Недавно, в нашей группе ВКонтакте был проведён опрос , по результатам которого, мы решили подробно разобрать буксировку мотоциклов и мотоциклами, и привнести ясности в эту тему.
Вопрос ставился так:
Можно ли осуществлять буксировку мотоцикла с боковым прицепом?
Было дано три варианта ответов и результаты были таковы:
1. Правила дорожного движения предусматривают такую возможность. Можно.
Первым вариантом ответило 50% опрошенных. Это составило 131 голос из 262 . Из 131 проголосовавших, 43- участники младше 18 лет.
2. Правила дорожного движения запрещают буксировку мотоциклов. Нельзя.
Это вариант получил 16% утверждений, что составила 42 голоса из 262 . Из 42-х проголосовавших, 13- участники младше 18 лет.
3. Я- 1%. Можно когда нужно. ПДД - нах!
Это вариант был дан для тех, кто не парится ПДД в части буксировки своего коляса и практикует это, когда требуется. Проголосовало 32% участников, что составило 89 голосов из 262. Из 89-и проголосовавших, 30 - участники младше 18 лет.

Пробуем подробнее разобрать тему буксировки транспортных средств с нестерпимым уклоном в сторону двухколёсных и двухколёсных с боковым прицепом. И сначала рассмотрим её законность.

Буксировка транспортных средств нормируется пунктом 20 Правил дорожного движения РФ.
Выдержка из Правил дорожного движения:
ПДД РФ, 20. Буксировка механических транспортных средств
20.1. Буксировка на жесткой или гибкой сцепке должна осуществляться только при наличии водителя за рулем буксируемого транспортного средства, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего.
20.2. При буксировке на гибкой или жесткой сцепке запрещается перевозка людей в буксируемом автобусе, троллейбусе и в кузове буксируемого грузового автомобиля, а при буксировке путем частичной погрузки - нахождение людей в кабине или кузове буксируемого транспортного средства, а также в кузове буксирующего.
20.3. При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами в пределах 4 - 6 м, а при буксировке на жесткой сцепке - не более 4 м.
Гибкое связующее звено должно быть обозначено в соответствии с пунктом 9 Основных положений.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)
20.4. Буксировка запрещается:
транспортных средств, у которых не действует рулевое управление <*> (допускается буксировка методом частичной погрузки);
двух и более транспортных средств;
транспортных средств с недействующей тормозной системой <*>, если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства. При меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки;
- <*> Недействующими считаются системы, которые не позволяют водителю остановить транспортное средство или осуществить маневр при движении даже с минимальной скоростью.
двухколесными мотоциклами без бокового прицепа, а также таких мотоциклов;
в гололедицу на гибкой сцепке.

Переводя с языка «эльфов» на более человеческий, можно видеть следующее:
Подпункт 20.4 пункта 20 ПДД описывает обстоятельства и случаи, когда буксировка прямо запрещена. Подпункты 1,2 и 3 пункта 20 конкретизируют возможность буксировки, когда она разрешена, т.е. не подпадает под описание подпункта 20.4.

Ключевым для нас является абзац 4 подпункта 20.4.
Он был изменён Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097, принятием которого, законодатель выделил-таки мотоциклы с боковыми прицепами в исключения. В предыдущей версии, ПДД запрещали буксировку любых мотоциклов и любыми мотоциклами. В редакции Постановления, мы видим, что правила дорожного движения разрешают буксировку мотоциклов с боковыми прицепами и буксировку мотоциклами с боковыми прицепами. Поэтому, первый вариант ответа в нашем опросе был формально единственным верным.

Таким образом, законная часть предписывает нам:
1. запрещается любая буксировка в гололедицу;
2. запрещается буксировка двухколёсными мотоциклами и разрешается буксировка мотоциклами с боковыми прицепами;
3. запрещается буксировка двухколёсных мотоциклов и разрешается буксировка мотоциклов с боковыми прицепами;
4. запрещается буксировка в т.ч. мотоциклов с боковыми прицепами, если не работает тормозная система. Буксировка при неисправной тормозной системе разрешена только на жёсткой сцепке и (или) методом частичной погрузки, если его масса его фактическая масса меньше массы буксирующего транспортного средства.
5. запрещается буксировка двух и более мотоциклов с боковыми прицепами. Кстати, следует заметить, что устроители знаменитой Мтозмеи – 1%-ки по абзацу 2 п/п 20.4 п.20 ПДД РФ:-)
6. Запрещается буксировка при неисправности рулевого управления (только погрузка, в т.ч. частичная).
7. По п/п 20.3 запрещается буксировка гибкой сцепкой которая короче чем четыре метра и длиннее чем 6 метров, а так же жёсткой сцепкой, которая длиннее четырёх метров. Кроме этого, запрещается буксировка гибкой сцепкой, если она не обозначена.
8. По п/п 20.2 мы видим, что запрещается буксировка, при нахождении пассажиров в некоторых видах транспорта. Там ничего не сказано про мотоциклы, но это правило следует принять и для них.
9. Запрещается буксировка без водителя за рулём, если она осуществляется буксиром, который не обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего.

В итоге мы видим, что буксировка мотоциклов с боковыми прицепами, равно как и такими мотоциклами, законна практически во всех случаях, в которых такая буксировка законна для автомобилей.

Но закон законом, а что делать, когда выбор встанет ребром: либо бросить своего «коня», либо нарушить закон и вытащить его? Мы заезжаем туда, куда не то что бы эвакуатор, но зачастую и трактор проехать не может. Мы заезжаем в места, в которых легко можем получить единственный шанс выбраться в полном комплекте: при помощи друга и его мотоцикла.

В следующей статье мы поговорим о случая, когда любой из нас может стать 1%-ком и, наплевав на ПДД и собственную безопасность, рискнуть вытащить свой мотоцикл, пренебрегая правилами и рискуя здоровьем.
Следующая тема будет посвящена безопасности незаконной буксировки мотоциклов.
А консультации мы запросим у профессионалов

Билет 14 - Вопрос 1

Что означает термин «Ограниченная видимость»?

1. Видимость водителем дороги, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или другими объектами.

2. Видимость водителем дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада, а также в сумерки.

3. Видимость водителем дороги менее 150 м в ночное время.

4. Видимость водителем дороги во всех перечисленных случаях.

Под термином «Ограниченная видимость» понимается видимость дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями, или иными объектами, в том числе ТС (п. 1.2).

Правильный ответ:
Видимость водителем дороги, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или другими объектами.

Билет 14 - Вопрос 2


О чем предупреждают Вас эти знаки?

1. Остановка транспортных средств на обочине запрещена.

2. Съезд на обочину опасен в связи с проведением на ней дорожных работ.

3. В месте производства дорожных работ стоянка запрещена.

Правильный ответ:
Должны.

Билет 14 - Вопрос 7


Такой сигнал рукой, подаваемый водителем мотоцикла, информирует Вас:

1. О его намерении повернуть налево или выполнить разворот.

2. О его намерении продолжить движение прямо или налево.

3. О наличии транспортного средства, приближающегося слева.

При отсутствии или неисправности световых указателей поворота их заменяют подачей сигнала рукой. Данный сигнал водителя мотоцикла (вытянутая в сторону левая рука) соответствует сигналу левого поворота (разворота) (п. 8.1).

Правильный ответ:
О его намерении повернуть налево или выполнить разворот.

Билет 14 - Вопрос 8


По какой траектории Вам разрешается выполнить поворот налево?

1. Только по А.

2. Только по Б.

3. По любой из указанных.

Правильный ответ:
По любой из указанных.

Билет 14 - Вопрос 9


Можно ли Вам развернуться в этом месте?

2. Можно только в светлое время суток.

3. Нельзя.

Разворот запрещен в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м (п. 8.11). Знак 1.12.1 "Опасные повороты" с табличкой 8.2.1 "Зона действия" вне населенного пункта устанавливается за 150-300 м до начала первого поворота. Следовательно, в непосредственной близости от знака развернуться можно. В данном случае табличка показывает не расстояние до опасного участка, а его протяженность.

Правильный ответ:
Можно.

Билет 14 - Вопрос 10

Допускается ли движение автомобилей по тротуарам или пешеходным дорожкам?

1. Допускается.

2. Допускается только при доставке грузов к торговым и другим предприятиям, расположенным непосредственно у тротуаров или пешеходных дорожек, если отсутствуют другие возможности подъезда.

3. Не допускается.

Тротуары и пешеходные дорожки не предназначены для движения ТС. Однако, как исключение, если отсутствуют другие возможности, допускается подъезд к торговым предприятиям и другим объектам, расположенным непосредственно у этих тротуаров или дорожек для доставке грузов (п. 9.9). При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

Правильный ответ:
Допускается только при доставке грузов к торговым и другим предприятиям, расположенным непосредственно у тротуаров или пешеходных дорожек, если отсутствуют другие возможности подъезда.

Билет 14 - Вопрос 11


В данной ситуации Вы:

1. Должны уступить дорогу, так как встречный автомобиль движется на подъем.

2. Имеете право проехать первым, так как Вы движетесь на спуск.

3. Имеете право проехать первым, так как препятствие находится на полосе движения встречного автомобиля.

Правильный ответ:
Должны уступить дорогу, так как встречный автомобиль движется на подъем.

Билет 14 - Вопрос 12


Разрешено ли Вам остановиться на мосту в этом месте?

1. Разрешено.

2. Разрешено только для высадки пассажиров.

Вы можете остановиться в указанном месте, поскольку при наличии трех и более полос движения в данном направлении остановка на мостах, путепроводах и эстакадах разрешена (п. 12.4).

Правильный ответ:
Разрешено.

Билет 14 - Вопрос 13


При включении зеленого сигнала светофора Вы должны уступить дорогу:

1. Только грузовому автомобилю, завершающему разворот на перекрестке.

2. Только легковому автомобилю.

3. Обоим автомобилям.

Правильный ответ:
Обоим автомобилям.

Билет 14 - Вопрос 14


Вы намерены проехать перекресток в прямом направлении. Кому Вы обязаны уступить дорогу?

1. Только трамваю А.

2. Только трамваю Б.

3. Обоим трамваям.

Вы должны уступить дорогу обоим трамваям, поскольку на перекрестках равнозначных дорог трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми ТС (п. 13.11) независимо от направления его движения.

Правильный ответ:
Обоим трамваям.

Билет 14 - Вопрос 15


При повороте налево Вы:

1. Имеете преимущество.

2. Должны уступить дорогу только автобусу.

3. Должны уступить дорогу легковому автомобилю и автобусу.

Вы и водитель автобуса находитесь на главной дороге (знак 2.1 "Главная дорога"), поэтому при повороте налево Вы должны уступить дорогу автобусу (п. 13.12). Перед легковым автомобилем Вы имеете преимущество, так как он находится на второстепенной дороге (п. 13.9).

Правильный ответ:
Должны уступить дорогу только автобусу.

Билет 14 - Вопрос 16


Кто из водителей нарушает правила разворота на автомагистрали?

2. Только водитель легкового автомобиля.

3. Только водитель грузового автомобиля, выполняющего работы по ремонту или содержанию дорог.

4. Никто не нарушает.

Разворот в технологических разрывах разделительной полосы с пересечением сплошной линии разметки 1.2.1 , обозначающей край проезжей части, разрешен только водителям дорожно-эксплуатационных машин с включенным проблесковым маячком оранжевого или желтого цвета при выполнении работ по ремонту или содержанию дорог (п. 3.5). Другим ТС этот маневр на автомагистрали запрещен (п.

Вам понадобится:

  • Металлическая штанга или треугольник, сделанный из металлопроката с проушинами
  • Автомобиль с исправным освещением

Правила движения в соответствии с п.20 запрещают в гололедицу буксировку транспортных средств, используя гибкую сцепку. Это мотивируется тем, что при таком варианте буксировки существует реальная опасность заноса в момент трогания или при торможении. Независимо от того в рабочем ли состоянии рулевое управление или тормозная система при гололедице допустимы только два варианта буксировки: применяя жесткую сцепку или путем частичной погрузки транспортного средства.

Кроме того правила движения на вопрос, разрешается ли буксировка в гололедицу на горных дорогах категорически запрещают ее не только на жесткой, но и любой другой сцепке. На жесткой сцепке при буксировке за рулем транспортируемого средства должен находиться водитель. Такое требование обязательно, если конструкция сцепного устройства не позволяет буксируемому транспорту на прямом участке дороги следовать по колее буксировщика.

Перед буксировкой необходимо убедиться, что у буксируемого средства исправен передний мост, рулевое и освещение. После этого нужно принять решение, как буксировать машину по первому или второму варианту. Буксировка с использованием жесткой сцепки в гололедицу начинается с инструктажа буксируемого.

Включаем ближний свет на тягаче и аварийную сигнализацию на буксируемом транспорте. Делается это для предупреждения об опасности участников движения. В случае неисправности на буксируемом автомобиле сигнализации нужно прикрепить знак аварийной остановки независимо от времени суток.

Движение с места должно быть плавным, пользоваться тормозами нужно без резких движений. Скорость движения при гололедице должна быть менее 50 км/ч. Буксируемое средство должно повторять сигналы поворотов буксировщика. При необходимости сделать остановку буксируемый обязан подать звуковой или иной понятный для водителя тягача сигнал.

Буксировка при гололедице осуществляется присоединением буксируемого транспорта с помощью сцепного устройства в виде треугольника с проушинами или металлической штанги. При этом сцепное устройство не должно быть более 4 м. и в тоже время длина его должна составлять не менее половины ширины буксировщика.

Буксировка способом частичной погрузки применяется при гололедице и при различных неисправностях (рулевое, тормоза и пр.) автомобиля. Этот метод основан на транспортировке автомобиля путем поднятия его передней части и закреплении на специальной площадке буксировщика.

Буксировка в гололёдицу запрещяется.Это производится тем, что при таком варианте буксировки существует опасность заноса.Кроме того на жесткой сцепке при буксировке за рулем транспортируемого средства должен находиться водитель.Тормозная система при гололедице допустимы только два варианта буксировки: применяя жесткую сцепку или путем частичной погрузки транспортного средства.


Close