В мире то и дело находятся люди, считающие себя потомками потерянных десяти колен Израиля.
Джеймс Тиссо. Бегство пленников. 1896–1902. Еврейский музей. Нью-Йорк

Всем известно, что северо-американские индейцы – монголоиды. Среди них выделяется только племя чероки – они не похожи на традиционных индейцев ни внешностью, ни одеждой, ни верованиями.

Об этом я решил поговорить со знатоком мифологии чероки Исраэлем Ореном. Орен прекрасно разбирается в культуре индейцев, поскольку сам является этническим чероки, принявшим иудаизм. Настоящее его имя – Джеймс Рэй Феддис. Пройдя церемонию гиюра – обращения в иудаизм, Феддис променял Калифорнию с ее райским климатом на знойный Израиль. Ранее семья Феддиса жила в Оклахоме, в индейской резервации.

– В возрасте восьми лет я узнал о том, что евреи, о древних предках которых мы слышали в воскресной школе, существуют до сих пор, и решил принять иудаизм. Когда я подрос, мне удалось осуществить мечту своего детства, – рассказал мне Орен-Феддис.

Когда ему исполнился 21 год, он обратился в реформистскую синагогу, чтобы пройти гиюр. Трудов это не составило – за сто долларов ему выдали справку о том, что он с такого-то числа является евреем. Джеймс процедурой гиюра не удовлетворился, сочтя ее чисто формальной. Придя домой, он просто положил справку в шкаф.

Через некоторое время Джеймс решил переехать в Израиль. Поскольку в те времена из США репатриировались крайне редко и американцев-переселенцев ценили на вес золота, справка из реформистской синагоги вполне сошла за доказательство еврейского происхождения индейца.

В Израиле Джеймс (принявший имя Исраэль Орен) начал серьезно готовиться к ортодоксальному гиюру, обучаясь в ешиве – духовном учебном заведении. После прохождения гиюра он пошел на развалины синагоги Иегуды Хасида в Иерусалиме и сжег там все свои вещи, оставив только то, что было на нем.

Так бывший индеец из племени чероки превратился в ортодоксального иудея. Он примкнул к любавическому хасидизму (известному как движение ХАБАД) и стал изучать Каббалу. Исраэль переехал в город Кирьят-Малахи, где сильна община любавических хасидов. Вскоре женился. У него 12 детей, так что скучать не приходится. Каждый день Исраэль посещает хасидскую синагогу. Поскольку индейцы чероки имеют европейскую внешность, то среди посетителей синагоги он никак не выделяется.

– Исраэль, почему чероки не похожи на других североамериканских индейцев? – спрашиваю его, повстречав однажды во время богослужения.

– Согласно легенде, чероки прибыли в Новый Свет 4500 лет назад. Откуда прибыли – легенда не уточняет. В отличие от остальных индейцев чероки носят бороды, в то время как у представителей остальных племен волосы на подбородке просто не растут.

Орен убежден, что у чероки много общего с древними евреями. Во-первых, в отличие от остальных индейцев чероки даже летом полностью закрывают тело одеждой. Среди чероки существуют понятия о ритуальной чистоте семейной жизни, как у иудеев, запрещено кровосмешение. Племя делится на семь «семей», что напоминает двенадцать колен Израиля. У чероки существует понятие «святость седьмого дня» – каждый седьмой день они отдыхают. У этого народа еще задолго до прибытия христиан в Америку существовал монотеизм – они верили в Великого духа.

В Библии описывается обычай кровной мести за убитого. Однако если один человек убивал другого случайно – на охоте или во время строительных работ, – то такой убийца мог укрыться от мести в «городе-убежище». На Святой земле существовало три подобных города-убежища и еще три – в Заиорданье. Самое интересное, что подобный же обычай существовал и у чероки! Для «убийц по ошибке» было выделено три специальных поселения на территории проживания племени.

Из всего этого Орен делает вывод, что его соплеменники представляют собой какую-то часть из десяти потерянных во время вавилонского пленения еврейских колен, то есть племен.

Вообще в Израиле проживает много этнических и религиозных групп, по каким-либо причинам считающих себя потомками этих мифических евреев. Надо сказать, что поиски десяти потерянных колен – популярное в Израиле увлечение. То и дело кто-то из авантюрно настроенных исследователей находит «потомков» этих потерявшихся во времени древних израильтян, даже не задумываясь над тем, что иудаизм VI века до новой эры должен был сильно отличаться от современного.

Одно из таких сообществ-самозванцев – «черные евреи», обитающие в городе Димона на юге страны. Группа афроамериканцев численностью до полутора тысяч человек в 70–80-х годах прошлого столетия перебралась из Нью-Йорка в Израиль, не имея на то решительно никаких прав. Кроме, разумеется, того основания, что лидер секты считал, будто чернокожие – и есть те самые библейские израильтяне. Некоторая часть этой группы все же была выслана из страны, однако большинство остались, постепенно смешавшись с эфиопскими евреями.

На границе Индии и Бирмы обитает монголоидное племя, называющее себя «менасе». В Израиле его упорно называют «бней-Менаше» (сыны Менаше, в христианской традиции Манассии, родоначальника одного из потерянных колен) и считают потомками древних евреев, угнанных в Вавилон. Их обряды имеют крайне отдаленное сходство с традициями иудаизма, однако этого хватило, чтобы объявить «менасе» отпрысками сынов Менаше.

Поскольку живут «менасе» в Индии очень бедно, то некоторые из них с энтузиазмом отнеслись к идее эмиграции в относительно благополучное еврейское государство. Вначале Министерство внутренних дел Израиля резко противилось их иммиграции, однако несколько лет назад, когда репатриация настоящих евреев на историческую родину в силу разных причин сошла на нет, согласилось на переезд «менасе» в страну – с условием прохождения ими ортодоксального гиюра. Само племя очень небольшое – примерно 7–8 тыс. человек, из них в Израиль приехали человек двести, и, как сообщают, готовятся к эмиграции еще столько же уроженцев Индостана.

Так что вполне возможно, что и «последние из чероки» однажды решат переехать из своей американской резервации на Святую землю. Им стоит лишь представить себя потомками тех, кто, опередив Колумба, заселил когда-то Новый Свет. Исраэль Орен, он же Джеймс Рэй Феддис, для себя этот путь уже давно выбрал.

27.04.2018 : 4602 :

В индейских легендах есть рассказы про странных луноглазых людей (Moon-Eyed People) с бледной кожей, которые будто бы построили некоторые одни из самых древних сооружений в Америке.

Легенды о луноглазых людях ходят среди племен чероки , которые являются одними из древнейших индейских обществ. На момент прибытия европейцев в 16 веке, чероки населяли территории штатов Алабама, Джорджия, Кентукки, Северная Каролина, Южная Каролина, Теннесси и Вирджинии на юго-востоке Соединенных Штатов.

Само происхождение племени чероки всегда было острым вопросом среди ученых. По одной из гипотез язык чероки относится к группе языков ирокезов и чероки прибыли к Южным Аппалачам из северных районов, где обитали другие племена ирокезов. По другой гипотезе чероки жили на своей территории тысячи лет.

Чероки с самого начала имели особые контакты с белыми переселенцами и они были в числе "пяти цивилизованных племен" вместе с чикасо, чокто, крики и семинолами, которые еще в начале 19 века приняли многие обычаи и достижения белых поселенцев и установили довольно хорошие отношения с соседями.

Они также рассматривались особо из-за своих загадочных легенд про бледнокожий и луноглазый народ, который будто бы когда-то обитал в Аппалачах и был изгнан чероки со своих земель.

В 1797 в своей книге американский ботаник, врач и естествоиспытатель Бенджамин Смит Бартон описывал легенды чероки и предполагал, что луноглазые были названы луноглазыми из-за того, что их глаза были плохо приспособлены к дневному свету, зато они хорошо ориентировались в темноте. Кроме того у них были и другие отличия от индейских народов.

Эти необычные статуи из Аппалачей вероятно изображают луноглазых людей

Бартон приводит слова некоего полковника Леонарда Марбери, который говорил, что когда чероки прибыли на земли луноглазых, они обнаружили там людей, которые почти не могли видеть в дневное время. Воспользовавшись этим, чероки быстро победили луноглазых и прогнали их прочь.

Помимо легенд о дневной слепоте луноглазых, рассказывалось про их очень бледную кожу и о том, что они прибыли сюда в древние времена и создали многие сооружения доколумбовой эпохи, от которых сейчас остались лишь руины. После нападения чероки, луноглазые ушли куда-то на запад и пропали.

Еще одна книга, написанная этнографом Джеймсом Муни в 1902 году, описывает "нечеткие, но стойкие легенды и традиции" о таинственных древних людях, которые предшествовали культуре чероки в Аппалачах.

Предполагается, что в национальном парке Форт-Маунтин (штат Джорджия) находится то, что когда-то были построено луноглазыми и от чего сейчас осталась лишь кучка камней, растянувшаяся на 270 метров. Но изначально это вероятно была большая каменная стена. Среди камней еще можно разглядеть вырубленные ступени.

С луноглазыми некоторые исследователи связывают и самый крупный индейский "мегаполис"- Кахокию , называя их ее основателями. Сейчас от Кахокии осталась лишь группа из 109 курганов, расположенная у города Коллинсвилль в штате Иллинойс на берегу Миссисипи.


Страницы: 1

Одним из мест, которые стоит посетить в Северной Каролине - это резервация индейцев Чероки. О второй поездке в Чероки я уже писал. А вот первое моё посещение и беглое знакомство с ним как-то осталось "за кадром".

// tm-viluy.livejournal.com


Впервые в индейскую резервацию в Северной Каролине - город Чероки - я приехал в 2012 году. Въезжал в него со стороны Эшвилла по шоссе 19, свернув на него с живописной горной дороги Blue Ridge Pkwy (Блю Ридж Парквей) . И вот тут ждал меня неприятный сюрприз - поскольку приехал я поздно вечером, практически все кафе уже были закрыты и перекусить можно было только в Waffle House и/или в купив продукты в магазине.

Чероки, или как называют его американцы ЧерокИ (ударение на последний слог), по сути, является чем-то наподобие нашей образцовой деревни с туристическим уклоном. Очень тихий городок, основной доход которого обеспечивает открытое тут в 1995 году казино Harrah"s, а также туризм и "народные" промыслы. И хотя некоторые вещи в сувенирных лавках впечатляют

// tm-viluy.livejournal.com


// tm-viluy.livejournal.com


// tm-viluy.livejournal.com


не торопитесь приобретать их из желания помочь индейским "братьям". Многие атрибуты сделаны, увы, не индейскими мастерами тружениками, а... китайцами. О чём свидетельствует небольшая бирка на изделии.

Справедливости ради, стоит отметить, что на выезде из Чероки (по 19 шоссе) есть отличный магазин, который содержит семья настоящих потомков индейцев чероки. Там можно купить сувениры, национальную одежду и даже мыло ручной работы!

В Чероки есть Museum of the Cherokee Indian, парк Ветеранов

// tm-viluy.livejournal.com


индейская деревня Oconaluftee Indian Village, национальный театр

// tm-viluy.livejournal.com


а ещё медведи. Скульптуры медведей с росписью, рассказывающей о жизни индейцев или просто с национальными орнаментами. Появились они в рамках программы поддержки местных талантов.

// tm-viluy.livejournal.com


// tm-viluy.livejournal.com


В котором «белая» группа более старших людей представляла семь кланов. По словам Пэйна, эти люди несли ответственность за религиозную деятельность , как, например, исцеление, очищение и молитвы , а места в этой группе передавались по наследству. Другая группа людей помоложе, называемая «красной», несла ответственность за военную деятельность. Военная деятельность называлась «грязной», и поэтому после битвы её участники для возвращения к обычной жизни должны были пройти очищение у представителей «белой» группы. Эта иерархия исчезла задолго до XVIII века. Причины её исчезновения обсуждались: предполагалось, что иерархия исчезла после восстания чероки против священников, известных как Ani-kutani (англ.) русск. (чероки - ᎠᏂᎫᏔᏂ, Ani- - приставка, означающая группу людей; значение части -kutani неизвестно), которые начали совершать преступления .

Другой важный источник знаний о ранней культуре чероки - материалы, написанные в XIX веке лекарями, называемыми didanvwisgi (чероки - ᏗᏓᏅᏫᏍᎩ). Материалы были написаны в 1820-х годах - после создания Секвойей слоговой азбуки для языка. Первоначально, только didanvwisgi использовали эти материалы, потому что они (материалы), как считалось, обладали необычайной силой . Позже записи были широко использованы другими представителями племени чероки.

Первыми европейцами, которых увидели чероки, были испанцы . Это произошло в 1540 году, в составе испанской экспедиции участвовал знаменитый конкистадор Эрнандо де Сото . В 1566 году испанцы вновь посетили земли чероки. Они содержали небольшие копи и плавильни в этом районе до 1690 года. Убедившись в отсутствии драгоценных металлов в землях чероки, испанцы потеряли к ним интерес. В 1629 году произошла первая встреча между представителями чероки и английскими торговцами, которые стали продвигаться на запад в Аппалачи . После образования британских поселений контакты стали постоянными.

XVIII век

На протяжении всего XVIII века чероки вели интенсивные войны с соседними индейскими племенами и белыми колонизаторами. Сначала в союзе с британцами против французов, потом против самих британцев и в конце века в союзе с британскими лоялистами против американских колонистов . В войнах с белыми чероки понесли значительные потери, но к началу XIX века им удалось отстоять и закрепить за собой обширные плодородные земли на юго-востоке США.

XIX век

К началу XIX века главенствующей религией чероки стало христианство . В конце XVIII - начале XIX века чероки сделали значительные культурные успехи, переменили кочевой образ жизни на оседлый, стали жить в современных по своему времени домах, заниматься фермерским земледелием, скотоводством и ремёслами. Они вошли в состав пяти цивилизованных племён . В 1825-1826 годах вождь племени чероки Секвойя утвердил на совете племени слоговую азбуку чероки из 85 знаков, созданную им в 1821 году, которая используется для записи языка чероки до сих пор. В 1828 году он начал издавать газету «Чероки Феникс » на языке чероки. Богатые индейцы владели плантациями и сотнями чернокожих рабов; вели аристократический образ жизни.

В начале 30-х годов XIX века под давлением властей юго-восточных штатов федеральное правительство США решило уничтожить индейские анклавы, а самих индейцев выселить на пустующие земли к западу от реки Миссисипи . Во время принудительной депортации в 1838-1839 годах, получившей название «Дорога слёз », погибло около 4 тысяч индейцев.

После депортации чероки и другие цивилизованные племена создали первую в США сеть бесплатных школ. На территории чероки к середине XIX века действовало около 30 бесплатных школ, и почти все учителя были чероки. В целом, «Территория чероки» характеризовалась одним из самых высоких уровней образования среди территорий Северной Америки.

Ещё до депортации по примеру США чероки создали собственную конституцию, свод законов, выборное правительство и президента, называемого по традиции «верховным вождём». К 1850 году на «Территории чероки» проживало около 22 тыс. человек, из которых правом голоса обладало 4 тыс. граждан (мужчин-чероки). Женщины и дети, белые (около 1 тыс. человек) и чернокожие рабы (около 4 тыс. человек) права голоса не имели.

В 1889 году разрешена иммиграция в одной части их области (территория Оклахома); в 1891 году открыта для иммиграции ещё другая часть.

Происхождение

В 1880-х годах Гораций Гэль высказал предположение, что чероки родственного происхождения с ирокезами . Впоследствии эта гипотеза полностью подтвердилась; по общепринятой в настоящее время классификации, язык чероки входит в семью ирокезских языков в качестве представителя отдельной южной ветви.

Чероки называют самих себя тсалаги (ᏣᎳᎩ, «настоящие люди»), хотя слово и не этимологизируется на основе их языка. Самоназвание созвучно экзониму Cha’la’kee («живущие в горах»), который использовали в отношении чероки соседствующие с ними до прихода европейцев чокто - народ, говорящий на языке маскогской языковой семьи .

Возможно, что чероки действительно являются потомками неких аллигеви или таллигува, о которых сохранились сведения в легендах ирокезов и алгонкинов , как о народе, ушедшем в древние времена на юг. Однако в колониальную эпоху ирокезы называли чероки Oyata’ge’ronon («живущие в стране пещер»).

Вероятно, экзоним чалаки постепенно прижился в языке чероки и приобрёл статус самоназвания, а ирокезы, помня на протяжении какого-то периода о давнем родстве с ушедшими, упоминали их в легендах уже под новым именем, ставшим со временем известным через культурные контакты между различными племенами.

Численность

Численность чероки в 1674 году составляла примерно 50 тыс. человек. Эпидемии оспы сократили чероки наполовину, и в начале XIX века численность чероки, согласно переписи, не превышала 16 тыс. человек. Последующая насильственная депортация племени на индейские территории в Оклахоме уменьшила численность народа почти на четверть. Гражданская война в США , в которой племя чероки раскололось на противоборствующие фракции, вновь уменьшила численность народа.

Перепись 1990 года выявила 308 132 чероки, из них чистокровных - 15 тыс. человек. 95 435 из них проживали в восточной Оклахоме, 10 114 восточных чероки жили в Северной Каролине . По данным переписи 2000 года, численность чероки составляла 281 069, ещё 18 793 указали принадлежность к племени чероки наряду с принадлежностью к другому индейскому племени. Численность потомков чероки, включая метисов и самбо , составляла 729 533 человек .

Зарегистрированные члены племени чероки составляют около 250 000 человек, и это одна из крупнейших индейских групп в США.

Язык

Известные представители

См. также

Примечания

  • Irwin, L, «Cherokee Healing: Myth, Dreams, and Medicine.» American Indian Quarterly . Vol. 16, 2, 1992, p. 237.
  • Perdue, Theda. «Clan and Court: Another Look at the Early Cherokee Republic.» American Indian Quarterly . Vol. 24, 4, 2000, p. 562.
  • Perdue, Theda. Cherokee women: gender and culture change, 1700-1835. Lincoln: University of Nebraska Press, 1999. ISBN 978-0-8032-8760-0 .
  • Pierpoint, Mary. «Unrecognized Cherokee claims cause problems for nation.» Indian Country Today . August 16, 2000 (Accessed May 16, 2007).
  • Sturtevant, William C., general editor and Raymond D. Fogelson, volume editor. Handbook of North American Indians: Southeast. Volume 14. Washington DC: Smithsonian Institution, 2004. ISBN 0-16-072300-0 .
  • Wishart, David M. «Evidence of Surplus Production in the Cherokee Nation Prior to Removal.» Journal of Economic History . Vol. 55, 1, 1995, p. 120.
  • Youngblood, Wayne L. Cherokee: People of the Written Word. Edison, NJ: Chartwell Books, 2008. ISBN 978-0-7858-2398-8 .
  • Doublass, Robert Sydney. «History of Southeast Missouri», 1992, pp. 32–45
  • Rollings, Willard H. «The Osage: An Ethnohistorical Study of Hegemony on the Prairie-Plains.» (University of Missouri Press, 1992)
  • О взаимоотношениях англосаксов и индейцев на территории США в начале XIX века. Поначалу статья произвела впечатление тенденциозной, однако при проверке изложенных в ней сведений все сведения подтвердились и обнаружилось кое-что еще более неожиданное (по крайней мере, для меня).

    Вот, например, что пишет википедия про индейцев чероки :
    ----------
    К началу XIX века главенствующей религией чероки стало христианство.
    ...
    В 1825-1826 годах вождь племени чероки - Секвойя (Джордж Гесс) утвердил на совете племени слоговую азбуку чероки созданную им в 1821 году, а в 1828 начал издавать газету «Чероки Феникс» на языке чероки.
    ....
    Богатые индейцы владели плантациями, вели аристократический образ жизни, владели сотнями чернокожих рабов, создали первую в США сеть бесплатных школ. На Территории Чероки к середине XIX века действовало около 30 бесплатных школ, практически все учителя в школе были чероки. В целом Территории Чероки характеризовалась одним из самых высоких уровней образования среди территорий Северной Америки.
    По примеру США чероки создали собственную конституцию, свод законов, выборное правительство и президента называемого по традиции «Великим вождем».
    ----------

    Вот так выглядел Секвойя - духовный лидер народа чероки в 1830-х годах, нечто вроде Кирилла, Мефодия, Гуттенберга и Махатмы Ганди в одном лице. Интересно, что не он получил имя в честь огромного дерева, а наоборот, дерево секвойя названо открывшим его ботаником Штефаном Эндлихером в честь гениального индейца.

    А вот так выглядела газета "Чероки Феникс" (кликабельно):

    Обратите внимание, что газета двуязычна, каждая статья присутствует в ней в двух экземплярах: на английском языке и на языке чероки. National Committee и Council, постоянно упоминаемые в текстах статей - основные органы власти государства чероки, а материал данной газетной полосы содержит перечень законов, принятых этими органами в ноябре 1825 года. В этот перечень входит, например, закон о том, какой высоты должен быть забор, чтобы проникновение на огороженную территорию считалось противозаконным. Или разъяснение, что в связи с реорганизацией легкой кавалерии, обязанности, возложенные на эти подразделения, не отменяются, а должны по-прежнему выполняться соответствующими офицерами.

    Каждый закон подписан двумя высшими лицами государства чероки - президентом Гувисгуви, также известным как Джон Росс (большинство его портретов сделаны после 1860 года, там он гораздо старше):

    и спикером парламента Ганундалеги, более известным среди англосаксов как майор Ридж:

    Pathkiller, упоминаемый в конце каждой статьи - великий вождь Нуннехидини, старый и больной, примерно как Ельцин в 1999 году, но формально сохраняющий высший пост в государстве чероки и визирующий все законы и распоряжения.

    Вот такое государство уничтожили англосаксы в 19 веке.


    Close