое количество филиалов и дочерних компаний крупных фирм при сравнительно небольших возможностях промышленного использования новых технологий
3. Промышленно развитые страны с преобладающим импортом лицензий Германия, Япония, Италия, Франция и другие промышленно развитые страны. Они широко используют зарубежный опыт и технические знания для модернизации ведущих отраслей на основе передовых технологий и ускорения собственных научно-технических разработок. Не стремятся к балансированию поступлений и платежей по лицензионным соглашениям
4. Развивающиеся страны, по экспортно-импортной направленностью торговли лицензиями Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия, Турция. Проводят политику целенаправленной закупки зарубежных технологий для решения крупных экономических задач. Экспортируются лицензии, как правило, к соседних стран
5. Развивающиеся страны, с импортной направленностью лицензионной торговли Таиланд, Алжир, Панама. Закупка новых технологий осуществляется в основном в виде сопутствующих лицензий при строительстве промышленных объектов
6. Развивающиеся страны, с эпизодическим характером лицензионной торговли Наименее развитые страны

Объекты лицензий:

§ запатентованное изобретение или технологический процесс;

§ технологические знания и опыт, ноу-хау;

§ промышленные образцы (новое художественно-конструкторское решение, определяющее его внешний вид);

§ товарный знак.

Лицензии бывают патентные, есть такие, которые подтверждают передачу права использования патента без соответствующего ноу-хау, и беспатентными, то есть такие, которые подтверждают право использовать ноу-хау без патентов на изобретение. Основная доля мировой торговли технологиями приходится на продажу беспатентных лицензий, поскольку они не требуют проведения дополнительных НИОКР и предусматривают минимальный коммерческий риск.

По объему передаваемых прав на использование научно-технических знаний лицензиара различают три вида лицензий:

§ простая (неисключительная), при продаже которой за лицензиаром остается право самостоятельно использовать объект лицензии, а также предоставлять лицензии на эту технологию и другим лицензиатам на данной территории;

§ исключительная, предусматривающий монопольное право лицензиата использовать технологию и отказ лицензиара от самостоятельного использования запатентованных изобретений или ноу-хау и их продажа на договоренном территории;

§ полная, предоставляющая лицензиату исключительное право на использование патента или ноу-хау в течение срока действия соглашения и отказ лицензиара от самостоятельного использования предмета лицензии в течение этого срока.

Лицензия может быть открытой, если патентом вправе воспользоваться любое заинтересованное лицо. Открытая лицензия оформляется в соответствующем патентном ведомстве, при этом патентная пошлина взимается в половинном размере.

Лицензия бывает принудительной в случае, если компетентные органы заставляют патентообладателя передать другим лицам право на использование патента.

Продажа лицензий осуществляется на основе заключения лицензионного соглашения . Лицензионное соглашение - это договор, согласно которому лицензиар (продавец) предоставляет лицензиату (покупателю) разрешение на использование в определенных пределах своих прав на патенты, ноу-хау, торговые марки и за определенное вознаграждение. "

По способу передачи технологии лицензионные соглашения делятся на:

§ самостоятельные, то есть когда технология передается независимо от их материального носителя

§ сопутствующие, то есть когда лицензия предоставляется одновременно с заключением контракта на строительство предприятия, поставки комплектного технологического оборудования и предоставления инженерно-консультационных услуг.

Операции по международному лицензирования могут осуществляться на основании таких договоров и соглашений:

1. Международные лицензионные соглашения. Объектом лицензионного соглашения могут быть лицей "зия на изобретение, ноу-хау, товарная марка.

2. Международный договор купли-продажи, шо предусматривает поставку оборудования. Договор может быть дополнен сопутствующей лицензии, шо предоставляет дополнительную информацию о технологическом процессе, в котором участвует это оборудование, часть конструкторской документации для возможного изготовления запасных частей, ремонта оборудования.

3. Международные договоры о проектировании и строительстве промышленных объектов. При осуществлении проектирования и строительства промышленных объектов за рубежом составной частью общего договора или дополнением к нему может быть лицензионная часть, шо касается передачи патентных прав и ноу-хау, которые входят в проект, объект строительства, технологию и оборудование этого промышленного предприятия (сопутствующая лицензия) и проведение проектных работ типа инжиниринг.

4. Комбинированные международные договоры о продаже лицензий и поставки оборудования. При покупке лицензий на производство сложных машин лицензиат рядом с технической документацией и обучением специалистов для более качественного освоения производства ставит условие о поставках ряда сложных узлов сначала в готовом виде, чтоб затем постепенно перейти на их самостоятельное изготовление.

5. Международные договоры о научно-техническом сотрудничестве. Научно-техническое сотрудничество, как правило, предусматривает обмен информацией о научно-технических достижениях, изобретения, научно-технические знания и т.д. Поэтому в этих договорах часто застережуються сопутствующие лицензии. Если происходит взаимный обмен этими материалами, лицензии могут выступать в форме перекрестных, то есть взаимных лицензий. При перекрестных лицензиях не обязательно осуществляются взаимные денежные расчеты. Стороны часто заинтересованы получить равнозначную информацию.

6. Международные договоры о промышленном сотрудничестве. В них могут применяться условия о предоставлении лицензий, поставки товаров или предоставления услуг в различных сочетаниях. В ряде случаев основу промышленного сотрудничества составляют лицензионные договоры, -Расширенные договорам о производственное кооперирование.

Содержанием международных лицензионных соглашений является установление научно-технических связей, направленных на внедрение результатов научных исследований и разработок в производство. Особенностью лицензионных соглашений является то, что они охватывают целый комплекс взаимоотношений, связанных с организацией производства лицензируемой продукции или с использованием лицензируемого процесса. В этот комплекс рядом с научно-техническими взаимоотношениями входят финансовые и производственные отношения, отношения, связанные с реализацией продукции, с управлением предприятиями.

Международная торговая практика разработала много вариантов типовых! лицензионных соглашений, является основой для составления конкретных соглашений между сторонами. Возможность типизации форм лицензионных соглашений облегчает и ускоряет оформление конкретных соглашений; упрощает решение судебных и арбитражных споров, поскольку в международных лицензионных соглашениях участвуют фирмы разных стран, имеющих свое национальнеьзаконодавство, которое специфически решает те или иные вопросы.

Тыловые лицензионные соглашения разрабатываются различными организациями; в частности, комиссиями ООН, отраслевыми ассоциациями промышленных фирм, отдельными фирмами, шо осуществляют лицензионную деятельность в международном масштабе. Крупные фирмы, которые имеют собственные типовые соглашения, неохотно идут на изменение условий таких соглашений и таким образом диктуют свои условия контрагентам.

Международная лицензионное соглашение включает следующие основные-условия: стороны сделки, преамбула, предмет соглашения, виды лицензий, платежи, обязанности лицензиара и лицензиата по лицензионному соглашению, срок действия лицензии и условия прекращения действия лицензионного соглашения.

Одним из наиболее важных и сложных вопросов при продаже и покупке лицензий является определение лицензионных платежей (цены лицензий). Лицензионные платежи - это определенное вознаграждение лицензиару, выплачиваемая лицензиатом в качестве возмещения за предоставление прав на использование предмета соглашения.

Стоимость лицензии формируется на базе оценки возможной прибыли, получаемой от использования права производить продукцию в результате внедрения изобретения, ноу-хау, а также продавать продукцию под товарным знаком. При этом учитывают все затраты на приобретение лицензии: ее цену, расходы, рые связаны с освоением производства, сбытом, рекламой и т.д., и

На уровень цены лицензии влияет множество факторов, технического, экономического и правового характера, к которым относятся:

§ возможную прибыль, которую может получить лицензиат от использования технологии;

§ расходы на создание технологии (потери на НИОКР и освоение производства); зона

§ упущенная выгода,: то есть потери, связанные с неполучением прибыли от самостоятельного применения технологии;

§ расходы, возникающие при передаче технологии (расходы специалистов для практического ознакомления и обучения использованию новой тех-

§ ки, предоставление технической помощи, проведение пусконаладочных работ);

§ расходы на получение такой же или аналогичной технологии от альтернативного поставщика;

§ потенциальные расходы от самостоятельной разработки технологии покупателем;

§ расходы, связанные с нарушением патентных прав и прав интеллектуальной собственности .

Формы лицензионных вознаграждений бывают разные. В зависимости от метода подсчета они делятся на две группы.

К первой группе относятся вознаграждения, размер которых подсчитывается на базе фактического экономического результата использования лицензии. К этой группе относятся такие формы как периодические процентные отчисления и участие в прибыли лицензиата.

Ко второй группе относятся вознаграждения, размер которых непосредственно не связан с фактическим использованием лицензии, а заранее устанавливается и указывается в договоре, исходя из оценок возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей лицензиата на базе использования лицензии. К этой группе относятся следующие формы: первоначальный платеж наличными, паушальный платеж, передача пенных бумаг лицензиата, передача встречной технической документации. "":

Периодические процентные отчисления или текущие отчисления ("роялти") устанавливаются в виде определенных фиксированных ставок (в процентах) и выплачиваются лицензиатом через определенные Согласованные промежутки времени (ежегодно, ежеквартально, ежемесячно или на определенную дату). Они исчисляются различными способами:

§ из стоимости произведенной по лицензии продукции;

§ единицы изготовленных или реализуемых изделий в виде процента к цене или себестоимости;

§ на специально обусловленной базе (с установленной мощности запатентованного оборудования, исходя из количества переработанной за запатентованным способом сырья, на базе стоимости переработки продукта, стоимости или количества отдельных компонентов, потребляемых в процессе производства и т.п.).

Уровень ставок текущих отчислений в современной практике лицензионной торговли составляет в среднем 2-10%. Чаще всего встречаются ставки 3-5%. Ставки текущих отчислений дифференцируются в зависимости от вида лицензии, срока действия соглашения, объема производства лицензируемой продукции, ее реализационных цен, экспортных или внутренних продаж. Так, высокие ставки применяются обычно при выдаче исключительной лицензии на первые годы действия соглашения и при поставках на экспорт. Ниже ставки устанавливаются при выдаче невы-нятковои лицензии на следующие годы или в случае продолжения действия соглашения, при продажах на внутреннем рынке. Ставки лицензионных вознаграждений обычно снижаются с ростом производства и продажа лицензированной продукции.

Иногда в лицензионное соглашение включается оговорка о минимальной сумме вознаграждения, в любом случае должна быть выплачена лицензиатом в течение срока действия соглашения. Этот минимум устанавливается, как правило, в размере 50-75% ожидаемых поступлений во втором или третьем году действия соглашения, умноженных на период (в годах), для которого рассчитывается вознаграждение. Такая оговорка включается в соглашение с целью побудить лицензиата к скорейшему налаживанию "и расширение производства и застраховать лицензиара от возможных недобросовестных действий лицензиата. В лицензионных соглашение "предполагается также, что если сумма текущих отчислений за определенный промежуток вре ме не достигнет установленного минимума, лицензиат должен в оговоренные сроки оплатить разницу между фактически выплаченной и гарантированной суммами. Иногда за лицензиатом признается право покрыть эту разницу при следующих платежах.

Участие в прибыли лицензиата как форма лицензионного вознаграждения означает отчисления в пользу лицензиара определенной части (процента) прибыли, полученной лицензиатом благодаря использованию данной лицензии. Эта доля обычно колеблется от 20 до 30% при предоставлении исключительной лицензии и до 10% - при неисключительной лицензии. Однако в практике лицензирования эта форма встречается очень редко.

Паушалмшй платеж - это определенная, твердо зафиксированная в соглашении суши лицензионного вознаграждения. Паушальный платеж практикуется в таких случаях: при передаче лицензии вместе с поставками оборудования, когда разовый характер соглашения требует и единовременного определения ее стоимости; при продаже лицензии малоизвестной фирме; при выдаче лицензии на базе секрета производства (как гарантия от убытков в случае его разглашения) когда лицензиат не хочет допустить контроля лицензиара за использованием лицензии; когда в стране лицензиата существуют затруднения в отношении перевода прибылей.

Паушальный платеж может осуществляться как в разовом порядке, так и в рассрочку (например, 50% - после подписания соглашения, 40% - после поставки оборудования и передачи технической документации и 10% - после пуска оборудования). Иногда паушалька сумма в абсолютном выражении разбивается по годам. Преимущество паушального платежа -получение лицензиаром всей суммы вознаграждения в относительно короткий срок без коммерческих и других рисков, шо могут возникнуть в период действия соглашения.

Первоначальный платеж наличными предусматривает оплату лицензиатом определенной установленной в соглашении суммы в виде единовременного взноса или по частям в течение установленного в соглашении срока или по выполнении определенных условий (например, из-за полного дней после подписания лицензионного соглашения или количество вступления в силу, после предоставления лицензиаром. Технической документации) . Иногда первоначальный платеж выплачивается в рассрочку в определенном установленном для каждого взноса размере, но в достаточно ограниченный срок.

Первоначальный платеж наличными применяется как дополнение к основной форме лицензионных вознаграждений и используется в большинстве лицензионных соглашений, предусматривающих выплату вознаграждения в форме текущих отчислений. Почти 50-60% лицензионных соглашений, шо заключаются между фирмами развитых стран, предусматривают первоначальный платеж как часть лицензионного вознаграждения, причем эта практика имеет тенденцию к расширению.

Передача ценных бумаг (акций и облигаций) как форма вознаграждения по лицензионному соглашению случается в чистом виде и в сочетании с другими формами примерно в 15% лицензионных соглашений. Лицензиар получает чаще всего 5-20% акций лицензиата, хотя в отдельных случаях эта доля доходит до 40%.

Передача технической документации как форма платежа получила распространение в японских компаний. Она предусматривает взаимное предоставление лицензий и в большинстве случаев применяется в сочетании с другими формами вознаграждения.

В условии платежа подробно застережуеться порядок уплаты лицензионного вознаграждения, а именно: валюта платежа с включением в зависимости от обстоятельств валютной оговорки; форма расчета (порядок и условия открытия аккредитива, сроки перевода платежей); база для исчисления стоимости выпускаемой продукции, или стоимости продажи (при вознаграждении в форме текущих отчислений) и порядок их исчисления.

В условии платежа, как правило, предусматривается также обязательства лицензиата получить соответствующее разрешение правительственных органов на оплату и перевод платежей. В тех случаях, когда вознаграждение зависит от экономического эффекта использования лицензии, лицензиат обязан направлять в адрес лицензиара подробный бухгалтерский отчет за взаемопо-иодженою форме, обязательными реквизитами которого является количество, продажные цены, оборот по продажам лицензированной продукции, географическое направление экспорта (если лицензия ограничена территорией) и расчетные документы.

В подавляющем большинстве стран получение и перевод вознаграждения облагаются налогами, поэтому в соглашении застережуеться, что они целиком относятся на счет л и цензе? ага и не подлежат вычету из лицензионного вознаграждения.

Сейчас лицензионные соглашения в большинстве случаев заключаются на срок 10-15 лет.


Close