Известный богослов иеромонах Габриэль Бунге нечасто дает интервью. Он ведет отшельнический образ жизни в маленьком скиту в Швейцарии, не пользуется интернетом, а единственное средство связи с ним – телефон. Да и тот стоит на автоответчике в далекой комнате. Хотите дозвониться – оставляйте сообщение с указанием времени, когда собираетесь перезвонить, и если отец Габриэль готов разговаривать, то в указанное время он будет рядом с телефоном. Нам, однако, удалось обойтись без такой сложной операции, потому что с отцом Габриэлем мы встретились в Москве. 27 августа он перешел из Католичества в Православие. Присоединение совершил митрополит Волоколамский Иларион. В нашей беседе отец Габриэль рассказал о мотивах такого решения, о том, чем Валаам принципиально отличается от Швейцарии, и о многом другом.

– Мне кажется, ключевым фактором в принятии таких решений оказываются люди, которые тебя окружают. Мои знакомые русские епископы из Санкт-Петербурга сказали мне, когда узнали, что я перехожу в Православие: «А мы совсем не удивлены! Вы всегда были с нами. Но теперь у нас будет еще более тесное общение, священное – у одной Чаши».

Я давно знаю митрополита Илариона, нынешнего главу Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Мы познакомились в 1994 году, когда он был еще иеромонахом. Считаю его своим добрым другом и очень этой дружбой дорожу. Владыка Иларион, если угодно, – один из самых компетентных и знающих людей, с кем мне доводилось общаться. И он фактически стал для меня единственным человеком, к кому я мог обратиться со своей просьбой напрямую, кто знал меня, мои убеждения и мою ситуацию. И кто – в чем я был уверен – готов откликнуться. Что и произошло.

– Как конкретно это должно помочь в достижении Вашего идеала духовной жизни?

– Вы требуете от меня пророчеств, но я не пророк. Я не знаю, что конкретно будет дальше. Надо просто жить. Но уже сейчас я нашел в России много того, что меня чрезвычайно заинтересовало. Например, я побывал на Валааме. Знаете, на Западе, если верующий человек тяготеет к такого рода жизни, как предельное монашеское уединение, ему фактически некуда пойти. Скитов в том виде, в каком они сохранились в России, там фактически нет. Это форма жизни там как будто свое отжила. А я как монах постоянно ищу предельного уединения, даже одиночества. И на Валааме я почувствовал, что здесь все это есть.

– Неужели Вам не хватает одиночества в Вашем скиту в Швейцарии? Ведь и Валаам – место достаточно многолюдное, туда регулярно приезжают паломники…

– Швейцария – маленькая и оттого густонаселенная страна. Скит окружен лесом, но в пятнадцати минутах ходьбы от него – деревня, а в ней около ста жителей. На Валааме – намного более спокойно. И да, конечно, там много людей. Но само место, по моим ощущениям, обособлено от остального мира. Может быть, за счет того, что это остров, или по каким-то другим, не географическим причинам. И мне кажется, что все это может рождать в сердце каждого туда попавшего человека как раз то самое состояние желанного одиночества и уединения.

– В Европе с этим сложнее?

– Несколько огрубляя, можно сказать, что на Западе этого не существует вовсе. Подлинная монашеская традиция на Западе была фактически растоптана в ходе Французской буржуазной революции 1789 года. У меня есть твердое убеждение, что последствия этой революции для Европы – не менее тяжелые, чем для России последствия революции 1917 года и семидесяти лет государственного атеизма. Во Франции после всех этих кровавых событий монашество пришлось создавать в известной степени с нуля. Этим занялись обыкновенные священники, не монахи. Больше было некому. А в России монашество – через все потрясения и ужасы – все же выжило. Да, это происходило на уровне отдельных фигур – старцев. Но они были! И духовную традицию они сохранили, оставаясь воплощением подлинной монашеской жизни. В том, что касается монашеской жизни, России, как мне кажется, не все пришлось начинать с чистого листа. И поэтому мне иногда жаль слышать от русских о том, что «у нас все было разрушено, растоптана и т.д.». Мне все время хочется ответить: «А по-моему, у вас все есть – новомученики и исповедники, старцы». Причем все они на расстоянии вытянутой руки. Только надо ее протянуть, взять это богатство и, что называется, применять на практике, то есть в своей жизни. У меня часто создается впечатление, что большинство людей в России этого не ценят. Или просто не понимают, что это ценно.

– А почему, с Вашей точки зрения, так происходит?

– Говоря о проблемах, люди концентрируются на тех материальных, подчас внешних трудностях, с которыми сегодня сталкиваются монастыри в частности и в целом. Да, нужно очень много всего восстанавливать. Но это только, так скажем, техническая часть, только стены и крыши. Само собой, люди плачутся – на стены и крыши нужно много денег, а где их взять… Однако если над этой крышей – пускай дырявой – мысленно подняться, то видно, что главное – не в стенах, а в том, с каким сердцем в эти стены входишь. «Храм не в бревнах, а в ребрах». И вот это-то главное – духовная традиция – от русских никуда не девалась. Старцы и новомученики все это сберегли. На это мне иногда отвечают: «Но ведь старцев сегодня почти не осталось, большинство из них уже умерло. Некому нас наставлять…». На что я всегда говорю: «Если рядом с вами нет живого старца, обратитесь к почившему. У вас есть его житие, его тексты, его наставления. Читайте – и соотносите со своей жизнью».

При этом я, конечно же, не имею в виду, что не встречал в России людей, которые это знают, ценят и берегут. Таких много и очень много. И поездка на Валаам для меня – тому подтверждение.

Прыгайте в воду

– Что должно измениться теперь – после перехода – в Вашей повседневной жизни?

– Безусловно, есть вещи, которые не могут не измениться. Став членом Русской Православной Церкви, но продолжая жить в Швейцарии, я подчиняюсь теперь архиепископу Корсунскому Иннокентию. Мои связи с Католической не могут, само собой, остаться прежними.

– А какой реакции Вы ждете от Ваших духовных чад? Ведь они наверняка все католики…

– Во-первых, по счастью я имею дело с замечательными понимающими людьми и уверен, что они будут уважать мое решение. А во-вторых, я никогда не делал тайны из своих взглядов и убеждений. Все мои духовные чада знали, что мой идеал христианства – на Востоке. И не думаю, что они будут сильно удивлены. Я ничего не говорил им заранее, чтобы избежать лишних разговоров. Но думаю, что ничего страшного не произойдет. Думаю, что те духовные беседы, за которыми мои чада приезжают, будут продоложаться, не вижу повода эту практику прекращать. Ну и наконец, те, с кем мы общаемся постоянно, – это люди, которые в той или иной степени, на том или ином уровне разделяют мой духовный идеал. Иначе бы они не приезжали.

– А как же быть с богослужебными моментами?

– Конечно, отныне я не смогу причащать католиков. Но я и раньше делал это очень редко: скит находится все же на отдалении от большого мира, территория запирается на ключ, службы также закрытые, часовня маленькая – от силы на десять человек. И только на Рождество и на Пасху мы открываем двери для желающих.

– Если бы Вы могли и хотели дать современному человеку очень краткий, в одно предложение, совет относительно устроения молитвенной жизни, что бы Вы сказали?

– Хотите научиться плавать – прыгайте в воду. Только там научитесь. Только тот, кто молится, почувствует смысл, вкус и радость молитвы. Из глубины большого, теплого кресла этому не научишься. Если ты готов встать на колени, искренне каяться, поднимать глаза и руки к небу – то многое откроется само. Конечно, можно читать много книг, слушать лекции, общаться с людьми, что тоже важно и дает возможность к большему пониманию. Но в чем тут ценность, если после этого мы не предпримем конкретных шагов? Не встанем на молитву? Думаю, Вы и сами это должны понимать. Просто, вероятно, задаете вопрос с позиции неверующего…

– Именно. Ведь наш журнал – для сомневающихся.

– Сомнения – это не страшно и даже полезно. Впрочем, искать их специально тоже, наверное, не стоит. Но если они появляются, надо просто вспоминать, что у каждого есть шанс услышать: подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим ().

* * *

Габриэль Бунге: Родился в 1940 году в Кельне. Отец – лютеранин, мать – католичка.

В возрасте 22 лет вступил в орден бенедиктинцев во Франции. В 1972 году был рукоположен в священный сан. Много лет посвятил изучению творений Евагрия Понтийского . С 1980 года живет в скиту Святого Креста в швейцарском кантоне Тичино по древнему бенедиктинскому уставу. Автор книг «Скудельные сосуды. Практика личной молитвы по преданию святых отцов», «Другой Утешитель», «Вино дракона и хлеб ангельский», «Духовное отцовство» и др.

О том, что монахини-затворницы существуют по сей день, я узнала случайно несколько месяцев назад. Делясь воспоминаниями детства, мой друг упомянул о родственнице, которая была монахиней. Вместе с матерью они изредка ходили навещать ее в монастырь. Их встречи проходили всегда за двойной решеткой, как в тюрьме. Тетушка никогда не выходила к ним, а только изредка передавала гостинцы в виде отбракованных просвирок, которые монашки пекли для нужд церкви.


О православных еремитах (мужчинах, как правило), даже будучи атеисткой, пионеркой и комсомолкой, я была наслышана. В русской литературе есть много упоминаний о практике затворничества. Но то, что она все еще существует в католической церкви, для меня стало открытием и чрезвычайно заинтересовало. По крупицам стала собирать информацию. Как оказалось, ее очень немного. Церковь не очень любит разглашать информацию о своих внутренних делах.
Этот тип религиозного подвига, отрешение от всего земного, от общества и посвящение собственной жизни исключительно молитвам, распространился в Европе и в Италии довольно рано. Уже во 2-й половине IV века кельи затворников стали возникать на маленьких островах, окружающих Италию. Папа Григорий I Двоеслов в своих работах VI века говорит о распространении еремитства уже в центральной части Италии. В позднем средневековье появилось и женское затворничество.
Первыми среди монашеских орденов, его практикующих, стали, похоже, клариссинки. Орден был основан в 1212 году святой Кларой Ассизской. В 1230 году монастыри клариссинок были уже во всех крупных городах Италии. А к моменту смерти святой Клары (1253) насчитывалось 111 монастырей: 68 - в Италии, 21 - в Испании, 14 - во Франции и 8 - в Священной Римской империи.
В конце XIII в начале XIV века церковь святой Кьяры (Клары) и монастырь появились и в Кальяри. Там клариссинки просуществовали до конца XIX века. В 1943 году монастырь был сильно разрушен бомбардировками войск антигитлеровской коалиции. Сегодня от него остались одни лишь стены. Прогуливаясь недавно по городу, обнаружила, что начались реставрационные работы монастыря. Как будут его восстанавливать, подправят ли только стены или попытаются выстроить заново? Пока неизвестно.

Останки монастыря святой Кьяры в Кальяри.

В XVI веке в сердце Кальяри, в его элитном квартале Кастелло, по приказу вице-короля Антонио Кардона была возведена церковь святой Лючии с монастырем. Монастырь передали в дар 12 монахиням клариссинкам, которые прибыли в Кальяри из Барселоны по просьбе Папы Паоло III. Фасад церкви и прилегающего к ней монастыря выполнен в стиле каталонской готики, без излишеств, не за что зацепиться взглядом. Сзади же здание было сооружено на старых пизанских оборонительных укреплениях и поражает своей мощью. Со стороны проспекта Виале Реджина Маргерита можно наблюдать неприступные стены монастыря, похожие на тюремные казематы.
Не все клариссинки соблюдали строгий затвор. Большая часть монахинь вела активную социальную жизнь. Они занимались воспитанием и образованием дочерей местной знати. В конце XIX века монастырь был передан в частные владения, после реставрации в здании открыли детский сад для детей из бедных семей квартала Кастелло. Детское дошкольное учреждение функционирует по сей день.

Церковь святой Лючии и бывший монастырь.

Так кто они, современные отшельницы? Почему отреклись от общения с нами мирянами, и происходит оно только через решетку, символизирующую преграду между мирской и затворнической жизнью?
Отшельник – созерцатель, философ, мудрец. Так, пожалуй, можно определить смысл этого слова, если обратиться к восточной христианской религиозной традиции. Стремление первых аскетов к более совершенному образу жизни породило в христианской религии институт монашества. В православии человек, который хочет стать монахом, уходит от мира, чтобы посвятить свою жизнь молитвам и Богу. Все принимаемые им монашеские обеты влекут за собой пожизненную обязанность их исполнения перед Богом и не могут быть даны легкомысленно, поэтому они постепенно возрастают от простого к более сложному. Самая высокая ступень монашества – схимничество. Великая схима - это полное отчуждение от мира для соединения с Христом. Приняв схиму, монах считается ставшим на путь Ангела. Не имея возможности поселиться в местности вдали от людей, как это было в древности, схимонахи, живущие в обычном монастыре, уходили в затвор и полное одиночество в собственной келье, тем самым заменяя отшельничество. В русских монастырях великосхимники обычно живут отдельно от другой братии и не занимаются никакими послушаниями, кроме непрестанной молитвы. Впоследствии затвор перестал быть обязательным обетом для схимонахов. В современной практике РПЦ великая схима - явление весьма редкое: в неё, как правило, постригают престарелых или тяжело больных монахов, которые не несут обычных монастырских послушаний.
Несколько иначе формировалось западное монашество. С момента своего зарождения оно пошло своим, отличным от восточной традиции путем. Евсевий Кесарийский свидетельствует, что хотя аскетическая жизнь уже присутствовала в западной части Римской империи к середине III века, на протяжении первых веков в западной церкви отсутствовал такой отличительный элемент монашества как уход из мира. Безусловно, на западе существовали аскеты, желавшие посвятить свою жизнь Богу, но они все же предпочитали жизнь в общине, а не полное отшельничество вдали от мира. Эта изначальная особенность оказала непосредственное влияние на дальнейшее развитие западного монашества, и последующая история показала, что для большей части мужских орденов, и подавляющей части женских социальное служение, служение миру, стало преимущественным. Особенно четко эта разница проявилась после разделения церквей, с появлением большого количества католических монашеских орденов. Для большинства из них монашество - это не уход, а новое поручение нести в мир христианские ценности, делиться с ним добром и божественной любовью.
Но затворничество все-таки осталось, хотя и не все монашеские ордена его практикуют. Основные два - это францисканский орден, от которого собственно и произошли клариссинки, и орден кармелитов. Любопытно, что полный затвор в католической религии применяют только для женщин. Как и в православии он является высшей ступенью монашества, достичь его можно, пройдя все первоначальные стадии. Монахиня, решившая стать затворницей, дает повторный обет целомудрия, нестяжательства и послушания, после которого на ее палец надевается обручальное кольцо. Она становится супругой Христа. На этом, пожалуй, сходство с православными практиками заканчивается. Монахиня входит в затвор и.... делает шаг в неизвестность.



После последнего обета абсолютного послушания, душа и тело затворницы теперь принадлежат не только Богу. За тяжелой дверью монастыря ее ждут такие же монахини и... начальство. Настоятельница! Теперь от нее будет зависеть если не все, то очень многое. Жизнь монахинь в затворе строго регламентирована. Правила были прописаны еще Папой Урбаном IV в 1263 году. Вот только некоторые положения из весьма длинного списка:
- монахини ни под каким предлогом не могут покидать монастырь без особого разрешения кардинала, если только дело не касается опасности для жизни, то есть пожара, нападения врагов и т.п.
- ввиду того, что жизнь принявших затвор полна испытаний, не допускаются к обету слишком пожилые и слабые здоровьем. Разрешение на затвор выдается кардиналом.
- затворницы соблюдают пост все дни, кроме воскресенья и особых праздников. Настоятельница может послабить пост или наоборот ужесточить.
- для входа в монастырь и выхода предусмотрена только одна дверь. Она должна быть расположена как можно выше, так, чтобы входящие и выходящие использовали дополнительную откидную лестницу, прикованную цепью, которая хранится под строгим присмотром и используется только в самых необходимых случаях.
- ключ от двери хранится у одной из монахинь, самой благочестивой и подходящей по возрасту. Дверь никогда не должна открываться без ее позволения. Второй ключ находится у настоятельницы.
- окно для общения с посетителями должно быть оборудовано железной решеткой с небольшими отверстиями. Около решетки должны быть вбиты гвозди, чтобы не было воможности ее выбить или сдвинуть.

Жизнь монахинь проходит по строгому расписанию, которое не меняется даже в праздничные дни. Подъем в 4.30. Молитва, заутренняя служба, час для личной молитвы и медитации, завтрак. После завтрака наведение порядка в монастыре, во время уборки - молитва. Обед, в течение которого одна из сестер-монахинь читает молитву. После обеда снова молитвы. Каждая из затворниц посвящает 3-4 часа в день работе, так как монастырь обязан содержать себя сам. Это могут быть переводы (многие из сестер имеют высшее образование), роспись, тонкое рукоделие. И снова молитвы, вечерняя служба, ужин, час для молитвы наедине и медитация. В 10 вечера - сон. Очень редко в привычный и однообразный ход жизни вторгаются посетители. Встреча с родственниками происходит только с разрешения настоятельницы. Случаются и просто посторонние, как правило женщины-мамы, которым в этот момент жизни нужны совет и духовная поддержка. Неободимо сказать, что в наши дни монахини в затворе могут читать газеты, смотреть телевизор и даже выходить в интернет, но опять же под строгим контролем настоятельницы. Этот беспрестанный контроль остается даже после смерти затворниц. Тело не отдают родственникам, и хоронят на частном церковном кладбище, которое находится нередко тут же, на территории монастыря.

Для семьи всегда было очень почетно иметь в родственниках монахиню-затворницу. Согласно католической религии, ее нескончаемые молитвы о близких и о человечестве ставили всю семью чуть ближе к Богу, отмаливались все прошлые и будущие грехи. Эта постоянная молитва за всех нас грешников, считается божественным предназначением затворниц. Они приносят в жертву нам, простым смертным, себя, свою свободу и мирскую жизнь. Не спросив, правда, нужна ли нам эта жертва.

Говорят, что самое страшное наказание вовсе не смертная казнь, а пожизненное заключение. Когда твоя совесть, душа остаются один на один с Богом. Отшельничество - это тоже один на один. Но истинным путем Ангела, оно становится только тогда, когда добровольно уходят в затвор, и рядом больше не остается ни настоятелей, ни кардиналов. Такое отречение от мира - это путь к себе, к своему истинному я, и какой он будет, зависит только от тебя самого, а не от четко регламентированных молитв, от доброго или скверного характера тебя окружающих, от вовремя поставленной кардиналом подписи. А по-другому – это тюрьма. Воможно поэтому заголовки новостных изданий почти ежегодно кричат: “Монахиня-затворница выбросилась из окна монастыря!”, “Монахиню-затворницу нашли повешенной в монастырском садовом домике!”.
И все-таки они иногда выходят! Причина для этого должна быть очень веской: смерть близкого родственника или необходимость в медицинской помощи. Из воспоминаний моего друга: “Однажды мы с мамой отвозили тетушку в больницу, она должна была пройти медицинское обследование и сдать анализы. Мне было лет 13-14. Она все время порывалась меня обнять, расцеловать, что мне мальчику-подростку было неприятно, чувствовал я себя неловко и старался уклониться от такой бури эмоций. Сейчас мне, конечно, понятно ее поведение. Тогда же казалось странным. Стыдно становится, но помнится, я даже довольно грубо ее оттолкнул. Прошло уже больше тридцати лет, но я до сих пор помню ее глаза, и как она смотрела на нас с матерью и на мелькающую за окном автомобиля нашу повседневность. Это был голодный взгляд. Голод по непрожитой жизни.”

Монастырь в Кальяри, в котором сегодня проживают монахини-затворницы


Сколько сегодня затворниц находится в Кальяри церковь не разглашает. Живут они в монастыре монахинь-капуцинок. К зданию монастыря прилегает церковь Беата-Вержине-делла-Пиета (Пресвятой Девы Милосердия). Весь комплес был построен в самом начале XVIII века на месте, где когда-то проводились публичные казни. Здесь за толстыми стенами монастыря затворницы отмаливают мои и ваши грехи. Я человек далекий от религии, но почему-то очень захотелось помолится за них и поблагодарить Бога за нашу каждодневную жизнь, такую разнообразную и непредсказуемую, с ее взлетами и падениями. Вот настоящее испытание, и настоящее счастье!

История религии повествует о духовных поисках разных народов в веках. Вера всегда была спутницей человека, придавала смысл его жизни и мотивировала не только на достижения в области внутреннего, но и на мирские победы. Люди, как известно, - существа социальные, а потому часто стремятся найти своих единомышленников и создать объединение, в котором можно было бы сообща двигаться к намеченной цели. Примером такой общности являются монашеские ордена, включавшие братьев одной веры, единых в понимании того, как нужно претворять заветы наставников в жизнь.

Египетские отшельники

Монашество зародилось не в Европе, свое начало оно берет на просторах египетских пустынь. Здесь еще в IV веке появились отшельники, стремившиеся приблизиться к духовным идеалам в уединенном удалении от мира с его страстями и суетой. Не находившие себе места среди людей, они уходили в пустыню, жили под открытым воздухом или в руинах каких-то построек. Часто к ним присоединялись последователи. Вместе они трудились, проповедовали, возносили молитвы.

Монахи в миру были работниками разных профессий, и каждый приносил что-то свое в общину. В 328 году Пахомий Великий, бывший когда-то солдатом, решил организовать жизнь братьев и основал монастырь, деятельность в котором регламентировалась уставом. Вскоре стали появляться подобные объединения и в других местах.

Свет знаний

В 375 году Василий Великий организовал первое крупное монашеское общество. С тех пор история религии потекла в несколько ином русле: вместе братья не только молились и постигали духовные законы, но занимались изучением мира, постижением природы, философских аспектов бытия. Стараниями монахов сквозь темные прошли мудрость и знания человечества, не затерявшись в прошлом.

Чтение и совершенствование в научной области входило в обязанность и послушников монастыря в Монте-Кассино, основанного Бенедиктом Нурсийским, считающимся отцом монашества в Западной Европе.

Бенедиктинцы

530 год считается датой, когда появился первый монашеский орден. Бенедикт славился своим аскетизмом, и вокруг него быстро сформировалась группа последователей. Они и вошли в число первых бенедиктинцев, как называли монахов в честь их предводителя.

Жизнь и деятельность братьев велась в соответствии с уставом, разработанным Бенедиктом Нурсийским. Монахи не могли менять место служения, владеть какой-либо собственностью и всецело должны были подчиняться аббату. Регламент предписывал вознесение молитв семь раз в день, постоянный физический труд, перемежающийся часами отдыха. Устав определял время трапез и молений, наказания для провинившихся, необходимые для прочтения книги.

Структура монастыря

Впоследствии многие монашеские ордена Средневековья были построены на основе бенедиктинского устава. Сохранялась и внутренняя иерархия. Главой был аббат, выбиравшийся из числа монахов и утверждавшийся епископом. Он становился пожизненно представителем монастыря в миру, руководя братьями при содействии нескольких помощников. Бенедиктинцы должны были полностью и смиренно подчиняться аббату.

Жители монастыря делились на группы по десять человек, во главе которых стояли деканы. Аббат с приором (помощником) следили за соблюдением устава, но важные решения принимались после совещания всех братьев вместе.

Образование

Бенедиктинцы стали не только помощником Церкви в обращении в христианство новых народов. По сути, именно благодаря им сегодня мы знаем о содержании многих древних манускриптов и рукописей. Монахи занимались переписыванием книг, сохранением памятников философской мысли прошлого.

Обязательным было образование с семилетнего возраста. В число предметов входили музыка, астрономия, арифметика, риторика и грамматика. Бенедиктинцы спасли Европу от пагубного влияния варварской культуры. Огромные библиотеки монастырей, глубокие архитектурные традиции, познания в области земледелия помогли сохранить цивилизацию на достойном уровне.

Упадок и возрождение

На время правления Карла Великого приходится период, когда монашеский орден бенедиктинцев переживал не лучшие времена. Император ввел десятину в пользу Церкви, потребовал от монастырей предоставления определенного числа воинов, отдавал во власть епископов обширные территории с крестьянами на них. Монастыри стали обогащаться и представлять собой лакомый кусочек для каждого, жаждущего увеличения собственного благосостояния.

Представители мирской власти получили возможность основывать духовные общины. Епископы транслировали волю императора, все больше погружаясь в дела мирские. Настоятели новых монастырей лишь формально занимались духовными вопросами, наслаждаясь плодами пожертвований и торговли. Процесс обмирщения вызвал к жизни движение за возрождение духовных ценностей, вылившийся в образование новых монашеских орденов. Центром объединения в начале X века стал монастырь в Клюни.

Клюнийцы и цистерцианцы

Аббат Бернон получил в подарок от герцога Аквитании имение в Верхней Бургундии. Здесь, в Клюни, основали новый монастырь, свободный от светской власти и вассальных отношений. Монашеские ордена Средневековья переживали новый подъем. Клюнийцы молились за всех мирян, жили по уставу, разработанному на основе положений бенедиктинцев, но более строгому в вопросах поведения и распорядка дня.

В XI веке появился монашеский орден цистерцианцев, взявший за правило следование уставу, своей жесткостью отпугивающему многих последователей. Число монахов сильно возросло за счет энергичности и обаяния одного из лидеров ордена, Бернарда Клервоского.

Великое множество

В XI-XIII веках новые монашеские ордена католической церкви появлялись в большом количестве. Каждый из них чем-то отметился в истории. Камальдулы славились своим строгим уставом: они не носили обуви, приветствовали самобичевание, совсем не ели мяса, даже если были больны. Картезианцы, также чтившие жесткие правила, были известны как гостеприимные хозяева, считавшие благотворительность важнейшей частью своего служения. Одним из главных источников дохода для них была продажа ликера «Шартрез», рецептуру которого разработали сами картезианцы.

Свой вклад в монашеские ордена в средние века внесли и женщины. Во главе монастырей, в том числе и мужских, братства Фонтевро стояли аббатисы. Они считались наместницами Девы Марии. Одним из отличительных пунктов их устава был обет молчания. Бегинки - орден, состоящий только из женщин - напротив, не имели устава. Настоятельница выбиралась из числа последовательниц, и вся деятельность направлялась в благотворительное русло. Бегинки могли покидать орден и выходить замуж.

Рыцарско-монашеские ордена

Во времена Крестовых походов стали появляться объединения нового толка. Завоевание палестинских земель шло под призывом освободить христианские святыни из рук мусульман. В восточные земли направлялось большое количество паломников. Их было необходимо охранять на вражеской территории. Это и стало причиной возникновения духовно-рыцарских орденов.

Члены новых объединений, с одной стороны, давали три обета монашеской жизни: бедности, послушания и воздержания. С другой — они носили доспехи, всегда имели при себе меч и при необходимости принимали участие в военных походах.

Рыцарские монашеские ордена имели тройную структуру: в него входили капелланы(священники), братья-воины и братья-служители. Глава ордена — гроссмейстер — выбирался на пожизненный срок, его кандидатура утверждалась имевшим верховную власть над объединением. Глава вместе с приорами периодически собирали капитул (общий сбор, где принимались важные решения, утверждались законы ордена).

К духовно-монашеским объединениям относились тамплиеры, иониты (госпитальеры), Тевтонский Все они были участниками исторических событий, важность которых трудно переоценить. Крестовые походы при их содействии значительно повлияли на развитие Европы, да и всего мира. Свое название священные освободительные миссии получили благодаря крестам, которые были нашиты на одеяния рыцарей. Каждый монашеский орден использовал свой цвет и форму для передачи символа и тем внешне отличался от остальных.

Падение авторитета

В начале XIII века Церковь была вынуждена бороться с огромным количеством возникших ересей. Священнослужители потеряли былой авторитет, пропагандисты говорили о необходимости реформировать или даже упразднить церковный строй, как ненужную прослойку между человеком и Богом, осуждали огромные богатства, сосредоточенные в руках служителей. В ответ появилась инквизиция, призванная вернуть народу почтение к Церкви. Однако более благотворную роль в этой деятельности сыграли нищенствующие монашеские ордена, ставившие обязательным условием служения полный отказ от собственности.

Франциск Ассизский

В 1207 году начал формироваться Его глава, Франциск Ассизский, видел суть своей деятельности в проповедях и отречении. Он был против основания церквей и монастырей, со своими последователями встречался раз в год в условленном месте. Все остальное время монахи проповедовали народу. Однако в 1219 году все-таки был возведен францисканский монастырь по настоянию Папы Римского.

Франциск Ассизский славился своей добротой, способностью служить легко и с полной самоотдачей. Его любили за поэтический талант. Канонизированный уже через два года после своей смерти, он приобрел массу последователей и возродил почтение к католической церкви. В разные века от францисканского ордена образовывались ответвления: орден капуцинов, терцианы, минимы, обсерванты.

Доминик де Гусман

На монашеские объединения Церковь полагалась и в делах борьбы с ересью. Одной из основ инквизиции был орден доминиканцев, основанный в 1205 году. Основоположником его стал Доминик де Гусман, непримиримый борец с еретиками, почитавший аскезу и бедность.

Орден доминиканцев одной из главных своих целей избрал подготовку проповедников высокого уровня. Для организации подходящих условий для обучения даже были смягчены первоначально жесткие правила, предписывающие братьям бедность и постоянное скитание по городам. Доминиканцы при этом не были обязаны трудиться физически: все свое время, таким образом, они посвящали образованию и молитве.

В начале XVI века Церковь вновь переживала кризис. Приверженность духовенства к роскоши и порокам подрывала авторитет. Успехи Реформации вынуждали священнослужителей искать новые пути возвращения былого почитания. Так был образован орден театинцев, а затем и Общество Иисуса. Монашеские объединения стремились вернуться к идеалам средневековых орденов, но время взяло свое. Хотя многие ордена существуют и сегодня, от былого величия мало что сохранилось.

Одеваются в обычное время по-светски, а сестры монахини — нет?

По поводу одежды священников в Кодексе канонического права мы находим следующие предписания: «Клирикам следует носить подобающее церковное одеяние согласно нормам, изданным конференцией епископов, а также законообразным местным обычаям» (ККП 284). Что касается монашествующих, то им полагается «носить одеяние института, изготовленное по нормам собственного права, в знак своего посвящения и во свидетельство бедности» (ККП 669).

Уже вскоре после Второго Ватиканского собора Итальянская епископская конференция установила правила, согласно которым пресвитеры должны носить сутану во время своего служения, в приходе или обители, во время проповеди и учительства, и могли использовать темный костюм и сорочку с круглым воротником в поездках и в тех ситуациях, которые не относятся к их священническому служению.

После Собора Святейший Престол неоднократно высказывался на эту тему. В 1976 году Конгрегация по делам епископов разослала всем епископам письмо, в котором указывалось, что церковные одежды ни в коем случае не должны упраздняться.

Многие объясняют непопулярность сутаны у священников тем, что такая форма одежды неудобна для пастырских занятий, которым все больше приходится себя посвящать. Если в прежние времена обычной «средой обитания» пресвитера были храм, ризница, семинария, библиотека, то после Второго Ватиканского собора они вышли далеко за пределы ризницы в пространство, которое Папа Франциск называет «полевым госпиталем», каким и должна быть Церковь. В то же время уже в 1979 году святой Иоанн Павел II в послании Novo incipiente отмечал, что пастырская работа требует приближения к людям, но не нужно забывать, что речь идет о приближении священника.

В 1983 году Итальянская епископская конференция вновь высказалась по этому вопросу, постановив, что за пределами богослужений в публичных местах духовенство должно носить сутану или «клерджимен» (темный костюм и сорочку с круглым воротником). В одежде гармонично сочетались достоинство и простота, и в любом случае священников отличалась от одежды мирян. Здесь следует заметить, что вообще различия в стиле одежды священников и мирян начали формироваться лишь в V столетии.

В целом есть такая тенденция, что священники ходят в соответствующем облачении, используемом вне Мессы, реже, чем монахини. Однако при более внимательном взгляде на это соотношение в разных странах оказывается, что все не так. В некоторых местах сложилось так, что специальные облачения уже не носят ни священники, ни сестры-монахини, а в других местах все наоборот: и пресвитеры, и монашествующие продолжают выделяться своей одеждой.

Какое вообще значение придается и должно придаваться этому аспекту?

Три года назад к лику блаженных Католической Церкви был причислен юный . Он ценой жизни защищал свою сутану, был подвергнут пыткам и издевательствам и расстрелян коммунистами-партизанами в 1945 году, поскольку отказался оставить одежды семинариста. Это свидетельство показывает, что сутана – важный знак принадлежности к Богу.

Многие крещеные хотели бы, чтобы посвятившие себя Богу люди были узнаваемы. Культурная среда нашего времени, отмеченного секуляризацией, оказывает воздействие и на служителей Церкви. Об этом говорится, в частности, в документе Конгрегации по делам духовенства, изданном в 1994 году, под названием «Руководство по образу жизни и служению пресвитеров». В 66-м параграфе утверждается, что «в секуляризованном и преимущественно материалистском обществе, где знаки, отсылающие к священному и сверхъестественному, постепенно исчезают, особенно ощущается необходимость того, чтобы пресвитер – человек Божий, распределитель Его Таинств, — был узнаваем в глазах общины, в том числе и посредством одежды как недвусмысленного знака его посвящения и его общественного служения. Пресвитер должен быть узнаваем прежде всего по своему поведению, но также и по одежде, — чтобы каждому верующему и каждому человеку вообще была сразу понятна его идентичность и принадлежность к Богу и к Церкви. Поэтому клирик всегда должен носить приличествующее церковное одеяние, согласно нормам епископской конференции и согласно законным местным обычаям. Это означает, что его одежда, в случае если это не сутана, должна быть не такая, как у мирян, и должна соответствовать достоинству и священному характеру его служения. Как покрой, так и цвет должны быть установлены епископской конференцией и всегда согласовываться с общими каноническими нормами».

Приведенный текст утверждает важность священнических облачений для духовенства. В то же время в пояснении Папского совета по законодательным текстам уточняется, что эти правила не охватывают постоянных диаконов.

Конгрегация по делам духовенства вмешалась в вопрос о стиле одежды священников потому, что, во-первых, было необходимо напомнить об общественном значении служения пресвитеров, а также о том, что одежда – это знак принадлежности к Богу и Церкви, который должен отличать священника от всех остальных. Но обратим внимание на то, что в документе ставится акцент на поведении пресвитера, по которому его узнают. Поведение и образ жизни священника должны быть отражением его миссии служения народу. Одежда как знак этого служения выражает также и его хрупкость: любой пресвитер нуждается в поддержке, чтобы не впасть в противоречия и не стать соблазном для людей.

В 1996 году Конгрегация по делам духовенства снова обратилась к пресвитерам с посланием, в котором утверждалось, что белый круглый воротник и крест не являются достаточными знаками, которые отличают церковную одежду от светской.

В культурном контексте новой евангелизации одежда священнослужителя должна отличаться простотой и скромностью. Святой Франциск Ассизский хотел, чтобы священные сосуды для литургии были всегда драгоценны, а одежда братьев – бедна и проста. Простота и скромность священника отражает красоту Евангелия, всецелого посвящения себя Христу и Благой Вести.

Священническая сутана и монашеское платье, несомненно, имеют психологическое значение, постоянно напоминая тем, кто их носит, о причинах собственного выбора и связанных с ним обязательствах, укрепляя чувство принадлежности к священному сану или монашеству.

Сутана и монашеская одежда имеют и социологическое значение, поскольку это видимый знак самоидентификации, отнесения себя к определенной категории. Эта одежда наделена и богословским смыслом, поскольку посредством внешних, материальных знаков священник, монах, монахиня причастны к особой формы жизни – богопосвященной – в силу которой человек следует особому призванию ради блага других людей. Это – внешний знак внутреннего преображения, при котором человек совлекает с себя ветхого человека и облекается во Христа, в нового человека.

Наше общество, в котором ощущается дефицит знаков сверхъестественного, как никогда нуждается в том, чтобы видеть тех, кто посвятил себя Богу.

(5) АБДАЛ -

  • м. вост. (абдал, персидск. монах? или обоим, обнять? обаим, обаять?) обманщик, плут, огудала, оплетала
(10) АВГУСТИНЕЦ -
  • Монах нищенствующего католического ордена, осн. в 13 веке
  • Монах нищенствующего католического ордена, основанного в 13 в
  • Монах нищенствующего католического ордена, основанного в 13 веке
  • монах нищенствующего католического ордена, осн. в XIII веке
(5) АВЕЛЬ -(9) АВКСЕНТИЙ -
  • Вифинский (умер около 470) христианский монах-отшельник, подвизался в Вифинии на горе Оксия близ Халкидона
(8) АВРААМИЙ -
  • (в миру Афанасий) (умер в 1672) старообрядческий писатель, монах, ученик протопопа Аввакума
  • Иеромонах Лысковского монастыря, деятель старообрядчества второй половины XVII века
(6) АГАВВА -
  • (Аввас) Исмаильтянин - Сирийский (5 в.) христианский монах-пустынножитель
(6) АГАПИТ -(6) АГАФОН -
  • Скитский (Египетский) (умер около 435) христианский монах, подвизался в Скитской пустыне в Египте
(2) АИ -
  • Вам конечно известен знаменитый винодел Дом Периньон. А не скажете ли вы, в каком городе жил этот монах
(6) АКУНИН -
  • Русский писатель, ученый-японист, литературовед, переводчик, общественный деятель. Также публиковался под литературными псевдонимами Анна Борисова и Анатолий Брусникин. Автор романов: "Азазель", "Турецкий гамбит", "Левиафан", "Смерть Ахиллеса", "Статский советник", "Коронация, или Последний из романов", "Пелагия и белый бульдог", "Алтын-толобас", "Пелагия и черный монах", "Любовница смерти", "Любовник смерти", "Внеклассное чтение", "Пелагия и красный петух", "Детская книга для мальчиков", "Шпионский роман", "Фантастика", "Ф. М.", "Сокол и Ласточка", "Весь мир театр", "Черный город", "Детская книга для мальчиков", повестей: "Пиковый валет", "Декоратор", "Младенец и черт", "Мука разбитого сердца", "Летающий слон", "Дети Луны", пьес: "Чайка", "Комедия/Трагедия", "Инь и Ян", "Странный человек", "Гром победы, раздавайся!", "Мария", Мария…", "Ничего святого", "Операция "Транзит", "Батальон ангелов", сборника рассказов "Сказки для Идиотов" и сборников повестей и рассказов: "Нефритовые четки", "Планета Вода"
(6) АЛАКОК -
  • Маргарита Мария (1647-90) франц. монахиня визитандинского монастыря в Паре-ле-Моньяле
(4) АЛАН -
  • Французский философ-схоластик, монах-цистерцианец (12-13 вв., "Плач природы", "Антиклавдиан")
(7) АЛЬПАКА -(8) АМВРОСИЙ -
  • Оптинский (в миру Александр Михайлович Гренков) (1812-91) иеросхимонах, старец, духовный писатель
(6) АНАЛАВ -
  • Принадлежность облачения православного монаха, представляющая собой перевязь, возлагаемую на плечи, спину и грудь
  • м. греч. церк. параманд, плат, носимый монахами на персях, с изображением креста (осьмиконечного, с подножием), орудий страстей Господних, адамовой головы и пр
  • часть одежды монаха в виде четырехугольного плата на груди
(6) АНСГАР -
  • (801-865) христианский миссионер, «апостол Севера», монах-бенедиктинец, епископ
  • Христианский миссионер, "апостол Севера", монах-бенедиктинец (801-865)
(7) АНТОНИЙ -
  • (иеромонах ярославского Спасского монастыря) иеромонах Спасского ярославского монастыря
(7) АПОСТОЛ -
  • м. греч. ученик, последователь, приверженец; учитель правоверия; название двенадцати учеников Христовых, посланных Им проповедовать Евангелие; книга деяний и посланий их. Апостолово послание, говоря об известном апостоле; послания апостольские, все. Апостольская церковь, содержащая всецело их учение. Борода апостольская, а усок диавольский, о раскольниках и ханжах. Апостольство ср. звание, состояние, обязанности их. Апостольник м. плат, которым монахи покрывают грудь и шею; куколь
(11) АПОСТОЛЬНИК -
  • часть облачения монахинь: черный платок, плотно облегающий голову, плечи и грудь, застегнутый под подбородком булавкой
(4) АПСО -(6) АРАМИС -(6) АРАРАТ -
  • Монастырь Новый... из романа "Пелагия и черный монах" Бориса Акунина
(8) АРИСТАРХ -
  • (Заглодин-Кокорев) иеромонах Русской православной церкви, причислен к лику святых как преподобномученик в 2000 году для общецерковного почитания
(6) АРПИНО -
  • Итальянский писатель ("Годы зрелости", "Тень от холмов", "Молодая монахиня")
  • Итальянский писатель ХХ века, автор романа "Тень от холмов", "Молодая монахиня"
(4) АРХИ -
  • греч. начало; по себе неупотребительно, а перед другими речениями, возводит их в превосходную или высшую степень. Архиятер, прежнее звание главного врача; генерал-штаб-доктор, который однако ныне ведает только свое министерство. Архидиакон м. церк. диакон, избранный апостолами: старший иродиакон монастыря; употреб. и вм. протодиакон. Архимандрит м. церк. настоятель архимандрии, монастыря. Смотря по обители, настоятели их бывают: строитель, игумен или (высшая степень) архимандрит или класса; иногда же иеромонаха возводят лично в сан сей, не давая ему монастыря. Голодный, и архимандрит украдет. лесу и медведь архимандрит, т. е. старший. -тов клобук, лично ему принадлежащий. Архамандритский, архимандричий сан, или архимандритство ср. звание это. Архипастырь: архиерей, старший в епархии иерей из черного духовенства, святитель, епископ, с почетом преосвященный, -нейший; или: архиепископ, последний собств. первенствующий, старший епископ, высокопреосвященный. Архипастырев, архиереев, архиепископов, святителев, говор. об известном лице; архипастырский, архиерейский, архиепископский, к ним относящийся; архипастырство, архиерейство, архиепископство, сан святительский; округ, ведению его подчиненный, епархия. Архипастырить, архипастырствовать, архиерействовать, состоять в сане этом, святительствовать, епископствовать, править епархиею. Архипресвитер, протоиерей. Архисвятитель, старший надо всеми архиереями и архиепископами: патриарх; чествуют так и митрополита. Архистратиг, военачальник, главный воевода; придаточное к имени Архангела Михаила. бранно: архибестия, архиплут и пр
(11) АРХИМАНДРИТ -
  • В православной церкви- высшее звание священника-монаха
  • Высшее звание иеромонаха, обычно настоятеля мужского монастыря
  • Высшее звание иеромонаха; настоятель православного монастыря
  • Высшее звание священника-монаха в православной церкви
  • Среднее духовное звание у монахов православной церкви
  • высшее звание священника-монаха, присваиваемое настоятелям мужских монастырей
(5) АСКЕТ -(9) АФАНАСЬЕВ -
  • Поэт, прозаик, литературовед, церковный писатель. Член Союза писателей СССР. Автор биографических книг о русских поэтах XIX века. Монах Свято-Троицкой Сергиевой лавры. (фамилия)
(4) АФОН -(5) БАСИН -
  • (епископ Трира) архиепископ Трирский. Представитель знатного франкского рода. До возведения на кафедру был монахом, затем настоятелем монастыря святого Максимина в Трире. Преемником Басина на кафедре Трира стал его племянник святой Лиутвин
(4) БЕДА -
  • Англосаксонский теолог и летописец, монах, святой католической церкви, автор "Церковной истории народа англов" - ценнейшего источника по истории Англии 7-8 веков
(9) БЕЗБРАЧИЕ -(11) БЕЗВКЛАДНЫЙ -
  • не положивший вклада, вноса. Мы принимаем и безвкладных монахов; мы принимаем их безвкладно
(5) БЕЛЕЦ -
  • Человек, постоянно живущий в монастыре, но не постриженный в монахи
  • Человек, постоянно живущий в монастыре, но не постриженный в монахи (т. е. в чернецы)
  • лицо, готовящееся к пострижению в монахи, обыкновенно живущее в монастыре
(6) БЕЛИЦА -
  • «я не монахиня, а пока только...» (А. Куприн)
(9) БЕЛЯВСКИЙ -
  • Советский и российский актер театра и кино, народный артист Российской Федерации (2003), Заслуженный деятель культуры Польши. Снимался в фильмах: "Рассказы о Ленине", "Совершенно серьезно", "Спасите наши души!", "Ночь без милосердия", "Это случилось в милиции", "Иоланта", "Прерванный полет", "Иду на грозу", "Июльский дождь", "Их знали только в лицо", "Четыре танкиста и собака", "Нет и да", "Таинственный монах", "24-25 не возвращается", "Главный свидетель", "День прозрения", "Цена быстрых секунд", "Большой янтарь", "Факир на час", "Наковальня или молот", "Таланты и поклонники", "Крах инженера Гарина", "Дорогой мальчик", "Свет в конце тоннеля", "Под крышами Монмартра", "Ирония судьбы, или С легким паром!", "Когда дрожит земля", "100 грамм для храбрости", "Сохранить город", "Рожденная революцией", "И снова Анискин", "Отец Сергий", "Ралли", "Антарктическая повесть", "Место встречи изменить нельзя", "О бедном гусаре замолвите слово", "Юность Петра", "Карл Маркс. Молодые годы", "В начале славных дел", "На Гранатовых островах", "Тревожное воскресенье", "Зудов, вы уволены!", "Голова Горгоны", "Повод", "Секунда на подвиг", "Поражение", "Следствие ведут ЗнаТоКи. Без ножа и кастета", "Происшествие в Утиноозерске", "Вход в лабиринт", "Право на прошлое", "Частный детектив, или Операция "Кооперация", "Небеса обетованные", "Очаровательные пришельцы", "Под маской Беркута", "Исполнитель приговора", "Трактористы 2", "3 августовских дня", "Вопреки всему", "Аляска Кид", "Серые волки", "Лучше быть богатой и красивой", "Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского", "ДМБ", "Маросейка, 12", "Тайны дворцовых переворотов", "Тихие омуты", "Антикиллер", "Конференция маньяков", "Московские окна", "На углу, у Патриарших", "Нина", "Парижский антиквар", "Сыщики", "Канун весны", "Бригада", "Завтра будет завтра", "Сын неудачника", "Цена страха", "Запомните, меня зовут Рогозин!", "Козленок в молоке", "Лучший город Земли", "Оперативный псевдоним", "Участок", "Черная метка", "В двух километрах от Нового года", "Московская жара", "Ирония судьбы. Продолжение", "Поцелуй не для прессы"
(10) БЕНЕДИКТИН -

Close