«Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне».

Ю. Друнина

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

А.Т.Твадовский

Война! Сколько боли и ужаса несёт это слово… Миллионы жизней унесла она, много горя, слёз, страданий доставила человечеству. Почти семьдесят лет прошло с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война. Однако память народная вечно хранит воспоминания о тех, кто отдал свою жизнь за Родину, за счастье будущих поколений.

Утром тысяча девятьсот сорок первого года в четыре часа утра тысячи немецких орудий открыли огонь по советским пограничным заставам и прилегающим к границам населённым пунктам. Счастливая мирная жизнь со всеми её радостями и огорчениями - всё оставалось в прошлом, впереди была только война. Все, от мала до велика: взрослые и дети, мужчины и жещины - встали на защиту своей Родины.

Многие поэты и писатели в своих произведениях отобразили жестокую правду войны. Так, в повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» говорится о том, как на тихом разъезде несли службу бойцы - девушки зенитно- пулемётного батальона. Преследуя вражеских диверсантов в лесу, они во главе с Федотом Васковым вступают в неравный бой: шестеро против шестнадцати. Героически сражаясь, девчонки гибнут одна за другой. Вся повесть наполнена антивоенным пафосом. Всем своим повествованием автор показывает, что так не должно быть. Почему девушки, которые только начали жить, должны носить оружие и шинели, убивать и учиться ненавидеть, умирать, так и не выполнив главное предназначение женщины на земле? А ведь именно тысячами жизней таких девчонок и мальчишек было заплачено за наши «тихие зори».

Война врывалась в сердца людей, призывала их на борьбу ради мира на земле, ставила перед нелёгким выбором, заставляла жертвовать самым ценным. В повести Василя Быкова говорится о двух партизанах: Сотникове и Рыбаке. Они попадают в плен. В душе Рыбака происходит надлом: он хочет жить и ради своего спасения предаёт Родину. У Сотникова иной путь. Он выбирает смерть, тем самым пытаясь спасти свой народ. Героическая смерть ради спасения других - вот единственный возможный для него путь. Сотников до последнего вздоха остаётся верным своей Родине. И как можно говорить о том, что на войне не страшно?!..

Четыре года бушевало яростное пламя войны, но и ей пришёл конец. И вновь стали восходить «тихие зори», перестали греметь канонады, не затмевает рассвета грозное пожарище войны.

«Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»,- говорила Ю.В. Друнина. И это действительно так, ведь война - самое страшное, что может произойти в жизни человека. Мы, великий русский народ, склоняем головы перед павшими героями, которые сделали невозможное, спасли будущее нашей страны. Очень велика плата за победу… И ничего уже не исправить, остаётся только помнить и скорбить по тем, кто отдал свою жизнь ради нашего светлого будущего…

Молчанская Анастасия, 11 класс.

Учитель Масленникова Галина Владимировна

Конкурс методических разработок «Методический шедевр»

Номинация : «Открытое мероприятие для детей»

Тот ничего не знает о войне»

Учитель

украинского языка и литературы

Халявка Е.В.

Донецк

2018

«Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне»

(Литературно-музыкальная композиция, посвященная началу Великой Отечественной войны). 9-11 классы

Цель: воспитывать подрастающее поколение в духе гражданственности и патриотизма, любви к Родине, верности долгу, уважения к истории и культуре, чувства признательности к ветеранам Великой Отечественной войны.

Оборудование: ноутбук, проектор; музыкальное сопровождение: фонограммы песен, видеоматериалы.

Ход мероприятия

Звучит «Марш Славянка»

Учитель

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

Она такой вдавила след

И столько наземь положила,

Что двадцать лет и тридцать лет

Живым не верится, что живы.

Так написал о первом дне войны Константин Симонов. Война принесла горе в каждый дом. И нет в нашей стране такой семьи, в которой не вспоминали бы в этот день деда или прадеда, не вернувшегося с поля боя, навсегда оставшегося молодым на выцветшей чёрно-белой фотографии…

1-й ведущий. 22 июня началась великая битва нашего народа с фашизмом. 27 миллионов людей погибло в Великой Отечественной войне. Пусть каждый из вас почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей, величием их подвига.

2-й ведущий . Эту встречу мы посвящаем памяти солдат, павших на фронтах Великой Отечественной войны, пропавших без вести, и вам, дорогие ветераны.

Учитель

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы.

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война;

Ведь эта память – наша совесть,

Она как сила нам нужна.

На экране- фрагменты хроники Великой Отечественной войны.

1-й ученик

Июнь… Клонился к вечеру закат,

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

2-й ученик

Июнь… Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45-м, в мае.

1-й ведущий . Началась война. Из журнала оперативных записей Главного управления Пограничных войск «22 июня. 4 часа 50 минут. Гитлеровцы после артподготовки перешли в наступление в районе Владимир-Волынский на границе Белоруссии. На участке 97 погранотряда нападение отбито. На остальных участках идёт артиллерийский и пулемётный огонь. В данное время противник бомбит Владимир-Волынский, Ковель… Заняли оборону…»

2-й ведущий. Самая Народная и поистине самая священная из всех войн на земле. Великая Отечественная. Дорога длиною в 2600 километров. Дорога длиной в 1418 дней и ночей.

1-й ведущий . Нашу Родину защитили и отстояли никак не былинные богатыри, а простые ребята со школьной скамьи.

Станции-

как новгородские вече.

Мир,

где клокочет людская беда.

Шёл эшелон.

А навстречу,

навстречу-

лишь санитарные поезда…

2-й ведущий . Именно такой была наша страна в первые дни войны. Под непрерывным бомбёжками и авианалётами люди пытались эвакуироваться на восток, ведь война застала всех врасплох. Стоит только догадываться, сколько судеб было сломано, сколько детей было утеряно в этом «клокотаньи людской беды».

1-й ведущий . Великая Отечественная война… как далека она от нас… Только по фильмам, книгам да воспоминаниям фронтовиков мы можем себе представить, какой ценой завоёвана Победа. «Война ж совсем не фейерверк, а просто трудная работа», - писал поэт-фронтовик. И эту нечеловечески трудную работу выполняли не только мужчины, но и женщины, девушки, вчерашние школьницы.

2-й ведущий . Ещё вчера девчонки списывали контрольные, читали стихи, назначали свидания, а завтра была война…

Двое учащихся (юноша и девушка) читают стихотворение Булата Окуджавы «До свидания, мальчики!».

Девушка

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

стали тихими наши дворы,

наши мальчики головы подняли-

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли, за солдатом- солдат…

До свидания, мальчики!

Мальчики,

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

не жалейте ни пуль, ни гранат

и себя не щадите,

и всё-таки

постарайтесь вернуться назад.

Юноша

Ах, война, что ж ты подлая, сделала:

вместо свадеб- разлуки и дым,

наши девочки платьица белые

раздарили сестрёнкам своим.

Сапоги- ну куда от них денешься?

Да зелёные крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки.

Мы сведем с ними счёты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

что идёте войной наугад…

До свидания, девочки!

Девочки,

постарайтесь вернуться назад.

1-й ведущий . Говорят, что когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели.

2-й ведущий . Потрясения войны родили целое поколение молодых поэтов, которое потом назвали фронтовым, имена их теперь широко известны: Сергей Наровчатов, Александр Межиров, Юлия Друнина, Сергей Орлов, Давид Самойлов,Булат Окуджава, Анна Ахматова, Петрусь Бровка и многие другие.

1-й ведущий . Сразу после школы, в первые дни войны ушла добровольцем в действующую армию поэтесса Юлия Друнина…

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

2-й ведущий . Эта девушка, как и многие другие, видела воочию страшное лицо войны, слышала грохот снарядов, заставляла себя подняться из окопа, чтобы помочь товарищам.

Я столько раз видала рукопашный,

Раз наяву. И тысячу во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

1-й ведущий . Стихи Симонова, Суркова, Исаковского учили воевать, преодолевать военные и тыловые тяготы: страх, смерть, голод, разруху. Более того, они помогали не только воевать, но и жить.

2-й ведущий . «Жди меня, и я вернусь Всем смертям назло…» - стихотворение К.Симонова вопреки всему призывало надеяться и ждать! А фронтовику – верить то, что дома его очень ждут. Эта вера во многом будет питать его мужество и стойкость. Произведение брало за живое убеждённость в неотвратимости встречи людей, тянущихся друг к другу.

Юноша читает стихотворение К. Симонова «Жди меня».

1-й ведущий . Фронтовая жизнь… Здесь готовность пожертвовать собой, в сущности, была обычной мерой каждого человеческого поступка, подвиги совершались в каждом бою.

Стою у Вечного огня с поникшей головой…

Здесь похоронен Он, и я – целёхонький, живой.

Мы вместе шли в военкомат. Оттуда – на войну.

Нас принимал один комбат, и роту дал одну.

То, помню, было в декабре, в летучий снегопад.

Мы наступали на Угре четвёртый день подряд.

Москва глядела, словно мать, с надеждою на нас,

И легче было наступать в тот кромешный час.

Но тут ударил пулемет- завеса из огня, -

Не я, Он бросился вперёд, загородив меня,

Рывком меня опередил всего на полплеча,

Рванул и я, что было сил, а пулемет стучал.

Вот так случилось в том бою… Даю себе отчёт:

Выходит, пулю не свою он принял на свой счёт.

Коль так назначено судьбой – ты жить, а друга нет,

Теперь держи перед собой и за него ответ

И, верность памяти храня, годами убелён,

Клянись у Вечного Огня жить так, как жил бы ОН.

Звучит песня В.Высоцкого «Он не вернулся из боя» в видеоролике «В бой идут одни старики»

2-й ведущий . Молодые, красивые, полны сил и здоровья, они уходили на фронт, не думая о том, что их ждёт впереди, с надеждой на победу, на светлое будущее… с мужеством и героизмом они встали на защиту своей Родины. Разве они не хотели любить и быть счастливыми? Разве у них не было страха? Они, так же, как и мы, любили, хотели быть счастливыми, иметь детей и семью, строить своё будущее, мечтать.

1-й ведущий . Иной раз задумываешься, за что так любят в народе песни военных лет, сохраняют их в памяти, берегут, как святыню? Наверное, за простоту и душевность, мелодичность и запоминаемость. Бесхитростные и простые военные песни распространялись мгновенно. Они и сегодня живут в нашей памяти.

Просмотр видеоролика из фильма «Офицеры»

2-й ведущий . Путь к победе был очень долгим, 1418 дней и ночей. Каждый год 9 мая мы вспоминаем тех, кто не побоялся в июне 1941 – наших ветеранов. Победа- это не только радость, но и скорбь. Было подсчитано, что из каждых ста воевавших осталось в живых только трое. Ещё раз всмотритесь в лица тех, кто уходил на войну (слайды с фотографиями на экране ). Лица простые и одухотворенные, юные и не по годам умудрённые, с ясным взглядом. Героическое поколение победителей. Они пали за свободу и независимость нашей Родины.

1-й ведущий

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они, кто старше, кто моложе,

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, ноне сумел сберечь, -

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

Автор этих стихов- поэт-фронтовик Александр Твардовский. Другой поэт, родившийся за три года до начала той войны, - автор-исполнитель Владимир Высоцкий, говоря в интервью о причинах, побуждающих его писать стихи-песни на тему Великой Отечественной, сказал другими словами: «… я своим творчеством как бы довоёвываю…» Слова- другие, а чувства вины, что на фронт – не успел, что живёт благодаря так тяжело доставшейся Победе,- то же…

2-й ведущий . Что побуждает нас, сегодняшних, говорить о войне? Наверное, чувство невыразимой благодарности павшим и выжившим в страшные военные годы. А ещё – чувство боли от незаменимых потерь в той войне.

1-й ведущий . Войну хочется забыть. Трудно человеку жить с такой жестоко нагруженной памятью, с такой измученной душой. Но что будет с нами, если люди забудут её не передадут нам свою память?

Какими мы будем без неё в нашем большом и тревожном мире? И всё-таки память жива в нас. Она находит десятки путей, чтобы не покинуть человеческое сердце. Это она соединяет прошлое и будущее.

Девушка

Смотрите, люди, фильмы о войне

Учитесь, люди, мужеству у тех,

Кого живыми в землю зарывали.

Среди забот житейских и утех.

Не забывайте верности печали.

Ведь те, кого не стало за войну.

Кого сожгли, убили, растоптали,

Кто смерти отдал юность и весну,

Они за нас, за наши жизни пали.

Читайте, люди, книги о войне.

Не бойтесь слёз и горечи, и страха,

Смотрите, люди, фильмы о войне.

И не стыдитесь горевать и плакать.

(Р. Тамарина)

2-й ведущий . За всё, что мы имеем, за жизнь мы обязаны всем тем, кто воевал, погибал, выживал в тех адских условиях, когда казалось, что невозможно выжить.

1-й ведущий . Для нас война- это история, это память о погибших и немногочисленных живых героях Великой Отечественной войны. Это она, наша память, соединяет прошлое и будущее. А их, кто подарил нам чистое мирное небо, которое не бороздят «Юнкерсы», возможность любоваться радугой, бегать под тёплым летним дождём, всё меньше и меньше, им очень хочется, чтобы о них помнили…

Мы помним. Мы скорбим.

Список использованной литературы

    Великая Отечественная война/Сост. Е.Р. Никитина.-М.:ВАКО,2015

    https://rupoem.ru/okudzhava/ax-vojna-chto.aspx

„Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне“.

Многовековая русская литература на всех этапах своего развития обращалась к теме войны, к образу защитника родной земли, к истокам героизма и причинам предательства, проблемам нравственных испытаний человека на войне - начиная со „Слова о полку Игореве“ и воинских повестей древнерусской литературы, „Севастопольских рассказов“ и „Войны и мира“ Льва Толстого, до повестей о „горячих точках“ нашего времени. Война, к сожалению, вновь стучится в двери наших соседей, совсем близко от нас самих.

Война... Сколько боли, горечи, одиночества и смерти несет в себе это слово! Я думаю, война – ровесница человечеству и во все времена и эпохи люди чувствовали холодное дыхание войны у себя за спиной. Эта злостная всепожирающая и разрушающая сила приносит с собой немало горя, страданий и душевной пустоты.


Однако, не стоит думать, что человек является жертвой войны. Это совсем не так. Жертва занимается самобичеванием, поскольку любая война – дело рук самого человека. Не выявляет ли это животное начало в людях? Своеобразный «естественный отбор», в результате которого выживает сильнейший, будь он с дубиной, со стрелами, с мечем, с порохом, с ружьем… Человеческая цивилизация совершенствуется с каждым годом и с каждым годом совершенствуются средства эффективной войны. Подсознательно люди настолько проникнуты этой «воинственностью», что очень часто в обычной, бытовой ситуации употребляют военную терминологию: «на речных рубежах», «на границе нашей области», «собираться, как на войну…»

Иногда задаешься вопросом: неужели человек рождается для войны? Мне не хочется в это верить. Зачем рождаться для разрушения? Человек приходит на этот свет, чтобы познать мир в любви, гармонии, созидании. Люди рождаются в любви и для любви, а война противна человеческому разуму, как созданию разумному и внутренне сильному и красивому. Но тут нельзя не сказать о том, что война многолика: для одних она – путь к славе, для других – борьба за свободу и всеобщее благополучие, для третьих – дело принципа…

Война – это событие, которое надо не только пережить, но и осмыслить. Она не только разрушает, но часто ведет к сплочению народа, к эмоциональному, культурному, нравственному, этическому всплеску. Она объединяет людей в едином порыве против общего врага.
Не стоят «особняком» от этой борьбы и писатели, поэты, художники, композиторы… Они всегда утверждали, что война противоречит «человеческому» в человеке, поскольку призывает браться за оружие мужчин, стариков, подростков, женщин. Очень сложно представить женщину, хранительницу очага и мать, на войне.

Женщина на войне – это бесчеловечно. Именно это мнение прослеживается в повести Б.Васильева «А зори здесь тихие». Произведение поражает читателей изображением того, как юная девичья чистота сталкивается с бесчеловечными и жестокими силами фашизма. Героини повести – пять девушек, которые вызываются задержать немецких диверсантов. Да, враг задержан, но ни одна из женщин не остается в живых. Эта маленькая победа досталась ценой пяти юных жизней.
Повесть становится гимном женственности и обаяния молодых героинь. Автор с горечью показывает, как суровая действительность войны вступает в непримиримое противоречие со всем прекрасным, что есть в этих милых девушках. Вероятно, именно этот удачно найденный контраст стал причиной того, что повесть «А зори здесь тихие…» невозможно читать без слез.

Очень сильно и образно показаны ужасы войны в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Народ в изображении Льва Николаевича – решающая сила истории. В романе это подчеркивается описанием войны как войны народной, а победа над Наполеоном рассматривается как результат патриотических усилий народных масс, не потерпевших иноземного насилия. Во время битвы на Бородинском поле каждый понимал, что борется за свою землю. Вот почему, не дожидаясь приказа командиров, солдаты перед сражением надевали чистое платье, торжественно и сурово готовились к исполнению своего долга – умереть, но не допустить врага к стенам древней столицы. Они понимали, что на них легла ответственность за судьбу Родины. Уловив это настроение солдат, Андрей Болконский приходит к выводу, что Бородинское сражение будет выиграно из-за чувства патриотизма, которое есть в нем самом, и в каждом русском человеке.

В «Севастопольских рассказах» Толстой показал войну «не в правильном, красивом и блестящем строе с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами… а в настоящем ее выражении – в крови, в страдании, в смерти…». Под его гениальным пером воскресает героическая оборона Севастополя. Взяты только три момента, выхвачены только три картины из отчаянной, неравной борьбы, почти целый год не утихавшей и не умолкавшей под Севастополем. Это не только великое художественное произведение, но и правдивый исторический документ.
И, спустя десятилетия, Россию ждало новое потрясение – Великая Отечественная Война, которая снова заставила писателей и поэтов обратиться к вопросу «Что такое Война?».

В повести Кондратьева «Сашка» глазами главного героя мы наблюдаем жизнь людей и на фронте, и в тылу, и в больницах, и в деревнях. Но прежде всего Сашка, да и все солдаты, – обычные люди с человеческими мыслями и поступками. Когда главный герой поймал немца, то его посетили мысли о будущей награде, он с чувством гордости прошел с «фрицем» мимо товарищей, что бы те подивились его храбрости. И, в то же время, Сашка всегда готов прийти на помощь ближнему.

В годы Великой Отечественной Войны было хорошо известно имя поэта Константина Симонова. Его стихотворения «Жди меня», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» и другие призывали к мужеству и стойкости, внушали веру в неизбежность победы над фашистами.

Размышляя на тему войны, задаешься вопросом: «Что же такое война в Чечне, в Афганистане?». Я не нахожу смысла в этих войнах, не вижу причин, которые могут оправдать миллионы загубленных жизней. И в этом заключается весь ужас действительности. Я думаю, благополучие страны нужно оценивать не только по росту экономики и курсу валюты, но и по «нравственному» здоровью людей. Нормальный, здравомыслящий человек никогда не поднимет оружие против себеподобных и не примет участие в войне – безумии глобального масштаба.

Эти известные строки поэтессы Юлии Друниной не раз вспоминались во время разговора с женщиной совсем не лёгкой судьбы. Галина Семёновна Политыкина вопреки недавнему восьмидесятилетнему юбилею – удивительная красавица. Наша героиня искренне поделилась воспоминаниями своего детства.

Идти вперёд – жизненное кредо

Поначалу я думала рассказать о своей героине как о незаурядной спортсменке, участнице клуба скандинавской ходьбы. Шутка ли – после серьёзной операции по замене коленного сустава Галина Семёновна не только не требует для себя никаких поблажек и снисхождений, а своим примером доказывает, что при желании и в почтенном возрасте человек может многое. Поднимается в горы, участвует в кроссе на десятки километров, а на предложение подвезти на машине, только отмахивается:

– Наши воины в Великую Отечественную до Берлина дошли, неужели я в память о них сорок километров не преодолею!

И уверенно идёт вперед. Не отступать и не сдаваться, продолжать жить, несмотря на тяжёлые удары, которых не жалела для неё судьба – это жизненное кредо. Так она поднялась на ноги после паралича нижних конечностей, имея на руках малолетних детей. Да не просто поднялась, а спустя год после этого участвовала в серьезных региональных соревнованиях. Так она пережила личную драму, сумев принять и простить всех, кто причинил ей боль, и вырастить своих детей счастливыми, достойными людьми. Она всегда шутит над своим возрастом и продолжает работать, не торопясь на покой. Далеко от ставшего родным Севера, на украинской земле, живут дети, внуки и правнуки. И им нужна её помощь. Так что не расслабишься. Надо быть сильной! Такой, как научили в детстве, когда в судьбу маленькой Гали вторглась война, навсегда изменив судьбы нескольких поколений.

Сила духа – от родителей в наследство

Надо быть сильной, такой, как были мама и папа. О них женщина говорит с огромной любовью и гордостью:

– В восемнадцать лет отца призвали в армию, после службы он стал военным. Мама с пятнадцати лет инвалид первой группы по заболеванию позвоночника, но родила и вырастила нас троих! В 15 лет лошадь её сбросила, и она упала спиной на камни. Сразу внимания не обратили, а через некоторое время начал расти горб. Тогда маму из деревни отправили в городскую больницу, и три года она находилась в гипсовой кроватке. А потом к ним домой пришёл армейским друг её брата, будущий муж мамы. Это был 1937 год, а в 1938-м я родилась.

Всю Великую Отечествененую войну семья прошла вместе с отцом – командиром лётной дивизии. Чита, Львов, Чернигов, Дальний Восток – менялись только адреса, сама же атмосфера в войсковых частях оставалась непростой и напряженной. Это в старых фильмах, пропагандирующих победу добра и справедливости, все между собой дружат. А в жизни всё было иначе. Особенно после того, как начались массовые репрессии, вспоминает Галина Семёновна:

– Я помню, висела фотография дома, где был весь состав папиной части. Вечерами, приходя домой, он брал химический карандаш и на снимке вычеркивал людей, которые якобы оказались врагами народа. Я смотрела на это и по-своему понимала, что происходит. Мы рано взрослели. После разгрома немцев началась война с бандеровцами. Но всё это время людей тоже сажали в лагеря. У каждого порога стоял собранный чемоданчик. Могли в любой момент прийти за тобой.

«Не переношу запах крови…»

Ночные аресты, люди в форме, чёрные, наглухо закрытые машины, увозившие людей в никуда, – это была только одна из сторон жизненной реальности. Шла самая кровопролитная война в истории нашего государства. И пятилетней Гале навсегда врезались в память грузовики с ранеными и убитыми, серые от усталости и страха лица взрослых. А ещё – запах человеческой крови:

– Я хорошо помню сорок третий год – разгром немцев под Сталинградом. Удивительно, ведь мне было тогда пять лет. Всё время мама нас прятала, запирала в погребе, чтобы не убили. С тех пор больше всего на свете боюсь мышей и крыс. И запах крови до сих пор не переношу. Помню, как привозили раненых в госпиталь при наших частях. До сих пор перед глазами – огромные простыни, полные пропитанного кровью и гноем перевязочного материала…

Победа, но не мир

Для семьи комдива 9 мая 1945 года закончилась только одна война – Великая Отечественная. Сразу после этого в часть поступил приказ срочно дислоцироваться на Дальний Восток, держать оборону у границ Советского Союза, чтобы не дать Японии открыть второй фронт. Пять дней сорок дивизий стояли в Забайкальском военном округе, удерживая границы. Там отец получил ранение. Недолго пролечившись в госпитале, он с семьёй снова отправляется во Львов, а потом – в Броды, где уже собирает страшную дань война с бандеровцами.

Жители Западной Украины в послевоенные годы жили словно между молотом и наковальней. С одной стороны – НКВД, чёрные воронки и тоталитарная система, с другой – те, кто объединился под флагами Степана Бандеры. Детям ничего не объясняли, и так было понятно: хочешь выжить – делай то, что тебе говорят. Иначе умрёшь. А смерть для детей того времени была не просто абстрактным понятием. Они сталкивались с ней каждый день. По пути в школу видели своих повешенных одноклассников, которые не сумели спрятать пионерские галстуки. Они видели смерть в застывших чертах председателя колхоза, убитого и растерзанного прямо на улице. Эти картины до сих пор преследуют мою собеседницу, особенно после того, как она слышит, что в современной Украине атамана Степана Бандеру некоторые сделали национальным героем:

– Это невозможно даже слышать! Помню, с местным населением, гуцулами, мы очень мирно жили. Их женщины носили нам в часть каждый день молоко. Однажды встаю я утром, а мама говорит: «Ты в школу другой дорогой иди, не там, где обычно ходишь». Я не послушалась. Смотрю, в нашем дворе молоко разлито, кувшины разбиты, осколки везде валяются, и шесть женщин, вот этих самых гуцулок, что молоко нам носили, повешены тут же, на дереве. И это они со своим же народом сотворили!

Наш разговор затянулся на несколько часов. Невзгоды, которые преодолела моя героиня, её жизненные потери и оглушительные победы над обстоятельствами – этого хватило бы на целую повесть! И если кто-то напишет её, она будет не о войне. Она будет о любви, которая воскрешает из мёртвых. О надежде, которая никогда не умирает. О вере, которая даёт силы жить, даже если всё вокруг против. Поэтому в конце нашего материала будет поставлена не точка, а многоточие. Ведь всё хорошее только начинается…

Я только раз видала рукопашный –
Раз наяву, и сотни раз во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно -
Тот ничего не знает о войне
Юлия Друнина

12 сентября 1941 года. Директива Ставки ВГК № 001919
Опыт борьбы с немецким фашизмом показал, что в наших стрелковых дивизиях имеется немало панических и прямо враждебных элементов, которые при первом же нажиме со стороны противника бросают оружие, начинают кричать «Нас окружили» и увлекают за собой остальных бойцов. В результате подобных действий этих элементов дивизия обращается в бегство, бросает материальную часть и потом одиночками начинает выходить из леса. Подобные явления имеют место на всех фронтах. ЕСЛИ БЫ КОМАНДИРЫ И КОМИССАРЫ ТАКИХ ДИВИЗИЙ БЫЛИ НА ВЫСОТЕ СВОЕЙ ЗАДАЧИ, паникерские и враждебные элементы не могли бы взять верх в дивизии. Но беда в том, что ТВЕРДЫХ И УСТОЙЧИВЫХ КОМАНДИРОВ И КОМИССАРОВ У НАС НЕ ТАК МНОГО.

…Ставка ВГК приказывает
1.В каждой стрелковой дивизии иметь заградительный отряд из надежных бойцов, численностью не более батальона (в расчете по одной роте на полк), подчиненный командиру дивизии…
2.Задачами заградительного отряда считать ПРЯМУЮ ПОМОЩЬ КОМСОСТАВУ в поддержании и установлении твердой дисциплины в дивизии, приостановку бегства одержимых паникой военнослужащих, ***, ПОДДЕРЖКУ честных и боевых элементов дивизии, не подверженных панике, но УВЛЕКАЕМЫХ ОБЩИМ БЕГСТВОМ.

Сталин, Шапошников
_______________________

К части фразы, замененной звездочками, вернемся ниже.

Указанные здесь заградотряды имеют наибольшую численность – по сравнению с образованными по другим основаниям. Они состоят, по существу, из тех же солдат и находятся в армейском подчинении. Судя по директиве, они действовали только на поле боя и только во время боя. Вероятно, и жили рядом – хотя некоторого напряжения в отношениях едва ли можно было избежать.

Нередко отмечались случаи, когда сами заградотряды вступали в бой. Но за это – во всяком случае, применительно к меньшим отрядам, см. ниже – чаще ругали, так как они несли тяжелые потери и теряли способность выполнять свои функции.

Осознаем спокойно и четко. Эти отряды взаимодействовали с бойцами, которые пойдут в бой и завтра, и послезавтра. Здесь слов типа дезертир, самострельщик итп. Правда, есть слово «враждебный» - но, думается, это больше касается фактического значения паники и бегства, нежели запланированных действий – те проходили бы по иным статьям.

Даже из опыта мирного времени известно, что поведение большого количества людей – не коллектив, а толпы – может приобретать новые, неблагоприятные черты. Совершаются действия, несвойственные каждому в отдельности. Так бывало после футбольных матчей, в периоды погромов и поджогов автомобилей в Западной Европе итд. Конечно, при массовых несчастных случаях, стихийных бедствиях...

Видимо, в таких ситуациях пробуждается родовая память о временах, когда человек не осознавал себя как отдельную личность, а только частью рода. Делай, как все – становится доминирующим, подавляющим волю импульсом.

Не всем, далеко не всем удается сохранить себя как самостоятельную личность в такой ситуации. Но тем ценнее роль тех, кто способен руководить – подать команду. Он один может спасти множество людей во время паники – например, тех, кого просто задавили бы в толпе. Такие личности нашлись, например, во время недавних взрывов в минском метро. Одной команды бывает достаточно для возврата к осознанию себя и ответственности за свои действия.

Такова реальность. Она связана больше с психологическими и иррациональными сторонами жизни, чем с рациональными – политикой, идеологией...То, насколько подавляется интеллект во время паники, видно из известного свойства: допустим, имеется два выхода. Если на одном написать «беги сюда», то спасется больше людей, чем если написать на другом «сюда не беги».

И, естественно, ярче всего эти особенности поведения проявятся там, где крайнее стрессовое состояние – это норма. В идеале, командиры должны быть стрессоустойчивы. Но ведь это достигается практической тренировкой – в бою. Специальных психологических тренингов тогда не было. А ведь командиров требовалось много, и были они в основном необстрелянные. Да и те, кто участвовал в Гражданской – с тех пор плотность огня, количество и мощность поражающих факторов увеличились многократно.

Тем более нельзя ожидать такой устойчивости в огненном аду от бойцов, больш8инство которых жило в селе и не то что танка – и города, и паровоза, возможно, не видели. А многие и русский язык плохо понимали.

Описано самими немцами немало случаев, когда при введении в бой Stalinorgeln – Сталинских оргАнов, т.е. катюш, немцы не только в панике бежали, но и сходили с ума.

В 60-е годы приходилось видеть фильм о психологической подготовке солдат; там предполагалось, что применение ядерного оружия парализует волю и таким образом выведет из строя до половины пехотинцев – это не считая попавших под поражающие факторы.

Несколько психологически содержательных примеров приводит в своих мемуарах Константин Ксаверьевич (подлинное отчество) Рокоссовский.

Дрогнули бойцы, побежали. Один, постарше, бежит и все спрашивает: кто подаст команду? Не дождавшись, сам подал: «Ложись! Вот там противник – огонь» И все снова вступили в бой.

Другой раз бойцы остановились и вернулись в бой, увидев стоящих в рост генералов – самого К.К.Р. и еще одного.

В начале войны считалось, что каждый боец должен иметь свой индивидуальный окоп-ячейку. Рокоссовский сам несколько часов провел в такой ячейке и увидел, что так гораздо страшнее и хуже: не видишь соседей – может, они все погибли или убежали, не можешь рассчитывать на помощь итп. И приказал рыть траншеи.

Вообще, действия пехоты в принципе массовые. И если ты бежишь вперед, а большинство – назад, то успеха таким риском и героизмом, как правило, не достичь. Погибнешь зря – это тоже влияет на психологию.

В то же время такие отходы оголяют фланги и подводят соседей.

Точно и объективно о таких явлениях сказано в книге «Волоколамское шоссе», вышедшей в середине войны. Как приходилось писать, эта книга вообще является предельно честным учебником и военной науки, и военной истории. Думаю, теперешние режиссеры, прочтя ее, отказались бы от съемок своих фильмов о войне.

Не знаю, в тему ли это – на одном из военных сборов майор, раненный в недавнем бою (еще не в тех местах, которые приходят на ум), так убеждал нас серьез изучать тактику: в бою командир дороже солдату, чем отец родной, от командира во многом зависит жизнь солдата, он обязан выполнять все его приказы, даже глупые. Но если солдаты видят, что командир бестолковый, тому грозит опасность как спереди, так и сзади – от своих. И это без всяких заградотрядов. А то, что командиры бывали всякие – увы, правда, см., например, .

Так что слова Директивы, что приходится помогать командирам – вполне реальны, хотя и звучат необычно. Как? ситуация стрессовая, и контрсигнал тоже должен быть таким Вот и стоит вместо звездочек:
не останавливаясь перед применением оружия, ликвидацию инициаторов паники и бегства
При этом совсем необязательно, чтобы паникер был вражеским агентом. Таков суровый закон войны – жертвовать малым для избежания бОльших жертв.

Впрочем, по воспоминаниям многих фронтовиков, они вообще не видели заградотрядов. И стреляли в воздух, быть может, за редким исключением.

Кстати, немцы – как следует из Приказа № 227 – ввели заградотряды раньше, хотя в целом успешно наступали.

Похоже, постепенно эти отряды вернулись к обычной службе. Это видно из следующего.

Во исполнение Приказа № 227 командующий войсками Сталинградского фронта ген.-лейт. Гордов (позже замененный Рокоссовским) издал приказ от 1 августа 1942, в котором предписывалось
Командующим армий сформировать по три, иногда – пять заградотрядов по 200 человек каждый, во главе их поставить наиболее опытных в боевом отношении особистов, укомплектовать лучшими отборными бойцами и командирами из дальневосточных дивизий.
Восстановить в каждой стрелковой дивизии заградительные батальоны, сформированные по Директиве Ставки ВГК № 001919, укомплектовать лучшими достойными бойцами и командирами.

Здесь как будто наблюдается.дублирование функций – вероятно, были и различия.
_____________

Параллельно с начала войны действовали в Особые отделы, заградотряды, патрули НКВД, обеспечивающие безопасность в прифронтовой полосе. До 10 октября1941 года они задержали 657 тысяч военнослужащих, в оснонвом потерявших свои части, но и бежавших с фронта.

Более 96% были возвращены на фронт. Среди остальных выявлено полторы тысячи шпионов, 308 диверсантов, 1671 самострельщик, 8772 дезертира. Не так много, особенно если учесть, что граница между отставшими и ними была в начале войны не очень четкой.

Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу и независимость нашей Родины!
Смерть фашистским оккупантам!


Close